Дмитрий Баронов
- Добрый вечер, дорогие радиослушатели! Понедельник, 19 октября, 19:59, в эфире радио «МедиаМетрикс» программа «Радиообмен». Сегодня первый раз эта программа выходит в новом формате. Сегодня и каждый понедельник в 20:00 к нам в эфир будут приходить замечательные люди – это ведущие радио «МедиаМетрикс». В эфире программы «Радиообмен» они будут рассказывать о себе и о своих радиопередачах, о своих программах. И сегодня у нас в гостях человек отважный, который первым согласился прийти ко мне в эфир программы «Радиообмен» - это Александр Михеев, ведущий программы «Бизнес в рунете». Добрый вечер!
Александр Михеев
- Добрый вечер, Дмитрий!
Дмитрий Баронов
- Итак, расскажи нам, Александр, как ты вообще дошёл до такой жизни, что стал радиоведущим? Откуда приходят в радиоведущие?
Александр Михеев
- Ты знаешь, у нас, по-моему, всё делается по знакомству. И, в принципе, в один из очередных визитов сюда был поднят вопрос о том, что нужно вести одну из передач. Возникла идея вести передачу «История рунета». Мы долго думали об этом, и в конечном итоге я переформатировал, потому что история рунета у каждого своя, и мы решили пообщаться о бизнесе, о деньгах. Так родилась идея передачи «Бизнес в рунете», так здесь появился я, в качестве ведущего.
Дмитрий Баронов
- То есть тебя на радио мобилизовали?
Александр Михеев
- Да.
Дмитрий Баронов
- Ты пришёл, сказали: «Вперед!» И приставили к микрофону.
Александр Михеев
- Ну, на самом деле, всё было культурно, очень так скромно: «Александр, вы не могли бы? А не будет ли вам интересно?». Я сказал: «Конечно же, да».
Дмитрий Баронов
- То есть о работе радиоведущего мечтал с детства, но как-то не было условий.
Александр Михеев
- Ты знаешь, мне было всегда интересно. Радио у меня практически всегда в машине работает, я всё время слушаю. Причем слушаю в основном информационные передачи. Никогда не представлял себя ведущим, это точно. И когда предложили – почему бы и нет, я решил попробовать. Всё вроде бы получилось.
Дмитрий Баронов
- А какое радио ты слушаешь в машине?
Александр Михеев
- Сейчас вот страшную тайну... «Вести FM» - точно и периодически «Маяк». Ну, ВГТРК – это наше всё, да.
Дмитрий Баронов
- Понятно. Итак, программа «Бизнес в рунете». У тебя есть какой-то бизнес бэкграунд, получается?
Александр Михеев
- Есть немного.
Дмитрий Баронов
- Совсем немного?
Александр Михеев
- Ну, это же всё измеряется в сравнении.
Дмитрий Баронов
- Как удалось выяснить в результате расследования, помимо того, что ведешь радиопередачи, ты ещё и директор по международному развитию группы компаний «Мирс», которая занимается тизерной рекламой.
Александр Михеев
- В том числе, да.
Дмитрий Баронов
- В том числе. А тизерная реклама – это что вообще такое?
Александр Михеев
- Ну, это – один из форматов рекламы, который получил своё распространение лет восемь-девять назад в нашем рунете и постепенно набирал обороты. Это, грубо говоря, - если ты видишь на вебсайте рекламные объявления, состоящие из картинки и текстового формата.
Дмитрий Баронов
- То есть это обычный баннер, получается?
Александр Михеев
- Нет. Тизеры имеют определенный, свой размер. Плюс помимо этого формируются тизерные блоки, которые по размеру идут так же, как баннеры, но их там гораздо больше. Например, пять-шесть рекламных объявлений в одном баннере, если так упрощенно говорить.
Дмитрий Баронов
- То есть те, которые просто перещелкиваются, да?
Александр Михеев
- Ну, они либо одновременно, либо ратируются, либо перещелкиваются и т.д. И посыл тизерной рекламы – он более жесткий, более принуждающий к тому, чтобы пользователь перешел по ссылке.
Дмитрий Баронов
- И что, переходят?
Александр Михеев
- Очень много.
Дмитрий Баронов
- Но помимо тизерной рекламы, как ты сам сказал, ваша компания ещё чем-то занимается.
Александр Михеев
- Да, мы занимаемся и новостями, раскручиваем различные информационные издания. То есть помогаем привлекать аудиторию на различные СМИ. И дальше разрабатываем технологии, идём со всеми модными протоколами и всё остальное. Но, грубо говоря, это - всё, что касается трафика, пользователей и в конечном итоге рекламы.
Дмитрий Баронов
- А что входит в обязанности директора по международному развитию, в мировом масштабе?
Александр Михеев
- Именно международное развитие – это захват новых рынков, экспансия. В рамках этой деятельности, порядка трёх лет занимался развитием американского рынка, жил в Нью-Йорке.
Дмитрий Баронов
- Понятно. Помимо компании «Мирс», ты ещё и директор компании «Finam Global» - это, насколько я понял, венчурный инвестиционный фонд.
Александр Михеев
- Да. Абсолютно верно. На самом деле, всё началось именно с «Finam». Компания «Мирс» является одним из активов этого фонда. И параллельно просто в определенный период времени было предложено заняться операционной деятельностью, помочь и т.д. Так вот совмещаются две должности, две работы. Параллельно. Да, есть ещё фонд, управлением которого я занимаюсь на сегодняшний день.
Дмитрий Баронов
- Кому труднее – стартаперам или венчурным фондам? Я правильно говорю: «венчурный» или «венчурный»?
Александр Михеев
- «Венчурный».
Дмитрий Баронов
- Кому труднее сейчас?
