Леонид Бацев
- Добрый день. В очередной раз Алексей Ларин и Леонид Бацев в студии. Всех приветствуем. Мы продолжаем серию программ, как мы надеемся, видеть у нас гостей в передаче реальных производителей, тех, кто делает в России. И сегодня это основатель компании «Нити-Нити». Может быть, не все знают, но среди молодежи, я думаю, что очень популярный бренд - одежда, футболки с оригинальными принтами. Это Илья Борисов или, как его многие знают, Илья Умеющий. Рады приветствовать тебя у нас в студии.
Илья Борисов
- Здравствуйте.
Алексей Ларин
- И насколько я знаю, это в виде анонса, что вроде ваше производство – это реально истинно российское производство . Все сделано в России. Потому что мы многих гостей приглашаем к нам сюда на передачу, к нам в студию, и в процессе, когда общаемся, выясняется, что сырье покупается зарубежом, станки покупаются зарубежом, работает иностранная рабочая сила, завод располагается где-то на территории стран СНГ. Просто компания российская, и получается, что вроде в России сделано, на самом деле не так. Не знаю, мне Алексей до передачи говорил, что у вас такая супер российская компания. Все производство в России, все, что вы делаете, в России. Сегодня мы это узнаем. Может быть я не прав, и ты сейчас расскажешь все как всегда.
Илья Борисов
- Практически у нас полностью…
Алексей Ларин
- Ты пока не торопись. Давай сначала познакомимся. Расскажи несколько слов просто о себе.
Илья Борисов
- А что рассказать-то. Меня зовут Илья. Основатель компании «Нити-Нити».
Алексей Ларин
- Сколько тебе лет?
Илья Борисов
- Мне на данный момент 28 лет исполнилось.
Алексей Ларин
- До текущего проекта, до появления этой компании, чем ты занимался?
Илья Борисов
- В 18 лет у нас был первый свой бизнес. Мы продавали… Вообще, как получилось. Я устроился просто продавцом-консультантом, где-то лет 17 мне было, в центральный «Детский мир». Продавали кожгалантерею, аксессуары для стрижки ногтей, все остальное. Проработал примерно порядка 4 месяцев. А потом мы с моим напарником, тоже продавцом-консультантом, решили, а почему бы нам не открыть напротив стенд какой-нибудь, чтобы там что-нибудь продавать. В итоге открыли стенд с очками. На тот момент их не так много было, этих фейковых очков. Мы их продавали не как оригинал, а как хороший фейк. Мы подбирали также красивые тряпочки, отдельно покупали на складе эти очки, отдельно коробочки. Все красиво оформляли. И продавали эти очки по 5, по 6 тысяч рублей.
Алексей Ларин
- Для 2004-го года, я так прикинул, получается, это не самая маленькая стоимость, хоть ты и говоришь, что их продавали не как бренд, а как такой хороший добротный фейк. Но стоил-то он, я тебе скажу, как достаточно хороший бренд.
Илья Борисов
- Самое забавное, что на другой линии продавались похожие очки по 600-700 рублей, и у них были продажи хуже, чем у нас за такую цену.
Алексей Ларин
- Как ты пришел к текущему бизнесу?
Илья Борисов
- К текущему бизнесу? После того как закрыли «Детский мир»… Вообще, в этом «Детском мире» мы проработали полтора года. Потом его закрыли.
Алексей Ларин
- То есть все было успешно у вас?
Илья Борисов
- Да, все было успешно. Но просто…
Алексей Ларин
- За такие деньги продавать очки, я думаю, в те времена, наверное, да, успешно. Тем не менее, закрыли.
Илья Борисов
- Да, мы получали 6-7 тысяч рублей примерно в день на каждого с моим партнером. Да, закрыли его. Потому что сам «Детский мир» закрылся. То есть его как бы на реконструкцию. Обещали…
Алексей Ларин
- А искать место куда-то переехать…
Илья Борисов
- Да не то что место, мозгов на тот момент у нас особо не было. Не было тех людей рядом, которые могли что-то подсказать. Мы эти деньги не откладывали. То, что заработали, практически спускали тут же в соседнем клубе, ездили, веселились, гудели. То есть жили в кайф, как говорят.
Алексей Ларин
- А как появилась «Нити-Нити»?
Илья Борисов
- Сейчас перейду к этому вопросу.
Алексей Ларин
- Уже не тяните, Илья, расскажите, как появилась «Нити-Нити».
Илья Борисов
- После того, как закрылся «Детский мир», какое-то время я работал фрилансером, дизайнером, пока я не встретил свою супругу, будущую супругу, девушку. И как-то у нас денег было то густо, то пусто. И мне было как-то стыдно от того, что не могу обеспечить будущую супругу свою тем, что она заслуживает.
Леонид Бацев
- Алексей сейчас будет тебя пытать. Я тебя буду немного раздергивать. Но при этом ты для тех времен пожил уже хорошо.
Илья Борисов
- Да, я жил хорошо, очень хорошо.
Леонид Бацев
- Молодо, глупо, дурно, видимо, раз не подумал об этом. Хорошо, что дальше?
Илья Борисов
- После того, как я встретил свою жену, примерно через полгода в голову пришла идея, почему бы нам не заняться чем-нибудь.
