Анна Воронина
- Здравствуйте, дорогие друзья! В эфире "MediaMetrics", это программа "PROдвижение" с Анной Ворониной и сегодня у меня в гостях совладелец, вице-президент компании Hoff Михаил Кучмент. Михаил, здравствуйте!
Михаил Кучмент
- Доброе утро.
Анна Воронина
- Ну Когда рассказала коллегами и знакомым, что приглашаю вас в эфир. все конечно захотели узнать и попросили вас расспросить о том как перейти из наемного менеджера в собственника бизнеса. Что нужно сделать и как правильно выстроить этот процессе перехода
Михаил Кучмент
- Хороший вопрос вы знаете здесь нет какого то одного универсального рецепта я могу немножко рассказать на своем примере дело в том что два моих больших эатапа в карьере я действительно работал в компаниях-лидерах это сначала была компании самунг электроникс потом мвидео потом на момент когда я из нее уходил из опреационного управления компания была олним из лидеров российского ритейла и остается и компания в тот момент сделала ipo и до сих пор по моему это единтенный пкбличный ритейлер в секторе нонфунд в россии это был ноябрь 2007 года такая некая я бы сказал как в спорте когда он что то делал делал и что то выиграл очень важный турнир и мне показалось что вот нстал момент когда можно сделать какой то следующий этап в моей жизни я бы сказал дальше самому себе передать эстафетную палочку но дальше вот делать чтот то другое и тогда появилась идея построить тоже большую успешную компания но в другом розничном секторе бизнеса вот и мы с моим на сегодняшний момент партнером Александром Зайонцем уже тогда думали как нам обременить тот опыт и знания которые мы получили мы поэтому рассматривали в первую очередь тот бизнес в котором у нас есть компетенции ну это конечно ритейл дальше мы уже смотрели на те секторы в которых можно еще построить большую компания и где рынок еще не поделен где есть еше так скажем вакуум где потребитель не до конца понимает где эту категория товаров ему купить нам покахалось что как раз такая категория товаров это мебель нашими глазами это выглядело так что есть икеа и все остальные и в то же время мы изучали международгые рынки мы понимали что есть такие форматы похожие на икею например houm furniture но другие которые с другим ассортиментом которые лучше адаптированы к локальному рынку эти форматы на самом деле в европе занимают до 50 процентов доли рынка и вот идея создать такую компанию такй формат к нам пришла дальше мы уже стали ее реализовывать
Анна Воронина
- подожди вот хотела все таки расспросить именно вот этот вот переход то есть вы пришли в внутреннее состояние пришло к такому же такой точке что вы понимали что хочется открыть что то свое чтобы было совк и только свое ну по сути ты был успешным топ менеджером прошел карьеру сбст от ассиентат менеджера отдела бытовой электроники то есть до уже топ менеджера в большой компании ну такой уже условно потолок вот что это было чисто эмоционально или видели столько возможностей на рынке россии что хотелось занять эту нишу вот как это было
Михаил Кучмент
- это совокупность факторов то есть знаешь не было такого момента когда взяло так и щелкнуло то есть с одной стороны ты читаешь какие то книжки которые тебя мотивируют про успешных предпринимателей то есть если ты думаешь ну вот может быть нужно в жизни получить такой шанс самому себе дать шанс просто попробовать и что-то сделать да это страшно вот я могу сказать что представь компания мвидео на тот момент по-моему два миллиарда был оборот я коммерческий директор я работаю с мировыми поставщиками огромные большие бизнесы выстроены структурированы как машины и в какой то момент оказываюсь в не знаю в маленьком офисе в маленькой компании мои контрагенты это компании которые российские фабрики которые совершенно на тот момент не были структурированы системны нет каких то брендов то есть все это так знаешь разрыв между индустриями и сейчас и на тот момент был просто колоссальный поэтому было немножко страшно я бы сказал но в то же время очень интересно то есть вот отвечая на твой вопрос нужно первое самому себе дать в жизни шанс попробовать это сделать можно это откладывать но вот скажем я такое решение принял мне было 33 года это очень такой я считаю продуктивный возраст когда ты еще можешь себе позволить сделать какое то в жизни серьезное изменение какой то серьезный рывок без особого в принципе риска потому что если у тебя что то не получится то можно это рассматривать как хороший такой опыт как некое такое тоже образование но нужно дать себе шанс попробовать потом были естественно амбиции все таки сделать что-то самому да тогда я был совладельцем компании но я не был основателем я не создавал бизнес с нуля мне очень хотелось быть сооснователем компании построить это бизнес именно с нуля делать вот эти вот первые самые шаги
