{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Иван Демкин 24 сентября 2015г.
Киберспорт: бизнес-подход
Последние новости игровой индустрии

Андрей Кашуба

- Добрый день, дорогие друзья! В эфире радио «МедиаМетрикс», программа «Гейм-парк». В студии Андрей Кашуба и Яна Карташева. В гостях у нас Иван «Faker» Демкин.

Иван «Faker» Дёмкин

- Дёмкин, Дёмкин.

Андрей Кашуба

- Дёмкин, да? Ага, хорошо. Великий киберспортсмен. И… дальше вот у меня…

Яна Карташева

- И ведущий аналитики.

Андрей Кашуба

- Да, да, да. У меня огромное…

Яна Карташева

- Я подсказываю.

Андрей Кашуба

- …количество заслуг в биографической справке, и я, честно говоря, не понял половину из того, что там написано. Яна, первый вопрос у меня, можно, к тебе, а не к нашему гостю? Ты что-нибудь знаешь про киберспорт?

Яна Карташева

- Да, я немножко знаю. Я даже вчера изучала подробно, что же такое «Dotа 2». Появилось общее представление. Поговорим на эту тему, я думаю. Но лучше всё-таки спросить Диму. Я думаю, он более профессионально расскажет.

Андрей Кашуба

- Иван.

Яна Карташева

- Да. Иван.

Иван «Faker» Дёмкин

- Киберспортсменом меня назвать, в принципе, тяжело, потому что я никогда не играл профессионально ни в одну из игр. Я сразу как-то ворвался в сферу освещения непосредственно вот этого всего действия, всех турниров, происходящих вокруг нас. Киберспорт – это компьютерные игры, просто на немного другом уровне. То есть это не просто компьютерные игры с целью получить удовольствие, хорошо провести время с друзьями или что-то в этом роде, а это способ заработка в какой-то степени, это способ добиться успеха непосредственно в той сфере, которую ты для себя выбрал, и, возможно, даже способ найти себя.

Андрей Кашуба

- А вот скажите, Иван, на что это похоже? Скажем так, - это больше похоже на теннис, например, если к спорту уходить? То есть все между собой играют и призовой фонд какой-нибудь безумный совершенно, или какая-то другая модель?

Иван «Faker» Дёмкин

- Вы знаете, есть один человек, который вообще не совсем киберспортсмен - он шахматист (возможно, вы его знаете) - Ян Непомнящий. Он играл в «Dotа», выиграл даже один турнир, еще когда была первая «Dotа». Он, в принципе, говорит, что шахматы имеют небольшую схожесть непосредственно с игрой, то есть именно процесс первой стадии. Я не знаю, какая терминология у шахматистов… Вот самая начальная стадия игры в шахматы очень похожа на стадию «выбора героя», «выбора стратегии» именно в игре. Поэтому если говорить про схожесть непосредственно с реальным спортом, то, возможно, это шахматы. Вообще, киберспорт, и «Dotа» в частности, - это командная игра, это игра пять на пять, поэтому это точно не теннис. Возможно, можно сравнить с каким-нибудь баскетболом. То есть принимаются какие-то стратегические командные решения, выбирается путь для достижения победы и, собственно, так всё и происходит.

Андрей Кашуба

- Нет, я здесь имел ввиду немножко другое. Киберспорсмен (не важно, команда это или один человек), они бьются за какую-то определенную цифру в деньгах, или это как в том же баскетболе - там ещё непонятно, где деньги глобально? То есть это не то, что призовой фонд у команды, которая выиграет чемпионат России, и будет миллион долларов. Вот в теннисе всё прозрачно: Roland-Garros, кто победил - тому столько-то миллионов.

Иван «Faker» Дёмкин

- Нет, в киберспорте очень многие игроки (по крайней мере, те, которые об этом говорят), играют за престиж, за непосредственное поднятие себя, как личности, зарабатывание каких-то трофеев, выигрывание чемпионатов и прочего, и прочего, и прочего. Всё потому, что большинство игроков, на самом деле, пребывают в ещё достаточно юном возрасте, когда мысль о том, что тебе надо содержать семью или что-то такое, к ним ещё не приходит. В целом сейчас такая тенденция, что игроки очень молодые появляются – 16, 17, 18 лет. То есть люди, которые даже ещё с родителями живут, поэтому у них деньги не стоят на первом месте. Для кого-то это слава, для кого-то это непосредственно престиж.

Яна Карташева

- Но при этом, насколько я знаю, как раз в «Dotа 2» самый большой призовой фонд среди других киберспортивных дисциплин.

Иван «Faker» Дёмкин

- Да, это приятный бонус такой. Очень приятный бонус.

Яна Карташева

- А какой был последний чемпионат, и какой был последний приз?

