{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Анна Колмакова 20 октября 2015г.
Телевизионная журналистика
Как профессиональная подготовка людей работающих в тележурналистике влияет на формирование общественного мнения

Оксана Аульченкова

- Добрый день. В эфире «БизнесМеханика», Оксана Аульченкова на радио «МедиаМетрикс». Сегодня мы говорим о медиа-бизнесе, о телевизионной журналистике и о профессиональной подготовке людей, которые делают этот бизнес. Говорим мы об этом, безусловно, очень занимательном виде творчества и роботы с генеральным директором Международного молодёжного фестиваля телевизионных идей «Ты можешь» Анной Колмаковой.

Колмакова Анна

- Добрый день.

Оксана Аульченкова

- Анна, волнует меня один вопрос. Я в своих программах встречаюсь с интереснейшими людьми из регионов, из разных уголков нашей страны. Рассказывают они много интересного - того, что действительно меняет жизни людей, чем живет страна. И с удивлением я очень часто слушаю и задаю вопросы, почему никто не знает об этом, почему мы не знаем об этом? И все говорят о том, что – да, как-то так. То есть это неинтересно журналистам, неинтересно им рассказывать о запусках новых проектов, новых предприятий, о каких-то культурных событиях в регионах. Почему так?

Колмакова Анна

- Я думаю, что это не журналистам неинтересно, а, в большей степени, над журналистами есть менеджмент, который и рулит контентом. У менеджмента есть свои начальники, которые диктуют, скажем так, всё, что необходимо сейчас подать в эфир.

Оксана Аульченкова

- Чем это обусловлено? Потому что для людей понятно, что все журналисты, то есть некий медиа-ресурс, неважно телевидение, газета, радио – всё это объединяют и называют словом «журналист».

Колмакова Анна

- Во-первых, самое главное, есть какие-то вещи, которые стратегически важны для какой-то части населения – это какие-то законодательные вещи, государственные вещи, которые даются в эфир. Мы сейчас говорим о телевизионном бизнесе, в большей степени (всё-таки фестиваль у меня телевизионный). Есть вещи развлекательного характера. Это вторая огромная часть, которая вообще, скажем так, заточена под то «а что же нравится нашему зрителю». Если есть рейтинг, значит, программа живет, если рейтинга нет, значит, не продаётся эта программа для рекламщиков, и её нет смысла держать.

Оксана Аульченкова

- Буду задавать вопрос, потому что далеко не все ориентируются в том, как организован бизнес, и что вообще это бизнес, а не просто некий ресурс, который что-то вещает. Что такое рейтинг? Почему он существует, для чего он нужен, как он определяется?

Колмакова Анна

- Если коротко. Перейдём сейчас на булки. Я сейчас с булками это все сравню, может быть, это не очень корректно, но все равно. Я пекарь. Я продаю булки. У меня есть булки с изюмом, есть булки без всего. Я понимаю, что булки с изюмом у меня все скупили, 100 куплено было. А без всего у меня купили 2. Буду я печь без всего, если они не покупаются? Так и рейтинг программы. Есть люди, которые их смотрят, их много, программы смотрибельные, и все резко переключаются туда, потому что это интересно, зрелищно, это познавательно, всё что хотите. Тогда эта программа не просто живёт в эфире, она становится всё лучше и лучше. От этого тоже, кстати, зависит, от смотрибельности. Этот рейтинг и показывает, что народу нравится. Кстати, надо заметить, что народ у нас лучше становится. 

Оксана Аульченкова

- То есть какая-то тенденция к изменению? Получается, что рейтингом управляет зритель.

Колмакова Анна

- Хотя, по-моему мнению, это не совсем правильно.

Оксана Аульченкова

- У меня тоже есть сомнения, потому что вопрос: кто это измеряет и как?

Колмакова Анна

- Существует много программ.

Оксана Аульченкова

- Да, есть специальные измерители, профессиональные. Но вопрос в том, как это делается. Потому что я, как человек, который ногами вышел из бизнеса, связанного с исследованиями, с маркетингом, слышала очень много историй, когда стоит некий телевизор, на который телеметрия должна осуществляться, а рядом стоит другой телевизор, на котором реально что-то смотрит семья. И вот здесь включается та программа, которая нужна, чтобы прошла в рейтинге, а здесь реальная какая-то история. Я сейчас ни в коем случае не в качестве критики, а с точки зрения того, что существует некий субъективизм, субъективный момент в этом тоже. Потому что в любом случае измерения происходят на основе определенной выборки. Мы ж не можем всё население померять. Раньше обзванивали, что вы сейчас смотрите. Многие, наверное, получали такие звонки, а сейчас это делается при помощи технологий. Но, тем не менее, это всегда некая так называемая панель зрительская, которая подключена, и вот на основе неё идёт замер. Это вопрос: как её формировали, кто эти люди? Это всё очень сложно. Считается, что экстраполируется на всю страну и применимо, и корректно, но тем не менее.

Колмакова Анна

- Сейчас с тем, что интернет-телевидение, это замеряется гораздо быстрее и проще.

