{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Любовь Симонова-Емельянова директор проектов, Блок стратегических инициатив ПАО "Ростелеком" 30 октября 2015г.
Инвестиционный климат рынка IT в России
Говорим об основных направлениях для инвестирования в IT сегодня и в ближайшем будущем

Александр Михеев

- Добрый день, друзья! Четыре часа дня, пятница. В эфире программа «Бизнес в Рунете». С вами сегодня в студии Александр Михеев. Сегодня мы будем разговаривать о венчурных инвестициях в сфере IT в России. Поговорим о том, что это такое — венчурные инвестиции. Что это за страшный зверь? Куда всё это направление движется, немного об истории и, естественно, о будущем. В гостях сегодня у нас ведущий эксперт венчурного фонда «Almaz Capital», при этом ещё член экспертного совета Института развития интернета, очень публичная личность, все этого человека знают в IT сфере — Любовь Симонова. Люба, здравствуй!

Любовь Симонова

- Добрый день!

Александр Михеев

- Так получилось, что ты уже второй раз у нас на этой неделе в студии. В принципе, это очень показательно. Я уже сказал о том, что тебя практически все знают, но давай чуть лучше и больше познакомим аудиторию с тобой. Можно немножко бэкграунда о своём прошлом, профессиональном прошлом. Любовь Симонова — это…

Любовь Симонова

- Любовь Симонова в начале девяностых была молодым, подающим надежды учёным. И занималась я биотехнологиями. Вообще, я инженер-технолог со специализацией «биотехнологии». Но где-то с 1994 года, когда компьютеры стали входить в нашу жизнь, я начала этим интересоваться. В 1996-м, делая диссертацию, попала в интернет, стала делать странички в Norton Editor за отсутствием home-сайта и FrontePage на тот момент, зарабатывала на этом деньги, потихонечку погружалась в сферу Internet, совмещала потом работу в интернете с консалтингом. Полноценно работать руками в интернете я стала с 1998 года, а уже полностью погрузилась в интернет, как руководитель проектов, в 2000 году. В то время я руководила проектом «Banner Bank» — это была на тот момент одна из двух систем управления рекламы в интернете. И так вот понеслось-поехало, создавали рекламу в интернете, создавали маркетинг в интернете, строили сам Рунет. В общем-то, люди те же и остались, только должности поменялись.

Александр Михеев

- Знаешь, ходит такая своеобразная байка о том, что есть отцы-основатели Рунета. Тебя можно смело назвать «мать-основательница Рунета», да?

Любовь Симонова

- Я, между прочим, хранительница фотоархивов старых встреч, которые ещё в конце 90-х были.

Александр Михеев

- То есть, если что, за историей — к тебе.

Любовь Симонова

- Можно вполне за историей приходить ко мне.

Александр Михеев

- Как ты вообще пришла в инвестиционное направление? Заниматься проектами — это одна история, а инвестиции — это уже немножко другое.

Любовь Симонова

- Когда компетенции по созданию руками интернет-проектов и интернет-компаний уже все были набраны, единственная история, которая могла быть, — расти выше. А когда я уже знаю, как строить бизнес в интернете, строить интернет-компании, то единственный вариант расти выше — это идти в инвестиции. Так получилось, что на тот момент была свободной вакансия в «Финаме», и я, пройдя собеседование, заняла позицию руководителя департамента инвестиций в «Финаме», где мы с тобой, кстати, и познакомились.

Александр Михеев

- Много-много лет назад, да.

Любовь Симонова

- А в 2010 году Александр Галицкий предложил присоединиться к их команде. И вот с 2010 года я в команде, нашей «алмазной» команде.

Александр Михеев

- А можно пару примеров успешных сделок или каких-то процессов, которые были реализованы на начале твоей инвестиционной деятельности в «Финаме» (пока ты там была), и потом, в дальнейшем? Самые громкие.

Любовь Симонова

- Самая прикольная сделка, которая тянется с 2007 года и до сих пор, — это компания «Alawar». Когда я пришла в «Финам», мне позвонил руководитель и сказал: «Там синяя папочка, эту сделку теперь ты ведёшь». А это была покупка акций «Alawar» (мы тогда в «Финаме» покупали компанию «Alawar»). И вот она со мной. Потом я продавала её «Алмазу» и, перейдя в «Алмаз», «Alawar» снова мой портфельный актив.

Александр Михеев

- Получается, это такой талисман?

