{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Михаил Блейдер 16 октября 2015г.
Выставка "Клинок - традиции и современность"
Говорим о создании, подготовке и проведении крупнейшей ножевой выставки

Александр Красников

- Добрый день! В эфире программа «Крутые парни» и с вами ведущий Александр Красников. Сегодня у нас в гостях представитель оргкомитета выставки «Клинок – традиции и современность», Михаил Петрович Блейдер. Здравствуйте, Михаил Петрович.

Михаил Блейдер

- Добрый день, Александр Григорьевич.

Александр Красников

- Сегодня мы будем говорить о выставке «Клинок» – самой крупной и, наверное, интересной, яркой ножевой выставке России. Михаил Петрович, с названия давайте начнём. «Клинок – традиции и современность». Традиции и современности – в названии не просто же так эти слова появились?

Михаил Блейдер

- Разумеется. В своё время, когда это начиналось, много лет тому назад было несколько вариантов предложено для названия нашей выставки. Кстати, я сразу Вас поправлю, это не только ножевая выставка, там есть всё, что касается клинков, всё, что касается оружия. Почему «Клинок»? Потому что нож, шпага, сабля – это разные виды оружия; топор – это инструмент, но везде есть одна составляющая – клинок. Вот, наверное, из-за этого. Мы пришли к тому, что во всех видах оружия или инструмента есть что-то общее. Общее – это клинок. Соответственно, клинок – это не только инструмент, ведь оружие можно рассматривать как инструмент, как некий знак престижа, как оружие, как символ. И всё это объединяется в клинке. Даже сейчас: ХХІ век, всякие есть лазеры, огнестрельное оружие любое, но клинок же не меняется со времен изготовления своего. Это некая традиция, которая через все века и, дай Бог, дальше будет продолжаться, потому что без истории жить невозможно. Можно историю человечества, историю цивилизации через какую-то вещь показать. В данном случае мы взяли клинок. Клинок, как символ, как инструмент, как оружие, как некий даже фетиш. Вот этот момент обыгрывается, потому что за каждым изделием стоит история, стоит человек, технологии, наука. Через какой-то предмет рассказать о жизни нашей, может быть, даже изменить её. Поэтому вот так было придумано.

Александр Красников

- То есть вы стояли у самого начала этой выставки?

Михаил Блейдер

- Да, разумеется. Тогда начиналась первая выставка (сейчас уже тридцать вторая будет). Было одиннадцать участников.

Александр Красников

- Всего?

Михаил Блейдер

- Всего одиннадцать участников. Мы ещё смеялись тогда. Выставка проходила по адресу Орджоникидзе, д.11, и было одиннадцать участников всего лишь. Соответственно, динамика хорошая. Были, как во всяком деле, взлеты и падения, менялись площадки, но уже стабильно тридцать два раза, по два раза в год люди собираются, люди рассказывают, люди показывают. Ну, это жизнь.

Александр Красников

- Михаил Петрович, а вот из первых одиннадцати участников, коль вы о них сказали, кто-то остался с вами до сих пор?

Михаил Блейдер

- Да. Это, прежде всего, ворсменские ребята, это Нижний Новгород и Златоуст. Некоторые ребята уходили в силу ряда причин. Теперь они возвращаются. С большой радостью хочу сказать, что фирма русская «Южный крест» возвращается.

Александр Красников

- «Южный крест» возвращается?

Михаил Блейдер

- Да, «Южный крест» возвращается. Он уходил. Тоже стоял у истоков. Это ведь творческий процесс и, как всякий творческий процесс, имеет колебания по экспоненте.

Александр Красников

- Кто-то уходит, приходит.

Михаил Блейдер

- Да, конечно. Пробуют другие площадки. Другое видение. Это живое, а живое – некие такие качели.

Александр Красников

- Да. Лишь бы развитие наблюдалось, а оно, по-моему, наблюдается. Сколько на этой выставке примерно будет участников? Начиналось с одиннадцати пятнадцать лет назад.

Михаил Блейдер

- Сейчас подтверждено, я могу сказать, сто девяносто. Пик был у нас в 2002 году, когда было двести сорок участников.

Александр Красников

- Сейчас вот сто девяносто и они …

Михаил Блейдер

- Это подтвержденных. Динамика есть. От года в год, от выставки к выставке растет количество людей, которые понимают, что надо о себе рассказывать, себя показывать. Не важно, что у нас существует большое количество интернет-магазинов очень хороших, например, «Русские ножи». Но, тем не менее, кроме виртуального обсуждения, виртуальных моментов нужно ещё обязательно человеческое общение. Обязательно надо посмотреть, пощупать, пообщаться. Поэтому динамика, слава Богу.

Александр Красников

- По участникам хорошая.

Михаил Блейдер

- Да.

Александр Красников

- Мы немного подробнее остановимся на участниках предстоящей выставки попозже, Михаил Петрович. А сейчас хотелось бы уточнить. Всё-таки есть другие выставки. Например, «Арсенал» та же ножевая, либо «Охота и рыбалка», «Охотник и рыболов», «ARMS&Hunting». На этих выставках тоже можно купить клинковые изделия. В чём, на Ваш взгляд, основное принципиальное отличие выставки «Клинок» от других выставок?

