{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Арамис Каримов Генеральный директор кадровой компании Mr.Hunt 21 июля 2015г.
Карьерист
Карьерист. Что нужно делать, чтобы быть востребованным специалистом?

 Р.Дусенко

- Итак, всем – доброе утро! Доброе утро, дорогие друзья! Доброе утро, радиослушатели! Мы с вами, и это первый пилотный эфир «Бизнес завтрака». Я надеюсь, что погода в Москве прекрасная, утро начинается замечательно и самое прекрасное настроение – у вас. Итак, по нашей статистике сегодня нас слушают в следующих городах – это Москва. Сегодня в Москве пасмурно и дождь, 13 градусов, что не могу сказать о себе – сейчас у меня 22 градуса и еще, правда, немного темновато и настроение очень хорошее, потому что все еще спят. Итак, в Москве 13, облачно, в Санкт-Петербурге солнечно сегодня, на удивление, следующий город, в котором нас слушают – это Новосибирск (23, облачно), а в Екатеринбурге – 20. С такого веселого прогноза погоды мы начинаем наше радио-шоу.

Итак, «Бизнес завтрак». Почему же, все-таки, «Бизнес-завтрак»? Я сегодня здесь с вами начинаю наше шоу, которое мы, благодаря Герману Клименко и Андрею Кашубе, сейчас запускаем в пилотном режиме. Планируется сделать так, чтобы это было такое утреннее мероприятие, которое помогло бы вам сориентироваться в наиболее важных и интересных вопросах, которые касаются каждого из нас. Это будет и карьера, и финансы, и отношение к жизни, и работа, work-life balance. Конечно же, понятие «Бизнес-завтрак» (может кто-то слышал об этом), но я, наверное, расскажу об этом проекте еще раз.

Проект «Бизнес-завтрак» был создан в 2012 году, когда я впервые написал в своей сети «LinkedIn» объявление о том, что «ребята, давайте посмотрим на количество профилей, на количество контактов с каждым из нас». И на удивление - это 500, 500+ - уровень общения был с теми людьми, которые достаточно активно общались, к которым подключалось очень много других людей. Мы видели, что еще до этого безумного взрыва популярности «Facebook» в России, «LinkedIn» был уже достаточно нагружен контактами и, практически, никто никого не знал. Первое мое объявление было о том, что «ребята, давайте встретимся». Я написал такой маленький пост и, на удивление, назначил встречу в 8 утра в «Старлайт кафе», которое находится на Маяковке. Я попросил менеджера разрешить мне приклеить напечатанный на формате А4 листочек «LinkedIn» на входе на какое-то время, и – не поверите - пришло примерно 5-7 человек. Мне было не очень комфортно, я старался делать вид, что не имею к этому никакого особого отношения, сидел в сторонке, но люди, как ни странно, начали общаться между собой. Я подсел снова за столик, мы начали говорить, говорить, говорить и это было очень интересно, причем некоторые из тех людей, которые пришли самый первый раз к нам на «Бизнес-завтрак», стали ходить к нам постоянно. И это люди, которые очень интересны, и они поддерживают наш проект. В следующий раз пришло человек десять. И я стал это делать каждую неделю, по пятницам. В какой-то момент было понятно, что разговоры ни о чем должны начаться с какой-то конкретной темы. Это, наверное, было первым таким уроком, что когда ты делаешь какое-то сообщество – нужна тема. Тема для того, чтобы людям было просто интересно. И в рамках этой темы можно было бы пригласить какого-то спикера, может быть, как-то моделировать это все, и, в целом, попытка создать такого рода мероприятие закончилась тем, что мы начали придумывать темы. И тогда сформировалась маленькая группа людей, которые бы рассказывали о том, что такое «Бизнес-завтрак». Вот мы собирались и думали: «а что нам делать дальше». Вот мы собрали десять человек, никто не думал ни о какой монетизации, думали о том, что же вообще делать. Как же приходишь к тому, чтобы рассказать о том, куда развиваться. И в этот момент… Знаете, я последнее время занимаюсь тем, что стараюсь рассказывать о тех знаниях, которые мне удалось в жизни получить, и вот одной из моих таких интересных тем (я для себя считаю) – это тема стратегического менеджмента. Так вот, в стратегическом менеджменте есть понятия «предварительная стратегия» и «стратегия постоянная». Предварительная стратегия – спонтанная стратегия, которая говорит о том, что она возникает в процессе, когда твоя стратегия, конкретная, которую ты разработал, вдруг встречается с какими-то новыми вызовами. Или, например, когда ты понимаешь, что какие-то новые обстоятельства, которые у тебя возникли – меняют как раз твой план. И вот, знаете, иногда я перечитываю те моменты, о которых мы говорили в те годы, и я понимаю, что на самом деле никто не знал куда идти. Скорее всего, по большому счету, каждый из вас, когда кто-то придумывает стратегический план у себя в компании, он тоже задумывается о том, как бы ему это хотелось, и как бы это виделось ему. Но каждый раз, когда преднамеренная стратегия будет сталкиваться с жизненными ситуациями, будут происходить коррекции. И, знаете, один из гуру назвал стратегию «хождением по лабиринту», то есть ты идешь уверенно прямой дорогой вплоть до того момента, пока ты не упираешься в стену. В этот момент ты смотришь: «ага, что же происходит вокруг? Почему возникла стена?» и начинаешь размышлять о том – повернуть тебе направо или повернуть налево. Взвешиваешь какие-то обстоятельства, каким-то образом стараешься подумать о том, куда же тебе лучше идти – и поворачиваешь, например, направо, и вдруг ты понимаешь – да, ты выбрал правильный путь и вновь идешь уверенной походкой ровно до того момента, когда снова упираешься в стену. Так происходит постоянно, процесс адаптации стратегии непрерывен и именно поэтому, только поэтому, эта стратегия может быть жизненной. Любые другие способы или любые другие виды стратегий, когда говорят «вот мы придумали стратегию пять лет назад и сейчас однозначно ей следуем – слово в слово». Она, мне кажется, немного отсутствует, в действительности. Так вот, проект так же развивался и в 2013 году я, как основатель проекта, понимал, что необходимо «делать» какого-то интересного спикера. Первым спикером у нас стали ребята из Оratorica - организации времени, когда мы собрались и послушали первую презентацию. И именно в этот момент я понял, как должен развиваться проект. Все последующие годы – это были годы ежедневной и еженедельной работы о том, что мы приглашаем каких-то спикеров, и именно по такому принципу будет построен наш радиоэфир. В ближайшее время, ровно в 9-30 (это через 20 минут) я вам буду представлять первого спикера со своей авторской программой – это будет Арамис Каримов и авторская программа «Карьерист», где мы вместе с ним обсудим, что будет происходить на кадровом рынке России в ближайшее время. Почему мы решили поговорить с Арамисом на эту тему именно летом, в середине отдыха или купального сезона? Дело в том, что общепринято, что сентябрь, наверное, будет являться тем моментом, когда можно, наконец-то доставать из заначки свое резюме и рассылать его работодателям, для того, чтобы получить какое-то новое представление о своем статусе, о своем месте, или получить некую оценку работодателей на предмет того – а интересен ли ты им. И, конечно же, в первую очередь каждый из нас думает в этот момент о том – как бы было неплохо сменить опостылевший офис одной компании на более привлекательный офис другой, а также получить определенную прибавку к жалованию. Так вот, чтобы эти чудесные мечты сбылись, мы сегодня с Арамисом постараемся побеседовать на эту тему и раскрыть моменты, связанные с тем, что нужно делать. Поэтому, надеюсь, что это будет для вас интересным. Я попрошу сейчас поставить маленькую музыкальную паузу и через минуту мы продолжим разговор о том, что и как мы будем делать в рамках нашего утреннего проекта «Бизнес-завтрак» на радио «МедиаМетрикс». Надеюсь, вам интересно и я очень буду признателен, если вы сможете писать в чате или в любых других… По-моему, даже у нас сейчас работает на нашем сайте «МедиаМетрикс» чат, поэтому можно начинать слушать и писать там нам какие-нибудь замечания или предложения, поэтому авторизовывайтесь. Итак, маленькая музыкальная пауза, а потом мы с вами продолжим.