Анна Воронина
- а когда вы выбирали бизнес я поняла что решили остаться в ритейле потому что это было знакомо но с мебельным бизнесом реально не было никакого живиого не знаю наверное если только ремонт не делали наверное не сталкивались это вы с партнером читали какие то отчеты консльтутантов которые говорили что вот ниша не занята идите туда либо вас тянуло просто в этот интерьер какой то такой интерес откуда появилась эта идея
Михаил Кучмент
- мы во первых видели то что есть достаточно большой рынок то есть мы понимали емкость рынка мы понимали как он устроен в Европе мы считаем что со временем российский рынок подойдет больше к европейским моделям мы смотрели видели некую эволюцию как должен развиваться рынок и понимали что есть большая ниша для такого формата как хофф и на тот момент у нас появилась возможность взять франшизу одной крупной европейской сети в принципе в аналогичном формате это такая австрийская компания кик нас тоже подтолкнуло потому что честно говоря строить вот так самим с нуля без вообще какого то опыта в мебельной индустрии это было наверное совсем очень сложно потому что это все таки бизнес модель сложна это большие гипермаркеты это большой ассортимент эта сложность бизнес-модели она не только в торговых площадях в поставщиках она в первую очередь в IT-решениях в логистике и в управлении розницей в ряде других бизнес процессов и для этого всего конечно были нужны ноу-хау были нужны какие то компетенции поэтому вот мы изначально наш бизнес стали развивать в партнерстве с компанией кик получили франшизу и два года вот под этой франшизей проработали
Анна Воронина
- вот как раз объясню почему спрашиваю потому что все же говорят кризис время возможностей многие хотят действительно открывать бизнес присматривают ниши вы когда начинали вот по франшизе понятно они рассказывают какое место должно быть как это устроено но потом вы решили от нее отказаться в какой то момент то есть уже делать так как сами видите вот с чем это было связано
Михаил Кучмент
- очень важный вопрос очень правильный момент главное что те кто здесь слушают чтобы не возникло желание немедленно пойти отказаться от франчайзинга просто можно сказать нам не повезло но есть серьезно модель вот франчайзинга она очень хорошо работает когда сама по себе бизнес модель простая и какие то должны быть плюсы например сильный международный бренд который все знают например макдоналдс развивается по франчайзингу или бургер кинг в России развивается по франчайзингу но это сильный мировой бренд люди все его знают люди сейчас путешествуют они видят его везде во всем мире и достаточно простые технологии которые легко я бы сказал тиражировать и где не нужна какая то сильная адаптация к рынкам ну то есть наверное какая то есть локальная и в фастфуде адаптация но как правило бигмак он везде бигмак с точки зрения мебели и товаров для дома это вообще разные культуры потребления и в Европе людям нравятся одно в России другое у нас например существенно меньше в среднем площадь жилья соответственно там не знаю у нас диван обязательно диван должен раскладываться потому что гостиная у многих превращается в спальню поэтому есть большая специфика и с точки зрения стиля который людям нравится и с точки зрения функционала мебели которая должна быть поэтому здесь первое что мы поняли что необходима очень глубокая адаптации к российскому рынку как в ассортименте так и в каких то бизнес процессах например поставщики в Австрии все привозили непосредственно выставляли в магазине здесь же возникла необходимость выстраивать в том числе центральную логистику это другой бизнес процесс центральный склад там и это другие логистические потоки немножко другие и главное что мы увидели что обычно франчези в этой бизнес модели есть какая то существенная помощь и поддержка но на каком то этапе увидели что бизнес модель не эффективна бренд он тоже честно говоря кик
Анна Воронина
Это год два сколько было вы работали
Михаил Кучмент
