Леонид Бацев
- Всем добрый день! Сегодня среда, 17 часов и в эфире очередная передача «Сделано в России». Сегодня у нас в гостях Сергей Трифонов. Сергей является руководителем компании, которая есть официальным дистрибьютором таких торговых марок, как «BASK», «Red Fox» и других производителей товаров для спортивного либо активного отдыха. Мы сегодня будем говорить о тех трендах, которые есть в индустрии «outdoor», как принято говорить в иностранной терминологии. Что происходит в России с производителями? Насколько легко и насколько возможно пользоваться продукцией российских производителей именно в сегменте активного отдыха? Хоть я и сам являюсь пользователем, но тем не менее всё равно об этом тоже будем говорить. Что называется «из уст эксперта». Конечно же, хочется поговорить о том, насколько сегодня продукция российского производителя в конкретном сегменте отвечает требованиям качества, может ли она быть представленной на международном рынке. Собственно говоря, обо всём этом и поговорим. Предлагаю начинать. По нашей традиции мы всегда знакомимся. Со мной и с Алексеем наши слушатели знакомы. Тебя ещё пока не знаем, поэтому несколько слов о тебе.
Сергей Трифонов
- Здравствуйте! Меня зовут Трифонов Сергей. Я родился в Москве. Всю жизнь живу здесь, в районе Дорогомилово. У меня образование высшее, закончил физтех. Пока там учился, был председателем туристического клуба. Так получилось, что мои родители с детства водили меня в турпоходы. Потом я стал самостоятельно это делать. Так что есть определённый, можно сказать, жизненный опыт в этой области. Так получилось, что в начале двухтысячных мои знакомые мне предложили заняться продажей данной продукции и экипировкой экспедиций.
Леонид Бацев
- Насколько я знаю, (немножко затронем тему о тебе) ты ещё являешься депутатом от Дорогомиловского округа.
Сергей Трифонов
- Район Дорогомилово, да. Муниципальный депутат.
Леонид Бацев
- Да. Для наших слушателей. Мы сегодня об этом говорить не будем, но если вдруг среди слушателей есть кто-то, кто проживает данном районе, и есть вопросы к власти…
Сергей Трифонов
- Меня легко найти на «Facebook».
Алексей Ларин
- Я, на самом деле, тоже всех хочу поприветствовать. Сергей, тебе привет! Хотел такие комментарии немножко сказать, потому что сегодняшняя передача − радость для Леонида. Он − большой любитель восхождений, активного отдыха на природе, поэтому то, о чём мы сегодня будем говорить, ему, несомненно, доставит огромное удовольствие. Я хочу напомнить нашим слушателям, что есть возможность задавать вопросы нам в прямом эфире, поэтому смело пишите на сайте, задавайте вопросы.
Леонид Бацев
- Ты знаешь, прежде чем начнём беседу, мне хотелось бы вообще понять: насколько рынок «outdoor»-продукции в России ёмкий? Вообще есть ли этот рынок? Потому что иногда, читая, встречаешь обзоры, и есть мнение, что нет смысла не то, что производить, но и продавать, что рынок узкий. Количество людей, которые покупают товары для активного отдыха небольшое, хотя, с другой стороны, есть огромные сети «Спортмастер», ещё что-то, которые так либо иначе в спортивной индустрии работают. Что вообще происходит с рынком «outdoor»-продукции в России? Есть он, либо нет?
Сергей Трифонов
- Рынок, безусловно, есть. Тут надо просто понимать, что рынок чисто спортивный… «Спортмастер». У него 90-95% продукции – это товар чисто для спорта: футбольные мячи, кроссовки, что-то такое…
Леонид Бацев
- Фитнес даже, наверно, представляет.
Сергей Трифонов
- И фитнес, и спорт. Может быть, имитация большого спорта на таком бытовом уровне, что ли. «Оutdoor» − рынок всё-таки специфический. Он, во-первых, намного меньше, чем чисто спортивный рынок. В разы меньше. И он менее открыт, на самом деле. Если по чистому спорту есть достаточно надёжная статистика (по тому же «Спортмастеру», «Decathlon», ещё ряду… много сейчас сетей в России и собственных, и международных), то рынок «outdoor» гораздо меньше и существенно более закрыт, поэтому достоверной статистики по нему нет. Можно сказать, что, наверно, порядка трёхсот миллионов евро сейчас − общий объём российского рынка. Для сравнения…
Алексей Ларин
- Извини, сразу для сравнения. Может быть, ты как раз и хочешь ответить. Просто хочется понять на примере других стран, это много-мало?
Сергей Трифонов
- Да-да. Это было примерно пятое, шестое место в мире до падения рубля. Сейчас, возможно, седьмое, восьмое. То есть этот рынок достаточно большой. Он намного меньше, чем рынок Германии, который лидирует. Меньше чем рынок Соединенных Штатов, рынок Великобритании. Дело в том, что последние пятнадцать лет он очень сильно рос. Если общемировые тенденции − там 2-3% рост, в Англии даже падение, то российский рынок рос где-то по 15% в год. Это достаточно много. Если бы эта тенденция сохранялась, то есть прогнозы, что мы бы вышли на второе-третье место к 2020 году. Сейчас, конечно, все эти прогнозы надо пересматривать.
Леонид Бацев
- Для людей, кто не очень близок к этой индустрии, (именно к такой серьёзной «outdoor»-индустрии, не общемассовой) мне хочется, чтобы ты тоже прокомментировал. Ведь мы понимаем, что товары именно такого профессионального уровня (то есть «outdoor»-профессиональный) достаточно дорогие. Стоит понимать, что этот рынок в триста миллионов евро, о котором ты говоришь, делает достаточно небольшое количество людей. Или нет? Или всё-таки он достаточно массовый? Просто я сам немало товаров покупаю и знаю, что они недешевые.
Алексей Ларин
- В этом смысле я как раз хотел тоже уточнить, потому что, судя по тому, что мы на пятом-седьмом месте, это говорит о том, что большое количество россиян занимается такого рода спортом либо отдыхом: активно путешествуют, активно поднимаются в горы и так далее.
