{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Екатерина Иноземцева Основатель онлайн-школы #FreePublicitySchool, колумнист Forbes и Psychologie 10 августа 2017г.
Бизнес в декрете
Как связаны беременность и бизнес? Как начать и раскрутить бизнес в декрете? Как совместить ГВ и активную деятельность? Как все успевать, совмещая роли мамы, жены и бизнес-вуман?

Т. Буцкая:

Друзья, добрый день. Я рада, что снова могу пообщаться с вами, с вами через видеоканал, с вами через аудиоканал. И сегодня со мной очень очень интересная и симпатичная, и умная женщина, с которой. Ну, как, женщина, мы все девушки. Вообще, сейчас время такое – до 60 лет смотришь, и думаешь – девушка.

Е. Иноземцева:

Точно.

Т. Буцкая:

И так, программа Выбор родителей, я, ее ведущий и основатель, Татьяна Буцкая. И передо мной сидит Екатерина Иноземцева. И сейчас я буду зачитывать Ваши регалии, потому что, к сожалению, я с ними не была знакома, так что я не была частью вашей, вот, того, что Вы придумали, и активно продвигаете среди огромного количества народонаселения. Но я сегодня, готовясь к эфиру, когда начала читать чем Вы занимаетесь, то есть я прям четко знаю, что хочу записаться в Вашу FreePublicitySchool. Вы сейчас нам подробнее расскажите, что это такое, и заодно расскажите, что такое конференция... как правильно? 

Е. Иноземцева:

TEDx.

Т. Буцкая:

TEDx. Да. Вот. На самом деле, когда я ехала сюда, думала – вот с чего бы мне с Вами начать разговор. И знаете, вот, у меня есть боль, давайте я с Вами этой болью поделюсь.

Е. Иноземцева:

Давайте.

Т. Буцкая:

Когда мы начинали программу, вот, Выбор родителей, здесь, на радио Mediametrics, даже так, когда мы обсуждали эту программу, меня спросили: - «Тань, а как она будет называться?». Но поскольку сейчас вся моя жизнь заключена вот в этих двух словах «выбор родителей», я совершенно, как-то так, ну, «Выбор родителей», конечно же. Но, что такое «Выбор родителей»? Выбор родителей - это премия детских товаров. И там это словосочетание совершенно логично, потому что мы показываем будущим родителям, те товары, которые уже выбрали родители настоящие, которые уже поставили свой знак качества и для народной премии детских товаров в России, название «Выбор родителей» уж куда уж лучше, и, вообще, оно ложится. Оно появилось даже, когда я писала какой-то текст, и поставила хештег перед словом «выбор родителей», и подумала, о, вот оно и название.

Е. Иноземцева:

Да.

Т. Буцкая:

Значит, для премии это очень логично. Сейчас Выбор родителей объединяет очень много проектов. Там у нас есть, например, марафоны по роддомам, но что мы там делаем, там тоже родители выбирают.

Е. Иноземцева:

Да.

Т. Буцкая:

Сейчас же, вообще, прекрасное время, когда родители могут выбрать все, они могут выбрать роддом, они могут выбрать врача. Выбор родителей. У нас есть школы, где они выбирают товары, и вот, вообще, вот так вот по шагу, по шагу, по шагу, все очень понятно, выбор родителей везде очень логично укладывается. Но каждый раз, когда я еду на эфир Mediametrics, мне всегда очень сложно сказать, что программа у нас называется Выбор родителей, потому что у меня здесь очень разные гости, я приглашаю тех людей, с которыми мне реально интересно говорить. Но это люди очень разноплановые. На первой программе у нас был представитель Минпромторга, мы говорили о том, как помочь российскому производителю, интересно, с какой-то стороны, конечно, выбор родителей, но больше, конечно, выбор государства. Дальше у нас были главные врачи, там, детские, главные врачи, там, взрослые, мы говорили о здоровье, но здесь тоже в какой-то степени выбор родителей, но уже меньше. Но когда я начинаю говорить о, там, просто о бизнесе, вот я сейчас очень хочу с Вами поговорить, узнать, а как, как вот правильно писать эти статьи, да, а как правильно делать заголовки. И я понимаю, что той аудитории, которая нас сейчас слушает, вот это реально интересно. Кать, какую мне подводку сделать к программе Выбор родителей? Потому что я сегодня прочитала Вашу статью, о том, что в заголовке это 90% успеха. Как мне говорить? Выбор родителей на радио, это что?

Е. Иноземцева:

Спасибо за такое классное вступление. И суперический вопрос, потому что я сейчас сама задумалась, а вот как действительно должна звучать подводка. Знаете, если одним заголовком, то я бы ответила так – как научится выражать свои мысли ярко и доступно. И мне кажется это нужно всем, неважно родителям, не родителям, это нужно просто современному человеку, потому что эра у нас такая FreePublicity. Давайте немножко расскажу про что это. А то Вы туту озвучили основатель FreePublicitySchool, непонятно, это, вообще, про что.

 Дело в том, что штука эта FreePublicity давным-давно успешно живет на Западе, уже лет эдак 15-20. И все с этой штукой хорошо у частных предпринимателей, у проектов, у компаний, то есть это дословно «бесплатная популярность». То есть, то, что с появлением соцсетей и, вообще, развитого интернета, вот как мы с вами сейчас сидим, общаемся на радио в интернете, вообще. Еще пять лет назад – подумать только, непонятно, что такое интернет и как с ним разобраться, а уж какие-то частоты, агрегатор на радио, тем более. А еще мы перед эфиром записали с Вами stories, в Instagram выложили, вот как это все стыкуется, а это как раз и есть бесплатная популярность. То есть, когда совершенно обычный простой человек, пусть даже мама в декрете…

Т. Буцкая:

О, какое у нас звуковое сопровождение крутое.

Е. Иноземцева:

Ладно. Неспроста.

Т. Буцкая:

Не обращаю внимания.

