{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Александр Молчанов Сценарист, коуч, создатель первой российской онлайн-киношколы 13 мая 2017г.
Семья как ступень к успеху
Роль семьи в мотивации, целеполагании и тайм-менеджменте для детей

Сегодня у нас в гостях очень интересный гость, Александр Молчанов.

Это тот человек, которого стоит позвать на программу про взаимоотношения в семье, потому что он преподавал, как такой очень мощный родитель в его программе "Волшебный пендель". Хорошо бы очень многие элементы тайм-менеджмента и стремления к цели рассказывать еще в детстве, потому что тогда это может сделать их жизнь еще более успешной.

Александр Молчанов: Нужно немножко подтвердить свою экспертность, почему я имею право говорить что-то по поводу семьи.  У меня действительно довольно большой педагогические опыт, я учитель русского языка и литературы по первому образованию. Кроме того, я отец двоих детей. Я являюсь основателем и руководителем первой русской онлайн киношколы. Мы начали работу в 2008 году и были первыми в онлайн. Кроме обучения кино, сценарному мастерству, я некоторое время назад очень много занимался темами коучинга, мотивации, темы повышения продуктивности творческих людей и т. д.  И вот два месяца назад я запустил программу, которая называется "Волшебный пендель", у нас уже прошло 2 потока. Сейчас идет набор в 3-й поток. Это будет будут ежедневные мотивационные тренинги, в которых мы ежедневно ставим какие-то цели, и ежеутренне участники получают от меня касты с заданиями, в конце дня пишут домашние задания и в конце недели мы подводим итоги и строим планы на будущей неделе.

Меня можно найти в соцсетях ВКонтакте , Facebook  или на моем сайте shichenga.ru.

Тема воспитания очень древняя, есть 1000 книг, но все равно некоторые родители не очень хорошо воспитывают своих детей. Дети не находят контакта с родителями, в итоге это отражается плохо на их карьере, профессии, жизни.  А мне показалось, что ты именно тот человек, кто мог бы очень много изменить. 

Александр Молчанов: Прежде всего, нужно понимать, что большая часть моделей, которая в нас закладывает, идет от семьи. Когда мы приходим в школу, к этому времени мы уже сложившиеся люди, со сложившимися моделями. И здесь от родителей зависит очень многое. Например, если папа и мама курят, и при этом они говорят, что курить плохо, то есть ребенка учат одному, а невербально ему транслируют нечто другое. И сообщение, которое в этом случае транслируется — то что взрослые могут врать, а не то, что курить вредно. Именно этот разрыв между тем, что человеку дают и что люди делают на самом деле, этот шаблон остается с ним навсегда.

В советское время были одни модели для выживания, сейчас они изменились. Все модели закладывались из семьи. Не надо высовываться, богатство — это плохо. Бабушка мне с детства рассказала историю про то, как раскулачивали, и все время говорила, что не надо высовываться, сиди тихо. Эта была продуктивная модель советского времени. Ты учишься, стараешься быть как все, поступаешь в институт, дальше идешь на работу и всю жизнь работаешь на одной работе. Это считалось доблестью. То есть, где родился — там и пригодился. Наши родители с гордостью говорили: "У меня одна запись в трудовой книжке". Сейчас эта модель утратила способность помогать прийти к жизненному успеху, это разрушительная модель. И к сожалению, очень часто люди внутри семьи не рефлексируют, не понимают, какие именно модели они закладывают в своих детей.

Наши родители с гордостью говорили: "У меня одна запись в трудовой книжке". Сейчас эта модель утратила способность помогать прийти к жизненному успеху, она разрушительная. И к сожалению, очень часто люди внутри семьи не рефлексируют, не понимают, какие именно модели они закладывают в своих детей.

Есть какая-то общая рекомендация?

