{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Любовь Каткова 08 октября 2015г.
Фитнес и поэзия движения
Говорим о прозе современного фитнеса и поэзии движения

Мария Третьякова

- Добрый день, друзья! Вот такая весёлая музыка. А с вами серьёзная программа «Личность в искусстве» с Марией Третьяковой на радио «МедиаМетрикс». С вами я, искусствовед и общественный деятель, Мария Третьякова. С вами, как всегда русская поэзия, которая, как говорил Иосиф Бродский, «делает нашу жизнь выносимой». Сегодня День рождения Марины Цветаевой, 123 года, друзья. И мы начнём со стихов:

Какая роскошь – быть не в моде

И жить, ни на кого не глядя,

И одеваться по погоде,

Не ради взглядов встречных дядей.

Прослыть не побояться дурой,

Не прибавлять платформой роста,

Не подгонять свою фигуру

Под «шестьдесят» и «девяносто».

Весёлой быть и сумасбродной,

Зевать, коль станет слишком скучно.

Какая роскошь – быть немодной,

А быть самой собою – штучной.

Сейчас прозвучали стихи Елены Мироновой. Да, действительно, какая роскошь. Не будем подгонять свою фигуру под «60» и «90», просто станем красивыми. Сегодня мы поговорим о красоте тела и души, о прозе спорта и поэзии движения. Друзья, у меня в гостях звёздный тренер, создатель и руководитель сети «Pilates Center» - Любовь Каткова. Имя Любови Катковой известно не только в России, но и за рубежом. О её программах пишут такие издания, как «Vogue», «Shape» и многие другие. Люба, здравствуй.

Любовь Каткова

- Добрый день, Маша.

Мария Третьякова

- «Поэзия движения», что это?

Любовь Каткова

- «Поэзия движения» - мы назвали так нашу беседу, потому что лёгкое, грациозное движение человеческого тела всегда восхищает, не правда ли? И человек может и должен двигаться красиво, так же красиво как ты сейчас прочла нам стихи. Замечательные стихи. Действительно, роскошь жить никому ничего не доказывая, заниматься любимым делом. Это прекрасно. И помнишь, как говорят, движение – это жизнь. Так вот, от качества нашего движения, действительно, напрямую зависит качество нашей жизни, какой она будет - будет ли это поэзия или сплошная драма с болями, травмами и так далее. Действительно, это так. Хотелось бы первый вариант, правда же?

Мария Третьякова

- Конечно. А мне бы хотелось процитировать выдержку из статьи, которую посвятила тебе одно испанское издание. Там очень красивые слова как раз, которые очень ложатся на канву нашего разговора. «Когда мы видим красивое исполнение, не так важно чего именно, мы просто теряем дар речи. Есть в этом что-то глубинное, нечто от чего захватывает дыхание. Идеальная точность и вместе с тем необычайная лёгкость выполнения – это момент единения тела, разума и духа. В этом сама суть пилатеса, его красота, его дар. С возрастом наше тело становится всё менее послушным, суставы привыкают к сидячей работе и теряют подвижность. А как хочется снова стать такими же гибкими и пластичными, какими мы были в детстве. Любовь Каткова живёт уже по принципам пилатеса более десяти лет». Что же такое пилатес? Расскажи, пожалуйста.

Любовь Каткова

- Ой, Машенька, очень сложно ответить на твой вопрос в двух словах.

Мария Третьякова

- А ты не в двух. Я думаю, нашим слушателям будет интересно: и мужчинам, и женщинам.

Любовь Каткова

- Конечно, я просто боюсь, что часа не хватит ответить мне на этот вопрос. Во всяком случае, это не так однозначно, как иногда можно услышать, что это растяжка или суставная гимнастика. Нет, это всё, конечно, гораздо масштабнее. Скажем так, это уже доказанная наукой (хочу подчеркнуть, что на сегодняшний день это действительно подтверждено наукой) система упражнений, направленная на восстановление биомеханики движения человека. Сложно сказала.

Мария Третьякова

- Так, а простым языком, что значит биомеханика? Что куда должно двигаться, чтобы мы были здоровыми, красивыми? Куда же нас повернуть, в какую сторону?

Любовь Каткова

- Чтобы понять, что такое биомеханика движения человека, нужно представить человека, как единую систему. То есть не отдельные какие-то запчасти: руки, ноги, огуречик…

Мария Третьякова

- Получился человечек.

Любовь Каткова

- А именно, как единая система, которая управляется единым центром - нашим мозгом. И, в общем-то, сам процесс движения тоже управляется мозгом. То есть когда ты начинаешь… даже не начинаешь, ты только захотела что-то сделать, твой мозг уже даёт команду твоей системе, как это нужно сделать. Эту команду подхватывают твои глубокие мышцы, которые очень-очень умные, запускают в свою очередь более поверхностные мышцы, которые, собственно, и осуществляют движение. То есть это такой сложный процесс, и участвуют в нём не только, конечно, мышцы, задействована и костная система, и инертные структуры, связки, суставы. То есть, в общем, всё тело принимает участие. Поэтому самая большая ошибка думать, что за движения отвечают только мышцы.

Мария Третьякова

- Я хотела об этом спросить. Есть стереотип, что движение, всё, что связано со спортом, с работой над собой, над своим телом – это всегда какое-то преодоление, будь то работа в тренажерном зале на какие-то группы мышц, на улучшение чего-то, мужчины накачивают бицепсы, девушки себе фигуры лепят, до профессионального спорта, в котором, в общем, сумасшедшие нагрузки, действительно, всё через боль. Насколько я знаю, пилатес – это изначально реабилитационная методика, и там никакого нет насилия над собственным телом. Расскажи, пожалуйста, всё-таки как можно этого добиться? В чём принципы?

Любовь Каткова

- В общем-то, гений Йозефа Пилатеса в том и состоял, что ещё в начале XX века, когда не было каких-то научных достижений, которыми мы сейчас обладаем, он понял, что к телу нужно относиться целостно, и он работал над телом целостно. Начал он, в общем-то, с восстановления своего здоровья, будучи ещё ребенком. Здоровье ему досталось не очень хорошее, и он решил восстанавливать его не с помощью врачей, а с помощью упражнений, поскольку у него папа был гимнастом, мама натуропат. То есть такая семья была достаточно спортивная не как профессионалы, а физкультурой они занимались, правильно питались, и он, живя в такой семье, решил восстанавливать здоровье с помощью движения. Очень много наблюдал, как двигаются животные, очень много изучал анатомию и применял это всё на себя. Занимался всевозможными видами двигательной активности, будь то плавание, йога, гребля, восточные единоборства, и везде искал что-то такое, что помогло бы естественному здоровому движению. В итоге к четырнадцати годам он, кроме здоровья, обрёл ещё прекрасную фигуру. В четырнадцать лет уже по нему рисовали анатомические атласы, то есть у него была идеальная фигура.