Михаил Блейдер

- Вы правильно акцентировали: «На этих выставках можно купить». Да, там всё есть. Не в таком, конечно, обширном ассортименте, но на большинстве этих выставок работают нанятые люди, менеджеры или продавцы. Они, конечно, знают некие технические свойства того или иного изделия, но, кроме всего прочего, «Клинок» - это место общения. Был такой термин «гамбургский счёт», когда борцы собирались и выясняли в городе Гамбурге, кто самый сильный. Это начало ХХ века, договорные матчи, но раз в год они собирались и проводили в Гамбурге соревнования, кто действительно сильнее. Поэтому выражение пошло, «гамбургский счет» – чистота эксперимента. Так и здесь. «Клинок» сейчас в России является таким местом для выяснения (прежде всего для самого себя), а что есть на самом деле, какие тенденции, что лучше, что хуже. Это место, где человек, пришедший на выставку, интересующийся этой темой, может пообщаться напрямую с автором (это очень важно!), почувствовать энергетику, посмотреть, поспорить, где-то происходит обмен идеями. То бишь площадка для общения, кроме всего прочего. Конечно, есть и коммерческие задачи - продажи и так далее. На наших выставках заключается очень много договоров (это что касается коммерческой составляющей), но кроме всего прочего очень много идёт обмена информацией.

Александр Красников

- Как между производителями и покупателями, так и между производителями.

Михаил Блейдер

- Да. Если на иных выставках, так называемых смешанных выставках, представлены какие-то клинковые изделия, удочки, оружие – это немножко другое. Здесь люди приходят с конкретной задачей, связанной с клинком, оружием, ножами, шашками и т. п. Тут немаловажно почувствовать психологию оружия, дух оружия. Я об оружии говорю обобщённо, потому что почувствовать дух топора достаточно тяжело. Но, тем не менее, всё, что происходит на выставке «Клинок», так или иначе связано с этой составляющей человечества: с ножом, клинком, оружием. Так или иначе, даже пускай опосредованно, но тем не менее. Даже поварское шоу, которое проходит у нас, оно обязательно показывает, как работает нож, что можно сделать, как ухаживать за оружием. Что могут два компонента – человек и инструмент, в данном случае нож, – какой шедевр они могут произвести.

Александр Красников

- Это Вы говорите о шоу, которое ведёт Юрий Шутаев?

Михаил Блейдер

- Да, наш шеф-повар. Уже много лет.

Александр Красников

- И как он свободно вообще обращается. Какие ножи ему ни дают, он умудряется что-то с ними сделать, попробовать.

Михаил Блейдер

- Да. Я иногда провоцирую его. Я несколько раз подсовывал инструмент, который формально не является ножом. Это может быть лопата сапёрная либо кусок жести от консервной банки. В общем-то, для него это достаточно условно. Человек действительно профессионал и делает шикарные вещи. И всё это можно попробовать, спросить у него, он покажет, расскажет. То есть у нас напрямую налажен контакт с людьми. Тот, кто хочет увидеть и услышать – тот всегда найдёт. Практически у абсолютного большинства участников нет снобизма. Опять же, если вопросы адекватные, а не на уровне: «Ваш нож гвозди рубит?». Нож не должен гвозди рубить, он должен выполнять свои функции. Если вы, прибыв на выставку, готовы сформулировать свой интерес – всегда ответят, пойдут на встречу. Всегда с юмором, достаточно душевно и по-человечески. Поэтому обязательно такая составляющая должна быть – домашняя атмосфера.

Александр Красников

- Общение. Вот интересный у вас взгляд на эту выставку. Вы, вообще, по-моему, рассматриваете коммерческую составляющую, как некое побочное дело. Да? Я правильно понимаю? Она как бы присутствует, но, исходя из Ваших слов, чувствуется, что дух – он не в коммерции, а где-то рядышком.

Михаил Блейдер

- К счастью, это не взаимоисключающие вещи. Это даже взаимодополняющие вещи. Как бы то ни было, все равно эта выставка – коммерческое предприятие, она должна приносить прибыль. Но есть разные формы добывания прибыли - неким обманом или открыто. Немаловажно, что большая часть наших участников – люди творческие, они люди искусства, поэтому деньги для них – это инструмент. Не самоцель, а инструмент. Потому что те, кто ставят своей целью зарабатывать много денег, они, как правило, долго не продержатся. Есть такие примеры.

Александр Красников

- Приходят, уходят.

Михаил Блейдер

- Конечно. Есть много примеров. Или, что называется, схлопываются. Огромные стенды нанимаются, делается реклама, а души нет. Я не буду называть эти фирмы, если можно. Я могу даже назвать, но не будем. Они просто схлопнулись - из огромных таких монстров превратились в небольшие такие предприятия. Они участвуют, слава Богу… Может быть, они учтут эти ошибки. Всё-таки надо приоритеты ставить.

Александр Красников

- Я хотел спросить, Михаил Петрович, участников выставки вы приглашаете? Есть такая практика?

Михаил Блейдер

- Да, конечно. Постоянно.

Александр Красников

- А пример из последних можете привести? Один-два примера, кого Вы на последнюю выставку приглашали. Или это некий процесс диалога? Есть интерес и начинается: «А что можно показать?», или чьи-то работы интересны и кого-то всё-таки приглашают на выставку?

