Евгений Додолев:
Добрый день! В прямом эфире программа «Мимонот», сегодня её ведёт Евгения Волконская и я, Евгений Додолев. В гостях у нас легенда российской музыкальной индустрии, Валерий Сюткин.
Валерий Сюткин:
Ты когда сказал «легенда», я хотел сказать, что она не пришла, но поскольку как-то так изнутри ничего особенного не чувствую. Хотя всё это бодрит, я тебе хочу сказать, когда любого человека хвалят.
Евгений Додолев:
А я не хвалю, это констатация.
Валерий Сюткин:
Название нашей программы мне нравится, я с ним тоже согласен, главное, чтобы не было мимо кассы. Мимо нот можно.
Евгений Додолев:
Это не случай Сюткина, насколько я знаю, насколько я понимаю, вообще мы даже о сегодняшнем концерте вечернем не будем говорить, потому что все билеты проданы. У меня сунулись товарищи.
Валерий Сюткин:
Сейчас это модным словом Sold Out.
Евгений Додолев:
Sold Out, да.
Валерий Сюткин:
Но там маленький очень зальчик, его нетрудно наполнить, поскольку будет Женя Маргулис, я надеюсь, с Аней. Хозяин заведения, Игорь Радов. Поэтому я думаю, что вот уже из, человек, наверное, 60-70 вмещается, маленький. Зато, пользуясь случаем, раз уж пришёл, имею честь и удовольствие пригласить всех, кто нас слышит на наше ближайшие. У нас будет 16-го, в ночь с 16-го на 17 декабря в клубе Soho, с рок-н-ролл бэндом мы играем, то, что на Саввинской набережной. А вот 4 января с Light Jazz, такой первый концерт в новом наступившем, дай бог на всем здоровья дожить, 4 января мы будем давать с Light Jazz в ЦДХ, в уютном зальчике, такой вот полноправный концерт, общение. Ну и дальше следите за рекламой, будем приглашать вас.
Евгений Додолев:
Вот эта Олимпийка, она...
Валерий Сюткин:
Это в этом году выпущено в поддержку, вы все знаете, что тяжёлый был момент для нашей олимпийской команды, которые с честью, я бы даже сказал, триумфально вышла из этой тяжёлой ситуации. То мы едем на Олимпиаду, то нас не пускают, то ещё много нервов ребятам помотали. И я решил сделать подарок всем, кто связан со спортом и абсолютно за свои кровные деньги. Вот это тот случай, когда ты говоришь за мной, я не люблю песню «И бесплатно отряд поскакал на врага», но здесь я это сделал абсолютно безвозмездно. Поехал домой к Александре Николаевне Пахмутовой и Николаю Николаевичу Добронравову, взял у них разрешение на 5 песен, которые наиболее нам показались.
Евгений Додолев:
Я не знал, что «Трус не играет в хоккей», это Пахмутовская.
Валерий Сюткин:
Я хочу сказать, на всякий случай, когда слышишь хорошую песню из старых, поинтересуйся, это обязательно будет либо Пахмутова с Добронравовым, либо Танич Михаил Исаевич. У меня тоже были удивления недавно, я так раз, вот у Антонова помнишь «гляжу в тебя, как в зеркало до головокружения». Я знал, что это Юрия Антонова песня, думаю, а чей это текст. Раз, Михаил Исаевич Танич. Или какая-нибудь замечательная песня, музыку написал Гамалия, как детская считалочка «ты прости, дорогой человечек, если я тебя больше не встречу». Думаю, кто это такой талантливый текст написал. Каждый новый куплет начинается с повторения последних строчек предыдущего. Форма такая интересная. Открываю, просто даже интересно стало, набираю в поисковике песню, название, Танич.
Евгений Додолев:
Женя, как только будет пауза, задавайте вопросы.
Евгения Волконская:
Валерий Миладович говорит, что даже перебивать не хочется. А по поводу Олимпиады, кстати говоря, вы же в предыдущей нашей беседе говорили о том, что вы планируете в Рио-Де-Жанейро. Вам удалось?
Валерий Сюткин:
Надо к чести моего друга близкого, Михаила Куснировича и тоже к чести председателя нашего олимпийского комитета, Жукова Александра Дмитриевича, они оба меня накануне приглашали. Всё-таки, говорят, символ, Чебурашка и ты, Валера, это символ нашей команды, приносишь удачу. Но петь не надо, там нигде, особо не планировали. Я счел как-то некрасиво отрывать, там не про бюджетные деньги были, а разговор шёл, Михаил Эрнестович хотел меня пригласить, как близкого товарища, просто угостить меня Олимпиадой. Но я ее смотрел по телевидению вместе со всеми. Это была первая с 2004г. Олимпиада, на который я не был. Но ребята молодцы, достойно всё. И вот мы им сделали подарок, пять песен с нашим Light Jazz легендарным, с дядей Лешей Кузнецовым, мы с ребятами, мы это всё озвучили. Получили, надеюсь, нескучный материал. Песни великие.
Евгений Додолев:
Скучно не у бывает Сюткина. Я на какой момент, мы проговорили коротко перед началом эфира про дискуссию в Фейсбуке, потому что у меня на днях вышла книга.
Валерий Сюткин:
Да, я тебе, кстати, поздравляю.
Евгений Додолев:
«Легенды нашего рока», я её не видел даже.
Валерий Сюткин:
Я тоже не прочёл, честно признаюсь, но к части дискуссии уже я к ней не прикоснулся, как участник, но там.
Евгений Додолев:
«Экспресс газета» наехала на меня, почему на обложке, и сегодня «Московская правда» мне с утра прислали тот же самый вопрос. Почему на обложке книги «Легенды нашего рока» присутствует Сюткин? Где сюткин и где рок. Поэтому прошу здесь реабилитации. Напомни, что всё-таки, зашёл специально в энциклопедию, и «Телефон», и «Зодчие», первые команды, просто написано «российская рок-группа».