Сергей Трифонов
- Тут ситуация такая, что профессионалы, (альпинисты, которые ходят на Эверест, какие-то серьёзные люди) конечно, всегда пользуются самым лучшим снаряжением, потому что от этого зависит их жизнь. Дальше есть на порядок или на два большее количество спортсменов-любителей, которые куда-то раз в год выезжают: в поход с друзьями, со знакомыми. Они тоже, как правило, стараются пользоваться качественным снаряжением, потому что плохое снаряжение может просто испортить отдых. Самая широкая категория − это люди, которые «куда-нибудь погулять на лыжах, на шашлык». Их больше всего. Они, на самом деле, большую часть продукции потребляют. Скажем, в этот сезон, зимой, сейчас у нас продают тёплые куртки. Понятно, что в этих тёплых куртках люди максимум на турбазу съездят, а то и по городу в основном ходят. Для спортивного назначения зимой очень мало продаётся продукции. Тем не менее люди, зная хорошие бренды, предпочитают (и в гражданском назначении, и для городского применения) покупать вещи проверенных брендов, в качестве которых они не сомневаются.
Алексей Ларин
- Здесь ещё особенности нашего климата, потому что в своё время, проживая и работая на Камчатке, конечно, огромное количество людей покупали такого рода продукцию. И чего уж там. Вспомнить только беременных женщин или женщин с колясками, которые гуляют все в лыжных костюмах, потому что ветер, снег и это просто удобно.
Сергей Трифонов
- Даже в Москве прогулка с собакой, прогулка с детьми – они сподвигают людей покупать хорошие, качественные, тёплые вещи. Просто, чтобы не замёрзнуть.
Леонид Бацев
- И с другой стороны. Я сейчас тоже вспоминаю ассортимент (я не настолько хорошо его знаю, как ты) наших производителей товаров для активного отдыха. Приличную часть этого ассортимента занимает, в принципе, (если мы говорим об одежде) одежда, которую можно носить в городских условиях. Она и выглядит соответствующим образом. И достаточно, я бы сказал, узкая линейка для профессионального альпинизма, сплавов, велосипедов. Либо всё-таки я заблуждаюсь? Просто у меня исключительно обывательское мнение.
Сергей Трифонов
- Стиль у всех, безусловно, разный. В Европе сейчас тенденция и модно ходить в «outdoor»-стиле, чтобы казалось, что человек сейчас возьмёт рюкзак и куда-то поедет в путешествие. У нас это не так модно. У нас многие стараются в городе не выглядеть спортивно. Есть люди, которым это всё равно, которые приходят и говорят: «А дайте нам что-нибудь тёплое, неважно как оно будет выглядеть». Особенно эта проблема характерна для женщин, потому что тёплые вещи всегда пухлые (пуховки или ещё что-то). Дамы, соответственно, у нас хотят выглядеть, как будто они в тонком плащике, но чтобы этот плащик их грел. Приходится им объяснять законы физики, которые пока никто не отменял.
Алексей Ларин
- Но здесь, наверное, как раз таки помогает профессиональная одежда, которая и тоньше, и легче, и при этом греет лучше?
Сергей Трифонов
- Но всё равно чудес-то не бывает. Тёплые вещи всё равно объёмные.
Алексей Ларин
- Хорошо. Вот раз Леонид начал вопрос того, что делают российские производители в этом сегменте, то хотелось бы понять. Потому что, действительно, есть ощущение, что такого рода продукция, более того профессиональная, она вся зарубежная. Этот стереотип, мне кажется, формируется из-за того, что все бренды (даже те, кого мы сегодня упоминали) на английском языке. И я, как незнающий человек, в магазине, если вижу эти бренды, то, естественно, предполагаю, что мы ничего не делаем, и всё это привозится. Так что же делается в России из этого направления?
Сергей Трифонов
- Ну…
Леонид Бацев
- Извини, пожалуйста. Я даже сначала сказал бы, наверное, кто и какие у нас сегодня есть производители, компании?
Сергей Трифонов
- Может немножко истории коснуться?
Алексей Ларин
- Да, можно.
Сергей Трифонов
- Потому что в Советском Союзе не было брендовой одежды для «outdoor». Были брезентовые палатки, байдарки «Салют», «Таймень». Но как только люди начинали заниматься спортивным туризмом, (то есть какие-то походы высоких категорий сложности) всё снаряжение было самодельное. Многие люди, которые активно занимались туризмом, при этом либо учились, либо заканчивали технические ВУЗы, то есть у них была соответствующая инженерная подготовка. Поэтому было разработано достаточно много уникальных изделий. Например, нигде в мире до сих пор толком не делают катамараны или каркасно-надувные байдарки, то есть вещи, предназначенные для переноски на большие расстояния и для использования на каких-то продолжительных, длительных маршрутах автономно. С автономностью ещё специфика связана. Дело в том, что и в Советском Союзе, и сейчас в России практически нет инфраструктуры. Если вы едете куда-нибудь на Алтай, в лес, то вы там, конечно, не найдёте никакое кафе, и кемпинг, скорее всего, тоже вам не встретится. Ни дорогой, ни дешевый, никакой. Поэтому единственный вариант каких-то путешествий – это полностью автономно, то есть это все продукты, всё снаряжение, все палатки. То есть человек просто с этим рюкзаком уходит в тайгу, и там кто-то неделю живёт, кто-то месяц. Кто как. Это накладывает определённые требования на качество снаряжения. Здесь при таком месячном автономном путешествии уже недопустимо, что где-то что-то китайское оторвалось. И чего? Умирать что ли? До жилья можно просто не дойти. Поэтому, как не парадоксально, но у российских туристов более высокие требования к качеству снаряжения, чем у большинства зарубежных. Фактически «outdoor»-рынок начался в 1987 году.
Леонид Бацев
- Кто был первый? Какие компании, может быть, ты помнишь?
Сергей Трифонов
- В 1987, я думаю, ещё никаких компаний не было. Были кооперативы.
Леонид Бацев
- Кто-то, может быть, сейчас из наших, известных компаний, кто тогда начал, превратился в крупную компанию или же…
Сергей Трифонов
- Та же компания «BASK», которая сейчас существует, в конце восьмидесятых начала производить своё снаряжение. Просто тогда это по-другому называлось. Тогда там кооператив… Хотя само по себе сочетание «BASK» - это байдарочно-строительный кооператив, это середина восьмидесятых. Я сам плавал на их первой байдарке, которую они сделали ещё на физтехе. Это уже тогда было очень качественное изделие. Меня поразило. По-хорошему поразило качество. Всё сделано было идеально. Вылизано.
