{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Виктория Бунчук Руководитель социальных проектов Координационного центра доменов RU/РФ 22 июля 2017г.
Интернет+ Дети
Интернет сегодня дает детям невероятные возможности для совершения открытий, общения и творчества. Тем не менее с использованием Интернета также связаны риски. Поговорим о том, где границы дозволенного и как родители могут обеспечить безопасность детей

Евгения Кириллова: Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня суббота, вечер на радио «Медиаметрикс», с вами я, Евгения Кириллова, и программа «Классное детство». В отсутствие Алексея Ходорыча не могу вам не рассказать о том, что на самом деле уже вышли давным-давно в продажу № 26 «Классного журнала» и № 27. Из 27-го, из последнего номера вы можете узнать, как смастерить спиннер своими руками, познакомиться с игровой индустрией, узнать всё об играх, а также разузнать подробнее, кто же такой гейм-дизайнер. Друзья, номера уже вышли в продажу, можно на них подписаться как на сайте, так и посмотреть в киосках вашего города. Наша сегодняшняя тема передачи посвящена, как вы знаете, интернету и детям, безопасному на самом деле интернету у детей. Со мной сегодня в студии Виктория Бунчук, представитель организатора всероссийского конкурса «Позитивный контент» и руководитель проектов Фонда «Разумный интернет». Привет, Вика!

Виктория Бунчук: Привет!

Евгения Кириллова: Расскажи, пожалуйста, как у нас обстоят дела с конкурсом «Позитивный контент», что это за конкурс, кто в нём принимает участие и вообще зачем он нашим детям?

Виктория Бунчук: Конкурс «Позитивный контент» такой древний конкурс, он уже существует с 2009 года и был организован несколькими компаниями и организациями, которые занимались в то время развитием позитивного и безопасного как раз интернета для детей и начинающих пользователей. Это конкурс сайтов и других интернет-проектов, в том числе блогов, групп В контакте, приложений, форумов, видеоблогов, которые посвящены или адресуют свой контент детям, подросткам и молодёжи. И вот уже сколько, получается, 8 конкурсов подряд практически проходит это соревнование между различными интернет-проектами. У нас приём заявок традиционно начинается с 1 июня, он как раз сейчас идёт. Поэтому, если у наших слушателей и зрителей есть какой-то интересный проект, который просвещает детей или развлекает детей и молодёжь, может быть, учит их чему-то, то обязательно участвуйте в конкурсе. Адрес у нас простой: Позитивный контент. дети, всё набирается русскими буквами. Принимаем мы заявки до 1 октября и затем в ноябре выбираем лучшего в нескольких категориях вместе с Российским агентством развития информационного общества, вместе с РОЦИТ, РАЭК и другими организациями, которые занимаются интернетом в широком смысле слова. Обычно награждение победителей проходит в рамках «Премии Рунета», то есть большая премия, и мы туда приглашаем наших маленьких, ну не в том смысле, что маленьких, а позитивных победителей, и они вот приобщаются в таком смысле к большому Рунету.

Евгения Кириллова: Слушай, у меня вот на самом деле вопрос. Скажи, пожалуйста, поскольку интернет открывает невероятные возможности на самом деле и в хорошем смысле этого слова доступные, различные обучающие программы, образовательные программы. Даже уже можно, не посещая других стран, ознакомиться с культурой, пожалуйста, всё что угодно. Действительно это невероятный объём контента, который присутствует. Но насколько детям интересно делать что-то хорошее? Им же, как правило, нравится больше обходить через прокси-сервера различные защиты и всё-таки ковырять там не совсем правильный контент, давай назовём это так.

