{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Наталья Хмельницкая 28 сентября 2015г.
Какие они - секреты эффективного бизнеса?
Как запустить новый бизнес? Как получить поддержку?

Наталия Поляковская

- Здравствуйте, дамы и господа! В эфире передача «Национальный продукт», и я, ее ведущая Наталья Поляковская. В нашей передаче мы говорим об отечественных предприятиях, разработках, инновациях и о том, как российские предприниматели производят товары и услуги на уровне мировых стандартов. Сегодня тема нашей передачи – стартапы в России. И говорить мы будем о следующем: как запустить новый бизнес, как получить поддержку, какие они, секреты эффективного бизнеса? Наша сегодняшняя гостья – Ольга Щербакова, учредитель и владелец компании и торговой марки «SovaKids». Ольга, добрый вечер!

Ольга Щербакова

 – Добрый вечер!

Наталия Поляковская

- И Наталья Хмельницкая, учредитель и директор проекта «Тут ждут». Наталья, добрый вечер!

Наталья Хмельницкая

- Добрый вечер!

Наталия Поляковская

- Итак, Ольга, Наталья, вы девушки-красавицы, яркие представительницы бизнес - сообщества России, и поэтому хотелось бы сегодня построить нашу беседу таким образом. У вас уникальные бизнесы, и это новые бизнесы. И мне бы хотелось сегодня абсолютно на все вопросы одинаково и от тебя, Наталья, и от тебя, Ольга, ответы получать, потому что я просто уверена в том, что единообразия в ответах не будет, потому что у каждой из вас своя история становления и развития бизнеса. И поэтому, я хочу спросить: я поинтересовалась и поняла, что инвесторы и предприниматели определяют понятие «стартап» абсолютно по-разному. Одни трактуют, что это структура, существующая для поиска воспроизводимой и масштабируемой бизнес - модели, другие говорят, что стартапом называется организация, которая создает новый продукт или услугу в условиях высокой неопределенности. Третьи считают быстрый рост главной характеристикой стартапа. А как бы вы бы определили свой бизнес? Вот, Ольга, давай с тебя начнем.

Ольга Щербакова

- Ну, давайте с меня, наверное, потому что мои продукты немножко понятнее, чем услуги именно для стартаперов. Потому что, в общем-то, если в двух словах, то стартап для меня – это понять, нужен ли твой продукт рынку или нет. Потому что сегодня такое большое разнообразие, и очень сложно понять: твой продукт, который ты делаешь с большой любовью в России, в который ты вкладываешь столько души, нужен ли он будет потребителю или же он просто выберет какой-то бренд, нежели просто, в отличие от сегмента, какую-то дешевую одежду? То есть здесь есть, скажем так, большой риск.

Наталия Поляковская

- Ольга, а расскажи, пожалуйста, нашим радиослушателям буквально в двух словах, что это за продукт, что это за проект у тебя?

Ольга Щербакова

 – Мой проект называется «SovaKids» – это одежда с совами для всей семьи, для тех, кто неравнодушен к пернатым, для тех, кто любит что-то нежное в одежде, что-то такое доброе. Задача была создать персонаж, такой добрый персонаж, который заменит мультики китайские или же какие-то «Winx», я не знаю. Я, как мать двоих детей, прожила столько героев – от Бэтмена и, заканчивая принцессой, которая убивает всех зверей, что я думаю: «Боже мой, пожалуйста, дай мне какую-то музу, дай мне какую-то маленькую идейку, чтобы пришел этот образ добрый, такой из «Союзмультфильма», что-то похожее на кота Леопольда». И по воле судьбы, наверное, я обрела такого прекрасного персонажа как сову, которая впоследствии стала брендом. В общем-то, эти иллюстрации известного художника Инги Пальцер, с которой я сотрудничаю и по сей день, они стали жить на одежде. И на следующий год они будут учить наших детишек и языкам, и уму разуму в виде мультсериала, на что я тоже очень надеюсь.

Наталия Поляковская

-То есть это проект, который активно развивается и из одежды уже происходит развитие, тиражирование на другие товары народного потребления?

Ольга Щербакова

- Ну конечно, да, потому что, чтобы усилить бренд, нужно идти в ногу со временем. И так как мой потребитель – это дети, то, прежде всего, нужно понимать, что сегодня дети растут на гаджетах, сегодня дети растут на «YouTube». И для того, чтобы дети захотели купить твою одежду, а не одежду с Бэтменом, он должен знать, что твоя сова, которая на байкере, она тоже что-то может. То есть недостаточно иметь просто бренд, нужно чувствовать детей, чувствовать их родителей и понимать их потребности, а это, мне кажется, самое главное в любом бренде.

Наталия Поляковская

- Наталья, давай поговорим, как ты определяешь свой бизнес, считаешь ли ты его уже стартапом, и, вообще, что для тебя стартап?

Наталья Хмельницкая

- Спасибо, Наталья! Я занимаюсь развитием социальной сети для мигрантов. Мы занимаемся этим уже два года. Это для меня стартап. Почему? Потому что до этого у меня был опыт предпринимательской деятельности (у меня два работающих бизнеса). И, наверное, я больше соглашусь с тем определением, что стартап - это работа в области высокой неопределенности. Любое твое решение, оно не гарантирует результат. Любая твоя гипотеза требует проверки и подтверждения. И особенно для стартапа важно понимать, что, если ты работаешь в условиях высокой неопределенности, что все твои движения должны меряться, и ты должен давать им адекватную и реальную оценку. И тогда у тебя есть возможность прийти в настоящий бизнес, тот, о котором мы можем говорить позже, как стать настоящим предпринимателем в той или иной области. Я думаю, что успешные стартапы – это те, которые испробовали много гипотез и из них выбрали те, которые позволяют тебе масштабироваться при минимальных затратах, не увеличивая издержки производства и логистики, зарабатывать больше денег.