(играет музыка)

Итак, доброе утро всем! С вами радио-шоу «Бизнес завтрак» на радио «МедиаМетрикс». Мне очень приятно, что, наконец, мечта о том, что мы получаем свое радио-шоу сбылась и благодаря вам, я надеюсь, нашим слушателям, вы сможете помочь нам выбрать тот формат, потому что в первой части я сейчас как раз рассказывал о том, что является стратегией. И когда мы создавали проект «Бизнес-завтрак» для нас стратегией было: поехать, посмотреть, как это делается в других местах. А потом мы просто стали делать, делать, (у Ицхака Адизеса есть такая стадия развития компании, как «давай-давай»), и вот мы делали, делали, делали и нашли некое свое лицо. Итак, дорогие радиослушатели, если вам будет интересно то, что мы делаем, а я постараюсь привлечь все свои ресурсы (те, которые были вовлечены в проект «Бизнес-завтрака» - все наши прекрасные спикеры, замечательная публика, это то сообщество, которое все время с нами), для того, чтобы сделать этот радио-эфир интересным, наполненным практическими рекомендациями и полезными советами для того, чтобы именно утром вы могли подзарядиться.

Мы делали «Бизнес-завтрак» по пятницам. Радио-эфир мы планируем делать более часто. Сколько – каждый день, может быть, через день – мы будем смотреть, насколько это откликается в ваших сердцах, в ваших ушах, насколько много вы слушаете нас, насколько активно вы пишете нам. Поэтому мы будем готовы подстраиваться под вас и выстраивать ту стратегию, которая отвечала бы такой «two way communication», которая бы давала возможность, используя наш ресурс, донести информацию до большего числа людей. Мы смогли бы найти именно то, что будет самое интересное.