Леонид Бацев
- Хорошая идея. Мне нравится такой подход правильный, «почему бы мне чем-нибудь не заняться». Сейчас полстраны, мне кажется, вздрогнуло: «У меня такая идея каждый вечер приходит».
Илья Борисов
- Да, как-то сильно загорелись мы этим. На самом деле денег практически, даже не практически, вообще, не было. Мы для себя еще вкусили такую прелесть, как кредитные карты. Поэтому нам на тот момент у нас по этим кредитным картам порядка 80 тысяч было задолженности. И каждый месяц приходилось гасить эти суммы. Тем не менее, какая-то идея была чем-то заниматься. И как-то одним вечером сидели: «А почему бы не заняться футболками». Просто печатать на футболках поначалу.
Алексей Ларин
- Это какой год был?
Илья Борисов
- Три года назад. Первую свою футболку мы продали в декабре 11-го года, то есть где-то в середине декабря мы продали первую футболку. То есть компании получается 3, чуть больше 3.5 лет. Пришла такая идея. Почему бы и нет!?
Леонид Бацев
- Это сразу были оригинальные футболки с оригинальным принтом?
Илья Борисов
- Нет, это совсем было не так. То есть, как мы к этому пришли, с чего, вообще, начали. Я не знаю, каким образом я смог уговорить своего родного брата взять кредит. Я не знаю до сих пор. Он, вообще, человек у меня довольно-таки осторожный, программист и все такое. Особо не лезет в такие авантюры. Я не знаю, какой у меня огонь в глазах тогда был, желание какое-то огромное, что его убедил взять на меня кредит в 700 тысяч рублей. Я не знаю, подо что, вообще, под голую идею с голым местом, с долгами, под что я буду отдавать и гасить эти кредиты. Никто не знал. В итоге все равно уговорил. И он мне взял эти деньги – 700 тысяч рублей. Купили первоначальное оборудование какое-то.
Алексей Ларин
- Что это было за оборудование?
Илья Борисов
- Это было капец! Это был сувенирный такой станок, какой-то самопальный, который собирали люди на коленках, который постоянно ломался, давал ужасное качество.
Алексей Ларин
- Что он делал, вообще? Что это было?
Илья Борисов
- Печатал. Мы закупили узбекских футболок. Из Узбекистана сюда их везли, мы их и закупили. Купили станок и просто наносили какие-то изображения на них. Это был кошмар, потому что руки были постоянно в краске. Печатал через одну: одну он напечатает, на второй сломается. Но зато я теперь с закрытыми глазами любой «Epson» (он на базе «Epson» просто был) могу собрать-разобрать, как солдат автомат собирает за 3 секунды, так же и я «Epson» любой аппарат могу собрать-разобрать. Как мы пришли к такому названию «Нити-Нити». В тот момент, когда мы решили, что будем заниматься футболками, сразу вопрос стал, как мы будем называться. Сидели я, моя жена будущая и сестра моя родная. И она сказала что-то «нити-нити». А я такой: «Я чего бы не «Нити-Нити»». Понравилось то, что двойное название. Потому что у меня папа рассказывал такую историю, не знаю, правда-не правда. Открылось два магазина через дорогу. И один назывался просто «Продукты», а другой назывался «Продукты-Продукты». И у этого магазина «Продукты-Продукты» были продажи намного выше, чем у просто «Продукты», хотя ассортимент похожий, класс и все остальное, одинаковые цены. Но зато «Продукты-Продукты» продавал больше. Подумали, почему бы не «Нити-Нити». Почему бы нет. Я думаю, мы не прогадали с названием. Потому что всегда на слуху, всегда с первого раза запоминается.
Леонид Бацев
- И чем стала компания сегодня?
Илья Борисов
- На данный момент у нас уже открытых 27 магазинов по франшизе и подписано договоров, которые уже оплачены, 41. То есть это магазины, которые уже находятся на стадии открытия.
Леонид Бацев
- И у вас свое производство?
Илья Борисов
- Да, свое производство. Но оно не совсем производство, как говорили, российское. Оборудование у нас не российское, частично. Все персональное оборудование собирается не в России. Это еврейское оборудование.
Леонид Бацев
- Швейные машинки?
Илья Борисов
- Швейные – нет. Швейные у нас японские.
Алексей Ларин
- Смотрите, сейчас мы начали детали такие обсуждать, уже не совсем понятно. Вы уже сейчас стали шить сами футболки.
Илья Борисов
- Да, у нас сейчас свое швейное производство. Просто оборудование у нас не российское. Шьют у нас российские женщины. Нам очень повезло с ними, потому что закрылось какое-то предприятие, швейное производство, и мы как-то успели оттуда людей похватать.
Алексей Ларин
- Чтобы понимать масштаб бизнеса. Сколько вы отшиваете на сегодняшний день в день?
Илья Борисов
- На сегодняшний день, не то, что как раньше, мы можем отшивать больше. У нас сейчас такие производственные мощности, мы порядка 2000 единиц в день можем шить. Продаем где-то порядка 800-1000 в день изделий. Отшиваем, отправляем.
Алексей Ларин
- И особенность (то, почему интересно говорить с тобой, с моей точки зрения), у тебя особенная бизнес-модель. Расскажи в двух словах о ней. Потому что не часто такой способ используется. У тебя ведь майки, не только майки на сегодняшний день ты делаешь, и толстовки и, в том числе, ты в сувенирку ты пошел, это и обложки.