Валерий Сюткин:
Я вам хочу сказать, что я о своей скромности могу говорить часами, но хочу сказать, как король российского рок-н-ролла, что я, конечно, представитель классической ветви. Но так можно, извините, и в мировой сказать, понятно, что рок, это Deep Purple, Led Zeppelin, Black Sabbath, а Элвис Пресли - это оперетта, давайте назовём. Это рок-н-ролл.
Евгений Додолев:
Но про Пинк говорят, что это попса некоторые на Западе.
Валерий Сюткин:
Попса, это плохо сыгранная популярная музыка.
Евгений Додолев:
Отлично.
Валерий Сюткин:
Поп-музыка, она тоже имеет своих королей, и Майкл Джексон вызывает, кроме уважения и энергии, ничего.
Евгений Додолев:
Мы просто хотели, чтобы в контексте того, что сегодня вечернее мероприятие с Маргулисом.
Валерий Сюткин:
Но автор книги, Евгений Додолев имел полное право Сашу Буйнова, он же БУйнов назвать основой.
Евгений Додолев:
Рокером.
Валерий Сюткин:
Еще были в проекте нынешние, чуть позже герои появились рок-н-ролла, помоложе. Но Юрий, он 57-го года рождения, если я не ошибаюсь, Шевчук, он уже старше меня на год, поэтому я не комментирую.
Евгений Додолев:
Но он вошёл позже в тусовку.
Валерий Сюткин:
Короче говоря, книга, она изучает то, истоки, а истоки были следующие: «Скоморохи», «Старая гвардия», «Норок» в Молдавии, вот кто. Даже Андрей Вадимович с «Машиной времени», с «Машинами времени», они так назывались вначале, они попозже чуть-чуть, так что имели какое-то отношение. А потом, естественно, уступили место молодым.
Евгений Додолев:
Рок - это же образ жизни в известной степени, это не только музыкальная.
Валерий Сюткин:
Я хочу сказать, знаешь, что было важно в то время, в чем разница между, например, Led Zeppelin и Muse. Это обе замечательные команды, не обижаем Muse просто.
Евгений Додолев:
Muse не надо обижать.
Валерий Сюткин:
Ребята того времени, это можно провести, во-первых, параллель с космонавтами, будет очень понятно. Назовите мне космонавтов, и большинство назовут Гагарин, Титов, Терешкова.
Евгений Додолев:
Первых.
Валерий Сюткин:
Ну, Леонов, Береговой, а сегодняшних дайте, кто вчера, кто на орбите сейчас. Всё. Почему? Не потому, что менее значимые, просто много стало, немножко попривыкли, и человечество это перестало так удивлять. То есть первопроходцы. Так вот, первопроходцы, Beatles, Led Zeppelin, это раз. Второе, тогда для людей никакой, сейчас мы говорим словосочетание «шоу бизнес», его не было. Это был образ жизни, скажу даже больше, это был воздух. Вот эта музыка, она была в воздухе, это была жизнь, а не занятие, не профессия. Поэтому разница не в том, что менее талантливые музыканты, просто время так распорядилось, что мы запомнили их, как первыми, которые придумали и внесли это в нашу жизнь. И не делает их, грубо говоря, более талантливыми или менее. Но в историческом процессе что бы мы ни делали сегодня, мы никогда не достигнем тех высот, которые достигли Beatles, Rolling Stones и вышеупомянутые.
Евгений Додолев:
И Юрия Лоза не слышит нас он сейчас бы внёс бы коррективы, кстати, тоже рокер.
Валерий Сюткин:
Кстати, тоже своё в «Интеграле» всё взнес. Поэтому как-то терпимее, спокойнее относиться. Всем привожу пример, лучший ответ на этот вопрос выдал Алексей Алексеевич Кузнецов, наш величайший джазовый гитарист, я с ним имею честь и удовольствие вместе играть. Так вот, дядя Лёша, когда играл с молодёжью, он мне сам рассказывал: «Вот они, Валера, на второй минуте все играют бесконечное соло, и контрабасист, сжалившись, говорит: дядя Леша, гитарку погромче сделайте, вас уже не слышно. А я ему ответил, как всегда: пока так». Поэтому ответ, а что там Сюткин делает с Буйновм? Пока так.
Евгений Додолев:
Кстати, на корпоративах не просят никогда что-нибудь твист, рок-н-ролл, из того, с чего «Телефон» сюткинский.
Валерий Сюткин:
Есть, но в вопросе человек хочет показать глубокое знание, я очень с уважением отношусь к этому, говорит: Валера, а слабо что-нибудь из телефона из старого? Я понимаю, что для него это значило. Но я также понимаю, что для 99%, для которых я сегодня играю, наверное, это ничего не скажет. И всё-таки темы «длинной вереницею стоят автомашины в автосервис», про Льва Абрамовича. А «один гражданин, Сулейман Сулейманович Кадыров», сегодня фамилия эта будет привязана туда, Сулейман тоже, другого человека.
Евгений Додолев:
Контекст изменился.
Валерий Сюткин:
Чтобы не было таких.
Евгений Додолев:
Ассоциаций.
Валерий Сюткин:
Иллюзий и неправильных ассоциаций, наверное, сегодня не надо это уже исполнять. Пусть это останется с теми, для кого это дорого так же, как для меня, как приятное воспоминание.