Любовь Симонова

- Да, некий талисман. На самом деле в «Финаме» у меня получалось порядка двадцати портфельных активов, с которыми надо было разбираться, проводить советы директоров, они все успешно развивались, и на 2008 год, когда был кризис, ни одна из портфельных компаний не упала, они просто стали чуть медленнее расти. Я, наверное, небольшую заслугу в этом себе могу присудить. А из «Алмаза» уже было три выхода, и это показательно. Это было IPO «Яндекса», была продажа компании «ВИАТ» компании «БРОКЭЙТ» и продажа компании «QIK» («КиК») «Skype» («Скайпу»). На текущий момент у нас порядка двадцати пяти портфельных компаний, все хорошие. Но у нас ещё такой интересный фокус (я скажу про это) — мы инвестируем в российские технологии, которые помогаем вывести с небольших рынков на глобальные рынки. В основном, конечно, это российские разработки. Одна из таких сильных компаний, которая, на мой взгляд, может дойти до IPO, — это компания «Синара» (рекламная платформа для телеком-операторов). Есть недавно гремевшая сделка — это «Carprice». Ещё из известных сделок у нас есть небольшая компания «Petcube», которая помогает играть с домашними животными посредством интернета и некоего устройства, которое находится в доме с животными.

Александр Михеев

- Чтобы питомцам не было скучно.

Любовь Симонова

- Да, это рассчитано на котиков. Очень интересная компания (я её ещё называю «Умные лампочки», но там всё более серьёзно) — это «Sensitive systems». Это достаточно интересная разработка по управлению освещением (уличным, в помещениях).

Александр Михеев

- То есть «умный свет»? Вот есть «умный дом», а это «умный свет»?

Любовь Симонова

- Да. Это я так называю — «Умные лампочки», а на самом деле там всё гораздо сложнее, интереснее. Потрясающая компания. Вообще, каждая компания у нас из портфельного актива интересная. Можно просто заходить на сайт, читать, смотреть. И это, в общем-то, российская история. Та же «Синара», изначально работающая глобально, — ребята из Казани. Компания «QIK», которая была продана «Skype», — это ребята из Зеленограда. Причём у компании, сидевшей в Зеленограде, основные клиенты были на территории Америки. И когда мне говорят, что наши технологии неконкурентоспособны, я говорю: «Зайдите и посмотрите на страничку, посвящённую портфельным компаниям, и вы увидите, насколько все эти компании «неконкурентоспособны».

Александр Михеев

- А на каком этапе вы отсматриваете активы?

Любовь Симонова

- Мы смотрим разные. Конечно же, мы немного смотрим на стадии идеи. Могут люди приходить ко мне, к Саше, к сотрудникам поделиться, но присылать нам письма на стадии идеи — это, в общем, бессмысленно. Мы читаем всё, однако мы в них не проинвестируем. Всё-таки мы инвестируем на раунде «А». Хотя мы попробовали, и определённую сумму денег разложили на более ранние стадии, но всё-таки…

Александр Михеев

- Есть эффективность?

Любовь Симонова

- Есть. Но мы всё-таки немножко на другое заточены. К нам лучше приходить, когда уже есть какие-то клиенты, чтобы мы смогли их технологии продвинуть глобально.

Александр Михеев

- То есть при использовании некоего синергетического эффекта, плюс используя ваши компетенции и знания на этом и глобальных рынках, вы можете вырастить этот актив либо для последующей перепродажи, либо для выхода на IPO. В общем-то, истории разные.

Любовь Симонова

- Да. Когда меня спрашивают: «Что ты делаешь в жюри на мероприятиях?», я говорю: «Я здесь, чтобы вы смогли дорасти до наших инвестиций». Конечно же, мы смотрим более ранние стадии, чтобы не упустить бриллиант, который вырастет.

Александр Михеев

- Это как когда учёных начинают отслеживать ещё на этапе их обучения в школе?

Любовь Симонова

- В принципе, да. Потому что хороший предприниматель заметен - он пытается что-то делать, он строит один за другим бизнес. Есть же такая притча, что только пятый бизнес может выстрелить. Смотришь, как люди строят бизнес, как меняется их сознание, как они разворачивают свои проекты в ту или иную сторону. Мы смотрим, конечно же, в первую очередь, на людей, потому что харизмой вытащить бизнес до крупной компании не у всех получается. Нет, это тоже хорошо. Строить обычный, нормальный бизнес, который будет стабильно зарабатывать — это тоже хорошо, и этого не надо пугаться, это надо делать, но к венчурным фондам немножко бессмысленно ходить. Есть бизнес-ангелы, которые готовы вкладываться в дивидендные модели, вкладывать в 10 маленьких свечных заводиков и получать свои дивиденды. У венчурного фонда всё-таки история про то, чтобы вырастить большую компанию, глобальную, и помочь ей завоевать мир. Вот эта история всё-таки про венчурный фонд.

Александр Михеев

- Давай потенциальным стартаперам ответим на несколько вопросов. Задача венчурного фонда — заработать денег.

Любовь Симонова

- Да.

Александр Михеев

- Это бессмысленно скрывать, потому что это — основная цель.

Любовь Симонова

- Мы управляем деньгами, все фонды управляют деньгами, и цели, задачи: принести на эти деньги доход тем людям, которые нам доверили эти деньги в управление. Соответственно, мы очень тщательно смотрим, куда их вкладываем. С учётом того, что у нас институциональные инвесторы (Европейский банк реконструкции и развития, компания «Cisco»), у нас всё-таки очень узкий фокус - это технологические интернет-компании с русскими корнями (потому что мы и иностранные, и СНГ тоже смотрим), которые идут глобально на американский, европейский рынок. Мы на Азию смотрим («Синара» у нас работает на территории Японии), но целенаправленно в Азию мы пока не идём.