Е. Иноземцева:

Спецэффекты. Да, когда любой человек может хоть из дома, хоть из кафе, хоть из своего офиса рассказывать и делиться своим опытом, или рассказывать о своем бизнесе, о своих проектах и, совершенно, не затрачивать ни копейки на рекламу. И слушатели, и мы обе знаем, насколько велика популярность звезд, которые, вообще, казалось бы, высосали себя из пальца и раскрутились вот в мгновение ока, еще вчера о них никто не слышал, а сейчас они популярные Insta-, You Tube блогеры или, например, популярные авторы, блогеры и звезды You Tube. Вот это все бесплатная популярность. Но что туту самое главное, что, не смотря на то, что действительно You Tube, Instagram набирают популярность, но все начинается с текста, как ни странно. То есть, даже если мы хотим что-то записать или о чем-то подумать, то даже с точки зрения когнитивистики, все равно нам нужно сначала это проговорить через себя, ну, условно говоря, рассказать про себя, или написать, пусть даже мы не выносим это на бумагу. Ну, или, скажем, готовимся мы к какому-то публичному выступлению, например, сегодня Вы готовитесь к эфиру, или, назовем публичным выступлением даже запись stories в Instagram, все равно предварительно в голове мы фиксируем тезисы, которые собираемся излагать. И вот это все падает в ту самую ступень, в которую я сказала, что все начинается с текста. Почему я считаю, что это важно сейчас для каждого человека, особенно непременно говорящего на русском языке, потому что такой проблемы - как выражать свои мысли ярко и доступно, вот с чего я начала, на англоязычном пространстве, к счастью или, к сожалению, нет. Это сугубо проблема русского менталитета, воспитанного в Советской чаще всего школе, потому что нас не учат писать, как мы думаем, нас учат писать, как это хочет учитель. Ну, вот, мы с Вами смеялись перед эфиром, то есть нас не спрашивают, за что я люблю Пушкина или как я действительно к нему отношусь…

Т. Буцкая:

Да, и люблю ли я Пушкина?

Е. Иноземцева:

Люблю ли я действительно, это никого не волнует, но Евгений Онегин, значит, герой нашего времени, а в современной литературе, или, там, гений Пушкина, это вот вынь да полож. Да. И хочу я или не хочу, я обязан написать сочинение. Обычно его переписывают со сборника сочинений, ну, в наше время, или как сейчас делают современные школьники, я даже не знаю. Но это не развивает мышление. И вот, возвращаясь к тому, с чего мы начинали, то есть, есть простой и понятный инструмент, как рассказать о своем опыте, о своем таланте, то есть, вытащить, вообще, из себя ценность, о своем бизнесе, через бесплатные каналы просто. Но для этого нужно понять, как это делается. Вот, есть простые понятные инструменты, то есть, как, наконец, не бояться, как начать и вот этим мы в нашей онлайн школе занимаемся. То есть, у нас есть курсы, как создавать сильный текст, как его писать, как создавать личный бренд, с помощью него продвигать себя и бизнес, как, вообще, самому себе стать СМИ. Вот, как Вы, например, Татьяна. У Вас же свое СМИ, потому что у Вас, там, есть своя аудитория, огромная аудитория, там 900, миллион человек, да. На самом деле, любое издание обзавидуется, правда, это вот реальности нашего времени, потому что Вы как площадка, Вы как площадка с ценностями, с определенной миссией, с определенными интересами Вы объединяете за собой людей. И, по сути, неважно, где Вы приземлитесь завтра, там, на Mediametrics, или в каком-то другом канале, все равно ваша аудитория пойдет за вами. И вот это уникальное время, когда аудитория ходит за автором, а не за издательствами. Раньше было по-другому. Раньше люди приходили на СНОП, на афишу, потому что знали, там будет классный контент. А теперь времена изменились, и вот авторы сами становятся СМИ.

Т. Буцкая:

Я, вообще, считаю, что нас специально глушат, потому что знают, что мы будем сейчас открывать какие-то секреты.

Е. Иноземцева:

Точно.

Т. Буцкая:

Но все равно, значит, Кать, я хочу секреты. Я уверенна, что у Вас есть какие-то, ну, прям совсем , секреты-секреты, которые. Ну, это может быть даже не секреты. Когда Вы обучаете, ведь очень многое… Мало знать, что есть, не знаю, таблица умножения, дважды два четыре, да, надо уметь этим пользоваться. Поэтому есть какие-то основы, которые Вы даете, а дальше Вы учите этими инструментами пользоваться, да. То есть, мы сейчас, конечно, ничему не научимся за 45 минут, да, но каким-то вот инструментом, я все-таки хотела бы, чтобы Вы наших слушателей сейчас все-таки, ну, по крайней мере, о них рассказали. Итак, если мы все прошли нашу советскую школу, да, мы писали сочинения, не вкладывая в них душу, только для того, чтоб получить отметку, у нас у каждого второго есть боязнь этого белого листа, да. И знаете, у меня есть тоже боязнь белого листа. Например, я спокойно пишу только в телефоне. Мне очень сложно открыть вордовский документ на компьютере, начать писать что-то там. Да, то есть, конечно, у меня тоже видимо какая-то психологическая заслонка стоит.

Е. Иноземцева:

Понимаю. Да.

Т. Буцкая:

Итак, с чего начать?

Е. Иноземцева:

Вот дам секреты, прям, уложимся в 45 минут эфира, может быть, даже быстрее получится. Смотрите, есть такая вот у меня, придуманная нами же, во FreePublicitySchool, палочка-выручалочка. Называем мы ее семь нот сильного текста. Очень легко запомнить. Если все время в голове держать или, там, шпаргалки, что должно в тексте обязательно быть, чтобы он стал вот таким, прям, цепляющим, увлекающим, как в тоннель, чтобы в него захотелось войти, и вот не выйти, пока не пройдешь целиком. И неважно, будь это, там, коротенький пост для Instagram, или большой лонгриде для Facebook, или, может быть, какая-то своя статья для блога. Потому что мы же помним такую высшую цель – сам себе СМИ. И можно, по сути, из себя сделать площадку с аудиторией. Ну, а дальше дело это радостно уже монетизировать или не монетизировать, а миссию свою социальную исполнять. В общем, здесь цели разные, и, собственно, это и есть первая нота – определится с целью. Цель, причем, бывает внешняя и внутренняя. Вот внутренней целью мы называем цель автора, то есть, что я хочу, как автор, этим текстом сделать. Хочу ли я о своем бизнесе рассказать, или славы хочу, признаний, - совершенно нормальная цель, - либо повысить свою экспертность, то есть, самому лучше разобраться в теме. Вот, это, собственно, такие три самые главные цели, все остальное это их отростки.

