Добрый вечер! «Интернет-экономика» в эфире, радио «Медиаметрикс». Говорим о настоящем и будущем проникновения информационных технологий в самые традиционные отрасли рынка. О том, как интернет меняет нашу жизнь. И сегодня у нас речь пойдет не только о настоящем и будущем внедрения информационных технологий в промышленность, как мы обычно это обсуждаем, но и в образование. У нас в гостях — Иван Аржанцев, декан факультета компьютерных наук «Высшей школы экономики» и Евгений Соколов, он заместитель руководителя департамента больших данных и информационного поиска.
Тема нашей встречи — куда пойти учиться, потому что совершенно очень скоро в конце года, в конце учебного года, это будет май и июнь, перед многими встанет выбор — куда пойти учиться. И этот выбор сегодня, как говорят очень многие данные в пользу получения технического образования. Так называемая «цифра» - она рулит и здесь.
В принципе, российская система образования переходит вот этот цифровой рубеж и, возможно, на первый план выйдут и выходят нетрадиционные формы обучения, виртуальная среда и новые платформы, потому что приходят в жизнь дети Сети. И для них нужно то образование, которое приближает их к реалиям сегодняшнего дня.
Вот, собственно, мы пригласили, я пригласила сегодня Ивана и Евгения, поскольку факультет компьютерных наук — это так называемая, science, это computer science, это такое понятие, которое очень широко сейчас развито в мире. Мы поговорим о том, что это значит в России, но мы будем говорить о уникальном, наверное, факультете, который существует с 2014 года. И называется он факультет компьютерных наук. Вот давайте расскажите нам, что вызвало появление к жизни такого факультета, вот, и это действительно молодой факультет, один из самых молодых в стране. Какую специальность можно приобрести, что будет написано в дипломе?
Иван Аржанцев: Добрый вечер! Спасибо большое за возможность рассказать про наш факультет, про действительно молодой, и я соглашусь с тем, что он уникальный, это совместный проект Высшей школы экономики и компании «Яндекс».
В этом году у нас летом будет четвертый набор, у нас полный спектр образования, мы учим ребят в бакалавриате, в магистратуре, в аспирантуре. У нас активно развивается дополнительное профессиональное образование. Если говорить про направления, что будет написано в дипломе, то направления у нас 2. Это «Прикладная математика и информатика» и «Программная инженерия». Эти названия отражают основные направления, по которым на факультете занимаются исследованиями и по которым идет обучение. Это анализ данных, работа с большими данными, программная инженерия.
В последнее время мы начали развивать биоинформатику. Бакалаврских программ у нас две. В магистратуре мы стараемся представить максимально широкий спектр программ, чтобы каждый нашел то, что ему интересно. Это и программы по нашим основным направлениям. Вот биоинформатика стартовала в прошлом году. В этом году мы открываем две новые программы - «Системное программирование» и совместную программу со Сколковским университетом «Инновации и технологии». Это будет программа называться «Статистическое обучение». Аспирантская школа по компьютерным наукам. Стараемся покрыть максимально широкий спектр.
Что касается компьютерных наук в целом. То безусловно компьютерные науки в России — такие же, как и во всем мире. Наука в этом смысле едина и интернациональна. Спектр компьютерных наук необыкновенно широк и покрыть все не сможет, пожалуй, ни один университет.
Альбина Пылаева: А как давно появилось, вообще в принципе, это понятие? Как оно вошло в жизнь не только среди специалистов, но вот как?
Иван Аржанцев: Computer science...
Альбина Пылаева: Как институция некая...
Иван Аржанцев: Можно считать, что они старше настоящих компьютеров, то есть задачами вычислимости алгоритмической или задачами эффективных вычислений занимались, пожалуй, столько, сколько существует математика.
Поэтому какие-то разделы computer science, можно считать, что имеют очень большую историю. Но, пожалуй, активная фаза развития computer science как раз связана с развитием вычислительной техники , можно считать, что началась в 50-х годах прошлого века.
Женя, как вы считаете?
Евгений Соколов: Ну примерно, так, да. Ну вообще, знаете, довольно сложно дать определение того, что такое компьютерные науки. Наверное, это науки про все, что связано с вычислением, связано с компьютерами.
Вот иногда студенты приходят на факультет, где computer science изучают, думают, что их программистами там сделают, а удивляются — математический анализ, почему-то преподают теорию вероятности, зачем? Потому что на самом деле computer science — это не только программирование, это и про то, как решить какие-то сложные уравнения на компьютере, про то, как сделать робота, например, или искусственный интеллект. И там, конечно же, без математики никуда.
Альбина Пылаева: Понятно. Но математика — это фундаментальная наука. И хотелось бы просто от вас услышать: высшее образование, оно предполагает владение какими-то фундаментальными знаниями. А то, что мы понимаем сами в обыденной жизни, может быть — простите, поправьте меня, если я не права — запрос как раз на специалистов, на программистов, понятно. Но на специалистов широкого профиля, чтобы они разбирались в целом — вот в этих новых технологиях, потому что технологии меняются, нужна какая-то адаптивность человека. Вот тот человек, который приходит к вам учиться — в принципе вот, что вы объясняете на момент, что на собеседовании ли или что объяснено, может быть, в рекламных буклетах? Куда идут, чему учиться, это фундаментальные науки, и они будут людьми для науки или они будут инженерами, кем они будут, вот в жизни? Что, какие специальности?
Евгений Соколов: Ну на самом деле очень разный спектр есть специальностей, которыми могут овладеть наши студенты.
Как построено наше обучение? Первые два года программа у нас более-менее общая, и мы закладываем фундамент. Тех, кто не умеет программировать — научим программировать, тех, кто умеет — научим еще лучше это делать. Учим математике, безусловно. Учим устройству компьютера, операционным системам, ну то есть, это вот что-то, что должен знать любой программист, наверное, или начинающий математик.
