Стас Жураковский: Всем, здравствуйте! Меня зовут Стас Жураковский. Я – журналист, продюсер и предприниматель. И, так сложилось, ужасное сочетание, особенно в субботу вечером – ну, да ладно, мы как-нибудь справимся.
Сегодня человек, который точно знает, что суббота вечер – это круто. Потому что он найдёт любое помещение, как минимум, в Москве, где можно сделать хорошую вечеринку или серьёзное какое-нибудь пресс-мероприятие. То, что я тоже не очень люблю. Но, по крайней мере, интересно. Микаэл Саакянц, Bash Today – надеюсь, я правильно сказал – основатель компании. Привет!
Микаэл Саакянц: Здравствуйте!
Стас Жураковский: Так. Мы сегодня говорим про, я так понимаю, рынок мероприятий вообще в Москве и регионах, как это всё дело устроено. Есть данные по объёму рынка? Вот, сколько всё это, плюс-минус хотя бы?
Микаэл Саакянц: Вы знаете, я больше не про мероприятия. Я больше про лофты.
Стас Жураковский: Про лофты? Вот, сколько весь рынок, всё вместе?
Микаэл Саакянц: Вообще в России порядка 2 тысяч лофтов. Большая часть приходится на Москву и Санкт-Петербург. Москва – это 80%. Соответственно, если говорить о деньгах, то в России люди тратят на лофт порядка 2 млрд. рублей в год.
Стас Жураковский: Ого! Прилично. А 2 тысячи – это много или мало? На западе больше или меньше?
Микаэл Саакянц: Это очень мало. Дело в том, что сам по себе рынок, он очень маленький, он очень свежий, очень новый. Люди ещё не знают, что такое «лофт» в принципе.
Стас Жураковский: А что такое «лофт»? Давайте объясним.
Микаэл Саакянц: «Лофт» - это помещение на территории бывших заводов, где можно проводить мероприятия, делать всё, что угодно в принципе.
Стас Жураковский: Хоть какой-то плюс от развала советской промышленности есть.
Микаэл Саакянц: Да, да.
Стас Жураковский: Ну, если по «чесноку». Вот раньше, например, выпускали резинки для трусов, а сейчас мы там проводим модные мероприятия.
Микаэл Саакянц: Да, в «шарикоподшипнике» сейчас мероприятия.
Стас Жураковский: А как так сложилось? Как получается, что просто бросили завод, ушли оттуда, и там кто-то пришёл, сделал ремонт, выкупили с долгами?
Микаэл Саакянц: Вот у нас сейчас как раз тренд реновации. То есть, старые жилые дома переделывают в что-то новое. То же самое касается лофтов: есть заводы – теперь это площадки для мероприятий.
Стас Жураковский: Хорошо. Тогда вопрос следующий по поводу лофта. А что отличает хороший лофт от плохого? То есть я так понимаю, это «локэйшн» прежде всего, местоположение?
Микаэл Саакянц: Нет. Как раз «локэйшн» вообще никак не влияет. Потому что для людей главное, чтобы сама площадка была и соответствовала определенным качествам. Соответственно, локация не имеет вообще никакого значения. То есть это может быть 15-20 минут от метро, это может находиться очень далеко вообще от жизни. Самое главное – это то, что внутри. Это отличает лофт от ресторана, например. Потому что, когда мы идём в ресторан, мы думаем: парковка, как добираться? Когда мы идём в лофт, мы думаем о том: дешевле, удобнее.
Стас Жураковский: А устроители мероприятий, они ориентируются, прежде всего, на цену? Чем дешевле, тем лучше?
Микаэл Саакянц: Чаще всего – да.
Стас Жураковский: А сколько таких вот тех, кто отжимает стоимость 80% от общего рынка или меньше?
Микаэл Саакянц: Вы имеете в виду клиентов, которые хотят?
Стас Жураковский: Да. Приоритет – цена. Не те, кто приходит дорого и богато, прямо хочу, чтобы вообще. А вот цена – самое главное.
Микаэл Саакянц: Вы знаете, мы запустились в 2015 году, поэтому я не знаю, что было раньше. Но в 2015 году у людей был приоритет – цена.
Стас Жураковский: Сейчас поменьше уже, да?
Микаэл Саакянц: Да. Сейчас потихоньку-потихоньку мы видим, что люди уходят в более премиальный сегмент. Мы видим, что люди уходят на более серьёзные площадки. В связи с этим у нас возникло такое решение внутри команды запускать собственные площадки. Сейчас это «маркет вейс» - это чисто онлайн продукт. И мы поняли, что людям не хватает площадок. И на основе этого мы решили, что надо запускать собственные площадки.
