Андрей Кашуба
- Добрый день, дорогие друзья. В эфире радио «МедиаМетрикс» программа «Экспертный совет». В студии Андрей Кашуба, Герман Клименко. И у нас сегодня очаровательная гостья – Елизавета Каширина.
Герман Клименко
- Очаровательная-то очаровательная, а пришла-то она сюда с недобрыми намерениями. Ты же помнишь, как всё это произошло. Был прекрасный эфир с Сергеем Егорушкиным, который сейчас пытается что-то в «Facebook» мне написать, и она мне возмущенно позвонила, сказала: «А почему у вас постоянно приходят одни «алибабафилы»? А я – «алибабафоб». Я говорю: «Господи, так приходите, конечно же». И вот она, несмотря на всю свою очаровательность, хочет сейчас практически разоблачить, уничтожить и вернуть нас на путь истинный, мне кажется, в этом плане. Елизавета, вам слово.
Елизавета Каширина
- Здравствуйте. Первый раз себя слышу в эфире.
Герман Клименко
- Как кстати? Вот Елизавета сейчас сидит - она себя в наушнички одела, сама себя слышит. Вообще, говорят, что люди обычно от этого балдеют – себя слушать. Им очень нравится.
Елизавета Каширина
- Какой голос красивый. (Смеются). Мою историю, наверное, как и у любой другой девочки, можно начать с того, что…
Герман Клименко
- Стойте, Елизавета. Во-первых, вы – не девочка, вы – эксперт. Вот мы сегодня вас позвали, а Егорушкин слушает. Он ждет, что сейчас какой-то монстр придет, вытрясет из него душу. Там не только Сергей Егорушкин. Там еще Саша Иванов, потом этот, кого называть нельзя, который меня ненавидит. Они сейчас все на том конце радиоэфира, знаете, сжались, как в утробе матери, и боятся, что их сейчас вот током и в попочку, и еще куда-то. И вот они так все боятся, а вы сейчас начинаете «я девочка». Нельзя так. Давайте сразу по серьезному. Однажды вы купили или, например, у вас есть бизнес. Вы же эксперт. Посерьезнее будьте, посерьезнее. Начините сразу, и сразу с правой в челюсть. Понимаете? То есть не стесняйтесь. Вон Кашубу можно.
Елизавета Каширина
- Начну сразу «справа в челюсть» историю двухлетней давности своего проекта, интернет-магазина, которую я начала, конечно, с закупки вещей в Китае: «А не попробовать ли мне стать продавцом номер один на российском рынке китайских товаров?».
Герман Клименко
- Еще раз. Какая мысль у нас? Кстати, нужно сделать отдельную передачу (мне сейчас Баронов подсказывает) «Анализируй это», потому что вдуматься, что девушка прекрасная, симпатичная вдруг… Сейчас как вы сказали? «Два года назад идея интернет-магазина товаров…». Слушайте, как же вас жизнь должна была пометать? Обычно у девушек подобные идеи возникают, когда мальчик бросил.
Андрей Кашуба
- Может, это от скуки?
Герман Клименко
- А, может быть, и такое.
Елизавета Каширина
- Или, наоборот, подобрал. Идея интернет-магазина для того, чтобы конкурировать на российском рынке. Я, конечно же, задумалась о закупке товара: «Где?» Искала по Европе, искала, смотрела американский рынок и решила: «О, друзья на Востоке, да какие хорошие! Как они себя хорошо позиционируют, какие они замечательные, какая у них есть удобная интернет-площадка, которая соединяет онлайн и оффлайн. Почему бы ею не воспользоваться и не проверить, а работают ли эти технологии в действии, как они работают, какая логистика». Суперзамечательная реклама, лояльные китайцы улыбаются, «здравствуй, дорогая» в каждом письме. Результатом моей деятельности стал некий практический опыт, который я хотела бы изложить в этой передаче.
Герман Клименко
- Еще раз. На том конце провода Егорушкин и компания Сергея, они просто уже нервничают. Вы понимаете? Сергей, сейчас будет всё. Я вижу, что тут уже кувалда есть. Сейчас правду всю и узнаем.
Елизавета Каширина
- Прекрасно. Система «Alibaba» на российском рынке, по моему мнению, неэффективна.
Герман Клименко
- То есть они могут еще лучше разрушать нашу электронную коммерцию?
Елизавета Каширина
- Они могут еще лучше разрушать нашу электронную коммерцию. Количество недовольных россиян, которые воспользовались сервисом «Alibaba», но почему-то до сих пор этого не высказали (я первая выражаю мнение большинства), число их растет, недовольные есть. В социальных группах они высказывают свое мнение о неэффективности системы, о невозможности реальной связи с китайскими производителями посредством «Alibaba». Мой опыт подсказал… Так, дубль два.
Герман Клименко
- Нервничаете? Страшно убить людей? Вот там сидят сейчас люди, а вы их мучаете. Понимаете? Вы сейчас по кусочку отрезаете хвостик. Они уже пятую минуту просто – всё, их нет, уничтожаете их. Давайте, начинайте.
Елизавета Каширина
- Не работает система арбитража, как минимум. Спор с изготовителем может висеть год на этой площадке. Нет механизма возврата клиенту денег после того, как сделка закрылась, а покупатель не успел открыть спор или вернуть товар. Менеджеры «AliExpress» долго и неохотно отвечают на запрос клиентов. Пиши им письма, не пиши – они знают только английский язык, то есть никакого русского. Если я пытаюсь решить вопрос по сделке о закупке товара: «Ой, ну давайте мы напишем сейчас нашим производителям. Давайте мы им ответим. Неделя, через неделю». Тот товар, который приходит ненадлежащего качества: если я хочу вернуть товар, я открываю спор. Этот спор может висеть год. И я за это время успею раза два товар отправить в Китай. Первый раз посылка дошла, но она была мокрой. Она возвращается в Россию. Во второй раз посылка теряется либо на стороне российской, либо на стороне китайской, и на этом, собственно говоря, спор заканчивается, потому что посылка потерялась, никто не знает, что делать. Поставщик отправил – клиент получил, клиент попытался ее вернуть – посылка потерялась. Всё. То есть смысла в этом споре нет. Бывает разный уровень, скажем так, дальтонизма как у китайских производителей с той стороны, так и у русского заказчика с этой стороны. Я говорю, например, что мне нужно платье цвета слоновой кости. Они говорят: «Окей». Производят платье, его отправляют. Приезжает платье - оно оказывается белое. Я говорю: «А вы знаете, что такое «слоновая кость»?». - «Да. Это белый, это белый цвет». Я говорю: «Хорошо. А у жениха будет костюм «слоновой кости». Что же делать?» - «Ну, сходите в белом платье на свадьбу». Товар плохого качества с хорошей фотографией, как мы уже знаем, облетел все просторы интернета. В результате платье вечернее, которое я хочу заказать на фотографии с шикарной женщиной с шикарным бюстом, талией и всё такое, а уже то, что приходит, - это уже то, что приходит.
