Ю. Наполова:
Добрый вечер, дорогие друзья, сегодня, как обычно в понедельник «АртКапитал», говорим про культуру и бизнес. В студии Юлия Наполова и Антон Меркуров, и у нас в гостях Маргарита Пушкина, основатель и директор международной ярмарки современного искусства Cosmoscow. Маргарита, спасибо большое, что нашли время к нам прийти в эти активные предъярмарочные дни, поскольку открытие пятой Вашей юбилейной ярмарки уже, буквально, через пару недель.
М. Пушкина:
Да, ярмарка пройдёт в этом году с 8 по 10 сентября, как и раньше в Гостином дворе, мы всех приглашаем.
Ю. Наполова:
Отлично.
А. Меркуров:
А что это будет, расскажите, потому что за пять лет, как я понимаю, Вы проделали большой путь. За пять лет изменилось, наверное, и искусство, с которым Вы работаете, и страна, в которой Вы работаете, и вообще, всё изменилось. С чем Вы к этому пятилетию приходите к нам, к зрителям, покупателям, не знаю, ко всем.
М. Пушкина:
Пятый выпуск, как Вы сами понимаете, юбилейный, такой небольшой юбилей. Тем не менее, мы занимаемся, я лично занимаюсь этим проектом больше, чем пять лет, потому что самый первый выпуск прошёл в 2010-м году. Действительно, у нас в стране всё очень сильно меняется. И, как Вы сами замечаете, есть разные обстоятельства, которые, безусловно, влияют на наш проект, в том числе, потому что он международный. Но, тем не менее, то, что касается искусства, да, конечно, появляются новые художники, молодые. В сферу наших интересов входит искусство современное и художники любого возраста. В этом году у нас, в некотором смысле, подводим некие итоги вот этого периода подготовки ярмарки, пяти выпусков Cosmoscow. У нас в этом году очень много нового, в том числе, в структуре ярмарки. У нас в этом году рекордное количество галерей, 54 галереи участвуют.
Ю. Наполова:
Ничего себе.
М. Пушкина:
Да, в том числе из Европы, это галереи из Бельгии, Эстонии, Франции, Германии, Грузии, Италии, Норвегии, Польши, России, Швейцарии, Великобритании. В этом году есть несколько новых секций в ярмарке. Это секция фокус, в которой будет представлена галерея одной страны, это Норвегия, в этом году в ней будут участвовать галереи. На самом деле, это вообще, очень интересная инициатива, потому что норвежский опыт поддержки современного искусства, он мне кажется очень интересным, таким, заслуживающим внимания. К нам на переговоры приезжал замминистра культуры Норвегии. И в разговоре мы выяснили, что они в своей стране относятся к галереям современного искусства, как к таким, полу коммерческим институциям, которые занимаются не только бизнесом, но и, в том числе, продвижением и поддержкой современного искусства. Они понимают, насколько это сложная ситуация, насколько это сложная деятельность. И поэтому у наших зрителей будет возможность увидеть некий срез современного искусства Норвегии. Также в этом году из интересного, нового, наш взгляд очень важная секция коллаборация, в которой, которая построена по такому принципу «friendship». Когда российские галереи, которые согласились и заинтересовались участием в этой секции, приглашают дружественную иностранную галерею, и у них будут такие парные стенды. То есть основная наша мысль была связана с тем, что понятно, что для любого человека, который ещё не был, например, в России, в том числе, который впервые приезжает в Москву. Наверное, как любого человека, который приезжает в другую страну, ему всегда интересно попасть сразу в какую-то дружественную среду и в круг друзей. И поэтому мы как раз предполагали, что вот эти иностранные галереи будут иметь возможность приехать не просто куда-то, а уже к каким-то конкретным людям. И российские галереи будут в этом смысле такими проводниками в мир современного российского искусства, с одной стороны. А с другой стороны я считаю очень важным тот момент, что для российских галерей это тоже дополнительный повод и возможность построения международных связей. Потому что мы понимаем, что современное искусство является очень глобальным, и русские художники, и русское искусство нуждается в продвижении его в другой мир, то есть глобально и на запад, и на восток, в разные страны. И тем людям, которые занимаются современным искусством, всегда очень нужны контакты международные и какие-то поводы для общения и обменов. И в этом году у нас по-прежнему остаётся секция Main, в которой принимают участие галерея из тех, которые с нами уже все эти пять выпусков, в том числе, галерея XL, галерея Pop/off/art, Regina, одна из самых заслуженных.