Илья Борисов
- То, что на данный момент продаем, - это футболки очень хорошего качества, по нашим все лекалам сделано. Несколько разных моделей, то есть это классические футболки, это всякие лодочки, фонарики и все остальное. Это толстовки, лонгсливы, сумки-несушки, рюкзаки, чехлы на телефоны, на айфоны и все остальное. Потом это обложки на паспорта, открытки… В общем, наша ценность самая большая – это наша иллюстрация. На данный момент мы сотрудничаем с более чем 50 иллюстраторами со всего мира, отбираем их очень скрупулезно. Потому что в день к нам приходят заявок порядка от 40 иллюстраторов, нам пишут. Но они, к сожалению, не соответствуют либо нашим каким-то уже состоявшимся требованиям, либо это вообще какой-то хардкор. Такие иногда.. Это очень круто нарисовано, но как бы тематика немного не наша.
Алексей Ларин
- Может, имеет смысл параллельную сетку открывать, которая будет «ниже пояса». Главное то, что есть принты, рисунки, которые вас отличают. Это оригинальный продукт. То есть его можно купить только у вас.
Илья Борисов
- Да. Какую-то часть иллюстраций используемых мы выкупаем у тех иллюстраторов, с которыми работаем давно, и мы знаем, что эти иллюстрации будут круто продаваться. Мы их выкупаем для себя. Остальная половина… Мы работаем с иллюстраторами по сделке, можно так сказать. Мы им платим 10% с розницы и 3% с опта. Вещь продается с его принтом, любая (неважно - толстовка, футболка, обложка, плакат или открытка), с этого он получает, если мы в розницу продаем, - 10%, с оптовых продаж – 3%.
Алексей Ларин
- Тем самым мотивируя иллюстраторов рисовать так, чтобы продавалась именно его.
Илья Борисов
- Да. Вообще, эти модели чем интересны – тем, что у нас постоянно актуальные принты. Потому что не всегда рисуют, так сказать, на злобу дня и оперативно реагируют на всякие ситуации, которые происходят в политической жизни, либо какие-то… Сейчас очень модны всякие панды, котики, совы - их, вообще, тиражами прямо огромными… собачки, хаски - они прямо разбираются. У нас зоопарк такой свой своеобразный.
Алексей Ларин
- Мы говорим о том, что сделано в России. С точки зрения производства – это одежда. Что еще вы делаете здесь?
Илья Борисов
- По сути, все, что мы производим, все производится в России.
Алексей Ларин
- То есть и чехлы для телефонов?
Леонид Бацев
- Я уточню. Когда Алексей задает вопрос «когда вы производите чехлы для телефонов», для меня это значит, что взяли чехол, не знаю, если он из силикона, то у вас должен быть какой-то станок, который из силикона отлил это чехол. Либо мы что-то не понимаем.
Илья Борисов
- Раньше привозили из Китая болванки, заготовки, но на данный момент мы нашли более выгодное… Когда кризис ударил, многие производства российские стали переквалифицироваться, потому что даже упаковки для айфонов нигде нельзя было найти, коробочки эти, куда можно запихивать. Мы их сами разрабатывали, макеты просили сделать. Хотя тем, кто сейчас нам делает, эта фабрика, - у них не было такого опыта. То есть мы первые. Однако нашли. И также мы нашли тут, в России, фабрику, которая отливает нам эти болванки для чехлов.
Алексей Ларин
- Мы подошли к основной теме импортозамещения и всего, что делается в России. То есть на самом деле, когда появился кризис, изменения в бизнес-процессах появились, и вы стали искать поставщиков в России…
Илья Борисов
- Я, кстати, заметил, очень интересная, крутая тенденция в плане того, что, когда сильно цены поднялись, из Китая стало очень невыгодно везти любую практически продукцию, не всю, но много продукции, особенно одежду. И иностранные сайты, там тоже все в долларах. У нас есть конкуренты в Америке, еще в каких-то странах есть очень похожие темы - они продают по всему миру, но у них все в долларах. Если раньше даже была у них дешевле их продукция, то на данный момент как раз где-то в полраза стала дороже.
Алексей Ларин
- То есть вам на руку? То, что сейчас слышится, то, о чем ты говоришь, что «нам кризис и санкционная история сыграла на руку»…
Илья Борисов
- Не на 100%, конечно. Мы ткань везем. Нужную ткань в России, к сожалению, найти невозможно пока на данный момент. Ткань мы везем из Турции. Здесь, уже в России, находятся склады, оттуда мы забираем объем.
Алексей Ларин
- Такой момент. То, что вы переориентировались и стали закупать в России, вы стали покупать по той же стоимости, как раньше покупали зарубежом, просто там стало дороже, либо вы стали покупать дороже в России, но просто зарубежное стало значительно дороже? То есть для вас здесь преимущество есть или вы вынуждены покупать в России, но более дорогое?
Илья Борисов
- Нет. Не то, что вынуждены. Например, эти же болванки, их можно, в принципе, из Китая по той же цене заказать. С доставкой примерно та же самая цена и выйдет. Но с Россией работать намного удобней и намного быстрее все это делается.
Алексей Ларин
- То есть закупочная стоимость, в принципе, повысилась по сравнению с прежней?
Илья Борисов
- Конечно, она повысилась, потому что весь мир на доллар ориентирован. Как бы рубль сильно упал, поэтому все повысилось.