Наталия Поляковская

 -Наталья, а сколько гипотез к сегодняшнему дню испробовала ты?

Наталья Хмельницкая

- Если вернуться к моему стартапу, то есть очень хорошая иллюстрация, что, когда стартапер поднимается на гору, он думает, что это вершина, а это, оказывается, очередной холм, а впереди еще горы и горы. Даже сейчас мы пробуем и тестируем следующие гипотезы, мы только что выпустили мобильное приложение, смотрим конверсию в регистрации, инсталляцию наших приложений. Эта гипотеза оказалось успешной, но мы к ней шли два года, попробовав порядка 25 легких гипотез и порядка 3-4 очень дорогостоящих для нас гипотез. И сегодня с уверенность могу сказать, что этот путь долгий, и что настоящие компании, которые показывают, для нас являются лидерами рынка, на самом деле в душе они стартаперы. Они постоянно пробуют что-то новое, внедряют что-то новое, потому что мы живем во времени тотальных изменений, турбулентности. Сейчас нет ничего статичного. Раньше работающие рынки (мы видим, что их просто не существует), они перестают существовать на наших глазах. Все мы еще помним видеокассеты, которые мы брали напрокат, буквально десять лет назад. Сейчас нет такого бизнеса. И в условиях изменяющейся внешней среды вот этот уверенный отклик на изменения и позволит компаниям в будущем выживать. Поэтому, я считаю, что стартап – это хороший опыт, который позволит любому бизнесмену быть адекватным, реагировать на любые изменения быстро, что позволит в любом бизнесе быть успешным в ближайшие 5-10 лет.

Наталия Поляковская

- Мы уже поняли, что универсального подхода к описанию развития стартапов не существует. Какой модели бизнеса следовали вы, чтобы сделать все необходимые преобразования? Все-таки у вас уже, Ольга, у тебя и, Наталья, у тебя, бизнес не одного года, а все-таки намного дольше. Что вы сделали, какие бизнес - подходы, какие бизнес - модели вы применяли с тем, чтобы все-таки из начинающего бизнеса превратить бизнес уже в более или менее устойчивый либо, вообще, устойчивый? И мне еще очень интересно, по вашему мнению, где и по достижению каких результатов стираются границы между стартапом и устойчивым бизнесом? Возможно, бизнес-компания уже считается как устойчивый бизнес, а какие-то направления можно считать стартапом. Вот что происходит, Ольга?

Ольга Щербакова

- Мне очень понравилось, как Наталья сказала о том, что в душе мы всегда стартаперы. Это настолько четко, потому что как только тебе кажется, что ты подходишь к этой грани между стартапером и уже более или менее налаженным бизнесом, начинается какой-то застой определенный. И ты его чувствуешь, и тебе кажется, что сейчас нельзя останавливаться, то есть нужно постоянно куда-то дальше двигаться, развиваться. И мне сложно объективно оценить ситуацию, потому что мы на рынке год. И у нас сработала старая пословица, что спрос рождает потребителя. То есть мне на протяжении всего времени приходилось слушать клиента, но приходилось в хорошем смысле этого слова, то есть прислушиваться к их пожеланиям, начиная от проблем, с которыми люди сталкиваются, когда они не могут найти одежду для полных либо для худых, у кого руки длиннее или короче, до банального. И поэтому это сформировало понимание того, что нужно на рынке. И, в принципе, с этим мы уже дальше пошли, а развитию предела нет, потому что сегодня, к большому сожалению, постоянно для каких-то больших движений вперед не хватает инвестиций. Это, наверное, то главное, что постоянно тормозит меня, чтобы не бежать, а либо идти тихонечко, либо постоять, а где то, вообще, сделать шаг назад. К сожалению, и получается так. Но как мы уже определили для себя, что любое падение, любая неудача задает нам вектор - куда стоит идти, в какую сторону, в общем, более уверенно. Наверное, как-то так.

Наталия Поляковская

- Ну а вот где все-таки, Ольга, для тебя граница, когда стартап переходит уже в устойчивый, развивающийся бизнес? Либо все-таки нет границы?

Ольга Щербакова

- Хотелось бы понимать, что в компании «Сова», где крылья, границ нет, потому что сова умеет летать, и она такая вся – крылатое создание. Но, конечно, главный показатель – это ежегодный доход. Когда твоя компания с ежегодным доходом может себе позволить определенный ряд материальных привилегий, также распространятся по регионам и создавать свои продукты и выводить их на международный уровень, наверное, это и есть успех для компании. Когда российское производство может выйти на такой уровень, чтобы где-то за пределами России вас оценили – это, конечно, успех, я считаю. Но вот, к сожалению, пока мы еще только изучаем российский рынок и пытаемся в связи с нынешними показателями доллара, вообще, устоять на рынке. Это не так и легко, как оказалось.

Наталия Поляковская

- А вы зависимы от иностранной продукции, от иностранного сырья, материалов?

Ольга Щербакова

- Вы знаете, мы зависимы напрямую, потому что «Сделано в России» - это бренд такой. «Сделано в России», он очень гордо звучит, мне лично он очень импонирует, но ткани мы покупаем турецкие, так как сегодня хлопок такого качества в России мы не можем себе позволить приобрести. Мы пользуемся шелкографией – итальянскими водными красками. Ну, в общем-то, не хочу перечислять тот ряд и тот спектр того, что в производстве мы используем. Единственное, что сегодня мы обеспечиваем, это бренд «Сделано в России». На этом, пожалуй, практически все и заканчивается. Ну и, соответственно, у нас на производстве работают только русские. То есть это не какой-то такой жесткий критерий, а просто так случилось, что мы собрали команду людей, которые гордятся, что они живут в России, и готовы тоже продвигать этот продукт, потому что большая нехватка продукта. Когда нас пригласили в «Детский мир» на Лубянке с его запахом детства, они сказали, что «наша была мечта – создать «Детский мир», в котором будут продавать советский товар, советские игрушки». То есть мы возродим то, что было. Мы поняли, что мы заселили одну десятую нашего торгового центра, что нам некого позвать, мы готовы даже условия предложить и что-то сделать, но нет. То есть получилось так, что в России производителей стало так мало, что мы не можем заполнить даже один торговый центр. Эти показатели, к сожалению, не совсем приятные. Вот как-то так.

