Дмитрий Баронов
– Добрый вечер, дорогие радиослушатели. Четверг, 24 сентября, 20 часов. В эфире радио «МедиаМетрикс», программа «Экспертный совет». Ведущий программы я, Дмитрий Баронов. И сегодня у нас экспертный совет в самом буквальном смысле этого слова. В гостях программы эксперты в области интернет-коммерции. Представляю гостей программы. Александр Иванов - президент Национальной ассоциации дистанционной торговли. Добрый вечер.
Александр Иванов
– Добрый вечер.
Дмитрий Баронов
– Алексей Петровский - главный аналитик проектов «Price.ru» и «Бегун», ведущий эксперт «Института развития интернета». Здравствуйте.
Алексей Петровский
– Добрый вечер
Дмитрий Баронов
– И Сергей Егорушкин - основатель e-commerce клуба под названием «100% Natural», как я вижу, тут написано, и ведущий эксперт ИРИ. Здравствуйте.
Сергей Егорушкин
– Добрый, добрый.
Дмитрий Баронов
– Итак, по оценкам компании «J'son & Partners Consulting» в последние пять лет, предшествующих нынешнему, российский рынок интернет-торговли рос стабильно где-то в среднем на 40% в год. Нынешний 2015 год совсем другой. И мне хотелось бы, чтобы мы начали с того, что вы, господа эксперты, где-то в пределах двух-трех минут рассказали тезисно свое видение нынешнего состояния российского рынка электронной коммерции и ключевых, стоящих перед ним проблем. Начнем, наверное, мы с Александра Иванова.
Александр Иванов
– Давайте, попробуем. Я просто как-то не ожидал, что настолько все реально будет, потому что Дмитрий (открою всем секрет и страшную тайну) сказал, что у нас будет битва экстрасенсов.
Дмитрий Баронов
– Я надеюсь, она начнется.
Александр Иванов
– Да, да, да. Вот сейчас мы и будем, так сказать, предвидеть будущее. Значит, ситуация на самом деле, на рынке, конечно, не очень хорошая. Несколько заметных компаний закрылось по разным причинам. Несколько заметных компаний ушло с рынка. Есть, ожидается некоторое общее падение количества продаж по годовому объему. При этом, знаете, есть доля оптимизма, что ли. Нужна же какая-нибудь. При этом, поскольку онлайн постоянно отгрызает у оффлайн кусочки бизнеса, получается так, что отгрызаем мы больше, чем теряем. То есть падают продажи вообще, при этом доля онлайн в общем объеме продаж несколько растет. Я думаю, что мы, по крайней мере, без катастроф закончим этот год. Хотя есть такое ощущение, что список компаний, которые уйдут с рынка в этом году, еще до конца года, будет увеличен.
Дмитрий Баронов
– Какие-то конкретные названия не тех, кому прогнозируете уход с рынка, хотя бы перечислите тех, кто ушел.
Александр Иванов
– Ну, ушел «СотМаркет». Это известно. Ушел… как назывались их друзья и партнеры, уже вылетело... Мы все понимаем, о ком говорим, но не помним названия.
Алексей Петровский
– «Белый ветер», «Vasko».
Александр Иванов
– Да, да, да. На самом деле много. Ушло несколько зарубежных компаний, которые работали на нашем рынке. «Klingel» ушел. Так сказать, очередная неудачная попытка была у «3suisses» («Труа Сюис») французского зайти и так далее. То есть какие-то потери есть, и они не мелкие.
Дмитрий Баронов
– Что ж, понятно. Алексей Петровский, вам слово.
