Александр Красников
- Добрый день. В эфире программа «Крутые парни». С вами ведущий Александр Красников. Сегодня у нас в гостях руководитель школы «Ведвой» Иван Александрович Попов. Здравствуйте, Иван. Сегодня у нас разговор пойдет о русском боевом искусстве. Иван, что же такое русское боевое искусство?
Иван Попов
- Каждый народ мира имеет свою боевую культуру, свое боевое искусство. Нам всем известны восточные, японские, китайские виды боевого искусства, но не все знают, что у нашего народа есть своя боевая культура, свое русское боевое искусство. Оно является уникальным в плане того, что каждый народ сам по себе уникален, и каждый народ несет свою культуру. Русское боевое искусство – это способ обучения человека жизни.
Александр Красников
- Мы всё-таки с вами говорим о возрождении традиций?
Иван Попов
- Да, в том числе. В данное время, скажем так, наши традиции немного отошли на второй план, к сожалению, но возрождение традиций идет, потому что традиции важны, так как знание корней, которые у нашего народа есть, дают силу.
Александр Красников
- То есть все-таки это возрождение того, что было раньше, да?
Иван Попов
- Да. На данный момент существует два вида русского боевого искусства: традиционное, которое развивалось веками, и современное, которое начало практиковаться после начала 90-х годов. Если говорить об истории, то история русского боевого искусства уходит в корни веков. Когда оно зародилось, сказать очень сложно. Можно сказать только то, что оно зародилось в дохристианскую эпоху. Современное русское боевое искусство начиналось после 90-х годов, после того, когда развалился социализм и начали выходить на свет разные системы русского боевого искусства.
Александр Красников
- Иван, слово «русское» в этом названии «русское боевое искусство», какой смысл в него вкладывается?
Иван Попов
- Это наша культура, наше прошлое, светлые воины, которые побеждали всегда. Это наша история, поэтому нельзя забывать про это.
Александр Красников
- То есть всё-таки речь идет не о национальности? Здесь мы говорим о российском. То есть для людей не только с Востока, но и из Европы, мы всегда были русскими, какой бы национальности ты не был. То есть мы говорим «российская» именно в этом ключе.
Иван Попов
- Совершенно верно.
Александр Красников
- Хорошо. Ваша школа русского боевого искусства «Ведвой».
Иван Попов
- «Ведвой» расшифровывается, как «ведающий воин». Школа была организована в 2009 году. «Ведвой» - это система гармоничного взаимодействия с природой и духовного развития человека через изучение русского боевого искусства. Если говорить о рукопашном бое, то охватывается всё – охватывается работа безоружного человека, охватывается работа с оружием, против превосходящего количества людей. Причем мы используем только настоящее оружие. У нас нет муляжей ножей или какого-то другого оружия - деревянного, пластикового или резинового. Мы это исключаем, потому что мы учитываем психологию реального столкновения, так как в реальной жизни опыт на деревянном ноже не всегда спасет. Также это развитие и сохранение здоровья человека. Оздоровлению уделяется очень большое внимание. Также это работа с сознанием человека. И самая главная, отличительная черта - это духовное развитие человека через изучение русского боевого искусства, через работу над собой.
Александр Красников
- То есть речь идет в первую очередь о воспитании?
Иван Попов
- Да, в том числе о воспитании.
Александр Красников
- Хорошо. Вопрос к вам такой: система Кадочникова Алексея Алексеевича повлияла в какой-то мере на то, что мы называем современным русским боевым искусством или русским стилем, и уместно ли название русского стиля в применении к вашей школе?
Иван Попов
- В общем-то, да. Русским стилем это называлось в 90-х. Сейчас эта фраза немного отошла. Если говорить о системе Кадочникова, то она является отправной точкой для многих современных стилей русского рукопашного боя, в том числе и моего. Дело в том, что многие современные мастера обучались у Кадочникова, проходили семинары. Система Кадочникова частично закрыта, потому что она развивалась внутри советской армии. Если говорить о рукопашном бое, она рассчитана на тотальное поражение противника, на взаимодействие в любой ситуации. То есть это не удобный спортивный зал и мягкое татами. Это может быть окоп, грязь, асфальт, может быть работа без освещения. То есть любые сложные условия просчитаны в системе Кадочникова, и она является очень эффективной и приоритетной для ведения реальных боевых действий в армии. Она для этого и рассчитана.
