{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Сергей Малофейкин 20 июля 2015г.
Сергей Малофейкин
ЖКХ и интернет

Дмитрий Баронов

- Добрый вечер, дорогие радиослушатели. Радио «МедиаМетрикс», программа «Экспертный совет». Меня зовут Дмитрий Баронов. Наш гость студии сегодня Сергей Малофейкин, основатель и управляющий партнер группы компаний «Евросервис», член клуба директоров Института развития интернета. Здравствуйте.

 Сергей Малофейкин

- Добрый вечер.

 Дмитрий Баронов

- Если в поисковике ввести имя и фамилию Сергей Малофейкин, сначала на верхней позиции появляются ссылки истории успеха. Мы тоже, как серьезная, солидная радиостанция не можем пройти мимо тренда, мимо истории успеха Сергея Малофейкина. Тем более что история – это ваша первая специальность по институтскому диплому. Расскажите, пожалуйста, как получить диплом? Куда вы с ним пошли?

 Сергей Малофейкин

- Если вспоминать все, что было, надо вернуться, как я попал в этот интересный, позитивный город Москва. Это было в 90-е годы. Учась в Мордовском педагогическом государственном институте имени Евсевьева на специализации истории и права, на третьем курсе Пединститута я уже успел попасть в ту политику, которая там была, и я стал помощником депутата Государственной думы от фракции ЛДПР на тот момент. Поучаствовал еще студентом во всех мероприятиях, которые там проходили. И на четвертом курсе мне стало скучно в этом городе, в котором я жил. Я собрался и уехал в город Москву. Приехал к своему депутату, сказал: «Здравствуйте. Я ваш помощник». «Чего,- говорит, - приехал?». А я говорю: «Приехал работать в этот город». Говорит: «Садись, работай». Вот так я остался. И пятый курс я заканчивал фактически дистанционно. Вот такая история.

 Дмитрий Баронов

- То есть первая ваша трудовая деятельность была, как раз, помощник Государственной думы?

 Сергей Малофейкин

- Да. Это даже где-то записано, в какой-то трудовой.

 Дмитрий Баронов

- Очень интересно. А первый бизнес. Каким был ваш первый бизнес?

 Сергей Малофейкин

- Я считаю, что первый, наверное, основной бизнес, который у меня есть, - это группа компаний «Евросервис», которую я создал в 2005 году. То, что мы делаем уже 10 лет (в этом году нам будет 10 лет, прошли уже все эти кризисы, которые были), вот это и есть наш основной бизнес, который мы создаем, развиваем, расширяем. То, что достигли сейчас, можно щупать и трогать, и, соответственно, использовать.

 Дмитрий Баронов

- Скажите мне, дилетанту, как можно создать не компанию, а сразу группу?

 Сергей Малофейкин

- Группу создавали постепенно в течение 3-5 лет, диверсифицируя и расширяя бизнес-направления, которые есть. Это банальное любопытство, интерес общения с разными людьми. От идеи до воплощения. Просто брали идею, и эту идею воплощали в бизнес-процессе, который сейчас работает.

 Дмитрий Баронов

- Самая первая компания, которая пришла в эту группу, она чем занималась?

 Сергей Малофейкин

- Я, будучи наемным директором в одной из групп компании по продаже офисной канцелярной             продукции, мой клиент был компания «КОКО». И, фактически, это был наш первый клиент в группе «Евросервис» по аутсорсу и ремонту холодильного оборудования, которое есть в городе Москве. То есть это все холодильники, где люди покупают «КОКО» водичку, мы обслуживали и, в принципе, обслуживаем до сих пор.

 Дмитрий Баронов

- А дальше вы просто как бы присоединяли в группу компаний все новые и новые направления, новые бизнесы?

 Сергей Малофейкин

- Да, совершенно верно. Идеологом и основателем был я, подтаскивал, можно сказать, новые темы, эти новые темы на своем молодом энтузиазме развивали и внедряли, запускали. Были и минусовые проекты, и плюсовые проекты. У нас, помимо основных проектов, которые сейчас есть, было еще десятка два разных проектов за эти 10 лет. Какие-то закончились, какие-то продолжаются.

 Дмитрий Баронов

- Сейчас очень модная тема – поддержка интернет-бизнеса «е-commerce». Скажите, где граница, за которой это еще не «е-commerce», а вот здесь уже «е-commerce»?

 Сергей Малофейкин

- Пять лет назад на тех сервисных процессах, которые мы делали ежедневно и получали заявки, тысячу заявок в день на обслуживание, на ремонт холодильников в той же Москве, вот для нас «е-commerce» начался еще 5 лет назад, когда мы на своем рынке, на узком рынке придумали так называемый портал заявок и внедрили его нашим клиентам, когда на любом гаджете, который в тот момент у них еще был (компьютер, ноутбук и зачатки планшетов), тогда уже можно было нам отправлять фактически с любого места заявку и наш мастер от Челябинска до Мордовии, имея телефон на руках, получал заявку сразу в режиме он-лайн, ее выполнял, фотографировал  (до сих пор все это работает), фотография, соответственно, попадает в портал, и автоматически попадала нашему клиенту на его сервер, на его базу. Это все заработало. Таким образом, мы года три, наверное, держали пальму первенства, рвали этот рынок. Потом, естественно, подтянулись конкуренты. Сейчас чуть другие технологии, сейчас другой «е-commerce» начался. Сейчас делаем «е-commerce» ЖКХ.