Евгения Волконская:
Наша последняя беседа закончилась на том, что вы, Валерий Миладович, подметили, что вы находитесь в студии между Евгением и Евгенией. Евгений Юрьевич пообещал, что в следующий раз мы обязательно поговорим о желаниях. О чем может мечтать человек, у которого, казалось бы, есть всё: красавица жена, признания поклонников, головокружительная, не постесняюсь этого слова, карьеры. Вот о чём мечтает Валерий Сюткин?
Валерий Сюткин:
Моя возрастная группа, она мечтает только об одном. Ничто не радует так, как отсутствие в анализах каких-то тревожных симптомов. Вот честно скажу, материальных желаний фактически нет. Хотя знаешь, поздравляли замечательного человека, Андрея Кнышова на днях с шестидесятилетием. Это один из родоначальников юмора такого, свежего на нашем телевидении и радио. «Весёлые ребята» была программа, Женя знает точно, о ком я говорю.
Евгений Додолев:
Это культовая фигура.
Валерий Сюткин:
Культовая фигура, Андрей Кнышев. Пришёл Моргулис Женя, мы с ним исполняли «Шанхай блюз», он с такой маленькой тревел-гитарой, знаете, тревел-гитара, то есть гитарка для дорожного. Я думаю, слушай, у меня давно дома я хотел купить какую-нибудь акустику и присматривался, естественно, к чему музыкант с моим гандикапом присматривается. Taylor, Martin, самые лучшие бренды. И вдруг я смотрю, эта маленькая, у него какая-то чешская, разборная гитара, у которой гриф снимается одним движением и складываются вовнутрь. Вот это меня сразило. Я залез потом в инет и стал смотреть, провёл большую часовую работу, нашёл объект обожания, сейчас будем приобретать. Что-то есть, какая-то мелочь, но в основном мечтаю, честно говоря. Тут мне недавно мой товарищ, Олег Митяев выдал колоссальный ответ. Он говорит: Валера, ко мне пристало одно издание, я его не могу интересовать, в основном их интересуют скандалы, секс и всё, что с этим связано. И когда сказали: о чем мечтаете, Олег? Спросили они Митяева. Он говорит: да я не ваш клиент, я думаю, что вам не интересен. Ну, буквально, расскажите. Он говорит: да о чем мечтают люди, о простых вещах, о банальном и всё. Так они, говорит, короткий заголовок дали «Митяев мечтает об анальном». Так что я в формулировках стараюсь быть аккуратным.
Евгения Волконская:
Ваша возрастная группа, вы сказали, я сомневаюсь, что каждый, кто вас видит, относит вас к той возрастной группе, о которой вы говорите, несмотря на то, что у вас есть любимый афоризм про то, что женщины, за которыми мы ухаживали, уже начинают умирать.
Валерий Сюткин:
Это писатель Зеленогорский Валера.
Евгения Волконская:
Как вам удаётся оставаться таким молодым, выглядеть так?
Валерий Сюткин:
Понимаете, тут важную вещь скажу. Есть один замечательный человек, она руководит Октябрьским залом много лет. Эмма Васильевна Лавринович.
Евгений Додолев:
Октябрьский зал, это?
Валерий Сюткин:
Это большой концертный зал Октябрьский в Петербурге. Вот у нас в Москве была Россия, был БКЗ. Сейчас у нас КДС, в Питере все равно БКЗ. Это главный питерский концертный зал. Понятно, что есть ледовая арена, но в том понимании, как я сказал. Вот им руководит Эмма Васильевна, разговор о ней. Она выглядит потрясающе. Сколько ей лет я боюсь озвучить, но понимаю, что эта цифра просто убьёт. Я просто знаю точно, что это старше такой ватерлинии, за которой вообще людей пожилыми называют, но она выглядит потрясающе. Я помню, что когда я сделал в компании комплимент ей за глаза, был приведен очень правильный пример. Они говорят: вот туда посмотрите, вот эта женщина, другая, это первая красавица Петербурга в прошлом. И поймав на моём взгляде человек, который это показал, что я понимаю, что это не очень, мягко говоря, красиво выглядящая женщина, хотя ухоженная, неполная. Он говорит: да-да Валерочка, я чувствую вашу иронию, сказал он о женщине, которую он мне показал. Просто с годами у этой женщины характер вышел на лицо. И у Эммы Васильевны тоже вышел другой характер. То есть, мне кажется, что мы все имеем то выражение лица, которые просто заслужили.
Евгений Додолев:
То есть позитив сюткинский, он помогает.
Валерий Сюткин:
Слушай, я смотрю на Кита Ричардса, красивым не назовёшь, там все его вредные привычки.
Евгений Додолев:
Кит Ричардса, это человек, который прожил 5000 лет, кажется, что если Кащея Бессмертного играть надо будет, кастинг, то этот человек просто туда впишется.
Валерий Сюткин:
Но давайте скажем, Джонни Депп и Джек Воробей, там просто всё взято, это Кит Ричардс прямо, поскольку Деп и не скрывает, он говорит, он восхищён. Но в этом есть, во-первых, это красиво очень, во-вторых, это очень, главное, как это сказать, натурально. Там нет никакого желания омолодиться, там есть нате, получите.
Евгений Додолев:
Он же с сигареткой до сих пор.
Валерий Сюткин:
И в то же время в этом колоссальное обаяние. Вот я привёл пример, что не обязательно быть.
Евгения Волконская:
То есть вы считаете, что внутренний мир, он отображается на нашем лице?
Евгений Додолев:
Короче говоря, дам совет всем нашим радиослушательницам.
