Всеволод Баев
- Добрый день, друзья. 22 июня, четверг, полдень. Это значит, в эфире снова «Честный дом», передача о жилье, недвижимости, среде обитания и о профессионалах, которые эту среду создают. В студии с вами Всеволод Баев. И сегодня мы поговорим о таком сегменте рынка, как аренда жилья. Я думаю, почти каждый из наших слушателей и гости в студии когда-либо в своей жизни или сдавали, или арендовали жилье. Но сегодня мы поговорим об аренде в рамках централизованной государственной инициативы: о цивилизованной аренде, о том продукте, который создает компания АИЖК. Сегодня в студии два гостя. Я приветствую Анну Двуреченскую, руководителя коммерческой службы АИЖК. Анна, здравствуйте.
Анна Двуреченская
- Добрый день.
Всеволод Баев
- И генерального директора компании «Волей Гранд» Алексея Яшина.
Алексей Яшин
- Добрый день.
Всеволод Баев
- «Волей Гранд» – это компания-застройщик и автор проекта «Match Point», который один из первых стал проектом по централизованной, цивилизованной…
Анна Двуреченская
- Программе «Арендное жилье».
Всеволод Баев
- Стал участником программы «Арендное жилье», которую инициировала и реализует АИЖК. Друзья, давайте сначала попробуем разобраться и понять, что сегодня происходит на рынке жилья: спрос растет или падает, предложения выше, чем спрос. Я вчера нашел на «РБК» статью на эту тему, в которой эксперты одной из центральных компаний-риелторов делились информацией, что на сегодняшний день спрос на рынке аренды меньше (порядка 30%), чем предложение. Предложения больше. Поделитесь мнением и вашими данными, что сегодня на рынке аренды происходит.
Анна Двуреченская
- Начнем с главного. Арендное жилье – это сложившаяся мировая практика, которая позволяет решить условия граждан на определенном жизненном пути. При этом долгое время покупка квартиры или жилья у наших граждан была большим приоритетом, чем аренда. На рынке рыночной аренды в основном представлены наймодатели физические лица, которые получили свое жилье в рамках бесплатной приватизации. При этом эта часть рынка находится в теневом секторе экономики, где права, как собственников, так и арендаторов, не защищены. И самое главное – у граждан нет долгосрочных гарантий долгосрочного проживания и неизменности стоимости такой аренды. Но сегодня ситуация меняется. АИЖК реализует программу «Арендное жилье», целью которой является создание современных стандартов такого жилья. При этом сегодня мы оцениваем текущий объем рынка аренды как 260 миллионов квадратных метров. Но сектор цивилизованной аренды или аренды от юридических лиц составляет 110 миллионов квадратных метров. Это потенциальный спрос, который может быть реализован в данном сегменте рынка. Ключевая ценность нашего потенциального арендатора, нанимателя – это подход к аренде, как к возможности жизни на протяжении долгого срока.
Всеволод Баев
- Спасибо за развернутый ответ. Получается, вы создаете сегодня такой глобально цивилизованный формат рынка аренды. И его главной отличительной особенностью будет являться то, что это такая долгосрочная история, которая гарантирует соблюдение полностью прав нанимателя?
Анна Двуреченская
- Безусловно. Цивилизованная аренда. Мы можем раскрыть это понятие, потому что не все понимают, из чего оно складывается. Цивилизованная аренда – это заключение между сторонами официального договора аренды, где прописаны права и обязанности сторон на протяжении всего срока, где все задокументировано, подписано. И самое главное – стороны пытаются соблюсти этот договор. При этом мы говорим о современных стандартах в рамках цивилизованной аренды. И, прежде всего, современных стандартов самого жилья, как продукта недвижимости.
Всеволод Баев
- То есть, с одной стороны, это стандарты, которые касаются документации и взаимоотношений арендодателя, а, с другой, -- это новый, более высокий или хотя бы присутствующий стандарт, каким это жилье должно быть.
Анна Двуреченская
- Что является предметом аренды.
