{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Марика Цагарели 07 октября 2015г.
Мероприятия для показов русских дизайнеров
Говорим об организации модных мероприятий

Анастасия Макаркина

- Добрый вечер. В эфире припозднившийся, я бы сказала в связи с последней погодой, полуновогодний выпуск «Модной правды». Я ее ведущая – Анастасия Макаркина. На следующей неделе, с 13 по 17 октября, в «Гостином дворе» пройдет очередная неделя моды в Москве. И это я хотела вначале сделать темой нашей программы. Но, в связи с тем, что пошел снег, я передумала. Вернее, я бы не сказала, что передумала совсем, но я решила немножко развернуть эту тему, более широко ее раскрыть. И обсудить не только саму «Неделю моды в Москве», но и все мероприятия, связанные с русскими дизайнерами, происходящими в России. Безусловно, две: «Неделю моды» московскую, «Русский силуэт» и другие конкурсы. По всему миру проходят другие конкурсы, на которых возможно увидеть самые последние, интересные новинки. Иногда спорные. Целая плеяда мероприятий проходит в Москве. С развитием в последнее время движения русских дизайнеров и продвижения темы импортозамещения, все эти мероприятия дополнились и другими, менее масштабами. Поговорить об этом мы сегодня решили с двумя гостями. Один, благодаря своей сноровке, уже успел прийти ко мне в студию. Это Марика Цагарели. Марика, привет!

Марика Цагарели

- Привет!

Анастасия Макаркина

- Марика бывший редактор журнала «Грация», а сейчас является модным владельцем интернет – магазина «Back to basic store». Марика, как никто другой, не понаслышке знает, что такое российские «Недели моды», часто на них бывала. И не только на них, но и на мировых «Неделях». И вот, что я с тобой хотела обсудить. Собственно, когда я готовилась к программе - читала, узнавала, как позиционируют «Неделю моды в Москве» и вообще подобные мероприятия, то везде и написано и рассказывается, что она является аналогом других мировых «Недель моды». Так ли это? И вообще, судя по твоему издательско-журналистскому опыту, ориентируются ли журналисты в своих модных материалах на то, что происходит на этих неделях. Расскажи, пожалуйста.

Марика Цагарели

- Насть, к сожалению, российская «Неделя моды», наверное, очень далека от каких-то «иногородних». Поэтому, на самом деле российские журналисты опираются на «Недели моды», мы делаем какие-то модные обзоры, мы, естественно, поддерживаем молодых дизайнеров, которые учувствуют в «Неделях моды». Но сказать про какой-то мировой рынок... Я - честно, к своему огромному сожалению, ни в каких иностранных журналах никогда не видела, чтобы освещалась русская «Неделя моды». Да, возможно, на каких-то сайтах, блогах, очень мельком, что вот она прошла. И вот прошла - и слава Богу. Всегда, конечно, обидно, что сомнительно в плане качества, в плане организации всё проходит.

Анастасия Макаркина

- Что ты имеешь в виду? Расскажи.

Марика Цагарели

- Показы всегда очень сильно задерживают, народу всегда больше, чем помещение может в себя вместить. Такое, наверное, происходит и на каких-то…

Анастасия Макаркина

- Мировых подиумах.

Марика Цагарели

Да, мировых подиумах.

Анастасия Макаркина

- Это же круто, с другой стороны. Представляешь? Людей больше, чем заявлялось, хочет посмотреть дизайнера, узнать о нём. То есть это как минимум – интерес, как максимум – спрос в дальнейшем марки.

Марика Цагарели

- Ты знаешь, да, это круто. Когда на показе, например, Channel Анна Винтур борется за место с кем-нибудь ещё. А у нас…

Анастасия Макаркина

- И отбивается своей сумочкой из последней коллекции.

Марика Цагарели

- Да, это, наверное, круто. А у нас народ, который посещает данное мероприятие, оставляет желать, к сожалению, лучшего. Я сейчас не хочу никого оскорбить…

Анастасия Макаркина

- А кто это?

Марика Цагарели

- А я не знаю, кто это. Мне кажется, это люди, которые гуляли по Красной площади, проходя мимо «Гостиного Двора» решили заглянуть: а что же тут происходит? Хотя с другой стороны, например…

Анастасия Макаркина

- Это же хорошо, это значит стопроцентное попадание русских дизайнеров в массы. Ну, то есть это не только появится на страницах модных журналов. В это будут одеваться не только наши звезды, выходя, в конце концов, на красную ковровую дорожку, о чём мы можем, кстати, говорить: Терехов очень многих знаменитостей одевает. А он, как известно, выходец, если можно его так, конечно, назвать, «Недели моды в Москве». Та же Парфенова, Ахмадуллина и прочие наши известные дизайнеры… И кто на них ходит? Такие же я уверена что…

Марика Цагарели

- Публика очень разная. Я скажу честно, что на самом деле, последний год или два даже я, в принципе, пропускаю данные мероприятия. Но в этом году очень хочу посетить, потому что обещают абсолютно новый формат. Вот. Но ты знаешь, как говорится, кому - что. С одной стороны, наверное, хорошо, что много людей и всем интересно, это замечательно. Но, всё-таки, на мой взгляд, «Неделя моды» и всё, что касательно моды - это немного такое камерное должно быть. Для какой-то определённой публики. Это может быть… не знаю…

Анастасия Макаркина

- У каждой «Недели моды» есть и какие-то закрытые показы. Они устраиваются где-то вне «Гостиного Двора», на выезде, то есть это же существует наверняка. Эти показы, наверное, более камерные, с одной стороны. С другой стороны, насколько я знаю, есть две категории закрытых показов: те, на которые сложно попасть – и все хотят. Они проходят под эгидой «Недели моды» в каких-то вау-местах, назовём это так. И какие-то другие, альтернативные показы, которые, наоборот, по какой-то причине не смогли попасть на основную площадку, и об этом мы как раз поговорим с нашим вторым гостем, который придёт. Не будем раскрывать секрет, кто это. О том, что попасть и стать участником «Недели моды» - довольно дорогое удовольствие для русского дизайнера среднего и ниже среднего уровня заработка. И поэтому этот дизайнер выбирает ту площадку... я не знаю, выбирает ли? Я не очень знакома с тонкостями организации, к сожалению, - мы хотели пригласить организаторов, но они не смогли прийти. Поэтому мы сейчас гипотетически рассуждаем о каких-то таких вещах, и, может быть, в ближайшую неделю к нам кто-нибудь придёт и откроет, соответственно, секреты того, как выбирается площадка и какие дизайнеры куда попадают. Из того, что я посещала, а в одно время я тоже посещала показы активно в связи со своей журналисткой деятельностью, вторая часть этих дизайнеров - это no name или малоизвестные дизайнеры. И в этом смысле, конечно, не понятно: кто на них приходит? Например, мы сейчас видим: заявлен 13 октября Юдашкин. Ну, там же будет тьма народу, и будет тьма хорошего народу, я имею в виду - качественной публики. Это будут наверняка знаменитости, известные гости, наверняка какие-то критики. И журналистов будет много, потому что будет много селебов, о которых все пишут.

