О. Калашникова:
Здравствуйте, дорогие друзья. Я приветствую вас на канале mediametrics. У нас программа «Ум и сердце». В студии Ольга Калашникова. И у меня сегодня гость Александр Древель. Здравствуйте, Александр.
А. Древель:
Здравствуйте.
О. Калашникова:
Вы композитор, вы гитарист. Александр, мы сегодня начинаем ударно рабочую неделю. За 45 минут мы должны поговорить по гитаре. Мы успеем это сделать?
А. Древель:
Мы, если охватить всё, то нам жизни не хватит наших, чтобы это обсудить.
О. Калашникова:
Ну, давайте мы попробуем. То есть кто не замахивается, тот шампанского не пьет, и даже не нюхает. А мы сегодня, как минимум, нюхнуть шампанского права себе заработаем. Я сразу вам хочу задать такой вопрос, он животрепещущий. Я на гитаре не играю, я пробовала, я училась, больше у меня бас-гитара получалось, потому что пальчики не резала. У меня с акустикой получалось не очень, поэтому я ушла в ударные и в рояль. Тем не менее, гитарной музыкой я всегда интересовалась, и как актриса, и как режиссер всё-таки я с этим сталкиваюсь часто и регулярно. И в последнее время я плотно очень столкнулась и столкнулась вот в таком ключе. Когда я ставила первый в своей жизни спектакль, и художественный руководитель моего театра и мастер по актерскому ремеслу, педагог Александр Владимирович Гребенкин, он сказал: «Оля, бери любой инструмент, только не гитара». Мне было очень странно, но тем не менее человек аргументировал, он сказал» Оля, это всё, это штампы, причём штампы зрительские и как бы ты не изворачивалась, но зрители воспримут это однобоко, и ты получишь все свои гениальные замыслы». Александр, расскажите, что у нас в современном мире происходит с этим замечательным инструментом, и в России в частности.
А. Древель:
Ну, скажем, что у поколения постарше есть штампы касательно гитары, это точно. А вот у более молодых всё-таки, они воспитаны больше на рок-музыке, которая к нам хлынула с Запада. В общем-то, всё уже порядке в плане гитар.
О. Калашникова:
Так вот, то что мне сказал Александр Владимирович, я так понимаю, это относится и к рок-музыке, и к джазу, потому что действительно гитара - это рок 100%. Мы недавно с Павлом обсуждали наличие рака в России в принципе, и пришли к выводу, что рока в России нет и никогда не было, что это была тюремная лагерная музыка и какой-то городской романс. Это то что трансформировалось, называлось русским роком.
А. Древель:
Если рок называть в качестве какого-то музыкального стиля, его, конечно, не было в России. Я с этим тоже согласен. Но если это рассматривать как идеологии, совершенно другая ситуация, как я понимаю. Я думала, что рок может быть везде и в Индонезии, и в России.
О. Калашникова:
Давайте поговорим про идеологию.
А. Древель:
Ну, просто рока коснулись и здесь листовки в том, что это какой-то конкретный стиль. Нет, он долго вырабатывался в рамках определенной культуры и идеологии в том числе. И мы знаем, что это в 70 годы, это эпоха хиппи, и панк-рок.
О. Калашникова:
Это больше какая-то заграничная музыка, да?
А. Древель:
Конечно, это всё появилось там. Рок он воспринимается иногда как контркультурное явление. Здесь можно сказать, что контркультура она была всегда и будет всегда. Из древнегреческих философов и до наших дней. Поэтому, если так сказать, что Аристотель рокером был вполне себе. Ну, а что касается гитары, то, конечно, она ассоциируется с роком, и с джазом, и с эстрадной музыкой. В целом, рок он вышел из молодежной среды.
О. Калашникова:
Вот опять же, наверное, и этих штампов тоже боялся Александр Владимирович, что рок -это всё-таки проявления свободы, это желание противостоять, желание вырваться, тем не менее это такой вестник свободы. Вот гитара в этом смысле, это самый такой инструмент?