 Дмитрий Баронов

- ЖКХ – это очень интересная тема. О ней бы, конечно, поговорить поподробнее. С точки зрения, наверное, не то что 86%  (мы часто эту цифру называем), наверное, с точки зрения 99% россиян, ЖКХ – это такая огромная, черная дыра. Куда что не льешь, оно туда вливается, но обратно почему-то ничего не выливается.

 Сергей Малофейкин

- К ЖКХ мы пришли пару лет назад. Опять же с точки зрения не то что любопытства, а средства массовой информации уже 2-3 года начали активно подготавливать население, в том числе и меня, к тому, что нужно менять что-то в ЖКХ. Нам и с экранов телевизоров, и с других средств массовой информации говорят, что нужно делать ЖКХ прозрачным. А так как мы уже выстроили сервис в своем бизнесе, мы просто пришли в этот сегмент и поняли, что у нас давно все построено, уже заявки прозрачны, материалы, которые тратятся на заявки, прозрачны, деньги прозрачны. То есть наши партнеры, клиенты уже пять лет видят, как тратятся деньги на потраченную заявку. В принципе, ничего нового не придумали, пришли и попробовали. Да, столкнулись как раз с тем, что вы говорите, что основной ЖКХ еще в древнем-древнем советском состоянии, то есть там люди уже работают десятки лет. Только новые дома, ТСЖ и отдельные проекты… Есть, действительно, очень интересные проекты по стране, когда уже давно все работает и на порталах, и на гаджетах. В Екатеринбурге, я знаю, очень интересный есть проект по ЖКХ, но по новым домам, по новостройкам. Все, что касается основной территории, это, конечно, еще давно забытое советское прошлое. В принципе, и в Москве зачастую… Я живу в новом доме, я тоже сталкиваюсь с тем, что есть ТСЖ, есть управляющая компания, в том числе, но некуда даже позвонить, нет банального контакт-центра, куда можно оставить заявку и получить ответ быстрый, и получить качественный сервис. Поэтому, когда мы пришли, мы просто с чего начали? Мы начали с простых вещей. Мы убрали возможность жителей звонить мастерам напрямую, где их могли послать подальше, либо «подождите», мягко говоря. Сделали единый телефон, единый контакт-центр, открыли контакт-центр в центре города одного из Подмосковья и завели поток централизованно на единую точку. Таким образом, мы поняли, что из всего вала заявок, про которые нам говорили, всего вала материалов, который тратился, на самом деле все гораздо проще. С людьми нужно было выстраивать диалог просто, объяснять, разговаривать и реагировать на их запросы, оперативно выполняя тот ремонт, который положен и по закону, и по совести. Одна сторона медали – это сервисный ЖКХ, как мы его понимали в тот момент, как выстраивать. Вторая сторона медали – это, наверное, жилищный кодекс и все, что с этим связано. Как и та система, которая до сих пор еще пока работает. Ее, конечно, активно реформируют сейчас, и Министерство активно реформирует, очень многие вещи меняются, очень интересные. Но пока мы еще в начале пути, называется.

 Дмитрий Баронов

- Что в жилищном кодексе, скажите, на ваш взгляд, мешает внедрению вот этих новых технологий?

 Сергей Малофейкин

- Вопрос такой большой, открытый. Над этим работают, наверное, целые министерства. Мне кажется, что я бы какие-то вещи упростил, с точки зрения доступа на рынок бизнеса. Доступ на рынок бизнеса есть, в него можно зайти, но все зависит от желания местных администраций и местных властей, и, вообще, местных властей того или иного района. То есть битвы за вхождение на рынок ЖКХ достаточно кровопролитные сейчас по всей стране прошли в связи с лицензированием. И те, кто остались сейчас на рынке, я надеюсь, достойно начнут менять эту сферу.

 Дмитрий Баронов

- Я понимаю, почему такая борьба. Начиная с текущего месяца, счета за коммунальные услуги в Москве выросли на 30% (так мне говорят уже несколько десятков, наверное, моих друзей и знакомых). Но суть не в том. Вопрос второй. Как навести порядок в учете? Например, вода. Компания по установке в домах водяных счетчиков.

 Сергей Малофейкин

- Счетчики надо ставить. Ставьте счетчики, учитывайте потребление воды и будете платить только за то, что вы потребляете.