Александр Михеев
- Ты знаешь, всем сложно, в принципе. Но мне про венчуры очень сложно сейчас говорить, потому что мы с 2008 года приняли решение вообще этой темой не заниматься. Мы рассматриваем проекты уже на более поздней стадии, когда наши успешные стартаперы научились зарабатывать деньги и, в принципе, могут что-то показать. Мы дальше уже смотрим на такие истории. Вот. А стартаперам сейчас сложно, потому что самих венчурных фондов стало гораздо меньше, и, параллельно, рисковать стали гораздо меньше. А в рамках того, что происходит у нас здесь последних полтора-два года, тоже люди начали с ещё большей осторожностью смотреть на все эти проекты и с меньшей вероятностью выделять средства стартаперам.
Дмитрий Баронов
- Это по всему миру такая тенденция или только российская?
Александр Михеев
- Ну, каждый рынок уникален. У нас сейчас есть такая тенденция за последние полтора-два года, в связи с ясными событиями, которые происходят. У нас же инвесторы – люди очень мнительные: любой чих с любой стороны сразу их уводит куда-то в сторону. Они начинают: «Ой, нет. Мы пойдём, поищем, может быть, на других рынках, в других сферах, может быть, ещё что-то. Там, наверное, более стабильно». Потом приходят туда, там через год-два тоже что-то происходит. И идёт перетекание, поэтому такие ситуации возникают повсеместно, где бы то ни было.
Дмитрий Баронов
- Насколько твой бизнес-бэкграунд помогает тебе в твоей радиодеятельности? И наоборот, насколько наличие собственной радиопрограммы позволяет тебе решать какие-то бизнес-проблемы, если такое бывает?
Александр Михеев
- Во-первых, сто процентов - помогает бэкграунд бизнесовый в отборе потенциальных гостей в радиопередачу, потому что позвать можно кого угодно, но моя задача, которую я для себя поставил именно в этой передаче – это приводить что-то интересное. Либо то, о чем ещё люди не знают, либо то, о чём стоит напомнить, либо то, в чём люди плохо разбираются. Это – первая задача. Вторая задача – я человек достаточно меркантильный, поскольку всё-таки руковожу фондом - мне интересно отсматривать некие активы. В режиме такой беседы, когда человек достаточно красноречив и открывает страшные все свои тайны, я небольшой такой внутренний дью-дилидженс провожу какого-то проекта: а может, мы потом вместе сможем что-то сделать. Это моя чисто меркантильная такая история, тоже параллельная.
Дмитрий Баронов
- И что, есть уже какие-то реализованные - вот такие меркантильные?
Александр Михеев
- Есть. По крайней мере пока, как фонд, мы ещё из тех гостей, которые у нас были, ничего не сделали. Но те активы, которые входят в наш фонд, уже с двумя гостями параллельно ведут совместные проекты, и один из них скоро будет запущен.
Дмитрий Баронов
- Я напоминаю, что в эфире программа «Радиообмен» на радио «МедиаМетрикс», Александр Михеев – ведущий программы «Бизнес в рунете» и по совместительству - директор двух компаний, которые входят одна в другую и в группу «Finam». Наши слушатели и пользователи социальных сетей могут оставлять комментарии на страничке эфира на сайте radio.mediametrics.ru. Мы должны выйти немножко из бизнес-истории и прийти к тому, ради чего я всё и затеял. Расскажи, Александр, о себе, о своём детстве. Ты же не коренной москвич, в Москву ты попал относительно недавно, наверное, да?
Александр Михеев
- Да, я – из той категории «понаехавших». Но, грубо говоря, за двенадцать лет проживания в этом городе, уже могу себя причислять немного к местным.
Дмитрий Баронов
- Ну, давай мы начнём с твоей неместной истории.
Александр Михеев
- А неместная история... не знаю... Родился в России, в Свердловской области. Отец, будучи руководителем достаточно высокого звена в торговле, в советские времена постоянно был командирован куда-то. То есть здесь отработал, потом его перевели туда, потом туда – поэтому мы достаточно неплохо покатались. И уже школьный свой период времени я рос в Республике Коми – это северо-западная часть нашей страны, закончил школу в городе Ухте и поступил в институт в столице республики Коми – городе Сыктывкаре.
Дмитрий Баронов
- Расскажи, вот ты и в Свердловской области жил, и в Коми жил. Вот это – везде одна Россия или она разная?
Александр Михеев
- Смотри, в Свердловской области жил я до двух лет. Так что считаем, что это в бессознательном состоянии – я ничего не помню, не могу сказать.
Дмитрий Баронов
- Хорошо. Вот Коми – Россия и Москва – Россия. Это – одна Россия или это разные?
Александр Михеев
- Ну, категорически, конечно же – нет. То есть даже в рамках одной Республики Коми есть столица Республики Коми – город Сыктывкар, есть другие города, которые тоже кардинально друг от друга отличаются. Чтобы понимать, Республика достаточно большая и от Сыктывкара до Воркуты больше 800 км. И Воркута – это уже приполярный круг, где ничего не растет, а в Сыктывкаре, в принципе, ещё всё нормально. То есть даже географически это всё по-разному. А Москва с Сыктывкаром – это, конечно, совершенно разные. Тут нельзя сравнивать.
Дмитрий Баронов
- Итак, ты учился, высшее образование получил в Сыктывкаре. Это что, местный университет, да?
Александр Михеев
- Нет, это – институт. Теперь - да, это университет. По первой вышке я – преподаватель, преподаватель иностранных языков (английский и французский языки).
Дмитрий Баронов
- Язык в бэкграунде – это всегда плюс.
Александр Михеев
- Ну, мне – да. Ты знаешь, когда мне было лет, наверное, десять, мне отец сказал, что будущее – за языком и за компьютером. И как-то он меня направил, у меня это где-то в подкорку просело, я начал чем-то заниматься – благодаря родителям – курсы и английского, и компьютера, и всё остальное. И потом оно как-то пошло, пошло, пошло и всё в этом направлении всю свою жизнь я как-то иду.
