А. Иванов:
Добрый вечер, друзья. Это программа «Актуальный Е-коммерс». Я — Александр Иванов. Сегодня мы будем говорить о вещах абсолютно необычных и всякому нужных. И вот говорить о необычном и нужном мы будем с Денисом Кочергиным, которого мы все знаем как создателя и руководителя проекта «Livemaster». Ну, еще, как сказать, очень удобно набирать в «Яндексе», всем советую сразу же, прямо сейчас этим и заняться. «Ярмарка мастеров» - вам откроется очень интересный портал, где собираются такие рукастые люди, которые что-то умеют делать сами оригинальное, неожиданное, интересное, нам всем очень нужное.
И вот там огромное количество предложений, мы только что выяснили. Что речь идет о ста - двухстах тысячах такого рода предложений. Денис, добрый вечер. Извини, я вот…
Д. Кочергин:
Добрый вечер, друзья. Спасибо, Александр, за хорошую рекламную вводную. В принципе, на этом уже можно завершать, дело сделано. Так что.
А. Иванов:
Мы — нет. Подожди. У нас пока — знаешь, просто зрители просыпаются ну как бы в процессе и вот сейчас у нас порядка 6 тысяч — не вижу — нас слушает в прямом эфире. А к концу передачи будет порядка 10. Тогда мы повторим, да.
Да, я буду признателен, если ты периодически будешь поворять какие-то добрые слова.
А. Иванов:
Все на «Livemaster», вот как-то так, ага! Скажи, пожалуйста, знаешь, чем для меня неожиданен твой сайт, да? И чем он отличается в моем представлении от всех интернет-магазина, маркет-плейсов и так далее, которыми так богата земля русская и нерусская и всякая-разная.
У нас же очень много разговоров идет о том, что вот сейчас пойдет или пошло уже, ну отчасти пошло, мы это видим сами, да? - слияние маркет-плейсов и социальных сетей. А у тебе такой интересный сайт, мне так показалось, что там в большинстве своем все-таки продают даже не предмет, а люди продают свое умение что-то сделать.
То есть, это уже социальная сеть. Там ты как бы общаешься, не покупая предмет, а ты говоришь о том, что мне надо такую штуку, чтобы она была зеленая и вот здесь загибалась.
Это, наверное, вот, как бы, так сказать, как-то уникальная такая вещь, во всяком случае, для нашего интернета точно, не знаю, есть ли зарубежные аналоги.
Скажи, как ты со всем этим живешь, что у вас там делается для этих социальных сетей, планируется ли развиваться в эту сторону?
Д. Кочергин:
С точки зрения социальных сетей буквально сегодня в районе пяти часов вечера мы выкатили очередное обновление для наших пользователей. Это развитие истории онлайн-информирования браузерного, когда ты, находясь на сайте, можешь заниматься чем угодно, параллельно просматривать почту. Но если тебе пришел заказ или сообщение от покупателя или продавца, ты тут же увидишь это в своем окне браузера и точно не пропустишь. Мы синхронизировали вместе с пуш-уведомлениями мобильных приложений. Надеюсь, что это очень сильно поможет ускорить время отклика, ускорить время на принятие решения и, естественно, покупку каких-то товаров.
А. Иванов:
Ну будет, по крайней мере, мертвых сообщений каких-то?
Д. Кочергин:
Да, да.
А. Иванов:
А вот, ну я… Давай мы повторим тут немножко для наших слушателей, да, мне показалось это интересным, полезным, вот эта история, потому что я у всех, вообще, спрашиваю, как человек пришел к этому? Как он этим стал заниматься? Я у Дениса спросил, не выпиливал ли он лобзиком, да, до того, как, собственно, пришла в голову эта идея. Оказывается, не выпиливал. Расскажи, как вообще…
Д. Кочергин:
Ну, я немножечко юлил, когда говорил тебе, что лобзиком я не выпиливал. В принципе, в школе лобзиком… так.
А. Иванов:
Ой, я тоже, когда был пионером, да…
Д. Кочергин:
Да, как советский пионер, я выпиливал лобзиком и выжигал выжигателем. И, вобщем-то, по словам родителей, неплохо получал. Но к созданию сайта это не имеет никакого отношения, потому что это уже было гораздо позже, уже в российское время, 11 лет назад. А идея родилась из создания, вобщем-то, маркет-плейса, когда мы делали с моим партнером первую версию, цель была, вобщем-то понятна и осязаема — сделать место, где люди, у которых есть руки, растущие из правильного места, у которых есть идеи, талант и потенциал, могут продавать свои различные творения.
А. Иванов:
Ну, при этом у вас был какой-то близкий человек, которого вы хотели продвинуть и вот как бы, так сказать, все затевалось для этого?
Д. Кочергин:
Да, совершенно верно. Это был 2006 год. Можно сказать, на заре начала активного проникновения широкополосного интернета, конечно же, были люди, которые делали какие-то классные вещи.
Проблема основная была в том, что какого-то места, единой точки, где можно продавать, не было вы принципе. И людей, которые делали интересные штуки и продавали их в интернете. Их тоже было очень мало. Отправной точкой послужило супруга моего партнера, она делала в то время и продолжает заниматься творчеством. Делает прекрасные вещи из войлока, валяет очень интересные элементы аксессуаров.
А. Иванов:
В хорошем смысле валяет…
Д. Кочергин:
В хорошем смысле валяет, да. Высококачественно валяет. И первая версия «Ярмарки мастеров» - это был в чистом виде night project — был эксперимент для того, чтобы попробовать, посмотреть, как… Как это будет работать. Будет ли работать вообще? Можно ли здесь создать какую-то инфраструктуру, будет ли это востребовано людьми как покупателями, так и продавцами. Собственно, история эта началась именно с вот этого момента, 11 лет назад.
