Александр Красников
– Добрый день, уважаемые слушатели. В эфире программа «Крутые парни» и с вами ведущий Александр Красников. Сегодня у нас в гостях очень интересные люди – кузнецы Матвеевы: Алексей и Владислав. Здравствуйте.
Алексей Матвеев
– Здравствуйте
Владислав Матвеев
– Всем привет.
Александр Красников
– Алексей, Владислав, мы вас знаем в Москве, во всяком случае, по многим ножевым выставкам, таким как «Клинок», «Арсенал» или вот сейчас идет «ARMS & Hunting». Вы тоже на этой выставке присутствуете, да?
Алексей Матвеев
– Да, да.
Александр Красников
–То есть, это напоминаю нашим слушателям, что кто незнаком с вашими работами, можно еще успеть в ближайшие дни на выставку «ARMS & Hunting» и непосредственно с вами пообщаться, и посмотреть ваши работы.
Алексей Матвеев
– Да, ждем.
Александр Красников
– Хорошо. То есть за завтра уже можно к вам будет подойти туда. Да?
Владислав Матвеев
– Конечно.
Александр Красников
– Номер стенда?
Владислав Матвеев
– Думаешь, мы помним?
Алексей Матвеев
– Ты смотри.
Владислав Матвеев
– «Кузнец Матвеев».
Александр Красников
– Хорошо. Тогда вопрос у меня такой. Вот вас двое. Отец и сын. Почему вы на всех выставках присутствуете на стенде, который именуется «Кузнец Матвеев», то есть вас?
Алексей Матвеев
– Ну, когда-то начинал я один. Поэтому стенд получил такое название – «Кузнец Матвеев». А подтянулся сын, и название осталось, и менять его уже не было никакого интереса и смысла.
Александр Красников
– То есть, ни «Кузница Матвеевых»… Не стали. Просто как привыкли «Кузнец Матвеев», так и оставили.
Алексей Матвеев
– Тем более был я – кузнец Матвеев, сейчас дело переходит в руки сына. Он кузнец Матвеев.
Владислав Матвеев
– Дальше к внуку перейдет.
Александр Красников
– К внуку перейдет, да?
Алексей Матвеев
– Он будет кузнец Матвеев.
Александр Красников
– А сколько внуку?
Владислав Матвеев
– Два года.
Александр Красников
– Два года? Так, хорошо. А внуку уже подарили молоток? Дедушка?
Алексей Матвеев
– Ну, рановато, рановато.
Александр Красников
– Рановато? Ну, такой, пластиковый хотя бы.
Владислав Матвеев
– Пластиковый есть.
Алексей Матвеев
– Нет. Сразу железный будет.
Александр Красников
– Вот, пластиковый есть, а дедушка сразу железный подарит. Слушайте, у нас, получается, знаете, такой уже второй эфир, где у нас присутствуют кузнецы. На первом эфире у нас присутствовал Игорь Юрьевич Пампуха с сыном Олегом, который пришел тоже в кузницу совершенно не сразу, а получив высшее юридическое образование. Первый вопрос будет, наверно, тогда к Алексею. Алексей, а Игорь Юрьевич, когда здесь был в гостях, рассказывал такую историю, что он виноват в том, что вы лично оказались в кузнице и занялись этим делом, кузнечным. Расскажите, пожалуйста, про эту историю более подробно.
Алексей Матвеев
– Виноват он. Действительно, да. Мы с ним познакомились, когда нам было лет по пятнадцать. Просто случайно наши родители получили квартиры примерно в одном районе. Его отец, Юрий Тарасович Пампух, был бригадиром кузнецов на довольно-таки большом предприятии. Вот мы с пятнадцати лет, в крайнем случае, я… Он, может, и раньше бегал к отцу. Потом мы стали вместе бегать в кузницу и просто любоваться этими ребятами-кузнецами.
Александр Красников
– То есть школьниками еще?
Алексей Матвеев
– Да, еще школьники были. Но у меня и мыслей не было таких, что я когда-то стану кузнецом. Но благодаря Игорю Юрьевичу… Для меня меня-то он Игорь.
Александр Красников
– Ну, для вас Игорь, конечно.
Алексей Матвеев
– Я после школы поступил в институт. Но бросил все это дело и…
Александр Красников
– Бросили? На каком курсе?
Алексей Матвеев
– Я два курса отучился. Меня забрали в армию. Я пришел с армии. Была возможность идти дальше учиться. Но Игорь Юрьевич уже работал в кузнице.
Александр Красников
– Он для вас стал учителем? Или Юрий Тарасович для вас стал учителем?
Алексей Матвеев
– Да нет, Юрий Тарасович, конечно.
Александр Красников
– Юрий Тарасович.
Алексей Матвеев
– Это великий учитель. Он не был учителем как таковым. Он дал возможность мне стоять рядом и смотреть, что он делает. Если я смог научиться, это уже не столько заслуга Юрия Тарасовича, честно говоря, сколько Игоря Юрьевича. Но это сложный вопрос.
Александр Красников
– Понятно. То есть и дед, и отец Пампуха повлияли, каждый в какой-то мере на то, что вы стали кузнецом.
Алексей Матвеев
– Практически 100% их влияние. Я бы и не знал, вообще, этот мир кузнечный, если бы не два великих Пампухи.
Александр Красников
– Два великих Пампухи, да? Юрий Тарасович, дай бог ему здоровья. Еще рука у него крепкая. Хорошо. А вот Владислав, как пришел, вообще, к отцу? Я просто Алексея спрошу немножко попозже, пусть он дополнит.