 Дмитрий Баронов

- Но эти счетчики ставят все, кому не лень. Звонят, подбрасывают в почтовые ящики листовки, вешают объявления. Как понять, что это за компания, что это не жулики, что этот счетчик ты поставишь, и он будет работать, и что через два года не придут и не скажут, что «сейчас новая поверка счетчиков, давай еще раз плати»?

 Сергей Малофейкин

- Обращайтесь в свою управляющую компанию, с которой вы работаете. Вы хотя бы будете понимать, кому предъявлять претензии.

 Дмитрий Баронов

- Неужели нельзя сделать какую-то единую автоматизированную систему учета потребления воды?

 Сергей Малофейкин

- Это хорошая идея. Ее нужно проговаривать, потому что единых систем учета воды, единой системы сервисных заявок, которые поступают от населения, единой системы учета… Например, есть система учета в Москве, когда есть сайт городской, где фотографии оставляют по ямам открытым, еще по чему-то, на них как-то чиновники реагируют. Но, на наш взгляд, это можно было сделать гораздо проще. Это уже есть, это уже работает. Во-первых, нужно делать так, чтобы жители не оставались банально без внимания и могли не только позвонить, и перейти в «е-commerce», оставить заявку на телефоне или на планшете, но и как есть те вещи, которые мы делаем. Например, мы в зоне сервисного обслуживания устанавливаем терминалы, и та же бабушка может нажать две кнопочки и оставить в магазине, в супермаркете, где покупает продукты, заявку, например, на вызов сантехника. Сейчас мы активно развиваем тематику так называемого «муж на час» - евромастер. И общаемся с «Евросетью», общаемся с другими сетевыми игроками. Я надеюсь, что скоро мы запартнёримся с компанией «Евросеть» и встанем у них на предкассовой зоне. Уже появится возможность у людей на кассе в торговых точках заказывать себе мастера по ремонту сантехники или электрики.

 Дмитрий Баронов

- «Муж на час» - это только ремонт или демография тоже?       

 Сергей Малофейкин

- Были такие случаи, когда мастеров наших не хотели выпускать из квартир, просили остаться еще, но эти случаи останутся все-таки за историей.

 Дмитрий Баронов

- А то, что касается учета потребления электроэнергии? Вроде бы сейчас в Москве есть какие-то подвижки. Я уже, по крайней мере, оплачиваю через сбербанк-онлайн и вижу ту сумму, которую мне предъявляет Мосэнергосбыт. А как обстоит в других городах это дело?

 Сергей Малофейкин

- Москва продвинута. Здесь достаточно широко используется Wi-Fi-технологии, счетчики, которые в режиме он-лайн передают информацию, эта информация собирается и выставляется нам в виде платежек. В регионах все это дело намного тяжелее, в тех регионах, где нам приходится работать. Я думаю, в том же Татарстане, скорее всего, это развито. Я просто не знаю.

 Дмитрий Баронов

- Конечно, самое лучшее, что хотелось бы, наверное, всем, кто пользуется ЖКХ - чтобы была какая-то база данных. Чтобы там можно было найти свой дом, кликнуть туда, посмотреть, сколько денег собрали за год с жильцов, куда эти деньги пошли, как их израсходовали, что пошло на капремонт, что пошло на вывоз мусора, еще куда-то.

 Сергей Малофейкин

- Сейчас все индивидуально. Сейчас каждая управляющая компания на своем сайте должна размещать полностью всю информацию, в том числе и куда деньги пошли, и как они были потрачены. Соответственно, вменяемые управляющие компании это делают, и жильцы это видят. В регионах у меня есть много знакомых, в том числе в городе Орел, которые рассказывают, что у них за год миллион рублей накопила управляющая компания, и они вместе решают, куда это потратить. Те, компании, которые не хотят, чтобы это видели, они и в центральной системе это не покажут. Общая система по контролю за потреблением денег и расходованием денег в этой сфере – это интересная идея, ее бы по-хорошему сделать.

 Дмитрий Баронов

- Наверное, именно это должно быть в самом жилищном кодексе. Это обязательство, обязанность управляющих компаний раскрывать через интернет все свои доходы и расходы.

 Сергей Малофейкин

- А это и есть сейчас, то есть управляющая компания обязана раскрывать свои доходы и расходы. Они это, в принципе, по закону делают.

 Дмитрий Баронов

- Если пройтись по структуре вашей группы компаний, здесь есть такая интересная, как «Евромастер». Сейчас появился на рынке такой продукт, как «Яндекс.Мастер». Это ваши конкуренты?

 Сергей Малофейкин

- Нет. Наши партнеры. Мы фактически одни из первых договорились с «Яндекс.Мастером», мы присутствуем в их системе по получению заявок. То есть заявки поступают на «Яндекс.Мастер», и дальше наши операторы эти заявки, которые мы можем выполнять, забирают на себя.