Ю. Наполова:
Старейших.
М. Пушкина:
Да, старейших галерей, безусловно, которая внесла свой важный вклад в развитие современного искусства в нашей стране. И секция Discovery по традиции, в которой мы показываем более молодые галереи, которые занимаются продвижением молодых художников.
А. Меркуров:
А вот я про поддержку искусства, Вы рассказывали про норвежский опыт, где по словам министра культуры, к галереям относятся, как к части сектора креативной экономики, достаточно важной. В России сейчас идёт большая дискуссия, вообще, как поддерживать. Я знаю, вот последние новости, которые я читал, это бывший ведущий Ваня Демидов из МузОбоза, ныне работник администрации Президента, возглавил какой-то институт, где государство должно субсидировать современное искусство. Потому что вообще дальнейшие взаимоотношения государства и общества не очень непонятно. Вот как, во-первых, как живёте Вы, на чьи деньги, вообще, какая структура, как всё это собирается из ваших партнёров. А во-вторых, как по-Вашему, всё это должно работать в идеале. Вот вы пять лет проработали, наверняка, достигли каких-то успехов, наверняка, какие-то художники стали известные, галереи получили контакты. Вот как это должно по-хорошему существовать? Наверняка, Вы же не в самых идеальных условиях существуете.
М. Пушкина:
Безусловно, вообще не в идеальных. Но потому что там, где, если говорить про то, как устроен вообще рынок глобальный в мире, понятно, что в мире существует большое количество ярмарок, вообще. И мы исходили из тех соображений, из той уверенности, что на территории России и ближайших соседей должна быть, по крайней мере, одна международная ярмарка современного искусства. Понятно, что мы исходим из того, что ярмарка это вообще такой инструмент маркетинга, это такая платформа, которая консолидирует усилия многих людей, которые заинтересованы в том, чтобы объединить свои усилия и привлечь больше внимания. То есть понятно, что одной галерее, даже если она очень заслуженная, выдающаяся, у нас в стране это не по силам. То есть мы же пока не находимся в условиях, когда понятно, что, например, в мире уже везде существуют галереи такие, глобальные, как галерея как Гагосяна или Пейсета, очень известное всему миру финансово успешные арт дилеры, которые являются миллионерами, Мультимиллионерами, даже миллиардерами. Но всё это стало возможным благодаря развитию рынка современного искусства. Естественно, они всё это заработали благодаря интересу и поддержке, не то, что поддержке, вниманию коллекционеров, покупателей и тому, что это важно, считается важным, модным, интересным и так далее. Вот этим мы всем занимаемся, развитием такого интереса и стараемся показать современное искусство в более выгодном свете. Эту фразу однажды мне сказала одна из журналисток, когда она пришла, увидела нашу ярмарку. Потому что у нас, мы очень много внимания уделяем, в том числе, как это выглядит, у нас уже несколько лет, мы сотрудничаем с Натальей Зайченко, с нашим архитектором, она делает очень красивые, с нашей точки зрения, пространства. Это важно тоже, в какую ты атмосферу попадаешь. И на самом деле, мы существуем на те деньги, которые получаем от заинтересованных галерей-участников, и на деньги партнёров, которые видят, что у нас интересная аудитория, что у нас она растёт, что большое внимание к ярмарке. Кроме этого мы со своей стороны, как ярмарка, как институция поддерживаем и некоммерческие разные инициативы, в том числе, у нас в течение нескольких лет осуществлялась патронская программа. Это такой приз для молодых художников, когда мы с помощью номинирующих экспертов, российских кураторов, критиков, музейных директоров, выбирали, составляли список наиболее интересных и заметных российских молодых художников. А потом международное жюри, очень влиятельное, выбирало четырёх финалистов, мы им находили в таком, буквально, процессе ручной работы заинтересованных патронов, которые выбирали художника, с ним знакомились, и в той мере, в которой художнику это было интересно, поддерживали. Кому-то было нужно оборудование, кому-то деньги на производство музейной выставки или выставки на биеннале, и мы предполагали в этом всём не столько денежный приз, хотя он нёс по смыслу в себе очень серьёзный денежный интерес. Но, в том числе, нам хотелось познакомить людей с молодыми талантами, и это в некотором смысле такая менторская история.