Стас Жураковский: Хорошо. А сколько стоит такую площадку одну запустить?
Микаэл Саакянц: Если мы говорим о площадке со средним чеком 5 тысяч рублей в выходной день, то порядка 2 млн. рублей.
Стас Жураковский: Порядка 2 млн.? За сколько окупиться такая площадка?
Микаэл Саакянц: За 11 месяцев окупается одна площадка.
Стас Жураковский: За 11 месяцев? Так быстро?
Микаэл Саакянц: Да. Вообще это очень интересный бизнес, потому что порог входа очень низкий. То есть вы вкладываете деньги в ремонт, локацию – это всё понятно. Вы размещаетесь на агрегаторах у нас, и получаете клиентов. Всё очень просто.
Стас Жураковский: А там маржинальность какая?
Микаэл Саакянц: Если говорить о себестоимости, то она достаточно низкая. Потому что это просто аренда и один менеджер.
Стас Жураковский: А почистить там помещение и что-то ещё?
Микаэл Саакянц: Уборка – это совсем мелко.
Стас Жураковский: Хорошо. Просто вот для понимания, вот 2 млн. рублей есть, что уже приличные деньги, есть агрегатор. А вы один агрегатор? Или кто-то ещё есть?
Микаэл Саакянц: Два агрегатора.
Стас Жураковский: Два агрегатора есть на рынке. То есть, олигополия на рынке?
Микаэл Саакянц: По сути – да.
Стас Жураковский: Хорошо. Почему лофт стал трендом? Прямо я часто вижу мероприятия самые разные в лофт, куда журналистов приглашают и прочее.
Микаэл Саакянц: Потому что сам формат – это история, по сути. Раньше были дома культуры, раньше были квартиры, где люди собирались и в принципе делали всё то же, что и сейчас. Только сейчас есть возможность это делать без риска того, что приедет полиция, без риска того, что соседям будет плохо, без риска того, что кто-то что-то сломает.
Стас Жураковский: А почему тогда рестораны не захватили эту нишу?
Микаэл Саакянц: Скажем так, рестораны – это про еду. То есть, это не про мероприятия. В ресторан вы приходите, кушаете. Это немножко другое. Это совсем другое. Это кардинально другое.
Стас Жураковский: В принципе плюс-минус понятно. Тогда возникает следующий вопрос, а кто тогда лофтам конкурент? Есть ли вообще конкуренты у лофта, как у формата?
Микаэл Саакянц: Рестораны остаются конкурентами лофта. Потому что люди до конца не понимают, зачем вообще нужны лофты. Здесь очень большой фактор того, что люди не понимают, как это организовать. И вот это как раз одна из наших задач - объяснить людям, как сделать так, чтобы прийти в лофт и буквально там за 15 минут организовать мероприятие. Мы стараемся это рассказывать с помощью блога, с помощью наших социальных сетей, с помощью личного общения. В России люди – вообще есть такая тенденция – они очень плохо реагируют на всё новое. И на лофты тоже реагируют плохо на самом деле. Вот, некие штыки. Соответственно, мы боремся с тем, чтобы люди понимали, что организация мероприятия в лофте – это просто аренда на сайте. И это просто прийти и организовать мероприятие. И всё.
Стас Жураковский: А какой главный аргумент у противников лофта? Вы говорите, что плохо принимают некоторые.
Микаэл Саакянц: Кто-то говорит, что дорого, например. Но если сравнить, вот давайте представим: у нас 30 человек. Вот, у вас день рождения. Когда у вас день рождения?
Стас Жураковский: 6 марта.
Микаэл Саакянц: 6 марта, отлично. 30 человек наберется?
Стас Жураковский: Да, легко.
Микаэл Саакянц: Отлично. Сколько вы готовы потратить?
Стас Жураковский: На день рождение? Хороший вопрос. Не знаю. Даже представления не имею.
Микаэл Саакянц: Ну, может тысяч 20?
Стас Жураковский: Да, легко.
Микаэл Саакянц: Ну, вот. 20 тысяч вы потратите в лофте. Всё остальное с собой принесут ваши гости, правильно? Пиццу, алкоголь?
Стас Жураковский: Да.
Микаэл Саакянц: Отлично. В ресторане такого не будет. 30 человек – это, значит, сразу умножаем на 3 и получаем 90 тысяч. Очень простая экономика.
Стас Жураковский: Да, соточка будет, в принципе, да. Хорошо. То есть, день рождения, в принципе, понятная история. А как тогда с инфраструктурой? То есть, нет же стандарта качества лофта, например? То есть, когда должно быть то-то и то-то обязательно? Каждый делает, как хочет?
