Здравствуйте, дорогие друзья. В эфире передача «Про дело», и я, ее ведущая Татьяна Минеева. Мы будем говорить о финансовой безопасности, о личной безопасности, и наша передача будет полезна для руководителей и владельцев компаний, которые в силу определенных обстоятельств либо в силу развития хотят структурировать свой бизнес, хотят правильного взаимодействия с ФНС России, с другими организациями. И сегодня у нас очень компетентный гость, эксперт, член генерального совета «Деловой России», а также председатель совета директоров «Аудит-Групп» Борис Любошиц. Здравствуйте, Борис.
Борис Любошиц: Здравствуйте, Таня.
Татьяна Минеева: Надо начать с бизнеса, который Вы успешно ведете уже 18 лет, и компания «Аудит-Групп» вошла во множество рейтингов и в топ 50-ти самых успешных динамично развивающихся консалтинговых компаний. Рынок консалтинговых компаний достаточно жесткий в российских реалиях. Что послужило успехом и как все начиналось?
Борис Любошиц: Начиналось все давно. Я знаю очень много успешных людей, состоявшихся в разных сферах жизни, в том числе в бизнесе. И они совершенно разные, они очень сильно друг от друга отличаются, но есть одно общее, что, на мой взгляд, их объединяет – это то, что все эти люди сначала придумали свою жизнь, а потом сделали. Вы знаете, что больше всего нам мешает собственное ограничение, т. е. то, чем мы себя ограничиваем, ничто другое не ограничивает нас так, как мы сами. Поэтому, когда мы не боимся мечтать, мы ставим правильные цели, трудимся для достижения этих целей. У нас часто получается то, что нам хочется.
Идея эта возникла достаточно давно, были другие бизнесы, но в 1999 году после очередного кризиса мне показалось, что это будет очень актуально. Любой бизнес держится на трех слонах и черепахе. Один слон – это тема: нужно выбрать тему, она должна быть правильной, своевременной и, как сейчас говорят, должна летать. Второе – это команда, которая будет работать. Третье – это обычно считаются финансы, я говорю так: ресурсы, потому что кроме финансов бывают нужны другие ресурсы, и финансы не самое главное. И отдельное – это GR. Понятно, что это нужно всегда и везде.
Любой бизнес держится на трех слонах и черепахе. Один слон – это тема: она должна быть правильной, своевременной и должна летать. Второе – это команда, которая будет работать. Третье – финансы, но я говорю ресурсы, потому что кроме финансов бывают нужны другие ресурсы, и финансы не самое главное. И отдельное – это GR.
Татьяна Минеева: Но 18 лет назад о ДжиАре вообще никто не говорил. Эти три слона и черепаха – это Ваши партнеры либо это те люди, на кого можно было опереться, либо это правильный человек из области ДжиАр. С кем Вы пошли в это плавание? Интересен именно старт.
Борис Любошиц: Я считал, что эта тема очень актуальна в этот момент из тех услуг, которые мы предлагали. Основная услуга была любой консалтинг: организационный, стратегический и так далее. Был аудит, был бухгалтерский учет, которые сейчас можно у любого спросить, и практически все дадут определение, что это такое. В 1999 году почти каждый клиент, к которому мы приходили, очень удивлялся: «Как можно вести бухгалтерский учет, не имея своего бухгалтера?» Это было очень странно, но это была западная практика, это было известно.
Татьяна Минеева: Про аутсорсинг тогда мало говорили?
Борис Любошиц: Никто об этом не слышал, это было непривычно. Я думаю, что это как перейти со счет на калькулятор или отказаться от лошади и сесть в автомобиль. Сейчас все к этому привыкли, многие это делают. Этому не доверяли в силу новизны и непонятности этого процесса. Но мы понимали, что в 1998 году бизнес столкнулся с новыми вызовами, основным нашим посылом было следующее: кризис 1998 года не был похож на кризис 1995-го, 1991-го. И впервые в 1998 году в России, в бизнесе (т.е. не в академических кругах, а именно в бизнесе) заговорили о цикличности бизнесов. Было ясно, что будет следующий бизнес, и это не последний раз. Стало понятно, что наш опыт 1991-1995 годов мы не всегда можем взять с собой. Конечно, удобно быть экспертами в прошлые периоды и очень сложно быть экспертами на будущее. И если человек занимается бизнесом, ему требуется очень много знаний, очень много информации, очень много опыта, нужно знать предмет. А то, что касается того сервиса, который оказывают консалтинговые компании, он очень удобно работает с консультантом.
