{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Алексей Никитин Главный врач ЦКБ РАН. Заслуженный врач РФ, д.м.н., профессор 28 февраля 2017г.
Реформа здравоохранения с точки зрения управленца
В студии пойдет разговор о современных реалиях в медицине, о реформе здравоохранения, о развитии рынка медицинских услуг

М. Муслимов:

Здравствуйте, дорогие друзья, с Вами Муслим Муслимов на канале «Медиадоктор», в гостях у меня заслуженный врач, доктор медицинских наук, профессор, главный врач ЦКБ Российской Академии наук, Никитин Алексей Эдуардович. Здравствуйте, Алексей Эдуардович. 

А. Никитин:

Добрый день. 

М. Муслимов:

Прежде всего, хотел Вас поблагодарить за то, что Вы нашли время на нашу передачу и желание поделиться с коллегами опытом. Как Вы считаете, какой тренд в здравоохранении сейчас, как развиваться в ближайшее время?

А. Никитин:

Добрый день, дорогие друзья, хотел бы поблагодарить ведущего за то, что пригласили и предоставили возможность выступить от лица коллектива Центральной клинической больницы Российской Академии наук. В нашей академии работают более тысячи сотрудников, мы очень большое, многопрофильное объединение, очень приятно, что обсуждаются злободневные вопросы. Мы, как представители ведомственной медицины, в последние годы столкнулись с определёнными сложностями и проблемами. Ещё в 2014 году у больницы и у нашего объединения, которые состоит из стационара на 600 коек и поликлиники, был бюджет от Российской академии наук. Этот бюджет позволял больнице жить, особо не задумываясь о сложных экономических условиях, денег хватало на всё. Но с переходом на одноканальное финансирование бюджет нашей организации закончился, мы вынуждены были встраиваться в новую систему, в новую экономику, мы вынуждены были войти в медицинский рынок, понимая, что живём только на средства, которые зарабатываем.

Целый 2015 год ушёл на смену формата, изменение психологии взаимодействия, изменение психологии врачебного и сестринского коллектива. Все сотрудники Центральной клинической больницы Российской академии наук в этот момент прочувствовали, что больница – их общий дом, где есть общий семейный бюджет. Все поняли, что деньги надо заработать, их ещё нужно рачительно, экономно и эффективно тратить. Поэтому был предпринят целый ряд мер целесообразной экономии без потери качества оказания медицинской помощи, который позволил больнице в это тяжелое время выжить, идти вперёд и развиваться. И 2016 год показал, что больница живёт, развивается, она в состоянии существовать на заработанные средства, не стоит с протянутой рукой, не выпрашивает у государства субсидии и средства на оказание качественной медицинской помощи. Больница исходно ориентирована на оказание медицинской помощи российским ученым, а их только в Москве около 70.000 и сотрудникам федерального агентства научных организаций. Непростые времена, сложная ситуация, но в кризис выживает сильнейший, рождаются здравые мысли, люди рождают креативные идеи, которые претворяются в жизнь.

Кризис для нашей больницы был возможностью задуматься, избрать новую модель оказания медицинской помощи. 

М. Муслимов:

Ученые люди болеют как-то по-другому?

А. Никитин:

Потрясающий, интересный вопрос. Ученые, крупные ученые, как правило, все долгожители. Недавно у нас получал медицинскую помощь один известный учёный, 101 год, при этом человек сохраняет абсолютный здравый рассудок, работоспособность и творческий потенциал. Даже существует в научной среде миф о том, что есть генетическая предрасположенность к способности учёных творить великие научные открытия и жить долго. Но я думаю, что залог их долголетия – это активная научная деятельность. Они до последнего в строю, они создают научные продукты, а это колоссальные затраты интеллектуальной энергии. Ученые не простые, процесс их лечения требует особых навыков и умений, индивидуального, персонифицированного подхода к каждому, но этим больница долгие годы и славилась. Бренд больницы – это академическое качество, проверенное временем.

М. Муслимов:

У Вас в больнице находится порядка 20 кафедр различных ВУЗов, есть ли уникальный подход в подборе команды и какие бы Вы выделили советы молодым управленцам, которыми они могли бы пользоваться в плане набора команды?

