Е. Горкина:
Здравствуйте! Mediametrics, программа «Горкина правда», у микрофона Горкина Евгения. Сегодня у меня в гостях Алексей Жохов, владелец, собственник группы компаний РНС ГРУП». На данный момент в состав входят магазины запчастей RENISSANS, магазины запчастей ФРАНЦУЗ, магазин запчастей для коммерческого транспорта busik.ru, автосервисы RENISSANS, потом мы расскажем, что это такое, автосервисы ФРАНЦУЗ и интернет портал и сеть мультибрендовых магазинов APEX.RU. Компания вот уже 13 лет на рынке существует, и является примером крепкого растущего российского бизнеса. Вот об этом мы сегодня хотим поговорить. Про рынок автозапчастей, про сервис, про то, что значит быть в компании с человеческим лицом, и конечно же, про новые форматы, которые компания активно пробует и внедряет. Алексей, здравствуйте.
А. Жохов:
Здравствуйте, Евгения.
Е. Горкина:
Будете сегодня рассказывать всю правду.
А. Жохов:
Безусловно.
Е. Горкина:
Про достаточно непростой рынок, особенно в наше время, авторынок и про Вашу компанию. Так, с чего всё начиналось?
А. Жохов:
Во-первых, Евгения, здравствуйте, здравствуйте слушатели онлайн радио Mediametrics. Я рад, что Вы выбрали именно нашу компанию, чтобы пригласить на этот кефир.
Е. Горкина:
Спасибо.
А. Жохов:
Спасибо Вам лично и Вашему радио. В принципе, про нашу компанию Вы в общих чертах всё правильно сказали. Нам, действительно, 13 лет и, мне кажется, в российских реалиях это чего-то стоит. Потому что известно, что большинство компаний существуют год, далее пять, кризисы вот эти и так далее. Сейчас мы, скажем так, поднакачали мускулов и активно развиваемся, в том числе, в этом году открыли мы магазин в Севастополе, поддержали Крым.
Е. Горкина:
А кстати, почему там, как так вообще сложилось, Вы начали с этого?
А. Жохов:
Тут, наверное, две составляющие. Во-первых, я первый раз приехал в Крым в 19 лет и влюбился, на самом деле, в Крым. У меня там и родственники теперь уже, и друзья и, скажем. И как только появляется возможность, я стартую на Крым.
Е. Горкина:
То есть там уже накопили какие-то связи.
А. Жохов:
Да.
Е. Горкина:
Всё-таки, чтобы открыть бизнес в другом городе, нужно иметь что-то там, согласитесь? Чтобы как-то контролировать процесс.
А. Жохов:
В первую очередь, меня, как и в случае с Севастополем, так и в случае с основным бизнесом, наверное, толкают собственные амбиции, тут чего скрывать. Но это первая составляющая. Вторая составляющая, когда я приехал в Севастополь очередной раз, решил пойти на местный рынок, думаю, посмотрю, что там по запчастям. И после русской весны получается, что все материковые украинцы, они там основной бизнес держали, они ушли, соответственно, в Украину. Крымчане, к сожалению, маленькие у них все компании, магазинчики, то есть таких сильных игроков не было на рынке. Если можно так говорить, что есть какие-то ниши свободные, то здесь была не ниша, а, можно сказать, дыра. То есть на центральном авторынке Стрелецком в Севастополе не было, элементарно, оригинальных фильтров на распространённые автомобили.
Е. Горкина:
А автомобили там есть?
А. Жохов:
Автомобили, как ни странно, есть.
Е. Горкина:
И потребность там существует?
А. Жохов:
И учитывая те дороги, которые были, особенно на тот момент, в Крыму, запчасти однозначно нужны. И возникла такая идея.
Е. Горкина:
И Вы его уже открыли или открываете?
А. Жохов:
Открыли магазин на том самом авторынке, у нас сейчас самый большой магазин. На нём висит прямо вывеска «Запчасти в наличии». По той причине, что местные все игроки привыкли работать под заказ. Под заказ, сами понимаете, моста пока нет, самолёт дорого, всё это неудобно. У нас подход такой, что мы хотим, в том числе, как и в Москве, наработать свою какую-то клиентскую, я бы сказал, не базу, а банду, клиентскую банду, которые понимают, что такое вообще правильный бизнес автозапчастей, в том числе, наличие, в том числе человеческая цена. То есть там есть не то, что во всем мире есть ряд продавцов, как только они понимают своё конкурентное преимущество, они за это начинают драть три конца. У нас такого нет. Мы нормально строим бизнес в том плане, что клиент захотел бы вернуться, не только когда он в наличии запчасть заберёт, но и тогда, когда он уже посмотрит, сколько она стоит вообще в Москве или в интернете.
Е. Горкина:
То есть там еще могли быть неадекватные цены.
А. Жохов:
Да.
Е. Горкина:
Как сейчас и существует, то есть сейчас устанавливают сами, допустим, все сервисы, цены на автозапчасти. Так, как они решат.
