{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Михаил Королев Фотограф 20 июля 2016г.
В гостях Михаил Королев
Темы беседы: наши поп-звёзды в студии Михаила, его книги, бурная наша молодость и отношение к рок-н-роллу

Наталья Фадина

– Добрый день, дорогие слушатели, в эфире программа «Мимонот». Вести её будем сегодня я, Наталья Фадина, и моя коллега Светлана Крылова. А в гостях у нас один из самых ярких фотографов современности, который снискал славу не только в России, но и за рубежом. Всех его званий и регалий не пересчитать по пальцам. А ещё он смог сделать то, о чём добрая половина мужского населения нашей страны не осмеливалась даже мечтать – раздел сразу сто самых красивых и знаменитых женщин России. Михаил Королёв у нас в студии. Михаил, скажите, как вам это удалось?

Михаил Королёв

– Добрый день. Ну, я долго тренировался и шёл к этому. Не быстро. Мне хотелось какую-то сделать историю в защиту моделей, с которыми я долгие годы работал и мне не нравилось такое отношение, которое у людей, мужчин особенно, существовало.

Наталья Фадина

– Пренебрежительное.

Михаил Королёв

– Да, им казалось, что модели, это какие-то, вот такие существа женского пола, которые там, где-то что-то снимаются, понятия не имея о том, что это очень сложная профессия для талантливых людей. И настоящая модель - это не те девушки, которые снимаются в мужских журналах обязательно. Скорее, нет. Это девушки, которые снимаются в женских журналах про моду. Вот, лучшие их представители - это прямо блестящие образцы человеческой породы. И мне казалось, об этом знаю только я и те, кто со мной работают.

Наталья Фадина

– И вы решили сделать из этого целую историю в книгу «Митохондрическая Ева»?

Михаил Королёв

– Точно.

Светлана Крылова

– Но ведь в этой книге не только модели, там и звёзды присутствуют, тоже в большом количестве.

Наталья Фадина

– Российского шоу-бизнеса. Музыкальные, в том числе.

Михаил Королёв

– Российского шоу-бизнеса – звучит как-то не про меня, но там есть просто разные женщины, которыми я восхищаюсь. Мои знакомые или те, с кем я работал, туда не случайно, конечно, попали, а только потому, что я преклоняюсь перед ними.

Наталья Фадина

– Это была ваша личная подборка, получается?

Михаил Королёв

– Абсолютно. Это моя, полностью.

Наталья Фадина

– Ну, наверное, стоит уточнить для наших слушателей, что Михаил Королёв выпустил книгу под названием «Митохондрическая Ева», где собраны фотографии ста знаменитых женщин в обнажённом виде, правда, в разной степени.

Светлана Крылова

– Хотелось бы сразу, в связи с этим, задать вопрос. Ведь на съёмочной площадке присутствует очень много мужчин – осветители, ассистенты, ну, кроме вас – и девушкам, наверное, не просто раздеться. Ну, некоторым. Профессиональным моделям, наверное, более привычно. А звёзды шоу-бизнеса – певицы, например, актрисы – им же тяжело раздеться. У вас есть какие-то приёмы, чтобы раскрепостить звезду, чтобы она среди мужчин чувствовала себя обнажённой, но свободной?

Михаил Королёв

– Ну, я должен сказать, что это не такой интимный акт, как кажется. Съёмки такого рода - это такой здоровый, нормальный стандарт. Ну, как стандарт в джазе. Это такой жанр, известный давно, и поэтому, соглашаясь на такой проект, в общем, все эти девушки шли по такой, вполне проторенной дороге. Ничего личного, интимного и стыдного в этом не было. Хотя, конечно, какие-то барьеры приходится преодолевать. Но на съёмочной площадке не так уж много мужчин. Только что мой ассистент, может, ещё кто-нибудь. Ну, есть ещё люди – стилисты, визажисты и так далее.

Наталья Фадина

– Говоря о джазе, вы включаете какую-то музыку, чтобы раскрепостить девушек? Может тот же джаз? Ил рок-н-ролл?

Михаил Королёв

– Всегда. И джаз, и другую музыку я включаю, чтобы раскрепостить себя, конечно. А если я буду в порядке, то и с девушками всё будет хорошо.

Наталья Фадина

– А какую музыку слушаете?

Михаил Королёв

– Сейчас больше джаз, наверное, или вокруг джаза. Говорят, что люди употребляют музыку до определённого возраста. Я считаю, что лет до тридцати можно что-то сильно полюбить, а потом уже идёшь в этом русле дальше. Я очень любил то, что называется каверы – какие-то перепевы известных и когда-то любимых мной песен, которые мне надоели, конечно, уже за много лет. Вот, какое-то новое их прочтение мне интересно, я это слушаю много.

Наталья Фадина

– Здорово. Вот вы говорите о джазе, а нам на ушко шепнули, что вы увлекались рок-н-роллом.

Михаил Королёв

– Конечно. Я даже знаю, кто вам шепнул. Мой друг Евгений Додылев, которого сегодня, к сожалению, нет. Но он сделал прекрасную замену, я не расстроен, не обижен.