А. Никитин:

Коллектив создается не за один месяц, не за один год, предыдущее руководство создавало этот уникальный коллектив около 12 лет. 12 лет происходило сплачивание коллектива, и люди подстраивались под общий тренд, общие требования, это именно качественный, индивидуальный подход к каждому пациенту. Это долгое время, это психология медицинского персонала. Оборудование можно купить быстро, новые операционные можно открыть быстро, а выстроить психологию медицинских работников – это очень сложный, длительный, кропотливый и трудоемкий процесс. Не надо ожидать быстрого результата. Быстро это не происходит. 

М. Муслимов:

А есть ли уникальные технологии, которые вас отличают, которые входят в перечень услуг, предлагаемых людям научного мира?

А. Никитин:

Говорить об уникальности мне не хотелось бы, а некие наработки серьезные федеральные научные учреждения пытаются на нашей базе претворить в жизнь. Мы активно занимаемся клинической апробацией, у нас ведётся очень большая научная медицинская деятельность. Сейчас в стенах нашего учреждения внедряется в практику отечественный робот, который помогает ортопедам, травматологам, вертебрологам. У нас идёт колоссальная работа по внедрению в практику, в вертебрологию, травматологию титановых изделий отечественного производства, исключительно отечественного. Мы сейчас в содружестве с крупным научным центром и потрясающим молодым сорокалетним академиком, Лисицей Андреем Валерьевичем, пытаемся развивать такое направление, как протеомика, это белки. Мы все пытаемся найти биомаркеры нездоровья человека. Их порядка 150 в разной интерпретации, но наши крупные ученые, биологи ищут маркеры и показатели эффективности здоровья человека, чтобы каждый из нас мог составить свой молекулярно-генетический и биологический паспорт и понять, насколько далеки мы по этим показателям от состояния здоровья, совершенно фантастическая идея. 

Эти подходы будут претворяться в практическое здравоохранение, когда наши крупные ученые, биологи, биотехнологи придут в практическую медицину. Перед нами сообщество ученых Российской академии наук поставило вопрос, у нас есть уникальная база данных в электронном виде, за 10 лет порядка 150000 пролеченных больных. Молодым ученым, биологам нужен массив научных данных. Поэтому мы сейчас при активном участии федерального агентства научных организаций создаем единый информационный медицинский портал, где будут выдвигаться молодыми учеными завиральные, фантастические какие-то мысли, и далее путём корпорации различных учреждений мы будем включаться в научный процесс. Я только в последнее время с этим столкнулся, этот мир очень удивительный и крайне перспективный. 

М. Муслимов:

Через какой формат оптимально проходить молодому специалисту, какие этапы ему нужно учитывать?

А. Никитин:

Для меня загадка, как рождается управленец в здравоохранении. Очевидного ответа у меня нет, я исходно кардиолог, и моя любовь, и моё предпочтение всё равно остаётся с кардиологией, я стремлюсь посмотреть интересного больного, разобрать кардиологического больного, это любовь юности. Обычно жизнь заставляет становиться управленцем. Каждый пытается получить знания, которые выдвигает практика, ты сталкиваешься с юридическими, экономическими, финансовыми проблемами, начинаешь искать, где можно получить эти знания. Далее жизнь оставляет только тех управленцев, которые в состоянии справиться с вызовами сегодняшнего дня. Это очень сложный и тяжелый процесс естественного отбора.

М. Муслимов:

Какое самое трудное для Вас управленческое решение за период работы в ЦКБ РАН?

А. Никитин:

Самое сложное решение связано с людьми, которые работают, воспринимают больницу и наше объединение, как общий дом. Решения, связанные с оптимизацией, уменьшением количества коек, уменьшением количества персонала. Это очень сложно, это живые люди, а ты вынужден, подчиняясь общему благу, наносить вред конкретному человеку.

Экономика нас заставила привести штаты в соответствии с экономическими возможностями. Когда был бюджет, можно было содержать избыточный штат медицинских работников. И тогда один терапевт вёл не 30-40 больных, как в городском здравоохранении, а 10-15, у него было время пообщаться, выступить в роли психотерапевта, сейчас мы не можем содержать такой штат. 

М. Муслимов:

Но качество осталось на должном уровне?

А. Никитин:

Остались самые сильные, работоспособные, все сотрудники работают на эффективном контракте: конечные результаты, заработная плата зависит от эффективности труда сотрудника. У нас средний врач-терапевт, врач-кардиолог ведёт 15-16 больных, у него есть возможность подумать, провести персонифицированное, индивидуализированное лечение и диагностику состояний у наших пациентов. Но интенсивность труда увеличилась, койка начала работать активнее, высвободился персонал, с которым мы вынуждены были расстаться.

