{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Алла Разуваева Основатель и генеральный директор «Просто Космос» 04 марта 2017г.
Просто космос!
Космос не просто важен, это наше будущее - сегодня и завтра. Россия лидер в покорении Космоса. Наши космонавты – это гордость, наш Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина единственный и лучший в мире!

Эфир: «Горкина правда» от 04.03.2017

Ведущие: Евгения Горкина

Гости: Олег Блинов, Алла Разуваева

Евгения Горкина

- Здравствуйте. В эфире «МедиаМетрикс». Программа «Горкина правда». В студии Евгения Горкина. Сегодня у нас космическая тема, потому что в гостях у нас Алла Разуваева, основатель и генеральный директор компании «Просто Космос». Кстати, до апреля 2015 года Алла являлась советником главы «Роскосмос» по информационной политике. Поэтому найти человека, который знает больше, чем Алла, про космос и про то, что происходит в нашей стране очень сложно. Вот такие люди к нам приходят. Алла, привет.

Алла Разуваева

- Добрый день.

Евгения Горкина

- Безумно рада тебя видеть. Также у нас сегодня настоящий, действующий космонавт-испытатель отряда космонавтов «Роскосмоса» Олег Блинов. Олег, как мы рады вас видеть. Сегодня вся студия всполошилась, потому что нечасто приходят космонавты и вообще люди, которые обладают возможностями полететь, обладающими такими навыками и таким огромным количеством знаний. Кстати, вы были зачислены в отряд 15 июля 2014 года.

Олег Блинов

- Отбор прошел в 2012 году, а госэкзамен был сдан в 2014 году.

Евгения Горкина

 - О том, что такое быть космонавтом, мы сегодня поговорим. Но в самом начале эфира хотелось бы вспомнить о том, что происходит в нашей стране. Мы накануне больших юбилейных дат. Алла, расскажи, что сейчас такого значимого?

Алла Разуваева

- У нас юбилейная, очень значимая дата была в прошлом году, когда было 55 лет первому полету человека в космос. Это был Юрий Алексеевич Гагарин. И с этого момента мы обозначили себя покорителями космоса. В этом году юбилей отмечает первая женщина-космонавт Валентина Владимировна Терешкова. У нее день рождения 6 марта.

Евгения Горкина

- И ей 80 лет. 80 лет первой женщине в космосе. Историческая справка: она полетела 16 июня 1963 года в возрасте 26 лет.

Алла Разуваева

- Да. Юной совсем девушкой. Преодолев жесткие испытания для своего организма, она это сделала, тем самым подтвердив наше превосходство в освоении космического пространства. От всей души хотели бы поздравить ее с предстоящим праздником – с юбилеем. Я думаю, что все наши зрители тоже присоединяться к нашим поздравлениям. И если мы начали о датах говорить, хочу сказать, что 4 марта день рождения отмечает Лончаков Юрий Валентинович, начальник Центра подготовки космонавтов, летчик-испытатель, герой России. Это совершенно уникальный человек, который неравнодушен ко всему, что происходит с космонавтикой, с будущим, с развитием. Почему мне это близко? Потому что Юрий Валентинович очень поддерживает наш проект, поддерживает работу с молодежью, с детьми. И также хотелось в эфире его поздравить от всей души и пожелать ему успехов, здоровья, силы духа. Он человек абсолютно уникальный, с большой буквы, еще и космонавт, с мощным зарядом энергии.

Евгения Горкина

- Мы присоединяемся, Юрий Валентинович. Я почитала, узнала много о том, что он летал не только в составе российской команды, он еще и астронавт.

Олег Блинов

- Космонавт, но на американском корабле «Шатл» летал. Но все равно он космонавт.

Евгения Горкина

- То есть это редкий случай. И сколько раз он летал в космос?

Олег Блинов

- Три.

Евгения Горкина

- Поздравляем вас. Давайте поддерживать мощь России и воспитывать молодых космонавтов. Когда я изучала историю, посмотрела, что Центр подготовки уникален еще тем, что он один единственный во всем мире.

Олег Блинов

- Центр подготовки единственный на российской территории, а на самом деле их несколько. Учитывая, что подготовка ведется сейчас, если мы берем международную космическую станцию, в России, в Соединенных Штатах (в центре Хьюстона), в Европейском космическом агентстве, в Канадском космическом агентстве и в Японском космическом агентстве (ДЖАКСА). Но нельзя забывать о том, что у нас есть государство, которое рвется в космос, – это Китай. У них есть свой космический центр.

