Павел Алашкин
- Добрый вечер, дорогие друзья! В эфире народной интернет-станции «МедиаМетрикс» научно-популярная передача «3600 секунд» и я, ее постоянный ведущий Павел Алашкин. Наш сегодняшний выпуск будет носить несколько футуристический характер, так скажем, так как мы сегодня будем обсуждать, какое будущее ждет наш рунет, наше окружение, проекты и так далее и тому подобное. И вместе со мной в нашей студии присутствуют два прекрасных, замечательных человека, которых многие из нас, наши слушатели наверняка знают. Итак, сегодня с нами – тадададамм! - ведущий эксперт венчурного фонда «Almaz Capital», который инвестирует технологические интернет-компании – Любовь Симонова.
Любовь Симонова
- Советский Союз!
Павел Алашкин
- Любовь, как говорят герои одного фильма: «Спортсменка, комсомолка и просто красавица». Кстати, благодаря упорству наших коллег, в нашей космической радиорубке настроена прямая видео-трансляция, и поэтому, собственно говоря, вы можете наблюдать за нашей беседой, так скажем, в прямом эфире. А также с нами сегодня профессиональный инвестор предприниматель, основатель «Sapfir Capital», совладелец и член совета директоров ряда компаний различных отраслей в различных стадий развития, которые входят в наблюдательные, экспертные, отборочные, инвестиционные комитеты, и так далее и тому подобное, человек и пароход - Александр Журба. Ура!
Александр Журба
- Здрасьте, здрасьте, здрасьте!
Павел Алашкин
- Вот после такого вступления, мне приходит на ум добавить в представлении себя тоже какой-нибудь драгоценный камень. Алмаз - есть, сапфир - есть, видимо, наверное, изумрудный. Изумруд – свет моих очей. Собственно говоря, перед началом нашего, наверное, серьезного все-таки разговора, я хотел бы традиционно объявить конкурс, который у нас будет сегодня проходить во время нашей передачи. Это конкурс от сайта «Gismeteo.ru». В качестве приза у нас сегодня два билета на церемонию открытия «Большого фестиваля мультфильмов», которая состоится 30 октября в кинотеатре «Космос» в 19:30. Ну, и чтобы выиграть, надо отгадать, какое количество посетителей зайдет сегодня на сайт «Gismeteo.ru» по версии счетчика «LiveInternet». Свои ответы, уважаемые господа, вы можете публиковать в нашем чате, который находится на странице программы, на нашем сайте. Завтра утром я посмотрю на ваши ответы и выберу победителя. Так что «Большой фестиваль мультфильмов», церемония открытия, звезды будут, все просто приглашены. Кто хочет поучаствовать в этой церемонии - у вас есть уникальный шанс. И теперь, собственно говоря, давайте перейдем к первой части нашей передачи. Я предлагаю поговорить о том, как будет выглядеть рунет, причем в самом ближайшем будущем. Давайте поговорим о 2017, 2018, 2016 годах. Прям, вот то, что будет не за горами. Давайте обсудим, к чему нужно готовиться, что ожидать, обсудим различные параметры. Предлагаю начать с простой такой вещи, как аудитория. Давайте предположим, что будет с аудиторией в 2016, 2017, 2018 году, какой у нее будет состав, какое количество. Ваша версия, господа эксперты. Кто хочет начать первым?
Любовь Симонова
- На текущий момент аудитория уже 80 миллионов. Население у нас 135.
Александр Журба
- 139.
Павел Алашкин
- Почти 140.
Любовь Симонова
- Плюс-минус 140 миллионов. Осталось совсем чуть-чуть. Ну, я не думаю, что груднички будут выходить в интернет, хотя такое тоже, вполне возможно, случится когда-нибудь. Но с учетом того, что развиваются разные «образовалки» для детей младшего дошкольного возраста, и с трех лет дети становятся пользователями мобильных приложений образовательных, развлекательных на этот возраст, соответственно, мы получим дополнительную аудиторию. Если сейчас там 8+, то у нас будет совершенно фиксированная уже 3+ аудитория.
Павел Алашкин
- А, может быть, и меньше даже. Можно я расскажу историю? Моей дочери полтора года. Когда в ее руки попадает «iPhone», она начинает нажимать на разные клавиши. Поэтому я не исключаю, что она уже выходила в интернет.
Любовь Симонова
- Но она неосознанно.
Павел Алашкин
- А вдруг осознанно? Ну ладно, да.
Любовь Симонова
- Я думаю, 3+ - это будет осознанная история уже выбора каких-то детских приложений.
Павел Алашкин
- То есть можно предположить - немножко резюмируя твое выступление - что аудитория приблизится где-то к 120-130 миллионам, где-то так получается. То есть практически всё население России, кроме младенцев, будет пользователями интернета.
Любовь Симонова
- Да, и пожилые, в общем-то, тоже. Был большой вопрос, как вовлечь пожилых в интернет, но смотря по тому, как и моя мама, уже за 60, активно пользуется интернетом и уже знает, что такое «Skype», и сама зарегистрировалась в «Instagram», и комментирует в «Facebook», и ее окружение, и окружение мое возраста 65+ и, в общем-то, 80 лет вовсю уже пользуются интернетом и не боятся, и удивляются, как вообще можно не пользоваться интернетом. Посмотреть то же расписание электричек, еще чего-то. Папа исключительно заходит в интернет, чтобы, в том числе, посмотреть расписание электричек, когда ему куда-то надо.