 Дмитрий Баронов

- Я где-то читал про «Яндекс.Такси», что там начиналось тоже примерно так же. Таксопарки на льготных условиях запускали в «ЯндексТакси», а потом как-то так оказывалось, что уже этих таксопарков уже и нет, а на машинках написано «Яндекс.Такси». Не случится ли такого и с «Евромастером»?

 Сергей Малофейкин

- Знаете, рынок ремонта… Унитазы будут ломаться всегда, холодильники будут ломаться, какие бы они не были. Рынок настолько огромен, по нашему мнению, что и «Яндексу» будет место. Если у нас появятся хотя бы в Москве тысячи «Яндекс.Мастеров», которые будут аккуратные и опрятные, приезжать вовремя, быстро ремонтировать и за это брать небольшие деньги, то это же хорошо. Это заставит все остальные компании, которые этим занимаются, и стоимость снижать, и себя в порядок приводить. Конкуренция – это же двигатель торговли.

 Дмитрий Баронов

- Конкуренция, на самом деле, - двигатель торговли. И, в частности, конкуренция есть у нас и на рынке энергетическом еще с тех времен, когда Анатолий Чубайс РАО «ЕЭС» разделил на несколько конкурирующих компаний. Что сейчас происходит у нас в энергетике, в той области, которая связывает электроэнергию и интернет?

 Сергей Малофейкин

- В части энергетики мы успели поработать за эти года со своими клиентами, у нас есть своя сетевая компания. Мы обслуживали сеть того же предприятия под названием «КОКО», по всей стране делали с ними энергоэффективные мероприятия. Сейчас рынок меняется в сторону монополизации,  государство опять забирает это все под себя, поэтому с точки зрения, как бизнеса, - это для нас менее интересно.

 Дмитрий Баронов

- Что такое энергоэффективные мероприятия? Вообще, у нас как? У нас электроэнергии много, мало, ее хватает, не хватает? Может быть и хорошо, что мы топим воздухом?

 Сергей Малофейкин

- Электричества в стране хватает. В некоторых регионах его даже избыток, где есть генерация, можно так сказать. Избыток в сетях есть, поэтому нет нехватки электричества.

 Дмитрий Баронов

- То есть экономить не надо? И те энтузиасты, которые пытаются какие-то солнечные батареи у себя на крыше коттеджей приделывать, они всего лишь мечтатели?

 Сергей Малофейкин

- Вы знаете, я прочитал буквально сегодня по поводу кубанского молодого человека, который придумал гибкие солнечные батареи, которого сейчас пытается засудить местное…

 Дмитрий Баронов

- Нарко-контроль.

 Сергей Малофейкин

- Да-да. Я думаю, после таких случаев у нас вообще солнечными батареями никто пользоваться и производить не будет, потому что это как бы прецедент. Нам говорят:  «ходите только в государственные банки, потому что остальные банки рухнут»  (как еще сегодня один тоже), «покупайте электричество только в сбыте, потому что за солнечные батареи вас посадят, пользуйтесь только газом, потому что все остальное – биотехнологии и торф – это тоже дорого». Хотя достаточно много технологий особенно для коттеджей, которые позволяют не пользоваться газом, например.

 Дмитрий Баронов

- Я смотрел на эти технологии, но там везде окупаемость куда-то отодвигается в какие-то заоблачные дали.

 Сергей Малофейкин

- Это же, с одной стороны, хорошо. Мы же привыкли, что, если через год ничего не окупается, то это - неинтересный бизнес. Давно уже все живут десятилетиями, почему бы и нет? Ты же вкладываешь в себя, в собственный дом.

 Дмитрий Баронов

- Наша интересная беседа продолжится через 5 минут. Сейчас у нас короткий перерыв.

(Музыкальная пауза)

Дмитрий Баронов

- Мы продолжаем нашу программу «Экспертный совет». Меня зовут Дмитрий Баронов. Гость студии Сергей Малофейкин, основатель и управляющий партнер группы компаний «Евросервис», член клуба директоров Института развития интернета. Слушатели могут оставлять свои вопросы и комментарии на странице radio.mediametrics.ru. Группа компаний «Евросервис» сейчас осуществляет, насколько мне известно, проект в такой, казалось бы, фантастической области, как управление вывозом мусора. Расскажите, пожалуйста, подробнее, как это можно сделать?

 Сергей Малофейкин

- Мы, на самом деле, в этом проекте участвуем как внедренцы, такие идейные внедрецы самого проекта, потому что проект выполняется в одном из городов Смоленской области, и делают его там, в принципе, сами жители вместе с муниципальной организацией, которая на этой территории работает. Но те идеи и программы, которые мы им сейчас помогаем внедрять, на самом деле за этот месяц… Нам даже говорят: «Вы тут делаете какие-то космические штучки». А что мы реально сделали? Мы сделали то, что давно делаем у себя: мы организовали там сразу контакт-центр, сделали там онлайн-приемную, так называемую. Есть тема в ЖКХ – это ежедневный вывоз мусора, который скапливается в так называемых выкатных бачках, в домах, где есть мусоропровод, и в бачках, которые есть около дома. Если бы показать фотографии этих бачков, которые стоят в городах наших русских, то без слез не взглянешь. Первое, что мы сделали, мы их покрасили. Мы их покрасили в желтый, красный, зеленый, в яркие цвета для того, чтобы хотя бы глаз радовали.