Леонид Бацев
- Кто в итоге сейчас остался? Вернее, кто вырос до уровня компаний, которые сейчас есть на нашем рынке?
Сергей Трифонов
- Крупнейшие в России производители по объему производства − это уже упоминавшиеся «BASK», «Red Fox», и достаточно близко к ним стоит «Sivera», существенно меньше компания, но очень качественная. В принципе, исторически она выросла из «BASK». Это было совместное производство с «BASK».
Леонид Бацев
- Понятно. Уже возвращаясь к вопросу, который задал Алексей. В каком направлении сейчас наш «outdoor» развивается? Какие товары мы делаем, а какие товары в России сейчас ни один из вышеупомянутых тобой брендов не производит? Направление, я имею в виду, хотя бы?
Сергей Трифонов
- Как правило, в России мало локализовано производство палаток. Палатки, как правило, делаются в Азии, потому что это связано с обработкой тканей, всякие клеевые машины. Дешевле это делать в Китае или где-то в азиатских странах. Пуховые изделия практически все производители делают в России, потому что нет смысла воздух туда-сюда возить, тем более что российский пух один из самых лучших. Один из производителей «Kariguz», который используют все.
Леонид Бацев
- Ты сейчас, когда говоришь про производство, то говоришь про физическое производство, которое у нас здесь в России?
Сергей Трифонов
- Да-да. Конечно. Когда есть фабрика, туда привозят ткани. Ткани в России практически не делают, утеплителя − очень мало. Сейчас начинают утеплители делать, (кроме пухо-синтетических утеплителей) но пока они не лучшие в мире. А вот те производители, которые стараются сделать просто лучшие, как правило, используют импортные ткани, пух – российский, синтетические утеплители, как правило, привозят. Большинство производств (те бренды, с которыми мы работаем) локализованы в России.
Алексей Ларин
- А специализированные уже: обувь, палки, крепления, верёвки? Вот это всё.
Сергей Трифонов
- Верёвки по лицензии в России делает компания «Beal». Все знают верёвку «Коломна», которая, в принципе, не плоха, но, конечно, не самая лучшая в мире. По обуви. Обувное производство в России как-то… Я успешных проектов не знаю. Как правило, все элитные бренды привозятся.
Леонид Бацев
- Здесь даже Алексей опередил мой вопрос. У меня был к тебе вопрос именно по обуви. Потому что, если сейчас посмотреть на рынок «outdoor»-продукции, то видно, что… Взять верхнюю одежду. Одежда производится, и у нас есть очень достойные модели, которые могут составлять конкуренцию даже крупным, известным американским брендам, которые в понимании потребителей считаются верхом качества. Сегодня, наверняка, ты ещё что-то, может быть, на эту тему скажешь, развеешь миф об этом. С другой стороны, что-то видно в железе. Есть компания «Vento», которая специализируется на промальп- и на альпснаряжении, и на различных таких вещах. Что-то делают тоже в Китае на их заводах, либо что-то здесь. А вот, например, если взять обувь, именно такую спортивную, качественную, то я не знаю ни одной компании и не встречал ни одного бренда, который бы сделал альпинистские ботинки или просто туристические ботинки для трекинга. Может быть, в кроссовках какой-то…Кроссовки, может, что-то появляется… Хотя всё-таки всё, что я вспоминаю, это Китай. Китай или там рядом.
Сергей Трифонов
- Возможно, это связанно с масштабированием, потому что, скажем, штормовку или спальник пуховый можно сделать в единичном количестве. Или десять, или пятьдесят штук. Скажем, у «BASK» и «Sivera» минимальный тираж изделия − порядка пятисот штук, чтобы закупить ткань. Я могу предположить, (я тут не специалист) что для изготовления обуви просто другие масштабы. Тысячи, десятки тысяч, потому что это связанно… Там колодки, специализированое оборудование… И я думаю, что масштабов российского рынка пока что просто не хватает для того, чтобы появились наши производители высокого уровня. Среднего уровня, я думаю, есть. Просто мне они не известны.
Леонид Бацев
- Ты абсолютно прав, потому что если говорить о специфичной обуви, то рынок, с одной стороны, очень узкий, с другой стороны, есть ещё другой вопрос. Сегодня, например, я, как человек, занимающийся некоторыми видами активности, видя два вида продукции, (ты абсолютно правильно сказал) когда зависит жизнь… С одной стороны, я очень сильно хочу поддержать российского производителя, с другой стороны, я об этих ботинках ничего не слышал, ни одного отзыва нет, никто в них на Эверест не ходил. Ты стоишь и думаешь: «Купить «La Sportiva», либо купить всё-таки российское». И, скорее всего, купишь иностранное.
Сергей Трифонов
- Конечно, конечно.
Алексей Ларин
- И, соответственно, вопрос. Как потребители относятся к российским брендам?
Сергей Трифонов
- Потребители? Есть очень небольшое количество людей, которые хотят что-нибудь такое не российское, но их очень мало. Как правило, люди смотрят на качество изделия и доверят отзывам своих знакомых. В этом смысле рынок достаточно консервативен, то есть люди, которые всерьёз куда-то ходят, конечно, интересуются. Благо, сейчас в интернете можно найти информацию о чём угодно и отзывы по любой продукции (кому, что нравится, кому, что не нравится). А уже вот локализация бренда… Бывают такие, которые спрашивают про «Sivera»: «А где делают?» – «В Рязани». – «А, в Рязани, ну…» Люди, которые попробовали, они наоборот: «О, не Китай – уже здорово». Потому что, на самом деле, не секрет, что большинство мировых брендов, которые хорошие и качественные, но делаются в Китае.
Алексей Ларин
- Такой момент. Мы сейчас, когда говорим про продукцию этого рода, в том числе в неё включаем рыбаков и охотников или нет?