Наталия Поляковская

- Наталья, у меня аналогичный вопрос к тебе по поводу бизнес - моделей и граней стартапа.

Наталья Хмельницкая

- Как мне кажется, отличить стартап от уже состоявшейся бизнес - организации можно по бизнес-процессам. Когда они становятся формальными и формализуют большую часть деятельности компании, это означает, что твой бизнес перешел от периода проб разных гипотез в русло формальных процедур и позволяет тебе двигаться по уже намеченному пути. Это ни хорошо и ни плохо. Каждый из основателей выбирает себе модель, какой он будет придерживаться. Мы видим очень успешные кейсы. Допустим, если мы возьмем банк «Тинькофф» - это постоянная проба гипотез и работа с потребителем. Мы можем назвать этот банк очень успешным именно поэтому. Есть компании, которые успешно двигаются по пути формальных больших корпораций, они могут себе это позволить. В настоящее время, я думаю, что немного компаний, даже считающих себя предпринимательскими компаниями, успешными, могут позволить себе не смотреть на изменения. Мы слышали Ольгу, мы понимаем, что все изменения глобальны, они также действуют и на локальном рынке. И мы должны искать новые пути и новые возможности. Это касается и производства, и сферы услуг, в которой работаем мы. И я думаю, что любой кризис - это время возможностей. Надо менять ограничения, которые существуют у нас в сознании, и искать другие пути, другие решения уже сложившихся проблем. Любая проблема, как учат истинные предприниматели, должна восприниматься как вызов. И, если не опускать руки, а искать решения, рано или поздно оно приходит. Мы можем много успешных примеров этому найти, как у нас, так и за рубежом, этому учат все основные бизнес школы. Поэтому надо воспринимать этот мир таким, какой он есть, но для себя выбирать путь стремления к лучшему, стремления к успеху, стремления к процветанию. А это, как раз, и позволяет делать такой подход. Стартап - это не организация, это подход к ведению бизнеса. Когда ты позволяешь новым людям высказывать свое мнение и принимаешь его, ты принимаешь любую критику, ты принимаешь любой негатив, который идет с любой стороны, и, переваривая его, осознаешь, потому что это к твоим успехам. Об этом надо всегда помнить. Иногда это бывает тяжело, скажу честно, но это надо принимать не то что бы с удовольствием, но, по крайней мере, понимать, зачем другие люди тебе говорят. Они находятся в другой картинке мира, и, возможно, с их точки зрения есть правда, которую они хотят тебе донести. Если услышать то зерно правды, ты можешь скорректировать свой бизнес и, наконец-то, выбрать еще что-то полезное для себя, для своего продукта, для своего проекта.

Наталия Поляковская

- Наталья, не могу удержаться, чтобы не спросить у тебя: а вот как на тебе отразился кризис? Все-таки в последнее время отток иностранной рабочей силы из России ощутим. Даже достаточно пройти по улице, и ты видишь, насколько меньше стало приезжих.

Наталья Хмельницкая

- Смотрите, у нас очень интересный рынок. То, что мы видим, это отток мигрантов из Средней Азии. А то, что мы не видим, это приток мигрантов с Украины. А по факту произошло некоторое замещение. На самом деле рынок не стал меньше, он стал немножко другим. Структурные изменения показывают, что кризис, который произошел сейчас у нас в связи с девальвацией рубля, докатился до Средней Азии. И люди, которые раньше еще более-менее держались там на своих местах, в течение ближайшего года они просто по экономическим причинам вынуждены будут ехать искать работу в России. На самом деле это не плохо, потому что пока Россия является центром притяжения для людей, а очень важно осознавать, что люди - это человеческий капитал. Этот человек, который делает что-то хорошее для других, пытается сделать. Да, он в обмен берет, он меняет деньги на свою энергию, продавая что-то, а кто-то, глобально пытаясь изменить мир, едет в Россию. Это надо понимать. Это очень хороший индикатор для экономики. Он пока недоиспользован. Его возможности гораздо больше, чем мы используем его на сегодняшний день. Если давать людям возможность реализовываться в рамках их потенциала, это не обязательно делать в Москве. Там большое количество мигрантов. Да, действительно, это вызывает социальное напряжение. Но давать людям возможность работать там, где нужны рабочие места. Опять же, мы вернемся к швейному производству в Иваново, где стоят фабрики, которые сейчас заброшены. То же самое касается и металлургии. Если это правильно использовать, миграция, как процесс, я абсолютно уверена, даст много полезного для российской экономики.

Наталия Поляковская

-Уважаемые, радиослушатели, я вам хочу напомнить, что в эфире радио «МедиаМетрикс» передача «Национальны продукт». И тема нашей сегодняшней передачи – «Стартапы в России». А наша сегодняшняя гостья – Ольга Щербакова, учредитель и владелец компании и торговой марки «SovaKids». У меня вопрос. Как ты привлекаешь и мотивируешь персонал в условиях начального бизнеса? Вот кто эти энтузиасты? Очень хочу узнать, как в условиях молодого бизнеса привлекать профессионалов с высокими запросами, в том числе и по заработанной плате?

