{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Олег Ельченко 24 сентября 2015г.
Ритейл до и после торгового сбора
Торговый сбор – стимул развития теневой торговли или наоборот?

Владимир Скоков

- Привет, друзья. В эфире программа «Легальный разговор» на радио «МедиаМетрикс». Ведем ее я, Владимир Скоков, и Александр Садов.

Александр Садов

- Здравствуйте.

Владимир Скоков

- Привет, Александр. Сегодня у нас в гостях Олег Ельченко, юрист юридической компании «Щекин и партнеры». Здравствуйте, Олег.

Олег Ельченко

- Добрый день, Владимир. Добрый день, Александр. Здравствуйте, уважаемые радиослушатели.

Владимир Скоков

- Тема сегодняшней передачи «Ритейл – до и после торгового сбора». Как известно – «Плати налоги и спи спокойно». Именно такой лозунг был у Федеральной налоговой службы последние десять лет. И вот с первого июля 2015 года был введен торговый сбор. Хотелось бы узнать, Олег, у вас юридическая компания, вы занимаетесь, в том числе, и налоговой практикой?

Олег Ельченко

- Да, само собой. Компания «Щекин и партнеры» оказывает широкий спектр услуг по налоговому консультированию, налоговому аудиту, сопровождению при налоговых проверках, а так же защите интересов налогоплательщиков в судебных спорах, а так же спорах на стадии административного процесса.

Владимир Скоков

- Давно вы на рынке?

Олег Ельченко

- Компания «Щекин и партнеры» с 2012 года на рынке. Но, тем не менее, уже сейчас считается активно развивающейся. Большое количество клиентов, которое с каждым месяцем всё растет и растет. Уже сейчас и ни один год подряд мы занимаем места в различных рейтингах, в том числе и международных. Денис Михайлович Щекин, управляющий партнер, по-прежнему является одним из ведущих специалистов в сфере налогов, налогообложения. Поэтому мы всегда рады новым клиентам, новым вопросам. И готовы оказывать свои услуги, в том числе и в области таких новых налогов, как торговый сбор, про который мы сегодня будем разговаривать.

Владимир Скоков

- То есть, правильно я понимаю, что к вам приходят люди, которые желают как-то оптимизировать налогообложение?

Олег Ельченко

- Слово «оптимизировать налогообложение» достаточно такое громкое. Нет. Не всегда. Ведь очень часто тот или иной бизнес сталкивается с вопросом о том, какие последствия будут от того или иного принятого решения. И как раз таки наши клиенты – это все добросовестные налогоплательщики, которые не стремятся, скажем, уйти от налогов в «серую» или «черную» схему, а именно понимать о том, какое налоговое бремя будет от принятого решения. Поэтому здесь вопрос идет о том, насколько ситуация может повлечь риск тех же самых начислений налогов. Либо, когда к нам приходят клиенты, которые уже столкнулись с каким-то, наверное, иногда неправильным прочтением норм Налогового Кодекса со стороны налоговых инспекций. Либо не до конца, несформированным пакетом доказательств по тем или иным нарушениям, когда фактически налогоплательщик действовал добросовестно, и все его действия были абсолютно в нормах Закона. Но, тем не менее, Налоговая посчитала, что это неправильно. И в такой ситуации клиенту, конечно, требуется помощь надежных специалистов, которые помогут разобраться, оценить, насколько позиция Налоговой инспекции правомерна, основана. Либо действительно налогоплательщик прав, и здесь тогда мы, конечно, оказываем представительство в судах, в том числе в налоговых.

Александр Садов

- Интересно. Смотрите, я – предприниматель, и я исправно плачу налоги. В какой-то момент, наверное, у каждого предпринимателя возникает вопрос: а почему этих налогов так много? И вот наступает час, когда бизнесмен прибегает к тем или иным способам налоговой, как говорят, оптимизации. Есть ли какой-то понятный простой критерий, что является «черной» оптимизацией, что является «белой» оптимизацией?

Олег Ельченко

- Я скажу так, наверное, проще привести какие-то наглядные примеры, в том числе существующие судебные практики. Очень распространенно, в том числе в торговле, это включение в цепочку контрагентов - так называемых недобросовестных плательщиков, фирм-однодневок. Конечно, это позволяет оптимизировать расходную часть, в том числе получить вычеты по НДС. Но это как раз и является той самой, как вы говорите, оптимизацией, не основанной на Налоговом кодексе. И второй пример, который тоже будет в яркой степени отображать нашу сегодняшнюю тему – это то или иное разграничение территории помещения для того, чтобы платеж «Торговый сбор», в частности, тот, о котором мы будем сегодня говорить, был ниже, нежели при иной площади торгового помещения. Поэтому как раз оценка своего бизнеса с точки зрения квадратуры торговой площади – это скорее будет именно деятельность в рамках налогового законодательства. В то время как недобросовестные налогоплательщики – это включение в цепочку недобросовестных налогоплательщиков, это уже является как раз «серой» оптимизацией.