Так вот, продолжу историю о создании проекта «Бизнес-завтрак». Как я уже сказал, в январе 2013 года мы пригласили первых спикеров, и это было очень интересно. И люди каким-то образом стали о нас узнавать, стали приходить. Но, так как проект был некоммерческий, я все время задавал вопрос себе: «А, собственно, зачем все это делать? Что мы делаем? Для чего мы это делаем?». И я не мог в себе найти четкого ответа. Теперь я понимаю, по прошествии трех лет, что этот проект имел большое значение для меня лично, для тех людей, которые были с нами. Потому что каждый раз, когда приходит успешный человек, он несет за собой огромный информационный поток, поток успешности в подходе к решению разных вопросов, к взгляду на ту или иную проблему со своей личной стороны. И преломление существующей ситуации через призму лично себя– это дает уникальный взгляд на одну и ту же проблему с абсолютно разных сторон. Мы можем рассматривать один и тот же вопрос, приглашая сто спикеров, и мы получим сто абсолютно различных историй, которые помогут нам с вами вместе выработать некое свое видение и свое отношение к этому. Таким образом, мы выбирали спикеров. Сначала мне задавали вопрос: «А как, собственно говоря, выбираются спикеры? По какому принципу?». Принцип был следующий. В тот момент я как раз прошел первый год обучения в московской бизнес-школе «Сколково», и уровень общения с теми людьми, которые были в моей группе и вообще встречались мне в «Сколково», был настолько фантастически высокий, что, приезжая в этот клуб, мне казалось, что я попадал в будущее. Я смотрел в окно, подходил к окну в переменах и думал: «Это - машина времени, я просто нахожусь здесь. Здесь лучшие спикеры мира, лучшие люди, которых можно встретить в российской экономике. А вот как сделать так, чтобы это стало там, за стеклом?» Я понимал, что gap между тем, что происходит у нас внутри и тем, что происходит там, снаружи, - это 5-10 лет. И как его преодолеть? Это было бы очень сложно. Поэтому первыми спикерами были мои однокурсники, это были основатели «Сколково», это были фантастические люди, которые задали некий тренд, тренд развития проекта. И постепенно, постепенно мы выбирали из огромной массы спикеров (вы можете со всеми ними познакомиться у нас на сайте, сайт «Бизнес-завтрак», достаточно набрать в «Google» «бизнес-завтрак», и он вывалится у вас, наверное, в первой тройке), и ознакомиться с ними. Это дает представление об уровне людей, которые на самом деле нас окружают. Мы иногда не задумываемся о том, насколько интересные люди живут рядом с нами. Ведь, уникальные встречи случаются абсолютно повсюду. Знаете, мне повезло, и год назад, отводя ребенка в школу, я в лифте познакомился с прекрасным, фантастически интересным человеком, со своим соседом, который является к тому же и владельцем одного крупнейшего рекламного холдинга. Мы еще представим его, рано или поздно, он будет у нас, возможно, комментировать какие-то новости. Просто посмотрите вокруг себя, посмотрите на то, с какими людьми вы общаетесь. Общайтесь с интересными людьми, старайтесь сделать так, чтобы ваше общение было наполнено смыслом, а когда, вдруг, таких людей рядом нет – вам на помощь обязательно придут книги.

Книги – это отдельная, очень важная составляющая, мне кажется, нашей жизни. Судьба благосклонно подарила мне знакомство с Сергеем Турко, который является главным редактором «Альпина Паблишер» и, благодаря ему, на каждом «Бизнес-завтраке» мы разыгрывали книги от «Альпина». Самое интересное происходило тогда, когда мне курьер привозил этот пакет книг (где-то 10 или 15 книжек), и я понимал, что у меня есть возможность… И я, быстренько, по одной книжке из этого пакета таскал домой для того, чтобы перечитать. И, таким образом, я очень быстро читал. Потом я подписался на электронную библиотеку литрес – это вообще фантастически удобный сайт (мы не рекламируем его, я просто рассказываю собственное отношение), когда ты получаешь электронные книги настолько быстро, и они у тебя во всех устройствах, что позволяет тебе очень быстро читать. Причем, количество электронных книг развивается. И я несколько лет назад (помню, в автомобиле) слушал историю о Джеффе Безосе, о создателе «Amazon». И я понимаю, что с небольшим отрывом, может быть в 10 лет, мы идем этой же дорогой. Наши российские компании делают примерно те же самые шаги не потому, что они хуже и не потому, что у них что-то не так – нет. Просто общества разные, ментальность разная, мы все немного отличаемся, и поэтому что-то у нас идет быстрее, что-то - медленнее. Вот, например, перед тем как выйти в эфир радио «МедиаМетрикс», я разговаривал с одним своим американским другом, и он мне говорит: «Знаешь, сегодня в Америке вообще абсолютно новый тренд – уже практически никто не слушает эфирное радио, слушают спутниковое радио; и в автомобили вставляются декодеры, которые дают тебе возможность быть в стрим-потоке. Мало того, если ты вдруг не успел послушать какую-то свою любимую передачу – ты начинаешь просто слушать подкасты этого радиоведущего для того, чтобы быть в курсе каких-то тем, которые он раскрывает». Вот куда мы придём – не знаю, но, наверное, это будет что-то также интересное, это будет, безусловно, что-то более свежее. Уверен, что технологии развиваются и впереди нас ждут фантастические вещи, потому что, даже вспомнить… Например, я из поколения 70-х, наверное, как раз на всю мою жизнь и пришлась эта технологичная революция, которая позволила от домашних телефонов с дисковым набирателем перейти к таким фантастическим средствам связи, которыми мы пользуемся сейчас. В данный момент я нахожусь от Москвы за несколько тысяч километров, а мне кажется – слышно меня достаточно хорошо, и технические службы радио «МедиаМетрикс» подтверждают мне это. Поэтому – все ждет нас впереди.

А что впереди ждет нас? Буквально через пять минут мы начнем с вами разговор и в нашей студии появится Арамис Каримов – это владелец Executive Search компании Mr.HUNT, эксперт по карьерной продуктивности с профессиональным опытом работы более 10 лет. Мне сразу хочется сказать, что мы с Арамисом не являемся истинной последней инстанцией. Безусловно, у каждого радиослушателя, у каждого из вас будет собственное мнение на предмет того, как может быть воспринято вами наше мнение. Поэтому мы будем давать те советы, рассказывать о тех приемах, которые работали в нашем опыте, с теми людьми, которым мы помогали решить вопросы, стоящие перед ними. Поэтому слушайте внимательно и готовьте вопросы, потому что очень приятно будет, если мы получим некий интерактив – это поможет нам наиболее скоординировать полезность представляемого материала для вас, потому что то, о чем мы будем говорить – наиболее важно. Буквально, даже сегодня утром, пробегаясь по ведомостям – там тоже был раздел в области карьеры. Знаете, карьера становится неотъемлемой частью нашей жизни. Порядка 70% нашей жизни мы отдаем нашей работе. Правда, сегодня в разделе карьеры была статья не столько о том, как строить свою карьеру, была статья господина Слободина о том, что такое хороший руководитель. И, вы знаете, эта тема тоже важна; у меня был цикл публикаций на тему «А кто есть ваш босс» (если кому интересно – можно поискать в блоге на нашем сайте), где мы рассматривали типы руководителей с точки зрения их ментальности, и как вам будет с ним работаться. Поэтому мы вскоре, буквально через минуту, сделаем маленькую музыкальную паузу и ровно в 9-30 мы выйдем в эфир для того, чтобы с вами встретиться, с Арамисом Каримовым в нашей новой авторской программе на радио «МедиаМетрикс» - «Карьерист». А сейчас – небольшая музыкальная пауза.