На сегодняшний день наши мастера предлагают более 200 миллионов различных товаров. Помимо этого, конечно же, как ты, Александр, отметил, можно попросить пуговичку не только синюю, но и зеленую, можно попросить…
А. Иванов:
Перламутровую.
Д. Кочергин:
Можно поменять материал, да, перламутр, добавить стразы, если необходимо, либо наоборот, убрать. И, за что я люблю и даже — больше скажу — обожаю, почему мы и занимаемся, за то, что у любого покупателя есть возможность кастомизировать продукт, который он хочет купить.
Кастомизировать на любом уровне — не только поменять цвет и какие-то элементы, а в принципе, что-то пожелать, рассказать человеку и получить в итоге желаемое, иногда, неосязаемое, иногда то, что невозможно описать словами, то, что рождается в процессе коммуникаций между мастером и покупателем.
А. Иванов:
Вот здесь мы попадаем как раз в эту историю с соцсетью — что там вот как бы идет некая коммуникация. Слушай, а вот развитие в сторону соцсети какое-то, там, когда, условно говоря, появляются какие-то блоги, где человек не просто делает, а пишет о том, что он делает.
Ну у нас же есть знакомые, да, по всему интернету — человек, который делает ножи, да, наверное. Привет, Максим, мы знаем, что ты с нами сейчас. Вот. Который, помимо того, что он их делает, он еще очень неплохо об этом пишет, вот и, наверное, таких людей больше на свете, чем он один, да. Вот, предполагается ли какое-то развитие вот в эту сторону?
Д. Кочергин:
Мы активно в этом направлении развиваемся. Как мы говорим, буквально сегодня свежее обновление, новая возможность, постоянно что-то добавляем, смотрим, считаем, изучаем реакцию пользователей, получаем от них обратную связь, стараемся всячески прислушиваться к любым советам и пожеланиям, которые они нам дают.
И история с блогами, она очень характерна для русской культуры, для нас как людей, которые живут в России и это то, что чем мы очень сильно отличаемся, например, от рынка хенд-мейда американского.
Как ты знаешь, американцы достаточно прагматичные люди в целом как нация. Когда появляется какая-то хорошая идея, что после этого начинается — бизнес, тиражирование и бесконечное реплицирование хорошей идеи, на которой можно заработать.
И творчество, конечно, в этом есть, но оно не составляет такую большую часть, как у русских людей, потому что для большого количества русских мастеров, помимо, естественно, продажи своих изделий, своих товаров, очень важен факт творчества, факт созидания чего-то нового, поиска каких-то интересных идеи и постоянное развитие собственного мастерства. Вот это то, что очень сильно нас отличает, как культуру, даже от западноевропейцев, и при этом наши люди с гораздо большей открытостью что ли, готовы рассказать, вобщем-то, своим друзьям и людям, которые их окружают о том, что они делают.
А. Иванов:
Но это, как бы, рассказ, все-таки, так, твое мнение, о творческом поиске или это рассказ все-таки о технологиях?
Д. Кочергин:
Это рассказ...
А. Иванов:
Их уникальных, удивительных и как бы совершенно…
Д. Кочергин:
Это рассказ о творческом поиске на стыке с технологиями, потому что с помощью интернета гораздо проще рассказать о своих каких-то идеях, о своих пробах, начинаниях и даже ошибках.
А. Иванов:
Да-да-да.
Д. Кочергин:
Мы с помощью технологий помогаем это реализовывать. Как ты отметил, есть блог, в котором автор может написать все, что угодно, начиная от рекламной записи о том, что у него в магазине обновление и появились, например, новые классные шляпки, которые можно купить.
Плюс к этому любые рекламные активности, любые маркетинговые активности, какие-то ценовые кампании, в том числе, ну даже по элементарным распродажам сезонным — как бы сезон заканчивается, или, наоборот, начинается и хочется создать ажиотаж вокруг своего магазина.
А. Иванов:
Я, знаешь, о чем получал? Что, вот мы, например, если мы берем то, что называется современным искусством, ну, условно говоря, с десятых лет прошлого века, там же очень важный момент был как бы не только вот создание чего-то, да? «Черный квадрат» сам по себе может быть непонятен, но очень важны мысли человека, который хотел что-то сказать.
И мы все чаще и чаще, дальше и дальше, уходя в современное искусство, это у тебя представлено вообще… Я все — ничего, если я буду говорить словом «маркет-плейс»? Я не знаю, как правильно, как ты к этому относишься?
Д. Кочергин:
Да, мы в целом являемся маркетплейсом, но там, очень необычным, маркетплейс плюс социальная сеть, наверное, даже неправильно разделать эти понятия. Мы — некое пространство, портал в интернете, на котором пользователи, авторы могут себя реализовывать. И, вобщем-то, так и звучит миссия «Ярмарки мастеров», как портала, как компании. Мы помогаем людям реализовывать себя через творчество, реализовывать всесторонне.
А. Иванов:
Ну вот соответственно, как бы — у тебя на портале представлено. Есть представители современного искусства, есть как бы, так сказать, интересные вполне себе работы.
Д. Кочергин:
Да, спасибо.
А. Иванов:
Вот. И очень часто мы сталкиваемся, что с тем, что там они нуждаются в каком-то описании. Это некая декларация художника, да, которые таким образом вот, в таком, в такой форме пытаются выразить следующие, дальше он описывает, что, собственно говоря…
Это ну как, такая неотъемлемая часть произведения очень часто?
Д. Кочергин:
Да, это зависит, если говорить про описание товара, как товара, описание товара в принципе — неотъемлемый элемент, потому что по картинке, конечно, что-то можно найти, но, если у картинки есть описание, то покупателю просто, элементарно, проще найти этот товар через поисковую систему внутреннюю, либо с помощью поисковиков.
Блоги и различные записи — это немножко другая история, это как раз пространство для мыслей. И это может быть не связано с товарами, да?