Марика Цагарели

- На самом деле…

Анастасия Макаркина

- Глянцевые журналисты ходят и пишут про эти показы?

Марика Цагарели

- Да. Ты знаешь, на самом деле не так много, как о мировых показах, но в любом случае, это всё освещается, в принципе, каждым модным журналом. Вот.

Анастасия Макаркина

- Расхватывается ли это на какие-то тенденции? Или всё-таки это остаётся светской хроникой?

Марика Цагарели

- Мне кажется, больше – светская хроника. К сожалению. Все-таки если сегодня прошёл в Париже показ Channel, люди на него будут ориентироваться, кто-то будет им вдохновляться, что-то оттуда черпать и так далее. А у нас происходит такое «прошло и было», как бы. Событие посетили те-то, замечательно, хорошо. Всё. В плане публики, на самом деле, вопрос очень спорный, на тему которого можно рассуждать просто вечность. Понимаешь, например, для меня ещё такой показательный момент это street style фотографы. Т. е. у нас их мало единицы, фактически. Их знаю в лицо, все следят за их какими-то освещениями. На «Неделю моды» нашу, российскую, они, к сожалению, рвутся не очень сильно.

Анастасия Макаркина

- Почему?

Марика Цагарели

- Ну вот, на мой взгляд, наверное, потому что особо нечего снимать, некого снимать.

Анастасия Макаркина

- Нечего снимать, некого снимать. Скажи, пожалуйста, может, это какая-то мировая тенденция? Потому что мы на днях, в прошлой программе, обсуждали тоже различные показы, на которые креативные директора специально отбирают блоггеров. Идти им туда или не идти, освещать - не освещать. Может быть, это просто не то мероприятие, куда ходят street fashion? Хорошо, красиво, интересно одетые люди. Как мы обычно идём на показ? Я так тоже опять фантазирую… не знаю даже, даже не знаю…

Марика Цагарели

- Вот это у нас в стране, к сожалению, относятся вот так вот – «даже не знаю». Я тебе хочу сказать, что даже я лично, работая в журнале «Грация», часто получалось так, что после работы заскочишь, понятно, что ты уже вымотанный, уставший, помятый и т.д. Да? Здесь нельзя сказать, что человек не модный, плохой или ещё что-то. В реальности там все после работы. А на самом деле, например, в Париже или в Милане, у меня такое ощущение, что люди откладывают просто все дела, они с утра наряжаются, готовятся. Там показы всё время начинаются с восьми - девяти часов утра, то есть люди уже всё, при параде.

Анастасия Макаркина

- У нас просто нет такой культуры, более того, у нас нет таких, что называется, мировых брендов и дизайнеров, на которых люди хотят попасть отовсюду. Скажи, пожалуйста, кто стоит в очереди для того, чтоб попасть на показ какой-нибудь Парфёновой, хотя она великолепная, на мой взгляд, потрясающая дизайнерша, восхищаюсь её работами. Или на показ какой-нибудь Разумихиной. Хотя дизайнер, насколько мне известно, продаётся в Лондоне, имеет свою аудиторию, в Германии где-то там. У неё, может быть, всё неплохо относительно с точки зрения продаж, и она является одним из дизайнеров, который, как минимум, на слуху, среди плеяды известных, на которых можно ориентироваться где-то.

Марика Цагарели

- Ты знаешь, на днях я зашла на сайт «Moscow fashion week» и пролистала дизайнеров, которые заявлены: каких-то супер-громких имён не так много. Обрати внимание.

Анастасия Макаркина

- Я ровно сейчас зашла на сайт, чтобы посмотреть, кого мы здесь идентифицируем из наших ребят, которые из года в год, по-моему…

Марика Цагарели

- Да, вот лично для меня, совершенно не хочу никого обидеть, много каких-то имён, которых я никогда в жизни не слышала.

Анастасия Макаркина

- Может быть, это – неплохо? Вот Янину Кутюр я вижу тоже.

Марика Цагарели

- Ты знаешь, с одной стороны – это неплохо, но с другой стороны – я не знаю, если мы стремимся к какому-то мировому уровню, всё-таки на мировых «Неделях моды» представлены дизайнеры, которые уже на слуху, на которых люди идут, наряжаются, готовы засветиться и очень хотят. А у нас всё-таки это какой-то preview получается, фактически, новых дизайнеров. С одной стороны, наверное, это круто, потому что у дизайнеров есть возможность поучаствовать в таком масштабном событии. Вопрос только в другом: насколько это вообще нужно? И насколько это продуктивно?

Анастасия Макаркина

- Вопрос тогда: кто туда ходит? Мы с тобой пошли по кругу. Я, как молодой начинающий дизайнер, у меня есть русский бренд аксессуаров «Варвара», стала в этом году партнёром «Недели моды в Москве», потому что, во-первых, стать партнёром это ничего тебе не стоит, ну конечно ты должен пройти какой-то…

Марика Цагарели

- А что это вообще означает, скажи, пожалуйста?

Анастасия Макаркина

- Это означает, что ты становишься официальным амбассадором мероприятия. Ну и в партнёрстве развиваешь и поддерживаешь идеи этого мероприятия, соответственно, вовлекаешь лояльную тебе аудиторию в показы, рассказываешь, показываешь, как-то информируешь. А ты, в свою очередь, оказываешься на выставочной территории и можешь там крутить свои ролики и показывать продукцию каким-то образом.

Марика Цагарели

- То есть у тебя будет какой-то стенд, где будут они представлены да?

Анастасия Макаркина

- Возможно. Как минимум, визуально мой бренд будет представлен на «Неделе», что, наверное, с точки зрения имиджа – хорошо.

Марика Цагарели

- Да. Однозначно.

Анастасия Макаркина

- А с точки зрения продаж, наверное, нет. Вопрос в том, хочется ли мне быть в числе дизайнеров, которые делают показы на «Неделе моды в Москве»? Наверное, да. Для меня, как для дизайнера, который начал с нуля, у которого не так много денег, чтобы присутствовать на всех этих показах с самого начала, имея за плечами почти три года большой тяжёлой работы по продвижению бренда и развития с нуля, - для меня это некий этап, то есть как защита диплома или курсовой, это экзамен. И это некая веха. И да, мне в этом смысле - хочется. Понятно, что участие в этом мероприятии стоит определённых денег. Как минимум, сам показ стоит денег, то есть участие. Как максимум - это ещё и подготовка. Мы понимаем, что нужно придумать коллекцию, разработать её и отшить. Для того чтобы там было шоу длинной в 10, 15, 20 минут, должно быть определённое количество моделей. Это персонал, который на этом шоу будет работать помимо моделей, - визажисты, парикмахеры и прочий обслуживающий персонал. И это любого рода логистика и сопровождающий материал. Всё это превращается в проект в миллион рублей.