Ольга Щербакова

- Здесь нужно определить для себя ключевые персоны в твоем бизнесе. Например, что касается меня, для меня очень важен конструктор – начальник по производству. Это все же человек, который имеет большой опыт, и, соответственно, мы платим ему соответствующую заработанную плату по сегодняшнему рынку. Есть люди, которым я не могу снизить заработанную плату вне зависимости от того, каким будет доллар, какой будет кризис или еще что-то. Но продавцы, которые приходят к нам в компанию, им приходится проходить определенный испытательный срок. И в дальнейшем они уже идут на то, чтобы, скажем так, их доходы возрастали. Я вопрос поняла, но мне сложно сформулировать, потому что это такая немножко больная тема для меня на самом деле, вот сильно больная. Буквально сегодня ко мне приходило десять молодых людей, у которых вроде бы глаза горят, они что-то хотят, а в итоге понимаешь, что с ними придется еще много работать, потому что им нужны деньги. Деньги и точка. То есть молодежь не хочет даже расти дальше, настолько, к сожалению, они зациклены на том, чтобы получить и потратить. И ты понимаешь, что в процессе работы тебе приходится им придумать мечту, потом помочь им еще заработать на эту мечту, уже даже до банального – потратить эти деньги, которые они заработали у тебя на эту мечту, то есть приходится раскачивать их зону комфорта. Вот до такого даже доходит. Но опять-таки, когда ты болеешь за свой продукт, когда ты вкладываешь всю душу, это передается, это передается всем рядом с тобой находящимся людям. Они чувствуют твою заботу и опеку и о продукте, и о них. Потому что ты взял их в свою семью, ты взял их в свою большую компанию, и ты не можешь остаться безучастным к каждому. Поэтому те люди, которые тебе верят и за тобой хотят идти, они остаются при любых условиях в независимости от задержки бонусов, которые, в общем-то, приветствуются всегда. А те люди, которые проходящие, они проходящими и остаются. Наверное, вот так вот. Но самое главное, ключевое – это то, что люди идут за тобой, лично за тобой. Неважно, что ты сова, медведь, носорог (в общем, все что угодно, машины, любые марки машин). Просто они либо идут за тобой, либо едут. Третьего не дано.

Наталия Поляковская

- Наталья, как и кого мотивируешь ты? Где ты находишь профессионалов? Все-таки IT-сфера, где без профессионализма, без особых знаний и владения технологией невозможно быть конкурентоспособным и делать профессиональные продукты.

Наталья Хмельницкая

- У меня был негативный опыт. Первую команду, которую мы наняли на аутсорсинге, она не справилась с той задачей, которую мы перед ней поставили. Это был первый тотальный провал, когда мы полгода ждали продукт, заплатили денег, уже успели его продать. И вот он выходит, и он не работает. Это первый стыд, который я пережила два года назад. Это была очень серьезная травма, с одной стороны. С другой стороны, она как раз показала слабое место, что техническая часть в таком проекте, она должна быть сильной, и ее должны выполнять люди, обладающие определенными компетенциями. В моем проекте мне повезло. Люди, которые изначально шли со мной рядом, - это Ира Токуринова (она отвечала за стратегическую разработку маркетинговой стратегии), это Алиса Клима, которая, в принципе, осознала эту проблему и помогла мне на самых ранних порах выстроить такой «roadmap», куда мы будем двигаться, еще не понимая как, но понимая, куда, какие-то вехи-пути прочертить. Сейчас со мной работает лучший профессионал - это Олег Кузин, который отвечает за техническую разработку, Кирилл Шмарковский, который все это ведет. Как мне удалось их привлечь? Безусловно, я согласно с Ольгой. Это энергия личности, потому что, когда ты веришь в свой проект, когда ты им живешь, когда ты его любишь, когда люди видят, что ты не сдаешься, когда видят, что ты не жалуешься, что ты идешь вперед, они смотрят и видят, как ты проживаешь эту жизнь. И рано или поздно ты становишься примером, они понимают, что так возможно. Они смотрят на тебя, надеются на тебя, верят тебе. Это придает тебе лишнюю энергию, лишние силы, ты понимаешь, кто за тобой. Ты не можешь сегодня повернуться и сказать: «Знаете, я не могу!». Потому что за тобой стоят люди, которые в тебя верят, которые смотрят, которые вкладывают свою энергию в развитие продукта, проекта. Это такая ответственность! Это очень серьезная ответственность, это учит по-другому относиться ко всему, что ты делаешь. Это учит правильно распределять время, это учит распределять полномочия, знать свои сильные и слабые стороны. Сначала я пыталась делать то, в чем я, в принципе, не совсем разбиралась. Эти провалы помогли мне отдавать это на откуп тем людям, которые действительно понимают и компетентны в этой области. У каждого из нас свои плюсы и минусы. Если в команде, очень важно (это всегда смотрят инвесторы) правильное распределение ролей. Когда ты знаешь свою роль, когда ты понимаешь, почему именно ты занимаешься этим бизнесом, почему именно эти люди идут за тобой, весь этот процесс становиться прозрачным и легким. То есть тебе не трудно привлечь нужного человека, потому что ты знаешь роль, которую ему отведешь, ты знаешь, как его замотивировать. Есть миллион разных мотиваций, начиная от таких людей, у которых все есть. Ты можешь их замотивировать, менять жизнь для себя и для других. Такие мотивации тоже работают, как показывает мой опыт, для людей, которым нужно сегодня зарабатывать. Ты понимаешь, что это первая потребность человека, ты можешь дать ему эту потребность, но при этом, правильно выстроив поле, на котором этот человек работает, он даст тебе стопроцентный обратный результат. В общем, вот это структурирование своего бизнеса, понимая, на каких ролях должны быть какие люди и как их мотивировать, это тоже очень помогает и стартапу, и любому бизнесу, в том числе.

Ольга Щербакова

- Я очень извиняюсь, мне очень захотелось сказать Наталье: «Наталья, я вам верю, пошлите, я подпишу договор!

Наталия Поляковская

- Ну а почему бы и нет? У Натальи есть стулья, у тебя есть деньги. Давайте, можно прямо в эфире сформировать заявку на определенное количество иностранной рабочей силы.