Т. Буцкая:

Но только надо честно себе в этом признаться.

Е. Иноземцева:

О, да. Честность - это, прежде всего, спасибо, что на этом делаете акцент. Да. То есть, я про деньги, да, про популярность, про признание или про экспертность. Значит, есть цель внешняя. То есть, это та цель, которая есть у читателя нашего текста. И у него тоже могут быть свои причины. Он, может быть, ищет какой-то содержательный материал, чтобы тоже в этом разобраться, он, может быть, хочет развлечься, это тоже О’кей, современные медиа выполняют эту функцию, чуть ли не больше, чем познавательную, может быть, какая-то другая задача. Но вот с этой целью нужно разобраться. И более того, понимать, что вот этот первый текст, опять же будь то Instagram или блог, должен быть встроен в такую цепочку. То есть, у вас должен быть такой большой план по захвату мира, вот, в котором текст это одна из частей.

 Вторая штука - это структура. То есть, то чему нас учли в советской школе, называемое планом сочинения, не так плохо на поверку и в современном мире, то есть это можно оттуда забрать. Разрешаем. То есть, там, вступление, основные тезисы, антитезис, заключение должно быть. Или, по крайней мере, вы должны в голове представлять о том, о чем собираетесь писать. Да, есть, конечно, и состояние потока, на меня снизошла муза. Но, вы знаете, что мы обнаружили, как правило, вот в таких классных, читабельных текстов наших учеников, наших выпускников, что даже если муза снизошла, то когда потом мы начинаем раскручивать, то структура там есть. Так что тоже лучше ее заранее продумать, потому что если текст хорошо получается, то, скорее всего, она там уже задана, откуда она родилась, от музы или от железной логики, не важно. Итак, второе это структура.

  Значит, третья штука называется фактура, это то, что журналисты называют мясом. То есть, вот на первом этапе вы тексту создали скелет и вот теперь наращивается мясо, да простят нас веганы. Что называется мясом? Для левополушарных это, напоминаю те, кто любят факты, статистику и логику, там, цифры, документы, архивы, вот все туда и закладываем. То есть, не просто номер один на рынке, а занимаем там пятое место по объему поставок, или не хочу объять весь мир, а хочу, чтобы мои посты читали в Англии, Франции и Беларуси. Вот, то есть, конкретно максимально, то, что называется фактурой. И для правополушарных - метафоры. Вот, есть, прям, часть людей, которых текс цепляет, вовлекает, только если над ним, знаете, можно так подумать, когда интересные метафоры, смыслы дополнительные, двойная, тройная линия, необычные аллегории – вот это все тоже туда можно закладывать, прям, необычные сравнения. Вот. И это для правополушарных, прям, будет тоннельчиком. Вот.

Т. Буцкая:

Даже если ты весь текст, тысячу знаков?

Е. Иноземцева:

Даже если это короткая заметка. Да, даже если это тысяча знаков. Все равно фактура…

Т. Буцкая:

То есть должна быть какая-то , должна быть какая-то – цифру вставь, да, и какой-то тоннель, да?

Е. Иноземцева:

Да. То есть, какое-то мясо, вот эта вот фактура должна быть. Иначе, чем грешат современные авторы часто, растекание мысли по древу, то есть, текс не цепляет и не вовлекает, потому что это пустота, это вода, на самом деле. К сожалению, за вот этими красивостями, оборотами, эпитетами, которым нас учили в той же школе, ничего не стоит. А читатель нынче часто гораздо умнее автора, ну я имею в виду, в купе и обрушивается огромный объем информации. То есть, читаешь эту ленту Instagram, Facebook и не знаешь, вообще. У нас очень высокая конкуренция. Всего 8 секунд Facebook, чтобы завладеть вниманием, да. И поэтому так важен заголовок, да, и первые абзацы, суть должна быть понятна в первых строках.

Четвертая нота – контрасты. Очень тоже современный читатель, зритель хочет контрасты. Что такое контрасты? Это конфликт, это драма какая-то, это антитеза, вот черное и белое, одно мнение второе мнение, положительный отрицательный герой. То есть, вот это тоже дает возможность тексту выделиться. Я не говорю о том, что один текст должен иметь все семь нот, хотя, конечно, это круто, виртуозно и здорово, если получится впихнуть все семь. Но две, три, четыре уже классно. И, как правило, когда мы потом анализируем текст популярный, полетевший, и мы понимаем, что, да, а вот здесь использовано это, вот здесь это. Ну, другое дело, по гениальности автора или вот по структурности и осмысленности.

Четвертое – история. Ну, все говорят, сторителлинг, сторителлинг, рассказывайте историю, и будет вам счастье. На самом деле, не все так просто, истории тоже надо рассказывать умеючи. Вот как рассказать история, чтобы она цепляла? Обязательно в формате кейса, то есть, было, торжественная трансформация стало. Ну, типичный кейс, например, это кейс Золушки, то есть, была себе девушка, хотела замуж за принца, ну, или не знала еще, что хочет замуж за принца, а появилась фея крестная, ментор, да, наставник, который преобразил ее с головы до ног. Значит, решающее…

Т. Буцкая:

Но только до 12 часов.

Е. Иноземцева:

Только до 12 часов, да.

Т. Буцкая:

Это очень важно.

Е. Иноземцева:

Да, да, да.

Т. Буцкая:

Потому что волшебников то не существует.

