{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Алексей Пушкин собственник, АС «Аптека 24, Дежурная аптека» 11 сентября 2017г.
Заведующий аптекой - профессия или должность?
Как стать хорошим руководителем: учиться ИЛИ работать? Бывают ли прирожденные руководители, одаренные от природы, которым и учиться не надо? Идеальный образ заведующей: «Я-провизор» ИЛИ «Я-администратором»

О. Гончаров:

Друзья, коллеги, единомышленники, здравствуйте. Канал «Mediametrics», программа «Фармакология». И наш эфир сегодня посвящён теме «Заведующая аптекой - профессия или должность». Сегодня у нас в гостях Лада Бравве - генеральный директор аптечной сети «Лада-доктор». Здравствуйте, Лада

Л. Бравве:

Здравствуйте, Олег.

О. Гончаров:

По традиции мы попросим Вас немножко рассказать о себе: как давно Вы на фармацевтическом рынке, что удалось достичь, чем можно похвастаться, чем гордитесь?

Л. Бравве:

На фармацевтическом рынке давно, с 2001 года. В 2004 году мы открыли нашу первую аптеку – это был не очень удачный опыт. Почему «Лада-доктор»? Потому что у нас был знакомый такой, его все знали, сейчас его нет - это была индийская фирма. Он сказал назвать «Лада-доктор». В Индии все, что доктор – все хорошо». Вот так уже много-много лет «Лада-доктор» работает. В 2001 году я работала в другой сети аптек, которая сейчас очень большая, известная. А потом мы отделились и занялись своим проектом.

О. Гончаров:

Вам доставляет радость этот проект сейчас?

Л. Бравве:

Я, наверное, всегда хотела быть доктором, и судьба сложилась, что я не окончила медицинский институт, но работаю с людьми в белых халатах. Получаю удовольствие, огромное.

О. Гончаров:

Спасибо, Лада. И ещё один гость в нашей студии - Алексей Пушкин - владелец и генеральный директор аптечной сети «Аптека 24 – Дежурная Аптека». Алексей, здравствуйте.

А. Пушкин:

Здравствуйте.

О. Гончаров:

Я уверен, Вам есть, что сказать про заведующих. Про то, является ли эта позиция профессией либо должностью.

А. Пушкин:

Я думаю, что всем, кто занимается работой на фармацевтическом рынке, есть, что сказать про заведующих. Потому что это сложная, больная тема. У нас в сети практически в каждой аптеке есть своя заведующая. Это моя принципиальная позиция, я считаю, что так и должно быть.

О. Гончаров:

Алексей, хороший руководитель в аптеке – это кто? Какими компетенциями, опытом он должен обладать?

А. Пушкин:

Здесь достаточно сложно, потому что очень многие люди обладают большим набором компетенций, которые подходят для того, чтобы быть заведующей. Но не каждый такой человек действительно может успешно управлять аптекой. Здесь нужен ещё и набор качеств личных, профессиональных. Это должен быть человек-мастер в своей профессии. Заведующим должен быть самый лучший специалист в этой аптеке. К этому специалисту могут обратиться все фармацевты, которые там работают, и получить максимально четкую консультацию. Он может рассказать о новых препаратах, новинках, как эти препараты применять, что нужно к этим препаратам допродать. 

Знания его должны быть не просто хорошими и академичными, он ещё должен их правильно преподносить. Это уже талант. Этот человек должен обладать набором личных качеств, которые позволят ему зажечь людей, которыми он управляет. Если этого не произойдет, если он не вовлечет их в этот процесс, то успеха этой аптеке ждать не придется.

О. Гончаров:

Где искать заведующих? Таких сейчас нет?

Л. Бравве:

Сейчас в слово «заведующая» вкладывается другой смысл. Заведующая - это еще со времен, когда было Главное аптечное управление, когда там заведующих готовили. Ели это было фармацевтическое училище, то там фармацевт должен был пройти стадии, чтобы получить в заведование аптеку по Москве, третей категории какой-нибудь. Ранее заведующая никогда не занималась выручкой. Ей всегда могли дать дефицитный товар. У заведующей было несколько замов.