 Дмитрий Баронов

- И что бросать в желтый ящик, а что в зеленый?

 Сергей Малофейкин

- Была такая идея, чтобы дальше все это дело сортировать, чтобы сразу на этапе выброса мусора была сортировка. Но, как сейчас мы уже понимаем, местные умельцы, дворники и люди уже сортируют это сами и по 2 рубля продают приезжим предпринимателям из других городов. Эта история тоже есть. Что мы сделали? Мы, во-первых, обеспечили ежедневный раут по 70 площадкам в городе, которые есть, и несколько мусоровозов ездят постоянно и убирают. Это первое, что мы сначала сделали физически. Потом насколько хватило инвестиционных средств, мы несколько мусорных площадок поставили под видеонаблюдение. То есть видеонаблюдение в дворы и видеонаблюдение именно мусорной площадки. И все это вывели на большой экран перед контакт-менеджерами, которые ежедневно выполняют логистику мусоровозов, то есть говорят, куда ехать и где уже накопился мусор. Как только мы поставили эти видеокамеры, я вас скажу, они постоянно чистые, то есть раут делан так, что реально мусорные кабины, мусорные тележки убираются. И дальше мы, как только тестовый этап пройдет, закроем полностью всю территорию видеокамерами. Плюс мы, надеюсь, поменяем в лампах освещения городского, лампы с датчиками Wi-Fi. Выяснилась одна проблема, почему сразу мы не поставили, потому что плохо у нас в России в глубинке с интернетом, просто очень плохо. Связь постоянно рвется, и все эти новые программки в телефонах, в «Андроидах» и ОСах, они, к сожалению, плохо работают. Поэтому похвастаться, что это все выводится на телефон рано, есть сбойные вещи. Поэтому вторая наша задача появилась – как сделать так, чтобы в городе был Wi-Fi, был такой более понятный и, соответственно, все это ловилось. Поэтому есть такие фишечки, как Wi-Fi в городском освещении, где-то уже работает. Поэтому мы вторым этапом сделаем там это. Потом уже закольцуем весь город, сделаем все эти мусорные площадки под видеонаблюдением. Второй этап после видеонаблюдения как раз совместно в нашем родном детище, в Институте развития интернета, мы придумали историю с датчиками. Датчики, которые производятся в антивандальных корпусах, которые практически как парктронинг - показывают в режиме он-лайн, как светофор (красный, желтый, зеленый), показывают наполняемость бачка. Устанавливается в бачок, выводится на монитор и контакт-менеджеру показывает, в каком состоянии находится бачок. Потому что визуально, возможно, что-то еще не видим, но фактически мы будем видеть состояние каждого бачка в режиме он-лайн. Для чего это делается? Для того чтобы… опять же, прописываем программку, и уже у оператора по вывозу мусора, у которого есть на руках гаджет, соответственно, будет постоянный раут. То есть он может меняться в режиме он-лайн в зависимости от его нахождения, нахождения того или иного бачка рядом, который загружен/незагружен, до его транспортировки на мусорный полигон. На полигоне это все будет стыковаться с тем, что там это будет приниматься, и также будет учитываться с точки зрения, что ему привезли.

 Дмитрий Баронов

- Скажите, Сергей, я живу в этом городе, я - народный умелец, я увидел этот датчик. Решил: сниму-ка я его.

 Сергей Малофейкин

- А у нас видеокамеры для этого как раз будут стоять.

 Дмитрий Баронов

- А я капюшон надену. Я датчик сниму и куда-нибудь продам.

 Сергей Малофейкин

- Продать его будет тяжело. Это первое.

 Дмитрий Баронов

- В хозяйстве приспособить как-то.

 Сергей Малофейкин

- А во-вторых, тем не менее, в себестоимости не так будет дорого стоить.

 Дмитрий Баронов

- Я поясню свою мысль. Я работал в IT на одном достаточно крупном заводе. И когда мы переходили с меди на оптику, мы специально собирали людей, их инструктировали, рассказывали, что оптику нести в пункт сдачи цветных металлов бесполезно, у вас ее не примут, денег не заплатят.

 Сергей Малофейкин

- Воруют все. Согласен.

 Дмитрий Баронов

- Но все равно пару контрольных проверок народ проделал. Когда точно поняли, что не принимают, тогда перестали.

 Сергей Малофейкин

- Знаете, какая история. Как только мы поставили даже на эти три площадки, к нам в организацию пришли жители с просьбой установить дополнительные камеры в районе подъездов для того, чтобы… Кстати, мы придумали эту историю, и сейчас выводим это в их телевизоры и они, как дом (не буду называть какой) будут смотреть в режиме он-лайн, что у них творится на площадке, то есть они в телевизоре могут это смотреть. К нам пришли люди с просьбой установить дополнительные камеры для того, чтобы смотреть. И я вас уверяю - если эти датчики будут воровать, то жители сами с этим справятся.

