Л. Каримова:
Сегодня мы продолжим тему от 28 августа о риск-ориентированной модели государственного контроля надзора, как тест на добросовестность медицинских организаций. Тему риск-ориентированного государственного контроля надзора мы продолжим с удивительным специалистом. Я приветствую Светлану Саяпину, эксперта Центра стратегических инициатив «Частное здравоохранение», заместителя исполнительного директора по правовым вопросам Национальной Ассоциации медицинских организаций.
Светлана Михайловна, если подвести итог предыдущей программы, то мы можем говорить;
А) о законодательном введении нового подхода государственного контроля надзора, и
Б) несмотря на то, что медицинская деятельность является источником повышенной опасности, медицинские организации при соблюдении обязательных требований могут быть отнесены к категории низкого риска, если конечно я правильно поняла.
С. Саяпина:
Да, все правильно. Я прошлый раз на это внимание обращала, что при соблюдении обязательных требований медицинская организация действительно может быть отнесена к категории низкого риска. Давайте вспомним итоги прошлой передачи. Мы говорили о том, что закон с 1 января 2017 года изменился. Также разобрали, что государство внедрило риск-ориентированный подход к государственному контролю (надзору), в том числе в целях снижения издержек юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В свете того, что наша тема еще содержит вопрос «Тест на добросовестность медицинских организаций», мы рассмотрели прямую связь добросовестности медицинской организации с уровнем правосознания и уровнем зрелости управления, развития медицинской организации. Определили, что такое для нас норма? Что мы выбираем? Какие действия организует для нас та или иная ценность и так называемая норма? Норма нарушать или норма соблюдать? Соответственно у каждой нормы, мы говорили так же, есть своя реализация. Если мы выбираем норму нарушать, то у этой реализации есть свои последствия. Соответственно, за гипотезу мы взяли предположение, что мы не хотим, чтобы нас проверяли. Такая возможность действительно определена, если медицинская организация будет отнесена к категории низкого риска. Данные условия уложены в Постановление Правительства Российской Федерации о государственном контроле качества безопасности медицинской деятельности №1152. Повторюсь, также мы рассматриваем на примере Росздравнадзора вновь введенный подход государства к контролю (надзору).
Мы также говорили, что сам риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности, формы, продолжительности, периодичности будет определяться отнесением медицинской организации к определенной категории риска. Еще мы проговаривали, что с 1 января 2017 года соответствующие законодательные изменения становятся репутационно и финансово значимой движущей силой, понуждающей организаторов медицинских организаций, медицинского бизнеса, руководителей медицинских организаций начать соблюдать обязательные требования. Мы проговорили, в том числе, на примере, каким образом мы можем соблюдать обязательные требования, приняв определенное решение для отсутствия проверок.
Мы рассматривали на примере смыслотеки, как добраться до смысла и передать другому, почему значимость соблюдения обязательных требований для нас слишком, на сегодняшний день, актуально. В этой схеме мы проговаривали, за гипотезу мы взяли стратегическое видение, что мы не хотим, чтобы нас проверяли. Соответственно, мы поставили перед собой бизнес-задачу выйти на уровень категории низкого риска, для нас это принципиально важно. Следующим шагом мы вырабатываем коммуникационные задачи, которые позволяют нам преодолеть инерцию мышления, и выходим на коммуникационное решение. Что самое главное в этом коммуникационном решении? Мы еще и определяем, что у нас есть некая цикличность, создание некой системы, которая позволяет нам выявить все риски, которые есть у нас, все недочеты, которые у нас могут присутствовать, проанализировать, составить план, контроль, и выйти на улучшение. Это всё бесконечно работающая система на примере непрерывного медицинского образования, наподобие его.
Что у нас, как правило, «отваливается», если можно так сказать? Кто у нас целевая аудитория? Мы постоянно забываем о нашем пациенте. Какую ценность мы продаем? Почему я говорила о том, что продаем, говорю и продолжаю говорить? Потому что, на самом деле, медицинские услуги у нас всегда универсально возмездны: платит ли за нее пациент, оплачивается ли со средств обязательного медицинского страхования, в любом случае в этой же части подкрепляет мое видение и закон о защите прав потребителя, который защищает права пациента именно как потребителя. Соответственно, важная часть, которую бы нам перестроить в организации риск-ориентированного подхода государственного контроля (надзора) – это, конечно же, ориентироваться на ценности пациента, улучшения его жизни. Тот самый клиентский сервис. Почему нам это важно? Потому что, какой сервис, и в каких условиях, сервис будет выбирать этот пациент? Какую категорию риска будет выбирать пациент? Это все зависит от того, к какой категории будет отнесена медицинская организация.