Кто такая заведующая? Раньше она заказывала товар, это был дефектурный журнал, который писался от руки. Сейчас эта функция снята. Я считаю, это еще и фарм. порядок, это надлежащие аптечные практики, которые у нас введены, которые исчезли. Появилось очень большая плеяда «я могу заведовать». Это амбиции.

А заведование – это достаточно тяжелый труд. Это сложная профессия. Сейчас, наверное, этому уже не учат. Только вот если такие энтузиасты, собственники. Если в аптеке есть заведующая – это человек, который очень любит эту аптеку. Который горит на работе, знает свои остатки, очень хорошо коммуницирует с персоналом. Сейчас большая проблема с персоналом, с обучением.

О. Гончаров:

Стоит ли оставлять функцию заведующей? Ведь у нее есть некая интуиция, есть понимание конкретного места, понимание конкретных покупателей, их потребностей. Должна ли заведующая дальше участвовать в этих функциях?

Л. Бравве:

Заказ товара – палка о двух концах. С одной стороны, можно предположить, что компьютер ошибается. Это мы часто видим, это иногда приводит к серьезным финансовым потерям. Часто были случаи, когда программы с автоматически настроенным ценообразованием расценяли товар в 2-3 % на протяжении длительного периода, потом непонятно собственнику, что делать, как платить.

А. Пушкин:

Так же и люди ошибаются. Люди ошибаются, наверное, намного чаще. Но менее болезненно. Поэтому здесь на все надо смотреть. Если у заведующих есть функция заказа товара и есть функция ценообразования, то за этим очень надо следить, людям надо четко объяснять, с ними надо очень серьезно работать. Работать ежедневно, чтобы они понимали, какие задачи перед ними ставятся, чего от них хотят, насколько это ценообразование важно. Почему собственники сейчас боятся этого делать? Они боятся, потому что заведующей выгодно все продавать дешево.

О. Гончаров:

А чему нужно учить? А есть ли заведующие от природы?А. Пушкин:

Человек родился уже в шапочке фармацевта? С гигрометром в руках и с сертификатом специалиста? Разумеется, надо учить. Другое дело, что есть институт, в котором дают образование академическое: им рассказывают, что это за препараты, рассказывают химию. Сейчас людей найти очень сложно, люди приходят уже такие учёные, что их очень серьезно надо переучивать под себя. На собеседованиях самый основной момент – понять, что за человек. Зажигательный ли он человек, возможно ли его обучить, потому что есть кадры очень профессиональные, но очень упрямые и необучаемые. И на таких время лучше не тратить вообще.

О. Гончаров:

Идеальный образ заведующей - это «я – провизор» или «я-администратор»? Чего должно быть больше?

Л. Бравве:

Я бы сказала, что заведующая аптекой – это администратор. Вернусь к надлежащим аптечным практикам – их никто не отменял. Был период, когда строились рыночные отношения, сейчас все аптечные практики утрачены. Сотрудники, которые работают у нас в сети, работали при Советском Союзе. Они, успешно учась в Сеченовской фармацевтической, заканчивали фармфак. Они ещё заведовали большими аптеками, с отпуском серьёзных препаратов онкобольным. И что за 25 лет случилось - я вообще не понимаю.

О. Гончаров:

 А на Ваш взгляд, Алексей: «я – администратор» или «я – провизор»?

А. Пушкин:

У заведующего должны быть максимальные знания. Это человек, который может выйти за первый стол и показать мастер-класс, что все остальные фармацевты поймут: им есть, к чему стремиться.

Заведующий аптекой должен быть высокообразованным человеком, всегда готовым помочь работникам аптеки и покупателям

О. Гончаров:

А есть такие заведующие, которых мы сейчас описали?