Валерий Сюткин:
Как говорят в шоу бизнесе: первую половину жизни ты работаешь на ботокс, потом ботокс работает на тебя. Не делайте этого, не делайте. Просто чуть-чуть больше доброты, просто чего не хватает в лице современной нашей красавицы. Там есть всё: уход за кожей, они все очень ухоженные. Иногда напоминают модель человека, когда они говорят: я модель. Но там отсутствует полностью то, что делает женщину привлекательной: доброта и нежность, вот это нет вообще теперь. Есть такой расчёт, вот вам ответ, что такое, как оставаться. А мужская - самоирония, по возможности щедрость, потому что как только, понятно, что с возрастом мы мечтаем, желание заработать уступает желанию сэкономить. Экономить мы все хотим с возрастом. Но если над этим работаешь и делаешь какие-то щедрые вещи для людей, счастье это... То выглядишь лучше.
Евгения Волконская:
То есть рецепт от Сюткина: для того, чтобы выглядеть красивыми, любите искренно, дружите преданно.
Валерий Сюткин:
Надо, как вам сказать, как только мы мешаем нашему организму жить естественным, то есть слишком плотно следим за здоровьем. Знаете, маниакальные люди, они все наказаны. Я недавно читал историю, которая меня всколыхнула, про нашего замечательного артиста, Савелия Крамарова. Оказывается, причиной отъезда Савелия из СССР тогда, истинная, правдивая была в том, что он был маниакально помешан на своём здоровье. Он поскольку знал, что и мама, и сестра его ушли по онкологии из жизни раньше, он прочитал всего, подсел на Пола Брэгга. А одним из главных постулатов здоровья по Бреггу не только здоровое питание было, но и пробежки каждый день вдоль океана. Он говорит: бросайте города, живите на океане, бегайте, живите вместе с природой. И Савелий поставил своей задачей уехать в Alley, где пляж, где он мог себе позволить...
Евгений Додолев:
Он мог во Владивосток уехать.
Валерий Сюткин:
Питался только соками, имеется в виду днём, всё, знаете, всё по науке, йогурт, сок, никакого мяса, никакого жирного, то есть мега преданный. И вдруг диагноз был, когда он около 60 лет, просто слишком рафинированное питание и предрасположенность к онкологии сыграли такую злую историю, что у него обнаружили рак толстой кишки, потому что... Если бы он ел не всегда, какой-то колбаски дал, организм был бы тренирован, а он его изнежил.
Евгений Додолев:
Я всегда это знал.
Валерий Сюткин:
А он был изнежен, отказался от алкоголя, чего категорически делать нельзя.
Евгений Додолев:
Вообще нет.
Валерий Сюткин:
Иначе вы нервную систему усадите свою.
Евгений Додолев:
Конечно, если это уже участвует в метаболизме.
Валерий Сюткин:
И человек, просто, когда его начали химией лечить, она просто его, организм был не готов. То есть вывод, моё мнение, что надо просто жить и получать как негатив, так и позитив. Если будет всё рафинированное, изнеженное, то всё тоже не имеет никакого смысла. Просто вот так сегодня. Немножко здесь, немножко нарушений, но главное.
Евгений Додолев:
А дочку как кормим, по всем правилам?
Валерий Сюткин:
Нет.
Евгений Додолев:
Колбаска есть в ассортименте?
Валерий Сюткин:
Перед вами человек с теловычитанием сидит. Понятно, если у меня начинает расти, как и у всех, есть и я недельку вообще себя не сдерживаю, то конечно, я начинаю расширяться, а потом меньше.
Евгений Додолев:
Я подумал, я, как правило, задаю музыкантам вопрос, мы много раз беседовали, не спрашивал. Была колыбельная для дочери какая-нибудь специальная?
Валерий Сюткин:
Конечно.
Евгений Додолев:
Специальная какая-то.
Валерий Сюткин:
Целый ряд. Я, во-первых, вообще я люблю тихо музыку слушать и тихо её играть.
Евгений Додолев:
Разве?
Валерий Сюткин:
Мы один из самых тихих по звуку ансамблей.
Евгений Додолев:
Когда мы говорим «мы», мы говорим про что?
Валерий Сюткин:
Про сцену, когда я попадаю, скажем, к «Машине времени» на сцену выхожу петь, поздравляя их с очередной датой, они уже, столько не живут, но они молодцы, играют дальше. То я ловлю себя на мысли, что гитара на такую громкость, что я бы умер, там находясь, то есть оглох бы просто уже давно. Поэтому мы играем очень тихо на сцене. Я музыкантов гоняю страшно. У нас нет никаких этих ушных мониторов, ничего.
Евгений Додолев:
Да ладно.
Валерий Сюткин:
Ничего. Я ненавижу это всё.
Евгений Додолев:
Не может быть.
Валерий Сюткин:
Я говорю всегда: барабаны звучат, играйте под живые, не давайте в монитор ничего, вы привыкните и ровно через 5 минут, я в олимпийском играю точно так же, как и в маленьком зале на 50 человек. Мы не любим эти прострелы ужасные, монитор есть, но он включён у меня, в моём мониторе только мой голос, а музыкантов я слышу из их мониторов. Чтобы, когда тихо звучит, ты рассказываешь историю, а когда громко, ты начинаешь орать. А песня, это что ты хотел рассказать.
Евгений Додолев:
Но как же драйв, экспрессия должна как-то передаваться.
Валерий Сюткин:
Вам кажется, что драйв, а там полное, всегда надо играть тихонечко, на трезвую голову, а после концерта снимать напряжение.
Евгений Додолев:
Здесь недавно, по-моему, чуть ли не в прошлую среду был музыкант из новых, из молодых, из выпускников «Голоса» и удивительную он вещь, мне удивительную сказал. Что советская музыка, то, что в частности в репертуаре, это достаточно непростая музыка, даже когда оназвучит. А что 90-е годы привнесли вот этот совсем примитив на наш шоу бизнес. Это соответствует представлениям?
Валерий Сюткин:
Скажу тебе проще и точнее. 60-е - рассвет, оркестры.