Всеволод Баев
- Про стандарты, которые касаются самого жилья, мы спросим у человека, который это жилье строит. Алексей, ваш проект «Match Point» стал одним из первых, который вошел в программу “Арендное жилье”. Расскажите, что за продукт в конечном итоге получит потребитель и АИЖК, в каких пропорциях разделяется ответственность в создании этого продукта, какие требования предъявляло или не предъявляло к вам Агентство?
Алексей Яшин
- Начнем с того, что, когда мы создавали наш продукт, мы уже к нему предъявляли достаточно серьезные требования, потому что рынок на тот момент был достаточно узко сегментированным и направленным на клиента. А клиент очень сильно меняется, становится более разборчивым и требовательным. Сама жизнь проекта подразумевает не то, что мы сегодня захотели, а завтра реализовали, продали и так далее. Нет. Это временной промежуток, в рамках которого мы должны сегодня закладывать финансовые, технологические, юридические решения и массу других моментов на будущее. Начиная реализовывать проект в 2014 году, мы уже понимали, что в это время должны ориентироваться на современную аудиторию с ее современными требованиями, которая сейчас появляется. Я думаю, это сыграло важную роль при решении АИЖК о вхождении в наш проект. Как вы понимаете, мы дальше развиваемся, потому что клиент тоже не стоит на месте. В текущий момент нашим клиентом является АИЖК, который предъявляет дополнительные требования к нашему проекту, непосредственно к жилым помещениям, к апартаментам, где будут располагаться арендаторы этих апартаментов. Мы ведем достаточно серьезную работу, связанную с улучшением планировочного пространства, с местами общего пользования. Также сейчас у нас совместный продукт по дизайну и отделке помещений, меблировке и всего остального. Так как мы планируем сдавать помещения «под ключ», полностью готовые. Рынок не стоит на месте. Мы обязаны, если не быть с ним, то явно быть впереди и задавать ту высокую планку, которую мы изначально себе поставили.
Всеволод Баев
- Спасибо. Допустим, вы предполагали ваш жилой комплекс продавать просто конечному потребителю, а потом решили войти в сделку совместно с АИЖК, и это стало продуктом для аренды. А есть ли какая-то разница для вас, как для девелопера, в том продукте, который вы выдаете в итоге, если это продукт для продажи и если для аренды?
Алексей Яшин
- Понимаете, есть две составляющие: одна – юридическая, другая – “по жизни”. Юридически для нас ничего не изменилось. Мы как продавали, так и продаем эти помещения. Но “по жизни” мы совместно с нашими партнерами понимаем, что, так как продукт должен быть завершенный, то мы делаем дополнительные шаги к тому, чтобы сдать АИЖК полностью готовый, «под ключ» (с меблировкой, с автоматизацией, со всеми готовыми устройствами), чтобы клиент мог как можно быстрее приступить к сдаче в аренду этих помещений конечным пользователям. В этом плане действительно ведется серьезная работа. Потому что изначально мы планировали, и остальная часть – это исключительно ремонт, сдавать с полной отделкой, но без меблировки. Но так как концепция развития АИЖК подразумевает конечного клиента, то есть вариант для проживания, сейчас мы работаем над тем, чтобы сдавать полностью укомплектованные, вплоть до кухонной утвари (полотенец, тапочек), помещения.
Анна Двуреченская
- И это является ключевым требованием АИЖК к проектам в рамках реализации программы. Все наше жилье должно быть полностью сделано «под ключ» с качественной отделкой, современной мебелью, бытовой техникой, чтобы у арендатора не возникало никаких дополнительных расходов при комплектации своего жилья. Я хочу добавить, что вопрос Всеволода заключался еще в том, в чем различия самого продукта жилья, когда мы рассматриваем конечного потребителя для покупки или для аренды. Как вы правильно сказали, мы ведем работу над оптимизацией планировочных решений. Потому что аренда – это тот вид владения недвижимостью, который решает проблемы на определенном цикле жизни. И наши апартаменты должны быть доступны, как синглам (одиночкам, холостякам, холостякам), так и парам, только что образовавшимся семьям или семьям с детьми. Должна быть обширная линейка.