Эта формула – стратегическое видение, коммуникационная задача, коммуникационное решение – позволяет достигать результата при минимальных усилиях, как гласит смыслотека. Ведь, она вовлекает, принимает энергию людей, вместо того, чтобы преодолевать сопротивление инерции мышления. Что такое инерция мышления? Мы её в практике всегда встречаем, как правило: «Мы так делали всегда, нас проверяли, нам за это ничего не было, так делают все». Собственно, инерция мышления, нежелание уйти от текущих представлений и убеждений так же критично, как равно выбрать «нормы нарушать». Опять же, обратите внимание на наши принципиальные задачи, которые стоят перед медицинской организацией в применении риск-ориентированного подхода: это необходимость создания систем, как мы уже проговорили - определенная цикличность. Это система управления рисками, это система управления персоналом в медицинской организации, что у нас, к сожалению, на сегодняшний день является проблемной зоной. Почему-то у нас управлению персоналом не уделяется должного значения. Как правило, этой системы нет. Также важна и система создания внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Это три постулата, которые, как раз, не позволят медицинской организации перейти в статус недобросовестного субъекта рынка медицинских организаций, что принципиально важно. Если в кратком сухом остатке, у нас есть требование времени и понимание возможного решения для отсутствия проверок, как вариант адаптации к изменениям законодательства.
Формула трех шагов – стратегическое видение, коммуникационная задача, коммуникационное решение – позволяет достигать результата при минимальных усилиях
Л. Каримова:
Светлана, скажите пожалуйста, возможно ли подать юридическим лицом заявление об изменении присвоенной ему ранее категории риска или класса категории опасности?
С. Саяпина:
Да, такая возможность предусмотрена статьей 8-1 Федерального Закона №294ФЗ. Определено, что правила отнесения деятельности юридических лиц индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска определяются правительством Российской Федерации. Указанные правила должны предусматривать возможность подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем заявления об изменении присвоенных им ранее категорий риска. В нашем случае именно категории; есть еще класс опасности, но мы его определили тоже на прошлой передаче.
Постановление утверждено правительством Российской Федерации 17 августа 2016 года №806. Оно гласит о том, что юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, являющиеся заявителями, вправе подать в орган государственного контроля (надзора) заявление об изменении присвоенной ранее их деятельности категории риска. Заявления, конечно же, должны содержать определенные требования, определенные данные, мы на них останавливаться не будем. К заявлению должны прилагаться документы о соответствии деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя критериям отнесения к определенной категории риска, на присвоение которой претендует заявитель. Здесь очень важная часть: мы должны подкрепить наше заявление доказательством, которое свидетельствует о том, что мы имеем право претендовать на эту категорию, более низкого класса – конечно, мы будем стремиться к более низкому классу категории риска.
Далее, орган государственного контроля (надзора) рассматривает заявление, оценивает представленные документы как поданные нашим заявителем, медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем. Рассматривает также все данные, которые находятся у него, органа контроля (надзора), в течение 15 рабочих дней. По истечении, или в течение 15 рабочих дней заявление подлежит удовлетворению, принимается одно из 2-х следующих решений - удовлетворение изменения категории риска, либо отказ. Сообщает орган контроля (надзора) в течение 3 рабочих дней, есть 2 пути: либо почта, либо электронная почта; там есть некоторые особенности, на них останавливаться не будем. В случае отказа юридическое лицо, индивидуальный предприниматель имеют право обжаловать решение в административном, либо судебном порядке.
О чём мы должны помнить, как заявитель? Мы помним, что у нас есть периодичность для плановых проверок объектов государственного контроля. У нас есть самая высокая категория - это категория чрезвычайно высокого риска. Проверке подлежат медицинские организации один раз в календарном году – ежегодно, обратите внимание. Не перечисляя все прочие категории, умеренного риска – не чаще чем один раз в 6 лет. В отношении объектов, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся. Не перечисляем, но помним, что повышение категории риска зависит от того, есть ли у нас привлечение к административной ответственности, есть ли у нас выявленные нарушения при внеплановой проверке. Внеплановая проверка может быть вне зависимости от проведения и периодичности плановых проверок, мы помним. Также выявленные недоброкачественные, фальсифицированные, контрафактные лекарственные средства и данные фармаконадзора. Следующие условия для понижения категории риска: есть ли привлечение к административной ответственности, которая влияет на понижение; есть предписание, которое играет ключевую роль и не зависит от того, была привлечена медицинская организация к административной ответственности, или нет; отсутствие нарушений при внеплановой проверке. Всё перечисленное мы будем принимать во внимание, когда будем оформлять и подавать соответствующее заявление.
