{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Военно-патриотическое воспитание - запись эфира от 27.09.2015
Говорим о том, что нового происходит в военно-патриотическом воспитании

Оксана Аульченкова

- Добрый день. В эфире «Силовой блок». Оксана Аульченко на радио «МедиаМетрикс». Тема нашей программы сегодня это «Военно-патриотическое воспитание молодежи и служба в армии». И у меня в гостях Вадим Милашев, эксперт в области реализации военно-патриотических проектов. Вадим, добрый день.

Вадим Милашев

- Добрый день.

Оксана Аульченкова

- Насколько вообще тема патриотического воспитания молодёжи и привлечение молодых людей к службе в армии на сегодняшний день актуальна?

Вадим Милашев

- Эта тема чрезвычайно важна. Дело в том, что мы прожили достаточно длительный период, когда у нас начались «перестроечные» процессы, когда армия и вообще жизнь человека в форме были очень не популярны и, конечно, мы очень многое потеряли в этот период. В настоящее время, к большой радости, все меняется. И для того, чтобы не упустить молодежь, для того, чтобы вырастить будущее поколение, которое будет настроено лояльно к государству, патриотично настроено, конечно, необходимо ими заниматься. Заниматься буквально с детского сада, со школы, когда они станут студентами, пытаться им доводить правильно то, что происходило у нас в стране, достоверно подавать исторические факты - с цифрами, разъяснениями, о деятельности руководства страны, о деятельности Вооружённых Сил. И из этого складывается их понимание того, что происходит у нас в стране, как она меняется, её геополитическое положение в целом. Отсюда формируется некое мировоззрение молодого человека, в какой стране он живёт, к чему нужно стремиться.

Оксана Аульченкова

- Вы говорите о том, что нужно таким образом работать с молодёжью, чтобы они, по сути, потребляли некий объем информации, формировали своё мнение. И вот в этой связи у меня вопрос. Дело в том, что молодёжь, и вообще новые поколения, которые подрастают, совершенно по-другому работают с информацией, живут в совершенно другой информационной среде, пользуются другими каналами, то есть они не смотрят телевизор, как правило, они не слушают радио. Это дети интернета. И каким образом тогда, каковы каналы, каковы способы и методы достигнуть вот тех результатов, о которых вы говорите?

Вадим Милашев

- Когда мы говорим о патриотическом воспитании, в общем смысле, то это не только рассказ о военном прошлом страны. Патриотизм складывается из разных составляющих. Это и маленькая родина, где человек родился, это его воспитание в семье, это обучение в школе, это знания культурной истории своей страны. Куда включается, в том числе, и военная история. Это знания каких-то событий, фактов знаменательных в области науки, культуры. Это широкий спектр знаний, из которых складывается любовь к Родине. Это нужно прививать, над этим у нас работают многие большие институты. Это, конечно,  и образовательный процесс, куда включено очень много дисциплин, позволяющих оценить мощь нашей державы, её историческое развитие. Это и работа некоммерческого сектора по разным направлениям, в том числе военно-патриотической тематики. Из всего этого складывается некое общее понимание, как будущий гражданин будет себя чувствовать, ощущать в среде, в которой он живет. Конечно, сегодня средства коммуникации поменялись, сегодня совершенно не достаточно просто выходить перед аудиторией, рассказывать какие-то прописные истины. Молодёжь сегодня владеет информационными технологиями. Достаточно зайти в интернет, «погуглить», посмотреть в «Facebook». В социальных сетях, не важно каких, можно найти ответ на какой-то вопрос. Здесь возникает большая проблема, потому что зачастую...

Оксана Аульченкова

- Очень часто не тот ответ они найдут.

Вадим Милашев

- Зачастую подается информация совершенно другого формата. Сегодня не случайно мы говорим о фальсификации истории. Что скрывать, ветераны уже уходят, то есть уходят те люди, которые являются источником знаний, в частности, о событиях Великой Отечественной Войны. Мы живем в год семидесятилетия победы, уходят первоисточники, поэтому, сегодня активная волна, так назовем «исторического замещения». Нам предлагают некие иные факты исторического развития, которые никоим образом не связаны с тем, что было на самом деле. Так как уходят источники, собственно говоря, в интернете подается информация другого вида, легка и доступна, и молодёжь, конечно, легко может сбиться с...

Оксана Аульченкова

- С пути.