Владислав Матвеев
– Как я пришёл? У нас была времяночка. У нас был двор, времяночка. Во времяночке отец поставил точильный станочек и иногда делал ножи там, у себя во дворе, можно сказать. И мне это очень нравилось всегда. Я уже в школьные годы начал тоже пытаться что-то делать. А закончив институт… Я физмат закончил.
Александр Красников
– Физмат?
Владислав Матвеев
– Физмат, да.
Александр Красников
– А, интересно, у нас кузнецы – это готовые математики, физики и юристы, да, вдогонку?
Владислав Матвеев
– Закончил физмат. Ну, я сам тоже не думал идти куда-то. Я бизнесом каким-то мечтал.… А когда закончил, попал в кузницу. Что-то начал сначала помогать. Нравилось это дело. Черная работа сначала была. Потом постепенно, постепенно на выставки мы уже попали. Тут у меня начало все гореть.
Александр Красников
– Да? То есть батя, естественно, сначала чернорабочим, то есть помощником.
Владислав Матвеев
– Ну, естественно. Я пока на выставки не попал, не увидел, что это за каша такая.
Александр Красников
– И какое первое впечатление было у тебя? Что это за каша такая?
Владислав Матвеев
– Какое первое впечатление? Для меня все оказалось: «Ни фига себе там. Как люди могут». Потом, зная батины работы, я говорю: «Неужели мы так не можем? Неужели ты так не сможешь?» Я знаю, что он может. Знаю его руки. Уже с детства видел, наблюдал. Он говорит «Давай, тоже попробуем просто, чтобы показать себя, попытаться кого-то удивить». Вот эти кованные вещи, они же у нас в ЦДХ там появились. Мы их…
Александр Красников
– Это еще… Это тот клинок, который был в ЦДХ? Самый первый?
Владислав Матвеев
– Тот клинок, который был в ЦДХ. Да. Нет, самый первый в Олимпийском был у нас. Или где?
Алексей Матвеев
– В ЦДХ первые клинки были.
Владислав Матвеев
– Ага, в ЦДХ. И там мы удивили. То есть мы там показали. Нас начали запоминать. О нас начали писать. И оттуда потихоньку, потихоньку…
Александр Красников
– Втянулся.
Владислав Матвеев
– Да.
Александр Красников
– Хорошо. Алексей, Владислав говорит, что он в какой-то мере сподвигнул вас на то, чтобы куда-то идти дальше.
Алексей Матвеев
– Честно говоря, да.
Александр Красников
– Да? Сын все-таки.
Алексей Матвеев
– У меня больше был упор в то время на крупные вещи по художественной ковке: ворота, заборы, балконы. Ну, естественно, занимались и миниатюрной ковкой, и клинками. Вот сын предложил попробовать себя на выставках, свои силы.
Александр Красников
– То есть вы начали сначала художественную ковку на выставки привозить, да?
Алексей Матвеев
– Художественная ковка у нас в стиле миниатюрном. Вот эти динозавры, драконы, розочки разного стиля в сочетании с клинками, с ножами. До этого мы занимались заборами. Довольно-таки большими объемами, когда тонны металла приходилось крутить, вертеть, в цветы перековывать. А когда с сыном попали на первые выставки, сначала зрителями, потом участниками, и нам это понравилось.
Александр Красников
– Понравилось, да? То есть ножи пошли как бы уже немножко позже? Да? То есть уже после клинка?
Алексей Матвеев
– Не. Ну, ножи, как таковые были еще со времен работы с Пампухами в Советском Союзе.
Владислав Матвеев
– И параллельно были всегда.
Александр Красников
– Ну, опять вот, Пампухи на что-то повлияли с самого начала. И на ножи в том числе.
Алексей Матвеев
– Практически я первый раз увидел изготовление ножа полностью от куска железа до готового изделия – это смотрел на Юрия Тарасовича Пампуху, на отца Игоря Юрьевича. Это действительно мой учитель. Он мне не показывал что, как делать. Вот еще раз повторяю. Он дал мне возможность: «Вот стой и смотри. Научишься, пойдешь дальше. Не научишься – я ничего не смогу сделать». Ну вот, в жизни мы чему-то научились. Поэтому мы что-то умеем, мы находимся на этих выставках, участвуем.
Александр Красников
– Несомненно, умеете. Мы чуть-чуть попозже поговорим о ваших работах более подробно. Вот я хотел бы задать вам вопрос. В Брянске, когда посчастливилось быть у вас в гостях, вы сказали, что у вас две кузницы. То есть не одна кузница, где вы вместе работаете, а именно две. Как так сложилось и почему? Вот вроде бы кузнец Матвеев, опять же, да? Вас двое и кузницы тоже две.
Алексей Матвеев
– Здесь довольно-таки все просто. Я строил изначально с нуля себе кузницу. Достал молот, сварил горно. Небольшое помещение. И у меня получился такой маленький треугольник: горно, молот, наковальня. Даже протоптанный так хорошо этот треугольничек ногами потому, что изо дня в день бегаешь по этому треугольнику. Вот сын Владик пришел ко мне. Он сначала подмастерьем, потом сам начал неплохо делать эти вещи. И мы стали там не помещаться, то есть мешать друг другу. И или он работал, или я работал. Это тоже как-то не устроило ни его, ни меня. Поэтому он сделал свою кузницу. Сейчас работает сам. Вот у нас две разных кузницы.
Александр Красников
– Две разных кузницы. А какая у вас специализация? То есть дело в том, что говоря о ваших изделиях, там же есть очень много и скульптур. Это динозаврики, всякие пресмыкающиеся, насекомые. Это композиции, это всякие бытовые изделия в виде столов там. Когда был у вас в гостях, Алексей, вы мне показывали и балкон оформленный, и диваны, и кровати, и журнальные столики, да, все это сделано. Это высокохудожественная ковка. Это совсем не та ковка, которая у нас есть: преподносят, где из готовых гнутых железяк тебе что-то сварили, и вот мы, значит, сделали тебе классную художественную ковку. Совсем другой уровень восприятия и, действительно, это не о такой идет речь. И есть у вас в работе и ножи, и клинки мозаичного дамаска. Вот какова специализация? Кто чем занимается? Алексей, Владислав?