Виктория Бунчук: Я хочу сказать, что есть в принципе разные дети. Есть те, кто только начинает пользоваться интернетом. Например, последние исследования говорят о том, что уже 95 % детей до 14 лет в интернете сидят и начинают пользоваться активно интернетом в первом-втором классе. Причём уже дети 4-6 лет, 80 % детей этого возраста тоже сидят в интернете. Но изначально они не активные там пользователи, они вместе с родителями сидят, например, какие-то развивающие приложения изучают либо, например, мультики смотрят. Первоклашки-второклашки, они, может быть, ещё ищут какой-то интересный контент для себя, но тоже зачастую они входят в сеть именно с родителями, поэтому здесь какой-то, но контроль ещё до сих пор есть. Кроме того, некоторые родители стараются устанавливать специальный интернет-вход для детей, так называемый родительский контроль, который позволяет оградить, скажем так, детей от какого-то как раз, как ты говоришь, неправильного интернета. А дети постарше – да, наверное, им действительно интересно, как говорят, что запрещено, то больше всего и интересует, запретный плод сладок. Им интересно посмотреть, что же происходит в этом взрослом, опасном интернете. Но, с другой стороны, судя по нашим проектам, которые мы делаем в Фонде «Разумный интернет» совместно с Координационным центром, дети используют интернет или входят в него и как создатели. Они делают сайты, они делают приложения, они запускают собственные социальные сети, они мастерят роботов, занимаются программированием. Всё зависит опять же от ребёнка, от того, в какую он среду изначально попал, какие у него были родители, насколько они его ограничили, какие учителя у него в школе, успели ли они, например, заметить, что у этих детей именно предрасположенность к программированию, допустим. Кроме того, сейчас же множество программ и кружков, и тех же самых приложений, которые помогают детям в какой-то степени освоить азы программирования. Буквально недавно к нам на «Позитивный контент» пришёл сайт, по-моему, «Кадабра», если я не ошибаюсь, они даже были у вас в программе. Я смотрела её, очень интересно было, и я зашла, чтобы посмотреть этот сайт, оценить. Собственно, там есть гостевой доступ, и я зашла для того, чтобы просто оценить, насколько это всё интересно и увлекательно. Я буквально на полдня зависла, потому что там действительно ты управляешь каким-то роботом, составляешь совершенно простые алгоритмы, управляешь роботом и вот таким образом ты обучаешься программированию, это увлекательно. Поэтому да, возможно, дети ищут и неправильный контент, но в принципе, если они попадают на нужный сайт, если их направляют, если правильно донести информацию, то его можно абсолютно в позитивном ключе использовать.

Евгения Кириллова: Давай по цифрам. Скажи мне, пожалуйста, сколько заявок приходит вообще? Если мы заявляем, что это всероссийский конкурс, то какое идёт, во-первых, покрытие, всё-таки откуда больше всего приходит заявок? И численность, сколько проектов поступает, позитивных, правильных?

Виктория Бунчук: Довольно много, особенно в последние годы, когда конкурс уже в принципе стал жить своей жизнью, можно сказать. Он приобрёл какую-то известность, не в широких, довольно в узких кругах, но в последний год мы получили больше тысячи заявок. Это не только сайты, но и приложения, и группы, и видеоблоги. Приходят заявки абсолютно из всех уголков России, это я могу сказать однозначно. Безусловно, больше мы видим Москвы, Санкт-Петербурга, столичных городов, Новосибирска, Казани – миллионники все, да. Но очень много заявок приходит из каких-то маленьких городов. У нас практически очень крупные и очень маленькие, например, какие-то сёла, какие-то посёлки городского типа, очень маленькие города в Самарской области, в Приморском крае, в Крыму. В прошлом году к нам из Крыма приходили тоже заявки. И не только от взрослых, которые хотят донести информацию до детей, но и от самих детей, которые вместе с учителями создавали те же самые приложения, сайты. Может быть, этот сайт и не выглядит очень красивым, видно, что он делался практически на коленке или с помощью каких-то конструкторов, но видна, грубо говоря, душа, идея, что дети старались, им интересно было. Например, в прошлом году к нам пришло приложение очень интересное от школьников из Подмосковья. Они вместе с учителем сделали приложение, или москвичей, неважно, они сделали приложение, «Битва под Москвой» называлось. Это приложение было посвящено именно этому событию – битве под Москвой в Великую Отечественную войну. Когда открываешь приложение, там перед тобой раскрывается карта, на карте ты видишь нанесённые там отметки-точки. И каждая точка обозначает, что именно вот в этом месте происходило такое-то сражение, такие-то там участвовали солдаты, такие-то действия происходили. Это такое историческое маленькое приложение, которое они сами смастерили, и оно вошло у нас в короткий список так называемый, то есть они вышли в финал. А второй мальчик, который тоже сделал хорошее приложение, оно учит детей азбуке. Оно, по-моему, так и называется «Азбука». Потом выяснилось уже, кстати, я сначала даже не знала об этом, но потом выяснилось, что это приложение сделал парень, которому на тот момент было 15 лет всего. А приложение выглядело таким красивым, логичным абсолютно. 15-летний подросток сделал хорошее приложение для малышей, которые только-только вот как раз входят в сеть и начинают учить буквы. Он как раз у нас и был победителем в этой номинации.

Евгения Кириллова: Слушай, ну здорово! Я на самом деле очень рада тому, что у нас всё-таки, я радуюсь за отрасль в первую очередь, что у нас подрастают такие замечательные специалисты. Скажи, пожалуйста, я знаю, что у вас есть кураторы. Вот если брать за аналог Российское движение школьников и их направление, у них присутствуют в каждых городах, есть прямо координаторы, которых они привлекают к работе. И уже более взрослые люди помогают ребятам делать проекты. У них в основном не ай-ти, но та же самая медиа-журналистика. В вашем случае, как я понимаю, тоже есть кураторы, которые работают с детьми. Вопрос о том, как вовлекать детей в создание различных айтишных интернетовских историй?