Микаэл Саакянц: Это очень неправильно. Дело в том, что на этом рынке есть проблема. Очень многие относятся к этому, как к хобби. Это не хобби. Лофт – это бизнес. Вы же, если откроете ресторан, вы не будете относиться к этому, как к хобби?
Стас Жураковский: Ну, многие пытаются, как хобби открыть. И прогорают.
Микаэл Саакянц: И не получается. Потому что это бизнес. То есть когда вы запускаете лофт, вы должны понимать, что у вас сходится экономика, нормальная аренда, что люди будут платить 6 тысяч в час за конкретную площадку. Но не все это понимают. Люди не планируют, в итоге многие прогорают. Люди учатся.
Стас Жураковский: Хорошо. Тогда нужны ещё какие-то качества лофта, прямо чтобы лофт был хороший? То есть, что нужно? Давайте прямо по шагам: как открыть лофт, который будет бомбить вообще по полной программе, и будет полный всегда?
Микаэл Саакянц: Как раз то, что я говорил до этого – это экономика. То есть аренда должна окупаться. Начнём с этого. Это самое главное, что аренда окупается. Если аренда не окупается, лофт закроется через пару месяцев. Далее мы следуем за спросом. Спрос что говорит? Лофт должен быть универсальным. Потому что лофт это не только вечеринки. Лофт – это и тренинги, и мастер-классы, и корпоративы. Это такой большой набор мероприятий. И вы должны иметь полный базис оборудования, менеджмента и так далее. Если вы хотите сделать тренинг, должен быть проектор, микрофон, стулья. То есть вы приходите на площадку, и у вас должно быть всё. И вы не должны париться вообще ни о чём.
Стас Жураковский: Это мы уложимся в 2 млн. рублей? То есть, всё-всё-всё – это 2 млн. рублей?
Микаэл Саакянц: Да. Если мы говорим о площадке до 100 м. кв. – то да.
Стас Жураковский: А какую площадь выбирать для первого лофта, например?
Микаэл Саакянц: Вообще нам проще в этом плане. Потому что те люди, которые заходят в рынок, они заходят с нуля. То есть, хотим открыть лофт. Мы подходим по-другому, потому что у нас уже есть 2 года практической работы, у нас 15 тысяч клиентов было. И мы знаем, что люди точно хотят. Поэтому мы знаем, что определенное количество метров, вот такое оборудование и вот такой спрос. И мы отталкиваемся от этого.
Стас Жураковский: То есть набор характеристик, что хотят люди, у вас есть?
Микаэл Саакянц: Да.
Стас Жураковский: А что самое популярное тогда? Что делают чаще всего – день рождения, вечеринки? Или всё подряд? Какая процентовка по рынку в среднем?
Микаэл Саакянц: Вы знаете, если говорить в процентной составляющей, а не в деньгах, то самое популярное, как я уже вначале сказал, дешевые площадки, где можно прийти и за 2 тысячи рублей в час снять лофт и организовать вечеринку, например. То, что касается именно офлайн направления нашего, мы не хотим идти в это направление. Потому что то, что 2 тысячи рублей в час – это не совсем бизнес. Это, скорее, самозанятость некоторых людей. И это круто. То есть, это некое хобби. То, куда мы идем – это площадки для мероприятий. Это ивент индустрия, это средний чек порядка 6-7-8 тысяч рублей. Это полный набор опций. И это в том числе корпоративные клиенты. Потому что на этом рынке прожить без корпоративных клиентов невозможно.
Стас Жураковский: То есть, это рынок больше b2b?
Микаэл Саакянц: Конечно.
Стас Жураковский: А в процентовке b2b больше половины?
Микаэл Саакянц: Если говорить про количество клиентов, то нет. 90% у нас физики, 10% это b2b клиенты.
Стас Жураковский: Но по деньгам обратная история?
Микаэл Саакянц: Да, конечно.
Стас Жураковский: Для b2b это тренинги, мероприятия, корпоративы?
Микаэл Саакянц: Да, «team building». То есть вы устали от офиса своего, надоедает одно и то же. Вы идете в лофт на день, на два.
Стас Жураковский: То есть арендуем, и там что-то делаем?
Микаэл Саакянц: Да.
Стас Жураковский: Хорошо. По поводу как раз управляющих, вот кадры на этом рынке. Вот казалось бы, что такого? Ну, помещение. Приведи ты его в порядок, заведи людей, выведи людей. Ничего такого. Как с кадрами на самом деле дела обстоят? Тяжело?
Микаэл Саакянц: Вы знаете, нет, не тяжело. Потому что здесь кадры – это менеджер, по сути.
