{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Максим Судаков Учредитель и председатель совета директоров «Технопарк информационных технологий» г.Челябинск 15 мая 2017г.
Инновационное предпринимательство
Инновационное предпринимательство в регионах

Т. Минеева:

 Здравствуйте, дорогие друзья. В эфире передача «Национальный продукт» и я, ее ведущая, Татьяна Минеева. Сегодня мы поговорим об инновационном предпринимательстве в регионах. Сегодня у нас очень интересный спикер, наш гость, член Генерального совета Деловой России, Максим Судаков - учредитель и председатель советы директоров «Технопарк информационных технологий» в Челябинске. Здравствуйте, Максим.

М. Судаков:

Добрый вечер, Татьяна.

Т. Минеева:

Как настроение у инновационного бизнеса? Расскажи немножко про его проект, такое интересное название «Технопарк информационных технологий», тем более в Челябинске. Я знаю, что это связано как-то со Сколково. Не все, наверное, наших радиослушателей знают о нём, и нас много слушают и смотрят в регионах, и есть такое запрос от наших постоянных слушателей, поделиться какими-то практиками, которые можно открывать у себя на территории, делиться опытом. Поэтому, я думаю, что у нас эфир сегодня должен получиться очень интересным.

М. Судаков:

Спасибо за доверие. Постараемся. Наш Технопарк частный, мы его создавали на мои деньги, как инвестора, и я привлекал в фонд РВК.

Т. Минеева:

Как можно за свой счёт создать частный Технопарк?

М. Судаков:

Тем не менее, это было взвешенное решение, в Челябинске очень сильно экономическая среда, несколько ВУЗов готовят программистов, готовят физмат и таких специалистов там большое количество. Челябинске, на удивление, очень много IT-компании. Но многие из них занимаются разработкой на аутсорсинг. Некоторые пишут, например, для компании IBM, для американского рынка, некоторые пишут и разрабатывают собственные продукты, в основном это игры для соцсетей, для наших смартфонов. Первое - академическая среда, второе - бизнес и третье - одна из таких интересных, это рынок. Челябинская область по оценке Минкомсвязи - огромный рынок потребления IT-продуктов, потому что там есть огромное скопление промышленности, она безусловно используют информационные технологии. Вот три базовых составляющих, и главный катализатор был - это поддержка власти в лице сегодняшней администрации, губернатора и его команды, и я видел, что получу эту поддержку. Это, наверное, являлось ключевым моим решением, что я пошёл как инвестор.

Т. Минеева:

 А какая поддержка была? Финансовая, административная или информационная?

М. Судаков:

 Деньги мы вкладывали и без регионального бюджета, свои. Поддержка была информационная, была административная, создавались рабочей группы. Все наши движения администрировались. Помощь, которую просто нам оказывали. Сейчас тяжело вспомнить, какого характера, но мне интересно вспомнить, что парк мы строили с теми IT-шниками, которые выступали и в лице прорабов, и в лице сметчиков, и в лице людей, которые выезжали куда-либо.

Т. Минеева:

 Сколько лет уже проекту?

М. Судаков:

Де-факто запустили в декабре 2015 года, а стартанули в апреле 2016 года. У нас вышел ролик очень интересный на Челябинском телевидении, итогом которого был- проект нашего парка. Я был удивлён, это была не наша идея. За год у нас было два отбора, за год у нас прошло больше 10000 человек. У нас проходило несколько федеральных мероприятий, у нас были и просто мероприятия. Мы даем площадку по принципу, может быть, близкой к точке кипения, очень много для разных эвентов, творчества, для деловой России в частности, для общественных организаций. Мы сдаем площадку, на которой проходят выставки, митинги, эвенты различного характера. Какие-то мы проводим свои, какие-то носят узкий специализированный характер. В первый KPI, это количество людей, прошедших через наш парк, во второй KPI у нас было два отбора, мы отбирали 14 проектов между нашими резидентами. И их успехи косвенные и следующие: они брали призовые места в программах Татарстана, Сколково, и некоторые из них сегодня, достаточно известные компании у нас на региональном уровне, и чем-то они отличались даже где-то в нашей стране. Работа со стартапами. 14 проектов, работ получили такую известность. Я очень рекомендую, может быть, интересно кому-то в подробностях посмотреть этот ролик, он есть в интернете. Вбиваете в поисковик IT-парк Челябинск. Есть у нас и свой крупный проект, этот проект называется цифровое предприятие, он юридически подписан между IT-парком и Челябинском, пять предприятий Росатома и компания Ланит Урал. И цели консорциума введение системы Цифровое предприятие, разработанное для ядерно-оружейного комплекса, внедрения на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. То есть идея такая, что защита данных на оборонных предприятиях должна быть в приоритете это и есть продукт, который можно применять.