А. Жохов:
Но это первый шаг был, мы сейчас открыли на авторынке, получается, магазин. А второй шаг, мы купили землю, я всё-таки надеюсь, что где-то в течение полугода построимся, будет у нас уже.
Е. Горкина:
Автосервис?
А. Жохов:
Нет, магазин. Автосервис, возможно, позже, потому что автосервисов просто гора в Севастополе. Просто гора, то есть тут.
Е. Горкина:
Подождите, Вы же открыли магазин, сейчас ещё строите. Вы открыли где?
А. Жохов:
Но мы открыли на авторынке, а сейчас мы будем строить просто отдельно стоящее здание, чтобы не зависеть от каких-либо факторов, которые всегда есть на каких-то рынках, торговых центрах и так далее. То есть там администрация, какие-то моменты так далее. В общем, когда у тебя своё, это своё, а когда ты на общей территории, это уже другое.
Е. Горкина:
Что касается тогда Ваших конкурентных преимуществ, Вы их сразу обозначили, это адекватные, нормальные цены и всё в наличии. Вот чтобы это всё в наличии как-то существовало, это же нужно тоже приходится инвестировать в это много.
А. Жохов:
Безусловно.
Е. Горкина:
Как просчитать, то есть какие тут секретики?
А. Жохов:
На самом деле, не знаю, я Вас обрадую или разочарую, считать можно сколько угодно, но это абсолютно бесполезная трата времени. Сейчас, естественно, у нас всё там работает в минус, потому что мы вваливаем, просто везём, везём, везем. У нас есть отдельно выделенный фургон, который там живёт, в Крыму, и соответственно, он постоянно гоняет в Москву, мы туда завозим запчасти. То есть так, чтобы понимали, раз в неделю у нас 1300 кг запчастей мы туда привозим. Мы хотим так всё по-взрослому.
Е. Горкина:
А сколько, кстати, наименований вообще, автозапчасти?
А. Жохов:
Несколько десятков тысяч. То есть в зависимости, именно у нас Вы хотите спросить?
Е. Горкина:
Ну да, да.
А. Жохов:
Именно у нас, по-моему, сейчас в районе 70000 наименований.
Е. Горкина:
70.
А. Жохов:
70000 строк, в какой-то строке может быть несколько, там. Допустим, строка с фильтрами, это несколько тысяч. А строка с какими-нибудь там, двигатель в сборе, это одна штука. 70000 строк.
Е. Горкина:
На все, на все машины у Вас?
А. Жохов:
Да, у нас мультибренд. Исторически у нас есть более изученные марки, то есть откуда взялся RENISSANS, это Renault, Nissan, Suzuki, по ним, конечно, больше. Плюс сеть магазинов и автосервисы ФРАНЦУЗ, это Renault, Peugeot, Citroen. То есть здесь, конечно, такой упор побольше. Но сейчас мы стараемся не акцентировать на каких-то брендах, то есть у нас 70000, это мультибренд.
Е. Горкина:
Почему исторически вот на эти бренды?
А. Жохов:
Исторически так сложилось, потому что я работал в Автомире. В Автомире у нас были как раз вот эти марки Renault, Nissan, Suzuki. И когда я ушёл из Автомира, так и родилось название и марки, которыми я занимался.
Е. Горкина:
А что Вы делали? Давайте с самого начала, как пришли к бизнесу. Автобизнесу, тем более.
А. Жохов:
Наверное, я начну издалека. Бизнес мне папа, наверное, привил, то есть я вырос в многодетной семье, нас пятеро детей.
Е. Горкина:
Вы какой?
А. Жохов:
Я старший.
Е. Горкина:
А, Вы ещё самый старший.
А. Жохов:
С детства так сложилось, что отцу, само собой, надо было помогать. Как раз это конец восьмидесятых, вот эти все перестройки, тра-та-та, я за отцом ездил, он, как это тогда, кооператив называлось. Он открыл свой кооператив. Когда он понял, что за 2 дня на рынке можно заработать столько же, сколько за месяц на заводе, сразу уволился итд. Я хвостом за ним ходил и во всём помогал. Собственно, тогда.
Е. Горкина:
И учились.
А. Жохов:
Да, собственно, торговля у меня, наверное, с детства больше по наитию, наверное.
Е. Горкина:
А в авто тему тогда получается.
А. Жохов:
Вот Вы послушайте. Позже мы стали заниматься мебелью, но в 98 году был кризис сильнейший, август 98 года. Я не знаю, кто-то помнит, кто-то нет, там доллар стоил шесть рублей.
Е. Горкина:
Все помнят этот ужас.