Стас Жураковский: Просто менеджер, и не более того?
Микаэл Саакянц: Да.
Стас Жураковский: Хорошо. Тогда по поводу менеджера как такового и по поводу системы, которую вы создавали. Вы живёте, как агрегатор, вам хорошо. То есть, вы растете, я так понимаю?
Микаэл Саакянц: Мы растем по пользователям каждый месяц.
Стас Жураковский: Сколько процентов от рынка хотите отъесть в ближайшие годы?
Микаэл Саакянц: Скажем так, мы не первые на этом рынке. Когда мы заходили, уже был агрегатор. И мы практически, если можно так говорить, их отжали.
Стас Жураковский: А что вы сделали такого, что отжали? Чем отличаетесь?
Микаэл Саакянц: Дело в том, что в принципе бизнес сейчас трансформируется. Людям со старой закалкой сложно. Другой маркетинг, другой менеджмент, вообще всё другое в принципе. И мы ничего нового не делали. Мы пришли на этот рынок со свежим взглядом. Это дало свои плоды.
Стас Жураковский: Хорошо. Это тоже понятно. Если мы говорим про отличие Москвы и регионов. Вот, Москва и Питер плюс регионы всё-таки, если так разделить.
Микаэл Саакянц: Ну, в регионах всё плохо.
Стас Жураковский: Очень плохо? А почему? Заводов, наверняка, больше?
Микаэл Саакянц: Заводов больше, но никто ничего не хочет делать. То есть, если мы туда придём и начнём что-то делать, может быть, кто-то расшевелиться. Но никто ничего не хочет там делать.
Стас Жураковский: Ну, это как вот с этой историей: «Вы все в этой Москве зажрались, никто ничего делать не хочет».
Микаэл Саакянц: Нет-нет, мы не зажрались. Мы просто работаем.
Стас Жураковский: Нет, регионалы наоборот говорят, что вы тут все в Москве зажрались. А когда приходишь к ним, оказывается, что там никто ничего делать не хочет. То есть, наоборот я имею в виду. Тут у нас просто один из героев программы, который открывал антикафе, она мне рассказала, что 160 кв. м. в центре Ростова у неё выходило что-то около 34 тыс. рублей. Это в центре Ростова на первой линии. Я переспросил, точно ли 34 тыс. рублей?
Микаэл Саакянц: Да, с арендой там всё очень хорошо.
Стас Жураковский: Я говорю, можно я поеду в Ростов? Мне это помещение нужно. Я придумаю, что на нём можно делать. Потому что 160 кв. м. меня прямо удивило – это очень дешево. И по факту получается в регионах спрос есть?
Микаэл Саакянц: Там есть, конечно. Всё, что открывается в регионах, и то, что действительно имеет какую-то ценность, в регионах идёт прямо сразу. Проблема в том, что там нет людей, которые брали бы на себя инициативу.
Стас Жураковский: То есть, условно говоря, возьмем какой-нибудь Саратов, например. У меня там отец живёт с женой. И там явно не 2 млн. рублей тогда надо на открытие. Ну, в миллион плюс-минус уложимся.
Микаэл Саакянц: Это максимум.
Стас Жураковский: Максимум миллион. Это прямо дорого-богато. Автопарка там ездит больше, несмотря на плохие дороги. И спрос там, по идее, будет. Но спрос в регионах от кого? Здесь понятно. Здесь весь бизнес, здесь платежеспособные клиенты в Москве и в Питере, Газпромы всякие. А кто в регионах тогда пойдёт в эти места?
Микаэл Саакянц: Ну, вы знаете, получается как, что это общество потребления. То есть люди хотят потреблять, они хотят узнавать новые услуги, они хотят узнавать что-то новое. Но они не готовы сами что-то создавать. И вот это главная проблема.
Стас Жураковский: А есть какие-то отличия ключевые нашего рынка от западного? То есть, например, рынок США какой-нибудь?
Микаэл Саакянц: Колоссальные. То есть, мы выходили на рынок США с нашим продуктом. Мы делали чат-бот, который позволял людям через Фейсбук в два клика найти площадку в Калифорнии или в Бостоне. Мы запустились, получили первых клиентов, всё было здорово. Разница в том, что там только b2b. То есть, там рынок физических лиц, он только в сторону ресторанов. Физические лица не бронируют лофты там, они не снимают какие-то отдельные помещения. Это самое главное отличие.
Стас Жураковский: Это культурная особенность такая?
Микаэл Саакянц: Да.
Стас Жураковский: А вот мы снимаем лофты, простите за мой жаргонизм, чтобы «попонтоваться»?
Микаэл Саакянц: Нет. Мы просто любим тусить, сжиматься в такие вот маленькие группировки людей.