Александр Михеев

- Всё-таки там нужны немножко другие компетенции по сравнению с Западом. Грубо говоря, ты не можешь, не понимая западный рынок, пойти туда.

Любовь Симонова

- Мы идём туда и помогаем компаниям ровно настолько, насколько мы сами знаем. У нас в команде люди, которые построили не одну команду, которые знают огромное количество рынков, всяких специфик работы в разных странах, причём это и мобильные технологии, и «железяки», и реклама, и маркетинг. Когда приходит предприниматель, мы смотрим на технологию, но, опять-таки, важно всё в совокупности: человек, идея и воплощение этой идеи. Одновременно может прийти три, пять, десять предпринимателей примерно с одним и тем же бизнесом, с одной и той же идеей, и только посмотрев их всех, мы точно знаем, что этот сможет воплотить свою идею, а этот не сможет. И, опять-таки, подбор команды - сможет ли этот предприниматель, пришедший к нам с идеей, воплотить с помощью команды, и сможет ли он собрать вокруг себя команду, которая будет воплощать его идею, его бизнес в дальнейшую историю.

Александр Михеев

- Давай ответим на такой вопрос: если мы разделим по пропорциям составляющие (команда, идея и реализация), то в каких пропорциях важность этих составляющих в успешности самого проекта?

Любовь Симонова

- Идеи приходят в голову тысячам и тысячам. В первую очередь, это люди, которые это будут делать. Их компетенция, их знания, их харизма. Я бы отдала этому 70%, а всё остальное равномерно размазывается на 30%.

Александр Михеев

- Плюс-минус реализация, маркетинг, идеи и всё остальное.

Любовь Симонова

- Да. Потому что если человек знает, кто ему нужен… Ведь в голову могут приходить абсолютно разные идеи, но когда я спрашиваю: «Хорошо, а сколько в мире людей с этой компетенцией? Пять, десять человек? А сможешь ли ты схантить одного из этих десяти, и сможет ли он с тобой работать? И нужно ли этому человеку заниматься твоим бизнесом?» Потому что много идей (тонкие компетенции), которые могут воплотить десять человек в мире. И что, ты за этими десятью людьми будешь бегать? Конечно же, когда компания уже большая, то зачастую для выходов на другие рынки фаундеры… Есть миф, что когда приходят фонды, то они меняют руководство. Но к моменту, когда приходят фонды, у самого предпринимателя, хоть он и может расти вместе с компанией, но зачастую не хватает компетенции по международным рынкам, и он сам говорит: «Ребята, я довёл, а теперь давайте вы. У меня есть виденье, помогите». Во многих сделках является условием то, что будет новый СЕО, и зачастую он не назначается, а подтягивается именно фаундером.

Александр Михеев

- Фаундером? Или вы помогаете?

Любовь Симонова

- Мы тоже помогаем, но все ключевые люди в компаниях всегда проходят через совет директоров. И если сидят пять фондов, то каждый из них собеседует этого человека и даёт своё мнение.

Александр Михеев

- О, ужас.

Любовь Симонова

- Да. Во-первых, тогда исключается возможность ошибки, когда смотрят с разных сторон, с разного опыта, и все задают абсолютно разные вопросы кандидату. Какие ключевые? Это генеральный директор, коммерческий, финансовый — все ключевые компетенции, в том числе директор по маркетингу. Когда компания становится уже глобальной, это проходит через совет директоров, и фаундеры всегда остаются в совете директоров. Такого не бывает, чтобы взяли, вышвырнули, и он ничего не делает. Это всё сказки и страшилки про фонды.

Александр Михеев

- Но такие истории бывают. Давай по-честному: фонды бывают разные.

Любовь Симонова

- Фонды бывают разные, фондов огромное количество.

Александр Михеев

- Мы сейчас говорим про «Almaz», есть и ряд других фондов, которые играют честно, которые заинтересованы и хотят заработать максимальную отдачу при минимальном вложении денег, поэтому они не заинтересованы, чтобы менять команду. Но ситуации бывают.

Любовь Симонова

- Вопросы абсолютно разные и помощь бывает совершенно в разных вопросах. В общем-то, мы ещё и хорошие психоаналитики.

Александр Михеев

- Правильно я понимаю, что таких специалистов, как ты, можно назвать универсальными солдатами, которые любую задачу, если и не решат в компании, то, по крайней мере, будут знать, куда идти, куда бежать и решать эти задачи?

Любовь Симонова

- В принципе, да. Я всегда себя называю «универсальный солдат».

Александр Михеев

- Видишь, как я в точку. Люба, твоё участие, помимо основной деятельности (работы в «Almaz Capital»), допустим, в Сколково. Ты уделяешь этому огромное внимание и объём времени. Для чего? Что вы там делаете?

