{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Василий Тарасевич 29 октября 2015г.
Бизнес игровой периферии
Чем принципиально отличается оборудование для геймеров от обычных компьютерных аксессуаров?

Николай Левский

- Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Теперь уже можно сказать и «телезрители», потому что трансляция нашей программы «Гейм-парк» выходит не только в формате звука, но и в формате видео. Специально для вас мы сегодня решили устроить очень интересную программу, в которой поговорим про игровые аксессуары, про игровую периферию: про мышки, клавиатуры, гарнитуры и даже коврики для мышек. В гостях этой студии сегодня Николай Левский, это я. Мне помогает Яна Карташова. Наш замечательный гость Василий Тарасевич − эксперт рынка игровых аксессуаров, человек, который знает всё про гейминг, с точки зрения бизнеса; про то, как зарабатывать на рынке, связанном с компьютерными играми; как делать те или иные клавиатуры; чем одна отличается от другой. И всё прочее, прочее, прочее. Здравствуйте, коллеги!

Яна Карташова

- Привет всем!

Василий Тарасевич

- Добрый день.

Николай Левский

- Итак, мы начинаем. Мы будем очень рады, если вы, дорогие зрители и слушатели, будете так же задавать нам вопросы всеми возможными и невозможными способами. И, конечно, первый вопрос, который мы адресуем нашему сегодняшнему гостю. Василий, расскажите нам, простым обывателям, чем отличается игровая периферия от обычной? Почему существует такой класс устройств, как игровые манипуляторы, и чем нужно руководствоваться, чтобы приобрести себе какую-то новую игрушку из этой индустрии? Что это вообще такое?

Василий Тарасевич

- Добрый день, телезрители и…

Николай Левский

- Радиослушатели.

Василий Тарасевич

- Радиослушатели. Давайте начнём с азов. Вся периферия, которая выпускается в мире − это компьютерная периферия для того, чтобы работать с компьютерами. Игры − это тот сегмент рынка, который требует более качественных деталей, более качественного оборудования для того, чтобы работать на ней. Поэтому все игровые устройства предъявляют повышенные требования. Это как болид в «Формуле-1». Можно ехать на «Жигулях», а можно ехать на «Формуле-1», на машине «Формулы-1». И тогда ты победишь. Если ты на «Жигулях», тогда ты не победишь. Вопрос, наверно, в этом. Это самое главное. Поэтому все игровые устройства отличаются от неигровых устройств. Возьмем мышки. Казалось бы, мышка − это две кнопки, сенсор, провод. Всё, больше в ней ничего нет. Но от того, какой сенсор, какие кнопки, какие устройства переключателей стоят в этой мышке, будет зависеть то, как эта мышка будет работать с компьютером, ну и в конечном итоге будет влиять на вашу победу в играх.

Николай Левский

- Всё настолько серьёзно?

Василий Тарасевич

- Очень серьёзно. Это очень серьёзный бизнес, очень серьёзные игроки на этом рынке играют. Мы возьмем лидеров рынка «Logitech», возьмём «Microsoft». Всё начиналось с них. Они начали это игровое движение, и именно развитие устройств для игр.

Яна Карташова

- То есть это развитие шло параллельно, когда начала развиваться игровая индустрия, появляться новые игры, начали появляться и игровые манипуляторы, правильно я понимаю?

Василий Тарасевич

- Да. Чем больше компьютер входил в жизнь обычного пользователя, ушёл от офисных рабочих, от компаний, где производились только вычисления, и пришёл в дом, в этот момент всё и началось. Потому что люди хотели развлекаться, а не хотели печатать в «Word» и в «Excel», это было второстепенное.

Яна Карташова

- Наверное, именно поэтому два мировых лидера таких манипуляторов как раз и стали обращать внимание на игровую индустрию, именно поэтому с них началось развитие этих устройств.

Василий Тарасевич

- Да. Они были законодателями какое-то время. Потом лидеры рынка сменились, вышли новые, более амбициозные. Компания «Razer», они завоевали сегмент дорогих устройств. Достаточно давно уже начала заниматься мышками и клавиатурами компания «А4tech». В своё время они выпустили замечательную серию «X7», которая у людей в России (не только в России, но и в мире) получила огромную популярность. Эти устройства выпускались на протяжении долгого времени, и сейчас, несколько лет назад, компания «А4tech» обновила свою линейку и выпустила серию «Bloody». Эта линейка тоже имеет огромную популярность среди пользователей.

Яна Карташова

- Почему такое название, «Bloody»?

Василий Тарасевич

- «Bloody» − это связано с достаточно интересной историей. В китайской истории есть случай, когда человек на поле боя в войне с оккупантами выжил. Было очень много крови, очень много погибших, но он один выжил. Этот отпечаток его руки, который был в крови, и символизирует «Bloody». Это кровь, рука, и этот бренд имеет вот такую легенду и зародился оттуда. Можно сказать, что это путь победителя, выжившего победителя в неимоверно трудных условиях. Вот так обрисуем.