Владимир Скоков

- Хорошо. Раз мы уже как-то затронули торговый сбор, я думаю, уже можно его как-то осветить. И, как я понимаю, торговый сбор – это некий налог на торговлю, на торговую деятельность, который был введен в городах федерального значения: Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе (но пока он применяется только в Москве), который применяется ко всем ритейлерам. И вот раздел, там находится пресловутых 50 метров торговой площади. Если у ритейлера торговая площадь превышает 50 квадратных метров, то он уже платит больше торгового сбора. Правильно я понимаю?

Олег Ельченко

- Здесь тогда я немножко введу сразу же ясность. Дело в том, что, действительно, мы столкнулись с первого июля 2015 года с новым для нас в Налоговом кодексе налогом – торговый сбор. Изначально может возникнуть вопрос, насколько сбор и налог возможны? Потому что, действительно, по своей сути торговый сбор – это налог. Дело в том, что сам Налоговый кодекс говорит нам о том, что сбор – это всегда платёж, который влечет за собой какое-то встречное предоставление права со стороны государственных органов. В данном случае говорить о том, что уплата торгового сбора предоставляет нам право заниматься торговой деятельностью, это будет, конечно же, неправильно, потому что у нас свобода предпринимательской деятельности, свобода осуществления распоряжения своим трудом (для физических лиц). Поэтому сказать, что торговый сбор – это плата за право предоставления торговли, то нет. Повторяюсь немножко, но, действительно, это так. В то же время это является налогом. Поскольку в Налоговом кодексе для данного фискального сбора определенны все существенные элементы для налога – налоговая база, налоговый период, порядок и сроки уплаты, порядок исчисления, в том числе и налогоплательщики. Поэтому вот этот сбор и налог, оно не должно смущать в данном случае. В то же время, что я хотел сказать? Что здесь налогоплательщиками, плательщиками этого сбора являются организации (юридические лица) и индивидуальные предприниматели, осуществляющие… Вот вы сказали, 50 квадратных метров или меньше квадратных метров, но 50 или более, или менее 50 квадратных метров – это категория для определения дифференцированной ставки торгового сбора только для одной категории торговли, а именно торговли через стационарные объекты. Но у нас плательщиками в соответствии с 33 Главой будут являться организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю через объекты движимого и недвижимого имущества. То есть здесь у нас будет как торговля через стационарные объекты торговли, имеющие торговые залы, так же стационарные объекты торговли, не имеющие торгового зала, нестационарные объекты, кроме того, отпуск товаров со складов. И еще один вид – это организация торговых рынков.

Владимир Скоков

- Олег, скажите, пожалуйста. У меня к вам вот такой вопрос. Как известно, под торговый сбор не попадают склады. Вот допустим, я – предприниматель. У меня есть какой-либо магазин. Могу ли я его как-то переоборудовать, как-то изменить ход продаж, может, чтобы под этот сбор не попасть? Или таких вот путей нет? Как вы считаете?

Олег Ельченко

- Есть пути или нет путей – это, конечно, не наша тема. Мы не можем давать нашим радиослушателям какие-то советы по поводу путей. Но можно сказать точно, что вопрос о том, в чем разница между складом, здесь очень важно отметить, что на территории Москвы торговый сбор для такого вида торговли, как отпуск со склада, не установлен. То есть те организации, юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют свою торговлю посредством отпуска товара со складов, они не являются плательщиками торгового сбора в настоящий момент. Поэтому вот этот вопрос относительно склад либо стационарный торговый объект, он поднимался, в том числе, и у Минфина России, который давал свое разъяснение о том, что фактически склад всегда используется для хранения товаров. В то время как стационарные торговые объекты, через которые осуществляется торговля, одно из основных условий – это оснащение оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, для обслуживания покупателей, а так же проведения денежных расчетов. В том числе, в самом Налоговом кодексе, где говорится о том, что подразумевается торговой площадью для целей определения как раз таки ставки торгового сбора. Указанно, что к торговой площади относится именно часть магазина, павильона, нежилого помещения, оснащенное вот этим оборудованием для выкладки, демонстрации, а так же произведения расчетов, в том числе кассовые узлы, места обслуживания покупателей. И к торговой территории не относятся как раз таки помещения, которые не связаны с обслуживанием клиентов, то есть места для хранения товара, для подготовки его для продажи, а так же бытовые помещения организаций. Поэтому эта территория не относится к торговому залу. Поэтому, если скажем, у вас есть помещение одно, в котором торговый зал у вас 50 квадратных метров, а вторая часть этого помещения – это склад, который например, еще 50 квадратных метров, то для целей расчета торгового сбора у нас принимается именно торговая площадь, если это у нас является объектом стационарной торговли.