Мария Третьякова

- Фигура атлета.

Любовь Каткова

- Да, хотя первоначально он своей целью ставил именно здоровье, восстановление здоровья, а не прокачку каких-то специальных мышц. То есть, получается, он такую прекрасную фигуру бонусом получил. И тогда он стал задумываться и ещё более убеждаться в архитектурной правоте тела, что изначально природой тело создано так, что оно красиво. Если движение будет правильным, безопасным, эффективным, то, в общем-то, и тело будет красивым.

Мария Третьякова

- Действительно, симметрия есть во всём. Я знаю, что первая студия Йозефа Пилатеса была открыта на Манхэттене, и почему-то всегда связывают его историю с Нью-Йорк боди-балет, и даже есть такое мнение, что изначально он придумал это для танцоров. Подтверди или опровергни?

Любовь Каткова

- Это немножко получается фраза, вырванная из контекста. Да, действительно он, будучи в Америке, когда он уже приплыл в Америку, иммигрировал в Америку, он открыл со своей женой Кларой свою первую студию в Нью-Йорке, и так случилось, как-то волею судеб, что рядом было очень много танцоров,  залов танцевальных, работали они там. И, в общем-то, первые его клиенты именно в Америке были танцоры, но, опять же, они обращались к нему по поводу своих травм, потому что мы знаем, что танцоры, спортсмены, то есть люди, серьёзно занимающиеся спортом или танцами, они подвержены травмам. Он начал с ними заниматься, восстанавливать, заниматься их проблемами. И, видимо, отсюда пошло, что он очень много занимался именно с танцорами, хотя до этого он занимался не только с танцорами. Он же свою практику начал, как я уже сказала, со своего детства, и до того, как он иммигрировал в Америку, он имел уже опыт и реабилитационной своей работы. То есть он занимался в госпитале, помогал восстанавливаться лежачим больным, к кроватям приделывал всякие пружинки, ремни - это стало прототипом замечательного тренажера.

Мария Третьякова

- Как он называется, пилатес-тренажер?

Любовь Каткова

- Есть несколько тренажеров и, если полностью студия оборудована, их несколько.

Мария Третьякова

- Несколько.

Любовь Каткова

- Корни идут как раз оттуда, когда Пилатес занимался реабилитацией. Затем был случай в его истории, когда он тренировал гамбургских полицейских, то есть он занимался с ними, давал им практику самообороны. То есть у него была очень обширная практика, и с танцорами - это одно из.

Мария Третьякова

- То есть просто так получилось, и оттуда пошёл этот стереотип, раз очень много его клиентов пришло оттуда, и первая студия была открыта. Изначально это был всё-таки специалист-реабилитолог и человек, который помогал оздоравливаться.

Любовь Каткова

- Понимаешь как, у него не было какой-то единой программы, он подходил к человеку очень индивидуально. То есть приходит, например, к нему спортсмен, который хочет добиться ещё больших результатов в спорте - конечно, он ему даёт силовую программу, работает над мышечными цепями так, чтобы этот спортсмен мог достичь ещё лучших результатов. Приходит человек с болью в спине, он занимается по другой программе с ним. Приходит человек с травмой в колене, он по третьей, и так далее. У него не было единой программы, у него очень индивидуальный подход. Поэтому его последователи уже после его смерти, продолжая его дело, стали открывать свои школы, и направления получились разные: кто-то больше делал акцент на реабилитацию, кто-то больше делал акцент на спортивное направление, кто-то делал больше акцент на танцевальные какие-то па. Отсюда пошло такое множество школ и, с одной стороны, это хорошо, а с другой стороны, создаёт немножко такую непонятную ситуацию.

Мария Третьякова

- А как человеку, который вдохновится сейчас, после прослушивания нашего эфира, и захочет пойти позаниматься пилатесом, понять, что это такое? Как ему правильно найти студию, тренера? На что ему обратить внимание? Мы не будем сейчас называть имён, просто какие-то важные моменты. Так же, как в йоге очень важно к правильному тренеру попасть, инструктору и в правильный какой-то фитнес-центр или студию, то же самое пилатес - если человеку не так объяснят… Я тоже, друзья, пилатесист со стажем, я откровенно говорю о том, что я обрела здоровье и, смею надеяться, красоту, благодаря этой великолепной методике, и всем её действительно рекомендую. Я-то знаю, а наши слушатели знают не все, на что обратить внимание. Человек сейчас послушает, пойдёт и увидит «Body & Mind», тренировочки какие-то, расписание. Как ему понять, правильно его учат или неправильно? Потому что ведь первые занятия как раз достаточно медитативные, то есть они направлены как раз на то, чтобы человек вообще понял своё собственное тело. Как ему понять: правильно он что-то делает, правильно его учат или нет, или надо бежать куда-то в другое место?

Любовь Каткова

- К счастью, сейчас у нас в Москве действительно очень много открывается школ пилатеса, центров пилатеса и фитнес-студий очень много преподают пилатес и, как я уже сказала, такая ситуация с разными направлениями, с одной стороны, это хорошо - можно для себя найти что-то, что ближе тебе. С другой стороны, нет какого-то порядка, скажем так, чтобы тренер работал более упорядоченно, поэтому, да, действительно, нужно познакомиться с тренером, и если он у вас спросит: «Какие ваши цели? Что вы хотите добиться?», как-то побеседует с вами. То есть вы услышите, что он заинтересован создать какую-то такую программу, которая поможет вам двигаться эффективно и безопасно, то есть объяснит что-то. Приходят обычно: «Хочу подкачать эту мышцу».

Мария Третьякова

- Да-да, об этом можно поподробнее? Все хотят подкачать и все относятся к телу, как к тюнингу машины: здесь я подкачаю, здесь я поменяю масло. Как-то это, по-моему, неправильно.