Один из наших клиентов — человек, которым я восторгаюсь. Он бегает марафоны, участвовал в триатлонах, айронмэн, он пробежал байкальский марафон. Я тоже бегаю марафоны, но по сравнению с ним я просто первоклассник. И вот этот человек рассказывал мне о своем опыте к подготовке к соревнованиям. Сегодня же куча информации, есть интернет, куча всяких книг и так далее. Он самостоятельно готовился, и по прошествии какого-то времени взял тренера. И тренер подсказал ему какие-то вещи: в какой последовательности делать упражнения, как менять темп и т.д.
Татьяна Минеева: Все то же самое, что в консалтинге, в принципе. В любом бизнесе.
Борис Любошиц: Совершенно верно. И вот он говорит, что для этого и нужен консалтинг. Т. е. когда он обращается к нам, он точно понимает, для чего нужен консалтинг. Это тренер. Знаете, в советское время лично я восхищался чемпионом мира по шахматам господином Гаспаровым, например, или Карповым, или Бобби Фишером. Но ведь значительную роль в их судьбе и в их достижениях сыграли именно тренеры. В бизнесе очень много от спорта, науки, искусства. И везде нужен кто-то, кто профессионально занимается такими вещами.
Татьяна Минеева: Но сейчас, в основном, финансовый налоговый консалтинг. Кто Ваш клиент в тех условиях, российских реалиях, в которых сейчас оказался бизнес? С каким запросом он идет и что конкретно сейчас волнует бизнес? Какое настроение? Куда движутся векторы? Можете сказать, куда смотрит бизнес?
Борис Любошиц: Если говорить про налоговый консалтинг, то раньше клиенты чаще всего приходили тогда, когда что-то случилось: когда приходила налоговая инспекция, давала им акт, они в ужасе смотрели на него и не понимали, какие сто миллионов? Как? Почему? За что?
Татьяна Минеева: Это как к врачу приходят, когда что-то случилось, а не для того, чтобы предотвратить.
Борис Любошиц: Да, но к врачу приходят добровольно, а здесь налоговая инспекция. Приходят не к тем, кто хочет, а у них свой график. В основном, клиенты приходили после и с настроением, что: «Слушайте, но налоговая, очевидно, не права. Они просто не понимают, как мы работали» и т.д. Сейчас большая часть клиентов планирует, т.е. когда предполагается сделка, новый контракт. Люди стали считать.
Лет 7 или 10 назад выходила книга о контроле издержек, как сокращать расходы и так далее. Издательство попросило меня написать предисловие. Я написал. Из всех наших клиентов не больше 10 позвонили, потому что видели эту книгу в книжном магазине, попросили рекомендацию, автограф или эту книгу подарить и т.д. Книга написана западным автором. Сегодня она интересна всем, потому что сокращение расходов, планирование — это нормальный подход к любому делу.
Я по первому образованию инженер. Из того, чем я сейчас занимаюсь, разные образования, разные знания помогают. Вот инженерное образование, я считаю, очень хорошее, потому что можно сконструировать. Мы понимаем, что есть модель, есть проект, есть мелкосерийное производство, есть серия крупная и так далее. Инженер не может прийти на завод и сказать, сделайте мне машину. Должен быть чертеж. И в бизнесе то же самое. Должен быть план, должен быть расчет. Это первый момент.
Второй момент, что хорошего в инженерном образовании. У нас в НИИ было такое выражение, что инженер — это не существительное, а глагол. Этот глагол говорит о том, что не должно быть ошибок в инженерном деле. Экономист может ошибиться, к примеру, на копейку. Юристу сложнее ошибиться, потому что между первой и второй частью какой-нибудь статьи может быть 6-8 лет разницы. Инженер не может ошибиться: детали не соединяться, конструкция не будет работать, ракета не полетит. Если у сотрудника первое образование инженерное или точные науки, то для меня этот человек будет приоритетным.
Татьяна Минеева: Может быть, пару советов, лайф-хаков, каким образом подготовиться заранее? Как вести себя во время проверок? Снизилась ли нагрузка налоговых проверок?