Дмитрий Баронов
- То есть ты с самого детства хотел стать бизнесменом?
Александр Михеев
- Нет. Ну, давай... это интересный такой момент. У нас в подростковом периоде идёт такое метание. Я метался между гуманитарным направлением и техническим направлением. Я пытался совместить несовместимое: с одной стороны, я хотел быть юристом, адвокатом, а с другой стороны – программистом. В принципе – две разные полярности. А стал в итоге преподавателем иностранных языков, где-то что-то, наверное, посередине. На юриста не поступил, на программиста не поступил, поступил в иняз. А потом уже гены, наверное, привели. Второе высшее образование получал по линии президентской программы подготовки управленческих кадров там же, в Сыктывкаре, при университете. Это дало уже такой управленческий бэкграунд, который мне помог двигаться дальше.
Дмитрий Баронов
- А в Москву ты приехал в каком году?
Александр Михеев
- В 2003.
Дмитрий Баронов
- И сразу стал заниматься чем?
Александр Михеев
- Я работал. Я с 2001 года работал в компании «Мобильные телесистемы».
Дмитрий Баронов
- В «МТС»?
Александр Михеев
- Да.
Дмитрий Баронов
- Очень интересно. Чем ты там занимался?
Александр Михеев
- Начал с абонентского обслуживания, продаж.
Дмитрий Баронов
- В салоне?
Александр Михеев
- Ну, да. Тогда ещё «МТС» не был консолидирован, были региональные различные подразделения, дочерние компании. У «МТС» были доли в этих компаниях. Там очень много было сильного регионального влияния. Это только где-то в 2005 году стала задача по консолидации, в принципе, всей компании под единым брендом, чтобы это всё был единый собственник и т.д.
Дмитрий Баронов
- Это с появлением яйца?
Александр Михеев
- Это ещё до появления яйца. Как раз яйцо – это был апофеоз всего этого процесса, если мне память не изменяет. Вроде бы так. Но я, к счастью, уже не работал и себя с этим не ассоциирую.
Дмитрий Баронов
- Ты сказал: «К счастью, не работал». Почему, почему ты получил счастье, уйдя из «МТС»?
Александр Михеев
- Ну, я немножко слукавил, потому что благодаря «МТС», я оказался в Москве. Я в регионе начал потихоньку расти, хватался за разные новые направления, за новые технологии и всё остальное. Появилось в Москве новое подразделение, и они решили собирать ребят из регионов, из своих подразделений. Пришло приглашение, я его принял, переехал в Москву. Но я человек достаточно консервативный все-таки. Те вещи, которые происходили в «МТС» в тот период – это постоянная смена руководства, это брался просто под конкретную задачу президент компании на год-полтора. Он её выполнял, потом брался другой. И за мою работу в компании сменилось три или четыре президента компании. Соответственно, ты же знаешь прекрасно, что происходит, когда меняется голова, да? Меняется команда. Потом, вот эти все постоянные изменения просто приводили к тому, что не было понятно в определённый момент, что делать дальше, где найти концы, куда пойти, как что-то изменить или ещё что-то. Мы же все люди-оптимисты и пытаемся что-то изменить. Такой возможности тоже не было в определённый момент. И второй момент – деньги. Тот уровень зарплаты, который тогда платился, уже был не рыночным, и были другие предложения, на которые я согласился и пошёл дальше.
Дмитрий Баронов
- Итак, из «МТС» ты ушёл.
Александр Михеев
- Ушёл в «Мегафон».
Дмитрий Баронов
- А в «Билайне» был?
Александр Михеев
- Нет, к счастью.
Дмитрий Баронов
- «МТС», «Мегафон» – кто лучше-то по внутренней организации, по организации корпоративного управления, на твой взгляд? Вот то, что ты видел.
Александр Михеев
- Мне не удалось в самом «Мегафоне» поработать. Мы работали в дочерней компании «Мегафона», и эта компания была абсолютно новая. Я пришёл туда – нас было всего пять человек. Я уходил – там было уже порядка 150-200 человек. Поэтому всю корпоративную политику выстраивали сами, вместе с нашими акционерами и руководителями. Поэтому сравнивать что-то, как внутри «Мегафона» и как внутри «МТС», у меня, к сожалению, не получается.
Дмитрий Баронов
- Поскольку ты знаком с организацией работы мобильных операторов, скажи уж тогда, как ты оцениваешь сегодняшнее состояние рынка мобильной связи? В каком он состоянии пребывает?
Александр Михеев
- У меня был в гостях Женя Гнутиков. Мы обсуждали как раз эту ситуацию с госпожой Знаменской и с «Билайном» по выдаче дубликатов сим карт – вот эта вся нашумевшая в сентябре месяце история. К сожалению, вроде бы ничем эта история не закончилась, по крайней мере, публичность всей этой темы быстро завяла, буквально через два-три дня после того, как она появилась.
Дмитрий Баронов
- Ну, видимо, смогли договориться как-то.
Александр Михеев
- Ну, да, в конечном итоге.
Дмитрий Баронов
- Заключить мировую.
Александр Михеев
- Этот момент очень показательный как раз в том, что наши три лидера рынка не смотрят дальше, в каком направлении развиваться. Это моё субъективное мнение. Эта проблема была ещё в мою эпоху работы, когда в 2003 году я, занимаясь допсервисами в КЦ «МТС», предлагал ввести, например, безлимитный тариф на Интернет, чтобы конкурировать с проводными операторами связи Интернета. Много вещей, которые мы технологически предлагали совершенствовать. Мы предлагали развивать собственные порталы, создавали концепцию «user generated» порталов. Вот то, что потом появилось как «Facebook» - мы, банально, ещё работая в «МТС», ну, не именно концепцию «Facebook», но что-то около того – предлагали. К сожалению, операторы себя до сих пор воспринимают как трубу, через которую – всего лишь - проходят данные, но ничего более. И эту функцию трубы, я боюсь, у них рано или поздно заберут.