Вадим Милашев

- С пути. Сбиться с пути, но, собственно говоря, большая печаль состоит в том, что вот это «замещение» истинных фактов предложенными ложными, в целом формируют некое иное отношение к стране, в которой мы живем. Складывается некая внутренняя убежденность, что здесь всё плохо, а где-то там - всё хорошо. И я глубоко убежден, что с этим, нужно пытаться как-то бороться. Но бороться средствами, которые применимы в демократическом обществе. Это подача обширной информации, ни в коем случае не закрытой, разъяснения, почему то, с чем они могут познакомиться, может быть не совсем истиной. Ну и, собственно говоря, у нас в этом году сформирован новый учебник истории, который настроен на это. Благо, министр культуры обратил на это внимание, сегодня такой учебник есть. Хотя, если обратиться к недалекому прошлому перестроечного периода, учебники, которые издавались на гранты зарубежных фондов, конечно, были очень своеобразные, в них очень необычный был подход к Российской истории, к Советской, в частности.

Оксана Аульченкова

- Вадим, не могу не задать вопрос. А что с семьей-то происходит? Всё-таки родители этих детей - это люди, которые ещё застали ветеранов, помнят своих бабушек, дедушек. Наверное, ни одну семью в нашей стране не миновала участь каких-то потерь, тяжелых испытаний во время войны и после. И мы все об этом помним и знаем. Тем не менее, куда делся институт семьи?

Вадим Милашев

- Я думаю, что семью трогать не нужно. Ведь у нас как получилось? Когда в стране запустились экономические изменения, в конце восьмидесятых - начале девяностых годов, конечно, на первое место всплыли экономические вопросы, потому что всем пришлось каким-то образом выживать. Изменилась экономика, изменились подходы, и, собственно говоря, не до идеологии было в то время. Именно в этот период и появилось очень много желающих изменить так называемые «культурные коды» в нашей стране. Пусть это не звучит голословно, но на самом деле появилось огромное количество организаций, фондов, в том числе зарубежных, у которых был свой взгляд. И тот взгляд, который у них был, они проецировали на нынешнее поколение, а родители были заняты чем-то другим, вопрос выживания стоял очень остро, не у всех, но у основной массы.

Оксана Аульченкова

- Ну, практически у всех.

Вадим Милашев

- Да, у основной массы, люди должны были каким-то образом кормить своих детей. Отсюда сформировалось целое поколение, которое выросло, скажем так, без...

Оксана Аульченкова

- Без надзора вот в этом вопросе.

Вадим Милашев

- Не то, что без надзора. Без знаний, вернее прекратилась какая-то система передачи правильной информации. В школах уже что-то не так было, менялась жизнь в целом, другие вопросы интересовали.

Оксана Аульченкова

- Наверное, на первый план вышли другие ценности.

Вадим Милашев

- Нет, если помните, была активная борьба, чтобы идеологии не было нигде, что она должна полностью исчезнуть. Но когда какая-то идеология исчезает, не важно, идеология коммунистической партии, например, ее место всегда займет какая-то другая идеология.

Оксана Аульченкова

- Невозможно. Отсутствие идеологии - это просто невозможно.

Вадим Милашев

- На самом деле, если ушло какое-то одно мировоззрение, сразу придет что-то другое. У нас появилась целая куча всяких западных симпатичных вещей, как нам казалось тогда, без которых, казалось, жить невозможно. Ну вот, получилось то, что получилось.

Оксана Аульченкова

- Это, кстати, интересный вопрос. Потому что очень часто можно услышать такое мнение, что идеология, её не может не быть, но, как правило, в государстве, в стране, в каком-то образовании - идеология «большинства». Насколько я понимаю, то, что мы переживали в течение десяти лет после перестройки, это вовсе не идеология «большинства», а это идеология «меньшинства», которая формировала уже восприятие, отношение большинства к тем или иным вещам, в том числе нашему прошлому.

Вадим Милашев

- Оксана, вы вспомните, как у нас были устроены органы государственной власти в перестроечный период, какие основные тренды были востребованы. Это широченный экономический либерализм, совершенная открытость общества, мы очень любили Запад. Надеюсь, что нас тоже сильно-сильно полюбят, в конечном счете. Он нас любил в тот момент, пока мы были слабой, никому не нужной державой, которая только качала на Запад какие-то свои ресурсы, собственно говоря. А то, что здесь происходило, никого не интересовало. Вернее, как растёт молодежь - интересовало сильно, только со знаком «минус» для нас самих, потому что нам внушались совершенно другие какие-то ценности. Нам рассказывали, что здесь всё не так хорошо, что есть Запад, который является таким глобальным идеалом для подражания. Вот в этой среде молодёжь у нас и росла.

Оксана Аульченкова

- Менялось отношение к армии. Я, например, очень хорошо помню, в Советский период всё-таки служить в армии было, может быть, не всегда легко - и дедовщина, и так далее, никто этих вещей не отменял, - но тем не менее люди гордились тем, что они служили в армии. И, в общем-то, профессия военного - она была престижной достаточно. А потом что-то поменялось, и это стало не просто не престижным. Дети стали стремиться избегать служить в армии. Стали ложиться в больницы и делать всё для того, чтобы не попасть. Вот что-то в этой части меняется?