Наталья Хмельницкая

- По крайней мере, можно продумать о том, где мы можем соединить наши усилия. Возможно, мы возьмем третье лицо, которое будет в виде какого-то заводика, который не знает, куда девать свои мощности. Вот есть российский бренд, который добился определенных успехов, и есть возможность наполнить этот завод жизнью, давая людям возможность заработать и сделать что-то полезное, в общем, создавая продукт. Основная проблема в том, что очень мало людей что-то создают. Если мы перестроим свое мышление на то, что не только потреблять, но и создавать, возможно, через некоторое время (год-полтора, два) все изменится. Это достаточно сложный процесс. Все хотят получать сразу. А так, к сожалению, не бывает. Человек сначала должен что-то вложить, а потом что-то получить.

Наталия Поляковская

- Наталья, не могу не спросить. Твои потребители – это иностранные, преимущественно, граждане. А у нас сегодня передача «Национальный продукт». Вот ту услугу, которую ты воспроизводишь и предоставляешь, это считается национальным продуктом? Помоги определить.


Наталья Хмельницкая

- Я с гордостью скажу, что я считаю себя национальным продуктом, потому что я – россиянин, человек, имеющий российское гражданство. Я вкладываю свои деньги, свои средства, свою энергию в то, чтобы по праву считалось российским продуктом. Мои потребители – не только иностранные граждане, но и внутренние мигранты. Наша сеть рассчитана на людей, которые переезжают в большие города. И сложность в адаптации, в принципе, возникает у многих, независимо от страны происхождения. Просто для тех, кто приезжает из другой страны, эта сложность возрастает кратно. Сейчас все слышат новости. Проблема беженцев не проходит мимо любого человека. Мы получили предложение от Берлинского института миграции адаптировать наш интернет-проект под их потребности и развиваться, масштабироваться в Европе. Но на это нам тоже нужны средства, как заметила Оля. Сейчас доступ к инвестициям достаточно сложен. Он никогда не был легким. А сейчас в период кризиса он особенно тяжел. Но это является для нас еще очередной вехой. Не знаю, когда мы к ней подойдем, но мы к ней точно подойдем. Потому что потребность адаптировать людей существует не только в России, она существует в Европе, как страны притягательные для миграции. И, в принципе, у нас уже идут разговоры, переговоры о Штатах, потому что ежегодно 150 миллионов мексиканцев приезжает покорять Соединенные Штаты. Везут своих детей. И мы с гордостью хотим, чтобы наш проект зародился здесь и потом масштабировался дальше. Это была такая российская инновация. Благодарим Фонд развития интернет - инициатив, который дал нам первые серьезные инвестиции, которые позволили нам оттестировать гипотезу, про которую я говорила, и выбрать, по крайней мере, одну повторяющуюся модель, которая позволила нам расти дальше.

Наталия Поляковская

- Да, Наталья. Ты предвосхитила мой вопросик, который я хотела спросить. Можно ли стартаперам, молодому бизнесу рассчитывать на привлечение финансирования? Я, конечно, понимаю, что это волнует и средний бизнес, и где-то большой бизнес. Есть ли такие возможности? Расскажи, насколько было тяжело? Ольга, может у тебя тоже есть опыт привлечения финансирования, поиска инвестиций? Давайте об этом поговорим. Вот расскажи поподробнее об этом опыте своем.

Наталья Хмельницкая

- Я думаю, что многие знают Фонд развития интернет - инициатив, который на сегодняшний день является первым seed - инвестором в России. Я горжусь, что мы попали (сейчас уже прошло шесть выпусков, и выпустили уже двести пятьдесят команд) в отбор одной из команд. Это был нелегкий отбор. Со мной учились многие ребята из разных областей бизнеса. Но это все IT-проекты. Единственное ограничение, которое ставит «ФРИ», то это все проекты в области интернет - технологий. Огромная полезность, что лучшие профессионалы российского рынка учат тебя, как преодолевать этот самый сложный период, когда тебе надо тестировать гипотезу. Они учат тебя делать это быстро. В течение двух с половиной месяцев, которых ты проходишь обучение, акселерацию, тебе не то, что помогают, тебе никто не помогает. Но взгляд со стороны позволяет трезво оценить то, что ты делаешь, и как ты это делаешь. Это помогает за два с половиной месяца акселерации, которые проходят во «ФРИ», прожить, я бы сказала, небольшую жизнь. То есть, у обычного бизнеса вот эти процессы, которые мы сделали за два с половиной месяца, я думаю, у меня бы заняли минимум год. А тут мы успели протестировать порядка пятнадцати гипотез, найти партнеров, получить много обратной связи, получить доступ к лучшим экспертам во всех областях. Если вас интересуют технологии в области мобильной коммерции, то нам давали доступ к людям, которые могли нам из первых рук рассказать о трендах, которые будут в этой области. Это действительно доступ к ресурсам. Если у людей есть интернет-проект, то я могу сказать по своему опыту, что это очень хорошая школа. И если вы ищете инвестиции, то, я думаю, вам имеет смысл посмотреть и дать заявку в Фонд развития интернет - инициатив. Что касается малого бизнеса, я знаю много программ, которые на сегодняшний день делает правительство Москвы по поддержке и обучению руководителей малого бизнеса. И единственная проблема, что доступа к каналу, обо всех этих информационных мероприятиях, нет возможности донести все хорошее, что делает московское правительство для обычного директора малого бизнеса. Об этом мало кто знает. Вот в этом, мне кажется, большая проблема. Есть поддержка малого бизнеса (с точки зрения аренды), которую предоставляет правительство Москвы, льготы для малого бизнеса есть. Есть поддержка с точки зрения обучения руководителей, налоговые льготы. Обо всем об этом рассказывают, но очень мало людей знают об этом. Пользуясь возможностью, скажу. Заходите на сайт московского правительства и читайте. Очень часто наша проблема от незнания. Надо искать, надо смотреть шире, надо надеяться не только на себя, надо спрашивать у знакомых. Надо выходить из зоны комфорта и пробовать, стучаться в любую дверь. Рано или поздно тебе кто-то откроет и кто-то поможет, потому что, если твоя идея вдохновила тебя, с большой долей вероятности она сможет вдохновить и кого-то другого.