А. Древель:
Нет, здесь наверное, правильно обратили внимание, есть конструктивные особенности гитары накладывает определенный отпечаток, потому что гитара очень мобильный инструмент, если барабанную установку мы не можем взять с собой, например, в электричку, то гитару можем.
О. Калашникова:
Берут, Александр берут. Реально, я видела.
А. Древель:
Сейчас, конечно да, ребята молодцы, стараются удивить. Но, если серьезно, то конечно, ничего этого нет. Гитара, а она очень такой кочевой инструмент, почему, собственно говоря, всегда он был популярен среди цыган. Потому что везде можно взять, везде побренчать. И всем будет весело.
О. Калашникова:
И с одинаковой, в общем-то, успешностью, потому что я так понимаю, многое зависит, все-таки, от техники, потому что три аккорда это прелестно. Паша считает, что достаточно их знать, чтобы уже познакомиться с девушкой и гарантированно завоевать ее внимание. Сегодня Паши нет, но он незримо с нами присутствует, тем более, когда такой вопрос обсуждается.
А. Древель:
Я бы даже сказал, что Паша прав больше чем на 100%, потому что для то го, чтобы произвести впечатление на девушку, нужно именно три аккорда.
О. Калашникова:
Ну, вот да. три аккорда этого достаточно. А дальше? Есть ли, так сказать, жизнь в гитаре после трех аккордов?
А. Древель:
Безусловно. Здесь многообразие языков гитарных, так же как и музыка, но она, конечно, делится на какие-то стили, жанры,там рок-музыка, джазовая музыка, кантри и так далее. Но кантри-это, все-таки, конкретная музыка. И здесь гитара получила разное вообще развитие в каждом из стилей, адаптировалась под них, то есть есть специализации, грубо говоря, среди гитаристов, например, гитарист, исполняющий джаз, редко, наверное, когда сможет исполнять рок и наоборот. Тут люди, скажем, целую жизнь работают, чтобы стать мастерами в определенном ключе.
О. Калашникова:
Ну, вот у нас Юра Наумов, чудесный музыкант и основатель русского блюза, практически, патриарх, так скажем. У него настолько техника потрясающая, что когда я его слушаю, я закрываю глаза и слышу три инструмента и эти особенности в технике выделяли всегда именно его исполнении. Насколько это его индивидуальная манера? Или это может как-то действительно распространяться? Потому что три аккорда это понятно для чего это, это отдельный разговор. А вот все остальное, когда не три аккорда, а три инструмента и в каждом не по три аккорда, насколько это надо? где это используется? Как это распространено?
А. Древель:
Мы не обратили на то, что есть разновидности гитары. Гитара вообще большая история, она произошла от других инструментов струнно-щипковых, но классическая гитара сформировалась только в 19 веке. Тогда же появилась определённо-конструктивная гитара, особенность гитары фламенко, но она очень близка к классической, также появилась электрогитара, которая появилась в 36 году 20 века.
О. Калашникова:
Ну это вот модификация последняя некая техническая, да?
А. Древель:
Ну она не последняя. Но именно серьёзная революция в звуке, она появилась именно тогда, в 30-хх годах 20 века. И каждая из разновидностей гитары приклеилась к определенному стилю. Есть определённая клише, стереотипы восприятия, если у нас рок- гитара, то это почему-то обязательно электрогитара. Она должна быть сильно перегружена, звук у неё яростный должен быть и так далее. У джаза наоборот, такой круглый, большой и, скажем так, оттеночные, там и соответственно конструкция гитары немножко другая, если обратите внимание на это. Там немножко другие электрогитары и применяются с другими характеристиками. Но это стереотипы, потому что рок может быть и акустическим вполне, исполняется он и на акустических гитарах с металлическими струнами.