Любовь Каткова

- Если тренер по пилатесу вам объяснит, что он занимается, прежде всего, восстановлением вашего движения, то это хороший тренер по пилатесу, если он объяснит вам, расскажет, что вы в силу каких-то стереотипов не знали, не понимали. Если он пойдет у вас на поводу, скажет: «Ладно, подкачаем, так подкачаем», не задумываясь, к каким последствиям это приведёт, я бы задумалась.

Мария Третьякова

- То есть это неправильно, это не пилатес?

Любовь Каткова

- Может быть, недостаточно квалификации у этого тренера, не так глубоко он ещё в предмете. Потому что, понимаешь, я тоже провожу много обучающих семинаров и приходят тренеры именно с запросом на какие-то новые упражнения, новую хореографию, говорят: «Людям скучно уже делать это упражнение. Как его можно разнообразить?» И я понимаю, что человек не понимает сути. То есть вместо того, чтобы понять суть этого упражнения, обучить... Потому что одному упражнению можно долго именно обучать человека, чтобы он правильно его сделал. И, вообще, вопрос не в самом упражнении. Нужно понять: может быть, этому человеку не нужно это упражнение. Хоть оно классическое, стоит в программе, а этому человеку оно, в общем-то, может, и не надо. Ему, может, нужно какое-то другое или какая-то другая модификация этого упражнения. То есть понять суть. Люди приходят именно за упражнениями, за хореографией, то есть за знаниями. Мне кажется, это немножко ещё особенность нашего времени - мы живём в век, когда много информации, много знаний, но не хватает понимания. Я не знаю, согласишься со мной…

Мария Третьякова

- Конечно.

Любовь Каткова

- Иногда какой-нибудь первоклассник, пробегая, скажет тебе такую умную фразу, а ты у него спросишь: «Дружок, прости, а что это означает?», он тебе не скажет, что это означает. Вот это я имею в виду. То есть тренер может знать очень много упражнений, но не уметь пользоваться ими, как инструментами для достижения какой-то цели, понимаешь?

Мария Третьякова

- Понимаю. Скажи, просто для того, чтобы объяснить, действительно, в чём суть пилатеса, у тебя есть замечательный совершенно образ строения человека. Почему человек – это единое целое, и почему пилатес – это не накачка, не прокачка, это не тюнинг. Это действительно образ жизни, который, в общем, достаточно быстро приводит к результатам, и человек становится не только здоров, но и красив. Это очень важно. Расскажи, пожалуйста. Я-то знаю, а наши слушатели нет. Это очень хорошее, понятное объяснение, как состоит человек, и почему нельзя отдельно накачать бицепсы, отдельно трицепсы,  сделать у́же талию,  ещё какие-то группы мышц проработать, и все мы станем сразу красивыми и здоровыми. Расскажи, пожалуйста. Я думаю, что сразу станет понятно, в чём смысл и на что обращать внимание. Что же такое человек?

Любовь Каткова

- Попробую объяснить, как я уже начала объяснять процесс самого движения: нужно представить человека, как единое целое, как единую целостную систему, причем эта система очень-очень умная. Человечество ещё не изобрело такой умный компьютер, который мог бы конкурировать с человеческим телом. То есть это очень умная система, которая управляется единым центром.

Мария Третьякова

- Все уже забыли анатомию, наверно, многие, если это не врачи, школьный курс. Расскажи, пожалуйста.

Любовь Каткова

- А тут дело, знаешь, даже не в анатомии, потому что можно прекрасно знать, где какие мышцы. То есть анатомия - это что? Это ты знаешь, где какие мышцы расположены, места их крепления, как они сокращаются и так далее, но когда человек начинает двигаться, тут в силу вступают некие другие законы.

Мария Третьякова

- Позвоночник, что там у нас дальше? Как ты рассказываешь обычно?

Любовь Каткова

- Смотри, как я тебе уже начала рассказывать: ты что-то только собралась делать, может, бессознательно ты что-то собралась делать (движение рукой) и мозг уже дал команду твоим глубоким мышцам сделать эти движения. Эти глубокие мышцы в свою очередь, я уже повторяюсь, запускают более внешние мышцы, которые должны быть не только сильны, но и пластичны, потому что может быть запрос не просто поднять тяжесть, а сделать какое-то широкое движение. Чтобы диапазон движения был достаточным, мышцы внешние должны быть не только сильные, но и пластичные. Я специально сейчас стараюсь не употреблять слово «гибкие», потому что гибкость – это тоже такое понятие двоякое, с ним нужно тоже разбираться. Именно пластично, когда тело, как пластилин отзывается, это хорошо. Так вот, и все системы начинают реагировать. Если костная система правильно расположена, соответственно, суставы встают на своё место, и, запуская правильное движение, всё идёт так, как задумано природой. Теперь возьмём изначально, если на старте у нас костная система расположена немножко неверно, наши сегменты неправильно располагаются, соответственно, уже суставы уже будут не на месте и, запуская движения, сустав уже будет работать, есть такое понятие «конгруэнтность», то есть как бы неправильно, выходя из своего правильного положения, и начинает изнашиваться. То есть в чём преимущество правильного, здорового движения? В том, что суставы не изнашиваются, мышцы не перетруждаются или не растягиваются, связки не рвутся, то есть происходит…

Мария Третьякова

- Что важно для спортсменов, теннисистов, вообще, всех представителей нашего серьёзного спорта.

Любовь Каткова

- Да, конечно. Тут нужно понять, что пилатес… это тоже многие и тренера так позиционируют: «Ты будешь заниматься только пилатесом. Всё, больше тебе заниматься ничем нельзя». Нет, конечно, пилатес – это такая очень хорошая настройка организма, ещё раз повторюсь, именно восстановление биомеханики движения. Если она восстановлена, если она здорова, тогда человек безопасно может заниматься чем угодно. Человек же создан для движения. Он может заниматься и теннисом, и бегом, и поднятием тяжестей - вообще, чем угодно и это будет безопасно. Потому что, ещё раз повторюсь, система очень умная, она всё правильно запустит. И проблема, скажем так, специального напряжения мышц, то есть когда мы делаем через мышцы, получается, мы сами начинаем командовать мышцами: «Так, напрягись. Так, возьми», то есть не система даёт команды, а сама ты начинаешь. А система лучше знает насколько мышцу нужно напрячь. Когда команду делаем сами, то есть сначала напрягли мышцу, потом начали делать, получается, что мы пропускаем это звено глубоких мышц, которые на самом деле очень умные. Помнишь, я сказала: они первые получают команду от мозга и запускают. Они не должны быть какими-то сильными, они должны быть умными. И если мы пропускаем этот момент, то вся нагрузка ложится только на наши внешние мышцы, а те глубокие начинают засыпать. Вот и получается такой мышечный дисбаланс. Там ещё кости у нас не так расположены и суставы не на месте, вот и происходит уже движение неэффективно. Отсюда, собственно, травмы. То есть травма на пустом месте никогда не возникает, боль на пустом месте никогда не возникает - это всё подготовлено.