Александр Садов

- Скажите, Олег, я вас правильно понял? То есть, если у меня есть магазин, в котором есть торговая площадь и есть какие-то складские бытовые помещения, я могу провести просто перепланировку, чтобы увеличить площадь бытовых помещений, складов, чтобы меньше платить торговый сбор? Это так?

Олег Ельченко

- Я могу сказать абсолютно точно, что определение торговой площади будет осуществляться при помощи инвентаризационных и правоустанавливающих документов на объекты, к которым относятся договор о купле-продаже, технические паспорта помещений, договоры аренды. Поэтому, если на этих документах будет зафиксировано четко, что площадь торговых помещений 50 и складского помещения там 39, 40, 100, то у нас, конечно, будет именно облагаться объектом использования торгового помещения в размере 50 квадратных метров. И я сразу еще скажу относительно вот этого торгового сбора (50 квадратных метров и более 50 квадратных метров), то да, здесь идет разграничение ставки. Если организация или индивидуальный предприниматель осуществляет торговлю через помещение, стационарный торговый объект с торговым залом до 50 квадратных метров, то ставка исчисляется, исходя из одного объекта. Если же торговый зал более 50 квадратных метров, то здесь дифференцированная ставка в зависимости от района – это Центральный автономный округ, в пределах МКАД районы и за пределами МКАД. И, если, как я сказал, у нас торговая площадь более 50 квадратных метров, то у нас установлена определенная ставка для одного квадратного метра в пределах 50 квадратных метров, а также для квадратного метра, превышающего 50 квадратных метров. И здесь, конечно, варьируется. Например, в том же самом Центральном автономном округе. Ставка для первых 50 квадратных метров в Центральном округе – это 1200 рублей, то есть 60 тысяч в квартал – это у нас стоимость для 50. И свыше 50, если мне сейчас не изменяет память, – это 50 рублей за каждый квадратный метр сверху.

Владимир Скоков

- Олег, вот мы сейчас живем в такую эпоху, когда в интернете продают всё на свете. Это и услуги, и товары. И многие интернет-магазины устроены по такому принципу – у них есть какое-то помещение, в котором располагаются какие-либо товары. Ну, допустим, это будут видеокамеры. У них есть сайт в интернете, через который они эти товары продают. И вот скажите, такие предприниматели, которые продают через интернет, и в то же время к ним вот за товаром люди приходят заключать договор о купле-продаже в какой-то офис, складское помещение, они будут подпадать под торговый сбор, как вы считаете?

Олег Ельченко

- Очень интересный момент вы обозначили сейчас. Начнем с того, как я уже говорил в начале, у нас отпуск товаров со склада на территории Москвы, этот вид деятельности не облагается торговым сбором. Поэтому очень интересно. Вы начали рассказывать об интернет-магазинах и закончили тем, что клиент приезжает на склад заключать договор и забирать товар. То есть вот это я бы принципиально разграничивал, чтобы не вводить какого-то недоразумения. Если мы говорим об электронной торговле через сайт, где покупатель фактически выбрал товар, оплатил его и, скажем, ему этот товар доставляют, либо он приехал забрать его откуда-то со склада, то это фактически признается торговлей в форме отпуска со склада. И такая деятельность торговым сбором не облагается. Если же мы говорим с вами о том, что человек выбрал товар, интересующий его, на интернет-сайте и приехал в нежилое помещение, где выкладка этого товара, он заключает договор, производит оплату, то здесь, конечно, очевидно. Если этот склад находится на территории Москвы, то тогда фактически это уже торговля через стационарный торговый объект. Другое дело, если этот склад находится не на территории Москвы, то у нас уже этот объект не подпадает под действие торгового закона, прошу прощения, торгового сбора. Потому что у нас плательщиками являются именно организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговую деятельность с использованием имущества движимого и недвижимого на территории Москвы. То есть, если склад у нас уже за пределами Москвы, то это уже не подпадает под определение.