Светлана Крылова

– А Вы же учились в институте с Владимиром Кузьминым и Крисом Кельми. И, наверное, были свидетелем рождения их звёзд, их групп. Вам самим не хотелось присоединиться к ним и стать тоже музыкантом?

Михаил Королёв

– Конечно, хотелось. До сих пор иногда мне снится, что я на сцене. Поклонники и поклонницы. Но я не обладаю голосом, не знаю, как у меня со слухом, в общем – я не музыкант.

Светлана Крылова

– А на гитаре играете? Вот мы книги видели, фотографии у вас дома, и там гитара стоит. Это ваша?

Михаил Королёв

– Давно уже нет. Когда-то играл, на каких-то вечеринках с друзьями. Так, поигрывал, пел какие-то разухабистые песни, в шутку, конечно. Но нет, я не музыкант. Хотя вот, мои друзья Крис Кельми и Владимир Кузьмин делали свою музыкальную карьеру прямо-таки на моих глазах. Больше того, один из первых концертов группы «Високосное лето» Криса Кельми и Ситковецкого устроил я. Это концерт был, конечно, в кавычках «концерт», это было на выпускном вечере какого-то моего приятеля в школе.

Светлана Крылова

– И снимали, наверное, там да? Фотографировали?

Михаил Королёв

– Ничего мы там не снимали, не до этого было. Нет, мы покрасили майки для выступления. Я с другом, мы как-то ловко умели красить майки, завязывая их узлами. И мы им покрасили, всей группе сделали такие майки на это выступление в школе. Ну потом они сделали блестящую карьеру, но вот один из первых таких концертиков мы делали вместе.

Наталья Фадина

– Организовали вы.

Михаил Королёв

– Да.

Наталья Фадина

– Это относится к той бурной молодости, о которой мы должны сегодня говорить? Которая была указана в анонсе на Facebook?

Михаил Королёв

– Я не знаю, что вы имеете ввиду, когда говорите «бурная молодость». Конечно, это относится, в каком-то смысле – она бурная. Но мне жаль тех людей, у которых молодость не бурная. Но если вы хотите, чтобы я что-то вспомнил, не знаю... А кто-то, кстати, из великих рок-музыкантов, по-моему, сказал, что если вы помните семидесятые, то вы там и не жили. Или восьмидесятые.

Наталья Фадина

– Почему?

Михаил Королёв

– А потому что никто не мог запомнить эти бурные годы.

Наталья Фадина

– А, эти бурные вечеринки.

Михаил Королёв

– Да, потому что, если кто-то, что-то и помнит, то это, скорее всего – неправда. Шучу, конечно.

Светлана Крылова

– Ну вот, рок-н-ролл ассоциируется с бунтарством, а вот вы с бунтарём как-то не ассоциируетесь. Или это всё в молодости осталось?

Михаил Королёв

– Так, я сейчас расстроюсь. Я думал, что я ещё молодой. Шучу. Ну, я тщательно скрываю свои чувства. Может, долгие годы работы фотографом мне это пришлось делать, потому что я считаю, что на съёмочной площадке должна быть одна звезда. Только одна. Это обычно мой пациент, тот, кого я снимаю. Поэтому мне со своим бунтарством или какими-то амбициями глупо вылезать. Мы не должны спорить. Вот есть одна королева на площадке, я её снимаю и убираю себя полностью. Видимо, натренировался, поэтому произвожу такое впечатление.

Светлана Крылова

– А вот ваша арт-группа «Холодки». Я увидела такую фотографию интересную, где вы впятером, и остальные ваши коллеги раздетые, а вы там единственный одетый. А почему так? Это какая-то фишка или просто стеснение?

Михаил Королёв

– И не то, и не другое. Мне показалось, что это не ритмично, когда все голые. Слишком прямолинейно. Где-то должно было это чуть-чуть сломаться.

Светлана Крылова

– А вы из них самый серьёзный?

Михаил Королёв

– Конечно, нет.

Светлана Крылова

– Вы все одинаковые такие, безбашенные, да? Потому что, такие фотографии интересные! И с надписями такими прикольными.

Михаил Королёв

– Конечно, нет, тоже. Мы не безбашенные. Безбашенные наши персонажи, мы выбрали себе даже другие имена.

Светлана Крылова

– Да, почему, кстати, вас Элвисом называли? Потому что вы Элвиса Пресли любите?

Михаил Королёв

– Нет.

Наталья Фадина

– Вы хорошо его пародируете, наверное?

Михаил Королёв

– Тоже нет. Мою собаку зовут Элвис, может быть поэтому. Такое совпадение. Выбор имён почти случайный, хотя, наверное, какой-то смысл за этим имеется. Но наши безбашенные персонажи – это не мы в жизни. Совсем. Не совсем мы, вернее, в жизни.

Светлана Крылова

– А вы продолжаете с ними работать?

Михаил Королёв

– С «холодками»?