Дальше студенты выбирают, чем именно они хотят заниматься дальше. В принципе, после первых двух лет обучения они уже могут работать просто программистами, например. Но сейчас можно пойти гораздо дальше, например, они могут заняться машинным обучением — такая очень современная область математики.
Альбина Пылаева: Кстати, хочу сказать, что Евгений — он автор годового курса «Машинное обучение», да?
Евгений Соколов: Я преподаю, собственно его, да…
Альбина Пылаева: В «Высшей школе экономики».
Евгений Соколов: Вот могу заняться машинным обучением и, например, пойти в тот же «Яндекс» и улучшать поисковую систему, улучшать геосервисы с помощью этих методов. Могу заняться распределенными системами — это про то, как работать с огромными объемами данных, как обрабатывать. Могу заняться более теоретическими вещами, например, у нас есть специализация по теоретической информатике, где мы готовим, наверное, ученых, правильно сказать, которые будут развивать какие-то более такие математические вопросы сложности алгоритмов и всего такого.
Но вобщем, выбор у них большой. Мы закладываем фундамент, а потом они выбирают, чего они больше хотят — теории или практики.
Альбина Пылаева: Ну вот я еще хотела спросить. В школе изучают информатику. А вот отличники по информатике — это как бы следующая ступень — это информатика, поступившая в вуз, вот наука, как раз, computer science — это вот высший уровень информатика, в том, как ее преподают или это совсем-совсем другое?
Евгений Соколов: Это высший уровень и инфоматики и математики. Ну вот, наверное, мы об этом еще поговорим, но забегу вперед. К нам очень много ребят поступают по олимпиадам, и бы не сказал, что только по информатике, есть ребята, которые любят математику, даже физики, если я не ошибаюсь, к нам поступают с российской олимпиады.
Поэтому здесь и то и другое.
Альбина Пылаева: И хочу спросить Ивана, наверняка не на пустом, не с голой идеи появился вот факультет компьютерных наук в Высшей школе экономики? Что предшествовало, вот была ли какая-то база до этого? Это запрос, например, ну, может быть, какая-то, я не знаю, тонкости, но иногда какая-то отрасль формирует факультет какой-то под себя, иногда — какая-то большая, огромная организация. Вот что, кто прародители вашего факультета, немножко истории его появления…
Иван Аржанцев: Ну, вначале общий тезис, что факультет компьютерных наук не может существовать без тесной связи, с одной стороны, с индустрией, с другой стороны — с академическими партнерами. В нашем случае соорганизатором факультета является компания «Яндекс». Компания «Яндекс» очень активно не только в сфере IT, но и в сфере образования, и в 2007 году, то есть, ровно 10 лет назад в «Яндексе» появился корпоративный проект «Школа анализа данных». Это внутри компании, но это по сути очень сильная магистерская программа, которая была направлена в том числе на то, чтобы ребята, которые имеют фундаментальную математическую, физическую, но, может быть, не айтишную подготовку, подготовить для работы в области информационных технологий.
И одна из идей нашего факультета, когда он создавался — то, что лежала в основе — это была идея транслировать опыт школы анализа данных, сокращенно мы называем ее ШАД, в том числе — бакалавриат.
Альбина Пылаева: Можно, я перебью? Это не корпоративный институт, правильно? Не корпоративное обучение? Факультет — широкий.
Иван Аржанцев: Факультет — да.
Альбина Пылаева: Для всех желающих…
Иван Аржанцев: Безусловно.
Альбина Пылаева: И это…
Иван Аржанцев: Факультет Высшей школы экономики.
Альбина Пылаева: Ну вот запрос от всех отрасли на такой факультет, скажем так?
Иван Аржанцев: Да.
Альбина Пылаева: От всей отрасли?
Иван Аржанцев: Да, наши выпускники работают в самых разных IT-компаниях, как в российских, так и зарубежных, причем не только в области IT. Люди работают в банках, страховых компаниях, в аналитике самых разных…
Альбина Пылаева: Вот, кстати, хотелось бы понять, вот, кроме самой IT-отрасли — понятно, какие там специальности, именно наша программа говорит о том, как высокие технологии внедряются в традиционные отрасли рынка, в промышленность.
Вот из смежных областей — медицина, там, допустим, строительство и так далее. Вот будет ли, будут ли владеть ваши выпускники, которые всего-то три года учатся — выпускниками они станут через год — а может быть, пойдут учиться дальше, вот готовы ли они к работе вот не только в IT-отрасли?
Иван Аржанцев: Да, это одна из основных задач факультета. На самом деле, когда факультет открывался, мы анализировали. Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в том момент в 14-м году подготовило дорожную карту. И там было указано, что только 15 % выпускников российских вузов в сфере информационных технологий готовы к немедленному трудоустройству.
Одна из задач была готовить ребят по актуальным темам, чтобы существенно больший процент ребят могу работать сразу. Не переучиваясь. И действительно, за те три года, что факультет существует, на наших глазах мы видим тезис, что будущее за информационными технологиями реализуется. Например, в «Высшей школе экономики» экономический блок проводил встречу с ведущими компаниями в области ритейл. И люди, которые занимаются ритейлом, выдвигали такой забавный тезис, что ритейл постепенно становится информационными технологиями: IT плюс логистика.
То же самое мы наблюдаем в финансовой сфере.
А еще — изучение покупателя, отдельная стезя…
Иван Аржанцев: И наши выпускники, которые владеют методами анализа данных, будут необыкновенно востребованы во всех областях. Потому что есть некие общие принципы анализа данных, которыми должен владеть сейчас, я думаю, специалист практически во всех областях.