Николай Левский

- Какие требования игроки предъявляют к игровой периферии?

Василий Тарасевич

- Требования очень разные. Здесь можно сказать, что от стиля игры зависят те качества и требования, которыми должен обладать девайс, устройства, которыми будет пользоваться игрок. У кого-то маленькая ладошка, и нужно маленькую мышку, у кого-то большая ладошка, нужно большую мышку. Кто-то очень нервно скользит по коврику и использует мышку, как молоток. Здесь должны быть такие характеристики, что устройство должно работать «24 на 7» и не поддаваться никаким механическим воздействиям человека и игрока.

Яна Карташова

- Такие антивандальные устройства?

Василий Тарасевич

- Да. Клавиатура, которую бьют об стенку, потом собирают, опять играют. Это нормальные условия для устройств такого класса.

Николай Левский

- А с точки зрения бизнеса, насколько ёмок рынок? Насколько много конкурентов? Сложно ли тому или иному бренду приходится существовать на рынке в связи с выходом какой-то новой модели устройств от других конкурентов? Можно ли на этом рынке, вообще, по-серьезному заработать?

Василий Тарасевич

- Рынок, с точки зрения заработка, интересный, потому что он растёт. На растущем рынке, с финансовой точки зрения, проще выходить, чем на падающем, поэтому игроков в своё время появилось очень много на этом рынке, но конкуренция очень жесткая. Рынок растёт, но конкуренция жёсткая, потому что человек, приходя в магазин, хочет получить качественный товар. И прийти с товаром, который не соответствует требованиям покупателя, это путь к провалу. Нужно сделать качественный продукт, очень хорошего качества, с очень хорошими потребительскими свойствами, и тогда можно завоевать долю на рынке.

Яна Карташова

- Наверное, если это какой-то новый бренд выходит на рынок, нужно каким-то образом донести информацию непосредственно до игроков. Вы какие-то каналы используете для продвижения брендов?

Василий Тарасевич

- Да. Можно сказать, что у «А4» очень хорошая репутация в народе, то есть это народный бренд. Если сравнивать бюджеты, которые тратит компания «А4» в России и, например, компания «Logitech» или «Microsoft», это совершенно разные суммы. «А4» достучалась до голов своих фанатов и покупателей тем, что выпустила совершенно уникальные по своим технологиям и качеству продукты, которые завоевали этим популярность. Бренд продвигался не за счёт огромных сумм маркетинга, а за счёт того, что выпускал очень качественные товары. Если говорить о Китае, основатель компании «А4» считает, что он больше не финансист, не директор компании, не глава компании, а именно инженер. Он принимает участие во всех разработках, которые ведутся. С самого начала зарождения компании это была инженерная компания, ему было просто интересно. Компания живёт тем, что продвигает свои уникальные технологии, свои разработки. На рынке игровой периферии таких игроков не много. «А4» − это один из основных игроков, который предлагает свои уникальные технологии для игроков. На рынке глава компании «А4» считается одним из самых передовых, и входит в топ-компаний и людей, которые занимаются именно разработкой, инновациями. То есть стоит Стив Джобс, Мистер Роберт, и ещё несколько человек из Китая. В Китайской Республике он занимает очень высокие строчки именно по инновациям, поэтому и сам бренд продвигается за счёт инноваций. Если говорить про периферию, про мышки, то они первыми стали применять оптические датчики. Раньше были механические, теперь мы перешли в XXI век, зачем использовать все эти контактные элементы, которые окисляются, мы будем использовать новые оптические датчики. Они не окисляются, на них никак не влияет вода, ещё что-то. Это защищённый датчик, который может работать в любых условиях, плюс он может очень долго работать без ошибок. У них были тестирования, они нажимали пять миллионов раз кнопку, и не было ни одного ложного срабатывания. Такое тестирование уже проводилось, и это говорит о большом качестве тех устройств, которые они выпускают.

Николай Левский

- Василий, такой вопрос. Насколько Вы можете оценить объем рынка игровой периферии в целом? И насколько он сравним с рынком компьютерных аксессуаров? И, конечно, какое место, по вашей оценке, занимает тот или иной бренд на этом рынке?

Василий Тарасевич

- По поводу оценки. Есть очень много оценок, но я использую, например, показатель того, насколько уходит товар с полок нашего ритейла. Потому что это показатель того, что люди пришли в магазин и купили это устройство. Это конечная цель. Ты можешь везти в Россию, ты можешь хранить это на складе, ты можешь отдать это в магазин, магазин может хранить на складе, но конечная цель, чтобы этот товар попал к покупателю. Статистика говорит о том, что больше двух миллионов штук мышей было продано за год за прошедший год.