Мы работали так вот мы открыли первый магазин в апреле 2009 года и где то к началу 2011 мы поняли что эта модель она не эффективна что честно говоря мы никогда в рамках франчайзнга мы никогда не сможем построить эффективную бизнес модель потому что было много ограничений вот и мы не видели для себя каких то плюсов бренд узнаваемость бренда она была кроме тех туристов которые посещали Австрию Чехию кик была немножко представлена в странах восточной Европы узнаваемость в России стремилась к нулю поэтому сам бренд ценность нам не давал с точки зрения менеджмента мы очень быстро поняли все нюансы этого бизнеса быстро сами разобрались и поскольку мы были ближе к России были ближе к потребителю конечно те совет которые нам давали австрийские коллега они были ля нас прост нерелевантны вот ну и главное организационно еще вот такой очень важный момент мы не совпали по культуре управления что произошло мы это такая скажем быстрая мобильная компания которая быстро принимает решения с плоской структурой управления и мы попали в систему где европейская такая корпорация где самые главные люди это юристы то есть решении принимают очень долго а рынок он очень быстрый и ритейле ты или быстрый или мертвый так вот здесь по середине не бывает по середине не бывает по середине зона неэффективности и мы пытались еще выстроить с ними отношения не получалось фактически они своим подходим нас подтолкнули к идеи создания собственного бренда мы в кротчайшие сроки у нас было 5 гипермаркетов бы вот 6 должны были флагманский открывать который на сегодняшний день наш лучший гипермаркет успешно работает и мы для себя поняли что вот его мы уже хотим точно открыть уже под свои собственным брендом у нас было для этого 6 месяцев это достаточно сжатый срок мы с нуля создали бренд его разработали было очень простое задание нам хотелось чтобы название было простое запоминающееся с немецкими корнями потому у нас европейский формат и желательно чтобы четыре буквы чтобы удобно было перевешивать вывески потому что закладные были сделаны под 4 буквы вот так в процессе родилось это название хофф
Анна Воронина
А как приглашал каких то креативщиков то есть как то мерили целевую аудиторию как оно будет фокус группы или оно было вот так вот на бумажке сели в кафе
Михаил Кучмент
Скажем так ну про фокус группы мы свои такие делали фокус группы такой классической фокус группы мы не делали для нас был важный момент действительно все таки мы его делали не на коленке мы в этом провели тендер взяли посмотрели лучшие брендинговые агентства которые существуют в России мы сразу ориентировались на российский потому что у нас было сжатое время потому что мы понимали что с международными агентами мы просто по времени не успеем сделать вот провели тендер дальше вот на тот момент это было агентство майлдер и вот с ними уже провели работу не с первого раза не с первой серии названий которую нам выдавали родился этот бренд но в итоге мне кажется удачно получилось знаешь что интересно что я считаю что те кто нас слушают ваши радиослушатели или смотрят обычно всегда когда мы берем сотрудника нового они в полной уверенности что хофф немецкая компания и это говорит о том что с точки зрения маркетинга мы хорошо делаем свою работу потому что все таки наш конкурент это в первую очередь западные компании и для того чтобы с ними полноценно конкурировать и в этом формате мы тоже должны позиционировать себя как европейский формат ну так и есть на самом деле наши магазины они в принципе на российский рынок представляем принципиально новый представили формат
Анна Воронина
А вот что касается конкурентов затронул сейчас понятное дело что на рынке когда приходили он был уже не свободен то есть уже были и российские игроки и иностранцы крупные условно как икеа вот как сейчас с ними строятся отношения и тогда строились и вообще есть ли эти отношения или это такая жесткая конкуренция
Михаил Кучмент
Здесь ты не совсем права потому что с одной стороны рынок всегда есть н всегда поделен но когда мы проводили опросы где они покупают мебель где они собираются покупать мебель в нашем понимании у людей не было четкого понимания то есть кто то говорит я там в грант поеду кто-то в икею поеду то есть ну да икеа она стоит особняком они молодцы что за время что они существуют в России им удалось создать большой сегмент лояльных к себе покупателей и скажем так с ними очень тяжело конкурировать но с точки зрения всего остального икеа это не более никогда ни в одной стране икеа не занимает более 20 процентов рынка то есть по крайней мере остальные 80 процентов рынка здесь мы не видели каких то прямо сильных игроков были лидера