Виктория Бунчук: Я могу сказать, что это совершенно несложно, как ни странно. Когда я вот так работаю по образовательным интернет-проектам, в общем, около года, и есть такая хорошая программа, которую проводит Департамент информационных технологий города Москвы совместно с Департаментом образования, которая называется «Школа новых технологий» плюс «Школа реальных дел». И, собственно, когда мы влились в эту «Школу реальных дел», мы предложили тоже ребятам создать для одного из наших проектов игровой сценарий и придумать онлайн-викторины про интернет. У нас откликнулось 10 команд ребят из разных школ. Они, правда, все москвичи, потому что «Школа реальных дел» в большей степени московская программа. Они откликнулись совершенно сами, мы их никак не зазывали, мы всего лишь пришли на ярмарку проектов, где мы представили, что вот, у нас есть такой проект, он называется «Изучи интернет, управляй им». Кстати, хороший проект, берите на заметку, родители, если слушаете. Мы показали, как он работает, что в нём есть, как туда можно зайти, как обучиться основам интернета, от истории интернета до того, например, что такое фишинг, как сохранить персональные данные и т. д. Поиграли с ними в небольшую викторину и этого хватило для того, чтобы они заразились идеей и сами захотели придумать контент для таких же, как они, пользователей или даже ещё более начинающих пользователей. До финала у нас дошли, по-моему, 6 команд, и сейчас мы уже викторину практически полностью с помощью этих ребят обновили, добавили новые вопросы, новые туры, и запрограммировали два тура по игровым сценариям также наших ребят. Поэтому там уже, кстати, мы, естественно, авторство соблюли, написали, кто этот проект сделал, из каких школ ребята были. Таким образом, они у нас теперь в соавторах, они оценили наш проект, смогли понять, чего в нём не хватает, как его улучшить, и сами придумали игры. Это было очень здорово, и сейчас как раз можно оценить, зайти на наш сайт Играинтернет.рф, тоже русскими буквами набирается, очень лёгкий адрес, и посмотреть, что умеют школьники делать своими руками.

Евгения Кириллова: Это, конечно, всё хорошо, но на самом-то деле присутствует ещё и проблематика всё-таки в вопросах безопасности присутствия детей в сети. Не секрет, что у нас всё-таки присутствует и мошенничество, и кражи персональных данных, и детей вовлекают через социальные сети в различные нехорошие истории. Об этом тоже, соответственно, пишут средства массовой информации, мы видим эти все негативные примеры. Скажи, пожалуйста, у государства же есть определённые инициативы, которые направлены на повышение медиа-грамотности и повышение осведомлённости по вопросам безопасности. Это, я думаю, будет больше интересно родителям, которые, конечно же, переживают за своих детей и хотят всячески оградить их от опасности, которая присутствует в сети.

Виктория Бунчук: Да, безусловно, государство задумывалось об этом последние несколько лет. И в последнее время очень много таких инициатив возникает, которые, с одной стороны, как-то ограничивают, но, с другой стороны, они стараются обезопасить детей, которые входят в сеть. Один из них называется «Единый урок безопасного интернета», который проходит ежегодно в октябре по инициативе Совета Федерации. Ежегодно, по-моему, 29 октября, может быть, раньше, всем школам, которые заинтересованы в этом, высылают методические материалы, и они могут зайти на сайт, который так и называется Единыйурок.рф, и скачать эти методические пособия для того, чтобы провести либо классный час, либо целый день с детьми, объясняя им правила безопасного поведения в сети. Кроме того, например, есть хороший сайт Персональныеданные.дети, он звучит так очень мощно, страшно даже с какой-то стороны.

Евгения Кириллова: Да, такая смысловая нагрузка – персональные данные, дети – в одном предложении.

Виктория Бунчук: Это ресурс, который создал Роскомнадзор, который как раз занимается этими всеми персональными данными и запретами. В данном случае инициатива обучающая, она не запретительная, естественно. Это сайт, который рассчитан на детей, начинающих пользователей, на взрослых тоже в принципе, тех, кто, может быть, никогда не задумывался, зачем соблюдать конфиденциальность при использовании информационных технологий. И на этом сайте в форме игр, для начала даётся теория, объясняется, что такое персональные данные, для чего нужно их сохранять и охранять, а потом в форме игр разыгрываются там разные ситуации, где могут дети обучиться тому, как правильно защищать свои персональные данные, и понять, в общем, для чего это, собственно, нужно. Это ещё один такой сайт отдельный. Кроме того, буквально несколько месяцев назад, в мае, по-моему, министр образования Васильева заявила, что теперь планируется вводить специальный урок в школах, который будет посвящён интернет-грамотности и повышению цифровой грамотности. Возможно, что это будет в рамках ОБЖ, может быть, в рамках информатики, но об этом задумались. Мы раньше об этом очень часто говорили на разных круглых столах, каких-то мероприятиях отраслевых, о том, что именно нужно в школьную программу вводить такие уроки для того, чтобы у детей был постоянный доступ к этой информации. Чтобы, как химию и физику мы учили, формулы, так же и здесь, как правила дорожного движения ты учишь с детства, знаешь, так же нужно и эти правила безопасного движения в сети тоже знать. Но нужно, чтобы кто-то им обучил, потому что родители тоже не всегда сами их соблюдают. И для родителей, кстати, есть ещё один хороший фонд, наш партнёр, фонд называется «Развитие интернета», и они выпускают периодически методические пособия, которые рассчитаны не только на учителей и педагогов, но и на родителей в том числе. Это тоже красочные и большие книги либо не очень красочные, но тоже книги.

