{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Игорь Долженко Директор по работе с ключевыми клиентами ООО "Инновационные страховые решения" 20 июля 2016г.
Кто и что страхует в МКД?
В России зарегистрирован неуклонный рост числа несчастных случаев в МКД. Поговорим о том, может ли страхование стать финансовым инструментом защиты

Елена Макашева

– Добрый день, дорогие слушатели, зрители интернет-радиостанции «МедиаМетрикс». Среда, час дня, значит настало время для программы «Рынок обслуживания недвижимости» и её нового гостя Игоря Долженко – директора по работе с ключевыми клиентами компании "Инновационные страховые решения". Добрый день, Игорь.

Игорь Долженко

– Добрый день.

Елена Макашева

– Страхование в России сегодня, по большому счёту, никому особенно-то и не нужно. Получается так, что государство его не развивает, и сами собственники неактивно страхуют своё движимое и недвижимое имущество. Поэтому в нашей программе мы хотим посвятить вопросу страхования многоквартирных домов и общедомового имущества. Игорь, скажите, ваша компания предлагает пакетное решение своим клиентам, управляющим организациям, что входит, из чего они состоят и что вообще востребовано самими управляющими организациями?

Игорь Долженко

– Начнём с того, что не все управляющие компании думают о страховании, хотят страхования, но есть более активные или продвинутые, которые этого хотят. Для некоторых наших клиентов мы сделали, можно сказать, пакетное решение, именно вот, под клиента, как кейс. Есть какое-то количество домов, которое обслуживает управляющая компания и для них разработана программа страхования ответственности этой управляющей компании. То есть, что мы страхуем? Мы страхуем имущество интересов страхователя, то есть управляющей компании, связанное с обязанностью возместить вред, нанесённый её деятельностью, то есть, обслуживанием многоквартирных домов. Что это может быть, причинённый вред? Это может быть вред имуществу многоквартирного дома, это может быть вред имуществу самих жителей, вред жизни и здоровью жителей, вред третьим лицам – не только жителям, а кто-то там... мимо проходил. Это всё в программе страхования. То есть, страховая компания оценила нашего клиента, посмотрела, как долго он на рынке, сколько у него в обслуживании домов, какова площадь, дала страховой тариф и страховые суммы. Мы сделали эту программу и предложили нашим клиентам, заключили договора.

Елена Макашева

– Но вы страхуете, насколько я правильно поняла, общедомовое имущество, да? Потому что до последнего времени этим видом страхования практически не занимались. Чаще всего собственник страховал свою квартиру, на случай возникновения... гражданскую ответственность, и также по полису ему возвращали причинённый ущерб. А вот, насколько сама проблема общедомового имущества, насколько она давно встала, кто вообще первый был, кто на неё обратил внимание? Потому что, раньше же как? У нас есть своя квартира, мы её оберегаем, мы о ней заботимся, мы её страхуем. А то, что есть общедомовое имущество, лифт, лифтовые холлы, коридоры, лестницы, подвалы, крыши, то есть, все вот эти моменты, о них как-то особо собственники и не задумывались. Поменялось как-то отношение к этому?

Игорь Долженко

– Дело в том, что отношение не поменялось, но давайте немножко разберёмся. Вы говорите о страховании имущества, а я вам говорю о страховании имущественных интересов, то есть гражданской ответственности управляющей компании. То есть, это имеется ввиду что? Если управляющая компания в результате своей деятельности, то есть, управления имуществом, проведения каких-то работ, нанесла вред общедомовому имуществу либо имуществу граждан, либо жизни и здоровью граждан, тогда этот вред выплачивается. А имущество самого дома здесь не застраховано, то есть здесь мы ведём речь о страховании именно ответственности, потому что страхование имущества – это несколько другой вид страхования. И в принципе, это можно страховать, но на данный момент ни одни, как сказать... жители, или советы домов, или ТСЖ с таким вопросом не обращались. Наверное, всё-таки они как-то не задумываются.

Елена Макашева

– Не готовы, наверное, к этому. Хорошо, тогда что является объектом страхования?

Игорь Долженко

– Объектом страхования является имущество интереса страхователя, то есть тот, кто страхует свою ответственность – это управляющая компания, которая занимается работами по управлению многоквартирным домом, связанная с обязанностью последнего, то есть страхователя нашего, установленная гражданским законодательство Российской Федерации возместить вред, причинённый жизни, здоровью или/и имуществу третьих лиц при проведении работ. То есть, что имеется ввиду? Наша управляющая компания проводит работы какие-то в доме, правильно? Правильно. Они что-то делают, они там меняют стояки, красят стены, ремонтируют входную группу подъезда и так далее. Если они что-то сделали плохое, по их виде произошло во время проведения работ, они виновны, страховая компания этот вред возмещает. Второе. Если они провели работы, но выявился какой-то недостаток работ и в результате этого недостатка, ну естественно, не специально это сделано было, здесь тоже смотрят на это, тоже причинён вред имуществу, либо жизни, здоровью граждан. И третье, если возникает при несделанных работах, можно так сказать, например, не очищен снег с крыши, он упал и попал на машину, то есть, вот эти виды...

