{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Ирина Алексеева Челюстно-лицевой хирург, стоматолог-ортопед, имплантолог. Главный врач сети клиник Дента-Эль. Д.м.н. 28 мая 2017г.
Как должен быть устроен современный медицинский центр
Современный медицинский центр – это предоставление полного спектра высококвалифицированных услуг. Разберём на примере сети, которая является частью холдинга- клиники "семейная" и "Денто -Эль"

А. Давидов:

Программа «Стоматология», ведущий я, Давидов Анар. Сегодня у нас тема «Как должен быть устроен современный медицинский центр», спикер Алексеева Ирина Сергеевна - доктор медицинских наук, челюстно-лицевой хирург, хирург-имплантолог, ортопед, главврач сети клиник «Дента-Эль».

Сейчас очень много клиник в нашей стране существует, разного уровня. Как должен правильно выглядеть современный медицинский центр? Как должно быть всё? 

И. Алексеева:

Давайте, начнем со стоматологического медицинского центра, потому что эта тема мне близка. Как должна выглядеть стоматологическая современная клиника? Безусловно, это клиника, которая будет представлять полный спектр медицинских стоматологических услуг, начиная от гиены и заканчивая челюстно-лицевой хирургией. Но это уже область, которая подразумевает собой наличие стационара, палаты интенсивной терапии, потому что такие манипуляции, как правило проводятся под наркозом. Конечно, это наличие высокоспециализированных врачей, также команды, которая помогает, это ассистенты и техническая база, которая позволяет проводить сложные манипуляции.

А. Давидов:

Как можно понять, что клиника современная? Современный уровень?

И. Алексеева:

Существует пул врачей, которые могут работать на старом оборудовании. Они работают прекрасно и такое мнение остается и у пациентов. Они приходят к врачу, их не пугают иногда ни стены, ни старое оборудование, но это сужает возможности оказания медицинских услуг, в том числе, в стоматологии. За 20 лет стоматология, как наука, как специальность, сделала колоссальный рывок. Мы, наверное, сейчас подошли к такому пику, когда на данный момент компании трудно предложить нам что-то новое. Но есть многочисленные методы, которые технологически позволяют нам оказывать услуги на очень высоком уровне. Конечно, наша компания обладает этими технологиями, и мы постоянно за этим наблюдаем; наши врачи постоянно проходят обучение, повышение квалификации, врачи учатся не только в России, но и за рубежом. Профессионал подразумевает под собой, что это специалист высокого класса. В каждой из наших клиник есть такие специалисты.

А. Давидов:

Хорошо, когда такие есть специалисты. Расскажите, пожалуйста, более подробно про ваш холдинг клиник «Семейная», «Дента-Эль». Как они появились?

И. Алексеева:

В 1996 году была открыта первая стоматологическая клиника «Дента-Эль». Через несколько лет появились клиники под названием «Семейная», начал образовываться холдинг. На данный момент 12 стоматологических клиник, семейных в Москве 9, еще есть одна клиника в Рязани и несколько клиник, 5 клиник находится на общей площадке, это совмещение клиник семейных и стоматологии. Что позволяет, как раз, возвращаясь к вопросу о современном медицинском центре, непосредственно взаимодействовать, пересекаться с врачами разных специальностей, как из стоматологии, так и из общей медицины. Это есть уровень высокого класса в работе, то есть пересечение общей медицины и стоматологии.  Ведь, в принципе, всем известно, что многие первичные симптомы, клинические симптомы проявляются в полости рта. Непосредственное взаимодействие с врачами общей медицины позволяет это выявлять. То же самое, как и специалистам общей медицины использовать стоматологов в качестве консультантов, направлять к нам своих пациентов. Поэтому пересечение очень большое.

1996 год был началом развития частных стоматологий, мы были одной из первых частных сетей на рынке Москвы. Уже в то непростое время руководство клиник вкладывало большие усилия, чтобы клиники были оснащены по последнему на тот момент, технологическому, всё было самое лучшее. Приведу маленький пример. В клиниках сейчас очень многие пациенты знают технологию CEREC (Церек). Последние 8 лет эта технология очень распространена. Ее пациенты знают, они обращаются, называют, какой бы вид услуги они хотели бы получить и с помощью чего. Так вот, один из первых аппаратов CEREC, это врачебный блок и точильный аппарат, завезли в Москву и привезли в клинику «Дента-Эль» в 1998 году. Тогда было мизерное количество врачей, которые могли на этом оборудовании работать, оно стоило очень больших денег, а мы уже с 1998 года знали эту технологию.