Алексей Матвеев
– Кузнечный мир – очень широкий мир. Это и художники-кузнецы, и хорошие промышленные кузнецы. И есть даже такое направление, как лошадники. Вот кузнецы, которые занимаются только лошадьми. У них свой инструмент, свои приспособления, свои станки. Когда-то, при развале Советского Союза, мы оказались за бортом. Мы были промышленными кузнецами в основном. Перековывали тонны металла из одного размера в другой; то, что нужно было заводу. Но развалился Союз, заводы стали закрываться. Кузнецов стали просто в сторону отодвигать. Не нужны были. И, по-моему, в то время люди просто стали выживать. Я занялся художественной ковкой. Люди строили неплохие дома. А вот…
Александр Красников
– Первые «новые русские», да?
Алексей Матвеев
– Первые «новые русские», да. И вдруг появился спрос на хорошие заборы, хорошие перила, хорошие балконы. Вот тут включились мозги, и перестройка пошла от промышленного кузнеца к кузнецу-художнику. Переворошил литературу, довольно-таки много. Потому что хватает литературы по старым вот этим кузнечным делам и эти западноевропейские старые мастера. Попытался что-то свое туда добавить. Ну, вроде получилось, и появились заказы, и даже очередь выстроилась.
Александр Красников
– На художественную?
Алексей Матвеев
– На художественную ковку. Но опять-таки встретился с Пампухой после того, как мы с ним разъехались после развала Советского Союза. Он в одну сторону России, я в другую сторону России. Десять лет я занимался художественной ковкой. А через десять лет начали появляться мобильные телефоны и мы с ним снова вдруг связались.
Александр Красников
– Связь с друзьями восстановилась, да?
Алексей Матвеев
– Да. А он уже был участником первых выставок. «Клинок» – первые выставки эти были. И пригласил меня на одну из выставок. И вот тут моя жизнь опять кардинально развернулась. Вот так Пампуха несколько раз в моей жизни сыграл вот такую интересную роль.
Александр Красников
– Ну, хорошо. Давайте сейчас прервемся ненадолго на музыкальную паузу и продолжим наш разговор.
Александр Красников
– В эфире программа «Крутые парни» и мы продолжаем разговор с кузнецами Матвеевыми. Алексей, вы снова встретились с Игорем Юрьевичем Пампухой, и речь, видимо, пошла снова о ножах и о клинках?
Алексей Матвеев
– Ну, да. Он пригласил меня в Москву на одну из первых выставок, где он уже присутствовал как участник. Да, были очень сильные впечатления от того, что могут люди. Присутствовали там и «Русские Палаты», довольно-таки хорошие фирмы, и «Златоустовские ребята». Ну, я его, естественно, начал пытать. Что же это такое дамаск, булат? Для меня это было в новинку, честно говоря. Работали с нержавеечкой, с клапанами. Кое-что выпытал. Приехал с Москвы в Брянск. Бросил все эти заборы.
Александр Красников
– И начали пробовать, да?
Алексей Матвеев
– И начал пробовать. И, к счастью, может быть, к несчастью, но у меня это получилось с первого раза. Простенький дамаск, который у меня довольно-таки неплохо сварился. Вот это был первый шаг. Вот с этого как-то все и началось.
Александр Красников
– То есть пришли уже к клинкам и к ножам?
Алексей Матвеев
– Да. Уже конкретно перешел. Потому что я увидел очень большое поле для фантазии именно в исполнении дамасской стали. Это набор материала, текстуры. Там он безграничен практически.
Александр Красников
– Дает простор для творчества, для большого, да? К мозаичному дамаску вы тогда же пришли?
Алексей Матвеев
– Да нет.
Александр Красников
– Позже?
Алексей Матвеев
– Это лет семь-восемь понадобилось, чтобы… И то, это не я пришел. Я помню несколько моментов по времени, по дамаску, когда Сева Сосков, друг, принес многорядный клинок. Это было в новинку. Естественно, приехали домой, стали пробовать, повторять. Но это не наше уже изобретение. И торцовый дамаск – это, по-моему, пошли вот эти хорошие журналы: иллюстрированные, с описанием шведские, немецкие журналы, где уже поконкретней описывалось производство именно таких сталей. Здесь мы ничего не придумали, но мы просто разукрасили по-своему торцовый, многорядный дамаск.
Александр Красников
– То есть и сейчас вы продолжаете делать как изделия из художественной ковки, так и изделия из мозаичного дамаска.
Алексей Матвеев
– Да, по художественной ковке мы перешли на миниатюрные, вот эти более мелкие вещи. Мы сейчас не куем заборы, балконы, коечки, диванчики. Мы куем только для себя.
Александр Красников
– Только для себя? Понятно. Очень красивые, на самом деле. В интернете были размещены фотографии. И когда все это оформлено, и вся квартира в едином стиле – это производит серьезное впечатление такое, что с любовью сделано, с душой.
Алексей Матвеев
– Ну, для себя, одно слово, для себя.
Александр Красников
– Для себя. Хорошо. Вот, Владислав, хотел спросить. А когда вы подтянулись? То есть, насколько я понимаю, сейчас и вы тоже куете мозаичный дамаск? Верно?
Владислав Матвеев
– Да, да.
Александр Красников
– Вот. Ну, обычно вы не позиционировались так: вот это сделал я, это сделал отец. Но, тем не менее, почерк отличается. В клинках это заметно, да? Вы можете сказать, в чем отличие?