Е. Иноземцева:

Вот, а потом трансформирующее приключение и, вот, соответственно, мораль. Мораль читатель достраивает сам, но она между строк должна обязательно звучать. Вот это называется хорошей историей. И такой тоже лайфхак, просили секреты. Пишите, рассказывайте, это везде вам, и в письменной, и в устной речи пригодится, истории в формате 2-0. Когда вы включаете не один орган чувств, то есть, например, глаза, а несколько, то есть, например, рассказываете, какие запахи там были, когда Золушка перебирала мешки с чечевицей, как ее рука касалась руки принца, когда он нечаянно задел ее на балу, какой фактуры было ее платьице, любовно притащенное феей. То есть, максимально погружайте в эту дополненную реальность, вот, как современные кинотеатры, так же это можно сделать и с историей, рассказанной письменно или устно. Значит, это мы прошли четыре ноты.

  Пятая нота это у нас редактура, то есть, то, что позволяет у нас освободить текст от лишнего, от воды, то есть, убрать все не нужные авторские мнения, вводные слова, не нужные эпитеты. Вот это все, на самом деле лишнее. Как раз то, чем грешат школьные сочинения. И есть прекрасный сервис Главред, Максим Ильяхов его создал, он правда не первый придумал в мире инфостиля, до него и Корней Чуковский, и Нора Гали, известнейшие советские переводчики этим занимались, но он классно это объясняет, и доступно, как надо. Потому что они говорят, как плохо, обычная журналистская редактура, а он объясняет, так плохо, а так хорошо.

 Значит, шестое это рельефность текста. Текст должен быть выпуклым, и это как раз, те принципы разделения на параграфы, отступы с красной строки, большие буквы, все-таки, правила пунктуации, и хоть какие-то запятые, которым нас тоже учили в школе, которые тоже оттуда можно взять. Но текст выпуклый, это текст рельефный, то есть, его должно быть легко читать, этим, кстати, тоже грешат инстаграмщики, насыщая очень большим количеством, например, эмоций, да, или картиночек, но, не разделяя на строки, это сложно прям читать. И если читателю сложно, то он вот так вот пробираться долго не будет, он скорее закроет и уйдет. А нам же нужно - чтобы от первой до последней буквы, чтобы тоннель был.

 И седьмая, финальная нота. Тоже об этом полезно помнить, это как раз, сейчас будут ликовать инстаграмщики и любители картинок, это дизайн, потому что текст должен быть красиво оформлен. И вот здесь как раз эпоха красивых картинок, правильных картинок, тоже не стандартных, ну, стандартные, иллюстрации первого уровня, мы их называем, ассоциации первого уровня. Любовь значит, что? Сердечко.

Т. Буцкая:

Ну, сердечко, да.

Е. Иноземцева:

Сердечко, да. Там. Безопасность, значит?

19: 25

Татьяна Буцкая: Ну, там.

Е. Иноземцева:

Замок, овчарка.

Т. Буцкая:

Замок, да.

Е. Иноземцева:

Да. А вот нужно пытаться необычно, то есть, фотография, которая заставляет задуматься.

Т. Буцкая:

Ну, опять-таки, не такая, чтобы она, вообще, была…

Е. Иноземцева:

Чтобы лететь.

Т. Буцкая:

Вызывала ассоциацию только у тебя.

Е. Иноземцева:

Ну, да, да, что-то понятное. То есть, вот, тоже помните…

Т. Буцкая:

Не переборщить.

Е. Иноземцева:

Не переборщить, абсолютно, то есть, вот, даже размещая, если ты понимаешь – блин, классный текст получился, вот прям, зайдет, но все равно постарайся, подумай, какая фотография, какая иллюстрация, какая картинка сделает его еще лучше. Вот.

  И вот семь нот, которые как раз позволяют нам на них играть, делая текст сильным. Казалось бы, все одни и те же буквы, слова, а гармония, мелодия выходит разной.

Т. Буцкая:

Может ли любой человек этому научится?

Е. Иноземцева:

Я считаю, что да. Да. И не бывает запущенных случаев, не бывает, знаете, как…

Т. Буцкая:

Но вот это деление на физиков и ериков. Я не могу писать, я не могу.

Е. Иноземцева:

Мне кажется, это как, знаете все эти ограничивающие убеждения - мне медведь на ухо наступил, затравленные комплексы и психотравмы из детства. Если бы меньше нам говорили, что у тебя Иноземцева двойка за сочинение, или там, плохо ты пишешь Буцкая, давай поставим тебе четверку с минусов. Вот было бы у нас меньше потом комплексов во взрослом возрасте. Вот. А так главный совет – пишите. Вот не бывает такого, что невозможно писать, просто вы еще не нашли свой стиль.

Т. Буцкая:

Я всегда считала, что, ну, как-то, вот, меня отправили, это был 10-11 класс, во Францию от школы, значит, по обмену детей, и я это заслужили, потому что написала самое лучшее сочинение по «Войне и миру».

Е. Иноземцева:

Класс.

Т. Буцкая:

Но я до последнего была уверена, что оно оказалось лучшим, потому что я единственная в классе прочитала «Войну и мир», только потому, что я попала в больницу.

Е. Иноземцева:

Прекрасная история.

Т. Буцкая:

И потом, когда я, все-таки меня жизнь, она меня привела к журналистике, я думаю, наверное, ничего случайного не бывает, хотя я уже тогда думала, может мне правда начать писать. Но мне всегда казалось, что это какая-то очень странная профессия, и я помню, когда-то слушала Познера, он сказал, что журналистика не может быть первой профессией, в журналистику надо приходить тогда, когда ты имеешь уже какой-то базис, и тебе понятно, о чем говорить. Но я это сейчас веду к тому, что сейчас вот писательство, это уже не столько как профессия избранных, это сейчас просто обязательное умение человека, который хочет чего-то добиться в этой жизни. Если ты не можешь грамотно изложить свою идею, если ты не можешь выступить, если ты не можешь за собой повлечь, то, собственно, никто за тебя это не сделает.