Михаил Блейдер

- Разумеется. Например (это корпоративный клиент), «Союз кузнецов». Большое количество людей в «Союзе кузнецов России» делают какие-то интересные вещи, но финансово им сложно показать, рассказать. Это всё-таки длинный путь, конкуренция своеобразная. Выставка «Клинок» организуется так, что в одной выставке он бесплатно участвует, ничего не платит.

Александр Красников

- Член «Союза кузнецов»?

Михаил Блейдер

- Да-да. Предоставляется стенд, он участвует бесплатно. Потому что он сделает одно-два изделия, больше у него нет возможности, а это достаточно накладно, пока они не стали достаточно высокого уровня. Понятно, что он не может себе позволить. Мы приглашаем таких людей. Мы постоянно посещаем другие выставки. Мы постоянно работаем в интернете и, если что-то интересное появляется, человек адекватен, готов к сотрудничеству, контакту – мы с удовольствием приглашаем. Вот сейчас мы пригласили на выставку кузнеца Воробьев Валентин. Я его лично пригласил. Шикарные вещи делает. Он кузнец, делает оружие, но он ещё делает и скульптуры. Вот когда человек посмотрит, что кузнец делает какое-то клинковое оружие, и шедевры (может быть, громко сказано)... Я вам скажу что, например, вещи того же самого Воробьева купил музей Леонардо да Винчи. Его изделие, дубликат которого у нас будет выставлен, купила Софи Лорен. Посмотри – огромное количество талантливых людей.

Александр Красников

- То есть всё-таки вы не ограничиваетесь только клинковыми изделиями, это шире, да? Коли присутствует «Союз кузнецов России» и вы приглашаете каких-то других мастеров.

Михаил Блейдер

- Да. Мы же говорили, что «Клинок» – это история, инструмент, оружие, символ. Вот эти четыре основных направления, и вокруг них происходит всё действо. Это не просто сухая демонстрация железок, заточенных под разными углами. У нас достаточно большое количество людей, пользователей. Существуют всевозможные фехтовальные школы, существуют всевозможные формы метания ножей. У нас все представлены. У нас достаточно много интересных людей, на которых имеет смысл посмотреть и поговорить с ними. Мы проводим мастер-классы. Например, та же школа «Мако», боевое самбо, метатели, много-много специалистов, которые не только делают оружие, они умеют с ним обращаться. Не только наш шеф-повар Юрий Александрович Шутаев, но то же самое с Арсеном Меликджаняном (уникальный человек, рекомендую всем), то же самое Валерий Евгеньевич Волостных – президент Федерации боевого самбо. Они приходят, они общаются. То есть человек (посетитель, участник, не важно) – он имеет возможность напрямую говорить с мастерами. Это дорогого стоит в человеческом понимании этого дела. Потому что следить за действом через интернет – конечно, это здорово, но ничто не заменит обмен энергией.

Александр Красников

- И живого общения.

Михаил Блейдер

- Да, разумеется. Когда можно поспорить. Даже можно и поспорить.

Александр Красников

- Михаил Петрович, давайте ненадолго прервёмся на музыкальную паузу и продолжим разговор о выставке «Клинок».

Михаил Блейдер

- Хорошо.

(Музыкальная пауза)

Александр Красников

- В программе «Крутые парни» мы продолжаем разговор о выставке «Клинок» с представителем оргкомитета выставки – Михаилом Петровичем Блейдером. Михаил Петрович, один вопрос, который хотелось бы уточнить: а кто стоял у самых истоков выставки? Чья идея?

Михаил Блейдер

- Идея? Был такой тандем, Валерий Александрович Егоров - наш генеральный директор и Ольга Семеновна Чебукова (её, к сожалению, нет, она безвременно ушла). Вот эти два человека приняли очень интересное, оригинальное, нетрадиционное решение, они дали толчок, собрали людей вокруг себя и первый шаг сделали. Как снежный ком, начало́ наворачивать вокруг этого тандема много хороших, адекватных людей – и получилось. Очень большую лепту внёс тоже рано ушедший от нас Андрей Ростоцкий. Его актёрские, режиссерские наработки были реализованы. В своё время я у него брал уроки, мастер-классы, как работать в данных ситуациях, работать с публикой, как рассказать об оружии. Поэтому вот это трио - Егоров, Чебукова и Ростоцкий – они основатели.

Александр Красников

- А как вы попали туда, Михаил Петрович?

Михаил Блейдер

- Хотелось бы сказать – случайно, но нет, я попал туда не случайно. И ещё, конечно, надо упомянуть Игоря Александровича Скрылёва, тоже безвременно ушедшего. Дело в том, что я в своё время помогал организовывать шоу-программы и сам участвовал. Шоу-программы – это не шоу в понимании шоу-бизнеса, а вещи, связанные с демонстрацией оружия, применение его, метание и т. д. и т. п. Вся вот эта боевая составляющая. Меня пригласили, познакомили и уже на первой выставке мы некие мероприятия проводили. В дальнейшем такой рост получился. Я уже достаточно давно член оргкомитета.

Александр Красников

- И бессменный ведущий.

