Татьяна Коваль
- Здравствуйте, дамы и господа! В эфире передача «Про дело». Я её ведущая Татьяна Коваль, исполнительный директор комитета по социальной ответственности бизнеса, меценатства и благотворительности общероссийской общественной организации «Деловая Россия». Девиз нашего радиопроекта - «От слова к делу», а наши гости - ведущие, эксперты, активные предприниматели, общественные деятели, которые создают и реализуют прорывные проекты в разных областях. И сегодня тема нашей радиопередачи – поддержка социального предпринимательства. Поговорим о том, кто такие социальные предприниматели. Какие существуют формы поддержки или самоподдержки социальных предпринимателей. Почему жители России до сих пор не любят предпринимателей. И почему именно социальные предприниматели могут стать опорой экономики нашей страны в эти непростые времена. Для ответов на эти вопросы я пригласила в гости одних из самых продвинутых в теме социального предпринимательства экспертов: Владимира Вайнера, директора фонда развития медиапроектов и социальных программ «GladWay», а также по совместительству руководителя рабочей группы нашего комитета по социальному предпринимательству. Владимир, добрый вечер!
Владимир Вайнер
- Добрый вечер, друзья!
Татьяна Коваль
- А также Никиту Тихонова-Рау, генерального продюсера лаборатории социального кино «Третий сектор». Никита, приветствую Вас!
Никита Тихонов-Рау
- Привет! Всем привет!
Татьяна Коваль
- Первый вопрос для вас, дорогие гости, самый простой и не простой одновременно, что же это такое – социальное предпринимательство? Чем это достаточно новое для России явление отличается собственно от предпринимательства, от бизнеса в социальной сфере или от социально ориентированных НКО. Зачем нас вновь впутывают в такую непонятную словоформу?
Владимир Вайнер
- Ну, что, я начну?
Татьяна Коваль
- Да!
Владимир Вайнер
- Социальное предпринимательство, действительно, такое странное сочетание, особенно для тех людей, которые читали когда-нибудь кодекс, я имею в виду гражданский кодекс. Потому что там чётко написано, что предпринимательство – это деятельность, направленная на получение прибыли. А социальное предпринимательство как-то тогда не понятно чем является. Мне кажется, что вот начинать вообще разговор о социальном предпринимательстве имеет смысл именно с этой точки зрения. Разница между предпринимательством как таковым по кодексу, что называется, и тем, что реально в жизни происходит. А реально в жизни происходит следующее: с одной стороны, предпринимательство как таковое, то, которое в кодексе, направленное на извлечение прибыли, оно имеет место, оно развивается, в день по тысяче раз мы с ним сталкиваемся в разных формах, но при этом оно имеет несколько таких, может быть, подводных и течений, и камней. Если говорить о течениях, то, я думаю, что, наверно, процентов 90 предпринимателей в той или иной степени делают что-то социальное. Объём этого социального может быть разный, иногда это может касаться какой-то там частной инициативы, какой-то конкретной адресной помощи ребёнку. А может оказаться так, что индивидуальный предприниматель всё, что зарабатывает, вкладывает в какой-то личный или местного сообщества, или какой-то значимый для какой-то территории проект. Мы этого даже не знаем, это подводное течение. Мы же не знаем, куда тратят деньги индивидуальные предприниматели или там владельцы какого-то ООО, то, что называется малым бизнесом. К ним общее отношение, которое там по кодексам, налогам. Это предприниматели, они как-то качают деньги. А что на самом деле происходит? К сожалению, часто неизвестно. С крупным бизнесом понятно, у них есть социальные годовые отчёты, программы корпоративно-социальной ответственности. А вот с малым, средним бизнесом как раз, мне кажется, интересно вот это вот подводное поле, светлый сумрак такой, если вспомнить «Дозор». Это вот одна такая деталь. А с другой стороны, есть вот камни, тоже подводные – это отношение к предпринимателю со стороны общего такого вот числа населения, генеральной совокупности граждан страны. Очень мало людей относят себя к тем, кто может быть просто предпринимателем, или позитивно относится к тому, что здорово, что у нас в посёлке, например, на 5 000 человек так много замечательных предпринимателей. Нет такой радости за то, что кто-то занимается бизнесом, да ещё и успешен, скорее наоборот. Ладно, у меня нет коровы, но, к счастью, она у соседа болеет.
Татьяна Коваль
- Ну почему это? Менталитет такой или как-то почему-то исторически сложилось?
Владимир Вайнер
- Наверное, это исторически сложилось, и поэтому это можно назвать менталитетом. Но, я думаю, что как сложилось, так можно и переложить. Если целенаправленно формировать другое отношение к предпринимательству, как таковому. Это сложно, это требует усилий. Но если этого не делать, то тогда… Очень показательно, куда идут выпускники ВУЗов или кем хотят стать выпускники школ.
Татьяна Коваль
- В госслужащие, я знаю, по статистике.