Светлана Крылова

– С «холодками»

Михаил Королёв

– Ну, мы немножко замедлили свои действия, потому что нашу группу порвали в клочья наши споры, назовём их творческими.

Наталья Фадина

– Между собой?

Михаил Королёв

– Да, любой наш проект проходил многочасовое жаркое обсуждение, чуть до мордобоя не доходило. Это раз. И потом, один из «холодков» ушёл куда-то, на политическое какое-то поприще, и нам теперь сложно.

Светлана Крылова

– Кстати, ваш проект, который вы говорили, музыкальный проект «Звучащие картины». Это как, расскажите?

Михаил Королёв

– Надо показывать картины. Спасибо, что вы подготовились. Да, там как-то он сложно назывался – «Беззвучная музыка стен» или что-то в этом духе.

Светлана Крылова

– А в чём была идея хотя бы?

Михаил Королёв

– Идея на этих картинах была... Ну, как будто, застывшая музыка. Там были слова какие-то из песен или просто бла-бла-бла, что-то такое и вот то, что было на картинах, нам казалось, что это и есть музыка, которую, если внимательно смотреть, услышишь.

Наталья Фадина

– Ничего себе! Скажите, а вот фотография, как вид искусства, она должна всегда нести в себе некий посыл, вот как с этой музыкой? Какое-то видение или что-то донести до человека? Или можно так, щёлкнуть затвором и уйти?

Михаил Королёв

– Можно щёлкнуть и уйти. Я считаю, что фотография, музыка и любое другое искусство – я, возможно, упрощаю всё это – должно просто сильно воздействовать на зрителя. Можно другими словами – должна «вштыривать», или «торкнуть», или ещё как-нибудь, как говорят, я не знаю, но как-то должно это зрителя зацепить. И музыка тоже. Любое искусство должно вывести человека из состояния сонного равновесия.

Наталья Фадина

– То есть оно должно, как любое искусство, менять мир? Ну вот, мы знаем, что технология, бизнес, политика меняют мир. Может не всегда в лучшую сторону, но они его меняют. И фотография должна, соответственно.

Михаил Королёв

– Конечно. Но только не как политика и всё остальное, а как-то, наверное, по-своему. Ну мы все хотим изменить реальность. Чтобы прожить не одну жизнь, а несколько, здорово время от времени менять реальность. Не здорово, наверное, менять её при помощи каких-то химических препаратов, но при помощи искусства поменять её на время – очень здорово.

Наталья Фадина

– А своим моделям вы говорите, что это искусство и я вас увековечу, как говорил Анатолий Зверев, по-моему, да? Господи, какая неловкая ситуация!

Михаил Королёв

– Ничего страшного.

Наталья Фадина

– Или вам не приходится уговаривать моделей на то, чтобы они снимались у вас в проектах?

Михаил Королёв

– В основном я снимаю для журналов и каких-то таких проектов заказных, где модель нанимают на съёмку и там таких вопросов не возникает. Проектов таких, как эта книга, у меня немного. Ну, я не говорю – «увековечу». Нет, конечно, меня такие слова пугают.

Светлана Крылова

– Ну, они и сами, наверное, понимают.

Михаил Королёв

– Они все всё понимают прекрасно. Тем более, большая часть героинь этой книги обладают этой профессией. Единственное, что я сказал для этой книги, я им предложил, как бы, общий концепт, и в русле этого концепта предложил самим придумать себе образ. И некоторые придумали. А для некоторых пришлось мне с помощниками мучиться.

Светлана Крылова

– А вы говорите, что наши звёзды – актрисы, певицы – они работают не так профессионально, как западные звёзды, что они могут капризничать. А вот есть какая-то звезда, которая вам запомнилась именно своим профессиональным подходом к съёмке?

Михаил Королёв

– Припоминаю, что я такое говорил когда-то. Где вы нашли, не знаю, но спасибо, что искали. Сейчас уже не так. Наверное, это мой крик души был какое-то количество лет назад. Это правда, потому что в тот момент, когда я жаловался на это, всё ещё было немножко непрофессионально и сыро. И часто какая-то звезда шоу-бизнеса могла сказать: «Ой, я устала». Или: «Устал, ну хватит, хватит». Хотя от этого, понятно, зависит её карьера. Я могу прекратить, у меня много съёмок. Один раз сделаю чуть хуже, никто и не заметит.

Наталья Фадина

– А сегодня приходит это понимание?

Михаил Королёв

– Приходит, приходит.

Светлана Крылова

– Или они, может быть, понимают, что они идут к такому мастеру, как вы, понимают, что готовы на всё, на всё согласны, хоть восемь часов работать, хоть двадцать четыре, лишь бы у вас сниматься?

Михаил Королёв

– Спасибо, Света. День комплиментов. Сейчас другая проблема.

Светлана Крылова

– Какая?

Михаил Королёв

– Для меня. Возможно, мне это кажется. Как-то сейчас нет такого количества ярких звёзд, как 10-15 лет назад.