Е. Иноземцева:

Да. Я, Татьяна, вообще, Ваши слова вынесу на цитаты нашей школы. Особенно, как Вы ловко переформулировали Познера в этой связке, прям классная, я очень согласна, прям, неистово плюсую к тезису, что писательство это просто нормальный навык сейчас, обязательный для современного человека. Потому что с чего я начала, это, вообще, пишу, следовательно, существую, то есть, пишу, следовательно, нормально могу мыслить. То есть, как правило, что в голове, то и на бумаге, на самом деле. И когда мы себе ставим блок – нет, я не пишу, или нет, я человек не пишущий, я человек читающий, то мы как будто себе обрубаем большую часть жизни, вот. А через письмо, на самом деле, очень много можно из себя смыслов вытащить, не говоря уже о том как это можно использовать для бизнеса, пиара, и того самого FreePublicity. Потому что недаром сейчас широко популярны техники фрирайтинга, утренние страницы, это реально все активизирует.

Т. Буцкая:

А что такое утренние страницы?

Е. Иноземцева:

Утренние страницы, это когда вы встаёте и прямо, вот, не сходя со своей кровати, на тумбочке у вас лежит лист бумаги и ручка, прям, записываете весь тот поток, который скопился за ночь в голове. И знаете, практика дает потрясающие результаты, то есть, у кого, конечно, это по мере, значит, скапливания, а у кого, сколько накипело за ночь. Ну, или вы можете, встав с кровати, но, там, пройдя через полчаса, пока голова пустая. То есть, здесь, в чем идея…

Т. Буцкая:

Пока не взял телефон в руку.

Е. Иноземцева:

Да, абсолютно, то есть, идея в том, чтобы расшевелить свое настоящее. И вот как раз, возвращаясь к тому, что писательство это сейчас такой обязательный и непременный атрибут, и при этом журналистика, скорее всего, не может быть первой профессией или единственной профессией. И знаете, тут тоже категорически согласна, потому что обязательно нудно внутреннее содержание, ядро. Вот сейчас, к сожалению, появилось много таких авторов, популярных даже авторов, в которых ядра этого нет, то есть, такие вот пшики, мыльные пузыри без ядра. Вот с этим, конечно, хочется как-то бороться, ну, точнее, давайте бороться лучше не с этим, а способствовать появлению содержательных авторов.

Т. Буцкая:

Да, Но, вот очень интересно, они же стали теми самыми звездами, о которых говорят, которых, тем не менее, читают. И я даже уверена в том, что они могли стать этими звездами не имею пиарщика, директора по продвижению. Это то, чему вы учите в своей школе.

Е. Иноземцева:

Да.

Т. Буцкая:

Правда ли можно, вот мне не верят, мне до сих пор не верят, что у меня там не было какого-то директора по пиару, который меня приглашал, там, везде-везде. Сказала, ну, просто, так случилось, у меня, то есть, появилась тема, о которой мне интересно говорить и поэтому я появилась везде. Как человеку стать известным, популярным, узнаваемым СМИ, только если у него есть идея в голове, и нет при этом огромных денег на пиар директора?

Е. Иноземцева:

Классная тема, мне очень нравится, особенно рассматривать ее на Вашем примере, потому что вот предо мной живой пример, вот реально, выросший органически личный бренд. Я называю это органичный личный бренд, когда, вот, прямо, все на органике, то есть, Вам просто Вселенная подсказывала, что Вы все делаете правильно, что это реально нужно людям, и, там, та миллионная аудитория, которая сейчас у Вас есть, как раз ответ, что Вы все делаете правильно. Это нужно миру. Правда. И, знаете, туту как раз то первоначальное условие, которое Вы сейчас в задачке озвучили, что есть только идея. Этого уже достаточно. То есть, идея, достойная распространения, это как слоган как раз к конференции TEDx, на которой я выступала. У них слоган – Аn idea worth spreading - идея, достойная распространения. Если у тебя есть безумная страсть, которую ты хочешь донести миру, причем найти ее можно двумя способами, сейчас скажу какими. То, в принципе, этого достаточно, чтобы начать с помощью инструментов бесплатной популярности и доступных там соцсетей, блога, публичных выступлений, вебинаров, онлайн трансляций, лайф трансляций, о ней рассказывать. Значит, как можно из себя вытащить эту идею. Обычно у людей на этом этапе бывают проблемы, то есть, они реально не знают, о какой идее они хотят рассказывать, или есть ли у них, вообще, эта идея, или есть внутри ценность, которую можно из себя вытащить. Я убеждена, что у каждого она есть, вы просто не умеете ее готовить. Вот. Другой вопрос как ее вытащить? И здесь можно двумя путями пойти. Первое – когда у вас есть что-то, с чем вы категорически не согласны, какая-то беда у этого мира, которую у вас есть обостренное желание изменить. Вот, я, например, могу привести пример наших друзей предпринимателей, у которых мы учимся, это семья Белонощенко Юля и Женя, Беби Клубы. Вы знаете, конечно.

Т. Буцкая:

Да, конечно.

Е. Иноземцева:

И вот, Юра с Женей, собственно, откуда появились Беби Клубы? У них старшая дочка, Наташка, в Самаре которая родилась, они не понимали куда ее определить, то есть не было такого места, где они по своей родительской модели были бы готовы ее там обучать и воспитывать. И вот 20 лет назад, потому что так собственно начались Беби Клубы, они создали, уже изучая, там, учения системно-векторной психологии, там, систему Монтессори и так далее. Вот так пошла сеть. То есть у них была идея, с которой они не согласны, детей не делают счастливыми, потому что не понимают их. Вот так, собственно, появилась их миссия, их бизнес, да, их основы жизни. Может быть друга история, когда у вас есть что-то, что вы хотите показать миру. Как у вас Выбор родителей, да, то есть, родители могут и должны выбирать, там, тема осознанного родительства, она, я бы сказала даже интеллектуального, да. Потому что родительство сейчас намного сложнее, чем было родительство наших мам и бабушек. Даром, что они говорят, у нас не было памперсов, у нас не было авеновских молокоотсосов. Все было очень просто в советской системе воспитания, не только советской, по покойному доктору Споку, там, первое, второе, третье. А сейчас, господи, это же нужно разобраться там, привязанности Ньюфелда, не Ньюфелда, Петрановская, гиперактивность. Это все, нужно бесконечно делать выбор, то есть, родительство сейчас много сложнее, то есть ты должен бесконечно решать, там, по требованию или по часам, да, там, сон вместе или раздельный. Это все система выборов, это реально офигенно огромная тема, это целая планета этого интеллектуального осознанного родительства, которую Вы, Татьяна, поднимаете, то есть, у Вас есть, что сказать. И Вы, как раз, пошли по второму пути, когда у Вас есть идея, и Вы собственно не можете молчать. Вот такой хороший барометр, когда можно себя оценить, что я нашел эту идею или нет, когда вы не можете молчать, когда у вас, прям, скорее проблема как замолчать, потому что вы трубите об этом на каждом шагу.