Евгения Горкина

- Тоже открыли центр подготовки. Но летают и готовятся все равно в основном у нас. У нас же площадка уникальная по количеству тренажеров.

Олег Блинов

- Да, конечно. Та площадка, которая имеется в России, в Центре подготовки космонавтов, уникальна. Она позволяет сымитировать практически весь этап полета от момента старта до момента посадки. Конечно, нет возможности длительно создавать невесомость и условия, которые испытывает космонавт во время длительного пребывания, но поэтапно все это имитируется. И космонавты в течение длительной подготовки получают достаточный объем знаний и умений, чтобы в дальнейшем работать в условиях космического пространства.

Евгения Горкина

- А пилотируемые запуски осуществляются только через нас?

Олег Блинов

- В настоящее время пилотируемые запуски осуществляются только через Россию с космодрома «Байконур», но американцы рвутся, чтобы их космические корабли тоже имели возможность возобновить регулярные рейсы к космической станции.

Евгения Горкина

- Мне кажется, они уже запланировали в ближайшем будущем.

Олег Блинов

- Они запланировали. Они хотят, чтобы в ближайшее время их корабли уже полетели. Но для этого необходимо обеспечить безопасность полета тех грузовых кораблей, которые в настоящее время летают к Международной космической станции. Как только они будут готовы, они начнут пилотируемые запуски именно со своих космодромов.

Евгения Горкина

- А они могут запустить пилотируемый корабль, не согласовав это с нами, или тут не идет вопрос согласования? Все-таки Международная космическая станция общая, то есть в космической индустрии ничего не может происходить без какой-то кооперации, да?

Олег Блинов

- Все действия, которые происходят на Международной космической станции, начиная от доставки, пребывания, возвращения, согласуются со всеми партнерами. И единолично принимать какие-то решения вряд ли кто-то будет.

Евгения Горкина

- Куда они запустят? Их же надо куда-то запустить.

Олег Блинов

- Дело в том, что любая стыковка космический кораблей не просто так. Необходимо готовить станцию к прибытию нового корабля, а это без совместного сотрудничества невозможно.

Евгения Горкина

- Давайте поговорим о том, что происходит. Я видела в новостях, что сейчас собираются в школах вводить урок астрономии. В советском времени астрономия всегда была, до 2005 года. Потом этот предмет исчез. И произошла ситуация, когда дети уже не знают, что вокруг чего вертится, Солнце или Земля.

Олег Блинов

- Я считаю, что очень правильное решение – опять возобновить преподавание астрономии и технических дисциплин в школах. Можно сказать, в 50-60-ые годы был своеобразный космический бум, когда мы везде первые-первые. И все стремились узнать как можно больше о том, где находится наша Земля, вокруг чего что крутится, что мы увидим на небесной сфере. В дальнейшем это все приутихло. Конечно, это все преподавалось. И все поколения по мере своего интереса пополняли свои знания. А сейчас очередной своеобразный космический бум происходит не только в России, но и по всему миру. И в стремятся как можно больше запустить спутников для того, чтобы развить телекоммуникационное, дистанционное зондирование земли – достаточно большое количество задач, которые решает космическая группировка. И людям инетерсно, что же там происходит, и где мы находимся. И созрело то время, когда необходимо очередной раз поднять вопрос о том, чтобы такие дисциплины, как астрономия и технические дисциплины, в школах, которые являются профориентированными, преподавались.

Евгения Горкина

- Действительно, мы живем, пользуемся мобильной связью, запускаем навигатор, когда едем, звоним по телефону, смотрим телевизор и не задумываемся, что это все космические технологии. Что еще происходит? Мне кажется, если сейчас ты не будешь об этом думать, то потом просто не успеешь.