Борис Любошиц: Нет. Сегодня, когда налоговая инспекция приходит проверять, у нее уже есть диагноз. Вот я бы сравнил работу налоговых инспекций и работу врачей. У бизнеса есть такая болезнь «Непонимание роли налоговой инспекции в нашей жизни».
Хороший диагност – это когда мы к нему приходим, он нас слушает, смотрит и делает предположение, ставит диагноз. Потом он начинает его как-то подтверждать, проводит исследования и т.д. Но он уже понимает, что с нами происходит. Плохой диагност отправляет нас на всякие исследования. Мы долго ходим, проходим весь этот ряд. Потом начинает сравнивать, смотреть, что же, что же прописать этому пациенту, сколько же с него взять. Налоговая инспекция как раньше делала? Приходили, начинали изучать, что у нас происходит, какие у нас договоры и т.д. Сегодня, когда приходит налоговая инспекция, диагноз уже, как правило, есть, потому что уже заранее были запрошены документы, банковские выписки и т.д.
Татьяна Минеева: Заранее – это какой срок? Они готовятся за год или за три месяца?
Борис Любошиц: Я не могу раскрывать чужих секретов. Если у вас хорошие отношения с банком, то он говорит, что был запрос. Если у вас хорошие отношения с контрагентом, контрагенты вам говорят, что был запрос, была встречная проверка и т.д. Это основной сигнал. Но дело не в этом. Нельзя строить свой бизнес от случая к случаю. Исходя из наших ценностей, мы построили какую-то цель. Сколько лет мы хотим этим бизнесом заниматься? Как мы хотим его развивать? Каким хотим видеть и т.д. Когда эта цель понятна, мы строим стратегию. Из пункта А перейти в пункт Б. Мы построили эту стратегию. Мы должны посмотреть все варианты, в том числе вариант легитимной работы с фискальными органами, чтобы у налоговой инспекции не было претензий. Проще всего это сделать следующим образом: посмотреть на себя глазами налоговой инспекции, как они это видят.
Татьяна Минеева: Помогите посмотреть глазами предпринимателям. На что надо обратить внимание?
Борис Любошиц: Сейчас начну нас рекламировать. Когда мы находимся за столом переговоров, то очень полезно посмотреть на ситуацию глазами того, с кем мы ведем переговоры. Это важнейшая вещь, без этого очень сложно выиграть переговоры, отстоять свою позицию, потому что нужно понимать позицию той стороны, ее цели, риски, нужно делать свод-анализ не только для себя, но и для той стороны. Потому что для того, чтобы посмотреть на себя глазами налоговой инспекции, нужно иметь хороших налоговых консультантов. Это большая компания, у них часто в штате есть комитет по рискам, внутренний аудит и так далее. Полезно привлекать внешних консультантов. Сама компания решает, в зависимости от ситуации, кого и как она привлекает.
Вот пример из нашей практики. Приходит к нам клиент и говорит: «Слушайте, мы работали уже 3 года, и понимаем, что к нам может прийти налоговая инспекция. У нас все хорошо, но на всякий случай, давайте вы нас проверите».
Для того, чтобы посмотреть на себя глазами налоговой инспекции, нужно иметь хороших налоговых консультантов. Это большая компания, у них часто в штате есть комитет по рискам, внутренний аудит и так далее. Полезно привлекать внешних консультантов.
Татьяна Минеева: Что Вы посоветовали первому?
Борис Любошиц: Мы проверили, но мы не все видим, что видит налоговая инспекция, потому что видим только ближний круг контрагентов. Налоговая инспекция может видеть дальше. То, что мы проверили, мы сказали, что придет налоговая инспекция, когда начисление будет 70 миллионов минимум. Мы думаем, что больше, потому что часть не видим, но 70 точно. Пришла налоговая инспекция, сумма оказалась 96. В чем проблема? Клиент не проверял своих поставщиков и подрядчиков.
У налоговой инспекции есть принцип реальной сделки – раз. Два – что эта за компания, которая оказывает вам услуги. Если та компания реально оказала вам услугу, это не значит, что у налоговой инспекции не будет к вам претензий. Очень важно посмотреть, как эта компания оказывала, что она из себя представляет. Сегодня многие это стали понимать.