А. Меркуров:
Как Вам талант, вот Вы имеете возможность отсматривать большое количество работ, соответственно, так как у Вас много международных галерей, как я понимаю, Вы вполне себе в международном контексте можете смотреть и сравнивать. Вот там одно, а у нас другое.
Ю. Наполова:
Я бы сказала даже так, вот Вы чувствуете, что это важно, модно, интересно для нашего рынка?
М. Пушкина:
В каком смысле, рынку интересно?
Ю. Наполова:
Да, то, что происходит, то, что есть интерес общества к современному искусству, есть желающие покупать современное искусство и его поддерживать инициативы социальные, которые Вы делаете.
М. Пушкина:
Нет, безусловно, интерес очень большой, и круг этих людей растёт самым разным способом. То есть за время проведения ярмарки вокруг нас мы уже просто создали некий круг людей, которые поддерживают эту инициативу и художников. Здесь источники самые разные. Во-первых, время идёт, и все эти инициативы, я не говорю, что мы начали свою ярмарку с чистого листа. Потому что если мы говорим о том, что институту ИПСИ 25 лет в этом году, то из его стен вышло большое количество художников, которые уже известны на международном рынке и участвовали во всевозможных биеннале и так далее. То есть этот процесс, он продолжается. То есть это ещё наша какая-то лепта, мы там в своё время начали этот свой проект на понимание того, как его нужно делать. Потому что ярмарка, это, на самом деле, ярмарка современного искусства, это такой фестиваль, это вообще такой, с точки зрения подготовки и подготовительной работы, это процесс коммуникаций. Это очень большая работа, связанная с общением, с налаживанием контактов, с работой с предубеждением, в том числе.
А. Меркуров:
Какие предубеждения?
М. Пушкина:
Какие, как всегда.
А. Меркуров:
Как всегда, Вы же приходите, говорите: дайте денег, поддержите, ещё что-то.
М. Пушкина:
Нет, предубеждения, подождите, разные, но, во-первых, у нас за это время с 10-го года произошло много разных событий, всем известных, в том числе.
Ю. Наполова:
Исторических.
М. Пушкина:
Скажем так, внешнеполитических. То есть сейчас.
А. Меркуров:
Давайте говорить честным языком, взяли Крым, всё, скатилась куда-то.
М. Пушкина:
Скажем так.
А. Меркуров:
Стало меньше денег, из-за санкций, Вы не можете взять денег у какой-то компании Роснефть, потому что у Вас тут американское посольство, и вот всё, так?
М. Пушкина:
Нет не так. У нас, несмотря на это всё, просто я говорю честно, у нас Вы можете посмотреть на историю вопроса, на статистику, у нас 14-го года один стратегический партнёр, это банк Resist West, это международная организация поверила в нас, поддержала, и они уже в течение трёх лет являются стратегическим партнёром.
Ю. Наполова:
Они в этом году участвуют?
М. Пушкина:
Да, безусловно. Кроме того, наше сотрудничество с ними развивается. То есть оно имеет тенденцию к развитию, в том плане, что мы уже второй год подряд с ними, кроме того, что они, как основной спонсор поддерживают ярмарку, они ещё и учредили приз для молодых русских художников, для тех художников, которые занимаются творчеством на территории России. Приз этот тоже, то есть финалисты, победитель тоже выбираются с помощью очень влиятельного международного жюри. И банк Credit Suisse награждает денежным призом победителя. Но, кроме этого, они ещё организуют резиденцию, такую обучающую программу менторскую для художника-победителя, у которого есть возможность поехать в Швейцарию и познакомиться с самыми лучшими институциями в области современного искусства. Не только, не просто сходить и посмотреть, но и познакомиться с директорами, кураторами. То есть это, как Вы сами понимаете, с точки зрения карьеры художника, тоже дополнительное важное преимущество.