Алла Разуваева

- В мире встают вопросы экологии, количества питьевой воды и так далее. Если человечество не будет задумываться о том, что будет происходить через несколько десятков лет… А задумываться об этом уже должны наши дети и молодые люди, которые сейчас осваивают какие-то новые профессии и дисциплины. Не понятно, что будет происходить, как мы будем развиваться. Мы же жители нашей страны. Мы должны поддерживать то, что сделали наши великие основатели. Такой прорыв надо держать. Илон Маск, молодой бизнесмен, фантастически смелый человек, футуролог, мотиватор, в возрасте 45 лет на всю страну делает космические проекты, которые делают сейчас историю развития американской космонавтики. Его амбициозный проект высадки людей на Марсе интересен и дает повод помечтать. Еще Эйнштейн когда-то давно говорил, что настанет то время, когда люди должны будут задуматься о расселении во Вселенной для того, чтобы сохранить нашу Землю, чтобы мечтать и идти к новым технологиям. Потому что, как ты, Женя, сказала, все действительно из космоса происходит. И, понятно, что профессий вокруг этой индустрии, вокруг этой отрасли космической очень много. Это не только космонавты. Раньше все дети мечтали стать космонавтами. Сейчас тоже мечтают. Причем чем меньше возраст, тем больше желающих. Когда они подрастают, у них уже другие приоритеты. Но говорить детям о том, что с космосом связана не только профессия космонавта, а еще и другие, не менее важные и интересные профессии, – это наша миссия. И от возможности внушать детям этот интерес мы с Олегом получаем кайф. Потому что телемедицина – это биология, биоинженерия, это те вещи, которые уже завтра будут спасать жизни людей, будут влиять на развитие технологий, будут давать очень большие вливания в экономику страны, потому что это интересные проекты, которые могут осуществляться в кооперации с другими странами. Об этом можно долго рассуждать.

Евгения Горкина

- Очень хорошо, что существует Илон Маск, потому что он своим примером вдохновляет. Это яркий пример. Человек шел к своей мечте постепенно, открывал компании для того, чтобы заработать деньги на создание своей ракеты. И в его планах – к 2026 году отправить людей на Марс. Конечно, звучит очень необычно.

Олег Блинов

- Конечно, многие специалисты говорят о том, что это слишком амбициозно, потому что нет ракетоносителей, нет возможностей, учитывая, что необходимо предусмотреть много технических моментов: это ракетоносители, чтобы сократить время полета, это системы жизнеобеспечения, защиты, чтобы человек, полетевший туда не погиб во время перелета. Но, если мы вернемся на 50 лет назад, когда совершали первые полеты, первые выходы, переходы, мы тоже сталкивались с какими-то первыми проблемами. Но тогда же решили за короткий промежуток времени.

Евгения Горкина

- А за какой? Когда было принято решение? И как они начали готовиться? Сколько времени прошло до полета? Еще Белка и Стрелка летали.

Олег Блинов

- Белка и Стрелка – это начало. Первоначально это были спутники. Потом был отправлен биологический спутник. И буквально через 2-3 года было принято окончательное решение. Конечно, эти идеи возникали за много лет и предполагали, что живое существо должно полететь куда-то. Но на тот момент еще ракетоносителей не было. Еще Константин Эдуардович Циолковский в своих трудах писал, что человек должен вырваться за пределы гравитации Земли и полететь куда-то. Он также писал о том, что он должен выйти не только за пределы атмосферы, но и выйти из самого корабля. И буквально через 60 лет это было реализовано. И сейчас я верю в то, что в ближайшее время человек сможет не только до Луны регулярно летать, но и до Марса. Почему бы и нет, учитывая, что есть спутники, которые спокойно долетают?

Евгения Горкина

- За сколько долетят люди на корабле до Марса? Сколько времени это будет? Марс далеко находится.

Олег Блинов

- Дело в том, что это будет зависеть от того, какая схема будет определена для того, чтобы долететь до Марса. Мы же можем выбрать наименьшее расстояние, которое может быть на момент старта. Можем и по максимальному. В зависимости от того, какая баллистика будет выбрана, какая будет ракета, насколько она мощная, от этого будет и время определяться. У нас эксперимент в МБП проходил – имитация 500 суток полета на Марс и обратно. Он так и назывался «Марс-500». Предполагалось, что где-то полтора года они летят, 30 суток пребывают на Марсе и после этого возвращаются.

Евгения Горкина

- А что значит «эксперимент»? Как будто имитация?

Олег Блинов

- Да.

Евгения Горкина

- Полтора года люди летели на Марс?

Олег Блинов

- Имитация. В Институте медико-биологических проблем регулярно ставятся эксперименты, связанные с изучением реакции биологического существа на какие-то раздражители. В данном случае это длинные полеты, то есть была изоляция молодых ребят.

Алла Разуваева

- Это не тот проект, где девушки участвовали, или это другой?