Один из клиентов сейчас решил проверить всех своих подрядчиков. Причем проверяет он их следующим образом. Он говорит им: «Я готов с вами работать, но я хочу, чтобы банк дал вам гарантию». Есть такая форма банковской гарантии, что этот аванс вернется или будет израсходоваться только по смете. Они с банком не работают. Приходят эти клиенты к нам, мы просим их принесите свой баланс. И что мы видим дальше? Капитала нет, прибыли нет, сайта нет, штатное расписание минимальное, зарплата минимальная – это группа риска. Если мы заплатили на такую компанию – это группы риски. Если они так ведут бизнес, то налоги, скорее всего, не платят, и к нам могут быть претензии. Если мы заплатим такой компании, к нам могут быть претензии. Соответственно, хотите быть нашими подрядчиками, пожалуйста, есть некая система. Общеважный момент, я бы сказал, общечеловеческий, с точки зрения здравого смысла.
Мы все привыкли ругать ГАИ, налоговую инспекцию и т.д. Но мы занимаемся бизнесом в определенное время, в определенной стране. Есть правило. Я не защищаю налоговую инспекцию, но, во-первых, правила меняются. Во-вторых, те правила, по которым мы работаем сегодня, завтра могут быть другие. Поэтому, планируя работу сегодня, нужно хотя бы на 2-3 года смотреть вперед. Но самое главное, что эти правила есть, и нельзя их не учитывать и нельзя оперировать.
Есть такая стандартная вещь, как сопротивление изменения. Мы знаем, что в любой компании, в любом обществе, когда необходимо сделать какие-то изменения, всегда большая часть людей будет сопротивляться, потому что любые изменения заставляют их выйти из зоны комфорта. И сегодня многие предприниматели говорят: «А вот раньше мы вот так работали. Но всегда же было вот так. А вот раньше приходила к нам налоговая и т.д.». Это же было советское время, модно сравнивать все с 1913 годом. Но давайте не будем так делать.
Татьяна Минеева: Все ли предприниматели понимают, что нужно обращаться к профессиональным консалтинговым компаниям? Или есть такие регионы, где проще откупиться, нежели повысить свою финансовую грамотность, выстроить отношения с помощью консультантов, курсов?
Борис Любошиц: Не хочу никого обижать, но есть примеры предпринимателей, которые работают где-то совсем далеко от Москвы. Это удивительно, но у нас есть клиенты, которым 20-25 лет, они с самого начала открыли бизнес, заключили два договора. Один с аудиторской компанией. Нет обязательного аудита – это добровольный аудит, инициативный, но каждый год они его делают. Они хотят понимать, как они выглядят плюс проверить свою бухгалтерию. И второй договор у них с юридической компанией, который проверяет их договоры, отношения с поставщиками, подрядчиками, партнерами, клиентами, сотрудниками и т.д. Это правовые риски. Таких реально очень много.
Многие консультанты привыкли работать по-старому, они не учитывают новых реалий, соответственно, клиенты от них уходят, ищут кого-то, кто понимает, как надо работать сегодня, как надо будет работать завтра, такое тоже на рынке есть.
Многие консультанты привыкли работать по-старому, они не учитывают новых реалий, соответственно, клиенты от них уходят, ищут кого-то, кто понимает, как надо работать сегодня, как надо будет работать завтра, такое тоже на рынке есть.
Татьяна Минеева: Для региональных предпринимателей, у которых нет возможности вести бизнес в Москве, нанимать такую успешную компанию, как Ваша, какие критерии должны послужить для выбора правильных консультантов, на что надо обратить внимание? Это не обязательно самые дорогие, в регионах бизнес несопоставим. Они уже в зоне роста и риска, и на что нужно обратить внимание, чтобы себя обезопасить?
Борис Любошиц: Как ни странно, на первое место я бы поставил такой критерий, как доверие. Когда в первый раз отдаем машину в ремонт, мы же не знаем, как ее сделают. Мы приходим к врачу и не знаем, как он нас будет лечить, мы приходим к бухгалтеру, мы не знаем, как он будет вести, но вот с кем-то у нас получается установить контакт, кому-то мы доверяем, кому-то нет.
Татьяна Минеева: То есть надо рассчитывать на себя, на свою интуицию, опыт, коммуникации?
Борис Любошиц: Надо понять, почему мы доверяем, почему не доверяем. Есть эмоциональное решение. Если я приду к такому консультанту, как Вы – это эмоциональное решение, а должно быть рациональное. Задайте какие-то вопросы, поговорите, попросите привести примеры, попросите кейсы.