Павел Алашкин
- А проводились какие-то, я не знаю, может, исследования на эту тему? Или пока еще просто над этим вопросом не задумывался никто еще, исследовательские компании относительно прогноза размеров аудитории в эти года?
Любовь Симонова
- Каждый год в апреле на российском интернет-форуме выдается вся статистика, и в том числе и портрет аудитории. Все готовят финальную версию именно к апрелю месяцу, чтобы на «РИФ» выйти с полноценным исследованием. Всё это есть, это можно поднять за прошлогодний, соответственно, «РИФ» по 2014... нет, в этом году за 2014 год, в 2016 будет за 2015 год.
Павел Алашкин
- Насколько я понимаю, наверное, рост будет происходить за счет регионов, скорее всего? Потому что крупные города, по идее, они уже сейчас все охвачены, да? И скорее всего, наверное, только регионы, какие-то небольшие города будут, так скажем, становиться точками роста интернета российского.
Любовь Симонова
- Несколько лет назад, и, в общем-то, на той неделе на конференции я говорила про то, что через какое-то время интернет будет как электричество. И проникновение интернета в регионы будет таким же, как и проникновение электричества. Да, в ряде регионов у нас электричество тоже отсутствует. И, значит, интернет тоже будет отсутствовать. Но, тем не менее, тенденция такова, что это будет для нас восприниматься ровно так же, как и электричество, что оно есть, им можно пользоваться. Им можно пользоваться для экономии своего времени, облегчения бизнеса, систематизации всего, чего только угодно.
Павел Алашкин
- Саша, есть у тебя что-то добавить по этому прекрасному поводу?
Александр Журба
- Вы все сказали.
Павел Алашкин
- Мы были исчерпывающие, ты хочешь сказать. Хорошо. Давайте тогда, про аудиторию поговорили, в принципе, наверное, да, так оно и будет. Совсем ждать осталось недолго. И это будет очень здорово, если действительно так оно и будет. Давайте немного повангуем про устройства, которые могут появиться в это время. В принципе, сейчас тренд на мобилизацию интернета идет, верней, доступ к мобилизации. И, видимо, тенденция может продолжиться. Есть какие-то, по вашему мнению, еще какие-то типы устройств, которые могут внезапно «стрельнуть» и занять какую-то долю рынка устройств, с помощью которых люди выходят в сеть?
Любовь Симонова
- Я расскажу историю.
Павел Алашкин
- Давайте.
Любовь Симонова
- Ты рассказал свою. Я расскажу свою.
Павел Алашкин
- Окей.
Любовь Симонова
- Лет, наверное, десять назад мои друзья делали ремонт и покупали суперсовременную технику. И вот на духовке был значок электронной почты. И на самом деле эта духовка может получать уведомления по электронной почте: какие-то рецепты, еще что-то, в инструкции все написано. Я просто, когда увидела значок электронной почты на табло, и что ее можно там принять... Это было десять лет назад. А вы говорите.
Павел Алашкин
- А как десять лет назад можно было принять? Там что, была дискета или что? Просто интересно.
Любовь Симонова
- Это «Ariston». «Ariston» давно начали делать «Умные дома». Я не погружалась именно в программное обеспечение «Ariston», но, тем не менее, «Electrolux» холодильники с программным обеспечением с возможностью подключения к интернету делал некоторое количество лет назад, «Ariston» делал технику с возможностью подключения к интернету. Не знаю, чем этот вопрос закончился, но я думаю, что не за горами, когда можно будет с мобильного телефона отправить приготовление картошки, только не забыть утром ее положить в то место, которое будет ее готовить. Прийти домой, у тебя и чайник закипит, и…
Павел Алашкин
- А мультиварки с выходом в интернет – это вообще, наверное, большое поле будет. Потому что тема такая популярная с мультиварками была. Ну, то есть, резюмируя немножко, могут появиться, я так понимаю, бытовые устройства, которые в принципе уже сейчас есть, но доля их, видимо, вырастет и увеличится.
Любовь Симонова
- Естественно. Но кроме бытовых устройств к этой новой сети будут подключаться и бизнесы разные. То есть, мы получим стык очень красивый, хороший, и все прорывы, я думаю, что как раз на этом стыке и будут: офлайн - онлайн. Мы же никогда в жизни не могли представить телевизоры, которые будут заходить в интернет, обновлять программки. Еще пять лет назад, а пятнадцать - так тем более, мы не могли себе представить, что у нас бытовая техника, подключенная дома, будет сама обновляться, что-то ставить, разговаривать с тобой, программировать тебе каналы посмотреть, если ты вовремя не успел посмотреть, по твоим предпочтениям какие-то программы, на которые ты можешь понажимать и меню составить на вечерний просмотр. Это уже есть, а десять лет назад о таком мы даже не думали.
Павел Алашкин
- То есть, я правильно тебя понял, ты предполагаешь, что вектор развития будет такой: допустим, мы отправляем с мобильного телефона сигнал в какой-то кухонной комбайн, он смотрит, что в холодильнике не хватает масла, допустим, и холодильник сам делает заказ в интернет-магазине, и робот привозит килограмм масла, условно, да? То есть это такое «умное» окружение «Умного дома». Что-то из этой оперы?