Мария Третьякова

- То есть мышцу продуть невозможно. Мы говорим: «Что-то меня продуло. У меня болят мышцы». Наверно, это не из-за этого.

Любовь Каткова

- Да, здоровую мышцу ты не продуешь.

Мария Третьякова

- Болит нерв? Что у нас болит?

Любовь Каткова

- Здесь долго можно выяснять, всё не так однозначно. Но есть такой стереотип – продуло, поэтому у меня болит шея, болит поясница. Это всё было подготовлено, то есть это уже нездоровая мышца, и нужно поработать не конкретно с ней, то есть не надо винить в чём-то конкретную мышцу, а именно почему так произошло, проследить эту цепь, по которой идёт движение. И такие высококвалифицированные специалисты, они даже сейчас называются «терапевтами движения», есть сейчас понятие…

Мария Третьякова

- Двигательная терапия.

Любовь Каткова

- Да, двигательная терапия. Это, конечно, очень высококвалифицированные специалисты по движению, они не только занимаются пилатесом, у них ещё много других знаний.

Мария Третьякова

- Я очень люблю музыку и всегда какие-то ассоциации, которые приходят мне в голову, они часто, если не всегда, связаны с музыкой. Я всегда думала, что у хорошего оперного певца, в общем, его инструмент – это он сам, и он сам себя настраивает. И очень хорошо вот так объяснить принцип, на мой взгляд, пилатеса. Почему? Потому что, друзья, жалко, что у нас не телевидение, и жалко, что вы сейчас не видите нашу Любовь Каткову. Это человек, который не качает мышцы в тренажерном зале целый день, она никогда не ходит на всякие «Мисс Фитнес», эти конкурсы и так далее. То есть она не занимается бодибилдингом, но Любовь выглядит, как человек-скульптура – это идеальная греческая фигура.

Любовь Каткова

- Маша, спасибо, ты так щедра на комплименты.

Мария Третьякова

- Это не комплименты, она сидит передо мной в маечке и хочу сказать, что для неё и для любого человека, который занимается пилатесом, самый важный тренажер – это его собственное тело и от того, как ты это тело настроишь, сначала с помощью грамотного инструктора, тренера, потом уже можно будет на более продвинутых уровнях заниматься самостоятельно и повторять какой-то комплекс.

Любовь Каткова

- Конечно, можно в группе заниматься - это тоже очень полезно.

Мария Третьякова

- Сила, как инструмент. В качестве бонуса вы получаете здоровый позвоночник, гибкие, эластичные мышцы, красивые линии тела. Знаете, есть такая забавная фраза, она не очень поэтичная, конечно, скорее, это черный юмор – «тощая корова ещё не газель». Девушки, которые стремятся быть худыми, запомните, что пилатес поможет вам обрести эту пластику, линии именно газели. Там, где уже худеть некуда, а вы всё ещё недовольны, обратитесь, пожалуйста, к специалистам по пилатесу и вы увидите, какой красоты, гармонии вы достигнете, и, что ещё более важно, на уже серьёзных уровнях развития вы получаете, конечно, здоровые внутренние органы.

Любовь Каткова

- Это да.

Мария Третьякова

 - Потому что позвоночник – это наше всё. Если у нас будет он нездоров, то всё внутри нашего тела, какое количество органов у нас там располагается…

Любовь Каткова

- Что касаемо более глубоко здоровья, я сейчас скажу, хочу, чтобы нас неправильно не поняли, по поводу тренажерного зала: я не противница тренажерного зала – это прекрасно, когда красивые мышцы, и они нужны…

Мария Третьякова

 - Ты ничего не накачиваешь специально и чрезмерно. Всё, что тебе дано – это твоя работа.

Любовь Каткова

- Да, но это нужно, это любят мужчины. Это нужно. Главное, чтобы это не нанесло вред здоровью, чтобы тело было подготовлено. То есть, опять же, когда движение не нарушено, это безопасно. Пожалуйста, вы можете заниматься в тренажерном зале безопасно. Большая мышечная масса - это ещё не значит, что человек не может хорошо двигаться. Посмотрите на льва, на тигра - какие у него движения…

Мария Третьякова

- Да, и какая масса.

Любовь Каткова

- И какая это огромная мышечная масса, и как он красиво движется. Вы не увидите этих резковатых каких-то испуганных движений, нет, это такая грация. Это и есть движение гармоничное, миофасция, то есть движение по фасциям.

Мария Третьякова

- Спортсмены нас поймут сейчас.

Любовь Каткова

- Да, те, кто уже слышал... сейчас про фасции много очень говорят.

Мария Третьякова

- Это тренд.

Любовь Каткова

- Сейчас этим просто стали заниматься, а пилатес это знал ещё в прошлом веке.

Мария Третьякова

- Сто лет назад.

Любовь Каткова

- То есть он не знал, что это фасциальный фитнес, но если рассмотреть его упражнения, то они четко так и построены: именно по этим мышечным цепям идёт движение, передавая от одной мышцы к другой и так далее.

Мария Третьякова

 - А вот про льва, Люб, скажи, пожалуйста, почему всё-таки животные так красиво двигаются? Почему люди так не могут? Почему они уже рождаются с какими-то проблемами? Раньше было по-другому? Какие древние греки были гармоничные, у них было меньше проблем. Виновата экология? В чём проблема? Или всё-таки это отличие принципиальное человека от животного? Почему они такие грациозные, а мы - нет?

Любовь Каткова

- Маш, мы тоже можем быть грациозными, мы же это выяснили.

Мария Третьякова

- Да, но не от природы. Не все, не всем дано.