Алексей Яшин
- И наш проект способен это сделать в силу его расположения и изначально заложенной концепции. Те, кто только начинает свою жизнь в Москве, уходит в одиночное плавание, это либо молодые люди, либо приезжие, которые хотят здесь наладить свой быт. Локация позволяет оперативно оказаться в любой точке Москвы, потому что у нас рядом метро. Плюс построили новый ТПУ – парк «Победы». Как вы понимаете, локация потрясающая. А с точки зрения семейных людей или активных – два парка рядом, все школы, вся инфраструктура.
Всеволод Баев
- Алексей, вы не могли сдержаться, чтобы не продавать свой проект.
Анна Двуреченская
- Алексей правильно подчеркивает важность расположения проекта. И это тоже является требованием АИЖК к проектам для включения в программу.
Всеволод Баев
- Здесь я хотел задать вопрос. Я знаю, что нас смотрят девелоперы, профессионалы рынка. Скажите, что нужно сделать, чтобы попасть в эту программу, чтобы вы пришли к девелоперу и выкупили у него какую-то часть объема? Какие требования есть к самой компании? С продуктом мы разобрались. Он должен быть в целом ликвидным. Думаю, тут законы для всего рынка примерно одинаковы. Там, где хорошо покупают, там же хорошо арендуют. Это хорошая локация, хорошая цена и качественный продукт. А в случае аренды он еще и завершенный. Там практически ничего не надо вкладывать -- совершенно готовое жилье для жизни, полностью меблированное, обставленное. Есть что-то еще?
Анна Двуреченская
- Безусловно. Во-первых, вы выбираем себе в партнеры только надежных застройщиков, с которыми можем реализовать такой непростой продукт, как аренда в будущем. И для нас важны гарантии того, что проект будет построен, потому что эти гарантии мы даем своим арендаторам. Второе – расположение, вопрос ликвидности. Мы же видим, что жилье строится по всему городу в независимости от того, есть ли рядом метро: в центре, в районе Третьего кольца или у МКАД. Для нас это должна быть понятная локация, где сосредоточены районы деловой активности, потому что наши потенциальные арендаторы – молодежь от 20 до 35 лет, которые арендуют квартиру в два раза чаще, чем остальные семьи. И если мы посмотрим на данную возрастную категорию, то мы поймем, что рабочие, сотрудники, менеджеры компании. Поэтому наш пилотный проект «Лайнер» на Ходынском поле расположен в самом востребованном и в самом густонаселенном офисными центрами районе Северного округа Москвы. Третье требование – для нас дом или секция должна быть изолирована, чтобы там не было участников, третьих лиц, чтобы мы обеспечили профессиональное управление таким домом или его частью. Опять же, ключевым преимуществом, которым обладает наше арендное жилье, – это профессиональная управляющая компания, охрана, консьерж. И это возможно реализовать только в независимой секции.
Всеволод Баев
- Анна, вы очень интересно рассказали об уровне продукта. Скажите, как это отражается на конечной цене? Как удается с учетом того, что полностью обставленное, готовое, с хорошей планировкой, ликвидное жилье, удерживать и предлагать рынку рыночную стоимость? Как вы вообще подходите к процессу ценообразования?
Анна Двуреченская
- Ставки в наших проектах соответствуют рынку. Когда мы открыли бронирование в «Лайнере», наши ставки были сформированы по нижней границе рынка. Студию (25 метров) можно было арендовать за 36 тысяч рублей. И это соответствует нижней границе рынка по данной локации, по данному сегменту. Наша задача – мы всегда будем ориентироваться на рынок в рамках формирования аренды в наших проектах.
Всеволод Баев
- 36 тысяч рублей включает эксплуатационные расходы?