Александр Красников
- Позвольте выразить мнения некоторых специалистов по различным традиционным, нетрадиционным боевым искусствам. Они считают, что система Кадочникова в некоторых ситуациях не работает. Как я понимаю, вы учились непосредственно у Кадочникова или у одного из его учеников?
Иван Попов
- Я учился у его учеников. Взаимодействовал некоторое время с ним - я проходил у него семинары.
Александр Красников
- То есть непосредственно с Кадочниковым общались? Что вы можете сказать людям, которые говорят, что система Кадочникова не очень эффективна?
Иван Попов
- К сожалению, большинство людей отрицает систему Кадочникова и все русские боевые системы, потому что не понимают. Существует некий стереотип, созданный телевидением и кинофильмами, на котором крутые японские, китайские парни всех побеждают. Большинство людей не понимают русского боевого искусства и системы Кадочникова, потому что они не знакомы с теми методиками, которые там преподаются. Дело в том, что эти методики отличаются в корне от большинства известных направлений, которые рекламируются в кино и фильмах. Еще раз подчеркну - система Кадочникова создана в армии, она создана для нужд армии. То есть она создана для ведения тотального боя в реальных условиях с применением любого вида оружия, без оружия, против вооружённых противников, диверсионная деятельность. Там очень много аспектов. Она является для нашей армии приоритетной. Просто большинство людей не понимают смысл и значение методик, техник, поэтому они это дело отрицают.
Александр Красников
- Интересное мнение. Иван, вы можете сказать, система Кадочникова в какой-то мере включена в то, что мы называем современным русским боевым искусством? Она базируется на этой почве или есть какое-то соприкосновение?
Иван Попов
- Я еще раз повторюсь, что многие боевые современные системы брали свое начало в системе Кадочникова. Она начала развиваться в 1961 году, насколько я знаю историю. Алексей Алексеевич работал и работает до сих пор в Краснодарском ракетном училище.
Александр Красников
- До сих пор работает?
Иван Попов
- Ему уже 80 лет. Он еще в строю, он бодр и силен, большое уважение к этому человеку. Когда в 50-е годы в свет начало выходить новое стратегическое оружие, систему Кадочникова поставили для охраны объектов. То есть обучались и те люди, которые охраняли стратегические ракеты, и те люди, которые должны были противостоять им, то есть диверсионная деятельность. Система Кадочникова отличается от всех известных боевых систем тем, что она построена на науке - вот этого как раз люди и не понимают. Проводились эксперименты с аппаратурой. Система Кадочникова была разработана при помощи изучения точных наук. То есть история, физика, химия, анатомия, физиология, биомеханика человека - всё это учитывалось. Движение человека изучалось с разных сторон. Все мы являемся физическими телами и, соответственно, подчиняемся законам физики, и знание некоторых законов помогает в изучении рукопашного боя. Также учитывались и химические процессы, происходящие в теле человека во время противостояния, изучалась работа психики, физиологии, анатомии, то есть работа мышц сгибателей и мышц разгибателей, всё это просчитывалось. Была задействована аппаратура, которая изучала движение человека. Поэтому это очень функциональная система, но, к сожалению, большинство людей пока что не понимает.
Александр Красников
- Спасибо за развернутый ответ. Хочется уточнить у вас, возвращаясь к русским боевым искусствам, есть ли некие отличия в преподавании, в философии, которую привносят русские боевые искусства по сравнению с боевыми искусствами Востока?