Любовь Каткова

- А, может, и от природы, если мы не будем специально себя как-то… Здесь есть ещё такой момент. Понимаешь, мы сейчас говорили только о физической стороне человеческого тела, но человек – это не только физика. Человек – это ещё химия, это психология, это какое-то его духовное начало. Когда эти все четыре компонента гармонично пересекаются, тогда и нет никаких проблем, но это уже более сложная работа человека над собой. Хочу сказать, что человек, если он начал заниматься саморазвитием даже со своего тела, то есть стал заниматься практикой пилатес-йога, он всё равно приходит к тому, что он заниматься должен не только своим телом. И это можно объяснить, как ты меня просила, на модели человека.

Мария Третьякова

- Да.

Любовь Каткова

- То есть если мы представим человека изнутри, его скелет (представьте, вспомните учебник анатомии, как нарисован скелет) и одеваем на него сверху такой костюмчик из нервной системы, то есть из такой тоненькой-тоненькой сеточки.

Мария Третьякова

- Вот мы подобрались сейчас к сути.

Любовь Каткова

- Костюмчик из нервной системы. Сверху мы на него надеваем костюмчик из сосудов. Наша сосудистая система - уже более такая сеточка крупная. И сверху мы надеваем собственно, миофасцальный такой костюмчик. Это всё и создает такую единую систему. То есть, получается, это такие три целостные системы сами по себе, но они между собой перекликаются. Нельзя одеть, как человек одевает футболочку, сверху кофту, потом курточку.

Мария Третьякова

- Всё спаянно в человеке.

Любовь Каткова

- Да. Там всё это пересекается. И если есть какие-то проблемы с нервной системой, они, безусловно, будут отражаться и на мышцах. Если есть проблемы с мышцами, они, безусловно, отразятся и на нервной системе, на сосудистой, и так далее. Надеюсь, моя мысль понятна?

Мария Третьякова

- Конечно. Всем управляет мозг, но кроме этого у нас ещё есть душа.

Любовь Каткова

- Конечно. И если мы вопреки нашему умному центру управления начинаем как-то руководить сами, решили, что у нас недостаточно плоский живот, и его надо подкачать, и мы специально накачали эту мышцу. Представляете сколько там сосудов проходящих, через эту мышцу перестают… То есть вся нервная система вынуждена перестраиваться, сосудистая и так далее. Позвольте своему телу самому решить, как ему нужно напрячь или расслабить и так далее. Но этому нужно научиться.

Мария Третьякова

- Нужно научиться. Среди адептов пилатеса есть огромное количество звезд, таких как Тина Тёрнер, Мадонна, Джанет Джексон, Николь Кидман, множество других ярких артистов, певцов. Практически все Соединенные Штаты в той или иной форме занимаются пилатесом: разные его школы, направления, особенно на Юге - там бесконечные совершенно пилатес-студии от маленьких до более масштабных. В любом случае, когда мы занимаемся пилатесом, мы всегда думаем о том, что наша конечная цель – это красота и гармония тела и души. Об этом есть, кстати, замечательная песня.

Любовь Каткова

- Давайте послушаем.

Мария Третьякова

- Давайте послушаем.

(музыкальная пауза)

Мария Третьякова

- Друзья, у меня в гостях звёздный тренер, создатель и руководитель сети «Pilates Center», Любовь Каткова. Люба, ты по образованию балетмейстер, хореограф. Расскажи, что тебя привело в пилатес?

Любовь Каткова

- Сначала я начала работать в фитнес-индустрии. В начале 2000-х годов очень активно развивалась фитнес-индустрия, и я там, собственно, как хореограф работала - я преподавала боди-балет. И в том клубе, где я преподавала, на базе этого клуба «Лондонский Институт Пилатес» стал проводить свои первые в Москве семинары, и нас, как сотрудников, попросили послушать. Я послушала и поняла, что…

Мария Третьякова

- И прониклась.

Любовь Каткова

- Да, это моё, это очень интересно, это то, чем бы я хотела заниматься. Так, в общем, я и начала свою карьеру в пилатес. Но в то время было немножко сложно, приходилось информацию собирать буквально по крупицам, потому что спустя какое-то время я поняла, что те знания, которые дал мне «Институт Пилатеса» - это только одно направление, а их много. Сначала возникло какое-то непонятное чувство, что же делать? Как же так?

Мария Третьякова

- Что же делать?

Любовь Каткова

- Здесь мне говорят так, там мне говорят, что здесь неправильно, делай так. Немножко меня это смущало, конечно, но потом я поняла, что не надо искать разницу, нужно искать общее и, исходя из этого, уже выстраивать свою какую-то позицию. Я много ездила по зарубежным конвенциям, много общалась и с нашими российскими специалистами, физиологами, и сложилась какая-то определенная система. Сейчас гораздо лучше ситуация - сейчас мои коллеги открывают прекрасные школы. Спасибо им за это большое.

Мария Третьякова

- Во многие тебя приглашают преподавать, инструктировать.

Любовь Каткова

- Где-то я преподаю, где-то я продолжаю сама учиться. Это такой процесс бесконечный. Поэтому сейчас при желании можно стать хорошим, квалифицированным специалистом -  есть, где поучиться.

Мария Третьякова

- Есть где поучиться. Это прекрасно. Сейчас очень-очень в тренде танцы. И поскольку у тебя всё-таки образование академическое – хореограф, балерина, в любом случае ты вдохновляешься искусством. У тебя есть очень интересная методика, о которой написал журнал «Vogue», в своё время достаточно серьёзно говорили о ней, и сейчас тоже, я знаю, что у тебя многие клиентки очень любят эту твою методику. В чём там фишка? – как сейчас говорят. Это пилатес, комбинированный с танцами?

Любовь Каткова

- Можно называть по-разному: пилатес-хореографи и ещё как-то называется. Но эту методику я предлагаю, скажем так, уже продвинутым пользователям, то есть тем, кого я уже научила правильному движению. То есть люди, которые могут исполнять упражнения пилатеса, уже не задумываясь, и возникает такой момент интеграции, потому что, понимаешь, мы делаем упражнение не ради упражнения. То есть я не учу, например, делать красиво «Сотню». Ты сделал - молодец. Всё, цель достигнута.

Мария Третьякова

- Друзья, «Сотня» – это движение руками.

Любовь Каткова

- Это не движение, это упражнение.

Мария Третьякова

- Упражнение.

Любовь Каткова

- Одно из упражнений системы пилатес. Или «Мост», или ещё «Swan dive», какие-то упражнения.