Владислав Матвеев
– Нет. Сейчас уже, наверно, тяжело отличить. У нас работа совместная, хоть она и в разных кузницах делается. Бывает, отец кует пакеты, торцовку. Я ее уже полностью либо на прессе, либо на молоте делаю, доделываю. Либо наоборот. Я кую какой-то сложный пакет один и отдаю отцу, и он уже его вковывает в клинок. То есть бывает такое, что и моя, и отца работа совместная. Слесарю я все клинки: и отца, и свои.
Александр Красников
– Вот вы упомянули о прессе. А что именно вы на прессе делаете? Потому что Олег Игоревич Пампух не работает с прессом. Он работает только с молотом. Что за пресс такой волшебный?
Владислав Матвеев
– Это, вообще, пресс волшебный. Когда я решил свою кузницу сделать, чтобы самому что-то ковать, и когда мне надо было только начать, у меня не было возможности взять молот, где-то его поставить, потому что это большая машина, шумная машина. У меня был гараж, и я заказал пресс. Там посмотрел: у нас европейцы, американцы работают на прессах. Я просто заказал пресс и попробовал отковать дамаск на прессе. Самодельный пресс. Получилось. Получилось достаточно красиво, ровно. Намного дольше на прессе работать, но когда привыкаешь, то я сейчас работаю на трех… У меня два молота: маленький молот, большой молот. И пресс. Бывает включено все одновременно. То есть где-то какие-то операции делаются проще, где-то сложнее. И я все это совмещаю. А раньше работал только на прессе.
Александр Красников
– А вот те съемки, которые мы вели. На «YouTube» есть видеоролики, где Алексей кует разных там зверушек. Ну, зверушек – это там змейка… Кто там у нас еще был?
Алексей Матвеев
– Скорпиончик.
Александр Красников
– Скорпиончик, да. Ящерица. Это было в вашей кузнице, Владислав?
Владислав Матвеев
– В моей. Это было в моей кузнице. Ну, нам, чтобы туда-сюда не ездить, проще было в одной кузнице все это снять.
Александр Красников
– Понятно. А вот еще раз про пресс. Может быть, вы расскажете подробнее. Я просто ни разу не видел, как на прессе делают дамаск. Либо это лучше показать как-нибудь? Снять ролик такой и показать.
Владислав Матвеев
– Приезжайте, приезжайте, покажу, как это делается.
Александр Красников
– Да, это интересно, несомненно.
Владислав Матвеев
– Если молот у нас стучит, то пресс просто давит. Медленно и плавно.
Александр Красников
– Спасибо за ликбез. Хотел спросить. Очень интересный есть клиночек такой. Это характерно именно Владиславу. Это такие пляшущие человечки. Как, вообще, родился, как он был сделан? Там целая серия была клиночков, по-моему, года два назад. Расскажите, как, вообще, вы их делали? И делаете ли их сейчас?
Владислав Матвеев
– Да, делали два раза. Значит, года два-три назад была мелкая серия сделана. Там четыре, по-моему, клинка было. И в этом году тоже четыре клинка, у нас сделано. То есть, два раза мы делали человечков. Клинки волшебные получились, прямо заколдованные.
Александр Красников
– Клинки замечательные, да. Я помню на выставке «Клинок» произвели впечатление. И ножик какой-то был очень стильный. То есть там каждый человечек – какая-то форма? И танцы, по-моему, да?
Владислав Матвеев
– Каждый человечек – это отдельный пакет. Отдельный пакет. Там не то, что даже каждый человечек отдельный пакет, там каждый локоть – это отдельный пакет. Потом эти пакет совмещались, совмещались, совмещались.
Александр Красников
– Сколько ж времени уходит вот на такой клиночек, чтобы его сделать? Четыре клиночка там, вы говорите, сделали. Сколько времени на них ушло.
Владислав Матвеев
– Времени, конечно, там много ушло, да.
Александр Красников
– Месяц, два, три там? Недели…
Владислав Матвеев
– Нет, здесь сложно посчитать, потому что, чтобы заниматься одними человечками… Я не занимался одними человечками. У меня была работа. Появлялось немножко времени свободного, я думаю, месяц или полтора у меня ушло. Но это параллельно основной работе. То есть параллельно отцу я помогал.
Алексей Матвеев
– Да, у нас есть заказы, которые мы должны сделать. Мы с людьми в контакте. Они ждут наши работы. Остается время сбоку, мы уже для души этих человечков, розочки…
Александр Красников
– Динозаврики, да? Не, ну, динозаврики – замечательные вещи. А вы знаете, Алексей, я помню одно ваше изделие. Я ходил все вокруг него. Жалею, что не купил. Это где, по-моему, три змейки держат ножик такой, причем клиночек изогнут, как веточка, и на этой веточке сидит стрекоза из металла. То есть потрясающая работа. Но мне почему-то она запомнилась очень. Я не знаю, я не представляю, как, вообще, у человека работает фантазия. Я понимаю, что это не рабочий нож туда поставлен. То есть клинок изогнут там. Но насколько это красиво, потрясающе, вообще, очень.
Алексей Матвеев
– Это просто полет фантазии. Что в голову пришло, то и делал.
Александр Красников
– Это как раз в оставшееся время? Да?
Владислав Матвеев
– Да, да, да.
Александр Красников
– Для души.
Алексей Матвеев
– Остается небольшое количество – час, полтора. Ну, что бы сделать? Ну вот, лежит ровный клинок. Давай-ка мы его согнем, да какую-нибудь стрекозу откуем, чтобы было ощущение гнутого ножа из-за этой стрекозы. Так вот рождаются такие мелкие фантазии. Они единичные. Мы их не повторяем, потому что мне, например, интересно что-то сделать, пока у меня работает фантазия. Повторение – это уже…
Александр Красников
– Это уже ремесло. Это уже не фантазия.