Алексей Ларин
- Получилось, что российские производители стали внутри страны более конкурентоспособные и смогли уже предлагать свою продукцию. Отлично.
Илья Борисов
- То, что еще интересно, «Алибаба», есть такие проекты… Раньше тоже огромное количество людей гнало оттуда товар, из Китая. Сейчас мы нашли питерского франчайзи. В Питер мы долгое время не продавали франшизу, для себя этот рынок держали, сами развивались. Оттуда нашли хорошего франчайзи, который раньше имел тоже несколько своих магазинов. И он раньше всю продукцию вез из Китая, а теперь привозить продукцию ему стало невыгодно, и он решил открыть нашу франшизу. Сразу будет открывать 3-4 магазина: три точки и один полуформатный магазин.
Алексей Ларин
- Не смотря на то, что наша передача посвящена производству и импортозамещению, и, вообще, российскому производству, все-таки хочется спросить. Для того чтобы у вас купить франшизу и работать с вами по франшизе, что нужно? То есть, кем должен быть этот человек или компания?
Илья Борисов
- Раньше, когда мы только начинали, нам нужны были только деньги. То есть особого опыта не было…
Алексей Ларин
- Сколько денег вам нужно было?
Илья Борисов
- На тот момент мы говорили людям, что нужно было 290 тысяч рублей.
Алексей Ларин
- Сколько сейчас нужно?
Илья Борисов
- На данный момент и раньше надо было, в принципе, те же самые деньги. Просто многие моменты мы не учитывали. На данный момент, чтобы открыть точку, не полуформатный магазин, а именно островок 6-9 квадратных метров, в регионах это порядка от 500 тысяч рублей. Если полуформатный магазин – там порядка 900 тысяч рублей. И тоже нельзя говорить… Потому что Москва, допустим, - это такой город контрастов, тут можно аренду найти квадратный метр и за 3 тысячи рублей (торговый центр какой-нибудь) и можно найти за 300 тысяч рублей. В «Европейском» тоже там целая история, не буду ее сейчас рассказывать. Там была целая история интересная у нас. То есть город контрастов, поэтому здесь миллиона не хватит открыть в хорошем торговом центре.
Алексей Ларин
- Смотри, ты производство свое строил постепенно. То есть вы начинали, насколько я знаю, с трех швейных машин, начинали постепенно развиваться, расширяться…
Илья Борисов
- Да, просто пришли к тому, что это узбекское качество нас совершенно не устраивало уже. И постоянно по срокам подводили. Мы решили потихоньку по своим лекалам, нашли качественную ткань. И пришла в голову идея, а почему бы не нанять швей и купить оборудование.
Алексей Ларин
- Рынок достаточно большой, и я думаю, что он позволит еще выходить на рынок огромному количеству таких компаний, как твоя. На сегодняшний день для того, чтобы создать швейную фабрику, отшивая свой бред либо чей-то чужой, насколько это сложно? И для тех, кто начинает - действительно, есть смысл начинать с нескольких машин, протестировать, понять рынок и сначала пошить для своих соседей, знакомых и друзей и расширяться, либо, в принципе, имея деньги на сегодняшний день, можно смело инвестировать в фабрику и она будет загружена заказами?
Илья Борисов
- Сложный на самом деле вопрос. Это даже не сложный в плане того… Если ты открываешь швейное производство ради того, чтобы только шить чужие заказы, я бы, наверное, двести раз подумал. И людям порекомендовал двести раз подумать, потому что, на самом деле, это очень низкомаржевой бизнес. У меня есть знакомый, у которого компания - интересные люди, хорошая фабрика, но тоже...
Леонид Бацев
- Хорошо. Какая модель будет работать? Ты говоришь, чужие заказы отшивать бессмысленно.
Илья Борисов
- Я не знаю, какая модель будет работать. Мы просто работаем для себя. Мы покрываем свои нужды, чтобы ни от кого, ни от чего не зависеть, платить меньше закупочную стоимость. Почему для этого мы решили открыть свое производство. И мы только себя обеспечиваем. Мы крайне редко по большой просьбе берем чужие заказы, чтобы отшить и наносить изображение.
Леонид Бацев
- Тем не менее, ты сказал, что у вас не на 100% загружена мощность.
Илья Борисов
- На самом деле, это сложно, шить - сложно. Потому что это низкомаржевой продукт. И клиенты очень капризные, бывает, попадаются.
Леонид Бацев
- То есть то, что ты сейчас говоришь, ты говоришь «я шью для себя, если у меня какой-то косячок получился, я перешил и вроде как понятно. А когда ты шьешь для кого-то…».
Илья Борисов
- Не косяк, а в плане того, что тебе все мозги… То есть работаешь практически бесплатно. Есть смысл шить огромные тиражи. Там может быть смысл. Но мы тогда не успеем для себя шить огромные тиражи. Если брать небольшие какие-то заказы, это либо надо ставить ценник огромный, либо работать практически в ноль. Поэтому мы не берем никакие заказы, потому что лучше бесплатно не работать, чем бесплатно работать.
Алексей Ларин
- А если возьметесь расширять территорию. Вы на сегодняшний день охватываете, в общем-то, новые территории, развиваете франшизу, пойдете в Сибирь, Дальний Восток. Будете отправлять отсюда или вам будет интересно посмотреть там изготовителей, производство, которые будут вам шить?