Стас Жураковский: А почему не клуб тогда?
Микаэл Саакянц: Трансформируется рынок. Раньше мы хотели пойти, вот как вы сказали «попонтоваться». Сейчас мы идём потому, что хотим пообщаться. Это самое главное.
Стас Жураковский: То есть клуб для этого тоже не подходит? Там громко, там не то, ты не можешь управлять заведением.
Микаэл Саакянц: Конечно. Музыка. Если вы приходите в лофт, вот, вы кого любите?
Стас Жураковский: Дело в том, что я из 15 лет 10 лет работал на музыкальных радиостанциях, кроме шансона.
Микаэл Саакянц: Но Лепса вы не любите?
Стас Жураковский: Ненавижу. Электроника, рок. Такие нормальные мужские увлечение.
Микаэл Саакянц: Отлично. Ну, вот. Согласитесь, мест, где можно прийти и послушать электронику или рок очень мало?
Стас Жураковский: С моим вкусом точно.
Микаэл Саакянц: А вы приходите в лофт, и ставите то, что хотите. Это самое главное.
Стас Жураковский: Это да, это аргумент. Это серьезный аргумент, музыкальное сопровождение. Да, действительно. Если мы говорим про мероприятия, вечеринки и прочие всякие увеселительные заведения – у нас же кризис в стране, по идее. И, чисто теоретически, люди должны вообще вечеринки закрыть, как косты, условно, b2b срезать и сидеть по домам. Так происходит или нет? Рынок растет или падает за последний год?
Микаэл Саакянц: Если мы вспомним времена Великой депрессии в Америке, то наоборот люди больше начинали встречаться, больше пили. Здесь то же самое происходит. Чем хуже ситуация в стране, тем больше люди хотят абстрагироваться от этого. Соответственно, что они делают? Они встречаются с друзьями, придумывают какие-то интересы, идут к нам.
Стас Жураковский: Ищут, условно говоря, вариант дешевле, и выходит, что у вас по ценовому предложению?
Микаэл Саакянц: Да. То же самое касается не только вечеринок и дней рождений. То же самое, как только всё плохо, люди начинают организовывать тренинги, начинают рассказывать, как жить лучше. Так всегда.
Стас Жураковский: Собрал тысячу людей, с каждого собрал по тысяче рублей, и рассказал им, как заработать миллион.
Микаэл Саакянц: Конечно.
Стас Жураковский: Идея 100%, как всегда. Она работает. Тут недавно просто по Радиславу Гандапасу проезжались, это было довольно забавно. Хорошо. Это тоже понятная история. Куда рынок идёт? То есть, растет ли средний чек? Или он падает? Растет ли количество лофтов? Что происходит с рынком с точки зрения развития денежной истории?
Микаэл Саакянц: Я бы сказал так, что люди в принципе помешаны на лофтах. Во всяком случае то, что я вижу, у меня даже есть немножко ощущение дискомфорта, что есть очень много конкурентов. Есть понимание, что этот рынок развивается. Если брать чистые цифры, в 2,5 раза по сравнению с прошлым годом вырос рынок. Это просто поисковые запросы. Это мы сейчас не про деньги говорим.
Стас Жураковский: Просто Вордстат смотрим, и вперед?
Микаэл Саакянц: Да. Раньше люди делали, как я сказал, самозанятость. Сейчас это больше, как бизнес. Те, кто открывали первые площадки, уже делают вторые, третьи и четвертые. Это некий индикатор рынка. И это самое главное, что люди не останавливаются. Им недостаточно одной площадки, они хотят больше-больше-больше.
Стас Жураковский: Когда рынок насытиться? Он же не бесконечный.
Микаэл Саакянц: Когда заводы исчерпают свою состоятельность.
Стас Жураковский: А сколько примерно лет это?
Микаэл Саакянц: Я думаю, лет 15.
Стас Жураковский: 15 лет? Так много?
Микаэл Саакянц: Конечно. Если вы сейчас придете на завод, например, приедете на авиамоторную, вы очень сильно удивитесь – там всё очень плохо. При этом люди всё равно бронируют там мероприятия.
Стас Жураковский: Интересно. Потому что, по идее, 15 лет – это такой серьёзный уже срок для новой такой экономики. И, говоря о 15 летнем сроке, что будет, если мода завтра родит что-то иное с точки зрения формата. Всё поймут, что им хочется на природе это делать. Хотя, маленькая подсказка, мы северная страна, у нас 9 месяцев зима. На улице – нет.
Микаэл Саакянц: Вы сами ответили.
Стас Жураковский: А если что-то еще? В подвалах все будут, в бомбоубежищах?