в отдельных игроков но какого сильно мультикатегорийного игрока как мы нет и в основном люди покупали в таких вот мебельных торговых центрах но наш формат дает массу преимуществ по сравнению с торговым центром потому что в торговом центре фактически пересекаются идеи арендодателя то есть у вас есть задача сдать площадь как можно дороже в аренду вы не очень думаете о качестве этих торговых площадей кто там сидит может там быть десять компаний который один и тот же диван продают то есть да в нашем случае торговая площадь и меньше но ассортимент специально отобран потому вам удобно вы совершает ван стоп шопинг вы совершаете всю покупку в одном месте есть постоянные промоакции которые торговые центры не могу вот так вот делать огромную роль сейчас приобретает интернет например у нас на сегодня доля продаж в онлайне превысил 15 процентов от нашего оборота и мы в России вот наш интернет магазин хофф.ру мы являемся лидером по продаже мебели с большим отрывом кстати та же икеа до сих пор не может полноценно реализовать онлайн продажи в России хотя в мире у них это есть
Анна Воронина
Интересно условно как сейчас продвигаете и развиваете этот бизнес с точки зрения продвижения пиара то есть какая часть это реклама ну вот обычно спрашивают предприниматели как свой бизнес продвигать или пиарить и всем интересно нужен ли какой то на это бюджет или нужно на каком то бартере как это работает у вас
Михаил Кучмент
Пиар ты имеешь ввиду
Анна Воронина
Маркетинг реклама
Михаил Кучмент
Наши маркетинговые инвестиции на что направлены
Анна Воронина
Да и что эффективно
Михаил Кучмент
У нас сейчас два основных таких направления это ТВ реклама и диджитал то есть все что связано с онлайн видим перспективу в развитии диджитал потому что еще раз говорю мы на сегодня продаем в онлайн с доставкой по всей России у нас на самом деле продажи идут не только в городах где физически присутствуют наши магазины мы осуществляем доставку практически по всей России и используем наши вот региональные площадки как такие хабы логистические для того чтобы доставлять оттуда в близлежащие города вот и ТВ реклама мы считаем самое эффективное потому что мы видим это работает узнаваемость бренда также мы делаем и наружную рекламу и каталог и радио не используем в основном фокусируемся на том что я сказал
Анна Воронина
просто относительно недавно общалась с коллегами из фармацевтического бизнесе и они мне рассказывали что считали конверсию от рекламы в интернете и от рекламы на первом канале и говорили о том что у них условно один человек приходящий потом за покупкой на первом канале он выходит в четыре раза дешевле чем реклама в интернет то есть интернет не такой дешевый как он кажется то есть деньги туда заливаешь а конверсия гораздо меньше чем от телевизора вот что традиционные каналы до сих пор работают и эффективны
Михаил Кучмент
у нас омниканальная бизнес модель то есть у нас кажем так клиент в независимости от того покупает он в оффлайне в онлайне он имеет единые условия и мы так же смотрим на тот бизнес мы не делим вот мы можем конечно оценивать и по отдельности эффективность каждого канала но мы смотрим на это в целом потому что я поясню примерно мы выкладываем какую-то рекламу в интернете но мы точно понимаем что с этой рекламы 50 процентов продаж будет в рознице 50 процентов будет в онлайне то есть скажем так и наоборот когда мы даем рекламу по скажем так традиционным как ТВ реклама конечно то сильно повышает и продажи в интернете по этому нужно оценивать в совокупности мне кажется так отдельно вот я понимаю с точки зрения фармацевтического бизнеса но это наверное был не розничный бизнес не аптеки
Анна Воронина
аптеки безрецептурные
Михаил Кучмент
аптеки были тогда им надо да вот может важность интернета она не такая большая в этом бизнесе и там какая то другая структура рынка то что мы видим вот по нам это именно работает эффективно в совокупности в этой омниканальной бизнес модели ее плюс он в том и есть что если бы мы например продавали только в онлайне и давали онлайн рекламу то мы половину эффективности продаж теряли бы потому что так бы мы бы увидели продажи только в онлайне а получается что у нас такие же продажи онлайн реклама генерирует в офлайне и по сути наша задача нас например вот сейчас уже стало понятно за последние несколько лет что на сат заходят в разы больше людей чем в магазины например в этом году на сайте будет больше 20 млн посетителей в год а магазин например посетит 6-7 млн человек то есть точка входа она вот здесь вот а не физически в магазин монитор показал