Александр Молчанов: Общий рекомендацией нет. Но здесь надо смотреть на то, что мы не можем предугадать, каким мир будет через 5, 10 лет. 10 лет назад мы все ходили с пейджерами и казалось, что будем с ними ходить и дальше.  А кто сейчас эти пейджеры помнит? Мир меняется очень быстро, и угадать, как он будет меняться, невозможно. Нам нужно учится приспосабливаться к изменяющимися миру. Эту способность к изменению в нас никто не закладывает, и именно нам ее надо закладывать в своих детей.

Когда у меня дочка поступала в университет, она спрашивала: "Папа, куда мне идти?"  Мы с ней довольно долго планировали, обсуждали, и я ей сказал, что по большому счету, не имеет никакого значения, какую именно специальность ты начнешь получать сейчас, потому что через 5 лет этой специальности уже не будет. Поэтому смотри на то, какие способности ты хотела бы в себе развить: иностранный язык, технические способности, которые позволяют работать с механикой, гуманитарные или еще какие-то навыки, посмотри на то, чем тебе   больше нравится заниматься.  Не смотри на то, что востребована та или иная профессия.  20 лет назад профессии, которой я сейчас зарабатываю на жизнь, мне существовало, не было в мире ни одной онлайн-школы.  Она возникла сейчас.

Стандартная ситуация для современного ребенка, что он очень перегружен. Я не помню такого, чтобы я до вечера что-то готовил.  Сейчас помимо домашней работы, еще пишут какие-то проекты, дети перегружены, с родителями мало общаются. И тут встает вопрос важности таких вещей, тайм-менеджмента, о котором стоит задумываться уже в детстве, потому что становится меньше времени. Как в детстве правильно мотивировать?

Александр Молчанов: Мотивация, тайм-менеджмент, концентрация — это все три разных вопроса.  Давай, мы сейчас возьмем что-нибудь одно. Во-первых, я считаю, что навыки мотивации, тайм-менеджмента, концентрации — это самые важные навыки. Это гораздо важнее, чем информация, которую нам рассказывают в школе о расположении звезд и т. д. Если нам понадобится какая-то информация, мы знаем где ее взять. То есть нет смысла заталкивать себе в голову огромные куски информации. У нас должны быть некие базовые представления о том, как устроен мир, понимание того, как с этим миром взаимодействовать, и знание, где взять информацию, если она нам понадобится. А дальше, я считаю, тайм-менеджмент, мотивацию и так далее надо преподавать прямо с пятого класса во всех школах в обязательном порядке.  Может быть, даже раньше, с третьего, потому что к людям умение учиться приходит очень поздно. Ко мне это умение учиться пришло только в 40 лет, хотя я всю жизнь учусь. Я все время читаю, прохожу каждую неделю какой-нибудь тренинг, то есть я очень-очень много учусь. И каждый следующий навык проще происходит.

Начнем с мотивации. Как у нас мотивируют детей? Чаще всего, ремнем, оценками, то есть через негатив. В итоге, у человека складывается первая ассоциация со школой — это двойки, отцовский ремень, стоишь в углу из-за того, что не сделал домашнее задание. Это мертвый резонанс, в котором ты живешь все это время. И задачи семьи — все это заменить по максимуму неким живым общением, живым резонансом. Родителям надо стать музой для своего ребенка, они должны вдохновлять его на то, чтобы он учился. То есть учиться — это хорошо, полезно, приятно, и показывать это своим примером. Они должны показывать: вот я учусь, смотри какие у меня результаты. Ты хочешь такие же результаты, как у меня? Тогда вперед. Что надо делать? Учиться!

Дальше родители должны стать не только музами, вдохновляющими своего ребенка, но и акушерами для его действий.  Когда ребенок делает что-то, когда он приносит первый свой коряво нарисованный рисунок, нужно принять творческие роды, нужно похвалить, прийти в неописуемый восторг от того, что он нарисовал этот некрасивый рисунок. Можно сказать, что это прекрасно, волшебно.

