Как обычно по пятницам «Интернет-экономика» в эфире. Говорим о настоящем и будущем, проникновении интернет технологий в самые классические отрасли рынка, как заработать на этом сегодня и как сделать глобальный бизнес завтра. В гостях у нас Алексей Спасский, генеральный директор, CEO компании “Phobos” и “Deimos”. Это IT компании и Алексей Спасский, сооснователь одного из сервисов, с которым он обречен быть знаменитым человеком. Это сервис для рыбаков, для рыбаков любителей “Deep fish” называется.
Почему Алексей у нас в гостях? Маленькое предисловие прежде чем я расскажу, что не смотря на свой достаточно молодой и юный возраст за плечами Алексея почти 10 лет в бизнесе. Его компании в IT отрасли и он известен и как эксперт, и как успешный бизнесмен именно с продуктами в отрасли IT. Алексей меня заинтересовал еще и тем, что кроме своего богатого опыта, тем, что он менял виды бизнеса и что у него очень интересная концепция, которую я посмотрела и в СМИ. Алексей выступает и как эксперт в очень известны изданиях. Сегодня я его представлю как именно генерального директора двух интересных, перспективных компаний “Phobos” и “Deimos”. С огромными амбициями.
Алексей Спасский: Здравствуйте. С чего начать? Наверное в двух словах о себе.
Альбина Пылаева: Ну я уже сказала, что у вас 10 лет, это считай с 17 лет вы в бизнесе.
Алексей Спасский: Да. Здесь тоже существуют какие-то ярлыки, эксперт, 10 лет в бизнесе и так далее. У меня есть довольно четкая стратегия, которая и жизненная.
Альбина Пылаева: И жизненная, и бизнес стратегия.
Алексей Спасский: И жизненная, и бизнес, да. Жизненные, мне кажется, очень тесно переплетается с бизнес. Что, дела говорят намного лучше за человека чем какие-то ярлыки, эксперт и так далее.
Альбина Пылаева: Поймите меня, интересно, мы все время говорим о новой экономике. Что такое новая экономика? Новая экономика – это прежде всего люди. Что вы там будете делать через 10, 20, 30 лет? Жизнь стремительно меняется. Мы все живем в эпоху перемен и эти новые люди со своими новыми идеями крайне интересными, а вы это уже делаете. Поэтому давайте расскажите о себе. Как это получилось? Как вы к этому шли? Потом что тема нашей встречи «Путь технологической компании». Это интересно.
Алексей Спасский: Окей. Дорога на самом деле всегда бывает сложной и об этом хочется, наверное, в первую очередь сказать. Наверное, как и в любой отрасли, будь то медицина или любая другая надо, как я для себя это позиционирую, надо ставить одну хорошую цель и планомерно долго идти к ней. Я часто привожу этот пример, что хороший пример с медициной.
Альбина Пылаева: Я выключу телефон, сейчас, секунду. С медицины, но вы-то не медициной занимаетесь.
Алексей Спасский: Да. Но хороший пример с медицины. Что та новая экономика, которая сейчас строится технологичная. Она, это довольно живой рынок, в котором хочется участвовать огромному количеству людей так или иначе. Который со стороны кажется довольно таки легким для входа рынком. Но те мне менее является одним из самых сложных рынков в мире. Потому что это самый конкурентный рынок в мире. Приходится конкурировать с самыми умными людьми во всех странах мира, если занимать технологиями, заниматься может быть каким-то разработками R&D и создавать продукты. Это рынок действительно кажется легкий, но почему я сравниваю с медициной? Потому что нельзя посмотреть на то, как человек делает операцию на мозге и пойти разрез сделать. Поэтому это долгий путь, который должен пройти любой человек. Если 20 лет бить в одну точку, планомерно, день за днем, не стесняясь тяжелого труда и так далее, то в конечном итоге что-то да получится, но через какие-то шероховатости и так далее, но…
Альбина Пылаева: Скажите, а у вас, вы к IT пришли сразу? Вы по образованию, у вас два образования. Вы и математик, и экономист. За плечами МГУ и еще какое образование?
Алексей Спасский: Это тоже, тоже…
Альбина Пылаева: То есть все МГУ.
Алексей Спасский: Да.
Альбина Пылаева: То есть, у вас замечательный специфический мозг и кроме того вы умете считать. Несмотря на высокие заявленные цели компаний. Кстати они очень странно называются. Одна называется “Phobos”, а вторая “Deimos”. Что означает страх и ужас. Какая была первая компания? Страх?
Алексей Спасский: Первая страх, да. Я даже могу рассказать почему. Это довольно интересная история.
Альбина Пылаева: Это не самая первая ваша компания, это те компании, о которых мы сегодня говорим, как пример успешного IT бизнеса, как пример взгляда в будущее.