Алексей Петровский
– Так как я составляю рейтинги по e-commerce: по топ-100, по топ-200 e-commerce, по нишевым проектам, мне, может быть, в трафиковых долях более заметны рост и падение. То есть это то, что я вижу: сокращаются объемы трафика русскоязычного на западные сайты, на те сайты, которые считались некоторыми флагманами развития, которые должны были привнести какую-то западную экспертизу, то есть это «eBay», «Amazon», все, что входит в ebay.com, еbay.de, ebay.co.uk, - они имеют отрицательную динамику к году. Не очень хорошо себя чувствуют те, кто торговал по каталогам. Возможно, они стали уходить и больше ресурса перераспределять на оффлайн.
Александр Иванов
– Я прошу прощения, я могу дать комментарий, поскольку это важно сейчас.
Алексей Петровский
– В онлайне я вижу, что по сайтам группы «OTTO», например, идет падение минусовое по году. Возможно, в оффлайне какая-то ситуация иная. Хорошо себя чувствуют крупные игроки, которые, возможно, даже не открывали витрины, но у которых есть присутствие - это то, что называется кирпичные большие магазины: «Leroy Merlin», «Metro Cash & Carry» и так далее, «Лента» оффлановая. То есть у них трафиковая доля прирастает, притом, что витрин у магазинов нет. И, конечно, китайский рынок стал не то, что заметен, он уже стал угрожающе заметен.
Дмитрий Баронов
– Сергей, вам слово.
Сергей Егорушкин
– После Алексея о цифрах смысла говорить просто не вижу, поэтому про людей. Все, кто сохранил какую-то динамику роста в несколько процентов, в принципе, сейчас этому рады. Многие завалились и это прямо видно, и многие начали истерить. То есть нервозность на рынке очень высокая. И, скажем, обострился кадровый голод. То есть начали искать тех, кто умеет жить в таких ситуациях, как-то выруливать их. К сожалению, таких людей сейчас искать очень сложно и непонятно, как их оценивать. То есть такой человеческий фактор, он такой драматический оттенок приобрел.
Дмитрий Баронов
– Ищут кризис-менеджеров?
Сергей Егорушкин
– По большей части это имеет смысл называть именно кризис-менеджерами, но почему-то ищут не кризис-менеджеров, а тех, кто может включить пять фишек и магазин удвоится. Просто до этого (2014, 2015 год) многие росли двойными темпами, и, сохранив те же объемы прошлого года, они хотят иметь хотя бы половину динамики, но это, к сожалению, сейчас, наверное, невозможно.
Дмитрий Баронов
– Александр, вы хотели какие-то цифры прокомментировать, я слышал.
Александр Иванов
– Нет, нет, там речь шла о каталожниках. Дело в том, что у каталожников там действительно завал. Поскольку у них оффлайновые дела (каталоги) и онлайн догоняли и подталкивали друг друга, в связи с резким повышением цен на «Почте России» на рассылку этих самых каталогов, их доля уменьшилась порядка на 35% к прошлому году. На «Почте России» сейчас, например, падение в посылочном секторе 35%, отчасти в следствие как раз этого. Понятно, что им в этой ситуации как-то надо выгребать, а это очень сложно.
Дмитрий Баронов
– Ну что ж. В минувшее воскресенье все трое, уважаемые гости, вы посетили мероприятие «Института развития интернета», на котором были представлены некие инициативы в области электронной коммерции. Мне хотелось бы, чтобы вы в двух словах тоже в течение двух-трех минут рассказали о том, что вы услышали, и как вы это для себя восприняли. Наверное, мы начнем в этом же порядке, с Александра Иванова.
Александр Иванов
– Вы знаете, с одной стороны, я не услышал ничего нового. Я боюсь, что двух-трех минут не хватит, объяснить эту ситуацию.
Дмитрий Баронов
– Я вас не ограничиваю так жестко.