Оксана Аульченкова

- Да, в интернете проще. Сейчас можно видеть какие-то другие вещи, но постановка определенных программ в прайм-тайм, она уже всё равно определяет повышенный доступ к этим программа. Потому что, если я должна в одиннадцать часов пойти спать, а идёт программа, которая мне безумно интересна, я всё равно не смогу её смотреть, я вынуждена буду выключить телевизор. Хотя, возможно, я бы её как раз смотрела, но она идёт до часу ночи, а мне в 5-6 утра вставать.

Колмакова Анна

- Да. Но, однако, не смотря на это, рейтинг даже тех программ, которые безумно интересны зрителю… Я вот, например, обожаю смотреть Познера, я редко его вижу по телевизору, но стараюсь потом смотреть его в интернете в повторах. Кстати, на тех же самых ресурсах, к которым подключен «Первый канал», к примеру, они тоже замеряют. Даже эти программы, которые идут поздно, они всё рейтинговые, и большинство населения их смотрит, не смотря на время. Бывали случаи, что тогда, когда в прайм-тайм ставится программа, она, казалось бы, должна быть смотрибельна, а она не смотрится. Начинают её кидать с одного места на другое, может быть, где-то она, а не цепляет. Её снимают. Зритель, он ведь как? Его ведь насильно-то не заставишь.

Оксана Аульченкова

- Анна, ты сказала, что у нас зритель растёт. Потребности его меняются в лучшую сторону с точки зрения того, к чему он стремится. А к чему стремится зритель сегодня? Что ему нужно?

Колмакова Анна

- Грязь не нужна уже. Это заметно. Она всё меньше и меньше интересует.

Оксана Аульченкова

- Грязь, какая? В девяностых которая была? Убийства?

Колмакова Анна

- Очень хочется зрителю, это заметно, чтобы добро восторжествовало. Добренького захотелось. Устали все от боевиков с огромным количеством крови. Хочется каких-то интеллектуальных фильмов.

Оксана Аульченкова

- Ты имеешь в виду кино или ты имеешь в виду всё-таки…

Колмакова Анна

- Я про весь контент сейчас, плюс программы. Я вспоминаю, кстати, буквально год, пару лет назад в программе «Пусть говорят» всё время шли эфиры, один за другим (просто один выстрелил), и была целая череда, когда через ДНК определялись отцы. Все на это дело подсели, и я могу сказать, что прямо все ждали. Но когда это была десятая программа о том же, все стали переключать. Кстати, я следила внимательно, а куда же народ переключался. Переключались на подобную программу на «Россия 2», где речь шла о святых.

Оксана Аульченкова

- Мне кажется, что это даже не вопрос интереса зрительского. Это скорее вопрос того, что зритель устаёт от определённых вещей, и дальше он ищет что-то альтернативное. Но это не вопрос развития какого-то более высокого уровня

Колмакова Анна

- Не соглашусь. Если он отказывается смотреть на чернуху, то мы уже понимаем, что он устал, значит, не хочет. А если не хочет и ищет что-то более развивающее, более познавательное, более доброе. Это уже плюс, потому что в своё время телевизор был перенасыщен всякого рода чернухой: от фильмов до мультфильмов. Я молчу уже про передачи. Очень мало было познавательных, которые развивали тебя, делали лучше. Мы одно время пропустили мимо себя кучу документальных фильмов (я потом к ним вернулась), где рассказывалось, например, целая серия «Вода» и о свойствах воды, соль, ещё что-то.

Оксана Аульченкова

- Дело в том, что в основном все эти фильмы, к сожалению, зарубежного происхождения.

Колмакова Анна

- Нет, это были наши фильмы, отечественные.

Оксана Аульченкова

- У меня такое ощущение, что очень много было ВВС, различных сериалов познавательных, связанных с генетикой, астрономией, разных совершенно. Ощущение такое, что у нас как-то с этим, отстаём мы.

Колмакова Анна

- Мы прямо капитально отстаём. Отставали. Я сейчас смотрю, сейчас как-то появились уже каналы, на которых можно всё это увидеть. Это здорово. И документальные фильмы у нас делаются очень-очень хорошие.

Оксана Аульченкова

- У нас есть школа прекрасная, советская.

Колмакова Анна

- Да. И то, что сейчас производится. Просто мы не привыкли к этому. Мы от этого отвыкли, так даже я скажу. Вспомню, раньше все сидели, как завороженные, и смотрели «Клуб путешественников». Правда, ты встречался с тем, что ты никогда, может быть, не увидишь в своей жизни, не попадёшь ты в эту страну, а уж из Советского Союза и подавно. Это было здорово. Это было интересно, культурно, гармонично и без всякой чернухи.

Оксана Аульченкова

- Всё-таки хочу вернуться к профессии журналиста и вообще к бизнесу как таковому, где журналист занимает определённое место, то есть к медиа бизнесу. Получается, журналист выполняет некую задачу. Он не самостоятелен, он выполняет некий заказ – заказ государства, заказ конкретного работодателя. В рамках этой задачи, насколько он имеет степень свободы, насколько он должен обладать какими-то профессиональными знаниями не только с точки зрения, как написать статью или как составить видеорепортаж, сделать интервью, а иметь широкий кругозор, иметь интерес вообще. Влияет ли это всё на тот продукт, который потом выходит?