Владимир Вайнер
- В госслужащие, желательно в прокуратуру. В крайнем случае, можно стать спортсменом или сразу олигархом, перескакивая всё. И, по-моему, там цифры очень печальные. Уже и пяти процентов желающих открывать своё дело нет.
Татьяна Коваль
- Год назад о двух процентах говорили, сейчас, может быть, действительно около пяти.
Владимир Вайнер
- Если говорили о двух…
Татьяна Коваль
- Значит, ещё меньше.
Никита Тихонов-Рау
- Тренд позитивный.
Владимир Вайнер
- Это как раз вот то, что явно требует усилий. В принципе, поддержка предпринимательства, но не на уровне, о котором мы еще, наверное, сейчас поговорим, какая есть поддержка, а с точки зрения формирования представления, что это может меня касаться. Что я тоже могу предпринимать, реализовывать какие-то свои идеи, свои открытия, свои решения, делать что-то самое простое, может быть, у себя во дворе что-то менять. Предпринимательство – это направленность к изменениям, к улучшению, к созданию чего-то нового.
Татьяна Коваль
- А в чём тогда фишка социального предпринимательства?
Владимир Вайнер
- Здесь появляется развилочка такая. Одним людям значимо и мотивация на то, чтобы делать что-то хорошее, но при этом зарабатывать, как, собственно, обмен энергиями и утверждение того, что я всё делаю правильно. А другим людям важно что-то делать и видёть, как улучшается жизнь других людей вокруг. Это совершенно нормальная категория, это даже не всегда разные люди.
Никита Тихонов-Рау
- Можно провокационный вопрос? Знаешь, я из мира кино, больше десяти лет работаю с российскими телеканалами, делаю кино различное. Вот зарабатывая деньги на телевидении, в какой-то момент возникла очень острая потребность делать проекты, которые будут обладать социальной значимостью и менять мир вокруг. Это то, что ты говоришь. Это всё звучит очень пафосно.
Владимир Вайнер
- Это у тебя в голове появилось?
Никита Тихонов-Рау
- Конечно, как некое внутреннее, проросшее в тебе.
Владимир Вайнер
- Движение души.
Никита Тихонов-Рау
- Ну, назовём это так. В этом смысле я являюсь социальным предпринимателем, если я, зарабатывая деньги на телевидении, вкладываю эти деньги в социальные проекты, меняющие социальную среду?
Владимир Вайнер
- Смотря кто думает. Ты сейчас меня спросил?
Никита Тихонов-Рау
- Да.
Владимир Вайнер
- Я скажу - нет! Ты не являешься социальным предпринимателем.
Татьяна Коваль
- Почему?
Владимир Вайнер
- При этом если посмотреть, например, на небольшие какие-то там намётки в государственных документах, например, в приказах Министерства экономического развития. Например, по приказу прошлого года поддержки малого и среднего бизнеса, ты мог являться социальным предпринимателем. А если смотреть на законодательство, то там вообще нет такой категории, чтобы относить тебя куда-то или не относить. Потому что в законодательстве федеральном вот только с первого января появилось, но без помощи в отнесении куда-либо.
Татьяна Коваль
- Без вот таких нюансов у нас. За рубежом есть, 50 процентов если вы вкладываете, не меньше 50 процентов обратно в бизнес, то вы уже социальный предприниматель.
Владимир Вайнер
- Почему, значит, наш гость Никита не является социальным предпринимателем с моей точки зрения? На мой взгляд, социальное предпринимательство – это деятельность, которая исходно создаётся, продумывается, разрабатывается для решения социальной проблемы. Вот если ты захотел создать специальное предприятие, которое бы, например, вовлекало незащищённые категории граждан в кинематограф, в очень разных форматах, обеспечивая их занятость, их социализацию, обеспечивая их новым качеством жизни. И ты специально для этого создал какое-то предприятие - оно станет социальным предприятием. А если ты, зарабатывая, условно, уносишь из семьи часть денег на какое-то хорошее дело, то ты просто хороший человек, у тебя есть бизнес, а часть средств ты направляешь на социальные нужды. Но от этого твой бизнес внутри себя не меняется, он остаётся бизнесом. Он даже может быть бизнесом в социальной сфере, например, если ты будешь снимать документальное кино социальной тематики, но, тем не менее, это будет бизнесом, потому что цель будет всё равно, собственно, и внутренняя работа будет такой же, как обычно. Ты будешь делать то, что ты умеешь делать хорошо, а зарабатывая деньги, уже как бы следующим шагом передавать их на социальные дела.
Никита Тихонов-Рау:
- Окей. Хорошо.
Татьяна Коваль
- Никит, у меня вопрос как раз к тебе, вот автоматически как раз после нашей такой дискуссии. Что же сделать, чтобы люди об этом узнали? Ты же человек из мира кино и из мира информации. Что же можно такого сделать, чтобы они захотели заниматься социальным предпринимательством?