Сергей Трифонов
- Рыбаки, охотники – тоже люди. Просто, как правило, с немножко другим строением фигуры, я бы сказал. У нас есть чёткое разделение: вот эта продукция для альпинистов, а эта − для охотников. Она имеет немножко разную форму, как правило. Соотношение высоты, ширины. Но по качеству, собственно говоря, все хотят, чтобы им было тепло, чтобы они не мокли, чтобы, по возможности, снаряжение было лёгким. У охотников есть еще специфическое требование, чтобы не шуршало.
Алексей Ларин
- У рыбаков тоже ведь огромное количество приспособлений, которые необходимы. Начиная от лодок, заканчивая коробочками для крючков так далее. Специальные жилеты. Всё это делается в России?
Сергей Трифонов
- Делается, да. Есть ещё до сих пор не упомянутая нами компания «NOVA TOUR», которая достаточно хорошо представлена на этом рынке. Правда она делается, на самом деле, не совсем в России.
Алексей Ларин
- Но бренд российский?
Сергей Трифонов
- Бренд российский. Разработка российская. Дело в том, что они в таком ценовом сегменте, где в России делать не выгодно. В России очень высокие транзакционные издержки. В России, вообще, бизнес вести очень дорого и трудно. Та же «Sivera», в принципе, не может себе позволить выпускать дешевую продукцию, потому что она окажется не конкурентоспособной, она окажется существенно дороже, чем аналогичные по качеству китайские вещи. Поэтому единственное, на чём они могут вылезти, так же как «BASK», это сделать что-то такое эксклюзивное, чего больше никто не может или не умеет.
Алексей Ларин
- Но, Сергей, это мы сейчас говорим тем стереотипом, к которому привыкли. Сейчас, последний год, у нас ситуация другая. Курс доллара изменился, курс рубля, в первую очередь, изменился. Во многих отраслях российское производство, российская зарплата и всё остальное − более конкурентное, чем китайское. В этом направлении это заметно или пока нет?
Сергей Трифонов
- Смотрите, первое, что здесь заметно, на мой взгляд, это падение покупательского спроса. Это сейчас доминирует. То, что сейчас отечественные производители дорожают медленнее, чем импортные, тоже понятно, потому что импортные закупаются за доллары, евро, и курс какой есть, такой он и есть. У отечественного производителя часть себестоимости – рублёвая. У кого-то 40%, у кого-то 60%. Соответственно, этот рост немного замедлен.
Алексей Ларин
- В любом случае, есть комплектующие, которые привезены из-за рубежа.
Сергей Трифонов
- Да, безусловно. Во-первых, они есть. Может быть, потихоньку они будут заменяться. «BASK» сейчас в этом направлении плотно работает. Утеплители… Есть отечественные разработки, которые на приличном уровне, то есть это пока ещё не самый лучший вариант, но уже приличный уровень, который вполне достойный. То же касается мембранных тканей. Там есть определённые подвижки. Если бы эта продукция экспортировалась, то это был бы чистый плюс, но… Получается, если это внутренней потребление, то кто потребляет? Те самые люди, на зарплате которых мы сэкономили. Любое конкурентное преимущество российской продукции – это, на самом деле, за счёт тех людей, которые произвели эту продукцию. Они получили меньше денег. Тут надо это понимать.
Леонид Бацев
- Ты знаешь, у нас в передаче уже так получилось, что мы затрагивали тему текстильного производства, вообще пошива одежды и всего, что связанно с текстильной продукцией, в том в числе, в своё время, я задал вопрос, что с тканями. И ты сейчас говоришь, что есть российские производители тканей. У меня такой вопрос. Эти производители, которые появляются, по тем же мембранным тканям и прочее.. Это производства, которые растут на базе тех же компаний, которые сейчас занимаются пошивом этой продукции? Либо это отдельные компании, в которых это существует, как отдельное направление бизнеса?
Сергей Трифонов
- Нет-нет. Это, конечно, отдельное направление бизнеса. Причём это не только в России, но и в мире. Лет пять, даже меньше… Года три назад произошла очередная технологическая революция в области мембранных тканей. До этого рекордные показатели были 20 – 30 тысяч миллиметров водяного столба и, соответственно, граммов по влагоотведению. Какое-то время назад стали писать «50 тысяч по влагоотведению по тесту В1». Когда я спрашивал у производителей вещей: «А почему это произошло именно сейчас?», мне сказали, что эти технологии были разработаны уже много лет назад, просто для того, чтобы их внедрить, нужно большое капиталовложение, и мирового «outdoor»-рынка для этого недостаточно. Для этого должен был подключиться медицинский рынок и военные.
Леонид Бацев
- Ага. Ты отвечаешь на мой вопрос, потому что я как раз хотел спросить тебя, что те компании, которые появляются в России, ориентируются только на «outdoor» либо есть какие-то стратегически более важные (военные, медицинские)? И ты как раз говоришь. У меня ещё немножко другой вопрос здесь. Если брать разработки. Всем известно: в космосе − мы первые, в авиационном строении – мы первые, в каких-то отраслях − мы первые, или придумали что-то первые. Ту же коробку-автомат придумали первые. Если говорить про «outdoor», есть ли какие-то технологические направления, в которых мы первые?
Сергей Трифонов
- Есть.
Леонид Бацев
- Что это?
Сергей Трифонов
- Скальные тапки. Это советские калоши. Исходно. Скалолазы стали использовать советские резиновые калоши, стали их совершенствовать, и эта тема получила технологическое развитие. Многие люди, которые разрабатывали скальные тапки, они, собственно…
Алексей Ларин
- Если говорить про современные времена, когда ты говоришь про мембранные ткани и так далее, то здесь, наверное, нам не приходится сейчас говорить о мировом лидерстве и говорить, что здесь наша технология…
Сергей Трифонов
- По тканям… Возможно, есть какие-то разработки, но широко они не внедрены.
Леонид Бацев
- Сразу продолжая тему. Мы уже разобрались с обувью. Но кроме обуви (то, что не делает рынок не ёмким), есть ещё и другое снаряжение: удочки; специальное снаряжение для промышленных альпинистов; лодочников (тех, кто увлекается сплавом); велосипеды. Я недавно узнал, что какой-то велосипед (по-моему, «Стелс») оказывается российский, но просто делается в Китае. Какие у нас перспективы, как у страны, занимать какие-то ниши специального снаряжения?