Колмакова Анна

- Очень влияет. У нас, к сожалению, у журналистов образование… хороший журналист – это не значит, человек, который получил образование именно в журналистике, закончил специальный факультет журналистики или что-то такое, это и плохо, и хорошо. Журналист должен быть человеком заточенным, как мне кажется, под определённую какую-то бизнес-волну. Что я имею в виду. Если он пишет об экономике, он должен хорошо в ней разбираться. По идее, он должен был бы еще иметь экономическое образование кроме журналистского. Но это редкость большая. Серьёзные журналисты обычно имеют такое второе образование, и если они рассуждают о чём-то, то они рассуждают со знанием дела.

Оксана Аульченкова

- Мне кажется, таких единицы.

Колмакова Анна

- Единицы. Это очень жаль, но таких, правда, единицы. Есть большая вероятность того, что мы в итоге всё равно придём, вернёмся к этому, когда журналист должен хорошо разбираться в том, о чём он говорит. Невозможно делать сюжет, не зная подноготной истории, не изучая её.

Оксана Аульченкова

- Или не понимая, условно, что такое макроэкономические процессы, микроэкономические процессы.

Колмакова Анна

- Если мы говорим о войне, посылают журналистов, то необходимо знать, кто…

Оксана Аульченкова

- Историю, возможно.

Колмакова Анна

- Кто к какому лагерю относиться, что происходит, от чего это всё происходит. Если занимаются расследованиями какими-то криминальными, то нужно и в криминалистике, не в узкой специальности, я имею в виду, что вот в этих законах разбираться. Тогда, наверное, не будет у нас плохих сюжетов и неправильно поданного материала, потому что от журналиста и от материала сильно зависит мнение людей. Были такие истории, когда неправильная статья или сюжет ломали жизни. Такое бывало.

Оксана Аульченкова

- Людям, которые упомянуты, да?

Колмакова Анна

- Да-да. И здесь ответственность журналиста, она должна быть очень-очень высокой.

Оксана Аульченкова

- Всё-таки в рамках задания, задачи, которую в работе своей он выполняет, он должен быть профессионалом этичным, то есть обладать определённой шкалой.

Колмакова Анна

- Да, да. Человек не должен… Кто такой журналист? Это человек, который может словом навредить и помочь. Это такая профессия, которая должна сопровождаться очень высокими моральными качествами. Делая какой-то вывод, произнося слово в люди, отпуская его и понимая, что тебя прочтут и посмотрят миллионы, десятки миллионов, надо быть очень корректным, надо точно знать, что ты не навредишь этим словом, и надо точно знать, что, если ты собрался помочь, то ты правильно поможешь.

Оксана Аульченкова

- Сейчас есть очень часто употребляемое слово «мозгопромыв» и так далее. Безусловно, это всё связанно с такой профессией, как журналистика. Многие считают, и мы видим, что такие результаты есть в ряде мест, географии определённой, когда действительно журналисты меняют сознание огромного количества людей. Что происходит с самими журналистами в этой связи? Мне кажется, что человек, который работает и выполняет такой заказ, он, наверное, должен быть исключительно циничен, не запуская это всё внутрь, либо всё-таки он сам, наверное, сначала трансформирует свое сознание, потому что это серьёзный такой вопрос.

Колмакова Анна

- Вот мы и подошли к тому, что называется информационная война, а на войне каждый присягает своему генералу, своему государству. В этой информационной войне, как ни странно, как ни прискорбно, все средства хороши. Это, к сожалению, уже стало и понятно всем, и всё прозрачно… Был первый вопрос: почему мы ничего не рассказываем про регионы, но зато мы всё знаем про операцию в Сирии, про то, что происходит в Украине и т. д., и т. п. Дело в том, что это некая (как это сицилийская защита – защита нападением), сицилианская (не буду врать, я в шахматах не дока), но это что-то типа того. Я так себе это вижу. Когда всё пространство, не только интернет, но телевизионное и печатное пространство работает на то, что должно задавить какого-то определённого человека. Я по второму образованию пиарщик. И, когда я изучала политический PR, у нас был очень недолгий курс, но я была в шоке. Честное слово, я не думала, что профессия политика настолько продажна, и профессия журналиста в политике тоже так же, настолько же продажна. То есть политические журналисты – это люди, которые работают на определённую линию партии.

Оксана Аульченкова

- Они под задачу, так же как и специалист по пиару.

Колмакова Анна

- Да, конечно. Каждому человеку просто необходимо, мне кажется, посмотреть этот фильм «Хвост виляет собакой» для того, чтобы понять, что происходит в мире. Всё, что мы смотрим, читаем, видим, нужно делит на восемь. Во-первых, если мы бы сейчас не подавали такое количество информации (контр, я её так и называю), то половина населения нашей страны было бы 100% уверенным, что во всём виновата Россия и Путин. Если в Украине спросить, кто во всём виноват, почему у них свет отключили. Конечно же, Путин взял сам, пришел и выключил. Этот тот же маразм, когда я слышу, что он Бог. Да нет, мы все нормальные люди. Всё, что происходит, это информационная война. Надо просто ко всему относиться с пониманием. А вот жалко, что в промежутке между этими новостями у нас катастрофически мало времени уделяют тому, что действительно происходит в нашей стране.

Оксана Аульченкова

- То есть в обычной жизни, человеческой.

Колмакова Анна

- Да. Есть вещи, которые, правда, классные. Они интересные.