Никита Тихонов-Рау:
- Спасибо за вопрос, Тань. Ты знаешь, моя профессия - режиссёр, продюсер. Каждый раз, когда приходит какая-то тема, неважно какая, абсолютно очевидно, что её нужно делать универсальной, а универсальной - значит близкой к сердцам людей. Другого способа сделать тему универсальной – его в принципе нет. То есть когда нас эмоционально это задевает, затрагивает, тогда мы включаемся, начинаем сопереживать, думать, фантазировать, ночи не спать и так далее. А если сердце остаётся холодным к чему-то, то значит это не интересно, не прикольно, не хочу в это лезть. Поэтому, мне кажется, что разговор о социальном предпринимательстве, хотя да, это фигура, некое словообразование, и мы вот этот лэйбл приклеиваем к некому явлению общественному, но разговор на самом деле надо начинать, на мой взгляд, вот с чего. Володя сказал сегодня о том, что есть некая развилка: с одной стороны - заработок денег, а с другой стороны - некие добрые дела, которым подчинена наша жизнь.
Татьяна Коваль
- И где, как ты думаешь?
Никита Тихонов-Рау
- На мой взгляд, скажем так, я могу судить на основе своего собственного жизненного опыта, я стараюсь эту развилку не делать. Для меня, на самом деле, сливаются в экстазе способность зарабатывать деньги и менять среду, и делать те самые дела, ради которых мы пришли в этот мир. И, на мой взгляд, это логика разделения... Знаешь, я вспоминаю семинар одного американского продюсера, когда в зале сидели голодные режиссеры, это было, по-моему, в Амстердаме. Он задал вопрос: « Окей, чуваки, кто здесь хочет, значит, делать добрые поступки? Снимать кино на хорошие темы?» Такие руки, куча, лес рук, все хотят. «Ок. А кто хочет зарабатывать деньги?» Тут рук сразу сильно меньше. Почему-то в сознании людей творческих профессий, ну, и вообще-то на самом деле, это во многом российская специфика, идущая с советского времени, нас воспитывали подчас, что зарабатывать - в этом есть что-то такое. «Да ты, небось, зарабатываешь на этом?» - вот говорили так. А на самом деле диалог с этим продюсером закончился очень просто, он сказал: «Ребята! Те, кто подняли руки и в первый и во второй разы – вот у вас всё получится». У них всё получится, потому что это двойной мотиватор. Ты, с одной стороны, экономически эффективен, без экономической эффективности ты не можешь быть про добрые дела. Но это должно слиться. Если это не сливается, то до свидания, ничего не работает.
Татьяна Коваль
- Поэтому это и называется социальное предпринимательство.
Никита Тихонов-Рау
- Поэтому это очень круто! Это как раз про целеполагание в жизни.
Владимир Вайнер
- Мы как раз и подошли, получается, к определению социального предпринимательства. Когда это не в чистом виде зарабатывание денег, и не в чистом виде отдача себя, как Данко или кто-то там, на благотворительность, пока сил хватает. Социальное предпринимательство, получается, это деятельность, направленная, с одной стороны, на решение социальной проблемы, главная цель – решение социальной проблемы, в этом смысле тут есть другое отношение к предпринимательству, как таковому, но на основании понятной, чёткой, финансово устойчивой бизнес-модели.
Никита Тихонов-Рау
- Это очень круто. Как- то хочется, чтобы весь бизнес был социальным.
Татьяна Коваль
- Благое дело - бизнес-методами.
Владимир Вайнер
- Да, на бизнес-модели. Понятной, чёткой, которая гарантирует устойчивость. Вот как только такое чудо появляется, а такие чудеса появляются в большом количестве, и появляются социальные предприятия. Это как раз, в каком-то смысле, элемент новой социальной экономики. Тут что важно, когда уже приоритет не на прибыли, и даже иногда, что жёстче, не на интересах инвесторов, акционеров, владельцев, а на интересах того социального блага или решении социальной проблемы. То есть мы создали предприятие как бизнес-предприятие, пусть там будет ООО, не важно, в какой форме, и когда возникает интерес: мы сейчас можем заработать больше денег, в ущерб интересов нашей социально незащищённой группы, зато потом мы эти деньги, может быть, им отдадим. Или мы, собственно, всегда будем держаться цели решения социальной проблемы. В одном случае это остаётся бизнесом, в том числе и в социальной сфере, а в другом – это социальное предпринимательство. Можем на примерах каких-нибудь рассмотреть.
Татьяна Коваль
- Я слышала такую трактовку, что бизнес отвлекается на какой-то социальный запрос, и если есть эта социальная ниша, тогда, занимая эту социальную нишу, это тоже становится социальным предпринимательством. Или нет?
Владимир Вайнер
- Я думаю, нет. Человек хочет быть причастен к чему-то хорошему, светлому, устойчивому. По разным данным до 65 процентов потребителей склонны купить товар, если он как-нибудь социально значим. У меня есть заготовленный пример. Есть водка, достаточно известной марки, и у неё на другой стороне написано, что, выпивая эту бутылку водки, ты помогаешь конкретной природоохранной территории. Её больше покупают. Какое здесь движение души социальной? Человеку даётся такой вот бонус, который он и искал. Он же хотел не просто выпить водки, а еще в состоянии возлияния, как бы возноситься, в светлом таком смысле. Водка ему это даёт. Здесь нет ничего просоциального, даже не гарантировано, что то, что там написано, соответствует правде, и что, действительно, условно, озеру Байкал с этой бутылки что-то достанется. При этом бизнес использует социальную, совершенно отчетливую, потребность потребителей.