Александр Иванов
– Да, понятно. Потому что мне меньше всего хотелось бы критиковать программу. На самом деле, я очень серьезно отношусь к тому, что подготовили Иван Кургузов и Феликс Мучник. Вообще, они серьезную работу проделали, но я думаю, что мы где-то не совпадаем в понимании рынка, видимо, и в понимании насущных проблем, наверное. Поэтому критиковать, мне кажется, это абсолютно бессмысленным, потому что работа, которая проделана, она потрясающая. Я с огромным уважением отношусь к Ивану Кургузову, который до запятулек все вычистил и посмотрел огромное количество положений и законов - это лошадиный труд, я это прекрасно понимаю. За это критиковать странно. Если будет возможность, я бы хотел сказать несколько в общем, почему я вижу вот так ситуацию, и почему мне кажется, что эти инициативы не очень сейчас помогут бизнесу, мягко говоря.
Дмитрий Баронов
– Что ж, у вас будет время об этом сказать в эфире.
Александр Иванов
– Спасибо.
Дмитрий Баронов
– Хорошо. Алексей Петровский.
Алексей Петровский
– Тут я соглашусь, что, действительно, работа проделана большая, но, по моему разумению, за то время, когда была анонсирована сама организация и то количество людей, которое в ней задействовано - 500 человек, которые представляют экспертизу в областях... По личному опыту скрестить их всех друг с другом, не оставляя на выделенных полянах (только электронная коммерция, только платежные системы, только логистика), надо смотреть в комплексе и привязке с рынком. То есть должна быть экспертиза и вне интернета. Тут получается история: эксперт знает много об очень узкой теме, а нужны не только эксперты, но и эрудиты. Из выступлений я увидел содержание, я не понял форму. То есть, кто конкретный заказчик этой идеи, кто будет принимать на себя эти замечания, соображения, простраивать планы стратегии развития уже в имплементации, в применении? То есть это история на два, на три года. Боюсь, что мы уже потеряем то, с чем пытаемся бороться или то, что мы собираемся...
Александр Иванов
– Но ситуация изменится, может быть.
– Алексей Петровский
– Она радикально уже меняется. Тот же «AliExpress». Если я смотрел к четырнадцатому году и удивлялся + 20% по году росту, то июль 2014 к июлю 2015 год – это + 348%. Если лидеры рынка («Юлмарт», «М.Видео», «Ozon» и прочие, входящие в топ-10, топ-15) рапортовали о росте + 35%, то их просто обходят, как стоячих. О чем речь?
Дмитрий Баронов
– То есть вы говорите, что главная задача – это сдержать «AliExpress»?
Алексей Петровский
– А его невозможно уже сдержать. Уже поздно. Все затеи, слабые попытки сказать, что мы открываем маркетплейсы, без понимания того, что маркетплейс – это не товарная история, это аудиторная история, это работа с большими объемами аудиторий, прежде всего, на которую экспертизы не то, что кратно, порядково не хватает у игроков e-commerce. Это медийная история. Тот же «AliExpress» при своем среднем чеке и своих уникальных возможностях (то, что люди платят вперед, люди платят из регионов, это огромный отложенный спрос, до которого федеральные сети не могут дотянуться никак), они замерли у своей отметки в 600–700 тысяч посетителей в сутки - это где-то по 2 миллиарда рублей оборот в месяц. У «AliExpress» в текущий момент 5,2 миллиона человек в сутки - это четверть контакта с товарно-ориентированной аудиторией Рунета.
Дмитрий Баронов
– Ситуацию с «AliExpress» мы тоже рассмотрим отдельно. А сейчас слово Сергею Егорушкину.
Сергей Егорушкин
– Так как мне приходится говорить после всех, то я присоединяюсь к предыдущим мнениям. Действительно, критики нет, но есть две поправки. Поправка первая. Поскольку я все-таки представляю клуб интернет-магазинчиков, то есть тех людей, кто реально работает в интернет-магазинах, и поэтому называется «Клуб натуралов» между собой.