Оксана Аульченкова

- На мой взгляд, это и есть настоящий пиар. Потому что, когда ты просто говоришь, это белое, это черное, в какой-то момент есть шанс, что человек задумается, а не есть ли это ложь, что-то там происходит не так. А когда ты рассказываешь всё-таки об успехах, достижениях, может быть, о реальных проблемах, о том, как с ними живёт страна, как она их преодолевает – вот это формирует вокруг людей, которые верят в то, что государство, во-первых, существует, во-вторых, оно действительно что-то делает. И оно, в каком-то смысле, способно противостоять тому негативному потоку. Но противостоять естественным путём, более мягким путём, формируя веру не просто, что тебе заложили, что это белое, это чёрное, а всё-таки веру в то, что есть что-то у нас, какой-то стержень и есть опора. И всё у нас будет прекрасно и хорошо, не смотря на какие-то проблемы, в том числе социального характера и материального характера. Весь мир на самом деле живёт не так прекрасно, как очень часто нам об этом говорят. Всё есть бренд. Что такое Америка? Такой же бренд. Или Европа, какие-то отдельные страны. Бренд, у которого есть некая атрибутика в виде образов в голове человека, который созревает, и он это видит так. Поэтому журналист, мне кажется, - это такой «бренд-строитель» государства, конкретного региона, может быть, даже просто объедения людей, если это какая-то тематическая, например, профессиональная тематика.

Колмакова Анна

- Журналист должен нести информацию по идее, по задумке своей, по тому, кто такой вообще журналист. Он должен нести информацию без учёта собственного мнения. Он должен её подать объективно.

Оксана Аульченкова

- Это вообще возможно?

Колмакова Анна

- Это вообще невозможно, скажем правду.

Оксана Аульченкова

- Он же человек. У него набор ценностей, взглядов, опытов.

Колмакова Анна

- Безусловно. Если он очень хороший журналист, он всё равно будет иметь своё мнение. Но он задастся вопросом: так или не так, хочу разобраться. Если это более эмоциональный, импульсивный журналист, у которого всё равно (мы все люди)… Я считаю, что не существует абсолютно объективной журналистики, мы там присутствуем. Мы, как индивидуум, как человек. Поэтому он более импульсивно выскажет своё мнение. А, вообще, кто сказал, что человек не должен его высказывать, даже тот же журналист? Он может быть плохим человеком или хорошим, но при этом он может быть прекрасно пишущим журналистом, и вот от этого таланта и зависит наше отношение. Мы начинаем либо сомневаться в том, что мы знаем, а вот нам сказали, либо не поверить, наоборот, ему и окончательно убедиться в какой-то своей версии. Но это уже дело десятое. Вообще, журналистика, любая, она формирует общественное мнение. И вот почему я говорю, что я не согласна с тем, что зритель должен определять контент. Если мы хотим воспитать какого-то определенного человека, этот контент мы должны ему (плохое слово «навязать») предложить.

Оксана Аульченкова

- Но качественный, хороший, который развивает интеллект, положительные качества в человеке.

Колмакова Анна

- Конечно. Вот существует же у диетологов такое мнение (уже доказанное, кстати), что, если человека в течение сорока дней кормить какой-то там пищей, например, без сахара или с добавлением овощей (даже если он эти овощи не любит), но в течение 40 дней он будет их потреблять, он их полюбит. Организм он такой. Он начинает это ценить. Витамины какие-то или, наоборот, отсутствие чего-то он будет воспринимать как нормальность. Так вот, если мы способны за сорок дней пересесть на нормальное питание и себя нормально чувствовать, то есть приучить себя к чему-то хорошему, так почему же мы в телевидении и прессе не можем это сделать?

Оксана Аульченкова

- По сути, это тоже пища.

Колмакова Анна

- Естественно. Это пища для души, и она не менее важна. Она даже, может быть, более важна. И вот здесь появление каких-то программ на канале, которые, с моей точки зрения, кажутся очень правильными… Например, в воскресенье идёт проповедь, я слушаю, и там ничего плохого не говорится. Там все вещи, которые говорятся священниками, которые священниками обсуждаются, они только усмиряют наш воинственный пыл, которого сейчас слишком, наверное, много. Есть программы, которые воспитывают лично меня. Я не меломан. Моя дочь – меломан, я – нет. Когда я смотрю программу «Голос», то мне нравится это смотреть.

Оксана Аульченкова

- Да. Приятно видеть людей с данными.

Колмакова Анна

- Да, с приятными голосами. И ещё хорошую музыку послушать. Честно скажу, половину из того, что там звучало, я раньше не знала. Это минус мне.

Оксана Аульченкова

- И плюс этой программе.

Колмакова Анна

- Да. Очень хорошо. Достаточно нам было фанеры, ее было много. Веяние времени. Теперь живые голоса. Это здорово. Конкуренция хорошая.

Оксана Аульченкова

- В эфире «БизнесМеханика». Оксана Аульченкова. Радио «МедиаМетрикс». У меня в гостях Анна Колмакова, директор Международного молодёжного фестиваля телевизионных идей «Ты можешь». Мы говорим о телевизионной журналистике, профессиональной подготовке людей. Анна, ты затронула как раз такую тему, которая связана с понятием харизмы. Мне кажется, что поскольку профессия такова, что она влияет на умы людей, на развитие людей, то, в общем-то, наверное, речь идёт о харизме, которой должен обладать человек.