Илья Борисов
- Мы недавно продали франшизу из Петропавловска-Камчатского. То есть это практически самая дальняя точка России. Естественно, прежде чем открывать, просчитали, как мы будем все это отправлять. Если землей отправлять, это идет практически больше месяца. Естественно, это вообще неинтересно, потому что пока продукция дойдет, она уже станет неактуальной. Поэтому авиадоставка, транспортная. Мы все просчитали. По сути, получается нормально.
Леонид Бацев
- Я думаю, с камчатскими ценами просто нормально. Потому что, когда у тебя килограмм томатов стоит 450-600 рублей, то, если футболка… Сколько ваша футболка стоит?
Илья Борисов
- Футболка на данный момент у нас стоит 990-1000 рублей.
Леонид Бацев
- На Камчатке, наверное, в 2-3 раза дороже. То есть экономика сходится.
Илья Борисов
- Нет, почему? По той же цене.
Леонид Бацев
- Та же цена?
Илья Борисов
- Да, та же цена.
Леонид Бацев
- И бизнес низкомаржинальный, ты говоришь «у нас низкомаржинальный бизнес»…
Илья Борисов
- У кого?
Леонид Бацев
- Или у вас не низкомаржинальный? То есть низкомаржинальный – это шить для кого-то, ты имел в виду?
Илья Борисов
- Если мы сейчас говорили низкомаржинальный, то говорили именно о швейном производстве , как таковом, то есть для всех шить. Наш франчайзи, у них получается накрутка товара минимальная - 100% мы делаем, максимальная – 370-380.
Леонид Бацев
- То есть вы контролируете еще цены?
Илья Борисов
- Конечно. У нас по сети одна цена. Мы держим.
Леонид Бацев
- Еще такой момент. Вы пользуетесь сырьем – тканью. Ткани на сегодняшний день, как ты сказал, в России вы не можете покупать, потому что нет предложения. С твоей точки зрения, насколько на сегодняшний день эффективно вкладывать в производство тканей в России? Вообще, рассматривал этот вопрос? И может быть, сейчас как раз есть шанс для российских производителей реанимировать те фабрики, которые когда-то были в Иваново и так далее?
Илья Борисов
- Честно, не рассматривал этот вопрос. На самом деле тяжело все-таки конкурировать с Турцией, тяжело конкурировать с Китаем, Индией. Потому что там уже давно отлажены системы. Все-таки когда какие-то вещи уже отлажены, заводы давно работают… Я не знаю, в России, если только будет очень крутая государственная поддержка с огромными кредитами с небольшими процентами и на длительные сроки, тогда возможно что-то поднимать. Но это тоже, скорее всего, не один десяток лет понадобится.
Алексей Ларин
- А стоит это делать? Или все-таки есть смысл диверсифицировать. И есть некая продукция, которая… наверное, России и не стоит туда лезть, и не стоит производить.
Илья Борисов
- Вообще-то, раньше считалось, что у нас один из самых лучших хлопков, одни из лучших тканей в России раньше производили. Не знаю, как сейчас - это рентабельно, не рентабельно. Я бы этим не стал заниматься никогда. Просто такие долгосрочные проекты как бы неинтересны.
Алексей Ларин
- То есть сейчас в России ткани нет…
Илья Борисов
- Она есть. Но то, что нам нужно, такой ткани нет.
Алексей Ларин
- Ты имеешь в виду качество – то, что нужно? Или то, что нужно – это сама фактура?
Илья Борисов
- И качества нет. Не смогли найти такого качества, люкс-класса, которого мы сейчас ткани используем. Наверное, можно под заказ или еще под что-то делать, то это получается, будет в разы дороже.
Леонид Бацев
- Я напомню, что вы слушаете программу «Сделано в России» с Алексеем Лариным и Леонидом Бацевым. Сегодня в гостях у нас Илья Борисов, основатель компании «Нити-Нити», известного бренда. Я хочу напомнить всем, что вы можете задавать вопросы Илье прямо у нас на сайте , слушая нас. И через небольшую музыкальную паузу мы продолжим говорить. Будем говорить о развитии экспорта, в том числе, о гос.поддержке для российских производителей. Так что, ждем от вас вопросов.
(музыкальная пауза)
Алексей Ларин
- Для тех, кто только что к нам присоединился, мы напоминаем, что мы говорим сегодня о швейном производстве в России, о том, как с нуля можно было основать швейную фабрику и отшивать немаленькое количество заказов (порядка 1000-1800 заказов в день, ты говорил, вы отшиваете?). И у нас в гостях Илья Борисов, владелец этой фабрики. В первой части передачи мы поговорили уже по производству, затронули тему, где вы покупаете сырье, выгодней стало, невыгодней. Совершенно не затронули тему о государственной поддержке. Есть ли, вообще, какие-то программы государственной поддержки, в которых, может быть, вы участвуете?
Илья Борисов
- Хотел бы сразу немного поправить вас. У нас не акцент на фабрику идет, мы шьем для себя, для своего бренда. То есть мы пошли по такому немного другому пути. Не покупать сырье, болванки, так сказать, а делать всю продукцию полностью, взять под свой контроль и полностью для себя отшивать.
Алексей Ларин
- То есть мы говорим, таким образом, о торговой марке, на которой смело можно будет написать «Made in Russiа». И мы сегодня поговорим чуть позднее о том, какие у вас есть планы. Может быть, вы уже работаете с зарубежом. Это будет такой типичный хороший представитель, российское лицо товара заграницей.