Сергей Трифонов
- Тут рецепт очень простой. Это интеграция в мировую экономику. Любая самоизоляция ведёт, к сожалению, к деградации.
Алексей Ларин
- Здесь мы уже подходим-подходим… И ты уже, Сергей, тоже об этом говорил, что очень важно, чтобы был экспорт. Да?
Сергей Трифонов
- Да, конечно.
Алексей Ларин
- Как выглядит ситуация здесь? Наши бренды, которые мы сегодня упоминали, может быть, кто-то ещё? Есть ли опыт выхода с нашей продукцией за рубеж?
Сергей Трифонов
- Есть. Тот же «BASK» известен в мире. Может быть, не так широко, как хотелось бы. В своё время он получил первую премию, (есть такая ассоциация UEA) и коллекция «BASK» была лучшей в мире в том году, когда «BASK» заявился на этот конкурс. «Sivera» известна профессионалам и, насколько я знаю, в Южной Корее продаётся достаточно успешно. «Red Fox» открыл свой магазин в Непале, и там тоже достаточно коммерчески успешный проект. Но здесь, к сожалению, наша продукция, с точки зрения экономики, не очень конкурентоспособна, потому что у нас, как я уже говорил, очень высокие внутренние производственные издержки. Скажем, аренда торговой или какой-то коммерческой недвижимости в Москве выше, чем у большинства европейских городов.
Алексей Ларин
- Производить не обязательно всё в рамках Садового кольца.
Сергей Трифонов
- Я не говорю про Садовое кольцо, я говорю в целом. Если посмотреть по России, то, к сожалению, инвестиционный климат, бизнес-климат – это всё сказывается на себестоимости продукции и какие-то прорывы возможны, только если мы будем действительно всерьёз и вдумчиво подходить к экономике в целом. Здесь невозможно выделить какой-то отдельный сектор, который вдруг выстрелит. Я тут в чудеса не верю. Если мы хотим, чтобы наша экономика в целом была конкурентоспособной, то в этом направлении надо действовать. Тогда те области, в которых сосредоточен научный, производственный, потенциал, где много квалифицированных кадров, там и пойдёт развитие, потому что пока этого не будет, мы будем делать самые большие микросхемы в мире.
Алексей Ларин
- То есть пока можно сказать, что оборудование, одежда, снаряжение, которое делают наши компании, имеет в экспорте лишь точечные какие-то решения? Нельзя сказать, что есть бренды, которые профессионалы знают. И в любой профессиональный магазин (не важно, в Австралии, в Америке, в Европе) ты приходишь, и там есть полочка, где представлены российские бренды или какой-то один, потому что это действительно признанный один из игроков рынка.
Сергей Трифонов
- Насколько я знаю, такого нет, к сожалению. Хотя качество продукции уже упомянутых брендов очень высокое и на мировом уровне, а иногда превосходит большинство мировых лидеров.
Алексей Ларин
- Вопрос маркетинга.
Сергей Трифонов
- В том числе.
Леонид Бацев
- Учитывая, что ты вообще занимаешься дистрибуцией, мне хотелось бы эту тему затронуть. Её Алексей уже озвучил – маркетинг. Я знаю огромное количество иностранных брендов, американских, которые по личным своим, идеологическим, соображениям предпочитаю не покупать, то есть я отдаю предпочтение другим брендам: либо российским, либо каким-то не западного происхождения. Насколько сегодня наши компании проигрывают в маркетинге? Потому что, с одной стороны, что мешает сейчас тому же «BASK»… Ведь, если мы берем продукцию того же «Black Diamоnd», она тоже не дешевая, по крайней мере у нас в России. Если выставить на полки «Black Diamond» в магазинах активного отдыха в Соединённых Штатах, и рядом поставить полку с российскими …
Сергей Трифонов
- C «Vento».
Леонид Бацев
- С «Vento» я, может быть, не сравнивал бы… Хотя так скажу. Объективно. Характеристики карабинов (если точечно взять): вес меньше по тестам UEA. Нагрузка та же самая, удобство у некоторых моделей аналогичное.
Сергей Трифонов
- Есть ещё такой показатель, как стабильность качества.
Леонид Бацев
- Да. Твоё мнение. Почему компаниям не попробовать выходить на такие же премиальные рынки за рубежом и не пытаться продвигать? Насколько это возможно? Или российская продукция, только из-за того, что она российская, уже не будет восприниматься?
Сергей Трифонов
- Нет, я думаю, она будет восприниматься. Я уже упомянул, что вопрос в цене изделия. В России сейчас пуховка «Sivera» стоит дешевле, чем пуховка «Marmot». До кризиса они стоили примерно одинаково. Точнее как. Пуховка «Sivera» в России стоила столько же, сколько пуховка «Marmot» в Америке, соответственно, пуховка «Marmot» в России получалась в полтора раза дороже. Сейчас ситуация ещё больше усугубилась в этом плане. Парадокс в том, что российская пуховка в Америке, к сожалению, будет стоить существенно дороже, чем американская там же в Америке. Российская продукция становится неконкурентоспособной за счёт того, что когда сюда привозят ткань, то всякие НДС, таможенные пошлины – это всё плюсуется. Плюсуется себестоимость, и на выходе получается изделие, которое может конкурировать сейчас на нашем внутреннем рынке и успешно конкурирует по цене с импортными аналогами, но при экспорте становится уже менее конкурентоспособное. Фанаты или люди, которые хотят самое лучшее, купят самое лучшее за любые деньги. Но это не широкий рынок, на этом трудно заработать.
Леонид Бацев
− У меня ещё вопрос. Ты уже много говоришь про качество продукции и так далее. Всё-таки, если объективно посмотреть на историю. «Marmot» - древняя компания, с не пойми каких годов существует и в том числе заявляет: «Мы качественные, потому что уже много лет этим занимаемся». Наши российские компании не так давно появились на рынке.
Сергей Трифонов
- У нас рынок появился недавно.
Леонид Бацев
- Понятно. Если говорить всё-таки по качеству, объективно или субъективно твоим, как профессионала в этой отрасли… По каким товарам стоит отдавать предпочтение российскому производителю, а по каким мы не дотягиваем пока?