Тут самый главный вопрос, как это будет работать? Сколько уже лет мне математически непонятно, когда я изучала эти документы, идет медицинская организация на понижение риска к той, при которой плановые проверки проводиться не будут. Или другой вопрос: можно ли с категории чрезвычайно высокого риска сразу перейти на категорию низкого риска? Пока что у нас есть грубое ранжирование, которое применяется Постановлением Правительства №1152. В нем содержатся цифровые показатели, по которым можно вычислить самостоятельно свою категорию риска, понять уже сегодня, к какой категории риска мы относимся. Есть рекомендации Росздравнадзора, как снизить категорию риска. Они рекомендуют, конечно же, не допускать привлечения к административной ответственности. Если допускать, то стараться ее оспаривать. Тут момент такой: главное, чтобы было с чем оспаривать. Потому что, когда грубые нарушения лицензионного требования налицо, то совершенно, порой, невозможно иметь результат решения в пользу медицинской организации. Росздравнадзор рекомендует исключить те виды работ и услуг, которые заявитель не оказывает. Это снизит суммарный показатель риска, и оформить новую лицензию.
Кстати, к вопросу, опять же – часто встречается, что медицинская организация действительно не осуществляет тот вид, который заявлен в лицензиях, тут как раз к принятию решения. В случае, если даже этот вид заявлен, мы должны полностью соблюдать все требования, иметь, в том числе, работников или вакантные ставки – это маленькое отступление. Категории риска медицинских организаций Росздравнадзор будет пересчитывать каждый год при формировании плана проверок на следующий календарный год, учитывая открытые вопросы, которые на сегодняшний день не дают полную картинку, как это будет работать. Каким образом мы можем менять эту категорию? Как быстро мы снизимся положительно для нас, выгодная для нас категория? Мы можем задать вопросы руководителям центра мониторинга клинико-экономической экспертизы Федеральной службы в сфере здравоохранения Игорю Владимировичу Иванову и Олегу Рудольфовичу Швапскому на нашем совместном семинаре, который мы планируем к проведению с Национальной Ассоциацией медицинских организаций 11 декабря. Программа семинара разрабатывается, после 15 сентября можно будет посмотреть на нашем сайте национальных организаций медицинских ассоциаций. Тема семинара будет «Риск-ориентированная модель государственного контроля (надзора)» и «Совершенствование медицинской организацией системы внутреннего контроля качества безопасности медицинской деятельности». На сегодняшний день вопросы, конечно же остаются.
Л. Каримова:
От руководителей медицинских организаций мы часто слышим о том, что, как бы ты не организовал медицинскую деятельность в своей медицинской организации, все равно, проверяющие приходят либо с целью найти и наказать, либо с целью не искать нарушения и договориться. Все говорят об этом достаточно открыто и прямо. Есть ли смысл что-то делать, что-то соблюдать? Соблюдать обязательные требования, если они все равно придут, либо найдут и накажут, либо не будут искать и, как вариант, договорятся. Практически, от каждого это слышишь, поэтому, хотелось бы у вас спросить: будет ли такой механизм работать, или уже не получится договориться? Не дешевле будет заплатить за штрафы?
С. Саяпина:
Да, это очень значимый вопрос. Часто его задают, и имеется пессимистический настрой, что риск-ориентированная модель контроля (надзора) - это неработающий инструмент, что в нашей России все равно найдут лазейки. Что, в любом случае, найдут как обойти. Это часто обсуждается. Тут, конечно же, вопрос той самой добросовестности и правосознания. Но, одновременно мы уже проговорили, что обязательные требования, все-таки, соблюдать важно, хотя пессимистический настрой я также понимаю.
К вопросу имеющей место болезненной палочной системы, когда нас привлекают к ответственности, я бы хотела в качестве примера привести ситуацию, связанную с приказом №121Н, который якобы утверждает требования, которыми мы должны руководствоваться. Но требования в этом приказе не содержатся. При этом приказ прямо создает условия для причинения вреда медицинским организациям. Почему? Потому что медицинские организации, на самом деле, должны догадаться (даже если это нигде не написано) о том, что они должны заявить тот или иной вид, например, «организация здравоохранения» или «общественное здоровье», только потому, что у них есть главный врач в работе. Или, например, они для собственных нужд производят дезинфекционные работы, они без этого не могут, но при этом у них нет лицензии на дезинфектологию. Они не догадались ее заявить, хотя суд отмечает, что ничто не мешало медицинским организациям заявить.