Иван «Faker» Дёмкин

- Последний чемпионат проходил в конце июля - в начале августа, и назвался он «The International». Это уже пятый ежегодный чемпионат непосредственно от создателей игры, и призовой фонд в этом году составил 18 млн долларов. По-моему, около млн. Вообще, история «The International» такова, что организаторы турнира уже пятый год дают изначальную сумму призового фонда на этот турнир в размере 1 600 000 долларов, но вот с 2013 года, то есть с третьего чемпионата, они ввели внутри игровую систему «доната», то есть поддержки этого турнира - зрители и игроки в «Dotа», покупая определенную внутри игровую книжку, 25% от этой суммы уходят в призовой фонд. На третьем «The International» таким образом «Community», то есть сообщество «Dotа», собрало около 1 400 000… Нет, оно собрала даже больше. То есть стартовый был 1 600 000, итоговый был… Вот не могу вспомнить. А, они собрали 1 200 000, то есть призовой был 2 800 000. На четвертом «The International» призовой был 10 000 000 с чем-то. Ну, вы понимаете? 1 600 000 стартовый, и сколько сообщество собрало денег - это просто нереальные суммы! И вот, опять же, пятый «The International» - 1 600 000 стартовый и 18 000 000 на выходе. Вот так вот.

Яна Карташева

- А почему, вообще, вы обратили внимание именно на «Dotа 2»? Почему именно эту игру вам нравится обсуждать, анализировать?

Иван «Faker» Дёмкин

- Как-то так получилось. В детстве, в классе так восьмом, в компьютерные клубы ходили с друзьями. Мне не очень нравились «стрелялки». Одна из самых популярных игр на тот момент в компьютерных клубах - это был «Counter-Strike» - опять же, команда на команду, просто перестрелка, захват территории. Меня вот не цепляло, потому что стрелять у меня получалось очень плохо. И как-то один знакомый сказал: «Давайте поиграем в «Dotа»?» Я думал: «Что это такое?» Мне показали. Мне сначала показалось, что игра какая-то странная, непонятная, очень тяжелая, но она проходила на движке «Warcraft3» тогда, а «Warcraft3» я знал непосредственно, как стратегию, игру на развитие, компании потрясающие и всё в этом стиле. Тут я увидел совершенно новую карту. И несколько недель подряд мы ходили в компьютерный клуб, играл, играл, играл и тут – бац, всё - появился дома интернет, и начал играть дома в эту игру, и как-то так понеслось.

Яна Карташева

- Так обычно и становятся киберспортсменами? То есть кто-то включает игру, начинает играть, играет, втягивается, и становится это уже основным его делом?

Иван «Faker» Дёмкин

- Честно говоря, я не могу вам сказать точно, потому что я никогда не задавался целью стать киберспортсменом. То есть я всегда играл больше в удовольствие. Для меня никогда не было целью выйти на профессиональный уровень и выступать на чемпионатах. Это не мой путь, и я не хотел идти по нему. Как действуют игроки, которые…. Вот сейчас люди больше задаются конкретной целью: «Я хочу играть не для того, чтобы получать удовольствие, а я хочу играть, чтобы добиться чего-то». По крайней мере, так делают молодые игроки, как мне кажется. Когда я начинал, никаких призовых фондов… я даже не знал о том, что есть, вообще, какие-то турниры по этой игре. Я начинал в 8 классе - это был 2008 год где-то, или 2007 (я уже так и не вспомню). О турнирах я узнал в 2010 году. То есть я два года просто получал от этой игры удовольствие, и никаких целей у меня не было связанно с ней. А как поступают игроки, которые хотят именно на профессиональный уровень, - для меня это немного далекая тема.

Андрей Кашуба

- Вот у меня такое ощущение, Яна, что мы чем-то не тем занимаемся, судя по тем цифрам, которые в этой индустрии.

Яна Карташева

- Сейчас, как только закончится эфир, быстро начинаем играть. Во что будем играть?

Андрей Кашуба

- У меня вот, знаешь, какой вопрос. А сколько, вообще, всего людей (примерно можно же оценить) во всей этой… я даже не знаю, как назвать… индустрии, участвует?

Иван «Faker» Дёмкин

- Если мы берем конкретно «Dotа 2», то в 2015 году, особенно после пятого «The International», средний месячный онлайн составил 11 миллионов игроков. То есть 11 миллионов игроков в течение месяца поиграли в «Dotа». То есть можете делать выводы, насколько это всё масштабно. Но, опять же, стоит учитывать то, что это непосредственно клиент западный, то есть Европа, СНГ, Америка - вот эти цифры, 11 миллионов. У Китая совсем другой клиент, и сколько там миллионов играющих я даже боюсь представить, потому что там такое происходит, что иногда удивляешься, как такое, вообще, возможно. Победители предыдущего «The International» - представители Китая «NewBee» после того, как выиграли этот турнир… Марка машины, я даже не помню точно какую… Вот не могу вспомнить точно. «Limited Edition» выпустила машину с названием этой команды. То есть вот даже до такой степени всё дошло.