Сергей Трифонов
- Понимаете, здесь есть субъективный момент. Есть очень известная канадская компания «Canada Goose», которая делает замечательные тёплые парки.
Леонид Бацев
- Дорогие причём.
Сергей Трифонов
- Дорогие, с тяжелой, прочной тканью. И есть российские аналоги или похожие, по крайней мере, изделия у того же «BASK» и у «Sivera». Теперь мы их можем повесить рядом и сравнить. По цене, понятно, там будет разница сейчас в разы. Если попробовать разобрать, то выясниться, что у «BASK» более технологичная внешняя ткань, она мембранная. У «Canada Goose» попроще тряпочка. Если посмотреть пух, то в своё время я не стал дистрибутировать «Canada Goose» из-за идеологических соображений, потому что там мелким шрифтом написано: «Duck down». Когда на куртке крупно написано «Canada Goose», а внутри «Duck down», то я понимаю, что goose и duck – это разные животные. Меня явно, не то, чтобы дурят, но как-то вот… Мне не понравилось. Хотя мне объясняли, что утиный пух тоже хорош.
Леонид Бацев
- Ты ушел от моего вопроса по поводу сравнения.
Сергей Трифонов
- По поводу сравнения. Дальше подкладки. Канадские парки нельзя стирать. У них технология изготовления такова, что их нельзя стирать. Сухая сушка допустима, но если куртка чем-то пропахла, то постирать уже нельзя. «BASK» стирать можно. «Sivera» стирать можно. «Red Fox» стирать можно.
Леонид Бацев
- То есть мы крутые.
Сергей Трифонов
- Безусловно. Но есть нюанс. Мы уже девушек упоминали. У «Canada Goose» четырнадцать оттенков цвета на каждое изделие соответственно и двадцать разных изделий. У «BASK» в этом классе три мужских куртки, одна женская. Соответственно, если кому-то не нравится, хочется силуэт чуть-чуть другой, то человек уходит разочарованный. Или цвет не тот. Цвет – это важно, особенно для женщин. Опережая многие западные бренды по качеству, комплектующим, тактико-техническим характеристикам, к сожалению, большинство российских брендов уступает по внешнему виду: по дизайну, цвету, нюансам, которые для конечного потребителя очень важны. Особенно, если мы в начале разговора упоминали, что большая часть потребителей, 95% - это люди, которые не экстремалы, которые используют реально в городских условиях, и для них ещё более важен внешний вид.
Леонид Бацев
- Как и в военной промышленности – делаем лучшие самолёты, но без туалета, то есть не настолько комфортные. Сейчас уже, конечно, всё это с туалетами, продумано, но история такая.
Сергей Трифонов
- Лишь бы пилоты не были одноразовыми.
Леонид Бацев
- Понятно. Хорошо. Ориентируясь на твои слова по поводу того, что у нас на стоимости товара сказывается и пошлина, и куча всего, есть ли сегодня какое-то государственное учреждение, ассоциация, объединение, которое в сегменте товаров для активного отдыха выполняется функцию лоббирования интересов производителей и дистрибьюторов товаров для активного отдыха в целом в России? Может быть, ведёт работу для того, чтобы ткани, которые завозятся в Россию или, может быть, наоборот, разрабатывают что-то в России, для них снижали налоговое бремя. Или, например, чтобы давались какие-то поддержки, льготы производителям данных видов продукции, чтобы мы были конкурентоспособны на рынке. Или ничего подобного нет? Учитывая, что сегмент такой закрытый, узкий, то и желающих особо…
Сергей Трифонов
- На самом деле больная тема. Тут есть два аспекта. Первый аспект то, что (не знаю как по всей России) по Москве малый и средний бизнес фактически находится в положении изгоя: и производство, и тем более продажи. Это всё попадает, как правило, под категорию малого и микро-бизнеса. Даже средний бизнес. В Сбербанке, когда я к ним подошел брать кредит, думал, я – мини-бизнес, мне сказали: «Нет, вы – микро. Нам клиенты с такими оборотами вообще не интересны.» В Москве это очень большая проблема, потому что нет не только какой-то помощи, а иногда складывается ощущение, что, наоборот, общая политика направлена, если не на ликвидацию, то, по крайней мере, на затруднение жизни, потому что торговый сбор (не секрет) больше всего ударил по малому бизнесу. У больших гипермаркетов платежи удельно на много меньше, чем у маленьких магазинчиков. Киоски по всей Москве просто ликвидированы, закрыты. И поэтому тут смешно говорить о поддержке. Второй момент − это то, что касается производства. Есть государственные программы на московском уровне по поддержке производства. Но какого производства? В основном. ІТ-технологий или каких-то нанотехнологий. Наверно, это тоже нужная штука. Но, по-моему, экономические реалии таковы, что большая часть экономических субъектов занимаются в других областях. И по поводу ткани или швейного производства – мне не известно, чтобы была какая-то целенаправленная поддержка. Тут я бы сказал: «Лишь бы не мешали».
Сергей Трифонов
- Извини, последний комментарий. К нам в студию приходят очень разные гости, в разных сегментах производства. И у нас с Алексеем, и у наших слушателей есть возможность сравнивать и видеть, что есть сегменты, (например, пищевое производство) где сейчас ввиду последних макроэкономических изменений государство всячески декларирует, что есть различные программы, и есть даже компании, которые ими пользуются. Я сейчас для себя делаю вывод, просто сравнивая то, о чём говоришь ты и гости, которые у нас были. Видимо всё-таки сегмент от сегмента очень сильно отличается и тот акцент, который уделяется властью по тому либо иному направлению. Я не об этом даже. У меня такой маленький вопрос. Когда мы говорим про профессиональную продукцию, она использует профессиональные ткани и так далее. Наши военные, которые высаживаются (десантируются) на Северный полюс, в какой одежде это делают?
Сергей Трифонов
- «BASK».
Леонид Бацев
- Ага. То есть всё-таки в этом плане государство понимает важность таких компаний, производителей экстремальной или специализированной одежды, и что их нужно поддерживать?