Евгения Кириллова: Но очень последние на самом деле. Последняя методичка, которая как раз-таки, если я не ошибаюсь, и называлась «Персональные данные», которую выпускал фонд «Разумный интернет», Галина Солдатова.

Виктория Бунчук: «Развитие интернета».

Евгения Кириллова: Ой, да, простите, «Развитие интернета».

Виктория Бунчук: Да, это как раз одно из таких пособий, которое простым совершенно языком обращается, простым – я имею в виду, что там нет перегруженных каких-то, страшных слов, непонятных. Оно обращается к родителям, к педагогам, оно сначала им объясняет суть, скажем так, проблемы, а потом в этом же методическом пособии даётся несколько упражнений, которые можно вместе с детьми проделать для того, чтобы опять понять всю соль проблемы и научиться правильно себя вести в сети. Но это самая свежая новинка, её, кстати, можно скачать на сайте фонда «Развитие интернета», совершенно бесплатно, естественно. Можно на сайте Координационного центра скачать, если что, адрес КЦ.рф. Там тоже доступна эта книга, и раньше они выпускали много разных интересных пособий совместно с большими поисковыми системами. Например, они учили, как правильно искать материал в сети, как его с критической точки зрения оценивать. Это методическое пособие, я думаю, тоже доступно на сайте фонда «Развитие интернета».

Евгения Кириллова: Кстати, к вопросу о скачивании рефератов?

Виктория Бунчук: В том числе да, но в принципе скачивать реферат тоже надо умеючи. Надо же понимать, что на один сайт зашёл, ты скачал, и ничего страшного не случилось, а на другой зашёл, скачал, а тут и вирус-троян, и всё погасло, и тут и деньги, может, ещё требуют, и Петя какой-нибудь одновременно с этим всем. Поэтому важно учить всему – искать материал, критически его оценивать, не разглашать свои какие-то личные данные где попало. Опять же знать, какой сайт опасный, а какой безопасный, какие признаки есть. Вот, например, «Лаборатория Касперского» делает для нашей игры сейчас очень хороший модуль, который называется «Фишинг». Он полностью посвящён вот этому явлению, когда мошенники создают сайты, внешне чисто похожие на какой-то официальный сайт, но они опасные, и есть ряд признаков того, что сайт опасен. Например, то, что в адресе есть какая-то ошибка, опечатка, нету, например, сертификата безопасности. Обычно перед адресом, если сайт безопасный, виден протокол HTTPS, буковка S обозначает – защищённый.

Евгения Кириллова: SSL-сертификат.

Виктория Бунчук: Да, секьюр, всё верно. Когда, например, дети, они же тоже, многие из них обладают какими-то собственными банковскими картами, родители им, может быть, делают совместные карты, и они тоже, по идее, могут расплачиваться за что-то в сети, может быть, например, покупать книжку ту же самую. Он должен понимать, что вот он зашёл на этот сайт, и здесь он может расплатиться картой, и ничего страшного не случится, потому что там есть HTTPS, потому что там есть сертификат, в адресе всё верно написано и т. д.

Евгения Кириллова: Но сертификат и защищённый протокол у нас используется всегда на тех сайтах, где, соответственно, происходит оплата, как я помню. На остальных этого не будет.

Виктория Бунчук: Но там тоже есть ряд признаков. Я надеюсь, что скоро мы закончим этот модуль, и можно будет полностью узнать, как определить, что сайт безопасный, даже если он никак не связан с оплатой, там этого не предполагается. Но в принципе, если там нет каких-то баннеров пугающих, контента, то тоже можно сказать, что этот сайт больше позитивный, чем нет.

Евгения Кириллова: Слушай, ну вот у нас тут последний номер журнала как раз геймерству посвящён. Тут и про дизайнеров нам рассказывают, и о самих играх. Я не могу тебе сказать, как сейчас, могу сказать, что два года назад, например, моя знакомая психолог именно была приглашена в школу, причём в физмат-школу, к директору для того, чтобы обсудить вопрос её присутствия на родительских собраниях по проблеме игромании у детей. Я не уверена, конечно, что этот вопрос могу отнести тебе, но вот хотелось бы узнать, может быть, какую-то статистику. Потому что, с одной стороны, игры – это здорово и классно, особенно какие-то познавательные штуки, какие-то приложения квестовые, связанные опять же с навыками и знаниями, которые ребёнок в этот момент получает. Но есть же не только хорошие игры, есть же ещё стрелялки, бродилки и прочее. Как у нас сейчас с этим дело обстоит?

