{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Радик Амиров Заместитель директора интернет-проектов МИА «Россия сегодня». Главный редактор портала «Россия для всех» 14 мая 2017г.
В гостях Радик Амиров
Русская идея и межнациональные отношения

Евгений Бень:

 Здравствуйте, уважаемые пользователи канала Mediametrics, продолжаем цикл передач «Перекрёсток времён». Сегодня у нас в гостях Радик Амиров, заместитель директора дирекции интернет-программ международного информационного агентства в Россия сегодня, начальник отдела национальных проектов, того же самого агентства в Россия сегодня, ещё главный редактор известного портала Россия для всех. Здравствуйте, Радик.

Радик Амиров:

Добрый день!

Евгений Бень:

Тема нашего сегодняшнего разговора, я бы сказал интересная, может быть это расставленное ядро одной из тех оснований, которые беспокоят наше общество. Исторически сегодня это разговор о межнациональных отношениях, но обозначили мы тему очень конкретно и предметно: «Русская идея и межнациональные отношения в современной России». А в этом мы сегодня будем говорить. Ну и предваряя начало нашего диалога, я бы хотел несколько слов сказать о том, что такое сегодня вообще общепринятое понимание Русская идея, которая связана с понятием русского мира. Буквально в 2 словах. Вы знаете, готовить к сегодняшней нашей передачи, Я открыл статью в Википедии русская идея и очень изумился, вот уж не ожидал увидеть, что на том фоне как сейчас много и часто упоминают это понятие, такая странная интерпретация дается в Википедии. Во-первых, как известно, понятие русская идея впервые встречается у Фёдора Михайловича Достоевского, затем у Владимира Соловьёва, он прочитал лекцию в 1887 году, и затем, конечно, книга Бердяева «русская идея», которая вышла в 1946 году. Начинается статья в Википедии с цитаты ученого по истории философии советского времени Арсения Гулыги, которая именно подается как отчет Русская идея, как концепция Русская идея, ну, это ещё ладно. Дальше говорится вообще о том, кто разрабатывал Русскую идею и среди них я обнаружил такие для меня неизвестные имена как С. Сухонос и В. Увенков. Посмотрел, Сухонос - это кандидат технических наук, который занимается осмыслением масштабной вселенной, а Увенков, это журналист, который от Русского надзора, был оштрафован журналистским надзором за нецензурное обращение. Может кто-то обратил внимание на статью в Википедии, при этом там никак не упоминается, заметьте, Сергий Булгаков один из столпов русской религиозной философия 20 века и ни разу не упомянута основа полагающая книга Николая Бердяева «Русская идея», где дается широкое масштабное и глубинное осмысление этого понятия и вообще истории русской религиозной философии. И в принципе, это книга - это точка отчёта во многом того, что сейчас с нами происходит. Мы бы хотели, если кто-то услышит сейчас нашу программу, кто является автором этой статьи и занимается правками статей в Википедии, может быть, по мере возможности, внимание на это обратит. Что такое вообще Русская идея? Русская идея в бердяевском понимании, а это, в общем, целый труд, как мы уже упоминали, это такое некое космогоническое явление, космогоническое вот каком смысле, что собственно Россия и ее путь может воздействовать, отказывать, преобразовать умную энергию прежде всего своей историей на мир и мировое пространство. В связи с чем связана и мысль о русском мире, что интересно, само по себе словосочетание Русский мир том виде как оно было раньше да буквально в начале 21 века, это несколько другое понятие, ну, скажем, то было издание Русский мир, главным редактором был Фадеев, выходил он в начале семидесятых годов 19 века, упоминался в русский мире, упоминался в древнерусских источниках. Это русский мир именно как какой-то национальный феномен, в этом смысле, особенно это в 19 веке. Сейчас же, когда мы говорим о Русский мир, собственно говоря, это мир всех, кто мыслит, думает и говорит на русском языке, а мышление на таком многозначном, мощном языке, что само по себе предполагает и специфику, и мышление и мировоззрение. То есть русский язык переформатирует жизни людей. И в этом смысле хотелось бы поговорить вот о чём... Дело в том, что Радик Амиров является не только автором издания «Ислам и политика», но он ещё определенное время руководил пресс-центром духовного управления мусульман и советов муфтии в России. Как вообще воспринимается с существования русской идеи и русского мира в вашем, Радик, понимании с укорененным в России исламским сознанием. Как бы вы это могли объяснить и интерпретировать?