Альбина Пылаева: Понятно. А вот мог такой факультет появиться 5-10 лет назад? Почему вот сегодня, в чем вот смысл сегодняшнего существования, всего три года?
Иван Аржанцев: Тематика становится все более и более актуальной, но факультет мог появиться и 10 лет назад. Скажем, факультет инноваций и высоких технологий в МФТИ возник 11 лет назад. И есть факультеты, которые имеют историю в несколько десятилетий.
Альбина Пылаева: Я еще задам вопрос, вот просто расширенный, потому что наверняка нас слушают и родители и абитуриенты и в принципе взрослые люди. Ну давайте поговорим сейчас о той категории, о детях Сети, скажем так, да? Вот личный их личный выбор в пользу именно высшего образования, в принципе, компьютерное образование и высшее — вот четкой грань должна быть… Почему нельзя техникум, почему не открыть миллион курсов и сделать кучу специалистов? Вот действительно ли востребованы люди с высшим образованием? Какие у них перспективы?
Иван Аржанцев: Смотрите, я бы условно разделил людей, которые связаны с информационными технологиями, на три уровня. Уровень первый, это люди, которые знают, какие существуют системы и умеют ими пользоваться. Уровень второй — это люди, которые понимают, как эти системы работают. И уровень третий — это люди, которые могут создавать новые системы.
Вот наш факультет безусловно ориентируется на самых высокий уровень. На творческий подход, на людей, которые готовы создавать новое. Когда факультет открывался, на презентации были сказаны слова о том, что мы готовим спецназ по работе с большими данными. Вот этого тезиса мы и придерживаемся. Мы готовим самых верхнеуровневых специалистов по нашей тематике.
Альбина Пылаева: Понятно.
То есть, эти специалисты, которые соответствуют самому верхнему уровню, но могут отвечать всем потребностям компьютерного мира, скажем, как самому, ну, не могу сказать, примитивному — в этих технологиях примитивного нет — как на разных ступенях, скажем так.
Иван Аржанцев: Безусловно, они должны овладеть навыками и базового программирования, и знать разделы математики, и также иметь представление о том, что происходит сейчас. Именно поэтому мы постоянно говорим о важности фундаментального образования. Если есть правильно заложенные основы, человек легко переквалифицируется из одной отрасли в другую.
Альбина Пылаева: Вот теперь еще хотелось бы очень важный вопрос задать. Понятно, что мода на «цифру» пошла, и не только мода на высших уровнях принимать решения, о том, что все отрасли должны работать с биг датой и это есть будущее, которое вот продвинет и всю экономику в целом, и мы догоним… мы не будем отставать в техническом прогрессе от развитых государств. Ну это такой общий спектр. Возьмем просто обычных людей, обычных детей. Дети Сети прекрасно владеют гаджетами, есть уже несколько перспектив — и были в гостях как бы, руководители, например, как бы школ профессий будущего.
Как правило, эти школы готовят детей именно к computer science, так или иначе, с перспективами. Если взять абитуриентов… А вот, я что хотела спросить… Те знания, которые даются у вас — это расчет только на школьников или сегодня народ переучивается, строит дальнейшие планы?
Что может быть — я не знаю — это перспективы развития факультета или сегодня у вас это есть с людьми других возрастов, с теми, кто хочет получить второе образование? Кто хочет вообще поменять квалификацию? Рассматриваются ли перспективы для таких людей, дают ли они перспективы таким людям?
Иван Аржанцев: Очень важная тема. Программа дополнительного профессионального образования или профессиональной переподготовки — это то, чем мы занимаемся на факультете активно, у нас сейчас открыт центр непрерывного образования. Идея состоит, скорей, не только в полной переподготовке человека — и такие случаи тоже бывают, но в основном это взрослые люди, которые получают дополнительные компетенции. Работая в той или иной сфере, они понимают, что им без знаний современных, например, в области того же машинного обучения никак.
И на факультеты разработаны курсы как краткие — это несколько недель. Так, у нас сейчас есть и полноценный курс полугодовой. И интерес к этому делу среди людей уже состоявшихся, взрослых, квалифицированных очень большой.
Альбина Пылаева: А вы не можете в цифрах сказать? Вот как бы условия набора? Кстати, набор в количественном выражении?
Иван Аржанцев: Вот если мы говорим об абитуриентах…
Альбина Пылаева: Вот первый, второй, третий год увеличивается ли, во-первых, это количество и сколько вообще в принципе людей обучается.
Иван Аржанцев: Да, у нас факультет достаточно большой. И тут действительно была драма — скажем, первый год, когда мы установили планку по олимпиадам, сколько людей мы готовы принять без вступительных испытаний, то на 100 бюджетных мест, которые были на программе «Прикладная математика и информатика» было подано 230 заявлений от людей, которые могли бы поступить по нашим правилам без экзаменов.
Альбина Пылаева: То есть, в два раза больше, да?
Иван Аржанцев: Более, чем в два раза.
Альбина Пылаева: Более, чем в два раза.
Иван Аржанцев: Ну, в итоге не все они пришли.
Альбина Пылаева: Так, как же вы вышли…
Иван Аржанцев: Мы приняли 147 человек на 100 бюджетных мест, плюс «Высшая школа экономики» принимает в обязательном порядке не менее 20% людей по результатам Единого государственного экзамена. Поэтому в первый год мы перебрали очень много. И университет учил этих студентов за свой счет.
Это же наблюдается и все последующие годы — мы принимаем людей на бесплатные бюджетные места больше, чем у нас таких мест есть.
Альбина Пылаева: А трудно поступить?
Иван Аржанцев: Поступить трудно, да
Альбина Пылаева: Что вообще, как можно готовится или это только действительно такие высоколобые люди, которые уже в 9-10-11 сто олимпиад прошли и достаточно опытные люди?