Анна Двуреченская
- Это включает большинство коммунальных расходов. Дополнительно арендатор платит только по счетчикам потребления коммунальных услуг: вода, электричество, тепло. Это также включает НДС, потому что мы являемся юридическим лицом, стороной арендодателя, и мы платим все налоги в отношении сделки с аренды.
Всеволод Баев
- Спасибо. Я знаю, что у вас в рамках программы есть такой формат сотрудничества или участия, как ПИФы – финансовый инструмент, который позволяет инвесторам вкладывать деньги в продукт и получать прибыль. Можете рассказать кратко об этом формате, каких результатов удалось достичь, что это такое, что это за продукт?
Анна Двуреченская
- Мы реализуем программу «Арендное жилье» через механизмы коллективных инвестиций и привлекаем средства инвесторов для развития программы. Для этого мы создали закрытый паевой инвестиционный фонд недвижимости «Кутузовский», который первый в России состоит из объектов жилой недвижимости. Участником программы может стать квалифицированный и неквалифицированный инвестор. Паи ЗПИФа продаются с мая на московской бирже, а также через банки-партнеры АИЖК. Минимальная стоимость пая составляла 300 тысяч рублей. При этом минимальная стоимость инвестирования в программу составляет 100 тысяч рублей. Сегодня расчетная стоимость пая составляет 345.
Всеволод Баев
- То есть вы получили 15%?
Анна Двуреченская
- Да. Мы получили 15% за месяц: сегодня арендное жилье – это востребованный продукт. При этом реализация через ЗПИФ позволяет инвестировать даже с такой небольшой стоимостью по сравнению с покупкой жилья. Если ты сегодня рассматриваешь аренду как альтернативное вложение банковским вкладам или как возможный инструмент инвестирования, то тебе для этого надо купить квартиру, найти арендатора, нести все издержки по содержанию этой квартиры и выстраивать отношения с арендаторами: заниматься регулярным поиском, договором, продлением арендатора в квартире и нести все соответствующие издержки. Мы предлагаем инструменты, которые сохраняют всю суть инвестирования именно в аренду за гораздо меньшие вложения.
Всеволод Баев
- Спасибо. Алексей, как вы думаете, есть ли будущее у такого инструмента не только в рамках инвестирования в аренду через ПИФы, а вообще в целом в девелоперские проекты? Например, за счет роста цены, входа на разных стадиях строительства?
Алексей Яшин
- Мне посчастливилось стоять практически у истоков создания этих ЗПИФов. Я этим занимаюсь с 2005 года, когда они только появились. И с того момента они показали свою высокую эффективность при условии изначально правильно выбранной концепции развития и применения этого инструмента в ее рамках. То, что сейчас делает АИЖК, крайне важно, потому что Агентство фактически создает новую нишу рынка. То есть альтернативу вложениям в инструменты с фиксированной доходностью и банковским депозитам. И чем это качественно отличается? Тем, что данный актив, по которому вы, как клиент, можете получать два вида дохода (я о них чуть позже расскажу), у вас фактически 100% обеспечены. То есть, вкладываясь в банк, есть риск “на банк”. Вкладываясь в облигации либо в другие фиксированные инструменты доходности, вы имеете риск “на эмитент”. В данном случае риск “на эмитент” отсутствует по той причине, что это фактически 100% обеспеченный актив. Так как АИЖК на начальной стадии вкладывается в проекты, оно имеет возможность получать дополнительный апсайд к рынку за счет роста стоимости самого актива. В дальнейшем при использовании мы уже получаем с вами фиксированную процентную ставку, рассчитанную из стоимости входа на получение дохода от арендатора. АИЖК, сначала инвестируя эти деньги в рынок, в дальнейшем честно предлагает делиться с клиентами, с рынком и реинвестирует их обратно, то есть забирает и вкладывает обратно. Механизм очень эффективный. Что касается просто фондов, использования их в рынке, то фонд – достаточно гибкий инструмент. И с точки зрения недвижимости, и распределения первоначальных инвестиций, он очень выгоден. Ведь я могу создать фонд не один, а с кем-то. И в этом случае получать риск на проект и минимизацию своих финансовых вложений, не теряя при этом определенной доли дохода. Так что выбран очень грамотный механизм.