Татьяна Коваль
- Это маркетинг. Это больше маркетинг.
Владимир Вайнер
- Социальным это могло бы быть, если... Например, сейчас мы обсуждаем с питерской обувной фабрикой, «ТиБош» она называется, на которой работают больше двадцати людей с инвалидностью, которая получила субсидию от правительства города, приобрела оборудование, помещения. Они сейчас рассматривают такую вот идею создания социальной фабрики, социального предприятия: продавая обувь, на каждую пару обуви проданной на рынке, гарантировано, что еще одна пара обуви через благотворительные фонды поступит нуждающимся. Это известная во всём мире такая бизнес-модель социального предпринимательства «One for one». В данном случае они ее назвали «Пара за пару». Вот, если они запустятся, это будет социальное предприятие. Разница, я думаю, очевидна между этими двумя примерами.
Татьяна Коваль
- Да, ещё такой вопрос, тоже, Владимир, к тебе. Если всё так замечательно, мы вот с Никитой решили, что это круто, но, на самом деле, как-то оглянуться - не так уж много таких социальных предпринимателей. Где оно всё? Где эти люди и почему это явление у нас еще так не популярно?
Владимир Вайнер
- Тут опять же две стороны вопроса, как минимум. С одной стороны, мы говорим «не популярно», подразумевая то, что мы этого не видим. Мы их не видим, значит, их не существует. А это не так.
Татьяна Коваль
- То есть информационно мы это не слышим или мы не знаем, что это и есть социальное предпринимательство.
Владимир Вайнер
- Это можно сравнить с тем, что во многих городах есть представление, что, допустим, инвалидов-колясочников нет, мы же их не видим, значит, их не существует, и, значит, нашему городу не нужны слова про доступную среду, универсальный дизайн городов и так далее. А на самом деле мы их не видим, несмотря на то, что их очень много, просто они не заметны, потому, что они не могут попасть в это городскую среду, которую мы видим, в силу опять же бесконечного количества причин. То же самое с социальными предпринимателями. Люди могут просто не играть в эту игру, они зарегистрировались ИП и делают своё дело в своем сообществе, в маленьком городе или в какой-то группе таких же людей, оказавшихся в такой же жизненной ситуации, решают свою социальную проблему. Родители детей с какими-то особенностями, люди, попавшие в сложную жизненную ситуацию и так далее. Они сами просто решают и решают, а мы этого не знаем. Это просто такой вот другой мир. С другой стороны, может оказаться, вот быть ими, но не хотеть, чтобы о них говорили. Им не нужна эта слава, социальный предприниматель, которого сейчас все ищут и хотят вытащить на радио.
Татьяна Коваль
- О хороших делах не принято говорить, к сожалению.
Владимир Вайнер
- Это другая сторона, почему мы их не видим. А, с третей стороны, как их увидишь, если у нас нет специальных фильтров, очков ночного видения, с помощью которых мы их увидим. Опять же, где их посмотреть? С этой точки зрения у нас есть, например, специальные проекты, где мы пытаемся создать удобства для того, чтобы их увидеть. Мы расскажем, может быть, о паре проектов. Это я к тому, возможно, что этот элемент такой социальной экономики, рождающийся, развивающийся, он существует и, может быть, даже занимает уже больше одного процента от общего экономического нашего состояния, я думаю даже больше. С другой стороны, почему люди не хотят говорить о себе, как о социальных предпринимателях или относить себя к ним - а зачем? Это не даёт никаких преференций. Это исключительно, как мы уже выяснили с Никитой, внутреннее состояние души. Человек сам для себя знает, условно, плюс в карму, если можно так популярным языком назвать. Или он просто решил реально для себя проблему. Его судьба привела и заставила буквально создать такое предприятие, чтобы решить свои какие-то проблемы или тех, кто его окружает. Очень много разных вариантов, когда создаётся социальное предприятие. Ему ничего другого и не нужно, он для себя знает и людям помогает.
Татьяна Коваль
- Я сейчас не совсем соглашусь про «нет никаких преференций». Мы поговорим о них во второй части нашей беседы. Некоторые преференции мы всё же видим. Мне кажется, институтов развития и инфраструктурных элементов больше, чем самих социальных предпринимателей, к сожалению, пока. Дай Бог, они появятся. Никита, я знаю, у тебя есть задумка, классный кинопроект про это. Чтобы люди больше знали и как-то больше понимали, может быть, они уже есть социальные предприниматели, может быть, они бы включились в эту деятельность. Расскажи, что вот в этом направлении вы задумали с Владимиром.