Любовь Симонова
- У нас с доставкой, конечно, тяжело будет в подъезды, но… Это не частная Америка, когда к дому можно привезти, положить заказ и уехать. У нас попробуй, положи заказ возле подъезда многоэтажного дома.
Павел Алашкин
- Смотря, что положить. Что-то может, и останется.
Любовь Симонова
- Первой приедет милиция на звонок бабушек, обходящих территорию: «Здесь что-то лежит подозрительное».
Павел Алашкин
- А вот скажите, как люди, которые имеют отношение, которые находятся на передовой, скажем так, новых проектов: сейчас есть какие-то разработки вот в этом направлении среди каких-то компаний или команд молодых, которые работают над проектами и сервисами в этом направлении, или, так скажем, это еще вопрос будущего? Или просто проект пока еще…
Александр Журба
- Есть. Тут смотрите, в чем вопрос. Люди, технари зачастую разрабатывают какие-то платформы, которые якобы способны интегрировать огромное количество устройств и сделать всё, что угодно. «Умных домов» в России, я не знаю, есть десять – пятнадцать, может быть, проектов. Но у них у всех вопрос в том, что они не умеют продавать. И технологии есть, но они очень медленно внедряются. И скорей всего, здесь кто-то должен прийти из крупных софтовых компаний, которые смогут это сделать удобным с точки зрения пользователя. Потому что никто сейчас не мешает сделать какой-то «Умный дом» с кучей каких-то настроек. Но интеграция, настройка всего этого и объяснение, как этим всем пользоваться - это очень сложный процесс.
Павел Алашкин
- То есть я правильно понимаю, что работы ведутся, и, возможно, через какое-то время появятся, условно, коробочные решения? Можно будет зайти в магазин и купить всё это там?
Александр Журба
- Да. Более того, я несколько таких проектов видел. Но тут же в чем вопрос: если это телефон, ты его распаковал и можешь им сразу пользоваться, если это видеокамера, ее нужно как минимум к стене присверлить. А это уже какой-то порог входа, и человек сам это делать не будет. При этом, наверное, он готов этим пользоваться, если это будет идти как сервис какой-то.
Павел Алашкин
- Понятно. Это как…
Любовь Симонова
- «Умные дома» действительно не могут правильно продавать. Я слышала не один проект. Самая большая ошибка - они приходят к людям, у которых уже стоят готовые дома.
Павел Алашкин
- Ты имеешь в виду «Умные дома»?
Любовь Симонова
- Физически стоят дома. Чтобы интегрировать в уже построенный, с отделкой дом провода - это нужно разобрать почти весь дом и сделать заново. И когда я сказала: «Ребята, давайте вы хотя бы на этапе строительства будете предлагать». - «Нет, ну как? Нам же уже нужны готовые дома». Представьте, вы потратите еще полгода на интеграцию, на прокладку кабеля, на прикручивание всего чего-то. А дизайнер, который всю отделку сделал, не заложил ваши…
Александр Журба
- Короба.
Любовь Симонова
- Вообще ничего не заложил. То есть на это рассчитано не было. Если бы хотя бы на этапе строительства предлагали клиентам возможность постройки даже частного дома уже с этим программным обеспечением для «Умного дома» - вот минимальная история, просто чуть развернуться и заходить не к конечному клиенту, а к застройщикам, которые предлагают строительство тех же коттеджей. И вот сложно с этими продажами, просто не смотрят на историю. Есть умное освещение, с ним проще. По датчикам движения уже давно, еще в 2000 году я как раз у себя ставила. По датчикам движения, в зависимости от того, светло или темно, когда включается, когда не включается, по времени. Сейчас с мобильного телефона можно управлять и батареями, и системой отопления. Это уже есть.
Павел Алашкин
- Ну, то есть если…
Любовь Симонова
- И это недорого. То есть на текущую систему отопления, которая существует в загородном доме или квартире, можно поставить специальные головки на батарею, которые будут понимать твои команды с мобильного телефона.
Павел Алашкин
- Отлично. Я так понимаю, что если нас какие-то девелоперы сейчас слушают и они в своем прайс-листе захотят получить не просто продажу коттеджа, а коттедж плюс «Умный дом», то им нужно прям сейчас с нами связаться, и мы их направим. Саш, ты направишь к разработчикам?
Александр Журба
- Конечно, направим.
Павел Алашкин
- Уважаемые девелоперы! К Александру все в очередь.
Любовь Симонова
- И он отправит.
Павел Алашкин
- И он отправит. В принципе, это тема, действительно. Собственно говоря, это правильно, потому что дом собрали, разобрали…
Любовь Симонова
- А те, кто предлагает услуги, пусть пересмотрят одну свою концепцию.
Павел Алашкин
- А, вообще, это дорого стоит, вот этот «Умный дом» сделать умным?
Александр Журба
- Если с нуля и на этапе строительства - нет. Десятки тысяч рублей.
Павел Алашкин
- В принципе, сумма такая получается подъемная.