Иван Аржанцев: Мне даже страшно говорить наш балл ЕГЭ. На программу «Прикладная математика и информатика» в прошлом году проходной был 294 из 310. На «Программную инженерию» - 289. Поступить по ЕГЭ действительно достаточно сложно. Единственное, ребята, которые побеждают в олимпиадах, могут поступить, засчитав по тем или иным олимпиадам 100 баллов по профильному предмету.
Но все-таки у нас факультет имеет репутацию факультета олимпиадников, многие поступают по результатам олимпиад без вступительных испытаний.
Также в прошлом году у нас в полтора раза вырос коммерческий прием на факультет. Тех ребят, которые заключают контракт и учатся на коммерческих местах. Высшая школа экономики разработала гибкую систему скидок, поэтому интерес к коммерческим местам тоже велик.
Давайте немножко цифры назову. В прошлом году мы приняли на бакалавриат 360 студентов. Прием в магистратуру — это чуть более сотни студентов. В аспирантуре у нас поступает несколько десятков людей. В прошлом году программы дополнительного профессионального образования окончило тоже более 100 слушателей.
Альбина Пылаева: Цифры растут.
Иван Аржанцев: Цифры растут с каждым годом.
Но сейчас прием на бакалавриат стабилизируется.
Альбина Пылаева: Вот скажите, вот, допустим, я мама абитуриента. Все равно в этом возрасте с родителями очень много связано, хотя и дети принимают самостоятельные решения. Вот мотивация какая поступить именно на этот факультет?
Иван Аржанцев: Вы создадите будущее, действительно. Все видят, что происходит в области информационных технологий — люди делают чудеса. И те ребята, которые закончат эту программу, они будут соучастниками этих чудес, разве это не интересно?
Альбина Пылаева: Ну, кроме всех чудес есть еще и статистика. Ну я не знаю, это из научного журнала у меня данные о том, что вот на сегодняшний день только буквально 5% детей сегодняшних, они будут владеть специальностями, о которых мы вообще не знаем.
Куда, зайдя в какой поезд, успевают сесть ваши учащиеся, скажем так?
Иван Аржанцев: Наши учащиеся видят огромное количество поездов, в которые они могут сесть, их зовут сейчас разные места работать. Если говорить о более прагматичном аспекте, то зарплата наших выпускников — вот я, опять же, вспоминаю дорожную карту 2014 года. Тогда средняя по России зарплата специалиста в области IT была оценена в 80 тысяч рублей.
Сейчас, по нашим выпускникам подводили итоги — это «Центр внутреннего мониторинга» «Высшей школы экономики» считал — порядка 75 тысяч стартовая зарплата выпускника бакалавриата и более 85, 85-90 для выпускников магистратуры.
Альбина Пылаева: Не отсеялись люди, кстати, после первых курсов?
Иван Аржанцев: Не все заканчивают, конечно. Происходит отсев. Учиться тяжело. С них спрашивают строго как математику, так и программирование, так и компьютерные науки на старших курсах.
Альбина Пылаева: Ну, буквально да, если у ребенка, скажем, математические способности, то он их там их может развить? Ну если он, ну непонятных способностей — ну аналитик, например, вот вы готовите, аналитиков, исследователей? Вот так, по большому счету, кто это? Инженеры или же это даже, может быть, вот сейчас такое слияние всех профессий, да, когда неразделимы. И очень часто гуманитарии с физиками и получаются новые профессии? Вот как в маркетинге, например…
Иван Аржанцев: Да, такое слияние называетcя data scientist — это человек, который владеет и прикладными и теоретическими методами. Но если говорить о том, кого готовит факультет, хочется, чтобы факультет был широкой площадкой, чтоб какой-то процент наших выпускников — мы думали, 10-15 процентов — шли в чистую науку, занимались исследованиями.
Например, сейчас очень нужны люди, которые будут и заниматься исследованиями и преподавать машинное обучение. Таких людей мало.
Альбина Пылаева: То есть, вы сами себе готовите тьюторов?
Иван Аржанцев: Да, безусловно мы рассчитываем, что наши выпускники…
Альбина Пылаева: Сразу я и хочу спросить — а кто преподаватели, откуда вы их взядли, потому что понятно, что, наверное, из крупных фундаментальных технических вузов, у нас прекрасное образование, да?
Кто вообще, откуда взялись кадры, ну я знаю, что вы закончили МГУ и вы какой факультет?
Иван Аржанцев: Я закончил мехмат МГУ.
Альбина Пылаева: А вы?
Иван Аржанцев: Я закончил ВМК.
Альбина Пылаева: ВМК. Ну понятно, из таких вот кузниц кадров, откуда у нас ну почти вся отрасль, наверное. Во-первых, скажите, где еще получить, кто еще готовит помимо вас? Просто назовите?
Иван Аржанцев: Традиционные центры — это Московский государственный университет, МФТИ, это петербургские вузы — Санкт-Петербургский университет, Академический университет, ЭТМО, в Новосибирске хороший уровень подготовки. Достаточно много вузов в России.
Альбина Пылаева: Все одному и тому же учат?
Иван Аржанцев: У всех есть своя специфика, кто на каких специализациях готов найти людей, разработать новые курсы, поэтому в принципе компьютерные науки на уровне базы едины, но, безусловно, все вузы имеют свою специфику.
Я хочу сказать про преподавателей, действительно важная тема, кто преподает.
Альбина Пылаева: Давайте о преподавателях.
Иван Аржанцев: Во-первых, обязательно фундаментальные дисциплины должны преподавать ученые. Мы исключаем просто преподавателей. Чем должен заниматься в той области, например, математик, если он читает математический анализ и дискретную математику? Он должен быть активно работающим ученым. Прикладные курсы должны преподавать люди, которые понимают, чему они учат, которые работают в индустрии и, например, совмещают преподавание на факультете с основной работой в той или иной компании.