Яна Карташева

- Вот она сила славы!

Андрей Кашуба

- Да, всё чудеснее и чудеснее. Одиннадцать миллионов! Это только в эту игру, да? То есть можно предложить, что в каждую игру по одиннадцать миллион, плюс-минус?

Иван «Faker» Дёмкин

- Есть несколько ведущих игр, но тут надо понимать, что во многих играх пересекаются сообщества. Тут нет такого, что я выбрал одну игру, я в другие больше играть не буду. Очень много игроков, которые играют в «Dotа», они играют и в «Counter-Strike». Основная борьба ведётся между похожими играми. Вот есть «Dotа 2» и есть «League of Legends». Вот в «League of Legends» - там громаднейший онлайн. По-моему, я могу ошибаться, но что-то на уровне 40 миллионов или что-то в этом роде. То есть если брать весь мир, то «League of Legends» будет популярнее «Dotа». Если мы берем конкретный регион СНГ, то в СНГ «Dotа» на лидирующем месте, можно так сказать.

Андрей Кашуба

 - Я вот слушаю и понимаю…  То есть для меня слова «Dotа» до вчерашнего вечера в принципе нигде у меня в голове не было. Я поэтому тебя, Яна, вчера вечером и спрашивал: что это и про что это?

Яна Карташева

- Да.

Андрей Кашуба

- Совершенно колоссально. То есть вот есть рядом с нами где-то 11 миллионов людей, которые играют. Причем, знаешь, какое количество наркоманов в стране? Вот они вроде где-то есть, в огромном количестве, но вот в моем окружении их нет. Точно так же и с «геймерством», и это иногда пугает. Мне интересно, может у меня дети где-нибудь дома, пока папа на работе, активно играют, а я не в курсе? Как, вообще, туда попадают? Это просто человек садится за компьютер, начинает играть и его туда затягивает, да?

Иван «Faker» Дёмкин

- Вы знаете, очень четко подметили, что в вашем окружении ни наркоманов, ни геймеров нет, потому что и те, и те дома сидят, в основном - они не выходят никуда.

Андрей Кашуба

- Мне интересно, а какие симптомы? Когда нужно начинать тревожится? Я сейчас поясню. У меня у детей компьютер «Mac», и недавно совсем ребенок мне заявил: «Папа можно сделать так, если я закончу на все пятерки, мне очень нужен хороший компьютер на «Windows»?» И это тут же меня очень напрягло. Понятно, что он нужен потому, что игры на «Mac» не работают многие. То есть можно начинать тревожиться?

Иван «Faker» Дёмкин

- Пока ребенок на «Mac», можете не тревожится, а вот потом, когда появится «Windows», то да - проблема. Симптомы обычные: час ночи, крики из комнаты ребенка, вы входите, он говорит: «Папа, закрой двери я играю!». Стандартные симптомы подросткового поколения. То есть, если вы идете ночью за водой, проходите мимо комнаты и слышите крики, значит, ваш ребенок играет, ругается с кем-то наверняка там уже, непосредственно в игре, в голосовом чате. Поэтому да.

Андрей Кашуба

- А насколько это опасно? Насколько это затягивает? Или можно там сел, поиграл часочек и перестал играть?

Иван «Faker» Дёмкин

- Ну, знаете, это очень субъективно. Очень часто люди, которые не знакомы с киберспортом, поднимают эту тему: зависимость от компьютерных игр, насколько это плохо. По телевидению разжёвывают, что вот игры убивают или ещё что-то такое. Игры убивают ровно настолько же, насколько убивает что-либо другое. То есть это всё зависит от человека. Есть человек, которого может эта игра затянуть так, что он просидит трое суток. Да, были такие случаи, даже смертельные. Вышла какая-то игра, человек играл три дня подряд, и умер просто от того, что он 72 часа, не вставая из-за компьютера, сидел.

Андрей Кашуба

- Нет, ну тут, скажем так, идиотов совсем мы не рассматриваем. Это так же, как и спортсмен любой другой пробежал марафон и умер. Понятно, что это единичные случаи, и не рассматриваются. Я как раз в совершенно бытовом плане. У меня много знакомых бизнесменов, которые играли во всякие «Travian» и т.д., и реально они играли по половине рабочего дня, просаживая огромное количество денег, живых, нормальных. И потом просто в приказном порядке сами себе сносили всё это, закрывали и говорили: «Больше никогда, никогда!», потому что это начинает влиять уже на работу, скажем так. А дети оценить не могут, мне кажется, количество времени, которое они тратят.