Илья Борисов
- На самом деле мы пошли по сложному пути. Сейчас уровень патриотизма немного вырос, даже в разы. На тот момент, когда мы начинали, модно было всякие такие названия американские. Мы принципиально пошли по другому пути, не знаю, для чего. Как мальчик протеста. Пошли по сложному пути. Написали по-русски толстыми буквами «Нити-Нити», чтобы все о нас знали, понимали, что у нас русская компания. У нас на бирках тоже написано не «Made in Russiа», у нас написано «Сделано в России». Делаем акцент на то, что мы, действительно, русская компания. И часть какого-то нашего пути показать людям, что в России может быть хорошее производство, хорошее качество.
Алексей Ларин
- Я думаю, требования зарубежные вас поправят, потому что просто нужно будет, чтобы люди понимали, что за продукцию им поставляете. Но, тем не менее, возвращаясь к моему вопросу. Что у нас сегодня происходит на уровне государства в отношении таких производителей как вы?
Илья Борисов
- Как обычно. Я думаю, ничего не поменялось. Может, через какое-то долгое время. Малый и микробизнес совершенно не поддерживаются государством. Хотя пишутся всякие программы государственные и все остальное, выдают всякие патенты, но на самом деле очень сложно все это получить.
Леонид Бацев
- А были попытки? Я немного вступлю здесь в диалог с тобой. Потому что, действительно, очень много программ анонсируется по телевидению и так далее. Много программ как бы существует. Есть компании, которые этим пользуются и говорят: «Все очень просто. Просто никто не обращается, и им не дают». А есть те компании, которые говорят: «Там все сложно, невозможно получить». Пытались ли вы получить?
Илья Борисов
- У меня был опыт в получении. У меня недавно родился ребенок, и у меня был опыт в получении материнского капитала. То есть за первого ребенка какие-то деньги дают – 25 тысяч, кажется. Даже не знаю, сколько это денег. Мы пытались получить. И сколько это было ужаса. И в итоге мы половину этого пути прошли, я сказал: «Нафиг эти деньги. Пускай они их себе оставят». Бегать, унижаться за эти копейки… Не стали доводить все до конца.
Леонид Бацев
- То есть транслировал этот опыт на поддержку…
Илья Борисов
- Не совсем транслировали. Есть такие всякие гранты, в плане того, что даже некоторые наши франчайзи получают. И мы им об этом говорим, чтобы они все это делали. В плане чего? В плане того, что Москва – она такая Москва. Потому что в Москве практически нереально ничего получить, всякие эти поддержки. Потому что здесь, можно сказать, конкуренция намного выше. И они так уже распределяются… Был опыт в получении не у меня, у моего знакомого. Самостоятельно он так ничего и не добился. В итоге он нанял юриста. И полцены он отдал юристам, пол - себе. То есть ему выделили грант в 500 тысяч рублей, которые в дальнейшем нужно было погасить налогами. Самостоятельно у него ничего не получилось, а через юриста за большие деньги получилось что-то там выбить.
Алексей Ларин
- А как твое мнение, вообще, эта поддержка нужна? Как иногда есть мнение, что все эти бесплатные деньги только развращают.
Илья Борисов
- Это же не совсем бесплатные деньги. Все-таки можно ужесточить какие-то обязательства, какие-то требования к тем людям, которым давать, увеличить все эти суммы. Потому что на самом деле даже эти 500 тысяч рублей – это смешные деньги. Смешно, на самом деле. Что на них… Никакого ни производства, ничего. Мы на данный момент аренду практически столько платим в месяц за швейное производство, где у нас офис располагается. Не знаю, за один месяц аренды заплатить… Как бы смешно.
Леонид Бацев
- Я хотел бы обратиться к тем, кто наш слушает. Если есть представители государства, структур, которые занимаются гос.поддержками, несомненно, с удовольствием ждем вас в гостях нашей передачи для того, чтобы рассказать о таких программах, может быть, развеять то мнение, которое есть у Ильи, а может быть, подтвердить и поговорить, как сделать поддержку лучше.
Алексей Ларин
- И у нас в студию приходит ряд вопросов. И один из этих вопросов звучит так: «Много стран, Китай в том числе, Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Бангладеш, огромное количество стран работают сегодня по модели, когда отшивают по контрактам. То есть, есть заказчик, который говорит: «Мне нужны такие-то футболки, такая-то продукция». На этих заводах отшивается и раз отшивается, то, значит, все в порядке с маржой. И вопрос. Почему мы говорим, что у нас в России это не маржинально, почему это у нас в России невыгодно, когда огромное количество стран работает в такой модели?». Но я уверен, что в России есть фабрики, которые тоже так работают?