Например, на факультете подавляющее большинство занятий по программированию проводят яндексоиды — сотрудники компании «Яндекс», которые приходят на две-три пары в неделю и приносят живой опыт. Это очень ценно для наших студентов.
Альбина Пылаева: Но у нас есть, кстати, в стране, крупнейшей компании, «ЛАНИТ», «Крок» и так далее, - оттуда есть специалисты, которые, может быть, какие-то семинары проводят, я не знаю?
Иван Аржанцев: Да, мы зовем коллег из самых разных компаний. Например, на факультете построена проектная работа. Ребятам предлагается тема, над которой они работают три модуля, в «Вышке» живут модулями, а не семестрами и темы…
Альбина Пылаева: Модуль — это что? По месяцам?
Иван Аржанцев: Это четверть.
Альбина Пылаева: Это четверть.
Иван Аржанцев: Это четвертая часть учебного года.
Альбина Пылаева: А не сдал — потом или?
Иван Аржанцев: И четыре сессии. Вылететь можно после каждого из модулей, после каждого из модулей своей сессии. И менторы от компании предлагают темы проектов, над которыми работают студенты. И тут у нас перечень компаний очень большой.
Я хотел бы добавить, кстати, вот на третьем курсе, когда уже студенты пишут курсовые прямо, у них тоже появляется выбор. Тем, кто хочет больше быть практиком, мы даем так называемые, что-то вроде командных проектов. Мы зовем компании, тот же «Яндекс», например, которые дают ну какую-то задача, которая для них важна. Они набирают команду, учат их технологиям разработки, промышленной разработке.
Ребята приходят в компанию, там какие-то лекции слушают, ну, вобщем, готовятся к тому, чтобы работать на производстве, условно. Те, кто больше наукой заинтересован, могут выбрать научный курсовой проект вот с научными сотрудниками факультета. Статьи публикуют даже некоторые из них, я надеюсь, продолжат научное образование дальше. То есть, вот тут тоже такая траектория появляется.
Альбина Пылаева: Ну а в целом наверняка должен быть баланс, да, вы же ну… Вот просто запрос жизни, как я понимаю, не только в нашей отрасли, о которой мы все время говорим, ну в принципе, чтобы любые знания были применимы к жизни. Вот это требуется от высшей школы, вот уже не модно, уже как бы завязло в зубах, что люди выходят, приходят там на производство или куда-то в компанию там и им по сути не нужно то образование, которые они получили.
Ну это не совсем правда, но тем не менее человек должен быть применим, должен адаптироваться к жизни, потому что она сама меняется. Вот что в плане в этом происходит? Это факультет фундаментальных наук или прикладных? Где вы сами ищете баланс? Как вы сами видите и перспективу вот этого баланса, он будет все время, где его искать, короче говоря? И где пропорции?
Евгений Соколов: Ни в коем случае не должно быть какого-то варианта, должен быть широкий спектр. Если ребята хотят заниматься чистой наукой, на факультет есть 5 лабораторий, они могут выбирать тематики самые разные. От теоретической информатики до процессно-ориентированных информационных систем и глубинного обучения и байсовских методов. Я назову наших партнеров. Помимо «Яндекса», который уже упоминался. Сейчас у нас есть проект с компанией «Acronis», у нас есть несколько проектов со «Сбербанков», в частности, со «Сбертехом». У нас есть проекты с компанией «Samsung». На «Программной инженерии» студенты сотрудничают с «Лабораторией Касперского».
То есть, есть целый ряд крупных компаний, которые выступают нашими партнерами. Список партнеров — больше сотни. И вот этот — тот реальный опыт, который ребят получают, работая в компаниях.
Академические партнеры… На факультете открыты три базовых кафедры академических институтов: Институт проблем передачи информации, Институт системного анализа и Институт системного программирования.
Вот тот широкий спектр возможностей, который открывается перед нашими студентами и выпусниками.
Альбина Пылаева: Ну вот еще раз про связь в практикой. И, наверное, к вам, вот ваш курс «Machine Learning», ну, немножко про этот курс, это достаточно модная тема. И поскольку вы автор курса, как вообще ребята реагируют на это и на сколько это увлекательное занятие?
Евгений Соколов: Ну, во-первых, скажу, что курс по машинному обучению читаем для всего третьего курса, мы считаем, что это должны знать все. И многие ребята даже говорят, что поступали на факультет, чтобы узнать про это побольше. Что такое машинное обучение? Это про то, как научить машину решать какую-то сложную задачу.
Ну вот, скажем, есть физика, которая дает какие-то конкретные формулы для каких-то вещей, например, как посчитать силу, приложенную к телу… Массу на ускорение умножить, да? С помощью формул физики можно посчитать, куда тело упадет, если движется с какой-то скоростью.
Машинное обучение — это более сложные задачи. Как понять по отзыву на банк — по тексту отзыву, он положительного окраса или отрицательного? Или, например, как понять, ну не знаю, производится ли какая-то атака на внутреннюю сеть компании. Ну, вобщем-то какие-то задачи, для которых нет формул в явном виде, машинное обучение позволяет из данных, просто из каких-то примеров, выучить правило, которое будет эту задачу решать.
Что касается курса, вот вы говорите о том, что нужен баланс между фундаментальным и прикладным. Конечно, мы даем ребятам и какие-то рецепты, какие-то технологии, чтобы они пришли на работу и сразу же могли решать какие-то типовые задачи, которые перед ними будут стоять. В этом плане они, конечно же, сразу пригодятся, сразу будут востребованы.