Евгений Додолев:
Вот Ободзинский.
Валерий Сюткин:
Там такие люди писали аранжировки, попробуйте заставить молодых музыкантов сыграть.
Евгений Додолев:
То есть это действительно сложно?
Валерий Сюткин:
Это очень высокой квалификации музыканты играли. А вот ВИА, они уже пришли...
Евгений Додолев:
Вокально-инструментальный ансамбль, это для Евгении.
Валерий Сюткин:
Они играли для души больше, умели аккомпанировать, умели мыслить оркестровым звучанием. Ансамбли пришли, они все главные и чтобы выглядеть. Вспомни, как выглядели рубашки соплёй, «Самоцветы», одинаковые костюмы, уже как мы выглядели.
Евгений Додолев:
Клёш.
Валерий Сюткин:
Вот эта мода, петь в унисон 20 человек, такое пение, как у костра, такое, на бардов больше похоже, всем вместе. Обычно раньше пели солисты с интересными голосами, рассказчики. Здесь такая коммунальная советская общая история, пелось «Колышется дождь» доверительно. Не обижая Юрия Федоровича, замечательный коллектив. Это прямо такое отдельное эхо. Но, конечно, по мастерству только шестидесятые раньше играли, а мы все уже слабее значительно. Сейчас обратная тенденция, есть проект «Голос».
Евгений Додолев:
Гризли вот этот из «Голоса».
Валерий Сюткин:
Инструментаристы сумасшедшие, владеют голосами отлично. Теперь мы оказывается поняли, что дефицит не в этом, что уникальным делает, когда человек не копирует Уитни Хьюстон, а поёт как-то так, что глаза закрыл и сказал. Сейчас поют под Григория Лепса многие, но Грише надо отдать должное. У него смесь сочинского ресторана, где он пел всё, что шевелится с хард-роком, что делает его тембр, его эти ноты за гранью понимания, где он их берет там. Абсолютно, вы его с 3-х нот узнаете, для этого артист нужен. Как потеряли Коэна великого, шептал там внизу. Леонард Коэн. Вот всё, с одной ноты, Леонард Коэн.
Евгений Додолев:
Да, у него тексты и у него, конечно, задушевность эта.
Валерий Сюткин:
Вот что важно.
Евгений Додолев:
Он потрясающий.
Валерий Сюткин:
Задача любой певицы не овладеть мелизмами, как это делает Mariah Carey или кто-то, а петь так, чтобы вас: это такая поёт, вот это Евгения поёт. Понимаете? Ее с Еленой не перепутаешь.
Евгений Додолев:
Волконская.
Валерий Сюткин:
А у нас, в принципе, в любом проекте. Вот откуда слово «проект». Проект, значит, там не важна личность, важен продюсер, и в проекте всех можно поменять местами. А Розенбаума Александра Яковлевича нельзя заменить на другую еврейскую фамилию человека, может быть, талантливого. Это будет другой человек. Он один такой, с таким тембром, вот с этим семиструнным строем «Только пуля...». Вот эта осечка у Александра Яковлевича по гитаре, так хрен сыграешь. Только он может.
Евгений Додолев:
Лепса как-то жалко, потому что эта история с накладкой, когда он оступился на сцене.
Валерий Сюткин:
У нас очень любят.
Евгения Волконская:
Я кстати, видела это видео тоже.
Евгений Додолев:
На самом деле, там упрек был, я кстати, тоже на это повелся.
Валерий Сюткин:
Что поет под фанеру?
Евгений Додолев:
Да, под фонограмму. А там видно, что когда он падает, там только бэк-вокал продолжает.
Валерий Сюткин:
Там записана основа, знаете, бывает, когда выходишь из кустов и надо включить. У нас, вы знаете, как молодые люди называют это? Досос. Мы выступаем с дососом, они говорят. То есть это некая часть фонограммы записанная, а сверху неё дополняют и всё. Есть плюсы у этого жанра, то есть звучит богаче. Есть минусы. Ты нихрена себе не можешь позволить: пошататься в ритме, прервать песню, другую начать. Ты прижат вот к этому барабанному клику, ты вместе с ними должен. Для моей музыки, для классического рок-н-ролла это смерти подобно. Поэтому у нас колоссальное есть преимущество, мы себе можем позволить. Мы вообще на саундчеке не ездим, он нам не нужен. Поскольку мы играем тихо, как же, если в балансе группа звучит и хороший звукорежиссёр, вначале играем тихо, потом чуть-чуть добавляем и всё. То есть у нас нет саундчека.
Евгений Додолев:
Если мы уже открыли дверь со скандалами, вчерашняя тема с Киркоровым, вообще, что происходит?
Валерий Сюткин:
Давайте отнесёмся к этому с точки зрения шоу бизнеса. Для двух участников конфликта это отличный...
Евгений Додолев:
Мировой пиар.
Валерий Сюткин:
Да, такой ещё новостной, это всегда хорошо. Но не зная ничего, комментировать не буду. Мне кажется, что вполне могла быть срежиссированная история. Даже если не срежисированная, никто не замечает одной простой вещи. Филипп там вообще ни при чем. Если плагиат песни, но он исполнитель.
Евгений Додолев:
Но он же как автор позиционирует эти песни.
Валерий Сюткин:
Автор текста или чего?
Евгений Додолев:
Автор музыки.
Валерий Сюткин:
Нет, автор музыки не он, автор музыки уже отвечал на вопросы.
Евгений Додолев:
Тогда я вообще не понимаю.