Елена Макашева

– То есть, крыша, как объект, она входит в страхование, я правильно понимаю? Потому что управляющая организация, когда она заходит на дом, она подписывает соглашение, согласно которому выполняет определённый перечень работ, и этот перечень работ, видимо, она и страхует, да? То есть, если управляющая компания следит за состоянием вентиляций, инженерных коммуникаций и прочего-прочего, то видимо вот эти объекты, как раз и входят в перечень страхования?

Игорь Долженко

– Да, мы их просто можем разделить на несколько групп. Да. это идёт именно обслуживание вентиляций, ремонт дымоудалений – это то, что отвечает за безопасность нашего дома. обслуживание, капремонт лифтов, текущий ремонт лифтов, благоустройство и озеленение территорий, в том числе входит. То есть, территория, которая входит в обслуживание вокруг дома, например, есть общедомовая территория, она тоже входит. Техническое, аварийно-техническое обслуживание, обслуживание фасадов кровли, тоже самое, входит. То есть, герметизация, фасадные работы, очистка кровли от снега и так далее. То есть, всё, что компания управляющая обязана делать по договору управления жилым домом, эти все работы страхуются. То есть, недостаток, недовыполнение, либо некачественное выполнение, в результате чего нанесён вред третьим лицам, то есть, жильцам, либо имуществу жильцов, либо имуществу многоквартирного дома, общедомовому имуществу. Вот это мы и страхуем.

Елена Макашева

– У нас в России есть такая пословицы: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Вопрос. Всё-таки, для чего управляющей компании страховать свою ответственность? Потому что, если она уверена в качестве выполненных работ, может быть и не стоит это делать?

Игорь Долженко

– Интересный вопрос.

Елена Макашева

– Я готовилась.

Игорь Долженко

– Я понимаю. Но тут вопрос... Как ответить? Вы знаете, можно ли быть уверенным на 100% в качестве работ? Ну, я сомневаюсь. Перейдём к тому, что если бы я лично проводил все работы, на всех домах, там сверлил, замазывал, красил, занимался другими видами работ, сам крыши везде отчищал, наверное, тогда бы я сказал, что – да, я гарантирую, что я точно крышу почистил или у меня там точн6о убрали лёд, никто не поскользнётся. Тогда, наверное, да. Но директор управляющей компании не может быть уверен на 100%. То есть, всё равно, какой-то процент неуверенности может быть.

Елена Макашева

– Человеческий фактор?

Игорь Долженко

– Человеческий фактор, да. Ну, не знаю... дворник заснул. проспал, не вышел на уборку снега. Ребёнок выходил, поскользнулся, сломал руку.

Елена Макашева

– Ну в принципе, профессиональная управляющая организация не может себе такого позволить, как проспавшего дворника. Персонал подбирается достаточно чётко, качественно и качество выполненных работ, оно постоянно мониторится и отслеживается. У меня вопрос такой. Что тогда входит в понятие страховая сумма и как она считается? Как управляющей компании понять, из чего она формируется и что за этим последует?

Игорь Долженко

– Ну, страховая сумма для данного вида страхования, для страхования гражданской ответственности, она вообще-то назначается, скажем так, согласовывается между страхователем и страховой компанией. Можно её выбирать, так как это ответственность, выбирать любую – от ста тысяч рублей, до ста миллионов рублей. Но надо понимать, что за это придётся платить. То есть, если ты берёшь страховую сумму гражданской ответственности сто миллионов, то страховая компания должна подумать несколько раз – почему управляющая компания берёт именно такую сумму. Она собирается плохо выполнять работу и постоянно косячить, грубо говоря, и за неё придётся платить? Они задумаются, они могут эту сумму не дать. А с другой стороны, уменьшение этой суммы страховой... То есть, страховая сумма – это то, сколько выплачивает страховая компания. Но здесь ещё нужно оговориться, что есть подпункт, так называемый, это страховая сумма на один страховой случай. Страховая компания обычно... ну опять-таки, надо договариваться, это не обязательный вид страхования, это добровольный. Здесь каждая страховая компания предлагает свои правила страхования, страховая компания ставит свою сумму на один страховой случай.