Наталия Поляковская

- То есть я полагаю, что твоя рекомендация и твой совет интересоваться программами на уровне регионального правительства так же имеет отношение и к людям, которые живу и в Санкт-Петербурге, и в Екатеринбурге, и в Новосибирске?

Наталья Хмельницкая

- Я думаю, что да. Потому что я знаю, что выделяются бюджетные средства на поддержку малого и среднего бизнеса. И странно предполагать, что будет кто-то бегать за нами и говорить: «Уважаемы предприниматели, обратитесь к нам за поддержкой». Я обращаюсь ко всем предпринимателям, у кого есть такая задача. Ищите сами, стучите сами, находите сами, заполняйте сами, пробуйте. В принципе, возможно все. Все зависит от тех усилий, которые вы прикладываете к тому или иному процессу.

Ольга Щербакова

- Мне здесь есть что сказать. Потому что, что касается инвестиций, в общем, я перепробовала практически все лазейки, которые существуют. Может быть, это не совсем подходящее слово, но я назову его так. И как раз я столкнулась с тем, что в этом году, в 2015, не выделяются инвестиции для предпринимателей молодых. И последний раз инвестиции выделялись в 2014 году. Я посмотрела, кому они выделялись, и каким образом, то есть я понимаю, что не факт, что я бы их получила, в принципе, будучи они здесь. Я абсолютно согласна с тем, что надо пробовать везде, потому что ты никогда не знаешь, где ты найдешь для себя своего инвестора. Вот серьезно. То есть, нет ответа и надо пробовать везде. Но, если вы понимаете, что на сегодняшний день вы не проходите по программам, по грантам, либо еще каким-то образом, не стоит откладывать это на следующий год. Идите к своим близким, знакомым, идите к тем людям, которые из этой сферы. Вот, если у вас, например, одежда, как у меня, идите к заинтересованным людям, которые как-то связаны с одеждой. Им будет проще понять ваш продукт. Если вы занимаетесь телефонами или какими-то технологиями, связанными именно с телефонами, то, соответственно, нужно идти к соответствующим людям, которые вас сразу понимают, сразу просчитывают за пять минут ваш проект в голове и понимают, интересно это или не интересно. Потому что любой продюсер, имея свой бюджет, он его грамотно распределяет. Потому все инвесторы, которые свои деньги вкладывают, а они их вкладывают, они не перестают их вкладывать, поэтому надо постараться, чтобы именно вам поверили, и именно в вас захотелось вложить деньги. Я могу сказать с чистой совестью, что мой проект без инвесторов бы не существовал. Мне очень повезло, что мой друг, ныне мой инвестор, соучредитель, не имеющий никакого отношения к одежде, ему очень захотелось как раз проинвестировать проект, который связан с детьми, с чем-то очень добрым, с хорошим персонажем, о котором я вам говорила ранее. Потому что он тоже отец, и он очень поверил в этот проект. Хотя, действительно, никак и никогда не был связан ни с чем подобным. И, благодаря ему, компания сегодня имеет имя и возможность развиваться. Поэтому я очень хочу посоветовать всем стартаперам (раз мы уже начали это слово), что неважно, чем вы занимаетесь. Сегодня снова в моде ручная работа, снова в моде красивые вещи, сделанные руками, если мы говорим об одежде. К сожалению, я немножко сужена на этой теме, вы уж меня простите, дорогие слушатели. Пробуйте и пытайтесь. Я знаю большое количество людей, которые все время говорят: «Сейчас не время, еще чуть-чуть, и я свою мечту осуществлю. Вот сейчас этот период пройдет, дети подрастут или еще кто-то». И все время свое счастье откладывают на потом. И мне больно на них смотреть. Мне им хочется сказать. Ребята, делайте сегодня свою жизнь, делайте сегодня свои проекты. Они, может быть, потом станут никому не нужны. Делайте их сегодня, пока у вас есть столько сил, столько энергии, столько желания. Двигайтесь дальше. Обязательно найдется инвестор, который в вас поверит и даст вашем проекту новую жизнь.

Наталия Поляковская

- Ольга, а скажи, в твоем случае это была дружеская инвестиция, инвестиция на доверии? Или все-таки ты серьезно подошла к этому вопросу? Готовили бизнес-план, смотрели перспективы развития бизнеса на несколько этапов вперед?

Ольга Щербакова

- Дружеская встреча была только в самом начале, при первой встречи. Потом все это перешло в бизнес-планы и бизнес-процессы, в настоящие совещания и планерки и, как говорится, ссоры. Потому что партнеры не могут без этого, потому что каждый доказывает свою точку зрения. Стратегически мы ставили какие-то планы на этот год и на следующий, потому что я планировала стартовать как интернет-проект. У меня было обязательство перед партнером, что в течение года этот проект должен выйти за те грани, о которых мы говорили ранее. Но он не вышел. Соответственно, в один прекрасный день я поняла, что я имею уже определенную задолженность перед партнером. То есть, если мой соучредитель, мой друг, то это еще не говорит о том, что у нас с ним нет никаких обязательств. Нет, у нас есть договор, у нас есть договор с нашим иллюстратором о том, что все должно быть оформлено, все должно быть с определенной документацией для того, чтобы бизнес действительно назывался бизнесом. Иначе по-другому быть не может. Вот интересная тема, что бизнес должен быть сертифицирован, зарегистрирован и подстрахован, поэтому в нашем случае тоже было все документально.