На данный момент, практически, все клиники оснащены врачебными блоками, что позволяет оказать быструю высококачественную услугу, такую как поставить керамическую вкладку, коронку или винир в течение 2-х часов установить пациенту. Это колоссальная экономия времени, как правило, у нас в Москве все очень спешат. Это качественная услуга, за которую мы несем ответственность и гарантируем, что она будет функционировать долгие годы. Также рутинной манипуляцией сейчас стала имплантация, дентальная имплантация. Популярная тема, я не буду в нее углубляться, мы сейчас говорим о развитии сети, развитии в ней специалистов, повышение уровня специалистов.

Если немного уйти в историю, то в 1986 году в России Минздравом был издан приказ, что мы можем использовать имплантаты, как основу для ортопедических конструкций. Спустя некоторое время было открыто первое отделение имплантологии в стране, в научно-исследовательском институте стоматологии, а кафедра открылась только в 1994 году на базе Московского медицинского стоматологического института. А в 1998 году мы уже поставили первые имплантаты в стенах клиники «Дента-Эль». Специалисты обучались в Америке, потому что там уже была развита технология. С тех пор врачи развиваются, и, вы понимаете, такой был прорыв, в общем-то, в хирургической стоматологии, прорыв в статусе клиники, когда мы начали ставить имплантаты. Я думаю, что мы были одни из первых на рынке и ещё сетевой структурой.

А. Давидов:

Хорошие результаты, прорыв для клиники. Расскажите более подробно, чтобы нашим зрителям было понятно, что такое CEREC?

И. Алексеева:

 Очень популярная сейчас услуга. Если сравнивать, то Северная Америка «сидит» вся на этих аппаратах. Она позволяет оказать высококачественную услугу в стенах стоматологического кабинета. Когда пациент приходит с целью протезирования, то эта услуга позволяет не обращаться к зубному технику, что сразу уменьшает саму логистику, сам срок изготовления, а сделать это непосредственно здесь и сейчас. Это высокоэстетичные реставрации из керамики, когда препарируется зуб под ту или иную конструкцию – либо керамическая вкладка, либо коронка, либо винир. Зуб сканируется, формируется на экране форма, показывается пациенту, дальше она вытачивается в течение 20 минут. Дальше эта реставрация устанавливается в полость рта.

А. Давидов:

Очень удобно и комфортно, экономит сильно время.

И. Алексеева:

Безусловно, пациентам нравится эта услуга.

А. Давидов:

По поводу оснащения я хотел спросить. Когда вы открывали клинику, для вас главную роль играло оснащение или нет?

И. Алексеева:

Я пришла в клинику, когда закончила ординатуру. Мы работали в институте и я в то время училась в ординатуре в Центральном научно-исследовательском институте стоматологии. Мы тогда знали старые CHIRANA, чешские установки, и были так называемые «американки». Когда я вошла первый раз в клинику «Дента-Эль», я поняла, что это новейшее оборудование, все кресла были новые. Одно из первых кресел компании SIRONA, было что-то космическое, и всегда всё было новое, никогда ни на чём не экономили. Все новейшие разработки, которые выпускались на рынок, которыми могли пользоваться, тут же приобретались в клиники «Дента-Эль».

Я хочу сказать, что в последнее время, если брать технологию CEREC как реставрацию для ортопедии, сейчас это должна быть практика, показателем качественного уровня оказания услуг в терапии является наличие микроскопов. Все наши клиники оснащены микроскопами. В общем-то, достаточно востребованная услуга, и она опять же расширяет границы лечения зубов, без которого терапевты, в принципе, не мыслят себе жизни. Микроскоп - это составляющая, которая позволяет оказывать качественную услугу по лечению каналов.

А. Давидов:

Микроскоп для всех зубов применяется, или по показаниям?