О. Калашникова:
Вот у меня такое ощущение, что не рок был изначально. Что в была некая, действительно, тенденция, некие ощущения, некие проявленные какие-то вибрации, которые уже потом люди выделили и назвали это роком. То есть уже всё существовало и тот факт, что народная музыка, например, я действительно слушая народную музыку и вижу как танцуют русские народные танцы, дело в том, что опять же очень много подвержено стереотипам восприятия человеческого. Мы почему-то считаем,что это вот определённого рода, ну, русские народные танцы мужчины в присядку, женщины там ходят, пальчики веточки, лебедушки плавают и так далее. Мама дорогая ! То что я видела и как я танцевала русские народные танцы, это какие-то безумные топотушки, прыжки, это какой-то ритм сумасшедший, когда всё сливается, когда этот хоровод двойной. Я извиняюсь, там в каждом хороводе по 30 человек и это в одном ритмическом рисунки сливается и невозможно выскочить. Это реально рок я слышала. И тут я слушаю значит вашу замечательную живицу и я понимаю, что это почти то, что я слышала в русской народной музыке всегда в общем-то. И то, что вы это вынесли акцентированно в обработке, даже не обработка рока, у вас там только две темы идёт: одна чисто роковая, гитарная мощная с ударными и прочими, а другая вот такой замечательный самобытный вокал женский, который тоже очень сильно, мощно выбирают суть этой песни, потому что очень многие русские народные песни они все на битву, на труд, на свершения, они все зовут, они заводят. Есть отдельные, это колыбельные, это вообще отдельная история.
А. Древель:
Ну там есть очень много жанров...
О. Калашникова:
Там да. Ну, то что я слышала в русской музыке, мне кажется, оттуда и характер в общем-то русского народа, который не сдается, которые до конца. Расскажите, пожалуйста, про живицу несколько слов, как вы там обнаружили эти вещи, аккорды, тенденции звучания.
А. Древель:
Аккордов там изначально не было никаких, были мотивы непевческие и текстовые. Есть разработку интересные тексты, текст с каким-то сюжетом, какие-то необычные, нетривиальные.
О. Калашникова:
Ну да, потому что там есть какие-то сопровождающие в работе, допустим, и они недостаточно монотонные для того, чтобы в ритм вошел и в нём держался.
А. Древель:
Многие песни, как они мне, например, попали в разработку, я даже там ничего не сокращал.
О. Калашникова:
Но это знаете, это смело. Потому что Павел, я прямо знаю, чтобы он сказал, что сейчас, учитывая клиповое мышление окружающих, надо два куплета и максимум какой-то припевчик коротенький, и всё, не перегружать дорогих зрителей.
А. Древель:
Идите направо, конечно. Это закон. Но это закон, работающий в поп-музыке. Там всё железно. Там 8 секунд вступления и дальше должен быть какой-то ещё материал. Здесь, в живице, это более экспериментальный проект, вызов именно сделать соединения с современной музыки и той, из глубины веков.
О. Калашникова:
На мой взгляд, не получилось, потому что получилось настолько правильно и гармонично, и я вообще этого ждала, Мне казалось, это настолько очевидным. Может быть, для кого-то это был и вызов.
А. Древель:
Но, наверное, вызов скорее для меня. Я такой более технический, скажем так, в плане сочинительство. Ну и вызов показать людям сочетаются разные музыкальные стили. И, мне кажется, там можно выделить определенное направление, но они все подошли, то есть получилось универсально. И, как по мне лично, идеальный вариант Кадровый оказался всё-таки с хардроковый.
О. Калашникова:
Понимаете, наверное, я не перегружаю и не перегибаю палку, потому что я реально это и слышала, я реальное это я танцую, если я слышу русскую народную музыку. И то, что наш педагог по танцам нам показала, как это танцевать, это действительно совпадает. Сейчас мы послушаем вариант песню группы Живицы: «Во горнице, во светлице». Эту группу вы можете найти в интренет-ресурсах и ознакомиться с ее творчеством более предметно, и если у вас будут время, послушайте все 30 куплетов, но это того стоит. 20:56
???Вообще совместить совместимое с несовместимым, это очень интересно. Это всегда настолько расширяет пространство.