Любовь Симонова

- В Сколково я лекции читаю, а ещё в школе, в фонде. Помогаю людям строить бизнес, студентов учу, как строить бизнес, потому что всё-таки очень сложно поломать советское мышление про то, что бизнес — это плохо, и лучше сидеть, где-то работать. Все-таки это советское прошлое, и сказывается то, что люди сидели в тюрьме за экономические преступления. Молодёжь — молодцы, они всё-таки этого уже не знают, они стараются работать, стараются делать, а мои цели и задачи — создавать этих предпринимателей. И если, допустим, из ста человек, которые слушают лекцию, даже десять пойдут делать своё дело, — я буду просто счастлива.

Александр Михеев

- Даже если один станет успешным предпринимателем — это уже великолепно.

Любовь Симонова

- Это будет очень хорошо. Поэтому у меня даже есть дипломники, я им помогаю (а дипломные работы — это реальные бизнесы). Нет, я за них не делаю, я им говорю: «Вот, пожалуйста, план, по которому надо…»

Александр Михеев

- Но ты всё равно своеобразный наставник, бизнес-ангел, но без вложения денег, грубо говоря.

Любовь Симонова

- У меня есть портфельный…

Александр Михеев

- А можно подробнее?

Любовь Симонова

- На самом деле, это биотехнологии, это ближе к науке — активатор ферментов - история, связанная с биоэтанолом, с медициной. Не буду долго рассказывать, но суть в том, что есть вещество, которое капаешь и из зерна можно достать больше спирта, чем обычно. Такая вот история. Идёт тяжело, потому что наши учёные — всем учёным учёные. Есть своеобразие проведения эксперимента в России, соответственно, везде, куда мы заходим на Запад, требуется подтверждение, а подтверждать мы должны за свой счёт. Биотехнологии — это очень большие вложения, у меня там очень маленькая долька, совсем маленькая, но это просто интересно, потому что всё-таки у меня базовое образование «биотехнологии», «биохимия», и я продолжаю этим интересоваться.

Александр Михеев

- Не является ли всё-таки неким меркантильным интересом твоё участие в Сколково? Оно помогает тебе в основной деятельности по «Алмазу»?

Любовь Симонова

- Конечно, это везде помогает, потому что это дополнительный просмотр предпринимателей, компаний, которые уже прошли первичный отбор тем же Сколково или «Высшей школой экономики». Это просто облегчает поиск.

Александр Михеев

- Понятно. У тебя, насколько я знаю, день просто по секундам расписан, да?

Любовь Симонова

- Да.

Александр Михеев

- Этот ритм жизни - насколько это тяжело?

Любовь Симонова

- Это в кайф. Сегодня у меня будильник не зазвонил, и я встала раньше — в 5:45. Самый поздний мой подъем в 6:50. Это самый поздний. В выходные — в 7:00-7:30.

Александр Михеев

- Но ты же и в выходные в Сколково?

Любовь Симонова

- Да, бывает.

Александр Михеев

- А семья как?

Любовь Симонова

- С семьёй тоже всё замечательно. Я провожу время с ребёнком, каждое утро я стараюсь по возможности (если нет совсем ранних встреч, а даже если и есть) готовить ему завтрак, собираю второй завтрак в школу, обязательно вечером что-нибудь с ним обсуждаем. Всё хорошо. А любимый мужчина шесть лет уже выдерживает меня дома.

Александр Михеев

- Отлично.

Любовь Симонова

- Потому что, чтобы всё успевать, домашние тоже должны подчиняться этой армейской дисциплине.

Александр Михеев

- Да. Получается, у тебя очень мощная поддержка дома, которая тебе помогает.

Любовь Симонова

- Конечно. У меня тылы сейчас закрыты, и я благодарна мирозданию, что так случилось.

Александр Михеев

- Друзья, я напоминаю, что сегодня у нас в гостях ведущий эксперт венчурного фонда «Almaz Capital» — Любовь Симонова. Люба, давай перейдём к венчурному рынку в Российской Федерации.

Любовь Симонова

- Он есть.

Александр Михеев

- Отлично, это уже хорошо. В каком он сейчас состоянии?

Любовь Симонова

- Для нас, для «Алмаза», ничего не поменялось.

Александр Михеев

- За последний год вообще ничего не изменилось?

Любовь Симонова

- Скажем так, стал меньше поток проектов и они стали лучше. Конечно же, есть разные подводные камни — ждём то того, то этого, но в целом ничего не поменялось. Мы за этот год в общей сложности сделали три или четыре сделки. Нужно вспоминать, сколько было пресс-релиза. Четыре точно было в пресс-релизах. Делаем сделки, все идёт спокойно, без всяких истерик. Мы не прыгаем, не бежим в Израиль, Сингапур, ещё куда-то. У нас есть очень узкий фокус. У нас стратегия на десять лет, фонд на десять лет (и первый, и второй «Almaz»), поэтому как работаем, так и работаем. А если говорить о венчурном рынке в целом, то многие поменяли стратегию (те, кто могли поменять) - стали больше смотреть на Сингапур, Израиль, на мой взгляд, потому что там проще.