Олег Блинов

- Нет. Это Луна.

Алла Разуваева

- Тоже очень интересный. Собрали одних девушек.

Олег Блинов

- Девушки конечно молодцы.

Евгения Горкина

- Как биологический вид (девушки) выдержит полет?

Олег Блинов

- По крайней мере, «Марс-500» показал, что ребята в течение длительного времени в замкнутом объеме могут выполнять все операции, которые возникают, все внештатные операции, которые им предлагалось перенести. Они вынесли достойно. И эксперимент закончился без потерь. Все нормально. Это говорит о том, что человек может длительное время находиться в закрытом объеме и выполнять какие-то процедуры, навязанные определенной циклограммой. Это реально. Сейчас необходимо сделать какую-то защиту, которая сохранит здоровье космонавта в течение длительного времени.

Евгения Горкина

- Непонятно, почему надо сохранять? А что с ним может произойти?

Олег Блинов

- Если мы посмотрим на конструкцию корабля, то толщина оболочки металлической всего лишь от 2-3 до 10 миллиметров. Там есть еще другие слои, но этого все равно недостаточно для того, чтобы защитить от космического излучения.

Евгения Горкина

- Радиация?

Олег Блинов

- Конечно. И это самая большая проблема. Плюс прохождение через радиационные пояса Земли. Они тоже могут дать негативный эффект на живой организм.

Евгения Горкина

- А какой сейчас максимальный срок пребывания? Недавно вернулся космонавт. Год – это максимум?

Олег Блинов

- Нет. Дело в том, что были эксперименты, когда Поляков летал. У него 437-438 суток непрерывного пребывания на станции. Это происходило на станции «Мир». Он, как доктор, на себе испытывал и переносил все это дело. Вернулся благополучно. Но в то время как раз отрабатывались методики, как сохранить оптимальное состояние здоровья для того, чтобы  дальний космос рассмотреть.

Евгения Горкина

- А когда люди возвращаются, на здоровье это как-то откладывается? Или сохранить качество жизни – это там, во время и после?

Олег Блинов

- Это зависит от того, непрерывное это пребывание (долгое) или кратковременное. Можно десять раз слетать, но короткие полеты – это один эффект. А если разом полетел, то это совершенно другой эффект. Медики каждый раз следят за космонавтом, смотрят, как космические полеты воздействуют на человека, и делают поправки в медсопровождении во время космического полета. Это занятия физкультурой, это, может быть, какие-то медикаментозные вещи. И необходимо, чтобы человек, который полетит в космос, имел идеальное здоровье, по крайней мере, хорошее.

Евгения Горкина

- Идеальное – это какое?

Олег Блинов

- Без хронических заболеваний.

Евгения Горкина

- То есть изначально это должны быть очень сильные люди? Есть люди, которые от природы наделены силой, здоровьем, энергией больше, чем кто-то другой.

Олег Блинов

- Если мы коснемся истории, когда принимается решение, какой же человек должен полететь в космос, это летчики-истребители. Учитывая, что летчики уже и так отобраны, а истребители вдвойне отобраны. Это здоровые из здоровых. Плюс они имеют очень светлую голову, которая позволяет им реагировать в различных стрессовых ситуациях адекватно и принимать правильные решения. Сейчас, конечно, есть небольшое послабление, учитывая, что происходит отбор не только летчиков и летчиков-истребителей, но и инженерной специализации, ученых. Были различные истории, которые предполагали специалистов из разных областей. Есть уже небольшое послабление по состоянию здоровья. Но это не значит, что больной человек должен лететь в космос.

Евгения Горкина

- Потому что уже есть какой-то прогресс с точки зрения защиты. Все же развивается, поэтому можно включать какие-то другие профессии, потому что они тоже нужны. Сейчас космонавту приходится изучать все, чтобы там быть.

Алла Разуваева

- Фактически да. Он же должен реагировать на любую ситуацию: решить математическую задачу, биологический эксперимент.

Олег Блинов

- Во время космического полета, например, полугодового космонавт может участвовать в 40-80 научных экспериментах. Они могут быть кратковременными, могут быть долговременными, которые на всем протяжении длятся. И они не только медико-биологические, но и физические, математические, и наблюдение за поверхностью Земли – очень большой спектр. И когда касаешься этой профессии, ты понимаешь, что она включает в себя практически все профессии, которые могут быть на земле, по той причине, что космонавт – это специалист, который объединяет весь навык и выполняет его автономно. Конечно, он через Центр управления полетами может получить какую-то информационную поддержку, но выполнять и действовать он должен самостоятельно. Для этого он должен к моменту полета иметь достаточный объем навыков.