 Дмитрий Баронов

- Кстати, да. Держать отдельные камеры для мусора, отдельные для охраны общественного порядка, отдельные, условно говоря, для общественного транспорта может быть и нет смысла. А надо как-то все это объединить и сделать, чтобы система видеонаблюдения у нас на уровне муниципалитетов была одна.

 Сергей Малофейкин

- Но есть же программа «Безопасный город». Где-то она работает.

 Дмитрий Баронов

- Если еще одним глазом они будут и на эти мусорные вещи подсматривать, то проблемы, наверное, будут решаться.

 Сергей Малофейкин

- Есть история – это закрывать мусорные кабины. Если в ряд стоят мусорные тележки, их закрывают как бы такой изгородью с чипом. И чипы раздаются жителям того или иного дома, который мусор выбрасывает. Они ходят, просто чип прикладывают, выбрасывают мусор и все.

 Дмитрий Баронов 

- А идея сортировки мусора по назначению: батарейки в один ящик, банки пивные – в другой, какие-то тряпки – в третий, продовольственные объедки – в четвертый. Это не работает до сих пор?

 Сергей Малофейкин

- Работает. Во многих домах появились банки, куда собираются батарейки. Компании сетевые ретейловские проводят такие акции, периодично собирают эти батарейки. Все, что приносит деньги, работает без любого закона, без любой системы. Я говорил, что, как выяснилось, дворники сортируют сами на месте сбора мусора из мусорочной кабины и бутылки сдают уже по 2 рубля приезжающим бизнесменам. Так же и картон прессуют. А все остальное везется на мусорные свалки.

 Дмитрий Баронов

- Скажите, на какой экономический эффект рассчитывал муниципалитет, когда заказывал у вас эту программу, какие были расчеты?

 Сергей Малофейкин

- Была задача – поменять систему ЖКХ в определенном городе, поменять то, что жители давно уже не видели, потому что дома в ужасном состоянии, система не прозрачная была в этом городе. Соответственно, жители задурманены, запьянены, можно так сказать, фактически. Сейчас люди к нам приходят и спрашивают: «А почему у нас воды нет дома два года?». Люди живут в двух-трехэтажках, у них нет воды. А воды нет, потому что у них сгнили сети. А их нужно менять. А на это нужны деньги. А где деньги? А деньги можно сэкономить опять же на чуть-чуть другом подходе, внедрив другие сервисные процессы, которые работают. Люди, когда живут в своем мире в определенном городе годами, не все видят, как это можно сделать по-другому. В принципе, в крупных городах уже давно все работает. В сервисных бизнесах давно все работает. Возьмите любой сервисный бизнес, где нет руки государства, там уже давно все – и порталы, и гаджеты, и онлайн-заявки, и деньги, и все по всей стране распространено.

 Дмитрий Баронов

- Что ж, будем надеяться, что рука государства тоже станет когда-нибудь высокотехнологичной и обращенной к своему клиенту, гражданину, который пользуется услугами ЖКХ. Среди ваших многочисленных проектов есть такой, как «Евросервис – доступная среда». Расскажите, пожалуйста, о нем подробнее.

 Сергей Малофейкин

- Это один из социальных проектов, которым мы три года занимались. Это организация доступной среды для инвалидов и мам с колясками. Это опять же была идея, подпитанная, наверное, средствами массовой информации, три года назад. Мы создали компанию, поехали, поучились у финнов и в Европе, как это работает там. В нашем понимании, доступная среда – пандусы. Все говорят, пандус есть в доме или нет. Дальше история не работает.

 Дмитрий Баронов

- Иногда этот пандус похож на трамплин, для спуска с которого надо иметь спортивный разряд.

 Сергей Малофейкин

- Все правильно. Поэтому как-то мы в эту историю вошли, первые пару лет это было очень интересно, потому что достаточно очень много узнали сами для себя. Потому что, когда ты живешь по одной стороне баррикад, когда есть две руки, две ноги, это одна история. Как только ты по другую сторону баррикад, там начинается уже совершенно другая история, и с такими судьбами сталкиваешься, что реально у нас в городах не то чтобы на инвалидной коляске… Вы у нас инвалидов на коляске часто видите в Москве?

 Дмитрий Баронов

- Редко, очень редко.

 Сергей Малофейкин

- А почему? У нас, думаете, инвалидов нет, что ли? У нас тысячи инвалидов на колясках, людей с ограниченными возможностями.

 Дмитрий Баронов

- Кстати, удивительно, но их было реально больше в те советские времена, которые я еще помню. Они причем передвигались на очень таких простых устройствах, сделанных буквально из этих тележек на подшипниках. Но их было реально много. И сейчас на самом деле я вижу их меньше. Не понимаю, почему, честно говоря.