А. Древель:
Ну, может быть, мы не пионеры - совмещать такие контрастные вещи. Наверное, всё-таки это делают, а может быть, уже и не в России.
О. Калашникова:
Ну, тем более, уже в России делают, и хорошо делают, мне нравится, замечательно, спасибо большое. То есть вот она ещё одна гитара, это еще одно направление и использования инструмента и того, что можно сделать с этим инструментом. Это следствие развития, это действительно есть такая тенденция, или это ваша личная разработка? Насколько можно надеяться на то, что эти стереотипы начинают уходить и все поймут, что гитара не умерла, что она развивается, что движется, что ее можно использовать в разных совершенно направлениях?
А. Древель:
Как я вижу ситуацию, мне кажется, что гитара всё-таки из массы, она была очень массовым инструментом. И поэтому она завладела всеми сторонами музыки. современной ситуации музыки вообще, гитара, Наверное, она будет развиваться в каждом истерии. Но она, всё-таки, носит уже не такой лидирующий характер.
О. Калашникова:
А какие инструменты тогда на первом месте?
А. Древель:
Ну, сейчас музыка преимущественно компьютерная. Причём не просто электронная, а именно компьютерная. Потому что электронная музыка она была, давным-давно существует, но теперь ее могут сделать на ноутбуках.
О. Калашникова:
Электронная - это, наверное, всё-таки, когда человек садится и пишет. А компьютерная, тут человек мало принимает участие.
А. Древель:
Там, конечно, человек принимает участие, просто весь продакшн сконцентрирован на одной машине, на компьютере. А если в электронной музыке, там человек увешан проводами, вокруг него синтезаторы, он что-то всё крутит, какие-то звуки ищет. Сейчас совсем не так.
О. Калашникова:
Есть смысл учиться играть на гитаре? Я знаю очень много людей, которые продолжают это хотеть.
А. Древель:
Конечно, есть. Всё-таки, Несмотря на то, что сейчас всё в таком состоянии находится, я думаю, что всё немножко циклично.
О. Калашникова:
Ну, я думаю, что всё как и в истории. История и культура они отличаются.
А. Древель:
Гитара, немножко в другом виде, другим музыкальным языком, но она будет проявляться, она и сейчас с проявляется, просто саунд немножко изменен.
О. Калашникова:
Она в большей степени, как вот один из инструментов в коллективе, в группе. Это ансамблевый инструмент в большей степени. А как отдельно, например, есть у нее будущее? Или уже фламенко сделало всё, что могло?
А. Древель:
Фламенко- очень традиционная музыка и как Люба традиционная музыка, она всё равно будет.
О. Калашникова:
Нет, ну, правильно, там, где гитара соло, она была, и есть, и дальше, наверное, будет.
А. Древель:
Тут дело как раз в том, что когда этот период… Люди уже насытятся компьютерной музыкой, им понадобится вернуться к корням. И здесь фламенко опять пойдет, и классическая гитара, все вспомнят и ем. Она будет существовать, будет, может быть, в среди аутсайдеров, но всё это будет и учиться надо, потому что, я считаю, любое музицирование, она развивает абстрактное мышление и мышление вообще. Это научно доказанный факт, те, кто музицируют, они потом и по математике делает большие успехи.
О. Калашникова:
Я вам больше скажу, я понимаю прекрасно, что помимо того, что математика, ну это явные у человека начинают проявляться способности, аналитические и прочее. Дорогие друзья, если у вас синхронизированные руки, ноги, у вас настолько активно начинают работать все полушария, какие у вас есть, вы настолько проще решаете все жизненные задачи, у вас настолько легче получается любое действие, которое вы планируете совершать в жизни, что ваша жизнь становится настолько легче и приятней, веселее. То, что обычному человеку нужно напрячься, заставить себя выложить массу усилий, а ты даже не замечаешь, ты на пролете, ты на взлете это делаешь и ты не то чтобы, успеваешь запыхаться, устать, ты ещё ко всему прочему напридумывал у разных вещей, включился, навлек кучу разных людей И ты даже не замечаешь, как это делается. Настолько меняется качество жизни и я на прямую это связываю с владениями музыкальных инструментов. Вот это я, буквально, несколько слов об актуальном, для чего нужно учиться играть на гитаре.