Евгения Горкина

- Как это вмещает один человек? Как это можно, Олег?

Олег Блинов

- Посмотрев на наших космонавтов, я могу сказать, что за долгое время, пока готовятся, они многое видят и узнают, учитывая, что это не простые люди, а все-таки отобранные. Они живут этим. Я думаю, что каждый человек, который любит свою профессию, с каждым днем все больше и больше богатеет за счет получаемой информации.

Евгения Горкина

- Впитывает как губка. Вернемся к детям. Алла, ваша компания «Просто Космос», что это такое? Для чего она создавалась? Какие задачи и цели? Что вы делаете?

Алла Разуваева

- Компания создавалась для того, чтобы всем молодым жителям нашей страны донести и сказать, что космос близко, он рядом с нами, вокруг нас. И все, что происходит, связано с космосом. Я была очень сильно замотивирована в тот момент. Когда я работала в федеральном агентстве «Роскосмос», когда это еще не было госкорпорацией, я общалась с людьми абсолютно разных направлений, разных департаментов (это и предприятия). Когда я первый раз заходила на предприятие, я видела людей, которые осуществляют сборку двигателей, сборку ракет, которые тренируют космонавтов, которые расписывают и пишут федеральные целевые программы по развитию космической отрасли. Это абсолютно уникальные люди. И так как я занималась информационной политикой, то мы формировали какие-то позитивные спецпроекты с такими лагерями, как «Артек», «Океан», «Орленок». Мы выходили на молодую аудиторию и задавали вопросы. И реакция детей нас смущала, потому что интерес был, но понимание того, как себя встроить в космос, будучи ребенком, школьником, у ребят не очень сформировано. То есть интерес есть, а что это и как, это очень далеко, все это не про нас и так далее. Не знаю, может быть, это недостаточно модно, потому что у ребят гаджеты, соцсети. Им проще сфотографироваться с каким-нибудь персонажем.

Евгения Горкина

- Да, ракет во дворе не делают, как раньше. Вспомни даже «Денискины рассказы».

Алла Разуваева

- Если возвратиться к опыту «NASA», они очень мощно занимаются популяризацией. Но я бы здесь особо не проводили какие-то параллели и сравнения, потому что там шоу, там «NASA» – это еще один «Universal», это такой Голливуд. У нас немного по-другому. У нас своя специфика. Но космос – это еще и серьезно, это грандиозно, это перспективно и безумно интересно. И мои достаточно взрослые дети, ученики 7-8 классов, говорят: «Мама, ты со своим космосом нас уже просто достала». А я им говорила: «А вы знали, что вот это можно? А вы знаете, что мы сделали у нас в стране? Это мы сделали. Вы никогда не задумывались?». И потом я увидала, что они уже начали что-то искать в интернете, смотреть какие-то ролики, фильмы, начали мне сами это говорить. Сначала у них была реакция отторжения, потому что я их просто замучила. Потом у них сформировался безумный интерес. И младший сын мне сказал: «Мама, я решил, я полечу в космос. Я сначала будут делать то-то и то-то. А неким высшим достижением, целью будет мой полет в космос, полет на МСК». Я говорю: «Хорошо. Договорились».

Евгения Горкина

- Имея такую маму, мне кажется, мечта осуществится.

Алла Разуваева

- «Просто космос» – это такое расхожее, сленговое выражение: детка, ты просто космос, мы просто космос. Это был некий мем в интернете. И многие мои знакомые, друзья: как вкусно – просто космос, красиво – просто космос. Я говорю: «Ребята, вообще все просто космос». И мы с с этим названием начали движение для того, чтобы это легко воспринималось ребятами, молодежью, чтобы это было интересно постить в соцсети, ссылаться на это и так далее. И из опыта работы в «Роскосмосе» я взяла то, что нужно как-то поженить космос с культурой, с кино, со спортом, с какими-то другими интересными сферами, в которые это будет встраиваться, и каждый ребенок будет себя ощущать в космосе достаточно комфортно, интересно. А после этого интереса уже глубокий интерес к этому вопросу придет, сформируется.