Получается, что мы должны руководствоваться документом, который не содержит те самые сведения. В этом документе нет критериев, правил организационного, функционального, иного характера для работ, услуг в различных, установленных приказом условиях оказания медицинской помощи. Кстати, я проанализировала практику из 30 дел. Я взяла за период с 2014 по 2016 годы, у нас наказаны медицинские организации на 1 092 000 рублей за нарушение мнимых требований. То есть медицинские организации должны были догадаться о том, что они должны были лицензироваться. Но, при этом суды же отмечают в своей практике – те суды, которые не привлекли медицинские организации, их очень мало. Как правило, суды друг за другом переписывают те или иные формулировки, по которым укладывают и вменяют привлечение ответственности за осуществление деятельности без лицензии. Так вот, несколько округов отметили, что данный приказ дополняет перечень работ, услуг, что, опять же, находится за пределами полномочий органа, который установил. Получается, что у нас это все противоречит риск-ориентированной модели.
Конечно, риск-ориентированная модель направлена на снижение издержек юридических лиц, но не только о которых мы проговорили: соблюдаем обязательные требования, значит, нас не привлекают, значит, мы не несем финансовые потери. Но, я очень надеюсь, что риск-ориентированная модель также направлена на пересмотр правовой базы, пересмотр обязательных требований, исключение тех нормативных правовых актов, которые неточны, их невозможно соблюдать. У нас получается потрясающая ситуация: несколько лет организации работают по приказу, который содержит мнимые требования. Очень болезненная для меня тема и яркий, живой пример.
Внедряемая риск-ориентированная модель направлена на пересмотр правовой базы, исключение НПА, которые неточны, их невозможно соблюдать
Завтра у нас будет рассмотрение еще раз одного из слушаний по данному приказу, по №121Н. Национальная Ассоциация медицинских организаций привлечена в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых обстоятельствах. Это федеральная антимонопольная служба. Посмотрим, какой у нас будет результат. Этим же приказом, 121Н, пользуются территориальные фонды обязательного медицинского страхования и штрафуют, взыскивают с медицинских организаций за нецелевое расходование. Из 50 дел, которые я провела на практике, порядка 26 миллионов рублей с лишним. То есть у нас требований нет, но приходят и говорят: вы работаете в условиях дневного стационара, а у вас лицензия от 2012-го года, условия дневного стационара там не написаны. Достаточно большой объем денежных средств; действительно, очень большое давление получается на медицинские организации таким образом.
Вернёмся к риск-ориентированной модели. На Сочинском экономическом форуме в 2016-м году ответственность за организацию работы правительственной комиссии по координации деятельности, открытого правительства Михаил Анатольевич Абызов рассказал о трех основных задачах, которые они хотят решить, приступая к реформе контроля и надзора. Первая задача - это повысить безопасность для жизни и здоровья граждан. Снизить материальный ущерб, который происходит по вине свершившихся, реализовавшихся рисков. Здесь, как раз, с моей стороны могу добавить, делается акцент на профилактику нарушений, недопущения реализаций тех или иных рисков.
Вторая задача, как раз, в свете приведенного мною примера. Они ставят задачу радикально снизить административную нагрузку на бизнес по выполнению обязательных требований по выполнению контроля (надзора). Для этого необходимо пересмотреть всю систему обязательных требований, обеспечить ее актуализацию. Сегодняшний бизнес обязан выполнять нормы, которые составлены еще во времена СССР, РСФСР, многие из них являются просто устаревшими. К слову сказать, я заглянула в 294ФЗ и мы видим, что ограничения вступают в силу с 1 июля 2017 года. Органы надзора получили ограничение при проверке, они не только не могут проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, но и также выполнение требований нормативных документов, обязательность применения которых не предусмотрена законодательством Российской Федерации. Это к вопросу актуальности, кстати. Руководствоваться тем самым приказом Росздравнадзора от 27 апреля 2017 года №4043 – я уже говорила, что это не очень корректный приказ. Здорово, что он есть, но с ним очень сложно работать. Надо заглядывать и в №1248 по определенным причинам, чтобы понимать, как в этом массиве обязательных требований разобраться и к какой части отнести, что должно работать и какие обязательные требования мы должны соблюдать.