Николай Левский

- Вообще мышей или только игровых?

Василий Тарасевич

- Это только игровых. Мы говорим только об игровых. Это достаточно большой показатель, мы говорим о десятках миллионов долларов. Именно о самом рынке периферии. Если взять сюда ещё и клавиатуры, и коврики, и клавиатуры, и гарнитуры для игроков, то это уже около ста миллионов долларов общий рынок…

Николай Левский

- Объём.

Василий Тарасевич

- Да. По России.

Николай Левский

- А с точки зрения брендов? Вы упомянули бренд «А4tech» и подбренд «Bloody». Насколько сильны позиции этого игрока?

Василий Тарасевич

- Здесь есть такой нюанс, что позиции очень сильны, и продажа составляет порядка 50-60% от всех проданных устройств.

Николай Левский

- От всего объема?

Василий Тарасевич

- Да. Каждая вторая мышка в России − это мышка или «А4», или «Bloody».

Николай Левский

- Вот как.

Василий Тарасевич

- Да. Здесь есть нюансы: а куда расти дальше? Что сделать такого, чтобы завоевать остальной сегмент, который остался? Потому что чем больше у тебя доля, тем больше конкуренты смотрят на тебя. И все ключевые конкуренты теперь смотрят, что делает «Bloody». Если раньше на компанию никто мог не обращать внимания: ну есть компания, ну да, они производят что-то. Но рекламы нигде нет. Между собой люди разговаривают и из уст в уста передают: «Я купил себе мышку «А4»». − «Я купил себе мышку «Bloody». Купи себе, она отличная». Теперь эту компанию стали замечать все. Все на неё обращают внимание. И «Logitech», и «Razer» теперь смотрят и говорят: «Да, вот компания «Bloody», они имеют большую долю, у них продажи. Но мы не можем допустить, чтобы такого уровня устройства стоили так дёшево. У нас есть маркетинг, нам нужно тратиться на рекламу в метро, чтобы обклеить все вагоны». Можно пойти путём − тратить на маркетинг, а можно сказать, что мы не тратимся сильно на маркетинг, мы поддерживаем точечные акции, которые выстреливают, маленькие, но которые будут значимые. «А4» пошла таким путём: «Мы сделали маленькие точечные акции, которые будут работать, а вот это массовое покрытие рынка всем, чем можно достучаться до человека, мы это не будем делать, потому что всё это сказывается на цене. Мы даём потребителю лучшую цену на рынке за качественный товар».

Яна Карташова

- А если говорить про потребление мышей и клавиатур, то какие основные каналы продаж существуют? Где обычно любят покупать геймеры? Это какой-то федеральный ритейл или они покупают «онлайн»? Что это за покупатели?

Василий Тарасевич

- Если смотреть на рынок, то здесь интересна закономерность. Россия, как всегда, уникальна. В Европе покупается очень много товаров в интернете, потому что это дорогие товары, игровые устройства. Люди экономят, покупают это всё в интернете, в интернете и постоянно в интернете. То есть процент продаж в интернете будет достаточно высок. В России в связи с тем, что человек более импульсивен, он может купить это в любой точке в России, так как товар представлен везде (сейчас в любом магазине есть компании, которые продают «А4» и «Bloody»). Импульсивность очень сильно развита у Россиян, поэтому это очень сильно влияет. И второе, что у нас люди любят покупать, потрогав товар и поняв, насколько он интересен и удобен. У нас не покупают так: «Вот я куплю себе мышку «Razer» в интернете, потому что там дешевле». У нас люди приходят, меряют под свою руку, понимают, что им понравится, не понравится, и будет ли лежать в руке. Россия этим и отличается, что у нас идут в магазины (в ритейл), а в мире в основном уже в интернет перетекает всё.

Николай Левский

- А какие общие тренды есть у игровой периферии?

Василий Тарасевич

- Да, было такое веяние, что чем больше кнопок, тем удобнее. Но я могу сказать, что сколько ни разговаривали с игроками, они используют обычные мыши. Боковые кнопки, может, используются, но в основном это две кнопки: выстрелил, отпрыгнул и всё. Вот в этом плане. Было веяние, когда мы увеличивали количество кнопок, но это был больше маркетинг. Конкуренты выпустили, и мы должны были ответить, сделать какой-то продукт, который тоже будет с большим количеством кнопок. Но это больше маркетинг. В основном сейчас всё идёт к тому, чтобы улучшать качество сенсора, который работает, и уменьшать задержки, которые возникают при передаче сигнала от того момента, когда ты нажал кнопку, до того момента, когда в игре произошло действие. Эти временные промежутки − сейчас самый-самый передовой шаг в развитии игровой индустрии. Все стремятся к тому, чтобы это время уменьшить, и уже даже не на миллисекунды, а на десятые доли миллисекунды, на сотые доли миллисекунды. Всё сводится к тому, что меньше и меньше промежутки борьбы, когда от момента нажатия до момента получения обратного действия уже десятые и сотни миллисекунды.