Вадим Милашев

- В перестроечном процессе человек в погонах вызывал глубочайшее раздражение, так оно и было. На самом деле, били по самым важным точкам, по защитникам отечества. По людям, которые посвящали себя военной службе, и начали бить в первую очередь. Сокращение бюджета, недофинансирование, никаких учений. В целом армия медленно-медленно умирала. То, что она сохранилась – это чудо наше российское. И, конечно, в тот период желающих служить не было, потому что огромный идеологический фон был, где рассказывали страшнейшие истории, что все, кто пойдут в армию, все героически погибнут.

Оксана Аульченкова

- Все умрут.

Вадим Милашев

- Да. Собственно говоря, поэтому формировались комитеты солдатских матерей, которые проводили какие-то немеряные акции, связанные с призывом.

Оксана Аульченкова

- Но не без повода же было, да ведь? Повод тоже был. То есть, были какие-то несчастные случаи, ужасные события.

Вадим Милашев

- Нет, никто не отрицает какие-то негативные факты в истории, но когда единичное делается общим, это, конечно, не есть хорошо. Но мы эту страницу перевернули, понимали, что это плохо. Все меняется, сегодня как раз вооруженные силы стали совершенно другими. Но, тем не менее, задача военно-патриотического воспитания осталась. И, более того, я глубоко убежден, что работа с допризывной молодёжью, будущими призывниками, она просто необходима постоянно. Дело в том, что сегодня современной армии нужны люди, молодые люди, приходящие туда добровольно.

Оксана Аульченкова

- Мотивированные.

Вадим Милашев

- Чтобы они были мотивированы, чтобы они…

Оксана Аульченкова

- Любили страну, наверное.

Вадим Милашев

- Нет. Чтобы они стремились прийти на службу, понимали, что это нужно. Я глубоко убежден, что Вооруженным Силам как раз вот эта категория граждан очень важна, а не те, которые от неё бегают.

Оксана Аульченкова

- Они должны быть убеждены патриотично всё-таки? То есть, они должны быть патриотами.

Вадим Милашев

- Когда вы говорите, что человек мотивирован, это значит, что у него есть внутреннее убеждение, что нужно делать. У него должен сложиться некий комплекс пониманий, почему это надо сделать. Почему это конституционный долг, почему он должен прийти и год отслужить, это понимание должно быть в большой стране с огромными границами. Мы являемся большой державой, к мнению которой в целом мире прислушиваются. Для того чтобы мы сохраняли свой статус, необходимо, чтобы держава постоянно поддерживала свою боеспособность. Мы не стремимся ни на кого нападать, Россия всегда выступала за возможность решения всех проблем дипломатическими путями, но для того, чтобы мы были независимы, у нас должны быть сильная армия и сильный флот. Вот в этом основная задача. Поэтому возвращаясь к патриотическому воспитанию молодежи, конечно, хорошо, что сегодня этим активно занимаются различные организации и государство в том числе, в частности, некоммерческий сектор. Сегодня огромное количество проектов реализуется в этой области. Они все совершенно разные, по-разному решают эти задачи. Допустим, то, с чем я сталкивался - это недавно запущенный проект «Служу Отечеству». Так же крупные акции, которые я имел честь наблюдать, это акции «Первого канала», например, это «Первый в армии», «Первый на флоте», «Под знаменем победы», «Солдатское сердце». Всё это тем или иным образом формирует у молодого человека какие-то новые качества, например, внимательное отношение к ветеранам...

Оксана Аульченкова

- «Бессмертный полк», кстати.

Вадим Милашев

- «Бессмертный полк» - это совершенно фантастический проект, который родился, как инициатива снизу у некоммерческого сектора, скажем так, который в целом потом поддержала вся страна.

Оксана Аульченкова

- А вот с сиренью проект? Это же тоже патриотическая акция.

Вадим Милашев

- В рамках подготовки празднования семидесятилетия Победы, я подчеркиваю, было очень много различных проектов, заточенных на этот год. «Сирень победы» это был один из таких проектов, мне кажется, очень симпатичный, символический, когда в разных городах-героях высаживались аллеи сирени.

Оксана Аульченкова

- Вы называете проекты, они очень многие имеют прямое отношение к Великой Отечественной Войне, и, безусловно, это то, что в целом формирует некое информационное поле, влияющее в том числе и на молодежь. А вот «Служу Отечеству» - это про что?

Вадим Милашев

- Это ещё один проект, совершенно новый, запустился не так давно, запустился благодаря тому, что этот проект поддержало государство. Он смог быть запущен благодаря грантам Президента Российской Федерации, потому что, не буду скрывать, для любого проекта нужно какое-то финансирование.