Герман Клименко
- Ну, а «eBay» разве так не приходит? Хорошо, ладно. Я теперь понял. Я встаю сейчас, я изображаю из себя Сергея Егорушкина, потому что кто-то должен ответить. А что в «eBay» что? Что в «eBay»?
Елизавета Каширина
- В «eBay» всё гораздо лучше, потому что там…
Герман Клименко
- Но дороже.
Елизавета Каширина
- Дороже, да.
Герман Клименко
- Дороже, но зато лучше.
Елизавета Каширина
- Лучше.
Герман Клименко
- Ну, так и пожалуйста.
Елизавета Каширина
- Почему «пожалуйста»?
Герман Клименко
- Вы хотите дешево?
Елизавета Каширина
- Мы хотим дешево.
Герман Клименко
- А знаете, есть такие три слова важных – быстро, хорошо, дешево. Одно слово лишнее. А вы хотите, чтобы еще… То есть вы сейчас выступаете против «AliExpress», десятого или девятого по популярности сайта в рунете, да? По сути, я думаю, что тысяча слушателей, которые сейчас у нас есть, минимум 900: «Ну что, она с ума сошла, что ли?». Еще раз докажите. Приезжает же. Знаете, я здесь для студии заказывал микрофончики. Они были такие на фотографии, знаете, что у меня прям аж глаз влажным стал. Я их увидел – я их возжелал. Фотография прекрасная, за пять долларов. Ну, я убедился, правда, что за пять долларов так это того и стоит - это такой пластик приехал детский. Но приехал же, сам приехал!
Елизавета Каширина
- Приехал месяца через два?
Герман Клименко
- Нет. Вы что.
Елизавета Каширина
- Бесплатная была доставка?
Герман Клименко
- Бесплатная доставка. Приехала через две недели, «Почта России» прислала уведомление. Секретарь сходил, получил. Всё хорошо.
Елизавета Каширина
- Доставка была при этом бесплатной и заложена в стоимость?
Герман Клименко
- Наверное, я не знаю. Там прямо было написано: «China Post. No pay».
Елизавета Каширина
- Я покупала вещи стоимостью от сорока до шестидесяти долларов за вещь, и я платила дополнительно еще стоимость доставки EMS, чтобы она приезжала за неделю, плюс «растаможка». Но при этом, когда посылка приезжает, я ее открываю, и я понимаю, что в магазин я это повесить не могу, потому что вместо шелка китайского, например, это может быть полиэстер.
Герман Клименко
- Подождите. Я сейчас Егорушкина включаю. Андрюха, ты слышал фразу «повесить в магазин»? Собственно говоря, «Рублевка», бутик, но мы покупаем всё из Китая, оказывается. А потом туда вешают. Подождите, чтобы продать за 500 долларов то, что вы купили за 30, как-то надо там… Конечно, сразу нельзя вешать. Нужно, например, погладить, пуговички пришить.
Елизавета Каширина
- Погладить, пуговички пришить, снять китайские лейблы.
Герман Клименко
- Ну, так и что вас возмущает? Вы же потом нажили капиталу себе - продали за 500 долларов, и всё. Какая норма прибыли на китайских товарах у вас?
Елизавета Каширина
- Она была больше, чем на итальянских.
Герман Клименко
- Была больше, да. То есть вас сейчас просто не устраивает, что и прибыль побольше была, и всё было хорошо, просто еще чего-то не довозили.
Елизавета Каширина
- Меня сейчас устраивает всё, как я перешла с китайских производителей на итальянских. Меня устраивает норма прибыли. Меня устраивает такая норма прибыли.
Герман Клименко
- Но там же все существенно дороже должно быть, или это легенда?
Елизавета Каширина
- Там всё несущественно дороже. Мой проект отвечает за поиск одежды на распродажах в Италии и сравнивает цены «AliExpress», скажем так, на нормальные товары в «Молле», которые они пытаются позиционировать, как товары лучшего качества, отобранные, с гарантией, с безопасностью. Я понимаю, что плюс более или менее адекватная доставка, которая может прийти в срок, то это будет та же самая стоимость вещи, которую я куплю на распродаже в Италии. Абсолютно то же самое. Притом, что я открываю посылку из Италии, я чувствую, что это качество, я знаю, что меня…
Герман Клименко
- Но дороже.
Елизавета Каширина
- Не дороже. По той же самой цене.
Герман Клименко
- У вас вот прекрасная золотистая фигня на вас - это из Италии?
Елизавета Каширина
- Это не из Италии. Это привет китайским производителям. За 80 долларов пальто.
Андрей Кашуба
- Мы расстроены сейчас, что у нас нет видео-трансляции.
Герман Клименко
- У нас должна была быть видео-трансляция, и Елизавета пришла с платьицем, которое она купила в Китае. Но это не платьице. Это пальтишко или как это называется?
Елизавета Каширина
- Я написала на завод китайский.
Герман Клименко
- Прямо в лоб написали?
Елизавета Каширина
- Прямо в лоб. Я хотела начать…
Герман Клименко
- Секундочку. Андрюха, ты можешь себе представить. Где у нас российский завод? В Иваново. Там, в Иваново находим предприятие и пишем им: «Слушайте, а не могли бы вы мне сшить костюм?». Так же у вас было примерно? А завод - это что, бабушка одна китайская?