Михаил Блейдер

- Да, и бессменный ведущий. Почему? Потому что, наверное, как сказали… Я знаю людей, которые приходят и участвуют, я их люблю, уважаю, я хочу о них рассказать. Это образ жизни мой.

Александр Красников

- Да, это заметно по выставке, что вы не безразличны, что вы не отрабатываете, что есть интерес в этом направлении и что душа туда вкладывается в значительной мере. Это заметно.

Михаил Блейдер

- Да. Или форма наркомании, да?

Александр Красников

- Кнайфоманы, так называемые, да?

Михаил Блейдер

- Да. Но есть категория людей, которых я боюсь. Как их, кнайфоманы, да? Они отличаются невысоким ростом, очками, длинными волосами, неспортивным сложением и одеты в камуфляж, они ходят по выставкам, вооруженные ножами, какими-то страшными историями, они витийствуют в интернете. Я этих людей боюсь, честно говоря. Как-то вот боюсь и всё. Я не знаю, чего от них ждать. Люди, которые умеют применять оружие или занимаются оружием, живут оружием – их очень сложно узнать, как правило. Они колоритны, конечно (те же самые кузнецы), но вот в виде боевых хомячков вы их не увидите. А у нас кнайфоманы, как любая мания, достаточно проблематичны. Всякие бывают.

Александр Красников

- Они по-своему интересны.

Михаил Блейдер

- Как хомячки - мы их рассматриваем в баночке, вот так и тут они приходят, рассказывают какие-то страшные истории, они могут автору ножа рассказать о его ноже. Было такое. Вот такая публика. Как правило, адекватные. Небольшое наблюдение – чем лучше выставка, тем больше на выставке женщин. Я объясню почему. На мой взгляд, ножи и всё остальное – это игрушки мужские. Нормальная составляющая мужчины – это оружие, и рядом должна быть какая-то женщина. Нормальный адекватный мужик приходит на выставку, он должен похвастаться, что он может, он умеет и что-то знает, он разбирается. Чем выше качество выставки, действительно, можно увидеть либо женщин, которые приходят, как назвал один из журналистов, в «заповедник настоящих мужчин» (да-да), либо она приходит в паре, где мужчина показывает либо делает широкие жесты, какие-то покупки делает. Это прямая взаимосвязь, понаблюдайте. Например, на выставке «Охота и рыбалка» женщин нет. Приходят рыбаки, охотники, те, которые из дому убегают. Здесь же надо показать, что «я умею умные слова какие-то сказать», хотя и не всегда правильно. До сих пор долы на ножах называют кровоспуском. Ну, простим их.

Александр Красников

- Вы знаете, я обращал внимание на неких женщин: когда мужчина тянется двумя руками к очередному ножу, женщина его двумя руками оттаскивает и говорит: «Ты уже здесь всю зарплату оставил».

Михаил Блейдер

- Вот поэтому был сделан в своё время такой небольшой ход, что некий процент выставки занимает то, что радует женский глаз: ювелирка, камешки и всё остальное.

Александр Красников

- Разбавили.

Михаил Блейдер

- Да, конечно. Женщине просто так прийти, чтобы мужчина потратил деньги и не купил ей ничего? Зачем? Это сексизм какой-то получается. Поэтому она купит то, что она захотела, мужчина выберет себе изделие, на стенку повесит или пользоваться будет.

Александр Красников

- Хороший подход. Всех удовлетворяет.

Михаил Блейдер

- Да, конечно. Это жизнь. Ещё момент, который я бы хотел рассказать, вернее, уточнить: всё-таки у нас клинки не только утилитарные, есть достаточно большое количество изделий, которые приравнены к художественным изделиям.

Александр Красников

- Это как одна из составляющих выставки.

Михаил Блейдер

- Да, конечно.

Александр Красников

- А вы целенаправленно приглашаете людей, представляющих художественные изделия на выставку или антикварные изделия?

Михаил Блейдер

- С антиквариатом сейчас тяжело в связи с тем, что законодательство сделано так, что непонятно, как можно выставлять антикварное оружие. Очень сложная задача и антиквары не хотят выставляться.

Александр Красников

- Есть юридические какие-то области?

Михаил Блейдер

- Да-да. Там есть разночтения, которые дают на откуп контролирующим органам. Это неправильно. То, что не оружие, - мы выставляем, конечно. Это очень интересно. Это история, традиции и современность. Очень интересные вещи есть. Тому, кто придёт на выставку, рекомендую не просто ходить. Надо приходить, как в Лувр приходят на Джоконду, либо есть такие экскурсии – на одну картину, в ту же самую Третьяковку. У нас с вами в Третьяковке через двадцать минут разум разрушится, мы уже не будем смотреть. Приходить надо, может быть, не один раз. Спрашивать, интересоваться. Изделия надо рассматривать, особенно это касается художественных вещей. Там целая жизнь, целая эпоха. Это надо осознать.

Александр Красников

- А конкурс художественных изделий, он способствует тому, чтобы эти изделия показать? Вообще, как это мероприятие вашей выставки, вы могли бы подробнее рассказать? В первый день после открытия выставки начинается конкурс художественных изделий. Кто туда выставляется? Люди специально приходят именно с этими изделиями, или это какие-то участники выставки представляют?