Никита Тихонов-Рау
- Да, давайте расскажу. Примерно полгода назад я увидел совершенно шикарное издание, которое издано Владимиром Вайнером, оно первое в России, в него вложены колоссальные средства, оно сделано с большим вкусом, великолепный дизайн. И этот сборник называется «Социальное предпринимательство России».
Татьяна Коваль
- Его можно найти на сайте «Наше будущее». Фонд «Наше будущее» поддержал это издание.
Владимир Вайнер
- Его можно найти на специальном сайте, который называется soindex.ru что по-русски, что по-английски.
Никита Тихонов-Рау
- Кстати, хочу сказать, что сам сайт «soindex.ru» - потрясающе удобный инструмент для того чтобы… Даже если вы не собираетесь заниматься социальным предпринимательством, туда можно зайти и посмотреть, как люди это делают. Это вполне конкретные истории, живые, увлекательные, такой реализации предпринимательского духа людей. Причём не из головы, не из каких-то бизнес-схем и финансовых операций. А это именно тот самый национальный предпринимательский дух, который живёт в русском мужике, понимаете, или там русской женщине. Так на свет появились... Вов, сколько здесь проектов?
Владимир Вайнер
- Здесь 50 подробных историй и ещё 146 просто контактов и адресов тех, кого мы ещё нашли по России.
Татьяна Коваль
- Это прошлогодний сборник. Насколько я знаю, вы готовите ещё один в этом году.
Владимир Вайнер
- Да, этот вышел в ноябре 2015 года, мы сделали тираж всего 100 экземпляров. Потом, собственно, компания, которая нас поддержала, издала больший тираж, фонд «Наше будущее», по-моему, весной выпустил ещё тираж, всё это разошлось. Он оказался таким бестселлером в экономической деловой литературе на данный момент. Мы готовим следующее издание, вот уже в ноябре выпустим новый каталог. Мы надеемся, что там будет больше предприятий, которые мы ищем по всей стране.
Никита Тихонов-Рау
- Возникла какая мысль, возникла мысль о том, что люди, в принципе, любят смотреть кино, это такая форма понятная эмоционально, это то, о чем я в начале говорил. Эти рассказанные микроистории могут оседать в сердце у людей, а на самом деле, чтобы социальное предпринимательство пошло, нужно эмоционально людей посадить на этот крючок. Мы с Володей говорили, что зритель, оказавшийся, например, в кинозале, посмотревший несколько историй живых людей, своих сограждан, должен, выйдя из зала, сказать: «Ёшкин кот! Я ведь тоже так могу! Почему не я? Я тоже так хочу, я тоже так могу!».
Татьяна Коваль
- Да, увидеть героя и пойти им стать.
Никита Тихонов-Рау
- Конечно, это замечательно, очень много можно говорить общих слов, и они будут все правильные, но они так не цепляют человека, как «success stories» или «inspiring stories», то есть живые, настоящие, клёвые.
Татьяна Коваль
- От первого лица.
Никита Тихонов-Рау
- Да, от первого лица рассказанные, не каким-то там закадровым голосом: «Иван Иваныч решил...» Не об этом речь. Человек-герой, он рассказывает про свой жизненный опыт, про свои преодоления, про свои трудности, про свою судьбу. Про то, как он преодолевал чиновничьи кабинеты, получал кредит в банке, в конце концов. Как у него сначала не пошло, а потом пошло, как к этому относились соседи по деревне, хотели, чтоб получилось или, наоборот, мешали и вставляли палки в колёса. Это ведь жизнь! Собственно говоря, эту жизнь, эти микроистории, вот эти реализации предпринимательского духа, мы в начале программы сказали, Тань, любят ли в России предпринимателей. А что их любить-то? Они преодолевают кучу всего, и у них получается, они успешны. Как их можно любить. Это ужас какой-то. Поэтому, мне кажется, что те самые настоящие, извините за пафос, герои России, которые не в грудь себя стучат и говорят правильные слова в телевизионных эфирах, а которые реально, своими руками эту Россию делают.
Татьяна Коваль
- Супер!
Никита Тихонов-Рау
- Поэтому мы будем делать этот проект. Володя упоминал про фонд «Наше будущее», который сделал издание, прекрасное, замечательное издание, которое нас вдохновило на этот проект. Я расскажу, что в 2015 году мы вышли, мы как организация, как лаборатория социального кино, мы вышли на фонд «Наше будущее» и предложили идею этого кинопроекта. У нас даже подписан договор соинвестирования с фондом «Наше будущее». Но условия этого договора предполагали, что мы будем подавать проект такого фильма в Министерство культуры Российской Федерации, которое ежегодно субсидирует производство документальных фильмов. Но, к сожалению, в связи с кризисом или я не знаю с чем, этот проект Министерство не поддержало, что на мой взгляд жалко, потому, что такие проекты надо поддерживать, с моей точки зрения. Они обладают тем самым мультипликационным эффектом.