Дмитрий Баронов
- А вот с появлением четвертого игрока в Москве на рынке мобильной связи что-то, на твой взгляд, изменится?
Александр Михеев
- Изменятся тарифы. Ты же знаешь эту историю с выходом в принципе. Такая же история была с «Мегафоном», когда их не пускали на московский рынок. Это же лицензионные все вопросы, то есть ты не получаешь лицензию на частоты в конкретном регионе. Так в свое время «Мегафон» не пускали на северо-запад, так на Дальнем востоке были проблемы у «Билайна», если мне память не изменяет. Это было всегда. Точно так же не пускали сюда «Теле2», потому что в регионах «Теле2» демпингует, цены достаточно низкие. Но здесь им, по-моему, частоты не все выделили, поэтому качество связи сейчас обещает быть не самое лучшее у «Теле2». Но в любом случае, эти вопросы решатся, то в перспективе полугода мы увидим, я надеюсь, снижение цен на связь.
Дмитрий Баронов
- Ну, телереклама у «Теле2» агрессивная. Вот эти ролики: «Мы в Москве за всё переплачиваем. Пора с этим кончать» - они с таким слоганом выступают сейчас в телерекламе.
Александр Михеев
- Так и есть. В регионах, если ты пользуешься только домашней связью, возьмем республику Коми – мою родину малую, если ты не выезжаешь, если ты не роуминговый абонент, на местную связь – идеальный вообще, в принципе, оператор по качеству, по ценам, вообще практически всё копейки стоит.
Дмитрий Баронов
- Ну, что ж, вот когда ты совсем исчерпал себя в сфере мобильной связи, куда ты пошёл дальше?
Александр Михеев
- Я продолжал ещё работать в компаниях, которые тем или иным боком были связаны с сотовой связью, то есть контентные агрегаторы, контентные провайдеры. Сначала возглавлял в одном из них подразделение по региональному развитию, занимался рынками Белоруссии, Казахстана и Украины. А потом перешёл в другую компанию на должность исполнительного директора, возглавлял компанию недолгий период. И в 2008 году меня пригласили в «Finam».
Дмитрий Баронов
- Контентные провайдеры, ты сказал. Это вот эти весёлые компании, которые тебе на экран мобильного телефона выплёвывают красивые картинки, и не дай Бог их нажать?
Александр Михеев
- Ну, понимаешь, ты сейчас негативную самую сторону. В то время когда я работал – это был 2006-2008 год – мы занимались наполнением контента, например, STK меню. Вот это меню, которое у тебя на сим-карте – погоду посмотреть, новости, курсы валют, ещё какую-то информацию, мы занимались информационным наполнением. То есть мы из разных источников собирали информацию, передавали оператору сотовой связи и, в принципе, все абоненты были счастливы. Мы обеспечивали наполнение короткими номерами, различными сервисами, когда они ещё действительно в ту эпоху были адекватными – голосование, получение различных сервисов. Мы сопровождали услуги замены звонков мелодиями. Вот эти все вещи – это была наша работа. Главное – работать с правообладателями с одной стороны – получение контента, а с другой стороны – передача его оператору сотовой связи.
Дмитрий Баронов
- Итак, с 2008 года ты работаешь в группе компаний «Finam».
Александр Михеев
- Да.
Дмитрий Баронов
- Ну, как говорится, успехов и удачи тебе на этом поприще. Теперь давай опять вернёмся на радио.
Александр Михеев
- Давай.
Дмитрий Баронов
- Вот скажи, твой самый первый радиоэфир, когда ты его проводил, ты вообще волновался?
Александр Михеев
- Конечно. Ну а как без этого? В принципе, любое начинание, тем более, когда незнакомые для тебя вещи – ты естественно волнуешься. Но я могу сказать, что гость мой волновался больше меня. Мы здесь оба сидели, переживали. Сидели, наверное, первые 15 минут друг друга успокаивали, до эфира. И в конце эфира с облегчением выдохнули, что всё хорошо и все остались довольны.
Дмитрий Баронов
- И кто был твоим первым гостем?
Александр Михеев
- Первым моим гостем был эксперт рынка доменов Павел Гросс-Днепров. Мы очень душевно пообщались на тему того, что такое доменный бизнес, какие есть проблемы в нашем сегменте. Потравили байки. Паша – молодец, очень классно всё рассказал.
Дмитрий Баронов
- Эксперт? Насколько я понимаю, он – игрок на этом рынке.
Александр Михеев
- Ну, невозможно быть хорошим игроком, не будучи экспертом. И наоборот. Сам прекрасно понимаешь. Для меня, по крайней мере, на сегодняшний день доменный рынок в России – это ассоциация с Пашей.
Дмитрий Баронов
- Я слышал этот эфир. На самом деле, эфир получился у вас шедевральный. И, пожалуй, даже до сих пор – это один из лучших твоих эфиров.
Александр Михеев
- Согласен, да.
Дмитрий Баронов
- А ты сам какой эфир и кого из гостей считаешь самым для тебя значимым?
Александр Михеев
- Я не выделяю, сразу говорю, потому что мне интересны темы. Если собеседник является экспертом в той области, которую мы обсуждаем, а обсуждали мы уже несколько направлений, то эфир в любом случае должен получиться интересным. Естественно, много вещей зависит от того, способен ли собеседник донести ту или информацию. К сожалению, есть люди, которые рассказывают достаточно монотонно – это более тяжело воспринимается. Есть люди, которые более живую беседу строят. Ну, плюс-минус, я считаю, всё равно всё хорошо.