Алексей Матвеев
– Да, это уже не фантазия. Что-нибудь другое придумываем, но редко повторяемся.
Александр Красников
– Владислав, а у тебя бывает время для творчества? Вот в чем твое творчество? Может быть, так…
Владислав Матвеев
– Ну как. У нас творчество… Отец – он художник. Я больше… Мне геометрия, что-то такое. А он художник. У меня художественной ковки нет. То есть художественной ковкой я не занимаюсь.
Александр Красников
– Не занимаемся. Просто потому, что не художник, да?
Владислав Матвеев
– Потому, что не художник, потому что не получается так, как хотелось бы. В клинках, в дамаске, если что-то еще получается, в художественной ковке не получается. Слесарка и ковка дамасской стали.
Александр Красников
– Понятно. А вот хотел спросить. А почему на выставках вы предлагаете в основном клиночки и достаточно мало изделий чисто ножевых? Как так складывается? То есть вы не собираете это, это кто-то для вас собирает?
Владислав Матвеев
– Делал раньше полностью сам. Делал. У меня была мастерская. Пресса еще не было. Я занимался: брал у отца поковки и полностью делал ножи. Сейчас есть пресс, есть молот. Мы куем вдвоем дамаск и все что куем, все расходится…
Александр Красников
– В клиночках еще, да, в основном?
Владислав Матвеев
– Да, да, в клиночках. И делать рукояти? Мы, может быть, не сможем делать их на уровне, на таком хорошем, высоком уровне, если сами будем делать. В дамаске у нас это получается. Поэтому нам…
Александр Красников
– Ну, понятно. То есть красивый рисунок металла, это да. А дальше как бы есть люди, которые сделают это лучше, чем вы. Сборку ножа, имеется в виду.
Алексей Матвеев
– Да, да, да. У людей очень большие мастерские с хорошим набором инструментов, станков именно для сборки конечной хорошего ножа. Здесь мы не конкуренты, мы кузнецы. И сейчас очень большой спрос по клинкам, поэтому заниматься ножами, и мы не сможем конкурировать по ножам, и перестанем делать тот объем клинков, который просят люди. Поэтому мы занимаемся только клинками.
Владислав Матвеев
– По сути, основной вид деятельности – это сырьё, это дамасская сталь для ножевиков, для производителей ножей уже отдельно. Людям нравится, ценят, хвалят. Нам приятно и больше ничего не надо.
Александр Красников
– Хорошо. Но, тем не менее. Вот я смотрю, что для души совсем недавно Алексей сделал две модели ножей. Буквально там десять штук, наверно. Да? То есть вы сделали ножи сами, Алексей, от начала и до конца. Просто захотелось? Замечательные, кстати, ножи.
Алексей Матвеев
– Эти ножи мы когда-то, лет, ну, не соврать, лет двадцать назад, делали на большом промышленном предприятии. Тогда было запрещено это делать. Но ладно. То время ушло за сроком давности. Просто ностальгия по этим старым формам, по сборочке. Это не продажные варианты, а просто для себя. Чисто вспомнить молодость: «Что же мы там делали?»
Александр Красников
– Для души. Хорошие, кстати, ножи получились: и по форме, и держал в руках, и по рисунку. И это именно вы делали от начала и до конца? И дамаск, и сборочку?
Алексей Матвеев
– Да.
Александр Красников
– Хорошие ножи. Хорошо. У меня тогда еще вопрос. Насколько мне известно, вы еще делаете бритвы, клинки для бритв. Но что-то в продаже я их не видел. Можно об этом рассказать? Это не секрет большой?
Владислав Матвеев
– Клинки для бритв. Бритвы опасные. Заказывают у нас в Золингене, известный мастер Wacker.
Александр Красников
– Золинген заказывает у вас клинки?
Владислав Матвеев
– Да, курьёз, конечно.
Александр Красников
– Можно с этого места поподробнее, потому что, честно говоря, я впервые слышу, чтобы российские кузнецы для Золингена что-то делали.
Владислав Матвеев
– Ну, да. Вообще, не только российские. Во всем мире для Золингена… Это город кузнецов. У них своих кузнецов хватает. И там, где они ставят надпись Золинген (у них закон такой), эта сталь должна производиться только в этом городе.
Александр Красников
– Хорошо, как же вы тогда туда попали?
Владислав Матвеев
– Так получилось, что появились друзья, которые занимаются бритвами, которые закупают в Золингене эти бритвы. Потом познакомили меня с мастерами, с Wacker. Очень известный мастер.
Александр Красников
– Он сюда ездил или вы туда ездили?
Владислав Матвеев
– На фабрику привозили. Заказали у меня сначала… Ну, друг мой появился, заказал мне несколько поковок. Просто на пробу. Потом рассказывает. Говорит…
Александр Красников
– Опасные бритвы, вот эти клиночки?
Владислав Матвеев
– Опасные бритвы, да. Вот он рассказывает: «Я приехал к Wacker, дал ему на пробу, чтобы он мне сделал». Wacker ему сделал. Ему самому (Wacker) понравилось это все. И он попросил для себя тоже парочку. И вот так понеслась, понеслась. В Германию меня приглашали, звали. Вот ездил недавно.
Александр Красников
– То есть вы продолжаете с ними сотрудничать? У вас что, контракт какой-то существует?
Владислав Матвеев
– Да, у нас контракт.
Александр Красников
– Кузнец Матвеев делает клинки из дамаска для Золингена.
Владислав Матвеев
– Да. Да. Российская сталь в Золингене. Брянская сталь.