Т. Буцкая:

Когда у человека появляется вот это понимание того, что есть идея, и я не могу молчать, какой следующий ему шаг сделать, потому что здесь возникает огромное количество препятствий. Во-первых, ты не понимаешь где об этом кричать, когда у тебя, мне сейчас легко говорить с моей миллионной аудиторией, меня услышат моментально, а если у тебя три друга по телефону и все. Да, вот какой тебе надо сделать шаг для того, чтобы начать вот этот, в геометрической прогрессии, рост.

Е. Иноземцева:

А вот давайте, прямо, на наших примерах вспомним, разберем, потому что, мне кажется, это интересно будет слушателям. Вот две сидят, там, обычные женщины, да, ну, популярные авторы, со своей аудиторией, в одной сфере и в другой. Вот, Вы, Татьяна, с чего начали, сколько лет назад было, вот, прям, с чего?

Т. Буцкая:

Ну, я же очень долго была главным редактором журнала «Роды. Ру» и остаюсь им, у нас это был сайт, были блоги, но там это было как-то очень. Там я была, знаете, сразу главный редактор. Я приду, напишу что-то к блогу, и все сразу – ах, главный редактор написал, и не было вот этого ощущения, что я чего-то кому-то доказываю. Потом я очень сильно обожглась на ЖЖ, я не смогла, да, то есть я не смогла вести ЖЖ, я его не поняла, я не умею красиво фотографировать. И, вообще у меня опустились руки, по поводу соцсетей. И уж я не знаю, где бы я оказалась, если бы не в какой-то определенный момент, совершенно случайно скачав себе на телефон Instagram, и как-то так же совершенно случайно, первые пять тысяч-то они набираются случайно.

Е. Иноземцева:

Да, да.

Т. Буцкая:

Да, ты нажимаешь кнопочку connect с Facebook, и да, у тебя уже полторы тысячи есть.

Е. Иноземцева:

Да, да, да.

Т. Буцкая:

Но для этого еще надо в Facebook пять тысяч иметь.

Е. Иноземцева:

Ну, вот, вот.

Т. Буцкая:

Да, но тут тоже не сначала. А дальше была моя любимая история про марафон Бобра, когда надо было помочь моей подруге, и я, запустив благотворительный аукцион на пятитысячную аудиторию, с надеждой собрать 20 000 рублей за две недели собрала около 400000 рублей, я поняла, что это работает. Ну, и все, и дальше начала работать. Да, то есть, ну, у меня была какая-то вот такая история, при этом я могла отсюда бить сто раз, вот, сколько у меня было раз, когда руки опустились и сказать – все, никогда, ни мое.

Е. Иноземцева:

Вот, я как раз просто откручивая, вот мы сейчас все услышали в прямом эфире реальную историю. Вот если дальше ее раскладывать, знаете так это, смотришь вперед – кажется стратегия, оглядываешься назад, понимаешь, что просто набор случайностей. Да, вот что это у вас была стратегия или набор случайностей. Просто жизнь вела, потому что Вы, реально, в своей миссии, в своем деле оказались. Ну, я что из этой истории вижу, какие ключи, скажем так. Ключ первый – это, да, была определенная база, Вы хорошо понимали о чем, то есть эта платформа, если хотите платформа личного бренда Татьяны Буцкой, проекта Выбор родителей, она была. Потому что Вы, в принципе, понимали свои краеугольные круги « хочу-могу-надо», когда Вы, в принципе, понимаете, о чем Вы можете вещать, кому это нужно, и, вот, без чего Вы не можете жить.

  Второй ключ – то, что действительно, Вы сами сейчас озвучили, было много раз возможность оступиться, прекратить, и спрятаться в домике, и сунуть голову в песок. То есть, конечно, тогда бы – никто кроме вас не сделает, вот это нужно помнить, все в моих руках. Поэтому их нельзя опускать, как говорила Коко Шанель, незабвенная. И Вы, прямо, шли дальше методично, и не пошел этот…

Т. Буцкая:

Live Journal.

Е. Иноземцева:

Live Journal, да, попробовали Instagram, там Facebook, что-то пробовала, это означает, что какой-то путь Вы уже все равно прошли.

  Вот и третье, я бы сказала, последовательность, регулярность. То есть, вот здесь очень часто, это тоже, там, начинающие авторы, там, проект-менеджеры, они останавливаются. То есть, меня не за лайкали, меня, там, затроллили, все пойду посыплю голову пеплом, или, там, еще две недели, он выходит из депрессии, через два месяца следующий пост. Вот это нельзя, потому что очень быстро все идет вперёд, и вас просто планета забывает. Вот, поэтому последовательность, регулярность, и вот это ядро содержания, то есть, я про что, обязательно нужно в себе проработать.