Алексей Петровский
– Или «Клуб космонавтов высоких», тут пехота такая боевая…
Сергей Егорушкин
– Голос с улиц или с полей. Так, к слову, в клубе около 2 000 человек. Актив, соответственно, немножко меньше, несколько городов, сейчас сибирское отделение очень хорошо начало расти. Так вот, мы все немножко далеки от этих инициатив. Мы их слышим, фактически, либо из «Facebook» из каких-то постов, либо на таких встречах, поэтому каких-то замечаний уже, наверное, быть не может, потому что мы фактически познакомились с фактом этих инициатив. Но критики все равно нет. Факт есть и есть, окей. Поправка вторая. Делать какие-то инициативы, особенно законодательные, регулировать e-commerce – дело очень неблагодарное. И вот почему: потому что электронная торговля – это совокупность нескольких областей: это логистика, это всё-таки торговля, это сервис и, в меньшей части, это какая-то именно электронная часть – это коммуникации, сайтостроение и прочее.
Алексей Петровский
– Сервисные.
Сергей Егорушкин
– Сервисные, да. Проблема в том, что предлагают регулировать именно электронные какие-то вещи, а в меньшей части именно какие-то серьезные, насущные, инфраструктурные, то есть логистику и всё, что ограничивает электронную торговлю.
Дмитрий Баронов
– Ну, что ж? Итак, «Alibaba». Все сказали про «Alibaba», про «AliExpress», про то, что она растет бурно, несмотря на падение продаж у российских игроков рынка интернет-торговли. В чем преимущество «Alibaba», «AliExpress»? Кто выскажется, господа?
Александр Иванов
– Наверное, всем очевидно (я не знаю, если коллеги еще что-то найдут) - преимущество в низкой цене и в широком ассортименте.
Дмитрий Баронов
– И все?
Александр Иванов
– Собственно говоря, всё.
Дмитрий Баронов
– А не в том ли, что они пользуются схемой розничного импорта через «Почту России», где не платится НДС, где не платятся и пошлины, в зависимости от объема этих посылок. А при этом 200 тысяч единиц товара в день каким-то образом сюда, в страну к нам, попадают.
Александр Иванов
– Но 200 тысяч единиц – это сильно устаревшие данные.
Дмитрий Баронов
– Больше?
Александр Иванов
– Я думаю, что раза в три. Но не в этом дело. Дело в том, что, например, есть такая страна Бразилия, где нулевой порог разрешенного к ввозу - там налоги платятся всегда. И в Бразилии, которая на самом деле далеко, она не граничит с Китаем… Так сказать, это не то, что через реку Амур перекинул и вперёд. Совсем другая история. Бразилия – более интересная страна для «Ali» сегодня и более быстро развивающаяся, чем, например, торговля с Россией. То есть дело же совсем не в этом. Мы, так сказать, уходим все время в то, что есть налог или нет налога. Есть огромное количество стран, где налог есть, и китайских товаров много. Есть огромное количество стран, где налога нет, но все равно ничего нет, нет посылок. Тут очень много факторов, и само по себе наличие этих заградительных пошлин - не решающее.
Дмитрий Баронов
– Но все-таки, казалось бы, что наш, отечественный интернет-магазин и зарубежный интернет-магазин должны находиться здесь, у нас в стране в одинаковом положении. А выходит, что китайцы имеют преимущество, при всём том, что их еще, как говорят, поддерживает и китайское правительство - оно их субсидирует, особенно тех, кто большие объемы посылочной торговли ведет.
Александр Иванов
– Мы о чем говорим просто? Чтобы всем всё запретить или всем всё разрешить? Смотря как понимать равенство. Это очень важный момент, понимаете? Потому что у нас, когда равенство, «давайте, чтобы у соседа сдохла корова». А давайте, может быть, все будем без коровы, в равном положении? Или все с коровой?
Дмитрий Баронов
– То есть, Александр, вы за равенство. Алексей, а вы?