Радик Амиров:

Ещё раз добрый день. Я, наверное, начну с одной маленькой истории. В 2005 году я был в Хадже и мы стояли у мечети, у запретной мечети в Мекке. Знаете, наша русская речь наших журналистов, мусульман, привлекла других паломников из Узбекистана, Азербайджана, Таджикистана, из Киргизии, из Казахстана. И мы стояли, разговаривали на русском языке и к нам подошёл один араб и спросил: «Откуда вы?». И один наш аксакал из Таджикистана сказал: «Мы русские мусульмане». Этот человек из Таджикистана, который уже четверть века живёт в Советском государстве, в независимом государстве и, тем не менее для него русский язык и русский мир не перестал быть как таковым. Было, конечно, так с немножко смешно и иронично, но потом я понял, что на самом деле русский мир, это не означает, что только это сообщество, скажем, только русских. Осмелюсь сказать, что мы не русские не позволим закрыться от нас только русским миром. Потому что русский мир он не этно, рафинированная так сказать культура, нельзя сказать, что она относится только к одной нации. Конечно же, нет. Потому что во все российское, русское большое влияние оказало татаро-монгольское Иго, большое влияние было финно-угров, большое влияние остается кавказское. Поэтому для нас, для тех, кто является не русский, но разговаривающим на русском языке, думающих на русском и, конечно, это тоже свой мир. А для большинства из нас русский язык и русский мир является чем-то родным. Здесь нельзя отделить одних от других. Мы общаемся на русском языке, мы пишем друг другу на русском языке, мы думаем на русском языке. Если раньше, на территории Российской империи доминирующими всё-таки языками были языки и арабские, и другие тюркские наречие, то есть сейчас более 80 лет для нас русский язык стал языком общения.

Поэтому здесь ничего удивительного нет, это абсолютно объективно, абсолютно правильно, я считаю. И для нас всё это является не чужим, это очень-очень важно подчеркнуть.

Евгений Бень:

Ну, достаточно вспомнить, Радик, слова Пушкина « среди русского найдешь татарина»

Радик Амиров:

Это не Пушкин сказал, это сказал, насколько я помню, Державин или Карамзин, я не помню сейчас. Но это давно так и уже избитая фраза...

Евгений Бень:

 Но Пушкин в любом случае уж точно повторил.

Радик Амиров:

 У Пушкина есть замечательное подражание Корану, очевидно это одно из самых лучших проявлений уважения и любви книги с большой буквы «И да падет с очей туман», вот так не писал никто про Коран на территории нашей страны. Может быть, потом уже появились переводчики, но вот это стихотворное выражение, стихотворный план, стихотворное доведение до читателей это родное, и то, что Коран для Пушкина не был чуждой книгой. Конечно, мы этим гордимся.

Евгений Бень:

 Безусловно. Но дело в том, что вообще, собственно говоря, русский этнос он формировался много-много веков в прямом соприкосновении с окружающими этносами. И собственно влияние действительно восточного окружения, имеется в виду того, что тех народов называли татаро-монголами, чисто влияние с точки зрения взаимопроникновения народов. Она была очень велико. Очень велико и Европейское мышление. Влияние польского народа, влияния на русское дворянство в 19 веке со стороны французов и немцев. Это невозможно обойти, это уже больше 20 век в больших городах взаимопроникновения, собственно жителей этих больших городов, относящихся к русскому этносу с большим числом еврейского населения, которые после 1917 года оказалось большие городах в Москве, в Ленинграде, в Нижнем Новгороде,в Куйбышеве, сегодняшние Самара, в Новосибирске, в Екатеринбурге, тогда был в Свердловске и так далее. Это невозможно не учитывать и собственно, согласитесь ли вы со мной, что нельзя собственно не обратить внимания на очень большую часть населения России, которые имеют корни, помимо русских корней, татарские, башкирские, еврейские, грузинские, армянские, украинские, белорусские и так далее. Но в тоже время есть те, кто не мыслит себя представителями этих национальностей, но в тоже время считает себя русскими людьми. И таких людей всё больше и больше. Дело в том, согласитесь ли вы, что у нас это справедливо и очень много внимания уделяется, это очень важно, именно в последние 15 лет, уделяется традиционным общинам, традиционным конфессиям наряду с православием, с исламом, иудаизмом и буддизмом. Всё это достаточно бурно развивается, всё это имеет дополнительное определенное пространство в нашей жизни, и в духовной жизни, его общественной, и связанное вообще с инфраструктурой, я бы так сказал общественного развития в России. Помимо этого, есть люди, которых можно назвать совершенно определённо- русскими татарами, русскими евреями, русскими грузинами, русскими азербайджанцами. Это безусловно те люди, которые настолько вросли в Россию, и они и Русский мир они уже неотделимы, они по сути часть русского народа, но в тоже время, да и собственно, при том градусе терпимости, которые у нас сложился последние два десятка лет, этих людей особо не отличают, которых мы называем русскими татарами, русские евреи и так далее. Но, я думаю, что безусловно, нужно обратить особое внимание и на этот слой российского народа. Как вы считаете?