И. Алексеева:

Естественно, для всего есть показания. Микроскоп может быть использован как ортопедом, который обтачивает зубы под коронки, так и врачами-терапевтами, которые проводят непосредственно методическое лечение каналов. Также могут использовать его хирурги-стоматологи. Сейчас хирургическая стоматология и челюстно-лицевая хирургия, я сейчас ограничиваю челюстно-лицевую хирургию полостью рта – достаточно большая зона. Мы можем работать под микроскопом, мы можем шить, мы можем делать трансплантацию лоскутов под микроскопом. Это тоже показывает уровень специалиста и уровень оснащения клиники.

А. Давидов:

Какие манипуляции челюстно-лицевой хирургии применяются в частной клинике?

И. Алексеева:

Я хочу остановиться на таком моменте, что мы являемся, в определенном смысле, уникальной клиникой. Сейчас много очень сетевых клиник, и пресечение у многих есть, что на общей площадке находится общая медицина и стоматология. Но мы обладаем двумя стационарами. Один стационар находится непосредственно в клинике «Семейная», где находится и стоматология. Это в отделении «Сергий Радонежский», где осуществляется манипуляция под наркозом, как лечение зубов, так и различные хирургические вмешательства, в том числе челюстно-лицевая хирургия. У нас есть свой стационар, вернее, госпиталь, где также хирурги-стоматологи и челюстно-лицевые хирурги могут делать в полном объеме операции, связанные с патологией челюстно-лицевой области. Я думаю, что наличие госпиталя – это уникально. Все оборудовано по последнему слову техники, все новейшие технологии сразу применяются. Это зависит также от специалистов, которые проходят постоянное обучение. Врачи должны постоянно совершенствоваться. Врачи постоянно учатся и применяют все новые технологии. Самое главное, что есть база и возможности. Когда есть возможность, то врачам нравится, им хочется учиться, хочется продолжать совершенствоваться. Все это есть. Здесь есть некая уникальность.

Когда есть возможность учиться и применять новые технологии, то врачам нравится работать, им хочется продолжать совершенствоваться.

А. Давидов:

Хорошо, когда есть такие возможности в клинике. А детский прием ведется у вас?

И. Алексеева:

Да, безусловно. Мы обладаем отделением, у нас есть врачи, которые непосредственно занимаются детской стоматологией. Не самая простая специальность в стоматологии, потому что дети - это особая группа. Они и лечатся по-другому, и общаться с ними надо по-другому. Мы лечим детей, у нас очень развита ортодонтия. Возвращаясь к истории клиники – первая открывшаяся клиника уже обладала врачом-ортодонтом. Тогда это тоже был взрыв в развитии в ортодонтии, появились брекет-системы, которые стали использоваться повсеместно. У нас это уже было тогда. Сейчас, я думаю, можно себе представить, каких это достигло масштабов, если каждая клиника обладает врачом-ортодонтом. Есть детские стоматологи.

А. Давидов:

Чем отличается ваш успех от всех остальных? В чём уникальность, может, есть какая-то изюминка?

И. Алексеева:

Я думаю, прежде всего, уникальность заключается в стабильности. Потому что 21 год - это большой срок. Есть несколько сетей, с которыми я могу, в принципе, сравнить. Но я думаю, что один из таких факторов, который может ещё доказать – факт стабильности. Большая часть врачей, которые приходили к нам работать в 1996, 1997, 1998 годах, осталась работать на прежних рабочих местах. Но это не значит, что они сидят и не развиваются. Как раз здесь осуществился как профессиональный рост, так и карьерный. Многие врачи стали главными врачами отдельных клиник, это говорит о стабильности. Более того, пациенты, которые приходили в конце 1990-х, в начале развития сети, привели потом своих детей, дети уже привели внуков. Мы прослеживаем такую тенденцию, это очень приятно. Люди привязаны к нашим клиникам в хорошем смысле слова, они продолжают приходить, они продолжают рекомендовать. Наша клиентская база составляет около миллиона человек – я думаю, что это очень много.

Опять же, возвращаясь к истоку. Мы уже в конце 1990-х начали работать со страховыми компаниями. Продолжаем с ними работать, что тоже говорит о стабильности и постоянстве. Страховые компании не будут, думаю, тратить свое время, когда нет стабильности в клинике.

А. Давидов:

Да, согласен. Вы сказали, что у вас остались врачи, которые работали в 1998 году. У вас большой штат?