Марика Цагарели

- Это да.

Анастасия Макаркина

- Мы, опять же, это обсудим с нашим гостем, потому что она создавала показ с нуля, и она знает всю математику и экономику этого процесса. Мы как раз обсудим с ней мои предположения и гипотезы, но факт остаётся фактом, что это довольно дорогое удовольствие. Смотря по задаче, которую ставит перед собой молодой бренд. Какова она? Чтобы сделать какую-то имиджевую историю - да, если у меня на неё есть деньги – да. Привлечь нового покупателя - наверное, нет. Более того, мне даже не нужно такое количество публикаций в средствах массовой информации, потому что «Неделя моды», как мероприятие большое, освещается в средствах массовой информации всю неделю. И освещаются все дизайнеры, все показы, их модели. И это, что называется, размывает информацию о моём бренде и, конечно, размывает точечную большую публикацию, которую я могу сделать или преподнести как новостной повод только про бренд по сравнению с другими брендами и с другими дизайнерами. И я не настолько ещё большой бренд, чтобы имиджевую историю поддерживать. С практической точки зрения это не нужно, но если есть дополнительные деньги, наверное, да. И как раз я подвела тебя к вопросу. Хорошо, я сделала показ, пришёл журналист, посмотрел на это – будет ли об этом писать или говорить: «А вот теперь у нас есть прекрасные, замечательные колонки в глянцевых журналах: с чем носить, как носить, что купить». И скорее, это моя цель с точки зрения продаж, потому что потом все девушки будут носиться с журналом «Грация», «Космополитен» или каким-либо другим по магазинам и будут говорить: «Хочу эту вещь».

Марика Цагарели

- Да, такое бывает

Анастасия Макаркина

- Но цели такой нет. То есть такая вещь не появится там, правильно ли я понимаю? И скорее журнал мод даст некую тенденцию. В этой тенденции может присутствовать какая-то вещь с показа, и то, если она не размоется в череде всех этих дизайнеров. Вообще, если «Неделя моды» российская или какая-либо другая не является для глянцевого российского журнала энциклопедией того, о чем писать, где брать эту информацию? Пишет ли русский глянцевый журнал о русских дизайнерах? И если это не мода, то как появляется вообще русский бренд в глянце?

Марика Цагарели

- Конечно, пишут. У нас, например, в журнале «Грация», вне зависимости даже от российской «Недели моды», были номера посвящённые русским дизайнерам. Именно темой номера задавалось «русский дизайнер». Мы с девочками, во главе с нашим директором отдела моды, мы сидели, отбирали каких-то…

Анастасия Макаркина

- Где вы их находили?

Марика Цагарели

- Ты знаешь, мы долго составляли разные списки, мы абсолютно… кто-то где-то видит, с кем-то общается, потому что в основном большинство всех наших русских дизайнеров – это выходцы с народа, то есть это какие-то инопланетные люди, которые чаще всего с той же тусовки фактически все…

Анастасия Макаркина

- Которые решили сделать что-то своё.

Марика Цагарели

- Да. Поэтому какие-то мои подружки, чьи-то там ещё подруги, где-то знакомые знакомых, где-то там шел, увидел в другом журнале. Поэтому мы составляли большой список. Сейчас много российских дизайнеров, достойных, я считаю, которые не участвуют, кстати, в «Неделях моды».

Анастасия Макаркина

- А ты продаёшь их в своём интернет - магазине?

Марика Цагарели

- Дизайнеров?

Анастасия Макаркина

- Да.

Марика Цагарели

- Нет, я продаю только свой бренд.

Анастасия Макаркина

- Ты сама делаешь бренд? Расскажи, пожалуйста.

Марика Цагарели

- Да, сейчас, секундочку, я к этому перейду. Так вот, мы делали обзор, мы отбирали четыре-пять русских дизайнеров, которые казались нам наиболее сильными. Ставили их вещи, посвящали им полосу, между прочим.

Анастасия Макаркина

- То есть ни «Русский силуэт» ни, например, если мы опять вернёмся к расписанию «Недели моды», здесь одно из мероприятий – это финал «Международного московского конкурса молодых модельеров».

Марика Цагарели

- У «Грации» тоже был конкурс молодых дизайнеров, в котором участвовали несколько молодых брендов. И один из брендов получил премию от «Грации» и возможность участия в каком-то показе, насколько я помню. Если сказать честно, даже посещая российскую неделю моды, проходит какой-то месяц, и я с трудом могу вспомнить, кто там участвовал. Если не брать крупных дизайнеров, таких как Валентин Юдашкин, ещё кто-то, кто достиг определённого уровня, а брать начинающих… Могу ошибаться, но всё-таки одежда для «Недели моды» отшивается из каких-то других материалов.

Анастасия Макаркина

- Что ты имеешь в виду? Расскажи, пожалуйста.

Марика Цагарели

- Большинство наших показов выглядят дешево, как бы это ужасно ни звучало.

Анастасия Макаркина

- По качеству ткани?

Марика Цагарели

- По качеству ткани. Может, и отличная задумка, может быть прекрасная модель, красивейшая цветовая гамма. Но если ты сидишь на первых рядах, ты видишь торчащие отовсюду нитки, ты понимаешь по самоощущению, что это смотрится не очень качественно. На самом деле, потом, в продаже это может потрясающе выглядеть. То ли когда люди готовятся к «Неделе моды», на коленках отшивают что-то, то ли какая-то экономия происходит, то ли наше освещение такое… Я не знаю, за счёт чего это вот так выглядит.

Анастасия Макаркина

- Я думаю, что мы в следующий раз зададим этот вопрос.

Марика Цагарели

- Это очень интересно.

Анастасия Макаркина

- Да. Это интересно. Ну и Гостиный двор, как мне кажется, тоже специфическая площадка.

Марика Цагарели

- Я недавно там была на ярмарке, вот для ярмарки она отлично подходит. А для «Недели моды»…

Анастасия Макаркина

- Тоже есть интересный вопрос, который можно задать в следующий раз организаторам, потому что я с тобой согласна. Мы знаем Гостиный двор как выставочную площадку.

Марика Цагарели

- Да.

Анастасия Макаркина

- И там помимо ярмарки проходят какие-то сноубордические мероприятия. Это всё равно, как если бы в Экспоцентре что такое происходило. Я согласна, в том смысле, что когда ты собираешься на показ, собираешься туда пойти, ты не воспринимаешь это, как ты правильно сказала, как камерное, светское мероприятие, на которое хочется попасть, сходить. А ты понимаешь, что это такое некое нишевое, очередное мероприятие.

Марика Цагарели

- Да, немножко попахивает таким совковым мероприятием. Буквально недавно я была на выставке головных уборов, что как раз связано с моим брендом. Там такие охранники, бабка перед тобой что-то метёт, и она не перестаёт мести, ей не важно, ярмарка там или «Неделя моды», ты в уггах туда заходишь или в лабутенах, она метёт перед тобой. И такие мелочи создают атмосферу. Но когда атмосферы нет, тебе в принципе и не хочется. Ты можешь так, для галочки сходить туда, в джинсах, в свитере - тебя всё равно пустят и никто внимания не обратит.