Но при этом наши студенты амбициозны. Они не просто хотят решать какие-то существующие задачи известными методами, они хотят приходить в компании, которые находятся на переднем крае науки и бизнеса и делать их еще более передовыми, условно говоря.
Альбина Пылаева: Ну это же все слова — передовыми…
Евгений Соколов: Да, да, да…
Альбина Пылаева: ...не передовыми
Евгений Соколов: Разумеется…
Альбина Пылаева: А может, есть какая-то жизненная история, как вообще на чьей-то судьбе, на чьем-то примере конкретном?
Иван Аржанцев: Здесь, может быть, у вас есть какие-то примеры… Вы начнете…
Есть такая замечательная стипендия имени Ильи Сегаловича, которую инициировала компания «Яндекс». Илья Сегалович — это один из двух соорганизаторов компании. И стипендия в этом году вручалась в третий раз.
И в феврале каждого года мы проводим так называемые зимние встречи с лауреатами стипендии Сегаловича, где ребята рассказывают о своем опыте, о том, что они сделали, о том, что они планируют делать.
И вот в этом году было замечательное выступление нашей третьекурсницы, как раз наш первый набор, 14-го год, Полины Кириченко. Полина рассказывала о том, что она делала в школе. Например, в школе была уже достаточно квалифицированным человеком: она выиграла конкурс «Яндекса» для школьников с неким языком E-English, который был связан с языком программирования, который помогал изучать английский язык.
Поступив к нам на факультет, на первом курсе она получила стипендию Аниты Борк от компании Google и поехала в Лондон на стажировку в британский офис компании Google, на летнюю стажировку. На самом дела, сейчас десятки студентов нашего факультета ездят на, попадают, проходят отбор на международные стажировки в компании Google, Facebook и целый ряд других компаний.
Потом у Полины был тяжелый выбор — чем заняться, она выбрала на третьем курсе специализацию «Машинное обучение», о которой как раз Евгений говорил, она была в Цюрихе, опять в «Гугле», после второго курса на специализации. Она ездила в Хьюстон на конференцию для женщин, которые успешно занимаются computer sсience, 12 тысяч участников, американская конференция, очень престижная, и в этому году перед ней стоит еще более тяжелый выбор. Помимо предложения на стажировку в Google, она получила предложение в EPFL в Лозанне и это сугубо научная стажировка.
И тут задача, скорее, не то, как попасть, а для таких сильных студентов задача выбрать, потому что время ограничено.
Когда ребята рассказывают на зимних встречах, они говорят, что главное — это поспать. Настолько много всего интересного, и им я искренне завидую. Жизнь очень насыщенная. Но действительно они должны уже с юных лет научиться тайм-менеджменту. Научиться распределять, что важно, что неважно.
Альбина Пылаева: Ну про тайм-менеджмент я вот в связи с чем спрошу. Естественно, у каждого из нас есть круг знакомых и у меня есть знакомые, дети которых учатся за границей. Специально родители тратят крупные деньги и так далее.
И есть там такая тенденция - вот я заметила, ребенок постоянно занят. Он там заканчивает еще школу, во-первых, знает уже, куда дальше поступать, и там настолько, помимо просто занятий, они там пишут рефераты и так далее.
Но еще большой кругозор у детей, потому что им организуют специальные какие-то выезды. Вот посмотреть адронный коллайдер, кто-то едет в Америку к — как это называется — в Кремниевую долину, да. И так далее. И еще к тому же за детьми наблюдают, какие-то там премии им дают и так далее. Их отслеживают… вот эту вот… вот эти будущие кадры. Что у нас с этими детьми, они могут быть как хакеры известны во всем мире или другое?
Иван Аржанцев: Жизнь наших студентов очень насыщенная, мероприятий очень много. И Высшая школы экономики — на самом деле университет западного типа. Важный слоган — не для школы, для жизни мы учимся. И если, скажем, сравнить учебные планы Высшей школы экономики и других ведущих российских университетов, то ребята, абитуриенты, сравнивают, видят, что у нас меньше занятий, просто количество пар, которые они видят в сетке занятий. Потому что большой акцент делается на самостоятельную работу, на проектную работу, причем, эта самостоятельная работа структурирована. Не просто — пойдите и что-то поделайте. Это продуманная система домашних заданий, самостоятельных заданий, которые ребята выполняют и у них есть накопительная оцуенка. Не ставится итоговая оценка только на основании экзамена, они работают на эту оценку весь модуль. Или несколько модулей.
По поводу возможностей, ну вот, например, вы упомянули Большой адронный коллайдер. На факультете есть лаборатория с краткой аббревиатурой «Лямбда», которая как раз отвечает за анализ данных на одном из четырех больших экспериментов в «Церне».
И эта лаборатория ежегодно проводит большую конференцию «Применение методов машинного обучения в физике высоких энергий». Вот сейчас эта конференция готовится в Британии, и студента факультета имеют возможность туда поехать. Предлагается несколько грантов на конкурсной основе для студентов. Они пишут мотивационное письмо, они рассказывают, почему им это интересно и что они сделали и ежегодно несколько ребят ездят на подобные конференции.
Альбина Пылаева: Ну вот скажите мне честно: вот то, что предлагает ваш факультет, это калька с како-то международной программы, что, может быть и хорошо, это какое-то вот изобретение сугубо под наши российские… И программы заточены, и созданы, и все так организовано — под наши российские реалии, с учетом образования российского в школе? Вообще-то что, с точки зрения международных стандартов, ваша обучение? И будущего детей, которые закончат ваш факультет, вот это люди мира или им еще надо учиться, учиться и стажироваться и это нормально?