Анна Воронина
потом общалась с генеральным директором крупного бренда итальянских макарон и он рассказывал что Ань все это вообще реклама ерунда делали на ТВ делали в интернет очень знаменитый бренд не хочу называть а в итоге работает то что на что дают скидку то есть в магазине скидка 30 50 процентов те макароны и берут вот спецпредложения работают и насколько эффективно часто нужно делать редко делать
Михаил Кучмент
важность цены она то есть она очень сильно возрастает именно в ситуации когда доходы населению падают как раз то что в нашем случае сечас происходит и я считаю что во многом нам вот почему в это непростое время удается показывать устойчивый рост и увеличивать долю рынка потому что мы для себя поняли что самое важно для нас было в 15 году удержать доинфляционный уровень цен просто у нас была основная задача у каждого категорийного менеджера была одна задача удержать уровень цен 2014 года и в рамках этого например мы проделали очень серьезное импортозамещение у нас доля импорта доходила в каких то категориях до 50-70 процентов мы ее снизили в целом по компании с 30 до 10 процентов это очень много и мы сделали это очень быстро мы в течение 6 месяцев буквально перестроили наш ассортимент и мы те бестселлеры которые раньше импортировали из Китая из Европы из Азии мы смогли сформировать ту же линейку у российских производителей в кротчайшие сроки я могу сказать нам удобнее гораздо удобно работать с российскими поставщиками у тебя нет вот этой логистики какие то контейнеры плывут рабочий капитал отвлечен на вот этот транзит то есть они здесь рядом ближе можно гибче реагировать на спрос если там растут продажи если какие то колебания продаж проще решается продажа с послепродажным обслуживанием поэтому для нас вот важность цены мы считаем она первостепенна и естественно мы увеличиваем промоактивность по мере того как мы понимаем что рынок сложный как правило бывает какие компании делают традиционные ошибки вот я знаю по некоторым своим коллегам по рынку товар подорожал соответственно была попытка переложить это в цены и это какое то время проходит какое то время это работает то есть вы подняли цены на 30 процентов например у вас продажи остались на том же уровне то есть формально вы ничего не потеряли но на самом деле если посмотреть в штуках то вы потеряли 30 процентов то есть в деньгах у вас такие же продажи но в штуках продажи упали на 30 процентов это значит что вы потеряли 30 процентов клиентов с ходу и в моменте у вас продажи 0 а потом дальше то они как спираль такая закручиваются и продажи продолжают падать поэтому мы смотрели в первую очередь на удержание продаж в штуках для на это было важно вот и за счет того что произошла некая ткая вот инфляция средней цены то в деньгах продажи выросли поэтому уровень цен очень важен кстати вы в начале еще спрашивали какие новые есть бизнесы мне кажется бизнесы где вы можете иметь какое то конкурентное преимущество по цене это на сегодня в России очень актуально
Анна Воронина
вот про цены поняла но вот что касается импортозамещения многие предприниматели жалуются что в России качество иногда страдает вы когда вот начали поднимать этот вопрос у себя наши российские производители мебели предметов интерьера они на сегодняшний день так выросли уже то что понятное дело что итальянцы в мире мебели бренд понятно что это будет красивая дорогая мебель шведы что это будет дешево удобно собрать а российская мебель кучу анекдотов можно найти ну то есть не подходит все не будет состыковываться нужно еще воспользоваться молоточком все это самому добить самому доделать как вот вы когда искали с чем столкнулись то есть выросли наши производители
Михаил Кучмент
вот я 8 лет в этой индустрии могу сказать что на моих глазах она переживает такое серьезное развитие по эффективности вообще мы когда начинали это конечно действительно было ну я не могу сказать что были какие то ну то есть давайте так то есть эффективность была существенно ниже ну и главное что люди здесь больше речь наверное шла и ментальности предпринимателей то есть мне кажется что вот ментально просто это было еще относительно небольшой бизнес были вот предприниматели которые только только начинали бизнес только только вырастили но вот первый кризис помог он заставил компании быть эффективнее я про 2008 год но вот эта вот вторая волна которая сейчас пошла тоже то есть она