 Если, например, мою историю вспоминать, у меня очень похожая история, только с другими вводными. То есть, я просто начала писать на Facebook. Вот и я в тот момент я была, о чем только не я. То есть, я была вроде, как и про бизнес, предприниматель, я тогда еще в корпорации работала, и, понимая в стартаперсе и предпринимательстве, потому что мне была интересна эта тема, я, значит, искала какие-то сюжеты. Я написала первую книгу «Стартап без купюр», это тоже каким-то новостным поводом стало, но не более того. Значит, потом я попробовала, то есть я начала писать, у меня тоже была масса возможностей остановится, писала я, там, про триатлон и спорт, про семью, то есть у меня три мои круга были – бизнес, спорт и семейственность. Вот, ну, теперь уже семейственность у меня разродилась в материнство, вот, но это другая история. А бизнес стал своим делом. Но, в принципе, например, в какой-то момент я тоже попробовала блог или Instagram, а у меня, например, вообще, не идут эти площадки. То есть, видите все разные, нужно искать обязательно свою нишу, это, пожалуй, четвертый ключ. То есть, ищите тот канал, где вам будут рады, и тот, который у вас пойдет органически. Вот, то есть не тот, который натужено выискивать, да. Но вот не получается у меня, например, Instagram жанр, ну, то есть, как-то он там идет тоже, там, серенько, посредственненько, но ничего страшного, зато мне очень понятен канал Facebook, и очень люблю я общаться с этой аудиторией, и, там, с удовольствием работаю в этом ключе. Или, например, статьи в СМИ, вот я колонку на Forbes веду, и мне тоже легко, понятно, как это, как быть полезной. Просто искать свой канал. Поэтому с чего начать что-нибудь делать, то есть, сначала понять, какую идею вы транслируете, а второе – что-нибудь делать.

Т. Буцкая:

А дальше тебя заметят, или все-таки есть смысл вот с этой своей идеей начинать стучаться во все двери. Да, если у тебя, вот, только появилась идея, тебе есть смысл сразу с ней стучаться в Forbes, и говорить – слушайте, я вам сейчас такое напишу. А тебе скажут, кто ты?

Е. Иноземцева:

Ну, Вы знаете, тут - да, без фанатизма. Ответ – да, без фанатизма. Стучаться в Forbes нужно, непременно, и, кстати, пожалуйста, лайфхак – попасть в Forbes не так сложно, это правда. То есть, Forbes российский сейчас так же, как американский, прям, рассказываю секретный секрет, работает сейчас по модели Contributor. Это что значит? Они сами ищут внештатных авторов, колумнистов, которые хотят, которые, точнее, могут рассказывать какое-то содержательное нутро, там, про бизнес, да, какие-то аспекты рынка, отраслевые особенности, нормальным языком.

Т. Буцкая:

Они за это платят?

Е. Иноземцева:

Нет, это как раз такая история колумнистов, которые больше, на самом деле, следующий вопрос…

Т. Буцкая:

FreePublicity

Е. Иноземцева:

Да, следующий вопрос, кто кому платить должен, потому что такой пиар получать, что можно еще и самим…

Т. Буцкая:

Конечно, ну, просто, где-то я читала, у Вас же, что Вы начали сначала писать, а потом еще начали за это платить.

Е. Иноземцева:

Да, да. То есть, когда-то я работала по другой модели, тогда я была внештатным автором-колумнистом, действительно, еще получала гонорар за это, представляете как классно.

Т. Буцкая:

Вообще.

Е. Иноземцева:

То есть, пиар одновременно, еще и платят за это. А вот сейчас они перешли на модель Contributor, это, на самом деле, классная история для…

Т. Буцкая:

Начинающих.

Е. Иноземцева:

Начинающих, абсолютно, да. То есть, стартап у вас там, свое дел, особенно еще есть такая штука, как Forbes Woman, то есть, женщинам, значит, есть особое предпочтение, так что, прям, мотайте на ус. Но, и возвращаясь к вопросу, нужно ли способствовать или, значит, река сама вынесет.

Т. Буцкая:

Скромничать или нет?

Е. Иноземцева:

Смотрите, скромничать точно не нужно, потому что слишком конкурентная среда, да. Акул много, и много мыльных пузырей, которые выросли, вот, как-то не понятно как, честно говоря. Но сейчас эти механизмы закрылись уже, а, вот, когда, ну, Вы понимаете, я там про набор ботов, не органический как раз рост. Понятно, что сейчас, вот, сидят на своей аудитории, вот, и действительно пугают большими цифрами. Таких много сейчас, потому что были хорошие времена, но сейчас они закончились, и сейчас выигрывает классный, полезный контент. И, вот, возвращаясь к тому, что да, обязательно нужно действовать, ну, конечно. Даже лягушке, которая взбила в кувшине там сметану в масло, да, приходилось действовать, вот, но она оказалась в самой незаурядной ситуации. А то, что заметят – непременно заметят. Вот. Просто давать возможность, чтобы эти подарки на вас сваливались, но для этого нужно делаться.

Т. Буцкая:

А как правильно общаться с крупными СМИ? Кому писать, куда звонить?

Е. Иноземцева:

Смотрите, очень тоже расхожее такое заблуждение, что это, вообще, какие-то секретные замки, которые висят на дверях всех редакций, что до них не достучаться или нужен какой-то секретный шифр. Вовсе нет. Большинство контактов выложены на сайтах, вот, Вы, наверное, не дадите мне соврать, да, то есть, хочешь попасть в издательство, попробуй написать.

Т. Буцкая:

Просто пиши, да.

Е. Иноземцева:

Отправь, просто пиши. И более того, издательства сами ищут новых авторов, они заинтересованы в новых идеях, необычных ракурсах, особенно, если автора как-то там не нужно править, а он еще хорошим качественным языком пишет, и какой-то новый контент дает. Вот, поэтому здесь вопрос как раз в контенте, то есть, его нужно сделать, а куда пристроить это потом, мне кажется, это уже вторичный вопрос. Хотя, например, мы у себя на курсах всегда все-таки начинаем с той первой ноты, которую я назвала цель внутренне-внешнее. То есть, вплоть до того, что мы статью сразу пишем в издание, ну, то есть, мы смотрим, как в Роды ру принимают, какие статьи каких авторов любят, наиболее популярны, какие авторы, в каком формате они пишут. И адаптируем, то есть, сразу пишем, подстраиваем под этот формат, ну, чтоб не было потом бесконечных переделок или придирок. Да.