Иван Аржанцев: Это, безусловно, люди мира, и компьютерные науки настолько быстро меняются, что учебные планы приходится обновлять ежегодно. Скажу честно: когда факультет создавался, была некая команда людей, которая продумывала концепцию нового факультета. Они посмотрели зарубежный опыт, несколько американских университетов, в первую очередь, Стэнфорд, несколько европейских университетов. На самом деле, учебные планы в Америке в Европе достаточно сильно отличаются.
В Европе за основу был взят учебный план EPFL, как раз университета в Лозанне. Посмотрели российский опыт, наши ведущие вузы, сравнили учебные планы, вот объем нагрузки совершенно разный. Посмотрели, чему учить, во-первых, посмотрели, в каком объеме учить. Очень важная тема — какие курсы делать обязательными, какие делать вариативными, а какие делать факультативными просто для желающих.
Но, может быть, самое важное, когда мы планируем тот или иной курс, мы задаемся вопросом — кто его прочитает? Если мы понимаем, что эта тема очень важна, но у нас нет хорошего преподавателя, мы не будем ставить такой курс. Если же мы видим человека, который этот курс может прочитать, для нас эта тема становится приоритетной.
Альбина Пылаева: Кстати, есть вот иностранные какие-то преподаватели?
Иван Аржанцев: В «Высшей школе» экономики замечательная штука, называется — международный рекрутинг. У нас есть четыре уже человека, которые не говорят по-русски, это полные иностранцы. На самом деле, они постепенно учатся говорить по-русски, но они вносят как раз на факультет опыт работы в зарубежных университетах.
Но среди наших русскоязычных коллег также много PhD, которые закончили зарубежные вузы.
Вот все время... иностранный язык вообще как отдельная специальность не преподается? Вот совершенствуется язык, потому что научная литература предполагает высокий технический уровень знаний, знаний технического английского, допустим, хотя бы?
Иван Аржанцев: В «Вышке» интенсивно учат английскому языку первые два года, после второго года человек должен сдать на сертификат «IELTS», и это необходимое условие, потому что с третьего курса часть предметов проводится полностью на английском языке. Без этого никак.
Здесь я хотел бы добавить, вообще, мы даем какой-то базовый уровень английского на курсах, но при этом, как только студенты начинают изучать компьютерные науки, они сталкиваются с тем, что многие материалы есть только на английском. И начинают заниматься исследованиями, читают последние статьи на английском, им просто приходится, читая все эти материалы, смотря видеолекции, освоить английский как можно лучше.
Евгений Соколов: И еще хотел бы добавить, вы спрашивали, вот, про то, у нас выпускники — люди мира или только для России? Вот есть один пример, студентка Михаля Завальд у нас — она на своем примере показала, что все-таки во всем мире могут работать выпускники.
На начальных курсах она заинтересовалась GR-информатикой - у нас был факультатив по этой теме, она его прошла. В конце второго курса подала заявку на научную стажировку в Израиле, в Тель-Авиве, прошла, и успешно закончила стажировку, все было хорошо, знаний хватило.
На третьем курсе она пошла на стажировку в рамках курсового проекта в «Яндекс», занималась там машинным обучением, делала свой проект, тоже успешно получилось. Сейчас, этим летом она пойдет в Google, опять же, без проблем. Прошла на стажировку летнюю, где будет заниматься анализом аномалий в поведении пользователей, опять же, это все мы даем в наших курсах, никаких здесь нет. Поэтому те знания, которые мы даем, ничего такого нет, они глобальные.
Альбина Пылаева: Я напомню нашей аудитории, что в гостях у «Интернет-экономики» декан факультета компьютерных наук «Высшей школы экономики» Иван Аржанцев и заместитель руководителя департамента больших данных и информационного поиска Евгений Соколов. Мы говорим о настоящем и будущем российского образования. И именно в области computer science. Все время хочется «компьютер» хочется поставить на первое место, потому что в принципе — да, компьютер это вот тот основной рабочий инструмент, который, кстати, да? - у которого еще большая жизнь или нас заменят роботами?
Евгений Соколов: Ну, смотря в каких специальностях. Безусловно, компьютеры отвоевывают какую-то часть профессий, какие-то простые действия уже могут выполнять или роботы, какие-то простые задачи могут решать методы того же машинного, искусственного интеллекта.
Но все-таки мы еще очень далеки от того, чтобы все могли отдыхать, а компьютеры делали дела за нас. Все еще от людей требуется разрабатывать эти методы, требуется ставить задачи. Мне кажется, никогда машины не смогут делать, но в общем, для нас еще есть работа.
Альбина Пылаева: Но все, чему можно научить роботов, пусть делают роботы, да, такое вот есть…
Евгений Соколов: Разумеется. Если простые задачи смогут делать роботы, то сможем делать что-то более интересное и более важное.
Альбина Пылаева: Я еще хотела спросить об одной вещи. Все время говорим о том, что сегодня на рынок труда выйдут люди, рожденные уже с такими…
Евгений Соколов: С гаджетами в руках.
Альбина Пылаева: С гаджетами в руках. С кнопкой в руках, что называется, и это само преподавание для этих детей, наверное, тоже должно измениться, потому что сегодня в каждом классе есть ребенок, который знает больше, чем учитель в области информатики. Вот сколько примеров ну уже стало.
Вот как, что, что, как воспринимается, какие новые методы обучения, если жизнь движется вперед, то обучение, методы обучения — вообще стиль обучения, что здесь нового, что сейчас уже дает в этом смысле факультет компьютерных наук «Высшей школы экономики», да и вообще другие факультеты, в принципе, российское образование?