Татьяна Минеева: Тем более, если отдельно взятая территория, где все друг друга знают, есть деловая репутация, сарафанное радио никто не отменял.
Борис Любошиц: Попросите кейсы – раз. Два – предложите свои кейсы. Спросите, как люди будут вести себя в этой ситуации. Мы, например, делаем такую вещь: всегда идем навстречу клиенту. Если он предлагает дать нам несколько вопросов, но нельзя бесконечно бесплатно работать на клиента. Но какой-то прицел можно сделать, такой подарок клиенту. Пускай он даст какой-то сложный вопрос, мы на него ответим, он посмотрит, нравится наш ответ или нет. Самое главное — понимает ли он нас, говорим ли мы на одном языке, чтобы клиенту было удобно, комфортно, понятно, как с нами работать.
Татьяна Минеева: Это получились советы не только бизнесменам, предпринимателям, которые хотят нанять консультантов, но и самим консалтинговым компаниям, как вести себя с этими клиентами. Мы продолжаем разговор по критериям.
Борис Любошиц: Попросите рекомендации клиентов, которых вы знаете. Тем более, если это регион, то найти проще. Как говорят, в России нужно 6 рукопожатий, а в маленьком регионе 1,5 рукопожатия будет достаточно.
И следующий важнейший момент, о котором, как правило, клиенты забывают. Попросите представить сотрудников, которые непосредственно будут с вами работать, потому что когда вы приходите ко мне, председателю директоров, вы получили некие личные гарантии. Я отвечаю вам, как мы будем работать, какие принципы для нас важны, доверие клиентов, порядочность, ответственность за результат, гарантия качества и т.д. Но познакомьтесь с исполнительным органом, с генеральным директором, руководителями департамента и с непосредственными исполнителями, которые будут у вас работать.
Татьяна Минеева: Вы являетесь членом ассоциации независимых директоров и активно участвуете в формировании стандартов корпоративного управления общероссийской федерации. Что это такое? Как Вы лично там себя видите?
Борис Любошиц: Лично для меня это некий следующий этап жизни, развития. Стандарты корпоративного управления – это не цель, а очень важная функция. Даже если у вас самый маленький бизнес, у вас нет людей, нет совета директоров, ревизионной комиссии и т. д., но функции эти должны быть, потому что вы должны понимать, куда развивается ваш бизнес. Вы должны учитывать риски, контролировать процедуру и т.д.
Стандарты корпоративного управления – это не цель, а очень важная функция. Даже если у вас самый маленький бизнес, у вас нет людей, нет совета директоров, ревизионной комиссии и т. д., но функции эти должны быть, потому что вы должны понимать, куда развивается ваш бизнес.
Татьяна Минеева: Каждый сотрудник должен знать, в чем миссия, цель и задачи, чтобы работали все на одну глобальную цель?
Борис Любошиц: Безусловно. Это как у Сета Година, если я не ошибаюсь, в книге «Фиолетовая корова» написано, что самый лучший отдел – это маркетинг отсутствия дела маркетинга, т.е. каждый ваш сотрудник должен продавать, он должен быть маркетологом, должен показывать, развивать авторитет, добиваться роста авторитета вашей компании, рассказывать, что ваша компания делает и т.д. Точно так же и здесь.
Есть пример, который любят все. У одного человека спросили: «Что ты делаешь?». Он говорит: «Хочу, чтобы камень был ровный». У следующего, кто тоже точит камень, спросили: «Что ты делаешь?» «Хочу, чтобы камень был ровный со всех сторон». Следующий сказал: «Хочу, чтобы камень стыковался с этим храмом», и только самый последний сказал: «Я строю храм».
И вот еще есть такая история. Я про нее читал в интернете, но до этого слышал от своей очень хорошей знакомой. В центре управления полетов была уборщица, которая говорила: «Ноги вытирайте! Вы тут шляетесь, а я ракеты в космос запускаю». Вот это очень важно, когда каждый сотрудник понимает, что мы делаем, что мы ракеты в космос запускаем, что бизнес – это ракета.
Татьяна Минеева: Это построение храма, запуск ракеты от кого должно идти? Это же не навяжешь сверху. Владелец бизнеса должен принять это за основу, что это нужно, важно, и сам внедрять эти корпоративные стандарты, культуру своей организации. Как он должен до этого прийти, может быть, вести информационную компанию?