(играет музыка)

Доброе утро, Москва! Доброе утро, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Краснодар, Новосибирск и все те прекрасные города, которые слушают радио «МедиаМетрикс» и утреннее шоу «Бизнес-завтрак»! Всем доброе утро! У нас сейчас к студии должен подключиться Арамис Каримов. Арамис, доброе утро! Ты с нами?

А.Каримов

- Рома, привет!

Р.Дусенко

- Привет! Отлично! Как приятно слышать знакомый голос. Я знаю, что в Москве сегодня как-то пасмурно, да?

А.Каримов

- Да, за окном дождь, прохладненько.

Р.Дусенко

- Я не хотел бы вас всех расстраивать, но у меня клевая погода, сейчас только-только взошло солнце, 22 градуса, ожидается 28, вода примерно 23, поэтому в целом, постараюсь свой оптимизм донести тебе, и мы вместе попробуем сделать так, чтобы у людей также было тепло на душе. И, во-первых, я хочу тебе сказать огромное спасибо. Спасибо за то, что ты один из самых первых моих близких мне спикеров, которые поддерживают мой проект. Вот поддержал и наш радио-проект. Скажи, пожалуйста, какие первые мысли у тебя были о том, когда я написал тебе, что мы делаем радио эфир? Какие у тебя были эмоции?

А.Каримов

- Ты знаешь, я на самом деле горжусь тобой, потому что я знаю тебя три года и эти три года – период такого постоянного роста, поиска интересных форматов и возможностей. Помнишь, мы с тобой познакомились, когда ты еще был… Можно все тайны раскрыть?

Р.Дусенко

- Да, абсолютно, конечно. Мы сегодня открыты.

А.Каримов

- Ты был, можно сказать, моим кандидатом, мы встретились с тобой в Старбаксе на Павелецкой. Я очень удивился – я никогда не видел таких продвинутых и интересных банкиров с рюкзаками за спиной и в спортивных очках. И ты меня тогда сразу очаровал, а потом, когда появился проект «Бизнес завтрак» я на него, помнится, сразу откликнулся. Также как и на твой новый проект, в течение десяти секунд я тебе написал: «о, привет; что за проект? расскажи подробности, с удовольствием поучаствую».

Р.Дусенко

- Слушай, я уже сделал небольшой такой анонс о том, как важно для человека правильно определиться со своей карьерой, и сделать это важно сейчас, когда есть несколько более расслабленное состояние. И мне кажется – в самом начале нашего диалога ты привел интересную вещь – «очаровал кандидат». Насколько это важно для человека – очаровать работодателя или хэдхантера? Имеет ли это какое-то отношение к его дальнейшей судьбе?

А.Каримов

- Ты знаешь, сейчас эта тема очень популярна, мы часто слышим про личный бренд, про продажу себя, про очарование и т.д. Если это искренне и от души – это всегда приятно; всегда приятно общаться с человеком, который тебе улыбается, который тебя понимает, который интересно тебе что-то рассказывает. Если это все искренне и от души, как в твоем случае было тогда и, наверное, всегда, - это всегда подкупает. И к таким людям ты неосознанно тянешься и, если ты их оцениваешь по какой-то шкале, - добавляешь им дополнительные баллы.

Р.Дусенко

- Слушай, отлично. Я начал задавать некий тон этой передаче, но мы с тобой говорили о том, что у тебя есть свой какой-то план – что бы ты хотел сообщить нам и кандидатам, которые слушают нас сегодня с точки зрения полезности.

А.Каримов

- Да, я хотел, наверное, посвятить этот эфир лету, ты с этого начал. И это лето такое необычное, с точки зрения карьеры и поиска работы. Я, на самом деле, сравниваю его с прошлым летом (можно, немного в историю).

Р.Дусенко

- Да, конечно.

А.Каримов

- Прошлое лето было удивительное. У меня достаточно много контактов профессиональных, в профессиональных сетях в том числе (всем известны теперь «LinkedIn»). И в том году было какое-то сумасшествие – каждый день мне приходило по 6-7 сообщений о том, что кто-то куда-то выходит, меняет работу. Это было как-то здорово и при этом – необычно, потому что все говорили про зарождающийся кризис или про санкции, про всякие нехорошие истории. Да, но на этом фоне (я разговаривал с коллегами) у всех был замечательный год, все куда-то продавали людей, и компании нанимали, и все это было как в последний раз. А в этом году ситуация несколько иная, и лето такое менее оптимистичное, как в плане погоды, так и в плане…

Р.Дусенко

- Как ты это обозначаешь, что менее оптимистично все-таки?

А.Каримов

- Я, проводя параллель с прошлым летом, смотрю переходы людей через свои профессиональные инструменты. Если в том году – это было 6-7 человек в день (то есть это колоссальная сумма, порядка четырех или трех тысяч контактов у меня на социальной сети «LinkedIn», соответственно, процентов двадцать поменяло работу – это колоссальная цифра для такого круга). А в этом году мне приходят сообщения, что кто-то поменял работу из моей сети – пару раз в неделю, иногда в две недели.