Александр Михеев

- В чем простота?

Любовь Симонова

- Простота, наверное...

Александр Михеев

- Условия лучше созданы для этого, активов больше потенциальных, либо простота вывода на рынок?

Любовь Симонова

- В связи со всеми санкциями и истерией на тему России, пошло не совсем хорошее восприятие русских компаний.

Александр Михеев

- То есть мы ощущаем это при выходе на глобальные рынки?

Любовь Симонова

- Компании это ощущают, но в нашей компании… Когда мы с коллегами из фондов делимся информацией друг с другом, есть с этим определённые проблемы. Что касается «Алмаза», то мы с такими проблемами не столкнулись. Во-первых, повзрослел венчурный рынок России. Прошла истерия, многие деньги уже потеряли и пошли в те рынки и регионы, где им проще входить в синдицированные сделки, в какие-то уже отобранные, понятные проекты. Что касается «бизнес-ангелов», их у нас много. Есть несколько клубов бизнес-ангелов, которые работают, и работают хорошо. Они больше переориентировались на дивидендную историю, хотя непуганые нефтяные деньги ещё остались (когда хочется вложить сто миллионов и сделать очередной «Facebook»).

Александр Михеев

- То есть такие идеи ещё витают?

Любовь Симонова

- Да, такие идеи витают. Вот как раз на этой неделе один из коллег рассказывал, что такие к нему заходили.

Александр Михеев

- Очередные «убийцы» «Facebook»?

Любовь Симонова

- Да.

Александр Михеев

- Я очень люблю такие истории.

Любовь Симонова

- Ещё не все сделали «Facebook». Бизнес-ангелы стали более спокойными и рассудительными. В России и за рубежом есть много школ и для бизнес-ангелов, и бизнес-ангелы Российской Федерации стали образовываться. Они понимают, что управление деньгами — это не то управление подразделением, в котором они заработали какие-то деньги, и что нужно входить в венчурную индустрию со знаниями, а не просто так.

Александр Михеев

- «У меня есть деньги, вот, возьмите деньги», да?

Любовь Симонова

- Да. Причём многих же предупреждали, но не все слушают.

Александр Михеев

- В данной ситуации, ты знаешь…

Любовь Симонова

- Заставить нельзя.

Александр Михеев

- Да, можешь только посоветовать.

Любовь Симонова

- Хочешь поучиться — сходи, поучись.

Александр Михеев

- Рублём, собственно.

Любовь Симонова

- Не хочешь получать знания — вкладывайся. Опыт — тоже хорошие знания. Государственные фонды работают, и что бы ни говорили про российскую венчурную компанию, большой пул разных фондов работает. У предпосевного фонда Санкт-Петербурга есть даже выходы, фонд «Free» на ранних стадиях даже взял в этом году премию «Лучший венчурный инвестор на ранних стадиях», Московский посевной работает, никаких изменений не было. То есть Московский посевной — в московские компании, Питерский — в питерские, российско-венчурные — в разные. Кластеры Сколково и фонд, как гранты и как инвестиции, — всё работает, никакой истерии нет. Слава богу, прошла истерия какая-то и в СМИ. Абсолютно спокойная история. Когда мы собирались на венчурной ярмарке в Казани, то тоже делились друг с другом впечатлениями: «А у тебя как?» — «А у тебя?» — «У меня хорошо» — «И у меня хорошо» — «А чего тот истерит?» — «Да не знаю».

Александр Михеев

- Потому что истеричка.

Любовь Симонова

- Видимо, весна.

Александр Михеев

- А ведь правда (по своим собственным наблюдениям), я вижу, что особо нервные, истеричные свалили, и дышать стало легче, мне так кажется.

Любовь Симонова

- Да, всё правильно.

Александр Михеев

- И рынок действительно взрослеет.

 Любовь Симонова

- Это нормально.

Александр Михеев

- Должно же наконец-то это произойти за двадцать-то последних лет. А давай так: нарисуй, пожалуйста, сейчас, если тебе не сложно, текущий образ стартапера. Я пример тебе приведу: года два назад это были молодые люди (давай возьмём молодых, молодое поколение), которые заявляли: «У меня есть идея, презентация, мне нужно два миллиона долларов, офис, секретарша, машина, водитель, а денег я вам когда-нибудь заработаю».

Любовь Симонова

- Красивый офис.

Александр Михеев

- Желательно, чтобы окна выходили на Кремль.

Любовь Симонова

- В «Сити».

Александр Михеев

- Да, в «Сити», где-нибудь на десятом этаже.

Любовь Симонова

- Конечно.

Александр Михеев

- Картина изменилась? Вот ты сказала, что рынок повзрослел. А стартаперы повзрослели?

Любовь Симонова

- Нет, такие тоже встречаются.

Александр Михеев

- Меньше?

Любовь Симонова

- Меньше, конечно же, меньше. Но присылают и таких. Наконец-то ушли «убийцы» «Google», наконец-то ушли «убийцы» «Яндекса».