Александр Садов

- То есть, строго говоря, «Ozon» вообще не подпадает под этот торговый сбор? Ну вот, судя по всему, «Ozon» - это как раз тот самый случай, когда я полностью произвожу все торговые операции в сети и приезжаю уже забирать запакованный товар, можно в картон, можно в обычную прозрачную упаковку, и буквально со склада.

Олег Ельченко

- Да. Фактически, да. Более того, скажу, что такой вопрос рассматривал как Департамент экономической политики и развития, так и Минфин. И оба ведомства пришли к единому мнению и дали разъяснение о том, что фактически, скажем, если осуществляется доставка товара еще, то здесь идет речь об услуге почты, либо об услуге доставки товара. А отпуск со склада у нас не облагается сбором. Поэтому, если происходит просто забор товара со склада либо доставка со склада уже товара, который оплачен и выбран заранее через сеть интернет, то в этом случае – да, торговый сбор не применяется.

Владимир Скоков

- Скажите, пожалуйста, Олег, то есть нужно оплатить именно через интернет такие товары. А если человек приходит и саму оплату производит именно на складе? То есть, по сути, он выбирает, покупает товар, а по интернету он ознакомился с ассортиментом и присмотрел себе, сделал предзаказ на какую-либо вещь. И вот он приезжает на склад, где он передает денежки, получает товар. Вот скажите, пожалуйста, как будет торговый сбор? Будет применяться или нет? Как вы думаете?

Олег Ельченко

- Да, я понял. Я как раз об этом до этого сказал, что у нас обязательным условием для того, чтобы считалось использование объекта недвижимого имущества в качестве торговли, в качестве использования для торговли, это помещение должно быть оборудовано, оснащено оборудованием для произведения расчетов, обслуживания клиентов, выкладки и демонстрации товара. То есть, если я посмотрел товар в интернете, приехал и фактически заключаю договор, произвожу оплату и вижу товар, который выложен у меня на полках, то это – да. Это фактически торговля через стационарный торговый объект. Если же я произвел оплату через интернет, скажем, либо какие-то иные способы оплаты товара, которые не производятся в месте выборки товара, то есть, я фактически приехал на склад, в место, где товар просто хранится, показываю документ, что у меня произведена оплата, и я могу его забрать. И я забираю, то в этом случае это фактически является отпуском товара со склада, который не облагается торговым сбором.

Владимир Скоков

- Получается, мы вывели интересную тенденцию, что в ближайшее время очень много интернет-магазинов сделают обязательную форму платежей – через интернет, скорее всего. То есть раньше это можно было по-разному оплатить, можно было курьеру платить, можно было как-то еще. Теперь, скорее всего, везде надо будет оплачивать через интернет, чтобы избежать вот этого торгового сбора. Предприниматели будут, наверняка, такие меры предпринимать.

Олег Ельченко

- Вы знаете, я скажу даже очень интересный момент. Сейчас на разработке находится федеральный закон о внесении изменений в закон «О применении контрольной кассовой техники». Там как раз вносятся изменения, которые связанны именно с электронной торговлей. Если этот законопроект не претерпит каких-либо изменений до его принятия, то сейчас в нем говорится о том, что при осуществлении оплаты через интернет специальный оператор должен будет в течение определенного времени, специально установленного, прислать обратное уведомление о том, что произведена оплата. И это будет как некий такой кассовый чек.

Александр Садов

- Олег, смотрите, основная дискуссия вокруг этого торгового сбора строится вот на чём. Инициаторы этого нововведения говорят, что это в «плюс» предпринимателям. А оппозиционеры говорят, что это еще дополнительная нагрузка на бизнес, это еще один фактор развития теневой экономики. Как ваше мнение, вообще? Насколько выгоден этот торговый сбор для предпринимателей?