Микаэл Саакянц: Подвалы – это тоже лофт, по сути. У нас тоже очень много подвалов. Я сам не бронирую мероприятий в подвалах, но у нас сейчас очень много аудитории, кто делает это.
Стас Жураковский: То есть, формат помещений может быть плюс-минус любым, и это можно назвать «лофт»? Это как с музыкой, опять же, «фьюжн» - это когда всё понапихано, не понимаешь, что происходит. Но можно сказать «фьюжн», и все всё поймут. Тут, видимо, то же самое.
Микаэл Саакянц: Да.
Стас Жураковский: То есть, все поймут, что это помещение, где можно круто что-то сделать.
Микаэл Саакянц: Вы знаете, это как прям вот для узкой аудитории сейчас будет сравнение. Раньше было понятие «облачные технологии». То есть, некие сервисы, которые находятся в интернете, люди ими пользуются. Сейчас никто не говорит «облачные технологии». Это просто сервисы. То есть, это некий стандарт. Вот лофты станут стандартами. Они уже становятся стандартом, когда это просто помещение. Вот сейчас это называется «лофт», дальше будет просто «помещение».
Стас Жураковский: Окей. Госрегулирование на этом рынке? Как то вас все эти санэпидемстанции?
Микаэл Саакянц: Нет. Потому что нет еды, вы сами её приносите. Мы ничего не готовим. Единственное что – это у большинства тех, кто владеет площадками, это касается городских зон, будет ли реновация, будут ли сносить. Что будет дальше с этим пространством?
Стас Жураковский: То есть государство не дёргает такие вещи?
Микаэл Саакянц: Нет.
Стас Жураковский: Интересно.
Микаэл Саакянц: А зачем им это делать?
Стас Жураковский: Так это же золотая жила, там куча людей всегда.
Микаэл Саакянц: А у нас не хватает инвестиций. У нас заводов в стране колоссальное количество, а инвестиций не хватает, чтобы их все переделать.
Стас Жураковский: Может тогда франшизу придумать? Есть смысл вообще делать франшизу, чтобы открывать лофты по стандарту?
Микаэл Саакянц: Мы сейчас это делаем.
Стас Жураковский: То есть, франшизу вы даёте, условно говоря? И там порог входа будет те самые 2 миллиона?
Микаэл Саакянц: Нет-нет. А, вообще общее вложение?
Стас Жураковский: Да, франшиза, общее вложение.
Микаэл Саакянц: Да, порядок такой же, плюс наши комиссионные.
Стас Жураковский: Если опять же посмотреть, куда всё это движется. Может ли это пойти в сторону каких-то интегрированных вещей, когда человек приходит и говорит: хочу вечеринку. И ему сразу предлагают набор – то, то и то. Где здесь есть до продажи в этом бизнесе? То есть, где можно сделать какой-то «апсейл» сверху – аниматоры, еда?
Микаэл Саакянц: Прежде всего – это кейтеринг. Здесь есть такая тенденция рынка, что кейтеринг работает только на больших площадках в основном. 150-200 метров – это минимум. Потому сам по себе формат, как я уже сказал, зависит о цены. Когда вы приходите в лофт, вы хотите, чтобы это было демократично, просто, обычно. Чтобы это была пицца. Обычно люди заказывают пиццу. Если мы говорим про более крупные площадки – тоже кейтеринг, уже фото и видео. То есть, большой спектр дополнительных услуг, которых требует конкретное мероприятие. Но это не частые мероприятия такие.
Стас Жураковский: Может быть, что-то ещё я забыл из «апсейла»? Где ещё можно допродать, что-то такое придумать? Организация этих мероприятий, когда человек приходит и говорит: хочу вечеринку.
Микаэл Саакянц: Если вы говорите «под ключ» - это дорого всегда. В этом наша фишка в том, что раньше вам нужно было идти в ивент агентство и говорить, что я хочу свадьбу. Они говорили: хорошо, это будет стоить 1 миллион рублей. Из 1 миллиона рублей они 400 тысяч кладут просто себе в карман. Мы в этом плане перевернули рынок. Потому что, всё начинается с площадки. Вы заходите, выбираете площадку. Дальше вы напрямую общаетесь с менеджером, и он сам вам подбирает услуги, и вы не переплачиваете ни за что. Вам не нужно платить комиссию агентам и так далее. Мы сокращаем расходы.
Стас Жураковский: Какова тогда ответственность организаторов площадки, если там что-то происходит, если что-то выходит за законодательство? Вот решили, например, не просто еды принести, а шашлык пожарить. Тут такие ребята приезжают с мигалкой.