Р.Дусенко

- То есть, снизился…

А.Каримов

- Оборачиваемость.

Р.Дусенко

- Знаешь, буквально позавчера в «Ведомостях» (я теперь, как профессиональный журналист, обязан просматривать все эти статьи, связанные с подготовкой к программе) вышла статья.. нет, это на кадровом портале «Банкир.ру»… что в России за год на 12% выросла абсолютно трудовая миграция, на 20% - временная. Пишут, что люди просто берут и снимаются со своих насиженных мест в поисках лучшей доли, скажем так.

А.Каримов

- С этим я тоже соглашусь. Я не знаю как это в процентах, но я по своему роду деятельности общаюсь с разными людьми, с разными соискателями, кандидатами и я вижу, что многие, не смогшие реализоваться здесь в Москве, а некоторые (не секрет) сейчас ищут работу не полгода, не три месяца, а девять – двенадцать, иногда восемнадцать месяцев. Они готовы переехать в другой регион, чтобы заниматься интересной для себя работой (даже и за меньшие деньги).

Р.Дусенко

- Арамис, скажи, пожалуйста, буквально в продолжение этого разговора, на твой взгляд… Есть много статистических данных о том, сколько по времени происходит процесс поиска работы для человека, то есть – не в момент, когда он работает и ищет работу, а вдруг вот так оказалось (ты говоришь такие большие цифры), по твоим клиентам – какой средний срок?

А.Каримов

- Знаешь, а можно я какую-то градацию тебе скажу?

Р.Дусенко

- Да, конечно.

А.Каримов

- Обобщать – не очень хорошо, потому что кого-то это может расстроить, а кого-то это может очень сильно расстроить. Смотри, все зависит от нескольких факторов (то, сколько человек ищет работу). Первый фактор – это текущая востребованность его специальности, профессии и т.д. Ты знаешь, сейчас мир очень быстро меняется, и многие профессии перестают быть актуальными, а некоторые люди не следят за тенденциями и остаются на том уровне, на котором они были раньше.

Р.Дусенко

- Застревают в своей профессии.

А.Каримов

- Да, ты знаешь, я их называю – люди-калькуляторы. Сейчас поясню почему. Я недавно зашел в МВидео, и меня привлекла полка с распродажными товарами. И там была какая-то сумасшедшая скидка на калькуляторы. Я подхожу и говорю: «Слушайте, а их кто-то покупает вообще?», - «Вы знаете, с момента открытия магазина (а он два года работает) – ни одного проданного калькулятора, но, вы поверьте, - они хорошие и на них скидки очень хорошие». Есть люди, у которых опыт сейчас, в принципе, не востребован по разным причинам – экономическим...

Р.Дусенко

- А ведь на самом деле, ни одно рабочее место не обходится без калькулятора.

А.Каримов

- Это да, но сейчас его заменил компьютер. Наверное, нет в Москве столько бухгалтеров, которые способны... Калькуляторы, в отличие от компьютеров и планшетов, могут служить, еще десятки лет. Думаю, что запасы еще есть. Это первый фактор, что по каким-то причинам твоя профессия может быть не востребована. Это нужно вовремя отследить и понять, что с этим делать (здесь уже советы пошли): либо чему-то научиться новому, либо поменять сферу деятельности, либо найти какой-то там иной путь. Есть люди, которые, в принципе, востребованы, и профессионалы, которые могут найти работу, но проблема в том, что сейчас многие работодатели не готовы платить те деньги, на которые они рассчитывают. Поэтому их сроки выхода на работу зависят от того, насколько они готовы сделать скидку, упасть в цене своей.

Р.Дусенко

- Это очень важно, вообще, разговор о цене человека. Как будущую тему, наверное, это нам стоит с тобой обязательно рассмотреть.

А.Каримов

- Одна из моих практик – это работа с финансистами, с финансовыми директорами. И многие финансисты высокого уровня жалуются, что предложения есть, сейчас такое для них, благоприятное время, потому что многие компании находятся в сложных финансовых ситуациях и нужны хорошие финансисты. Но по разным причинам компании готовы платить примерно 50% от того, на что рассчитывают кандидаты. Поэтому кандидат должен для себя решить – либо он готов подождать и искать дальше, либо сделать разумную или неразумную скидку в пользу выхода на то или иное рабочее место – есть и такая еще проблема. И третья проблема (и об этом ты много говорил, и я много пишу, говорю) – не все люди понимают, как действовать в этой парадигме, в новой парадигме поиска работы. Потому что не секрет, что до этого многие годы люди переходили куда-то либо, используя традиционные инструменты интернета, площадки, рекомендации, или переходили со своими руководителями. Сейчас ситуация несколько изменилась. У меня есть такая аналогия – представляешь автобан, по которому мчатся «Мерседесы» и достигают своей цели очень быстро, потому что скорость движения не ограниченная. Ситуация вдруг поменялась – автобан превратился в такую узкоколейку и «Мерседесы» (их много) на этой узкоколейке пытаются…

Р.Дусенко

- Друг с другом толкаться, да?

А.Каримов

- Сейчас именно такая ситуация.

Р.Дусенко

- «Мерседесы» обгоняют более высокопроходимые машины.

А.Каримов

- Да, сейчас «Мерседесов» на рынке очень много (я так называю дорогостоящих кандидатов, высокооплачиваемых кандидатов), а вакансий меньше, поэтому есть такая проблема. И не все эти люди, которые привыкли строить свою карьеру, или как-то строилась она у них сама по себе (бывает и такое), - не все они умеют искать работу, не все они умеют писать резюме, правильно выстраивать коммуникацию на собеседовании, правильно себя презентовать, продавать. Это тоже отдельные темы.