Татьяна Коваль
- Мы как раз поговорим во второй части передачи, куда ещё можно обратиться. Я напомню нашим дорогим радиослушателям, что в гостях у нас Владимир Вайнер, директор фонда развития медиапроектов и социальных программ «GladWay». А так же Никита Тихонов-Рау, генеральный продюсер лаборатории социального кино «Третий сектор». И призываю вас писать в чат нам вопросы, либо мне, Татьяне Коваль, «Сделано в России», либо Владимиру, эксперту по социальному предпринимательству, либо Никите, свободному продюсеру и будущему социальному предпринимателю, на разные темы, которые мы говорили, которые вам интересны. А сейчас к нам присоединится Борис Гребенщиков, так как у него есть свое видение того, что есть социальное предпринимательство.
Татьяна Коваль
- Добрый вечер, уважаемые радиослушатели. В эфире передача «Про дело», мы продолжаем. Я, ее ведущая, Татьяна Коваль, исполнительный директор комитета по социальной ответственности бизнеса и меценатства, благотворительности, а также наши гости Владимир Вайнер и Никита Тихонов-Рау. Никита из лаборатории социального кино «Третий сектор», а Владимир Вайнер - директор фонда развития медиапроектов и социальных программ «GladWay».
Никита Тихонов-Рау
- Добрый вечер.
Владимир Вайнер
- Еще раз здравствуйте.
Татьяна Коваль
- У нас очень интересная беседа протекала, пока была музыкальная пауза. Мы вспомнили о том, что мы сейчас выходим в онлайне в интернете, и как раз хотелось бы вам задать вопрос про интернет-среду. Как она может поддержать и развивать социальное предпринимательство? Особенно хотелось бы услышать опыт на тему краудфандингa, которым воспользовался и Борис Гребенщиков, наш специальный гость, и Владимир, я знаю, тоже опытный в этом специалист.
Владимир Вайнер
- Если говорить об интернете, интернет-среде как о потенциальной эко-среде развития социального предпринимательства, то краудфандинг, как такая технология сбора средств частных лиц и компаний, в том числе, для поддержки и финансирования каких-то социальных проектов – это одна из таких хороших историй. Сейчас в России есть несколько сайтов, которые стали площадками для краудфандинга. Например, на сайте planeta.ru есть даже категория «социальное предпринимательство» для соответствующих проектов, а на boomstarter.ru и без этой категории очень много проектов социальных предпринимателей реализуется. На более маленьких площадках тоже возникают такие проекты. Интернет как раз позволяет, как транспортная среда, с одной стороны, передавать людям сообщение о том, что можно принять участие в проекте. В этом смысле это не только приобретение товара, а обеспечение вот этой причастности и со-деятельности в каком-то общем хорошем деле, в производстве общественного блага. Это очень логично. В этом смысле интернет помогает развивать вот этот вот социальный сектор экономики, сам по себе будучи социальной средой. Если говорить конкретно о сборе средств, краудфандинге, об этом методе, то да, сейчас много разных проектов. Борис Гребенщиков, как всегда, явил чудо, за 36 часов собрал три миллиона, которые предполагалось собирать гораздо дольше. Он поставил рекорд в России по сбору средств. Социальные предприниматели, конечно, действуют не так масштабно, но, тем не менее, уже сейчас есть примеры, когда социальные предприниматели, также предлагая какой-то проект или со-деятельность в производстве общественного блага, собирают тоже уже миллионы. Например, как это может выглядеть? Последний наш пример, которому мы помогали, – это деревня Ботово в Вологодской области, Череповецкий район. В которой местная жительница решила собрать деньги на приобретение двух станков, на которых местные жители, бабушки, будут плести домотканые коврики. Соответственно, нужно было 150 000 рублей. Мы вместе разработали, подготовили проект с фотографиями, видео, понятными текстами и обратились через интернет через краудфандинговую площадку к людям. Интересно, что 80 людей за 30 дней поддержали, профинансировали этот проект, и 150 000 рублей появилось у этой деревни. Что интересно, 20 человек – это именно жители Череповца и Вологодской области. Это очень важно. Понятно, что если обратиться ко всем русскоязычным жителям планеты и попросить 150 000, то это одна история. А вот важно, что это имеет возможность локализации до местного сообщества и до каких-то там городских сообществ, тематических сообществ и так далее. За этим, наверное, кроется будущее краудфандинга, он позволяет формировать сообщества, и использовать уже существующие и развивать их, и создавать новые. Это очень хороший инструмент поддержки социального предпринимательства, если мы перешли к теме поддержки.
Татьяна Коваль
- Мы перешли плавно, мы даже как-то зашли с другой стороны. Есть два вида вопроса про поддержку. Я как раз хотела их задать. Как в целом она осуществляется? Как мы знаем, есть со стороны государства поддержка, мы благодарим Ирину Кувалдину за вопрос в чате, она как раз говорит, что это очень современная тема, и она должна получить своё развитие в России в ближайшие годы, особенно должна получить информационную поддержку государства. Мы говорим об общей поддержке государства. Ирина попросила еще раз написать сайт. Мы написали его в чате, чтобы не ошибиться в буквах. Можете зайти на сайт, который Володя анонсировал. Так вот, по поводу двух частей этого вопроса. Первое: какая поддержка от государства осуществляется, и если вдруг государство не помогло, какая может быть самоподдержка, например, мы краудфандинг задели. Какие еще методы существуют в развитии социального предпринимательства без государства?