Наталья Фадина

– То есть, идёт такая, как в соцсетях наблюдается, стандартизация красоты в том числе?

Михаил Королёв

– Не красоты.

Наталья Фадина

– А чего?

Михаил Королёв

– Ну, стандартизация вообще, наверное, звёзд, если можно так сказать. Мало ярких имён, непонятно, чем они прославились. Все, кого я снимал в последнее время для журналов, которые о звёздах – новые имена многие. Я даже не понимаю – кто это, зачем? Они быстро исчезают...

Светлана Крылова

– И, наверное, похожи между собой, да?

Михаил Королёв

– В какой-то степени – да, но похожи они хотя бы тем, что они явно вот такие, сделанные. То есть они правильно, наверное, выбрали продюсера, или кого там. Не знаю, как это делается, но в общем...

Светлана Крылова

– А может, как раз, виноваты Ваши фотографии, то, что вы снимаете, таких красивых женщин и все стараются быть похожими на них?

Наталья Фадина

– Да, такая проблема глянца, когда навязывают.

Михаил Королёв

– Нет, это не стандарт красоты, а стандарт, собственно, вот такого, невысокого звёздного полёта, к сожалению. Мне хотелось бы думать, что я снимаю хорошо, но это не имеет отношения к этой проблеме.

Наталья Фадина

– А почему вы так скромничаете всегда? Вот ваши друзья, коллеги... Толмацкий был у нас на прошлом эфире и когда мы объявляли анонс, он говорил не иначе, как гениальный Михаил Королёв, показывал нам фотографии и все ваши друзья о вас отзываются...

Михаил Королёв

– Наташа, спасибо.

Наталья Фадина

– Тем не менее, вы всегда так кокетничаете...

Михаил Королёв

– Я не кокетничаю, ни разу. Природная застенчивость не позволяет мне говорить так, как, может быть, было бы лучше говорить. А я, кстати, очень хороший проект сделал для Толмацкого. Ещё раз ему спасибо и за этот проект тоже. Для его клуба байкеров. Поэтому, может, он и хвалит меня. Проект был хороший.

Наталья Фадина

– А что вы там делали? Тоже снимали?

Михаил Королёв

– Там были очень красивые девушки. Это байкерский клуб, поэтому они были в специально сделанных, псевдо-мотоциклетных костюмах, в шлемах с рогами из велосипедных рулей, и всё это было снято в 3D, которое можно смотреть без очков. Это новая технология, которая куда-то утерялась, вместе с двумя сумасшедшими парнями, которые её дали использовать.

Наталья Фадина

– Это был коммерческий проект, получается?

Михаил Королёв

– Все проекты коммерческие.

Наталья Фадина

– Вы же занимаетесь ещё съемкой рекламы, да?

Михаил Королёв

– Реклама – это просто некий бонус для тех, кто вообще хорошо и много снимает и заслуживает доверия. Тем иногда дают снимать рекламу, чтобы заработать денег. Потому что реклама редко бывает интересной. Зато хорошие гонорары.

Наталья Фадина

– От неё вы не получаете удовольствия? Удовольствие только от того, что деньги?

Михаил Королёв

– От рекламы? Сейчас уже – да. Это очень тяжёлые дни, это сложно, это нужно знать весь протокол, процедуру, как себя вести, это целый отдельный мир, не очень интересный, не такой, как съёмка такой книжки или съёмка моды в хорошем журнале для женщин или мужчин – неважно. Сейчас уже больше получаю удовольствия, поскольку деньги, всё-таки, на дороге не валяются. Это раз. Потом, я уже за долгие годы привык к этому и иногда скучаю по рекламе.

Светлана Крылова

– Но там творчества немножко поменьше, да? Там всё-таки...

Михаил Королёв

– Там нет творчества практически.

Светлана Крылова

– А себя проявить не получается?

Михаил Королёв

– Там нельзя проявить себя. Если кто-то говорит, что можно – это ложь. То есть, реклама – это такая реклама. Что касается одежды - это немножко другое, там можно проявить себя сколь угодно широко, и вообще, это мечта, а не съёмка. А рекламу чего-то, каких-то обычных продуктов...

Наталья Фадина

– Ну, реклама должна продавать, в этом её главная функция.

Михаил Королёв

– Да, понятно. Но это не забота фотографа, к сожалению.

Наталья Фадина

– А как вы относитесь.. В Госдуму недавно был принят на рассмотрение новый законопроект, может быть, слышали, где хотят запретить эксплуатировать тему... боюсь, нельзя называть её в эфире, близкую к тому, что в книге у вас. То есть обнажения, взаимоотношения мужчины и женщины. А это же реклама, по сути, этим и продаёт.

Михаил Королёв

– Мне искренне жаль этих людей, мне кажется, им надо сходить к хорошему доктору, почему у них такие возникают идеи. Нельзя показывать что-то детям, которые не достигли нормального возраста, чтобы правильно воспринимать подобные вещи. Но есть какой-то, как я уже говорил, определённый стандарт, какой-то жанр, фотографии, например, который появился давно. Во всяком случае, также давно, как появилась фотография. Этот жанр никуда не исчезнет. Правда, сейчас во всём мире, а не только с помощью нашей Госдумы, к этому интерес немножко угас.