Александр Красников
– Хорошо. Брянская сталь.
Владислав Матвеев
– Брянская сталь в Золингене.
Александр Красников
– Хорошо, а что пишут на клинках господа из Золингена? На ваших клинках.
Владислав Матвеев
– Пишут Matveev and Son. Они так обозначают. The Best. Короче, лучшая дамасская сталь из России – на немецком языке. Wacker and Matveev.
Александр Красников
– Ну, лучше не похвалишь. Я бы так сказал. Приятно, наверно, самим, что немцы сотрудничают.
Владислав Матвеев
– Ну, да, да. Были курьёзы тоже. Было очень тяжело сначала объяснить. У нас же есть в России вот слово дамастил и дамасская сталь. Для нас, для русских – это два разных понятия.
Александр Красников
– Ну, да.
Владислав Матвеев
– Вот. Поначалу, когда меня пытались сравнить с дамастилом:
– Вот дамастил. А у вас что за сталь?
– Дамасская.
Были трудности перевода. Получалось, что дамасская сталь переводится, как damasteel. И переводчик очень тяжело пытался объяснить, чем отличается наш дамаск от damasteel.
Александр Красников
– А сумели объяснить?
Владислав Матвеев
– Сумели. Да. Дамастил – все-таки прокат. А эти рисунки достигаются только ручной работой, только ручным трудом.
Александр Красников
– И что они пишут на клинках тогда. Ну, я имею в виду…
Владислав Матвеев
– Handmade пишут там уже.
Александр Красников
– Handmade?
Владислав Матвеев
– Да.
Александр Красников
– Handmade. Интересно было бы увидеть хотя бы одну бритву Золингена с вашим клинком. У вас есть такие вещи? Можно попросить как-нибудь прислать фотографию?
Владислав Матвеев
– Можно. Можно, да. И бритвы есть у меня в коллекции. Я лично себе оставил в коллекцию специально.
Александр Красников
– Владислав, я вот попрошу как-нибудь показать. Я с удовольствием сниму это на видео, выложу в «YouTube», чтобы люди посмотрели.
Владислав Матвеев
– Причем набрал в дамаске специально Wacker and Matveev. То есть буквы набрал в дамаске. Послал Wacker. Wacker ее доделал. И вот у нас сделал две бритвы: одну для Wacker, одну для себя. И у него в коллекции есть, и у меня в коллекции такая эксклюзивная модель. Solingen and Russia.
Александр Красников
– Sokingen and Russia. Потрясающе. Я, вы знаете, приятно удивлен, что не только в России ценят вашу работу, тем более, что это Золинген. Потому что уровень Золингена – это теперь и ваш уровень, очень хороший уровень, достойный. Хорошо. Тогда поинтересуюсь у вас. А вот вы сказали, что основная специализация у Владислава – это все-таки клиночки, у Алексея бывает и художественная ковка, и тоже клинки. Да? А вы принимаете заказы на изделия с художественной ковки. И, я говорю, про какие вещи? На выставке видел у вас очень интересные такие скульптурные произведения, которые могут быть в виде подставочки, допустим, для столовых приборов или просто это оригинальные подставки под ножи, именно с ножами. Вы принимаете заказы на такие вещи? Или это все-таки то, что делается от души и потом в единственных экземплярах расходится. Можно ли у вас что-то заказать лично для себя? Какую-то идею, например?
Алексей Матвеев
– Знаете, мы никогда не даем рекламу. Вот, художественная ковка или там еще что-то в этом стиле. Мы 100%, которое мы работаем, оно как бы оправдано. У нас нет такого, что мы сидим: «Что бы сделать, где бы заказчиков найти?» И если что-то заказывают, то это или очень хорошие знакомые. У нас просто…
Владислав Матвеев
– Знакомые знакомых.
Александр Красников
– Знакомые знакомых.
Алексей Матвеев
– Да, да, да. Время практически все занято. Вот если сейчас так по жизни смотреть. Если мы берем какой-то заказ новый, нам нужно старых заказчиков чуть-чуть отодвинуть, извиниться и там неделька-две: «Подождите, ребята». Поэтому сейчас все в жизни так устаканилось по этому времени: вот надо мне сюда поработать недельку, сюда – две недельки, сюда – три недельки. И вот эти пять недель мне надо уместить в месяц. Вот такая ситуация интересная.
Александр Красников
– Она постоянно уже у вас?
Алексей Матвеев
– Да вот она уже постоянно. Потому что уже годами мы работаем с одними и теми же заказчиками, ребятами. И там уже я просто по совести им должен сделать. Ну, никуда не денешься.
Александр Красников
– Понятно. Слово надо держать.
Алексей Матвеев
– Мы уже как друзья. Не просто там какие-то компаньоны по работе, а мы – довольно таки близкие отношения. И если появляется «левый» какой-то заказ… Ну, как «левый», вот…
Александр Красников
– «Левый» заказ, хороший «левый» заказ. Как будто бы работаете на заводе, да? И вдруг «левачек» такой хороший.
Алексей Матвеев
– Вот в основном ряду наших заказов он боковой, получается вроде как «левый».
Александр Красников
– Вроде как «левый». Да.
Алексей Матвеев
– Потому что все время расписано. И очень тяжело отказать, если подходит хороший знакомый, хороший друг, знакомый знакомого, вот как сказал…
Александр Красников
– Владислав, а у вас такая же ситуация? Пять недель в месяц? Нет? А как у вас?
Владислав Матвеев
– Нет. Я заказы беру летом, когда выставок нет и зимой, когда выставок нет. И все. Больше заказы не беру. А заказы беру на что-то, что мне было бы интересно. Уже неважно, знакомый, не знакомый. Вот если мне интересно, этот заказ, не по деньгам, ни в коем случае, а вот просто для души.