Михаил Блейдер

- Во-первых, мы формируем жюри. Жюри должно быть представительным. Жюри должно быть профессиональным. В данном случае у нас работают лучшие эксперты по художественному оружию (вообще, по оружию), потому что они дают заключение. У нас на конкурсе даётся заключение. Пока мы говорим о художественном конкурсе. С коммерческой точки зрения это повышает цену в разы, бывает. Во-вторых – это оценка. Человек, сделавший некое изделие, представляет его на суд экспертам. Если, например, участвует в конкурсе главный эксперт России по оружию, Тихомиров, или сейчас будет участвовать глава оценочной комиссии при Торгово-промышленной палате, представляете? Человек, который подписывает и говорит: «Да, это того стоит, это серьёзно». На этапе предоставления изделий идёт отсеивание  - там работает группа поддержки, техническая группа, которая просто говорит: «Ребята, давайте быть адекватными. Это не является художественным изделием. То, что вы там где-то что-то нарисовали – нет, пускай даже красиво. Потому что должна быть гармония». Следующий момент - это всё-таки должно быть оружием. Мы достаточно часто встречаем на этом конкурсе тех, кто некого фэнтези насмотрелись и что-то лепят там. Оно всё украшено, но это китч, это не есть объект исследования для наших экспертов. Это должно быть оружие. Не важно, что это: длинномер, среднее клинковое, короткие клинки либо фэнтези какие-то. Это должно быть законченное произведение. Многие вещи, которые были у нас на конкурсе, сейчас по всему миру распространены, они продаются, о них говорят, они входят в каталог, который у нас выпускается. Очень много интересных работ, поэтому я рекомендую тем, кто приходит – не смотрите на количество позолоты или завитушек на каком-то оружии.

Александр Красников

- Это не есть показатель?

Михаил Блейдер

- Нет, абсолютно. Есть некие традиции. Например, традиционнее холодное оружие Златоуста – там много золота, а японское, например, оружие, восточное оружие – золото вы там очень-очень редко увидите, но красота его совершенно в другом. Это разные виды, поэтому увидеть гармонию нужно. Ещё раз говорю тем, кто приходит: обращайтесь, спрашивайте и не торопитесь. Знаете, надо как на свидание приходить – смотреть, оценивать. Как говорят у нас в русском языке «Смотреть, но не видеть», а тут «Смотреть и видеть».

Александр Красников

- А на ближайшей выставке кто-то из новых участников планируется по интересному, художественному холодному оружию?

Михаил Блейдер

- Я рекомендую посмотреть, конечно, фирму «Лик», город Златоуст.

Александр Красников

- Она будет представлена?

Михаил Блейдер

- Она будет представлена. Уникальные вещи. Вообще, уникальные ребята. Мастерская семейная. Они работают и с оружием, и скульптуры делают, гобелены делают. У них направление – это длинномеры, длинные клинки: мечи, шпаги, сабли. Я рекомендую посмотреть. Там законченные художественные произведения. При всё при том, это оружие, им можно пользоваться. То есть, если это меч – им можно действовать, если это шпага – можно на дуэль с ней выйти. Поэтому рекомендую посмотреть на этих участников. Потом, каждую выставку появляется кто-то из ребят, кто в силу ряда причин (скромности или ещё чего) не выставляются, они не на слуху, либо они занимают нишу свою маленькую. Но когда они появляются на свет – это действительно радость, праздник. И даже высокая комиссия неоднократно вынуждена была вводить номинацию, иначе как это оценить?

Александр Красников

- Это не относится к предложенным жюри номинациям?

Михаил Блейдер

- Да, это не относится. Это что-то абсолютно новое. Я это называю КХ – каприз художника. Но бывают действительно прорывные вещи. Кроме того, есть люди, просто работающие с металлом. Вот интересный кузнец Борис Валин - очень интересный человек, творческий. У него нет украшенного, он просто работает с чёрным металлом. Даже с цветным не работает практически - у него нет там ни бронзы, ни латуни, он работает с чёрным металлом. Там действительно законченные вещи, там художественные вещи. Это всё субъективно, конечно. Кто-то видит красоту в чёрном квадрате, кому-то студийные нравятся вещи. Это субъективно, но ощущение гармонии, законченности и праздника – оно есть у этих ребят.

Александр Красников

- Михаил Петрович, а для людей, которые живут всё-таки днем сегодняшним и которых интересует больше практическая сторона вопроса (охотники, туристы и иже с ними),  насколько для них полезен тот конкурс, который проводится на второй день выставки - конкурс «Нарез»? Как этот конкурс родился? Кому принадлежит идея? Я знаю, что многие люди стремятся приобрести именно те ножи, которые заняли первое, второе, третье место в «Нарезе» и потом появились в каталоге «Клинка». Я был свидетелем, когда человек с гордостью приходил, открывал некую страничку журнала истрёпанного, говорил: «Вот этот ножик, который на странице двадцать пять, он у меня в коллекции».