Валерий Сюткин:
Представил документально, что у Дидье Маруани этой песни, это же не старый Space. Это Space двухтысячных, эта песня, она 2003-го. А наш человек представил зарегистрированное в РАО произведение, которое поёт Киркоров 2000-м годом, предоставил 99-м годом исполнителя. То есть если раньше думали, но не говорили, сейчас говорят, но не думают. Вы факты посмотрите, потом начинают кричать на Филиппа, грязь на Дидье, какие-то условия. Допускаю, что обиделся лидер группы Space, но Киркоров тут ни при чем. Я бы на его месте сказал: к автору, я просто пою. Если вы меня уличаете, что это плагиат, то я автор.
Евгений Додолев:
Вначале тема плагиата. Плагиат может, на самом деле...
Валерий Сюткин:
Модно я скажу честно, я слышал, там есть гармоническое сходство, мелодия, как написали про инэте 40 % мелодии совпадает. Ну да, математически можно вычислить. Но если брать примеры Rolling Stones и Kiddy Lang, песня George Harrison с My Sweet Lord.
Евгений Додолев:
Да, была история скандальная.
Валерий Сюткин:
Там прямо побольше. И то признали, что нот 7, они немножко расходятся. Просто есть место небольшого заимствования, нотоно могло быть.
Евгений Додолев:
Сейчас просто подхватили эту тему.
Валерий Сюткин:
Я хочу сказать, что помню, одна из моих первых песен, когда я сочинил, принёс друзьям, они мне сказали: что-то напоминает. И поставили мне песню группы Uriah Heep Easy Living. А у меня был ход, я вам клянусь, что я ещё тогда название Uriah Heep не знал. Но я мог услышать где-то мельком, она могла сесть на подкорку. То есть как вам сказать. Я бы сказал, в данном виде есть специальный суд арбитражный музыкальный, если признают, что плагиат, наверное, придётся кому-то. Но ребята документально подтверждают наши, российские, скажем, со стороны Киркорова автор подтверждает. Я, к сожалению, не помню фамилии, честно.
Евгения Волконская:
А кстати, насчёт суда, ваша история с мемами чем закончилась?
Валерий Сюткин:
Замечательно закончилась. Перед вами сидит принципиальный парень. Я абсолютно самоироничный человек. Я с Джаггером, с Ником здесь, извините за сравнение, абсолютно солидарен. Мик Джаггер сказал: если я на обложке, мне вообще плевать, что про меня пишут на 59-й странице. Понимаете? То есть какой-то мем, но моя мама, когда ей в инэте показали, как читать новости про сына, увидела в первой тройке вот это: бей бабу по лицу.
Евгений Додолев:
А всё, я вспомнил, о чём, всё, вспомнил.
Валерий Сюткин:
Дальше я обращаюсь через, вначале я нанял просто моих друзей, юристов, попросил составить письмо.
Евгений Додолев:
Когда слово «нанял» было произнесено, я вздрогнул, но потом оказалось, что юриста.
Валерий Сюткин:
Обратился к юристам, ещё не платил им деньги, сказал: ребята, можно написать письмо? Написали. Ответ мне понравился. Примерно так: ребята, я всё понимаю, чёрный юмор.
Евгения Волконская:
Кому писали в первую очередь?
Валерий Сюткин:
На домен lurkmore, хозяину lurkmore, с ним были какие-то уже по другим вопросам. И когда я обратился в юридическую службу Роскомнадзора, я сказал: у меня просьба такая, я ничего не требую, я всё понимаю, уберите, маме неприятно, я вас очень прошу, просто уберите, всё будет нормально. Ответ мне понравился: да пошёл ты, да кто ты такой, какой там рокер, Сюткин, какой певец, кому ты нахрен нужен. Очень в такой форме пренебрежительной.
Евгений Додолев:
Письменно?
Валерий Сюткин:
Письменно, да, туда. То есть это вообще наш сайт, как Википедия, пишется не нами, ну, и как добавочка была, и вообще мы вас видели. То есть никакого уважения, вы извините, просто знаешь, пошёл ты в пешеходную. Ну я и пошёл. И где теперь ребята на российском пространстве? Никого. Я потратил это время, силы, и спасибо юридической команде, которая выполнила. Я не ходил никуда, написал доверенность.
Евгений Додолев:
Можно озвучить юристов.
Валерий Сюткин:
Роскомнадзор, просто юридическая служба Роскомнадзора занималась этим вопросом.
Евгений Додолев:
А вот по теме плагиата, всё-таки сейчас вот этот скандал всколыхнул эту вещи. Я сегодня утром Facebook и ссылку на самый известный мужской журнал, не хочу его пиарить. Они там сделали подборку, в частности, наехали на Шевчука О предчувствии гражданской войны и на Макаревича штатском она. У Макаревича какая-то есть песня, и у битлов, Джорджа Харрисона. Там предъявляют рифт, мне кажется, рифт можно заимствовать или рифт тоже, если ты снимаешь один в один, это считается плагиатом?
Валерий Сюткин:
Это надо сыграть, Jimmy Page естественно вздрогнет.
Евгений Додолев:
Но можно рифт заимствовать или заимствование рифа, это точно так же, как мелодия, это является.
Валерий Сюткин:
Мне очень понравилось, как-то мне Андрей Сергеевич Кончаловский, когда поздравил нашу семью с новым годом, фактически, дал афоризм, который я тутже перезвонил и сказал: Андрей Сергеевич, а можно я это возьму? Он говорит: Валера, во-первых, это не моё, это древняя китайская мудрость. Прощайте быстро, целуйтесь медленно, жизнь коротка. Прощайте быстро, целуйтесь медленно, любите искренно и веселитесь неудержимо. Это мудрость восточная, это раз. Во-вторых, запомни на всю жизнь, хорошая шутка не стареет, а меняет автора. Хорошая мелодия тоже не стареет, надо уважительно, я стараюсь деликатно. Но бывает случайно. Вот у меня есть, были ироничные подкалывания, в один год вышли у «Дюны» «Борька бабник» и мои «7000 над землёй. «Наш Борька бабник», там вот и всё, и дальше ничего. В случае Моруани-Киркоров, назовём это так сегодня, чтобы всем понятно было, чуть больше. У Джорджа Харрисона с «My Sweet Lord» ещё больше. У Kiddy Line с Rolling Stompnes, там просто «Everybody fare», вот эта песня у Роллингов, там просто первый заход, гармония. Есть какие-то, конечно, но мне кажется, что к чести всех большинство не понимает, как это происходит. Это не то, что я слушаю прямо и копирую, как бы её оттащить побольше. Бывает, где-то слышал, в подкорке сидит. Ну, разберутся, но рекомендую всем не попадать в такие ситуации.