Елена Макашева

– А как она её считает? Потому что, ведь дома очень разные, домовое имущество тоже разное. Мы понимаем, что даже если взять жилой фонд Москвы, начиная от пятиэтажек до элитных домов, то страховая сумма, которая прописывается, учитывается в договоре, она будет, естественно, разной. И это та сумма, которая потом будет возмещена управляющей организацией в случае форс-мажора или каких-то там негативных событий. Всё-таки, мне хочется понять методологию подсчёта этой суммы. Как управляющей компании понять, какая сумма для неё будет оптимальная? Потому что, мы же проводим эту программу, в том числе и для управляющих организаций. Для собственников недвижимости и для управляющих организаций. Мы рассказываем им о тех услугах и продуктах, которые есть на рынке, для того, чтобы облегчить их жизнь, сделать её более безопасной, удобной, и я так понимаю, что страхование, вот эти страховые пакеты, страховые полисы, которые покупает управляющая организация, она снимает определённую напряжённость между ней и собственником. То есть, получается так, что, купив полис страховой, в случае возникновения непредвиденной ситуации, управляющая компания обращается в страховую и та, согласна полису...

Игорь Долженко

– Заявлению.

Елена Макашева

– Да, согласно заявлению, возмещает собственнику сумму ущерба. Я правильно поняла?

Игорь Долженко

– Правильно, но сначала, смотрите, давайте с самого начала возьмём. Как нам понять страховую сумму и страховую сумму на один страховой случай?

Елена Макашева

– А давайте тогда разделим, сначала – страховая сумма, а потом – страховая сумма на отдельный страховой случай. Потому что, меня пока интересует механизм формирования самой страховой суммы.

Игорь Долженко

– Ну, страховая сумма у страховых компаний обозначается по их правилам, по их видению. Они видят, что, например, там некоторые страховые компании говорят: «А у нас страховая сумма максимальная на один дом, не имеет значения, сколько подъездов – один миллион рублей». Другая страховая компания говорит: «Мы вам можем предложить на дом три миллиона рублей». То есть, страховая сумма один миллион, три миллиона, может быть, кто-то пять, может быть, управляющая компания захочет там пять миллионов рублей. То есть, она должна сама оценить, управляющая компания, она видит, каким же он фондом управляет. Дом стоит, грубо говоря, один миллиард, а какой-то дом стоит там 150 миллиардов. Поэтому, убыток может быть нанесён протечкой из крана воды, в одном доме это – десять тысяч рублей, а в другом доме это элитный ремонт – на 150 тысяч рублей. И соответственно, если это несколько раз может произойти, то страховая сумма, естественно, должна покрывать эти убытки. Но и здесь, управляющая компания должна понимать, исходя из опыта собственного, либо опыта ассоциации, а управляющие компании, скорее всего, в пределах ассоциации общаются и знают у кого что произошло или может произойти. Там, падение лифта «Алые паруса» и так далее. Вот это всё, то есть, открытая информация, нужно понимать – что происходило, кто кого залил, у кого что упало, где там ток не туда пошёл или канализацию прорвало. То есть, вот эти вещи, они всё равно, в принципе, открыты. И, опять-таки, например, у страховых компаний есть своя статистика по убыткам. У страховых компаний есть статистика по убыткам, по выплатам. И, исходя из неё, они корректируют, что они могут предложить управляющей компании. Если мы закончили со страховой суммой общей, то перейдём на страховую сумму на один убыток. То есть, что это такое. Если мы берём страховую сумму для управляющей компании миллион рублей, но у нас написано, что страховая сумма на один убыток там 250 тысяч рублей, то... возьмём давайте самый простой, там залив какой-то. Прорвало стояк. вот у знакомой у моей залило там две квартиры. Маленькое количество. Я знаю, у вас там было 16 квартир. Это, как раз, большой форс-мажор, надо думать над этим. Это тоже можно застраховать, но это немножко другая цена будет, поэтому, наверное, нет смысла. Либо, как раз, надо более хорошо относиться к обязанностям, чтобы быстро перекрывать, чтобы таких не было, если это залив. Ну возьмём залив. Произошёл залив...

Елена Макашева

– Залив по вине управляющей компании, да?

Игорь Долженко

– Да, мы говорим про управляющую компанию

Елена Макашева

– Не то, что произошло в квартире, а именно по вине управляющей компании?

Игорь Долженко

– Нет, ну стояк всё равно же относится к общедомовому имуществу и обслуживается управляющей компанией.