Радик Амиров:

 Ну конечно, вы правильно сказали, Евгений, что очень много евреев после 17 года, после отмена черной оседлости переехали в большие города. Я могу сказать про свой народ, про татар, которые после революции, которая была принята мусульманами положительно. ? Почему? Потому что давалась земля независимо от конфессиональных, от национальных принадлежностей, многие мусульманские народы получили карт-бланш на свое будущее и определили свое будущее именно так. Они переезжали в большие города. Это не только Казань, не только Уфа, скажем, московское метро в основном строили только татары. Если мы возьмем город Ростов-на-Дону, очень много татаров переехало после Великой Отечественной войны на восстановление экономики. Возьмем, Донецк, большая община татар. Почему? Потому что они снимались с деревень и переезжали в город там, где платили деньги, где люди тянулись объективно к некому такому своему хорошему будущему. И конечно же, мы скажем так, татары, башкиры, чуваши, мы переехали в эти города и абсолютно свободны в своей стране. Мы влились в то русское общество, которое было в этих крупных индустриальных городах. Менялся язык, скажу честно, в Москве у татар, может быть лет в 5-:10 назад, стали обращать внимание на свой родной язык, на его сохранение и приумножение. Но в основном мы тоже говорим по-русски, потому что город большой и общаемся, где бы мы не были на русском. Правильно использовать татарский, конечно же, но не всегда получается. Но ничего удивительного. Тоже самое и в Санкт-Петербурге, то же самое и в Свердловске, да любом городе. Большие общины они сохраняют свою идентичную культуру. Это нормально. А основной язык, конечно же, русский. И абсолютная свобода. Вот вы сказали про Путина и, конечно же, до Путина в головах в Бразилии такие идеи о некой независимости, когда нам сказали берите сколько хотите независимости, то голова немножко захмелела, захмелела от свободы, всего того, что мы сами себе придумывали. А уже при Владимире Владимировиче шла настоящая работа национальных общин, конечно же, она и продолжается, но основные тезисы, основные темы и план мирной жизнедеятельности между странами, конечно, при нём. Вспомним о создании различного рода советов при президенте, в том числе и по междунациональным отношениям, создание межконфессионального комитета с основными нашими традиционными религиями, ну, всё это, конечно, положило начало какой-то новой жизни без этого хмеля свободы, когда ряд религиозных деятелей нашей страны получали спонсорскую помощь из Арабских стран на прямую, а куда девались деньги, это можно было под отчет нет давать. Выпускались разного рода книги религиозного толка, который абсолютно не подходит под нашу ментальность, которые абсолютно не подходит под наше мировоззрение, под наше русско-мусульманское, скажем так. Потому что никогда в нашей стране ни один религиозный деятель мусульманского толка не призывал к Джихаду. Да такое дело было один раз, если мы помним, это была Великая Отечественная война, когда мусульмане объявили Джихад Гитлеру, мы собирали деньги на танковый полк и получили государственную телеграмму от самого Сталина. А про героя Советского Союза во время Великой Отечественной войны, я уже говорить не буду, это всем известно, всем нормально и образованным людям. Здесь нельзя говорить про то что вы православные здесь идёте, мусульмане здесь идут, иудеи идут так, буддисты так, конечно же нет. Межконфессиональный мир он есть межконфессиональный мир. Это не на словах, а на деле, у нас не ведь было никогда религиозных войн.