 Сергей Малофейкин

- В городах Азии и Европы, особенно в Германии, приезжайте в любой город, фактически, и их там увидите даже в баре, ресторане. Потому что им удобно в городе. Удобно, потому что дороги сделаны правильно, потому что парапеты и пандусы сделаны правильно, кнопочки вызова везде есть. Система работает. Эту систему уже который год пытаются организовать у нас в стране.

 Дмитрий Баронов

- Вроде бы государство не против, оно, наоборот, за.

 Сергей Малофейкин

- Да, выделяются огромные деньги ежегодно на эти процессы, проводятся тендеры, все выигрывается, что-то делается. Но в итоге, как правило, все останавливается на банальном пандусе, на продаже колясок, на каких-то кнопочках и на тех желтых полосках, которые у нас в городе появились перед входами в переходы, которые, в принципе, простому человеку непонятны - зачем здесь эти четыре плиточки лежат.

 Дмитрий Баронов

- Простому человеку, наверняка, трудно это понять. Может быть и правда, они помогают слабовидящим?

 Сергей Малофейкин

- Я, например, в том же Китае понимаю, зачем эта плиточка и куда она ведет. По ней все понятно.

 Дмитрий Баронов

- И текущее состояние мы видим. Что вы привнесли в эту сферу?

 Сергей Малофейкин

- Опять же мы привнесли такой некий свой комплексный подход. Мы взяли просто соединили много разных людей в этой области, нашли, познакомились. Зашли в эту тематику так, что мы взяли от обследования территории до оснащения всех процессов. Но так как, тем не менее, бизнес основан, фактически, на государственных деньгах, то есть надо было участвовать в аукционах, тендерах, выигрывать, проводить, к нашему большому сожалению не особо хорошо там развили. Потому что это требует определенных затрат, вливаний для того, чтобы в этом участвовать. Все-таки нужно что-то производить. Потому что нужно производить какие-то новые технологии, которые реально сами себя продают в этой вещи. Их много сейчас появилось: искусственные руки, ноги, и биотехнологии. Все, что на тротуарах лежит. Сейчас же много всего, новинок интересных, которые появились в Европе. Поэтому мы для себя выбрали такой путь, что у нас получается в этой истории, полезное мы что-то делаем, то, получается, мы и делаем.

 Дмитрий Баронов

- Вот вы упомянули систему конкурсов, тендеров. Скажите, эта система госзаказов в том виде, в котором она есть сейчас, она помогает бизнесу или тормозит его?

 Сергей Малофейкин

- Смотря, какому бизнесу.

 Дмитрий Баронов

- Вашему, в частности.

 Сергей Малофейкин

- У нас очень малая доля участия в гос.торгах. Нам понятен бизнес, как сказать, бизнес-ту-бизнес. Для нас более понятен, более открыт, там все правила более понятны. Правила работы с какими-то государственными проектами для нас менее понятны.

 Дмитрий Баронов

- У вас большой строительный бизнес.

 Сергей Малофейкин

- Он небольшой, но есть.

 Дмитрий Баронов

- Но есть. Вроде бы полный цикл, судя по тому, что я смотрю на вашем сайте. Расскажите, что интернет-технологии вносят в этом направлении, на стройку?

 Сергей Малофейкин

- У нас есть про строительный проект. Мы заканчиваем в Питере, поучаствовали в строительстве 100 тысяч квадратных метров жилого фонда. Проект с «СПБ Реновация» в Сосновой поляне. Построили дома. Был очень хороший проект. Немцы, англичане его рисовали. Хороший был проект. Мы его уже заканчиваем. Жители уже получают ключи, сейчас заезжают в дома. Там дома с энергоэффективными окнами, с системами рекуперации, с ремонтом, отделкой и с ключами. То есть там было все по полной программе. Причем стоимость квадратного метра, на удивление, была не такая высокая. Это реально хорошие дома, бизнес-плюс. Там мы делали полностью всю инженерию с отделкой. И одну из интернет-технологий, которую мы туда применили, это все то же самое – это система учета работы мастеров на стройке. Когда там бегают все с первого этажа на семнадцатый в течение рабочего дня, есть так называемый учет материалов, который нужно правильно высчитывать. Потому что на стройке тащат каждый гвоздь. Мы научили прорабов пользоваться мобильными устройствами в рамках выполнения ежедневных нормативов. Есть специальные программки, в которые заносится объем работ, и это ежедневно скапливается в общую такую дефектную ведомость. Это все работает. И было достаточно забавно, в том числе и с фото отчетом. Мы заставляли их фотографировать ежедневно свое рабочее место и выкладывать на наши определенные порталы, тем самым управлять из Москвы стройкой в Питере.