Наталия Поляковская

- У меня сегодня просто уникальные гостьи! Потому что они предвосхищают все мои вопросы. Наталья, Ольга, хочу спросить, а надо ли молодому бизнесу уделять внимание вопросу безопасности, потому что порой в торговой марке идея и немножечко капитала – это все, что есть у начинающего бизнеса.

Наталья Хмельницкая

- Тут очень важен подход. Если мы говорим о том, что молодой бизнес - стартап – это пробы гипотез, то в любом бизнес - подходе для тебя очень важно правильно оценивать риски. Риск, лично для меня, если ты проработаешь много лет, у тебя получится успешный проект, но при этом ты вдруг не застраховал или продукт, или торговую марку, для меня очень высок. Поэтому первое, что я сделала, когда мы зарегистрировали ООО, я начала оформлять на него торговый знак и программный продукт. Это разумный подход к ведению любого бизнеса. Если ты вкладываешь туда много ресурсов, ты должен страховать свои риски – это обязательно. Для меня моя энергия тоже оценивается. Я считаю, что это тоже капитал, который я таким образом застраховала. Имея торговую марку и запатентовав программный продукт, я от определенного количества рисков себя ограждаю. Я считаю, что надо соизмерять, потому что это тоже требует инвестиций. Сама по себе регистрация торговой марки - это тоже процесс не быстрый. Это занимает как минимум год. Он ресурсоемкой, то есть за регистрацию немаленькие деньги, но это стоит сделать, если вы планируете расти, развиваться, масштабироваться на другие страны. Это то, что обеспечит вам спокойный сон на долгие годы. Что касается защиты бизнеса, безусловно, его надо защищать. Мы сегодня видим и персональные данные, любую информацию, хранение данных. Само по себе даже хранение данных, если вдруг у вас сгорел компьютер. Интернет-защита, мы этим тоже пользуемся, мы эти риски тоже страхуем, храним и дублируем данные. Это очень важно для нас. Это как одна из составляющих нашего бизнеса – безопасность данных.

Наталия Поляковская

- Ольга, а как ты? Уделяешь ли внимание вопросам безопасности бизнеса?

Ольга Щербакова

- Ну, безусловно, да. Я не могу, конечно, похвастаться таким масштабным подходом, как Наталья. И мы, в общем-то, другой проект. Но регистрация товарного знака была одним из обязательных наших условий. Потому что мы столкнулись с тем, что выйдя на рынок через два месяца, мою одежду стали действительно копировать, то есть были конкретные случаи. И тогда, к сожалению, именно тогда, а не сразу я поняла, что надо очень быстро бежать регистрировать, патентовать, делать все, потому что здесь доброта твоего персонажа не поможет тебе, потому что, к сожалению, существуют какие-то другие факторы. На сегодняшний день наша марка находится на стадии регистрации. Потому что сейчас продлили срок. И это уже не двенадцать месяцев, а восемнадцать. Слава Богу, это не три года, как в других европейских странах. Но, по крайней мере, это не так быстро. Если для справки это кому-нибудь будет интересно, то через месяц, когда вы получаете документы, вы уже можете выходить на рынок. То есть вам надо пройти все эти инстанции изначально по поводу вашего бренда, а через месяц, когда вам выдают документы, вы уже можете выходить на рынок и не бояться, что с ним что-нибудь произойдет. Это для справки.

Наталия Поляковская

- То есть получается, что уже через месяц товарный знак является охранным?

Ольга Щербакова

- Да, да. Когда вы уже в Роспатенте зарегистрировали свой товарный знак, и вам уже выдали документы, что нет совпадений с вашим товарным знаком, то есть на изображение. Когда вы уже подали на регистрацию, потому что не так-то и просто. У меня был нарисован логотип дизайнером, который его действительно придумал. И когда мне Роспатент прислал, что у меня есть пятьдесят похожих товарных знаков, я сказала: «Как? Ведь мы его придумали сами». Мало того, что наш прекрасный слоган, который пришел ко мне как Менделееву таблица: «Будь собой – будь совой». Мне казалось, что он мой, я же его выносила. То есть тоже были определенные проблемы с этим. Поэтому я искренне советую, как и Наталья, сразу уже заниматься регистрацией. Если вы хотите пустить корабль в дальнее плавание, а надо надеяться только на это, а иначе скучно, вообще, изначально что-то начинать, обязательно позаботьтесь об этом.

Наталия Поляковская

- Бизнес-леди, расскажите мне, где учат на стартаперов? Какой background, какие знания нужны молодому или не молодому человеку, женщине для того, чтобы заняться бизнесом и его развивать?

Наталья Хмельницкая

- Мне кажется, что это определенный тип личности. Я думаю, что у всех у нас может быть абсолютно разное образование. Я знаю прекрасно бизнесменов женщин, бизнесвумен, у которых образование биофак МГУ. У меня Российская экономическая академия им.Плеханова, экономический факультет, банковское дело – образование. Но в банке я проработала месяц сразу после института и поняла, как жаль, что я всему этому училась целых четыре года. К сожалению, это не мое – целый день сидеть, перебирать бумажки. Буквально проработав три или четыре года на организацию, уже пятнадцать лет у меня разного рода свои бизнесы. Я думаю, что это склад характера, который позволяет тебе брать ответственность за то, что происходит в твоей жизни, который позволяет брать тебе ответственность за других, потому что, нанимая людей, ты берешь на себя ответственность за них. Склад характера, который позволяет тебе не бояться проблем, быть достаточно стрессоустойчивым человеком, чтобы бороться с ними, не воспринимать, переносить это легко и с удовольствием. Но я думаю, что не столько важно образование, сколько важно воспитание, которое дается в семье, важен тот фундамент, который в тебя закладывают, чему тебя учат, что является для тебя ценностью в жизни. Я думаю, это во многом определяет будущий путь человека.

Наталия Поляковская!

-Ольга!