Оксана Аульченкова

- Это самый главный вопрос, особенно сегодня.

Вадим Милашев

- Да, не только сегодня, а уже несколько лет реализуются гранты, программа грантов Президента Российской Федерации, в которой некоммерческий сектор России реализует различные проекты. Собственно говоря, это замечательно очень. Проект «Служу Отчеству» является одним из тех проектов, который реализуется благодаря Президенту. Его задача - сделать всё возможное, чтобы до допризывной молодёжи донести необходимость служить в рядах Вооружённых Сил. Но сделать это не в формате лекции, а в формате некого живого мероприятия, где допризывная молодёжь может познакомиться и с вооружением, которое стоит на службе российской армии, российского флота, и с людьми, которые служат в армии как на контрактной основе, так и на срочной службе. Познакомиться поближе с ветеранами, как Великой Отечественной Войны, так и с ветеранами просто воинской службы, с инфраструктурой воинских подразделений. И понять, где бы им хотелось служить. Вот, собственно говоря, в этом задача проекта.

Оксана Аульченкова

- То есть это такая популяризация службы в армии.

Вадим Милашев

- Да, это такая популяризация службы в армии в доходчивой для молодёжи форме.

Оксана Аульченкова

- Насколько я понимаю, это уже не работа в сети, в интернете. Это работа непосредственно, что называется «в поле», как говорится, с каждым конкретным молодым человеком. Это только мальчики? Или там и мальчики, и девочки? Как это вообще происходит?

Вадим Милашев

- Сегодня в армии у нас служат не только мальчики, но и девочки. Поэтому допризывная молодёжь - это все.

Оксана Аульченкова

- То есть, это вся молодёжь.

Вадим Милашев

- Конечно, никто не сбрасывает со счетов наличие коммуникаций. Мы стараемся по мере возможности в рамках этого проекта использовать и социальные сети. Но в основном проект реализуется что называется «в поле». То есть, выбирается некая площадка, на которой удобно этот проект реализовать.

Оксана Аульченкова

- Как выбирается площадка? Где берётся эта площадка? Это же должны быть какие-то договорённости. И с военными, и, может быть, с какими-то государственными структурами.

Вадим Милашев

- Конечно. На территорию воинской части никто просто так никого не пустит. Поэтому, конечно, мы пытаемся договариваться с руководством Вооружённых Сил. Нам очень повезло, что наш проект поддерживают наши коллеги с «Первого канала», творческая группа «Армейского магазина». Огромное спасибо Ильину Александру Витальевичу, благодаря которому такие проекты могут реализоваться. Потому что программа «Армейский магазин» всё-таки двадцать лет в эфире уже. Эта программа очень известная, уважаемая в военной среде.

Оксана Аульченкова

- И тоже, кстати, популяризирует службу в армии.

Вадим Милашев

- Причем, что любопытно, как раз в той, доходчивой для молодёжи форме. Когда подаётся не «сухая» информация, а информация в формате лёгких репортажей, в котором молодежь привыкла информацию получать, может быть, с долей юмора. О тех событиях и фактах, которые сегодня реально происходят в рядах вооружённых сил.

Оксана Аульченкова

- Насколько я знаю, программа, в том числе, поддерживает различные мероприятия спортивной направленности, где и ветераны привлекаются, и вообще, такие социальные проекты, связанные с военными.

Вадим Милашев

- Спорт и армия - неотделимы друг от друга. Поэтому, конечно, на любой площадке, где реализуется тот проект, о котором я говорил, «Служу отечеству», всегда реализуются какие-то элементы спорта. Если учесть то, что сегодня у нас существуют нормы ГТО, мы стараемся, чтобы каким-то образом на тех площадках, на которых присутствует у нас сегодня молодёжь, в рамках наших проектов, чтобы она эти нормы ГТО сдавала. Мы стараемся каким-то образом выделить лучших, поддержать их, подарить им какие-то подарки.

Оксана Аульченкова

- Я буквально отклонюсь от темы по поводу подарков. Общество и бизнес поддерживают? Потому что я боюсь, что, наверное, президентский грант не способен покрыть всё, в том числе какие-то сувениры, призы детям, поощрения за участие в различных мероприятиях, конкурсах.

Вадим Милашев

- Конечно, в полной мере гранта, который нам выдает страна, не вполне хватает для того, чтобы реализовать проект в том объеме, в котором хотелось бы. Поэтому мы, конечно же, пытаемся привлекать дополнительные средства для того, чтобы проект был ярким, запоминающимся, ну и, собственно говоря, продолжался и после того, когда нужно будет отчитаться.

Оксана Аульченкова

- То есть, период гранта заканчивается, а проект живет дальше?