Евгений Бень:

 Вы знаете, самое поразительное, что когда мы говорим про это переформатирование атмосферы последние полтора десятка лет и дежурные фразы, не то что мы отдаем дань конъюнктуре, действительно, реально в живую ситуация изменилась, но можно сказать на 180 градусов. Потому что я бы сказал, что, помните про уваровскую формулу, графа Уварова, православие, самодержавие и народность, но она была достаточно умозрительное, отвлечённой и как-то не очень-то получилась 17 годом закончилась. А ведь складывается так, что сейчас никто эту формулу, на самом деле, не сконструировал и никто и не педалирует, а мы реально живём в мире авраамические религии, единовластия, российский народ. Мы реально живем в этом треугольнике. Он реально сложился и люди научились и учатся жить в этой атмосфере, потому что это действительно есть русский мир. Я сейчас даже объясню в 2 словах, что такое Русский мир на простых двух примерах. Это и есть русский мир, потому что русский мир - это когда народ завязан за территорию, за землю. Как известно, в США люди за землю не завязаны, поэтому мультикультурализм, плавильный котёл, который действует вот уже более 100 лет и это такой некий сложный винегрет. Нам не нужен никакой винегрет, мы живем естественно и органично, мы традиционно все связанные с русской землей, кто 300 лет, кто 700 лет, а кто, может, и одновременно и с появлением славянских племен. И это очень-очень существенный нюанс. У меня как-то вышла одна из публикаций, это было года три назад, и на нее, но также и на другие, обратил внимание сам Лукашенко. И как-то он высказался по поводу Русского мира, это было не первое его высказывания, что русский мир, ну, зачем же он нужен, мы что же все разойдемся по всем национальным квартирам, ну, пусть будет белорусский мир, казахский мир, киргизский мир и так далее, ну, это же неправильно. Вот это удивительно, что Лукашенко делает вид, что не понимает или правда не понимает, что Русский мир основан на языковом столпе. Это-то языковая многозначность, совершенно поразительный язык, где каждое явление и каждое действие передается десятками слов, синонимов или околосинонимов, это мир этой бесконечной многозначности. И он так притягивает, что если для тебя русский язык уже родной, то почему нам всем, для кого русский язык родной, тяжело даются другие языки, это можно наблюдать, когда приезжаешь в Израиль, гораздо сложнее выходцы из России приходят в мире иврит с огромным трудом, гораздо им сложнее даётся, чем из Арабских стран, чем из Ближнего Востока, чем из Северной Африки. Потому что наш русский язык он такой вбирающий в себя, он такой органичный, что из него гораздо сложнее войти в другой язык. И два примера, что такое Русский мир, конкретные факты. Факт первый, в США и в Канаде, ещё те эмигрировавшие евреи, которые эмигрировали в 70-80ее годы, и вот религиозная община там жаловаться, что всех нам ходят и раввины, представители общин, и африканские евреи, и латиноамериканские евреи, о русских, особенно те, кто приехал в 60-80хх годах, не затянешь. Они вместо того, чтобы ходить в Синагогу, они ходят единственный Торонто, который там есть, клуб русской авторской песни. Туда они ходят и до одурения всё ещё слушают песни разных поколений, например, Окуджава, Высоцкий. Уже здесь Окуджаву и Высоцкого подавляющее большинство забыло, они все слушают. Потому что из русского мира он настолько притягательный, уйти невозможно и, конечно же, очень сильная ностальгия. Второй пример я приведу такой, что в Израиле очень любят все писать на русском, не важно как, но пишут из шлют сюда в Москву. И получается такая картина, что они даже не скрывают, что жили они, например, в Виннице. И когда они эмигрировали в Израиле, то наконец-то, они решили, что сбудется их главная мечта и каким-то образом они наконец-то попадут в центр мира, город Москва. Отсюда писание на русском языке стихов, проз, всяких философских статей и активная их рассылка в СМИ по всей России, хоть бы в любом городе напечатали. Это и есть Русский мир. Русский мир- это все люди, говорящая на русском языке, но этого, конечно, мало. Это то, что является тяготением русского мира. Но те, кто самодифференцирует себя русским человеком, независимо от национальности, это и есть собственно каждый из нас частица русского мира и все вместе мы и есть русский мир. Это очень живой конкретный пример. Но я приведу вам еще плохой пример. Плохой пример в том смысле, что не по поводу русского мира, по поводу того, как не всегда мы бережно относимся к русскому миру и не храним потерявшие, не всегда даже палачом. Это характерный факт. Есть у меня давний знакомый. Он по образованию международник, он стал гражданином США в начале семидесятых годов, причём по соображениям он был религиозным и для него был неприемлем советский воинствующий атеизм. Он живёт с мечтой вернуться в Россию много лет, ему сейчас где-то за 60, и он отбил все пороги, написал сколько угодно писем в любой инстанции, посольства.