Наталья Фадина

– Почему?

Михаил Королёв

– Не знаю, почему. Ну, какие-то такие, пуританские настроения, не знаю, с чем это связано.

Наталья Фадина

– То есть, всё вот это, даже костюмы знаменитостей становятся более закрытыми? Вроде не наблюдалось такой тенденции.

Михаил Королёв

– Ну, всё развивается по синусоиде и сейчас, наверное, мы проходим вот этот, нижний уровень.

Наталья Фадина

– Этот этап?

Михаил Королёв

– Да. К сожалению. У меня есть материал на второй том этой книги. Я не хочу даже с ним куда-то идти, потому что понимаю, что это сейчас не очень интересно, и очень сожалею об этом. Мужчины, мне кажется, остались мужчинами, женщины – женщинами.

Наталья Фадина

– Даже мужские журналы закрывают сейчас. Обложки и моделей одевают более скромно, да?

Михаил Королёв

– Да. Мужские журналы уже сами давно немножко идут вниз. Не буду говорить, какой быстрее идёт, какой медленнее. Дела у них не очень хорошо. Очень жаль.

Светлана Крылова

– А вот, для женщин почему вы не снимаете? Мы тоже хотим на мужчин посмотреть красивых, обнажённых.

Михаил Королёв

– Почему я не снимаю? Ну, мне это не так интересно.

Светлана Крылова

– А вообще, мужчин, получается, должна снимать фотограф – женщина?

Михаил Королёв

– Нет. Я думаю, что, снимая вот такого, эротического толка фотографии, если мы о съёмке женщин говорим, мужчину надо немножко выключать. Я это понял, когда я особенно на заре своей карьеры очень сильно нервничал, снимая какую-то прекрасную барышню. Получалось, в общем-то, так себе. Не то, чтобы пошло – я старался не допускать пошлости никогда, и не хочу этого – но получалось как-то так... Не очень.

Наталья Фадина

– А где грань между пошлостью и искусством? Вот есть хорошие фотографии в стиле Ню, а есть журналы для дальнобойщиков. И не все понимают, какой из них – какой.

Михаил Королёв

– Сложный вопрос. Но отличить легко. Журналы для дальнобойщиков – которые я могу только представить себе, но понимаю, о чём вы говорите – явно нанимают дешёвых, неумелых фотографов, которые делают пошлые снимки, думая, что это и есть эротизм или что-то ещё такое. А журналы, которые могут нанять хорошего, талантливого, продвинутого в этом смысле фотографа, делают настоящее искусство, дают на своих страницах, например.

Наталья Фадина

– То есть вы таким образом воспитываете такой эстетизм, уважение к женщине среди мужчин?

Михаил Королёв

– У меня нет такой цели, скажу вам честно – воспитывать кого-то. Моя единственная цель – это сделать картинку, которая нравится мне, которая нравится моим друзьям, они неплохо продвинуты в смысле эстетического считывания, восприятия искусства, они подготовлены. И этого достаточно. И я считаю, это единственный верный путь. Пытаться угадать, что понравится дальнобойщикам или какой-то ещё социальной группе – это, в принципе может иметь успех, но мне кажется, для себя, это путь в никуда.

Светлана Крылова

– Ну, наверное, именно поэтому книга «Метахондрическая Ева» имеет такой успех. Потому что вы снимали то, что вам нравится, для души.

Михаил Королёв

– Да. Не знаю, имеет ли она успех, сейчас этот жанр, как мы уже обсудили, в совершеннейшем загоне, но я снимал это для себя. Хотя, если отмотать назад, я бы хотел, чтобы эта книга немножко по-другому выглядела, потому что это – коммерческий проект известного издательства, и они не могли без оглядки опубликовать всё то, что я хотел.

Светлана Крылова

– Вы хотели не коммерческий проект сделать, всё-таки, больше для себя?

Михаил Королёв

– Я хотел, конечно, сделать проект, который я хотел.

Светлана Крылова

– Не коммерческий, но который приносит деньги.

Михаил Королёв

– Это не приносит деньги. Продаже книги ничего не приносит. Ну как? Приносить что-то там, три копейки...

Наталья Фадина

– А что же она приносит? Рекламу?

Михаил Королёв

– Она приносит удовольствие. Вот, я хотел сделать, это я делал несколько лет, я сделал, вроде бы я должен быть счастлив. Но это сложно всё. Меня предупреждали сразу – или ты хочешь быть счастлив и никаких денег не надо ждать, если хочешь немножко на этом зарабатывать, от каждой проданной книги какие-то копеечки получать – тогда иди на компромисс. Но, собственно, работа фотографа, это, к сожалению, всегда – цепь компромиссов. Без этого никак. И в журналах, которые, казалось бы, должны всех удивлять по задумке своей, всегда они немножко боятся, у них есть издатели, рекламодатели, как бы они не отвернулись, и всегда это цепь компромиссов. Ну вот я, к сожалению, наловчился делать то, что мне хочется, но всё же, с некоторыми оглядками. Это портит мою жизнь.