Как у нас мотивируют детей? Чаще всего, ремнем, оценками, то есть через негатив. Задачи семьи — все это заменить живым общением, живым резонансом. Родителям надо стать музой для своего ребенка, они должны вдохновлять его на то, чтобы он учился. Показать, что учиться — это хорошо, полезно, приятно, и показывать это своим примером. 

Может, даже не сказать, а проникнуться, как тренер в команде, который видит, что плохо играют, но он подбадривает команду?

Александр Молчанов: Совершенно точно. Это должно быть абсолютно искренне. Когда ребенок будет к вам бежать чем-то похвастаться, нужно не отпихиваться от него, не отмахиваться, а принимать. Вот это то, что касается мотивации.

Теперь давай поговорим по поводу концентрации. У школьника самая большая проблема — это проблема с концентрацией. Надо сесть, сделать все уроки, это растягивается на 2-3 часа, и в соответствии с этим возникают сложности. Проблему прокрастинации тоже никто не отменял, когда школьник, например, в 2 часа садиться делать уроки, но начинает смотреть планшет и еще что-то делать, освобождается только к 8 часам и начинает что-то делать.

Нужно следить за блочным планированием — это планирование начала каждого блока. Для школьника первый блок — школа. Следующий блок — спортивные занятия, коммуникации, общение с детьми и т. д. Далее — домашнее задание, рутина, то есть нужно четко вписать в расписание начало этого блока, например, с 18:00 или 19:00 вечера начинается блок выполнения домашнего задания.  Этот блок начинается ровно в это время и заканчивается тогда, когда домашнее задание выполнено. Если оно занимает час, значит, на него нужно запланировать два часа, чтобы не было стресса.  И дальше есть очень хороший инструмент, который я рекомендую, его школьники могут применять с 3-5 класса очень легко.

Может быть, кто-то из вас знает историю про итальянского студента Франческо Чирилло. Он был двоечником, учился на первом курсе итальянского университета, его уже собирались отчислить. У него была проблема с концентрацией на домашних заданиях, никак не получалось сосредоточиться.  Он нашел на кухне таймер в форме помидорки, заводил его на 25 минут и занимался только выполнением домашнего задания. После этого он 5 минут отдыхал. Затем снова закручивал эту помидорку и на 25 минут садился. Понятно, что для школьника лучше взять 15-минутный промежуток. Тут надо протестировать. Это может стать некой игрой. "Сынок, сколько помидорок ты сегодня проработал? - Папа, я сегодня три помидорки проработал. - Молодец, на тебе подарок". Понятно, что помидорку вы такую, скорее всего, не найдете, но у него, скорее всего, есть мобильный телефон. Пусть он скачает или сами скачайте какое-нибудь приложение. Я использую приложение Clockwork tomato. Оно 25 минут тикает, потом срабатывает сигнал, и 5 минут дальше отдыхаете. Потом снова слышите сигнал, на котором вы дальше садитесь и работаете. Ваш ребенок повысит свою продуктивность в разы, используя это приложение, нежели если вы будете его заставлять полтора часа сидеть и выполнять домашние задания. 25 минут решаешь математику, потом 5 минут отдыхаешь, делаешь, все что хочешь. Через 5 минут садишься, и следующие 25 минут делаешь домашнее задание. Я думаю, что за 2 помидорки вполне можно любого уровня сложности домашнее задание выполнить. Вот, пожалуйста, инструмент по мотивации, блочное планирование по тайм менеджменту, инструмент по концентрации.