Иван Попов
- Да. Каждый народ подстраивает свое боевое искусство под себя - это нормально, это правильно. На Востоке существуют свои техники. У них своё место, где люди проживают, своя физиология, своя анатомия, своя психология. Психология русского человека отлична от психологии восточного человека. На востоке существуют низкие стойки, у нас этого нет. Мы подходим с позиции естества. У нас нет искусственных движений. Все движения наши естественны. Также учитывается экономия усилий, учитывает естественность, которая ведет к свободе восприятия. Поэтому есть определённое различие, но на высоком уровне мастерства эти различия стираются. То есть для среднего человека различия существуют, а когда люди выходят на высокий уровень мастерства, то различия стираются. Я встречался с мастерами разных боевых искусств, общался с мастером системы Вин Чун (об этом расскажу чуть позже). Он приезжал ко мне обучаться. Он сам является очень сильным мастером и, когда мы с ним в перерывах общались на некоторые темы, я увидел, что многие идеи очень похожи, то есть корень, в принципе, один.
Александр Красников
- Спасибо вам большое. Сейчас мы прервемся на небольшую музыкальную паузу и продолжим разговор о русском боевом искусстве.
(Музыкальная пауза)
Александр Красников
- Продолжаем разговор о русских боевых искусствах с Иваном Александровичем Поповым. Иван, какие направления русских боевых искусств сейчас существуют, практикуются в России, и на какие имеет смысл обратить внимание людям, которые только начинают интересоваться этим направлением?
Иван Попов
- На самом деле школ и систем очень много, я думаю, не меньше, чем в известном Китае.
Александр Красников
- Вот как бы не запутаться.
Иван Попов
- Есть традиционные направления, такие как славяно-горицкая борьба, «Система». Систем на самом деле очень много, всех их перечислять смысла нет, это займет очень много времени. Традиционные системы я уже обозначил. Также есть современное русское боевое искусство – это система Кадочникова, система «Шквал» Лаврова, система «РОСС», «Сибирский легион», система «Сварга». Их тоже очень много, все эти системы перечислять смысла нет. Если говорить для начинающего человека, то он может пойти в любую систему. Главное поставить правильно приоритет, что он хочет. Большинству людей, естественно, интересно научиться защищать себя - этот приоритет действует некоторое начальное время. Когда человек занимается уже несколько лет, приоритеты меняются. Чем интересно русское боевое искусство? Оно развивает человека с разных сторон. Во-первых, это оздоровление организма. Многие люди приходят с травмами. У меня тоже была эта проблема. Я занимался карате, потом ушу. Были травмы, связанные с коленями, со спиной. Когда я начал заниматься русской боевой системой, через несколько лет практики все это дело исчезло, потому что наш работа основана на естестве человеческих движений. У нас нет никаких искусственных движений, как в некоторых восточных школах - подражание животным, какие-то сложные стойки, позиции. Мы исходим из естества, из того состояния, в котором человек находится в данный момент. То есть человек может быть ранен, может быть ослаблен какими-то критериями, может быть болен, но человек должен в любой ситуации уметь работать, то есть противостоять какой-то сложившейся нехорошей тенденции. Также существуют практики оздоровления, основанные на древнеславянских практиках. Про рукопашный бой я уже говорил: против любого вида оружия, против невооружённых людей, с использованием подручных средств (то есть, скажем так, всего, что у вас есть). Ручка у вас в руках, между нами стоит стакан - всё это является оружием. Существуют определённые практики, которые помогают человеку освоить это дело. Поэтому система многогранна, и заниматься можно любой школой. Я бы советовал людям заниматься именно русской боевой культурой, потому что те знания и навыки, которые мы приобретаем, тренируясь, на самом деле заложены в нас на геном уровне. То есть для русского хорошо русское, также как для китайца хорошо китайское. У нас с китайцами даже разная физиология - это ученые уже подтвердили. Например, когда я смотрел соревнования по китайскому ушу, специалисты говорили о том, что сальто, фляки и любую акробатику из китайского боевого искусства европейцу делать сложнее, чем китайцу, потому что китайцы одного роста, мы - другого. У нас другое сочетание длины конечностей, пропорции тела, поэтому русское боевое искусство - это уникальная вещь, и она заложена у нас в генах. Она легче дается русскому человеку, поэтому я рекомендовал бы обратить на это внимание.
Александр Красников
- Интересный подход. Во всяком случае, некоторые вопросы снимаются, потому что действительно мы отличаемся заметно, допустим, от японских традиционных боевых искусств. Даже те традиции, которые заложены, они не всегда приемлемы психологии русского человека – тотального подчинения, многократного повторения. То есть немного по-другому у нас все это присутствует.