Ольга Щербакова

- Ну, в общем, у меня немного похожая ситуация. Потому что закончила я строительный университет, и, проработав месяц в комитете архитектуры, я подумала: «Что я здесь делаю?». По поводу тепличности, наверное, да. Но у меня немножко другая история по поводу того, что это закладывается в семье или кем-то близким. У меня было просто с детства желание создавать. Я – такой стопроцентный генератор. То есть у меня была своя галерея ручной работы. Ну, в общем, много всего, когда я вспоминаю, мне часто задают вопрос: «Оля, тебе 31, а когда это ты все?..» А это все вот так вот – вместе с детьми, с какими-то процессами, то есть это все время параллельно вместе со мной жило. Просто мне всегда хотелось что-то создавать. И это желание просто живет внутри меня и не дает мне успокоиться никогда. Этот проект создался, когда моему второму ребенку было три месяца. Я просто думала, как же я теперь? Я в декрете три года, и что, куда я? До это я занималась видеопроизводством очень серьезно. У меня на Камчатке был проект вместе в «EuroNews». Мы снимали фрирайдеров. То есть я уже представляла, как я буду с камерой летать на вертолете с квадрокоптером. И тут я оказалась в декрете. И поэтому желание опять что-то создать. Но так как я поняла, что я – мама, надо уметь правильно, как Наталья говорит, быть здесь и сейчас. Раз ты здесь, подумай, как в этом направлении тебе идти вперед. Если тебя жизнь закинула в другое русло, подумай, как выйти, в какую дверь зайти. Все нам для чего-то дано. Поэтому главное – никогда не терять ни надежду, ни желания, а развиваться в том месте, где ты находишься. Двери всегда открыты, и помощники тоже всегда находятся и вовремя приходят.

Наталия Поляковская

- Мои энергичные гостьи, я слышала мнение одного инвестора, который говорит, что он верит и вкладывается только в те новые бизнесы, когда видит, что команда, сам идеолог – лидер, трудится весь день и ночь, без сна, без выходных. Вот в вашем случае как? Ущемляете ли вы себя в чем-то? Вы молодые, интересующиеся жизнью, имеющие семей и детей, мы сегодня неоднократно вспоминали о наших детях. Вот как это происходит?

Наталья Хмельницкая

- Есть отличная поговорка, что «заведи любимую работу, и ты не будешь работать ни одного дня в неделю». Я считаю, что это в полной мере относиться ко мне. Я чуть старше Ольги. Для меня этот проект – это отражение моих жизненных ценностей, скажем так. Поэтому все время, которое я посвящаю этому, это время моей реализации, по большому счету. Как хороший менеджер, уже давно с большим опытом, правильно структурированное время, отведенное семье, позволяет тебе удерживать этот баланс интересов. Много говорят о том, что в современном мире роль женщины изменилась. И мы это видим, это действительно так. Если раньше нам говорили (я родилась в Азии), что «женщина за мужчиной», потом некоторые говорили, что «женщины вперед мужчины». Я считаю, что женщина должна быть рядом с мужчиной. Для меня правильно выстраивать отношения в семье – это правильно выполнять свои обязанности, в том числе, правильно выполнять обязанности жены и матери. Не возникает проблем, когда ты занимаешься любимым делом. Наоборот, тебя поддерживают, тебя любят, это дает тебе дополнительную энергию. А как делать это правильно – это, конечно, менеджмент. Я считаю, что с этой точки зрения надо подходить к процессам как к организационным – расписывать, рассчитывать и уделять им внимание столько, сколько необходимо. Это дает тебе возможность роста и встречи с новыми людьми. Ты не останавливаешься, ты становишься более интересным человеком. Это позволяет усиливать связи. Ты интересен своему ребенку, взрослеющему. Ты интересен своему маленькому ребенку, у тебя широкий кругозор. Ты интересен своему мужу, у тебя есть, о чем рассказать, есть о чем поговорить, есть чем поделиться. Я думаю, что для женщин это интересный путь. Я не скажу что он легкий, но это очень интересный путь. И, возможно, если женщины слушают сегодня, если они сомневаются, мы не скажем, что это будет легко, но мы обещаем, что это будет интересно.

Наталия Поляковская

- Ольга, а ты себя ущемляешь в чем-то?

Ольга Щербакова

- Как Наташа правильно подметила, она немного меня постарше, и, видимо, поэтому мне немножко не хватает какой-то зрелости и менеджмента в хорошем смысле этого слова. Потому что я в силу возраста, как: «Ликероводочный?» - «Я!». И мне все время так хочется что-то делать, побежать. И, к сожалению, не всегда это бывает без ущерба для семьи. Бывают какие-нибудь дедлайны, когда у тебя, например, что-то провалилось на производстве, тогда ты понимаешь, что ты несешь ответственность за людей, за персонал. И ты в два часа ночи идешь. Не всегда это бывает приятно для семьи. Но этот период становления стартапа как раз и подразумевает то, что нужно выкладываться все-таки. Когда ты создаешь и начинаешь что-то строить. Когда ты строишь дом, тебе нужно трудиться, чтобы пить около камина чай в этом прекрасном доме, нужно немножко потрудиться вначале. И это нужно просто понимать как простой алгоритм. Потому я пока стремлюсь к этому структурированию времени и тайм - менеджменту, но я уже к этому близка.

Наталия Поляковская

- Хорошо. Большое вам спасибо. В эфире радио «МедиаМетрикс» была передача «Национальный продукт» и я, ее ведущая, Наталия Поляковская. И наши сегодняшние гостьи – Наталья Хмельницкая, учредитель и директор проекта «Тут ждут», и Ольга Щербакова, соучредитель и владелец компании и торговой марки «SovaKids». Огромное вам спасибо за интересную дискуссию. Приходите к нам еще.

Ольга Щербакова

- Спасибо, Наталья. Мы получили удовольствие.