Иван «Faker» Дёмкин

- Я же говорю, - это всё субъективно. Например, я, когда начинал играть, тратил около часов 6 и 7, неважно в какую игру я играл. В принципе, за компьютером именно игре я посвящал часов 6-7 своего дня. Я возвращался со школы (у меня никогда не было проблем в школе в плане оценок или домашнего задания), я всё очень быстро делал, садился и играл за компьютером до тех пор, пока не лягу спать. Да, меня контролировала мама, за что ей большое спасибо, не давала мне до беспамятства сидеть до ночи. Потом, со временем, немножко отпустило меня, так сказать, и я уже сам отдавал себе отчёт, сколько мне надо играть, во сколько мне лечь спать. Если я лягу спать во столько, то смогу ли я нормально проснуться и функционировать с утра. То есть это всё зависит от человека. У меня нет конкретной зависимости. Я могу не играть и не испытывать желания резкого пойти, поиграть: «Боже, как же там тяжело без этой игры». Нет, у меня такого нет. Есть люди, которые не могут себе представить несколько дней без игры - всё, жизнь перевернулась. Случаи разные бывают. Игра вызывает абсолютно такую же зависимость, как и алкоголь или еще что-то такое, ничего отличительного в этом нет.

Яна Карташева

- А есть какие-то положительные навыки, которые приобретаешь во время игры, которые помогают потом в реальной жизни?

Иван «Faker» Дёмкин

- В реальной жизни скорее только фантазия развивается. То есть вот я бы хотел, чтобы у меня было такое-то умение, как из игры. Вообще, это возможность работать в команде, если уж так будем говорить. То есть для кого-то, особо вспыльчивых, возможно, игроков, которые даже на профессиональном уровне играют, это, возможно, помогает переосознать некоторые ценности, некоторые вещи в реальной жизни. То есть научиться соглашаться с чьим-то мнением, научиться иногда отступить, не настаивать на своем, то есть такие обычные человеческие ценности. В принципе, игра может развить в тебе скорость реакции, мышление, умение максимально быстро принимать нужное решение. Это всё тоже развивается, потому что в игре порой подумал ты на долю секунды дольше, чем нужно, и ты уже проиграл драку, потому что враг подумал быстрее, чем ты.

Яна Карташева

- Если говорить о том, что игры - это уже спорт, то есть это некая дисциплина, есть ли какие-то школы, в которых ты можешь поучиться, потренироваться, чтобы ты потом смог войти в лигу?

Иван «Faker» Дёмкин

- Ну, спортом киберспорт признан пока только в США, по-моему, и в Китае, и то только конкретные игры. По поводу школ - я знаю, что в России недавно открылся какой-то факультет киберспорта или что-то такое, но я даже не знаю какие там преподаватели. То есть, по логике, я должен знать преподавателей, которые вещают и преподают в этих университетах.

Андрей Кашуба

- По логике должны сами там преподавать, нет?

Иван «Faker» Дёмкин

 - Возможно. Но я боюсь представить… Я даже не знаю, действительно ли есть сейчас этот курс, действительно ли есть этот факультет. Я даже не могу вспомнить университет, в котором объявляли набор на этот курс. Я не знаю, кто там есть. Честно говоря, сейчас люди, которые занимаются освещением киберспорта, освещением «Dotа» или чего либо ещё, они находятся в том возрасте, когда они ещё могут делать многое - они могут там импровизировать, могут придумывать что-то свое, и деньги, на самом деле, в сфере освещения всё-таки повыше, чем университетские ставки. Поэтому вряд ли кто-то из киберспорта в 25 лет подумает: «Не пойти ли мне преподавать сейчас в университет?». Я вот не знаю. В других странах, по-моему, то ли в Сингапуре, то ли в Филиппинах, есть целая школа, посвященная киберспорту. Мне всегда интересно было бы попасть, посмотреть, как там уроки проходят. Возможно, это была бы моя любимая школа. Если бы откатить время и попасть именно в нее, я, может быть, с радостью на уроки ходил, и мне бы говорили: «Давай посидим ещё часик, поиграем», а я говорил: «Нет, мне завтра в школу, я очень хочу туда».

Андрей Кашуба

- (Смеется) Ой, какой кошмар.

Яна Карташева

- Кстати, я читала какое-то время материал о том, что (я только не помню правительство какой страны), по-моему, США специально организовывали помещения для того, чтобы выявлять лучших игроков во всех стратегиях, чтобы можно было потом использовать их, как солдат для виртуальных войн.

Андрей Кашуба

- Виртуальные войны?

Яна Карташева

 - Да.

Андрей Кашуба

- Атака дронов?

Яна Карташева

- Да, например.

Иван «Faker» Дёмкин

 - Не, я о таком не слышал, но само понятие «виртуальная война», а не реальная мне нравится больше, потому что жертв в этом деле нет. Это хорошо.

Андрей Кашуба

- Хорошо, я предлагаю прерваться на пару минут, на маленькую музыкальную паузу, и потом поговорим про железо обязательно.