И. Алексеева:

У нас холдинг. Если посчитать клиники «Семейные» и клиники сети «Дента-Эль», то это больше 800 человек сотрудников. Мы и дальше продолжаем развиваться, штат увеличивается. Помимо сотрудников, так скажем, более старого поколения людей, которые имеют уже огромный опыт, клиники открыты для молодых специалистов, что очень важно. Потому что сейчас стоматологов много и рынок очень большой, но попасть в хорошую клинику, чтобы начать в ней работать, не так просто. Мы открыты для молодых специалистов, которых мы, во-первых, учим. Есть дорога для развития и для роста, опять же, во всём пытаемся помогать. Мы не клиника одних звезд, которые уже состоялись, а клиники, которые выращивают собственных звезд. Тому есть, в общем-то, множество примеров. Люди приходили после института, тогда еще не было обязательно ординатуры, заканчивали ординатуру, заканчивали аспирантуру, защищались и возвращались в «Дента-Эль». Я думаю, что это очень важно.

Могу привести собственный пример. Я пришла в ординатуру, потом я училась параллельно в аспирантуре, училась в докторантуре, но я продолжала работать в «Дента-Эль». Сложно было успевать. 6 рабочих дней на протяжении более 15-ти лет, это сложно, но молодость дает силы. Кроме того, когда ты к чему-то стремишься, ты забываешь об усталости, в общем-то; когда есть цель – идёшь к ней вперёд. И клиника не отпускала своим отношением руководства, прежде всего к врачам, что очень важно. Хочу сказать, что руководство сети всегда обращало внимание на просьбы врачей. Что касается и технического обеспечения клиники, когда кто-то где-то поучился, увидел новую технологию, то всегда получали положительный ответ на просьбу купить новую либо технологию, либо аппарат, либо что-то вообще изменить в работе, никогда не было отказов. Очень важно для развития, когда ты не получаешь отказ в своей профессиональной деятельности, когда тебя всячески поддерживают.

Для развития врача очень важно не получать отказ в своей профессиональной деятельности.

А. Давидов:

Пациенты довольны, что есть столько клиник, докторов?

И. Алексеева:

Об этом надо спросить у пациентов, но, с другой стороны, есть статистика. Если к нам продолжают приходить пациенты и, поскольку клиник много, врачей много, у нас уже несколько лет существует колл-центр, в который непосредственно пациенты обращаются и звонков очень много, в общем-то, врачи все заняты. Это говорит о востребованности, как и самой сети, холдинга в целом, так и наших специалистов. Это очень важно. Поэтому можно говорить, что, наверное, в большинстве своем пациенты довольны. Нельзя сказать за всех, потому что в медицине нельзя дать стопроцентную гарантию на лечение, иногда нельзя до конца вылечить какое-либо заболевание, но пациенты обращаются, и количество их увеличивается.

А. Давидов:

Какие уникальные услуги оказывает клиника, которыми Вы могли бы похвастаться?

И. Алексеева:

Я думаю, прежде всего уникальность в том, что мы можем осуществлять операции по челюстно-лицевой хирургии на базе стационара и на базе госпиталя. Пересечение непосредственно с близкими нам специальностями, как ЛОР-врачи. Также у нас большая команда пластических хирургов, с которыми мы тоже можем непосредственно работать. В этом, наверное, есть уникальность – постоянное взаимодействие между врачами. Мы друг друга знаем, мы общаемся, обращаемся за советом.

Особенно это происходит в клиниках, где находится общая площадка стоматологии и общей медицины. Это очень важно, это интересно для развития. Первая клиника «Семейная» была как раз на базе клиники «Дента-Эль» на Полежаевской, где я тогда на тот момент непосредственно работала. Было очень интересно, потому что многие вопросы для себя задавали и выясняли такие моменты, которые не преподаются в институте. Безусловно, общение и, что тоже очень важно, все люди остались до сих пор в клиниках. Наш профессор Камиль Бахтияров тоже пришёл, будучи еще кандидатом наук, сейчас он доктор наук, профессор. Это тоже рост, человек остался на этой базе. Я думаю, что это серьёзный показатель для пациентов, прежде всего.