Т. Минеева:

 В плане инфраструктуры, что ещё уникального есть? Как же повезло инновационным предпринимателям IT-компаниям.

М. Судаков:

 Мне парк очень нравится самому. Когда я приезжаю в Челябинск, то я там провожу практически большую часть своего времени. Мне нравится очень там работать. У меня нет там своего кабинета, я сажусь в зоне в коворкинга, ты пользуешься той же инфраструктурой, которой пользуются и другие наши жители парка. Я много где посмотрел по миру, много вложили опыта того, который увидели. Я считаю, что наш парк с точки зрения комфорта для резидентов, по праву можно назвать очень комфортным, очень современным.

Т. Минеева:

 на чей опыт опирались? Что еще порекомендуешь посмотреть, желательно в российских регионах?

М. Судаков:

 Большинство, я смотрел за рубежом. Я был штаб-квартирах Facebook, Google, Microsoft. Мне очень понравился по своей начинки бостонский акселератор. Из него я много взял для начинки нашего технопарка. Это, наверное, одна из таких наших главных фишек. Мы- не огромный парк, у нас площадь всего 2,5 тыс.кв.м. И мы концентрируемся на проектах, которые могут помочь с точки зрения коммерцианизации. Мы, с одной стороны, делаем такую функцию, в которой выступает государство, это инновационная активность. То есть мы проводим мероприятия, популяризирующее предпринимательство. Мы ходим выступать в ВУЗы, мы рассказываем про то, что сегодня предпринимателям с мозгами быть это не только интересно, но и доходно. Мы рассказываем и какие есть институты развития и сервисы в нашем парке и в нашей стране, которые могут предпринимателям помочь, что это действительно сегодня реалистично, это тот этап российского развития экономики, когда есть законы, предоставляемые государством, сервисы для того, чтобы сделать свое состояние человеку. Это нас отличает от девяностых, но просто мы это не все осознаём и с точки зрения моего субъективного мнения, с чем я сталкиваюсь, когда мы разговариваем на эту тему, почему люди не идут в предприниматели, почему идут не очень активно? Первый момент, почему люди не идут? Люди сами себе ставят барьер. Второй момент, нет амбиций. Почему-то предприниматели считают амбициями завоевать город или регион, очень амбициозную России. И крайне единичные случаи, когда есть претензии на мир.

Т. Минеева:

 Ну отлично ты так рассказываешь, я думаю, что буду звонить, писать, приезжать еще больше из других регионов. А вот чего еще не хватает в плане поддержки от государства? Не у всех есть, наверное, в наших регионах такие инвесторы частные, где вот так взял и построил. Что нужно сделать для того, чтобы запустить весь этот инновационный маховик, чтобы он раскручивался. Всё-таки, там, где нет такого драйвера как ты, что от государства необходимо?

М. Судаков:

Государство, я считаю, что сделало свою главную роль. Это программа по созданию Минкомсвязи парков, она изменила ситуацию. Если бы ее не было, я бы как частный инвестор ничего бы не создал. Меня просто бы никто не понял, что я делаю.

Т. Минеева:

 Можно поподробней, потому что у нас многие не знают.

М. Судаков:

 У нас с 2006 года были созданы по программе Минкомсвязи парки высоких технологий по всей стране, последний из них в Екатеринбурге. Самый первый это был в Татарстане, в городе Казань, известный IT-парк и его подразделения в Набережных Челнах, с которым мы тоже очень дружим. Если бы эти парки не появились, не произошел бы первый шаг. Второй шаг для частных, без лидера, к сожалению, невозможен. То есть не будет лидера и государство ничего другого не сможет нам предложить. Чем государство может помочь лидеру в обратную сторону, в чём мы испытываем сложности? Повторюсь, мы делаем функцию развития популяризации предпринимательства, которым является государство. Нам нужна помощь, идеальный вариант, если бы нам эти мероприятия государство оплачивало. Мы их проводим, мы выступаем, и чтобы у государства была на это какая-то строка бюджета, то есть закладывалась. Например, рассказать студентам, провести какие-либо мероприятия, может быть, некоторые спортивные даже. Но не делая этого, мы не привлекаем к себе аудиторию, и это наши первые затраты. Мы сегодня за свои деньги привлекаем партнёров, ну, и бесплатные конференц-зал, чай, кофе. А спикер приезжает от партнера и как-то так наводим движуху. Нам тяжело. Второй момент, государство сегодня выделяет много грантов. Абсолютно тоже правильная идея с точки зрения, чтобы сдвинуть с места, чтобы возмутить среду и она начала двигаться. Но следующий этап, чем государство могло бы помочь, например, нам, или нашим резидентам, чтобы эти гранты трансформировались в какой-то заказ. Заказ более мотивированный для предпринимателя и более развивающий продукт, нежели грант. Сегодня есть 44 и 223 законы, это единственное законы, по которым государство может приобретать. В них прописано, что в них должно быть не менее 30% малого и среднего бизнеса. Но давайте обратимся к опыту Кореи. Вспомните машины KIA или Hyundai, вспомните их лет 10 назад и посмотрите на них сейчас. Это протекционизм в чистом виде. Они закупают эти машины компании, которые идут на отечественный рынок и попутно развивается экспорт. Если грант, это денежные средства, которые даются компании для разработки продукта или услуги, в будущем будет трансформироваться в то, что это будет заказ, то для компании более выигрышная часть заказанных сделок - гарантированная под государство, а другую часть она должна будет продать на рынок, но она уже имеет некие преимущества преференции, но уже работает заказы в малых долях. Либо это должна дополнять,  но моё мнение, что это породит какие-то избранные компании, какие-то неизбранные компания, но это то, что делается во всём мире.

Т. Минеева:

 Всё правильно. Я надеюсь, что на государство услышит и переходя к следующему вопросу, Какова роль именно инвестиционного климата на отдельно взятые территории? Сейчас все регионы, губернаторы и его команда стараются всё-таки в рейтинге инвестиционного климата по всей России подниматься, создавать более льготные условия для ведения бизнеса, более лояльные условия, поддерживают различными своими региональными программами малый и средний бизнес. Этот инфраструктурный элемент как твой Технопарк, каким образом, какую роль именно играет в рамках инвестклимата? Я знаю, что у вас есть отдельные по налоговым законодательствам, в хорошем топе находитесь этих преференций. Я думаю, что регионам будет интересно послушать.

М. Судаков:

 Главное, чтобы слово региона не расходилось с делом. Челябинская область сейчас находится в числе 4 регионов, которые по налоговым льготам являются лучшими для IT- компаний всей нашей страны. Это Татарстан, Калужская область и четвёртую не помню. Это то что делает администрация. А в регионы... она привлекает бизнес в регионы, то есть она говорит и делает. Если это на самом деле так, то это и есть показатель, что в регионе создается инвестиционный климат. А второй важный момент, мне кажется, чтобы он обязательно был, что кроме климата должны создаваться и условия для жизни. То есть есть такой пример, что, например, многие экспаты привыкли к определённому уровню жизни. Кто-то привык играть в гольф, и это считается нормальным заграницей, и когда человека приглашают работать в регион, где нету гольфа, он туда не поедет. Вспоминая наш первый вопрос, с чем мы столкнулись? Мы занимаемся проектом год и где-то уже на нашем сайте, когда мы отработали примерно четыре-пять месяцев, мы подумали, чтобы нам развиваться дальше, какую нам выбрать стратегию? У нас было несколько вариантов и до сих пор остается 2 базовых сценария, по которым мы можем развиваться. Один из них был создание на базе парка регионального Сколково. Проектом занимаемся с апреля 2016 года, мы участвовали в мероприятиях с выездом в Сколково губернатор Челябинской области вместе с промышленностью. Представители Сколково приезжали к нам, мы устраивали несколько телемостов. Мы отработали 128 компаний по всем кластерам Сколково и вели их течение полугода в таком еженедельном мониторинге, что у них происходит по этим инновациям. Почему мы именно это стратегию выбрали? Мне кажется, это тот уникальный случай, когда частный бизнес может взять на себя функцию государственного развития и будет синергия. Что мы предлагаем? Мы предлагаем коктейли Судакова. В чём он состоит? Мы просим франшизу Сколково, под эту франшизу мы приобретаем частный капитал для создания в регионе представительства, который будет выполнять ту же функцию. При этом мы предполагаем, что с проектами, которые попадают к резидентам Сколково, они должны проходить всю ту же самую процедуру, всю ту же самую экспертизу федеральную, а мы базироваться уже в регионе. Зачем это нужно? достаточно простой ответ, сами регионы говорят «зачем нам такой высокотехнологичный бизнес? Лучшие головы от нас уехали в Москву». В обратную сторону, наверное, это Сколково понимает, что такое содействие в регионах можно получить, когда у регионов есть мотивация в сотрудничестве со Сколково. В августе предыдущего года Минфин инициировал поправки в законодательстве правительства, сегодня эти поправки проходит согласование и после согласования должны поступить в Государственную Думу и после принятия изменения Федерального закона, в Сколково это должно стать реальностью. Это касается распространение экстерриториальности Сколково в регионах. Мы сегодня имеем в 8 сервисов Сколково, которые доступны для нашего бизнеса без подписания этого изменения в Федеральном законе. Это экспертиза проектов в России на коммерческой основе, но они доступны сегодня. И мы сегодня этих бизнес пропагандируем. Самый первый-это экспертиза. Сколково за свой период накопил самую лучшую экспертизу проектов в России. кому это интересно? Это интересно, во-первых, инвесторам. К инвестору пришёл проект, если ты не инвестируешь, можно в жизни всё потерять. Это твой шанс стать знаменитым. Здесь есть возможность обратиться в экспертизу Сколково, она предлагает четыре пакета со штампом, сделанным в Сколково. И цена очень вменяемая - от 20 тысяч до 200 тысяч рублей.