Всеволод Баев
- Анна, скажите, какая по этим ПИФам есть фиксированная доходность? Вы сказали, что 15%. Есть какая-то минимальная ставка? По какой технологии происходит инвестирование? Если я частный инвестор, я прихожу к вам и говорю: «Хочу в ПИФ вложить минимальную сумму, порог входа – 100 тысяч рублей через брокера». Есть ли какая-то гарантированная доходность по этим ПИФам или она отсутствует?
Анна Двуреченская
- Паи ЗПИФа возможно купить через московскую биржу.
Всеволод Баев
- Тогда вопрос к Алексею. Как вы думаете, какая доходность прогнозируется по этому продукту? И какая доходность может быть достигнута с этим инструментом?
Анна Двуреченская
- Это не то что не гарантированный доход. Мы можем только говорить о том, что это предполагаемый доход.
Алексей Яшин
- Абсолютно верно. Вы сказали очень хорошую фразу «предполагаемый». Потому что так называемый МГД (минимальный гарантированный доход) после 2008 года уже никто никому не дает. Все наигрались с этим. А фонд… Вы же понимаете, что нельзя и рыбку съесть, и на качелях покачаться. Поэтому, вкладывая в фонд, вы получаете как его плюсы, так и минусы. Один из минусов – это то, что гарантировать вам доход именно по определенной ставке никто не будет, иначе его смысл теряется. В этом случае депозит, облигации и прочее. Но в фонде вы же претендуете еще и на так называемый апсайд, то есть на рост стоимости пая за счет не только инвестирования, но и самого актива. Это первое. Второе. В данном случае, я думаю, можно будет рассчитать прогнозируемую доходность, но плюс-минус, за счет того, что, наверное, не все 100% жилья будут сдаваться 100% времени, то есть будет какой-то процент…
Анна Двуреченская
- Мы рассчитывает на определенный процент вакантных площадей по портфелю.
Алексей Яшин
- Он и будет влиять на доходность.
Анна Двуреченская
- Да. Мы прогнозируем его как стандартный, ликвидный проект недвижимости на уровне 5%. Плюс предполагаем, что доходность можно рассчитать, потому что доходность пая зависит от арендного потока. Арендный поток формируется на основании рынка, поэтому рассчитаем.
Всеволод Баев
- Спасибо. Вопрос, наверное, к обоим нашим гостям. Анна, вы сказали, что у вас есть сейчас проект «Match Point» и что емкость проекта «Лайнер» уже реализовали. Можете рассказать про про стадию готовности этих проектов,? Если кто-то из наших слушателей заинтересуется и захочет посмотреть, какое это жилье, можно ли сегодня увидеть своими глазами? И какие ваши планы? Какие еще жилые комплексы вы сейчас рассматриваете?
Анна Двуреченская
- Конечно. Пилотным проектом программы «Арендное жилье» стал МФК «Лайнер», заселение которого планируется в середине июля, то есть уже через месяц в нем появятся наши первые арендаторы. Бронирование аренды в «Лайнере» уже открыто с конца марта. Сегодня по договорам бронирования мы реализовали там 40% фонда апартаментов. Вторым проектом стал МФК «Match Point», который мы планируем заселить в конце 2019 года. В проекте «Match Point» будет уже 834 апартамента. Если в «Лайнере» – 283, то «Match Point» серьезно по размерам отличается. Также мы купили 374 квартиры в жилом комплексе «Символ» на Золоторожском валу. Это проект 2020 года. При этом мы находимся сегодня в процессе заключения сделок и с другими девелоперами. И уже скоро заявим о появлении новых проектов в рамках программы.
Всеволод Баев
- А будете ли вы делать совместные проекты с кем-то из девелоперов? Насколько я понимаю, проекты «Символ», «Лайнер» и «Match Point» в целом задумывались для реализации, то есть они были сформированы не только под АИЖК. Есть ли у вас в планах делать изначально арендное жилье, и вместе с кем-то из компаний в партнерстве реализовывать?