Алексей Спасский: Ну, успешного, есть и другие более успешные эти бизнесы, “Facebook”, «Яндекс», “Mail” и так далее. Поэтому…
Альбина Пылаева: Прекрасно, что вы на них ровняетесь, это амбициозность цели.
Алексей Спасский: Что касается пути и почему вообще IT. У меня на самом деле было пару историй в жизни. Они такие, может быть смешные показаться. Просто у меня появился компьютер первый раз в семь лет, как-то я понял, что, наверное, что-то в этом будет. Следующий раз…
Альбина Пылаева: И прям сказали маме об этом?
Алексей Спасский: Следующий раз, да, была история. Мне было лет 13 или 14, точно не помню, на самом деле возраст Помню, что появился сервис Google mail и я шел по коридору, то есть еще не смотрел не на какие рынки акций и стоимости компании, какие входят продукты и так далее, ну и просто в коридоре маме сказал, да, Google будет править миром. Есть какое-то, сейчас, наверное, учитывая стоимость компаний и так далее, индексы технологических компаний, те цели, которые они перед собой ставят, куда они ведут и куда они хотят вести человечество. Прочую разную future-логию. Я на самом деле довольно скептически отношусь просто к future-логии. Хотя иногда я люблю пофилософствовать и представить, что будет дальше. Потому что если мы не будем представлять, что будет дальше, как мы сможем что-то сделать?
Альбина Пылаева: Правильно я понимаю, Алексей? То, к чему мы хотим прийти, я просто хочу прийти к рассказу про шаговые может быть технологии. Мы говорим про путь. Путь, он состоит из нескольких шагов. Как я вас поняла, у вас путь начался с цели. Она, может была и в детстве. Но мы говорим про практичные вещи. Мы говорим, как жить в настоящем и как из этого настоящего правильно прийти к будущему. Потому что меняются профессии, меняется мир и экономика, тоже она меняется и поскольку вы человек, которые умеет считать, скорее всего вы можете просчитать какие-то и ниши, которые перспективны. Самое главное не только, наверное, увидеть перспективу, а как это сделать. Вот ваш шаг первый стратегия все-таки или давайте заработаем? Что было? В начале было слово.
Алексей Спасский: На самом деле эти две вещи абсолютно связаны, абсолютно тесно связаны. Конечно же всегда была цель сделать технологическую компанию. Какими словами это сформулировать? Это уже другой вопрос.
Альбина Пылаева: То есть не продуктовая, технологическая. В чем разница?
Алексей Спасский: Для себя я считаю, что технологическая компания делает технологию и сейчас уже довольно-таки тесная грань между наукой и технологиями, которые внедряются повсеместно. Есть такие вещи как там технологические циклы разных продуктов и прочие интересные вещи. Тем не менее, технологическая компания занимается технологиями. Например, возьмем мировые примеры. Чем занимается сейчас “Amazon”? Это космос. Чем занимается (неразборчиво, 09:19), это космос, self-driving car (самоуправляемые автомобили) и так далее.
Альбина Пылаева: Вы тоже про космос?
Алексей Спасский: У нас название, да.
Альбина Пылаева: Кстати, да. Не случайно да, это же планеты…
Алексей Спасский: Спутники.
Альбина Пылаева: Спутники Марса.
Алексей Спасский: Спутники Марса.
Альбина Пылаева: Так следующий проект Марс?
Алексей Спасский: Возможно, мы не исключаем этого.
Альбина Пылаева: А за Марсом?
Алексей Спасский: А за Марсом дальше. Да. Поэтому тонкая грань между технологиями и продуктами, я все-таки хочу называть цель – технологическая компания. Ставить перед собой примеры больших технологических мировых компаний. Может в том числе российских и так далее. Это вопрос ресурса. Как раз мы плавно подходим ко второй части.
Альбина Пылаева: То есть вы отвечаете на мой вопрос, который я еще не задала. Почему в России так мало компаний похожих на “Amazon” и так далее? И вы, опережая мой вопрос, этот вопрос задали. То есть вы про это?
Алексей Спасский: Мы не про это. То есть здесь тоже довольно простая математика. Для того чтобы полететь на Марс, грубо конечно, утрирую. Это стоит колоссального количества денег. Для того чтобы начать…
Альбина Пылаева: Это государственные вложения то.
Алексей Спасский: Здесь следующий вопрос. Для того чтобы найти эти деньги нужна пройти разную череду событий. Мы составили себе примерную стратегию как планомерно день за днем, не сразу, конечно же там в космос и так далее. Начиная с простого, с аутсорс компании, потом с пары продуктов и так далее. Прийти к тем вещам, которые нам действительно интересны. Накопить достаточное количество ресурсов, чтобы можно было вкладывать в те вещи, которыми конечно же интересно заниматься.
Альбина Пылаева: Можно перебью, да, Алексей?
Алексей Спасский: Да.