А. Иванов:
Я именно это связываю с…
Д. Кочергин:
Это вторая половина — с одной стороны, ты можешь творить и продавать, а, с другой стороны, каким-то образом материализовать свою мысль в виде записи в интернете.
А. Иванов:
Скажи, вот, узнать, что, ну, наверное, всем будет интересно. Вот вы начали с некоего предмета из войлока, да? Ну сейчас-то у вас там сотни тысяч, миллионы товаров.
Д. Кочергин:
Да.
А. Иванов:
Как, собственно говоря, пришлось… Вот этот вот путь, который проходили, да, собственно говоря, как вообще получилось, ну как бы вот у вас был один продавец, а наступил момент, когда их вдруг стало два, потом 8, потом 10 тысяч? Ну, вот, вот… Где вы их брали?
Д. Кочергин:
Да, ну продавцов был не один с самого начала. С самого начала мы пригласили энное количество мастеров, то есть это даже не десять человек.
А. Иванов:
Где вы их отловили, по гаражам?
Д. Кочергин:
Совершенно верно. Первоначально всех приглашали, фактически, за руку, через личные знакомства. И в прямом смысле слова собирали начальную аудиторию. По итогам первого года наших экспериментов, если мне память не изменяет, было порядка порядка 200 мастеров зарегистрировано на сайте. По итогам целого года.
А. Иванов:
Это тоже очень круто, да. На самом деле, но, учитывая, то, что это практически отлов вручную был, да… Это. Для двух соучредителей-компаньонов, каждый по сто… Ничего так.
Д. Кочергин:
Да, это была очень серьезная работа, напряженная.
А. Иванов:
Да, да, нет. А ловили одного в три дня каждого, а еще надо было работать. Так, в свободное время, видимо от отлова. А откуда вот люди сейчас, каким образом о вас узнают? Ну у вас, наверное, вы неплохо так, как бы, если искать в интернете, вы неплохо там подсвечены?
Д. Кочергин:
Ну, когда ты занимаешься каким-то делом 11 лет, то в любом случае ты собираешь аудиторию. Не смотря на масштабы нашего портала, мы же работаем все-таки, в нише, да, это не массовый рынок, в котором участвует все население страны или даже большая часть. Мы — ниша. Когда ты нишу копаешь 11 лет, то волей-неволей…
А. Иванов:
Что-то получаешь…
Д. Кочергин:
Получаешь какой-то результат, если в правильном направлении копаешь.
А. Иванов:
Ну, да-да-да… Нет, ну, понятно.
Д. Кочергин:
Конечно, мы используем все возможные виды привлечения пользователей в том числе, активно и те же социальные сети и рекламу и виральное распространение. Без этого развитие, в принципе невозможно.
А. Иванов:
Ну, вот смотри. У нас тут один наш знакомый, так сказать, Алексей Петровский, он создал замечательный рейтинг — сейчас модно составлять рейтинги всех, кто что-то продает, да. Вот он взял и составил рейтинг. У него там такой беспощадный абсолютно рейтинг, это рейтинг по посещаемости. И там вот ну как бы, так сказать первые номера занимают крупнейшие в мире маркетплейсы, - не в России, в мире даже, я бы сказал. Потом там идут, так сказать, какие-то очень заметные компании, которых мы видим, ну, в… по телевидению каждый день, их рекламу, условно говоря.
Ну и вот таких много-много-много, но среди них, на подступах к первой десятке, так скромненько, но достойно, но учитывая, что у нас порядка 60 тысяч компаний, что-то продают… не компаний, а верней, сайтов, да, продающих в интернете, то, ну как бы вы там впереди очень многих очень звонких имен. Как это делается, расскажи, там есть какие-то секреты? Есть какая-то волшебная кнопка? То, что нас сейчас слушают, да, вот большое количество коллег и думают, сейчас Денис скажет, а вот жмите вот так вот. Там, есть зеленая кнопочка такая, никто не знает, а я знаю… Сейчас я подскажу.
Д. Кочергин:
Да, есть зеленая, есть синяя, красная еще, оранжевая. Черная, белая…
А. Иванов:
И все взлетят так же, туда же…
Д. Кочергин:
Да, и у тебя есть вот точно такая же кнопка, я с большим удовольствием тебя выслушаю для того, чтобы нажать и где-то еще подгазовать…
А. Иванов:
Понятно.
Д. Кочергин:
Да. Поэтому какого-то конкретного рецепта по взлету посещаемости, либо развитию, я бы хотел дать с большим удовольствием какую-то универсальную формулу на все времена…
А. Иванов:
Похвастаться, что нашел.
Д. Кочергин:
Да. Похвастаться. Об этом очень любят писать в книгах различных…
А. Иванов:
Да-да-да…
Д. Кочергин:
Современных, там, бизнес-изданиях, маркетинговых. Возможно, существуют, да, возможно, существуют такие решения, но это не наша история. В нашей истории результат мы получаем ежедневным трудом. Ежедневным трудом, поисками идей, экспериментами, удачами, ну и в том числе, ошибками. Не все решения, которые мы принимаем, оказываются сразу интересными, работающими. Поэтому путь нашего развития — это, вобщем-то, путь развития любой IT-компании, любой компании, которая работает с широкой аудиторией пользователей, физлиц.
А. Иванов:
Ну, то есть все, к сожалению… Вот я, знаешь, слушаю выдающихся бизнестренеров — ну слушал когда-то, там, давно не слушаю и я понимаю, что на самом деле вот как бы секрет успеха, вот когда ты начинаешь говорить о секретах успеха, или там людей, которые чего-то достигли там изумительного. Это перечисление каких-то банальностей жутких. Просто ну как бы может быть банальности ты не впитываешь, но есть шанс, что из уст там кого-то как бы великого ты их впитаешь.