Светлана Крылова

– А вот, насчёт удовольствия. Такое словосочетание хорошее вы придумали – фотографический оргазм.

Наталья Фадина

– От съёмки.

Светлана Крылова

– Да, от съёмки. А кто на вашей памяти доставил вам из моделей самый яркий фотографический оргазм?

Михаил Королёв

– Боюсь показаться странным, но в этом случае, в таком вот понимании, оргазм – это не от моделей, фотографический, понятное дело, а от хорошей картинки. Поэтому, в принципе, я имел ввиду не обязательно съёмку красавиц в постели, как в этой книге. Любая картинка, которая, говоря на жаргоне, «вштыривает» меня и нравится моим друзьям – я вижу, что так и будет, когда я её получаю – вот это и есть фотографический оргазм. Так что я, получается, сам себе его доставляю, в каком-то смысле, при помощи моделей.

Наталья Фадина

– А стимулировать не приходилось на коммерческом проекте?

Михаил Королёв

– Вы решили эту тему углубить? Это то, о чём я говорил, всякие стимуляции – это компромиссы. Без них, к сожалению, редко можно обойтись.

Наталья Фадина

– Скажите, вы фотографируете модели и у них должна быть такая, стандартная внешность, чтобы создать много образов. А когда вы снимаете, допустим, певцов знаменитых? Вам нужно передать какой-то характер уже? Или вы хотите показать человека с той стороны, с которой его никто не ожидал увидеть?

Михаил Королёв

– Точно. Вы угадали. Хочу показать всегда человека с той стороны, с которой его никто не знает.

Наталья Фадина

– А как вы находите эту сторону?

Михаил Королёв

– Ну, я не всегда и нахожу, но ищу, пытаюсь как-то сделать так. Я не думаю, что вообще интересно как-то показать внешность. Надо показать тот, может быть, месседж, который человек готов вбросить в мир, что-то в нём найти. Это не громкие слова, хотя я к съёмке отношусь цинично, и вот так, чтобы, если я снимаю чей-то портрет, я не лезу человеку в душу, не беседую с ним часами, не веду себя, как хороший журналист, я иногда просто прячусь от него где-то, и он выходит на съёмочную площадку, я жду пока он откроется.

Наталья Фадина

– Открывается?

Михаил Королёв

– Как в каком-то старом анекдоте про тёщу – как боксёр жду, может ему надоест моё бездействие? Я таким прикидываюсь.

Наталья Фадина

– Вы выматываете их?

Михаил Королёв

– Нет. Я не люблю на длинные дистанции бегать. Это всё происходит быстро. Но это один из приёмов, вы спрашивали про приёмы. Один из приёмов, для того, чтобы сделать хороший портрет – это не быть активным.

Наталья Фадина

– А музыку вы используете, как вдохновение?

Михаил Королёв

– Да. Музыку, человека – мне всё равно.

Наталья Фадина

– Всегда слушаете?

Михаил Королёв

– Я для себя слушаю музыку, которая мне нравится.

Светлана Крылова

– А было такое, что вот вы послушали музыку и вам какая-то идея пришла – а сделаю-ка я вот такой интересный проект?

Михаил Королёв

– Конечно. Бывает и от музыки, бывает и ещё от чего-то. От чего угодно. То есть, я открыт на съёмке, любое внешнее воздействие может меня привести иногда к хорошей идее. Иногда мне её просто подсказывают мои соратники, помощники.

Светлана Крылова

– Если вы снимаете какую-то звезду, и она вам прям вот очень понравилась, как человек, у вас нет желания, послушать её музыку? Вот, как она поёт. Или наоборот, лучше не слушать, чтобы не разочаровываться?

Михаил Королёв

– Было бы логично слушать, но многие из тех наших звёзд, которые мне очень нравятся, как люди, или нравились, как люди, я просто знаю, что их музыка меня вряд ли заинтересует. В этом нет ничего такого уж ужасного, это их проблемы, скорее. Потому что таких людей много, у них хороший вкус, они слушают прекрасную музыку сами...

Светлана Крылова

– А почему тогда поют?

Михаил Королёв

– Ну, это бизнес такой.

Светлана Крылова

– Бизнес?

Михаил Королёв

– Да. Россия, к сожалению, такая страна, с высоким градусом пошлости, и большинство людей любят такую пошловатую музыку и звёзды вынуждены в эту сторону немножко развернуться, чтобы не терять аудиторию, чтобы зарабатывать деньги. И мне их искренне жаль в этом смысле.

Наталья Фадина

– А вот у вас у самого не было такого, как знаете, есть такое понятие guilty pleasure – съесть тортик на ночь, но только с музыкой. Раз в год, пока никто не слышит, включу-ка я Колю Баскова и потанцую под шарманку. Или всегда только джаз?