Борис Любошиц: Это как игра в футбол. Можно играть во дворе, а можно играть в высшей лиге. У каждого предпринимателя есть предпринимательский талант, и этот человек обязательно к чему-то стремится. Вот когда он увидит для себя какой-то вызов и новые возможности, ему захочется организовать свою компанию так, чтобы она была, как конфетка.
Татьяна Минеева: А есть здоровые шаблоны, где это взять?
Борис Любошиц: Есть свои особенности. Это, в первую очередь, зависит от личности лидера, от его роли, умения мотивировать сотрудников, от того, какая команда. Потому что я буквально вчера разговаривал с коллегами, и мне задавали вопросы: как удалось такое сделать?
Есть люди, которые работают со мной 15-16 лет. Очень важно, какая команда, как она мотивирована, какие у нее цели, задачи.
Я говорил про спорт, искусство и науку. Я могу также сказать, что мне очень близко сравнение бизнеса и семьи. В семье то же самое: если вы нашли свою пару, которая разделяет с вами ценности, это самое главное. С таким человеком будет проще определиться по выбору цели, пути. Путь у вас может меняться, цели — корректироваться, но ценности остаются, как правило, на протяжении всей жизни.
Второй важный момент для страны. Если мы с вами возьмем страны с высоким уровнем управления, там есть хороший инвестиционный климат, прозрачные, легкие условия для ведения бизнеса и высокий стиль корпоративного управления. И эти же страны, как правило, являются лидерами рейтинга по качеству жизни.
Мне очень близко сравнение бизнеса и семьи. В семье то же самое: если вы нашли свою пару, которая разделяет с вами ценности, это самое главное. С таким человеком будет проще определиться по выбору цели, пути. Путь у вас может меняться, цели — корректироваться, но ценности остаются, как правило, на протяжении всей жизни.
Татьяна Минеева: Россия в этом мировом рейтинге примерно в середине или выше среднего?
Борис Любошиц: Если я не ошибаюсь, конец 6-го десятка. Так же, как и по уровню жизни. Примерно одинаково.
Татьяна Минеева: Как и по рейтингу инвестклимата для бизнеса?
Борис Любошиц: Совершенно верно. Вот точно так же Владимир Владимирович говорил, что наша задача — войти в 20-ку. И вот корпоративное управление, создание благоприятного инвестиционного климата, создание прозрачных условий для ведения бизнеса и образования — три слона и черепаха.
Татьяна Минеева: Вы уже не первый год в «Деловой России». Как Вы понимаете ситуацию снаружи и изнутри, кто объединился под брендом «Деловой России»? Роль общественных организаций для предпринимателей в наше время? Нужно ли объединяться либо мы там конкуренты? И для чего сейчас нужно это объединение?
Борис Любошиц: Вопрос ценностей, целей и выбора пути. Есть организации, которые объединяют представителей бизнеса для того, чтобы быть услышанными.
Если мы с вами придем в Министерство промышленности и торговли, мы думаем про всю страну. Здесь принцип от частного к общему не всегда работает. А когда к нам придет много заводов, мы понимаем, что это тенденция. И мы будем, скорее всего, благодарны, потому что если мы этого не знали, то узнали. Понимаем, что есть проблема, и ее нужно решать, переводить в ранг задач. Что касается «Деловой России», это там есть.
И второй очень важный момент в «Деловой России». Вы знаете, как у Нокиа был слоган Коннектинг Пипл, то у нас тоже Коннектинг. У нас Коннектинг бизнес и власть. Я могу сказать, что я никак не ангажированный человек и никогда в жизни не состоял ни в одной партии. Всю жизнь был и останусь беспартийным, но «Деловая Россия» — это не партия. Это объединение бизнеса, организация, которая реально сегодня это делает.
Я пришел вступать в «Деловую Россию» из реального бизнеса, рассказал, чем занимаюсь, что могу делать. Мне предложили, и я остался там председателем комиссии. «Деловая Россия» готовит предложение по изменению налогового кодекса для президента РФ. Понятно, что не только «Деловая Россия», потому что опора России РСПП будут готовить, Экономразвитие, ФНС будут готовить.
«Деловая Россия» — это не партия. Это объединение бизнеса, организация, которая реально сегодня это делает.
Татьяна Минеева: То есть голос будет услышан благодаря активной позиции предпринимателей?