Ю. Наполова:
Возможность себя проявить.
М. Пушкина:
Да, безусловно. Вот, поэтому, на самом деле, основные проблемы, безусловно, особенно в первый момент, если я могу сказать, это тоже есть такая история вопроса. В 14-м году у нас на ярмарке участвовали очень важные и заметные галереи, в том числе американские, как, например, Michael Werner или Campoli Presti, которые пользуются очень большим авторитетом и имеют серьёзное реноме. Но в следующие годы они, допустим, к нам не вернулись, хотя собирались продолжать это сотрудничество на протяжении нескольких лет. Я их тоже по-своему понимаю, потому что здесь, скажем так, не столько политические вопросы, на мой взгляд, влияют. Потому что, я считаю, что в любом случае, несмотря на то, что есть проблемы, но область культуры, она.
А. Меркуров:
Должна остаться вне политики, и всегда оставалась, кстати, вне зависимости от всех наших взаимоотношений.
М. Пушкина:
Да, подтверждением тому как раз то, что я Вам сказала, что у нас такое количество галерей международных участвует по-прежнему.
Ю. Наполова:
А американские галереи есть в этом году?
М. Пушкина:
Нет, нет в этом году американских галерей, но я просто их понимаю, например, галеристов вообще, не только конкретно американских, а в принципе. Потому что галеристы, это, в том числе, и люди, которые занимаются бизнесом, для них это всё-таки дополнительные риски, связанные не с тем, что, не ментальные, они вообще довольно конкретные, если мы говорим про то, что это человек, который занимается некоторой предпринимательской деятельностью. Поэтому, тем не менее, все люди разные, в мире существует большое количество галерей, очень большой интерес все равно к российскому рынку. И многие говорят, что мы по-прежнему заинтересованы к Вам вернутся, но мы, допустим, подождём пока и вернёмся, может быть, в какой-то более благоприятный момент. А есть и другие галеристы, которые, к счастью, для нашего рынка, и рынка, и вообще, в принципе, для страны нашей приезжают. Потому что ярмарка, это, в том числе, возможность для многочисленных посетителей увидеть самые последние тенденции, что-то новое и интересное.
Ю. Наполова:
И тут же купить на месте, правильно?
М. Пушкина:
Да. Но я ещё говорю о более широкой аудитории, которая может прийти, увидеть большое количество международных художников. И ещё хочу подчеркнуть тот момент, наверное, Вам всем известен, то, что мы повторим об этом из года в год, что мы исходим из того, что отбор участников осуществляется нашим экспертным советом, мы стараемся приглашать к участию, действительно.
Ю. Наполова:
Самых лучших.
М. Пушкина:
Да, самых лучших, и это важно. То есть для тех людей, которые хотят прийти и приобрести современное искусство, мы создаем условия прийти, выбрать из уже отобранного.
А. Меркуров:
Кто приходит? Я вот, у нас приходят к нам разные люди, занимающиеся искусством, галеристы и прочие. Я верю в то, что раз мы начали эту программу, раз мы об этом беседуем с людьми культурными, современное искусство, тренд, надо сказать, что недооценено, в российской тем более, и будет расти в цене. Кто сегодня, кто Ваш средний покупатель, какой объём чека, что покупают, как себя ведёт человек, который, вот Вы пять лет качали тему, современное искусство, круто. И вот наконец-то все эти пять лет, условно, я копил денежку, я решил что-то себе в квартиру поставить, я к Вам прихожу, кто я, и на какую сумму, и что я делаю?
М. Пушкина:
Знаете, скажу, для меня этот вопрос такой, не самый простой, объясню, почему. Потому что мы, как ярмарка, как организаторы этой ярмарки, мы сами продажами не занимаемся. Все контакты и сделки происходят между галереями и коллекционерами. То есть это нормально, мы создаем условия.
А. Меркуров:
Площадка.
М. Пушкина:
Да, есть определённые тенденции, которые связаны с тем, что сами галеристы оценивают риски, то есть они показывают на своих стендах искусство и более дешёвое для людей, у которых, например, одни возможности, искусство более дорогое. То есть я не могу сказать, что это как в Гонконге, где на стенде, на многих стендах я шла по ярмарке, видела работы, которые стоят, допустим, миллион, условно. У нас такого нет.