Микаэл Саакянц: Если шашлык жарят, то я там всегда нахожусь. Я ответственный.
Стас Жураковский: А, понятно. Попробовать, как минимум. Коллизии какие-то происходят правовые по факту на этом рынке? Что-то такое происходит? У нас же люди хитры всегда на выдумку, арендуют помещение и понаделают там всякого.
Микаэл Саакянц: Смотрите, чаще всего площадки – это нежилой фонд. Поэтому шуметь – без проблем. Иногда приезжает полиция, и ничего не происходит. Вот сколько раз приезжают: не шумите. Я говорю: окей, хорошо, не шумим. В итоге мы всё равно шумим, и больше не приезжают. Ничего не происходит. Это не квартира.
Стас Жураковский: А как они вообще находят вас, если это, условно, бывший завод?
Микаэл Саакянц: Иногда бывает, что там через дорогу дом.
Стас Жураковский: А, понятно. Там бабушки, которым как всегда делать нечего – в 9 вечера срочно выключите всё.
Микаэл Саакянц: Да, да, да. Это просто зависть.
Стас Жураковский: Да, это банальная и откровенная зависть. Нам, кстати, в этом плане повезет. У нас уже будет интернет в старости, так что мы не будем одинокие. Мне периодически жалко таких людей.
Какие-то ещё коллизии, например, использование не по назначению? Это контролирует менеджер внутри площадки? Он там находится всё мероприятие, правильно?
Микаэл Саакянц: На некоторых площадках он находится всегда. На некоторых площадках он просто оставляет ключи, и уходит. Вы знаете, ни разу ничего не сжигали. Бывает, что-нибудь ломают, но это такой микроменеджмент. Вне нас была история, когда завод сгорел. Но мы тут вообще не причем.
Стас Жураковский: Запрещенка всякая, типа наркотиков тоже не пытаются пронести?
Микаэл Саакянц: Пытаются.
Стас Жураковский: Понятно. Лофт, модно же. Начинается, как в клубе, тихонечко, чтобы никто не заметил?
Микаэл Саакянц: Мне кажется, что такое даже проще делать в лофте, чем в клубах. Но вообще это очень сильно контролируется менеджером.
Стас Жураковский: То есть, это контролируется менеджером, всё жестко?
Микаэл Саакянц: Да, да. Вот из моего общения владельцами, они очень не любят этого. Это нарушение закона. Делайте, что хотите, но не перебарщивайте. Вот это самое главное.
Стас Жураковский: Всё, что не соответствует уголовному – нельзя?
Микаэл Саакянц: Нельзя.
Стас Жураковский: В этом плане тоже понятная история. Хорошо. По поводу как раз процента нарушителей. Много ли тех, кто пытается нарушить что-то? Вот интересно с точки зрения, как люди ведут себя на этих мероприятиях, как это культурно организовано? Таких меньшинство, как и везде?
Микаэл Саакянц: Ну, смотрите, бывали ситуации, когда люди отмечали какие-то большие события в своей жизни. И здорово, что у них это произошло. Но то, что происходило дальше, это очень плохо. Они разносили стёкла, выбивали двери.
Стас Жураковский: А в договоре это фиксируется?
Микаэл Саакянц: Фиксируется. Есть залог. Есть понятие «залог». И если человек это делает, соответственно, он должен заплатить за это.
Стас Жураковский: То есть я правильно понимаю, что с точки зрения организации нет такой ситуации, что менеджер оставил ключи и ушел? То есть, такого нет?
Микаэл Саакянц: Бывает иногда. Это в основном на маленьких площадках. Иногда из-за этого происходят некие казусы.
Стас Жураковский: То есть это, я так понимаю, тоже вопрос решаемый. Почему? Потому что у нас люди любят выдумывать такие вещи всякие разные, забираться в непонятные ситуации.
Микаэл Саакянц: Вообще большое отличие рынка России от Америки в том, что у нас таких казусов происходит намного больше, чем там.
Стас Жураковский: Это понятно. Тут же Россия. Как не нарушить закон?
Микаэл Саакянц: Мы просто веселее.
Стас Жураковский: Мы веселее и изобретательнее. Хорошо. А у тебя же аренда с заводом по идее?
Микаэл Саакянц: Вы знаете, я хочу сказать, что это не всегда завод. На самом деле это может быть всё, что угодно. Это может быть бизнес центр. Иногда это даже некая пристройка к жилому дому, изолированная с точки зрения звука. Это не всегда завод. Завод – это то, с чего всё началось. Как всё началось вообще? Люди решили открывать фотостудии. То есть площадки, где люди могут снять клип.