Владимир Вайнер
- Я думаю, что основная поддержка – это, как правило, поддержка близких людей. В большинстве примеров социального предпринимательства, которые я знаю, речь не идёт о том, что всё получилось, благодаря поддержке государства или третьих лиц. Чаще всего всё получается тогда, когда поддерживают близкие, поддерживают сообщества, поддерживают какие-то объединенные общими интересами, видениями миссии, идеей людей. А вот дальше есть возможность поискать поддержку. Если говорить о государственной поддержке, то, наверное, два ключевых документа, если нас слушают те, кому прям интересна деловая информация. С одной стороны, можно найти ежегодный приказ Министерства экономического развития Российской Федерации посвященный поддержке субъектов малого и среднего бизнеса. Уже третий год, по-моему, там уделяется большое внимание социальному предпринимательству. В федеральном законодательстве ещё ничего нет, а в приказах Министерства уже есть, даже расписывалось, что к этому отнести.
Татьяна Коваль
- То есть в федеральном законодательстве мы ещё не пролоббировали закон о социальном предпринимательстве, его еще и не приняли пока?
Владимир Вайнер
- Я думаю, что он и не нужен. В приказе Министерства указаны и направления поддержки, под которыми Министерство понимает социальное предпринимательство. Например, занятость инвалидов, матерей с детьми до семи лет, выпускников детских домов, лиц, вышедших из мест лишения свободы, социальное обслуживание граждан, производство техники для инвалидов, культурно-просветительская деятельность. В том числе социальный туризм. Это вот такие направления поддержки.
Никита Тихонов-Рау
- Я добавлю. Меня очень поразил проект «Упсала-цирк», какой красивый проект! Это Питерский. Не слышала?
Татьяна Коваль
- Конечно, я читала весь сборник. Потрясающий проект. Читайте, это настолько вдохновляет.
Никита Тихонов-Рау
- Кто не знает, введите в интернете «Упсала-цирк». Почитайте, какая красивая идея.
Владимир Вайнер
- Тем более интернет сразу выдаст подробное описание этой истории. Вот это направление, по которому Министерство экономического развития рассматривает тех, кого поддерживает. Сразу возникает некое затруднение - нельзя простому человеку сказать: «Министерство, давайте, поддержите меня!» Оно же большое в Российской Федерации, поэтому оно пишет, обращаясь к субъекту федерации. Субъект федерации должен изучить местный экономический рынок, рассмотреть, а сколько денег он может попросить, а сколько денег он может со-финансировать. И эту сумму запросить из федерального бюджета, и тогда в местном субъекте федерации, в области какой-то или крае, появится программа поддержки социального предпринимательства.
Татьяна Коваль
- Сложный механизм.
Владимир Вайнер
- Да. И вот там уже, возможно, эту поддержку можно получить. Плюс еще в 15, по-моему, регионах явилось такое некое счастье в том, что местные власти проявили активность. И по другой статье Министерства экономического развития создали Центры Инноваций Социальной Сферы. Опять же, слушатели могут посмотреть в интернете, а есть ли в моем регионе Центр Инноваций Социальной Сферы, ЦИСС сокращенно. Например, они могут обнаружить, что в Москве его нет. А там где есть, эти центры, опять же, могут помочь дойти до этого вот федерального финансирования, которое, ни много ни мало, 1 500 000 000 рублей, по-моему, заложено на поддержку социального предпринимательства. Оно где-то заложено, а предприниматели где-то в другом пространстве находятся. Поэтому, если говорить о господдержке, то это вот этот вот приказ и федеральные деньги, ЦИССы на местах, но в 15 регионах примерно и ещё одна маленькая деталь – с первого января в рамках федерального Закона о социальном обслуживании населения общественные организации и субъекты малого бизнеса могут участвовать в контрактах на социальное обслуживание населения. Если раньше это была прерогатива муниципальных социальных служб, то сейчас это разыгрывается через тендеры и можно попасть в реестр поставщиков социальных услуг. Те, кто этим занимается, я думаю, и без нас это уже знают. Это вот такая маленькая история про государство. Если говорить о негосударственной поддержке, то тут всё интереснее. Есть частные фонды, которые поддерживают социальное предпринимательство, самый крупный – это фонд «Наше будущее», основанный Вагитом Алекперовым. Они могут называться Институтом развития, но в первую очередь, они хороши тем, что выдают беспроцентные займы для желающих развивать социальное предпринимательство. Это очень важная вещь, учитывая, что проценты на кредиты сейчас достаточно высоки. А здесь вот есть такой институт, выдающий займы.
Татьяна Коваль
- Какие суммы они выдают?