Иван Попов
- Да, совершенно верно, потому что русский человек по своему менталитету совершено другой. Ко мне приходили многие люди, которые говорили: «Мне интересны какие-то восточные идеи, но мне сложно по каким-то непонятным параметрам с ними взаимодействовать». Я понимал, почему.
Александр Красников
- То есть именно в психологии корень?
Иван Попов
- Да, потому что в психологии, в менталитете всё заложено на самом деле, поэтому человек в душе немного противится этому делу. Не все это осознают, не всегда это может быть видно, но разница существует.
Александр Красников
- Интересный у нас с вами разговор получается. Если мы говорим о боевых искусствах, есть ли доля спорта, как, допустим, в борьбе - есть спортивное направление, есть боевое направление? Существует ли эта грань - спорт или боевое искусство? Если да, то, каким образом связаны эти две части?
Иван Попов
- На самом деле эти две части разнятся. У каждой идеи, если взять спорт или боевое искусство, есть свои цели, свои приоритеты. Если говорить о спорте, то цели и приоритеты спорта - это приобретение определённых навыков, получение титулов, поясов, медалей и, соответственно, выработка в спортсмене определённых качеств. В боевом искусстве всё немного по-другому. Дело в том, что спортивные занятия происходят на мягком татами, в комфортных условиях зала. Из спорта удалены самые эффективные приемы для того, чтобы не навредить спортсмену. Есть ограничения правилами. Поединки происходят без использования настоящего оружия, чтобы не навредить другому спортсмену. Целью спорта является приобретение медалей, поясов, титулов и качества. Боевое искусство – это совершено другой подход, потому что целью является выживание в любой ситуации: это может быть отсутствие освещения, это может быть окоп, глина, грязь, мы можем находиться по колено в снегу. Сложных условий очень много. Используется только настоящее оружие, потому что муляж может повредить психологии человека в реальной ситуации.
Александр Красников
- Могу я задать вопрос? Как в этом случае с травмами, если используется натуральное холодное оружие?
Иван Попов
- В разных школах к этому делу подходят по-разному. Например, если говорить о ноже, то мы в нашей системе используем настоящие ножи. В начале практики мы их немного тупим.
Александр Красников
- Все-таки заботитесь о безопасности.
Иван Попов
- Да, чтобы не было лишних травм, потому что были случаи, когда люди резались. Мы это дело исключили. У меня был опыт, когда я занимался традиционной русской боевой системой, у нас были очень острые ножи, и тело сохранило много порезов, были неприятные истории с другими людьми. В каждой школе подходят по-своему. Я, например, в начале, пока люди еще не чувствуют оружия, ограничиваю их, во-первых, в скорости, во-вторых, ножи мы немного тупим. Когда человек приобретает опыт, он выходит постепенно на работу с острым оружием, и уже проблем нет. Также существуют некоторые методики подготовки к работе с оружием для того, чтобы подготовить и психику человека, потому что это очень важно при реальном столкновении.
Александр Красников
- То есть психике уделяется тоже значительное внимание?
Иван Попов
- Очень большое, особенно психологии реального боя. Приведу пример. Например, человек тренируется много лет с деревянным оружием. Если он попадает в ситуацию в подворотне, когда ему к горлу приставляют настоящий нож, который имеет холод стали, блеск стали, имеет много своих характеристик, которые на подсознательном уровне все равно влияют на человека, то все навыки, титулы, знания сразу же могут пропасть, и человек впадает в ступор. Если его навыки не срабатывают, он может попасть в неприятную ситуацию. Мы же используем настоящее оружие для того, чтобы готовить психологию человека с самого начала.
Александр Красников
- Иван, как давно вы преподаете?
Иван Попов
- Русским боевым искусством я занимаюсь с 1995 года, преподаю я с 1997 года. То есть уже 20 лет с лишним.
Александр Красников
- Могу задать вопрос? У вас отсутствует левая рука, и вы в тоже время являетесь тренером по боевым искусствам. Можете эту ситуацию как-то рассказать? Как это случилось? И как, несмотря на полученную травму, вы остались в боевом искусстве и, более того, продолжаете развиваться в нем?