Р.Дусенко

- Это отдельные разговоры. Тут все-таки понятно. Вот сроки какие-то конкретно давай.

А.Каримов

- Про сроки, да. Если мы говорим про мою стандартную аудиторию (высокооплачиваемые кандидаты из крупных корпораций, уровня финансового директора), то срок поиска работы может достигать и года.

Р.Дусенко

- Ого.

А.Каримов

- А недавно один из моих таких кандидатов, который попал ко мне где-то в декабре (до этого он искал с апреля прошлого года) и вышел только в июне, то есть чуть больше года он искал ту работу, которую хотел, но надо признаться – он нашел эту работу.

Р.Дусенко

- Слушай, я вот хотел о чем сказать. Ты помнишь, наверное (безусловно, помнишь и знаешь) нашу добрую знакомую Наташу Смирнову, которая в ближайшее время появится в эфире радио «МедиаМетрикс» в среду.

А.Каримов

- Завтра.

Р.Дусенко

- О, кстати, да, среда – завтра же. Завтра ровно в 10-00 в эфире радио «МедиаМетрикс» у нас будет программа с Натальей Смирновой, называется «Финансовая среда». Так вот, если ты сказал, что для топов – это нормально – поиск работы от шести до года, то я вспоминаю ее такие рекомендации… Собственно говоря, они совпадают с рекомендациями многих финансовых консультантов, а это, наверно, может быть будет одна из первых сегодняшних наших рекомендаций – создавайте финансовую подушку безопасности в тот момент, когда у вас есть на это возможность, чтобы в тот момент, когда вы оказались в поиске работы, у вас было на что жить, и вы не сходили с ума по поводу того,  чем кормить семью.

А.Каримов

- Абсолютно верно, потому что, в основном (по статистике и по моей личной статистике), ко мне приходят люди, которые вынуждены искать работу очень быстро и оперативно, потому что в финансовых накоплениях есть некие обязательства. Причем все эти обязательства и сложные ситуации - абсолютно не аргумент для работодателей, им абсолютно, так скажем, безразлично. А вот для конкретного человека, который оказался в этой ситуации – это все проблематично, поэтому, не имея такого финансового резерва, скорее всего, человек примет для себя не самое выгодное решение или предложение, и оно будет, скорее всего, наименее интересное для него, но вынужденное.

Р.Дусенко

- Итак, лето. Мы понимаем, что человек, который искал эту работу… Будем надеяться, что время к моменту подхода очередной вакансии сокращается, вот это уже последние месяцы, в череде огромного количества нет-нет-нет-нет-нет-нет и к этому надо относиться абсолютно нормально. Мне кажется, - это будет тоже еще одна из наших тем «Как перестать беспокоиться, когда ты слышишь на собеседовании слово «нет»», потому что рано или поздно ты услышишь слово «да». Что на твой взгляд сегодня самое главное для человека, который хочет или думает поменять работу. Давай попробуем в практическую плоскость перевести и надаем советов.

А.Каримов

- Самое главное – это две вещи: думать и действовать. В основном, я сталкиваюсь с ситуациями, когда человек действует, но не думает или думает, но не действует.

Р.Дусенко

- Как это взаимоувязать?

А.Каримов

- Это очень сложно для многих, но это ключевой параметр успеха, потому что сейчас, в данной текущей ситуации, когда рынок труда очень тяжелый, вязкий и нужно перерывать очень много информации (переваривать очень много информации) для того, чтобы найти те алмазы, тех работодателей, куда можно себя представить. А второе – для того, чтобы все это делать, помимо аналитических и умственных способностей, нужны еще внутренний настрой и желание все это делать. Если человек увязывает два этих момента, если он правильно учится думать в текущих условиях, а потом еще и действует, то он достигает цели. А можно я скажу, почему я выбрал тему лета и почему я считаю лето хорошим временем для построения карьеры, для поиска работы? Я всегда рекомендую этот период для того, чтобы задумываться об этом. Смотри, лето хорошо тем, что физически конкурентов на рынке труда становится меньше.

Р.Дусенко

- Они разъезжаются по отпускам.

А.Каримов

- Да, плюс они становятся менее доступны для работодателей. Потому что люди, которые уехали в отпуск, люди, которые уехали на дачу - не могут оперативно, допустим, в тот же день приехать на собеседование. Поэтому, если у вас остро стоит вопрос с работой, со сменой работодателя и места, то нужно быть готовым.

Р.Дусенко

- Быть на чеку, чтобы приехать на собеседование.

А.Каримов

- Во всеоружии, да. Во-вторых, если компания летом, в период отпусков открывает какую-то вакансию, то это значит, что эта вакансия очень сильно нужна этому работодателю. Поэтому я люблю летние заказы от своих клиентов, потому что я понимаю, что это - не просто вакансия на «посмотрите, а покажите нам каких-то кандидатов, мы подумаем полгода, потом примем решение, может быть не примем». То есть летом возникают вакансии очень такие горячие и хорошие, потому что многие меняют работу, как я сказал, летом и открываются эти перспективы. Плюс, в июне заканчивается полугодие, поэтому многие компании понимают, как им действовать последующие полгода, и открывают новые вакансии, потому что эти люди им крайне нужны для того, чтобы достичь в оставшиеся полгода каких-то результатов и показать определенные цифры своим акционерам, руководителям и т.д. Поэтому лето хорошо еще в этом плане.

Р.Дусенко

- Я буквально остановлюсь на секундочку и скажу: уважаемы соискатели, если в настоящий момент Вы вдруг увидели действующую активную вакансию – это значит – этому работодателю этот человек максимально сейчас необходим, потому что, несмотря на кризис, несмотря на сокращение бюджета и различные финансовые политики в области сокращения издержек – этот человек, действительно, необходим. Приложите все свои усилия для того, чтобы попасть к этому работодателю, потому что, действительно, ему это нужно. Да? Правильно?