Дмитрий Баронов
- А сам ты, как ведущий, в эфире всегда одинаковый или ты бываешь разный?
Александр Михеев
- Зависит, опять же, от темы. Не насколько она мне интересна, а насколько близка вообще и насколько она меня волнует. Например, в пятницу мы обсуждали блокираторы рекламы. Естественно, для меня эта тема очень больная, поскольку я занимаюсь в этом рынке. Я не скрываю, что это – болезненная для меня тема. Я думаю, в эту пятницу я был более эмоционален, чем обычно.
Дмитрий Баронов
- Блокираторы рекламы – это интересная тема. Я не ставлю никаких программных блокираторов. Я себе установил в голову внутренний блокиратор – я рекламу не вижу.
Александр Михеев
- Ну, видишь. А люди из-за этого денег не зарабатывают, в том числе и мы.
Дмитрий Баронов
- Ну, там же проходит, там же какие-то счётчики срабатывают, что типа посмотрел я.
Александр Михеев
- Понимаешь, это всё уходит. Пять лет назад всем были интересны объемы показов. Сейчас все борются за эффективность.
Дмитрий Баронов
- За конверсию.
Александр Михеев
- Конечно. Все смотрят, сколько денег они потратили, сколько денег они заработали. Поэтому показы рекламы уже вторичны. Здесь, фактически, поймать важно нужную аудиторию, чтобы она совершила клик и дальше – покупку.
Дмитрий Баронов
- То-то я смотрю, на какой сайт не зайдёшь: «А мы да, мы вот этим торгуем, но ты, если хочешь узнать, чем торгуем и почём, ты сначала тут накликай везде, а мы тебе потом перезвоним».
Александр Михеев
- Смотри, рынок ещё достаточно молодой. Мы экспериментируем, развиваемся и совершаем ошибки – это с одной стороны. С другой стороны, мы предоставляем инструменты, которыми пользуются как владельцы магазинов или СМИ, так и вебмастера. Они являются источниками, пользователи к которым приходят. Что они дальше делают со своими ресурсами – мы можем только рекомендовать. Я не могу заставить человека поставить один рекламный блок, показывать его раз в месяц. Во-первых, а) - мне это не выгодно, б) – он на это тоже никогда не пойдёт. Поэтому бывает, реально, перебор. Меня самого часто выбешивают такие моменты, когда ты пытаешься дойти до нужной информации или в нужный магазин через десять страниц или ещё что-то. Но, sorry, если тебе этого не хочется, если тебя это раздражает, ты туда же не пойдёшь.
Дмитрий Баронов
- У меня есть большое подозрение - я, конечно, не специалист - что, например, продажи автомобилей упали в том числе и потому, что сейчас автомобили продают не за деньги, а за какие-то преимущества. Читаешь сайты: «А у нас преимущество 500 тысяч рублей» - «А у нас – 400». А что это такое? Как это связано, вообще, с конкретными ценами - понять невозможно. Только звонить конкретному менеджеру и с ним договариваться.
Александр Михеев
- Здесь опять же - это рекламный посыл, который вынуждает тебя дальше звонить. Понимаешь, ты ключевую вещь сказал. Ты позвонил – они получили лид, ты совершил звонок. Дальше уже работает с тобой менеджер и его скилы, как продажника. Если бы они тебе начали писать в рекламном сообщении, что у нас там супер-битурбированный двигатель или ещё что-то, наверное, на 1% аудитории они бы попали, которым это интересно. А в момент выбора автомобиля, когда они ещё по функционалу плюс-минус одинаковые, в первую очередь на что ты смотришь – это цена. Поэтому такие сообщения.
Дмитрий Баронов
- Раньше писали: «Kia Rio стоит 500 тысяч рублей». Теперь говорят: «А Kia Rio мы тебе продадим с выгодой 300 тысяч рублей». Вот что это такое, скажи?
Александр Михеев
- Ну, выгода.
Дмитрий Баронов
- Какая выгода?
Александр Михеев
- Выгоднее, чем другая машина на 300 тысяч рублей.
Дмитрий Баронов
- Пусть они мне дадут 300 тысяч рублей и идут дальше.
Александр Михеев
- Таких чудес не бывает. Это в «Сбербанк», за ипотекой. Там, может быть, получится.
Дмитрий Баронов
- Ох. Что ж, да, реклама – дело весёлое. Есть ли какой-нибудь универсальный метод, что рекламировать в Интернете? Как? Чем? Или это всякий раз какое-то новое открытие?
Александр Михеев
- Ну, рекламировать, наверное, можно всё что угодно. Аудитория найдётся на любую рекламу. Здесь всё зависит от того, какую цель ты преследуешь. Исходя из этих целей, ты не то, что решаешь, что тебе рекламировать – ты уже понимаешь (например, холодильниками торгуешь), ты решаешь, каким образом ты будешь привлекать к себе аудиторию, какими словами, какими изображениями, где ты эту аудиторию будешь брать, в каких источниках. Какими технологиями ты будешь пользоваться: будешь ли ты использовать ретаргетинг, динамический ретаргетинг, будешь ты внешние источники данных подключать, социальных сетей или ещё что-то. Или тебе нужно просто палить всего себя, чтобы завтра о тебе узнали – это как «Jd» или «Alibaba» выходили на наш рынок. Они же тупо просто всё начали скупать, пылесосом высасывать всё, что только есть. При этом я помню, когда в июле месяце «Jd» выходили к нам на рынок, они даже сайт не доперевели. Откуда вот эти байки с переводами.
Дмитрий Баронов
- Постоянно вот эти баяны. Причём там такие фразы русские, которые вслух не выговоришь. Нас закроют.
