{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Николай Ганайлюк Cоздатель Шоу сумасшедшего профессора Николя 16 мая 2017г.
Химия и физика для детей от профессора Николя
Бизнес в сфере образования: перспективы, сложности и опыт. Как профессор заинтересовал детей химией и физикой? Гром и молния в домашних условиях

А. Клименко:

Всем добрый день. Сегодня с вами я, Анастасия Клименко. И сегодня у нас в гостях Николай Ганайлюк - создатель Научного шоу профессора Николя. Добрый день!

Н. Ганайлюк:

Добрый день!

А. Клименко:

Расскажите нам чуть-чуть о вашем шоу. Что это такое?

Н. Ганайлюк:

Дети очень любят экспериментировать, это не секрет. Начиная с восьмидесятых годов на западе, впервые в Канаде, подумали, как можно совместить  два интересных направления - обучение, с одной стороны, и развлечение с другой. Так получился микс, который назвали «эдьютейнмент». В чём суть? Маленьким детям, у которых ещё не началась серьезная физика и химия, очень здорово и легко проводить опыты, при этом получать какие-то объяснения, что приводит к тому, что они начинают интересоваться «А что же происходит?». Почему? Если при помощи простых и наглядных экспериментов заинтересовать детей, то в дальнейшем намного проще будет им, и они вприпрыжку и с охотой будут бежать и ждать, когда же начнутся физика, химия, когда можно будет уже заняться более серьезными исследованиями.

А. Клименко:

То есть вы обучаете физике и химии посредством опытов? И заинтересовываете.

Н. Ганайлюк:

Как это происходит? Наши ведущие с таким большим багажом всевозможных колбочек, стеклянок, реактивов, научных игрушек приезжают в школу, домой, куда угодно и в течение часа, либо полутора часов демонстрирует опыты, каждый из которых снабжается небольшим объяснением. Это должно быть обязательным. Чем старше дети, тем более подробно должно быть объяснение. Но безусловно, всё это дело относится никак к фокусу, а как эксперименту. Обязательно должно быть понятно, что, зачем и почему. У нас есть программы, только связанные с каким-то микс-комплексом, но также есть программы, например, связанные с космосом. Мы модули моделируем создание настоящий кометы. Или, например, демонтирован детям с помощью вакуумной установки, что будет в космосе в условиях пониженного давления и что ещё, немаловажно, все дети принимают участие в опытах. Потому что я знаю не понаслышке, я сам закончил университет физико- технический университет, что лабораторные работы хороши тем, что, когда ты кучу раз повторишь что-то своими руками и только в таком случае ты запомнишь.

А. Клименко:

Это всё очень здорово, но закономерный вопрос. А детям для чего это? Где они применять всё это будут? Или это для саморазвития?

Н. Ганайлюк:

Это такая тонкая материя, если подходить к абсолютно любому знанию, которые есть в жизни, А как это? А что это? и так далее. Вы знаете, не было бы ничего тогда вокруг нас. Главное, На мой взгляд, заинтересовать ребенка. Пусть изначально он будет знать о том, что индикатор -это вещество, которое меняет свой цвет в зависимости от того, насколько кислотная среда. В дальнейшем он поймёт, что это может быть использоваться. Например, щелочная среда-это стиральный порошок, что она справляется с различными загрязнениями. Не обязательно становиться суперфизиками, суперхимиками и разбираться на глубоком уровне, но общее понимание, я считаю, что у образованного человека просто должно быть, чтобы понимать, как образуются облака, или, например, что будет, если засунуть пальцы в розетку. То есть такие бытовые вещи, чтобы это не было как магия.

А. Клименко:

А были ли такие опыты, после которых дети уходили вглубь и узнавали что –то там свое?