А.Каримов

- Да. Я именно об этом и говорил. Теперь хотел бы остановиться, почему выгодно переходить летом соискателю, любому человеку на новое место. Потому что у человека есть еще полгода для того, чтобы показать свою ценность для компании и получить бонус. Не секрет, что, если вы переходите осенью, то на бонус можно не рассчитывать и как бы эти три-четыре месяца получаются не то, чтобы отработанными зря….

Р.Дусенко

- Отлично, мне кажется, нам сегодня нужно сделать с тобой небольшой пост-релиз вместе или даже тебе, я напишу свои комментарии, в которых указать важные вещи. Ты знаешь, ты открываешь такие вещи, на первый взгляд, не приходящие в голову. Любая более-менее уважающая себя компания имеет систему мотивации и элементом этой системы мотивации является ежегодный бонус. В большинстве политик в области мотивации, действительно, человек, вошедший в это в третьем, по-моему, и в четвертом квартале уже лишается возможности на этот бонус или он резко сокращается. А так получается – ты попадаешь, успеваешь, и у тебя есть еще такая мотивационная морковка, висящая на следующий год: в феврале-марте ты можешь еще и денежки хорошо заработать.

А.Каримов

- Да, я соглашусь с тобой. Многие компании все-таки сохранили бонусные схемы, и они рассчитываются пропорционально проработанному периоду.

Р.Дусенко

- Слушай, извини, что я так эмоционально внедряюсь, но темы такие классные. Однозначно, нам с тобой надо обсудить тему мотивации, потому что я уверен, что ты сталкивался с огромным количеством людей. А я сейчас в рамках того, что в последнее время активно занимаюсь консультированием компаний на предмет систем управления и систем управления персоналом, сталкиваюсь с разного рода подходами, у собственников особенно, что такое мотивация. И, мне кажется, это важно нам с тобой поднять эту тему, разобраться и дать свой собственный профессиональный взгляд на вопрос мотивации – что является мотивацией, что является бонусом, что является зарплатой, за что люди должны приходить на работу, за что их мотивировать. Супер идея! Отлично! Спасибо тебе!

А.Каримов

- Еще один фактор – психологический. Летом всегда проще войти в колею, потому что многие находятся в отпусках, ты выходишь на рабочее место.

Р.Дусенко

- Интенсивность ниже.

А.Каримов

- Да, интенсивность ниже, бизнес-активность ниже, поэтому у тебя есть время спокойно перевести дух, познакомиться с коллегами, познакомиться со своими функциональными обязанностями и спокойно встретить деловой активный сентябрь-октябрь-ноябрь.

Р.Дусенко

- Уже, так сказать, адаптировавшись в компании, в принципе.

А.Каримов

- Да. Еще, кстати, летом многие компании проводят тимбилдинги, дни рождения (специально переносят на этот период), многие компании проводят какие-то корпоративные большие мероприятия, поэтому это очень хорошая уникальная возможность познакомиться с коллегами, влиться в коллектив и максимально профессионально раскрыться на новом месте. Поэтому я считаю  лето – самый лучший период для смены работы и для поиска новых карьерных возможностей.

Р.Дусенко

- Остался он летом в Москве (Питере, Новосибирске, Краснодаре - неважно где). И мы с тобой вскрыли, что сейчас очень много интересных вакансий (я это подтверждаю), что в регионах для московских топ-менеджеров открываются большие перспективы на региональных рынках, потому что очень много сильных региональных компаний, которые могут пригласить на собеседование. Не надо стесняться об этом говорить, я сам прошел такую школу, прожил 3,5 года в Краснодаре, где поднимал банк, и считаю, что это фантастический опыт. Да, ты выпадаешь из московской тусовки, но вопрос – что важнее? Сегодня, опять же, наши сети электронные, возможности общения – колоссальны, а, если ты едешь на топовую позицию, то у тебя будут возможности так же поддерживать отношения в виде участия в конференциях и все остальное. Поэтому он остался в Москве, смотрит региональные сайты. Что конкретно, какие именно шаги? Может быть, 5-10 первых шагов, вот, человек, который включил наш эфир на радио «МедиаМетрикс» и пытается услышать.

А.Каримов

- Возвращаюсь опять – думать и действовать. Если говорить о регионах – надо смотреть те регионы, куда идут деньги, где есть большие федеральные программы. Допустим, Дальний Восток – горячая тема.

Р.Дусенко

- Крым.

А.Каримов

- Крым – не знаю.

Р.Дусенко

- Может быть связано с тем, что поедешь в Крым, а потом против тебя каких-нибудь санкций понавводят.

А.Каримов

- Нет, ты знаешь, почему я не знаю про Крым? Потому что я там не был, я много читаю, но отзывы противоречивы и поэтому, пока я там не побывал – не могу сказать насколько это перспективный регион. Но наш юг – однозначно да: Сочи, Краснодарский край и т.д. Нужно анализировать, где сейчас есть движение, куда идут деньги. Сейчас очень популярно сельское хозяйство, по понятным причинам. Я знаю, что многие кандидаты выходят в сельскохозяйственные холдинги на интересные позиции. Кладешь перед собой карту России и смотришь наиболее перспективные для себя регионы. Черпаешь информацию от знакомых, из прессы, из каких-то аналитических материалов и источников и затем уже точечно смотришь, как тебе действовать в той или иной ситуации. Смотришь, какие компании там есть, какие потребности и насколько твои знания, навыки и опыт могут пригодиться в той или иной компании. Поэтому мой совет, если не получается реализовываться в столице, то надо идти туда, куда идут деньги. Это такой базовый принцип экономики. Возможности появляются там, куда идут деньги.