Елена Макашева

– Но заливы бывают разные. У кого-то потекла батарея, а кто-то кран не закрыл

Игорь Долженко

– Нет, мы сейчас, как раз, подошли к организациям, которые обслуживанием занимаются. Вот, если по их вине. Это ещё один шаг, когда мы вернёмся к урегулированию, там будет вот этот вопрос, как раз. Определили, что по вине управляющей компании произошло и сумма возмещения ущерба составила там двести двадцать тысяч рублей. И здесь получается так. У нас сумма на один страховой случай – 250, сумма ущерба – 220. Ну, грубо говоря, всё бьётся. Страховая компания выплачивает. Если же вот этот залив, как у вас там на шестнадцать квартир и сумма ущерба полтора миллиона, то страховая компания выплачивает только 250 тысяч. То есть. если это один случай. В дальнейшем, если вдруг происходит второй случай, а на второй случай тоже там 250 тысяч. И здесь, как это определить? Когда я общался с нашим заказчиком управляющей компании, мне сказали, что 250 тысяч, это большая сумма, таких убытков у нас не было. За время обслуживания данной территории там максимальный какой-то убыток по нашей вине произошёл на 100 тысяч рублей. То есть, нас, в принципе устраивает 150 тысяч на глаза. И здесь вот, именно на этом, мы, например, можем понизить тариф. Тариф – это процент от страховой суммы, которую платит страхователь. И получается, чем меньше тариф, тем меньше платит страхователь. И вот, это один из факторов... то есть, страховая сумма на один страховой случай – это один из факторов, который влияет на стоимость страхования.

Елена Макашева

– Полиса, да? Конечного полиса?

Игорь Долженко

– Да, да.

Елена Макашева

– А вот, смотрите, если вернёмся к страхованию... изначально, всё-таки, мы приходили к добровольному страхованию ответственности автолюбителей, да? Это наболевшая ОСАГО. И, насколько я знаю, страховые компании, они ведут свою какую-то статистику по случаям. Если ты покупаешь машину определённой марки, у тебя один тариф, если покупаешь другой и общая динамика несчастных случаев выше, то естественно, что тариф страхования выше. Вот, страховые компании ведут какую-то свою, внутреннюю статистику страховых случаев именно в ЖКХ?

Игорь Долженко

– Вне всякого сомнения, те, кто присутствует на рынке страхования гражданской ответственности, ведут эту статистику.

Елена Макашева

– Какие-то цифры можете привести?

Игорь Долженко

– Ну, например, по цифрам. Выплачены одной из страховых компаний, с которой мы плотно взаимодействуем, выплачены убытки с 2010 по 2015 год. Если в 2010 году, начало страхования, предполагаемых программ, убыток 30 тысяч рублей... Ну, то есть только начало, может быть один или сколько там полисов было договоров заключено, то в 2015 году выплачено уже 6,5 миллионов рублей. Это хорошая сумма. При этом, как мы с вами говорили. ведётся также расчёт среднего убытка. Здесь мы видим с вами, если в 2010 году взят убыток порядка 18 тысяч рублей, ну то есть 30 тысяч, я так понимаю, это несколько убытков было, то к 2015 году, в принципе, выровнялось, но с 2013 по 2015 это примерно 90-100 тысяч рублей. больше убытка нет. То есть, либо убытки, которые мы знаем эти управляющие компании, это либо не их вина была, либо они были не застрахованы, либо застрахованы не в этой компании, которая предоставила нам эти данные. То есть, по этой компании это 100 тысяч. Как и говорил мой заказчик, скажем так, он где-то прав, порядка 100-150 тысяч, это хватает на один убыток вполне, нет смысла завышать. Какие могут быть примеры, тоже, чтобы не обманывать, возьму бумажечку и скажу, что утечка хладогентной системы кондиционирования зданий, то есть это большие убытки, это там 430 тысяч пошло, повреждение телефонной станции – 83 тысячи, падение наледи с кровли здания на автомобиль – 45 тысяч, срабатывание системы по причинам возгорания в межпотолочном пространстве – тут вот убыток был на девять миллионов, соответственно если мы считаем, что один миллион только возмещается, то на восемь уже определит суд кто попал. Есть по структуре страховых случаев в ЖКХ разбивка. Наибольшее место занимает, вот как мы говорим с вами, это протечки и заливы. Всё-таки, как бы хорошо мы не делали, какими бы хорошими людьми мы не были, но случается так, что железо, пластик не выдерживают и пропускают эту воду в наше помещение либо в общее имущество. Получается, что порядка 64 процентов случаев, это протечки и заливы. А заливы, вот кстати, хочу вспомнить, у меня в доме. Я член совета правления домом, и у нас крыша, застройщик наш сделала некачественную крышу, и, к сожалению, одного нашего товарища заливает в моменты, когда большое скопление воды на крыше. То есть, мы подали там всякие заявления, застройщик признал свою вину и вот сейчас мы добиваемся, чтобы крыша была переделана. Если бы это, как я понимаю. прошёл гарантийный период, пять лет, правильно? – тогда управляющая компания попадала бы на эти деньги. Она должна была бы устранять, первое – причины залива, второе – следствия залива в квартире. Вторым является пожар и возгорание. Что это? Щитки, проводки, некачественное проведение каких-то работ, возможно, внутри подъездов, на крышах, в подвалах. И распределение идёт, это вред жизни и здоровью третьих лиц и вред авто на парковке, то есть, это я так понимаю, у нас получается – деревья, которые возможно, управляющая компания их там не допилила, не дооформила каким-то образом, и это снег, покрытие, вред жизни и здоровью о чём мы говорили. Это может быть неубранная территория, урна упала там не в том месте, её вовремя не убрали. кто-то споткнулся. может очень много всего произойти, поэтому страховые случаи есть. всё случается, мы можем, если кого-то конкретно это интересует, мы можем взять, запросить в разных компаниях, но примерно это вот, таким образом.