Вот. Кто уже добился успеха. И вот это… это перечень банальностей, которые все знают. Почему-то не все следуют. То есть, другими словами, если мы там переведем на… как бы язык вот… вот этих банальностей, да, то у нас получается, что успеха добивается тот, кто как бы… у кого правильные идеи — но их оказывается несколько больше, чем идей ошибочных. А с ошибочного пути вовремя успевают свернуть, наверное, вот. Может быть, как гипотеза.
Скажи, а вот насколько легко человеку, который что-то делает, зарегистрироваться? Ну нас наверняка вот слушают, еще услышат, да, вот будут там смотреть запись этой передачи какое-то количество людей. И кто-то из наших слушателей что-то умеет. Кто-то картины пишет, кто-то там, условно говоря, так сказать, там какие-то делает выкройки изумительные и так далее и так далее. Вот. А. Насколько легко попасть на сайт?
Д. Кочергин:
Слушайте. Ну вот вообще одна из самых главных задач, которая лежит на наших плечах — как можно быстрее снижать порог входа для любого человека, который хочет что-то продавать. Потому что если мы возьмем мастера…
А. Иванов:
Снижать по сложности…
Д. Кочергин:
Да, конечно. Если мы возьмем мастера, творца, который работает сам, ан самом деле, что за этим кроется. Если ты даже классно выпиливаешь лобзиком какие-то штуки, тебе необходимо покупать расходные материалы для того, чтобы выпиливать.
А. Иванов:
Да.
Д. Кочергин:
Тебе периодически нужно лобзик менять, ремонтировать. Тебе нужно иметь фотоаппарат или, по крайней мере, телефон…
А. Иванов:
Ну, полотна, по крайней мере, именно покупать, да, да, да.
Д. Кочергин:
Да, покупать полотно, фотографировать то, что ты делаешь.
А. Иванов:
Да.
Д. Кочергин:
Размещать в интернете. И после этого огромный цикл продаже вместе с постсейлом, вместе с продумыванием вообще своей концепции, что ты хочешь делать, как ты хочешь делать. На самом деле, любой мастер, каждый, индивидуал, это большой завод, большая фабрика, где есть — отдел закупок, есть производство, отдел сбыта.
А. Иванов:
Ну просто все в одной голове…
Д. Кочергин:
Продажи, да. И кроме того, что это происходит в одной голове, ты еще делаешь это одними руками — своими руками. И поэтому продавать что-то в интернете — это же тоже работа. Одна из наших главнейших задач, которую мы делаем для пользователя — это та, чтобы старт был максимально быстр и человеку пришлось делать каких-то минимум затрат интеллектуальных и в прямом смысле руками, для того, чтобы начать продавать.
А. Иванов:
Чтобы это было проще зарегистрироваться в «Одноклассниках».
Д. Кочергин:
Да, зарегистрироваться у нас можно с помощью аккаунта в соцсети. Это занимает вообще несколько кликов, даже писать ничего не нужно. Можно зарегистрироваться с помощью е-мейла, стандартная процедура: имя-е-мейл-пароль, конечно.
А. Иванов:
Ну да, да, чтобы лучше не забыть. Да.
Д. Кочергин:
Вот. А, конечно, нужно разместить фотографии своих изделий, ну а дальше-то в чем самое большое наше преимущество? Не нужно думать о том, где брать клиентов, потому на «Ярмарке мастеров» зарегистрировано большое количество системных покупателей. Это, наверное, самый ценный ресурс, это люди, которые приходят за покупками к нам не по поводу, например, Дня рождения раз в год, а которые постоянно покупают разные интересные вещи…
А. Иванов:
Рецидивисты. Понятно.
Д. Кочергин:
Да. Творческие рецидивисты. Ну, наверное, так, можно в хорошем смысле слова применить.
А. Иванов:
Нет, на самом деле реально, да, хенд-мейд же, во-первых, пользуется спросом, во-вторых, там реально я что-то об этом… признаюсь, не подумал, но там же реально есть некая своя аудитория, которая просто как бы вот от этого — ну не знаю — балдеет, слово удачное или нет.
Д. Кочергин:
Да, да. Я думаю, здесь самое точное слово — это lifestyle, люди, которые поддерживают lifestyle, они могут сами что-то делать, но вовсе не обязательно, могут просто покупать, дарить там, близким людям и это одно из самых главных отличие, наверное, которое отличает нас от соцсетей, если мы говорим про соцсети в целом, то то, что у нас сконцентрирована постоянная аудитория, которая этим живет. Не просто периодически покупает — и живет. Ну и, конечно же, большой бонус — то, что когда человек регистрирует у нас магазин, открывает, за него все уже SEO-оптимизировано, продумано, придумано, и реально вот все, что нужно для того, чтобы продавать, это зарегистрироваться и загрузить фотографии товаров. Всё. Весь остальной цикл продаж в интернет-канале мы делаем за мастера.
А. Иванов:
То есть, так. Но дальше вот смотри. Человек пришел, зарегистрировался, выставил товар. Окей. Начинаются всякие… Заказали товар. Начинаются как бы очень сложные истории, куда бежать-то с товаром?
Пошил я… Ну вот как бы, так сказать, пошил я рубашоночку, распашоночку, не знаю что, у меня ее заказывали. Мои действия?
Д. Кочергин:
Честно и качественно пошить рубашоночку. Это самое главное. А потом отправить...
А. Иванов:
Вот прямо лежит, а куда дальше бежать?
Д. Кочергин:
А потом отправить, либо продать, в зависимости от того, в каком городе находится покупатель…
А. Иванов:
Ну, ну смотри, как бы, условно говоря, ой, в городе, слушай, давай не забудем, я очень хочу узнать, в каком городе находятся продавцы, в каком городе находятся покупатели. Это, наверное, всем будет интересно. Но вот, я просто цикл действий хочу. Дальше что — есть ли какие-то логистические компании, с которыми ты работаешь, которых ты предлагаешь или это почта. Или… Ну не хочу я никуда бежать. Там, условно говоря, встречаться там, у 5-й колонны Большого театра или там, так сказать, на вокзале на углу. Вот что-то не очень.