Елизавета Каширина
- Примерно так и было. «AliExpress» просто позиционирует себя, как коммуникатор с заводом. Вы можете написать напрямую. В итоге оказывается, что сидят 250 менеджеров «AliExpress» и отвечают за этот завод.
Герман Клименко
- Логично. Кстати, в последнее время это модно стало. Вам хочется переписываться с заводами? Будете переписываться с заводами. А можно вопрос? Я сейчас выступлю как та сторона, против которой вы сегодня, пока замах есть, пока еще не ударили их окончательно. А как вы узнали, что менеджеры «AliExpress» заводские? Вы же туда не ездили всё равно.
Елизавета Каширина
- Я туда не ездила, но эта информация…
Герман Клименко
- Как вы их разоблачили? Скажите мне, пожалуйста, как? Колитесь. Да, вы сейчас в эфире. Вас слушают, нервничают все.
Елизавета Каширина
- Не могу сказать.
Герман Клименко
- Так. Хорошо. То есть у вас секретное знание?
Елизавета Каширина
- Это секретное знание.
Герман Клименко
- Хорошо. Не вопрос. Как хорошо. Завадский там такой персонаж, который «AliExpress» руководит, да, по-моему?
Елизавета Каширина
- Российским – да.
Герман Клименко
- Как хорошо, что его сейчас здесь нет. Он бы вас в клевете обвинил, что вы его вводите в заблуждение, что вы отваживаете наших слушателей от «AliExpress» - великолепного, выдающегося сайта, у которого по посещаемости в десятки российских… Вдумайтесь «Facebook», «Одноклассники», «Мейл.ру» и «AliExpress». Потрясающе на самом деле. То есть насколько всё дешево, насколько наше желание халявку получить, оно прям вот… Ну, извините. Давайте дальше продолжим.
Елизавета Каширина
- Давайте дальше продолжим. Я написала письмо на завод и говорю: «Ребята, я - начинающий дизайнер. И я хотела бы создать свою коллекцию одежды».
Герман Клименко
- Вы что, прямо так и написали?
Елизавета Каширина
- Я прямо так и написала.
Герман Клименко
- Слушай, нам надо завести кнопочку «ржач». Так, и что они вам ответили? Просто любопытно.
Елизавета Каширина
- Они ответили: «Конечно, мы принимаем ваш заказ. Давайте, присылайте фотографию, присылайте все расчеты. Всё сделаем». Я говорю: «Хорошо». Присылаю фотографию пальто «Bottega veneta», говорю: «Хочу».
Герман Клименко
- Кого-кого?
Елизавета Каширина
- Иностранной марки очень известной.
Герман Клименко
- Можно я уточню? Вы хотели за 30 долларов у них там сшить товар, а здесь продать за 300, например?
Елизавета Каширина
- Мы не называли цену.
Герман Клименко
- Нет-нет, я условно. Ваше желание, чтобы было мне понятно.
Елизавета Каширина
- Я была готова купить за 300, если бы было надлежащее качество.
Герман Клименко
- Хорошо. Прислали.
Елизавета Каширина
- Они говорят: «Хорошо. Мы вам сошьем пальто. Две недели. Цена 80 баксов».
Герман Клименко
- В одном экземпляре? Восемьдесят баксов?
Елизавета Каширина
- Да, в одном экземпляре.
Герман Клименко
- Можно вопрос? Вы точно хотите их уничтожить или их рекламировать? Я уже собрался сейчас писать. Мне костюмчик нужен.
Андрей Кашуба
- Два.
Герман Клименко
- Два? Хорошо. Я тебя возьму.
Андрей Кашуба
- Опт. Уже опт.
Герман Клименко
- То есть реально за 80 долларов там сшили вот это чудеснейшее… Слушай, Андрюха, ну согласись, ты же ведь видишь.
Елизавета Каширина
- Вместо кашемирового пальто мы получаем что?
Герман Клименко
- А что вы хотите? А вы хотели за 80 долларов кашемировое пальто?
Елизавета Каширина
- Хотела, конечно.
Герман Клименко
- А! Хорошо. Ну, так вот…
Елизавета Каширина
- Вот, получился летний тренч. Вместо осеннего пальто получился летний тренч.
Герман Клименко
- А сколько он должен стоить?
Елизавета Каширина
- Тридцать баксов.
Андрей Кашуба
- Это телефон сейчас возмутился.
Герман Клименко
- Хорошо, ладно. Вы написали на китайскую швейную фабрику, что вам хочется что-то, прислали им образец, и они за 80 долларов прислали вам, скажем так…
Елизавета Каширина
- Летний шелковый тренч вместо осеннего кашемирового пальто.
Герман Клименко
- Вы хотели за 80 долларов осеннее кашемировое пальто.
Андрей Кашуба
- Может они не перевели слово «кашемировое»?
Герман Клименко
- Можно я сейчас добью? Я сейчас Егорушкин практически. Я сейчас Иванов. Я сейчас концентрированная боль всех «алибабафилов». А за сколько вы хотели его продавать? Такая молчаливая пауза. Хорошо, сколько на Западе стоит такое пальто, фоточку которого вы им прислали? Мне же просто интересно. Я же не это самое…
Елизавета Каширина
- Есть американский сайт, который называется «аля хендмейд». Стоимость изготовления такого пальто у американских хендмейд-производителей порядка тысячи долларов.
Герман Клименко
- Ай-ай-ай. Андрюха, ты оценил, да? Ты оценил?
Андрей Кашуба
- Тысяча долларов?
Герман Клименко
- А там восемьдесят. Нормальный разлет.
Андрей Кашуба
- Отлично, по-моему.
Герман Клименко
- Ну, хорошо, ладно. Вы не подумайте, мы сейчас просто собираем коллективных таких «алибабафилов». Давайте-давайте дальше. Чем вы еще недовольны в работе компании?
Елизавета Каширина
- А я не договорила.
Герман Клименко
- Хорошо, не вопрос. А то скажете, что затыкали рот. Нет. Пожалуйста.