Яна Карташева

- И про кино.

Андрей Кашуба

- И про кино. Оставайтесь с нами, вернемся через две минуты.

(Музыкальная пауза)

Андрей Кашуба

- И снова здравствуйте. На радио «МедиаМетрикс» программа «Гейм-парк». Меня зовут Андрей Кашуба, и в студии со мной Яна Карташова. В гостях у нас Иван Дёмкин -величайший человек в мире киберспорта. Пока шла музыкальная пауза, я смотрел, что пишут в нашем чатике. Я так понимаю, что это аудитория как раз, которую Иван привел. И тут аккуратненько нам намекают: «Про влияние на школьников поговорили, и сейчас будут говорить о том, не надо ли запретить всю эту историю?» Вот с чего такие мысли у, скажем так, аудитории ваших коллег? То есть пытались запрещать или постоянно об этом разговаривают? Потому что у нас, на самом деле, этот вопрос возникает просто, чтобы понять, что происходит в индустрии, насколько она большая, и как она, вообще, внутри работает. То есть я, например, киберспорт… Точно так же к нему отношусь, как, допустим, к обычному спорту. Профессиональный спорт калечит, и все это прекрасно знают, а спорт на бытовом уровне - это всегда хорошо. Вот что можете по этому поводу сказать?

Иван «Faker» Дёмкин

- Знаете, из-за того, что киберспорт набирает обороты последние годы, потому что он начинает развиваться, к нему всё больше и больше внимания общественности уделяют. И давайте откровенно, если какой-то мужчина или женщина, не важно, какой-то человек душевно больной вышел, кого-то застрелил, - это считают просто убийством, никто не будет поднимать шумихи или что-то такое. Когда это происходит на межнациональной почве, то этому уделяют ещё больше внимания. А когда это происходит на основе игр… Были случаи, когда один юноша в США переиграл в игру «GTA» и решил «просимулировать» ее в реальной жизни: вышел, вытащил таксиста из машины, застрелил и уехал на этой машине, потому что так можно делать в игре - вот этому уже уделяют очень много внимания со стороны СМИ, а по факту то же самое происходит. Просто человек какой-то душевно больной пошел и совершил убийство. Недавно была передача «Пусть говорят» или что-то в этом роде на Первом канале, когда какая-то ситуация, опять связанная с играми была (кто-то кого-то застрелил, кто-то кого-то убил), и ведущий, и зрители: «Ой, это так плохо, это так ужасно! Игры - это так отвратительно!». Ещё начинают поднимать политику стран наших ближайших ввиду того, что последние годы не совсем спокойная ситуация, и вот мусолят, мусолят, мусолят. В этой студии был человек, который имеет непосредственное отношение к киберспорту - он играл в «Counter-Strike», он давно в этой индустрии. Ему на десять секунд дали микрофон, он ничего не успел ответить даже! Ему задали вопрос: «Вы считаете, что киберспорт - это нормально?», он сказал: «Да»,  и после этого у него прервали слово и отдали другому, кто начал опять доказывать, что всё это плохо, и компьютерные игры убивают. Я не знаю, почему люди пытаются вот так выставить игру. Возможно, поколение, которое старше -относительно консервативные люди, и то, что для них ново, что для них неизведанное, они считают это чем-то ужасным, и «как, вообще, этому можно уделять время?». Если я ещё понимаю тех же родителей пять лет, когда назад киберспорт вообще не приносил никакого дохода, то сейчас запрещать играть в компьютерные игры детям, которые хотят достичь чего-то, - это абсолютно неправильно, потому что можно достичь и успеха, и такого заработка, которого очень редко можно достичь в реальной жизни. Действительно так.

Андрей Кашуба

- Вот тут я совершенно согласен. Для меня новости по НТВ гораздо опаснее и страшнее для детей, чем та же «GTA». Яна, а у тебя? У тебя дети не играют еще?

Яна Карташева

- Нет, у меня дети ещё очень маленькие, они пока изучают азбуку на планшете. Дочке всего 4 года, поэтому мы не добрались до серьезных игр пока. Но зависимость действительно есть у детей. Мы говорили, по-моему, на прошлой передаче как раз об этом - что уже даже маленькие дети начинают играть, начинают учиться. Но здесь, действительно, здравый смысл родителей, которые направляют детей и рассказывают, что есть это и это, можно почитать, можно погулять.

Андрей Кашуба

- Нет, ну это нормально. В наше время все играли в машинки и что?

Яна Карташева

- Да, то есть я не вижу в этом никакой проблемы. То же самое касается киберспорта. Действительно, если у человека не очень стабильная психика, то любой какой-то интерес может быть доведён до крайности. Если всё-таки человек увлечён этим и воспринимает это отчасти как бизнес, или он хочет добиться какого-то результата, - это хорошо, потому что это можно перенести и на реальность. Даже в киберспорте тоже можно добиться действительно какого-то результата. Тем более, как мы говорили, индустрия развивается, и это становится не просто хобби, это становится уже бизнесом своего рода. Правильно я понимаю?