Михаил Королёв

– Нет. Не слушаю я Колю Баскова.

Наталья Фадина

– Это я, как пример.

Михаил Королёв

– Он хороший, наверное, исполнитель.

Светлана Крылова

– Вы его снимали?

Михаил Королёв

– Нет. Его – нет. Прекрасный парень, наверное. Но для меня это не тортик.

Светлана Крылова

– А вот вы, кстати, про всех говорите, что они такие все замечательные, прекрасные, и модели все у вас умные, профессиональные, и очень про многих моделей вы говорите: «Это моя любимая модель», и все для вас такие хорошие-хорошие. А бывало такое, чтобы вас прям кто-то вывел из себя?

Михаил Королёв

– Бывает, конечно. Я стараюсь это забывать. Ну что это за жизнь была бы, если бы я был таким мизантропом – эти плохие, те плохие? Ну, зачем? Зачем себя так изнурять? Забываю плохое быстрее, чем хорошее. Конечно, не все умелые, не все прекрасные, не всех я люблю, но многих.

Светлана Крылова

– Но вас любят все.

Наталья Фадина

– Судя по отзывам, мы не нашли ни одного плохого слова вообще о вас, что такая редкость!

Михаил Королёв

– Прекрасно! Не знаю, что на это ответить. Я счастлив.

Наталья Фадина

– И при этом все, как я уже сказала, отзываются о вас, как о гении. Что мы знаем о гениях? Они гениальны и у них есть какая-то своя чудинка. Ван Гог отрезал ухо, Дали – просто... самый главный, наверное, мастер эпатажа. А у вас есть какая-то чудинка?

Михаил Королёв

– Ну нет, конечно. А может она и есть, но я в себе её...

Наталья Фадина

– Скрываете?

Михаил Королёв

– Подавляю, может быть, да. Но я не считаю, что это... Такой стандартный путь. Какое-то количество лет назад я был чуть моложе и, может быть, чуть посмелее, конечно. Но я специально не пытался чудить никогда, иногда просто меня осеняла какая-то идея, я её смело исполнял. Людей надо удивлять, безусловно. Но если ты хочешь это сделать и не можешь без этого обойтись. А вот так специально эпатировать... Просто я по роду вот этой своей фотографической работы видел такое количество эпатажных людей, которые так выдавливали это из себя мучительно! Они были такие жалкие при этом! Не хочется быть на их месте.

Наталья Фадина

– То есть, эпатаж, это такая определённая роль, которую играет человек?

Михаил Королёв

– Конечно, даже знаменитые актрисы. Не буду говорить, как её зовут, я помню, одна из наших знаменитых актрис так старательно, так методично была эпатажной, даже я читал её какие-то литературные упражнения, в них тоже было видно, как железной рукой хочет быть экстравагантной. Ну, так нельзя себя душить. Мне кажется, так жить тяжело.

Светлана Крылова

– А вот вы попали в книгу Лены Лениной «Миллионеры шоу-бизнеса».

Михаил Королёв

– Да вы что?

Наталья Фадина

– Целая глава!

Светлана Крылова

– Да, целая глава посвящена вам. Вы правда не в курсе?

Михаил Королёв

– Нет.

Наталья Фадина

– Она интервью у вас там брала.

Михаил Королёв

– Я работал много с Леной Лениной, но не помню, в «миллионерах».

Светлана Крылова

– Да, она издала книгу, причём это было несколько лет назад, там были интервью с Филиппом Киркоровым, с какими-то продюсерами, и вот вы туда тоже попали, вас записали в миллионеры.

Михаил Королёв

– Спасибо, Лена.

Светлана Крылова

– И вы Лене сказали, что она одна из ваших любимых моделей. Но она ведь тоже такая, эпатажная дамочка. Вам нравится её стиль, её вкус?

Михаил Королёв

– Провокационный вопрос. Хотите меня поссорить с Леной Лениной, моей любимой моделью?

Наталья Фадина

– Ни в коем случае.

Михаил Королёв

– Не очень, сейчас это не совсем моё. Возможно, для неё это прекрасно, то, что она делает сейчас. Её стиль сейчас, это немножко не то, что я об этом думаю.

Светлана Крылова

– А что для Вас вообще красота? Красивая девушка – что вы вкладываете в это понятие?

Михаил Королёв

– Как фотограф? Как фотограф, вы у меня спрашиваете, или как мужчина?

Светлана Крылова

– И как фотограф, и как мужчина. Ну, вы же фотограф-мужчина. Мне кажется у фотографов это как-то обострённое чувство красоты женской.

Михаил Королёв

– Я говорил, что снимая женскую красоту, приходится немножечко душить в себе мужчину. Чуть-чуть так придушивать.

Светлана Крылова

– Ну, чуть-чуть придушивать, но всё равно, мужчина, хоть он и придушенный, но где-то там, внутри сидит?

Михаил Королёв

– Сидит, сидит.

Наталья Фадина

– Наблюдает.