Елена Макашева

– Скажите пожалуйста, а вот ОСАГО. Нужен ли Вам аналог ОСАГО при страховании многоквартирных домов? Чтобы государство вмешалось, ввело обязательное страхование управляющих организаций? Или это всё-таки должно быть добровольным? Управляющие организации должны сами понимать, для чего им это нужно, а каких объёмах и дальше уже самостоятельно страховать свою ответственность?

Игорь Долженко

– Я не знаю, может я стану врагом управляющих компаний, если скажу, что да, может быть даже стоит вводить это, как ОСАГО, то есть со стороны государства. Поскольку, может быть, страхование ответственности управляющей компании, это гарантия получения компенсационной выплаты. То есть, если все управляющие компании будут застрахованы, первое – мы можем сделать тариф гораздо меньший, то есть, более привлекательный для управляющих компаний. Чем больше у нас будет охват, тем больше мы берём статистики, вычитываем правильный тариф, риски у нас размываются, соответственно, тариф будет меньше. Второе – социальная составляющая, когда управляющая компания застрахована, напряжения и так хватает между жильцами дома и управляющей компанией. Там, где-то лучше компания, где-то хуже, но вот, какие-то недочёты, они всё равно всегда есть, есть какие-то люди недовольные. И это всё-таки социальную напряжённость снимет, когда люди будут понимать, что, если управляющая компания, по её вине что-то произошло, мы можем всегда обратиться в страховую компанию и получить свою выплату. На дом, на собственное имущество, за здоровье и так далее. Поэтому, мне кажется, это было бы интересно.

Елена Макашева

– А мы можем сказать, что полис поможет управляющим организациям сэкономить? То есть, приблизительная стоимость полиса, если мы берём сумму страхового возмещения один миллион, сколько это может стоить для управляющей организации?

Игорь Долженко

– Опять-таки, при расчёте страховая компания смотрит на ту управляющую компанию, сколько она на рынке, возможно была история страхования. возможно были убытки, какие-то судебные дела, ну в общем, всё это можно посмотреть – и она выставляет свой тариф. Примерная стоимость страхования может колебаться от одного рубля, в принципе можно и меньше, от одного до трёх рублей за квадратный метр обслуживаемой территории. При этом имеется ввиду территория внутри дома.

Елена Макашева

– Общедомовое имущество?

Игорь Долженко

– Общедомовое имущество, но территория, которая прилегает к дому, она здесь не считается, однако ответственность работы на ней тоже включается в стоимость полиса. Стоимость полиса колеблется от 30 до 890 тысяч рублей за один полис.

Елена Макашева

– В год?

Игорь Долженко

– В год, да. Ещё один плюс, страховые компании обычно идут навстречу и могут предлагать оплатить не единовременно, а в рассрочку. То есть, при самом грубом подсчёте у нас получается что-то меньше, там, по-моему, полкопейки за квадратный метр в день. При этом – вот, хотел процитировать, а у меня листочек улетел, но будем так говорить – при этом расходы на страхование вычитаются из доходов налогооблагаемой базы.

Елена Макашева

– То есть, есть возможность сэкономить?

Игорь Долженко

– Да. Здесь ещё вопрос в том, что вы можете сэкономить. Те деньги, которые вы потратили на страхование, вам вернутся сторицей.

Елена Макашева

– Получается, что часть этих денег, затраченных на полис, возвращается за счёт оптимизации налогообложения. Правильно я понимаю?