Яна Карташова

- У нас тут поступил вопрос от наших слушателей. Они говорят о том, что сейчас, если говорить про клавиатуры, очень интенсивно развиваются и набирают популярность именно механические клавиатуры. Так ли это? И отражается ли это на линейке «А4tech»?

Василий Тарасевич

- По поводу механики. Здесь «А4» пошла впереди всех и выпустила клавиатуры уже не механические, а оптомеханические. Это то, о чем я говорил, что используется оптические сенсоры, и эта разработка «А4» первая на рынке. Я думаю, что потом игроки и остальные тоже подтянутся к этому, потому что здесь нет минусов, которые есть у механической клавиатуры, это всё перекрывается, и продукт получается более качественным по потребительским свойствам при сохранении той же цены. Цена не увеличивается на рынке, а качество улучшается. Это то, что хочет потребитель. Он хочет лучший продукт за те же деньги. То есть «А4» пошла этим путём, и сейчас линейка достаточно большая будет. Плюс «А4» сейчас привезли в Россию продукты белого цвета. Я думаю, что в следующем году будет такой небольшой тренд на белое, потому что все устали уже от чёрного. Появляется много игроков-девушек, которые используют периферию, когда играют. И здесь чёрный-чёрный-черный… Мы от этого отходим. Я думаю, что сейчас будем плавно переходить к белому. У нас появятся белые продукты, белые мышки, белые механические клавиатуры, всё будет очень красиво.

Николай Левский

- Всё по кругу, ровно, как и двадцать лет назад. Уважаемые зрители и слушатели, я напомню, что в эфире программа «Гейм-парк». И у нас в студии я, Николай Левский, по мою левую руку сидит Яна Карташова, мы разговариваем с замечательным гостем, это Василий Тарасенко.

Яна Карташова

- Василий Тарасевич.

Николай Левский

- Василий Тарасевич, прошу прощения. Да, Василий Тарасевич − эксперт рынка игровой периферии. Мы разговариваем про игры, с точки зрения бизнеса, с точки зрения того, как можно заработать на сегменте игровых аксессуаров для компьютеров. И, наверное, стоит задать какой-нибудь ещё каверзный вопрос, Яна.

Яна Карташова

- Да, у меня вопрос. Мы говорили о том, что многие компании смотрят на то, что сейчас делает «А4tech». На какие компании смотрит компания «А4tech»? На кого она ориентируется? Что является для неё драйверами в развитии?

Василий Тарасевич

- По поводу периферии, я думаю, что «А4» ориентируется больше даже не на игровой сегмент, а на компанию «Apple», которая выпускает качественные продукты, ориентированные для потребителей. В этом сегменте в игровой периферии все игроки известны, все технологи известны, поэтому смотреть на кого-то в сторону, «А4» уже не интересно. Здесь интереснее смотреть более широко, более глобально, и на какие-то вещи, которые знаковые. Компания «Apple» выпустила iPad, выпустила свой смартфон, который обладал такими потребительскими свойствами, что люди хотели его купить. Здесь то же самое. У компании «А4»есть такая же идея, которая говорит: «Мы выпустим тот продукт, который люди хотят купить, нам не нужно смотреть на конкурентов, потому что пусть они догоняют, пусть они смотрят на нас». Здесь именно специфика компании в том, что ориентирование на конкурентов минимально. Были какие-то «маленькие» маркетинговые вещи, которые не касаются глобального видения компании, как она видит себя в будущем. В таком направлении.

Яна Карташова

- А если говорить ещё о развитии. Вы упомянули, что появится новая белая линейка, и вы хотите (я так услышала) охватить ещё девушек-геймеров, чтобы они присоединялись к вам. А есть ли ещё какие-то возможности для роста? Вы упоминали, что сейчас есть определённая доля рынка, куда можно ещё расти, куда можно стремиться. Какие ещё аудитории можно захватить? Можно ли использовать игровое оборудование для неигровых целей, например?