Радик Амиров:

 А что ему мешало вернуться?

Евгений Бень:

 Не понимают его заявления, представляете

Радик Амиров:

 Ну взял бы билет, приехал в Москву или в Санкт-Петербург.

Евгений Бень:

 Но это мы уже не будем обсуждать, но факт в том, что гражданство у него получить не получается. Это к чему я говорю, что очень важно, мне представляется, чтобы это собирание русского мира, чтобы она носила не только характер отвлеченно философские, не только характер душевного собирательства, но очень важный реальные шаги, чтобы русские люди по всему миру ощущали по себе больше заботы и в странах Ближнего зарубежья, и в Западной Европе и США. Как вы считаете?

Радик Амиров:

 Я считаю, что на самом деле, что человек по религиозным соображениям выехал из Советского Союза и, лично я так думаю, что русский мир он не заканчивается именно на границах России, и вот этот товарищ, я так думаю, могу принести много пользы русскому миру, находясь даже там. Не складывать же руки, не рвать волосы на себе. Но почему бы нет, да в советское время был один период борьбы с религией, полный атеизм, что называется. А почему бы ему... Ну, подаст вам заявление, через какое-то время, может быть, и примут, учитывая большое бюрократию, это же не только у нас. Я знаю кучу евреев, которые не могут уехать в Израиль, потому что они не могут доказать, что они евреи. Это нормально история. А если это человек, если он там сидит за рубежом и считает себя русским человеком, почему бы не приносить больше пользы там тому уже русскому миру.

Евгений Бень:

 Это уже отдельный вопрос. Я имею в виду, что речь не о том, что приносит пользу или это человек или другие люди, а речь о том, чтобы вообще бережливо заботливого по возможности мы все относились к той части русского мира, которая от России оторвана.

Радик Амиров:

Я понимаю. Знаете, я однажды был, то есть работал на Олимпиаде в Ванкувере, это было 7 лет назад, я познакомился с одним парнем, он казах по национальности, живет в Ванкувере. Я приехал на работу, мы познакомились и пошли с ним на хоккее. И сидим мы с ним общаемся на русском языке, хотя мы друг друга понимаем абсолютно свободна, я родился недалеко от границы с Казахстаном, я прекрасно понимаю казахский язык ровно так, как он понимает татарский. Ну мы разговаривали на русском языке. Вдруг, перед нами сидит парень, такой русак. Так стыдливо и стесняясь, говорит нам « Вы, знаете, ребята, что я тоже русский». Мы спросили, почему он стесняется своей русскости. Он говорит» Тут на меня так смотрят косо, что я приехал из России, отношения не очень хорошие, я пытаюсь раствориться в этом винегрете. « И вот мы оба, я татарин и мой друг казах, говорим « Слушай, парень, мы забыли о хоккее, мы забыли о чём угодно, но ты не забывай свой русский язык. Ты никогда не перестанешь быть русским. Ты не станешь ирландцем, ты не станешь евреем, ты не станешь никем кроме как русским. Кстати говоря, после этого он сказал» Ну, наверное, вы правы». А после хоккея на нас напали бравые словацкие фанаты и попытались с нами подраться. Мы сами тоже, поскольку с нами пребывала русская сила, дали достойный отпор. В принципе, ничего удивительного в этом нет, люди меняются, люди стареют, может быть, у них изменяется интересы, мировоззрение, кто-то хочет вернуться домой, кто-то не хочет. Я часто беру интервью именитых людей, когда не получается интервью, когда подходишь к людям в метро и получаешь отрицательный ответ, я говорю» вы к своей знаменитости шли всю жизнь, вы стали знаменитым, вас стали узнавать, а вы даете от ворот поворот», а он в ответ говорит, что ему это надоело быть знаменитости, как он устал от этого.

Евгений Бень:

 Мы немножко ушли в сторону. В такое лицемерное кокетство, я не верю. На самом деле, любой человек в какой-то степени, если он публичен, он стремится к ещё большей публичности, а если он говорит, что это ему не нужно, значит, он не очень уже в ладах с самим собой. Так что слава я верю в этой кокетство.