М. Муслимов:

Видите ли Вы золотую середину, когда процесс оптимизации придёт в стабильное русло, позволяющее работать эффективно и наращивать объёмы?

А. Никитин:

Рынок медицинских услуг сейчас дикий, идёт очень жёсткая конкуренция между государственными и частными учреждениями. Рынок рано или поздно расставит всё на свои места. Останутся только те, кто востребован, ведь сейчас пациент выбирает лечебное учреждение, где он хотел бы лечиться, где он надеется получить качественную и доступную медицинскую помощь. Рано или поздно рынок расставит всё на свои места, и баланс количества стационарных мощностей и спроса потребителей придёт в равновесие. Это требует определённого времени. 

М. Муслимов:

Есть ли у вас результаты в плане маркетинга, которыми можете похвастаться?

А. Никитин:

Сказать, что мы достигли оптимального результата в маркетинге, было бы крайне нескромно с моей стороны. Мы движемся в эту сторону, но оно уже идёт 10 лет. 10 лет назад был создан call-центр, там находятся обученные менеджеры, которые знают, как нужно общаться с пациентом. Мы внимательно отслеживаем доступность call-центра, количество пропущенных звонков, обратную реакцию, сколько больных пришли к нам после общения с менеджерами. Но жизнь на месте не стоит, и сейчас ряд медицинских учреждений федерального агентства научных организаций прорабатывают вопрос о создании единого call-центра медицинских учреждений федерального агентства научных организаций, где человек мог бы получить направление в профильное учреждение. Большая кардиохирургия – центр хирургии Петровского, подготовка к большой хирургии – Центральная клиническая больница Российской академии наук, реабилитации и восстановления после тяжелого инсульта - институт реабилитологии и реаниматологии. Это позволит нам координировать силы и средства и правильно маршрутизировать пациентов и выступать очень мощно со своими предложениями.

Мы сейчас выходим на рынок добровольного страхования в партнёрстве с Институтом Петровского. Наша диагностическая база позволяет осуществлять гигантское количество высокотехнологичных исследований. В институте Петровского два магнитно-резонансных томографа, два компьютерных томографа, два магнитно-резонансных, два компьютерных. Выставляя на рынок пакет предложений, мы в состоянии предложить разумную цену за счёт объёма. Я вижу будущее именно в кооперации крупных учреждений, мы тогда завоюем свою часть рынка. 

М. Муслимов:

Насколько сложно управленцу совмещать науку и управление?

А. Никитин:

Главный врач, какой бы гениальный он не был, не в состоянии в одиночку справиться с задачами и проблемами, которые есть сегодня. Это вопрос команды, вопрос коллектива, вопрос профессионалов. Если в команде есть высокопрофессиональные специалисты, понимающие и разбирающиеся в прикладной науке, в поисковой науке, в фундаментальной науке, которые разбираются в медицинском маркетинге, в рекламе, в продвижении, в привлечении пациентов, задача главного врача – правильно расценить рекомендации, которые дают эти профессионалы, и с ними согласиться.

М. Муслимов:

Медицинский туризм после подъема доллара многократно увеличился. Как Вы смотрите на этот вопрос, есть ли у Вас блок, который занимается медицинским туризмом?

А. Никитин:

За последние три года мы отмечаем рост количества людей, которые обращаются к нам за качественной и доступной медицинской помощью, прежде всего, из стран Восточной Европы. Чем наша высокотехнологичная медицинская помощь хуже, чем в Польше, Болгарии, Румынии? Уникальные специалисты, молодые врачи, которые прошли стажировку и обучение за границей, регулярно ездят в Австрию, в Италию. Техника потрясающая, руки золотые, а стоимость их труда не сопоставима со стоимостью труда специалистов такого уровня в Восточной и Западной Европе. Люди поняли, что здесь можно получить качественную и недорогую медицинскую помощь. С нетерпением ожидаем, что откроется рынок и придут страховые компании, которые будут направлять к нам пациентов. Люди умеют считать деньги, а страховые компании на западе умеют экономить: врачи не хуже, система реабилитации, выхаживания и медицинский персонал достойны. Я думаю, что этот рынок достаточно сильно развиваться. Если до кризиса часть москвичей активно лечилась заграницей, то сейчас люди лечатся в наших учреждениях. 