Олег Ельченко

- Вопрос о том, насколько выгоден то или иной налог предпринимателям, он всегда звучит достаточно странно. Я могу сказать абсолютно точно, что сейчас мы столкнулись фактически с вмененным налогом на прибыль. Поскольку на это же указывает и тот факт, что фактически уплаченный торговый сбор может быть зачтен в счет уплаты налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет субъекта, в бюджет города Москвы, налог на доход физических лиц. Так же в случае, если физическое лицо зарегистрировано в Москве, осуществляет торговую деятельность в Москве, оплачивает НДФЛ в Москве, то торговый сбор, уплаченный в Москве, может уменьшить сумму, подлежащую оплате НДФЛ. Кроме того, здесь очень интересный такой вопрос относительно тех юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, которые находятся на упрощенной системе налогообложения. Дело в том, что Налоговый кодекс прямо предусмотрел возможность «упрощенщикам», выбравшим налогообложение в виде доход, то есть 6%, возможность уменьшить налог от торговли, именно торговли. То есть, например, если шестипроцентный «упрощенщик» оказывает услуги любого вида, за исключением тех, на которые распространяются льготы (о которых можно поговорить позже), если он оказывает услуги, например, маркетинговые и тут же осуществляет торговлю, то от дохода, прибыль от торговли он сможет уменьшить на величину сбора. А те «упрощенщики», которые выбрали налогообложение «доход минус расход», такого условия для них не предусмотрено. Но в то же время статья Налогового кодекса, ограничивающая, определяющая расходы, которые можно учесть при исчислении в налоговой базе, при выборе «доход минус расход», включает в себя, в том числе, возможность принятия на расходы сборов, установленных Законом Российской Федерации. То есть фактически сумма торгового сбора может уменьшить налогооблагаемую базу. То есть вроде как «упрощенка-упрощенка» - 15,6, но для одних можно уменьшать прибыль, для других можно уменьшить налоговую базу. Мои слова, они уже, в том числе, нашли подтверждение и у позиции Минфина, которая дала разъяснения относительно возможности принятия на расходы.

Владимир Скоков

- Ну, Олег, давайте, наверное, я побуду оппозицией. Я скажу, что торговый сбор очень плохо отразится на малом бизнесе. Например, есть индивидуальный предприниматель, у которого, скажем, есть какая-то торговая палатка. Он должен с нее платить торговый сбор, верно?

Олег Ельченко

- Да.

Владимир Скоков

- Но, если раньше он мог подавать какие-то нулевые декларации, бывает, конечно, так, что они специально подводили под нулевые декларации свои доходы, но так бывает далеко не всегда. Действительно, бизнес есть бизнес. И не всегда бывает «золотой» период, когда есть прибыль. Бывает, когда люди уходят в ноль. Бывает даже, когда кто-то работает в минус, желая в ближайшее время как-то отыграться, выйти в плюс. И получается, что для таких вот сложных периодов, а мы сейчас знаем, что наша страна переживает сложный экономический период, и многие предприниматели от этого тоже страдают, особенно в малом бизнесе, получается, что этот торговый сбор в некотором смысле будет добивать таких предпринимателей. И они будут, по сути, банкротиться, закрываться. Правильно? Я думаю, что это не очень справедливо в этом плане. Потому что хочешь, не хочешь, минус, не минус или в ноль кто-то работает, а торговый сбор надо заплатить, как ни крути. И я думаю, что это несправедливо. Как ваше мнение, что вы скажете по этому вопросу?

Олег Ельченко

- Как я сказал, действительно, торговый сбор – это своего рода вмененный минимальный налог на прибыль. Поэтому независимо от того, будет ли твоя деятельность по результату убыточной либо прибыльной, ты всё равно должен заплатить в бюджет определенную сумму. Это объяснимо, конечно, выгодно для бюджета, прежде всего. Потому что это значительно упрощает администрирование налоговое. И не надо долго оспаривать с налогоплательщиком его право на те расходы или иные расходы. В то же время налогоплательщик теперь лишается возможности показать то, что его фактическая прибыль значительно меньше. Потому что ему вменяют определенную сумму, которая рассчитывается, исходя из показателей его торгового помещения. И единственный вариант оспорить сейчас – это возможность оспорить включение объекта торговли в объекты, в список объектов, которые ведет Департамент экономической политики и развития. То есть, если объект ваш включен в этот список, то фактически, исходя из тех показателей, которые будут установлены, вам будет вменяться налог. Конечно, для представителей малого, среднего бизнеса это будет действительно удар. И большинство, я не буду говорить, большинство, меньшинство, но определенные, конечно, организации будут вынуждены выбирать какие-то районы округа, в которых ставка этого налога будет меньше, либо вообще стараться уйти, так скажем, в затемнение, не показывать себя. Но опять же, не показывать себя… Дело в том, что, если основываться на постановлении правительства, которым делегированы полномочия по обработке и сбору информации о торговых объектах Департамента экономической политики и развития, то источниками получения данных о торговых объектах будут служить как информация, сведения, полученные от различных департаментов и инспекций, так и обращение физических лиц, юридических лиц, государственных учреждений, данные в средствах массовой информации, в интернете. Поэтому сказать, что тот или иной торговый объект долгое время сможет находиться без контроля, это дело времени.