Д. Кочергин:
Да, понятное, естественное стремление.
А. Иванов:
В центре ГУМа, у фонтана.
Д. Кочергин:
В данный момент мы не навязываем какие-то способы доставки, какие-то компании, но у нас есть очень большой проект в этом направлении для того, чтобы как раз-таки для мастеров, которые не хотят куда-то бежать, искать, каким образом что-то отправить. Они могли это сделать централизованно. Это вот несколько отдаленное будущее, я думаю, что этого года.
А. Иванов:
Окей. То есть, ну я понял, это предмет отдельного разговора, то есть такого рода сервис вы тоже — ну — сервис, рекомендаций, как минимум, да, вы возьмете на себя.
Д. Кочергин:
Да, совершенно верно.
А. Иванов:
Но сервис доставки — это не ваша работа.
Д. Кочергин:
Совершенно верно, совершенно верно.
А. Иванов:
Как бы профессия?
Д. Кочергин:
Мы будем представлять нашим пользователям возможность отправить через ту или иную компанию.
А. Иванов:
А денежки? Как, так сказать, что, где я хочу получить за распашоночку денежки? Что делается с деньгами? Это тоже, как бы, так сказать, ну, на сегодня как, это покупатель договаривается с продавцом о форме перечисления…
Д. Кочергин:
Это как отдельный формат.
А. Иванов:
Или отдельно предлагаете?
Д. Кочергин:
Это как один из форматов, это как один из форматов. Можно делать это автоматически, централизованно с защитой через PayPal. У нас есть возможность оплатить товары напрямую покупателю через нас.
А. Иванов:
Значит, у вас подключен этот сервис.
Д. Кочергин:
Да, у нас этот сервис подключен, более того, мы его сделали первый в России вместе с PayPal и, наверное, единственный. Больше ни у кого не работает.
А. Иванов:
Нет, ну есть еще e-bay, я так полагаю.
Д. Кочергин:
Ну, я имею в виду российские компании.
А. Иванов:
Российские — да, наверное, да, да.
Д. Кочергин:
Такая возможность есть. Поэтому, если PayPal предпочитаем, как средство платежа, это уже можно сделать сейчас.
А. Иванов:
Отлично.
Д. Кочергин:
Во всем остальном мы отличаемся как Россия тем, что у нас просто несчетное количество различных способов оплаты, начиная от банковской карты до всех остальных, у нас здесь есть свои идеи и мысли. С удовольствием тебе расскажу об этом при нашей встрече.
А. Иванов:
Хорошо, но поскольку это один из важных вопросов, это вопрос о защищенности сделки и сложно, ну нет, не сложно, ну окей… Еще одну компанию, кроме «Пэй Пэла» мы назовем, которая обеспечивает вот как бы все прохождение сделки и ее полную защищенность. И только, когда сделка завершена, да, это отслеживает PayPal, там, деньги поступают на счет и так далее, то есть тут все себя чувствуют совершенно замечательно.
Что на самом деле большая редкость вообще-то в Рунете, у нас до сих этот вопрос не отлажен. Получается, что он отлажен у зарубежных интернет-магазинов и у вас. Уж там по разным причинам, пока такого рода сервиса…
Д. Кочергин:
Да, в этом вопросе очень много различных подвопросов, очень много тем, особенностей и законодательства российского, особенностей рынка финансового. Я в это уже лет семь, наверное, верю, что это все-таки заработает вот в один прекрасный момент в автоматическом режиме и вижу, что рынок движется. Пусть, может быть, не совсем в с той скоростью, как хотелось, и не в том формате, как хотелось бы, но он движется и в один день мы получим универсальное платежное c2c-решение, которое позволит, по крайней мере, если не всей, то существенной доли аудитории людей в интернете, расплачиваться спокойно.
А. Иванов:
Ну да, да, да. И нас…
Д. Кочергин:
Препон здесь очень много, на самом деле, да и самое главная — они, конечно же, лежат в сфере существующего законодательства.
А. Иванов:
Но на самом деле, тут еще, кроме… кроме вопросов ну… Так вот, хотел сказать, что, есть ощущение, что рынок c2c у нас, в принципе, растет быстрее, условно говоря, остальных рынков, остальных сегментов.
Д. Кочергин:
Знаешь, я…
А. Иванов:
Твое личное…
Д. Кочергин:
...Бы не сказал, что он растет быстрее или медленне, он растет, развивается, как ниша хендмейда, как рынок хендмейда.
А. Иванов:
Нет, а просто перекупщики там какие-то, потому что у тебя хендмейд, а есть как бы c2c есть не только у тебя, есть на других сайтах.
Д. Кочергин:
Это просто объясняется и видно на уровне доходов населения. Как бы не было прекрасно творчество, как бы не были уникальны изделия, но ты же понимаешь, что все равно даже одежда — любая одежда — неважно, хендмейд или это одежда у ритейлеров, это не предмет первой необходимости.
А. Иванов:
Ну да, да, да. Да, абсолютно.
Д. Кочергин:
И покупательская способность очень сильно зависит от в целом благосостояния населения. Если экономика развивается и благосостояние населения увеличивается, люди могут позволить себе покупать интересных вещей, вещей не первой необходимости. И том числе — различных аксессуаров, например.
Если экономика не развивается, то для увеличения — агрессивного увеличения — спроса — также места гораздо меньше. Поэтому, если мы говорим про рынок c2c, неважно, товары, либо услуги, неважно — на мой взгляд, он очень точно повторяет в принципе динамику развития ритейла, массового ритейла в России, в принципе. Есть рост — значит, и спрос на рынке c2c немножко быстрее растет. Медленнее развивается ритейл, медленней развивается экономика, и спрос на различные услуги — он также развивается медленней.