Василий Тарасевич

- По поводу этого тоже интересно. Я, когда смотрю на продажи продукции «А4» и «Bloody» в России и сравниваю с тем, сколько всего игроков и сколько продукции продаётся, понимаю, что очень много продукции продаётся не только в игровой сегмент, но и просто работникам офиса, людям творческим. Людям, которые, например, работают в «AutoCAD», работают в «Photoshop», нужно точно попадать в нужный пиксель, где-то поворачивать объекты, им нужно оборудование, которое будет точно позиционироваться. Очень много людей работают с продукцией «А4» и «Bloody». Мышки «А4» используются повсеместно на столах в редакциях, на столах где-то в печатных изданиях, еще где-то,. Сколько я ходил, смотрел. Я обращаю внимание, потому что это для меня очень знаково-показательно. Я замечаю, что используется эта продукция. Если обратить внимание в метро, у кассиров даже, у них продукция «А4», потому что это мышка, которая используется в таких экстремальных условиях, столько нажатий выдерживает: двадцать четыре часа на неё нажимают, чтобы продать один и тот же билетик.. И это показатель того, что продукция вечная и может работать везде.

Яна Карташова

- То есть на заводе в Китае у «А4tech» видимо такие же станки, как у «Ikea», когда много-много раз тестируется кресло, точно так же много–много раз тестируется какой-то манипулятор.

Василий Тарасевич

- У них был тест по поводу их уникальных ножек у мышки. Все используют тефлоновые, «А4» пошли дальше. Они сейчас используют алюминиевые ножки, которые…

Николай Левский

- Более надёжны.

Василий Тарасевич

- Более надёжны. Ясно, что они меньше стираются, что больше коэффициент скольжения. Их испытывали как? Поставили мышку и накручивали 300 километров пути. После трёхсот километров пути проверили − всё, мышка проехала, посмотрели, перевернули, мышка не стёрлась, всё отлично работает. Вот такие тесты у них постоянные. Компания «А4» выпустила специальный тест для клавиатур, когда берутся две клавиатуры, ставятся рядом, подключаются к компьютеру, одновременно нажимается две кнопки и проверяется, как срабатывает кнопка у клавиатуры «А4» и у клавиатуры конкурента.

Николай Левский

- Залипание кнопок в играх − это очень важно, потому что если вы нажали кнопку, чтобы сделать какое-то действие, хотите, например, прыгнуть в сторону в компьютерной игре и у вас клавиатура залипла, происходит другое действие, соответственно, получаем проблему. Такой вопрос. Василий, насколько сильно разнится стоимость игровой периферии и обычной? Чем мне нужно себя мотивировать, чтобы купить мышку, у которой, предположим, плюс пять дополнительных кнопок, какой-то дополнительный soft? Как мне, как потребителю, должно быть понятно, что я получу от этой мышки?

Василий Тарасевич

- Я могу разделить вопрос на несколько подвопросов. Если вы игрок и играете в компьютерные игры, вам нужно обязательно игровое оборудование. Ответил на половину вопроса. Вторая половина: если вы не играете в компьютерные игры, но вам хочется качественное, хорошее оборудование, я бы обратил внимание на продукцию «А4» игрового сегмента, потому что там стоит очень качественный сенсор, который будет позволять точно позиционировать мышку на экране вашего монитора. Никаких задержек, никаких сдвигов, никакого дребезжания здесь не допускается вообще. Соответственно, покупая этот продукт, вы улучшаете своё ощущение от работы, вас не будут раздражать какие-то нюансы, которые могут возникать в работе обычной мышки. Сейчас рынок наводняется очень дешёвыми продуктами, которые используют некачественные или низкокачественные материалы (внутренний пластик, сенсор и всё остальное), потому что мы вошли в линию кризиса, мы из неё выходим, но люди хотят сэкономить на чём-то, и соответственно, рынок предлагает очень дешёвые варианты. Я бы сказал, что лучше потратить чуть больше денег и купить качественный товар, чем гнаться за дешевизной и покупать самый дешёвый товар. Те плюсы, которые вы получите от работы с качественным товаром, перекроют те деньги, которые вы потратили. Причём «А4» предлагает очень бюджетные варианты. Я разговаривал со многими конкурентами, они спрашивают: «Как? Как компания «А4» может продавать такие качественные товары так дёшево? Это невозможно, это нельзя делать. Это противоречит всем законам бизнеса, потому что нужно заработать 100% на потребителе, а вы этого не делаете». Соответственно, я хочу дать ответ, что мы продавали и будем продавать качественные товары за небольшие деньги.

Николай Левский

- Так всё-таки. О каких деньгах идёт речь? Потому что вы говорите «качественный сенсор», «качественный товар», «надёжные ножки», «супер оптический сенсор нового поколения», но это всё общие слова. Сколько стоит? И какая разница между обычной мышкой?

Василий Тарасевич

- Разница? Если мы говорим об игровых мышах «Bloody», здесь мышка будет стоить в районе 1200-1700 рублей на полке в рознице.

Николай Левский

- Но у большинства конкурентов и обычные мышки стоят раза в два дороже, правда?

Василий Тарасевич

- Есть такие варианты, да. Это маркетинговая составляющая.