Вадим Милашев

- Конечно. Он не ограничивается временем гранта, он живёт дальнейшей жизнью, поэтому нужно искать средства для того, чтобы продолжать дальше.

Оксана Аульченкова

- То есть, компании или отдельные граждане, которые чувствуют, что это значимо и важно, они имеют возможность участвовать и поддержать такую инициативу?

Вадим Милашев

- Конечно, ну и нам повезло, что в рамках такого проекта ещё участвует «Армейский магазин», который имеет колоссальные возможности, в том числе для медийной поддержки. И в силу этих коммуникаций удаётся проводить яркие и запоминающиеся мероприятия. Например, 24 апреля, это как раз было наше первое мероприятие, мы проводили его в Таманской дивизии.

Оксана Аульченкова

- То есть, проект стартовал в этом году?

Вадим Милашев

- Да. Проект стартовал в этом году.

Оксана Аульченкова

- Свежий совсем такой, новая инициатива.

Вадим Милашев

- Да. Совершенно новый. Это общение с допризывной молодёжью, с будущими призывниками. По существу, это некое наставление их перед будущей службой в рядах Вооружённых Сил, такие проводы своеобразные. Вернусь к 24 апреля, в Таманской дивизии в Алабино, где проходят репетиции нашего парада Победы, туда редко кто попадает, поэтому была идея привести туда допризывную молодёжь.

Оксана Аульченкова

- Вообще это место уникально, там же совершенно потрясающая техника стоит военная.

Вадим Милашев

- Кстати, я должен заметить, что там, по существу, реализуется такой же парад, который будет на Красной Площади. То есть, понятно, что на Красную Площадь не каждый может попасть. Посмотреть по телевизору одно, а другое дело находиться там, на площадке, видеть проезжающую боевую технику.

Оксана Аульченкова

- «Тополя» гигантские, танки. Потрясающе.

Вадим Милашев

- Да. Самолёты, вертолёты. У нас же год был семидесятилетия победы, поэтому парад был очень необычный. Можете представить: пятнадцать тысяч военнослужащих только.

Оксана Аульченкова

- Ничего себе.

Вадим Милашев

- Пятьсот единиц военной техники, двести с лишним самолётов и вертолётов, и вот это всё можно единовременно посмотреть.

Оксана Аульченкова

- Мы когда видим, мы же не оцениваем масштабность. Нам кажется, что они проходят, проходят, а когда ты в цифрах получаешь информацию...

Вадим Милашев

- Нужно там находиться и чувствовать. Потому что все, кто приезжают первый раз на такое мероприятие, они в таком шоке...

Оксана Аульченкова

- Вдохновляются.

Вадим Милашев

- В шоке - в хорошем понимании этого слова.

Оксана Аульченкова

- Их вдохновляет.

Вадим Милашев

- Потому что их нужно слушать - как идут колонны, как идёт военная техника, как летают вертолёты, самолёты.

Оксана Аульченкова

- То есть, есть ощущение мощи?

Вадим Милашев

- Конечно.

Оксана Аульченкова

- Действительно, не так, как очень часто говорят: «Да у нас уже ничего нет». А у нас на самом деле всё развивается и есть.

Вадим Милашев

- Да, и более того, в этом году показывали ещё совершенно новые образцы военной техники, что невозможно было посмотреть раньше. Это совершенно новые конструктивные решения. Танк «Т-14», новые самоходные установки «Коалиция-СВ», БТР «Бумеранг», «БМП-15».

Оксана Аульченкова

- И у ребят есть возможность всё посмотреть и увидеть живьём?

Вадим Милашев

- Не только посмотреть. Потрогать, постоять рядом. Это очень дорогого стоит. Но более того, так как на фоне всего этого они видят, как к армии относятся ветераны и Вооружённых Сил, и ветераны Великой Отечественной Войны, как старшие поколения относятся к ветеранам, как они относятся к армии. На фоне этого рождаются вот те скрепы, убеждающие молодого человека или молодую девушку, что защита Родины - это не пустое слово, это важное внутреннее решение. Я глубоко убежден, что после такой акции, может быть, 1% решит, что ему это совершенно не нужно. Но 99% глубоко будут убеждены, что Родину защищать надо в какой-то форме. Я, кстати, цифры приведу. У нас сейчас уже осенний призыв начался.

Оксана Аульченкова

- А призыв два раза в году?

Вадим Милашев

- Призыв два раза в году, да. Осенний и весенний. Цифры по весеннему призыву, они уже существуют. У нас порядка ста пятидесяти тысяч человек было призвано в ряды Вооружённых Сил.

Оксана Аульченкова

- Это где? В Москве?