Любовь Симонова
- Это не миллионы. Это вполне себе подъемная история, по-моему, процентов так 10-15 от общей стоимости дома. То есть там, где у тебя 10 миллионов, конечно же, это будет, соответственно, миллион. Если у тебя там 8 тысяч квадратов, условно, домик с восьмидесятью спальнями, это одна история.
Павел Алашкин
- Я предлагаю, знаете что?
Любовь Симонова
- А если умные батареи, то здесь цена вопроса 10-20 тысяч рублей.
Павел Алашкин
- Знаете, что? Мы можем сейчас вернуться немножко в интернет, а можем про автомобили поговорить. Мне кажется, что автомобили в этом плане - это тоже тема, вообще. Так как автомобили становятся умными, а компании-разработчики, я постоянно вижу по телевизору, показывают машины, которые ездят без водителя. Это же тоже всё новые сетевые интернет-технологии, я так понимаю.
Любовь Симонова
- Да. И было, кстати, большое исследование по безопасности машин без водителей, и в разы отличается безопасность по исследованиям. Это можно найти на американском рынке, это все проведено, посмотреть все в цифрах - «Google», «Яндекс» в помощь. И просто, даже исходя из приведенной статистики, безопасней со временем будет всем пересаживаться на вот эти вот автомобили.
Александр Журба
- Беспилотники.
Любовь Симонова
- Беспилотники, да.
Павел Алашкин
- Ну, дай Бог, что называется. Хорошо, ладно, давайте немножко вернемся обратно к интернету, и повангуем про него. Уважаемые эксперты, как вы считаете, как может измениться срез, так скажем, популярных интернет-проектов в ближайшее время? Что я имею в виду: вот возьмем сейчас «Топ-10», условно, или «Топ-15». Этот «Топ-10» или «Топ-15», в общем, закостенел некоторое время назад и практически все время представлен одними и теми же проектами. Конечно, с этим можно спорить в какой-то степени, но это поисковики, социальные сети, крупные сервисы. И это происходит достаточно постоянно и долго уже. Как вы считаете, в ближайшее время могут появиться какие-то проекты, которые ворвутся вот в эти «Топ-10» или «Топ-15», порвут там всех на кусочки, кого-то вышибут и нашим взорам представят новую картину «Топ-10» или «Топ-15»? Как вы считаете? Что может измениться на протяжении ближайших трех лет? Или может быть, ничего не изменится?
Александр Журба
- Мне кажется, что учитывая масштаб лидеров рынка, за следующие три года кардинально что-то не поменяется. Им нужно очень сильно ошибиться, чтобы вылететь с этого Олимпа чудесного. Но то, что приходящие в интернет, другие по соцдему люди, будут как-то по-другому его использовать, это факт. Потому что, допустим, три года назад предсказать, что в России будут миллионы пользователей мобильных приложений для такси, мало кто мог. Это было очевидно, наверное, точки зрения удобства, но сказать, что через три года в Москве забудут, как голосовать у дороги с поднятым пальцем, ловить это чудесное такси... вряд ли кто-то мог знать, что это произойдет настолько быстро. Это, наверное, больше вопрос к тому, как аудитория, особенно в регионах, относится к интернету, и какие проблемы с помощью них они будут решать. Вполне вероятно, что появится неожиданно какой-нибудь региональный лидер, который в масштабах всей России будет крупнее, чем какие-то столичные проекты. Просто потому, что в регионах они будут решать насущные проблемы. То же самое «Avito», которое для Москвы актуально, но, может быть, не настолько сильно, потому что у людей больше денег. В регионах - это реальный способ для людей избавиться от старых вещей, купить новые. В регионах, скорее всего, будет рост гораздо сильнее, чем в Москве.
Павел Алашкин
- Но «Avito» - оно же, по-моему, и сейчас находится в топе, собственно говоря?
Александр Журба
- Может быть, оно станет покрупнее «Яндекса», учитывая последние попытки. То есть это такой вопрос, скорее непредсказуемых поведенческих вещей, которые объективно невозможно предсказать.
Павел Алашкин
- Люба, добавишь что-то по этому поводу?
Любовь Симонова
- Мы не можем предугадать, что вдруг взлетит. Никто не думал, что появятся социальные сети и так взлетят. А это меньше десяти лет назад случилось.
Павел Алашкин
- Да, точно.
Любовь Симонова
- Думали ли мы в 2001, 2002 году, что будет, я не знаю, мобильная реклама? Да никогда не думали. Предполагали, но не в том виде, в котором она существует сейчас. Какие появятся... то есть что может взлететь? Может взлететь что-то связанное с медициной, на мой взгляд, и то, что может корректировать твое здоровье. Не то, что ты уже заболел, а генетически определяются твои склонности, и, соответственно, посредством каких-то гаджетов, еще чего-то тебе рекомендуют какое-то питание. Сейчас это отдельно стоящие диетологи, возможно, появится набор каких-то гаджетов. Два пальца прислонил, тебе определили и сказали: «Вот ты побегал. Молодец! Тебе теперь вот хорошо. А если ты будешь регулярно бегать, это повысит твою работоспособность и еще чего-то. А вот у тебя проблемы генетические такие-то, и тебе нужно первое, второе, третье». И когда ты это делаешь, тебе говорят: «Вот смотри, ты это сделал, это получилось. Это ты можешь наглядно видеть, что тебе стало лучше». Потому что молодое поколение, то, что я вижу, конечно же, начинает все больше и больше заботиться о своей жизни. Вспоминая нашу молодость, можно сказать, что это был тест-драйв для организма: не спать неделю. О, эге-гей, выжили – хорошо!
