{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Алексей Лысенков Российский телеведущий, автор и ведущий программы «Сам себе режиссёр» 09 ноября 2016г.
Как стать легендой в профессии?
Говорим про будущее журналистики, развлекательных программ и новое телевидение

Анна Воронина: Здравствуйте, дорогие друзья, в эфире «МедиаМетрикс» - это программа PROдвижение с Анной Ворониной, и сегодня у меня в гостях – Алексей Лысенков – российский радио- и телеведущий. Алексей, здравствуйте!

Алексей Лысенков: Здравствуйте, дорогие друзья!

Анна Воронина : Алексей, вы поистине легендарный человек в российском телевидении. В 1992 году началась ваша программа «Сам себе режиссер», где вы являетесь и ведущим, и автором, и продюсером, хотела вас спросить: когда все это начиналось, вы планировали на кого программа будет рассчитана? Или это был проект, который вам понравился, и вы решили его запустить? 

Алексей Лысенков: во-первых, надо сказать, что меня туда пригласили изначально ведущим, потому что проект запускал Михаил Юрьевич Лесин – он был инициатором этого проекта. Этот проект увидели в исполнении, потому что формат существовал до этого в Америке долгие годы. Вообще этот фыорпмат ушел по всей планете. В свое вреия мы покупали материал у американцев, потом начали покупать у японцев, голландцев, в свою очередь мы посылали свой материал – российский, им это очень нравилось, особенно, если мишки появлялись и снега было много, свадьбы их наши очень интересовали. В свою очередь нас тоже интересовало как живут европейцы, японцы и канадцы. Так что я думаю, что Михаил Юрьевич запускал его не с какой-то целью, а вообще это был пробный шар, просто понравилось использование этого «домашнего видео». Было интересно понять насколько можно будет использовать домашнее кино на профессиональном телевидении. Меня позвали ведущим. Прошло месяца полтора и меня вызвалМиша и сказал, что нет возможности продвижения этой передачи, поскольку заниматься нужно сейчас компанией. Он сказал, если хочешь бери, потому что не до нее, иначе мы просто закроем эту передачу. Я сказал, да, конечно, возьму.  И в то время я уже собрал команду, мы дальше начали работать. Сначала показывали ее раз в месяц, потом раз в неделю, и, вот уже 25 лет в эфире. Если бы мне в то время сказали, что эта передача будет жить 25 лет, я бы не поверил. 

Анна Воронина: тогда такой формат видео был доступен мало кому, потому что нужно было быть богатым человеком, чтобы купить камеру и в домашнем условии снимать.

Алексей Лысенков: не совсем так, потому что видеокамер было очень мало, а кинокамер было много, и у людей на самом деле сохранились километры кинопленки домашней. И когда программа появилась в эфире, люди стали километрами слать эту кинопленками. Другой вопрос, что у нас редакторы вешались, потому что нужно было просмотреть километры кинопленки, для того, чтобы выбрать самое интересное. 

Анна Воронина: сейчас есть камеры у каждого

Алексей Лысенков: сейчас у всех телефоны

Анна Воронина: да, сейчас у всех телефоны с камерой. Вот присылают видео, а какой поток?

Алексей Лысенков: я даже не отслеживаю. В каждой соц. сети у нас есть своя группа, есть люди, которые отвечают за это. Я даже не знаю там идутпотоки. Сейчас все очень просто: заходишь туда и отсылаешь материал, который только что снял. 

Анна Воронина: изменился ли контент за это время?

Алексей Лысенков: по большому счет нет, потому что люди одинаково счастливы всю жизнь и одинаково несчастливы. Ничего не изменилось в этом плане, потому что приблизительно люди сейчас развлекаются, как и тогда развлекались, поменялся только способ съемки и передачи.

Анна Воронина: раньше формат был один, мы в субботу утром садились и смотрели программу «сам себе режиссер»

Алексей Лысенков: не только в субботу, знаете, за 25 лет она выходила и в пятницу, и в четверг, и в субботу, и в воскресенье в любое время.

Анна Воронина: запомнилось, что это выходной, ты встаешь пораньше и уже с утра у тебя настроение веселое, потому что смотришь какие-то забавные ролики. Сейчас помимо вашей программы масса роликов на других каналах и в youtube, вы как-то привлекаете телезрителей?

Алексей Лысенков: мы ничем таким не занимаемся. Когда появился youtube и другие программы оригинальные сюжеты присылали только нам. А так мы ни с кем не конкурируем, нам это не нужно. Если бы не было аудитории, то федеральный канал снял бы уже нас с эфира. И к нашей аудитории присоединились зарубежные телезрители.

Анна Воронина: возникали ли идеи трансформации передачи?

Алексей Лысенков: она трансформировалась много раз. Нельзя улучшать хорошее – будет хуже.

Анна Воронина: я объясню почему я спрашиваю. Алексей Лысенков такой же человек, как и Якубович, т.е. человек, которого мы привыкли видеть в определенной ситуации и на определенном канале. Это своего образа заманушкадля зрителей?