Алексей Петровский
– Как такового до 2013-2014 года конфликта я не видел. То есть было явно четко дополнение. Если смотреть регионы, ареал распространения федеральных сетей, работы с той аудиторией, где уже действительно чувствуется выход на насыщение, то «AliExpress» медленно и верно подбирался с востока. Наиболее посещаемые регионы, активно развивающиеся регионы со спросом – это то, что примыкает к Казахстану. Ну, а кто там присутствовал до этого? «М.Видео» или «Юлмарт», который сидит на Северо-Западном регионе или в Центральном регионе. То есть это те регионы с отложенным спросом, до которых инфраструктурно было сложно или практически невозможно дотянуться. То есть это малые города и регионы, в которые дистрибуцию построить достаточно сложно. Поэтому история с «AliExpress» была комплементарной до 2013 года, может быть, до середины 2014. В дальнейшем, опять повторюсь, что история с «AliExpress», на мой взгляд, - это некая всё-таки социальная casual игра, близкая к модели, возможно, того же mail.ru, где человек в месяц или за одну покупку готов средний человек 700-800 рублей потратить. Он готов рисковать этой суммой - оплатить вперед, ждать, отслеживать. Если пользоваться простыми формулами, если мы считаем, что средний чек по России составлял 3300 рублей с возвратностью по году 7.7, то мы умножаем одно на другое и получаем 25 тысяч 410 рублей на человека в год (в среднем он тратит на онлайн-покупки). Кто-то больше, естественно, кто-то меньше. При среднем чеке 700 рублей возвратность по году на ресурс будет 35. Просто 25 410 делим на 720, и получаем 35 возвратность по году или по месяцу 2,8. Это, фактически, некая игра, и от этого никуда уже не деться. Почему мы этого не видим и, возможно, не знаем? Потому что, по-моему, «AliExpress» говорили, что на Москву и питерский регион приходится 15% продаж. Все остальное – это регионы. Поэтому мы так, в общем-то, особо не волнуемся. Но инфраструктуру они уже переделывают под себя, и этой инфраструктурой будут пользоваться федералы, так или иначе. То, что мы говорили, при выходе «JD» по рынку говорили или при выходе «AliExpress», когда они будут договариваться с тем же «Юлмартом», которые анонсировали эту историю, и пойдет движение туда. Мелкие магазинчики через год или два будут сидеть на «AliExpress». Останется только работа с клиентами на местах.
Дмитрий Баронов
– Итак, что у нас получается? Что тот же JD и тот же «AliExpress», во-первых, они пользуются поддержкой китайского правительства, во-вторых, они пользуются несовершенством нашего законодательства, и, в итоге, они имеют двукратное, по сути, преимущество перед нашими интернет-магазинами.
Александр Иванов
– Я не понимаю историю, связанную с несовершенством нашего законодательства и чьей-то поддержкой. На самом деле, есть международная практика этого самого кросс-борда. Сейчас, понимаете, мало кто задумывается о том, каким образом, собственно говоря, китайские товары оказываются в разы дешевле нашего, отечественного? Почему в Китае, где средняя зарплата, как мы знаем, сегодня выше, чем средняя зарплата в России, где нам, чтобы что-то произвести, надо что-то обогреть... Мы говорим: «Мы - северная страна, у нас проблемы, нам надо обогревать и шубы носить». Но известно, что энергии на охлаждение тратится больше, чем на обогрев. Это медицинский факт, что называется. Им надо все охладить. И при всем при этом, какая-нибудь у меня под рукой оказалась ложка (это я говорю для тех, кто нас слышит), какая-нибудь эта ложечка оказывается вдруг дешевле ложки, произведенной у нас, намного, в несколько раз. А почему? Потому что простой делатель ложек, ложечник китайский, он напрямую продает свой товар через «AliExpress» конечному потребителю. То есть у него нет такого, что сначала приезжает