Н. Ганайлюк:

Условно говоря, есть опыта более простые, есть более сложные. Это сделал не просто так. Для начала хорошо познакомить с основой. Если ты понимаешь, что ребёнку интересно не просто узнать о том, что есть вещества полимеры, которые имеют структуру из множества одинаковых молекул, а если ему интересно копать дальше, это прекрасно. Мы говорим о том, что существует множество разных материалов полимеров, даже наша кожа - это полимеры, есть удивительная порошки, которые обладают свойством впитывать воду и превращать ее в гель, и он может разбираться именно с полимерами. А существует множество необычных опытов с примерами, если вдруг, во время первого знакомства научного шоу стало понятно, что тема полимеры интересна, пожалуйста. Приведу пример. Года четыре назад замечаю замечательная компания Роснефть сказала, примеров и в итоге наша команда вылетела на Дальний Восток в город Находка и в течение недели в школах проходило шоу профессора Николя, именно связанное с полимерами. И детям было здорово, потому что обычный человек не задумывается, что всё вокруг нас - это химия, это физика. А если при помощи опыта все это показать, насколько интересней будет потом идти по нему, понимая, что это полимер.

А. Клименко:

В школах физику и химию преподают же разные преподаватели. А вот вам как удается совмещать?

Н. Ганайлюк:

Мы не преподаем эти предметы. 3 года назад мы летали в штат Колорадо на Конгресс учителей начальной школы в Северной Америке. Там школы, и частные школы, и государственные, они выделяют деньги на то, чтобы в течение 4 дней преподаватели обучались как при помощи простых наглядных опытов можно заинтересовать детей, причём акцент делается на детях начиная с 1 класса по 4. То есть это самая первая ступень. мы не конкурируем, более того мы не обучаем физике и химии, мы даем естественное понимание, что происходит вокруг. Дальше, безусловно, в средней и старшей школе у детей в зависимости от того, к чему будет больше склонность, они, может быть, больше станут заниматься физикой, или будут заниматься химией. и есть много возможностей для более углубленного занятие. Но это будет потом. А пока, На мой взгляд, очень важно при помощи опытах показать ребенку А что происходит? А как происходит? А дальше уже их дело. То есть, на мой взгляд, я был бы безумно рад, если бы во всех школах в обязательном порядке была бы такая занимательная наука в опытах.

А. Клименко:

Ну вот релевантное там на каком году обучения, с 1 класса по 4? И как программа строится, то есть это какой-то один раз в год опыт или эти опыты постоянно?

Н. Ганайлюк:

Я бы сделал это следующим образом. Я, наверное, расписал бы по тематике.

А. Клименко:

И вообще у нас получается физика и химия только после 4 класса.

Н. Ганайлюк:

Ну, у нас же есть предмет естествознание. Просто расширились. Что такое механика? Почему, если шарик падает о другой, он подпрыгнет? Как бы здорово было бы, если бы это всё было. Почему детям в это всё так нравится? Почему как грибы вырастают музей интерактивных наук? Те места, куда дети могут прийти и вместе с родителями проводить опыты. Это современный тренд. Уже не хотят просто смотреть, они хотят просто слушать, хотят послушать, а затем делать. И если они сами покупаются, что-то смастерят им при этом ещё и объяснят, они это обязательно усвоят.

А. Клименко:

То есть вы за образование, которое нужно поменять. То есть тот учебник, который есть, он уже скучен ребенку или нет?

Н. Ганайлюк:

Я не хочу менять. Мне всё нравится. Я просто хочу дополнить, чтобы там обязательно было практика. Есть сейчас большое количество школ, в основном это частные школа, где это уже есть, где есть в начальной школе классы, которые оснащены минилабораторией. Я хочу, чтобы это было не только в частных школы, но и во всех других обычных школах страны.

А. Клименко:

Насколько опасны опыты?

Н. Ганайлюк:

Есть прекрасные книги, есть прекрасные опыты, которая абсолютно безопасны. Да, безусловно, если взять какие-то химические эксперименты, связанные с щелочами или кислотами, взрывами, их могут проводить только преподаватели и уже взрослые дети-подростки, которые знают как соблюдать технику безопасности. В начальной школе такие опыты такие опыты проводятся без непосредственного участия детей. Но существуют сотни простых опытов, связанные с равновесием, например, при помощи которых можно преподнести многие вещи. Кстати, зная о том, что пока не во всех школах и не везде есть такие кружки, куда дети могут прийти, мы со своей командой решили, надо сделать так, чтобы абсолютно любой родитель, любой ребёнок смог включить YouTube и посмотреть видеоинструкцию как проводить тот или иной опыт. Сотни видео экспериментов уже есть на нашем канале.