Павел Алашкин
- Есть, что вспомнить.
Любовь Симонова
- Да. А перед сессией ночи? Старый анекдот: «Ты китайский знаешь?» - « Нет. А когда сдавать?» Вот такой тест-драйв. Конечно же, молодое поколение другое, и забота о своем здоровье все больше и больше появляется в сознании. И вот в эту сторону, все вот эти околомедицинские... конечно же, никто не отменит медицину, обследование и всё остальное, но какие-то рекомендательные истории, основанные на пульсовой диагностике, на кардиограммах… И, в общем-то, я вижу проекты, которые движутся в эту область.
Павел Алашкин
- Да, и то, что ведущие производители гаджетов стали интересоваться часами - «Apple Watch» и прочие «Watch», это тоже, видимо, шаг туда. Они, наверное, тоже понимают этот вектор про здоровье. Потому что это, во-первых, огромная, колоссальная коммерческая ниша. Когда это сделают, то тот, кто сделает это первым - то, что ты сейчас рассказала - тот станет миллиардером, по всей вероятности. Потому что это вещь такая, полезная.
Любовь Симонова
- Многие, с кем я разговаривала, говорят: «Господи, когда же будет: воткнул в USB, плюнул - и тебе результат тут же компьютере».
Павел Алашкин
- Так как наша тема - будущее, прекрасное, не далекое, я бы назвал, я думаю, что с учетом того, что скорость научно-технического прогресса прям быстрая и быстрая такая, то, может быть, действительно через пару лет мы получим какие-то девайсы подобного рода, про которые ты говоришь, то есть вполне это можно предположить запросто.
Любовь Симонова
- Я даже знаю, кто их разрабатывает.
Павел Алашкин
- Расскажи, пожалуйста.
Любовь Симонова
- Не расскажу. Это будет реклама.
Павел Алашкин
- На самом деле, я думаю, что реклама... ну и что?
Любовь Симонова
- Разработки есть разные. Есть истории, делают проекты диагностики по точкам. Но наша медицина их никогда не признает, потому что это восточное.
Павел Алашкин
- А это российские разработки?
Любовь Симонова
- Российские разработки. Есть разработки гаджетов по пульсовой диагностике. Опять-таки нашей медициной принято не будет, потому что это не классическая медицина, это опять-таки восточная.
Павел Алашкин
- Но зато в Японии очень будет популярно.
Любовь Симонова
- Есть история, связанная с кардиограммами и с работой сердца. Там тоже можно достаточно большое количество информации снять с кардиограммы, кроме тех стандартных пиков, которые описывают кардиологи. Гораздо больше информации по здоровью, по твоим тенденциям, склонностям к каким-то сердечно-сосудистым заболеваниям. Такие истории есть, они делаются, они не единичные. Там даже есть конкуренция некоторая.
Павел Алашкин
- Ну, что ж замечательно. Саш, есть что-то тебе сказать по этому вопросу, еще что-то добавить?
Александр Журба
- Я бы вернулся в суровую российскую действительность.
Павел Алашкин
- Отлично.
Александр Журба
- Мне действительно нравятся вот эти все истории с датчиками, со всем остальным. Но, объективно, до регионов, до основной массы населения, тех ста миллионов, которые живут не в Москве, она дойдет еще лет через десять, когда это начнет стоить двадцать долларов. Мне кажется, что в регионах еще лет десять будут работать простые вещи. Например, я не знаю, сеть аптек какая-нибудь крупная, неожиданно поняв, что 60% ее людей, которые к ним приходят, приходят со смартфонами, включая бабушек, могут сделать банальное приложение для напоминания о том, что нужно пить лекарство. Конкретное, каждому конкретному человеку, сделать маленькую интеграцию с электронной медицинской картой, которая наверняка когда-нибудь появится в России. И это реально может дать прирост на десятки процентов за счет увеличения продолжительности приема лекарств. Простые решения, которые, как «Яндекс.Такси» могут создать новый рынок.
Павел Алашкин
- Да, тоже очень логично. Давайте, знаете как? Вот слово «реклама» уже прозвучало. То есть реклама - это деньги, деньги - это двигатель торговли и все такое прочее. Не только торговли, но и новых проектов, людей. Вот немножко про рекламную сферу, тоже в плане будущего какого-то, если есть, что сказать. На ваш взгляд, рекламный рынок, рынок денег в сети, количество денег в сети ближайшие два-три года? Про российский рынок, естественно, говорим, на ваш взгляд, как он изменится?
Любовь Симонова
- Но если мы смартфоны считаем интернетом…
Павел Алашкин
- Конечно.
Любовь Симонова
- Конечно, уходит из наружки, с телевидения. Последние исследования показывают прирост денег в интернет-рекламе и в мобильной рекламе. И уход от классических историй. Конечно же, ничего не умрет. И наружка останется, и классическая медийка останется. Реклама уходит в более такой замаскированный вид. Она становится персонифицированной. Не далее как на той неделе обсуждали с коллегами по рекламному рынку, кому какая реклама показывается в «Facebook», и насколько отличается, по каким… Все дошло до такого: «А мне вот, ты зайди в «Facebook», все время показываются пирожные». Я говорю: «Мне пирожные не показываются. Кроме истории одного моего коллеги, который у меня в друзьях». Опять-таки не могу называть...