В силу уже имеющих место изменений несоблюдение медицинской организацией обязательных требований чревато отнесением ее к категории нежелательной категории риска. Получается, мы можем сомневаться: соблюдать - не соблюдать, сетовать на ту систему, которая тоже бывает не всегда к нам положительно настроена. В любом случае, все равно это будет вердиктом для нашей медицинской организации по категории риска. Мы уже обратили внимание, что, когда нас привлекают к административной ответственности, когда у нас есть предписание, это будет в минус медицинской организации.
Соответственно, третья задача, о которой говорил М.Абызов. Они должны повысить качество работы машино-контроля надзора. Это, с одной стороны, оптимизация структуры контрольно-надзорных ведомств, с другой стороны - это внедрение информационных технологий, без которых система контроля (надзора) на сегодняшний день не может существовать. На сегодняшний день мероприятие по проверке сопряжено с визитом представителя контрольно-надзорного органа к предпринимателю, хотя технологии позволяют внедрить систему, при которой взаимодействие контроля (надзора) и соответствующего подконтрольного субъекта возможно дистанционно, путем доступа к информационным индикаторам риска. Это еще один из значимых терминов в 294ФЗ. Тем самым индикаторам риска будет нарушение обязательных требований.
Сегодня возможно дистанционное взаимодействие организации контроля (надзора) и подконтрольного субъекта
Л. Каримова:
Светлана Михайловна, скажите, пожалуйста, что такое информационные индикаторы или индикаторы риска нарушения обязательных требований? Могут ли индикаторы риска нарушения обязательных требований, свидетельствовать о вероятности несоблюдения этих обязательных требований? Можно ли судить по индикатору о том, что медицинская организация, действительно, не соблюдает обязательные требования?
С. Саяпина:
Используемое в 294ФЗ понятие «индикаторы риска нарушения обязательных требований» определено как утверждаемые параметры, соответствие которым, или отклонение от которых может быть выявлено при проведении указанных пунктом 3-7, части первой, статьи 8-3 294ФЗ мероприятий по контролю взаимодействия с юридическими лицами. Сами по себе индикаторы не являются доказательством нарушения обязательных требований, но свидетельствуют о высокой вероятности такого нарушения и могут являться основанием для проведения внеплановых проверок или иных мероприятий по контролю, согласно положениям о видах Федерального государственного контроля, а в данный момент мы рассматриваем №1152 на примере Росздравнадзора. Использование индикаторов риска нарушения обязательных требований, как раз, может быть предусмотрено. Они разрабатываются, утверждаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющим соответствующие функции.
Но, если обратиться к статье 8-3, пункты 3 – 7, для нас будет больше всего интересен пункт 5: наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы медицинской организации. Также пункт, к которому я всегда привлекаю внимание, и обращаю внимание: наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети Интернет. Здесь имеется в виду без взаимодействия с юридическим лицом. Буквальным образом, наши сайты могут быть открытым окном или дверью для внеплановых проверок, что очень небезопасно. Вспомним Уоррена Баффета, что он определяет, если провести аналогию: «Если вы себе позволяете быть недисциплинированными в мелочах, то, наверняка, проявите недисциплинированность и в важных вещах». Это к вопросу, почему важно, чтобы на сайте, к которому предъявляются требования очень давно, последний приказ №956Н, в 2015-м году в марте еще вступил в силу. У нас на сегодняшний день все равно в этом присутствует пробел.
Пункт 7 - это наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности или о действиях юридического лица, обязанность по предоставлению которой возложены на такие лица, и так далее. Суть в чем? Без взаимодействия с юридическим лицом, путем наблюдения, по индикаторам риска нарушения обязательных требований мы можем получить соответствующие для нас последствия, а внеплановая проверка не всегда для нас, не всегда мы к ней готовы, можем так сказать, если небезопасна. На сегодняшний день эти параметры не утверждены. Но, опять же, обращу внимание, точно лучше сейчас выстроить работу на опережение. Максимально привести в порядок все свои дела, чтобы потом не было неожиданностью, быть добросовестным субъектом рынка.
Л. Каримова:
Светлана Михайловна, скажите, пожалуйста, кем и как проводится профилактика обязательных требований и проводится ли вообще такая профилактика?