Игорь Долженко

– Да, да, конечно, так и есть.

Елена Макашева

– Ну, то есть, получается, у управляющей организации два основных плюса. Первый – за достаточно небольшую сумму она страхует свою ответственность, и в случае наступления страхового случая, выплачивает страховая компания, то есть, эти расходы не ложатся на саму управляющую организацию. И второе, они могут оптимизировать за счёт налогообложения. Да? То есть, как бы сэкономить?

Игорь Долженко

– Да, в принципе, мы получаем уменьшение стоимости работ управляющей компании. То есть, если страховой случай не произошёл, то эта сумма, сто тысяч, разбитая на год, ну возьмём сто, может это пятьдесят тысяч, разбитая на год, насколько критична, но при этом мы можем сэкономить на налогах. А если же что-то произошло, то мы экономим средства, которые нужны для восстановления повреждённого имущества, либо жизни и здоровья, поэтому плюсы денежные, имущественные вот эти все, они есть. А социальная составляющая, она мне кажется, тем более, очень. Во-первых, управляющая компания может рекламировать себя на своём сайте, повесить, что она соответственно застрахована, может более привлекательна при конкуренции за управление каким-то имуществом. Тем более, что мы говорим, управляющая компания или управляющая организация может управлять не только жилым домом, а это может быть бизнес-центр, это может быть завод.

Елена Макашева

– То есть, это жилая и нежилая недвижимость? Получается, что ограничений для страхования гражданской ответственности у управляющих организаций нет?

Игорь Долженко

– Да, здесь ограничений, конечно, нет. Здесь просто именно страхуют ответственность при проведении работ. Что они обслуживают – ни в коем случае не имеет значения. Только имеют значение работы, которые мы включаем. И здесь мы тоже можем, понимаете, если каких-то работ нет, их не обязательно включать в полис и при этом стоимость полиса уменьшится. за счёт того, что мы часть рисков убираем. То есть, это подход такой, очень гибкий. Вообще мы можем застраховать определённый вид работ, мы можем застраховать работы по уборке территории, и всё. Мы можем застраховать работы по обслуживанию лифтов, и всё, работы по обслуживанию дымоходов, дымовыводящих систем, и всё. Либо набрать комплекс. Но, надо понимать, что отдельные риски, всё-таки, будут стоить дороже, нежели мы возьмём пакет, ну, стоимость там десять видов работ – сто тысяч и если мы берём отдельные, то это не будет десять тысяч за один вид. Это всё равно будет несколько выше. Пакетные решения, они всегда более привлекательные.

Елена Макашева

– Я напомню, что у нас в студии Игорь Долженко – директор по работе с ключевыми клиентами компании "Инновационные страховые решения" и мы говорим о том, как приобрести полис страхования и быть уверенным в завтрашнем дне. Следующий вопрос. Вот, наступил у нас страховой случай. К сожалению, никто, как говорится, не застрахован.

Игорь Долженко

– Кто застрахован.

Елена Макашева

– Кто застрахован, да. И у него этот случай наступает. Что ему делать? То есть, какая процедура? Звонить в страховую компанию, заявлять об этом страховом случае и дальше начинать уже работать со страховой компанией? Или управляющей организации придётся побегать, пособирать бумажки, как это сейчас в принципе происходит и доказать, что она не виновата? Как страховая компания урегулирует убытки в МКД?

Игорь Долженко

– Ну, смотрите. Заявление подавать всё равно придётся по любому. Если страховая компания не знает о страховом случае, то естественно. она и не собирается выплачивать, тут придётся писать. Если что-то случилось, вне всякого сомнения, представитель управляющей компании выходит, выезжает, выбегает на место, насколько я понимаю. Первое – для того, чтобы устранить, если что-то происходит, второе – чтобы в акте описать там повреждения, разрушения, убытки.

Елена Макашева

– Получается, аварийный комиссар такой должен выехать?