Анастасия Макаркина

- То есть ты предполагаешь, что, как минимум, нужно ввести дресс-код?

Марика Цагарели

- Да, однозначно.

Анастасия Макаркина

- Для того, чтобы… Хотя у нас и сейчас довольно много мероприятий подразумевают дресс-код. Я согласна, что это нужно очень жёстко контролировать, потому, что даже журналисты, которых мы хотим видеть, не всегда хорошо одеваются, как мы знаем. Я не буду сейчас, конечно, брать нас с тобой. Вот, например, часто наблюдаю журналистов сейчас в связи со своей нынешней работой – авто-журналисты, спортивные журналисты – это вообще отдельная история. Но, что касается fashion, fashion-редакторы должны красиво одеваться и выглядеть соответствующе. У нас просто нет этой культуры. И у нас в России никогда не будет фильма «Дьявол носит «Prada». Никогда он не будет снят, и никогда не будет ровно того спирита, да? Некоего такого ощущения inspiration, я бы даже сказала такого одушевления, вдохновения, какого-то такого ощущения, атмосферности, которую мы видим, смотря этот фильм, который повествует обо всей этой fashion индустрии.

Марика Цагарели

- Да, я именно о том как раз и говорю. Я имею в виду камерность, то есть оно не должно быть закрытым мероприятием, не должно быть 10 человек на показе. Пускай там будут сотни людей, но у нас же миллионы девчонок интересуются модой. Реально, у нас каждая вторая, мне кажется, интересуется модой, от малой до старой. Но всё-таки я считаю, что когда такие люди получают откуда-то приглашения… Сейчас я увидела на сайте, может быть, я что-то перепутала, но сейчас можно купить приглашения, по моему, раньше такого не было.

Анастасия Макаркина

- Билеты. Можно купить билеты, конечно.

Марика Цагарели

- Не знаю, просто раньше мне доставались пригласительные как журналисту, я не обращала на это внимание. Я помню точно, когда я ещё училась в школе и дико болела модой, я очень хотела попасть. Я искала в интернете, где можно купить пригласительный, но его нельзя было купить, только если перепродавал кто-то, с рук. А сейчас можно купить билеты. Сколько кстати, стоит билет?

Анастасия Макаркина

- Три тысячи рублей.

Марика Цагарели

- О-о, не плохо. Но не каждый пойдёт за три тысячи рублей, что может быть тоже плюс…

Анастасия Макаркина

- Мы прервёмся ненадолго, и в этот раз я тоже креативно подошла к выбору музыки. У меня есть такая рубрика, я выбираю со всех показов самые интересные треки и ставлю их в эфире. В этот раз я наткнулась на совершенно интересную интерпретацию. Креативный директор «Givenchy», как раз отсмотрел одну из «Недель мод» и со своим коллегой предположил, какие бы музыкальные треки подошли бы российским дизайнерам, соответственно, в их показах. Мы послушаем сейчас Дэвида Виндетту с композицией «Love to Love you baby», которую как раз креативный директор «Givenchy» предложил под показ «Биссарион».

Марика Цагарели

- Интересно.

(Музыкальная пауза)

Анастасия Макаркина

- Добрый вечер. В эфире модная программа о российских дизайнерах и мероприятиях, которые происходят вокруг «Модной правды» и я, её ведущая – Анастасия Макаркина. Для тех, кто только что подключился: мы сегодня говорим и обсуждаем российскую, московскую «Неделю моды». И мероприятия, существующие около, которые позволяют российским дизайнерам, молодым и не очень молодым, а так же известным, представляться, показываться. Для кого эти мероприятия созданы, стоит ли в них участвовать, и стоит ли на них ходить? Со мной сегодня интересный гость, бывший редактор отдела моды журнала «Грация», Марика Цагарели. Марика, привет, ещё раз.

Марика Цагарели

- Здрасьте.

Анастасия Макаркина

- Она ещё и владелец интернет-магазина «Back to basic store», про который она нам сейчас с удовольствием расскажет, потому как это её собственное производство. Она, имея большой опыт и насмотревшись на показы русских дизайнеров и эти мероприятия, расскажет, каким образом ей удаётся продвигать свой бренд. Какими каналами она пользуется? И рабочая ли это история – участвовать в показах?

Марика Цагарели

- Спасибо тебе за внимание к нашему бренду. Среди российских дизайнеров часто мне много кто нравится, но я немножечко всегда не понимала соотношение цены товара и качества. Может быть, всё качественно, замечательно, но цена у нас... Согласимся с тем, что мало-мальски приличные дизайнеры, бренды, если хорошего качества ткань, то сразу ценовая категория возрастает просто до каких-то непонятных высот. Мне всегда очень хотелось сделать какой-то такой бренд, который был бы действительно качественным и досягаемым для большинства нашей публики.

Анастасия Макаркина

- Скажи, пожалуйста, что ты, вообще, продаёшь, что ты делаешь и какой ценовой диапазон у тебя?

Марика Цагарели

- На данный момент у нас представлены головные уборы, в основном это шляпы, тюрбаны, кепки, соломенные шляпы, фетровые шляпы. А в плане именно одежды - мы потихонечку идём в это русло, потому что это требует гораздо больших затрат, чем головные уборы. Начали потихонечку отшивать джинсовые юбки, рубашки. Сейчас у нас планируются какие-то зимние вещи по типу кожаных юбок, замшевых свитеров каких-то.

Анастасия Макаркина

- Ты привлекаешь инвестиции? Или у тебя твои головные уборы дают тебе возможность выходить на более широкий уровень при текущих продажах? Тебе, как дизайнеру, легко живётся?

Марика Цагарели

- Я хочу сказать, так как это start up, которому всего четыре-пять месяцев, то мне живётся неплохо. Хотя мне иногда кажется, что очень даже плохо. Но, сравнивая себя с какими-то другими start up – я понимаю, что у нас всё достаточно хорошо, так как мы не в минусе. Тьфу-тьфу-тьфу, стучу по деревянному столу. И уже находиться за такой короткий срок не в минусе – это уже большой плюс для нас.

Анастасия Макаркина

- Да. Это здорово.

Марика Цагарели

- Скажу тебе честно, что участие в «Неделях моды» не входит в мои планы. Может быть, мы с тобой встретимся через год, и я передумаю, если вдруг у меня будет лишних сто тысяч миллионов долларов.

Анастасия Макаркина

- Фартом.

Марика Цагарели

- На мой взгляд, это некая капля в море. Знаешь, если у тебя есть много лишних денег, для имиджевой истории – это чудесно. Я могу сказать, что мы были тут и там, а ещё мы участвовали в российской «Неделе моды» - почему нет, если у тебя есть эти деньги? Занимать деньги и брать кредиты, и очень сильно напрягаться, чтобы в это вложиться, и ждать от «Недели моды» какой-то отдачи - я считаю, что это немножечко глупо и вряд ли она может что-то такое принести в плане материальной стороны.