Виктория Бунчук: Как мой друг говорит, что стрелялки те же самые – это тоже в принципе развивает логику у населения, в принципе не так уж всё и плохо. Но, безусловно, это зависит от возраста ребёнка. Шутер – это далеко не всегда хорошо. Исследования о том, сколько у нас детей-геймеров, я таких исследований пока не читала. Но тот же фонд «Развитие интернета» периодически различные исследования, которые связаны, у них просто есть линия, которая называется линия «Дети онлайн». Это линия помощи. Ребёнок, который оказался в сложной интернет-ситуации, скачал он вирус или кто-то там начал приставать к нему в интернете, какой-то другой негатив он схватил, он может позвонить на эту линию, с ним поговорят и расскажут, как справиться с этой проблемой. И вот, используя статистику этих звонков, они исследуют аудиторию. Так вот, я могу сказать, что практически половина российских детей отмечают у себя хотя бы один признак интернет-зависимости. В принципе вот эта игровая история – это тоже своего рода зависимость. Можно сказать, что практически половина детей, которые находятся в сети, они стараются там находиться как можно чаще и, скорее всего, это связано с тем, что им интересно заниматься там не какими-то полезными делами, а именно как-то больше развлекать себя, например, тем же общением В контакте или теми же играми и т. д. Кстати, В контакте, и не только В контакте, а со всеми соцсетями была тоже недавно инициатива высказана детским омбудсменом. Она говорила, что необходимо запретить вход в социальные сети детям до 14 лет, то есть полностью ограничить возможность регистрации таких детей в соцсетях. Но, насколько я знаю, эта инициатива не получила никакого продолжения. Во-первых, действительно это практически невозможно отследить.

Евгения Кириллова: Это невозможно, мы же не прикладываем скан паспорта или свидетельства о рождении при регистрации. Соответственно, указать можно любые совершенно данные, можно назваться цветочком аленьким. Не говоря уже про всевозможные технологии действительно подключения через прокси-сервера, APN, которые всё это… Дорогие друзья, не надо думать  том, что, если вы поставили родительский контроль у себя, что на этом можно остановиться, потому что на самом деле, чем больше детям запрещать, тем больше они, с одной стороны, конечно, технологии узнают в этот момент, это полезно, но, с другой стороны, конечно, всё, что под запретом, всё как раз-таки пользуется наибольшей популярностью, к сожалению, у нашего подрастающего поколения.

Виктория Бунчук: Я думаю, что это у всех поколений так. но в принципе соцсети – это же тоже, с одной стороны, где-то там есть опасности, но, с другой стороны, это тоже инструмент развития, получения информации, общения, какого-то полезного общения. Потому что, насколько я знаю, я общалась с учителями, они используют часто социальные сети для того, чтобы создать там отдельную группу для своего класса, выкладывать там, например, домашние задания, примеры каких-то задач, расписание работы. Они могут там выкладывать видео полезные, которые сами же, например, для ребят делают. То есть дело не в технологии, а в содержании всё-таки. Технология может быть любой, это может быть соцсеть, приложение, обычный сайт, смотря какое у него содержание. За содержанием надо следить, а технология, наверное, уже не важна, потому что всё-таки век информационный, интернет-вещей этот самый начинается, когда всё подключается к интернету, никуда от него уже не деться. И с этим надо жить, уметь к этому привыкнуть и уметь этим правильно пользоваться.

Евгения Кириллова: Ты знаешь, так как у меня параллельно в разработке есть один образовательный проект, размышляю о нём на каком-то глобальном уровне. Понимаю, что мы можем со всей России собрать вот этих самородков, детей, которые подают свои проекты на конкурсы, то, что происходит в том числе и у вас. Я застопорилась на следующем шаге: что делать дальше с этими самородками, когда мы их выявили? Мы не можем, даже если у мальчика 15 лет реально крутое приложение, по хорошему счёту, он должен иметь возможность своим вот этим хобби или своим дополнительным каким-то образованием иметь возможность влиять на свою оценку, как мне кажется, если она связана с таким предметом, как информатика.

Виктория Бунчук: Я думаю, что это влияет. Я, честно говоря, не изучала этот вопрос, но наверняка это отражается в том числе на оценках детей, безусловно.

Евгения Кириллова: Нет, но тут, понимаешь, если ребёнок находится в контакте с преподавателем и у них всё ОК, и преподаватель наблюдает, что да, ребёнок развивается, да, ребёнок молодец, и он сам уже понимает, какую оценку ему ставить. А я говорю про то, что, если, например, такого контакта не достигнуто и там гики так называемые, наши замечательные подрастающие, как правило, дети-интроверты, будущие программисты. Когда он параллельно, вне школы, вне какой-то классной деятельности участвует в том числе в «Позитивном контенте», мне кажется, что было бы неплохо выступить с инициативой в Минобр, что, соответственно, если он является призёром тех или иных конкурсов, может быть, определить круг этих конкурсов, где точно есть определённая экспертиза и квалификационные отборы, чтобы он прямо мог потом прийти и сказать: «Дорогой преподаватель, я тут вот выиграл в конкурсе, вот, пожалуйста, дай мне плюс 1 балл к моей итоговой четвертной оценке».