Игорь Долженко

– Нет, представитель управляющей компании всё равно приходит. Он же взаимодействует с жителями, они свой акт составляют между собой. Они составляют акт осмотра и подтверждения, желательно... ну, сейчас есть у всех телефоны с фотоаппаратами либо фото – видео съёмку, какой-то фотоотчёт, чтобы более подробно понимать, что происходит. А далее есть некоторое развитие событий. У страховой компании, опять-таки, это можем включать в условия страхования, по договорённости со страховой компанией, как такой аварийный комиссар можно назвать, человек, который выезжает на место, тоже подтверждает, что да, был убыток именно такой, какой мы говорим. Здесь тоже можем включить сбор документов, но надо понимать, что какие-то документы... ну, не будем углубляться в сами случаи. потому что они все разные – какие-то документы может взять либо потерпевший только, то есть. например, справку о состоянии здоровья никому не дадут, кроме меня самого. То есть. на меня упал снег, у меня болит голова, я пошёл в поликлинику. Управляющий компании не возьмёт справку. ему не дадут её. То есть здесь должен потерпевший сам это сделать. Какие-то вещи может запросить сама страховая компания по договорённости, какие-то запрашивают управляющие компании, но при этом, надо понимать, у нас застрахована гражданская ответственность и выплата происходит, если управляющая компания в этом виновата. Здесь тоже у нас два выхода. То есть, если это упал снег, ну, например, тут тактически понятно, что это виновата компания потому что она не почистила и всё произошло по её вине. Могут быть спорные случаи и тогда вину компании, всё-таки. страховая компания принимает только решением суда. То есть, варианта два – либо это виновата управляющая компания, либо это доказывается через суд. Суд говорит, что да, вы виноваты, признаёт сумму ущерба. Опять-таки, если всё понятно, все со всем согласны, то может быть досудебное урегулирование. Если есть какие-то разногласия, то сумму ущерба, виновность. частичную виновность компании, всё-таки, решает суд у нас. Поэтому, по решению суда идёт выплата. Либо досудебное урегулирование в случае согласия всех сторон – и потерпевшей стороны, и виновной стороны, и страховой компании. Да, произошло, ничего не поделаешь.

Елена Макашева

– А какой-то процент у вас есть того, сколько всё-таки случаев рассматривается в суде?

Игорь Долженко

– Про суд, знаете, я ничего не могу сказать, сколько в суд подаётся. Но дело в том, что, например, по выплатам, там получается у нас, по предоставленным данным, порядка трети... может я, как раз, не допонимаю, не буду обманывать, порядка трети через суд выплат идёт. Остальное, я так понимаю, досудебное урегулирование. То есть, в принципе, не так всё плохо.

Елена Макашева

– Тогда вопрос следующий. Вот, управляющая, мы с вами обсуждали, если произошло что-то по её вине, что-то произошло без её вины, то есть, управляющая компания тоже является пострадавшей. В этой ситуации как? Ну, обильные осадки, вот возьмём.

Игорь Долженко

– А как управляющая компания от осадков пострадала?

Елена Макашева

– Обильные осадки, управляющая компания физически не успевает очистить крышу. Вот мы прошли, обильные снегопады были в этом году, когда просто физически не успевают счищать снег с крыши или чистить тротуары. Наступает страховой случай. Это к чему мы его относим? К вине управляющей организации, что она медленно работает или это всё-таки форс-мажор, природные явления?

Игорь Долженко

– Мне кажется, это всё-таки вина управляющей компании. Какой бы не был форс-мажор, тут вопрос такой – хотите, нанимайте вместо одного дворника пять, или кого-то выводить, там офисных работников. Поэтому здесь всё равно страховая компания обязана почистить и что произошло не имеет значения. Это недостаток их работ, либо невыполнение по какой-то причине. Если они не захотели, это одно, а если они не смогли, это вот, как раз и является страховым случаем. Естественно, если пошёл снегопад, и ты знаешь, что ты застрахован, курить не надо, мало ли что... Понимаете в чём дело? Вопрос ответственности, он есть ответственность материальная, а может для директора и уголовная настать ответственность, если что-то произошло, не были сделаны какие-то работы.

Елена Макашева

– Погиб человек или...

Игорь Долженко

– Да, материальная – это материальная, выплатили и всё. Но если человека нет, здесь уже будут совсем другие люди разбираться в их вине и возможно... Я думаю, такого не будет, что кто-то будет сидеть курить и смотреть, как там всё заносит или заливает. Все будут делать то, что нужно делать. Но бывает да, то что не смогли, не получилось, это и есть страховой случай. Это, как раз страхование, выплата в случае, когда что-то произошло непредвиденное. Не то, что точно произойдёт. Мы не можем застраховаться от того, что сегодня солнце сядет вечером, оно всё время так делает. А вот, если оно не сядет вечером, вот это можно застраховать. То есть и здесь тоже, да, форс-мажор. Но и здесь тоже, засыплет крышу или не засыплет – никто не знает.

Елена Макашева

– Понятно. Как оформить договор? Управляющая компания определилась, что ей действительно нужно застраховать свою ответственность, она понимает свои плюсы при этом, она понимает, что определённые тылы она закрывает заключением этого полиса, что нужно сделать для того, чтобы этот полис оформить, какие шаги дальше компания должна сделать, какие документы собрать?