Вадим Милашев

- В России. И только три с половиной тысячи - уклонились. И по существу я скажу так, наверное, наша задача, которую мы перед собой ставим, чтобы вот этих трёх с половиной тысяч не было.

Оксана Аульченкова

- Ну, есть же те, которые болеют, может. По здоровью не могут. Может какая-то альтернативная служба?

Вадим Милашев

- Я не назвал общую цифру. Общее количество людей, которые прошли через призывные участки – семьсот тысяч.

Оксана Аульченкова

- И из них сто пятьдесят призвали.

Вадим Милашев

- Сто пятьдесят были призваны на военную службу. Разницу представляете? Она большая достаточно.

Оксана Аульченкова

- Конечно.

Вадим Милашев

- Часть из них не прошла в силу здоровья. Часть из них получила отсрочку в силу разных причин, часть – те, которые продолжили учиться в высших учебных заведениях.

Оксана Аульченкова

- Где есть военная кафедра, видимо, да?

Вадим Милашев

- Да. Сейчас начался осенний призыв, предполагается, что где-то порядка двухсот тысяч человек должны поступить в ряды Вооружённых Сил.

Оксана Аульченкова

- То есть работа с допризывной молодёжью ведётся методом таких локальных акций? То есть это встречи, это знакомство непосредственно с военными, которые сейчас несут службу. Может быть, с людьми, которые прошли какие-то войны, горячие точки, с ветеранами.

Вадим Милашев

- Не каждая наша акция такая большая, как была 24 апреля. Мы исходим из того, что в целом можно такую работу вести постоянно, не только в период призывных кампаний, весенней и осенней. Работа должна быть постоянная, потому что призывная молодёжь - она есть у нас, она никуда не разъезжается, она находится в местах постоянных локаций: в школах, в вузах. С ними нужно работать постоянно, не только один раз в году. Поэтому мы старались весной приезжать в школы, летом приезжать в лагеря, чтобы на эту тему поговорить, пообщаться, послушать их мнение. Потому что обратная реакция она тоже важна, потому что школьники и студенты задают какие-то вопросы. Исходя из вопросов, которые они задают, складывается какое-то внутреннее понимание того, что они недопонимают, или понимают не так, или, может быть, в целом что-то происходит не так. В какой информационной площадке они черпают информацию. Вот всё в комплексе даёт нам возможность...

Оксана Аульченкова

- Даёт возможность такой диагностики своего рода в форме установления диалога?

Вадим Милашев

- Да.

Оксана Аульченкова

- То есть, очень много разных задач решается в процессе?

Вадим Милашев

- Да. Но я скажу откровенно, опыт этого года показывает, что основная масса заточена на служение.

Оксана Аульченкова

- То есть дети изначально ориентированы?

Вадим Милашев

- Да. И мотивированы. Но, тем не менее, с большим интересом и рассказы слушают о службе в вооружённых силах, какие-то вопросы задают.

Оксана Аульченкова

- И мальчики, и девочки?

Вадим Милашев

- И мальчики, и девочки.

Оксана Аульченкова

- А нет у вас статистики, например, идут ли служить девочки?

Вадим Милашев

- Девочки служить идут охотно. На площадке 24 апреля у нас в параде и девочки участвовали, там было отдельное подразделение, их называли «Белые бантики». Они тоже маршировали по Красной Площади. Это пример всем военнослужащим.

Оксана Аульченкова

- Интересно. Каковы всё-таки инструменты? Потому что если собрали группу десять-двадцать человек школьников, побеседовали, выступил ветеран - это понятно, старый формат. Но если мы говорим о каких-то более масштабных, более массовых акциях, то каков инструмент привлечения внимания и удержания внимания молодёжи вокруг этой темы?

Вадим Милашев

- Я понял. Мы сторонники проведения мероприятия в новом формате, всё-таки надо уходить от общения лекционного, когда приходишь, просто рассказываешь что-то гражданам.

Оксана Аульченкова

- На площади три тысячи человек. Это не формат, наверное.

Вадим Милашев

- Это скучно, собственно говоря, поэтому и молодёжь от этого устаёт. Им нужен какой-то экшн, в хорошем смысле этого слова. Поэтому, мы, конечно, пытаемся проводить мероприятия именно на военных площадках. Там, где реально существует какая-то военная жизнь, где можно всё это потрогать, понажимать, куда-то сеть, посмотреть оружие, стрельнуть из него, посмотреть учения. Допустим, не так давно мы выезжали в Новороссийск, где тоже проводили наше мероприятие «Служу отечеству», там у нас было две большие площадки. В сто восьмом полку ВДВ одна, и вторая на полигоне Раевский. Вы можете представить полигон, горные подразделения десанта, которые участвуют в специальных операциях. Призывная молодёжь, приехали ветераны, конечно, очень много звёзд «Первого канала». И вот, нам показали настоящие учения с боевыми вертолётами, со стрельбами.