Колмакова Анна

- Да, безусловно.

Оксана Аульченкова

- То есть любой сильный журналист, те самые известные люди в журналистике, которых мы видим, это, прежде всего, люди харизматичные. Помимо того, что они образованные, они профессиональны именно с точки зрения журналистской профессии, они ещё и обладают очень выраженной харизмой.

Колмакова Анна

- Да, конечно. Говорят, Гитлер был очень харизматичен. Я с ним не сталкивалась. Просто харизма со знаком минус. А бывают харизмы со знаком плюс. В любом случае, умение себя нести, свою точку зрения, уверенность в себе, она всегда даёт такие результаты.

Оксана Аульченкова

- Это энергетика?

Колмакова Анна

- Это энергетика, это внутренняя уверенность в том, что ты делаешь. Даже если ты делаешь это неправильно, почему-то никто тебя за это не укоряет. Если люди, которые делают всё вроде бы правильно, но жутко в себе неуверенны. И найдётся тот, кто скажет, вот не так делаешь.

Оксана Аульченкова

- Мне кажется, что как раз для телевизионной журналистики это более принципиально важный аспект, нежели для прессы, например. Потому что я слышала от коллег, от твоих, в частности, профессиональных журналистов, известных, такое понятие как «пробить экран».

Колмакова Анна

- Да.

Оксана Аульченкова

- Да. То есть пробить экран. Это ведь не вопрос содержания, того, о чём говорит человек, это вопрос чего-то другого?

Колмакова Анна

- Это вопрос и содержания, и в большей степени вот этой харизмы. Иногда можно полную ерунду сказать, но так, что почему-то всем нравится. Кстати, финал фестиваля у нас в Астрахани проходил в этом году, и на сцену вручать приз за первое место вышла мной любимая журналистка Наталья Метлина. И произошел на сцене некий конфуз. Ведущий Роман Будников, он как бы, чтобы она не сразу открыла конверт, тихонечко ей сказал: «Только не спеши, сначала мы посмотрим на экран». Можно было бы согласиться с этим, улыбнуться, но только не Метлина. Она тут же захватила зал. Сказала: «Всё неправильно, Роман. Ты сейчас всё неправильно делаешь. Начинаем сначала. Всё, как мне сказали». И она разыграла эту сцену. Это было сделано…

Оксана Аульченкова

- Это был экспромт?

Колмакова Анна

- Безусловно. Причём перед этим, когда я ей говорила: «Наташ, ты вручаешь с Максимом Толстым приз, конверт у тебя. Я тебе даже в конверте на всякий случай пометила, там внутри написано, что прежде чем объявить победителя, давайте посмотрим на экран, где показывают ролик победителя». Она сказала: «Да, хорошо». И у Будникова это тоже было написано. И он, как нормальный ведущий, на всякий случай как бы предупредил. И она сделала из этого целое шоу. Казалось бы, зал рукоплескал, во-первых. Это было безумно заразительно, и я смотрела на неё и думаю: «Боже, какая красавица!». Хотя она не модель, но я поняла одну вещь, что ум и умение шутить…

Оксана Аульченкова

- Спонтанность.

Колмакова Анна

- Да. Это жутко сексуальные вещи. Просто ум гораздо сексуальнее, чем внешность. Однозначно.

Оксана Аульченкова

- То есть сексуальность – это тоже часть.

Колмакова Анна

- Часть.

Оксана Аульченкова

- Часть того, чем работает хороший, сильный журналист.

Колмакова Анна

- Да. И ещё. Пробить экран. Я неоднократно видела такое, когда ведущий работает, а ты даже его не слушаешь. Он тебя вообще не трогает. И вроде бы человек симпатичный, и всё как-то ладненько и стройненько, говорит хорошо, а ты его не слышишь. И не слышишь, и не видишь. Работает у тебя телевизор каким-то фоном, а ты даже не понимаешь, о чём там идёт речь. Или вдруг появляется человек, который что-то говорит, иногда даже с ошибками, но ты не можешь отойти. Ты смотришь, ты внимаешь, ты понимаешь, что, если этот человек экран пробивает (его, кстати, пробить не так легко) , то какой же он в жизни. Без этого никак. Кстати, на фестивале у нас идут мастер-классы, где с молодыми журналистами работают такие профи, которые им это часто говорят: «Ребята, всё конечно хорошо, и внешность…». Очень много девочек у нас на фестивале, которые, может быть, вначале думают, что журналистика – это красивая картинка. Так вот нет. Это пахота, это работа. Если вы хотите хорошо выглядеть на экране, всё остальное можно, кстати, нарисовать и подрисовать, вам нужно научиться разговаривать со зрителем.

Оксана Аульченкова

- Анна, я хотела вернуться как раз к тому, для чего, вообще, создавался фестиваль? Кто его участники? Хотела бы об этом чуть-чуть поговорить. Какова цель, вообще?

Колмакова Анна

- Самое удивительно, что, когда фестиваль задумывался, он строился…

Оксана Аульченкова

- Когда это было? Сколько лет назад?

Колмакова Анна

- Это было 6 лет назад, в 2010 году.

Оксана Аульченкова

- То есть в этом году прошел шестой фестиваль?