выживает сильнейших то есть что происходит происходит консолидация то есть крупные компании они растут а мелкие несистемные умирают но второй важный вопрос сам бизнес сами компании они становятся эффективнее и появилась сейчас если российские фабрики они были ориентированы в первую очередь на низкий ценовой сегмент потому что уже было такое условно что такая мебель которая чуть выше по качеству она должна быть импортная то есть сейчас вот как раз за счет того что импортная мебель подорожала в два раза у российских компаний открылась огромная ниша они раньше были просто не конкурентны в этом сегменте сейчас с учетом того СИМПР стал стоить в два раза дороже появилась огромная ниша потому что вот был какой то диван он стоил не знаю 100 тыс руб импортный и сейчас возник сейчас он например в рознице стоит у кого то 200 тыс но у людей осталась покупательская способность на 100 тыс может быть даже на 80 тыс руб но им нужен в эти деньги какой то хороший диван вот российские производители они сейчас эту нишу очень хорошо закрывают они инвестируют в производство которое позволяет производить им более качественную мебель я могу сказать точно вот мы тестируем прежде чем завести какой то ассортимент у нас есть служба качества мы тестируем все наши весь наш ассортимент прежде чем он встанет на полку во всех гипермаркетах во всех наших магазинах его видят и покупатель и наши продавцы консультанты мы собираем обратную связь служба послепродажного сервиса в это вовлечена то есть вы правы мы уделяем качеству огромное внимание и я могу с уверенностью заявить что сегодня качество российских фабрик оно находится на очень высоком уровне и мы видим что вот те же аналоги которые мы импортировали из Европы пусть даже из германии из Китая то что делают российские фабрики это никак не уступает по качеству но с учетом того что это производится в России что это логистически ближе меньше вероятность что будет какой то логистический брак потому что при транспортировке бывает мебель она может там поцарапаться еще что то вот поэтому я бы даже сказал что с этой точки зрения качество выше и в этой индустрии в нашей индустрии импортозамещение очень хорошо работает, второй я тоже вот это наверное вопрос но вот я так хотел сказать что наши основные поставщики это не какие то компании с громкими именами это как правило компания может быть средний знаете бизнес там может быть оборот порядка там миллиарда до 3 рублей она находится в каком городе с населением 100 тыс человек там работает порядка тысячи человек то есть в этом городе компания является достаточно значимым работодателем как правило возглавляет ее какой-нибудь предприниматель который вырасти этот бизнес с нуля то есть это ни какой то там инвестор это человек который сам построил бизнес им живет сам ездит в Европу смотрит эти новинки разрабатывает эти модели то есть вот я вижу что само предпринимательство оно положительно влияет на развитие этой индустрии в России
Анна Воронина
хотела еще задать вопрос про вот про бизнес понятно а вот деловые объединения ты же еще входишь являешься членом генерального совета деловой России вот для тебя что там значит членство это тусовка или это помогает как то развивать бизнес когда нужно вступать в деловое объединение то есть для чего
Михаил Кучмент
мне кажется что здесь более здесь сложно сказать там разложить по полочкам потому что могут быть у каждого бизнеса у каждого бизнеса есть свои какие то конкретные задачи скажем у нашего бизнеса нет задачи там быть ближе к власти у нас есть задача быть ближе к потребителю то есть не би ту би мы би ту си но тем не менее в рамках ассоциации я считаю есть очень полезные деловые контакты вот во вторых ну это уже моя личная позиция я считаю что мы как предприниматели должны вообще думать о том как популяризовать саму профессию в России как сделать так чтобы понятие бизнесмен
Анна Воронина
зачем тебе это это лишние конкуренты на рынке молодые активные предприимчивые
Михаил Кучмент