Анастасия Макаркина

- Какие каналы ты используешь, то есть как ты продвигаешь свои головные уборы?

Марика Цагарели

- Мы активно развиваем Instagram.

Анастасия Макаркина

- Хорошо продаётся в инстаграмме?

Марика Цагарели

- Хотелось бы лучше, но, в принципе, мы набираем обороты. У нас Instagram ведут специализированные люди, которые больше в этом разбираются, чем мы. Да, мы набираем оборот, у нас с каждым днём всё больше продаж через Instagram. Мы стараемся сотрудничать с модными блоггерами. Вот Лена Перминова «выгуляла» нашу шляпу, что было очень приятно.

Анастасия Макаркина

- А после того, как вы её засветили в средствах массовой информации, или как-то у себя в Instagram, или она у себя об этом написала, сколько у тебя подписчиков пришло? Я к чему тебя подвожу? Мы недавно обсуждали Instagram-тренды и говорили о том, что раньше ты отдаёшь вещь блоггеру, какому-нибудь тысячнику или десятитысячнику, платишь ему энную сумму денег, и он её у себя на страничке рекламирует. И после этого к тебе валят люди, покупают. У тебя сразу растут продажи. И даже в «Вилладже» была статья подробная. Какие бренды, благодаря рекламе среди известных блоггеров, стали мега-популярными. Instagram очень быстро развивающаяся сеть, с точки зрения тенденции рекламы. И всё что быстро приходит – быстро устаревает. Как на твой взгляд, у тебя, как у владелицы, сейчас это работает?

Марика Цагарели

- В этом есть доля правды, потому что тут не совсем зависит от количества подписчиков у того или иного блоггера. Наверное, есть кто-то продаваемый, а у кто-то - не очень. У каждого своя аудитория. Я хочу для себя подчеркнуть - это модный блоггер, за которым я давно слежу - Рита Галкина, у нас сейчас прошла такая неприкрытая реклама Рите, все дарите Рите всё что можно. Потому что от Риты пришло огромное количество не просто подписчиков, но и покупателей, которые мне писали и говорили: «Я хочу такую вот шляпу, как у неё».

Анастасия Макаркина

- Как ты выбираешь блоггера? Это должен быть какой-то качественный блоггер?

Марика Цагарели

- Исключительно по своей симпатии, если честно. Потому что есть блоггеры, которых мы брали – у которых буквально десять тысяч подписчиков, а есть блоггеры у которых 150 тысяч подписчиков. Я стараюсь построить свой бизнес так, чтоб вокруг меня были люди, команда, которая мне действительно приятна. Потому что может быть суперпопулярный блоггер, его будут все обожать, но если он мне не нравится, я уже по себе знаю, что если какой-то человеческой состыковки не происходит, то и какого-то прогресса в бизнесе своём ожидать нельзя.

Анастасия Макаркина

- Какие мероприятия, на твой взгляд, можно использовать в качестве промо-площадки? Если мы отталкиваемся от «Недель», забываем про них, как про коммерческую историю, то куда, на твой взгляд? Это какие-то открытия шоу-румов, какие-то закрытые мероприятия или вообще, что в этом смысле работает? Может быть, конкурсы молодых дизайнеров?

Марика Цагарели

- Я, честно говоря, не на стороне масштабности. Я на стороне человеческого общения, обратной связи. Она не может быть осуществима, когда это «Неделя моды», потому что, понятное дело, там все посмотрели, ушли, обсудили меж собой. Открытие шоу-румов – шикарный класс, какие-то презентации, которые многие ребята устраивают - снимают номера в гостиницах, делают переездные шоу-румы. Кто-то это делает в каких-то кофейнях, кондитерских. Вот это, мне кажется, круто. Потому что все мы люди, все мы любим прекрасно провести время, выпить чашечку кофе, поесть и поболтать.

Анастасия Макаркина

- А мы сейчас как раз этот момент обсудим с нашим прекрасным новым экспертом, который, Слава Богу, пробрался к нам через пробки и присоединился. Это Рита Сухарева. Рита, привет.

Рита Сухарева

- Привет.

Анастасия Макаркина

- Рита дизайнер, известный блоггер, а так же, как она мне сообщила, входит в жюри конкурса молодых дизайнеров и знает вообще не понаслышке о том, как изнутри выглядит мир показов, и Рита сама создала показ с нуля. Она расскажет нам, куда стоит идти и стоит ли вообще. Мы тоже здесь обсуждаем «Неделю моды», пришли к выводу, что идти туда не стоит. Ты нам подтверди или... Расскажи, как это изнутри выглядит? И вообще, может быть есть другие каналы?

Рита Сухарева

- Я прошу прощения за опоздание. Заранее прошу прощения за свой больной голос, я чуть-чуть приболела. Как раз сейчас было пару слов сказано на счёт того, что масштаб не имеет значения. Очень много проходит замечательных камерных мероприятий. Ребята делают свои проекты, и они действительно получаются и значимыми, и классными, и талантливыми. Не всегда обязательно участвовать в масштабных мероприятиях типа «Московской недели моды» и «Российской недели моды» для того, чтобы показать то, что действительно умеют ребята. Я сейчас в жюри конкурса «Fashion start». Это такой проект для молодых дизайнеров. Он, в том числе, инвестиционный. То есть дизайнеры представляют свои проекты, многие только закончили ВУЗы и представляют свою первую коллекцию и рассказывают, почему именно им нужны инвестиции в дальнейшем, в их бизнес.

Анастасия Макаркина

- А где они берут деньги на самую первую коллекцию, чтобы её представить? Она в эскизах? Или в каком она формате?

Рита Сухарева

- Многие люди представляют свою коллекцию уже отшитую, там есть примерно 15 позиций, у некоторых больше. А деньги - они, большинство, брали кредиты. Практически ни одного не было проекта, который был проспонсирован родителями или, быть может, у них изначально был start up финансовый. Идея и воплощение путём…

Анастасия Макаркина

- Сколько нужно денег, чтобы сделать показ или хотя бы сделать продукт таким, чтобы его можно было представить на таком конкурсе? И сколько стоит «Неделя моды»?

Рита Сухарева

- Что касается «Недели моды», странные слухи ходят. Кто-то говорит, что там необходимо 300 тысяч.

Анастасия Макаркина

- Это то, что я слышала.

Рита Сухарева

- Да. Ты тоже это слышала? И я это слышала. И что касается развития дизайнера в рамках авторского проекта, вне зависимости от «Недели моды». По-разному. Можно взять 50 тысяч рублей и сделать на них классный проект. Как раз я делала сейчас показ... Как вы знаете, ситуация с продажами сейчас сложная, и у всех она достаточно сложная. Но время идёт, коллекции нужно создавать. Я делала осеннюю коллекцию и сделала показ просто на минимальные деньги.