С. Саяпина:
Мы говорили неоднократно, что №294ФЗ и риск-ориентированный подход к государственному контролю надзора, как раз, в первую очередь ориентирован на профилактику. Внедряемая система, модель этого государственного контроля надзора направлена на предотвращение нарушения обязательных требований, ущерба, причинения вреда жизни и здоровью граждан. Также внедрение превентивного контроля, предупреждающего, система профилактики нарушений. Значительная часть, мне она больше всего нравится - это исключение, так называемой, палочной системы отчетности.
Мне, конечно, было интересно, с какого времени у нас появилось слово «профилактика» в законе 294 ФЗ. Ее не было еще в 2011 году, 2013. 3 июля 2016 года внесено было изменение, где слово «проверки» были заменены словами, вернее добавлены: что «посредством организации проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей» добавлено «организация и проведение мероприятий профилактики нарушений обязательных требований и мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями». Соответственно, порядок организации осуществления устанавливается, опять же, нашим положением №1152. Обращу еще раз внимание: мы все можем посчитать на сегодняшний день, к какой категории риска отнесена наша медицинская организация. Я так сделала. Я сейчас провожу аудит, соответственно я высчитала, что мы относимся к низкой категории риска. Мы понимаем, что это не наша заслуга, просто так получилось. Мы уже поставили цели, мы уже разработали наше стратегическое видение и прочие шаги, чтобы не допустить перехода нас на более высокий уровень. Профилактика нарушений обязательных требований проводится посредством проведения соответствующих мероприятий.
Л. Каримова:
Скажите, пожалуйста, есть ли общие требования к организации и осуществлению мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, которые медицинская организация должна выполнять?
С. Саяпина:
Да, такие требования существуют. Это статья 8-2 294ФЗ, которая гласит, что в целях предупреждения нарушений юридическими лицами обязательных требований, устранения причин, факторов, условий, способствующих нарушениям обязательных требований, органы контроля (надзора) осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, но в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений. Мы будем иметь честь читать эти программы, знать эти программы. Что делают у нас еще органы контроля (надзора)? Они обеспечивают размещение на официальных сайтах в сети Интернет для каждого вида государственного контроля (надзора) перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых будет проверяться предметом государственного контроля (надзора). Это наш приказ №4043, у Роструда уже утверждены такие перечни, и не только. Сегодня мы говорим о Росздравнадзоре, поэтому, действительно, это внедряется в практику, этим уже можно пользоваться, что очень полезно.
Еще один момент, очень немаловажный и очень интересный. Органы государственного контроля (надзора), что прямо в законе указано, осуществляют информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведение семинаров, конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации. В случае изменения обязательных требований они распространяют комментарии о содержании иных нормативных правовых актов, устанавливающие эти обязательные требования, сроках и порядке вступления их в действие. Также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение, обеспечение соблюдений обязательных требований.
Здесь для нас очень болезненный вопрос - это Постановление Правительства Российской Федерации №1327, кто в курсе, не буду называть профиль, который выделяется из акушерства и гинекологии. Оно вступает в силу в декабре. Получается, что медицинские организации, которые хотят получить лицензию на этот выделяемый профиль, на сегодняшний день не имеют такой возможности. Внесенные изменения в 291, тот же 1327 – это переходный период, необходимые технические, организационные мероприятия они не содержат. Получается очень много вопросов от медицинских организаций. Как дальше быть? То ли им отказывать в этой помощи, то ли про незаконную медицинскую деятельность даже заговаривать. Мы будем писать письмо и обращаться от имени Национальной Ассоциации медицинских организаций, руководствуясь возможностью и обязанностью наших органов контроля (надзора), чтобы они нам разъяснили, как быть. Возможно, будут внесены какие-то изменения.
Л. Каримова:
Может быть, будет промежуточный период?
С. Саяпина:
Конечно, потому что тема, профиль достаточно социально болезненный и значимый, но на сегодняшний день, по факту, по сути будет незаконная медицинская деятельность. Либо таковой не будет вообще, что, наверное, тоже неправильно, ситуации бывают разные.
Л. Каримова:
Это уже будет нарушение прав пациентов, которые имеют право.
С. Саяпина:
Упущенные сроки, потому что деятельность, как раз, связана со сроками.
Предостережения. На предостережениях мы не останавливаемся, так как к медицинским организациям они не всегда будет относиться, но изучить тему «предостережения» можно непосредственно в 294 ФЗ, пункт 8-2.
Л. Каримова:
Я хочу сказать спасибо Светлане Михайловне за столь подробный анализ риск-ориентированной модели государственного контроля (надзора) при осуществлении проверок медицинских организаций. Спасибо вам большое, Светлана Михайловна.