Павел Алашкин
- Не будем.
Любовь Симонова
- ...единственные пирожные, которые мне показываются. Мне показываются узкоспецифические истории про квантовую физику. Все идет от поисковых запросов. Я говорю, ну хоть бы про пластиковые окна показали.
Павел Алашкин
- Понятно. Короче, на твой взгляд, идет тенденция…
Любовь Симонова
- Тенденция персонификации. Причем все гаджеты, которыми ты обвешан, заходишь, они знают тебя, условно, до трусов. А будут знать тебя до ДНК. То есть когда ты повесишь себе пульсовую диагностику в гаджете, которая будет синхронизироваться с твоими какими-то аккаунтами в облаках…
Павел Алашкин
- ...«Facebook» будет подсказывать, что скушать в конкретный момент, чтобы тебе было хорошо. И выпить.
Любовь Симонова
- «Facebook», еще что-то. Вот тебе сеть Интернет будет подсказывать, в общем-то, что тебе пора на встречу, еще куда-нибудь. Всплывать из твоего календаря где-нибудь в чатике, в «Skype», что не забудь по дороге, ты идешь в гости, купи бутылочку «Бордо».
Павел Алашкин
- Отлично. Мне кажется, что хорошее напоминание про бутылочку «Бордо». Саша, твое мнение?
Александр Журба
- Я бы сказал так, что, во-первых, увеличится количество каналов, через которые традиционный бизнес может достучаться до людей. То есть новые рекламные форматы, новые рекламные какие-то каналы. Плюс к этому традиционный бизнес по разным причинам в большинстве своем, конечно, не хочет быть эффективным, это общая такая российская…
Павел Алашкин
- В смысле?
Александр Журба
- Большинство бизнесов делаются людьми, которым не нужна эффективность. Они не привыкли конкурировать. Поэтому для них…
Павел Алашкин
- А, так вот.
Любовь Симонова
- Да, вот так.
Павел Алашкин
- В ущерб себе. Зачем они тогда этим занимаются?
Александр Журба
- Так получилось.
Любовь Симонова
- Это называется загадочная…
Павел Алашкин
- ...русская душа. Понятно.
Александр Журба
- С одной стороны, эффективность им не нужна, но при этом какая-то макроэкономическая ситуация их немножко поджимает. И они все-таки начинают смотреть в сторону эффективности. Те люди, которые находятся на передней грани вот этих всех технологий, конечно, будут более углубленно привносить, привозить в Россию какие-то западные технологии: по таргетированию аудитории, по персональной рекламе, по более глубокому пониманию поведения людей. С другой стороны, те люди, которые сейчас работают в интернет-рекламе неизбежно будут просачиваться в офлайн, телевизор или еще куда-то, и они будут туда приносить те инструменты, которые в интернете считаются инструментами по умолчанию. Они будут приносить те цифры, которых в офлайне обычно ни у кого нету. И есть еще не явно выраженная тенденция, но при этом все-таки есть, что большие крупные компании начинают потихоньку смотреть в сторону поглощения каких-то мелких агентств, которые позволяют им быть более эффективными.
Павел Алашкин
- Ну, что же, понятно. Собственно говоря, мы дали хороший старт, поговорили о будущем, нарисовали его картины, так скажем. Давайте сделаем небольшой такой музыкальный перерыв. У нас есть замечательная песня, которую Люба принесла нам в студию. Люба, представь свою композицию замечательную.
Любовь Симонова
- Значит, так. Во-первых, я люблю танцы.
Павел Алашкин
- Танцуют все!
Любовь Симонова
- Во-вторых, я люблю Кубу и Гавану. Это песня из кинофильма «Грязные танцы 2», называется она «Represent Cuba».
Павел Алашкин
- Слушаем.
Музыкальная пауза
Павел Алашкин
- Прекрасная, замечательная песенка! Я надеюсь, что всем понравилась. Люба, спасибо тебе большое! У нас в передаче в основном звучит... у нас танцы не звучат, у нас в основном звучат какие-то песни со словами. Такая веселая песня, она прям привнесла в наш небольшой коллектив радостное настроение дополнительное.
Александр Журба
- Спасибо тебе, Люба.
Павел Алашкин
- Да, спасибо тебе огромное!
Любовь Симонова
- Пожалуйста, заходите.