13:48

???Хорошо. Так, мы с 1- 4 классом разобрались, а что же делать нам 5 - 11 классами? Просто по учебнику не хотелось бы тебе видеть, чтобы химия и физика преподавались по-другому?

Н. Ганайлюк:

Обязательно должны быть лабораторные работы. Так получилось моей жизни, что сначала я учился в хорошей школе, и потом, в связи с переездом, попал в не очень хорошую школу. Если хороший школе у меня каждый занятия по физике и химии это были лабораторная работа, я это делал, то потом химия превратилась просто в какие-то абстрактные теоретические вещи, и никто ничего не понимал. Почему? Потому что это было одна лишь теория и было очень сложно. Поэтому приходилось нанимать различных репетиторов, приходилось очень много заниматься самому, чтобы потом поступить в Технический ВУЗ. И я считаю, что обязательно во всех естественнонаучных дисциплинах должны быть практические занятия.

А. Клименко:

Тогда вопрос. У нас в отечественном образовании такое. Может, за рубежом как-то учат по-другому?

Н. Ганайлюк:

Я ездил именно по начальной школе. Я знаю, что во многих наших школах, в том числе и в моём любимом физтех лицее в городе Долгопрудный, там большое внимание уделяется практическим занятиям. Ну это особенные школы, в которых есть бюджет, которые оснащены всеми этими кабинетами. К сожалению, насколько я знаю, не во всех школах такая возможность есть. Но это всё меняется к лучшему.

А. Клименко:

Я знаю, что есть школы по углубленному изучению каких-то естественно-научных предметов, например, биологию взять, где, например, лягушку препарируют. Может тогда оставить это оставить школам для углубленного изучения или это правда нужно всем?

Н. Ганайлюк:

Я считаю, что это нужно всем вот, вопрос только в количестве часов. Потому что если на занятиях по физике не проводить опыты, то всё это останется абсолютно абстрактными знаниями. Более того, это будет непонятная теория. Вот что самое страшное.

А. Клименко:

Да, это правда. Смотри, всё-таки, почему ты решил заниматься таким образованием детей? Что тебя к этому сподвигло? Почему людей бояться начинать свое дело, потому что это рискованно.

Н. Ганайлюк:

Это было абсолютно полное стечение обстоятельств. Я работал в сфере бизнес-консалтинга. В какой-то момент я понял, что мне хочется что-то свое. И пустился на поиски. Занимался всем, я организовывал фототуры разные экзотические страны, преподавал для детей и в какой-то момент возникла в России франшиза канадские компании МэдСайнс. Я стал там работать ведущим и познакомился с самой этой идеей, что при помощи интересных опытов можно что-то показывать детям и оставлять у них знания. В какой-то момент я понял, что идея хорошая, но можно сделать лучше и пойти своим путем. И в 2008 году я стала профессором Николя. Сначала я был один одинешенек, а постепенно спрос на то, чтобы я приехал и устроил научные шоу, стал расти, и у меня появились помощники. Я стал обучать других ведущих только для того, чтобы мы могли больше показывать шоу.

А. Клименко:

То есть сначала ты начал выкладывать видео на YouTube? Или как это происходило?

Н. Ганайлюк:

Сначала это было следующим образом. Я придумала образ профессора Николя, создал несколько программ с экспериментами. Как я это сделал? Я посмотрел какие опыты интересно проводить, посмотрел, что есть в мире. Я стал заказывать много-много разных реактивов, интересных научных игрушек, оборудование.

А. Клименко:

Как дорого было инвестировать во все это?

Н. Ганайлюк:

Инвестировал все деньги, которые были. Конечно, были риски. Я считаю, если что-то начинать делать, то нужно подходить к этому с полной отдачей. Более того, если это твои собственные деньги, то ты будешь очень много-много думать о том, как лучше это сделать.