Я считаю, что для неокрепших личностей, до 12-14 лет, интернет все-таки довольно хаотичная среда. Там, конечно, очень много пользы, но это то, куда можно идти уже будучи окрепшим, потому что если нет контроля, то ты будешь постоянно куда-то утекать, в отличие от бумажного чтения.  Многие говорят, что книга, в отличие от интернета, развивает, она не дает мозгу соскочить от осваивания чего-то еще.  И все ресурсы сходятся на осмысливании, фантазии, на картинке вокруг чего-то того, что написано.  В интернете такого нет. И среди психологов, и среди учителей тоже нет общей позиции. В основном все говорят, что все исходит из семьи, воспитания, это новая реальность, через год-два мы поймем, как в этом мире жить, может быть, и чтение как-то изменится. Но тема довольная футуристическая, поэтому я уверен, что ты имеешь свою четкую позицию по этому поводу.

Александр Молчанов: Она может вызывать опять же нарекания, но я считаю, что до 14 лет однозначно полный контроль интернета. Родители полностью должны контролировать, где находится ребенок в интернете. И совершенно точно фильтры: фильтр на порно, фильтр на все, куда вы не хотите, чтобы ваш ребенок заходил. Все это есть и все это не так сложно поставить на машины, это надо делать. Я бы не хотел, чтобы мой 4-летний сын наткнулся на какое-нибудь порновидео и имел бы потом долгие беседы с психотерапевтом по поводу этой детской травмы.

Здесь есть один нюанс: книги дают один навык взаимодействия с информацией — навык медленного вдумчивого чтения, которые нужно иметь.

До 14 лет однозначно полный контроль интернета. Родители должны полностью контролировать, где находится ребенок в интернете. И совершенно точно нужны фильтры, чтобы ваш ребенок не заходил туда, куда не следовало.

Книга имеет отчасти еще и практику, то есть ты как бы приобретаешь хрустальность, концентрируешь вот что.

Александр Молчанов: Не помню, кто мне сказал, что у бедных людей дома большие телевизоры, у богатых людей дома большие библиотеки. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок был  успешным, творческим, развивающимся,  ищущим человеком, он должен видеть, что дома есть книги, что есть много книг, что родители все время взаимодействуют с книгами, много читают ему пока он маленький. Вдумчивое чтение определенного текста — это все более и более редкие навыки.

Вот этот серфинг в интернете и работа с большим количеством информации, когда ты смотришь рассеянным зрением и выхватывает из большого массива информации какую-то нужную по неким интуитивно понятным параметрам, этот навык тоже очень важен. Потому что информация там удваивается каждый год или каждые два года. И нам все время нужно учиться осваивать навыки с большими массивами информации, и чем раньше человек их освоит, тем лучше. 

Ребенок должен всегда понимать разницу. Если он имеет доступ только в интернет и не имеет книг, он не видит разницу. То есть он понимает, что информация поступает только так. Если он имеет только книги и при этом есть родители, которые запрещают детям смотреть мультфильмы, это неправильно. Просто ребенок должен иметь и то, и другое: и доступ к книгам, и доступ к мультфильмам, он должен иметь доступ к сайтам в интернете по мере того, как он будет подрастать. Просто я считаю, лет до 14 нужно родителям нужно приглядывать, где, чем занимается ребенок. Мягко, ненавязчиво, но просто быть в курсе. 

Пребывание в интернете должно быть обязательно изолированным, то есть вы выделяете определенное время, это не должно быть с утра и до обеда, чтобы в три часа ночи ребенок сидел с планшетом. Задача родителей это пресекать и выделять какое-то время для общения с интернетом, то есть выделять полчаса в день, это должен быть такой подарок, бонус, то есть человек должен стремиться это получить. " Мама, я вел сегодня себя хорошо, можно я не полчасика, а минут 40 посижу в Интернете? - Ну, отлично, вперед".

У бедных людей дома большие телевизоры, у богатых людей дома большие библиотеки. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был успешным, творческим, развивающимся, ищущим человеком, он должен видеть, что дома есть книги, что родители все время взаимодействуют с ними, много ему читают, пока он маленький.

Многие соглашаются, но появились продвинутые люди, даже среди учителей, которые начинают говорить, что мы от этого никуда не уйдем. Надо как-то мириться, все-таки это среда агрессивная, хоть и полезная, но все-таки есть "но".