Александр Михеев
- Я на радио такое произносить даже не буду. При этом они вливают, вливают, скупают, и скупают, и скупают. И им всё равно, какой дальше будет результат. Они сейчас раскручивают себя, чтобы все ассоциировали, что «AliExpress», «Alibaba» и «Jd» – это места, где можно что-то дёшево купить, наверное.
Дмитрий Баронов
- Напоминаю нашим радиослушателям, что в эфире программы «Радиообмен» Александр Михеев – ведущий программы «Бизнес в рунете» и директор аж двух компаний, входящих в группу «Finam». Продолжаем разговор. Мы потихоньку перешли к личной жизни.
Александр Михеев
- Как-то так, от рекламы – к личной жизни.
Дмитрий Баронов
- От рекламы – к личной жизни. Насколько я понял по твоей активности в «Facebook», ты счастливо женат и совсем на днях отметил шестилетнюю годовщину свадьбы. Расскажи о своей семье.
Александр Михеев
- С женой мы познакомились в «Finam», как это ни смешно.
Дмитрий Баронов
- На работе.
Александр Михеев
- На работе, служебный роман и всё такое. Как все обычные нормальные люди, мы встречались, мы жили вместе, мы поженились. И плодом нашей совместной жизни – у нас два красивых детёныша – мальчик и девочка, родились буквально пять с половиной месяцев назад.
Дмитрий Баронов
- Чудесно. Они вместе родились, одновременно?
Александр Михеев
- Да, двойняшки.
Дмитрий Баронов
- Отлично. А как вы проводите... ну, сейчас, когда маленькие дети, наверно…
Александр Михеев
- Тут всё предсказуемо.
Дмитрий Баронов
- Да, тут всё предсказуемо. А вот как вы проводили раньше своё свободное время? Вообще, какое у тебя хобби? Есть ли оно?
Александр Михеев
- Есть. Их – два. У меня хобби, приобретённое очень давно, связанное с компьютерами. Я – заядлый геймер. В своё время даже полупрофессионально занимался киберспортом. Тогда это еще воспринималось всё как смешки. Господи, чем эти люди занимаются? А сегодня уже Рогозин танкистов к себе пытается пригласить. Ну, отдельная тема, да.
Дмитрий Баронов
- Это танкистов, которые играют в «Танчики»?
Александр Михеев
- Да, в «Танчики» играют – роботами управлять. Ну, это побегало по Интернету, не знаю насколько это всё серьёзно. Но в любом случае, за этим будущее, 100% - моё субъективное мнение.
Дмитрий Баронов
- То есть танки будут рубиться на полях войны, а танкисты будут сидеть где-то в компьютерном клубе, условно говоря.
Александр Михеев
- Да. Так что это – первое моё хобби.
Дмитрий Баронов
- Давай пока мы на нём остановимся. Во что ты играешь, когда есть время?
Александр Михеев
- Ты знаешь, раньше это было всего несколько игр: «Counter strike», «Quake», «StarCraft», «Warcraft».
Дмитрий Баронов
- «Blizzard» и «Blizzard», да?
Александр Михеев
- Ну, нет. Там не только «Blizzard», там пошло всё направление MMORPG, все эти вещи, потом «Танчики», естественно, были. Всё это было. Сейчас я уже воспринимаю игры не с точки зрения поиграть, а с академической позиции. Я пытаюсь отслеживать тенденции, что выходит, как всё меняется. Я, если приобретаю какую-то игру, это мне ровно на 30 минут, посмотреть - ага, всё понятно, здесь сделали то-то. Всё – удалил, пошли дальше.
Дмитрий Баронов
- А ты играешь на компьютере или на приставке?
Александр Михеев
- И то и другое. Но приставки я сейчас все раздал племянникам и племяннице. Во-первых, сейчас нет времени на это, во-вторых – это не моё. Мне больше PS Gaming нравится.
Дмитрий Баронов
- И какая, на твой взгляд, лучшая игра для PS всех времён и народов?
Александр Михеев
- Лучше – это то, кому что нравится.
Дмитрий Баронов
- Твоё мнение?
Александр Михеев
- Зависит от жанра. Такой вопрос нельзя мне задавать, потому что я тебе сейчас в каждом жанре найду что-то лучшее.
Дмитрий Баронов
- Найди, давай поговорим об этом.
Александр Михеев
- Ну, давай. MMORPG – это, конечно, «World of Warcraft». На мой взгляд, это лучшее творение, которое пока было за последние двенадцать лет, если не больше. Если новое направление MOBA, так называемого, то это, конечно, «Total War». Это – та игра, которая сейчас бьёт все рекорды по собираемости аудитории и по собираемости денег. Последний международный турнир, который проходил в августе месяце, собрал в районе 18 миллионов долларов призового фонда. Я боюсь сейчас соврать, ну, точно больше десяти, где-то вот такие цифры были. Что у нас там дальше? Ну, horror – «Silent Hill», RTS – это, естественно, «StarCraft», стрелялки – это до сих пор «Counter strike» и т.д.
Дмитрий Баронов
- Последнее, во что ты играл?
Александр Михеев
- Последнее, во что я играл - это была бета-версия «StarWars: Battlefront», который выходит в ноябре месяце. Поэтому на бета-тестинг записался – поиграл, побегал. Прикольно.
Дмитрий Баронов
- Ну, а второе хобби? Давай перейдём к нему.
Александр Михеев
- Спорт.
Дмитрий Баронов
- Какой спорт?
Александр Михеев
- Банально – бодибилдинг. Фитнес, бодибилдинг – всё, что с этим связано.
Дмитрий Баронов
- То есть качаешься?
Александр Михеев
- Да. Периодически.
Дмитрий Баронов
- И кушаешь эти, как их называют – стероиды или что это такое?