Александр Садов

- То есть не получится убежать, сделать такую ситуацию, что я, например, индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в городе Калуга, открыл здесь, в Москве, палатку «по-тихому», чтобы не платить торговый сбор. Так поступить не получится предпринимателям, они всё равно рано или поздно окажутся…

Олег Ельченко

- Давайте начнем с того, что я предприниматель из Калуги открыл палатку. Открыл палатку, киоски и так далее – это объекты не стационарной торговли, то есть объекты, не связанные прочно фундаментом с землей. И такие объекты на территории города Москвы устанавливаются на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта либо договора на ведение торговли через нестационарный торговый объект. То есть вы уже, как предприниматель из Калуги, открывая свою палатку, вы заключаете договор на размещение этой палатки. И данные о вас уже попадают в этот список. Поэтому, если вы осуществляли такую деятельность до первого июля 2015 года и до седьмого июля не предоставили своё заявление, свое уведомление о постановке на учет, то вы уже фактически нарушили действующий закон. И здесь очень интересно надо отметить именно о стимулировании для подачи уведомлений в Налоговую инспекцию. Дело в том, что право на зачёт торгового сбора в счёт налога либо в счёт расходов предоставлено только тем налогоплательщикам, которые предоставили уведомление. Тем, кто не предоставил это уведомление (а у нас постановка на учет возможна не только по уведомлениям, но и по сообщению Департамента экономической политики и развития в налоговый орган о том, что есть объект, обнаружен, который не стоит на учёте), при такой ситуации эти права и гарантии не предоставляются. Поэтому подать уведомление – это получить право на этот зачёт.

Александр Садов

- Скажите, к вам уже приходят клиенты с вопросами по торговому сбору?

Олег Ельченко

- Здесь я могу сказать так, что как и всё у нас в России, пока это не станет прямо актуальным и важным (а это вот-вот конец октября), то у нас очень многие, я думаю, еще не до конца даже знают о существовании торгового сбора. Особенно те, кто ведет слишком мелкий, так называемый ритейл, торговлю. В то же время крупные игроки, крупные представители торгового бизнеса, для них данный сбор не станет каким-то дополнительным кабальным сбором. Потому что они уменьшат на сумму торгового сбора свой авансовый платеж. Поэтому, если авансовые платежи и налог на прибыль получается в размере, превышающем либо равным торговому сбору, то в этом случае он действительно никак не влияет. А крупные компании еще в 2014 году, когда этот закон был принят (закон «О вводе торгового сбора» был принят в 2014 году и вступил в силу с первого января 2015, но в Москве был введен именно с первого июля), оценили уже свои возможности, посмотрели и для себя приняли определенные решения. В настоящий момент уже речь идет об обращении тех компаний, которых, как говорится, уже сейчас «настигает». А это представители, наверное, среднего и мелкого бизнеса, которые к этому вопросу придут уже ближе к октябрю, ближе к концу октября. Очень важный момент я отмечу, который, в том числе, прокомментировал Департамент и Минфин, – это то, как ты становишься плательщиком сбора, и в каком размере ставка торгового сбора к тебе применяется. Значит, первый момент. Для того, чтоб стать плательщиком торгового сбора, достаточно хотя бы один раз за квартал использовать торговое помещение, стационарный торговый объект или нестационарный торговый объект, транспортное средство, оборудованное для торговли или иные виды торговых объектов, хотя бы один раз использовать для торговли. И, исходя даже из этого, дальше выстраивается логика Минфина и Департамента по поводу определения ставки. Дело в том, что если происходит, например, у нас торговый объект 50 квадратных метров. И тут – раз и выясняется, что торговый объект становится 51, а не 50. То есть всё – мы уже выходим за 50. В течение пяти дней с момента такого изменения, мы должны подать изменения в Налоговую инспекцию. И здесь возникает вопрос: а что, если в течение квартала это произошло? То есть у меня было 50, и у меня был определенный фиксированный с объекта платеж, а тут 51. То есть уже по другой ставке и, в том числе, с квадратурой, превышающей 50 квадратных метров.

Владимир Скоков

- Да, интересный вопрос.