Евгения Горкина

- Тоже должна быть какая-то воронка, должно быть большое количество людей, которые в теме. Она потом сузится, и пойдут уже те, которые будут преодолевать, потому что это непросто. Это действительно сложные профессии. Все, что связано с большими достижениями, - это всегда непросто.

Алла Разуваева

- Конечно. Поэтому все началось с профильных смен в лагерях. В 2014 году была реализована первая профильная космическая смена в «Артеке», куда съехались ребята. В 2015 году эта смена повторилась. И сейчас «Роскосмос» делает это постоянным и в других лагерях тоже.

Евгения Горкина

- А какие результаты? Что вы увидели?

Алла Разуваева

- Я считаю, результаты потрясающие, потому что со всей страны собираются ребята, заинтересованные в этом. В основном это физико-математические классы, это победители олимпиад, это ребята, которые какие-то достижения в этой области показывают уже. Возраст там 12-16 лет. Ребята съезжаются в одну точку. Они имеют 20 дней на реализацию своих проектов. Они заслушивают просветительские лекции, заслушивают и проходят мастер-классы, осуществляют проектную работу. Они разделены на группы, что-либо конструируют либо разрабатывают, либо проводят научно-исследовательскую работу. После этого они защищаются в конце смены перед экспертным жюри, которое состоит из представителей «Роскосмоса», Центра подготовки космонавтов. Уезжают к себе в город с неким достижением. Так программа разработана, так это и происходит. Я механику проговариваю. Они возвращаются к себе в учебное заведение, в свою школу. И дальше с учителем физики, с профильным преподавателем они продолжают эту деятельность, выходят на олимпиаду. Они какой-то старт от этого берут. И если регион принимает и продолжает помогать ребенку это развивать, то он возвращается в такие же смены, если он находится в школе. И уже потом он начинает готовиться к университету, выбирает себе профильный вуз. И хочется, чтобы этот путь ребенку был понятен. Хочется помогать таким детям не терять вот эту нить. И сейчас есть прекрасный, просто фантастический проект «Кванториум», который реализуется, разворачивается по всей стране. Это научно-техническое образование, это творчество детей, это возрождение тех традиций, которые были утрачены в свое время. «Просто Космос» – это проект, который занимается просветительской деятельностью, это просветительская часть, которая готовит детей, возбуждает в них интерес, дает им какие-то возможности. «Просто Космос» работает по соглашению с Центром подготовки космонавтов, с другими предприятиями, чтобы иметь доступ к музеям, к инфраструктуре, иметь доступ, чтобы посмотреть и пообщаться с этими уникальнейшими людьми.

Евгения Горкина

- Получается, им самим тоже сложно открыть этот доступ. Им тоже нужно информационное агентство, которое будет за них делать историю.

Алла Разуваева

- Я надеюсь, что мы очень полезны, потому что мы разрабатываем еще и программу конкретную. Допустим, дети задействованы в том, что сейчас ведет Олег. Это нас пилотный проект, который мы реализовали на базе гимназии №1409, которая находится на севере Москвы, практически в районе профильного вуза МАИ. Этот проект уникальный. И он осуществился благодаря поддержке директора этой гимназии Ильичовой Ирины Викторовны, которая увидела в этом определенный смысл и дала возможность нам стартовать. Мы разработали программу на год. Мы утвердили ее с гимназией. Гимназия согласовала это в Департаменте образования. Это некий просветительский курс. Там космонавтика с точки зрения подготовки полета человека в космос, там и часть астрономии, там идет инженерное направление, где мы решаем очень интересные физические задачи, там и ракетомоделирование, медицина космическая (то, о чем Олег говорил, как человек чувствует себя в космосе) и животные, то есть для детей очень интересно. Проектный пилот запущен, действует уже два года. И детям безумно интересно. Мы сейчас привлекаем уже другие районы. Мы презентовали проект на уровне руководителя Департамента образования города Москвы. И сейчас уже думаем, как межрайон к этому подтягивать, то есть подтягивать другие округи Москвы (запад и юго-запад, юго-восток) для того, чтобы делать некий центр дополнительного космического образования, некий космический клуб. Они же должны куда-то съезжаться, где-то собираться, где-то обсуждать что-то, проводить какие-то квесты и так далее. Наши коллеги, которые с «Роскосмос» сотрудничают, – это и студенты, которые разрабатывают те же квесты для таких ребят. Потому что собрать большой зал, наполнить его детьми, привести заслуженного человека, героя России, который будет перед ними выступать, детям интересно. Но заниматься с деться постоянно, и отобрать этих детей, точнее, чтобы они сами пришли заниматься этим раз либо два раза в неделю, идти к чему-то ради чего-то в этом суть и сложность. Потому что интересно всем, но приходят немногие, те, которые заниматься планируют. Пусть это 10 человек, путь это 20 человек, но, если кто-то из них один станет космонавтом…