А. Жохов:
Доллар стоил шесть, потом мы съездили с моей будущей, тогда ещё будущей женой в отпуск на 2 недели, приехали, доллар 35. То есть теперь я вот этих кризисов, которые сейчас, мы не сильно боимся, потому что 6 и 35 это не то же самое соотношение, что сейчас он скачет. К сожалению, с 98-го года, с конца, начал у нас этот весь мебельный бизнес, маленький-маленький мебельный бизнес с отцом, загибаться, в 99-м всё загнулось, грубо говоря, не пережили тот кризис. Пошёл работать в Автомир, просто, скажем, самое младшее звено, я был в магазине, меня эксплуатировали, взяли номинально менеджером, но первая моя эксплуатация была, я коврики на тележке возил и витрины раскладывал.
Е. Горкина:
Будущий владелец.
А. Жохов:
Не, нормально, я очень благодарен всем ребятам в Автомире, которые вложили в меня очень много полезного. И, скажем, из торгаша с рынка я всё-таки в какого-то менеджера более-менее превратился. Ну и, собственно, когда поработал в Автомире, по-моему, четыре с половиной года, уже дорос до руководителя оптового направления, понял, что дальше расти очень долго будет или нереально. Но чувствую, когда большой Автомир, это большой холдинг, я не знаю, наверное, тысячи сейчас человек, может и 10000 даже. Достучаться до вышестоящего руководства - это на уровне фантастики. То есть когда у тебя есть какие-то идеи, а я товарищ очень идейный, и нельзя их никак донести, вот, собственно, и случилось так, что ушёл из Автомира, и открыл свой первый магазин на Войковской. Но, честно признаться, был у меня на тот момент ещё хороший повод уходить, меня поддержал мой тогдашний руководитель, Артём Жураковский, и в бизнес мы тогда вместе начинали. То есть где-то года три-четыре прошло, когда бизнес мы вместе вели. Потом разбежались по определённым причинам, но до сих пор дружим, хорошие отношения.
Е. Горкина:
А как вот так удалось, очень часто, когда предприниматели разбегаются, дележка, скандалы, ненависть и всё остальное.
А. Жохов:
Давайте, наверное, прямо за Артёма сложно говорить, но буквально, мы несколько дней назад виделись как раз в Крыму, и, по-моему, отличные у нас отношения, мне кажется, с его стороны тоже. Мы все очень просто сделали, он, скажем, старший товарищ был на тот момент и был, наверное, помудрее. А я такой бежал, бежал, такой таран, маленький таран. Но, тем не менее, получилось. Посчитали, сколько стоит бизнес на тот момент, во что мы развились за четыре года, если не ошибаюсь, во что мы развились, поделили пополам, я Артёму, соответственно, выплачиваю его половину. И так и разбежались. Все зарабатывают, точнее, он заработал тогда, я зарабатываю до сих пор, дружим.
Е. Горкина:
То есть он продолжать не захотел, захотел выйти, скажем так.
А. Жохов:
Ну да, можно так сказать.
Е. Горкина:
Ну понятно, то есть после этого началась сольная карьера, вот что значит самому всё делать, создавать, понимать вот эту ответственность. Или уже была уверенность в том, что ты знаешь все технологии, как чего построить, не знаю, какие-то планы строили, был один магазин, дальше что?
А. Жохов:
Прямо, наверное, сказать, что были конкретные технологии, планы, уверенность, наверное, нет. У меня какая-то врождённая есть, наверное, самоуверенность, не знаю. В некоторых случаях, может быть, это плохо, но в бизнесе, я считаю, это больше плюс, чем минус. Читал про полководцев то, что хорошие полководцы, высаживаясь на берег врага, сжигают за собой корабли. Чтобы не было, куда отступать. Собственно, по такому принципу я, наверное, и живу. Вот и всё. Тогда, вот сейчас я уже понимаю, что я был абсолютно зелёный, то есть всё делал, как-то по наитию и т.д. Как Вы говорите, в сольное плавание ушел, наверное, да. Сейчас, безусловно, у нас уже сильная команда, и я научился правильно делегировать полномочия и так далее. А тогда, ну, как-то так.
Е. Горкина:
Тогда давайте, что сейчас компания представляет?
А. Жохов:
Вы так хорошо рассказали в начале программы про нашу компанию.
Е. Горкина:
Ну, может быть, про какие-то преимущества, вот мы поняли, что всё в наличии, это одно, то есть это большие склады какие-то, может быть, какая-то собственная доставка.
А. Жохов:
Смотрите, у нас есть центральный склад в Солнцево, там же у нас сидит, так скажем, контора, офис, и есть сеть магазинов и автосервисах. Сейчас это Москва, московская область, Севастополь. В данный момент мы в Питере, кстати говоря, открываем магазин, думаю, через месячишко мы анонсируем это. То есть каждый наш магазин или автосервис, это не отдельно стоящий какой-то элемент, это острие копья. И когда менеджеры в магазине понимают, что они не просто брошенные какие-то, у них есть, в том числе, как модно сейчас говорить, вот и это конкурентное преимущество большой компании, центрального склада, выгодного ассортимента, выгодных цен и так далее. То есть есть такое понятие у нас, ассортиментная матрица, мы её, несколько людей занимается этой ассортиментной матрицей, мы её постоянно пополняем, расширяем, редактируем и так далее. То есть если мерить, как раз 10 лет назад, как я думал, мысли были, что надо самый дешёвый вариант, и все будут рады. Сейчас я прекрасно понимаю, что демпинг, это последние, чем вообще в этой жизни надо заниматься. Очень много других рычагов есть.