Елизавета Каширина
- Я не договорила, и хотела сказать, что на самом деле коммуникации не получается через менеджеров «Alibaba». То есть что мы в итоге получаем? Мы получаем ничего. Либо это должен быть менеджер, который стоит и следит на заводе за качеством тех вещей, которые отправляются сюда по заказам, как мелких, так и крупных российских заказчиков. Это должны быть подписанные контракты, а не оформленный, стопроцентно предоплаченный заказ на площадке, и должен быть контроль качества за тем, что сюда в итоге приезжает, потому что они ответственности ни за что не несут. Даже если площадка предоставляет проведение платежей через себя, контроль по передаче заказа, отгрузке через китайскую почту, в итоге мы получаем либо полиэстер, либо ту вещь, которую отправляют без итоговых фотографий, не по лекалам, не по размеру (с размерами, кстати, тоже большой вопрос), идут, предположим, две-три недели. Дело не в цене. Для меня дело не в цене. Если бы они назвали цену 200-300 долларов, но сделали нормальную вещь, если бы они несли ответственность за те заказы, которые размещаются, должны размещаться на заводах и контролироваться там же, то вопросов у меня к ним не было, ни как дизайнера, ни как закупщика для интернет-магазина. Но в итоге мы получаем геморрой на пустом месте – вопрос с возвратами, которые не работают, вопрос с менеджерами «AliExpress», которые пишут письма на завод или идут туда ногами, или звонят и говорят: «Ну, что там с этим заказом? Всё плохо? А, ну ладно. Давайте тогда пусть этот спор висит дальше. Мы сейчас клиенту ответим». - «Ну, клиент, постарайся, пожалуйста, решить этот вопрос. Может быть, тебе всё-таки подойдет платье белое вместо платья слоновой кости? Ты подумай еще раз. Смотри - цена. Смотри - оно к тебе приехало и всё хорошо. Ты же понимаешь, мы, китайские производители, готовы тебе дать еще скидку, если ты закроешь этот спор, и если у тебя вопросов к нам больше не будет».
Герман Клименко
- Кстати, у них хороший стиль.
Андрей Кашуба
- Прекрасная программа урегулирования.
Герман Клименко
- Вы знаете, я даже могу вспомнить историю. По-моему, это был, сейчас скажу, 1994 год. Ты вдумайся, какие это древние времена. Россия, Москва. Моя матушка вместе со своей подругой «впиливается» в историю доставки из Китая китайских пуховиков. Народный банк их кредитует. Тогда инфляция, по-моему, была 200 годовых, кредитует он их под 12, то есть специфичная история. Я не знаю, был ли там откат или нет, я сейчас просто про эту историю рассказываю. И прилетело два самолета пуховиков. Мы их разгружали в ночи, с трудом вывозили. Времена уже были полубандитские. А потом мы их продавали. Естественно, мы их продавали на падающем рынке, потому что китайские пуховики на тот момент из жопы у всех лезли. Из китайских пуховиков лезла еще пушнина какая-то разнообразная. Я помню переговоры с китайцами, которые приезжали. Мы им говорили: «Это плохо всё». А они говорят: «Нет-нет, только не возвращайте. Давайте мы вам снизим цену». Они как раз тогда начинали учиться рынку, но все фабрики были, по сути, коммунистическими. Просто нужна была валюта любой ценой. И мы, по-моему, получили скидку даже от того, что было. Мне сейчас сложно вспомнить, долларов по 18 они уходили. Тогда квартира стоила 15 000 долларов, а мы потом получили цену в три доллара. Вот как-то так.
Елизавета Каширина
- Прекрасно. Хорошая скидка.
Герман Клименко
- Хорошо, ладно. Давайте по правде. Сколько раз вы покупали у китайцев в «AliExpress»?
Елизавета Каширина
- За год, когда я вела с ними плотные закупки, общая стоимость была порядка 10 тысяч долларов за всё в течение года.
Герман Клименко
- И сколько у вас было ЧП по этому поводу? Тоже интересно. Правду говорите. Вот вы знаете, сейчас слушатели… Чувствуется, что вы просто затаили злобу на менеджера, а на самом деле вам всё китайцы привезли.
Елизавета Каширина
- Не на менеджера.
Герман Клименко
- А ты помнишь, какое соотношение? 80 долларов – 1000. То есть на 10 тысяч купили, на сколько нафигачили? на соточку. Нормально кстати.
Елизавета Каширина
- Практически в каждой посылке, так или иначе, был какой-то брак. Если мы берем аксессуары, то может приехать не то, что есть на фотографии. То есть реальные фотографии они не присылают. Если я пишу отдельно каждому производителю, говорю: «Ребята, здравствуйте. Мне нужны реальные фотографии товара. Покажите, пожалуйста». Они такие: «Нет, мы отказываемся. Вот смотрите эти красивые фотографии, которые мы выложили на сайт. Вам, клиент, должно быть их достаточно». Я говорю: «Нет, присылайте реальные фотографии того, что вы мне отправляете. Если нет, то я просто не буду с вами работать». Они такие: «Да, хорошо. Мы найдем других клиентов, которым не нужны реальные фотографии товара. Они закажут то, что у нас есть, и не будут возмущаться по этому поводу». Процент брака был практически в каждой посылке. Это касается аксессуаров, которые мятые, без шнурков. Один кроссовок пришел, второй кроссовок не пришел. Достаешь пальто…
Герман Клименко
- Вообще, кроссовок и на него скидку, тоже, кстати, согласись.
Елизавета Каширина
- А пальто?
Герман Клименко
- А что с пальто? Оно одно. Ну, что с ним? Вытачки, кармашки немножко в сторону торчат. Ну и что? Белые люди так любят ходить.
Елизавета Каширина
- Была поставка пальто – двойной кашемир. Приезжает, глажу. Пишу им: «Не двойной кашемир». - «Ой, а что это?» - «Вы знаете, это как минимум смесь, очень низкокачественная» - «Да вы что? А вы погладьте его, пожалуйста, еще раз. Может быть, вы ошибаетесь». Я говорю: «Вы знаете, я имею довольно большой опыт работы с тканями».