Анастасия Макаркина

- Где это было?

Рита Сухарева

- У меня был показ на Тверской, это концепт-бар «Голос», Тверская, 12 - минутка рекламы. Ребята любезно предоставили мне помещение бесплатно.

Анастасия Макаркина

- Это как раз не новость. Люди очень часто, ради того, чтобы ты проводил какое-либо интересное мероприятие и привел бы ещё каких-то людей с собой...

Рита Сухарева

- Я хочу сказать то, что это не первый раз я организую мероприятие на бартерной основе. Я хочу сказать, что делать показы в ресторанах – достаточно сложно. С одной стороны – да, тебе предоставляют площадку, но обвешивают миллионом каких-то финансовых обязательств. Ты должен принести деньги в бар, ты должен привести определённое количество медийных личностей. Как раз те ребята, которых я нашла, я их и рекомендую тем, кто меня сейчас слышит, потому, что ребята здорово сотрудничают, правильно выполняют свои обязательства и она за креатив. Им интересны, конечно, деньги, то есть чтобы люди к ним пришли и об их месте узнали. Но в том числе им интересно, чтобы у них прошло чудесно творческое мероприятие. И мне этот подход очень понравился, потому что, с точки зрения организации все обязательства были выполнены на 100%.

Анастасия Макаркина

- Что нужно для того, чтобы организовать показ в том виде, в котором бы его со стороны увидели зрители?

Рита Сухарева

- Желание. На самом деле – желание и поддержка. Меня поддержало очень много людей. Каждый человек, который участвовал в показе. На мероприятии была твердая сотка, которая…

Анастасия Макаркина

- У тебя были свои модели, которые твои друзья?

Рита Сухарева

- Я уточню. У меня не было такого момента, я подобрала типа всех друзей, мы потусили и разошлись. У меня были профессиональные модели, у меня были профессиональные фотографы, которые снимали мероприятие. Они работали бесплатно, просто на дружеской основе, потому, что они понимают, что мы все находимся в одной лодке. Представляете, у нас мероприятие должно было длиться до двух часов ночи, и они подходили: «Рита, можно мы уйдём в 12 часов, пораньше хотим…». Я говорю: «Ребята, конечно, вы же тут бесплатно работаете». Они просто осознавали степень важности, что мы все работаем в fashion-индустрии, и давайте друг друга не подводить. Поэтому у меня были бесплатные фотографы – профессионалы, бесплатные модели – профессионалы. У меня участвовал мальчик, который за неделю до показа был в Лондоне на какой-то fashion week. Он такой говорит: «Можно я у вас бесплатно похожу?» Я такая: «Да, конечно, всё что угодно, пожалуйста, ходи». Те ребята, которые предоставляли помещение, помогли нам подготовить площадку. У нас был стол, который представлял собой подиум и вокруг него стояли стулья, и модели ходили по импровизированному столу. Сейчас так модно, какой-то интерьерный показ. Вообще там классное помещение. Мы очень здорово подготовили его под показ. И было ощущение, что это не какое-нибудь мероприятие друзей, а действительно полноценный fashion. Что касается востребованности среди СМИ, во-первых, основными людьми, которые формируют мнение, как мы заметили, стали блоггеры. Они сидят, как в России, так и на других fashion week, в первых рядах, наряду с главными редакторами журналов и прочими трендсеттерами и профессионалами моды. Поэтому блоггеры – это основная аудитория, которую я лично ожидала на свой показ. И они аккредитовались и пришли. Они сделали нам классный фитбэк по СМИ. Были СМИ, был журнал «Упс», «Окей» и светская хроника, она запустят всё это в печать. Сказать, что к нам как-то отнеслись, мол «ребята что-то сделали на коленке» - нет, такого не было. Было нормальное отношение. Плюс, мне ещё очень важно уточнить, у меня такая одежда – не сильно зрелищная. У меня Casual – свитшоты, футболки. Я рисую на них вручную, и, опять же, многие могут подумать, да что там. Смотря как подать. Я подала это как концептуальную коллекцию, которую действительно стоит посмотреть. Я долго анонсировала, две недели это готовила, с точки зрения анонсов в социальных сетях. Мы действительно очень достойный фитбэк по всем фронтам получили. Мне писали люди лично. Меня до сих пор зовут на разные - разные каналы. Мы были вчера на СТС, делали мастер класс. Просто всем очень понравился подход, что обычный человек, у которого нет никакого финансирования, берёт, делает мероприятие. Это была дружеская вечеринка и дружеская атмосфера, и все звонили и говорили: «Боже мой, мы под впечатлением. Рита, расскажи об этом больше».

Анастасия Макаркина

- А как ты считаешь, стоит ли идти с тем, что ты сделала на одну из «Недель мод»? Что значит для тебя это мероприятие в индустрии? В общем, ты уже сформировавшийся дизайнер и я, где-то, сформировавшийся дизайнер, и Марика – дизайнер головных уборов. Мы те люди, которые в пиаре, как таковом, имиджевом - мы сейчас говорим о «Неделях моды», это скорее имиджевая история, исключительно, - мы в общем, неверное, не нуждаемся. У всех есть своя целевая аудитория. Все более менее друг друга знают. На твой взгляд, какую роль теперь играют все эти недели и конкурсы? Например, мы с Марикой нашли конкурс, который называется «Новый русский», заявленный как 50 молодых дизайнеров, 2 000 показов. Вот, собственно говоря, тоже какое-то мероприятие. Вопрос: стоит ли в них вообще участвовать, какую роль они играют, и вообще, играют ли? Мы с Марикой склонились, что, наверное, нет. И ты тоже говоришь, что можно это сделать отдельно как шоу. Тогда зачем тогда туда идут дизайнеры, кто эти дизайнеры, для чего это?

Рита Сухарева

- Я уточню, что вокруг этого мероприятия создана определённая пиар-история. Но сказать, что я прям вот бы не пошла, если б мне дали денег, ну пошла бы, наверное, почему нет. Для меня имеет ли это значение или нет? Было бы здорово, я бы порадовалась тому, что я туда пошла. Нужно ли это вообще? Если раньше было такое мышление, что есть одно крупное мероприятие, и если ты хочешь чего-то добиться как дизайнер, то ты должен обязательно пойти на fashion week. Сейчас для того, чтобы чего-то добиться и владеть умами, и формировать продажи, и печататься в СМИ, и участвовать в передачах, в общем, всю эту медийную историю формировать, не обязательно участвовать в каком-то таком мероприятии. Поэтому, с точки зрения надо или не надо - если бы у меня была возможность, я бы сходила. Чтоб я к этому стремилась и разбивалась в лепёшку? Пожалуй, нет. Это, на мой взгляд, первое. Второе - я разделила бы ответ на две части. Что касается этих недель мод, которые бесконечно у нас появляются в России. Эту ситуацию описывают как некую проблематику, потому что у нас нет одной единой, у нас есть «Аврора fashion week». «Русский силуэт», «Московская неделя моды». И у всех формируется такое мнение, что хоть куда-то сходить, хоть что-то нафоткать для социальных сетей. И нет такого, что какое-то мероприятие существует статусное, как это есть в Европе. Поэтому…