Е. Горкина:
А самые дешёвые, это значит родной, неродной или, может быть, родной, но просто по цене падать? Вообще, что там на рынке автозапчастей в этом плане происходит?
А. Жохов:
Смотрите, тут родное, неродное, это немножко такой, женский подход к запчастям.
Е. Горкина:
Абсолютно, да.
А. Жохов:
Вообще есть и запчасти, я чуть-чуть разделю их. Есть запчасти оригинальные, это то есть тот же Nissan, Suzuki, Renault, есть неоригинальные, например, Mahle, SNR, всё, что угодно. И говорить о том, что родные, не родные, неправильно. Есть просто оригинал и не оригинал. Но не оригинал, он тоже разного качества бывает. Вот те, что я перечислил, это, однозначно, бренды высшего эшелона. Вот ими мы, конечно же, торгуем. Если говорить о каких-то, не буду позорить какие-то бренды менее качественные, ими мы не занимаемся. То есть принципиально не занимаемся. Менеджерам очень сложно было донести, на самом деле, в магазинах, что не надо продавать какашку. Потому что человек потом не вспомнит, что он же сам просил дешёвое, он просто когда в сервисе поставит, сервисмен ему скажет, что ты купил, он уже не будет помнить вот этих всех нюансов. Когда у него машина сломается через короткий промежуток, он просто вспомнит, что что-то там негативное, то ли в АПЕКС я купил запчасти плохие, то ли сервис, то ли что-то такое. Поэтому мы торгуем, если и не оригиналом, это называется автомаркет, то только качественного производства. Есть ещё третья категория, это фейк, то есть под оригинал делают запчасти, подделку, проще говоря, и даже Mahle, SNR, Meat&Doria, тоже делают подделку. Но мы, учитывая, что сейчас набрали дистрибьюторский портфель достаточно хороший, работаем напрямую, то есть у нас подделка исключена, как класс.
Е. Горкина:
А можно сказать, что тогда оригинальные, неоригинальные, разницы, в принципе, нет, если на машину что установить. Если, допустим, она уже не гарантийная.
А. Жохов:
Некоторая разница есть, но она, её надо смотреть, смотря в чем. Например, некоторые заводы производители, они на конвейер делают на заводах, например, немецких, итальянских, японских, а на автомаркет делают уже на каких-то польских, ещё попроще и т.д. Это тоже неплохо, но контроль качества оригинала, он иногда выше. Контроль качества автомаркет тут уже зависит от компании. Опять же, в большинстве своём, наверное, это тождественно, в большинстве своём это тождественно.
Е. Горкина:
Кто Ваши покупатели, вот если мы говорим не про оптовых, я так понимаю, Вы работаете и с оптом, и с розницей. Вот если мы говорим про розничных клиентов, они должны как-то разбираться в том. То есть чтобы я, допустим, пришла купить какую-нибудь запчасть, я должна чётко понимать, что за запчасть мне нужна. Это же, я же не знаю, как женская половина, чаще всего, конечно, не владеет этой информацией.
А. Жохов:
Ну, во-первых, смотрите, запчасти, все-таки, это не цветы и не платья, чтобы Вы понимали. То есть запчасти покупают не когда захотелось, а когда уже.
Е. Горкина:
Ну, какая-то проблема. Её надо диагностировать.
А. Жохов:
Какая-то у человека проблема, её надо как-то решать. Человек уже идёт в магазин, он должен как-то решить свою проблему, и здесь появляемся уже мы. И помогаем ему, во-первых, консультацией, а во-вторых, если это что-то срочное, какие-то ходовые.
Е. Горкина:
А с какими проблемами приходят вот тоже, в принципе, если проблемы с машиной, ты едешь сначала в сервис, они тебе говорят: надо то-то, то-то, то-то менять, у Вас тут сломалось. И дальше человек принимает решение, купить ему запчасть самому или же сделать всё на месте, так же тоже?
А. Жохов:
Сделать всё на месте, сейчас я вернусь к теме автосервисов. Сделать всё на месте никогда практически невозможно, потому что большинство автосервисов, те, которые существуют сейчас, у них нет запчастей в наличии. То есть они сразу побегут куда-то поблизости, в какой-то магаз и будут там затариваться запчастями, потом ещё и клиентам их дороже перепродадут. То есть такая российская практика. И поэтому клиенты идут вначале в магазин, они сами покупают запчасти, потом с ними уже едут в сервис. В т.ч. и поэтому мы сейчас, 3,5 года назад мы открыли первый автосервис, буквально, на 2 подъёмника, это такой пробный шар, сейчас мы открываем четвёртый автосервис уже на 12 подъёмников. И как раз хотим немножко вот эту перевернуть ситуацию, чтобы люди не ехали вначале за запчастями, потом в автосервис. То есть они сразу едут к нам в автосервис, они знают, что запчасти у нас в наличии, они знают, что у нас, как у Вас написано «бизнес с человеческим лицом».