Герман Клименко
- Андюрюха, посмотри.
Андрей Кашуба
- Во-первых, они разговаривают.
Герман Клименко
- У меня, вообще, такое ощущение, что у нас сегодня реклама «AliExpress». Елизавета какая-то скрытая «алибабафилка», на самом деле. Идет какая-то реклама, ты посмотри. То есть они разговаривают, они уступают, у них высокая клиентоориентированность. Вас смущает то, что они по-русски не говорят?
Елизавета Каширина
- По-английски, не по-русски. Меня не то что бы это смущает. Меня это очень смущает.
Герман Клименко
- А как вы с итальянцами?
Елизавета Каширина
- С итальянцами по-английски.
Герман Клименко
- По-английский. Это не смущает? А с китайцами по-английски смущает? Хорошо. Не вопрос. Пожалуйста.
Елизавета Каширина
- Конечно. У китайцев есть 65 миллиардов, а у итальянцев – нет.
Герман Клименко
- Чего?
Елизавета Каширина
- Столько денег.
Герман Клименко
- Хорошо. Дальше поехали. Что у нас еще?
Елизавета Каширина
- Процент брака очень высокий. Если приезжает вещь, я смотрю, - качество ткани очень низкое. Товар может потеряться, то есть логистика как в одну сторону, так и в другую сторону. Не может быть отслежена площадка «AliExpress», и в итоге мы не имеем тех гарантий безопасности, о которых написано на сайте. То есть, если мы ждем посылку за пять долларов, - это понятно. Если мы ждем посылку за тысячу с теми же условиями бесплатной доставки, то эта посылка может просто не приехать; приехать через месяц или приехать через полтора. Они ответственности за эту доставку не несут. Механизм возврата клиенту денег не работает. Либо я открываю спор. Если я, например, витаю в облаках, или я первый раз, я могу спор не открыть – ну, всё: «До свидания, спасибо большое. Вот ваши деньги. Посылку не получили? Ну, что делать? Мы ищем посылку».
Андрей Кашуба
- А мне почему-то кажется, что эта проблема у любого е-коммерс - что у китайского, что у российского, что у итальянского.
Герман Клименко
- У российского, кстати, похлеще бывает.
Андрей Кашуба
- В общем, да. У любого производителя есть процент брака какой-то.
Герман Клименко
- А у «Яндекс.Такси» ты можешь себе представить? Открываешь «фейсбучину» (ну подумаешь – не приехал таксист), а там: «Твари! Клименко, кого ты защищаешь? Эта электронная коммерция, да она вообще оборзела!». Извини, пожалуйста. Они с вечера заказывают себе на шесть утра такси за 50 рублей, и они хотят, чтобы таксист у подъезда стоял за два часа и чтобы там, я не знаю, в салоне не было дыма. Поэтому проблема е-коммерса, она существует. Люди почему-то обращают внимание, когда всё плохо. Можно я сейчас встану на позицию «алибабафилов»? 200 тысяч единиц товара в день пересекают российскую границу, а здесь сидите вы одна, как та русская баба в поле, понимаете? То есть стоите и защищаете всю отечественную электронную коммерцию в одном лице. А доводы-то у вас не за 200 тысяч посылок. Получается, что 199 999 довольны.
Елизавета Каширина
- Не высказываются – значит, довольны.
Герман Клименко
- И вот что? Как вы на это смотрите? Это наша национальная черта характера, возможно, вы считаете.
Елизавета Каширина
- Терпеть.
Герман Клименко
- Да. А какие предложения у вас есть? Что сделать? Запретить «Alibaba»?
Елизавета Каширина
- А я думаю, что спрос меняется. То есть люди «наедятся», в конце концов.
Герман Клименко
- Наедятся? Вот сейчас десятое место среди самых популярных сайтов, потом станет девятым, восьмым, седьмым, шестым, пятым, четвертым, третьим, первым, а потом поедет вниз?
Елизавета Каширина
- В кризис – нет.
Герман Клименко
- Хорошо. Кризис у нас долгий.
Елизавета Каширина
- Кризис долгий.
Герман Клименко
- А что вы посоветуете людям, которые в Китае покупают? Не покупать? Покупать в Италии? Покупать на «eBay»? Не связываться с «Alibaba»?
Елизавета Каширина
- Смотреть на качество вещи и писать. Писать на «Alibaba» и говорить: «Ребят, давайте реальные фотографии. Я сразу открываю спор. Мне важно, чтобы всё приехало в срок. Мне важно, чтобы всё работало. Если не работает, то я вам ваше «ггг» возвращаю обратно». Но нет гарантий.
Герман Клименко
- Но это в том случае, если вы какой-то бизнес строите. Вы на этом свой бизнес строите, как я понимаю. Вы не для себя покупаете. Вы покупаете для перепродажи.
Елизавета Каширина
- Да, то есть я отвечаю за e-commerce.
Герман Клименко
- Андрюха, что ты можешь сказать по этому поводу? А вы, как я понимаю, в основном за шмоточный e-commerce? Не за тот, которым мы всё-таки… потому что мы про шмоточный e-commerce, я подозреваю...
Андрей Кашуба
- Я только хотел сказать.
Герман Клименко
- У меня никогда, даже в зародыше не было мысли, чтобы купить рубашку. То есть они такие симпатичные. Я подозреваю, если с микрофонами такая метаморфоза. Смотришь на микрофон вот на такой, там написано, что стоит пять долларов. Ты ведешься, покупаешь его за пять долларов, а приезжает какая-то пластиковая фигнюшка, весит пять грамм, но в принципе соответствует. И вот рубашки сейчас смотрю. Там много красивых всяких рубашечек – все по 11. Ты знаешь, сколько раз моя мышка, точнее мой пальчик (у меня нет мышки, у меня «мак»), я взял мышечку, чтобы купить.
Андрей Кашуба
- И в итоге что-то заказал?