Анастасия Макаркина

- Мы даже с Марикой обсудили, что данные «Недели моды», которые представляются как российские тренды, на сайте «Неделя моды в Москве» написано, что это - то мероприятие, которое полностью повторяет по концепции и по идее «Недели Милана», Нью-Йорка, Парижа и т.д. Но даже глянцевые журналы не ориентируются на эти показы, как на какие-то тренды в своих fashion-материалах. Это светская хроника, исключительно светское мероприятие, которое проходит в Гостином дворе, что, с одной стороны, имеет некую культурологическую, историческую подоплёку, но, с другой стороны, это выставочный комплекс, где наряду с неделей моды проходит ещё ярмарка, какая-то горнолыжная выставка, книжная. Ты заходишь в Гостиный двор с отсутствием атмосферы fashion-праздника, камерности, которая, как ты говоришь, была создана полностью на твоем показе.

Рита Сухарева

- Да, на показе у нас не было случайных людей, и пришли те люди, которые действительно имели прямое отношение к тому, что мы делаем. Что касается Гостиного двора, все уже говорят, что это тусовка, куча фриков, непонятных людей, приглашённых на мероприятие непонятно как. Кто-то раздал пригласительные, сотрудники рекламных спонсоров раздали, и все пришли, получили каким-то образом эти бейджи. И людям просто здорово от того, что я сижу на fashion week, заинстаграмлю. Немного вот так всё это выглядит. Если бы для меня был единственный путь заявить о себе и познакомиться с профессионалами моды, был бы показ на «Russian fashion week»...

Анастасия Макаркина

- А ходят ли эти люди на эти мероприятия?

Рита Сухарева

- Да, ходят. Только на топовые показы. Допустим, какой-нибудь Walk of Shame, да там будут сидеть топовики, RUBAN, на Юдашкине будут, на Игоре Гуляеве. На остальные показы как-то “может быть, зайдём”. Немного тусовка, немного – это не по профессиональной теме, безусловно.

Анастасия Макаркина

- Что касается фриков. Ты тоже упомянула.

Рита Сухарева

- Я всё пропустила, что я говорила.

Анастасия Макаркина

- В других «Неделях», в частности, лондонская, парижская «Неделя моды», туда приходят фотографы ещё за какими-то людьми, которые street fashion, люди одеваются специально на показ. У нас даже нет культуры одеться на показ.

Рита Сухарева

- Да, с одной стороны. Но вот в том году было получше. Были интересные блоггеры, которые специально пришли перед показом, перед Гостиным двором тусовались с журналами под мышкой, всё как надо, готовились, с кофейком.

Анастасия Макаркина

- Может быть, это тоже performance, который стоит воссоздать для того, чтобы человек, который приходил на «Неделю моды в Москве» – ощущал себя в празднике, чтобы посмотрел упомянутый нами фильм «Дьявол носит Prado» и сказал: «Вау, я тоже хочу прийти и окунуться в эту inspirational атмосферу». Мы прервёмся на небольшую паузу и послушаем ещё один трек, который креативные директора «Givenchy», отсмотрев одну из «Недель мод» и вдохновившись показом Ахмадулиной, предложили в качестве саундтрека.

(Музыкальная пауза)

Анастасия Макаркина

- Добрый вечер всем, кто только подключился. В эфире fashion программа «Модная правда» и я, её ведущая Анастасия Макаркина. Сегодня мы обсуждаем животрепещущую тему российских и московских «Недель мод» и различных подобных мероприятий, как они влияют на судьбу русских дизайнеров и стоит ли завязываться со всеми этими большими мероприятиями, вкладывать деньги или идти нужно собственным путём. Пока вы слушали прекрасную композицию, мы начали развивать тему о том, что из себя представляют конкурсы для молодых дизайнеров, и куда, в первую очередь, стоит идти, и с чем. Рита у нас является носителем знаний о подобных конкурсах. Рита, расскажи, пожалуйста, кто эти люди, молодые дизайнеры? На своём примере могу сказать, что мой бренд существует почти три года. И уже окупаемый, мы в некоторые месяцы очень хорошо зарабатываем и на эти заработки живём и придумываем коллекции. Мы не ходили ни на какие недели моды, не участвовали ни в каких конкурсах. Что это такое и для чего это вообще организовывают?

Рита Сухарева

- Что касается конкретно того конкурса, где я в жюри сижу вот уже второй месяц, у нас одиннадцатого числа финал, на котором ребята представят свои коллекции. Эти коллекции были сформированы уже основываясь на тех знаниях, которые они получили в процессе fashion start. Это необычный конкурс. Мы в процессе не просто с ними работали, а мы их обучали. Не совсем я их обучала, там были наставники, которые работали с ребятами, помогали им закрывать их недочёты, белые пятна, пробелы в их знаниях. Там был интересный состав. Было очень много людей, на которых я смотрела, и я уже сегодня говорила, что их образование и моё художественное образование – это небо и земля.

Анастасия Макаркина

- Готовых проектов много было?

Рита Сухарева

- Да. Было много готовых проектов, которые у нас вылетели в первом туре, которые просто пришли и сказали: ”Вот наш проект”. Мы сидели, смотрели и просто держались за…

Анастасия Макаркина

- Это уже реализованный проект?

Рита Сухарева

- Реализованный. Они работают. Просто они пришли к нам получить инвестиционную базу. Мы говорим: «Зачем вам инвестиции?» - «Да нам не надо, мы так просто показать пришли», - мы такие: «Чтобы вам завидовали, что ли?»

Анастасия Макаркина

- Есть что-то интересное?

Рита Сухарева

- Да. Была одна девушка. Я не вспомню, что за бренд, но она делала комбинезоны. Я к комбинезонам отношусь не очень. Но. Она сделала нам такую презентацию, что в конце презентации я, реально, уже хотела купить комбинезон.

Анастасия Макаркина

- Расскажи, что она такого сделала?

Рита Сухарева

- Она просто рассказала о том, что она использовала для создания своих комбинезонов, теоретические знания.

Анастасия Макаркина

- Теоретические – математические?

Рита Сухарева

- Теоретические – геометрические вообще, и космические. Она брала в основу скафандр.

Анастасия Макаркина

- Космический скафандр?

Рита Сухарева

- Она брала какие-то технологии с этим связанные, какие-то мембранные технологии, работала с материалами. В общем, у неё какой-то супер-химический замут, и она делает разные виды комбинезонов. Продаёт их за 15 000 рублей за штуку.

Анастасия Макаркина

- А себестоимость?