Е. Горкина:
Что цены такие же, как и в магазине, никто не будет.
А. Жохов:
Да, они экономят время, а время - деньги. А клиенты бывают абсолютно с разными запросами, то есть от пистонов до двигателей в сборе. То есть мы любому рады. Двигатели в сборе, конечно, только на своём складе держим, а в магазинах ходовые вещи есть всегда.
Е. Горкина:
Понятно. Тогда расскажите, вот у Вас развивается интернет торговля, есть сеть магазинов. Вот сколько через интернет покупают, как этот рынок?
А. Жохов:
Что касаемо интернет торговли, признаюсь честно, пока у нас она в таком, зачаточном, наверное, состоянии. Да, безусловно, продажи есть, рост от месяца к месяцу исчисляется десятками процентов, но в общей доле наших продаж это пока, наверное, процентов 20-30.
Е. Горкина:
То есть, может быть, просто ещё люди не совсем все покупают автозапчасти в интернете.
А. Жохов:
Во-первых, в магазины почему люди идут? Часто им непонятно, что вообще нужно. То есть у них есть проблема, и они идут в магазин и уже консультируется с менеджером, что именно им купить, какой бренд и так далее. Учитывая, что у меня работают такие серьёзные сотрудники, с профессиональной точки зрения очень подкованные. У нас уже есть какая-то группа клиентов, которые идут к нам, доверяют. А по поводу онлайн если говорить, по поводу онлайн.
Е. Горкина:
Просто вот Вы мне до эфира сказали, что вот, кстати, можно сказать, что первый магазин Вы открыли в Москве на Кунцевском авторынке.
А. Жохов:
Нет, на Войковской.
Е. Горкина:
А, на Войковской, это после Войковского было. Ну, в общем, и Вы мне говорили, что сейчас на Кунцевском авторынке тоже наблюдается падение. С чем это?
А. Жохов:
Есть такое дело. Во-первых, да, действительно, всё-таки народ уходит в онлайн, во-вторых, Кунцевский авторынок, несмотря на то, что время оффлайн торговли, оно всё-таки такое активное уходит потихонечку, он разрастается. То есть внутри Кунцевского авторынка есть несколько разных администраций, и каждая потихонечку растёт. Буквально, несмотря на то, что это оффлайн торговля с точек, она всё меньше, буквально, сколько там, года четыре назад внутри МКАДа построился ещё один большой центр, два корпуса. И, соответственно, было, условно, 500 магазинов, стало 700 магазинов.
Е. Горкина:
Это Вы про Кунцевский.
А. Жохов:
Да, а если клиентов почитать, было 5000, стало 4500 машино-заездов в день.
Е. Горкина:
Просто перенасытили, не нужно столько было.
А. Жохов:
Да, просто так случилось, что люди помнят девяностые, двухтысячные бешеные годы, и я в том числе, когда сидел на Войковской, мечтал попасть на Кунцево. За первый свой магазин я платил 30.000 $ в конверте, чтобы просто мне дали закуточек, то есть вот такое время было, это был где-то 2007г.
Е. Горкина:
Это было достаточно недавно, кстати.
А. Жохов:
Сейчас так всё быстро меняется, 10 лет прошло.
Е. Горкина:
То есть 10 лет.
А. Жохов:
Сейчас это уже смешно, но было так.
Е. Горкина:
То есть чтобы попасть продавать, надо было ещё лоббировать свои интересы.
А. Жохов:
Но там внутри авторынка, это такой целый мир, Кунцевский авторынок, это целый мир. У нас магазины есть на каждой администрации, то есть там четыре администрации разных, на каждой администрации есть магазин. И мы видим, какая-то администрация, она по старинке работает, а какая-то меняется. Вот основной рынок, это Автомолл, самый старый, самый именитый, и они молодцы, очень молодцы. В т.ч. про тот АПЕКС 24/7, который будет работать, о котором, я надеюсь, мы поговорим ещё.
Е. Горкина:
Да, мы расскажем, буквально, через минут 10, что открывается новый магазин.
А. Жохов:
Они молодцы, что почувствовали, что это, в том числе, выгодно и для их авторынка, и администрация Автомола всячески идёт нам навстречу, за что им отдельное спасибо.
Е. Горкина:
Чтобы к ним просто всегда все, то есть конкуренция внутри даже большого рынка есть, оказывается, какая-то. Давайте, знаете, о чём поговорим, вот про автобизнес в целом, потому что он сейчас испытывает сильный кризис, и все, кто в авто вот этой, в автобизнесе внутри находятся, очень всё как-то печально раскрашивают. Закрываются дилерские центры, машины, наверное, хуже продаются и так далее. У Вас наблюдается какое-то падение, или для Вас это как раз зона роста?