Михаил Блейдер

- Официально этот конкурс называется ЭКЦ (экспертно-криминалистический центр). Ещё его называют «Нож-нарез». Есть конкурс, который проводят профессиональные кузнецы - они там закрепляют нож, режут что-то. Это, вообще, конкурс, как официально называются эти профессиональные ножи - ножи разделочные. Есть такая категория – ножи разделочные. Это то, что утилитарно, то, что нас сопровождает в нашей обыденной жизни. Поэтому даётся несколько заданий, где эксперт производит все те манипуляции, просто работает с ножом, после чего проверяется, насколько нож держит заточку, насколько он удобен, и выносится вердикт. Я этот конкурс называю «Лучший нож России». У нас, поскольку выставка международная, выставляются лучшие ножи. Например, сейчас нож, который наберёт большее количество баллов, будет называться «Лучший нож России осени 2015». Там тоже тенденция интересная. Лидеры постоянно меняются. Выставка – живой организм, тем более производства ножей. Если раньше побеждали люди, делающие одно-два изделия в год - хорошие ребята (тот же самый Алексей Мельницкий), хорошие ножи, то сейчас пошла тенденция: люди учатся делать, смотрят, сравнивают всё время. Сейчас в других ценовых (более демократичных) категориях ножи не хуже, а то и лучше. Тот же самый Андрей Сандер – рекомендую. Очень интересные ножи. «Южный крест» сейчас возвращается - шикарные ножи. «Аир» - прекрасные ножи. «Русский булат» - прекрасные ножи. Чтобы было понятно нашим слушателям, разрыв между первым и пятым местом минимальный. Там даже момент субъективности есть. Например, рукоять: кому-то нравится цвет рукояти или держание, кому-то не нравится. Легло в руку, что называется. Поэтому эти ножи все шикарные. Нож ведь, как женщина: лег в руку – твоя. Так и тут. Ну, что делать? Субъективно. Есть некие законы жанра: нож не должен стоить дешевле полутора тысяч рублей, должен немножко даже больше стоить. Почему? Потому что если дешевле – это вызывает вопрос. Я говорю о хорошем ноже. Можно купить и импортную какую-то вещь, можно и за сто рублей купить – и проблем нет, вы будете пользоваться. Но если вы хотите нож для души (не для резки, а для души), то надо понимать, что хорошая вещь должна стоять хорошо. Не завышенная цена, но хорошо стоить. Диапазон стоимости хороших ножей (это опять субъективно, вы меня простите) где-то от трёх до десяти тысяч рублей.

Александр Красников

- То есть за эти деньги вполне можно купить (и за три, и за десять) неплохой нож?

Михаил Блейдер

- Хороший нож. Тем более что сейчас для тех, кто не может на выставке приобрести, есть у нас интернет-ресурсы - пожалуйста, обращайтесь. Набирайте на клавиатуре «ножи русские» и всегда вам помогут, и у вас всё получится.

Александр Красников

- Михаил Петрович, а насколько полезно увидеть эти ножи в работе, именно сам конкурс проследить? Люди ведь приходят, по-моему, именно посмотреть, как режут ножи конкретного производителя. Насколько это полезно?

Михаил Блейдер

- Вообще, есть категория людей, которые приходят (мы не говорим о зеваках, которых на всяком мероприятии много) и смотрят. Всё же в сравнении, поэтому, действительно, большое количество людей приходят и спрашивают. Есть маленькое «но»: у нас проводят анонимное тестирование, эксперт не знает, какого производителя нож. Он может догадываться. Мы анонимно даём: «Будь добр, оцени вот этот нож, вот этот». В конце, конечно, объявляем, рассказываем. Достаточно большое количество людей приходят, смотрят и покупают. Тут, конечно, палка о двух концах: некоторые производители после того, как становятся лидерами, тут же поднимают цену. Бывали такие случаи.

Александр Красников

- Выигравший нож вырастает в цене в несколько раз, и именно тот, который был там.

Михаил Блейдер

- Да-да. Абсолютно верно. Но что делать? Тут коммерция, ничего личного.

Александр Красников

- Михаил Петрович, вообще программа мероприятия выставки, я имею в виду эти конкурсы, интересные выступления, мастер-классы, как она формируется?

Михаил Блейдер

- Как всякий творческий процесс, сначала несколько сумбурно, потому что куча мыслей возникает. Это коллегиально всё делается, сразу скажу. Хотя там есть и волюнтаристский подход, я, как человек, отвечающий за шоу-программу, могу, наступив на горло собственной песне, от чего-то отказаться. Как правило, несколько человек любые самые креативные, идиотские идеи обрабатывают, и они принимают форму некоего мероприятия. Почему? Потому что то, что интересно одному человеку, может быть не интересно для массы. Потом, есть законы жанра. Мы можем держать внимание человека не больше 20 минут, поэтому мероприятие не должно быть больше 15-20 минут. Есть у нас мастер-классы людей выдающихся, работающих с ножом, с оружием и тому подобных. Многие люди могут показать, но не умеют рассказывать. Их надо организовать. Кто-то наоборот, рассказывает, показывает и, слава Богу, получается. Начинается творческий процесс - он должен как-то кристаллизоваться и принять законченную форму: вот есть у нас время, мы сделаем то, то и то, всё это должно входить в некую концепцию, обеспечивать безопасность. Поэтому процесс творческий. Я столкнулся с таким интересным, но негативным опытом: я неоднократно пытался обратиться к так называемому ножевому сообществу на Knife.ru, на сайте Guns.ru. Я говорю: «Ребята, давайте конкурсы. Мы готовы к сотрудничеству. Пожалуйста, ваши предложения». Но ничего, кроме обсуждения: «Давайте». Хоть бы предложение… к сожалению…

Александр Красников

- То есть вы готовы принимать какие-то предложения?