Евгения Горкина

- Это таланты, если их выпестовать, создать. Олег, получается, что этот проект в школе №1409 ведете вы. Вы дополнительно к своей нагрузке, которая, как я предполагаю, немаленькая, преподаете раз в неделю, в субботу. Сегодня Олег к нам приехал после занятий.

Олег Блинов

- Да, я действительно занимаюсь с ребятами. Хочу отметить то, что те ребята, которые ходят на это дополнительное образование в этот кружок, заинтересованы. И мне нравится, что дети с пятого по восьмой, по девятый классы – это дети, не обремененные какими-то ограничениями. Они имеют право и хотят фантазировать. Когда только начали космическое… Да, с космонавтом, интересная тематика. Это первое знакомство. А дальше, когда даешь им возможность высказывать свое мнение по данному вопросу, говоришь: «Да, действительно, это было реализовано здесь». Плюс проектная деятельность. Теорию изучили, после этого на практике отрабатываем. И дети влюбляются в это направление. Я понимаю, что их никто туда не заставляет идти. Они сами идут и каждый раз понимают, что они придут и узнают что-то новое. И новое это важное. Когда я с ними обсуждал, кем они хотят стать, они говорили, что кто-то хочет стать доктором, кто-то дипломатом. Это образование дает им возможность расширить свой кругозор и реализовать то, что они хотели дома сделать, но у них это не получалось. В школе они получают теорию, а на практике у них не получалось реализовать. У нас сейчас практические проекты – скафандр делаем.

Евгения Горкина

- Скафандр делаете?

Олег Блинов

- Да. У нас подошел этап скафандростроения. И ребята получили проект – нарисовать свой детский скафандр, и как они это видят. Я со своей стороны их немного направлял, куда необходимо, расходные материалы. И они в полный рост все это дело выполняют. И они понимают, что это не просто костюм, который можно одеть и выйти. Они уже понимают, что где-то необходимо обеспечить какую-то подвижность, необходимо сделать систему вентиляции, освещения и другие системы, которые позволят им перемещаться. И от раза к разу я понимаю, что это у них уже укладывается. То, что касается полета космического корабля, любого из ребят сейчас спроси, какими образом космический корабль бороздят, с какой скоростью, куда они полетят…

Евгения Горкина

- Они все это расскажут.

Олег Блинов

- При этом это 10-11 лет.

Евгения Горкина

- То, чего взрослые не знаю.

Олег Блинов

- Мне нравится, что они как пластилин. Им даешь – они воспринимают и потом понимают, что эти все вещи, которые им даются, в копилку. Потом они где-то услышали, приходят и по итогам недели они мне рассказывают: «А мы узнали здесь про это, давайте поговорим». – «Давайте. Чуть-чуть скорректируем наше занятие на 10-15 минут, а дальше продолжим по нашей теме». Мне очень нравится работать с детьми.

Евгения Горкина

- Олег перед эфиром говорил, что детей ничего не ограничивает – пожалуйста, фантазируй. А ведь правда, мы не знаем, что будет в будущем. Сейчас они нарисовали скафандр, а потом они его сделают, потому что появятся уже технологии, новые материалы, появится возможность. Может, будут заводы, которые будут строить эти скафандры, потому что люди будут летать на работу на Луну. А взрослый уже настолько ограниченный, его заставить пофантазировать невозможно.

Олег Блинов

- Просто пример. Принес макет ракетоносителя «Союз». Я говорю: «Ребята, у нас сегодня элемент черчения, плюс моделирование. Давайте мы сделаем из бумаги такую ракету. Чтобы сделать такие модули, необходимо использовать формулы. Мы будем рисовать такие объемы». Один из мальчиков посидел и потом говорит: «Да, это хорошо. А что вы мне дадите, какой элемент?». Я говорю: «Первую ступень рисуй». Он берет лист, обворачивает. Я говорю: «Марк, наверное, не так надо делать». – «Нет, мне так удобнее». В результате у него то, что надо. Но он говорит: «Я хочу так сделать». Я говорю: «Ради Бога, делай». У них нет отграничений. Если ему даешь возможность себя реализовывать самому, как он это видит, то пусть он сделает. Может быть, это будет неправильно, но это будет его решение.