А. Жохов:
Смотрите, как интересно с автозапчастями. Если дилерские центры открываются, значит подъём, значит продаётся больше машин, значит им всем нужны запчасти так. Если закрываются, если спад на рынке, как сейчас, значит больше старых машин едут на ремонт. То есть мы что в том случае в плюсе, что в этом. Е. Горкина:
То есть Ваш бизнес не подвержен кризисам, можно сказать.
А. Жохов:
Евгения, Вы знаете.
Е. Горкина:
Вы как медицинский бизнес.
А. Жохов:
Но не сильно далеко, между прочим, мы же, по сути, врачи для автомобилей. А без автомобиля куда сейчас. И когда вот такие прямо тучные были годы, наверное, 2011-2012-й, прямо жирненькие года, я вот так сидел и думал, какой-то бизнес у меня очень низко рентабельный, кто-то занимается тем, кто-то этим, везде там десятки процентов наценки и т.д. А у нас что-то не то. Но потом декабрь 14-го, декабрь 15-го, два года подряд меня научил, что офигенский вообще бизнес, автозапчасти. То есть мы, да, не медицина, конечно, и не продукты питания. Но что касаемо автомобилей, а автомобиль сейчас в каждой семье практически есть, а где-то и два, мы, как медицина как раз. Поэтому запчасти, он такой стабильный, хороший бизнес. Он достаточно сложный, учитывая особенно растущую конкуренцию, но стабильный. То есть в плане этого мы кризисоустойчивы.
Е. Горкина:
А вот Ваши преимущества, которые у Вас сейчас, которые Вас поддерживают, они изначально были. То есть Вы старались честные цены какие-то держать, ассортимент в наличии, или только за последние годы Вы как-то ощутили, что это именно то, что нужно. Вот просто раньше, действительно, были наценки 200-300 %, люди делали, что хотели, всё равно всё покупалось, все сметалось. Сейчас за клиента, за покупателя приходится бороться. И чтобы уже даже получить небольшую прибыль, нужно работать, правильно? Надо повышать сервис, я не знаю, качество общения с людьми, люди понимают, что они не идиоты, разрабатывать правильную какую-то рекламную стратегию.
А. Жохов:
Абсолютно верно. Что касаемо наценки, вот Вы сказали, как раз в двухтысячных наценки были 200-300 % и так далее. И сейчас некоторые мои коллеги сильно расстраивается, что наценка упала до 20-30 %. Но мне кажется, наоборот, как раз сейчас это уже более или менее всё-таки к какой-то экономике рыночной мы приходим.
Е. Горкина:
К реальности.
А. Жохов:
К реальности, да, потому что когда, особенно Suzuki был всокомаржинальный бренд, некоторые вещи там, допустим, бампера под Suzuki мы покупали в Эмиратах по 300$, а в Москве продавали по 1000$, вот такие были наценки. Сейчас всё это в прошлом, но это нормально, то есть и не надо этому радоваться или печалиться. Мне кажется, это как раз таки нормальные, рыночные уже реалии. Не в плане рынка, колхоза, а в плане бизнеса. И что касаемо конкурентных преимуществ, безусловно, всегда мы к клиентам относились, как к своим друзьям. Если это какие-то сервисы, как к своим партнёрам, но единственное, учитывая, что не было таких возможностей финансовых, в первую очередь, вначале было намного сложнее. Сейчас уже мы, как я и сказал, образно выражаясь, мускулы поднакачали, и всякие серьёзные товарищи сами к нам идут, предлагают какие-то контракты интересные, предлагают отсрочки долгие. Раньше такого не было. А сейчас немножко уже попроще, и у нас такое, несмотря на то, что, вроде как, стадия активного роста, она на первых годах, у нас сейчас, можно сказать, продолжается эта стадия активного роста. То есть компания как растёт, она растёт так-так-так, через 10 лет уже медленнее, медленнее. У нас.
Е. Горкина:
Вот так вот.
А. Жохов:
Да, мы от года к году растём на 30-50 %, мне кажется, это само за себя говорит.
Е. Горкина:
Вы тут ещё мне сказали, что у вас большой IT отдел, вот насколько это важно, для чего сейчас? Это тоже такая, о будущем тема, как Вы используете?
А. Жохов:
Всё правильно, да, именно о будущем. Я повторюсь, что не из-за того, что мы так хотели, а из-за того, что так случилось. В онлайн бизнесе мы сейчас только-только нагоняем, но там у нас именно самый такой рост идёт. И в связи этим мы набрали большой IT отдел, и отдел маркетинга нас есть, отдел качества есть, непосредственно, один человек, он смотрит, чтобы видеонаблюдение и общается с менеджерами.
Е. Горкина:
Отдел качества по работе персонала?
А. Жохов:
Да.