А. Меркуров:
С какой суммой имеет смысл к Вам приходить?
М. Пушкина:
Вообще, с любой. Мы говорим о том, что коллекционирование, я искренне в это верю, я считаю, что интересный коллекционер, и потом своей практике и в своей, на своём опыте встречалась и общалась с большим количеством таких людей. Как раз самые настоящие, ярые коллекционеры, например, в Швейцарии.
Ю. Наполова:
Не тратят миллионы.
М. Пушкина:
У них, например, ты приходишь в дом к человеку, у которого красивый дом на Цюрихском озере, у него дома Сара Лукас, Джефф Кунс, Кристофер Вул. И они ужасно гордятся как раз тем, что они покупали этих художников, и эти имена, они прямо об этом специально говорят, дополнительно подчёркивают эту информацию, что для них это дополнительный момент, что они смогли, увидели, разглядели это.
Ю. Наполова:
Но также внесли лепту в открытие нового имени, нового художника.
М. Пушкина:
Безусловно. Поэтому, на самом деле, мы говорим, что можно приходить, я не знаю, с 1000 €.
Ю. Наполова:
То есть мы идём.
М. Пушкина:
Да, безусловно.
А. Меркуров:
Это, на самом деле, этот разговор, смотрите, сегодня как получается, классическое искусство себе позволить мы, давайте будем честными, не можем. Повесить себе картину.
М. Пушкина:
Хорошее.
А. Меркуров:
Хорошее, картины известного художника, это сотни тысяч долларов, покупать на Sotheby's тяжело, дорого и прочее, а повесить-то хочется. У нас появилось два поста творчества, одно, эта фотография, которую, увы, наличие айфона несколько испортило. А другое современное искусство, которое, опять же, как я вижу, может быть не только предметом украсить свой дом, предметом коллекционирования и собирания но и способом заработка. То есть я сходил на Cosmoscow, потратил на современного художника 1000 $, поддержал художника, поддержал галерею, поддержал Cosmoscow, прошёл год, два или три, я вышел из этого объекта и заработал не 1000, а 10, такое возможно?
М. Пушкина:
Возможно. На развитых рынках я неоднократно сталкивались с тем, что просто я хочу сказать, я же тоже не в один момент стала коллекционером, человеком, который приобрёл определённую эрудицию в области современного искусства.
Ю. Наполова:
Расскажите, как у Вас это всё началось.
А. Меркуров:
Как становятся коллекционерами.
Ю. Наполова:
Как становятся директорами международных ярмарок.
А. Меркуров:
Мы же не мечтаем просто, поэтому хотим услышать.
М. Пушкина:
Нет, но я никогда не мечтала, что я стану директором ярмарки, не могла себе даже этого представить в страшном сне, что я стану директором ярмарки международной. Потому что у меня не было таких амбиций, я просто сейчас уже в процессе понимаю, насколько это масштабный и сложный проект, который полностью тебя захватывает. И в какие-то моменты даже становится уже не экологичным по отношению к тебе, потому что ты не можешь принадлежать этому. Но на самом деле, когда ты работаешь, у нас вот просто команда таких людей, которые, это всё делается именно на стремлении, на любви, на стремление чего не забыть, никакую деталь не упустить, никакую возможность коммуникационную не пропустить и всё использовать. Потому что те люди, ты за это время встречаешься с очень большим количеством людей. И в своё время я, есть история вопроса, моя личная в жизни. Я уже просто не раз об этом рассказывала, но когда-то всё началось с того, что мы построили дом, я задумалась о том, что, как его украсить, я начала потом.. Нет, с домом тоже интересно. Когда я его начала строить, я заинтересовалась архитектурой, и здесь мы издавали журнал по архитектуре в течение 10 лет.
Ю. Наполова:
А какой?
М. Пушкина:
Журнал «Проект Классика». Главным редактором который был Григорий Ревзин, это было очень...
Ю. Наполова:
Я вот этого вообще не знала. Хотя очень, очень его покупала всегда.