Сергей Трифонов
- У нас есть высокопоставленный деятель Чилингаров. Он хорошо знаком и с Богдановыми, и с их продукцией, и он понимает, что действительно нужно. А по поводу необходимости – это вопрос конкретно к менеджерам, которые экипируют соответствующие подразделения. Не думаю, что здесь надо на уровень государства подниматься. Это вопрос качества одежды тех же военнослужащих, инженерного состава или каких-то подразделений, не обязательно военных организаций. У нас есть достаточно много организаций, которые работают в условиях крайнего Севера, и лучше, чтобы люди там ходили не в ватниках, а в какой-то современной одежде, безусловно.
Алексей Ларин
- Смотри, Сергей. Ты сказал, что для того, чтобы делать ткани и всё остальное, вроде бы нанотехнологии достаточно далеки. С другой стороны, мы понимаем, что мембраны и всё остальное, что отталкивает воду и так далее – это действительно, в том числе нанотехнологии. У нас есть «Роснано», «Сколково», технопарки, региональные, федеральные, различные структуры и, наверное, они, каждый на своём уровне, пытаются такие технологии разрабатывать, внедрять либо, по крайней мере, поддерживать тех, кто готов над этим работать. То, что такого мало, может быть, говорит только о том, что мало кто обращается, мало кто, действительно, работает над такими проектами. Хотя, с моей точки зрения, это очень странно, потому что у нас есть нефть. Если мы хлопковую ткань не можем сделать и вату – понятно, у нас хлопка нет. Но, если мы говорим о каких-то синтетических материалах, то кому как не нам их изобретать.
Сергей Трифонов
- Это называется инвестиционный климат. Разработки все есть, и данные не то, чтобы очень открыты, но специалисты, я так понимают, всё это знают. Я про мембранные ткани недаром сказал, ведь современные мембранные ткани, которые недавно пошли в широкое производство, уже до этого много лет тому назад были разработаны.
Алексей Ларин
- Разработаны в России или за рубежом? И опять же становится вопрос, что нам надо покупать…
Сергей Трифонов
- Нет, смотрите. То, что касается науки – это штука, слава Богу, интернациональная, и то, что люди, в том числе бывшие советские и российские ученые, получают Нобелевские премии за разные технологические прорывы – это общее человеческое достояние.
Алексей Ларин
- То есть вопрос не стоит о том, что нам нужно купить технологию за рубежом, у нас есть свои разработки?
Сергей Трифонов
- Насколько я знаю – нет. Здесь вопрос, чтобы вложить деньги, чтобы появились желающие это производство развивать. Вкладывать деньги, администрировать его, управлять, находить рынки сбыта. Это вопрос того, если у человека появляется миллион долларов, что он с ним сделает: выведет в какой-то зарубежный банк или вложит в российское производство. Это чисто мотивационная история. Если все имеющие деньги люди будут заинтересованы вкладывать их в России, то уверяю вас, у нас будет совсем другая страна.
Алексей Ларин
- Здесь сложно поспорить.
Леонид Бацев
- У меня вопрос к маркетингу. К сожалению, время нашей передачи ограничено, и мы не можем всё комплексно разобрать по ниточкам, учитывая, что мы говорим о таком производстве. У меня вопрос, который касается маркетинга. Я знаю, что компании, о которых мы сегодня говорим, и многие российские бренды часто, как лицо своих брендов, выбирают спортсменов. Например, в индустрии альпинизма я, к сожалению, не знаю спортсменов, которые являлись бы лицом какого-то бренда.
Сергей Трифонов
- Денис Урубко.
Леонид Бацев
- Да, Денис Урубко. Но давайте не забывать, что он, вообще, сейчас поляк. Он принял буквально полгода назад польское гражданство, а до этого был казахстанец. Я понимаю, что мы все советские, но по факту вот так. У меня как раз возникает вопрос. У нас в России есть сильные спортсмены. Любое взять направление. Более того, мы чаще всего самые крутые, если брать какие-то такие направления, где нужно показать невозможный результат. Например, без кислорода пройти вертикальную стену Эвереста, сплавиться по самым сложным порогам. Как правило, российские люди это делают.
Сергей Трифонов
- Да.
Леонид Бацев
- Почему сегодня, когда захожу на сайты компаний-производителей этой крутой одежды, я не вижу лицо этого человека и у меня, как у потребителя, не возникает ассоциаций, что «блин, если этот крутой спортсмен, о котором я прочитал, использует продукцию вот этой фирмы – так надо покупать эту продукцию». Я почему об этом говорю? Это же ещё маркетинг на мировой арене, потому что этих людей (даже, если мы говорим про Урубко или кого-то другого, предположим, что он был бы россиянином) знают на мировой арене. И сегодня, когда Урубко носит «Sivera», насколько я помню….
Сергей Трифонов
- Сейчас он другую компанию представляет.
Леонид Бацев
- Да. Суть даже не в этом. Всё мировое сообщество видит и говорит: «Ага, так надо покупать. Российский производитель оказывается крутой, он лучший в мире».
Сергей Трифонов
- Смотрите. Если зайти на сайт «baskcompany.ru», сайт компании «BASK», то там есть такое понятие, как «Команда BASK». Там представлены все наши лучшие, именитые альпинисты. Они все пользуются продукцией «BASK», и, в то или иной степени, «BASK» их как-то спонсирует или помогает, или сотрудничает. У «BASK» это есть.
Алексей Ларин
- Но самая большая проблема в том, что надо сначала зайти на сайт.
Сергей Трифонов
- Хорошо. А где ещё тогда увидеть этих людей? Речь шла о том, чтобы на сайте производителя увидеть людей. У «BASK» этих людей увидеть можно.
Алексей Ларин
- Я считаю, что я, как потребитель, который пока ещё не определился, должен заранее об этом знать. Значит, я должен заранее в каких-то магазинах, где-то в общедоступном пространстве видеть эту информацию.
Сергей Трифонов
- Ага, хорошо. В телевизоре достаточно широко у нас год назад освещалась попытка восхождения на пик Винсона. Есть такая компания «Клуб Лидеров» при Агентстве стратегических инициатив. У них там такие спортивные ребята, и они пытались в прошлом году взойти на пик Винсона. Во-первых, это освещалось в СМИ, во-вторых, у них был телемост с Президентом Владимиром Владимировичем. Они были в пуховках «Sivera», и логотип там читался. Хотя меня предупреждали, что мы вам, наверное, будем замазывать логотип, потому что это реклама и не хорошо. В результате так получилось, что логотип решили не замазывать. Видимо, это получалось совсем некрасиво. Или есть такой довольно известный человек Михаил Прохоров. В сети достаточно много фотографий, где он в одежде «Sivera». Он, правда, не альпинист, но человек известный.