Яна Карташова

- А вообще. Вы говорили (вернусь к процентным долям рынка) − 60%, остальное − у конкурентов. Насколько я поняла из комментариев, у конкурентов цены выше, и всё-таки они держат при этом 40% рынка, почему? Как это происходит? Почему тогда вы не захватили 100% рынка?

Василий Тарасевич

- Здесь очень большое влияние оказывает маркетинг. Если взять конкурентов «Razer» «Logitech», у них есть имена. Человек, приходя в магазин, всегда стоит перед дилеммой, что ему купить? Подходит к полке и видит: «О, «Razer», я его знаю, этот бренд используют игроки». Да, мы все знаем, что игроки используют те продукты, которые им дали их спонсоры, но об этом мало кто помнит. Отложилось в памяти − «Razer», он покупает «Razer», потому что это дорого, это используют игроки. Другие люди, приходя в магазин, используют другое правило: «Это качественный товар, он обладает такими же характеристиками, как и соседний, но стоит в три раза дешевле. Я покупаю его». Это наш сегмент. Всегда останется доля, кто будет покупать очень дорогие товары, и кто будет делать правильный выбор соотношения цены и качества. Здесь очень трудно будет захватить 100%. Наверно, такого не бывает. Всегда кто-то хочет что-то или альтернативное, или дорогое, или пафосное, или ещё какое-то.

Николай Левский

- Другими словами, у меня прямо сейчас на экране моего телефона открыт первый попавшийся интернет-магазин, это «Forsa.ru». У них, например, игровая мышь «Razer» в среднем стоит 8-10 тысяч рублей. Вы говорите, что «Bloody» стоит 1200. У меня, как и у потребителя, в голове может возникнуть такой подвох: «В чем проблема? Почему? Если «Razer» стоит 10 тысяч, а «Bloody» стоит 1200, наверное, в неё что-то не доложили, наверное, она чем-то отличается». Как объяснить потребителю, что и за 1200 можно купить прекрасную мышь, которая будет полностью отвечать его требованиям?

Василий Тарасевич

- Я думаю, если человек захочет делать именно такой выбор, долго-долго выбирать, он может сравнить все характеристики. Просто взять, открыть интернет, прочитать все характеристики, какие есть у тех устройств, которые он хочет выбрать, и сделать правильный выбор. Потому что компания…

Николай Левский

- Я пришёл в магазин. Розница. Там много мышек на витрине, они все разложены, и мне нравятся несколько моделей. Я понимаю, что есть модель «Bloody», которая стоит 1200, есть модель «X», которая стоит 5 тысяч рублей, и есть модель «Y», которая стоит 10 тысяч рублей. Как мне осознать, что модель, которая стоит 1200, не уступает, ничем не хуже, чем те, которые дорогие? Я подсознательно буду думать, что если это более дорогая вещь, значит она лучше. Банальное сравнение. Любой самый дешёвый «Mercedes» всегда будет лучше, чем любая машина начального уровня, потому что класс бренда другой.

Василий Тарасевич

- Я здесь сравнивал бы, наверно, «Mercedes» и «Maybach». В принципе, собрано на одном заводе, но это получше, чуть-чуть улучшили дизайн, в маркетинг вложили побольше. В игровом сегменте качество товаров «А4», «Razer», «Logitech» уже сравнимы, это одного уровня игроки. Соответственно, выбирая в магазине, я пришёл… (вот, могу показать, если есть) Выбирая в магазине продукты разных компаний, вы можете взять их в руки и сравнить те характеристики, которые есть. Всегда на всех устройствах (у меня вот в руках) есть описание: что за технические характеристики данного оборудования. Все игроки на рынке используют такую же маркировку, чтобы донести информацию, что они используют. В этом устройстве стоит чип «Avago 8000 DPI». Такой же точно стоит в «Razer» − 8000 DPI. Такой же стоит в «Logitech» − 8000 DPI. Одного производителя «Avago». Оборудования высокого класса используют одно и те же компоненты, потому что это качественные надежные компоненты, которые проверены рынком и временем. Соответственно, придя в магазин, вы можете взять три устройства, посмотреть их технические характеристики, открыть устройство, приложить руку, понять, насколько оно вам удобно. Если телезрители видят, вот. Всё это настолько правильно сделано в плане удобства выбора человека, когда ты приходишь и выбираешь по всем критериям: и по техническим, и по удобству в руке. Сделать правильный выбор. Не покупать то, что не нужно и сверх нормы (18000 DPI, 20000 DPI), а купить классический, правильный вариант, который подойдёт для работы, для игр в любых условиях.