Александр Михеев
- Нет. Стероиды не кушаю. Я – мальчик натуральный, как говорится. Естественно, всякие витамины, добавки, углеводы именно для спортивных тренировок, белки, всё остальное – конечно надо, без вариантов. Но без стероидов.
Дмитрий Баронов
- Ты сказал, что в Москве ты уже много лет и считаешь себя москвичом. Твоё любимое место в Москве?
Александр Михеев
- Воробьёвы горы.
Дмитрий Баронов
- Воробьёвы горы. Ты туда ходишь зачем?
Александр Михеев
- Я туда ходил. Сейчас, к сожалению не получается. Мы переехали в Подмосковье, времени на это нет. У меня это ассоциируется с личным времяпрепровождением в период нашего конфетно-букетного периода с супругой. Мы очень много времени проводили там, катаясь на роликах. «Где тебе комфортно в Москве?» - я скажу: «Вот в этом месте мне, наверное, комфортнее всего». Мне там больше всего нравится.
Дмитрий Баронов
- На Воробьевых горах.
Александр Михеев
- Да.
Дмитрий Баронов
- Ясно. А с детьми вы теперь переехали за город?
Александр Михеев
- Ну, мы за городом достаточно давно живём. На лето удалялись вообще далеко от Москвы, чтобы жить на свежем воздухе. Сейчас вернулись. Я, с одной стороны, и люблю город Москву, а с другой стороны, как человеку, выросшему в небольшом городе, мне всё равно до сих пор очень некомфортно в этом мегаполисе. Я не смог привыкнуть к человеческому потоку и всему остальному. Но исходя из того, что я экспериментировал - мы с супругой пожили, по работе так пришлось, полгода на
Кипре - я думал, я там с ума сойду, честно, потому что там совсем ничего не происходит. Это вроде бы большое, но замкнутое пространство, и очень всё печально.
Дмитрий Баронов
- Бывал на Кипре, представляю. В отпуск туда можно. А вот те наши, русские люди, которые проводят там свою работу, они, конечно, маются.
Александр Михеев
- Да. То есть первый месяц – клёво: ты туда съездил, это пляж, тот обрывчик, этот городок. Всё посмотрел – всё здорово. Дальше – всё. Ты понимаешь, что ничего не происходит, и всё это становится очень печально.
Дмитрий Баронов
- А вот в отпуска вы куда ездили, пока не было детей? Самое любимое место?
Александр Михеев
- Люблю Египет - из-за моря. Хоть это и кажется банальным, но там очень красивое море. Мне нравится нырять. Я – не профессиональный дайвер, а чисто любитель, но все разы, которые я нырял – это было просто неописуемое удовольствие.
Дмитрий Баронов
- Это именно с аквалангом, на 40, на сколько?
Александр Михеев
- Нет, на 40 тебя не пустят. Ну, там метров 12, наверное, 15 мы опускались. До двадцати точно, но это предел просто. Но этого достаточно. Понимаешь, там не важна глубина, там важно то, что тебя окружает. Это действительно очень красиво. А так, учитывая, что мы прожили в Штатах три года, мы помотались по Америке, естественно. У нас с женой было хобби, забава: мы в конце недели, в уикенд брали машину на прокат и так, знаешь: «Куда?» Тыкаешь пальчиком в карту – поехали. И уезжали на все выходные на машине.
Дмитрий Баронов
- А скажи, насколько американская глубинка похожа на глубинку России?
Александр Михеев
- Вообще не похожа.
Дмитрий Баронов
- А в чём различие?
Александр Михеев
- Смотри, если говорить о разнице между мегаполисом и глубинкой, российские мегаполисы, вот насколько они отличаются? Глубинки и мегаполисы – да, это отличается. А именно глубинка... ну, как тебе сказать, две совершенно разные страны. Я нашу глубинку воспринимаю, знаешь, как такую деревню, где дороги – это такое направление, столбы и всё, в принципе.
Дмитрий Баронов
- Понимаешь, на Кипре я был, а в Америке – нет. Поэтому американскую глубинку я чисто по фильмам воспринимаю.
Александр Михеев
- Американская глубинка, как ты в фильмах видел, так она и есть.
Дмитрий Баронов
- То есть вот эти кукурузные поля.
Александр Михеев
- Опять же, Америка – большая. Если мы берем восточное побережье – это одни деревни, глубинки. Но опять же, что ты называешь глубинкой? Если там население 3000 человек - уже называется городом. Это – уже город со своей инфраструктурой.
Дмитрий Баронов
- Вот примерно такие города. Как там всё организовано? Как там люди живут?
Александр Михеев
- Я первый раз в Штатах был в 1996 году, ещё по обмену, будучи студентом как раз жил в такой глубинке, где было население 3000 человек. Мы учились там, проживали несколько месяцев. Ты знаешь, это такой замкнутый, абсолютно узкий социум, который варится в себе. Все друг друга знают, все друг про друга знают, все абсолютно на виду. Как-то, с одной стороны - оно, конечно, хорошо, наверное. С другой стороны – не очень. Это очень сильно угнетает. Зато очень дружелюбная атмосфера, всё в принципе здорово.
Дмитрий Баронов
- В нашей глубинке разве не так? Там тоже все друг друга знают.
Александр Михеев
- Да. Но при этом уровень жизни всё-таки разный. Я жил в семье, в которой мать-одиночка воспитывала четверых детей. При этом у них было больше гектара земли, лошади, большое хозяйство, и при этом она работала ещё в службе «911» диспетчером.
Дмитрий Баронов
- А это в каком месте Америки?
Александр Михеев
- Штат «Мэн».
Дмитрий Баронов
- В середине там?
Александр Михеев
- Ну, это северо-восток, севернее Бостона, ближе к Портланду.
Дмитрий Баронов
- Климат там как-то больше российский?