 Дмитрий Баронов

- Одна из инициатив, с которой выступает «ИРИ» в сфере строительства, это изменение действующих строительных норм и правил (СНИПов), чтобы коммуникации, которые необходимы для подключения интернета, закладывались уже на стадии проектирования, на стадии строительства. Это правильная инициатива, на ваш взгляд?

 Сергей Малофейкин

- Да, интересная. Она облегчит жизнь.

 Дмитрий Баронов

- Кому?

 Сергей Малофейкин

- В том числе и жителям, которые будут потом заключать договора с интернет-провайдерами, которые приходят уже потом в управляющую компанию.

 Дмитрий Баронов

- Есть уже вопросы встречные от строителей: «Как же так? Мы знали раньше, что мы должны проводную радиоточку завести для оповещения о воздушной тревоге, и мы должны завести туда медную пару…»

 Сергей Малофейкин

- Это не такая большая проблема завести.

 Дмитрий Баронов

- То есть завести оптику, потом должны быть где-то специалисты, которые будут ее обслуживать. Рефлектометры, оптическая сварка. Кто этим всем будет заниматься? Тот же ЖЭКовский сантехник или кто? Или электрик? Что ближе.

 Сергей Малофейкин

- Управляющий компании. Это задача управляющего компании подобрать персонал, обслуживающий все коммуникации, которые в этом доме сданы, которые она приняла.

 Дмитрий Баронов

- Для жителей это, несомненно, позитивная инициатива. Потому что ко мне уже приходили два монтажника от провайдеров с перфораторами и портили стены. Это их классический бизнес. Если этого не будет, если слаботочка будет заведена в этот дом изначально, в квартиру особенно, это будет просто благо.

 Сергей Малофейкин

- Да. Как, и например, индивидуальная вентиляция кондиционирования, которая в нашем проекте есть. То есть в каждой квартире, в каждой комнате есть отдельный вывод вентиляции, централизованный, кондиционирования. Это тоже благо.

 Дмитрий Баронов

- Но тут, видимо, вступает в свою роль какое-то качество жилья. Наверное, в бюджетное жилье сложно будет такую систему встроить. Это дорого обойдется самим жильцам.

 Сергей Малофейкин

- Я бы не сказал, что это было дорого на тот момент. Стоимость квадратного метра в этом комплексе на момент выхода на стройку был порядка 60 тысяч рублей. На окончание стройки – порядка, по-моему, ста.

 Дмитрий Баронов

- В принципе, централизованное кондиционирование – это то, что вы уже умеете, то, что вы можете предложить.

 Сергей Малофейкин

- Все, что касается внешних и внутренних инженерных сетей, мы может предложить. Не только предложить, мы может это реализовать. Проекты, которые касаются строительства жилых комплексов, нам интересны.

 Дмитрий Баронов

- Скажите, а коснулось ли как-то ваших бизнесов, коснулись ли вас санкции, которые были наложены на какие-то наши российские компании? Или же, наоборот, коснулись контрсанкции?

Сергей Малофейкин

- Санкции, конечно же, нас коснулись. Мы, как и в 2008, в этом году почувствовали на себе лапу империализма, потому что денег в мире стало меньше. Ряд, в том числе наших западных, клиентов отказались от некоторых контрактов и передали это в пользу своих иностранных партнеров. Хотя даже стоимость контрактов была в 2 раза выше. Поэтому мы на себе это почувствовали. Но это, на самом деле, нас не сломало. Так как мы параллельно готовились к процессу и диверсифицировались, мы уже занимаемся и розничным проектом, с точки зрения «муж на час» того же самого, потому что рынок огромен, есть, что предложить потребителю. Мы делаем сервис. Мы его знаем, как делать. У нас это уже в голове, и мы его понимаем.

 Дмитрий Баронов

- Розничные проекты у вас в какой сфере?

 Сергей Малофейкин

- В сфере бытового сервиса. Мы оказываем услугу в сфере «Мастера на час».

 Дмитрий Баронов

- Что ж. Время нашей передачи подходит к концу. Что бы вы сказали в завершение? Что бы вы посоветовали Институту развития интернета включить в ту глобальную программу развития российского интернета? Чего там не хватает на ваш взгляд?

 Сергей Малофейкин

- Я со своей колокольни скажу. Мне бы хотелось внедрить совместно с Институтом единую систему по учету и контролю всех сервисных заявок в системе ЖКХ по всей стране. То есть, когда у нас будет система, которая будет позволять в режиме он-лайн понимать каждое обращение нас, как жителей, в эту систему, и будет реагирование, учет и контроль за выполнением нашей заявки, тогда у нас поменяется свое отношение к ЖКХ и поменяется отношение к ЖКХ всех управляющих компаний.

 Дмитрий Баронов

- Что ж, задача амбициозная. Успехов вам, Сергей, в этом деле.

 Сергей Малофейкин

- Спасибо.

 Дмитрий Баронов

- У нас в эфире был Сергей Малофейкин, основатель и управляющий партнер группы компаний «Евросервис». До свидания.

 Сергей Малофейкин

- До свидания.