Иван «Faker» Дёмкин

- Да, конечно. И по поводу зависимости - в мое время это были мультики какие-то. То есть тут ты играешь за компьютером, а там ты смотришь мультики и очень расстраиваешься, когда родители тебе говорят: «Хватит телевизор смотреть». - «Ну, мам, ну дай ещё одну серию какого-то мультфильма посмотреть». Абсолютно тоже самое, ничего не меняется. А тут сейчас можно реальные, хорошие заработки делать, действительно. Мне сейчас 20 лет, я живу без родителей. С 18 лет я живу в своей квартире, не прошу у своих родителей денег, и иногда я им, возможно, даже финансово помогаю. Всё это мне дал киберспорт.

Яна Карташева

- А если говорить про команды наши российские, насколько они сильны? Насколько часто они побеждают?

Иван «Faker» Дёмкин

- Тут от случая к случаю, от сезона к сезону, так сказать. Никогда нет конкретной расстановки сил. Каждый сезон, каждые несколько месяцев постоянно силы меняются. СНГ команды (именно если мы рассматриваем «Dotа») были очень сильны во времена первых «Dotа», потому что, как я уже сказал, «Dotа» в странах СНГ была развита, и сейчас развита больше, чем любые другие игры. Соответственно, игроков было больше, и команд было больше, и команд, которые были успешными, тоже было больше относительно команд из Европы, Китая или Америки. Точнее, не так - Китай всегда был в первую «Dotа» наголову выше любого другого региона, просто эти два региона на момент зарождения киберспорта были порознь, потому что не было средств проводить турниры, не было средств приглашать команды из одного региона в другой (это всё было дорого). Сейчас так обстоят дела, что… Вот если мы берем сейчас, то можно сказать, что тенденция наших команд такая: у нас на чемпионате «The International 5» одна команда не прошла квалификацию уже в Сиэтле - не прошла квалификацию в основной турнир, к сожалению, и заняла там третье место из четырёх возможных (первые два выходили в основной турнир). Одна из команд заняла 13 и 16 место, другая - 9 и 12, и третья команда заняла 5, 6 место. 5, 6 место - это очень хороший результат в том плане, что первое место на чемпионате заняла американская команда, а со 2 по 5-6 были команды - представители Китайского региона. То есть можно сказать, что наша СНГ команда «VIRTUS.PRO» заняла первое место среди Европейского дивизиона.

Андрей Кашуба

- То есть, если это всё на футбол переложить, то чемпионат Европы мы выиграли, а чемпионат мира – нет?

Иван «Faker» Дёмкин

- Ну, что поделать? На самом деле результат весьма хорош, учитывая, насколько слабее выглядели наши команды даже в прошлом году. В прошлом году у нас одна команда, опять же, заняла 14 или 13 место, а вторая команда заняла 7-8 место. Всё. В этом году у нас вместо трех команд (в прошлом году была команда, которая не смогла пройти квалификацию), вместо трёх команд приехали четыре, и все четыре команды выступили лучше, чем в прошлом году. Поэтому в этом, действительно, тенденция развивается так, что наша команда набирает оборот. Даже в этом сезоне уже прослеживаться, что определенное доминирование присутствует.

Андрей Кашуба

 - Хорошо, давайте поговорим знаете про что? Хочется поговорить про «железяки». Насколько я знаю, в игровом «железе» всё хорошо на рынке IT, как таковом? Мы как раз с Денисом Нивниковым в прошлую пятницу обсуждали это в «Железной теме». Один из немногих сегментов в IT, в таком «железячном», который растет и растет уверенно. Насколько я понимаю, здесь такая аналогия.. не знаю с чем сравнить… С автогонками, например. То есть, если у тебя автомобиль заряжен, то ты отлично учувствуешь и прекрасно ездишь, а если у тебя что-то не тянет, что ты ни делай, ничего не получится. Сколько стоит компьютер хороший игровой? Примерно.

Иван «Faker» Дёмкин

- Хороши игровой компьютер… Когда я покупал себе действительно хороший игровой компьютер, который до сих пор у меня (три года) стоит и тянет все новые игры на максимальных настройках, около 2-2,5 тысяч долларов я потратил на этот компьютер. Сейчас, наверное, цены побольше, подороже, потому что из-за скачка доллара, собственно, подорожали и железяки всякие. Вообще, модели видеокарт, материнских плат и всего прочего стали ещё лучше, ещё дороже и ещё мощнее, но, мне кажется, за 1,5-2 тысячи долларов можно собрать действительно хороший компьютер, в который можно будет играть в «Dotа». «Dotа», вообще, не такая уж и требовательная игра, то есть компьютер со средними показателями весьма потянет её. Другое дело, что если ты хочешь играть в полном комфорте, на максимальных настройках без каких-либо провисаний, то тебе нужно иметь «топовое железо», особенно, если ты хочешь попасть в тот же киберспорт, если ты хочешь добиться успеха. Если это для тебя просто как вечернее развлечение после работы, после школы, после университета, то среднего компьютера вполне достаточно.