Иван Попов
- Травма на самом деле родовая. С самого рождения у меня нет кисти левой руки. Жизнь показывает, что человек должен жить полной жизнью в любой ситуации. До 25 лет я себе доказывал, что я не хуже других, но это юность, это нормально. Меня удивляло, почему я немного проигрывал другим ребятам, когда мы плавали на соревнованиях или плыл меньше под водой. Таких примеров было много. Когда я начал заниматься боевыми искусствами и мне исполнилось 25, я для себя осознал, что я уже себе все доказал. Я занимался акробатикой. У меня отец был акробат, артист цирка, уже ныне покойный. Он научил меня некоторым элементам акробатики. Я даже прыгал рондаты, фляки, сальто. Все очень сильно поражались, как это происходит, но для меня это не было удивительно, потому что еще с юности я понимал, что человек должен жить нормально полной жизнью в любой ситуации. Я давно занимаюсь и не уделяю этому вообще никакого внимания. Большинство моих знакомых удивляется, как я это могу делать. Совершено нормально, так как человек должен жить и жить полноценной жизнью.
Александр Красников
- Ваша деятельность заслуживает уважения. Иван, судя по той информации, которая проходит в интернете, вы проводите зарубежные семинары по русскому боевому искусству. Вы можете рассказать о том, как люди из других стран смотрят на то, что мы называем русским боевым искусством? Какое у них к этому отношение? Что они пытаются почерпнуть, что они пытаются найти, обращаясь не к Востоку, а к русским традициям?
Иван Попов
- На самом деле многие известные наши специалисты выезжают за границу. У меня есть представительство в Венгрии, в городе Будапешт (системы «Ведвой»). Также я выезжал в Словакию. Люди там немного насытились восточными боевыми культурами. Им интересна именно русская боевая культура, потому что она отличается от тех стереотипов, которые созданы телевидением, фильмами и так далее. В Европе русское боевое искусство называют системой. Есть ряд фактов. Слово «боевая русская система» говорит о том, что их там заинтересовала в свое время идея русского спецназа. Сейчас там все ходят в камуфляжах.
Александр Красников
- Некое уважение отражается и в том, что хочется изучать что-то из нашей страны.
Иван Попов
- Да, это одна из сторон. Также они изучают элементы нашей культуры, что очень сильно радует. Не очень радует то, что в Европе, в мире, в Америке (в Южной и в Северной), в Японии, куда ездили наши мастера, интерес к русскому боевому искусству даже больше, чем внутри нашей страны. Это удивительно, но, к сожалению, это факт. Я думаю, что скоро вся эта ситуация изменится, и время покажет, что все будет нормально в плане развития в России. Русская боевая система сейчас развивается. Она вышла на официальную видимую арену в начале 90-х годов. До этого времени она была закрыта. Во время социализма все виды рукопашного боя для народа закрыли, оставили только спортивное самбо, как нам всем известно. Тоже очень интересная идея - там есть боевое самбо, что также является очень хорошей методикой. После 90-х годов начали выходить на свет не только восточные боевые искусства, которые тоже были закрыты, но и русское боевое искусство. У людей появился интерес. Боевое искусство является элементом культуры народа. И самое главное – не в рукопашном бое, главное в том, что мы возрождаем культуру собственного народа. Про это забывать нельзя, потому что знание корней дает силу. Если мы обращаемся к своим корням, то мы становимся во всех отношениях богаче.
Александр Красников
- Несомненно. Иван, были ли случаи, когда вам либо вашим ученикам ваши навыки потребовались в какой-то экстренной ситуации в жизни? Были ли такие случаи? Можете ли вы о них рассказать?
Иван Попов
- Да, были. Я сейчас не буду особо говорить…
Александр Красников
- Может быть, не в деталях.
Иван Попов
- Если говорить о рукопашном бое, то были такие прецеденты. Все ситуации решались быстро. Если говорить о применяемости в жизни, например, мне три раза спасало жизнь моё знание нижней акробатики, которой у нас в русской боевой культуре уделяется очень большое значение.
Александр Красников
- Пожалуйста, уточните термин «нижняя акробатика».