Олег Ельченко

- Значит, здесь исходят наши ведомства из того, что, если происходят изменения в сторону увеличения, то ставка применяется повышенная. Объясняют они это следующим. В течение квартала у тебя становится торговое помещение 51. И хотя бы один раз на этом 51 квадратном метре ты торговлю осуществил, значит, ты становишься плательщиком именно по ставке 51 квадратный метр. Если у тебя было 51 и становится 50, то ставку к 50 квадратным метрам ты применяешь уже со следующего квартала.

Александр Садов

- Олег, мы как-то говорим, 50, 51, цифры. А кто будет мерить эту самую квадратуру? Значит, будет какой-то, я так представляю себе, чиновник с «метром», приходить в торговую точку и смотреть. Вот у вас торговый стеллаж. Измерять его, фиксировать или как это будет? По кадастру, по какой-то информации будет определяться? Расскажите, вообще, про механику администрирования этого торгового сбора.

Олег Ельченко

- Изначально, значит, у нас Налоговый кодекс говорит о том, что определение торговой площади осуществляется на основании инвентаризационных документов и правоустанавливающих. То есть это, как я уже говорил, договор аренды, договор купли-продажи, это технические паспорта, схемы, экспликации и так далее. То есть те документы, на которых фактически есть схема этого помещения, где выделены площади, те или иные. В том числе, как это делалось с ранее существующим везде, с единым налогом на вмененный доход, который, я оговорюсь, для тех юридических лиц, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют торговлю, в отношении которых действует торговый сбор. Они уже не имеют права применять единый налог на вмененный доход. Они его не применяют. Здесь идет доказательство – это договоры, фотографии, которые отображают полностью картину помещения, и иные сведения. То есть в основе, конечно, измерения будут лежать правоустанавливающие документы, инвентаризационные – там, где будет фактически видно, как разделена площадь того или иного объекта.

Александр Садов

- Не ждать ли нам передела рынка в пользу своих, когда у государства будут одни виды на какую-то торговую площадь, а у предпринимателя – другие? Предприниматель скажет: «У меня – 50». А государство скажет: «У него – 51». Как тогда быть вообще? Есть ли у вас уже прогноз новой ниши? Это оспаривание квадратуры торговой площади при определении налогооблагаемой базы торгового сбора на что-нибудь в этом плане?

Олег Ельченко

- Передел в пользу своих и не своих… Я могу сказать так, что, в принципе, скорее всего, для мелкого и для среднего бизнеса будут интересны такие объекты недвижимости, которые занимают площадь торгового помещения 50 квадратных метров. И не исключено, что не всегда уже будет интересен центр. Поскольку очень интересный идет именно разброс ставок. То есть, если мы говорим о Центральном округе, то это, скажем, 81 тысяча рублей для стационарного, не имеющего торгового зала, и для нестационарных. А в пределах МКАД, но не ЦАО – в два раза меньше, то есть 40500. А за МКАДом – еще меньше. То есть здесь определения «свои, чужие» нет. Здесь, скорее, налогоплательщик, который имеет правоустанавливающие документы, где отображено четко, что это 50 квадратных метров торгового помещения. А что там склад либо, скажем, есть доказательственная база того, что действительно его торговая территория, торговая площадь занимает 50 квадратных метров, то о чём мы говорим? Какой передел? Нет. Другое дело, что в целях уже своего построения бизнеса, развития бизнеса будет рассматриваться, есть ли необходимость аренды в Центральном округе, либо это МКАД, за МКАД именно с точки зрения возможной величины торгового сбора. И от этого же может зависеть, в том числе, спрос и предложения на рынке нежилой недвижимости.

Владимир Скоков

- Дорогие друзья, дорогие радиослушатели. Можно подвести такой небольшой итог. То есть у нас вводится, уже введен торговый сбор. 26 октября подойдет первый срок к уплате этого торгового сбора. И довольно интересные тенденции вырисовываются. Получается, анализируя всё, что мы сегодня обсудили, можно сделать такой вывод, что те, кто раньше платил налоги, они не почувствуют этот торговый сбор. Потому что его можно зачесть в другие налоги, которые они уплачивают. Этот торговый сбор сильнее всего ударит именно по тем, кто налоги не платил, то есть по небольшим каким-то предприятиям, индивидуальным предпринимателям, таким с небольшими торговыми точками. То есть можно сделать такой вывод, что среднему бизнесу, крупному бизнесу, в общем-то, бояться нечего. И нечего бояться тем, кто исправно платил налоги до введения торгового сбора. Правильно, Олег?