Леонид Бацев
- Ты абсолютно правильно говоришь. Ты сейчас приводишь примеры, когда, может быть, этому уделяется внимание… Я как раз сейчас говорю о том, что открывая журнал «Вертикальный мир» или другие активные журналы, я вижу там американца, какого-нибудь известного спортсмена, скалолаза, и он в той либо иной продукции. Российский журнал, наш. При этом, когда я дохожу до продукции российских производителей, то вижу просто куртку, не одетую на человека, на которой очень технологично расписано из чего она и так далее. Это сейчас больше не вопрос. Учитывая, что ты, напрямую общаешься со многими этими производителями. Это может быть такая «поделиться мыслью». У меня, как простого потребителя…
Сергей Трифонов
- Вопрос в деньгах. Если сравнить бюджет «Marmot» и «BASK», то там, я думаю, будет не на один порядок отличие, и рекламный бюджет будет соответствующий. Если взять «Sivera», у них ещё на порядок меньше и оборот, и, насколько я знаю, «Sivera» совсем не тратит деньги на рекламу. У них другая стратегия продвижения на рынке. Они стараются снизить конечную стоимость изделия при самом лучшем качестве, при этом обеспечить минимальную стоимость. Понятно, что затраты на рекламу будут только увеличивать стоимость, потому что деньги эти надо где-то брать. Они рассчитывают на горизонтальный маркетинг, то есть, когда люди, пользующиеся их продукцией, советуют знакомым, знакомые советуют своим знакомым, и эта штука работает. Те люди, которые пользуются данной продукцией, которые уверенны в их качестве и, естественно, у них только положительный отзывы. Сейчас становится всё больше людей, которые ценят и «Sivera», и «BASK».
Леонид Бацев
- Ты знаешь, да, я это понимаю, как раз когда говорил про эту ситуацию… Для нашего локального рынка, я имею ввиду российского, эта история работающая, но для того, чтобы выйти на зарубежный рынок… Мой вопрос был связан с тем, что люди мирового масштаба, наши российский люди, которые не будут стоить так дорого, с точки зрения рекламной кампании, если б мы «рекламно» (показываю в кавычках) инвестировали деньги в этих людей на мировом рынке. Возможно, для того, чтобы выйти на мировой рынок, восприниматься, как крутой производитель крутых товаров, может быть, имеет смысл использовать этих звёзд.
Сергей Трифонов
- Может быть. Это надо считать. Это уже экономика.
Алексей Ларин
- Технологии есть разные, и не нам сейчас здесь это обсуждать. Мне кажется, что здесь очень важно (мы любим говорить о государственной поддержке, о государственной политике) продвижение «сделано в России», продвижение российских брендов за рубеж. Мне кажется это очень важная, в том числе государственная, задача. Хотя мы все не любим: «При чём здесь государство?» и так далее. Давайте вспомним все примеры. Корейская техника известна в России из-за того, что корейское правительство предпринимает все усилия для того, чтобы эту технику, свои бренды активно продвигать за рубежом, не только в России, во всём мире. Тоже самой касается китайских брендов, потому что там на правительственном уровне субсидируется выставочная деятельность. Китайским брендам помогают выходить и через интернет, и лично на зарубежные рынки. Мне кажется здесь, конечно, очень важно, чтобы мы уделяли этому внимание. Не только санкции вводили, ограничивали возможность ввоза из-за рубежа и этим поддерживали наших производителей, но и в том числе, чтобы помогали нам выходить на другие рынки.
Сергей Трифонов
- Это правда. Более того, справедливости ради, надо сказать, что усилия в этом направлении осуществляются. На последней выставке «outdoor» был общий стенд российских производителей, и государство там помогало.
Алексей Ларин
- Это в России было или за рубежом?
Сергей Трифонов
- Нет, это зарубежная выставка была. Какие-то вещи здесь делаются.
Алексей Ларин
- Значит, это работает. Очень хорошо.
Леонид Бацев
- В конце передачи, ты прямо «бальзам на сердце, бальзам на душу или что-то более серьёзное, более крепкое». Но время нашей передачи, к сожалению, подходит к концу. Мы очень надеемся, что к нам в гости (немножко так анонсируя) должны прийти и производители, «Sivera» в частности, может быть, гостем нашей передачи станет «BASK».
Сергей Трифонов
- Я думаю, что Владимир Богданов согласится.
Леонид Бацев
- Да. Думаю, будет интересно, и у наших слушателей будет возможность ещё больше эту тему расширить. Там мы сможем больше поговорить о производстве, специфике производства. Именно то, что мы сегодня не затронули: как производится, есть ли там дефицит рабочей силы.
Сергей Трифонов
- Есть. Сразу скажу есть. Дефицит квалифицированных кадров есть во всех компаниях.
Леонид Бацев
- Но это уже тема других передач. От себя хочу поблагодарить тебя за то, что ты стал гостем нашей передачи. Лично мне показалось, что я близок к этому рынку, мне тема показалась интересной, и надеюсь, наши слушатели тоже оценили. Спасибо, что пришел. А я с вами прощаюсь. Думаю, ещё Алексей несколько слов скажет.
Алексей Ларин
- Да. Спасибо тебе большое. Леонид, просто напомни, кто был сегодня нашем гостем, чтобы наши слушатели чётко понимали. Можете продолжать задавать вопросы. Те вопросы, которые мы не озвучили в рамках передачи, есть возможность на них ответить письменно.
Леонид Бацев
- У нас в гостях сегодня был Сергей Трифонов. Сергей является депутатом Дорогомиловского района, но не это важно. Сергей является дистрибьютором российских производителей товаров для «outdoor». Думаю, что при желании можно найти тебя в «Facebook» и с тобой более предметно на эту тему пообщаться.
Сергей Трифонов
- Спасибо, что пригласили.
Алексей Ларин
- Всем пока-пока. До следующей недели.