Иван Попов
- Все видели в китайских и японских фильмах, как люди прыгают сальто, рондаты, фляки, запрыгивают на деревья, дома, что-то такое. Русская акробатика отличается - она подстроена в современных боевых искусствах под ведение боя с оружием, когда по тебе стреляют, происходят рядом разрывы гранат. Она имеет свою стилистику, то есть умение правильно падать, умение принимать землю, работа на любой поверхности. Мы тренируемся не на мягком татами, а на деревянном полу, что дает возможность с опытом совершено свободно падать, кувыркаться на любой поверхности - асфальт, бетон, деревянный пол. Любая поверхность. Эти навыки акробатики мне спасали жизнь три раза. Первый раз на горных лыжах - я неожиданно упал и летел головой в дерево. Если бы я не умел работать с собственным телом, то, скорее всего, меня сейчас уже не было бы. Два раза банально падал: поскользнулся один раз на улице на льду головой назад, один раз на катке. Забыл, что коньки не были наточены, сильно разогнался по привычке, и пришлось выкручиваться из этой ситуации. Мои ученики рассказывали о том, что и ножи выбивали. На одного даже напали с пистолетом, он обезоружил. То есть навыки применения, конечно же, есть. Радует то, что у других людей это получается.
Александр Красников
- Реально ли научить человека 30-40 лет падать на льду или падать в какой-то ситуации так, чтобы это было без травмы? Как много на это нужно времени?
Иван Попов
- Это называется у нас безопасность жизнедеятельности. В русских боевых системах работают и с детьми. Например, в современной боевой системе, как стиль Кадочникова, школа «Ведвой» и другие стили, мы предпочитаем работать со взрослыми людьми, потому что взрослый человек уже не преследует идею поставить себя, укрепиться, утвердиться. Ему уже интересны другие вещи. На самом деле русской боевой системой, которая основана на естестве движения, может заниматься любой человек. Может заниматься маленькая девочка, девушка, женщина, мужчина старше 50 лет, 60 лет, в 70 лет. Эти навыки очень сильно помогают в жизни. У меня тренируются два человека, которым больше 55 лет. Русская боевая система основана на естестве движений, поэтому у нас нет никаких сложных физических нагрузок, которые нужны для того, чтобы работать. Мы исходим из естества - какой человек есть на данный момент времени, в этом состоянии человек может и должен совершать необходимую работу. Основной идеей является выживание в любой ситуации.
Александр Красников
- Правда ли, что вы можете действительно научить человека падать с лестницы без травм?
Иван Попов
- Да, это не проблема. Лестница – это чуть позже. На первых же занятиях мы учим людей правильно падать. Люди на самом деле не умеют правильно падать. Все напрягаются, а на самом деле необходимо расслабиться. На первых двух занятиях у меня, да и в любой школе русского боевого искусства, люди уже умеют правильно падать, и тем самым сохраняют свою жизнь и здоровье. Если говорить об акробатике на лестнице, то это специфическая работа, ей нужно учиться, но это занимает не очень большое количество времени. Естественно, нужна наработка.
Александр Красников
- То есть это реально и за небольшое время?
Иван Попов
- Да. Также там присутствует акробатика с оружием, акробатика на лестнице с оружием.
Александр Красников
- Слово «акробатика» меня немного пугает. Когда я смотрю на цирковых акробатов, то понимаю, что я, наверное, так не сделаю никогда. Что вы понимаете под акробатикой с оружием?
Иван Попов
- Она у нас специфична. Это определенные способы перемещения на поверхности без каких-либо сальто и фляков, используемых на востоке. Специфика состоит в том, что мы используем естественные телодвижения и перемещаемся вдоль поверхности. Существуют некоторые виды определённых кувырков, падений, перекатов для того, чтобы человек мог совершено спокойно научиться взаимодействовать с любой поверхностью.
Александр Красников
- Даже если будет битый кирпич?