А. Иванов:
Слушай, ну это вот, смотри у нас как получается? У нас как бы экономика не в самом блестящем состоянии — мы это знает, а общие объемы продаже в стране — они, в общем, не растут, они падают. Уж не будем говорить о том, чтобы упаси Бог, в долларом выражении это посмотреть, это катастрофа, да?
Д. Кочергин:
Ну, мы же в России живем. Поэтому в рублях надо считать.
А. Иванов:
Да-да-да, мы там будем мучиться с рублями. Но и вот в рублевом эквиваленте, например, есть снижение среднего чека 16-го года по сравнению с крайне-крайне неудачным 15-м даже, да. Все равно идет снижение. И вот на этом фоне, значит, забавно происходит, да? У нас падает общий оборот торговли, но растет общий — ну там, маленький сегментик, да, интернет-торговли — так вот, интернет-торговля-то растет при этом, да. На фоне… То есть, растет засчет чего? Видимо, отъедая какую-то долю традиционного ритейла?
Д. Кочергин:
За счет каннибализации традиционного ритейла.
А. Иванов:
Ритейла. Да, с одной стороны, с другой стороны, если мы говорим про c2c, у меня есть такое подозрение, что ты растешь несколько быстрее рынка интернет-торговли, вот несмотря всякие ужасы, которые ты сам себе, видимо, сейчас наговорил?
Но есть такое ощущение по тем цифрам, которые мне известны, что ты, так сказать медленно, но верно карабкаешься наверх, так сказать, до уровня стабильно. Причем, «карабкаешься» даже не подходит слово, но просто растешь, да, потому что это не как бы… не результат каких-то запредельных там усилий через «не могу», это некий естественный процесс. То есть, вот все-таки вот c2c совершенно не безнадежный сегмент, который может быть, может быть, на мой взгляд, надо, наверное, анализировать как-то более тщательно, но он интересен, потому что он, ну, как бы он недавно у нас появился?
Д. Кочергин:
Вот да.
А. Иванов:
Он недавно появился в онлайне.
Д. Кочергин:
11 лет назад, да.
А. Иванов:
Нет, в онлайне недавно, я имею в виду, ну как бы стал популярен, стал развиваться и так далее. Понятно, что блошиные рынки были всегда. А мы там откладывали немножко вопросик, да? Откуда, где живут твои мастера?
Д. Кочергин:
Про аудиторию, да.
А. Иванов:
Да-да-да.
Д. Кочергин:
Очень интересный вопрос, на который ответ сам напрашивается, сам по себе, но он ошибочный. На самом деле наша аудитория, вот, как масло на бутерброде, размазано достаточно ровным слоем по всей географии России. Это не только миллионники, это не только Москва и Питер. Это в прямом смысле слова вся Россия.
А. Иванов:
То есть, везде, они есть везде.
Д. Кочергин:
В нашей стране рукастые люди есть не просто везде, где есть интернет, они в прямом смысле слова есть везде.
А. Иванов:
Ну, да, да. А так. Это аудитория тех, кто выставляет свои товары. А есть еще, на самом деле…
Д. Кочергин:
Ну, с покупкой немножко более прозаично…
А. Иванов:
На самом деле… На самом деле я, знаешь, я так, так, как бы и предполагал, почему, потому что я понимаю, что, так сказать, там, среди дворников есть определенный процент гениальных дворников и ровно такой же процент среди академиков, а, если мы посмотрим, там есть какой-то такой же, как и у дворников, процент гениальных специалистов. Вот. А кого-то вынесло не в дворники и не в академики, а, например, там, не знаю, в кузнецы, и среди них тоже…
Д. Кочергин:
Такой же процент ремесленников, как и среди спортсменов, конечно…
А. Иванов:
Вот. А, так вот… А… Да. И покупатели. Ну там, покупатели, прозаичнее…
Д. Кочергин:
С покупателями — более прозаично.
А. Иванов:
Где деньги есть — там и покупают, да?
Д. Кочергин:
Там, где больше денег, там больше покупают. Это правда.
А. Иванов:
Ну то есть, другими словами, это, все-таки там, условно говоря, столицы и те регионы, где ну, ну, как бы деньги водятся, что называется?
Д. Кочергин:
Где больше доходы на душу населения, там люди покупают больше. Это факт. Это очень просто объясняется. Ты не можешь отменить покупку предметов первой необходимости, заменить…
А. Иванов:
Да, да, да.
Д. Кочергин:
...Предметом не первой необходимости.
А. Иванов:
Картошку не заменишь ничем.
Д. Кочергин:
Да, совершенно верно.
А. Иванов:
Да.
Д. Кочергин:
С точки зрения роста аудитории, у нас планы очень серьезные, и Россия — это не единственный рынок, на котором мы работаем. Мы запустили…
А. Иванов:
Поскольку есть, ну, как бы, так сказать, говорят, что экспорт — модная тема. Она не модная, она насущная, на мой взгляд, слово «модная» мне очень не нравится.
Д. Кочергин:
Она насущная. Одна из задач, которой мы занимаемся — это развитие и стимулирование экспорта наших мастеров и продажа товаров за границу. Мы запустили в прошлом году — в конце прошлого года - англоязычную версию, активно ее прокачиваем. Есть уже первые шаги, есть первые результаты, и определенный объем товаров наши пользователи продают за границу.
А. Иванов:
Ну, ну как бы вот у меня есть такие цифры, которые я изо сил собирал…
Д. Кочергин:
Интересно, да, интересно…
А. Иванов:
Некое исследование объема рынка, и у нас получилось, что за 15-й год у нас было экспорта российского — одна десятых миллиона единиц, ну, как бы процент…
Д. Кочергин:
Это ты в целом говоришь про экспорт?