Павел Алашкин
- Всем спасибо! Ладно. Давайте продолжим нашу беседу. Я на всякий случай напомню, что у нас идет конкурс. Вот. Конкурс от погодного сайта «Gismeteo.ru», и в качестве приза у нас сегодня два билета на церемонию открытия «Большого фестиваля мультфильмов», который состоится 30 октября в кинотеатре «Космос» в 19:30. А чтобы выиграть, нужно отгадать, какое количество посетителей зайдет на сайт «Gismeteo.ru» по версии счетчика «LiveInternet» сегодня, 28 октября. Свои ответы, версии вы публикуете, должны опубликовать в нашем чате. Завтра утром я посмотрю на ответы, выберу правильный или наиболее близкий, так скажем. И вручу этот замечательный приз. И вы сможете пройтись по красной ковровой дорожке, поздороваться со всеми звездами всех мультфильмов и, собственно говоря, вообще получить 35 килограмм хорошего настроения. Ну что же, давайте, дорогие друзья, вернемся к нашей беседе. Вот мы как-то уже затронули немножко тему проектов, так как вы имеете к этой теме непосредственное, прямое отношение. Давайте мы поговорим немножко про стартапы, что там происходит. Я думаю, что, наверное, именно эту часть ждут все 150 000 слушателей, которые слушают нас прям сейчас. Давайте поговорим о новых проектах, и первый вопрос такой: а вот скажите, как вы считаете, бум стартапов прошел или он продолжается? Почему я такой вопрос задаю, у меня такое ощущение складывается, может быть, оно неверное, что года два-три назад, может, четыре, про стартапы говорили на каждом углу, из каждого холодильника и пылесоса. Сейчас эта интенсивность уменьшилась. Возможно, это связано с тем, что стана испытывает кризисные явления, у инвесторов стало меньше денег. Может быть, я ошибаюсь. В принципе я к рынку стартапов не имею отношения, в отличие от вас. Скажите, бум стартапов прошел?
Любовь Симонова
- Нет.
Александр Журба
- Да, прошел.
Любовь Симонова
- Я бы не сказала, что прошел.
Павел Алашкин
- Хорошо, Люба, давай.
Любовь Симонова
- У нас как были предприниматели... На самом деле, в целом обстановка стала спокойней. Ушли сумасшедшие люди, которые пытались делать непонятно что, непонятно для кого и непонятно зачем. Стартапер повзрослел. Вообще, венчурный рынок в России взрослеет и становится зрелым. Это нормально. И вот этот вот безумный ажиотаж, как и при любом новом начинании, он спал. Все размеренно, спокойно работают. Большое количество людей наконец-то стали делать бизнесы, а не ходить по конкурсам. И не делать не знаю что, не знаю зачем. Поэтому, в целом обстановка хорошая, обстановка вполне нормальная. На региональных историях появились люди, которые делают хорошие бизнес-проекты для своих регионов. И, в общем-то, во всех регионах для развития этих проектов, этих компаний есть деньги. И не только венчурные, но, в общем-то, и достаточно большое количество государственных денег. Оно как было, так и есть. И сегодня я в «Twitter» и в «Facebook» давала ссылку на фонд развития малых форм «Фонд Бортника». Огромное количество программ по разным категориям, они сейчас стали давать не миллион рублей, а два миллиона рублей. Повысилась, увеличилась сумма. На прошлой неделе в рамках конкурса «Web Ready» я встретилась вне конкурсной программы за несколько часов, это были короткие спичи, с 60, примерно, проектами. И их меньше вот для меня не становится.
Павел Алашкин
- Понятно. Саша, а вот ты сказал, что у тебя другое мнение. Почему?
Александр Журба
- Я бы сказал, что прошел бум. В смысле такого хаотического, непонятного движения огромного количества людей…
Павел Алашкин
- О чем Люба как раз сказала, получается?
Александр Журба
- Да. Рынок взрослеет. Появляются понятные люди, которые занимаются понятными вещами. Большое количество инвесторов, которые хотели пять лет назад поиграться в венчур, поигрались, в большинстве случаев потеряли деньги. Действительно, появилось больше зрелых людей, которые сейчас по разным причинам выходят из крупных компаний, у которых есть собственные деньги, сотни тысяч долларов зачастую, которые на них начинают какие-то понятные истории для того рынка, в котором они работали последние пять, десять, сколько-то лет. По большей части, это из каких-то непонятных фантазий превращается в некий более-менее понятный, прогнозируемый инструмент запуска новых бизнесов, и запуска теми людьми, которые хотят на этом заработать деньги. И в отличие, скажем, от Запада это люди, которые больше нацелены на то, чтобы строить именно операционный бизнес, который просто зарабатывает деньги каждый месяц.
Павел Алашкин
- Хорошо. А давайте какие-нибудь примеры приведем. Мне всегда было очень интересно, и, наверное, это может коррелироваться с той темой, которую мы обсуждали в первой части, о новых проектах, которые ворвутся в «Топ-10» и его изменят неким образом. Если сейчас смотреть на те проекты, с которыми вы работаете или которые в разработке, или которые приходят, можно назвать какие-то конкретные начинания, которые, на ваш взгляд, являются интересными? Мне, собственно, любопытно. Просто рассказать.
Любовь Симонова
- Если мы говорим о рекламном рынке...
Павел Алашкин
- Ну, например.
Любовь Симонова
- У нас в портфеле есть компания «Синара». Это платформа для телеком-операторов, именно для рекламы, не буду дальше рассказывать. Это интересная история, работает на текущий момент в Японии, запускаемся потихоньку в России. Если мы берем масмаркет, который появился в течение вот последнего года - это доставка комплектов продуктов для приготовления ужина дома. Их много-много разных, на любой вкус и цвет. Есть те, кто на неделю доставляет, есть - кто на одну порцию, на пять, на десять человек и так далее. Стали появляться именно связанные с питанием, их много, с доставкой продуктов. Нишевые вертикали стали появляться: та же уборка квартир появилась, несколько вариаций, появились вертикали маникюр и парикмахеры на дом.