Александр Михеев

- Они совсем в подполье ушли. Они ещё остались, я уверен.

Любовь Симонова

- Конечно, встречаются.

Александр Михеев

- Но за деньгами не приходят?

Любовь Симонова

- Но не в том количестве, в котором они были. Взрослению стартаперского движения поспособствовало огромное количество образовательных программ как платных, так и бесплатных. Есть и подороже, и подешевле. В «Высшей школе экономики» есть «Менеджмент в сфере электронного бизнеса и интернет-проектов», в Санкт-Петербурге есть «Founders Institute», в Сколково есть стартап-академия «Сколково» — абсолютно разные ценовые категории. То есть кому что нужно, каждый может по своим компетенциям выбирать. Стартаперы, во-первых, поняли (я слово «стартаперы» не очень люблю, лучше «предприниматели»), что можно получать образование даже бесплатно и наращивать свои компетенции, и люди, которые хотят строить бизнес, уже сначала всё-таки смотрят, хватает ли им компетенции, чтобы построить этот бизнес. Многие даже приходят с вопросом: «Куда лучше пойти поучиться?». Опять-таки, есть отдельные курсы по менеджменту, по маркетингу, по рекламе, есть нетология, есть видео. Сейчас огромный выбор, только иди и учись.

Александр Михеев

- Было бы желание.

Любовь Симонова

- Было бы желание. Самое интересное в том, что необязательно это делать тому, кто не строит бизнес. Можно идти учиться наращивать компетенции и тем, кто уже строит бизнес, и в качестве дипломной работы подавать свой бизнес.

Александр Михеев

- Текущий?

Любовь Симонова

- Да, текущий. А коуч-преподаватели тебе просто помогут его выстроить правильным образом.

Александр Михеев

- Я даже знаю, сейчас ток-шоу запускается.

Любовь Симонова

- 5 ноября. «Акулы бизнеса».

Александр Михеев

- Ты там выступаешь в качестве кого?

Любовь Симонова

- Я читала лекцию. Я в этот раз не ментор, не жюри. Я решила, что оптимальной историей будет структурировать им мозги в конце общения с менторами накануне выступления перед инвесторами. Конечно же, там абсолютно разные люди. Не забываем, что это всё-таки шоу, хотя ребят отбирали, и было огромное количество проектов, которые претендовали на участие в этом шоу. Думаю, что получилось интересно. Конечно, материала отснято огромное количество и в эфир попадёт только маленькая доля. Там просто было много интересного и когда они работали на площадке, и много разных историй, связанных с менторами, со съёмочной группой. Съёмки любой программы, любого шоу — это…

Александр Михеев

- Сотрудники, которые снимали, не превратились в предпринимателей?

Любовь Симонова

- Нет, там профессиональные ребята. Я с ними уже не первый раз на съёмках, у них свой стартап, своё дело, они его очень любят и делают качественно. Надеюсь, что это понравится. Надеюсь, что хоть минут восемь из моей двухчасовой лекции попадёт в эфир.

Александр Михеев

- Ты же понимаешь, что главный вклад — в результат того, к чему придут те люди, которым ты читала лекцию.

Любовь Симонова

- Ты знаешь, это, наверное, покажется пафосным, но я хочу, чтобы в России с предпринимательством всё-таки было хорошо и стараюсь сделать всё от себя возможное, чтобы таких предпринимателей в стране становилось больше, чтобы люди открывали своё сознание, поднимались над местечковой историей и могли посмотреть глобально. Потому что ребятки на съёмках были из разных регионов. Были и такие, которые дальше своего города не видят. И многих, с кем я встречаюсь, я разворачиваю: «Смотри, а вот есть ещё!»

Александр Михеев

- А мир-то — вот какой!

Любовь Симонова

- «А что, так можно?» Да, так можно. Расскажу байку. На «Яндекс.Старте» я познакомилась с одним предпринимателем (изначально он из Екатеринбурга), он делал один проект и с этим проектом попал во «ФРИИ». Прихожу я во «ФРИИ» и говорю: «Ну как твой проект?» Он отвечает: «А я его не делаю, я теперь делаю цветочный проект, называется он «FlowWow». Я говорю: «Подожди, а как же автобусы?» Он говорит: «Я посчитал: у автобусов такой-то рынок, а с цветами рынок на два порядка больше. Так зачем я буду делать этот, если я могу делать тот?» Прошло полтора года с того момента, как я его видела в «Яндекс.Старте», когда он начинал что-то делать. А потом у него открылось сознание, и он говорит: «Так вот рынок-то, масштабы-то какие! Лучше я сюда пойду, я знаю, как это сделать». У него всё хорошо, работает, замечательный ресурс, и я просто счастлива, что смогла этого человека каким-то образом развернуть, и он поменял свою парадигму.

Александр Михеев

- Если уж затронули эту тему, то какие чувства испытываются в момент закрытия сделки (если закрытие успешное) или в момент, когда, будучи ментором или наставником, или после прочитанной лекции, ты узнаешь, что активы или компания, или сами предприниматели добиваются каких-то успехов? Что это?