Владимир Вайнер
- Первая заявка, по-моему, полмиллиона рублей, а при возврате и доказательстве устойчивости модели - до десяти миллионов. Это уже вполне существенные деньги. Есть корпоративные фонды, например, один из таких фондов - «Навстречу переменам», это группа «Viasat» совместно с газетой «Метро», компании «Теле2» и «СТСМедиа». Их совместный корпоративный фонд выдает не займы, а прямые персональные гранты основателям социального бизнеса. Там большая конкурсная система, большая программа обучения и выдача грантов. Сегодня проходила пресс-конференция, было объявлено, что деньги будут даны шести победителям этого конкурса, по 1 200 000 рублей. Тоже существенные деньги, правда, будет всего шесть победителей, но остальные получат достаточно широкую обучающую, образовательную программу. Дальше уже можно смотреть, как, где на местах проходят формы поддержки. Например, в Архангельске есть фонд «Люди севера», именной фонд Ольги Епифановой, которая администрирует центр «Гарант», местный ресурсный центр. Там тоже можно получить локальные деньги на реализацию своих проектов. Можно найти почти в каждом регионе какие-то возможности для этого. Но базовая поддержка, на мой взгляд, именно в том, чтобы местные жители знали и могли выбрать. Видя товары, выбирать тот товар, который имеет социальную значимость, видя услугу, поддерживать ее присутствие в своем регионе, потому что она как бы таким снежным комом, по цепочке, волной какой-то передастся, как общественное благо, всем жителям этой территории. Может, требуется программа маркировки таких товаров и услуг, узнаваний этих товаров и услуг. Здесь много перспектив развития.
Татьяна Коваль
- Да, возможностей много. Я могу продолжить рассказ о том, как важно заниматься фандрайзингом в сфере социального предпринимательства: есть же средний бизнес для малого, а крупный - для среднего бизнеса, таким образом, можно выстроить цепочку инвесторов, практически. Пример Сергея Ивановича Орлова, председателя комитета по социальной ответственности бизнеса, меценатства и благотворительности как раз позволяет говорить о том, что можно такую цепочку выстроить. Крупный бизнес – РЖД, у РЖД есть пенсионный фонд «Благосостояние», после этого они поддерживают пансионат «Монино» для пожилых людей – это уже средний бизнес, который тоже можно считать социальным. Сегодня как раз день пожилых, хотелось бы поздравить, он такой спорный, но, тем не менее, хотелось бы пожелать здоровья и молодости нашим уважаемым гражданам, которым чуть больше, чем нам. А к Володе последний вопрос. Скажи, поскольку мы про пожилых заговорили, какие инициативы есть в этом направлении? И мы уже выходим на финишную прямую.
Владимир Вайнер
- Мне кажется, у меня есть ощущение, что пансионат «Монино», достаточно известный для тех, кто этим занимается, не является социальным предприятием, поскольку его так не рассматривают даже владельцы и управляющие этого предприятия, другое дело, что…
Татьяна Коваль
- В международном понимании это та самая …
Владимир Вайнер
- Тоже нет. Это нормальное стабильное коммерческое предприятие и в международном понимании. Но вот, если «Монино» выработает какую-то социальную франшизу, чтобы помогать в маленьких регионах, там, где нету ничего, создавать на опыте большого предприятия свои небольшие финансово устойчивые пансионаты, не дающие прибыли, да никто и не будет ждать эту прибыль. Но позволяющие обеспечить занятость, может быть, самозанятость, может быть, просто присмотр и уход за пожилыми. Вот эти маленькие предприятия могут стать социальными предприятиями. В целом, если отвечать на вопрос, социальное предприятие исходно создано без ожидания прибыли, но при этом оно должно быть финансово устойчивым. С этой точки зрения сейчас новый вызов к социальному предпринимательству, в первую очередь, это - обеспечение занятости и самозанятости граждан. Это такая история, чтобы человек, выйдя на пенсию, знал, где реализовать свои мечты, свои идеи. Есть такой замечательный проект «Возраст счастья» Владимира Яковлева, и сейчас готовится большой фестиваль «Здорово за 50». Многие знакомые и коллеги едут, в том числе участвовавший в нашей передаче Борис Гребенщиков. Мне кажется, что «Возраст счастья» и его идеология очень близки к социальному предпринимательству, потому что он обеспечивает новое качество жизни людям за 50 и больше.
Татьяна Коваль
- Спасибо большое, наши уважаемые гости. Напоминаю, что мы были в передаче «Про дело». Наши гости сегодня - Владимир Вайнер, директор фонда развития медиапроектов и социальных программ «GladWay», а также Никита Тихонов-Рау, генеральный продюсер лаборатории социального кино «Третий сектор». Хотелось бы пожелать нашим слушателям здоровья не только в этот день, но и навсегда!
Никита Тихонов-Рау
- Тань, спасибо за приглашение!
Владимир Вайнер
- Спасибо большое! Смотрим нас, дальше смотрим кино, о котором говорил Никита.
Татьяна Коваль
- И читаем сборник, о котором говорил Владимир.
Владимир Вайнер
- Да, спасибо!
Никита Тихонов-Рау
- Всем удачи.