А. Древель:
Я вам скажу следующее. Вы заострили внимание на дисциплине в первую очередь, какую дисциплину формирует владение инструментами. Я думаю, никто не будет с этим спорить, что для того, чтобы хотя бы на каком-то уровне владеть инструментом, чтобы играть в коллективе каком-то начинающим, всё равно нужно потратить много времени и систематический заниматься. Поэтому те люди, которые окончили какие-то заведения музыкальные, они занимаются очень много, им нужно вовремя всё это сделать, потому что экзамены и знать огромное количество информации.
О. Калашникова:
Это творческая профессия и никто не ждёт, когда тебя накроет и вдохновение, изволь выложить, причём выложить так, как это действительно должен быть артистизм, это должно быть реально вдохновенно с гением внутренним, и никто не будет ждать, когда же тебя там муза посетит.
А. Древель:
Это абсолютно профессиональная вещь. Потому что вообще муза и вдохновение, это не что то, что надо лежать на диване и ждать, когда она придёт. Аппетит появляется в процессе еды. Я также, например, сажусь что-нибудь сочинять и думаю, что-то неохота сегодня, но говорю себе ничего подобного, а потом уже охота приходит само по себе. И бывает даже, что трудно оторваться от этого, потому что идеи пошли и поскорее бы их записать. И пока ты их не запишешь, они ни есть не дадут, ни спать не дадут.
О. Калашникова:
Это нереально. Насколько я себя помню, когда я прибегаю домой, Я кушаю, разговаривать с ребёнком, мой, и всё мне это надо уложиться в 15 минут, потом я засыпаю и в три часа подрываюсь и говорю себе, что надо это записать. Никуда не денешься от этого.
А. Древель:
Многое здесь положительных моментов. Надо отдавать детей в музыкальную школу, мне в этом плане повезло, конечно.
О. Калашникова:
Поделитесь опытом, порекомендуйте школы, или это индивидуальное какие-то занятия, как педагога вообще найти хорошего. Потому что я сама педагогика занималась не знаю, насколько это важно, всё-таки, найти своего педагога, ну, вы понимаете о чём я.
А. Древель:
Существует одна проблема в том, что педагогами обычно становятся те, к какого-то не получилось что-то другое. Это такое распространённое явление, я надеюсь, никого я не обижу, но это есть. Есть педагоги, которые хотят именно ими быть.
О. Калашникова:
Это и моё мнение. Дорогие друзья, и ищите концертирующего педагога. У них не будет времени, вам придется за ними бегать, уговаривать, но это самые эффективные педагоги.
А. Древель:
Отнюдь. Я как рассказал про другое, то есть концертирующий педагог он хороший музыкант, но у него приоритеты другие. У него приоритеты, например, в тур поехать, хорошо отыграть в туре.
О. Калашникова:
Ну если уже взялся учить, я говорю про того, кто совмещает.
А. Древель:
Вот я как раз и хотел сказать, что мне в этом плане повезло. У меня как раз педагоги от Бога были, что называется. Музыкальная школе мне попался замечательный преподаватель, который очень деликатно, очень педагогично тройку поставят, и скажет: «ты парень очень плохо поработал». Во всяком случае, со мной этот подход работал.
О. Калашникова:
Действительно, тогда я человек очень талантливый в своей деятельности. У меня тоже педагоги были прекрасные и потом я оценила их уровень, когда сама уже этим стала заниматься. Настолько, мне кажется, нужно любить и знать свое дело, чтобы понимать, как это донести до человека. Потому что очень часто, какая-то мелочь, ерунда не проникла и она ступорит восприятие всего остального процессов. И тут надо понимать, что это за мелочь, которую очень важно донести.