Александр Красников
– В работе.
Владислав Матвеев
– Те же бритвы, например. Да? Был заказ. Никогда не занимался, мне просто стало интересно. Просто, если для души интересно, беру заказ.
Александр Красников
– Замечательно, что уже там уровень, когда можно просто заниматься любимым делом. То есть любимое дело становится как бы и работой. Наверно, я не помню, кто это говорил, что сделай свое хобби работой, и ты не будешь работать ни одного дня в своей жизни.
Алексей Матвеев
– Это правильное изречение.
Александр Красников
– То есть вы пришли как бы к этому уровню. Замечательно. Даже немножко завидно, вы знаете. Далеко не всем людям так удается построить свою жизнь. Хорошо, а вот хотел поинтересоваться. Вы работаете вдвоем. Да? Есть ли у вас помощники, есть ли у вас какая-то команда. Например, Игорь Юрьевич в основном куёт. Шлифовку, сборку он сам тоже, естественно, умеет делать, умеет делать хорошо, но, тем не менее, у него есть некая команда, которая этим занимается. Вы работаете с командой? То есть кто-то помогает, есть помощники?
Владислав Матвеев
– Я работаю один. Вот как сын ушел в свою кузницу.
Владислав Матвеев
– Ну, у меня есть помощники. Черновая взрезка порой, просто чтобы лишнее «мясо» снять. Дальше я уже сам равняю, сам доделываю. Но полностью работу до конца на любом этапе приходится делать самому. Ковка, закалка, слесарка, шлифовка, полировка, все до конца приходится самому доделывать.
Александр Красников
– Хорошо. А вот хотел поинтересоваться: дамасские ножи, которые мозаичного дамаска, насколько их можно пускать в работу? То есть, это все-таки ножи категории поставить на полку и любоваться? Или все-таки ими можно работать? То есть, насколько можно работать?
Владислав Матвеев
– Наоборот. Даже намного лучше можно работать. Там же идут несколько рядов стали. И стали все разные. Причем по режущей кромке идут в основном углеродистые стали. По обуху, например, добавляется пружинная сталь. В центре там никель, сталь 3 может стоять, мягкие амортизирующие стали.
Александр Красников
– То есть на режущей кромке хорошие стали, обеспечивающие хорошие рабочие свойства ножа. То есть, это не на полку нож, это реальные рабочие ножи?
Владислав Матвеев
– Да. Конечно, конечно. Мало того, не на полку. Он по качеству даже превышает стандартный однорядный дамаск.
Алексей Матвеев
– По режущим свойствам это очень хорошие ножи. Они иногда даже лучше, чем эти сто десятые современные нержавеющие стали. Но есть люди, которые пытаются работать этим ножом, как топором, как гвоздодером.
Александр Красников
– Понятно, ломать – не строить.
Алексей Матвеев
– Здесь уже он не выдерживает. Да.
Владислав Матвеев
– Ну, сказок, конечно, тут нет, но нож дамасский.
Александр Красников
– Но нож рабочий. Вот этот красивый с рисунком нож – рабочий, потому что режущие кромки все под…
Алексей Матвеев
– Крепкий нож, да.
Александр Красников
– Интересно, а, может, посоветуете, каким образом все-таки ухаживать за таким ножом?
Владислав Матвеев
– Ну, как за хорошим дорогим оружием. Надо просто протирать его после работы потому, что стали углеродистые используются. Они подвержены коррозии. Протирать обязательно после работы, на сутки в раковину не бросать. Просто как за обычным углеродным…
Александр Красников
– В ножнах не хранить эти все вещи? После апельсина, лимона протирать.
Владислав Матвеев
– Да. Как за обычным углеродным клинком.
Алексей Матвеев
– Все правильно. Тут ничего сложного нет. Если остается влага, кислота, помидор, лимон. Естественно, это углеродистые стали, высокоуглеродистые. Они довольно-таки быстро идут в коррозию. Поэтому, поработал ножом, просто вытри аккуратненько чистой тряпочкой. Если желание есть, сальцом, маслом смазать. Это еще лучше.
Александр Красников
– Да, да, да. Кто-то мне говорил, что если ты любишь свой нож, последнее, что ты должен резать – это сало.
Алексей Матвеев
– Возможно, да. Правильно.
Александр Красников
– То есть, это жизненный вопрос. Интересно, вот еще у меня такой вопрос. Я просто краем уха слышал, что у вас есть ученики. Вот у кого из вас есть ученики и чему вы их учите?
Владислав Матвеев
– Ученики у меня.
Александр Красников
– У вас, Владислав?
Владислав Матвеев
– Помощники, да. Ученики работают. Обучаю, помогаю им. Сейчас сделали свою фирму – открыли, «Ковангард» у них называется. Полностью подсказываем. Ну, они друзья. Они не то, что ученики. Они для меня друзья. Я их веду по нужному руслу, по направлению. Подсказываю, как нужно делать, что нужно делать. Что-то поначалу им помогал. Там с закалкой помогал. Сейчас сами уже освоили полностью и дамасскую, и калят. И дамаск – видно, что наша школа.
Александр Красников
– Заметно, да? По рисунку, по рисунку или…
Владислав Матвеев
– Ну, я не знаю. Стиль у всех…
Алексей Матвеев
– По почерку.
Александр Красников
– По почерку. Узнаваемый, да? Что эти люди как бы от Матвеевых пошли? Ну, что, очень приятно, на самом деле, что и ученики есть, потому что кузнецы не всегда берут учеников, и не всегда охотно. А вот у вас такой случай, что прямо есть, и, причем, успешные ученики, которые начали уже что-то там свое делать. Я видел эти клиночки ковангардовские, мозаичного дамаска. Несомненно, интересные. Видно, не ваши, но все равно очень хорошие клиночки. Очень приятно посмотреть.