Андрей Кашуба

- Существуют ли какие-нибудь… вот не знаю, в автоспорте - это тюнинг-ателье… Которые тюнингуют компы? Или каждый сам собирает, просто подбирает отдельную видеокарточку и т.д.? Или есть для киберспортсменов какие-нибудь специальные места, где это делается?

Иван «Faker» Дёмкин

- Компания «ЛИНЕР» пытается иногда сделать игровые ноутбуки. Говорят, что у них очень неплохие они. Но вот конкретно… Любой компьютер подойдет. Ты просто выбираешь хорошие настройки, хорошие параметры и создаешь себе компьютер. Нет такого, что ты хороший компьютер собрал, а тебе сказали: «Не, не, не! Вот чего-то тут не хватает». Стандартная комплектация, и вперед и с песней.

Яна Карташева

- А если говорить про мышь, про клавиатуру - есть какие-то требования? Может быть, у игроков есть какая-то любимая мышка, которую они берут на все соревнования?

Иван «Faker» Дёмкин

 - Да, конечно. Игроки на любые чемпионаты берут клавиатуру и мышку с собой, и часто ещё наушники, потому что это непосредственно девайсы, к которым ты привык. То есть, если компьютер и монитор - это не так важно (хотя тоже имеют значение «герцовка» и что-то в этом роде), то клавиатура, мышь и наушники - это всегда значит больше, чем что-либо другое, поэтому каждый игрок обладает своим комплектом девайсов и в последнее время даже несколько. Они берут себе запасной, если вдруг что-то сломается.

Андрей Кашуба

- Вот я как раз хотел спросить. Это как несколько мечей, несколько шаров для боулинга? То есть точно так же - берется одной и той же фирмы одна и та же модель и несколько штучек. А часто, кстати, ломается?

Иван «Faker» Дёмкин

- При мне таких случаев вроде бы даже и не было. Но вот на последнем чемпионате наша команда «VIRTUS.PRO» имела два комплекта клавиатур, мышей и наушников, и любая команд имела то же самое, потому что организаторы один комплект забирали себе, чтобы очень быстро подготавливать компьютеры к игре, чтобы не было каких-то задержек. Как это происходит? Садится команда, играет, встаёт. Обычно на чемпионатах среднего уровня другая команда выходит, свои девайсы раскладывает, подключает, потом настраивает 15-20 минут, а то и 30-40 минут. Здесь сотрудники сами забрали девайсы одной команды, принесли другой, за пять минут всё подключили. Там, по-моему, даже просили каждых игроков (по крайней мере, в прошлом году) на внешнем диске записывать игру с настройками каждого игрока, и они просто приносили и меняли вот эти диски, чтобы новый игрок не садился и не менял настройки игры в течение нескольких минут. Ты пришел, и у тебя всё уже готово. За пять минут ты готов играть.

Яна Карташева

- Действительно, похоже на автогонки.

Андрей Кашуба

- Да, да, да очень похоже.

Яна Карташева

- Такой же быстрый сервис - быстрая замена колеса, быстро, быстро, чтобы снова…

Андрей Кашуба

 - Хорошо, я буду продолжать глупые вопросы. Где происходят турниры?

Иван «Faker» Дёмкин

 - По всему миру.

Андрей Кашуба

- Нет, я имел в виду помещение. То есть, грубо говоря, это арендуется «Крокус Экспо», и там все дружно сидят большой толпой?

Иван «Faker» Дёмкин

- Самый крупный чемпионат, если мы берем «Dotа» «The International», первый год проходил в рамках «Gamescom» в Германии. Второй и третий проходили в «БенРой-Холл» – это театральный зал в Сиэтле, США. То есть вмещал в себя две или три тысячи человек, что-то такое. А вот последние два года арендуют себе «Ки-арену» тоже в Сиэтле, которая вмещает в себя 17 тысяч человек и, собственно, весь этот зал был забит в этом году. В прошлом году там немножко другая конструкция была - часть зала была пустой, потому что не было удобно смотреть. Вообще, если считать по «Dotа», самый крупный стадион, который был арендован, - это «Комерцбанк-Арена» во Франкфурте, который вмещает в себя 50 с чем-то тысяч. Понятное дело, что из этих 50 тысяч было задействовано около десяти, потому что было огорожено, но в любом случае на больших стадионах тоже проводят эти все чемпионаты.