Стас Жураковский: Я сам однажды в такой фотографировался. Пристроечка была к жилому дому. И там была фотостудия.
Микаэл Саакянц: Вот, пример.
Стас Жураковский: А ответственность как тогда прописывается между арендатором и арендодателем в данном бизнесе? Есть какие-то особые пункты, на которые нужно начинающим обратить внимание?
Микаэл Саакянц: Да никаких. Самое главное, чтобы арендная ставка была адекватной.
Стас Жураковский: Адекватная – это сколько в среднем для Москвы, Питера и регионов?
Микаэл Саакянц: Смотрите, про регионы я не буду говорить, потому что я по Москве только, в большей степени. Если вы открываете, например, лофт, это должно быть до 18-19 тысяч. Не больше. То есть всё, что идёт уже выше, вы очень сильно рискуете просто не окупиться никогда вообще.
Стас Жураковский: 18-19 тысяч в месяц?
Микаэл Саакянц: Метр в год.
Стас Жураковский: Принято. А в месяц тогда это будет у нас плюс-минус? Понятно, это будет зависеть от помещения.
Микаэл Саакянц: Да, да. Самые ходовые помещения – это до 150 метров. Выше это уже нужно знать определенную аудиторию, иметь выход на некую клиентскую базу.
Стас Жураковский: Будет ли как-то в ближайшие годы трансформироваться история с лофтами? Вот куда всё пойдет с культурной точки зрения? Чего будет больше, а чего меньше? Можно ли прогнозировать?
Микаэл Саакянц: У меня есть ощущение, что люди перенасыщены онлайном. Вотсап круто, фейсбук круто, контакт круто, всё здорово. Но люди хотят живого общения. И вот это наша философия в том, что людям нужно давать альтернативу. Элементарный пример, не 30, а 15 человек компания. И вы хотите, например, день рождения жены. Чтобы пойти в ресторан, вам нужно заплатить депозит, не факт, что там будут места. Да вы просто хотите собраться с коллегами, хотите обсудить то, что не должны слышать другие люди. И в этом плане лофты – это прям очень круто, потому что вы можете обсуждать вообще всё, что угодно, и не думать, что вас кто-то подслушает, какие-то посторонние люди. Вот самый главный тренд – вообще слово «тренд» я не очень люблю, особенно в нашем отношении. Потому что мы не тренд. Мы это некая ценность, она постоянная. Это как раз офлайн коммуникация. И наша фишка в том, что вот из «вотсапа», из «вайбера» и «телеграмма» люди постепенно мигрируют в офлайн. И они мигрируют в лофты.
Стас Жураковский: То есть там будет в принципе проводиться всё? Просто, хотя бы встречи?
Микаэл Саакянц: Вообще всё.
Стас Жураковский: Вообще собрать даже 15 человек – это целое событие. Нужно чуть ли ни отдельного менеджера нанимать, чтобы 15 человек смогли встретиться.
Микаэл Саакянц: Конечно.
Стас Жураковский: Потому что я со многими товарищами встречаюсь, мы в футбол играем по пятницам. То есть, так собраться ещё более-менее можно. А к себе не пригласишь домой больше 5 человек.
Микаэл Саакянц: Конечно.
Стас Жураковский: Тогда под занавес программы расскажу вот ещё какую штуку. Есть у нас теперь новая рубрика. Наши партнеры из самого прекрасного, наверное, в стране книжного издательства «Манова и Фербер», где я буду рассказывать про то, что прочитал или пролистал сам за неделю. И соответственно рассказывать о свежих новинках. Не всегда, кстати, это будет связано с темой программы. Но вот сегодня на самом деле это знаете на что похоже? По культурологическим таким событиям – «Работа в радость». Это про, во-первых, про пример, пример хоть и западный, но в общем-то оттуда «слямзить» тихонечко можно для своей компании. Потому что классическая русская компания, особенно в Москве, это злые люди в офисе, которые ненавидят свою работу, и которые ходят туда, лишь бы платить за собственную ипотеку, и ничего более.
В данном случае, всё-таки счастливые люди работают, наверное, лучше. Ну, по крайней мере, я в это искренне верю. Это соотносится с той историей, что к вам люди приходят не страдать, слава богу.
Так что под занавес программы, надеюсь, что в вашем бизнесе эта книга будет полезна. Это про сотрудников. Это наш такой совместный подарок.
Спасибо большое вам за участие в программе.
Микаэл Саакянц: Спасибо.
Стас Жураковский: Мы уже будем под занавес прощаться. Спасибо большое. Ну, и через некоторое время узнаем, как у вас в бизнесе дела обстоят. Спасибо большое.
Микаэл Саакянц: Спасибо.