Альбина Пылаева: Во-первых, я услышала, как человек, который не думает в технологических каких-то терминах. Когда услышала космос, для меня это была ассоциация с высотой, то есть с высотой ваших целей. Оказалось, что космос для вас это в натуральном понимании. То есть вы создаете компании, у вас есть стратегия, IT компании, которые будут заниматься в результате проблемами космоса или задачами, или создавать продукты, которые там работают.
Алексей Спасский: Совсем не обязательно. Это цель, надо поставить большую цель и стараться идти к ней.
Альбина Пылаева: Я так разобрала из того, что вы мне сказали. Что есть стратегия… Насколько лет, кстати?
Алексей Спасский: На 10 лет.
Альбина Пылаева: На 10 лет и она пошаговая. Первый шаг – это как раз эти компании, “Deimos” и “Phobos”, то есть продуктово-технологические. То ест первый шаг самый маленький какой? Что заработать денег для того чтобы оказаться в этой нише, которая космосом занимается?
Алексей Спасский: Конечно. Вся стратегия построена…
Альбина Пылаева: Любопытно, можно пошагово? Первый, второй, третий.
Алексей Спасский: Построена на аккумуляции тех или иных ресурсов. Здесь тоже есть яркие мировые примеры, которые так или иначе зарабатывали деньги. “Google” – это реклама, “Amazon” – это интернет магазин. Довольно-таки казалось бы простые бизнесы, но которые могут так или иначе собрать достаточное количество ресурсов чтобы реализовывать свои цели. Опять же, цель – это ожидание, ожидание – это стоимости компании. Здесь тоже не понятно где курица, яйцо. Но тем не менее, это те вещи, которые могут что-то поменять, конечно же, этим заниматься намного интереснее.
Стратегия, да, хочется вернуться конечно к ней. Потому что это все хорошие разговоры, но, честно говоря, я не очень люблю начинать с этого. Потому что достаточное количество людей, которое любят летать в космос и мыслить такими материями, но к сожалению, или к счастью, за их плечами должно что-то стоять. Если мы только будем разговорить об этом, то вряд ли у нас что-то получится.
Альбина Пылаева: Но вы же не в Академии наук работаете? И вы не теоретик-физик чтобы говорить о космосе с точки зрения большой науки. Вы говорите о космосе с точки зрения бизнеса и с точки зрения новых технологий. Мне было любопытно увидеть, я так понимаю, что компания этот первый шаг, этого большого десятилетнего пути, это было сделано в 2016-м году.
Алексей Спасский: Да.
Альбина Пылаева: Я посмотрела у вас прям на “Facebook” или может быть на одном из ресурсов компании и меня, в общем-то, очень поразили слова, которые я не могу, воспроизведу их дословно.
«Сейчас у нас органичный этап развития. То есть с самого начала мы аккумулируем у себя лучшие умы и компетенции, и ресурсы».
То есть немного не мало, аккумулируем у себя лучшие умы. Сразу встает опрос, во-первых, оценки кто лучше, во-вторых, как вы это делаете?
Второй путь следующий за этим. «Наша цель накопить как можно больше этих ресурсов, чтобы в определенный момент направить весь наш запал на аналитику, future-логию, бизнес, development, маркетинг, дизайн, разработку в технологические внутренние разработки».
Прекрасно для начала. Что дальше?
Алексей Спасский: На самом деле, что дальше? Это должно быть на рубеже пяти или как раз десяти лет. Данное высказывание описывает то, чем мы занимаемся сейчас. Это действительно накопление ресурсов. Мы поняли с самого начала, что нам нужны деньги.
Альбина Пылаева: Это знаете, хотелось, прям вырывалось из уст (неразборчиво, 15:23).
Алексей Спасский: Да. Чтобы дискуссия была чуть более приземленная, то есть, конечно же хорошо поставить перед собой большую цель, к ней проще идти и сложнее не попасть. Именно поэтому она и есть. Начали, конечно же, с самого простого. Нам нужны деньги. Мы умеем, знаем, что такое софт. Видим, что IT рынок довольно таки насыщен, есть потребность и так далее. Вот у нас появилась первая компания, которая умеет делать софт. Мы расценивали совершенно не так и я расцениваю совершенно не так. Мы имеем возможность привлекать там действительно хороших людей. Я сам занимался этим на протяжении, наверное, двух лет. Обошел все ВУЗы, большое количество НИИ (Научно-исследовательских институтов российских). У нас колоссальная база людей, которая имеет хорошее фундаментально образование. Может быть есть какие-то там, меньше прикладного. То есть если нужен прикладной человек, особенно в нашей отрасли. Но фундаментальное образование колоссальное. Опять же возвращаясь к большим целям у нас работают хорошие физики, которые закончили ведущие ВУЗы страны и занимаются проблемами по серьезней чем у нас сейчас. Там, как устроена вселенная, какие мельчайшие элементы, принимали участие в экспериментах на коллайдере.