Борис Любошиц: Да. И когда меня пригласили участвовать в этой комиссии, я и честными способами, и кулуарными выяснял, реально это или нет. Это мы просто знамя повесим или действительно Борис Титов или Сергей Репиков пойдут к Путину и принесут это? Эта идея хороша, но нужен еще механизм реализации. И мне подробно рассказали, какой механизм реализации, какая будет встреча с Путиным, кто на ней будет присутствовать, что президент делает по итогам этой встречи, куда он положит этот пакет, как это готовится. Но это реальная ситуация, есть шанс. Я не говорю, что наш голос будет на 100% услышан, что наше предложение будет принято, но есть шанс повлиять. Я считаю, что это очень важно.
Если задумываться о будущем, то что бы вы хотели оставить своим детям? Я все время об этом думаю, и у меня есть вот такая формула. Я считаю, что важно оставить своим детям воспитание, образование, среду обитания, желание и возможность менять эту среду к лучшему. Я своим примером показываю это детям. Если бы я занимался наукой, моей задачей было бы сделать какое-то изобретение. Если бы я был в профессиональном спорте, моя бы задача была установить какой-то рекорд. Если я занимаюсь бизнесом, я оставлю своим детям возможности для качественной жизни. Я думаю, они будут мне благодарны. Мы сегодня можем сделать Россию благоприятной страной для ведения бизнеса.
Если задумываться о будущем, то что бы вы хотели оставить своим детям? Я считаю, что важно оставить своим детям воспитание, образование, среду обитания, желание и возможность менять эту среду к лучшему.
Татьяна Минеева: Как за 18 лет не произошло выгорание? Все успешно развивается. Что поддерживает на этом хорошем агитическом плюсе?
Борис Любошиц: Есть старый еврейский анекдот. У старого сапожника спина сгорбилась, глаза уже не видят, пальцы все исколоты иголкой, и он жалуется внучке, что не может шить. Внучка очень любит своего дедушку, и гладя его по седой бороде, говорит: «Дедушка, не волнуйся. Ты меня вырастил, я такая красивая, такая умная, я выйду замуж за принца, буду жить во дворце, и тебя туда возьму. У тебя будут слуги, тебя будут кормить, поить, носить на руках и все такое прочее». Дедушка внимательно послушал и говорит: «А шить можно будет?» Вот я люблю шить. Это я про бизнес.
Татьяна Минеева: Кстати, спасибо большое, что приняли участие в бизнес-завтраке на Ялтинском форуме с женщинами-лидерами, высказали свою оценку о роли женщин. Для чего этот красивый бизнес появился вдруг рядом с успешным инвестиционным и налоговом консалтингом?
Борис Любошиц: Ну вот, я люблю шить. Я имею в виду, что мне нравится мой бизнес, нравится им заниматься, он очень разнообразный. И поэтому там выгорание невозможно. Я думаю, что когда говорят, до какого возраста ты будешь работать, я думаю, что до последнего дыхания.
Что касается бизнеса, связанного с шитьем, консультанты же советуют кому-то, а иногда полезно посоветовать себе. И это очень хорошая вещь. У нас в корпоративном кодексе написано, что мы никогда не посоветуем клиентам того, что не посоветовали бы себе в такой же ситуации. Соответственно, я владелец бизнеса, у меня есть другие направления бизнеса, я занимался разными вещами за свою жизнь и в разные вещи инвестировал. Есть разные инвестиционные проекты, клиенты, инвестиционные проекты которых мы развиваем, консультируем и т.д. Это касается искусства, спорта, медицины, очень широкий спектр. А тут получилась такая ситуация, что я сам люблю быть хорошо одетым, ведь Чехов говорил, что в человеке должно быть все прекрасно, в том числе и одежда.
Очень приятно, когда ты делаешь что-то хорошее для человека. Тут есть короткая отдача. Мы можем строить город, дом, можем консультировать правительство какой-то страны, менять технологии, ведомства, все что угодно может быть. Когда предприниматель увидит, что получилось, чего он добился, проходит время. А когда женщина пришла, ее померили, нарисовали, через неделю-две она пришла, надела это платье, и у нее глаза так «Пух» — вот это приятно.
К сожалению, эфир заканчивается. Большое спасибо за такой полезный разговор. Это была передача «Про дело». Вела ее я, Татьяна Минеева. В гостях у нас был Борис Любошиц, член генерального совета «Деловой России». Спасибо.