Т. Минеева:

 Здорово. Это может запустить сразу многие проекты, где инвестор сомневается. Здесь снимаются риски и вопрос по франшизе, это при наличии, наверное, других регионов таких инвесторов, тоже инвестор снимает с себя риски, потому что известный бренд и вся инфраструктура.

М. Судаков:

 Второй момент -  стартап. Смотрите, я стартап, я придумал идею. Первый момент, я делал стартап, но он не стрельнул. Я купил опыт дорого. Я придумал идею, и до того, как мне в неё вкладывать время и деньги, я могу я проверить для себя, принять решение, что мне делать дальше. И если я получу положительную экспертизу экспертов, то уже к своему мнению для инвестора, я приложил этот документы и когда я приложу, то я буду выглядеть более убедительным в борьбе за ресурсы своего стартапа, имея экспертизу такого института как Сколково. Это первый сервис, который мы сегодня оформляем вполне юридически, и мы предлагаем для членских компаний. Я думаю, вы правы, это будет катализатором для инвесторов. А для нас Сколково, конечно, это сильный бренд, Это я сильная финансовая возможность создать бизнес большего масштаба, потому что для поддержания команды, нам нужно источник дохода. Технопарк-это небольшой проект, я не могу собрать огромную команду. Очень многие люди, скажем так тяжеловесы в своём бизнесе, мы с ними сотрудничаем на основе энтузиастов. Мы собираем клубы либо в регионе, либо здесь в Москве, общаемся с этими людьми, они вкладываются имея такую мотивацию- помочь нам. Скажем так, мы на одной волне. Эти люди видят свои будущие дивиденды, они верят, что наш проект разобьется. Я искренне верю и я вижу тех людей, с которыми мы год назад начинали и как они сейчас изменились.

Т. Минеева:

 Кстати о резидентах. Это новое поколение предпринимателей, это в тренде, какие это люди? Можешь обрисовать их портрет?

М. Судаков:

 Могу, но это будет ложка дегтя. Мы очень креативный народ. У меня такие две модели. У меня есть чем сравнить здесь и там, как у нас это выглядит. Придумал идею - всем рассказал - все похвалили - на этом успокоился. Как выглядит это у них? Придумал идею - зарегистрировал права – сделал - все похвалили. Разница в том, что мы говорим, они делают. И она такая ключевая. В Америке, когда мы ездили в Бостон, мы разговорились семью, которая занимается коммерциализацией идеи. Они очень серьёзно такие товарищи, если человек пришел с идеей и хочет почти всем рассказать про неё, то есть они очень резко останавливают. И первые все деньги, которые получают стартапы американские, они уходят на услуги юристов. Следующим этапом обязательно будет защита всех возможных прав, в том направлении, в котором будет развиваться проект. Ни один инвестор в этот проект без защиты не вложится, потому что это очень высокие риски. И я видел там своими глазами таких стартапов, которые получали первые свои гранты и эти все деньги уходили на юристов. Ну, и просто, в обратную сторону, обращались к нам это когда приходят ребята, горят глаза, они хотят что-то делать, это уже не игра, ты должен понимать то, что ты хочешь, отвечай за ту команду, которую ты набираешь, и ты должен пахать с утра до вечера вместе с командой и не просто рассказать про свои идеи, а именно начал работать.