Е. Горкина:
Хочу вернуться к больной теме вот этой, про автобизнес. То есть есть какой-то даже совет что ли людям, потому что если всё сейчас не очень хорошо, люди теряют работу, например. А тут такая тема, все, кто был в автобизнесе, знают, что это любовь, наверное, на всю жизнь. Действительно, нужно туда попасть, и ты всегда с этим связан, как ты работаешь. Вот как, может ли человек из автобизнеса заниматься чем-то другим, или же найти другую точку соприкосновения, чтобы оставаться в любимой теме, но работать дальше.
А. Жохов:
Не знаю, я же всё-таки не пророк, может быть, кто-то и уходил из запчастей в какие-то отдельные бизнесы. Но вообще, это такая, не знаю, как, боюсь, многие сейчас отключатся от эфира, слушатели запчастей, но это, в том числе, и хорошо, и это такая трясина, что вылезти из запчасти и уйти в какой-то другой бизнес, мне кажется, очень сложно. Собственно, как и прийти в него. То есть несмотря на то, что игроков на рынке со стороны много, на самом деле, мир автозапчастей, он очень маленький, и все друг друга знаем в лицо. То есть, возможно, в Москве мало народ знают тех, кто во Владивостоке, возможно, но что касаемо центрального региона, тут все друг друга знают, это точно.
Е. Горкина:
То есть нужно очень сильно разбираться во всём.
А. Жохов:
На мой взгляд, бизнес интересный, бизнес...
Е. Горкина:
А Вы же мне говорили, что Вы как-то пробовали даже поработать что-то, нет?
А. Жохов:
Про что, про что?
Е. Горкина:
Что то ли запчасть какую-то сами можете взять и посмотреть, как это работает или ещё что-то такое.
А. Жохов:
Да, безусловно, просто, когда мы сервисы открывали, я такой человек, чтобы чем-то заниматься, я должен изучить этот вопрос от и до. То есть как-то люди MBA заканчивают и так далее, они думают, что сейчас он вышел, он управленец ведущего звена, топ менеджер и так далее. Сейчас он возьмёт команду, наберёт специалистов и будет их контролировать. Но моя практика показывает, что такое невозможно. Брали мы крутых специалистов, и потом с ними, к сожалению, расставались. Крутых специалистов по построению бизнеса. Но не тех, кто разбирается в вопросе автозапчастей или автосервиса. И то, что Вы напомнили про автосервис, когда мы открыли первый автосервис, я понимаю, что в запчастях я очень хорошо разбираюсь, в автосервисе постольку, поскольку. Несмотря на то, что это смежные области, они всё-таки разные. Надевал робу и шёл в ремзону с механиками работать, понимать изнутри, как это устроено. Чтобы разговаривать с ними на одном языке. Кстати, замечательный пример в понимании вообще, как всё устроено. Знаете, по этому поводу, может, не свой опыт, но тем не менее. Специалисты делятся на 3 категории, который общается, как вы говорите «на ты». Который общается «на Вы», который общается «на ты», который общается на «ну ты, козёл». Вот этот последний, вот он гуру, я так считаю.
Е. Горкина:
А что касается женщин, вообще, стало больше их приезжать за запчастями?
А. Жохов:
Да, безусловно, это прямо моя маленькая гордость. Смотрим статистику продаж, раньше примерно где-то, наверное, 85-90 % наших клиентов, это всё-таки мужчины были, а сейчас, наверное, процентов 60 только на мужчин осталось. Процентов 40 это уже девушки.
Е. Горкина:
Да такие самостоятельные, уверенные уже, способные сами купить запчасть.
А. Жохов:
Но видите, даже Вы говорите, родные, не родные, уже что-то где-то слышали, понимаете.
Е. Горкина:
Я уже делала, личный пример, приехала в сервис и поняла, что детали стоят там гораздо дороже. То есть когда я сравнила, поэтому я купила и привезла, и просто оплатила работу, и это получилось совершенно... Это, кстати, печально, потому что я бы не хотела, во-первых, и мне пришлось делать лишние манипуляции, личные какие-то телодвижения. Во-вторых, прошло время. Надо же подгадать под любимого менеджера, который тобой занимается, под его график работы, свой график работы наложить. То есть очень много. Даже заняться ремонтом машины, это всегда проблематично в наше время, найти то самое окошку в расписании.
А. Жохов:
Всё правильно Вы говорите. Но это, опять же, почему мы в автосервис пошли, чтобы вот эту категорию клиентов, как Вы, мы могли тоже окучивать, не окучивать, удовлетворять. Смотрите, что касаемо Европы или Японии, недавно у нас был семинар по маслам Mannol, и там такого понятия вообще нет, как взять и поехать купить где-то масло, потом поехать в автосервисе его менять. Естественно, люди сразу едут в автосервис, оставляет машину и всё там делают. Все ценят своё время, всё понимают. У нас, мой прогноз, случится где-то в центральном округе, это лето через 5-10, а далее по России, наверное, лет через 10-15.
Е. Горкина:
То есть всё будет решаться в одном месте.
А. Жохов:
Я думаю, да, то есть всё-таки мы так чуть-чуть европизируемся, если можно так сказать.