Олег Ельченко

- Я здесь скажу так. Исправно платят налоги или не платят налоги – это не совсем правильно. То есть может быть так, что малый и средний бизнес просто не может работать в прибыль, что уровень расходов значительно превышает уровень доходов. И поэтому предприятия какое-то время работают в убыток. И это не значит, что он недобросовестно не платит налоги. Это значит, что у него прибыль еще не сформирована. А в данной ситуации получается, что, несмотря на наличие убытка, он всё-таки должен будет уплатить какой-то определенный минимальный вмененный ему налог. В то время как вопрос даже, еще раз отмечу, не в том, кто платит или не платит. А для тех представителей бизнеса, у которых налоговые отчисления в субъект Москвы были большие и фактически превышают величину даже торгового сбора, то они действительно не почувствуют. А для тех компаний, у которых была прибыль небольшая, то есть, скажем, развивающиеся предприятия либо предприятия, которые еще не вышли на прибыль, то для них это дополнительная, определенная финансовая нагрузка.

Владимир Скоков

- Олег, смотрите. А если говорить о справедливости, насколько я знаю, у нас некоторые ниши выведены из обложения вот этим торговым сбором. Это вот, насколько мне известно, кинотеатры, различные палаточки с печатью. Их вывели почему-то из-под торгового сбора, а другим предпринимателям не дали шанса такого – нет какого-то периода, когда можно раскрутиться, выйти в прибыль, чтоб начать платить. Я считаю, что это несправедливо. Как вы думаете?

Олег Ельченко

- Здесь я отмечу сразу, что вы говорите о льготе. Здесь для ее применения должно быть несколько условий. Первое условие – это на дату государственной регистрации компании, вид деятельности должен быть «Парикмахерская», «Услуги ремонта обуви, одежды, химчистки». То есть бытовая сфера. И второе основное требование – это то, что площадь, занятая под выставку и демонстрацию вот этих вот товаров для продажи, должна занимать не более 10%. Поэтому это требование для того, чтоб это предприятие, эта организация была освобождена. По какому критерию выбирали те или иные сферы для предоставления льготы, остается, конечно, вопросом. Потому что одно дело –парикмахерская. Вроде здесь, действительно, какие-то шампуни, еще что-то. То есть это определенный такой товар, который просто удобен для потребителя услуги. Чтобы не идти куда-то, он может приобрести здесь. Но тогда, например, почему для какого-нибудь частного медицинского кабинета, который занимается медицинскими услугами, их предоставляет… Например, стоматологический какой-нибудь кабинет, который тут же продает зубные щетки, зубную пасту, и тоже площадь десять квадратных метров. Это, конечно, непонятно. То есть, как выбиралось – это такой вопрос. А относительно справедливости. Ну, наверное, если бы здесь предоставление льготы было более опосредовано чем-то, то тогда это было бы хотя бы более понятно. Потому что на данный момент предоставление льготы конкретно сфере бытовых услуг… Но здесь я тоже должен отметить, что эти льготы действуют до 2021 года. То есть Федеральный закон, который вводит, он вводит их действие до 2021 года, до первого января 2021 года.

Александр Садов

- Как бы, чтобы предприниматели привыкли, а потом уже так незаметно – раз и всё, двери захлопнулись, и теперь будут платить все. Понятно. Ну что, друзья, я думаю, что наш эфир подходит к концу. Сегодня мы обсуждали такую интересную тему, как введение торгового сбора и ритейл, который подвергся этому торговому сбору. Спасибо, Олег, за предоставленные ответы. Очень интересно, любопытно. Я думаю, что мы еще сможем увидеться в этом эфире, обсудить другие не менее интересные темы в области налогового права, может какого-то другого. Спасибо.

Владимир Скоков

- Да, Олег, спасибо большое, что пришли к нам. Спасибо, дорогие радиослушатели, что слушали нашу программу. Надеемся, что вам было интересно, и мы смогли вам что-то рассказать полезное для вашей деятельности.

Олег Ельченко

- Спасибо, что пригласили. Будем рады снова посетить вашу радиостанцию. И, конечно же, всегда готовы вам и вашим радиослушателям оказать услуги, предоставить ответы в области налога, налогообложения. Поэтому наша компания всегда следит за всеми тенденциями и развитиями судебной практики, практики принятия норм на уровне законодательства. Поэтому будем рады сотрудничеству. Будем рады отвечать на ваши вопросы и помогать вам в решении ваших проблем.

Владимир Скоков

- Хорошо. Всё. Спасибо. Пока!