А. Давидов:

То есть у вас дружеский коллектив, дружеская команда и руководство вас объединяет целиком. Это очень важно, да.

В стационаре, Вы сказали, вы проводите уникальные операции. Только по челюстно-лицевой хирургии, или есть по общей?

И. Алексеева:

Я думаю, что немножко не корректно будет по отношению к своим коллегам говорить об уникальности, потому что мы, естественно, не можем сравниться с государственными огромными лечебными центрами. У нас другое направление. То, что мы можем это делать – не столь уникальная манипуляция, но уникальность в том, что мы постоянно непосредственно взаимодействуем, понимаете? Поскольку я выросла и училась на базе Центрального научно-исследовательского института стоматологии в Москве, я могу говорить о пересечении специальности, но это институт. А здесь уникальность том, что это, в общем-то, частная структура, но огромная, и здесь происходит пересечение, что важно.

А. Давидов:

Мы знаем, в последнее время очень много возникает онкологических больных. Они к вам поступают, или непосредственно не к вам они поступают, или только консультируете их и посылаете в специализированные места?

И. Алексеева:

У нас в стационаре оказывается хирургическая помощь онкологическим пациентам, как правило, на базе госпиталя. Там работают специалисты, которые специализируются и занимаются непосредственно этими заболеваниями, ряд заболеваний по онкологии. Но, хочу ещё раз напомнить, что я, всё-таки, челюстно-лицевой хирург, но я знаю об этом. Поскольку мы взаимодействуем с врачами клиники «Семейная», мы осведомлены, что происходит на базе стационара, на базе госпиталя. Вообще, люди, работающие в одной компании, должны прекрасно представлять себе, что мы умеем в целом.

А. Давидов:

Вы можете рассказать интересные случаи, когда Вы оказывали серьезную помощь пациенту? Были сложные ситуации? Иногда бывают клинические ситуации.

И. Алексеева:

Ситуации бывают разные. Как правило, радуют такие манипуляции, как пациент пришел с просьбой «сделать ему улыбку». Сейчас все хотят, всегда все стремились к красоте. Сейчас это стало более доступно. Многие просят, говоря немедицинским языком, сделать красивые зубы. Когда всё получается, ты испытываешь огромное удовольствие и пациенты, безусловно, тебе благодарны. Они уходят счастливые, женщины, как правило, говорят: «Я пойду, куплю яркую красную помаду». Это всегда очень радует.

Что касается хирургии – есть определённый пул манипуляций в хирургической стоматологии, в челюстно-лицевой хирургии, которые мы делаем. Которые делают все хирурги челюстно-лицевой хирургии, хирурги-стоматологи – многие, кто прошел эту специализацию, умеют это делать. Трансплантация костных блоков уже стала достаточно рутинной манипуляцией в хирургической стоматологии. То есть удаление обширных новообразований. Я здесь не беру онкологию. Замещение, опять же, аутотрансплантация, когда мы берем костные блоки, либо соединительнотканные блоки. Это манипуляции не совсем простые для исполнения, но когда человек уже находится определенное время в этом процессе, в этой профессии, то он может делать всё. Мы это делаем, наши хирурги-стоматологи все владеют этими методиками. Если вы обратитесь, пациент придет с такой просьбой, вернее, у него выявят определённые патологии и нужны будут такие вмешательства – этим всем обладают наши хирурги. Просто вопрос – мы можем выбирать базу.

У пациента всегда страх, вспомните. Мне кажется, нет человека, который бы не боялся стоматолога. Все боятся, даже мы, стоматологи, испытываем некоторый трепет перед креслом, когда в него приходится сесть. Поэтому у нас есть стационар, где мы можем дать наркоз, чтобы убрать эти страхи. Мы можем лечить под наркозом как просто зубы, множественный кариес, и пломбировать каналы, так и проводить манипуляции, связанные с хирургической стоматологией, всё это есть.

А. Давидов:

А детям вы проводите лечение под наркозом, удаление зубов?

И. Алексеева:

Да, в отделении «Сергия Радонежского».

А. Давидов:

 детей много приходит?

И. Алексеева:

Детей приводят пациенты, которые непосредственно лечатся, которые уже доверили свое здоровье в наши руки. Они приводят своих детей, конечно, там, где присутствуют детские стоматологи, достаточно интенсивный прием.