Любовь Симонова

- Я радуюсь, когда закрывается сделка. Я думаю, что слушатели не совсем понимают, но самая короткая сделка за всю мою жизнь длилась три месяца. Среднестатистическая сделка длится месяцев восемь-девять — как ребёнка вынашиваешь. Некоторые сделки могут длиться два года. Это как в том анекдоте: «Бобёр, выдыхай!» Как говорится, слава богу, завершили, сделали, можно расслабиться и перейти к следующей.

Александр Михеев

- А если добавить сюда факт того, что у тебя в процессе? Допустим, одновременно идёт больше количество сделок, и ведь до конца доходят не все.

Любовь Симонова

- Не все, да.

Александр Михеев

- А какой вообще процент доходит?

Любовь Симонова

- У нас много. У кого-то 50 на 50. У нас, можно сказать, все. На моём веку (с 2007 года), может, парочка не дошла до финальной истории, но здесь не с нашей стороны была история, а с той стороны. Потому что когда человек понимает, как это всё закручивается, что нужно очень сильно структурировать и бизнес, и свои мозги…

Александр Михеев

- Не все готовы?

Любовь Симонова

- Не все готовы к этому, им проще продолжать делать «на коленке». А когда входят в фонд, история «делания на коленке» заканчивается - идёт структурирование бизнеса и раскладывание по полочкам.

Александр Михеев

- Ты знаешь, у всех предпринимателей есть такое опасение: «Я принесу проект в фонд, фонд зайдёт, а я уйду на второй план». Ты, конечно, в начале разговора сказала, что команда важна, но насколько вы, как фонд, как «Almaz Capital», влияете на деятельность компании, если, к примеру, вдруг видите, что что-то не так?

Любовь Симонова

- Есть совет директоров.

Александр Михеев

- Всё в рамках?

Любовь Симонова

- Это управляющий орган. Мы в этом совете директоров имеем одно место. Некоторые инвесторы вообще без места в совете директоров. Соответственно, в совете директоров от пяти до десяти человек. Каждый год компания предоставляет стратегию своего развития. Вообще, когда происходит инвестиция, есть некие показатели, под которые даётся… Инвестиция — это целевые деньги. Они даются ровно на те цели, которые прописаны. Инвестиции никогда не приходят сразу на счёт.

Александр Михеев

- Естественно, они должны быть освоены.

Любовь Симонова

- Это идёт траншами. Опять-таки, всё зависит от величины компании, от процентов входа. Может быть на 0,5% и пять миллионов долларов, а общий раунд — на сто миллионов долларов. Всё это единично. Целевые деньги идут на определённые цели, и есть совет директоров, который дальше смотрит на выполнение этих целей. Конечно же, если компания не туда идёт, тогда мы все вместе садимся и думаем: «Что мы будем делать, как мы будем делать? Почему пошло не так, как вы планировали? Почему вы планировали так?» Кстати, история, когда идёт более быстрый рост, тоже опасна, потому что компанию может разорвать в клочья, и в некоторых моих же портфельных активах такая история случалась. Тогда мы все держим эту компанию и делаем всё возможное (оперативное изменение структуры компании), чтобы компанию не порвало в клочья. Это когда вместо запланированных 30%, ты растёшь до 300-500% и понимаешь, что те бизнес-процессы, которые у тебя были отлажены, в этом не работают и их надо делать по-другому, здесь уже тяжело, потому что компания работает, и её прямо на ходу надо перестраивать. Когда она не растёт или не достигает показателей, такой оперативности не нужно. Ты можешь спокойно сесть и рассудительно всё посмотреть. Соответственно, всё обсуждается советом директоров: куда идём; зачем; есть ли у нас компетенции; почему мы сюда будем разворачивать? Это тяжёлая работа.

Александр Михеев

- Если говорить о том, куда разворачиваться, были ли по твоим наблюдениям за последние полтора-два года какие-то всплески импортозамещения в IT? Я понимаю, тебя задолбали этим вопросом, прости. Но мне любопытно. Я, исходя из своей деятельности, тоже параллельно отсматриваю. Ты сталкивалась с бумом? Чтобы прямо побежали: «Всё, «Google» — нет, «Facebook» — нет!», но чтобы всё-таки были такие, которые пытались и хотели решить какие-то местные задачи?

Любовь Симонова

- Есть наши, российские, компании, которые делают хорошее программное обеспечение, которое можно вполне поставить вместо западного программного обеспечения. Опять-таки, вопрос в том, как мы будем перекраивать бизнес-процессы тех компаний, у которых уже стоит программное обеспечение. Большой вопрос. И насколько готовы будут IT подразделения компаний сервера менять?

Александр Михеев

- А цена вопроса? Ведь всё-таки локальные продукты должны быть более конкурентоспособны, чем внешние. Или такого нет? Локальные же за рубли.

Любовь Симонова

- Локальные-то за рубли, но, видишь ли, Саша…

Александр Михеев

- Расскажи мне страшную тайну.