Михаил Блейдер

- Конечно. Но не на уровне «Давайте жить долго и счастливо». Нет. Если конкретно – давайте делать. Я готов.

Александр Красников

- То есть вы готовы обсуждать. Когда кто-то к вам придёт с идеей, вы готовы эту идею обсуждать.

Михаил Блейдер

- Конечно. И даже её реализовать. Но не на уровне «Хорошо бы...». Если вы готовы с нами сотрудничать – приходите. Давайте будем рассказывать, давайте будем обсуждать. Я готов. И оргкомитет, и все люди, которые заинтересованы в выставке, «Клинке», в ножевом производстве, вообще, в этой сфере - мы все адекватны, мы готовы.

Александр Красников

- То есть можно обратиться непосредственно в оргкомитет выставки со своим предложением мероприятия, с каким-то планом и это будет, во всяком случае, обсуждено.

Михаил Блейдер

- К сожалению, всё это так называемое «Ножевое сообщество», пускай они меня простят, далее разговоров «кто какой темляк купил» не идут. Либо критиковать любят из-за забора, в форточку крикнуть, к сожалению великому. Я обращаюсь к ребятам, кто в виртуальном пространстве, в интернете живёт: что-нибудь конструктивное, ребята.

Александр Красников

- Вы будете рады, если…

Михаил Блейдер

- Конечно. К сожалению, в силу многих причин немножко падает уровень заинтересованности. Даже посмотрите на сайтах ножевых. Критика, она должна быть, но она должна быть продуктивная. Просто так: «Мне не нравится, потому что мне не нравится» – это не хороший разговор. Не продуктивно. Контрпродуктивно. А так мы готовы к сотрудничеству. К любым формам сотрудничества.

Александр Красников

- Михаил Петрович, на ближайшей выставке какие мероприятия планируются, кроме традиционных конкурсов «Художественных изделий» и «Лучший нож России»? Есть планы по программе? Может быть, полностью, не полностью.

Михаил Блейдер

- Программа ещё не сверстана. Основные: рекомендую мастер-классы Арсена Меликджаняна – основателя школы «Мако». Очень интересный человек, рекомендую не только посмотреть - с ним интересно и пообщаться. Неоднозначно, о многих вещах можно и нужно спорить, но рекомендую. Он в субботу будет у нас. В воскресенье будет мастер-класс с вице-президентом Федерации боевого самбо России Валерием Валентиновичем Волостных - тоже интересно, тоже неоднозначно, тоже можно и нужно спорить. В субботу также будет проходить у нас выступление ребят - это школа сценического арт-фехтования «Эспада».

Александр Красников

- Красиво они выступали на последней выставке.

Михаил Блейдер

- Да, это шикарно. Интересно, кроме всего прочего, что это является официальным видом спорта. 

Александр Красников

- Вот так вот. С каких пор, Михаил Петрович?

Михаил Блейдер

- С этого года признано, что арт-фехтование является видом спорта. Я думаю, мы им площадку на большее время выделим, они покажут шикарные вещи. Арт-фехтование – это, конечно, постановочные бои, но это в одежде разных веков, разные стили фехтования. Будет проведен обязательно мастер-класс. Очень интересно будет, рекомендую.

Александр Красников

- А на мастер-классах любой может посмотреть и попробовать это оружие в руках?

Михаил Блейдер

- Да, любой. Там специальные инструкторы будут работать и с взрослыми, и с детьми. Самые простые элементы фехтования. Можно пофотографироваться. У нас сейчас люди любят фотографироваться – пожалуйста. Костюмы XVI, XVII, XIX век – это действительно праздник. Я с удовольствием всегда смотрю на них, дружу с ними. Мне они нравятся.

Александр Красников

- А где можно посмотреть план мероприятия выставки? Это exponica.ru/klinok?

Михаил Блейдер

- На exponica.ru/klinok. У нас очень хорошие партнёры и друзья – «Русские ножи», большое им спасибо, огромное - у них можно информацию узнать. Как правило, у них она из первых рук. Они из тех, кто знает, что будет и что происходит. Заглядывайте на этот сайт, рекомендую. Кроме ножей они занимаются ещё и информацией, вырабатывают политику в этом деле. Поэтому рекомендую, тоже посмотрите. Единственный момент: бывают какие-то накладки по времени. Это не паровоз - в 13:05 он не может отправиться. Куча всяких вещей будет. Обещаю, что будет интересно. Анонсировать мы тоже…  Нельзя нагружать людей одним и тем же много-много раз. Поэтому приходите. Это надо приходить на целый день, надо быть настроенным на праздник. С детьми приходите обязательно. Будет очень интересно.

Александр Красников

- Михаил Петрович, выставка у вас будет с четвертого по восьмое ноября, правильно? Можно ли ещё людям, которые хотели бы показать себя в мероприятиях выставки, успеть предложить какие-то мероприятия, обсудить их с вами?