Яна Карташева

- А если говорить про Россию? В России проходят какие-то чемпионаты регулярно, каждый год, например?

Андрей Кашуба

- Отборочные турниры?

Иван «Faker» Дёмкин

- В России всё очень тяжело ввиду визового режима почти со всеми странами. Очень тяжело получить визу в Россию командам из Европы, поэтому конкретных чемпионатов оффлайновых, как мы их называем, то есть на месте, когда приезжают сразу несколько команд, как таковых нет. Есть только какие-то полупрофессиональные любительские чемпионаты. Вообще, в прошлом году, спустя много лет было сразу несколько турниров, но почти все они ограничивались странами СНГ, потому что европейские команды или китайские, которые проходили квалификацию на этот турнир, они просто снимались с участия, потому что кто-то визу не успел сделать, кто-то не захотел приезжать в Россию. И вот всё это больше похоже на домашнюю встречу игроков, которые в свое время за копейки играли в компьютерных клубах, потому что очень много игроков ещё с тех времен осталось.

Яна Карташева

- Я так поняла, ещё с предыстории, когда мы готовились к сегодняшнему эфиру, что настолько захватила «Dotа 2», настолько это интересно, интересен киберспорт, что вы добрались до кинематографа. Правильно я понимаю? То есть уже было несколько фильмов, и сейчас вы готовитесь к премьере нового фильма?

Иван «Faker» Дёмкин

- Да, я являюсь одним из трех человек, которые, в принципе, в киберспорте в «Dotа» делают кино. Первым человеком, первой компанией являются создатели этой игры - «Velf». Они сняли фильм «Free to play», который был выпущен в марте 2014 года, хотя сделан он был намного раньше. Я его видел ещё в 2013 году, но видимо «post-production» занял больше времени. И ещё один человек - это девушка, которая сейчас работает на одну из киберспортивных организаций - Яна Химченко. Она сняла фильм про одного из игроков в «Dotа 2», фильм называется «Let's play Wizard Swipe». И, собственно, есть я, который третий год снимаю фильмы. Мой первый фильм был про историю «The International», про историю трех турниров (первого, второго, третьего). Второй фильм был про историю четвертого, и вот сейчас я делаю про историю пятого. На истории про пятый «The International» я закончу свой путь кинематографический именно с точки зрения освещения этого турнира. Возможно, буду ждать, когда будет достаточно материала для съемки чего-то нового. Может, какая-то идея придет. Это не игровое кино, это чистая документалистика.

Андрей Кашуба

- И выложено где, в «Youtube»?

Иван «Faker» Дёмкин

- Да, оба фильма выложено в «Youtube». В этом году будет выложено в «Youtube». Возможно, будет выложены ещё не только на «Youtube», но где конкретно, я пока сказать не могу. Скажу уже ближе к тому, как будет понятно - срастется или нет. Вообще, второй фильм ещё в кинотеатре показывали - в Москве премьеру мы устроили. В этом году тоже хотим в Москве сделать и в Питере.

Андрей Кашуба

- Потрясающе совершенно! Просто потрясающе! Я сейчас смотрю на секундомер, мы уже перебрали наши 45 минут давным-давно. Мне кажется, что разговаривать можно было бы ещё столько же - безумно интересная тема. Так, Яна, ты у нас как представитель «Вендера».

Яна Карташева

- Да, как представитель «Вендера» и как представитель других наших партнеров, я хотела подарить вам маленький подарок от нашего интернет-магазина «Forsa.ru», который занимается геймерскими аксессуарами, - это игровая мышь «Bloody». Возможно,  она вам пригодится, попробуете, протестируете её.

Иван «Faker» Дёмкин

- Хорошо, обязательно. Спасибо вам большое.

Андрей Кашуба

- Я думаю, мы с удовольствием будем рады видеть вас ещё раз у нас на эфире.

Иван «Faker» Дёмкин

- Зовите.

Яна Карташева

- С удовольствием придем на премьеру.

Иван «Faker» Дёмкин

- Приходите.

Андрей Кашуба

- В «Youtube».

Яна Карташева

- Нет, почему же, в кинотеатр.

Андрей Кашуба

- И все, наверное, увидимся скоро-скоро на «ИгроМире».

Иван «Faker» Дёмкин

- Да, на «ИгроМире» я тоже планирую быть.

Андрей Кашуба

- Ну что ж, прощаемся. С вами был программа «Гейм-парк» на радио «МедиаМетрикс». Яна Карташова, Андрей Кашуба и в гостях у нас был киберспортсмен… нет, не киберспортсмен… человек около киберспотра зарабатывающий деньги.

Иван «Faker» Дёмкин

- Просто хороший парень. Зовите меня просто хороший парень.

Андрей Кашуба

- Иван Дёмкин. Услышимся на следующей неделе. Всем пока, пока.

Яна Карташева

- Пока.