Любовь Симонова

- Весь вопрос в том, какие цели и задачи у того или иного программного обеспечения, и может ли оно на 100% заменить. Где-то что-то недопилено, где-то нужно допиливать и делать. Я знаю как минимум несколько мессенджеров, которые можно использовать вместо...

Александр Михеев

- Сейчас привет Сергею Кравцову.

Любовь Симонова

- В том числе. Пользуясь случаем, передаю привет Сергею Кравцову. Его продукт - замечательно, можно использовать. Пожалуйста, внедряйте! Замечательный продукт. Но никто всё равно не торопится. Есть программное обеспечение и по облачным технологиям. У нас облачная ERP-акуматика (изначально же это российская технология). В общем, есть. Я была на конференции SDF, и, в общем-то, ребята, разработчики программных продуктов, которые можно использовать в рамках импортозамещения.

Александр Михеев

- Они воодушевились все? Ну, знаешь: «Ура, нас поддержат, и мы сейчас побежим!» Нет?

Любовь Симонова

- Они спокойно к этому относятся.

Александр Михеев

- С холодным спокойствием.

Любовь Симонова

- Абсолютно спокойно, потому что приходится убеждать владельцев заводов-пароходов, что они будут качественнее, лучше и при этом наше. Опять-таки, люди боятся ломать бизнес-цепочки. Что произойдёт, если поменять софт на заводе, конвейер?

Александр Михеев

- Да, конвейер встал, бизнесу — всё.

Любовь Симонова

- Бизнес умер. Поэтому здесь надо очень тонко к этому подходить.

Александр Михеев

- Смотри, процесс идёт. По твоим наблюдениям, ты человек, который…

Любовь Симонова

- Я считаю, что надо делать просто качественные продукты, и они будут востребованы, потому что наши российские технологии востребованы на Западе. Компания «Parallels» - наш портфельный актив, транснациональная компания.

Александр Михеев

- Нет, ну если так рассуждать, то «Google» тоже имеет к нам какое-то отношение.

Любовь Симонова

- Ну, прости, «Parallels» — это Сергей Белоусов. Компания «Parallels» — транснациональная компания, используемая во всем мире.

Александр Михеев

- Тут и «Касперского» можно вспомнить. Нет, примеров достаточно много. Тот же «C-Bitrix». Много чего есть, я прекрасно это понимаю.

Любовь Симонова

- Открываем страничку портфельного актива и можно просто по списку смотреть продукты нашего портфеля.

Александр Михеев

- Давай в конце сегодняшней ознакомительной беседы подведём итог.

Любовь Симонова

- Деньги в стране есть.

Александр Михеев

- Деньги есть, дикого оттока капитала нет, истерии, которая была в 2008 году, мы сейчас не наблюдаем. Мы наблюдаем более хладнокровное отношение к этой индустрии, как со стороны инвесторов, так и со стороны предпринимателей.

Любовь Симонова

- Спокойствие, только спокойствие.

Александр Михеев

- Рынок взрослеет, он становится более образованным, и качество тех потенциальных активов, которые вы видите, уже выше, чем, допустим, пять лет назад.

Любовь Симонова

- Да, ты всё правильно сказал.

Александр Михеев

- Давай буквально коротко: как ты видишь, как через пять лет трансформируется венчурный рынок (я сейчас именно про венчур говорю)? К чему мы вообще придём в IT?

Любовь Симонова

- Через пять лет вообще может случиться революция, и в IT в том числе. Интернет становится, как электричество (это моя фраза, которая уже несколько лет со мной), и в это новое электричество будут всё больше и больше подключаться офлайновые истории и, конечно же, вся взрывная история будет в чём-то новом. Это как когда-то придумали мобильный телефон, а теперь мы без него жизни не представляем. Вполне возможно, на стыке интернет и офлайна появится что-то совсем новое. Есть большое количество компаний, в которые мы потихонечку вкладываем (я уже говорила о нашей компании «Sensitive systems», к примеру). Они постепенно начинают входить. Та же уборка квартир, которая сейчас вся из мобилочки и через веб заказывается. Какие-то услуги, сервисы — сразу идут. Дальше облегчение жизни, оптимизирование бизнес-процессов, наш классический офлайновый бизнес, ритейл потихонечку подтягивается, но они очень тяжёлые.

Александр Михеев

- Они большие, инертные.

Любовь Симонова

- Да. Поэтому всё сводится к тому, что это будет как электричество: подошёл, а тут 150 блендеров. И думаешь, какой тебе выбрать.

Александр Михеев

- Забавно. Друзья, мы сегодня говорили, точнее, первый раз начали говорить и обязательно продолжим о венчурном рынке в Российской Федерации в сфере IT. У нас в гостях был ведущий эксперт венчурного фонда «Almaz Capital», а также публичный деятель, преподаватель, ментор (можно перечислять очень долго) — Любовь Симонова. Огромное тебе спасибо за то, что была у нас сегодня.

Любовь Симонова

- Спасибо тебе, что пригласил. Всем пока-пока.

Александр Михеев

- Счастливо.