Михаил Королёв

– Да, с удовольствием, притом. Ну, я могу сказать, что я всегда вижу красивую женщину и это не обязательно совершенно какие-то антропологические промеры, там 60-90-60. Ну, желательно, но совсем не обязательно. Красота женщины в другом. Боюсь, у меня не хватит словарного запаса, чтобы это правильно описать. Это сексуальность, это ум, конечно, дурочка не может быть красивой, как ни крути, она тогда просто не сильно отличается от резиновой куклы из секс-шопа. Я знаю, что такое красивая женщина, боюсь, что вот так, быстро не смогу рассказать.

Наталья Фадина

– А бывает красивая женщина только через объектив, а не через объектив – не такая уж и красивая.

Михаил Королёв

– Хороший вопрос. Наверное, не очень. Ни да, ни нет – не очень. То есть, совсем некрасивое человеческое существо не может быть красивым на фотографии всё-таки никогда. Чуть-чуть можно обмануть. Но в общем – нет, красота или есть, или ее нет. Некоторые – наоборот. Некоторые красивые люди не имеют какой-то склонности к съёмке, и тут ничего не сделаешь, и очень сложно их показать, как хочется. Что-то в них такое есть, что прячется от камеры. Вот это бывает, да.

Светлана Крылова

– А вот, что касается одежды. Сейчас мы, женщины, в погоне за мужчинами, пытаемся – ну, не то, чтобы пытаемся – а как-то превращаемся потихоньку в мужчин, мне кажется. То есть – одежда, характер. Как вы считаете, это правильно? Или что-то нам нужно сделать с собой?

Михаил Королёв

– Это совершенно разные вещи. Одежда любая может быть. Хороший экземпляр – извините, что я такой терминологией – человеческой породы хороший экземпляр никуда не спрячешь, ни под какой одеждой. Всё равно, мы, мужчины, вас, красавиц, найдём.

Светлана Крылова

– Даже в кроссовках и спортивных штанах?

Михаил Королёв

– Абсолютно. Не имеет значения. Ну, все модели вообще ходят в кедах «Converse» или там, не знаю каких, нельзя произносить, наверное, у вас. Какие-то бренды на каблуках, это только специальный должен быть какой-то торжественный случай.

Наталья Фадина

– А знаменитости как приходят? Тоже просто? Или звезда всегда должна оставаться звездой? И до, и после грима.

Михаил Королёв

– Не знаю, это личное дело звезды, как она себя чувствует и позиционирует. Нормальные люди приходят на съёмку, ну если ни в кедах, то в чём-то удобном. Довольно глупо поражать съёмочную группу бриллиантами и какими-то там нарядами, хотя были такие экземпляры у меня. Одна знаменитая певица подъехала к моей студии минута в минуту к началу съёмки в шикарном лимузине и потом полтора часа сидела в нём, ну потому что, как-то вовремя приходить звёздам негоже. А все ходили, видели, звонили мне: «К тебе приехала, Королёв?» Я говорю: «Ко мне, ко мне» «А что не идёт?» Я говорю: «Не знаю». Через полтора часа пришла.

Наталья Фадина

– Ох ты. У вас вообще много таких историй в копилочке?

Михаил Королёв

– Ну не очень, я их не собираю. Ну есть какие-то нелепости, конечно. Ну и рассказывать нехорошо, конечно. У нас, у фотографов, как у врачей, должна быть врачебная тайна. Вот я буду про все нелепости рассказывать, кто ко мне придёт потом? Нет. Конечно, истории такие есть, но я ничего не скажу.

Светлана Крылова

– Ну а в планах у вас есть какие-то новые проекты? Вообще, над чем вы сейчас работаете?

Наталья Фадина

– Вы уже добились и признания, и статуса, но должны, наверное, оставаться какие-то ваши личные непокорённые вершины?

Михаил Королёв

– Наверное, звучит всё, что вы сказали, хорошо и правильно. Не знаю, насколько это можно применить к жизни. Вот я очень сожалею, что этот жанр, присутствующий в моей книге, сейчас не в фаворе, поэтому второй том я пока делать не буду, хотя материал у меня уже есть. Вершина моего творчества, удовольствия и фотографического оргазма это – хорошая картинка, неважно, по какому поводу я её сделаю. Вот какого-то особого проекта у меня, наверное, в планах нет. Хотя я собираюсь сейчас снимать один альбом про московские театры, но это, скорее, не моя мечта, хотя мне это интересно. Это, скорее, всё-таки, наверное, будет заказ.

Наталья Фадина

– Хорошо. Мы вас поняли. На этом наша программа подходит к концу.

Михаил Королёв

– Как жаль.

Наталья Фадина

– Спасибо, что вы так откровенно отвечали на наши вопросы, хоть и с некой утайкой имён, фамилий, явок и паролей, но я думаю, наши слушатели с удовольствием уже поищут сами информацию в интернете. С вами были Наталья Фадина, Светлана Крылова и наш гость Михаил Королёв. До следующей среды.

Михаил Королёв

– До свидания. Спасибо.