Радик Амиров:

 Я тоже не верю. Поэтому не отвечаю на них взаимностью.

Евгений Бень:

 Ну, я вернусь к Бердяеву. Вы знаете, Бердяев всё время пишет и о собственном созерцании Достоевского, я духовной нравственности и свободы человека, я русская идея, конечно. Всё время пишет о терпимости, собственно о терпимости русского народа и об особой миссии русского народа, которая связана с тем, что он опять-таки, в силу того, что он закреплен к историческому пространству и что за этаже пространства исторические закрепленные другие народы. И вы знаете, разделяете ли вы такую мысль, что часто говорят, что в России тяжелая демографическая ситуация среди русских. Рождаемости русских меньше чем, допустим, татар, башкир, народов Северного Кавказа и так далее. Это серьезная проблема. И что же дальше будет? А вот как-то я понял, что дальше будет, что это идея русского мира, она очень жизнестроительная, что даже, если возникает демографическая проблема, кто русский мир позволяет другим коренным народам России, не только позволяет, а делает их также носителями русского языка, русской литературы, а вместе с литературой русской культуры, вместе с культурой русской ментальности. Происходит такой сложное глубинное вызревание России нового времени, новой эпохи. И здесь, конечно, стержнем останется русская традиция, русское слово, русская культура. Я даже не побоюсь сказать, что огромной прививкой и восточного христианства, православие. Ведь православие в восточном христианстве не просто так, не просто так здесь существует взаимодействие между народами. Потому что, давайте, обратим внимание, что именно православные мысли как они близки корневым образом исламу, иудаизму. Насколько ближе, чем католичество или западный протестантизм. Что, собственно говоря, можно найти множество общих черт у православия как с исламом, так с иудаизмом. Поэтому здесь идёт такое вызревание многоканального русского народа Нового времени.

Радик Амиров:

 Я думаю, что всё-таки это корни идут от древней Византии. И вот это, например, твой мирный сосед не зависимо от национальности и религии, это твой сосед. Один из великих сказал « для русского не существует понятия чужой. Другой народ, другой представитель народа, он не чужой, а другой. И отношение русского населения к своему ближнему, это никак к чужому, а как к другому, с другой ментальностью, с другим мировоззрением». Но если мы говорим о нашей стране, то за тысячелетнюю историю были и татаро-монголы, и взятие Казани, а чего скрывать, и Москву сжигали. Ну а когда уже было сформировано страна, мы помним 1812 год, когда башкирские полки дошли до Парижа и мили там копыта коней своих в реке Сена. Мы помним кавказскую войну, мы помним войну с Турцией, мы помним 1904 год, и везде были представители многих многих народов, и вы знаете прекрасно, что помимо священнослужителей Русской православной церкви, были полковые мулы. Что значит награда для мусульман царского периода? Для мусульман были отдельные награды без изображения, а если эти награды были с изображением, что офицеры или государь не имели право накалывать на грудь мусульманину орден или медаль с изображением. Награда давалась чисто в руки. А буквально недавно я узнал, что до революции на кораблях матросы, У матросов был свой религиозный деятель в Русской Православной Церкви, но стремились, если в военный корабль стоял в порту, то мусульман выводили для того, чтобы они смогли прочитать в мечети ближайший пятничную молитву. Оттуда всё-всё идёт.

Евгений Бень:

 Ну, я и так сказал бы, что 20 век... Мои предки, например, тоже я прослеживаю с середины 18 века, их присутствие в Российской империи, это всё не просто так. Особенно 20 век, когда наши близкие своей кровью обогрели русскую землю и это всё, конечно, уже с нами и в нас навсегда. Очень много людей, которые любят в Россию, и я чувствую, особенно, это приходит с годами. Это то, что выплавляется тот монолит, который выстраивается уже в зрелом возрасте, когда больше интересуешься своими корнями, своими близкими, да и смыслом жизни. К сожалению, наше время уже подходит к концу и, я думаю, что нам еще предстоит здесь встреча с тобой, Радик. Продолжим наши диалоги, и может, получится очень интересный межконфессиональный диалог. С нами был Радик Амиров, заместитель директора дирекции интернет-программ международного информационного агентства Россия сегодня, главный редактор портала Россия для всех. Любите Россию вместе с нами, дорогие друзья. Всего доброго, до следующих встреч.