А. Давидов:

Вы интересно всё рассказываете и понятно, что в данном центре есть и общий профиль, и стоматология отдельно, где возникающие проблемы решаются неким консилиумом. Была такая ситуация, что допустим, не могли помочь пациенту? Бывает же такое сложное, скажем так, именно в вашей сфере?

И. Алексеева:

Есть такая сфера в челюстно-лицевой хирургии, допустим, как острая травма, как и в любой травматологии. Опять же, на базе госпиталя у нас присутствует скоропомощная помощь. Вы круглосуточно можете туда обратиться и вам будет оказана помощь. Что касается случаев, с которыми мы не могли справиться. Либо это еще когда не было стационара, когда требовалось вмешательство под наркозом, это было давно. Либо, когда требовался консилиум. Если врач в чем-то не согласен, во-первых, консилиум осуществляется в рамках сети. Всегда, если мы в чём-то сомневаемся, мы пациента направляем в главенствующие институты, это либо стоматологический институт Семашко, либо ЦНИИС, потому что всегда важно ещё одно мнение. Хочу сказать, когда мы выясняем, что поставленный нами диагноз подтверждается, но в котором мы не были уверены, пациенты, зачастую, возвращаются. Они не остаются на тех базах, где проведена повторная консультация, они приходят обратно к нам. Им у нас комфортнее.

Более того, скажу, что есть пациенты, у которых стоматологическая реабилитация происходила на протяжении полутора-двух лет. Это пациенты, как правило, с выраженной атрофией альвеолярного гребня. Люди приходят, либо у них уже, практически, нет зубов, либо у них зубы отсутствуют. Такая реабилитация занимает достаточное время, потому что нужно растить костную ткань, нужно ставить имплантаты, потом можно сделать протез. Они к нам ходят, как на работу. Так вот, когда работа сдается, они говорят, что уже не представляют, как жить дальше. Но мы всех ждём через полгода на профосмотры, это продление наших гарантийных обязательств; но пациенты действительно уже приходят, как домой.

Я могу рассказать очень интересный случай из своей практики. Я только начала работать. Ко мне пришла очень интересная семья, мама с дочкой. Дочка уже была взрослой. Начали сразу, они сказали: мы долго копили на квартиру, но решили сделать зубы. Это было очень смешно. Они остались. Кстати, уже у дочери есть внуки, и эта семья продолжает ходить к нам. Ее маме я делала реставрацию зубов, помню, тогда еще была композитная реставрация. Мы пролечили и я сказала, что у вас гарантия 5 лет. Она говорит: «А что случится после 5-ти лет? Всё вывалится, или что?» Прошло порядка 20-ти лет. Сейчас мы немного поменяли, поменяли на керамику. Но приятно, когда люди боятся с тобой расстаться. Уже даже не как с врачом, а, Вы понимаете, когда долго лечишь человека – он становится тебе близок, ты уже знаешь какие-то семейные дела. Врач не только лечит непосредственно, не могу сказать высокопарно, конечно, что душу тоже, но мы знаем уже многие семейные дела. Однозначно, наступает близость.

Кроме того, когда приходят первичные пациенты и говорят, что пришли «от того-то» – это уже заведомо говорит о том, что человек тебе доверяет. Приходят пациенты, которые прочли рекламу в интернете, которые увидели вывеску или что-то такое, они пришли первый раз в наши пенаты. Но дальше должна возникнуть связь между пациентом и врачом. Прежде всего, это доверие. Может быть высококлассный специалист, но почему-то он не смог убедить пациента. Это очень важно. У нас очень большой процент оставаемости первичных пациентов, что тоже говорит о том, что людям у нас нравится и возникает доверие, что врачи умеют разговаривать с пациентами, и пациенты верят и остаются. В этом и залог успеха и стабильности компании.

А. Давидов:

И это очень важно. Дорогие друзья, мы обсуждали, как должен быть устроен современный медицинский центр на примерах холдинга «Семейная» и «Дента-Эль». У нас в гостях была Ирина Сергеевна - доктор медицинских наук, челюстно-лицевой хирург, имплантолог, ортопед, главврач «Дента-Эль». Огромное спасибо, что Вы пришли к нам!

И. Алексеева:

Вам спасибо большое!