Т. Минеева:

 А команда технопарка помогает? То есть есть какой-то сервис?

М. Судаков:

У нас сегодня две программы акселерациии. Весь прошлый год у нас была одна программа, она была направлена на все стартапы. То есть работы с командой, спикеры. Мы работаем с командой по программе акселерации, что помогаем предпринимать и расширить кругозор, то есть очень похожа на то, что делается в фонде развития интеринициатив, только в минивиде. С фондом нтеринициатив мы очень плотно сотрудничаем, все отборы делаем в партнерстве с ними. Так вот, в этом году мы отбор делаем на две группы, первая - остается такой же формат, где мы работаем с начинающими предпринимателями. Второй формат - мы отбираем те проекты, которым мы можем помочь с их коммерческим ростом. Наше основное преимущества то, что у нас есть хорошая коммуникация. Первая-это с региональным с бизнесом, крупным промышленным бизнесом, с институтами развития. И на федеральном, на уровне России, мы можем уделять проектам средней руки Челябинской области больше, чем сегодня им это нужно. Благодаря во многом Сколково. На международном рынке мы набираемся опыта. Пока у нас нет такой практики, но у нас это определенная стратегия закладывается, потому что IT- это международный рынок и инноваций. Я думаю, что будущее всё-таки за интеграцей, глобализацией.

Т. Минеева:

 А как ведут себя венчурные инвесторы? Всё-таки проще же им, наверное, вложиться спокойно в кремниевую долину, в те стартапы, в наших же российских. Либо у вас взаимодействия выстроенный хорошо, что они в ваши разработки вкладываются?

М. Судаков:

 Инвесторы вкладываются, кстати в разработке наших резидентов и наши некоторые резиденты наоборот бегают от инвесторов. Но это ты уже тот уровень, чтобы пережить и научиться.

Т. Минеева:

 Это вопрос в менталитете, да? Боятся, что контрольный пакет заберу, разработку? Потому что столько идей вокруг, со всех сторон, со всех регионов присылают какие-то проекты. Понятно, Что у вас всё консолидированно, всё налажено в Челябинске.

М. Судаков:

 Нет, не налажено. Ми инвесторы, которые работают с нашими проектами, они в основном не из регионов. Меня это очень радует, потому что доверяет качеству наших проектах. Наши региональные инвесторы в основном инвестируют, то есть у нас есть очень успешные ребята, которые сделали своей компании, некоторые из них работают на международном рынке.

А у инвесторов, то что я видел, посещая форумы, где собираются венчурные инвесторы, что они сегодня говорят о следующем- есть сообщество, уже формируется, тот тренд, когда формируется в сообществе, которые инвестируют на первой стадии. Ну примерно также размер варьируется 100 тысяч плюс-минус в долларах. Сообщество следующее, что катализирует выход. Нам же хочется сразу и в дамки выходить, бить масштабом, Какие стратегические инвесторы, например, с Челябинском проектами нашего парка, мы ни с кем не работаем. Сейчас у нас есть проекты, которые потенциально к этому приближаются, которые очередной раз мы будем сейчас смотреть, инвестиции там большего порядка нежели 100000$. Ему же нужно несколько миллионов долларов.

Т. Минеева:

Хорошо. Есть ли в планах тиражировать этот опыт технопарка в другие регионы? Либо ты может быть, наблюдаешь где такая активность в зачаточном состоянии, начинает в каких-то региональных других технопарках. Поделись опытом. Анализируете же, наверняка, рынок.