Николай Левский

- Василий, объясните на пальцах. Вы говорите цифры, какие-то тысячи DPI. Что такое DPI? Я, например, знаю. Я, как человек, который не первый день в IT, прекрасно понимаю, что это «dots per inch». Чем одно значение лучше другого? Что это даёт, и почему важно иметь высокий показатель по разрешающей способности сенсора мыши? Как это можно применить для обычного обывателя? Я пришёл в магазин, мне нужна мышка, потому что я хочу играть или работать в «Excel». Как мне понять, что лучше, а что хуже?

Василий Тарасевич

- Я бы дал такие рекомендации, что всё, что начинается от 3000 DPI и выше, это уже хорошо и подойдёт для любой игры. Данный показатель говорит о том, насколько качественно обрабатывается изображение, передаваемое с сенсора, и насколько это будет правильно отображаться на экране. Движение мышки как раз взаимосвязано с этим. Чем больше разрешающая способность, тем качественнее передвигается курсор мыши, и тем лучше он обрабатывается.

Яна Карташова

- То есть, чем выше этот показатель, тем лучше это, например, для шутера, правильно я понимаю?

Василий Тарасевич

- Да. Но здесь есть такой вопрос, что если идти дальше, 12000-16000 DPI, то это уже излишек, скажем так. А нужно ли такое высокое качество работы? Здесь вопрос как раз в этом. Мы упираемся в то, что чем выше показатели устройства, которое мы покупаем, тем выше цена у него будет. И соответственно, наступает такой момент, когда: «А нужно ли, чтобы передвигаться по городу, покупать вертолёт? Или можно добраться на машине или ещё на чём-то?» Вопрос вот в этом. Лучшее − враг хорошему. Есть выбор, который правильный, есть − сверх этого. Я бы свёл к тому, что нужно выбирать правильные варианты под свои задачи.

Николай Левский

- Нужно ли покупать коврик? Я помню, коврики − это была какая-то история из далёких девяностых, сродни белым компьютерам (про которые вы уже упоминали, про которые я сказал, что они возвращаются спустя 20 лет), и из разряда «купить вместе с компьютером коврик для мышки и кактус», чтобы поставить его на монитор. Сегодня коврик для мышки − это что? Важно ли это в играх? Имеет ли смысл дополнительно вместе с мышкой приобретать коврик?

Василий Тарасевич

- Кактус никто не отменял, поэтому его нужно купить обязательно, как и коврик.

Николай Левский

- Вот так.

Василий Тарасевич

- Да. Коврик, я думаю, обязателен, потому что поверхность, которая у нас используется под мышкой, это один из тех факторов, которые влияют на её работу. Если вы покупаете хороший коврик, это даёт возможность сенсору правильно считывать информацию. Почему, например, мышки до сих пор не очень хорошо работают на стеклах, и все технологии, которые приводятся, всё равно сводятся к тому, что должно быть на стекле наличие мусора и грязи. Соответственно, здесь коврик приводит к тому, что всё работает так, как надо. Производитель, когда тестирует оборудование, может тестировать на любых поверхностях. У «А4» были мышки, которые работают на шерсти, на волосах. Можно было использовать на диване.

Яна Карташова

- Котах.

Василий Тарасевич

- Кота можно было использовать. Здесь можно говорить о том, что они пошли дальше. Они пытались попробовать на всем, что попадалось под руку. Это работало, они сказали: «Мы выпустили такой продукт, всё замечательно, пойдём дальше. У нас это есть уже, мы себе галочку поставили». Люди креативные, они пошли дальше, использовали любые поверхности. Для игроков коты, я думаю, не нужны. Им нужны правильные, удобные вещи для того, чтобы играть. Соответственно, коврик нужен обязательно, потому что правильно будет работать мышь.

Николай Левский

- А коврики? Они различаются как-то между собой, или это одинаковый кусочек текстиля или пластика? Чем коврик одного производителя лучше, чем коврик другого? И сколько стоит хороший коврик?

Василий Тарасевич

- По поводу ковриков, здесь, во-первых, очень важный показатель − это размер. И все играют этим. Чем больше у вас размах руки в играх, тем больше вам нужен коврик. Чем меньше вы махаете руками во время игр, тем меньше вам нужен коврик. Или, например, возможности вашего стола. Если вы хотите закрыть себе весь стол ковриком, это тоже приветствуется, тоже можно найти себе вариант. По поводу материалов, здесь есть несколько движений, и каждый производитель пытается продать свои технологии. «А4» пошли по пути чёткого позиционирования. Есть два типа ковров: один для шутеров, другой для более медленной и скрупулёзной работы. Если вам нужно попасть в какой-то объект, и у вас есть время, вы используете один тип коврика, если у вас шутеры, и вам нужно быстро перемещать курсор, у вас более гладкий, другой тип коврика. Разделили на два класса, выпустили эти серии, и они сейчас доступны в России, их можно купить совсем не дорого, 500 рублей.