Анна Двуреченская
- Да, безусловно. Очень хороший вопрос. Во всех трех проектах, о которых я сказала, мы уже купили готовые проекты в рамках застройки. Но надеюсь, что в ближайшее время мы сможем рассказать о проекте, где стали проектировщиком дома по серии, который предполагается только для аренды. Такое тоже возможно. Мы очень активно на это смотрим, потому что не все продукты, которые есть на рынке, подходят под аренду.
Всеволод Баев
- Алексей, вы планируете участвовать с АИЖК в реализации таких проектов?
Алексей Яшин
- Да, мы планируем. И ведем в этом плане активную работу. И в случае, если АИЖК дополнительно заинтересуется нашими возможностями, мы активно примем в этом участие.
Всеволод Баев
- Вы сейчас готовы поделиться какими-то анонсами по поводу ваших будущих проектов?
Алексей Яшин
- Пока нет.
Анна Двуреченская
- Мы тоже.
Алексей Яшин
- Это прожекты, как я бы их назвал. Как я и сказал, рынок не стоит на месте. А структура АИЖК создана достаточно мощной. И часть сотрудников я знаю лично достаточно давно и работал с ними еще десятилетиями на разных рынках. Поэтому я думаю, что команда создана достаточно сильная, амбициозная. И мы еще увидим их интересные выступления.
Всеволод Баев
- Анна, расскажите…
Анна Двуреченская
- О команде настоящих профессионалов?
Всеволод Баев
- И о команде настоящих профессионалов. Расскажите, что такое АИЖК сегодня? Насколько я понимаю, сама аббревиатура говорит о том, что это Агентство по ипотечному кредитованию. Но как мы видим то, о чем мы говорим, уже выходит далеко за рамки просто ипотеки и развития этого рынка. Расскажите, что такое АИЖК сегодня, какие у него направления и планы?
Анна Двуреченская
- Сегодня АИЖК – это единый институт развития жилищной сферы. В Агентстве ипотечного жилищного кредитования акцент не на ипотеку, а именно на жилье. Ипотека остается серьезным направлением, серьезной компетенцией в рамках нашего института. Арендное жилье – это структурное подразделение, которое появилось у нас в 2016 году. Также мы занимаемся комплексным развитием территории и благоустройством. Большая часть работы – это вовлечение земель и земельных участков. И четвертое – фабрика ипотечных ценных бумаг.
Всеволод Баев
- Можете чуть подробнее про фабрику ипотечных ценных бумаг?
Анна Двуреченская
- Вас опять будет интересовать доходность?
Всеволод Баев
- В целом интересует, тот ли это рынок ипотечных бумаг, который был в Америке.
Анна Двуреченская
- Я могу бесконечно долго говорить про аренду жилья, потому что это является моей ключевой компетенцией и работой. Могу лишь сказать, что мы также занимаемся развитием рынка ипотечных ценных бумаг. Это тоже интересный продукт. Недавно мы заключили крупнейшую сделку по секьюритизации совместно со «Сбербанком». И занимаемся развитием именно этого рынка. Все наши проекты достаточно крупные. И, прежде всего, они призваны развивать рынок в целом.
Всеволод Баев
- Вопрос относительно основной деятельности, основной темы разговора сегодня – аренды. Сегодня мы говорили только о московских проектах. А есть ли у вас планы по развитию в регионах России, в других городах? Я думаю, что не только в Москве нужно хорошее арендное жилье по приемлемым ценам и с высокими гарантиями. У нас в стране много людей нуждается в этом. Есть ли у вас планы по экспансии?
Анна Двуреченская
- Да, безусловно. Мы уверены, что проекты программы «Арендное жилье» будут востребованы в регионах. И мы активно рассматриваем, ищем партнеров для их реализации. Но сегодня 85 тысяч квадратных метров в рамках программы расположены в Москве.