Виктория Бунчук: Идея интересная, я скажу. И насколько я знаю, в принципе, если многие олимпиадники, например, получают дополнительные баллы при поступлении, то некоторые университеты дают тоже какой-то плюс, прибавку к вступительным оценкам детям, которые разработали какие-то свои проекты и выиграли с ними на каких-то конкурсах соответствующих. Мне трудно сказать, какие, но есть один, по-моему, «Архимед» он называется, для таких вот талантливых детей, которые в том числе занимаются интернет-программированием и другими научными работами. Поэтому это есть но этого мало. Я согласна, что очень бы хорошо было, если бы их внеурочная деятельность влияла на их оценки в школе, в университете. Это было бы полезно.

Евгения Кириллова: Да, это бы стимулировало и повышало бы, конечно, мотивацию. Ты знаешь, мне ещё интересно, обращаю внимание на айтишные компании, наблюдая, какие у нас есть интересные программы на самом деле стажировок, что у Мейл.ру, что у Яндекса, какие технопарки они делают. Яндекс открыл свою собственную магистратуру в Новосибирском государственном университете. Круто и здорово, когда мы работаем уже со взросленькими детками, когда мы потом их можем уже трудоустроить. Есть ли что-то сейчас у нас, наверное, не на рынке, а может, и на рынке, в индустрии, назовём это так, что бы могло влиять на правильный выбор ребёнком высшего образования? То есть когда он уже этот выбор сделал и пришёл в институт, там мы ему говорим: «Да, парень, ты можешь попробовать разрабатывать на Питоне, можешь изучать Яву, можешь ещё что-то». А прежде, чем он пришёл в технический вуз и понял, что ему действительно это нравится, что он хочет развиваться, как ай-ти специалист, в школах мы даём ему как-нибудь попробовать, поковырять что-нибудь на уроках информатики? Я имею в виду дополнительное образование.

Виктория Бунчук: Насколько я знаю, в школах с этим плохо обстоит дело, потому что в основном учебном процессе, безусловно, таких программ нету. Если только учитель энтузиаст большой, он, безусловно, будет заниматься с детьми дополнительно, может быть, даже в рамках урока, но дополнительными темами, не теми, которые заявлены, например. Поэтому, если говорим про школы, то это, скорее, какие-то дополнительные кружки те же самые по робототехнике, которых много, кстати, во всех регионах России. Это я знаю по нашей Зоне.дети, где открываются сайты клубов робототехники – в Новосибирске, в Самаре, в каких-то небольших совершенно городах, типа Тольятти, например, ну относительно небольших. То есть в основной программе нет, но дополнительное что-то может сподвигнуть ребёнка на это. Но это ещё важно, чтобы кто-то заметил, что у начинающего пользователя, у ребёнка предрасположенность к чему-то такому техническому, к программированию, что у него развита логика. Может быть, надо отдать заранее в какой-то кружок робототехники или программирования, потому что они сейчас ориентированы на разный возраст. Туда не обязательно приходить подростком, может и совсем маленький школьник прийти. И периодически даже проводят, в Москве каждый Новый год, каждые новогодние каникулы проводятся вот такие уроки робототехники для совсем маленьких пользователей, практически для начальной школы. К сожалению, у меня из головы вылетело, как называется эта организация, но она проводит действительно бесплатные уроки по всей Москве в разных точках, и туда могут приходить дети и получать хоть какие-то азы. Но, получив эти азы, поняв, например, что, написав небольшую команду, они смогут на экране подвинуть робота, а робот потом построит кирпичный дом, то, конечно, его может это заинтересовать. И он уже, наверное, сам будет просить у родителей, чтобы они его отвели на какой-то дополнительный курс.

Евгения Кириллова: За Москву-то я не переживаю. В Москве и в Петербурге, и в Новосибирске на самом деле всё хорошо, есть дополнительное образование практически какое хочешь. Моя боль, если можно так сказать, это, конечно, регионы, потому что у нас регионы сильно отстают, как мы знаем, и в преподавательском составе. Прежде, чем у ребёнка что-то выявить, что-то ему рассказать и как-то его привлечь к новым технологиям, сначала надо преподавателю объяснить, что, наверное, тот язык, который вы преподаёте на уроках информатики, немножечко устарел, лет так на 10 как минимум. Здесь вот эта заинтересованность, на мой взгляд, начинает страдать, если преподаватель не может тебя вовлечь в эту историю, если преподаватель сам не идёт в ногу со временем, то о какой заинтересованности детей можно говорить?