Александр Молчанов: Мириться, не мириться, а управлять этой средой. То есть ребенок должен быть повелителем интернета, а не рабом. Кого растим? Вырастим раба интернета или повелителя? Поэтому тут надо учиться в этой среде жить.

В завершении этого витка разговора хочу привести стандартный пример из жизни, который иногда возникает в метро. В метро, когда у меня садится телефон, я или читаю книгу, или что-то записываю в блокноте. По моим оценкам, это время раз в 10 продуктивнее, чем я смотреть, кто что написал, умные посты, потому что вся эта деятельность потом исчезает, как пыль . А вот книга остается, и, я думаю, что все с этим сталкивались.

Александр Молчанов: Я, на самом деле, ленивый и организованный человек, но все время я себе придумываю какие-то штуки, которые помогают мне организоваться. Например, я никак не мог заставить себя не читать френдленту. Я садился, и это мог бы час-два, абсолютно не продуктивное время. Я поставил одно приложение, которое закрывает френдленту, я ее не вижу. Если захочу узнать, что написал один из моих друзей, то забиваю в поиске и смотрю целенаправленно. А ленту не читаю, потому что именно она имеет способность поглощать. Это просто огромные человеко-часы, которые просто непродуктивно тратятся. Может быть, с точки зрения человечества, это и оправданно, потому что у нас сейчас огромное количество людей, им нечего делать. Раньше человек работал, и он мог прокормить только себя. А сейчас полтора проценты фермеров кормит всю планету. И в итоге у нас огромное количество людей, у которых много свободного времени. Они все сидят в соцсетях, играют в компьютерные игры. А еще лет через 10, когда освободится миллиард шоферов, когда Маск запустит свой проект искусственного интеллекта, управляющего машинами, то огромное количество людей все будут безработными. Куда они пойдут? Им будут платить какое-то пособие, и они пойдут в интернет, в соцсети, в компьютерные игры.

На чтение френдленты тратятся огромные человеко-часы. Раньше человек работал, и он мог прокормить только себя. А сейчас полтора проценты фермеров кормит всю планету. И в итоге у нас огромное количество людей, у которых масса свободного времени. Они все сидят в соцсетях, играют в компьютерные игры.

Ты говорил, что хорошо детей с детства учить основам драматургии. Если ваш ребенок проявляет задатки к сочинению истории, это нужно развивать, потому что это поможет ему в бизнесе, а может он станет и сценаристом.

Александр Молчанов: Конечно. На самом деле, это моя давняя мечта — сделать киношколу для детей. Может быть, когда-нибудь я это сделаю. Не обязательно для того, чтобы люди становились кинематографистами. Кино, на мой взгляд, сейчас очень важный предмет. И если бы дети могли писать сценарии, снимать кино, играть сами в кино, то есть учились говорить на камеру, учиться двигаться на камеру, мне кажется, это был бы навык, который остался с ними навсегда. У них бы остался фильм, который на протяжении своей жизни они бы постоянно пересматривали.  Поэтому я думаю, что в течение ближайших нескольких лет я это сделаю, а может быть, кто-то окажется быстрее меня и сделает такой проект. Мне тоже было бы это очень приятно.

Если ребенок приносит какую-нибудь историю про Бабу-ягу, пускай доделывает, снимает?

Александр Молчанов: В 20-е годы прошлого века специальная пленка, свет, звуки стоили бешеных денег. Сейчас для того, чтобы снять кино, достаточно достать из кармана телефон. Пожалуйста, берете телефон и снимаете кино со своими одноклассниками. Я родом из маленького поселка Сямжа Вологодской области, и иногда в интернете смотрю сямженские сообщества. И вот там ребята сняли фильм. В моей школе, после уроков остались и сняли фильм. Это фильм ужасов, снятый на телефон. На Оскар оно навряд ли тянет, но я получил огромное удовольствие, и я думаю, что они огромное удовольствие получили, снимая его. И они чему-то научились, пока его делали, и это кино останется с ними на всю жизнь.