Всеволод Баев
- Какие-то регионы уже есть на подходе или пока это тоже скрыто?
Анна Двуреченская
- На Санкт-Петербургском экономическом форуме мы совместно с компанией «Сибур» как раз подписали меморандум о намерениях по финансированию и строительству полторы тысячи квартир, жилья для семей в Тобольске. Это демонстрация того, что мы активно смотрим на регионы и рассматриваем варианты региональной экспансии.
Всеволод Баев
- Вопрос к обоим гостям. Рынок не стоит на месте, он очень сильно меняется и развивается продукт. Применяете ли вы какие-то ноу-хау, новые технологии, диджитал-технологии для управления арендным жильем? Технологии «Умный дом», мобильные приложения?
Анна Двуреченская
- Возвращаясь к требованиям, сегодня взаиморасчет с арендодателем является сложностью в рамках рыночной аренды. И мы тоже подумали о своих будущих арендаторах, об их удобстве и разработали специальное мобильное приложение, через которое можно оплачивать всю аренду: арендные платежи, коммунальные услуги, другие услуги и сервисы, которые доступны в нашем арендном доме. И это оказалось очень востребованным. У нас очень хороший отклик арендаторов о том, как это было важно, что это развитие технологий, развитие взаиморасчетов онлайн, которые позволяют жить легко.
Всеволод Баев
- Алексей?
Алексей Яшин
- Мы в данном случае, как застройщик, технически поддерживаем все эти возможности, которые потом будут необходимы. Я имею в виду датчики, счетчики, учетчики и так далее, которые будут снимать информацию, потом ее транслировать в онлайн-приложениях. Также мы делаем и свое приложение «Match Point», которое будет подразумевать дополнительные сервисы: это консьержи, медицина, телевидение. Я думаю, в ближайшее время у нас в офисе появится интересное интерактивное приложение, которое будет узнавать своего жильца в лицо, информировать его о том, что произошло в доме, какие будут активности, что необходимо, может быть, о чем-то ему напомнить и так далее. Причем эта система будет интегрирована с телефоном. Мы планируем, что она будет установлена в каждом апартаменте. То есть, она будет вас узнавать, когда вы пришли домой и будет вмонтирована в дверь. Думаю, мы представим ее до конца лета непосредственно в нашем шоуруме, который тоже понравился АИЖК.
Анна Двуреченская
- Технологии не стоят на месте. Я бы сказала, что это уже неотъемлемая черта любого проекта в недвижимости, как предложение soft-решений для жильцов, потому что сегодня это ключевое требование для обеспечения удобства.
Алексей Яшин
- Я бы хотел добавить. Помимо диджитал-технологий, мы не забываем и о том, что людям жить на земле и дышать воздухом. Совместно с городом мы прошли так называемую адресную инвестиционную программ и вносим улучшения в тот район, в котором находится наш комплекс. То есть улица Василисы Кожиной будет расширена: сейчас мы работаем над тем, что от нашего комплекса будет переход в парк Победы. То есть люди, которые будут жить, они будут иметь возможность в течение 5-7 минут находиться на одной из востребованных и значимых территорий нашего города. Москва большая, а Кутузовский проспект один.
Всеволод Баев
- Это точно. Алексей, наверное, вопрос больше к вам: пара слов о формате апартаментов. Людям, которые снимают, наверное, не очень важно, какое целевое назначение есть у жилья. А в целом для покупателя сегодня, насколько важно, апартаменты это или квартира? Как покупатель голосует?