Виктория Бунчук: Но в принципе в регионах не всё так плохо, как может показаться со стороны, потому что опять же всё зависит от учителя, от его энтузиазма. Я недавно была на конференции, которая была посвящена полностью педагогам, образовательному процессу и использованию информационных технологий в образовательном процессе. Я слушала доклад учительницы из города Лабытнанги, который находится в Ямало-Ненецком автономном округе. И она использует на своих уроках, мало того, что она с детьми старается заниматься, преподавая им, она, по-моему, учитель истории, но при этом она использует какие-то приложения отдельные, какие-то программы, которые позволяют легче детям изучить эту историю. Но она и сама использует, допустим, удалённые облачные системы. Которые позволяют ей заниматься с детьми, которые находятся далеко от этого города, в других сёлах. Или, как она рассказывала, что очень холодно зимой, естественно, в Лабытнанги, и бывает, что до 70 дней подряд дети не выходят в школу просто потому, что в такие дни школа не работает. И она обязана им организовать учебный процесс. И вот она использует интернет, она использует облачные системы, те же самые мессенджеры, скайп и т. д., и занимается с детьми удалённо. В принципе дети, которые видят, что учитель настолько продвинут, тоже начинают интересоваться этими технологиями и хотят научиться в них работать. То есть пример заразителен, я считаю. Я встречала довольно много педагогов из разных абсолютно регионов, энтузиастов, которым наверняка непросто это всё совмещать – и свою деятельность, и какую-то дополнительную. Но они это делают и заинтересовывают детей именно в изучении интернет-технологий, но разных. Потому что интернет-технологии – это же не только программирование и робототехника. Есть айтишники-гуманитарии, например, которые будут в будущем юристами или ай-ти журналистами. Есть айтишники, которые занимаются переводом или, например, руководят проектами и т.д.

Евгения Кириллова: Спецпроекты, медиа-рынок, креативные агентства, дизайнеры – там можно делать всё, что угодно на самом деле, сейчас уже в интернете. Хорошо. Вот смотрю я на надпись про наш замечательный фонд «Разумный интернет». Чем же у нас занимается фонд? Какие проекты ведёшь, расскажи, пожалуйста, что есть интересного, где можно поучаствовать ещё?

Виктория Бунчук: Фонд «Разумный интернет» создавался в рамках программы по развитию цифровой грамотности начинающих пользователей. Все наши проекты в той или иной степени как-то связаны с повышением уровня этой цифровой грамотности. Но главный наш проект – это доменная зона .Дети. В этой доменной зоне можно регистрировать адреса для сайтов детских – либо те, которые создали сами дети, либо сайты, которые как-то адресуют к детям специально, на которых есть контент, который будет интересен начинающим пользователям интернета. И в принципе можно поучаствовать как раз в этой доменной зоне и разместить там свой ресурс. Потому что зона чем хороша? Во-первых, .Дети – кириллический домен, то есть он записывается русскими буквами, поэтому там совершенно простые адреса можно составлять, не нужно транслитерацией пользоваться, это очень просто и удобно. Самое главное, что в зоне настроена система мониторинга, которая позволяет, причём двухступенчатая, она автоматическая, и ещё там люди за ней перепроверяют, эта система позволяет оперативно выявлять и потом так же оперативно устранять уязвимости, которые вдруг появились на сайтах с адресом .Дети. Таким образом, мы в этой зоне создали такую безопасную зону, где размещаются сайты, и они остаются чистыми всё время. Это своего рода такой список позитивных сайтов с определённым адресом. И если вдруг обнаружится какая-то уязвимость, мы связываемся с владельцем ресурса, и он её оперативно устраняет. А если уж не получается связаться, то просто мы отключаем этот сайт для того, чтобы туда не могли никак попасть дети. Среди наших проектов также, я уже говорила, проект «Изучи интернет, управляй им».

Евгения Кириллова: Это основа поведения пользователя в сети, как я понимаю?

Виктория Бунчук: С одной стороны, да, это такой образовательный проект для школьников в основном, но для родителей тоже это будет очень интересно. Я периодически тоже захожу и в какие-то игры там играю.

Евгения Кириллова: И я там тоже была, да, есть такое.