Ну очень много денег было потрачено зря. Я очень много пробовал, тестировал. И в итоге оказалось, что есть где-то 15 опытов, которые можно не просто показать, а придумать какую-то историю вместе с ними. И возник первый сценарий первой программы, который стал называться Школьная наука. Потом возникла другая программа, которая называлась 4 стихии, там все опыты можно было поделить на 4 стихи- вода, огонь, земля и воздух. Где-то там взрыв шарика с водородом при помощи реакции, где-то мы демонстрируем, как шарики не лопаются на гвоздях, Где ты, там огромное воздуходувка, в которой возникают по огромный поток воздуха и держит шар, он прямо левитирует в воздухе. Третья программа, которая до сих пор является хитом это Всё включено. Но это программа она подходила уже больше для детских праздников. И на самом деле, если начале я думал, что что будет больше востребовано в школах, это на самом деле так, но только 2 раза в год- это выпускные в школах, когда думают, как проститься с начальной школой, научное шоу на Новый год, у нас есть специальные новогодние эксперименты, ну, и это может быть на 1 сентября в День знаний. А так научное шоу очень востребовано на детских праздниках. И вот «Всё включено» - отличное праздничное научное шоу, которое очень востребовано.

А. Клименко:

Ну, получается, школы не хотят с вами просто сотрудничать и даже звать на свои уроки.

Н. Ганайлюк:

Почему? Некоторые школы хотят. Это хорошая школа, у которых есть хорошее руководство, хорошее родительские комитеты и в эти школы мы ездим неоднократно с разными программами. Причём там есть тематические программы, также есть концертная программа, которая собирает в актовом зале 100-200 детей и мы показываем для них такие грандиозные большие опыты, которые в классе компактно провести нельзя из-за техники безопасности.

А. Клименко:

А было ли такое, когда вы только создавались, опускали руки? Или ты видел, что детям нравится и сразу это стало популярным?

Н. Ганайлюк:

В плане развития шоу, первые 2 -3 года это был просто бешеный рывок. Мы развивались очень быстро. Появились первые ведущие, после этого и я перестал хранить весь реквизит в квартире, и безумные бабушки возле подъезда перестали коситься на меня, что я несу, потому что Я только 40 литровый контейнер с сухим льдом, постоянно приезжали машины. Поэтому, первым делом, что мы арендовали - то был даже не офис, а склад. И первый наемный сотрудник, это был не менеджер по работе с клиентами, а кладовщик, который стал всё это собирать, чистить и мыть. потом уже появился менеджер по работе с клиентами, потом бухгалтерия и так далее. Далее мы стали инвестировать и в бренд для того, чтобы люди искали непосредственно шоу профессора Николя и сейчас бренд профессора Николя он шире и популярнее, чем все научные шоу. Мы стали инвестировать в инструменты. То есть когда люди становятся нашим франчайзи, они получаются уже готовый, получают опыт всех наших текущих франчайзи. И Суть в том, что мы оплачиваем контекстную рекламу даже для них по целевым запросам и соответственно, когда они находятся с нами, они получают уже заявки на проведение научных шоу. И это очень мощный стимул. Если мы с шоу профессора Николя, значит мы получаем это, то и третье. Лучше быть с ними, чем без них. И главное, мы начали выпускать научные наборы всех этих опытов. И это для ленивых родителей, потому что наши наборы они полностью оснащены полным комплектом для опытов и подробной инструкцией. А также ещё выпускаем книжки связь экспериментов.

А. Клименко:

Расскажи про книжки?

Н. Ганайлюк:

На текущий момент у меня вышло 5 книг. Я очень хотел запустить такую книгу, и я обратился к Михаилу Иванову и сказал ему «есть книги о кулинарии, с хорошими красивыми фотографиями четкими. А почему бы нам не не создать подобную книгу об экспериментах?» В итоге мы создали такую книгу и назвали «Эксперименты профессора Николя». И вот в издательство Иванов Манн Фербер выпустила такую книгу, 3 тиража уже у него было. Сейчас я можно купить, К сожалению, только в электронном виде. Потом издательство АСТ сказала, давай мы сделаем похожую плана книги, но более такие доступные и более дешевые, уже не мелованная бумага. И там вышла книга, первый который была Азбука экспериментов профессора Николя. Там были совсем-совсем простые опыты для маленьких детей. Каждый опыт начинается на первую букву алфавита. Вторая книга была опыты профессора Николя для детей и родителей, и затем в издательстве ЭКСМО вышел набор карточек «Опыты профессора Николя». Это очень интересный формат, там с одной стороны карточки фото, с другой стороны видео. А совсем недавно вышла книга Опыты профессора Николя с научными игрушками. Что я сделал? Я взял интересные популярные игрушки и показал, что они не просто так возникают, а это было моделирование этой игрушки. В этой книге сначала идёт история описание игрушки, дальше идёт то, как это можно сделать самим, потом какие опыты можно с этими игрушками проводить, чему они учат, в чём научный смысл игрушки и интересные факты. Вышла эта книга в этом году.