Герман Клименко
- Нет, рубашки…
Андрей Кашуба
- Нет, рубашки – нет. Но заказал, что? Три шнурочка…
Герман Клименко
- Я провел следственный эксперимент, который, правда, «разлив в море гавна пошло» – по 30 рублей. И вдруг мне говорят: «Бесплатно всё к тебе, Гера, приедет». Оно по 39 что-то там, 117 рублей получилось. И вот мне из Китая… Конечно, Елизавета, вы сегодня с претензией к «AliExpress», но какая-то она такая, претензия, не очень. Работают же, привозят. Я пытался копнуть с другой стороны. Я пытался копнуть, что они разоряют нашу экономику демпингом, потому что как могут три шнурочка стоимостью 39 рублей из Китая, из какой-то провинции Цзянь…
Андрей Кашуба
- Шнурочки – это не кроссовки, это зарядки для пятого, шестого «iPhone».
Герман Клименко
- Из провинции Цзянь (я не знаю, где это находится) за 39 рублей бесплатно! Мало того, ладно - доехать до границы. Возможно, «China Post» и делает всё, что хочет. Но потом еще проехать по территории России, приехать сюда на почту, рассортироваться должным образом, в виде бумажки приехать сюда, к моему секретарю на стол, что вас посылка ждет, она сходит, заберет - это же время людское. Ты знаешь, читаю комментарии и чувствую себя полным идиотом. Они так всё объясняют, Андрюха, «алибабафилы», что ощущение, что так должно быть, что это, как говорится, экономика. То есть 39 рублей, получается полдоллара, а «они же зарабатывают на этом, на это заработанное они и везут». Я даже не знаю, что ответить. Оно как-то выбивает у меня почву из-под ног. Я не знаю, что с этим делать. Вот почему, вообще, доставка бесплатная у них? Кто-нибудь может мне объяснить? Точнее, бесплатно еще и на нашей территории. У нас курьер в Москве задницу за 100 рублей не поднимет.
Елизавета Каширина
- Спонсируется.
Герман Клименко
- Еще раз: по Москве за 100 рублей задницу не поднимет. Минус сто. Такое впечатление, что доплачивают. Я не знаю.
Елизавета Каширина
- Я не про китайскую доставку. Государство доплачивает.
Андрей Кашуба
- То есть почта Китая доплачивает почте России?
Герман Клименко
- Это в убыток. Слушай, я не знаю. Я в этом не силен.
Андрей Кашуба
- Давай пригласим в «Экспертный совет» к нам «Почту России».
Герман Клименко
- А они вилять будут. Ты читал в «Facebook» переписочку всю? То есть они убедительно доказывают, что это нормально. Понимаешь? Мне вот это нравится - есть люди, которые доказывают, что когда мы заходим в «Азбуку вкуса» и видим, что там молоко… я не знаю, сколько сейчас литр молока стоит?
Елизавета Каширина
- 50 рублей.
Герман Клименко
- 50 рублей, а его берут ведро за десять - это нормально. Почему? Потому что там есть пересыльные истории, по пути перекипятили, что-то там отсеяли. Ведро по 10, а на выходе – 50. А упаковочка, а еще что-то? И на выходе как раз полтинничек и выгорает. А здесь всё хорошо – 39, 39, 39, ноль доставка – это хорошо. Честно говоря, у меня в голове не укладывается. Я как-то пытаюсь, пытаюсь, понять пытаюсь. Куда в 39 рублей заложить стоимость? Это ваше кашемировое пальто можно заложить в стоимость. Я даже не очень понимаю, как в 80 долларов можно заложить хоть что-то на доставку. А они начинают: «Это массовая доставка…»
Елизавета Каширина
- Массовая закупка.
Герман Клименко
- Не знаю я.
Елизавета Каширина
- Например. То есть они отправляют сразу 500 единиц в Россию и экономят на доставке.
Герман Клименко
- А ноль доставка, ноль!
Елизавета Каширина
- Значит, заложено или кем-то оплачено, врагами?
Герман Клименко
- Смотри, первое утверждение: можно сказать, что Елизавета на самом деле «алибабафилка».
Андрей Кашуба
- Конечно, на десятку заказала за год.
Герман Клименко
- Ну да, кто из нас с тобой заказал на десятку? Делать нам нечего! А что вы заказывали?
Елизавета Каширина
- Одежду.
Герман Клименко.
- Одежду. И потом вы перепродавали? Вот по той же схеме, как мы обнаружили – 80 по 1000. Просто когда всего один раз, всего один разик прислали вместо кашемирового вот этот великолепный золотистый плащ.
Елизавета Каширина
- Не один раз мне…
Герман Клименко
- Два?
Елизавета Каширина
- Не два.
Герман Клименко
- Три?
Елизавета Каширина
- Процент брака очень высокий, возвраты очень высокие.
Андрей Кашуба
- А вот сколько? Половина? Больше? Меньше?
Елизавета Каширина
- Больше половины.
Герман Клименко
- Но при такой прибыли, Андрюха, чего – 80 000.
Елизавета Каширина
- А при какой? Откуда вы знаете, при какой?
Герман Клименко
- А мы уже вычислили всё. Мы задавали вам вопросы. Мы вычислили, что вы по 80 хотите купить, а за тысячу продать хотите.
Елизавета Каширина
- Я иду в «Instagram», и я конкурирую с теми…
Герман Клименко
- Подождите, еще раз. Куда вы идете?
Елизавета Каширина
- В «Instagram».
Герман Клименко
- Андрюха, сегодня день – просто праздник.
Елизавета Каширина
- Я иду в «Instagram», куда переехал весь Черкизовский рынок.
Герман Клименко
- «Instagram» - это что?
Елизавета Каширина
- Это приложение «Facebook», в котором сейчас продают весь китайский товар все те, кто ушел с рынка «Коньково».
Герман Клименко
- Ну ладно, там размещаются фотографии. А как они ищут, вообще? Как их искать?
Елизавета Каширина
- По хэштегам. Это работает по хэштегам.
Герман Клименко
- То есть так в реальности?
Елизавета Каширина
- Да, то есть вы заходите в «Instagram», открываете приложение – «рубашка», «рубашка мужская».
Андрей Кашуба
- Надо завести себе «Instagram».
Герман Клименко
- Ниже некуда уже.