Мария Третьякова

- Сейчас прозвучали названия упражнений.

Любовь Каткова

- То есть не ради того, чтобы человек красиво сделал - всё, молодец, цель достигнута. Нет, цель же у нас другая, мы помним. Цель – это наладить правильное движение с помощью этих упражнений. И что же потом? Потом это нужно интегрировать в жизнь, потому что прекрасно, человек на коврике сделал, а потом встал и пошёл опять сидеть в офисе, сидеть в машине, лежать на диване. Зачем ему тогда это упражнение? То есть это нужно интегрировать в жизнь, и эта система очень хорошо... Как интеграция происходит? То есть, когда одно упражнение сливается с другим упражнением, переходит в третье упражнение, плюс добавляется какой-то танцевальный элемент.

Мария Третьякова

- Это всё разнообразит, конечно, картину.

Любовь Каткова

- Это и разнообразит, и учит тело двигаться вот так плавно, переходя из одной плоскости в другую плоскость. Это тело запоминает, и потом уже в жизни двигается также красиво, грациозно.

Мария Третьякова

- Естественно, без каких-то напрягов. Скажи, пожалуйста, девушки все хотят иметь красивую фигуру. Я знаю, что ты очень спокойно относишься к диетам, и что система пилатес, как мы уже сказали, - это образ жизни, это система, которая приводит к красоте, здоровью, гармонии. Девушки, наверное, скажут: «Не может такого быть. Это всё-таки фитнес, какой-то вид фитнеса, раз в спортивных клубах есть такие студии, есть тренеры». Для всех всё равно же это фитнес. Как же без диет, как вообще это?

Любовь Каткова

- Ты знаешь, я питаюсь, как сейчас говорят, интуитивно. То есть я стараюсь прислушиваться к своему всё-таки организму, не ограничиваю себя, скажем, чётко: я совсем не ем сладкого. Нет, не могу сказать, но, конечно, ем небольшими порциями. То есть, если ем, то стараюсь не объедаться, и этого, в общем-то, мне кажется, достаточно для того, чтобы оставаться в хорошей форме.

Мария Третьякова

- А вот модные сейчас диеты безуглеводные. Я, опять же, общаюсь с тобой регулярно, с твоими коллегами. Все сейчас уже продвинутые тренеры, и диетологи говорят, что углеводы нужны сложные и так далее, что все эти диеты низкоуглеводные или безуглеводные – это большой вред для организма. Скажи, пожалуйста, нашим, наверное, в основном, девушкам-слушательницам. Наша программа проходит при поддержке «Союза Женских Сил» - это женская общественная организация, и сейчас нас слушают. Всем очень интересно. Расскажи, пожалуйста. Все уже привыкли, что углеводы – это вредно. Наверное, нет?

Любовь Каткова

- Конечно, это всё нужно организму. Другой момент - в каком количестве, когда вы это употребляете и так далее.

Мария Третьякова

- А когда надо употреблять?

Любовь Каткова

- Лучше в первой половине дня, конечно.

Мария Третьякова

- В первой половине дня.

Любовь Каткова

- Если совсем убирать, это то же самое, как пытаться самой что-то сделать с мышцей. То есть получается всё равно какое-то искусственное вторжение в систему.

Мария Третьякова

- Всё равно организм отомстит тебе за это.

Любовь Каткова

- Да, он обязательно отомстит. Он всё равно лучше знает нас.

Мария Третьякова

- Ещё один вопрос. Я знаю, что очень многие твои клиенты - это мужчины. Мы сейчас говорили о большой мышечной массе, мы знаем о том, что для мужчин тоже красота тела сейчас является приоритетом, и многие ходят в джим, фитнес-центр, занимаются на тренажерах и так далее. Зная, опять же, что ты занимаешься, в том числе реабилитацией людей, которые закачали мышцы, выглядят великолепно, такими громадными атлетами, а шеи повернуть не могут, и вот они приходят к тебе и говорят: «Люба, я такой красивый, но, к сожалению, я не могу повернуть шею, и ничего больше у меня сверху не двигается. Помоги». Вот как это происходит? Что ты делаешь с этими мужчинами? Я знаю, что очень большой объём твоих клиентов, причем которые занимаются достаточно долго, - это мужчины.

Любовь Каткова

- Да. К сожалению, сложился такой стереотип, что пилатес – это женский вид спорта. Не знаю, почему. С самого начала так сложилось. Но, видимо, так же, как и про танцоров.

Мария Третьякова

- Не силовой потому что, ничего не тягает никто.

Любовь Каткова

- И про танцоров, что он с танцорами занимался только. Нет, я же уже сказала, что он занимался и с гамбургскими полицейскими.

Мария Третьякова

- Это важно, друзья.

Любовь Каткова

- Пилатес обучал их методам самообороны. Почему он, собственно, иммигрировал в Америку? Потому что на момент начала Второй мировой войны, он уже в Германии был достаточно популярен со своей методикой и ему предлагали тренировать немецкую армию. Он был не согласен с фашистским режимом и был вынужден иммигрировать в Америку.

Мария Третьякова

- Как говорят, ты сняла у меня это с языка. Я хотела сказать, что кроме всех прочих достоинств, это метод, который с очень добрым посылом. Йозеф Пилатес уехал из любимой Германии, в которой он родился, вырос и жил, именно потому, чтобы его дар, его исследования не пошли во зло, а пошли во благо. Это ещё один огромный плюс к тому, чтобы задуматься. Это очень-очень хорошо. Это изначально был человек с очень правильными установками, а мы и начали с того, что мозг, душа, тело - всё должно быть гармонично.

Любовь Каткова

- Да. И, кстати, вспомнилась такая ещё романтическая история. Когда он путешествовал в Америку, иммигрировал, он плыл туда на корабле и на корабле познакомился с девушкой Кларой, и когда они сошли с корабля в Америке, она уже была его женой.

Мария Третьякова

- Как в «Титанике», только все остались живы.

Любовь Каткова

- Капитан корабля имел такие полномочия - зарегистрировать их брак, и они уже вышли в Америке, как муж и жена, и вместе создавали студию. Очень часто про Клару забывают, а она на самом деле очень большой вклад внесла в систему метода пилатес, потому что эти все спокойные объяснения, плавный такой подход - это, в общем-то, от неё. Потому что если так посмотреть, Йозеф Пилатес был очень такой, как сейчас принято говорить, брутальный мужчина.