М. Пушкина:
Сейчас он находится в архиве музея «Гараж», потому что он за 10 лет сыграл свою роль. И просто Гриша и все критики, которые его создавали, они поняли, что он свою роль сыграл. Для меня это было тоже, в некотором смысле, история моей жизни. И параллельно с этим я тогда задумалась, что мне захотелось разобраться, вообще, в искусстве, я пошла изучать историю искусства, несмотря на то, что имела уже другое образование, и финансовая в том числе. И параллельно с этим я начала коллекционировать. Но я, наверное, такой тип коллекционера, я никогда не говорила, вот мне нравится, я всегда сомневалась в собственных знаниях, и мне всегда хотелось докопаться до, не истины, но разобраться, почему, так или иначе. Поэтому я очень много проводила времени в разговорах с галеристами, кураторами, и параллельно с этим я ездила на ярмарки, биеннале, много у меня разных историй, с этим связанных.
Ю. Наполова:
А что висит у Вас дома?
М. Пушкина:
Сейчас расскажу. Я помню даже смешную историю о том, как я общалась, есть такой критик Екатерина Деготь, очень известная. Однажды я приехала в South London Gallery, как сейчас помню, там был видео арт такого известного израильского, уже сейчас известного, израильского видео артиста Омера Фаста. И когда зажёгся свет, все так повернулись, Катя оглянулась, увидела меня и сказала: я всё понимаю, но что ты здесь делаешь? Потому что это такая специальная история. То есть у меня было такое очень сильный интерес, такое любопытство, что я просто боялась что-то пропустить во время этого. Что у меня дома? Ну, разные вещи. И русское искусство, современное, Семен Файбисович, Дубосарский&Виноградов есть, международные художники, Декстер Далвуд… Я просто тоже всегда исходила из того, что интересно купить, в том числе, то ещё, у чего есть потенциал. То есть когда я разговариваю с людьми, которые спрашивают меня про инвестиции в современное искусство, я никогда не буду на полном серьёзе советовать вкладывать в это деньги и пытаться подсчитывать процент, который ты заработал через год или два. Это, во-первых, долгосрочная, на мой взгляд, инвестиция. Хотя здесь есть очень много разных, это очень долгий разговор, я, например, знаю, что у меня на глазах многие международные художники просто выросли в разы. Я в своё время не купила кого-то за определённую сумму, а это выросло в десятки и даже сотни раз в цене. Но я не жалею об этом, потому что тогда я просто была не готова. Я понимаю, что и хочу, чтобы это было так же и справедливо для современного русского искусства. То есть понятно, что свой вклад в это вносят все люди, которые занимаются профессионально сейчас искусством на рынке современного искусства, свой вклад вносит и музей «Гараж», и новый фонд Victoria Art Foundation, который сейчас строит, как всем известно, какой-то невероятный центр современного искусства, их архитектор Ренцо Пьяно. То есть на самом деле, я уверенна, что современное искусство, это интересный и правильный, скажем так, актив, в который нужно вкладывать деньги. Просто уже какая-то конкретика, она может занять слишком много времени. Я имею в виду, что тут нужно уже ходить и вникать, и смотреть уже на какие-то конкретные имена.
Ю. Наполова:
Ну и всё же, наверное, главное, здесь любовь?
М. Пушкина:
Безусловно, я считаю, что покупать нужно всё-таки, основной мотив должен быть всё-таки связан с любовью, с интересом. Который обязательно принесёт.
Ю. Наполова:
Свои дивиденды.
М. Пушкина:
Да.
А. Меркуров:
Кто сейчас русские современные художники, что, вообще?
М. Пушкина:
Молодые.
А. Меркуров:
Молодые.
Ю. Наполова:
У нас была Светлана Колпашникова-Прокофьева, которая как раз рассказывала про молодых художников, как они их продвигают. Я знаю, что они в этом году Ваши партнёры.
М. Пушкина:
Да, у нас каждый год, если мы говорим, что ярмарка, это такая платформа, которая показывает всё, предоставляет условия для всех, кто хочет рассказать о себе более расширенной аудитории, сконцентрировано. У нас уже из года в год разные партнёры, в том числе, музейные институции, в этом году мы рады сообщить, что институт Проблем Современного Искусства, который празднует 25 лет, тоже будет участвовать в образовательной программе Cosmoscow. И они готовят специальные дискуссии в рамках ярмарки, мы будем это отдельно специально анонсировать.