Илья Борисов
- Я точно скажу, сейчас, допустим, ситуация с Китаем: у них сейчас и зарплаты растут, и уже Китай далеко не такой Китай, как он был раньше, когда все думали, что там все дешево. Китайцы такие очень интересные люди. Допустим, ты им говоришь, что тебе нужно очень хорошее, крутое качество. Они говорят тебе ценник. И ты начинаешь с ними торговаться, сбиваешь ценник в половину. Они даже готовы будут сбить. В итоге они тебе поставят продукцию, но такого качества, что, в принципе… за те деньги они тебе и поставят. Это как история про шапочника. Пришел к нему мужик и говорит: «Из шкуры можешь пошить мне одну шапку?». Он говорит: «Могу». «А две?». «Могу». «А три?». «Могу». «А десять?». «Могу». Он говорит: «Отлично. Шей тогда из шкуры 10 шапок». Он приходит через какое-то время, а все шапки с наперсток. Пошил же он 10 шапок. И тут та же самая ситуация. Они просто начинают снижать качество. Допустим, из Китая ткань ввозить совершенно невыгодно уже стало. И даже до кризиса это было уже невыгодно. Потому что ценник там уже довольно серьезный. Турецкая ткань качеством не хуже, а ценник там нормальный.
Алексей Ларин
- Но ты все-таки не ответил на вопрос. Ты сказал, Китай, цены растут – понятно.
Илья Борисов
- Я как раз подхожу к этому вопросу. Попробовали мы заказывать в Бангладеше. Там зарплаты очень низкие, люди готовы за 2 копейки ночами трудиться. Мы заказали там образец. Были мысли еще давно не самим шить, а чтобы нам привозили продукцию. Нам даже пришел образец, который, по сути, должен быть в идеальном качестве, еще лучше, чем они могут сделать, лучшее, что они должны сделать. Пришло такое, что сама футболка, она не стоила даже ткани, которую на нее потратили. То есть это был ужас. Многие фабрики шьют, то же самый «Adidas», в Бангладеш сейчас, они просто шьют миллионными тиражами, и у них запас брака 15-20% - это норма. Там дешево получается, но брак…
Алексей Ларин
- Я думаю, наверняка, еще, может, ты поправишь, у крупных корпораций есть возможность более четко контролировать качество, нежели у мелких компаний.
Илья Борисов
- Иногда некоторые, знаете, как делают, просто привозят свое оборудование, ставят каких-то своих поверенных людей, которые все это отслеживают, контролируют. И задача только фабрики, получается, в Бангладеше нанять какую-то рабсилу, которая за 2 копейки будет какую-то черновую работу проделывать. Потому что у них все автоматизировано. А за всеми остальными процессами следят какие-то европейские специалисты.
Леонид Бацев
- А мне хотелось бы немного развить вопрос Даниила Минаева. И мне кажется, у него подтекст такой есть. Если ты сейчас говоришь, что зарубежом шить не очень выгодно, шить здесь хорошо и выгодно, мы сами можем себе шить, может России стоит выходить на международный рынок как раз услуг пошива, чтобы европейские и другие компании шили одежду не в Китае, а у нас?
Илья Борисов
- Мы не сможем конкурировать. Потому что, допустим, в Бангладеше или в Китае, чтобы построить завод, там, в принципе, завод-то строить не нужно: построил стенки тонкие, поставил оборудование, крышу, поставил навес, провел электричество – вот тебе и фабрика. Чтобы здесь у нас сделать производство на севере, надо отопление, канализации. На самом деле целая история. Из кирпича здание огромное строить. Какие сейчас нормы по строительству? Полтора, кажется, два метра стена должна быть. У них там с этим все намного проще. То есть приехали, построили и все.
Алексей Ларин
- У меня еще такой вопрос. Ты работаешь в определенном сегменте, отшиваете вы футболки. Наверняка, у вас есть планы выходить в другие сегменты. Наверняка, ты смотришь сейчас, и ты знаешь тех производителей, которые, так или иначе, работают в швейном производстве в России. Кого-то можешь привести в примеры или может быть о ком-то рассказать, какое швейное производство по твоему мнению в России перспективно? Что мы на сегодняшний день можем такое производить, подарить миру? Потому что мир в основном, иностранцы приезжают на Красную площадь, покупают шапки-ушанки, которые сшиты, кстати, в Китае, пилотки, которые шьются в Узбекистане, Бангладеш, где угодно. В общем, редко в России. При этом зарубежом, в той же Америке, в Штатах можно зайти и купить свитер, на котором будет написано «Сделано в России». Он будет очень хорошего качества. И ты всегда смотришь и думаешь, где это, почему я этого не могу купить у нас в России?
Илья Борисов
- Это опять мы говорим о сувенирке. Они в больших количествах. То, что мы миру подарить можем… В качестве производства мы не можем, в плане вещей - не можем. Потому что есть другие страны, которые делают это намного дешевле и будут намного дешевле это делать. В этом конкурировать, в поставках в другие страны, - нет смысла. У меня есть примеры, у меня есть знакомые - «Муслаб», я уже говорил. У них тоже фабрика, тоже огромные деньги, они постоянно туда вкладывают, инвестируют. И они пришли к такому мнению, что (я это тоже давно знал), если шить, то какие-то бланковые модели - выгодно. То есть огромными тиражами, бланковыми моделями. Посадить швей на поток, на конвейер, чтобы каждая швея делала свою отдельную операцию. И тогда огромными тиражами без остановок, тогда себестоимость изделия снижается в разы. И скорость производства увеличивается. Такие вещи, несложные, бланковые шить, отработанные огромными тиражами выгодно.