Елизавета Каширина
- «Рубашка мужская». Находите 500 рубашек мужских, фоточки. Пишите им в «WhatsApp»: «Хочу рубашку мужскую».
Герман Клименко
- Пишу в «WhatsApp». Стойте-стойте. Андрюха, ты в логистику укладываешься?
Елизавета Каширина
- Рабочие технологии.
Герман Клименко
- Серьезно. «Instagram», а пишешь в «WhatsApp».
Елизавета Каширина
- Пишешь в «WhatsApp».
Герман Клименко
- Не в «Telegram»? В «WhatsApp». Нет, тут знаете, у чиновников стоит «Telegram», на самом деле.
Елизавета Каширина
- Даже не в «FireChat», а «WhatsApp».
Герман Клименко
- «FireChat». Меркуров, если ты нас слышишь, «FireChat» не пользуется популярностью. То есть схема – «Instagram», потом «WhatsApp». Это такие «черкистаты», «черкизон». «WhatsApp». А что я пишу?
Елизавета Каширина
- «Хочу заказать рубашку с доставкой на дом. Есть?». А они говорят: «Да, есть. Завтра привезем. Гамарджоба, генацвале». Привозят: «Меряйте». То есть, что заложено в стоимость – «Instagram», реклама, привлечение клиентов.
Герман Клименко
- «Instagram» бесплатен.
Елизавета Каширина
- Реклама в «Instagram», привлечение клиентов, курьер, примерка на месте, и если не подходит, то вы не берете. Я остаюсь с этим китайским товаром и продолжаю его продавать.
Герман Клименко
- Андрюха, я сейчас еще придумал. Я всё придумал. Я, значит, вспоминаю историю, когда к нам сюда приехал этот несчастный Фицпатрик «ЖЖшечка». Представь себе: сейчас откуда-нибудь из королевства Бурунди, например… Нет, покруче должно быть – из Бразилии, где есть племя... Где-то в Бразилии - имеется в виду в Южной Америке, там у них племя, которое до сих пор живет в каком-то пещерном…
Андрей Кашуба
- Ты знаешь, что у нас есть слушатели из Бразилии? Я тебе потом покажу статистику.
Герман Клименко
- Я сейчас к чему? Приезжает человек ко мне, говорит: «Герман Сергеевич, вы к «лирушечке» неправильно относитесь. У нас всё правительство в ней сидит. У вас там в «лирушечке» кулинарные рецепты, про секс что-то, а у нас всё правительство…». Вот у нас «ЖЖшечку» так же криво использовали. Когда Фицпатрик сюда приехал, и когда он узнал, что у нас в «ЖЖшечке» не прыщавая молодежь, как у них, а нормальные взрослые люди (от Антона Борисовича Носика всё стартонуло), он, честно, офигел. Вот, Андрюха, смотри. Мы с тобой организуем тур. Елизавета, она же по-английски - нет, да?
Елизавета Каширина
- Очень хорошо.
Герман Клименко
- Черт. Мы вам заплатим за идею. Я подозреваю, что в «Instagram» даже в страшном сне не предполагают, что по хэштегам через «WhatsApp» можно что-то покупать. Ты представляешь, какой кейс мы выставим? Мы взорвем весь рынок. Я тебе реально говорю. Миллионы, миллиарды просмотров. Вот серьезно, в «Instagram» покупать рубашку. А потом тебе привезут – не подошла. «Instagram» все используют по каким-то другим, мне кажется, историям.
Елизавета Каширина
- В «Instagram» самые высокие продажи «luxury»-товаров – сумочки, рубашечки.
Герман Клименко
- Я сейчас даже не хочу задумываться над вопросом. Это, вообще, надо делать отдельную передачу с каким-то, я даже не знаю, с каким, названием – «Альтернативные смыслы».
Андрей Кашуба
- Пригласить вести нашу прекрасную молодую ведущую Хандожко, которая точно всё знает про «Instagram».
Герман Клименко
- Нет, мне кажется, если бы мы сейчас поехали в американский тур, мы бы во всех городах собирали с этой историей. А вы вот так рассказываете, таким неуверенным голосом: «Знаете, заходишь в «Instagram» и вводишь там хэштег «мужские рубашки». Они: «Что?!». Они же там, я не знаю, женятся, фоточкают себя, утренние, вечерние. У них же там есть «инстаграмулечки», «вотсапешечки». Понимаешь, да? А тут – рубашки продавать. Я, вообще. Это как с «ЖЖшечкой» история.
Андрей Кашуба
- Ты знаешь, я в «Вконтакте» несколько раз наблюдал интернет-магазин, который просто внутри «вконтактика» - туда выкладываются фоточки, стоимость, честно пишется: «Всё лежит в Штатах. Привезем».
Герман Клименко
- Нет, на самом деле есть, когда есть комьюнити некоторое специфичное. Например, в «Вконтакте» я это видел у мотоциклистов. Это настолько специфичная аудитория. Рубашечку в «Инстаграмчике»… не подумайте ничего плохого, я серьезно, меня сейчас мысль захватила. Слушай, можно деньги продавать.
Елизавета Каширина
- Биткоины.
Герман Клименко
- Нет. Слушай, кейс «Как продавать в Instagram» в Америке будет самый востребованный. Они будут приходить как в цирк. Это примерно как «молотком рисовать картины». Вот они будут приходить, платить деньги, а мы им будем показывать, как молотком рисовать… Еще раз, в «Instagram» продавать мужские рубашки.
Елизавета Каширина
- Хорошо.
Герман Клименко
- Нет, а что? Я услышал просто. Хорошо, что у нас еще про «Alibaba» есть? Какие еще претензии к ним имеете?
Елизавета Каширина
- «AliExpress» позиционирует себя как проводник для выхода российских поставщиков на китайский рынок. Отдельная история, как мне кажется, не совсем рабочая. Что предоставляет в данном случае «Alibaba»? Они сейчас покупают на китайском рынке часть ритейл-бизнесов и такой компании, которая называется «Чайнау», которой принадлежит восемь национальных дистрибьюторских центров, региональных центров, перераспределительных центров. При этом они говорят: «Ребят, давайте вы заплатите годовое обслуживание, и выставите свой российский магазин в «Alibaba». Но при этом, где гарантия? Где гарантия того, что этот российский магазин вообще нужен?