Т. Буцкая:

Конечно, я, как главный редактор скажу, когда тебе присылают статью, которую ты смотришь – в печать, просто, вот, и вступление, и основная часть, и заключение, и выносы – думаешь, так это же подарок.

Е. Иноземцева:

Бальзам на душу.

Т. Буцкая:

Слушайте, у нас, прямо-то, четыре минуты осталось, мне так жалко, вообще, прям.

Е. Иноземцева:

Как жалко. Хочется еще.

Т. Буцкая:

Как-то, мне кажется, не договорили. Есть такое понятие как продающий текст. Вы ему учите?

Е. Иноземцева:

Вот мы конкретно нет. Я, честно говоря, не очень верю. Мне кажется, это такой популизм сейчас современный, то есть, ну, навострились определенные копирайтеры, там, и преподаватели считать продающими следующие, там, лайфхаки. Начинай заголовок с вопроса «как», пиши по пунктам, обязательно в конце пиши обещания выгод. Ну, есть даже такая иностранная формула, мы много изучаем американцев, они все-таки первые в этих всех делах, у них значит, есть gain, logic, fear, то есть выгода, логика, то есть рациональные аргументы, и страх. И вот, значит, что продающий текст должен обязательно иметь, там, каждый из этих пунктов. Вот, честно, мне кажется, что текст не может продавать. Текст может подвести к принятию решения, или, например, сформировать мнение, или может встроиться в ту цепочку касаний, помните, я говорила про часть большого плана, который, значит, потребитель тоже пройдет. Здесь такой маршрут читателя, он же клиент. Но продать он вряд ли может, потому что все-таки все решения человек принимает эмоционально. Это уже доказали не только британские ученые, но и все нормальные авторитетные источники. Вот. И вопрос в том, как зацепить эмоцию. А зацепить эмоцию как раз продающими нотами, особенно, словами – уникальный, только сегодня, да, и скидка действует только в течение 24 часов, - ну, читатель, как я сказала, уже умный, и все это на нас, на осознанную аудиторию не действует.

Т. Буцкая:

То есть, на эмоцию.

Е. Иноземцева:

Эмоция, да.

Т. Буцкая:

На эмоцию.

Е. Иноземцева:

Да, да. Но ее тоже нужно вызывать осознанно, то есть просто хорохореньем, распусканием хвоста уже не получится, потому что слишком велика конкуренция.

Т. Буцкая:

А на какую-то тайну – зайди туда-то, тебе расскажут.

Е. Иноземцева:

Может быть, ну, конечно, я не отрицаю того, что какие-то вещи, они действительно, там, и есть аудитория средняя и low level, так называемые. Конечно, это все работает, не может н6е работать, иначе не росли бы так все эти курсы по продающему копирайтингу, и там, да, 125 примеров продающих текстов. Но моя рекомендация все-таки – оставаться честным, натуральным и даже к вопросу про то, как вести переговоры с издательствами - да честным быть, собой, другое дело, что в этой честности нужно не бояться себе признаться. Вот. Какой ты настоящий и какую идею несешь.

Т. Буцкая:

Вот это, конечно, самое главное, потому что, когда долго говоришь, что, да, вы знаете, мне просто, да вот, я очень хочу поговорить на эту тему, да, вот, в голове держишь, как бы я потом этой фотографией в журнале. Кстати, еще не поговорили о том, что насколько важно – ты печатаешься в электронном, на электронном носителе или на бумажном. Понятно, что тиражи бумажных носителей сейчас сокращаются в разы, по сравнению с электронными. Но все равно, когда ты приносишь вот этот, пахнущий журнал, то есть, цена-то ему больше, чем когда ты покажешь на страничке в интернете.

Е. Иноземцева:

Есть такая штука. Есть. При том, что как раз для популярности, для Publicity лучше виджитал, то есть, я всегда об этом говорю, потому что это остается вечно, да. Печатка ушла, ну, и к сожалению, даже если 20 000 тираж, а не многие сейчас могут ими похвастать, то все равно она ушла и ушла. Но, все-таки, я всегда тоже рекомендую несколько таких портфолио иметь, то есть, когда есть прямо копии, ты можешь ее маме, бабушке, вот, со своими автографами всучить. Да, для домашнего архива оставить.

Т. Буцкая:

И, все-таки, обложку журнала, ты не сделаешь в интернете.

Е. Иноземцева:

Не сделаешь. Никогда.

Т. Буцкая:

То есть, вот эта вот обложка, которая стоит…

Е. Иноземцева:

Мне кажется, это для Вас, как для редактора, такое особое, прямо, искусство. Искусство обложка

Т. Буцкая:

Вот поэтому печатные СМИ останутся, в общем, привела к чему-то другому, не с того, чего начала. Но это больная тема, на которую могу говорить вечно.

Е. Иноземцева:

Да.

Т. Буцкая:

Слушайте, ну, в общем, мы не поговорили даже, не знаю, мы только обсудили 5% из того, что я хотела обсудить. И про марафоны хотела поговорить, и про совместные роды, и про совместный бизнес с мужем, и про женщину в современном мире. В общем, Кать, я не знаю, я предлагаю какую-то серию, наверное, да.

Е. Иноземцева:

Ой, давайте, я только за. Давайте еще встречаться, я сама такое громадное удовольствие получила

Т. Буцкая:

Тогда остается 8 секунд, мы уже прощаемся. Я прошу, вот заходите ко мне в Instagram, я выложу резюме нашего разговора с Екатериной, и под ним напишите темы, которые бы вам было бы интересно, чтоб мы обсудили, потому что я понимаю, что я нашла просто кладезь информации, который мы должны исчерпать по максимуму. Катерина, прощаемся.

Е. Иноземцева:

Спасибо большое. Спасибо за это удовольствие, обожаю то, что Вы делаете, спасибо за идею, достойную распространения.

Т. Буцкая:

Все, Вам спасибо. Всем счастливо, до следующих встреч. До свидания.