Для них это инструменты. Я считаю, что достаточное количество таких людей, с правильной целью, смогут реализовать и первые этапы нашего развития, и последующие. В общем-то это первый органический этап, который мы уже, можно сказать, прошли и перешли ко второму.
Альбина Пылаева: Вы знаете. Хорошо, что вы сами сказали, что вы все время заземляете нашу тему и это понятно. Действительно вы хотели заработать денег, но я, вы так с легкостью сказали, и вы видимо их зарабатываете. Обычно на этом этапе говорят: «Мы хотели расширить клиентскую базу». Все сталкиваются над тем, что вот клиенты, заказ, а вы как-то легко об этом говорите. Это не сложно было для вас?
Алексей Спасский: Как я и говорил с самого начла рынок технологии, интернет рынок и продуктов, он, наверное, один из самых сложных рынков мира. Потому что колоссальная конкуренция. Работая на этом рынке появляется, конечно, какое-то понимание, что организация офлайн бизнеса несколько проще. Сама суть заработка денег, она чуть-чуть меняется в сторону количества этих денег. Конечно же, можно заработать 100, 200, миллион рублей в месяц, 10 миллионов рублей. Вопрос в масштабе, насколько это масштабируемо.
Альбина Пылаева: Понятно. Еще раз затронули тему кто пришел. То есть вы собрали, люди тоже интересный ресурс. У вас в компании технологической, первый вопрос, да, вы хотите зарабатывать денег на первом этапе. Для этого собрали вы лучшие умы. А может быть им как, человек уже поет арии, а вы просите спеть «У поля березонька стояла». Нет этого противоречия? Как мотивировать персонал на насущные задачи, на...? Кстати уметь надо делать простые вещи.
Алексей Спасский: Конечно. Здесь можно…
Альбина Пылаева: Можно три человека сделать единомышленниками, но сейчас у нас сколько в компаний людей?
Алексей Спасский: У нас есть продукты, у нас есть сейчас аутсорс компания, в которой плюс минус 40 человек, которые делают простые вещи.
Альбина Пылаева: То есть это на первом шаге 40 человек или уже в два шага “Phobos” “Deimos”?
Алексей Спасский: “Deimos”, мы посчитали, что это второй шаг. Его надо немножко выделить, абстрагировать. Это второй шаг, да. На самом деле здесь можно чуть-чуть притронуться к экономике. У меня есть замечательная история про двух людей. Первый человек живет в Украине, он участвовал в конференциях по физике и…
Альбина Пылаева: Это ваш сотрудник?
Алексей Спасский: Мы так или иначе с ним работали. Мы как-то с ним общались. Он решил заниматься программированием. Я у него спросил, вроде как интересные вещи делаешь и так далее. Он сказал, что у меня есть жена и дети, 100 долларов, конечно, отлично в месяц, но я лучше попробую заниматься программированием. Там если посмотреть на ВВП Белоруссии, например. Тоже он строится на аграрном секторе достаточно большей частью. Поэтому выбор рынка технологии и особенно на постсоветском пространстве и поиск мотивации людей, это так сказать, естественный процесс.
Альбина Пылаева: Тогда, уже раз заговорили о команде, тоже я нашла интересные вещи. Вы там как-то рассказывали о том, как вы набираете людей и во всем, что вы делаете есть, я не знаю, толи так написано очень захватывающе, но тем не менее. Например, расскажите, как вы проводите собеседование.
Алексей Спасский: Мы очень тщательно к отбору людей, с которыми нам надо будет работать, особенно на первоначальном этапе. Я считаю это, наверное, одно из первых правил, что если ты собрался долго что-то делать, мы собирались это делать долго. То есть для себя мы поняли, что скорее всего это наша жизнь. В этой жизни нам потребуются люди, которые так же думают, как и мы, которые хотят сделать то же самое, что и мы. Поэтому, конечно, на ранних этапах нам надо очень тщательно подходить к отбору этих люде, поиска и так далее.
Альбина Пылаева: Вот как ценности, то есть вы, что хотите от людей? Достаточно ведь резюме, там компетенции перечислили. Вы кроме того, что они умеют, вы еще что-то хотите, каких-то ценностей действительно, сделать из компании семью, допустим, или какие-то критерии, глаза горят, креатив? Что еще, что конкретно и почему? Почему это? Почему такие требования к людям? Для того чтобы зарабатывать не обязательно чтобы у людей было много креатива, наоборот хорошо бы исполнительные люди, послушные, обязательные.