Колмакова Анна

- Нет, прошел пятый. Просто год он писался. Год он продумывался детально, документально и всячески бюрократически. Почему именно он у нас такой сложился. Я обратила внимание в свое время, что в нашей стране очень много всего для взрослых и очень много всего для детей. Иногда даже думаю, что для детей некая такая спекулятивная вещь, пытаются на этом заработать. Но это нормальное дело, что все люди пытаются заработать. Главное, чтобы это качественно было. Было в своё время много не качественного – много тупых, ни к чему не идущих, не ведущих, не развивающих каких-то дел и фестивалей. Они пожили какое-то время, умерли. Это нормально, конкуренция. Но тогда я обратила внимание, что нет совершенного ничего для студентов. Человек вышел из детского возраста, но он ещё не стал профессионалом, и кинуться-то ему, в общем-то, некуда, и спросить тоже не у кого. Почему? Потому что в свое время, когда у нас распался Советский Союз, и советская система образования и воспитания молодого поколения рухнула, у нас полностью исчез такой пласт, который назывался профессиональной подготовкой. Если ты закончил, тебя трудоустраивали, и три года ты обязан был на государство пахать.

Оксана Аульченкова

- По сути, это такой период наставничества, когда твои полученные в теории знания ты мог уже попробовать применить на практике и получить рекомендации коллег, обратную связь и, по сути, обучаться заново.

Колмакова Анна

- Абсолютно верно. У нас была теория отдельно, а практика отдельно. И сейчас как бы, к этому времени, особо ничего не изменилось. Мы пытаемся сейчас практику подвинуть.

Оксана Аульченкова

- Ну как не изменилось? Изменилась система того, что теперь нет вот этого обязательного трудоустройства. То есть человек, выходя…

Колмакова Анна

- А хорошо ли это?

Оксана Аульченкова

- Да, безусловно, нехорошо, я думаю.

Колмакова Анна

- Потому что никто тебя не принимает на работу, если у тебя нет опыта работы. А где его взять?

Оксана Аульченкова

- Так вот. Цель фестиваля, она в том, чтобы создать для молодых специалистов, будущих тележурналистов возможность прохождения этого опыта?

Колмакова Анна

- Да. И не только. Самое главное – это поддержка тех талантливых, которые у нас есть. Потому что они «варятся в своей каше», иногда даже не понимая, а что они могут. Это хорошо, если случай им, скажем так, помог, и они себя как-то начали реализовывать. По большей степени, журналистика – это очень узкая профессия. Немного человек в ней может присутствовать, и доживает небольшое количество. Конкуренция там очень большая. Не смотря на то, что мы говорим, что журналистов мало, а учат многих, у нас всегда нехватка кадров. Каждый канал всегда ищет специалистов. Так что, получается, специалистов нет? А специалистов нет.

Оксана Аульченкова

- То есть выпускать выпускают, а продукт выходит «недо…».

Колмакова Анна

- «Недо…». И первый фестиваль, он проходил в Риге, и мы тогда привезли туда порядка 45 журналистов (молодых студентов).

Оксана Аульченкова

- Фестиваль открыт для журналистов со всей страны?

Колмакова Анна

- Естественно. Даже из зарубежья. Пожалуйста. Команды приезжают из разных регионов, участникам от 18 до 25 лет. Они даже могут быть работниками телеканалов, но не больше двух лет стаж работы. У нас, кстати, в последнее время именно с региональных каналов команды приезжают. Они пробуют себя. У них в течение двух недель идёт такая жесткая практика. Им даётся задание снять три сюжета в трёх номинациях: социальный ролик, рекламный ролик и новостной сюжет. У них у всех одинаковые условия участия. Потому что, если бы мы из регионов просто сюжеты брали бы (кто его сделал, кто кому помог, какой сценарист работал), а вот тебе команда, вот тебе задание, ваяй. Пока они создают свой ролик, шедевр, они общаются с профессионалами от нашего телевидения, с такими мощными профессионалами, как Леонид Млечин, та же Наталья Метлина, Наталья Семенихина, Игорь Угольников. Можно бесконечно перечислять.

Оксана Аульченкова

- Я знаю, актёры дают мастер-классы.

Колмакова Анна

- Александр Носик, да. Эти люди на протяжении недели дают им мастер-классы как раз ровно так, как строится сюжет. Сначала сценарий, потом с режиссером работают, с оператором, с монтажерами. Почему актеры появились на фестивале …

Оксана Аульченкова

- То есть дают такую выжимку практического опыта. Уже это не теория, это то, что они прошли в своей жизни и выработали свои подходы, решения. Они делятся своими секретами.

Колмакова Анна

- И эти ребята задают конкретные вопросы. У них есть сюжет, который нужно доделать и им нужно как-то особенно снять. Они приходят и говорят: «Мы хотим. Как бы нам это правильно сделать?». Гипотетически можно рассуждать очень много. А практика получается, когда выполняешь какое-то узкое задание. Невозможно научиться работать в «Photoshop», посещая просто курсы. Нужно получить задание и сделать его. Вот это будет настоящее обучение, а всё остальное – теория.

Оксана Аульченкова

- Хорошо. Они производят некий контент, некий продукт. Это фильмы небольшие, насколько я понимаю, документалистика. Что с этим дальше происходит? Как это помогает им в жизни? Куда идёт?