Евгения Горкина

- У нас осталось три минуты до конца эфира. И я хотела бы про вашу компанию спросить. Я так понимаю, эти уроки, работа с детьми и этот проект будет расширяться. Наверное, на всех космонавтов не хватит, тем более таких увлеченных, которые будут рассказывать. Первым, конечно, нереально повезло, потому что они из первых уст получают все и заряжаются этой энергетикой. А что еще? Я так понимаю, что есть организация экскурсий и звездный городок. Что еще делаете?

Алла Разуваева

- Это такой просветительский туризм, это одно из направлений работы «Просто Космос», международные проекты, когда мы популяризируем наши достижения, достижения нашей страны в этой сферы для международных людей, которым это интересно. Это те же студенты, это просто фанаты космоса, это туристы, которые заинтересованы в каком-то экстремальном туризме. Кто-то ездит на Камчатку, а кто-то едет…

Евгения Горкина

- Можно на «Байконур», например. Это какие-то более коммерческие проекты?

Алла Разуваева

- Это коммерческие. Есть даже компании, которые этим занимаются. Но мы больше сконцентрированы на молодую аудиторию, потому что весь бизнес сейчас инвестирует в будущее, инвестирует в мозги, в продажи. А что значит «инвестировать в продажи»? Это инвестировать в ту аудиторию, которая придет и будет покупать через 10-20 лет. Когда мы говорим с компанией «Facebook», «Instagram», с крупными бизнесами, которые представлены в России (мы общаемся постоянно, находимся в диалоге), они говорят, что готовы реализовывать проекты и инвестировать в аудиторию тинейджеров, то есть это 12-16 лет. Это самые интересные сейчас люди, которые потом будут формировать спрос, будут формировать бизнесы, будут формировать развитие и задавать тенденции. Поэтому для нас это максимально интересно. Мы понимаем, что сейчас нет возможностей каким-то образом развернуть эту деятельность, как-то ее финансировать в тех объемах, в которых, может быть, хотелось бы. Поэтому мы привлекаем сюда средства коммерческих структур, заинтересованных в высоких технологиях и в развитии, и позволяем таким проектам осуществляться. Это не совсем благотворительная деятельность. Международные проекты очень интересны. Потому что, когда мы привозим студентов либо школьников старших классов в Россию, показываем им, что здесь есть, что мы тут делаем, какие предприятия, какие возможности, какие здесь профессионалы и специалисты, они, видя это, начинают рассматривать наши вузы в качестве обучения и поступления. У нас есть такой пример со студентами из Индии, потому что Штаты Индию очень сильно контролируют с точки зрения молодых специалистов. Они предоставляют им уникальнейшие, фантастические условия для обучения, проживания и так далее. И когда такой студент выбирает МАИ… У нас таких девять. Они приезжали, и они уже четко поступают в МАИ. Мы их ждем в апреле. У нас с ними запланирован «workshop» по созданию микроспутника. Это будет совместный проект России и Индии. И если студенты других развивающихся или развитых стран выбирают для поступления, для своего обучения российский вуз, престиж российского вуза в этом случае растет, и все это в целом влияет на благоприятное развитие экономики страны. Пусть это такие проекты где-то детские, веселые, но, с другой стороны, у них очень высокие перспективы.

Евгения Горкина

- Наша программа подошла к концу. Я вижу, что у компании «Просто Космос» подход глобальный. Именно такой мне напоминает огромные корпорации «Facebook», «Instagram», даже где-то Илон Маск, потому что мышление и стратегия поведения такая же. Это круто. Кстати, всем предпринимателям, кто нас смотрит, на заметку лайфхаки. Сегодня мы говорили про «Просто Космос», не успели все. Мне кажется, мы еще поговорим в эфире про космос. У нас сегодня в гостях была Алла Разуваева, основатель и генеральный директор компании «Просто Космос» и Олег Блинов, действующий космонавт-испытатель. Спасибо вам огромное. Ждем вас всегда у нас в гостях. Всего хорошего.

Алла Разуваева

- Спасибо.

Олег Блинов

- Спасибо.