Алексей Спасский: Да. У меня довольно большая семья. Она разбросана по всему миру. Я так или иначе поездил по нему. Посмотрел на трудолюбие. Есть какие-то вещи национальные. Немецкое трудолюбие, американское трудолюбие. В России тоже его на самом деле достаточно, но мы стараемся все-таки искать людей, у которых есть жажда что-то поменять, у которых горят глаза к совершениям, которым что-то не нравится вокруг, и они говорят: «Это я готов сделать лучше, это я могу сделать лучше». Но таких, конечно, просто в мире мало. Наверное, это те люди, которые так или иначе называют меня плохим словом «стартапер» или что-то такое, которых называют предпринимателем. Те, которые готовы что-то предпринять чтобы вокруг стало так или иначе лучше. Эти люди готовы иногда потерпеть, иногда больше поработать. Они планомерно идут не смотря на все и что-то меняют вокруг. Таких людей мы, собственно, стараемся найти. Главное, конечно же, для нас, поскольку мы занимаемся, стараемся заниматься технологиями, идем к этому, чтобы они фундаментально думали примерно, как и мы.
Здесь есть еще конечно же там ряд параметров, но я не думаю, что они какие-то сверхъестественные. Креативность. Тоже абсолютно экономический пример. Можно продать табуретку за 100 рублей, а красивую табуретку можно продать за 10 тысяч рублей. Креативный человек, он добавляет к стоимости экономики. Поэтому креативность это одна из, наверное, важнейших черт в нашем бизнесе.
Альбина Пылаева: Напоминаю, что у нас в гостях Алексей Спаский, генеральный директор и сооснователь компаний “Phobos” и “Deimos”, это IT компании. Хочу сразу еще раз вернусь к тому, с чего начала, что Алексей обречен быть в ближайшем будущем знаменитым человеком. Потому что ему пришла в голову сделать, идея сделать очень востребованный сайт для любителей рыбалки. То есть он пошел в сторону. То есть мало того, что он делает обычные IT продукты и это одна из стратегий его компаний. То есть на первом этапе делать то, что просит рынок. Конечный этап его стратегии – это космос. На этом десятилетнем, продуманном, пошагово размеренном пути Алексей собирается коллектив очень интересных людей. Сама уже забыла с чего начала, но тем не менее. То, что я возвращаюсь к тому, что вы рассказали, вы поклонник agile технологий? То, что вы рассказывает это очень такими модными словами можно объяснить.
Алексей Спасский: На самом деле я не поклонник стартапов, agile или каких-то громких слов.
Альбина Пылаева: Ну это определенная идеология, правильно?
Алексей Спасский: Я абсолютно сторонник того, что просто надо идти и делать, имея опыт. Это, в общем-то, из этого только что-то и получится. Agile довольно не плохая технология. Она применялась для разработки софта. Можно сейчас посмотреть на главную страничку “EPAM”, например. Там будет большими буквами написано AGILE.
Альбина Пылаева: Вы же хотите, что-то будет на уровне этих компаний, как я поняла?
Алексей Спасский: Что касается аутсорс компании…
Альбина Пылаева: Это даже написано, кстати, как это меморандумы компаний, когда это я читала, наверное, год назад.
Алексей Спасский: У нас есть некая future-логия, то почему я выбрал этот рынок. Я считаю, что да, мир довольно-таки быстро меняется и мы можем посмотреть вокруг. Меняются банки, меняется абсолютно все и меняются в сторону технологий. Технологии, технологический цикл тоже меняется. С 10 лет, сейчас может быть до 3, может быть даже меньше. Они все быстрее приходят в наш быт, от изобретения до конечного устройства время сокращается. Самое интересное в этом то, что конечно же это делается из-за конкуренции и agile, как одна из методик позволяет так или иначе сделать быстро качественный продукт, который есть в самом конце.
Это небольшая группа людей, которая собралась и может просто сделать вещь готовой, так сказать. Но это конкурентное преимущество, это абсолютное конкурентное преимущество и для больших бизнесов, и для маленьких.
Альбина Пылаева: Вы знаете, когда гуру экономики и так далее иностранные анализируют наш рынок, то замечают, как бы две вещи. В России очень много умов, но мало технологий и мало маркетинга. Почему ваш ответ на то, что почему две фатальные иле несколько фатальных проблем российских компаний. Почему они как-то неуклюже создаются у нас? Почему у нас нет таких знаменитых компаний при таком обилии физиков, людей с высшим образованием, при том как хорошо развивалось образование в нашей стране, в технических ВУЗах и они входят в пятерку. Наши дипломы даже котируются, как я понимаю, да? Что мешает все-таки на уровень мировых компаний в России? Для вас как это видится и что вы хотите преодолеть?