Р.Дусенко

- В принципе, получается, человек, определив для себя на карте России возможное свое местонахождение, он должен быть готов к тому, что придется туда поехать. В среднем, проект такой, наверное, занимает от трех лет, чтобы, действительно, добиться хороших результатов.

А.Каримов

- Не один год – это точно, но года три, иногда пять лет – все зависит от проекта.

Р.Дусенко

- А какие-то мы можем дать советы людям, когда они будут вести переговоры с подобными компаниями? Все-таки это релокация, это достаточно сложные семейные обстоятельства, дети. Что можно порекомендовать здесь?

А.Каримов

- Здесь каждый решает сам для себя свою индивидуальную задачу, поэтому у всех ситуации разные – кто-то выбирает себе путь такого воскресного папы или мамы, когда человек уезжает в регион или какой-то город, работает 4-5 дней в неделю и на выходные возвращается домой.

Р.Дусенко

- Слушай, ты мне рассказываешь эту историю, а я, во-первых, свой опыт вспоминаю. А потом, однажды, в очередной вечер воскресенья, в Домодедово я встречаю на рейсе на Краснодар Винченцо Трани. Ты, наверное, знаешь этого замечательного человека? Он в свое время работал в КМБ-банке. Я ему говорю: «Винченцо, привет! Что ты здесь делаешь?» Он говорит: «Роман, привет! А ты что?», - «Я работаю в Краснодаре», -«И я работаю в Краснодаре». Я потом переехал, а он по-прежнему ездил на субботу-воскресенье домой.

А.Каримов

- Да, это я называю «воскресный папа». А второй вариант – если возможности, город, населенный пункт позволяют выстроить структуру для семьи, то можно спокойно перевозить семью на какое-то время.

Р.Дусенко

- Мне кажется – с Хабаровска и Владивостока особенно не налетаешься.

А.Каримов

- Да, конечно. Поэтому варианта, как во многих случаях, два – либо так, либо вот так.

Р.Дусенко

- Получается, до четырех часов лета, в принципе, можно летать на выходных домой, а, если твоя семья будет удовлетворена тем уровнем дохода, и уровнем твоей самоактуализации и реализации тебя, как мужчины (кстати, мы говорим почему-то априори о мужчинах, а ведь это могут быть и женщины).

А.Каримов

- Могут быть, да. И такое бывает.

Р.Дусенко

- Ничего страшного. Я вот помню, в школе когда учился (раньше были военные, которые постоянно перемещались из одного города в другой), и такие интересные ребята были, они  явно выделялись из наших всех, потому что они много уже посмотрели, много где побывали, это была не первая их школа – это расширяло их кругозор.

А.Каримов

- Да. Но, понимаешь, допустим, женщине, у которой есть двое детей и им нужно уделять максимальное внимание (особенно, если они маленькие) – ездить и расширять свой кругозор достаточно проблематично.

Р.Дусенко

- Согласен.

А.Каримов

- Здесь, все-таки обратная ситуация. Если, допустим, у девушки уже взрослые дети и хочется, есть желание самореализовываться, возможности тоже есть и примеры успешные есть переезда в регион и выстраивание новой своей карьеры.

Р.Дусенко

- Арамис, огромное тебе спасибо! Сегодня был наш с тобой пилотный эфир. У нас осталось с тобой буквально несколько минут. Часы на сайте радио «МедиаМетрикс» показывают 9 часов 59 минут. Мне кажется, что это было достаточно интересно, полезно и, может быть, тогда такой летний финальный совет кандидатам.

А.Каримов

- Я хотел бы повторить – это думать и действовать, и держать себя в тонусе, психологическом, потому что можно искать работу два-три-четыре месяца, пять, десять, но никогда не нужно терять уверенность в себе и терять свою самооценку, потому что – это один из ключевых факторов (как показывает практика) выхода на новое место. Верьте в себя, думайте и действуйте!

Р.Дусенко

- Ура! Спасибо большое! Это был Арамис Каримов в пилотной версии программы радио «МедиаМетрикс» и утреннего шоу «Бизнес-завтрак», программа «Карьерист». Мы будем слышать Арамиса каждый вторник в 9-30, будьте с нами на волнах интернет-радиостанции радио «МедиаМетрикс». С вами был Роман Дусенко и это был пилотный выпуск радио-шоу «Бизнес завтрак». Мы будем очень признательны вам, когда вы поделитесь с нами своими впечатлениями, своими желаниями. А я хочу сделать анонс завтрашнего эфира. Итак, завтра среда, и мы будем встречаться с двумя замечательнейшими людьми. Первая девушка – Наталья Смирнова с ее авторской программой «Финансовая среда», и мы в 10 утра ровно начнем (с момента открытия московской международной валютной биржи) разговор о том, что происходит на рынке финансов. Поговорив о финансах, в студию к нам подключится Галина Сартан – это специалист в области команд и командостроения, это человек, который точно знает, что происходит сейчас в вашем коллективе, она точно понимает и сможет оценить, в каком уровне развития находится ваша команда. У нее есть прекрасные книги, я являюсь ее поклонником, читал ее книги и применяю на практике. И мы с вами поговорим о командах, поэтому, дорогие друзья, очень приятно будет, если завтра вы сможете уделить время и послушать в эфире радио «МедиаМетрикс» утреннее шоу «Бизнес-завтрак». С вами был Роман Дусенко. Я желаю вам прекрасного дня, отличного настроения. Оставайтесь в тонусе! Думайте и действуйте! Всем пока, до завтра.