Ю. Наполова:
Отлично. А вот ещё такой потребительский вопрос для наших радиослушателей. Что, когда прийти, какая-то экскурсионная программа, образовательная программа, когда собираться? Потому что ярмарка идёт два с половиной дня.
М. Пушкина:
Ярмарка нет, не два с половиной дня она идёт, дольше, но ярмарки, это такие сконцентрированные ивенты, праздники, которые готовишь весь год и проходят они очень быстро. Это самое большое испытание для людей, которые этим занимаются. Потому что мы строим, готовим и так далее, в визуальном существовании весь этот процесс, он доступен только в течение нескольких дней. Я приглашаю всех зрителей, заинтересованных людей прийти к нам на ярмарку с 8 по 10 сентября. А ещё Вы задали вопрос по поводу русских художников, молодых, современных. Я хочу сказать, что это очень талантливые, интересные люди, и я удивляюсь, что у нас появляется большое количество таких художников, в том числе, в разных городах, скажем так.
Ю. Наполова:
Нашей необъятной Родины.
М. Пушкина:
Да, то есть это и Воронежский центр современного искусства, и в Краснодаре такие интересные художники группы Recycle, например, которые участвуют в этом году в павильоне российском на Венецианской биеннале. А также есть такая любимая мной группировка ЗИП, я всегда удивляюсь, для меня это самое интересное общение с художниками, я удивляюсь по-хорошему, что у нас, не смотря на особенности в стране вот в этой сфере. Потому что..
А. Меркуров:
Какие особенности?
М. Пушкина:
Я объясню. Самый конкретный и самый понятный пример. Например, если ты живёшь во Франции, в Париже или Лондоне, то мы, например, приходим в центр Жоржа Помпиду или в Tate, ты там видишь, как родители с маленькими детьми двухлетними за руку ходят, они ходят по залам Tate Modern. Что такое Tate Modern, эта история развития искусства, начиная с 20-го века. И они видят в картинках. Это самая понятная возможность принять это, осознать это, для них это некий уже просто факт и данность. Мы все люди, которые жили в советское время, по понятным причинам, в закрытом обществе, для нас это немножко, не немножко, сильно другая история. То есть люди узнают какие-то вещи не благодаря, а вопреки. То есть я сама по себе, например, когда задумывалась про истоки собственного интереса, я вдруг обнаружила, что в детстве я делала альбомы по искусству. Я вырезала из журналов «Юность», «Огонек», там помните, были иллюстрации из музеев, я вырезала все эти иллюстрации, вклеивала их в альбом, у меня были такие альбомы по искусству самодельные. Это я вот потом узнала и вспомнила для себя с удивлением. То есть у нас, к сожалению, такого музея не было и нет. Но сейчас, в любом случае, это, я считаю, от ответственности людей.
Ю. Наполова:
Не освобождает никак.
М. Пушкина:
Не освобождает, потому что есть другие возможности, интернет, многие музеи мировые выкладывают собственные коллекции в оцифрованном виде, причём в прекрасном виде в виртуальное пространство, которая, к которому есть доступ где угодно, в любой стране, в любой точке мира. Поэтому я очень оптимистично смотрю на вещи, потому что я вижу, что люди заинтересованы. Появляется большое количество людей молодых, для которых это уже совсем другая история. Для них это тоже, для них многие вещи является очевидными. То, что было не столь очевидным для людей, например, Советского Союза, сейчас у них другие возможности и другие взгляды на эти вещи.
А. Меркуров:
У нас не так много времени до конца, Вы 5 лет занимались, больше, Cosmoscow, я надеюсь, ещё оно будет, дальше пойдёт. Какие у Вас прогнозы вообще, во что выльется. Как мне кажется, ещё раз повторюсь, всё, что связано сейчас с искусством в России, с творчеством, с креативной экономикой, ставкой на человеческий капитал, это тренд, который безальтернативно должен как-то развиваться. Потому что если мы не будем вкладывать в себя, в образование, в людей, мы куда-то скатимся совсем. Какие сейчас, что нас ждёт, как Вы думаете, Вы же с оптимизмом смотрите?