Алексей Спасский: У меня, на самом деле, простой ответ на этот вопрос. Как я это ощущаю для себя. То, что мне нравилось в Советском Союзе, у него была большая цель, определенный промежуток времени — это космос, например. Эта цель породила довольно большое количество институтов. На эту цель работали со школы. Появлялось большое количество математиков, людей, который так или иначе задействованы в этой отрасли. То, что я пытаюсь сделать, это создать эту цель, найти определенное количество ресурсов чтобы привлечь этих людей. Поставить ее перед всеми и вот дедушка, он уже пожилой, один рассказывал простую вещь, то что людей то много и надо собраться и сказать, что мы можем же, могли же. Я считаю, что да, пожилых людей можно слушать, они научены разному.
Цель и, наверное, чуть-чуть подкорректировать в сторону бизнеса. Потому что есть, опять же, экономические пути развития экономики и государственный путь стимулирования траты, он хорош. Но не всегда эффективен, насколько это мог бы делать бизнес. Бизнес – это тоже в базе с экономикой.
Альбина Пылаева: Чувствуется по результатам того, что вы сделали, это несколько компаний, стратегий, так далее. Мы сейчас вокруг и около. Удалось ли вам масштабировать, монетизировать бизнес? То, что вы делаете это доходно?
Алексей Спасский: Да. У нас есть первая компания, которая занимается аутсорсом. Это абсолютно понятный бизнес, который…
Альбина Пылаева: Цифры не будем озвучивать или они есть?
Алексей Спасский: Просто зарабатывает.
Альбина Пылаева: В процентах роста тогда, не обязательно раскрывать бизнес, какую-то информацию. Но в процентах роста, например, удалось ли за год как-то с 0 до 10 % прибыли, до 5 %, до 3 %.
Алексей Спасский: Я, честно говоря, не люблю эти мерки. Есть просто цифры, разные из наших компаний. Так или иначе мы сделали обороты под 100 миллионов рублей. Я не знаю, много это или мало, но для года мне кажется это нормально. Это аутсорс, он особо не масштабируем. То есть это простой бизнес. Сделать – получить прибыль.
Альбина Пылаева: Что нужно сделать, вот вы сами инвестируете в свои собственные проекты или у вас есть инвесторы, или нужно сделать так, чтобы в вас поверили? Какая у вас здесь практика?
Алексей Спасский: Здесь у меня тоже есть свое виденье на эти вопросы. Я считаю, что если мы накопим достаточное количество людей, денег и так далее. Будем учить их на, может быть, аутсорсе, то это как раз следующий наш шаг, вы упомянули сервис для рыбалки. Очень интересно, что в России…
Альбина Пылаева: Кстати, по-моему, там, если я правильно понимаю, там использованы нейронные сети. Это тоже фишка последний дней, буквально. Нейронные сети это нечто и в банках, угадывания какие-то и лица клиента.
Алексей Спасский: Это математический алгоритм довольно старый.
Альбина Пылаева: При чем тут нейронные сети? Я сразу хочу сказать, рыбалка – это объединение людей по одному признаку. У них разные профессии, они в разных городах и странах. Можно сказать, в чем соль продукта вашего, который безусловно будет интересен? Потому что рыболов любитель много. На этот основной объединяющий признак, любительская рыбалка. Что вы даете этим людям чтобы они заинтересовались и объединились в сообщество? Это хобби, да, их всех объединяет? Сообщество на сервере или что это такое?
Алексей Спасский: Во-первых, хочется сказать то, что мы абсолютно про бизнес. Мы не…
Альбина Пылаева: Не про любовь.
Алексей Спасский: Не про любовь. Мы посмотрели на этот рынок, посчитали его. Это на самом деле огромный рынок. В России есть, небольшой конечно, душок от него. Потому что если посмотреть мировой рынок, то есть страны где намного больше по просто финансам. Тем не менее в России тоже есть довольно хороша ниша. Тем не менее это IT продукт и он, конечно-же, должен работать на всех рынках.
Альбина Пылаева: IT там в чем? В геолокации или в чем-то еще?
Алексей Спасский: Это создание продуктов. То есть у нас есть компетентные люди с лучших российский IT компаний, которые делали лучшее. Мы просто не можем пока их называть. Которые делали лучшие российские IT продукты.
Альбина Пылаева: Человек, что получит по результатам? Результат этого продукта? Что я, допустим, получу?
Алексей Спасский: В двух словах. Это на самом деле процесс. Для того чтобы понять, что надо сделать? Любой сервис, будь то обучение чему-то или сервис для игроков в “Counter-Strike” и рыбаков есть понятная механика. Как в медицине. То есть пошагово, что надо делать, что надо знать и так далее. Здесь создание продукта есть абсолютно такие же механики, как не сделать так, чтобы это не было никому нужно. Есть customer development развития покупателя. В общем общение с покупателем. Это, в общем-то, является исследованием, определенные вопросы задаются людям. Делается синтез этих ответов. Выявляются какие-то самые интересные потребности. Из них создается комбинация продукта. Это на самом деле наука. То есть, не…
Я почему с этого начал? Потому что многим кажется, что очень легко. У меня есть идея и я пошел ее делать. На самом деле это как в медицине, наверное.