А. Древель:
Ещё момент касательно как раз гитарного языка и общего музыкального мышления. Почему я лично рекомендую музыкальную школу, потому что там существует определённая программа. Она, может быть, на первый взгляд показаться: «зачем мне это», но это надо. Потому что, например, во всех школах музыкальных учат играть на классической гитаре и это не просто так, там формируется определённое музыкальное мышление, аккордовых последовательностей, мелодическое мышление. Как раз репертуар очень хороший, он многоголосный, то есть на одном инструменте ты без ансамбля, не гитарист. Ты гитарист, возьмёшь гитару и изобразишь что-то. Это индивидуальное развитие, и она будет развито, она будет хорошо аранжирована.
О. Калашникова:
Это уже материал имеющийся, какой-то программный.
А. Древель:
Конечно, это база. Мне нравятся очень многие произведения, которые я играл в музыкальной школе, и с удовольствием бы их сыграл ещё один раз.
О. Калашникова:
Для того чтобы понять, действительно нужно вот это вот база, над которой потом работаешь и работаешь и наконец-то ты проникаешься, и все эти азы, они открываются перед тобой.
А. Древель:
Да, Потому что, если ребенок сразу схватил электрогитару и говорит» Папа, я хочу играть на электрогитаре». Это хорошо, потому что есть мотивация, и тут надо как раз найти такую грань, чтобы мотивацию не убить, сказав ему: «Нет, 5 лет сначала поднимаешься на классической гитаре». Но здесь классическая гитара вырабатывает ещё определённое представление о том, как формируется звук вообще акустических инструментов. То есть вот струна, ее колебания, как эти колебания идут, как резонируют и так далее. Электрогитара, там всё скорее наоборот. Здесь нужно из акустической гитары звук этот извлечь именно правильно, а там помимо того, что ты его извлечешь, там еще нужно его очень хорошо контролировать.
О. Калашникова:
А можно сказать, например, говорят хороший водитель Ты ещё должен научиться водить на механике, а потом уже пересаживайся на автомат.
А. Древель:
Тут можно с конями привести пример. Хорошего скакуна сразу же не дают, сначала на пони поездить нужно.
О. Калашникова:
Ну, акустика я бы сказала, что это не пони.
А. Древель:
Нет, конечно, самостоятельно инструмент, но представление она даёт более полное на начальных этапах. Кстати, музыкальные школы вполне себе внедряют и современный репертуар, и хорошая аранжировки, даже немного стилизованные под рок, под блюз.
О. Калашникова:
Ну, действительно, тут туда есть смысл сейчас пойти. Там всё равно сейчас все педагоги и люди современные, никуда от этого не денешься. Это не значит, что вам будут как в 19 веке навязывать какие-то вещи.
А. Древель:
Конечно, есть хорошие частные преподаватели, но здесь настолько рынок насыщен. У каждого своя программа.
О. Калашникова:
Ну, тут уже да, нужно предметно смотреть. Александр, у нас остается буквально полторы минуты до окончания эфира. Выпишите для гитары только? Или для чего вы ещё пишите? Какие ещё инструменты вам близки?
А. Древель:
Не только. Во-первых, все аранжировки, которая сделал для Живицы, практически все инструменты сделаны мной. Но не то, что записаны они, сыграны другими музыкантами.
О. Калашникова:
То есть, вы мультиинструменталист.
А. Древель:
Можно и так сказать, но в моих планах всё-таки есть симфоническая музыка.
О. Калашникова:
Замечательно. Я вам желаю огромных успехов в этом отношении и, скажем так, у меня появились аргументы, что сказать моему худруку, чтобы везти гитару в свой спектакль. Я думаю, что это не последняя наша встреча, очень интересно. И тем действительно много, которые хочется разбирать, особенно с такой профессиональные классической позиции. Спасибо вам большое, Александр. Всего вам доброго, успехов. До свидания, дорогие зрители. До новых встреч.