М. Муслимов:

Есть ли у Вас направления, которые позволят переключить на себя часть людей, которые уезжали заграницу для получения персонифицированного сервиса?

А. Никитин:

Наработки такие есть, и это направление активно развивается. Я считаю, медицина будущего – это персонифицированная медицина. Как учили медицине в советское время: мы лечим не болезнь, мы лечим больного. Это подразумевает индивидуальный подход. Именно этим и сильна наша организация. Мы выходим за рамки абстрактной стандартной модели пациента, мы к каждому пациенту стараемся подойти индивидуально.

Сервисность должна быть, но идут к врачу, к профессионалу, прежде всего, за медицинской помощью. Чтобы получить хорошее лечение, не нужна трёхкомнатная палата, нужен хороший врач, замечательный специалист, классная медицинская сестра, чтобы в палате было чисто, чтобы хорошо кормили. Люди хотят от нас честности, профессионализма и качества, мы в состоянии всё это предоставить. На рынке медицинских услуг останутся только честные, правдивые и высокопрофессиональные медицинские организации, которые не будут гнаться за средним чеком, не будут накручивать пациенту ненужные исследования, анализы, рынок всё расставит на свои места. 

М. Муслимов:

Какие самые важные показатели эффективности по работе учреждения?

А. Никитин:

Есть стандартные статистические показатели, которые характеризуют эффективность деятельности любой медицинской организации. Конечно, это количество пролеченных больных, количество выполненных оперативных вмешательств, но самое важное – это механизм обратной связи, это удовлетворённость пациентов лечением. Мы на регулярной основе проводим анкетирование и опрашиваем наших пациентов, это очень важный механизм обратной связи. Люди говорят нам не только спасибо, но и указывают на проблемы и недостатки, которые у нас есть.

Хочется быть рентабельным, зарабатывать и развиваться, но медицина – это гуманитарная миссия.

М. Муслимов:

Что необходимо сделать, чтобы уровень доверия пациентов увеличился и престиж врача рос?

А. Никитин:

Проблема имеет две грани, но мы сейчас все очень любим обсуждать, как нам улучшить состояние здоровья наших граждан. Проблема супер актуальная, почему-то все смотрят в сторону медицинского сообщества. Мне кажется, что это глубокое заблуждение, в головах наших граждан должна созреть доминанта о том, что здоровье – это ценность, этим надо заниматься кропотливо, ежедневно, постоянно. Сейчас я могу пить, курить, иметь избыточный вес, не соблюдать диету, а далее я приду к врачу, он обязан меня вылечить. Это немножко не тот подход. Нужны экономические стимулы для наших граждан, которые заставят, побудят или мотивируют их заниматься здоровьем.

Не секрет, в последнее время уровень почитания врачей снизился. Я начинал свою врачебную деятельность в советское время, профессия врача была крайне престижной, я поступал в военную медицинскую академию в 1983 году, конкурс был 18 человек на место, все хотели быть врачами, это было престижно, почётно. Сейчас врач, особенно молодой – это очень тяжелый удел, кому из эффективных управленцев нужен молодой врач, который окончил медицинский институт, его же надо учить, он неэффективен, ты затрачиваешь на него ресурсы, ничего не получая взамен. Врачей надо финансово оценивать. Врач, получающий недостойную, мизерную зарплату, не будет высоким профессионалом, он не в состоянии работать, постоянно думая о хлебе, чем прокормить свою семью, детей. Он должен полностью отдаваться профессии, должен самообразовываться, читать.

Достойная оплата медицинских работников – это краеугольный камень развития врачебного профессионализма.

М. Муслимов:

Есть ли грандиозная цель, которую лично Вы преследуете по взаимодействию с больницей Российской академии наук?

А. Никитин:

Всегда должны быть цели, чтобы жить и двигаться вперёд. Но я не ставлю перед собой гигантские цели, хочется одного. Больница создавалась годами, десятилетиями. Это уникальный лечебный комплекс, мне хочется, чтобы она сохранилась и существовала, чтобы тот коллектив сохранился и был востребован. В этом я вижу свою цель. Никаких иных глобальных фантастических целей я перед собой не ставлю.

М. Муслимов:

Я благодарю Вас за эфир. Желаю Вам больших успехов в научной стезе и в практическом здравоохранении, на Вас, как на флагман, должны ориентироваться молодые специалисты. Всего Вам хорошего, спасибо за эфир. 

А. Никитин:

Спасибо Вам большое, всего доброго.