Александр Журба
- Салоны всякие.
Павел Алашкин
- Сфера услуг?
Любовь Симонова
- Сфера услуг с выездом на дом. Очень удобные мобильные истории появились. Доставка продуктов день в день тоже. Да, она дороже, но если ты хочешь покупать каждый день свежие продукты, но не успеваешь заходить в магазин, тебе к семи-восьми часам вечера доставляют домой.
Павел Алашкин
- Очень интересно все. А вот, собственно говоря, это уже работающие проекты?
Любовь Симонова
- Да, это уже абсолютно работающие проекты.
Павел Алашкин
- Это же какое прекрасное будущее у нас будет, если это всё разовьется, все проекты узнают, и будут пользоваться. Хорошо. А тогда, наверное, стандартный вопрос. Его тоже, наверное, нужно задать, потому что наверняка нас слушают талантливые, умные, начинающие IT-сотрудники, которые вдруг переживают какой-то свой новый проект, придумывают его. Какой алгоритм нужен дальше? Нужно просто обратиться в фонд, заполнить какую-то заявку, и дальше ее будут потом рассматривать?
Любовь Симонова
- В первую очередь нужно найти боль, которую нужно устранять. Мы к врачу ходим, когда у нас болит. И готовы заплатить любые деньги за то, чтобы устранить эту боль. Поэтому бизнес должен решать какую-то конкретную боль, за которую люди сейчас готовы заплатить. «Рюшечки» - это уже потом.
Павел Алашкин
- То есть проект ради проекта не канает, скажем так?
Любовь Симонова
- Проект ради проекта - пожалуйста, в свободное от работы время в целях хобби, пожалуйста, можно делать чё угодно. Но если мы говорим про построение бизнеса, там абсолютно простой алгоритм. Вот абсолютно простой: найти нишу с деньгами, боль и понять, кто за эту боль заплатит. Кому, для кого. Провести опрос, и лучше получить фидбек до того, как начал что-то делать. И самое интересное, что когда ты уже опросил тех людей, которые готовы заплатить, лучше прийти с этой идеей и рассказать тем же инвесторам, получить фидбек. Инвестор не украдет вашу идею, у него бизнес другой, он не будет…
Павел Алашкин
- Потому что некоторые боятся.
Любовь Симонова
- Инвесторы управляют деньгами. И они вкладывают в этот бизнес, чтобы вам помочь заработать деньги, и, естественно, заработать деньги самому. Да, он не будет это делать, он воплощает. Так как инвестор видит огромное количество идей, проектов, компаний, знает рынки разные, вплоть, вообще, до подноготной компаний, в каких странах работают, он даст фидбек по вашей идее. Если уже инвестор сказал: «Да, надо пробовать», - значит, надо идти пробовать. И не надо бояться.
Павел Алашкин
- То есть, собственно говоря, нужно идти в фонды, найти боль и идти к вам или к вам. И, соответственно, человеку повезет, если у него есть боль, которая…
Любовь Симонова
- Можно прийти в огромное количество инкубаторов, где работают люди, которые тоже видят большое количество… У нас, кстати, два инкубатора вошли в Топ мировых. Это инкубатор Высшей школы экономики и «iDealMachine». Вчера лента как раз пестрела поздравлениями, и я коллег из этих инкубаторов, пользуясь случаем, поздравляю с тем, что они получили сертификаты о том, что вошли в ТОП мировых прямо. Очень приятно за коллег. Прийти к бизнес-ангелам, которые инвестируют фонды, приходить нужно, когда уже есть клиенты и что-то есть. Просто ко мне и к Саше можно прийти на каком-то мероприятии и сказать: «Слышишь, есть идея. Посмотри».
Александр Журба
- Чё думаешь?
Любовь Симонова
- Да, но рассказывать про то, как строить. Скажем хорошо или плохо.
Александр Журба
- А еще лучше пойти и просто начать продавать.
Павел Алашкин
- Это универсальный совет. Дорогие друзья, к сожалению, наше время неумолимо заканчивается.
Любовь Симонова
- Я Саше так и не дала договорить.
Павел Алашкин
- Я думаю, что мы еще раз встретимся в том же составе, раз пятнадцать. И продолжим эту тему. Поэтому сейчас нам нужно закругляться, потому что за дверями…
Любовь Симонова
- И про машины.
Павел Алашкин
- Обязательно. За дверями там стоят жаждущие, страждущие, которые тоже хотят донести добрые слова до наших интернет-слушателей, поэтому давайте будем закругляться. И скажем какие-то добрые слова напутствия нашим слушателям. Люба, ну давай, ты первая скажи что-нибудь на прощание. Ну, «до свидания», например.
Любовь Симонова
- Если вы хотите, чтобы жизнь вам улыбнулась, улыбнитесь ей.
Александр Журба
- А я скажу: «Идите продавайте, и все у вас будет хорошо».
Павел Алашкин
- Собственно говоря, на этой замечательной ноте давайте будем завершать. Всем до свидания! Спасибо. Желаю всем успехов, и да пребудет с вами Сила. До свидания!
Любовь Симонова
- Пока-пока!
Александр Журба
- Пока-пока!
Павел Алашкин
- До свидания!