Мария Третьякова

- Конечно, солдат, полицейский.

Любовь Каткова

 - Мужчина такой жесткий.

Мария Третьякова

- Спасибо, что сказала.

Любовь Каткова

- Он не церемонился. Он четко своим ученикам говорил: «Либо мы занимаемся, вот мои требования, либо сразу до свидания». То есть у него были такие четкие требования, установки, а Клара была более мягкая. Может быть, ещё отсюда пошло, что такая система спокойная и мужчины… Не знаю, почему у нас так было принято.

Мария Третьякова

- Потому что за Йозефом стояла Клара, и она была очень мягкой, женственной, но в тоже время могла объяснить - это очень важно, потому что мы в любых наших программах всё равно возвращаемся к роли женщины в нашем мире. Скажи, пожалуйста, как же мужчине, который оброс такой мышечной массой, как же ему повернуть шею?

Любовь Каткова

- Маш, ситуация сейчас меняется. Я хотела сказать, что ситуация меняется - очень много мужчин стало заниматься пилатесом, но, к сожалению, они приходят действительно, когда уже что-то…

Мария Третьякова

- С проблемами.

Любовь Каткова

- Да, начинает болеть. Начинает болеть спина, шея, после травм каких-то. К сожалению, пока так. Но в процессе мужчины проникаются и понимают, что это интересно. Особенно мужчины, которым интересна интеллектуальная деятельность, потому что это всё-таки интеллектуальный такой вид спорта, где нужно думать, прислушиваться к своему телу, понимать, делать какие-то выводы. Когда они понимают, как это всё интересно, затягивает.

Мария Третьякова

- А если мужчина придёт в фитнес-клуб, для многих это уже сейчас часть жизни, и он хочет провести там не одну тренировку, а полноценные полдня в субботу, в воскресенье кто-то ходит, прям целенаправленно. Как правильно? Идти на кроссфит и потом на пилатес, или сначала разогреть мышцы, всё расплавить, стать пластилином, и потом уже сделать то, что мужчины любят – пойти позаниматься кроссфитом или какие-то тяжёлые веса потягать. Как правильно?

Любовь Каткова

- Тут немножко не такая постановка вопроса. Я бы, конечно, сначала рекомендовала человеку какое-то время позаниматься пилатесом (опять же, возвращаюсь к тому), наладить свою биомеханику движения, правильного движения, а уже потом выбрать, куда душа лежит, и заниматься уже такой двигательной активностью, которая ему нравится.

Мария Третьякова

- Люба, я знаю, что специально для наших радиослушателей ты подготовила зарядку. Может быть не зарядку, но лёгкий комплекс упражнений. Знаете, раньше была производственная гимнастика у нас. Почему сейчас её не передают по радио? Ужасно жалко.

Любовь Каткова

- Да, действительно, у нас сейчас очень много людей проводят время в офисе с утра до вечера, потом…

Мария Третьякова

- В машине.

Любовь Каткова

- В машине сидят, потом дома сидят, конечно, очень мало двигаются, а потом, придя в зал, решают покачать какую-то одну мышцу. И это совсем не связанно с жизненным движением.

Мария Третьякова

- Качают пресс, у них болит голова. Друзья, сейчас для вас будет бонус. Все, кто находится в офисе, все, кто находится в машине, держитесь за руль, конечно, и будьте пристёгнутыми, но все у кого есть возможность выполнить комплекс упражнений от звездного тренера Любови Катковой, пожалуйста, слушаем, внимаем, выполняем.

Любовь Каткова

- Я хочу сказать ещё пару слов, Машенька, если ты позволишь?

Мария Третьякова

- Конечно.

Любовь Каткова

- Это будет не совсем, конечно, зарядка. Просто пример того, как можно услышать и заново познакомиться со своим телом, что, в общем-то, и делает пилатес. Почему ещё эта система только сейчас становится популярной и то не у всех? Всё-таки большинство предпочитает более ощутимые виды спорта, потому что, опять же, это одна из тенденций нашего времени. На одном из семинаров коллег я услышала, мне очень понравилась эта мысль, что тенденция нашего времени – сенситивность заменять интенсивностью. Сенситивность – это способность чувствовать, и, к сожалению, сейчас в условиях шумного, большого города, это…

Мария Третьякова

- Это роскошь.

Любовь Каткова

- Да, это роскошь. Это утеряно, и мы заменяем это всё интенсивностью, громкой музыкой, причем всё время нужно всё громче-громче, какими-то силовыми движениями так, чтобы мышцы почувствовать и, желательно, чтобы они на следующий день поболели.

Мария Третьякова

- Да, если не болит - странно.

Любовь Каткова

- Да, это тогда интенсивно и хорошо. Если уж там всё быстрее, выше, сильнее. Это тенденция нашего времени.  Это о том, что мы говорили, что человек – это единая система, и всё, что происходит в мире, на нём отражается. Поэтому я бы хотела, чтобы мы вернулись к этой замечательной способности чувствовать, сенситивности, и почувствовали сейчас, заново познакомились со своим телом, и бонусом будет приятное расслабление шеи и плеч, чем часто страдают офисные сотрудники. Частые самые жалобы – это напряжение верхней части трапеции, шеи, что-то затекло между лопатками. Эта часть тела постоянно находится в напряжении. Давайте попробуем сейчас от этого напряжения освободиться.

Мария Третьякова

- Итак, друзья, гимнастика от звездного тренера Любови Катковой. Пилатес для вас.