Альбина Пылаева: Вы знаете, что мне пришло в голову. Большие data. То есть очень много обработки информации в этом проекте. Это то, к чему призывает буквально как директива, что это вещи уже не только бизнес о них догадался. Вот на днях прошла коллегия Министерства связи и там просто четко заявлено. Работайте с большими data. Просто в виде не то, что директив, а в виде просто жизненной необходимости. Да, прогресс в том, чтобы больше работать с этими data. Если уже такая громоздкая машина развернулась к этой новой экономике. То как, с кем вы конкурируете, как вам найти свое место и как так сделать то, что я внесла в рассказ о пути компаний? Я перед нашим рассказом в заголовок внесла два лозунга. В отрыв и на свой риск. Давайте об этом поговорим. В отрыв, это что значит? Когда уже понятно, это государственная задача – развитие всей экономики. Здесь как найти свое место, как уйти в отрыв и так далее? Здесь как ваша идеология себя чувствует и ваша деятельность просто?
Алексей Спасский: Возвращаясь опять к тем вещам, которыми мы занимаемся. Следующим шагом для нас стало, это продукты. Потому что продукты намного более масштабируемый бизнес. Он может приносить чуть больше денег. Мы специально выбрали для себя наименее рискованное. Потому что всем конечно хочется быть еще одним Илоном Маском или что-то такое. Но нам нужны истории успеха. Нам надо сделать что-то успешное, ответить для себя на ряд, сотни вопросов, как это лучше сделать, где найти такого человека, где такого, как лучше применить эту технологию, ту или другую и так далее. Ответить, наверное, на сотни этих вопросов и получить результат. Тот результат, которым мы могли бы гордиться. Вот у нас сейчас есть несколько продуктов, тоже пока не очень говорим. Которые мы считаем наименее рисковые и те, которые смогут быть как раз историями успеха.
Дальше эта же модель, то есть, если мы ответили для себя на 100 вопросов как сделать успешный продукт и у нас получилось сделать успешный продукт, то мы можем так или иначе тиражировать это. Делать может быть следующие продукты, продукт или продукты, или большее количество. Это тоже так или иначе фигурирует в нашей стратегии. Там это примерно на 7 году. Пока занимаемся этими.
Альбина Пылаева: Вы как эксперт можете дать совет или назвать пять в IT отрасли в России или даже в мире, пять основных трендов? Вот вы говорили о нишах и нашли для себя, как арифметика. Для вас это была арифметика, найти выгодные ниши. Я так понимаю, на перспективу, может быть, это вам так же легко просчитать. Было бы интересно услышать ваше мнение. Перспективные ниши, перспективные тренды ближайшие десятилетие.
Алексей Спасский: Ну здесь тоже, на самом деле, абсолютно понятные законы рынка. Есть индекс NASDAQ, есть самые большие технологические компании мира, которые так или иначе создают спрос на технологии. Нужно посмотреть, чем занимаются компании так или иначе на что они фокусируются и понят куда все движется. Конечно же это их продукты. Наука о данных, как один из вариантов. Computer vision это там еще один из вариантов. Facebook представил разработки по нейроинтерфейсу например. На последней своей конференции. Это наблюдение за небольшими компаниями, которые в общем-то делают этот рынок.
Альбина Пылаева: Я так понимаю ваши конкретные продукты и эта пошаговая стратегия на 10 лет, где-то в середине 5-10 лет, это то, что вы сказали или это секрет?
Алексей Спасский: Не понял вопроса.
Альбина Пылаева: Вот вы сейчас назвали перспективные ниши. Это и для вас перспективные или они вообще перспективные? Что-то будет реализовываться в ваших проектах и в вашей стратегии 5-10 лет?
Алексей Спасский: Конечно же мы начали работать с данными. Данные – это сейчас все. Без ник никуда. Сделать какой-то конкурентно-способный мировой продукт если не работать с данными, не заниматься нейронными сетями, не строить качественный продукт, просто нельзя. Потому что это конкуренция. Поэтому конечно же нам это интересно. Разработка нейроинтерфейсов это огромная большая тема. У нас, к сожалению, сейчас нет таких ресурсов. Конечно же…
Альбина Пылаева: Компанию будете расширять и, кстати, географию компании? Вы сейчас где, в Москве еще где-то? Про ваши планы.
Алексей Спасский: Мы присутствуем в Европе тоже.
Альбина Пылаева: Это экспансия или что это?