Евгений Додолев:
Леонард Коэн упоминался здесь, а первый выпуск программы «Мимонот», самый-самый первый, он был с Володей Матецким, его «Лаванда» и «Danse me to the end of love», это у неё самое болезненное место, он мне говорит, что заход, это не имеет значения.
Валерий Сюткин:
Нет, там должно быть, во-первых, там совпадение не гармоническое, потому что речь идёт в припеве, ещё «Любочка», песня у Макаровой Маши, помнишь, «кто не знает Любочку», такая же гармония у английской команды замечательной, у Radiohead или у кого-то. Там не перепутаешь, она настолько кривая гармония, понятно, откуда навеяло. Все равно не признать, почему? Мелодия другая.
Евгений Додолев:
Но мелодия всё-таки в приоритете.
Валерий Сюткин:
На гармонию, на наших трех аккордах сочинено 300 мелодий, а в случае Моруани-Киркоров, там в мелоди не так, просто гармонические обороты одинаковые.
Евгений Додолев:
Ладно, всё, поставим точку.
Евгения Волконская:
А про вашу преподавательскую деятельность мы не успели поговорить.
Валерий Сюткин:
Затихла пока. Нет пока преподавательской деятельности уже год по причине слияния ВУЗов. Мой альма-матер, МГГУ имени Шолохова объединили вместе с педагогическим крупным ВУЗом, это сейчас течение. Два начальства слились в одно, понимания между ними никакого, зарплату я не получаю, поэтому никаких претензий нет, но и не работаю. Поэтому жду. Приглашали, вызывали не совсем то слово, разговаривали, сказали: вы нам нужны позарез. Я говорю: давайте найдём консенсус. Нашли вроде на словах, но на деле воз и ныне там.
Евгений Додолев:
А если мы про преподавание по ассоциации с учениками, есть ученики, последователи.
Валерий Сюткин:
У меня, прямые?
Евгений Додолев:
Да, люди, которые равняются на Сюткина.
Валерий Сюткин:
Не знаю, надо спрашивать. Но периодически я новую песню, которую мы, надеюсь, сегодня после эфира послушаем. Это премьера, Деня, специально для тебя, потому что премьера у нас 1 декабря, тобишь завтра. В первый день зимы. Зимняя песня, называется она «Без варежек», написал её Ромарио, талантливый автор, с которым мы «Москву-Неву» написали и «Целуйтесь медленно», вернее, написал он, а я озвучил. Вот он, называя меня Валерий Миладович, говорит, что какая-то роль сыграна в его творчестве нынешнем. Кто-то, наверное, вспомнит бытность «Браво», написание моих текстов на музыку Жени Хавтана, тоже говорят, не безнадёжно. По крайней мере, то, что написано, и за спиной есть песен 10 точно, которые до сих пор звучат в радиоэфире. Потому что понятно, бывает, знаете, попадает человек с музыкой или с текстом и 2-3 года шлягер. Но когда лет 25, это значит что-то в этих песнях было.
Евгений Додолев:
Про «Браво». Я помню, когда Жанна Агузарова уходила, она уходила: ну, теперь с вами всё.
Валерий Сюткин:
Она так не говорила. Но зритель говорил.
Евгений Додолев:
Она никогда так не говорила, но это эманировало, то есть сам уход, там никогда не было это озвучено, но теперь где вы будете. Потом приходит Сюткин, и «Браво» просто на этаж.
Валерий Сюткин:
Там, кстати, до меня ещё Женя Осин и Ира Епифанова почти два года. Там дырочка между уходом Жанны и моим приходом была чуть меньше двух лет.
Евгений Додолев:
Так вот в контексте этого приходилось вообще с Жанной пересекаться и общаться?
Валерий Сюткин:
Конечно. Много раз.
Евгений Додолев:
На эту тему не говорили про «Браво»?
Валерий Сюткин:
Про её уход?
Евгений Додолев:
Вообще про эту ситуацию, что она ушла, Сюткин пришёл, не обсуждали никогда?
Валерий Сюткин:
Я вспоминаю наше общение с Жанной, там нет отсутствовало такое, знаешь, разговор двух нормальных людей. Мы всегда помимо «привет-привет» были, может быть, какие-то планы: давайте споём в этом припеве, в этом припеве Женя... Я плохой пародист, но такой какой-то, при слове «гонорар» абсолютно нормально, другие темы разные. То есть вопросов к Жанне много, ответов на них фактически не получаешь. Поэтому дистанцировавшись на хорошую приятельскую дистанцию, очень уважительно, надеюсь, взаимно. Ближе нет.
Евгений Додолев:
Я ещё подумал, какой был бы прикол, если бы вы тандемом что-то записали из «Браво», просто на двоих, это было бы смешно.