Л. Бравве:

Где-то, наверное. Мне кажется, сейчас заведующая должна иметь маркетинговую активность. Я за надлежащие аптечные практики. Я сама не провизор, и мне всегда было интересно, как можно в аптеке, где 10-12 тысяч наименований, всё красивенько, всё чистенько, ни пылиночки.

О. Гончаров:

Бывает, заведующая ведет себя достаточно авторитарно. Или это редкое явление?

А. Пушкин:

Бывает. Но иногда у очень жесткого, авторитарного человека получается очень хороший результат. Намного лучше, чем у человека, который является профсоюзным лидером. Я недавно статью читал, один из предпринимателей говорил, что людей мотивирует пинок. Людей мотивирует не финансовая мотивация, а страх потерять рабочее место. На сегодняшний день это присутствует. Даже учитывая то, что в нашей отрасли фармацевты востребованы.

Л. Бравве:

Я думаю, что влияют не деньги, а условия работы. Если это небольшая аптечная сеть – это и коммуникация с руководством, и уважаемые люди. Это ежемесячные премии за самую большую выручку, за выполненный план.

О. Гончаров:

Нужны ли заведующие сейчас? Л. Бравве:

Я считаю, что нужны, однако это очень сложно. Поэтому многие сети идут по пути просто на 3 аптеки, на 5. Типа мини-управляющего. Это не заведующий, это управленец. Потому что ассортиментный перечень не нужно, заказ товара не нужен. Я не беру сейчас большие аптеки с уникальными ассортиментами, а самые стандартные. Все уже есть в матрице. Есть дозаказ, поэтому очень сложно контролировать, чем занимается заведующая. Если раньше она сидела в компьютере и делала заказ, но почему-то «Но-шпы» могло не быть, «Пенталгина» - нет. Но это в далекие времена. Сейчас все это есть. Поэтому что она делает – не вполне понятно. Должен быть регламент заведующей, чем она должна заниматься в свой длительный рабочий день с 9 до 18.

А. Пушкин:

Здесь в дискуссии сформировалось и мое мнение. Мне хотелось бы иметь индивидуальную не только аптечную сеть, но и аптеку. Чтобы каждая аптека действительно была индивидуальной. Поэтому я мечтаю, чтобы у меня во всех аптеках работали профессиональные заведующие, я буду к этому стремиться до тех пор, пока у меня на это хватит сил и желания. Но со стандартом ничего хорошего не добьешься.

О. Гончаров:

Какими будут функции заведующих?

Л. Бравве:

Сейчас функции у заведующей номинальные, они нигде не прописаны, но они не исполняются. Алексей видит одно в заведующей, вы говорите о другом, я вообще о третьем. Должностные инструкции, обязанности, чему учат в институте, должно, наверное, измениться с веянием времен.

О. Гончаров:

Аптека – это сложный организм, и управлять им крайне сложно, поэтому внутри должны быть ответственные люди, которые этой идеей сильно больны в хорошем смысле слова. Они пытаются создать правильное, но в то же время уникальное предложение для своего покупателя. Такими они и должны быть, надеюсь, они уже есть среди нас. Наша программа подходит к своему логическому завершению, по традиции я попрошу наших гостей сказать несколько пожеланий нашим внимательным слушателям. Алексей, начнем с Вас.

А. Пушкин:

Я желаю, чтобы все люди, какой бы профессии они не были, в этой профессии развивались, никогда не стояли на месте и стремились к большим высотам. Тогда я думаю, что у всех у нас будет все хорошо.

Главное желание для людей любой профессии – двигаться вперед. 

О. Гончаров:

Развивать себя, овладевать новыми качествами, компетенциями, и не ждать, пока вас попросят ими овладеть, а понимать, что нужно горячо любимому покупателю. Ваши пожелания, Лада.

Л. Бравве:

Не добавить и не убавить. Только мирного неба нам всем над головой. Над фармацевтическими организациями и аптечными. Теплой осени теплого дождя и бабьего лета

О. Гончаров:

Спасибо большое, коллеги. Всего доброго, до свидания, до новых встреч.