Это отличное времяпрепровождение. Я всегда, когда у меня есть свободное время, заставляю детей придумывать сценарии, мы быстро снимай какой-нибудь фильм. Обычно получается очень даже интересно, потом все это вспоминают. Сейчас в YouTube очень популярен жанр простейшего мультфильма, сделанного с помощью программ либо из объектов Лего. Расскажи про это явление.

Александр Молчанов: Сейчас очень простое производство. У каждого из нас в кармане есть карманная киностудия, программы для работы легко можно скачать в интернете, освоить их не очень сложно, там все понятно. Но самое главное, что есть возможность это все опубликовать. Вы можете сразу же, мгновенно получить обратную связь, залить на YouTube — и пожалуйста, люди сразу же это посмотрят. С этим надо быть очень осторожным. До определенного возраста, насколько мне известно, вы не можете зарегистрировать свой канал на YouTube, но это могут сделать за вас родители. И здесь задача родителей это дело контролировать, отслеживать комментарии, удалять неподходящие комментарии, сообщения в личку. Интернет — это проходной двор, в котором люди, пользуясь анонимностью, позволяют себе много лишнего. Родители должны своего ребенка от этого оберегать.

Если есть интересная, серьезная сюжетная линия, то группа изготовления никого не смущает?

Александр Молчанов: Совершенно верно. Более того, это может стать большим проектом, вплоть до того, что может приносить большие деньги. В этом смысле, фантастические ситуации. Раньше, чтобы стать знаменитым, нужно было положить жизнь на то, чтобы попасть на работу, читать прогноз погоды на каком-то канале. Сейчас есть канал на YouTube, Instagram, и люди взлетают. Есть каналы на Instagram, которые имеют больше аудитории, чем, к примеру, Первый канал.

Если дети разговорят своих родителей, то они расскажут две-три интересные истории из своей жизни, которые можно снять. С другой стороны, если вы им будете что-то рассказывать, то сможете что-то вместе доработать, это лучше придумывать всем вместе.

Александр Молчанов: Здесь очень важно, чтобы родители, с одной стороны, вдохновляли своих детей, с другой стороны, чтобы они принимали то, что дети выдают. Я помню, что 37 лет назад сочинил свое первое стихотворение. На мой взгляд, совершенно дурацкое, но моя мама пришла в неописуемый восторг. А папа мне просто задавал задания. Он работал журналистом, и я у него спросил, что нужно сделать для того, чтобы стать журналистом. А он мне сказал, что для начала надо попробовать описать какое-нибудь событие из своей жизни, например, как ты ездил кататься на санках. Я сел и написал этот репортаж. Папа опять же пришел в неописуемый восторг от этого репортажа, хотя, конечно, ничего хорошего там не было. Вдохновение, которое родители дают ребенку, и принятие того, что ребенок выдает — вот это вещи, которые остались со мной на всю жизнь.

Вдохновение, которое родители дают ребенку, и принятие того, что ребенок выдает — это вещи, которые остались со мной на всю жизнь.

Вышел журнал "Понимашка" № 18 и семейный номер, где есть настольная игра, анекдоты, как решать проблемы с родителями, как общаться с родными.  На волне этого номера и решили сделать семейную программу. Александр, скажи что-нибудь напоследок.

Александр Молчанов: Практически все зависит от родителей. Все, что вы получаете от своих детей, все закладываете в них сами. То есть когда вы говорите о том, что дети как-то плохо воспитаны или еще что-то, это всегда ваша вина. Если дети воспитаны хорошо, то это ваша заслуга. Поэтому абсолютно все, что вы получаете от ваших детей, зависит от вас, от того, что вы в них вкладываете, от того, что вы им даете, поэтому дайте им все, все что можно.