Владислав Матвеев
– Ну, да. Будем развивать дальше, будем расти и растить.
Александр Красников
– То есть, вы их растите и доводите, доведёте все.
Алексей Матвеев
– Мы будем от них убегать. Да, пускай они растут, а мы будем повышать свой уровень. И вот эта конкуренция заставит нас напрягать мозги и что-то фантазировать.
Александр Красников
– Хороший подход. Вот хотел поинтересоваться. Сын же у Владислава есть, да?
Владислав Матвеев
– Да.
Владислав Матвеев
– Два года. Зовут Вадим. В кузнице…
Александр Красников
– Когда в кузнице бывает? Или уже?
Владислав Матвеев
– Ну как? В кузницу водил, конечно. Показывал, пытался ему наковальню показать, молоток в руки дать.
Александр Красников
– Не страшно, молоток-то, может, дед подарит.
Владислав Матвеев
– Нет, он его даже поднять не смог. Я его водил не сейчас, когда ему два года было, а когда ему было… Вот только-только начала хватать руками, еще ходить, по-моему, не умел. В кузницу водил.
Александр Красников
– Первое, что кузнец дает схватить своему ребенку, пацану – это молоток.
Владислав Матвеев
– Не, ну, руки у него – деда. Руки такие у него, у ребенка, сильные. В два года он уже ведра таскает, стулья таскает. Чуть ли не за одну ногу поднимает табуретку.
Александр Красников
– Понятно. Молодцы. Короче говоря, у вас и смена растет молодая.
Владислав Матвеев
– Да. Заставлять не буду, правда. Захочет – будет кузнецом.
Александр Красников
– То есть, главное, не заставлять. Да? Чтобы самому захотеть. Так же, как и Юрий Тарасович: «Вот иди, смотри. Научишься, захочешь – пойдешь дальше».
Алексей Матвеев
– Тем более у него есть возможность. Вот сейчас подрастет, будет стоять рядом и смотреть, что делает дед, что делает отец. Понравится – пожалуйста, ну, а нет – нет. Тут не заставишь. Это как родился человек, что ему дано, так жизнь и идет.
Александр Красников
– Здорово. А где ваши изделия, вообще, приобрести можно? Где посмотреть можно? Вот на выставку мы сейчас пригласили наших слушателей. Если на выставку не удастся сходить?
Владислав Матвеев
– Магазин «Русские ножи». Очень хороший магазин, с огромным ассортиментом. Можно заехать к ним, посмотреть. Можно на сайте посмотреть.
Александр Красников
– Хорошо. А кроме магазина, где еще вас можно увидеть? На выставках. Вы будете там, на «Клинке», на ближайшем?
Владислав Матвеев
– Да, «Клинок» – выставка в Сокольниках, «Арсенал» – в мерии Москвы. Пожалуй, все, в этом году.
Алексей Матвеев
– Ну, в Питер еще съездим.
Владислав Матвеев
– В Питер так, погулять.
Александр Красников
– Погулять. Погулять в Питере. Хорошо, да. Мой родной город. То есть под вывеской «Кузнец Матвеев» можно вас встретить? Вы обычно вдвоем ездите на выставку или как получается у вас? На выставки.
Алексей Матвеев
– Обычно вдвоем.
Александр Красников
– Обычно вдвоем. Ну, хорошо. И, подводя итоги нашей передачи, хотел бы спросить: и Алексей, и Владислав. Есть ли у вас какие-то ближайшие планы, мысли? Может быть, чем-то удивите, может, порадуете. Или просто, в каком направлении идете? Планы на будущее.
Владислав Матвеев
– Да, мы пытаемся в каждую выставку хоть чем-то удивить. Вот чуть-чуть, но что-то новенькое, что-то своеобразное. Поэтому вся жизнь идет вот так у нас вот так: от выставки к выставке. И пытаемся, пытаемся, насколько пока хватает фантазии.
Владислав Матвеев
– Идеи есть. Будем воплощать в жизнь.
Александр Красников
– Вот так, секретно.
Владислав Матвеев
– Нужно свободного времени немножко.
Александр Красников
– Хорошо, а вот нынешняя выставка «ARMS & Hunting», которая в Гостинке проходит? Что вы в этот раз привезли на выставку?
Алексей Матвеев
– Ну, поработали с торцовым дамаском. Неплохие клиночки.
Владислав Матвеев
– Все новое. Все новое. Весь ассортимент, который есть.
Алексей Матвеев
– Сейчас очень много уже забрали этих клинков. Но еще есть, остались тоже неплохие варианты по клинкам.
Александр Красников
– Ну, что ж? Дорогие слушатели. У вас еще есть пару дней, чтобы зайти на выставку «ARMS & Hunting» и на стенде «Кузнец Матвеев» познакомиться с Алексеем и Владиславом, посмотреть их работы, при желании приобрести клиночки, посмотреть на ножи. Позвольте мне пожелать вам удачи, успехов в вашей работе замечательной. Потому что, честно говоря, ваши работы – это то, что радует. То, что радует, доставляет удовольствие, радует глаз. И не только ножи, и вот эти маленькие композиции. Все это очень интересно. Спасибо вам за вашу работу и успехов вам в дальнейшем.
Алексей Матвеев
– Спасибо. Вот такие слова дают стимул к дальнейшей работе. Спасибо большое.
Владислав Матвеев
– Спасибо.
Александр Красников
– С нами были кузнецы Матвеевы и программа «Крутые парни». И ваш ведущий – Александр Красников. Увидимся через неделю.