Иван Попов
- Совершенно верно. Мы иногда проводим тесты. Многие люди кувыркаются по диагонали спины в большинстве известных нам школ, но дело в том, что это неверно с точки зрения физиологии. Если делать кувырок на битом кирпиче через позвоночник, то будут травмы. У меня был опыт. Я тоже кувыркался по диагонали позвоночника, а потом я пришел к ученику Алексея Алексеевича Кадочникова, который мне показал правильный кувырок - кувырок должен делаться по мягким мышцам, передним или задним. Я по привычке кувырнулся на земле таким же образом, а из земли торчал маленький камень, и он мне впился в позвонок. Хорошо, что он был маленький. Если бы камень впился в позвонок очень сильно, то эта травма причинила бы много неприятностей.
Александр Красников
- Всё-таки есть некие положительные нюансы, которые могут действительно помочь человеку в жизненной ситуации?
Иван Попов
- Да, это учет физиологии человека. Все движения на твердой поверхности мы делаем по мягким мышцам. Есть такой принцип «мягкое по твердому, твердое по мягкому». Я уже говорил: в русском боевом искусстве учтена физиология человека, и мы эти навыки используем для того, чтобы сохранить свое здоровье.
Александр Красников
- Иван, мы частично коснулись следующего вопроса. Что это дает людям? Что человек, пришедший заниматься русским боевым искусством, может для себя получить? С точки зрения здоровья, с точки зрения самообороны вы уже сказали. Может быть, еще с каких-то точек зрения? Ради чего люди приходят, и что они могут получить, занимаясь у вас?
Иван Попов
- Ради чего люди приходят? У каждого свои начальные приоритеты. Что человек может получить? Во-первых, это оздоровление организма. Я говорил про травмы - человек приходит, начинает заниматься естественными движениями и таким образом исправляет те проблемы, которые есть в организме. Также существуют некие специальные практики для улучшения здоровья, в том числе древнеславянские. О практиках рукопашного боя я уже сказал - это работа против вооруженных противников, против невооруженных, с любым видом оружия, с подручными предметами и так далее. Здесь охватывается полный спектр возможных ситуаций. Также мы учитываем работу с психологией человека, с его сознанием. Самый главный приоритет, на мой взгляд, - это работа на духовном уровне человека. То есть повышение духовного уровня человека через работу над собой.
Александр Красников
- Вы можете более подробно раскрыть этот вопрос. Почему мы говорим о духовном развитии в ракурсе боевых искусств?
Иван Попов
- Человек состоит из трех основных составляющих - это тело, интеллект и душа. Дальше мы забираться пока не будем. Социум, в котором мы живем, побуждает нас развивать тело и интеллект. Мы учимся в институтах, мы занимаемся спортом и так далее, но о духовном развитии человека говорится очень мало и вскользь, практически не говорится, поэтому эту нишу, этот пробел должен человек восполнять сам. В каждом человеке есть большое количество минусов и собственных ошибок, которые человек практически не видит. Есть такая поговорка: мы с вами видим щепку в глазу другого человека, а бревна в собственном не видим. Существуют определённые подходы к человеку для того, чтобы дать ему возможность увидеть собственные ошибки, поработать над собой, исправить их, а это уже начало духовного роста. Существуют определённые подходы к тому, чтобы побуждать человека работать над собой и расти духовно. Я считаю это приоритетным направлением, поэтому в моей системе это направление занимает главенствующее место. Это про систему «Ведвой» мы говорим.
Александр Красников
- Да, заставляете задуматься, честно говоря.
Иван Попов
- Это радует, что хотя бы кого-то это заставляет задуматься.
Александр Красников
- Иван, и завершая наш разговор, хотелось бы узнать: существует ли интерес к российским боевым искусствам, к российской традиции со стороны других боевых искусств? Вы мимоходом коснулись, что приезжал человек, который интересовался. Можете раскрыть этот вопрос: почему появился интерес к российским боевым искусствам, и, вообще, появляется ли и в какой мере со стороны других боевых искусств?