Е. Горкина:
Ну да, то, что у них всё, лет через пять к нам.
А. Жохов:
И бизнес, он потихонечку становится цивильнее. Вот я сейчас, когда после русской весны смотрю уже не глазами просто любителя Крыма, а глазами бизнесмена, там с любым бизнесом сейчас можно приходить, там 90-е годы. То есть Крым, это 90-е годы. То есть что такое сервис, обслуживание, такого вообще не знают. К нам клиенты заходят в магазин, они просто радуются, что с ними общаются и долго общаются. То есть неважно, сколько запчасти стоит, 200 руб. или 20000 руб., мы с ними одинаково будем разговаривать. И когда ты видишь вот этот вау-эффект в глазах, это самое большое для тебя, такая маленькая победа.
Е. Горкина:
Давайте тогда ещё о последнем открытии, которое сейчас планируется, расскажите. Новый подход.
А. Жохов:
Новый подход, сейчас мы такой, наверное, немножко дерзкий эксперимент решили проделать. У нас центральный склад и магазин на территории Автомолла будет работать в формате 24/7. То есть это такой полный сервис для клиентов. Будь то там сервисы, частники, мы их никак не делим. Они могут приехать и в 3 часа ночи, и в 5 утра, и в понедельник, и воскресенье, то есть в любой день. То есть 24/7, такой формат. Сейчас мы магазин плотнику наполняем плотненько наличием, что мы любим и умеем, и с определёнными брендами мы будем вести работу, будем являться фирменным магазином по нескольким брендам. И это такой эксперимент, я понимаю, что на первой стадии он будет убыточный, потому что менеджеры стоят денег и так далее.
Е. Горкина:
Ну да, ночное время.
А. Жохов:
Но, тем не менее, стартовали мы так месяц назад, какие-то.
Е. Горкина:
Он уже, подождите, сейчас будет официальное открытие, когда?
А. Жохов:
Сейчас будет официальное открытие, но нельзя же так официальное открытие и потом на второй день, так, а сейчас что делаем?
Е. Горкина:
То есть он уже работает?
А. Жохов:
Да. Он уже работает, то есть добро пожаловать, это Кунцевский авторынок, территория Автомолла, здание Юг1, там увидите вывеску «АПЕКС 24/7 Запчасти на высоте». То есть тут наш слоган «Запчасти на высоте», он ещё такую комическую немножко имеет составляющую. То, что у нас самый верхний, четвёртый этаж, мы занимаем весь этаж, в том числе, запчасти на высоте.
Е. Горкина:
И открытие будет у Вас.
А. Жохов:
Открытие будет у нас 26 июля, с 12 часов дня у нас торжественная часть и вплоть до 9 вечера. Примерно в 7 часов, в 7:30 у нас будет розыгрыш главного приза, главный приз это iPhone 7 Plus. Помимо этого, будут тоже разные конкурсы, будем дарить подарки от наших спонсоров, будем дарить подарки от себя, в таком формате. То есть авторынок Кунцево будет взорван, это я Вам обещаю.
Е. Горкина:
Да, у нас осталось меньше минуты до конца эфира, мы сегодня говорили про бизнес автозапчастей, у меня в гостях был Алексей Жохов, собственник групп компаний «РНС ГРУПП», в общем-то, и автосервисы, и магазины, и розничные, и интернет-магазин Apex. И вот можно завершающий, мне очень понравилось описание, что такое АПЕКС.
А. Жохов:
Это мое любимое.
Е. Горкина:
Расскажите нам.
А. Жохов:
Объяснить, что такое АПЕКС, это я люблю. Во-первых, слово апекс, это из латыни пришло, то есть апекс, это высота. Откуда оно к нам пришло. Был такой журнал про автоспорт, он такой, вяло-вяло существовал, и мы подбирали как раз какое-то название для дальнейшего продвижения, в том числе онлайн. То есть apex.ru, это и оффлайн магазины, и онлайн, в том числе. И вот как раз выбирали что-то такое громкое, серьёзное. Поэтому АПЕКС. Апекс - это, ко мне это понимание пришло, я не знал, что это латынь, учитывая, что в молодости я увлекался автоспортом, но на таком, любительском уровне. Я знал, что апекс, это оптимальная точка прохождения поворота. То есть с внешнего радиуса идёшь на внутренний, с внутреннего уходишь на внешний, и вот эта внутренняя поворота, апекс, вот ты в него если попал, ты молодец.
Е. Горкина:
То ты проедешь вираж на большой скорости.
А. Жохов:
Да. Если не попал, как говорится, не попал.
Е. Горкина:
Вот на этой ноте мы, пожалуй, закончим. Для того, чтобы куда-то попасть, не снижая скорость, нужно знать именно этот апекс. Мы желаем Вам развития дальнейшего такого же, потому что апекс Вы точно выбираете верно. У микрофона была Евгения Горкина, со мной в гостях был Алексей Жохов. До свидания.
А. Жохов:
Спасибо.