Алексей Лысенков: я думаю, это надо спрашивать у руководства канала. 

Анна Воронина: нет, я не спрашиваю, почему вы в эфире, я спрашиваю: в чем ваш секрет?

Алексей Лысенков: я на телевидение пришел в 1985 году. За это время сделано больше количество программ, почти на всех телеканалах. Я до сих пор не знаю секрета, как одна программа становится популярной, а другая не идет вообще. Бывает даже так, что в теории программа кажется идеальной, а начинаешь ее делать, она вообще не идет. А потом делаешь «левой пяткой» какую-то программу и вдруг она начинает жить и у нее оказывается огромная аудитория. Я не знаю в чем секрет «поле чудес», я не знаю в чем секрет «сам себе режиссер», я могу лишь догадываться, что люди привыкли к телеведущим, к тому же самому Якубовичу. Основная идея заключается в том, что люди приезжают на 1 канал, передают привет и поют песню, вот это, наверное. Наша программа тоже уникальна в том, что люди сами снимают, нам присылают, а потом получают сами от своего же видео удовольствие. Мы проводники между зрителями и зрителям.

Анна Воронина: как раз вот перед эфиром обсуждала с коллегой-продюсером. Она рассказывала, что ряд дорогих проектов не идет, а недорогие процветают. Хотела вас спросить у вас было 2 программы одновременно на двух конкурирующих федеральных каналах, как вам удалось?

Алексей Лысенков: да, на телеканале «Россия 1» я веду программу «сам себе режиссер», а на «Первом» работал с проектом «истина где-то рядом» и на «НТВ» работал с проектом «кофе с молоком». Мне разрешают существовать на нескольких телеканалах.

Анна Воронина: многие говорят, что в этом плане все достаточно жестко, даже в рекламах не разрешают сниматься, то есть все четко регламентировано

Алексей Лысенков: вы знаете, мне проще: мне никто никогда не регламентировал, что говорить, может быть это в силу опыта. Я даже себе представить не могу, что мне кто-то говорит, что мне говорить

Анна Воронина: но это же все прописано в контракте

Алексей Лысенков: у меня никогда не было такого контракта.

Анна Воронина: хотела у вас спросить: вот вы занимались обучением студентов, расскажите, что это было вообще?

Алексей Лысенков: да, я был сначала проректором одного института, потом другого. Проблема в том, что на сегодняшний день хорошего телевизионного образования нет. Коммерческие вузы – это не то образование. У нас нет профессии телеведущего. Есть люди, которые умеют работать перед телекамерами, но это не телеведущие. 

Анна Воронина: как учить людей, если такой профессии нет?

Алексей Лысенков: я не знаю, нет высшей телевизионной школы как в западных странах. Если говорит о том, чтобы учить телеведению, то должны быть уроки актерского ремесла, хорошие уроки журналистики, потому что любой телеведущий должен быть журналистом. Есть множество ответвлений журналистики, это все разные профессии. Понятие телеведущий тоже различно. Я всегда говорил студентам, что формула мастерства простая – 10% - это ваш талант, 10% - везение, а 80% - это работа. А телевидение – это не подготовка – это стиль жизни. Останкино – это государство в государстве, но это касается только Останкино. Люди, которые приходят на телевидение – они живут там.

Анна Воронина: телевидение по сути это обман: веселая картинка и обман.

Алексей Лысенков: конечно, естественно, само собой. Телевидение – это шоу.

Анна Воронина: раньше говорили, что телевидение уйдет в интернет.

Алексей Лысенков: оно никуда не денется, оно лишь будет использовать технологию интернет. Когда появилось кино, все сказали: «Ну все, театр умер». Но все осталось как есть. Когда пришло телевидение, говорили, что умрет кино. В результате все останется. Интернет – возможность интерактива. Задача современного телевидения – это сделать так, чтобы зритель стал соучастником, для этого телевидению нужны возможности интернета. Возможность молниеносного участия зрителя в процессе. Зритель не хочет смотреть, зритель хочет участвовать.

Анна Воронина: чего зритель хочет больше? Развлечения, аналитики или политических дебатов?

Алексей Лысенков: любое развлечение – это информация. Зритель хочет поглощать информацию. Она может быть в виде новостей, развлечений и т.п. А так у телевидения есть ряд функций: развлечение, новости и обучение

Анна Воронина: телевидение только развлекает, другие функции практически не выполняются

Алексей Лысенков: всегда так говорили, если будут только информация, то это будет скучным, зрителям будет не интересно.

Анна Воронина: мы отстаем от запада

Алексей Лысенков: ничего мы не отстаем, мы живем одинаково, мир стал глобальным, нам не надо на кого-то смотреть.

Анна Воронина: у нас, к сожалению, осталось мало времени, хотела бы вас попросить сделать некий прогноз, что ждет наше телевидение, развлекательные программы?

Алексей Лысенков: друзья мои, все будет хорошо, шоу будет продолжаться, люди работают и результат будет, так что смотрите телевидение, каким бы оно не было.