Виктория Бунчук: Главный организатор этого проекта – Координационный центр доменов ру и РФ. А фонд «Разумный интернет» - мы большие партнёры и помогаем им тоже оперативно, работаем с теми же детьми, которые для нас сочиняют игры. Так вот, этот проект состоит из нескольких составляющих. Это образовательный портал, где в форме игр представлены разные интернет-темы, как я уже говорила, история интернета, история Рунета, что такое фишинг, персональные данные, что такое www, почему мы можем обмениваться е-мейлами, что такое мессенджеры и как, например, делать покупки онлайн и т. д. Это всё подаётся в форме игр, причём, когда ребёнок проходит эти игры, он получает дополнительные баллы, это его как-то, наверное, подстёгивает, стимулирует, и он может прокачать свой уровень от новичка до профессионала. Для того, чтобы те знания не забывались, которые он получил на сайте, мы ещё придумали мобильное приложение. Он может его скачать и периодически там в транспорте общественном, в метро, если мы говорим про столицу, он может заходить в приложение и отвечать на какие-то вопросики, связанные с интернетом, и тоже так периодически расширять свой кругозор. И ещё одна составляющая – это всероссийский онлайн-чемпионат, который мы проводим среди школьников каждую осень. В этом году он пройдёт в ноябре, сейчас как раз проходит регистрация. Мы приглашаем всех школьников участвовать в нём для того, чтобы они могли, с одной стороны, себя показать, с другой стороны, чтобы они могли посоревноваться с другими детьми и понять, где у них есть какие пробелы в интернет-знаниях. Ну а если уж нет пробелов, то тогда, значит, получить звание чемпиона, призы, естественно, хорошие гаджеты, которые тоже будут полезны в учёбе, в развитии. Так что обязательно там участвовать. И ещё периодически мы проводим различные викторины обучающие, которые на разных мероприятиях, для того, чтобы опять же развить интерес, повысить интерес именно к этой информационно-айтишной теме.

Евгения Кириллова: Провокационный вопрос сейчас задам. Отлично, проектов много, решили повышать цифровую грамотность среди подрастающего поколения. А чем потом меряем-то, повысили мы её или не повысили?

Виктория Бунчук: Например, есть прекрасная организация – региональный общественный центр интернет-технологий, РОЦИТ, которая в принципе ежегодно цифровую грамотность считает.

Евгения Кириллова: По детям у них тоже есть какое-то исследование, именно по подросткам? По-моему, у них вроде было только по взрослым, нет?

Виктория Бунчук: Да, наверное, у них с 18 лет идёт. Но в принципе пользователи, которых уже нельзя назвать начинающими, они иногда, может, и хуже знают интернет-технологии, чем те же самые дети, которых мы называем сейчас – цифровые аборигены, потому что они родились вместе с интернетом. Они вместе с интернетом растут, развиваются, для них это совершенно нормальная, естественная среда. А взрослые, которые получили интернет внезапно, некоторые из них ещё не привыкли и не всё знают, как правильно использовать. Грамотность повышается очень медленно, но повышается. Если в прошлом году это было меньше 5 пунктов, то сейчас чуть-чуть больше 5 пунктов из 10. То есть примерно грамотность оценивается на половину из максимально возможной, к сожалению. Но хоть чуть-чуть, но растёт, это значит, уже есть положительный эффект от тех же самых проектов для детей, для родителей, для педагогов.

Евгения Кириллова: Которые разрабатываются, конечно, в которые люди вкладывают силы, душу, энергию, себя.

Виктория Бунчук: Есть исследования, конечно, и по детям, есть у меня такие данные, но они не очень свежие, к сожалению, им примерно года два. Детская цифровая грамотность оценивается ещё ниже – 35-36 %, потому что эти цифровые аборигены, которые считают, что они очень хорошо знают все технологии, бросаются на амбразуру практически в интернет. Считают, что они всё знают, и не обращают внимания на какие-то мелочи, и не могут критически оценить то, что они видят, то, что они получают из сети. Собственно, именно поэтому, потому что они просто считают, что они и так умные, и поэтому им не надо ничего дополнительно изучать, именно поэтому их грамотность немножко страдает от этого. Но я думаю, что, поскольку так уж взялись за детей, и эти единые уроки проходят, и собираются вводить всё-таки урок, я думаю, что его введут довольно скоро, потому что…

Евгения Кириллова: Мы повлияем, совместными усилиями мы точно повлияем на то, чтобы наши дети не только могли пользоваться всеми гаджетами, но и понимали, как это всё работает. У нас осталась буквально минутка последняя. Друзья мои, конечно же, «Классный журнал». Вы помните, да, он вышел № 26 и № 27, он уже в продаже, можно заходить, подписываться, приобретать и изучать вместе с детьми, вместо детей, играть с ними, читать. Вика, а что бы ты хотела сказать напоследок нашим родителям за буквально последние 40 секунд?

Виктория Бунчук: Я хочу сказать, чтобы они сидели со своими начинающими пользователями в интернете и учили их правильно использовать этот интернет. И не бояться, что интернет будет им не во благо, потому что это и плюс, это технологии, это инструмент, который позволяет им учиться, развиваться и повышать свою образованность.

Евгения Кириллова: Как всегда, нам не хватило 45 минут. Я очень рада, что ты смогла этим сегодняшним субботним вечером прийти к нам в программу. Надеюсь, что мы через некоторое время обязательно встретимся ещё. Дорогие друзья. С вами в эфире была Евгения Кириллова и Виктория Бунчук. До свидания.