А. Клименко:

А в шоу тяжело ли работать с детьми или с родителями? Были ли какие-то сложности?

Н. Ганайлюк:

Я, честно говоря, обленился. Сейчас я крайне редко веду научные шоу. А когда я их веду, я их делаю на встрече с читателями, или это особенный какие-то мероприятия. Мне всё очень нравится, потому что приходят дети, кому это очень интересно. Самое сложное для ведущего это тогда, когда он попадает в ситуацию, когда заказывали родители, а детям это не нужно, они хотят больше побеситься. Бывали такие ситуации.

А. Клименко:

То есть как-то приходится родителей предупреждать об этом?

Н. Ганайлюк:

Да, нашим опытным ведущим приходится делать всё от них возможное, чтобы, всё-таки, всё получилось.

А. Клименко:

Как ты относишься к подбору кадров? Или ты этим уже не занимаешься?

Н. Ганайлюк:

Я сейчас занимаюсь этим меньше, но что касается ведущих, это архиважно. Очень сложно найти опытных специалистов. А изначально у меня было 2 варианта. Мы ищем физиков, которых учим, как общаться с детьми. У вставал вопрос, что легче, либо найти физика, которого мы учим как общаться с детьми, либо каких-то актеров-аниматоров, которых учим физике. Физиков оказалось найти сложнее. Скажем так, из 100 резюме, 5 оказываются физики, остальные актеры, аниматоры. И даже так лучше, потому что для 1-4 классов не нужны глубокие познания, тут важнее взаимодействие с детьми. Но тем не менее также немаловажно и познания в физике. Отбор потенциальных кандидатур идет очень жёсткий, поэтапный, из 100 резюме, начинают работать только 2. Они стажируются с уже опытными ведущими и потом начинают работать с самых простых опытов. Практически отсутствует текучка. Многие ведущие работают с нами с самого начала создания нашего шоу. Это уже около 7 лет.

А. Клименко:

А что их держит?

Н. Ганайлюк:

Мне хочется верить в то, что люди, которые работают наши компании, им это интересно. И они развиваются вместе с нами, и мы развиваемся вместе с ними. И нам хорошо.

А. Клименко:

Получается, практически нет конкуренции? Или всё-таки есть?

Н. Ганайлюк:

Почему, есть. Во-первых, мы конкурируем с любимым детским досугом, с теми же самыми курсами робототехники. Мы конкурируем за внимание ребёнка, родителей. Мы тут говорим конкретно про конкуренцию в научно-технических дисциплинах и каких-то праздничных направлениях.

А. Клименко:

К сожалению, у нас всего две минуты до конца эфира. И поэтому последний вопрос. Какие бы ты мог дать рекомендации начинающим предпринимателям?

Н. Ганайлюк:

Самое главное, На мой взгляд, развиваться эволюционно. Никогда не стремится, чтобы сделать сразу всё, потому что сразу всё не получится. Нужно твёрдо понимать, что нужно на конкретном этапе. И увеличиваться, расти, только в тех направлениях, которые на самом деле необходимы. И обязательно развивать свою команду и усиливать свои направления и двигаться дальше.

А. Клименко:

А за рубеж хочешь не выходить?

Н. Ганайлюк:

У нас есть уже франчайзинг в Арабских Эмиратах, в Азербайджане мы запустились прошлым летом, в Черногории у нас уже действует франшиза. Нам очень это интересно, и мы готовы к выходу на международный рынок в таком большом проявлении. Потому что на самом деле в мире конкуренция не такая большая. Есть две такие крупнейшие франшизы, и по некоторым параметрам мы сильнее.

А. Клименко:

И удерживать это тоже получается?

Н. Ганайлюк:

Сложнее. Потому что возникает сразу необходимости языковых барьеров, но мы стремимся обеспечивать им такой же поддержку как для русскоязычных франчайзеров, но это не так просто, мы стараемся, главное есть куда развиваться.

А. Клименко:

Это здорово. Спасибо, Николай, за интересную информацию. До свидания.