ну мы считаем что еще раз если российская экономика будет лучше да то нам всем будет от этого лучше кто будет драить российскую экономику мы не можем на 100 процентов зависеть от сырьевых бизнесов мы должны развивать скажем так какие то другие отрасли и кстати мне кажется тренды в последнее время по крайней мере то что я вижу по своей индустрии я бы сказал они достаточно положительные вот поэтому я рассматриваю это как такая некая миссия того что для меня это один из способов развития предпринимательства в России это в том числе возможность влиять на некоторые законодательные моменты сейчас был очень важный момент например ну им занимались скажем так не только в рамках деловой России можно сказать уже полстраны этим занимается но тем не менее трансграничная торговля это был действительно очень важный момент по которому я надеюсь будут приняты решения и будет поставлены в равные условия российские компании и западные интернет игроки которые осуществляют продажи на российском рынке вопрос он здесь лежит не в плоскости конкурентноспособности интернет компании вопрос лежит в плоскости конкурентноспособности российского производства если не принять каких-то скажем так мер которые выравнивали бы западные интернет магазины и российские по конкурентноспособности
Анна Воронина
у нас к сожалению остается мало времени и в конце программы хотела тебя расспросить про лайф бизнес баланс то есть как его соблюдать потому что вот судя по твоему фейсбуку ты катаешься бегаешь на велосипеде и сноуборд и еще там ряд у тебя увлечение вот расскажи как бизнесмен балансирует в таком высококонкурентном мире и для чего нужен спорт
Михаил Кучмент
да кстати фейсбук очень такая обманчивая вещь потому что действительно я такой открытый человек я делюсь если у меня хорошее что-то в жизни происходит я этим делюсь но обратная сторона медали когда спрашивают а ты вообще когда работаешь я сразу хочу сказать я много работаю просто действительно если есть какое то свободное время то я стараюсь его проводить или семьей или какие то вот такие хобби как спорт а вообще спорт и бизнес они очень похожи ну мне кажется очень важно для бизнесмена заниматься спортом потому что как говорят в здоровом теле здоровый дух какой то хороший тонус ну у меня есть увлечение сноуборд я стараюсь какие то новые виды спорта я сейчас увлекся пляжным волейболом очень нравится
Анна Воронина
а что это для того чтобы отвлечься или держать себя в форме вот тебе это для чего или вот как знаешь сейчас модные таки новые учения которые рассказывают что чтобы бизнес шел успешно нам нужно еще иметь зацепочку в другом ну вот какие-то такие изотерические вещи что это для тебя
Михаил Кучмент
я проще смотрю мне нравится я получаю от этого удовольствие мне это дает хороший тонус хорошее настроение это просто часть моей жизни я не задумывался как это влияет на мой бизнес но наверное какая то вокруг этого спорта там какая то тусовка ну нет такого нет я не играю в гольф потому что кто то рядом играет и я могу с кем то познакомиться нет такой идеи нет есть идея что это какие то свершения какие то новые достижения какие то новые результаты то есть если бы мы были спортсменами мы бы мерили наш успех сантиметрах секунды но в бизнесе понятно у нас там другая степь измерения я не профессиональный спортсмен но тоже когда ты ставишь такие новые себе челенджи новые вызовы и их достигаешь и какие то вот в спорте добиваешься успеха в любительском спорте это тоже приятно
Анна Воронина
это не отвлекает?
Михаил Кучмент
Нет мне кажется это наоборот помогает потому что мне кажется бизнес и спорт они могут идти рядом но при этом нужно всегда понимать что сейчас модная вот эта тема айрон мэн и так далее я с огромным уважением к этому отношусь но мне кажется надо все таки сначала там пока вы еще молодой добиться каких то успехов в бизнесе и потом уже айрон мэн и все остальное потому что нужно выбирать у меня бизнес он все равно стоит на первом месте то есть я скажем так когда есть какие то моменты я их заполняю спортом если уж заниматься им совсем профессионально то тогда надо уже выбирать тогда уже скорее спорт встанет на первое место и бизнес тогда будет по остаточному принципу мы все таки профессиональные бизнесмены в первую очередь а не профессиональные спортсмены
Анна Воронина
Все у нас остается прямо 30 секунд и вот в заключение прошу тебя пожелать тем кто хочет сейчас и вот на пороге начала нового бизнеса пожелать с чего начать или может какой то совет
Михаил Кучмент
Я во первых хочу тебя поблагодарить тебя за хорошее интервью и сказать что ты очень приятный собеседник а пожелать я хочу мне кажется нужно не бояться и всегда в жизни бывает у всех есть шанс и не бойтесь всегда этим шансом можно воспользоваться и самое важно мне кажется это понимать что нет ничего хуже чем упущенные возможности
Анна Воронина
Спасибо большое тебе за интересный разговор дорогие друзья с вами мы прощаемся желаем хорошего дня до свидания
Михаил Кучмент
Спасибо