Оксана Аульченкова

- То есть там стреляли, дым, огонь?

Вадим Милашев

- Конечно, всё это ездит, стреляет, всё это комментируется, как действуют военные подразделения. Огромный интерес.

Оксана Аульченкова

- То есть, зрелищно?

Вадим Милашев

- Это зрелищно, это такое хорошее шоу. Потом после этого выходят настоящие десантники, такие прям «ух», серьёзные ребята, которые показывают какие-то чудеса рукопашного боя. После этого ребятам разрешают пострелять на полигоне, там же выстроена вся боевая техника. Можно всё потрогать, подёргать, залезть, всё спросить. У каждой единицы техники находится военнослужащий, который всё объяснит. Там же ещё полевая кухня, где можно попробовать настоящую солдатскую пищу. Вот в таком режиме, когда школьники участвуют в мероприятии, когда им в таком виде подается военно-патриотическое воспитание, конечно, это запоминается надолго, убеждён. Потому что, когда ещё пригласят на полигон? Когда им покажут мощь во всей красе? Лучшие войсковые подразделения, лучшие войска.

Оксана Аульченкова

- На самом деле, я сейчас вспоминаю, что в день города на Поклонной горе я видела такой большой красный банер, на котором было написано «Служу отечеству», и шёл концерт молодёжных команд. Там были спортивные, в том числе, соревнования. Такая вот интересная площадка.

Вадим Милашев

- Мы стараемся выбирать какие-то большие площадки.

Оксана Аульченкова

- Это были вы?

Вадим Милашев

- Это тоже была наша история, да. Мы стараемся выбирать большие площадки, на которых можно, собственно говоря, популяризовать службу в рядах Вооружённых Сил. Поэтому, выбирали площадку 6 сентября в день города, понимая, что это гуляния, как правило.

Оксана Аульченкова

- Кстати, символично - Поклонная гора, военная тема.

Вадим Милашев

- Гуляния подрастающего поколения, москвичи очень любят такие праздники, и не только москвичи, но и гости столицы. Парк Победы, «Центральный музей Вооружённых Сил», центр Москвы - это любимые места москвичей. Поэтому мы выбрали эту площадку для того, чтобы провести там свою акцию. Пригласили молодёжные команды музыкальные, с оригинальными текстами, они поют оригинальную музыку правильной патриотической направленности.

Оксана Аульченкова

- То есть получается, что это работа и с той частью молодёжи, которая занимается творчеством, поскольку, привлекаясь в такие проекты, они тоже становятся участниками. По сути, они сами по себе – ваша целевая аудитория.

Вадим Милашев

- Кончено. Это молодёжь, которая предполагает служить, они исполняют песни патриотического содержания, которые по большей части они пишут сами. Это оригинальные тексты, это не те песни, которые все мы знаем со времен Великой Отечественной Войны, это оригинальные вещи.

Оксана Аульченкова

- Современные.

Вадим Милашев

- Да, современные, связанные с Россией, её мощью, не побоюсь этого слова. Активно представлено такое направление как Рок, что молодёжи очень понятно. Поэтому мы считаем, когда в такой форме проходит акция, она, с одной стороны, привлекает интерес, потому что это всё-таки оригинальное исполнение, живой звук, что очень важно. С другой стороны, когда в промежутках ещё что-то рассказывается про необходимость служения в рядах Вооружённых Сил, это хорошо.

Оксана Аульченкова

- Для акции концерт это важно, как я понимаю?

Вадим Милашев

- Конечно.

Оксана Аульченкова

- Это основа?

Вадим Милашев

- Конечно. Не сказал, что и 24 апреля в Алабино и в Новороссийске...

Оксана Аульченкова

- То есть концерт - это обязательная часть?

Вадим Милашев

- Это огромный, большой концерт, роскошный звук, это выступления звезд на площадке. Это всё должно быть.

Оксана Аульченкова

- Должно быть. Очень приятно слышать, что всё-таки в этом направлении делается что-то, помимо просто работы в военкоматах и какой-то скучной истории.

Вадим Милашев

- Это не скучно, это обыденная жизнь.

Оксана Аульченкова

- Обыденная жизнь, да. Но тем не менее, мне кажется, что такие творческие подходы и разнообразные методы, они гораздо более эффективны. И очень здорово, что это происходит. Но я бы хотела вернуться к теме призыва. Насколько сейчас существует тенденция увеличения количества призывников в целом, которые идут служить? Ведь проблема была такая, что был дефицит, и условно, не могли выполнить план.

Вадим Милашев

- Во-первых, у нас армия меняется. В армии нужны профессионалы. Это очень важно.