М. Пушкина:
Безусловно, если бы у меня не было оптимизма, не было бы сил на то, чтобы делать этот проект. Потому что, во-первых, у меня есть такое, скажем так, прагматичное рассуждение, связанное с тем, что наш рынок современного искусства, он не развит по отношению к самому себе, если Вы понимаете, что я имею в виду. Что в нём есть в самом ещё потенциал. Тут вопрос не в том, что нужно постоянно какие-то маркетинговые стратегии к этому применять. Мне кажется, просто круг людей заинтересованных пополняется за счёт тех людей, которые традиционно покупали старое искусство, за счёт каких-то новых людей. Пускай они, допустим, не инвестиционные банкиры, как до 2008г., люди, которые занимаются, в том числе и творческими какими-то вещами, какими-то собственными проектами, что-то делают. Поэтому я считаю, что у нас у рынка, у этой сферы современного искусства есть очень большой потенциал. И потому что мы ещё тоже стараемся расставить точки над i, потому что вокруг этого, понятно, что непростая история для любого человека, не вовлечённого. Но это не значит, что с этим невозможно разобраться. Потому что какое-то время, я уже вижу, что люди по-другому смотрят на какие-то вещи. За это время, пока ярмарка выходит, мы, например, делаем, в том числе некоммерческую программу. Я с радостью вижу, что не только с помощью ярмарки Cosmoscow, но и при участии других, более уважаемых и влиятельных институций, все уже узнают все большее количество художников современных, в том числе и молодых. То есть этот интерес, Вы, действительно, правы, что есть такой тренд. Этот интерес, потому что люди хотят, например, в этом году, мне кажется, происходило что-то интересное во время открытия Венецианской биеннале, приехало огромное количество людей, просто все посчитали необходимым там быть. В этом году я вижу, что очень большой интерес через несколько выпусков, например, к Екатеринбургской биеннале, которая тоже, на мой взгляд, очень интересная и важная. Я говорю, просто все остальные вещи, что Третьяковская галерея, они заявляют о том, что они собираются развивать собственную коллекцию за счёт произведений современного искусства. Вот в этом году мы объявили о нашем сотрудничестве с Третьяковской галереей в том числе. И мы в рамках работы нашего фонда поддержки современного искусства начинаем закупку и передачу работ современных художников в музейные коллекции. Это тоже очень важное такое явление. В этом году, например, у нас традиционная выставка «Глазами коллекционера» будет показывать работы из собраний фондов и музеев. То есть здесь мы говорим о том, что одно дело, это коллекция частного лица, человека, здесь есть всегда больше, просторы для реализации собственных вкусов. Если это, например, какая-то коллекция институциональная, то здесь всё-таки развитие этой коллекции должно происходить как-то более осознанно, по какой-то программе. Вот, например, одно из таких явлений, на мой взгляд, важных, коллекция банка Газпромбанк, о которой Вы, наверняка, слышали. Она уже в себя включает большое количество работ именно современных русских художников. И они принципиально собирают только работы русских художников, молодых, и в этом они видят свою социальную функцию поддержки собственной культуры, своего искусства.
Ю. Наполова:
На этой...
А. Меркуров:
Нам остаётся только надеяться, что у Газпромбанка.
Ю. Наполова:
Дела будут идти хорошо.
А. Меркуров:
Да, дела будут идти хорошо.
Ю. Наполова:
Очень хочется ещё поговорить и очень много всего обсудить, но, к сожалению, наше время истекло, как говорится в сказке. И, Маргарита, спасибо большое, что пришли.
А. Меркуров:
Мы в свою очередь придём на Cosmoscow.
Я Вас с удовольствием приглашаю, приходите, у нас будут гиды на ярмарке, всем людям, заинтересованным можно прийти, присоединиться к экскурсии и просто лично пообщаться с галеристами, со всеми, все будут открыты, это для Вас.
Ю. Наполова:
Замечательно, а с Вами были Антон Меркуров, Юлия Наполова, «АртКапитал», до встречи через понедельник.
А. Меркуров:
Пока.