Николай Левский

- 500 рублей, да?

Василий Тарасевич

- Да, 500 рублей − это та сумма, которую вам нужно потратить, чтобы ваша мышка любого производителя работала очень качественно.

Николай Левский

- У нас, насколько я понимаю, подходит время к концу нашей программы. Яна, у тебя есть ещё вопросы?

Яна Карташова

- Нет. Мне достаточно стало понятно, что происходит с рынком. Единственное, может, Вы сделаете какой-то прогноз на 2016 год? Как он будет развиваться, что будет происходить, появятся ли новые игроки? Какие-то, может быть, тенденции, тренды, которые будут в 2016 году?

Василий Тарасевич

- По поводу 2016 года, я думаю, что, если говорить глобально о рынке России, здесь можно будет выделить несколько тенденций. Во-первых, цена доступного устройства будет снижаться, потому что снижаются издержки в Китае (нефть дешевеет, пластик дешевеет, всё дешевеет), и это всё более качественное можно получить более дёшево. Это первая тенденция, но если не будет подвижек с нашим курсом. В сохранение курса сохранится тенденция, что будет цена снижаться. Второе, что будет больше продуктов у «А4» на рынке, потому что сейчас появляются интересные продукты в клавиатурах, мы будет работать на этом сегменте. Будет больше появляться продуктов, которые будут с более инновационными качественными сенсорами. Третье, у нас сменится (у «А4» точно сменится) вся линейка мышей, и будут установлены оптические датчики, потому что они работают в пять раз больше, это уже априори. Это то, что мы ждём в следующем году. По конкурентам. Я думаю, что конкурентов будет появляться всё больше и больше, потому что здесь есть несколько факторов. Первое то, что в Китае производство всё удешевляется, и можно получить продукт, который можно запаковать в коробку и назвать его игровым. И почему бы нет? Мы сейчас выпустим быстренько, контейнер привезём, продадим, и это такой наш бренд игровой весь. Это первая тенденция. Вторая, что, скорее всего, будут появляться уже интересные игроки, которые обладают технологиями. Это китайские заводы, которые работали для кого-то, на кого-то, переняли опыт производителей, брендов, которые имели технологии, себе их получили и, соответственно, с этими технологиями будут выпускать свои продукты и будут появляться на рынке. Тенденция ужесточения конкуренции будет налицо, будут дополнительно появляться китайские игроки, и будут появляться бренды, которые будут имитировать свою приверженность к играм. Вот такие тенденции. Я думаю, что это будет как раз в 2016 году.

Николай Левский

- Да. Не могу не задать вопрос, который я задаю всем гостям, которые сидят на вашем месте, Василий. Вопрос звучит следующим образом. Считаете ли Вы, киберспорт спортом? Видите ли Вы у этого направления потенциал? Хотели бы Вы, чтобы киберспорт стал Олимпийской дисциплиной?

Василий Тарасевич

- Я думаю, что киберспорт − это один из видов спорта. Если говорить о людях, которые этим живут, они, как и спортсмены, увлечены, готовы за это бороться. И есть все атрибуты спорта: это азарт, это победа, это достижения. Всё, что связано со спортом, есть и в киберспорте. Я думаю, что в чемпионат это вряд ли включат, потому что это спорт больше виртуальный. Если мы говорим о реальности, то этот мир пока не пересекается. Есть реальный, есть виртуальный. В виртуальном мире есть свои баталии, есть огромные спортивные мероприятия. Если взять в Европе «DreamHack», миллионные контракты, миллионы поклонников миллионов людей. В Китае то же самое, есть своя лига, где люди миллионами следят за тем, что происходит. Это отдельный мир, спортивный, но он киберспортивный. И он уже есть отдельно от того, что думают устроители Олимпийских игр, включать или не включать. Он уже есть. Есть как данность.

Николай Левский

- Хорошо, а мышь «Bloody» может использоваться в киберспортивных турнирах, вообще, претендовать на какие-то лавры на киберспортивной арене?

Василий Тарасевич

- Я думаю, обязательно.

Николай Левский

- Обязательно. Здорово. Давайте тогда на этой замечательной ноте поставим точку в нашей программе. Дорогие зрители, дорогие слушатели, благодарим вас за внимание. С вами в студии была программа «Гейм-парк». Меня зовут Николай Левский, рядом со мной Яна Карташова и наш замечательный гость, Василий Тарасевич, эксперт рынка игровой периферии для компьютеров. Смотрите нас дальше, смотрите теперь нас в YouTube, слушайте, пишите вопросы, присылайте, нам будет интересно узнать всё, что вы хотите, любые вопросы, которые вы хотите задать гостю. Спасибо, пока.

Яна Карташова

- Пока.

Василий Тарасевич

- Спасибо.