М. Судаков:

 Я была, что многие парки гораздо успешнее нас в плане работоспособности, в плане опытностии то что они делают. Мы очень дружим с астраханским парком, стараемся найти какие-то точки пересечения. С пермским парком, буквально недавно открылся. Мы сейчас ищем свой путь. Меня приглашали в один из регионов России, чтобы я повторил там то, что я сделал в Челябинске. Но и сейчас я всё-таки хочу выбрать, первая стратегия она связана с тем, чтобы сконцентрироваться в Челябинске, то есть это проект регионального Сколково, я боюсь что он займет всё время на ближайшие несколько лет. Если же проект регионального Сколково Наша стратегия не состоится, то есть и есть ли это будет невозможно с точки зрения законодательства или ещё по каким-то причинам, то он наша запасная стратегия основана на этапе масштаба. Мы знаем, что наш парк точно приносит деньги, что он специализируется и что можно масштабировать. Но реально просто не хватает ресурсов сегодня, поэтому ответ будет таким, если Сколково, то на родине, если нет Сколково, то одна площадка уже есть, куда можно приехать и сделать тоже самое.

Т. Минеева:

 Максим, но у нас передача почти подходит концу. У меня такой вопрос. Что еще в этом замечательном регионе происходит такого интересного, может в других отраслях экономики, чем можно гордится ещё?

М. Судаков:

 Челябинск, по-моему, является первым регионом, где сервисы поддержки малого и среднего бизнеса объединяется в окно по принципу МФЦ. И в мае месяце - эта мечта будет реальностью, будет открытие этого центра, в нём будет 15 окон, насколько я понимаю концерт. То есть предпринимателям не нужно разбираться во всех этих коридорах. Он приходит в свое окно, он обозначает свою услугу, а эта уже услуга идет дальше по коридору потенциальному исполнителю, кто должен заниматься этим проектом.

Т. Минеева:

 Там тотально все услуги, да? Потому что во многих МФЦ услуги точечно передали, чтобы убрать этот коррупционный момент, когда нету доступа чиновников непосредственно к получателям господдержки. А здесь прямо одно окно, здорово.

М. Судаков:

 Одно окно, плюс очень непродуманный сервис. Ты приходишь только за одним видом поддержки, плюс это одно окно, плюс это в одном помещении. Я думаю взлетит. Предприниматель не нужно уже во все этой штуке разбираться, то есть пришел, падал, что тебе нужно и получил ответ. Здесь процедура будет проще, не хочешь по кабинетам.

Т. Минеева:

 Буквальный последний вопрос. Что пожелаем мы молодым ребятам, у которых есть идеи, которые думают куда пойти, не знают, как в Сколково подать документы. Может быть, им Челябинск поехать. Что им делать? Куда заходить, на какие сайты? Вот прям такие лайфхаки, советы тем, у кого есть какие-то идеи в голове.

М. Судаков:

Первое- это работать, работать и еще раз работать. Институты развития, они ищут своего клиента. Человек придёт туда, сэкономит очень много времени. Это не будет продолжаться долго. Государство, частный бизнес подхвативший, сегодня пока находится в тренде, потому что есть такой запрос на изменение экономики. Следующий этап, вы спрашивали про венчур. Органическая эволюция следующего этапа двадцатых годов нашего века - это будет венчур. Он более осознанный крупный, связанные с государственным и частным бизнесом. Сегодня предприниматель, если есть запрос, не сиди дома, не мечтай, Не рассказывай друзьям. Приди в одну из любых точек, которая называются IT-парки, индустриальные парки и, в общем в зависимости от того, чем ты занимаешься и задай вопрос там, ты точно попадешь в среду и сэкономишь кучу времени, и много твоих субъективных переживаний отпадут. То есть ты по-другому будешь смотреть на этот мир. Он выглядит сегодня не так. Я считаю, что этот совет своевременный. Потому как мы можем управлять только тем, что осознаем, нужно осознать, что сегодня созданы условия для развития бизнеса. Нужно понимать, что это работа, она такая же монотонная как любой неинновационный бизнес. Ты должен делать с утра до вечера, а может быть, и даже ночью, ту работу, в которую веришь. Все, кто к нам приходит, мы за вас бизнес делать не будем. И если человек это не разделяет, мы проясняем, что вы пришли за запросом и мы вам поможем, но вы должны проявлять собственную инициативу.

Т. Минеева:

 Всё правильно. Здорово. Спасибо большое, Максим за такую важную работу. Это было передача Национальный продукт, вела ее я Татьяна Минеева. Сегодня мы говорили об инновационном бизнесе, в гостях у нас был член генерального совета России Максим Судаков. Увидимся через неделю.