Иван Попов
- Да, такой интерес есть. Я видел поездки наших специалистов в Европу, Америку, Японию. К ним приходили мастера других направлений, которые обменивались опытом и учились. Ко мне приезжал из Лондона мастер Вин Чун - очень интересный человек, который является хорошим специалистом в своем направлении, он снимается в фильмах Джеки Чана, Саммо Хунга (он с ними на одной дружеской ноге), но он открыт знаниям и не возвышает себя, чем он мне очень сильно понравился. Он приезжал ко мне, чтобы обучиться. Он параллельно обучался у еще одного специалиста в Москве. Когда мы с ним обменивались опытом, то поняли, что очень многие идеи похожи. Поэтому интерес существует. Если человек хочет развиваться, если он имеет определённый уровень понимания, что очень важно, он будет изучать разные системы. На начальном опыте я бы никому не советовал бегать по разным школам и собирать всё в копилку - это неправильный подход, потому что не хватает опыта восприятия. Если человек уже вышел на уровень мастера после, допустим, 10 лет занятий какой-то практикой, он уже может использовать это дело, может накапливать опыт и перенимать опыт других боевых искусств.
Александр Красников
- Знакомиться с другими направлениями и какие-то изюминки выделять из других направлений для себя.
Иван Попов
- Совершенно верно.
Александр Красников
- Да, похоже, что только мастер может уже выйти к этому уровню. Вы коснулись того момента, что не стоит бегать по разным школам и собирать очень короткий опыт. Среди моих знакомых есть люди (наверное, среди ваших тоже), которые одному боевому искусству уделяют некоторое количество времени. Например, год или полтора. Через полтора года человек считает, что он чего-то достиг. Мы с вами понимаем, что за полтора года можно что-то взять, но стать мастером - этого явно недостаточно, о каком бы боевом искусстве либо виде спорта мы не говорили. Он идет в другую школу. Через полтора года в третью школу и, пройдя некий период времени, допустим, 10 лет, считает себя специалистом и здесь, и здесь, и здесь. Насколько это справедливо, и является ли такой подход правильным?
Иван Попов
- На самом деле такой подход неверный. Возникает иллюзия, что человек чему-то научился. Для того чтобы разобраться в какой-либо системе, нужно минимум 10 лет. Как сказал один большой мастер карате: «Когда я получил черный пояс (а это не меньше 10 лет), я начал понимать, что я только начинаю учиться». Вот это слова мастера карате, и эти слова правильные, потому что нужно прозаниматься одной системой достаточно долгое количество лет для того, чтобы впитать ее в себя, чтобы познать ее. Когда ты уже познал, ты можешь только тогда какие-то идеи из других систем вплетать. Большинство людей совершает ошибку - они бегают по разным школам, думают, что в свою копилку они возьмут оттуда и отсюда. Им не хватает более широкого уровня восприятия для того, чтобы правильно воспринять какие-то новые виды. Например, некоторые восточные техники противоречат русским. У них одно, у нас другое. Человек, который обучается одной идее, перескакивая на другую, у него получается ступор в голове. У него ни там хорошо, ни здесь. У меня было много таких случаев. Они есть, я думаю, у всех мастеров. Ко мне пришел один ученик. Он занимался параллельно и у меня, и в школе ножевого боя (не помню ее названия) в Москве. Он сказал, что у вас работа одна, у них другая. Я ему посоветовал определиться: «Выбери то, что тебе ближе, то, что на данный момент твоего опыта ближе к твоему восприятию. Когда ты определишься, возьми какую-то одну систему и изучай ее». Потому что, повторю: сравнивать две разные техники, когда не хватает опыта восприятия, бесполезно.
Александр Красников
- То есть там учат одному, здесь другому, совместить это в одном бойце одновременно невозможно.
Иван Попов
- Невозможно без наличия большого опыта и большого понимания. Мастер может посмотреть на то, как работает человек. Многие сейчас имеют такую тенденцию учиться чему-то по видео. Человек начинающий, посмотрев, начинает повторять приемы, а специалист видит принципы - ему достаточно одного взгляда для того, чтобы понять и оценить. Даже на Востоке были такие истории, легенды сейчас ходят: «Встретились два мастера, попили чай и уже все поняли без поединка». Вот это уровень мастерства.
Александр Красников
- Иван, огромное спасибо вам за интересный разговор. У нас был в гостях Иван Александрович Попов - руководитель школы «Ведвой». Всего вам доброго, успехов, увидимся через неделю.
Иван Попов
- Спасибо вам большое.