Алексей Яшин
- Два года назад у нас были некие опасения о том, что данный продукт будет достаточно тяжело восприниматься на рынке. Но совместно с другими компаниями, с девелоперами, с городом проведена масса мероприятий, разъяснительной работы, чтобы люди стали понимать, четко сегментировать и справедливо относиться к этому продукту. Когда вы приходите в магазин, вы точно знаете, что вам нужно масло, а не маргарин. По идее, они не сильно отличаются, но есть какие-то отличия. Также “квартиры – апартаменты”. Каждый выбирает то, что ему нужно, непосредственно для тех целей, которые он имеет. У нас очень много клиентов, которые переезжают из Подмосковья к нам, потому что за то ценовое предложение (плюс с отделкой) очень сложно что-то найти в этой локации, практически невозможно. А прописка как есть, так и остается. Так как у нас предусмотрена гостиничная технология, у нас тоже можно прописаться на пять лет и иметь все те же самые возможности, что имеют обычные москвичи. Но в тот же момент вы изначально несете меньшую финансовую нагрузку на приобретение жилья. Поэтому сейчас целевая аудитория уже сформировалась и стала сегментированной. И покупатель апартаментов уже целенаправленно ищет апартаменты, исходя из своих критериев. Сейчас для них имеет большее значение вопрос качества, надежности, локации и тех возможностей, которые они будут иметь внутри комплекса.
Всеволод Баев
- То есть можно сказать, что сегодня аудитория более мобильная. И стереотипы, которые были раньше относительно прописки и прочих вещей, отходят на второй план? И сегодня максимальную важность и ценность приобретают именно товарные характеристики продукта?
Алексей Яшин
- Мы же с вами тоже меняемся.
Всеволод Баев
- Я надеюсь.
Алексей Яшин
- Знаете, Москва – очень динамичный город. Каждая минута, проведенная не для пользы, а для себя, становится в периоде очень дорогой. И люди понимают: «Зачем я буду тратить полтора-два часа на езду куда-то из-за того, что у меня где-то прописка?». Никому это уже неинтересно. Интересно: раз – и я там, два – и я там. Плюс люди стали мобильными. Если я поменял работу, то могу спокойно поменять жилье. Это как раз то, что делает АИЖК, на что делает упор, что есть определенный центр локации, который всегда востребован. И они настолько удобны, что понятие «квартира», «апартаменты» не имеют уже никакого значения, когда через десять минут в сити, через 15 минут вы за городом, через три минуты вы в парке ходите с детьми. Разница колоссальная. Время стоит дороже, чем эта разница между «квартира – апартаменты». Я сейчас говорю применительно к нашему комплексу.
Анна Двуреченская
- Я здесь тоже поддержу Алексея, ведь ключевые ценности для категории граждан от 20 до 25 лет сегодня – это мобильность и комфортная среда проживания. Поэтому на это делается акцент и является ключевым требованием.
Алексей Яшин
- Я еще добавлю. Когда мы планировали комплекс, у нас было соотношение апартаментов и машиномест – 1:1, то есть уникальное, когда каждый имеет возможность у себя разместиться, что не предлагают другие застройщики, предлагающие апартаменты. Еще раз говорю: локация потрясающая. И люди готовы на это идти, потому что в периоде выгоднее, чем стоять в пробках, откуда-то ехать. Мы уже даже не рассматриваем это. Люди даже не спрашивают об этом: «Да, мы здесь. У нас все хорошо».
Всеволод Баев
- Кстати, машиноместо также можно взять в аренду?
Анна Двуреченская
- Да, безусловно.
Всеволод Баев
- Спасибо, коллеги, друзья. Было крайне интересно. Сегодня мы говорили об аренде и о новом продукте на ее рынке. Мы выяснили, что такое цивилизованная аренда как формат арендного жилья. И уже через месяц в Москве первые жильцы поселятся в совершенно новых съемные квартиры, с чем мы вас и поздравляем. Я благодарю наших сегодняшних гостей. Напоминаю, что у нас в студии была Анна Двуреченская, руководитель коммерческой службы АИЖК. Анна, желаю вам успеха и захвата рынка, и приведения всего рынка аренды в цивилизованный вид.
Анна Двуреченская
- Спасибо большое.
Всеволод Баев
- И генеральный директор компании «Волей Гранд» Алексей Яшин. Алексей, спасибо. Успехов.
Алексей Яшин
- Спасибо.
Всеволод Баев
- И ведущий Всеволод Баев. Увидимся.