Игорь Долженко

– Смотрите, вопрос в том, что есть три пути. Первый путь, это обратиться напрямую в страховую компанию, в любую страховую компанию, постараться помониторить по рынку, кто-то должен этим заняться – мониторить на рынке, кто что предлагает, какие условия, позаполнять эти все заявления – у каждой страховой своё заявление. Второй путь – это пойти в Ассоциацию АКОН, которой буквально через некоторое время мы сделаем пакетное предложение, уже понятно, от нескольких компаний. ОКОН этим займётся вместе с нами, промониторим рынок и вместо наших страхователей мы всё это сделаем и предоставим лучшие условия в виде там трёх каких-то пакетов. То есть, они могут прийти к вам, данные по юрлицу, по домам, которые они обслуживают, они должны будут представить. Мы это предоставляем в страховую компанию, которая будет являться нашим партнёром в этой программе по страхованию, и они выпускают полис, договор, который управляющая компания подписывает, и они считаются застрахованными с момента оплаты страховой премии.

Елена Макашева

– То есть, мы можем смело сказать, что как только будет готов этот пакет решений, также будет включать перечень необходимых документов, который управляющей организации необходимо сдать для того, чтобы заключить этот договор. Я правильно понимаю? Потому что, всё равно, вопрос серьёзный, страховые компании тоже к этому должны подходить очень серьёзно. Я понимаю, что должен быть определённый перечень документов, как паспорт дома, наверное, какие-то технические документы, регламенты обслуживания, и исходя уже из этого будет формироваться какая-то стоимость этих услуг.

Игорь Долженко

– Вы знаете, когда мы разрабатывали пакетное предложение, такого количества документов, в принципе, было не нужно. Нужно только понимать обслуживаемую площадь, адреса домов, что это, кто это, и в том случае, если мы сделаем с вами пакетное предложение, АКОН будет как входящее окно, здесь мы обойдёмся минимальным пакетом. То есть, нам нужны, первое – это данные юрлица управляющей компании, второе – это адреса и площади, чтобы посчитать стоимость страховки. Всё.

Елена Макашева

– То есть, получается, что за минимальный набор документов управляющая организация получает максимальный комплекс услуг.

Игорь Долженко

– Да. Да, конечно.

Елена Макашева

– Я хотела сказать, что сегодня у нас в студии был Игорь Долженко – директор по работе с ключевыми клиентами компании "Инновационные страховые решения" и мы обсуждали тему «Страхование общедомового имущества в многоквартирном доме». Подводя итоги, мне хочется вот что сказать: тема новая, вопросов много, и мне кажется, что всем участникам рынка надо принять активное участие в становлении этого сектора, потому что, застраховав себя, застраховав свою гражданскую ответственность, мы можем быть уверены в нашем будущем. Поэтому предлагаю всем подумать над этим вопросом, присоединиться к нам, присылать вопросы к нам в Ассоциацию, подробную информацию вы можете посмотреть на сайте http://acon.pro так и Игорю. Я думаю, все мы с удовольствием вам ответим. И в заключении мне хочется у вас спросить, что вы можете пожелать управляющим организациям?

Игорь Долженко

– Что я могу пожелать управляющим организациям?

Елена Макашева

– Как собственник, как представитель страховой компании.

Игорь Долженко

– Вы знаете, слава Богу, управляющая организация нашего дома очень адекватно, хорошо реагирует на требования, на чаяния собственников, я рад, что наша управляющая компания «Монолит Сервис» нас обслуживает. Я хотел пожелать собственникам многоквартирных домов, товариществам собственников жилья побольше компаний, которые понимают ответственность свою перед жителями, понимают ответственность за проводимые ими работы, за обслуживание, что это не только какая-то работа просто материальная, а это именно социальная составляющая, это часть нашей жизни. Не только деньги, но и хорошее настроение. Кто-то пошёл в плохом настроении на работу, что-то не доделал, что-то случилось плохое. Поэтому, мы все завязаны, давайте, пусть у нас будет всё хорошо, побольше адекватных управляющих компаний, побольше страховых компаний, которые будут нам помогать в страховании и всем добра.

Елена Макашева

– И поменьше страховых случаев.

Игорь Долженко

– Да. Знаете, тут вопрос в том, что я заплатил – я получу, да ну его! Пусть лучше заплачу пятьдесят тысяч рублей, у меня ничего не случится и не надо будет собирать документы, не надо будет обращаться в суд. Лучше, знаете, как – заплатить за неслучившееся. Мне кажется так.

Елена Макашева

– Спасибо огромное! Ещё раз спасибо всем, кто с нами был и до новых встреч в среду, в час дня. До свидания.

Игорь Долженко

– До свидания.