А. Иванов:
В целом, в целом, да-да-да. Там, причем, никто не понимает толком разделять, а, может быть, это люди, там посылали друг другу, допустим, ценные письма, да? Понятия не имеем. Что-то там ушло в количестве 1,9 миллиона. Вот. В этом году — это абсолютно точно — да, вот как минимум, это на миллион больше, и вот здесь уже не скажешь, что этот миллион прироста — он за счет того, что люди ценные письма стали посылать чаще. Мы же понимаем, этого не может быть, да? То есть, этот миллион, добавил, ну как бы, так сказать, в общем и целом, российский рынок. Это тот самый товарный экспорт, в принципе, больше просто не откуда взяться.
Это, ну как сказать, это очень много вообще-то, на самом деле.
Д. Кочергин:
Это же прекрасно.
А. Иванов:
Да. по сравнению с импортом, правда, ну плакать хочется. А не надо по сравнению с импортом, надо исходить из того, что вот мы как бы, так сказать, у нас была нулевая точка отсчета. Сейчас мы как бы проскочили нулевой цикл. И вот там где-то замаячили… Какой-то росточек крохотный.
Я не буду спрашивать на самом деле, сколько ну, и вряд ли ты ответишь, просто такую, вот такой статистики у тебя может не быть, сколько товаров ушло зарубеж. Но это же сложный путь-то, слушай.
Д. Кочергин:
Это очень сложный путь.
А. Иванов:
На сегодня с экспортом.
Д. Кочергин:
Но это одна из важнейших задач и планов нашего развития. Представлять товары наших пользователей не только в России.
А. Иванов:
Скажи, а вот Казахстан, Белоруссия — это экспорт, это как там вот? Как считается?
Д. Кочергин:
С точки зрения c2c-рынка сложно назвать это эскпортом или импортом…
А. Иванов:
Ну да, для c2c, там слово «экспорт», или «импорт», или какие-то, вообще не проходят.
Д. Кочергин:
Да. Под экспортом я подразумеваю рынки за пределами СНГ или за пределами территории бывшего Союза. То есть, это какие-то страны в Европе, какие-то страны в Азии, Соединенные Штаты Америки. Есть свои сложности, ты сам прекрасно знаешь, которые возникают с доставкой.
А. Иванов:
Да, да, да.
Д. Кочергин:
С длительностью пути, с, иногда, не доставляющимися товарами по разным причинам. Бывают разные истории, мы очень активно в этом направлении работаем.
А. Иванов:
Но если там PayPal контролирует вопрос, то как-то хотя бы есть форма арбитражная…
Д. Кочергин:
Есть возможность, по крайней мере, да, есть возможность, рассмотреть спорную ситуацию. И вот в эту цифру, тобой озвученную, один и девять миллиона, я полагаю, мы внесли…
А. Иванов:
Неплохо вписались…
Д. Кочергин:
Свой вклад…
А. Иванов:
Да, безусловно, в этом я не сомневаюсь…
Д. Кочергин:
Внесли и продолжаем вносить.
А. Иванов:
Там же очень сложная еще история с тем, что, ну, как бы для покупателя вот сложные процедуры. Очень высокая стоимость доставки и некий туман по части перечисления денег? Или все вот эти… туманные.
Д. Кочергин:
Ну, если мы говорим о международном платежном средстве каком-то универсальном, как PayPal, то тумана там никакого нет, пожалуйста...
А. Иванов:
А, там все просто, если он, ага…
Д. Кочергин:
Возникают нюансы на месте, как, например, в «Евросоюзе», когда ты получаешь посылку не из «Евросоюза» с заявленной стоимостью больше, чем…
А. Иванов:
22 евро…
Д. Кочергин:
Примерно 22 евро. Это зависит от страны. Ты обязан при получении ее растаможить и заплатить налог 20 плюс процентов. Также зависит от страны. И когда покупатель начинает сравнивать, прокручивать в голове. Да, я буду ждать эту посылку три недели, при получении заплачу на 20 процентов больше, а вообще, надо ли это?
А. Иванов:
НДС на самом деле. НДС, да?
Д. Кочергин:
Да, да. А вообще, надо ли? Вот. Это один из барьеров, которые, по крайней мере, есть в Евросоюзе. Ну, про Штаты я вообще не говорю, это отдельная история. Корабли, самолеты и сложная доставка длительная. Ну и плюс такая, скажем, специфическая, ситуация, которая еще существует между нашими странами.
А. Иванов:
Нет, ну там со Штатами как раз все относительно просто по части платежей. Там, единственное, что, что, ну, поскольку исторически так сложилось, что у нас маленький торговый оборот со Штатами вообще, в принципе, вот, то, соответственно, ну как бы и логистика слабо развита — туда идет дольше, туда идет сложнее.
Хотя мне вот ну как бы вот некоторые логистические компании за последнее время, за последние буквально несколько дней говорили, что «Ура, мы там наладили обалденный канал!».
Ну, может быть, стоит тестировать. А что-нибудь… У нас почему-то все время вспоминают Китай — хотим Китай. Там полтора миллиарда вот этих китайцев, которые очень хотят наши товары. Они хотят что-то там, не знаешь, поток какой-то идет?
Д. Кочергин:
Что-то — да. Что-то хотят однозначно, я даже знаю одну вещь, которую китайцы не просто хотят, а успешно реализуют — производство расходных материалов и продажа их в Российскую Федерацию. Потому что очень большой объем расходников, из которых что-то делается, те же самые, ну, те же самые электролобзики, например.
А. Иванов:
Ну, да…
Д. Кочергин:
Те же самые инструменты, фурнитура и так далее…
А. Иванов:
Фурнитура…
Д. Кочергин:
Поступает из стран Азии…
А. Иванов:
Ткани…
Д. Кочергин:
Да, поступает из стран Азии, и мы это покупаем, мы не производим этого всего.
А. Иванов:
Ну, я имею в виду сейчас экспорт, то есть, обратная процедура, что-то продается в Китай.