Колмакова Анна

- Да. Когда их отсматривает профессиональное жюри и награждает, то есть им вручают… В каждой номинации есть первое, второе, третье место. Очень часто неожиданным образом какие-то сюжеты попадают на каналы. Например, канал «MTV» в лице Яны Чуриковой, которая стала партнёром фестиваля, она для ребят сначала открыла базу музыкальною (лицензионной музыки, которую они там подкладывают), рассказала о том, что фильм должен быть очищен по авторским правам, и как это правильно делать (про это, кстати, забывают). И лучше ролики она заберёт на канал. Это значит что? Что ты не в пустую…

Оксана Аульченкова

- То есть уже это увидит зритель нашей страны.

Колмакова Анна

- Конечно. У нас социальный ролик один, он меня вообще порадовал. Команда из «Академия ТВ» сняла его, называется «Страна – это ты». Я же не отсматриваю, я директор, у меня другие функции. У нас Евгения Корольова, как генеральный продюсер, занимается вот этим контентом, сидит в жюри. Но когда я посмотрела вот это ролик, он занял всего лишь второе место, но он меня поразил. Там актёр рассуждает о том, а кто ты в этой стране. Абсолютно не пропагандистская история, без всех этих чрезмерных политических вещей. Но она просто основана на рассуждении, кто ты в этой стране и что это страна. Страна – это ты. Он всего-то идёт три минуты, но смотрится очень хорошо и впечатление производит хорошее. Его забрала программа «Армейский магазин». Он встанет в эфир «Армейского магазина».

Оксана Аульченкова

- Анна, а где люди могут посмотреть те документальные фильмы, небольшие репортажи, сделанные на фестивале?

Колмакова Анна

- Все это ровно со следующей недели (я имею в виду, с понедельника) можно будет посмотреть в «YouTube», если забить Фестиваль телевизионных идей «Ты можешь», то сразу выйдет наш канал, и на канале все работы будут. И плохие, и хорошие, как я говорю, и те, которые заняли какое-то место, и те, которые не заняли. Кстати говоря, пятый фестиваль здорово отличался качеством контента. Я поняла, что мы подросли.

Оксана Аульченкова

- Именно то, как вы работаете с молодежью?

Колмакова Анна

- Да. Потому что раньше у нас шли мастер-классы, они сами доделывали работы и отдавали. Мы всё говорили: «Да что ж такое, как-то вот не то, немножечко не то. Хотелось бы всё лучше и лучше». Теперь в конце, перед сдачей работ, у нас журналисты (в этом году Наталья Семенихина и Наталья Метлина) выслушивали то, что ребята делают. Они им показывали, рассказывали и спрашивали совета. И они давали совет: «Вот это вы сделали не правильно. Вот здесь я бы вам рекомендовала перестроиться. Вот здесь что-то поменять местами». Но они ничего за них не доделывали. Только рекомендации. Скажем так, отсмотр материала и совет. А дальше ребята либо поправляли, либо не поправляли. Но сразу качество контента стало другим, сразу. И я понимаю, что как раз вот эта практика и является профессиеобразующей, что ли. Вот эти студенты и вот эти работники молодые приезжают к себе в регион и на своём канале уже…

Оксана Аульченкова

- То есть они способны менять качество, влиять на то, что производит тот же канал.

Колмакова Анна

- Безусловно. Потому что вот снимаем новости вот таким образом, а вдруг им говорят: «Ребята, вы знаете, чем ваши новости отличаются от новостей «Первого канала». Потому что вот вы тут такую вот линию не провели, нет объединяющего чего-то». Это я сейчас спонтанно. Или: «Вот чем отличаются от новостей на «ВГТРК»? Вот здесь это не доделали. А сейчас поменяете и сразу всё». Такие иногда мелкие советы настолько меняют потом человека в профессии.

Оксана Аульченкова

- Это вот значимые мелочи. Как говорят: «Жизнь состоит из мелочей, но они очень часто значимые». Анна, хочу задать вопрос. Сколько человек, сколько команд участвовало, сколько в общей сложности человек, например, в этом году?

Колмакова Анна

- В этом году – 80 человек и 16 команд. Следующий год – 100.

Оксана Аульченкова

- В связи с этим вопрос, такой прагматичный, рациональный. Это ж дорого должно быть?

Колмакова Анна

- Безумно.

Оксана Аульченкова

- Где деньги… «Где деньги, Зина?». Откуда берутся деньги?

Колмакова Анна

- Мы не коммерческая организация. Естественно, мы подаёмся на гранты, нас поддерживает Фонд Горчакова. Сейчас мы на Президентский грант подаёмся. Большая часть того, что тратится на фестивале, это происходит за счёт принимающей стороны. То есть регион, который принимает фестиваль, он всё и оплачивает, но он оплачивает только финал.

Оксана Аульченкова

- По сути, здесь очень важно, чтобы участие принимали региональные власти либо бизнес.

Колмакова Анна

- Да, безусловно. Я даже могу сказать, почему это становится интересно регионам. У нас несколько предложений, мы сейчас над ними работаем. Почему? Вот приехали мы, к примеру, в Астрахань. Нет. В прошлом году (начнём с прошлого) приехали мы в Крым. Мы привезли тогда 60 человек тогда в Крым, потому что была сложность даже с расселением, и не всё так просто было. Хочу сказать, что команды, которые приехали из Владивостока, Сыктывкара, такие разные регионы: Псков, Орёл, Тюмень, не Тюмень, а Кемерово. Они Крым посмотрели, своими глазами увидели то, что казалось, во что они не верили.