Оксана Аульченкова

- Но она меняется ещё и с точки зрения того, чем должен заниматься потенциальный призывник. То есть, технологии развиваются.

Вадим Милашев

- Чтобы управлять современной техникой, нужен профессионал. То есть человек, который профессионально приходит в армию и это его профессия. В силу объективных и субъективных причин я глубоко убеждён, что каждый молодой человек должен пройти через службу в армии, потому что это важно, потому что это формирует. Если хотите, это изменение, это переход от мальчика, человек становится мужчиной.

Оксана Аульченкова

- Вы сами служили?

Вадим Милашев

- Я оканчивал военное училище.

Оксана Аульченкова

- То есть фактически да.

Вадим Милашев

- Да, фактически служил. Не в рядах Вооружённых Сил, это военное училище. Это немножко другое. Это ключевой момент для молодого человека, когда он получает оружие, я считаю, что на этом нужно заострить внимание. Сначала он рос сам по себе, у него были свои дела, потом ему дали оружие, доверили Родину защищать. И важно донести, что это, в самом деле, очень важная и ответственная миссия. Вы обращали внимание, не могли не обратить внимания, как активно празднуют Воздушно-Десантные Войска праздник свой?

Оксана Аульченкова

- День пограничника ещё есть. Да, конечно, обращала внимание.

Вадим Милашев

- А с чем это связано? Это связано с неким таким пониманием, что это почти твоя большая семья.

Оксана Аульченкова

- Безусловно. Ведь там плечо друга.

Вадим Милашев

- Вы себе не можете представить, что молодые люди, которые приходят на призывные участки, значительная их часть, почти все, за исключением каких-то единиц, все хотят попасть куда? В Морскую Пехоту!

Оксана Аульченкова

- В десантники.

Вадим Милашев

- В десантники. В спецподразделения. Дальше там уже куда-то вниз. И, конечно, в силу, опять же…

Оксана Аульченкова

- Нет, кто-то хочет и в Музыкальные войска, на Красную Площадь с концертом выходить.

Вадим Милашев

- У нас много всякого разного есть, но в целом мы хотим туда. Понятно, что там не каждого могут принять в силу каких-то физических качеств, в силу объективности - не могут все попасть в Воздушно-Десантные Войска.

Оксана Аульченкова

- Не могут по здоровью, я думаю, многие. Но мне кажется, именно эти направления обладают какой-то романтикой, имеют ауру романтическую.

Вадим Милашев

- Конечно.

Оксана Аульченкова

- Мы смотрим сериалы - спецагенты, спецслужбы, спецназ. Это всё, по сути, наверное, смежные направления.

Вадим Милашев

- Чем сложнее служба, тем больше ощущение радости, что ты к ней приобщился. Воздушно-Десантные войска всё-таки связаны с прыжками с парашютом.

Оксана Аульченкова

- Риск.

Вадим Милашев

- Риск какой-то определенный. Более того, все же знают, что именно эти подразделения направляют на решение самых важных задач. И поэтому каждый десантник понимает, что у него эти навыки есть, и даже те, кто уже не служит, уже закончил, активно выражают свою приобщённость к этой семье. Просто в какой-то момент всё это вышло на улицы, в формате не лучшем, скажем так, с алкоголем и прочими купаниями, но в целом тем, кто реально служил, это не нужно. Они могут собираться своими коллективами и нормально попраздновать семьёй, пообщаться с друзьями. Но я сейчас о другом. Эта принадлежность к большой семье - это очень важно.

Оксана Аульченкова

- Вадим, огромное спасибо за интересную беседу. То, о чем вы рассказываете, непосредственно конкретные проекты, в которых принимаете участие, это, мне кажется, очень интересно. Главное, что это полезно и очень нужно нашей стране, всем нам. Я надеюсь, что в том числе благодаря таким проектам, будет меняться не только отношение к службе, но и качество этой службы, потому что это тоже немаловажно, когда дети приходят с правильными убеждениями, отношением друг к другу, прежде всего. И выстраивается тот самый нужный коллектив, в котором и служить приятно, и польза отечеству.

Вадим Милашев

- Военно-патриотическое воспитание, убеждён, это важное направление работы, как для государства, так и для некоммерческого сектора. Я убеждён, что им будут заниматься и дальше. Я рад, что приобщен к подобным проектам, рад, что в них принимаю участие, рад, что какую-то свою небольшую лепту вношу, чтобы современная молодёжь была патриотически настроена, любила свою страну, свою Родину, как малую, так и большую. Активно стремилась к тому, чтобы её защищать, если понадобится.

Оксана Аульченкова

- Спасибо за ваше время, за интересную беседу. В эфире была программа «Силовой блок», Оксана Аульченкова. Мы прощаемся до следующей недели.