Михаил Блейдер

- Да, разумеется, пожалуйста.

Александр Красников

- То есть в эти две недели вполне можно с Вами связаться, с оргкомитетом выставки, что-то предложить?

Михаил Блейдер

- Да. Любая форма сотрудничества. Мы готовы. Но, опять же, сформулировать конкретно задачу, поставить её.

Александр Красников

- С конкретным предложением: «Мы хотим предложить то и то».

Михаил Блейдер

- Да, то и то. Если это входит в канву нашей общей политики, мы с удовольствием это сделаем. Наши возможности в вашем распоряжении.

Александр Красников

- Замечательно предложение. Надеюсь, что кто-то ещё успеет вам сделать некие предложения по мероприятиям выставки. Михаил Петрович, я хотел спросить о пригласительных билетах. Они уже все розданы, уже практически не осталось? Как поступать человеку, который приходит на выставку? Потому что появляются люди, которые, эти бесплатные пригласительные билеты пытаются продавать на входе. Порекомендуйте, как гостям лучше попасть на выставку.

Михаил Блейдер

- Гостям? По-моему, не такие уж там дорогие цены - сто пятьдесят рублей.

Александр Красников

- Сто пятьдесят рублей входной билет.

Михаил Блейдер

- Есть категории людей, с которыми мы боремся, но не всегда получается - те, которые в парке Сокольники из-под полы пытаются продать пригласительные билеты. Друзья, дело всегда выбора каждого. Если для вас цена вопроса  - пятьдесят рублей – разница, что я могу сказать? Ваша заинтересованность. Либо вы за сто пятьдесят рублей купите здесь, либо за сто купите там.

Александр Красников

- Но люди могут покупать, Михаил Петрович, потому что они не знают, что билеты бесплатные. Правильно я понимаю?

Михаил Блейдер

- Билет бесплатный. Нормальный билет. Пригласительный билет – это не билет на вход. Давайте быть взрослыми людьми. Пятьдесят рублей – это что? Неприлично.

Александр Красников

- Перекупщики. Бесплатные билеты продают за деньги.

Михаил Блейдер

- Барыжат. Это не есть хорошо. Поэтому, господа, давайте всё-таки цивилизовываться. Мы не понесём огромные убытки от того, что вы купите билет у перекупщиков, просто мы будем вынуждены сократить количество пригласительных. Вот и всё. Неправильно это.

Александр Красников

- Михаил Петрович, а сколько, вообще, людей посещают выставку? Есть какая-то статистика у Вас?

Михаил Блейдер

- Есть. Прошлая выставка – двенадцать тысяч человек, позапрошлая – семнадцать тысяч человек. Вот осенние выставки, когда совпадают хорошая погода и выходные – очень хорошая посещаемость. В прошлую выставку было продано десять тысяч каталогов. Мы тираж продали за полтора дня.

Александр Красников

- В какие дни вы предлагаете открытие и закрытие?

Михаил Блейдер

- Открытие – это не самое знаменитое мероприятие, оно техническое. В первый день, как привило, приходят профессионалы. Хотя выставка открыта для всех, но, как правило, в первый день приходят люди, которые ждут встречи именно со своим мастером, с другом. Такая узконаправленная. Да простят меня наши гости, зевак там меньше. Извините меня. Второй день, как правило, более развлекательный, уже новые люди приходят. Как правило, пик выставки – это у нас суббота. Ой, в субботу там действительно давка, очень много народу. Сейчас мы будем проводить выставку в четвертом павильоне - он больше. Александр Красников

- В другом павильоне, рядышком.

Михаил Блейдер

- Да, он через дорогу. Высокие стеклянные стены, больше павильон, более освещённый, стеклянная стена у него. Думаю, что более комфортно будет. Мы планируем провести фотовыставку. Извините, забыл. Будет выставка эскизов Григория Мануша – это художник-оружейник, будет фотовыставка «Тринадцатой кузни», будет фотовыставка, рассказывающая о кузнечном фестивале, будет ещё ряд фотографий. Уровень фотографии настолько хорош, что я, честно говоря, такие фотографии приобрёл бы для интерьера. Это уже законченные произведения. Мы этот вопрос обсуждаем, коммерческая составляющая, если кто-то захочет – обращайтесь. Адреса, явки дадим. Я дам просто адреса тех хозяев.

Александр Красников

- Михаил Петрович, наше время подходит к концу. Нам осталось пригласить наших слушателей на выставку «Клинок».

Михаил Блейдер

- В очередной раз я желаю всем добра, счастья. Человек хочет праздника – вот приходите  с четвертого по восьмое ноября. Во всяком случае, впечатления будут хорошие. Женщин приглашаю в «заповедник настоящих мужчин». Настоящих мужчин приглашаю с красивыми женщинами. Приходите с детьми. Там будет куча всяких мелких развлекалочек, но они создадут необходимую атмосферу. Потому что мы ждём вас, мы работаем для вас, мы с вами.

Александр Красников

- Дороги наши слушатели, ждём вас на выставке «Клинок». С вами была программа «Крутые парни». Наш гость – представитель оргкомитета выставки «Клинок – традиции и современность» Михаил Петрович Блейдер. Услышимся через неделю.