Алексей Ларин
- Но с другой стороны, мне кажется, в России сейчас все знают «Боско», когда продукция, которая начиналась, вообще, со спортивных товаров. По сути, мы создали такой бренд, свой, российский, который уже известен, в том числе и зарубежом. Ты сейчас являешься представителем такого бренда. Вы создаете бренд, который уже сформировался. Что-то еще, может быть, есть? С одной стороны, ты говоришь, что нет, я в это не особо верю. А с другой стороны, я смотрю, есть «Боско» - дорогая одежда хорошего качества. Не знаю, где она шьется. Мы не приглашали к нам в студию…
Илья Борисов
- Я знаю, «Боско» обращался к «Муслаб», чтобы они пошили им какие-то вещи. Они просто делают: «Нам нужно пошить огромный тираж». Многие швейные фабрики ведутся на этот «огромный тираж». Огромный тираж – вот вам огромные деньги, но каждая вещь должна стоить очень-очень недорого, то есть пытаются прогнуть свою цену. Директор швейного производства смотрит на эти деньги, на всю сумму на заказ и думает: «Как круто! Такие деньги! Сейчас начну шить». А по факту, когда он начинает шить, он понимает, что он даже в минус начинает работать в итоге. Да, большой заказ, большие деньги, но за одну единицу платится очень мало. И когда он все это дело просчитывает, потом приходит к выводу, что это на самом деле шить совершенно невыгодно. Не хочу ничего плохого сказать про «Боско», но бывают такие моменты, что они как бы пытаются, как, наверное, любой бизнес, любой бизнесмен, прогнуть швейное производство.
Алексей Ларин
- Раз мы начали говорить про экспорт, хотелось бы понять, у вас есть планы выхода продаж своего бренда, своей продукции зарубеж?
Илья Борисов
- Мы уже представлены зарубежом. Мы не только в России. Получается, уже есть 3 открытых магазина в Казахстане. Это Астана, Костанай и Алматы. Сказал с первого раза, надо же. Также мы представлены в Белоруссии – в Минске и Гомеле. Очень много заявок приходит с Украины, огромное количество. Но мы, к сожалению, пока им отказываем. Не в плане того, что мы плохо относимся к нашим братьям-славянам, но в плане того, что мы их от самих себя как бы оберегаем. Потому что откроются они, у них там сейчас очень сложная политическая и экономическая ситуация, если что-то случится, они прогорят.
Леонид Бацев
- Но ты сейчас говоришь про страны Ближнего зарубежья. У нас времени просто не так много. Хочется услышать, есть ли вы уже в странах Дальнего зарубежья. Если нет, то, какие планы и планируете ли, вообще?
Илья Борисов
- Сейчас мы больше стараемся работать с русскоговорящими странами, со странами бывшего Советского союза . Сейчас в Грузию, возможно… ведутся переговоры. Потом с Болгарией, с Латвией тоже есть переговоры. Возможно, туда тоже поставлять будем. Очень часто приходят заявки из Германии почему-то. Не знаю, почему из Германии. И из Греции раньше приходили очень много.
Алексей Ларин
- Это говорит о том, что, в принципе, «Сделано в России» как бренд, он востребован. Люди не смущаются тем, что продукция сделана в России.
Илья Борисов
- Как бы наоборот. Мы этим очень гордимся. Это раньше был такой стереотип, что «фу, сделано в России». Сейчас с повышением патриотизма , и все-таки качество приходит, они видят это качество и понимают, что очень круто.
Алексей Ларин
- То есть политическая обстановка, в том числе для различных европейских стран, для людей, которые там живут, на них это тоже повлияло. То есть у них такое желание попробовать что-то российское, оно тоже повышается.
Илья Борисов
- Не знаю, насколько сами немцы или сами греки этого хотят. Возможно, это наши эмигранты, которые скучают и хотят побольше русского. Мы, кстати, очень много отправляем в розницу и в Америку, и, вообще, в другие страны, именно русским, с какими-то патриотическими иллюстрациями. Там очень востребованы. Даже больше, чем у нас в самой России.
Алексей Ларин
- У нас время передачи неумолимо подошло к концу. Спасибо за то, что ты стал нашим гостем. Я нашим слушателям напоминаю, что мы сегодня говорили в передаче о российском производстве. Мы говорили, ты меня поправил, не столько о швейной фабрике, не швейной компании, а о создании российского бренда, по сути, футболок, одежды уникальной, где вы просто сами для себя отшиваете.
Илья Борисов
- Хотелось еще такой момент уточнить, что мы на данный момент уже выходим на новый уровень. У нас было ограниченное количество вещей. Сейчас у нас открывается полноформатный магазин. Мы уже подписали договор, уже купили франшизу, нашли место. Примерно в течение двух недель откроется полноформатный магазин. Мы уже к нему готовы, потому что у нас огромное количество новой продукции - это и спортивные штаны уже сейчас запускаем, костюмы и много-много чего. И мы все-таки хотим выйти на уровень такого полуформата больших магазинов и составить конкуренцию «Zara», «Bershka» и всем остальным таким брендам большим.
Алексей Ларин
- Я напоминаю, что у сегодня у нас в гостях был Илья Борисов либо Умеющий, как тебя некоторые знают. Владелец компании. Желаем, чтобы у тебя все получилось. Но и мы радовали не только нашу страну хорошей качественной одеждой, но и Ближнее и Дальнее зарубежье. Спасибо. Со всеми слушателями прощаемся. С вами сегодня были Леонид Бацев и Алексей Ларин.
Леонид Бацев
- Ждем вас через неделю.
Илья Борисов
- До свидания.