Оксана Аульченкова

- По сути, это ребята, у многих из которых не такой большой опыт, в том числе опыт путешествий по стране имеют, да?

Колмакова Анна

- Ну да, студенты.

Оксана Аульченкова

- И это расширяет какой-то кругозор.

Колмакова Анна

- Это расширяет кругозор. Каждый вернулся в свой регион, и, поймите, невозможно сформировать мнение отдельно взятого лица, навязать ему, когда оно на отдыхе. Я своих участников, я их половинок причисляю к отдыхающим. Потому что первую часть дня, большую часть дня они посвящают труду, но это же всё равно не по заданию канала. Мы им за это денег не платим. И поэтому формировать их отношение или мнение к определённому региону и к тому, что там происходит, мы не можем. Вот как есть, так и есть. Когда они знакомятся с каким-то регионом, мы стараемся знакомить их с лучшей частью.

Оксана Аульченкова

- Они, по сути, создают на основе этого знакомства и свои фильмы.

Колмакова Анна

- И фильмы. Более того, ни создают рекламу этого региона. Сколько потом было отзывов. Я пыталась в прошлом году посчитать, что-то было порядка ста только роликов, различных. Тот снял, тот снял, тот выложил. Сколько постов было написано, это вообще не сосчитать. Ещё давали интервью у себя в регионах. Вот они ездили, тут они видели, так всё было хорошо, это там плохо и так далее. Это получилась конкретная реклама региона. Так как она была от души, то она как раз была самой такой действенной. В этом году Астрахань. Я столько об Астрахани (сколько о ней нарыли) даже и не знала. Это вот они ее прошли вдоль и поперёк.

Оксана Аульченкова

- Прочесали.

Колмакова Анна

- Да. Они обо всём снимали.

Оксана Аульченкова

- Они об этом обо всём писали.

Колмакова Анна

- Писали. Они фотографировали, выкладывали. Более того, они все новости… Новостной сюжет, на основе чего? На основе того, что происходит в Астрахани.

Оксана Аульченкова

- По сути, это такой вот соцсетёвый десант, который происходит в момент пребывания. Такая высадка в регионы, и дальше всё это начинает размножаться в сети.

Колмакова Анна

- Да. И получается такая бешенная реклама региона. Причём она идёт не один день, не две недели, а она идёт порядка нескольких месяцев. Потому что ещё потом идут посты: «Ой, а давайте вспомним. Ой, как здорово». Поэтому, наверное, и есть такой интерес к фестивалю. Потому что попробуй создать рекламу или привлечь куда-то федеральные СМИ. У нас сейчас федеральные СМИ про регионам… Местные-то новости снимаются, и там у себя на местах, естественно, показываются. А вот так, чтобы на всю Россию бабахнуть, это же нужно, чтобы событие было всероссийского масштаба. Куда от этого деться? А тут приезжают тебе. У нас в этом году ещё была Беларусь и Армения. В следующем году подал заявку Израиль.

Оксана Аульченкова

- То есть фестиваль расширяет международные границы?

Колмакова Анна

- Да. Соответственно, это всё дальше уходит и растёт. Это очень важно. Я считаю, что мы делаем государственное дело. Мало того что люди между собой все передружились, они же и дальше дружат. А, собственно, какая наша задача? Чтобы все жили хорошо, в мире.

Оксана Аульченкова

- По сути, вы формируете такое молодёжное журналистское сообщество, которое объединено вокруг фестиваля и даёт возможность развиваться профессионально, в том числе расширять границы деятельности.

Колмакова Анна

- Это ж ещё и отношение к нашей стране. Все, кто приезжают, с чем они сталкиваются, то они о стране и думают. Мы любим каждого, кто к нам приезжает. Это не значит, что мы такие, идём сопельки вытирать. Ничего подобного. Мы строгие. Мы, можно сказать, где-то даже жесткие. Но мы их всё равно любим. Даже когда ругаем, любим, и они это чувствуют и знают. И поэтому не успели они приземлиться у себя, они уже пишут «как здорово было, как мы скучаем». Они мне сейчас весь «Facebook» замимишили «как хорошо, мы снова хотим приехать».

Оксана Аульченкова

- Анна, очень здорово. За нашей живой беседой время подходит к концу. Я хочу сказать, что это совершенно замечательный проект и очень большое дело, которое ты вместе с командой делаете. И, безусловно, хочу пожелать удачи и выразить надежду на то, что в скором времени и наши региональные СМИ подрастут, подтянуться благодаря вашему такому прекрасному проекту. Мы действительно будем видеть новости из регионов, которые расскажут нам о том, что же там всё-таки происходит, как меняется жизнь, какие есть достижения и вообще в целом. И это будет менять нашу страну, нашу ментальность.

Колмакова Анна

- К лучшему.

Оксана Аульченкова

- Спасибо огромное тебе за время, за нашу беседу и до встречи. В эфире была «БизнесМеханика» и Оксана Аульченкова. Всем до свидания.