Александр Михеев
- Климат там больше похож на наш, да. Он такой, между Москвой и Питером, грубо говоря, где-то такой климат. У неё огромный дом, я понимаю, он был взят в кредит, она его выплачивала. Но она способна была тянуть четверых детей и огромное хозяйство, при этом параллельно работать. Я не скажу, что она была в диком комфорте. Но это несравнимо с тем, как люди себя чувствуют с четырьмя детьми в нашей деревне.
Дмитрий Баронов
- Чем, в двух словах, россиянин отличается от американца?
Александр Михеев
- Русские – умные.
Дмитрий Баронов
- Американцы – глупые?
Александр Михеев
- Да. Ну, в повседневных аспектах, понимаешь. То есть они могут в узкоспециализированном направлении быть гораздо более подготовленными, чем мы. А мы – умнее. Это – моё субъективное мнение.
Дмитрий Баронов
- Это связано с качеством образования или с чем-то ещё?
Александр Михеев
- И то и другое. Опять же, какие цели ты преследуешь. Из собственного опыта скажу: общее образование в мой период времени – это было более качественное образование. Сейчас – это отдельная история. Даже когда мы приехали туда, мы сравнивали, посмотрели, какую программу проходили они. Они проходили на три-четыре года ниже наших, это была сильная разница. Но при этом у них в старших классах идёт очень чёткая специализация, узкий выбор предметов, и их чётко готовят к поступлению в определённый колледж или дальше, куда они идут. И это – более качественная подготовка, чем у нас.
Дмитрий Баронов
- То есть уровень университетский у них выше или нет?
Александр Михеев
- Не знаю. Не учился у них в университете. Раздолбайство есть везде. У нас МГУ, МГИМО – достаточно хорошие ВУЗы. Там тоже можно по пальцам одной руки пересчитать топовые ВУЗы, и всё. Не могу сказать. Ты знаешь, со всеми американцами, с которыми я общался... давай я перефразирую, нет, наверное, не глупые. Знаешь, что они хорошо умеют делать? Продавать себя. То есть я там формировал и команды, и офисы, общался с очень многими людьми. И реально, что их учат с детства делать хорошо – это продать себя.
Дмитрий Баронов
- Вот этому у нас не учат вообще.
Александр Михеев
- Абсолютно. У нас всегда: ты пришёл, тебя должны куда-то привести за ручку. Мы ещё после вот этого советского распределения, у нас как-то в голове ещё это осталось. Кстати, я, как человек, нанимающий людей на работу, сталкиваюсь с тем, что приходят люди, сейлят себя вообще великолепно. По факту потом ужасно всё происходит. И вот эта проблема в Америке, потому что кадры сформировать там крайне тяжело.
Дмитрий Баронов
- Ну, что же. У Америки свои проблемы, в России – свои. А тебя я хочу спросить: какие твои музыкальные вкусы? Ты музыку слушаешь?
Александр Михеев
- Да.
Дмитрий Баронов
- Какую?
Александр Михеев
- Разную. Абсолютно.
Дмитрий Баронов
- Предпочтений нет?
Александр Михеев
- Предпочтений нет. Всё зависит от ситуации. Если я еду в машине и не слушаю вышеупомянутые радиостанции, я включаю просто попсу, потому что я ни о чём в этот момент не думаю. Это, знаешь, как фон играет. У меня жена даже часто спрашивает – поют песню на английском языке – она говорит: «Что там спели?» Я говорю: «Что? Какая песня?» У меня даже мозг не воспринимает, что там что-то происходит. Если я занимаюсь спортом – это другая совершенно музыка. Это более такое трансовое направление, либо танцевальное направление, то есть это – ритм. Если я хочу расслабиться, успокоиться – я могу послушать Стинга, например. Да я даже могу Моцарта спокойно послушать, у меня за плечами восьмилетнее музыкальное образование. Это тоже дало свои отпечатки, иногда ностальгирую, можно классику послушать. Но, а так в основном это – всё что сейчас играют. Нет таких диких предпочтений.
Дмитрий Баронов
- Ну, что же, смотри: 45 минут, которые у нас по графику отпущены на эфир, мы с тобой выбрали. То есть начало удачное, я считаю. Много интересного о тебе узнали наши радиослушатели. Что, скажи, ты хочешь пожелать, во-первых, радиослушателям, во-вторых, гостям своей программы, которые к тебе, после того как они тебя узнали, надеюсь, более охотно пойдут.
Александр Михеев
- Теперь я очень надеюсь, что после того как я открыл страшную меркантильную тайну, что иногда отсматриваю компании с точки зрения потенциальных инвестиций, надеюсь, теперь люди не будут пытаться себя продать. Это – очень плохо. Здесь именно хочется смотреть на сам бизнес, как он работает, а не с точки зрения, когда мне его пытаются втюхать. Это – первое. И гостям: «Ребята, я всегда открыт. Приходите». Я всегда пытаюсь очень дружелюбно вести беседу, ни на кого не нападаю. Наоборот, пытаюсь раскрыть потенциал того или иного направления, которое мы обсуждаем в этот раз. Радиослушателям, не знаю – не забывайте включать радио «МедиаМетрикс» по пятницам, в 16:00 на передачу «Бизнес в рунете».
Дмитрий Баронов
- А так же и в другие дни недели, с утра и до вечера. Ну, что же, первый выпуск программы «Радиообмен» с ведущим радио «МедиаМетрикс» Александром Михеевым мы считаем состоявшимся и завершенным. Итак, Александр Михеев – ведущий программы «Бизнес в рунете», директор по международному развитию группы компаний «Мирс» и директор компании «Finam Global», спасибо тебе за то, что ты пришёл.
Александр Михеев
- Спасибо, Дмитрий, за то, что ты меня пригласил.
Дмитрий Баронов
- До свидания!
Александр Михеев
- Счастливо.