Евгений Соколов: Ну вот здесь я начну отвечать. Одна из форм новых преподавания, которая есть в «Вышке» и которые появляются во всех университетах — это курсы в смешанном формате, когда часть курса — онлайн-курс. Преподаватель один раз пришел в студию, начитал лекции на камеру, после этого он не тратит время каждый год, чтобы читать эти лекции снова и снова, а может, что-то новое разрабатывает. Студенты слушают лекции где угодно — в общежитии, дома, в метро. А в университете проходят семинары, где уже с ними общаются преподаватели, где они в группах работают, осваивают материал, учатся решать задачи.
Ну вот это, наверное, первый шаг изменения образования. Второе — ну это, наверное, ну, геймификацией это сложно назвать, но мы стараемся, чтобы наши стужденты не просто слушали и решали какие-то задачи непонятные, а чтобы вот они могли сразу видеть, где находятся их знания по сравнению с другими студентами и остальным миром. Вот. Мы в курсах по машинному обучению даем соревнования по анализу данных. Для этого есть много платформ, когда перед студентом ставится задача, даются данные, есть какие-то качества, и они соревнуются друг с другом, кто придумает лучше решение, кто лучше поймет, в чем задача.
Более того, такие соревнования есть на мировом уровне. Мы тоже поощряем студентов участвовать там, чтобы они ну поняли, что им есть, куда развиваться. Ну и некоторые из них добиваются больших успехов.
Альбина Пылаева: Ну вот сразу две картинки, да, перед глазами. Первая — студенты в аудитории, как всю жизнь, и в советское время, учились. И вторая — студенты в некой лаборатории, огоньки и так далее и так далее. Где ваши студенты учатся? Само по себе, во-первых, где территориально, действительно, и какие, может быть, у вас аудитории у вас какие-то ну какие-то инновационные?
Иван Аржанцев: Да нет, аудитории у нас обычные. Мы сейчас находимся в районе метро «Аэропорт», но планируется переезд факультета в другой корпус «Вышки». Сейчас еще не решено, в какой, и, да, занятия проходят и в аудиториях, и в лабораториях. И у партнеров достаточно много занятий. Студенты участвуют в летних стажировках и практиках, как в компаниях, так и в институтах.
И говоря о новых формах образования, я, пожалуй, хотел сказать подробнее про онлайн-курсы, потому что это важная тема.
Сейчас очень популярны онлайн-курсы — многие их смотрят, и взрослые, и дети. Например, высшая школа экономики является лидером в России и входит в десятку университетов мира по числу курсов, размещенных на платформе «Coursera». Мы выкладываем действительно много курсов, причем раньше это были отдельные курсы, сейчас становятся популярны специализации, когда выкладываются цепочка продуманная курсов, которая позволяет человеку получить полноценное введение в тот или иной предмет.
Например, в прошлом году мы выиграли конкурс курсеровских специализаций, у нас два победителя — это специализация по машинному обучению и специализация по дискретной математике применительно к компьютерным наукам.
Мы можете увидеть Евгения Соколова на «Курсере» сразу в нескольких курсах. Это очень важная тема, и студенты этому очень рады. Это дополняет занятия в аудиториях, вы можете в любой момент открыть компьютер, планшет и увидеть преподавателя, который на экране в хорошем качестве рассказывает тот или иной предмет.
Становится все более и более популярным.
Альбина Пылаева: Ну, у нас не так много времени до окончания программы осталось. За какими профессиями — за IT-профессиями — будущее?
Евгений Соколов: За какими профессиями? Ну, из тех, которые мы видим уже сейчас, это вот data science, то, о чем мы говорили, науки о данных, то, что с машинным обучением, с данными.
Наверное, искусственный интеллект будет все больше занимать место в нашей жизни, и поэтому, возможно, будут появляться какие-то новые профессии, связанные с этим. Например, вот сейчас одно из таких направлений важный в анализе данных — это анонимизация персональных данных, ну, сейчас об этом много законов есть, да, о том, как бы сделать так, чтобы данные все-таки не утекали в сети, чтобы данные, которые пользователь на сайте оставляет, на сервисе, принадлежали только ему.
Например, сейчас очень много говорят о том, как бы шифровать данные, как извлекать какую-то пользу из данных о пользователях, но при этом, чтобы они оставались персональными, на их стороне все еще. Возможно, что-то такое.
Альбина Пылаева: Ну и закончим, наверное, тем, что все-таки есть вопрос. Почему все-таки это новое поколение специалистов, чем оно отличается от советских инженеров, от совсетских технарей, вот что такое новое поколение специалистов, вот с точки зрения такого нового прогрессивного факультета как факультет компьютерных наук?
Иван Аржанцев: Ну вы совершенно правильно сказали, что рождаются люди, которые уже выросли в век информационных технологий. Например, когда мне нужно установить то или иное приложение на телефоне, я обращаюсь к своим детям, они меня этому учат, и нам нужно научиться работать и учить вот это именно новое поколение.
Пожалуй, это основное отличие.
Альбина Пылаева: Ну в чем новизна-то его? Вот да, они родились с гаджетами или…Новизна в чем, может быть, в их карьере?
Иван Аржанцев: Да, в их карьере. Перед ними стоят совершенно другие вызовы, совершенно другие задачи. То, что им предстоит делать в сфере информационных технологий, их предки делали в других сферах.
И перед ними стоят новые интересные задачи, что и естественно.
Ну и еще один аспект, то, что свежий взгляд на эти вещи. Они могут по-новому посмотреть на то, как это устроено и придумать что-то новое здесь. Наверное, тоже вот такая особенность.
Студенты нас тоже удивляют часто своими идеями.
Альбина Пылаева: Ну, хочется, конечно, заглянуть в будущее вместе с вами и пожелать вам дальнейших успехов, а также всем, кто свяжет свою жизнь с новыми технологиями, с новыми вузами, с новым видением мира и будет жить и работать, приносить пользу.
Спасибо большое за сегодняшний эфир.
Иван Аржанцев: Спасибо.