Алексей Спасский: У нас довольно таки простая планомерная стратегия. Поработать руками долго, качественно, хорошо, без всякого космоса. Внутри довольно часто все общаются: «Почему мы туда не едем и не на шаг вперед? Давайте еще может быть один продукт, еще один, еще один продукт». Я пытаюсь это сфокусировать и надо сначала стать, если это аутсорс, то он должен быть лидером аутсорсов в России. Потом занимать следующий рынок. Если это продукт, то он должен хорошо себя показать на одном рынке и потом выходить на другой рынок, Иначе ничего не получится. Нужна какая-то фокусировка.
Альбина Пылаева: Я скажу банальную вещь, может быть для вас. У вас на все своя точка зрения. Обычно принято так делить. Вот вы в России или вы за ее пределами? Для вас география составляет предмет какой-то цели? Здесь так, а дальше в такую страну или все в рамках этой линии наверх, как космос? Кстати, вы летите, по-моему, не по диагонали, а вертикально, как ракета запускается. Одна ступень отваливается, следующая. Путь вашей компании – это путь по сути дела в космос.
Алексей Спасский: Я сейчас буду краснеть. На самом деле…
Альбина Пылаева: Я просто говорю о том, что я услышала. Я не берусь за оценки. Потому что у нас прозвучало достаточно мало этой бизнес фактологии: прибыль, границы, география. Я пытаюсь говорить на этом языке. Вы знаете, у меня не получается. Я чувствую, что вы, для вас слишком простые вещи.
Алексей Спасский: Опять же, если поставить больше цели, то к ним просто проще идти. Если смотреть на заработок денег с точки зрения ступени, то преодолевается…
Альбина Пылаева: Знаете, в оставшиеся минуту-две, я смотрю на наши часы. Мне страшно было интересно поговорить вот о чем. Я сегодня смотрела на “Facebook” и была такая новость и она достаточно грустная. Мне показалось то, о чем вы говорите, это формирование команды и та цель, к которой вы идете и вы идете не один. Она связано вот еще с чем. IT отрасль – это пограничные технологии и наука. Сегодня была новость о том, что распался замечательный коллектив, распалась замечательная компания. Это были замечательные журналисты поп науки на LIFE. Они говорили о том и очень честно, что компании распадаются. Как это жаль, что их объединяло нечто, что делало их жизнь интересной. Как они старались делать то, как им трудно расставаться, какой был замечательный у них главный человек.
Эти компании мечты и то, что вы создаете. Эта компания очень интересна. Они делали совершенно потрясающие вещи о науке через такие тонкие фишки. Даже такая компания небольшая и слаженная распалась. Почему такие коллективы, где все команды мечты, они распадаются? Что у вас на душе, нет ли каких-то сомнений по поводу команды?
Алексей Спасский: Здесь небольшая ремарка. Я хоть не так много лет был в инвестиционной отрасли России. Посмотрел на достаточное количество бизнесов компаний, которые успешны и не успешны. Успешных конечно больше, потому что это рисковый бизнес. Нужна своя стратегия. То есть, скорее всего, не хватило финансирования. Конечно же нам нужны деньги для того чтобы что-то делать. Я здесь дам маленькую ремарку. Мы, кстати, внутри тоже делаем такое свое, Instagram, Telegram и мини-издания как раз тоже про популяризацию науки. Я считаю, это очень важно.
Было огромное количество замечательных изданий. Сейчас почему-то это направление недооценено. Я считаю, что это должно быть популярно. Мы должны научиться говорить о том. То, что наука — это хорошо. Что происходит в мире и так далее. Мы тоже планомерно начинаем пока у нас совершенно небольшая аудитория. Мы делаем больше для себя, но тоже простыми словами пытаемся об этом говорить, картинки рисуем разные интересные.
Альбина Пылаева: Заканчивая нашу встречу, я просто хочу сказать, что замечательный интересный был разговор и мне пришла в голову цитата Била Гейтса. Например как он создавал компанию “Facebook” и, наверное, это очень перекликается с вашими идеями. «Я не собирался создавать компанию до “Facebook”. Я просто работал над тем, что мне хотелось заниматься». Это, наверное, Цукерберг, кстати да, это не его. Да?
Алексей Спасский: Да.
Альбина Пылаева: Это другого человека цитата. «В общем компания создается не потому что можно или круто, а чтобы что-то получил мир. Компания должна быть основана на твоей вере во что-то». Про вас?
Алексей Спасский: Наверное, от части я тоже…
Альбина Пылаева: Я прошу прощения, там Гейтса с Цукенбергом перепутала.
Алексей Спасский: Я тоже упомянул, что на самом деле большие ожидания от стоимости компании, так или иначе. Поэтому, конечно же, мы хотим, чтобы наши ожидания были большие. Но еще одна важная вещь, которой мне кажется не стоит делать, что слишком много говорить. Надо больше делать.
Альбина Пылаева: Больше делать. На этом мы закончим нашу сегодняшнюю встречу. Как всегда, дела на первом месте.
Алексей Спасский: Спасибо.
Альбина Пылаева: Спасибо вам, Алексей.