Валерий Сюткин:
Сейчас никаких предпосылок, мне понравилось, Женя сказал, мы не так давно, в прошлом году Евгений Хавтан, мы сталкиваемся на мероприятии, которое я провожу. Целый ряд групп приглашённых замечательных: «Серьга», «Чайфы», по-моему, ещё кто-то и, конечно, «Браво». Ребята, которые это всё оплачивали, очень попросили, чтобы мы вместе что-то грохнули. Женя мне говорит: я с удовольствием, только мы в наушниках, Валера. Я говорю: да я и без наушников это спою. Он говорит: видишь, как время, ты играешь на гитаре, я пою, все получаем удовольствие. Так что как-то так, очень по-доброму, с юмором. Пока так.
Евгений Додолев:
А с кем-то вообще приходилось расставаться с теми, с кем творчеством занимались вместе так, что контактов никаких, бывало такое?
Валерий Сюткин:
Нет, с «Телефоном» расставались, контакты есть, редкие, но все равно.
Евгений Додолев:
Что такое «Телефон»? «Телефон», это собственно Сюткин и аккомпанемент.
Валерий Сюткин:
Ну, не совсем так, там ребята всё-таки вносили какие-то идеи, я бы так не сказал. Вот «Твист Каскад» уже да, сейчас то, что называется «продюсер», гордым словом, просто так, сам бегал, всё делал. А там всё-таки групповое творчество, надо это признать. С «Браво» общаемся. Опять же, это попадаем в совместные концерты, это не значит, что каждый день перезваниваемся.
Евгений Додолев:
Мы на финишную прямую, у нас 3,5 минуты осталось. Ещё раз немножечко по графику мероприятий.
Валерий Сюткин:
Что важно, премьера песни с завтрашнего дня, я не буду говорить на всех радиостанциях, где возьмут, я не унижаюсь, Женя, я посылаю, как тебе, высылаю трек руководителям радиостанций.
Евгений Додолев:
Я сам выпрашивал.
Валерий Сюткин:
Удачи вам, кто-то говорит: как то у вас аранжировка не соответствует нынешнему времени. В песне главное не аранжировка, главное - либо катапультирует песня, либо не катапультирует. То есть вызывает эмоции или нет в переводе. Поэтому премьера песни «Без варежек» вместе с видео везде. Дальше концерт, имею честь сегодня, кто прорвётся, удачи вам.
Евгений Додолев:
Хотя мы даже не озвучили, где сегодня, на всякий случай.
Валерий Сюткин:
Сегодня мы в «Ля Музон», название такое смешное. В ночь с 16-го на 17 декабря Soho. Тоже на Саввинской набережной.
Евгений Додолев:
Тоже с Моргулисом?
Валерий Сюткин:
Нет там Рок-н-Ролл Бэнд.
Евгений Додолев:
Сегодня с Маргулисом, а там Рок-н-Ролл Бэнд.
Валерий Сюткин:
Сегодня Моргулис может и не петь, он просто, как бренд «Квартирник» теперь за Женькой, молодец.
Евгений Додолев:
Он молодец в этом смысле.
Валерий Сюткин:
Правильно сделал. Так рейнкарнировал это движение. Дальше у нас 4 января, это в ЦДХ концерт с рассказами и не только. Да, и пользуясь случаем, будет спектакль у наших с тобой коллег. Михаил Козырев и Алекс Дубас приглашают на спектакль 10-го и 11 декабря в центр на Страстном. 10-го у них в гостях Макс Виторган, 11-го ваш покорный слуга.
Евгений Додолев:
А с чем 11-го, какая программа?
Валерий Сюткин:
Я рассказываю историю, которая торкает, без музыки. Там Женя Любич отвечает за музыкальную часть. Но я вам рекомендую. Я был на этом спектакле как зритель, был Олег Нестеров, рассказал великолепную историю. И Миша, Михаил Козырев, и Алекс Дубас тоже делятся, ещё раз говорю, это то, что вас в жизни, они делятся тем, что их катапультирует. Поэтому не скучно. Вот мне не на всякий драматический спектакль бывает не скучно. Потому что выхожу и отмечает интересную работу художника. Спектакль должен так.
Евгений Додолев:
А новый год не на сцене?
Валерий Сюткин:
На сцене, конечно. Но там меня не уполномачивали озвучивать.
Евгений Додолев:
Понял, всё понял.
Евгений Додолев:
Понял, будет секретный вызов. Финальный вопрос, Женя.
Евгения Волконская:
Через пару дней вступают в силу новые правила парковки. Я читала ваш комментарий, поделитесь с нашими зрителями.
Валерий Сюткин:
От первоисточника: никого не радует повышение цен, в том числе и стилягу Сюткина. Это плохо, но другого способа человечество не придумало. Невозможно сделать такое количество дорог в городе, чтобы все, включая студентов, домработниц, сейчас все мы ездим на машинах. Раньше толкались в общественном транспорте, сейчас толкаемся на дорогах. Поэтому, ребята, находите методы, если вы работаете недалеко от метро, надо на работу ехать на метро и ничего страшного. Так делают жители Нью-Йорка, Парижа, Лондона, в костюмах с годовым доходом 100.000 $ и не меньше, все на такси, метро. Потому что просто не поставить машину. А у нас уже сегодня, к сожалению, так в центре. Поэтому в те места, где слишком много движений. Поэтому отнесусь с пониманием, тем более, что нас никто особо и не спрашивал.
Евгений Додолев:
Жители Парижа, Нью-Йорка и Лондона, они, конечно, ездят на метро, но они не имеют возможности пойти на концерт Сюткина, в отличие от жителей Москвы. Поэтому у нас какое-то преимущество перед жителями этих городов.
Валерий Сюткин:
Заметьте, не я это озвучил.
Евгений Додолев:
Спасибо, Валерий, за визит в программу «Мимонот». Вели Евгения Волконская и я, Евгений Додолев, до свидания.
Валерий Сюткин:
Удачи.
Евгения Волконская:
До свидания.