Д. Кочергин:
Да, представь обратную процедуру, когда ты покупаешь расходные материалы иностранные, платишь все наценки, растаможку, что-то делаешь
А. Иванов:
Да, да, да.
Д. Кочергин:
...И продаешь обратно. Во сколько раз возрастает стоимость — себестоимость — твоего товара по сравнению с тем, что произведено в Китае.
А. Иванов:
Нет, ну это, понимаешь, у нас же на сегодня — называю вещи своими именами — у нас альтернативы китайской ткани, например, нет, по сути, да? Там, турецкой фурнитуре нет альтернативы. То есть, ну как бы, хотим мы или нет, мы дешевле не найдем.
Д. Кочергин:
Китай — бесспорный интерес, но дальше…
А. Иванов:
Побывав в твоих руках, как бы, этот полученный предмет из всего этого должен стать, ну как бы, значимо дороже, достаточно, что ли дорогим для того, чтобы отправить?
Д. Кочергин:
Китай, безусловно, очень интересный рынок, мы его исследуем, понемножечку изучаем, смотрим. Но о какой-то вот именно победе хендмейда в Китае пока сложно сказать. Вообще, она там возможна или нет. Потому что рынок очень много производит своего внутреннего, с одной стороны. С другой стороны, в Китае, и это я еще ярче выражено в Индии, высок спрос на продукцию промышленного производства. Люди ценят то, что сделано не руками, а на фабрике, потому что этот как ГОСТ, знаешь, гарантия качества. Это сделано на фабрике, значит точно нормально.
А. Иванов:
У нас немножко остается времени, а вот знаешь, что все просили узнать — у тебя исключительно, вот, ну как бы, ты несколько раз обозначил, что это c2c, а у тебя там исключительно первая буковка только C или есть B? В хорошем смысле слова?
Д. Кочергин:
В какой-то доле есть, да, в какой-то доле есть. Потому что, когда мастер достигает определенного уровня развития, ну, любой мастер, это же есть у них, да?
А. Иванов:
Да-да-да.
Д. Кочергин:
Когда ты работаешь как ремесленник, количество изделий, выпускаемых тобой в день, очень жестко ограничено. То есть, ты можешь делать N изделий. Если ты хочешь развиваться — не просто больше продавать, в принципе и как мастер, - у тебя же должно быть личное время для развития навыков, для развития творчества.
Здесь возникает необходимость найма помощников. И, конечно, есть определенная доля небольших предприятий, микропредприятий, которые работают, ну, в большей степени как артель, не какие-то большие фабрики или мастерские, а как артели.
Есть интересное объединение, когда соединяются люди из разных отраслей — совершенно. Вместе создают как разовые проекты, так и постоянные, поэтому, конечно, да, какая-то доля вот этой буквы «В» есть в том или ином виде.
А. Иванов:
Ну, я-то имел в виду, что вот у тебя, условно говоря, фабрики не представляют свои товары.
Д. Кочергин:
Фабрики не представляют свои товары.
А. Иванов:
А это запланировано — ты как бы вот с этим. Была плановая такая история или так просто сложилось исторически там и, может быть, какая-нибудь, какую-нибудь фабрику ты взял, но в силу разных причин?
Д. Кочергин:
Ты знаешь, это очень интересный вопрос, потому что за что люди любят «Ярмарку мастеров» и покупают на «Ярмарке мастеров»? За то, что мы со своей стороны прикладываем большое количество усилий, представить товар, который действительно можно называть хенд-мейдом, который сделан вручную. То есть, не какая-то фабрика, не какое-то изделие под ярлыком. Сейчас же очень модный термин-то «сделано вручную», там. «крафт» и так далее. Но настоящий хенд-мейд — это все-таки настоящий хенд-мейд. Над созданием интересного изделия могут принимать участие несколько человек.
Но в любом случае это не может быть фабрикой. Потому что, когда производство происходит и перерастает формат фабрики, это другая «весовая категория». Это…
А. Иванов:
...Другой предмет, да, несколько, да.
Д. Кочергин:
Это другой предмет, это другой формат, это не хорошо и не плохо! Это просто другое. А мы специализируемся и работаем, как раз-таки, срочная работает, с тем, что сделано одним или небольшим коллективом.
А. Иванов:
У нас, к сожалению, вот эти 45 минут — я давно это знаю, да, а вот ты теперь знаешь, что это… Мы только начали разговаривать, а вот они закончились уже. Вот.
Поэтому, друзья, мы с вами прощаемся, но вот тема, мне кажется, настолько интересной и вкусной, там, не знаю, богатой на события, что мы точно когда-нибудь с Денисом еще встретимся обязательно.
Д. Кочергин:
С большим удовольствием, Александр. И, друзья, если у вас или ваших родных в самое ближайшее время какой-нибудь праздник, не обязательно, громкий юбилей и вы — а я точно знаю, наверняка вы ломаете голову над тем, что же подарить, заходите на «Ярмарку мастеров». Уверен, за 15-20 минут вы найдете такой подарок, которого никогда в жизни у вашего близкого человека не было.
А. Иванов:
Вот это совершенно верно. Прелесть, которая вот ну как бы… Уникальность, да дает. Значит, сайт, мы рекламную вставку, там у нас есть несколько секунд — мы скажем еще, что сайт называется Livemaster.ru. Заходите.
Д. Кочергин:
Или просто «Ярмарка мастеров».
А. Иванов:
Заходите. Заходите, мастера, заходите, покупатели. Вот, я думаю, что получите удовольствие ну даже посмотреть этот сайт. Это очень интересно. Спасибо.
Д. Кочергин:
Большое спасибо, Александр.
А. Иванов:
Спасибо. Спасибо, всего доброго. «Актуальный E-commerc», Александр Иванов, Денис Кочергин, до новой встречи.
Д. Кочергин:
Доброго вечера.