Рита Сухарева

- Себестоимость - коэффициент накрутки 2.3, по-моему... У неё такие комбинезоны, через весь комбинезон застегивается молния спереди и сзади. Смотришь и не знаешь, надо ли тебе это вообще? Вроде, нет. Но когда она рассказывает и объясняет свою концепцию, а у неё полностью сформулировано мировоззрение относительно её бренда, ты понимаешь, что человек понимает, что он делает и продвигает, между прочим, новый продукт. Такого нет в России.

Анастасия Макаркина

- Подожди, я сейчас закончу. У меня в голове сразу вопросы. Где она продаётся, и хорошо ли она продаётся?

Рита Сухарева

- У неё интернет-магазин, offline. Продаётся всё замечательно.

Анастасия Макаркина

- Это массовый продукт?

Рита Сухарева

- Массовый продукт. Я сама была удивлена. Массовый продукт и у неё есть постоянные клиенты, которые покупают один комбинезон, а потом говорят…

Анастасия Макаркина

- Они в них спят?

Рита Сухарева

- По-моему, они в них всё делают.

Анастасия Макаркина

- Летают в космос?

Рита Сухарева

- Не знаю, что они в них делают. Мне кажется, судя по всему, она так нам подала это, что я бы реально в нём в космос полетела.

Анастасия Макаркина

 - Рита, я так вдохновилась, что мы сейчас, после эфира, тоже все побежим покупать себе комбинезон.

Рита Сухарева

- Многие дизайнеры говорят: «Я такой классный, очень талантливый, но меня никто не понимает». На самом деле, не потому, что слишком талантливый. Правильно нужно сформулировать концепцию того, что ты продаёшь, чтоб людям действительно захотелось этот комбинезон.

Анастасия Макаркина

- Скажи, пожалуйста, к вам приходили люди с готовыми продуктами, кому-то из них не хватало инвестиций в создании новых коллекций или в реализации своих проектов, на что давались деньги? Ты говоришь: «Если вы уже реализовались, зачем вы к нам пришли?»

Рита Сухарева

- Это была светлая сторона вопроса. А были люди, которые были наши пассажиры. Которые уже сделали очень крутой проект, интересную коллекцию. Они понимают, что они будут делать и для кого. Сформировался целевой покупатель, и они писали бизнес-план, который мы совместно корректировали. С ним они выступали перед инвесторами и получали гранд на развитие, т. е. у них был адекватный бизнес-план и мы им помогали просто его сформулировать. Всё.

Анастасия Макаркина

- Это были люди, возвращаясь к нашей дискуссии за эфиром, образованные с точки зрения fashion, или это люди, которые просто решили что-то сделать и у них получалось? Почему я спрашиваю? Это мой личный корыстный интерес. Я никакого fashion образования не имею.

Рита Сухарева

- Большинство людей, которые там были, были с прекрасным, прекраснейшим fashion образованием, они обладали навыками, как конструкторов, так и дизайнеров. Прекрасно говорили о своём продукте. У них даже были какие-то съёмки, там был очень интересный мальчик, Алексей Голубев. У него была коллекция, сделанная на основе документального фильма “Серые сады”. Очень интересная концептуальная история.

Анастасия Макаркина

- Звучит, как минимум, красиво.

Рита Сухарева

- Он сделал для подиума коллекцию и casual вариант прет а порте, которая у него разлетелась, но потом у него закончились деньги. Он сказал: «Я хочу творить, но у меня закончились деньги».

Анастасия Макаркина

- Подожди, если он продал коллекцию, заложил туда коэффициент…

Рита Сухарева

- Окупил пошив коллекции первой, просто окупил. Вернул деньги и всё, деньги закончились, идеи есть, идти дальше некуда. Ты так сейчас рассуждаешь потому, что тебе удалось уже сделать свой продукт, а есть такие люди, которые просто творческие. Мы просто рисуем. У нас всё классно, но мы не знаем, что делать с этим дальше.

Анастасия Макаркина

- Такие люди тоже должны быть. И в этом смысле, когда ты формируешь fashion-проект и уже имеешь довольно широкую базу, и финансовую, и техническую, такие люди нужны. Например, для того, чтобы рисовать эскизы. Или конструктор, для того, чтобы что-то строить. Люди, у которых есть какое-то видение, глаз или какие-то навыки мелкой моторики, я так это называю, они не должны ничего придумывать. Я, как человек, который не имеет fashion образования, к сожалению, трачу деньги на то, что я ищу хорошего закройщика, хорошую лекальщицу, хорошего конструктора. Где-то ошибаюсь, покупаю больше ткани и больше разновидностей ткани, чем нужно, потому что у меня нет образования с точки зрения подбора. В будущем, если я не пойду инвестировать в своё образование, а я до сих пор не знаю, стоит ли это делать, я просто буду платить человеку, который будет для меня это делать. Вот это, скорее всего, его епархия.

Рита Сухарева

- Все-таки, на мой взгляд, ребята допускают ошибку. Они талантливы, но гениальный талант, который найдёт своего директора, который будет полностью всеми его делами заниматься, - это один на миллион. Все остальные должны выходить из круга своего комфорта, начинать учиться, начинать развиваться экономически, и это касается и нас. Тебя, меня, как сформировавшиеся бренды. Мы, на данный момент, тоже не должны замыкаться, должны продолжать развиваться в бизнес-сфере и думать о каком-то развитии. Прописывая бизнес-план с ребятами, я задумалась, а чего я хочу через пять лет? Как я вижу свой бренд? Сейчас это здорово, великолепно. Мы делаем, показываем, развиваемся в медийном плане, но должна быть глобальная цель. Она формируется только путём написания бизнес-плана и превращения всей этой истории в цифры.

Анастасия Макаркина

- Марика ещё говорила, что очень важен медийный опыт. Она, человек, который прошёл школу журнала «Грация». Почему, Марика, ты считаешь, что стоит окунуться в эту среду?

Марика Цагарели

- Я такой человек, считаю, что во всём практика важнее теории. Ты можешь учиться и учиться, а не понимать, как это воплотить в жизнь. У нас много людей с экономическим образованием, юридическим, которые не знают, что делать дальше. В Гарварде проучился, а дальше что? У меня много подруг, которые закончили школы моды в Лондоне, в Париже, ещё где-то. А дальше они сидят и не понимают, что с этим делать.

Анастасия Макаркина

- Что даёт журнал, именно внутриредакционная деятельность, для понимания того, как формировать бизнес? Это, возвращаясь к нашей теме, ходить или не ходить...

Марика Цагарели

- Ты видишь всё это изнутри, ты понимаешь, что вообще работает. Это тот костяк, который ты нигде не почерпнёшь. Я бы не смогла развивать свой бизнес, свой бренд если бы я не имела того backup. Потому что это куча знакомых, куча связей, ты понимаешь, как делать съёмки, куда нужно ходить, куда нужно вкладывать, а куда вообще не нужно и с кем здороваться вообще не стоит, может быть. Ты видишь со всех сторон, как работает fashion изнутри.

Анастасия Макаркина

- На этой прекрасной ноте мы, к сожалению, закончим наш разговор интересный. Закончим мы его песней Койна «Never mind».