Любовь Каткова

- Итак. Если вы сейчас сидите в своих креслах или на офисных стульях, или дома сядьте на стул, сядьте поудобнее и постарайтесь выпрямиться, как вам кажется, что вы сидите прямо. И теперь представьте, чтобы ваша голова, грудная клетка и таз - постарайтесь их выстроить в одной плоскости. А теперь представьте такую некую пружинку, которая проходит по центру черепа, по центру грудной клетки, по центру таза, и вот кто-то вверху потянул вас за пружинку, и она немножечко натянулась. Почувствовали да, это удлинение? И постарайтесь эту вашу внутреннюю пружинку постоянно держать чуть-чуть растянуто, чуть-чуть, но только делайте это, пожалуйста, без мышечного напряжения. Помните? Мы специально мышцы не напрягаем. Они сами всё решат, насколько им напрячься. Поэтому расслабьтесь и просто чуть-чуть через макушку вытягивайтесь. Отлично. Теперь я хочу, чтобы движение сейчас шло на первом позвонке, на первом шейном позвонке, и очень важно понять, где он находится. Многие думают, что это где-то в области шеи. Первый шейный позвонок находится достаточно высоко - это проекция нашего носа. То есть на затылке проекция носа. Представьте эту точку, и на этой точке сейчас мы мягко поднимаем и тянем правое ухо вверх. На первом шейном позвонке, правое ухо вверх и возвращаемся прямо. А теперь левое ухо вверх, то есть такой наклон головы, но мы акцентируем на том ухе, которое тянется вверх, а не на том, которое вниз. И прямо. Ещё раз правое ухо мягко потяните вверх, как будто вы что-то слушаете, что происходит на верхнем этаже, и прямо. И левое ухо вверх, теперь левым ухом послушаем, что происходит на верхнем этаже, и прямо. Отлично. А теперь всё на том же первом позвонке, мы будем говорить «да». То есть мягко киваем, очень мягко. Не изо всех сил тянем подбородок к груди, а очень мягко на первом позвонке, говорим «да». Не забывайте, что мы вытягиваем чуть-чуть нашу пружинку внутреннюю вверх. «Да» говорим. Хорошо. И теперь всё так же продолжая работать на первом позвонке, посмотрим направо и налево. Всё время представляем и вытягиваемся через макушку вверх. То есть весь диапазон движений. Хорошо. Прямо. Отлично. Почувствовали, как уже расслабляется шея, верхняя часть трапеции становится свободнее? Отлично. Теперь возьмём руки в стороны и чуть-чуть перед собой, чтобы ваши руки были в поле вашего зрения, и чуть-чуть потянитесь руками в разные стороны. Чуть-чуть, опять же, чтобы не было сильного напряжения, чуть-чуть. И пошевелите немножко пальцами рук. Теперь представьте, что пальцы ваши – это такие золотые нити, и эти золотые нити будут сейчас уходить дальше, дальше по рукам, и тянуться к вашим уголкам лопаток. Почувствовали? Такое соединение рук с лопатками, такое единение, почувствовали? Что это уже не отдельно руки, а руки и лопатки, как одно целое. Отлично. Продолжайте удлиняться и плавно поднимите руки вверх и вниз, но продолжая удлиняться, и через пальцы расширять лопатки, расширять грудину. То есть всю грудную клетку мы через руки расширяем. Очень часто напряжение в межлопаточной зоне тоже мешает нашим людям жить. Вытягиваемся ещё раз. Продолжайте так делать, сохраняя удлинение. Теперь, если вы почувствуете ещё глубже, то есть проведите ещё дальше линию, вы почувствуете, как ваши руки связаны со спиной. То есть от уголка лопаток спускаются ниже по спине, и сейчас я вам раскрою большую тайну. То есть наши слушатели станут обладателями секретной информации.

Мария Третьякова

- Кто дослушал до конца.

Любовь Каткова

- Да, что наши руки на самом деле растут не из плеч, а из таза. Вот вы сейчас почувствовали это? Да! И поэтому когда вам говорят, что у вас руки из таза - это комплимент на самом деле. И опускаем руки вниз. Легче стало?

Мария Третьякова

- Да.

Любовь Каткова

- Отлично. Теперь мы можем подняться. Встать. Хорошо, встаём. Маша встала. Отлично, а я посижу, поруковожу. Итак, мы встаём, и всё также проверяем, чтобы наш таз, грудной отдел, голова располагались в одной плоскости, и пружинка была натянута. Всё время за макушку кто-то нас тянет вверх, натягивает пружинку. Отлично. Всё, пружинка уже натянулась, а нас продолжают тянуть вверх, и мы плавно всплываем на полупальцы, и опускаемся вниз. Снова всплываем на полупальцы, сохраняя это внутреннее вытяжение постоянно. И вниз. И теперь задумайтесь, что тяжесть корпуса должна располагаться на все подушечки пальцев. Прислушайтесь, как вы поднимаетесь на полупальцы: вы можете увидеть, что вы заваливаетесь на внешнюю сторону стопы или на внутреннюю. Постарайтесь тяжесть корпуса распределить на все подушечки пальцев. Получается? Отлично. Хорошо. Стоп. А теперь так же киваем, как мы «да» говорили на первом позвонке. «Да» ещё разочек кивнем. И начнем опускаться ниже, скручивая позвонок за позвонком, позвонок за позвонком, очень плавно, свободно, не напрягая ничего, и насколько возможно, опуститесь вниз. Необязательно тянуться изо всех сил руками до пола. Не нужно. Просто сделайте такую ровную красивую дугу сгибания в позвоночнике. Представьте ваш позвоночник - это такая красивая буква «S», равномерно распределенная, и теперь, возвращая таз в исходное положение, вы прокручиваете таз на головках бедренных костей и уже дальше плавно позвонок за позвонком выстраиваете, снова возвращаетесь к нашей пружинке. Отлично. И сделайте хороший вдох, и выдох. Спасибо. Вот как-то так.

Мария Третьякова

- Друзья, это была производственная гимнастика от звёздного тренера Любови Катковой. Время летит быстро. Я хочу поблагодарить Любу за то, что она пришла. Хочу сказать вам друзья, что гармония души и тела, поэзия, музыка – это то, чем мы можем управлять сами. Ищите красоту везде. Развивайте в себе доброту, развивайте в себе интеллект, развивайте гибкость и самоконтроль в своём теле, чтобы получить максимум преимуществ. Не сдавайтесь после первой попытки. Найдите подход, который нравится вам, и следуйте советам мастера пилатеса. Терпение и настойчивость являются жизненно важными качествами для достижения окончательного успеха в любом стоящем деле. Сейчас тому был прекрасный пример – Любовь Каткова.

Любовь Каткова

- Спасибо, Маша. Спасибо, что пригласила меня на свою передачу. Я желаю нашим слушателям двигаться и двигаться эффективно, безопасно и здорово.

Мария Третьякова

- Большое спасибо. Друзья, с вами была программа «Личность в искусстве», её ведущая - искусствовед и общественный деятель  Мария Третьякова. С вами была звёздный тренер – Любовь Каткова, и, конечно же, русская поэзия, которая делает наш мир выносимым. Счастливо друзья!