Герман Клименко
- А вы хотите с гарантией еще?
Елизавета Каширина
- Конечно. Я хочу удобства, я хочу клиентоориентированность, я хочу логистику.
Герман Клименко
- Дешево?
Елизавета Каширина
- Я не говорю, что дешево.
Герман Клименко
- За 80 долларов двойной кашемир, чтобы говорили по-русски (я просто уточняю), чтобы доставка была три дня, поглажено, со шнурками. Я просто уточнил.
Елизавета Каширина
- Я сейчас говорю про размещение моих товаров в «Alibaba».
Герман Клименко
- Зачем? Которые вы купите у них?
Елизавета Каширина
- Нет-нет. Для продажи на китайском рынке. То есть, если я производитель, я дизайнер, я хочу вот это вот пальто, желтый тренч, выставить и попробовать продать для китайских консьюмеров, то я плачу «Alibaba» порядка 700 долларов в год (это было, по-моему, год назад; какой ценник сейчас - не скажу) и буду позиционировать себя, как российский дизайнер, который хочет продать что-то для китайских консьюмеров. Что я за это получаю? Ничего. Каких гарантий? Никаких. Вот есть у нас рубашки по 11 долларов. «Ну давайте, конкурируйте с ними, с американскими компаниями. Да, конкурируйте. Хорошо. Мы вам поможем». Но при этом, где гарантия? Нет.
Андрей Кашуба
- Но так дело-то не в «Alibaba». То есть у вас претензии получаются к директору рынка, а не… Если неконкурентоспособный товар, если у вас дороже электричество, дороже производство, дороже ткань, и вы не можете конкурировать там, о чем тогда разговор? Причем здесь площадка-то?
Елизавета Каширина
- Тогда я не смогу продать свой товар.
Герман Клименко
- Нет?
Елизавета Каширина
- Нет.
Герман Клименко
- Вновь шоколадка «Алёнка». Подождите, я всё время думаю, почему всегда всё самому приходится делать? Когда я задал вопрос господину Завадскому на тему «А как же бедная российская электронная коммерция?». Потому что, когда магазин десятый по популярности – это аномально, это говорит только о том, что там ценник настолько низок, что просто… Он, кстати, иллюстрирует реальное соотношение паритета покупательной способности доллара в Китае, и доллара у нас. Там же, в общем-то, разница только из-за этого, потому что у них другая… у них другие условно доллары. У них доллар в другой ДНК, и когда мы их приравниваем, мы, собственно говоря, в четыре раза примерно где-то ошибаемся. Примерно такая у них экономика. А он мне знаете, что говорит? Он говорит: «Я просто вам даю сейчас нож, который нужно вонзать». Он говорит: «Слушайте, а мы о вас заботимся. У вас есть, например… Мы обратно готовы принимать. Вот, например, шоколад «Алёнка» очень нравится». А что «ха-ха-ха»? Шоколад «Алёнка». А мёд? Вы знаете, что китайцы не доедают меда? Это, как в Советском Союзе: «Вот то, что они не доедают, то нам и верните». Вы знаете, я даже не знал, что ответить.
Елизавета Каширина
- Какая при этом клиентоориентированность? Возврат – это клиентоориентированность?
Герман Клименко
- Вы сейчас про что? Про шоколад «Алёнка»?
Елизавета Каширина
- Да-да. Он меня волнует.
Герман Клименко
- Я думаю, что в этом объеме они сами всё утрясут.
Елизавета Каширина
- То есть мы согласимся на возврат в итоге, как у хорошей «AliExpress», и возьмем наш шоколад «Алёнка» обратно, но при этом функционал здесь «AliExpress» какой? Где гарантии безопасности? Где логистика?
Андрей Кашуба
- Где?
Герман Клименко
- На самом деле, мы в эфире 45 минут. У нас сегодня была встреча с Елизаветой Кашириной - человеком, который…
Андрей Кашуба
- Искренне ненавидит «AliExpress».
Герман Клименко
- «Alibaba», «AliExpress». Я бы тоже, кстати, ненавидел. Представь себе: ты на 10 000 покупаешь, на 100 000 продаешь, а потом эти козлы тебе один раз что-то не додают. Обидно, между прочим. Я же сейчас подвожу итог. У вас сейчас будет некоторое количество времени, чтобы сказать слушателям «summary» сегодняшнего дня. Я с ней согласен, кстати, Андрей. Ты знаешь, мне кажется, что электронная коммерция должна работать как-то по-другому. Она должна быть ближе к нам. Мне кажется, что когда сдохнет вся отечественная е-коммерс, «Alibaba» тогда сможет развернуться и действительно обслужить каждого очень хорошо. Ей мешают сейчас все эти «М-Видео», «Lamoda», «Ozon». Кстати, «Ozon», мне кажется, очень мешает «Alibaba». Мне кажется, что, когда они этого добьются (а это уже скоро и близко), наступит наше человеческое счастье.
Елизавета Каширина
- Я очень желаю, чтобы «AliExpress» на российском рынке не смог продвинуться дальше, чем та строчка, на которой они сейчас есть по популярности. Будь то вещевой бизнес, будь то «Ozon», «Lamoda» и так далее - все мы прекрасно понимаем потребности российских клиентов, и я не думаю, что «AliExpress» может по клиентоориентированности, по способности понять российский менталитет, дать какие-то конкурентные преимущества в данном случае для своей площадки. Будем работать над тем, чтобы у них было всё хуже и хуже.
Герман Клименко
- Хорошо. Андрей?
Андрей Кашуба
- Вот прямо не знаю. Такая траурная нотка «чтобы всё было хуже и хуже». Да нет, просто надо всем развиваться и внимательно думать, и заботиться о собственной экономике. На этом предлагаю завершить сегодняшний наш «Экспертный совет». До свидания, всего доброго.
Елизавета Каширина
- Всего доброго.
Герман Клименко
- Всего доброго. Счастливо.