закупщик, который должен же набавить свои 15–20%, а то и 50%, правда? Потом он должен передать это в крупный опт, который тоже должен что-то добавить, потому что иначе смысла нет. Крупный опт мелкому опту всё это сдает - еще один скачек. Мелкие опты, так сказать, совсем мелкому или уже напрямую в сеть, где добавка уже (поскольку содержание сети – дорогое удовольствие), магазинная наценка самая высокая на всем этом пути. И мы получаем с вами, что товар, который вышел из рук этого китайского ремесленника, должен вырасти примерно, в среднем, в три-четыре раза. А здесь он не растет - он просто напрямую. Вот это называется маркетплейс. Смысл маркетплейса… Я тут просто начал писать большую статью, остановился томе на одиннадцатом, о том, как «AliExpress» сделал современную китайскую экономику. Вот он ее сделал вот так. Поэтому то, что говорил Алексей, что через какое-то количество лет здесь останется «AliExpress», на который сядут наши магазины, а затем, дай Бог, сядут и производители тоже, которые поймут, что им такое золотое перо жар-птицы летит в руки, и под это можно и развивать производство, и можно брать кредиты, потому что сбыт обеспечен, потому что их компания, которая сидит в Козлопупинске, она теперь не Козлопупинская местная артель, а она международная, мировая компания, которая на весь мир может сбывать свой товар - вот это очень интересная штука.
Дмитрий Баронов
– То есть 200 тысяч посылок через «Почту России», их не будет, да? То есть будут централизованные какие-то поставки оттуда. Или нет? Или как? Что будет эта компания в Козлопупинске делать-то в итоге?
Александр Иванов
– А я не знаю что. Может быть, ложки вырезать, так сказать, деревянные и сбывать их на весь… Я не знаю, что конкретно, я не в курсе…
Алексей Петровский
– Или будет отделением курьерской службы доставочно-логистической. То есть будут такие же точки присутствия того же «AliExpress», «JD» открываться, как аптеки, которые на улице встречаешь.
Александр Иванов
– Да. Мелкий бизнес появится по сбыту.
Дмитрий Баронов
– Наш слушатель задает вопрос: «А не жалко ли вам сотни тысяч сотрудников маленьких салонов, которые останутся без работы из-за «JD» и «Ali»?»
Александр Иванов
– А что такое салоны?
Дмитрий Баронов
– Это те же салоны связи, которые торгуют какими-то телефонами, смартфонами. Это какие-то мелкие точки продаж всякой бытовой техники на том же «Горбушкином дворе», например - туда все-таки люди ходят и что-то там для себя выбирают.
Александр Иванов
– Знаете, у нас просто в связи с экспансией китайских товарищей развился совершенно неожиданно такой бизнес, который называется логистика, который очень человекоёмок, там огромное количество людей работает. На сегодня это больше одного миллиона человек из наших 71 миллиона в стране работающих, больше миллиона заняты только логистикой в связи с посылками, больше ничем. Я Сереже не даю говорить, ладно я тогда закончу, потому что там следующий шаг, который я хотел сделать, он уже плавно отсюда вытекает…
Дмитрий Баронов
– Сергей, вам слово.
Сергей Егорушкин
– Я тогда с конца начну отвечать. Я уже забыл все вопросы.
Дмитрий Баронов
– Мы говорили о том, что у нас e-commerce остается без работы, уходит в логистику, в доставку, а всем будет заниматься «Ali» и «JD».
Сергей Егорушкин
– Ладно, давайте все-таки по порядку отвечать. С кем мы рубимся? С Китаем. И почему? Да, действительно, средние чеки по Китаю маленькие. Россия торгует гораздо выше. То есть те чеки, с которыми год назад работал Китай - 15–20 долларов - в том эквиваленте в России это небольшая доля была. Все работали от трех и выше и старались догонять до 30 кто, чем мог - бытовой техникой, какими-то вещами. Поэтому все эти инициативы с понижением пошлин, они бы ни к чему, в принципе, не привели, кроме суеты какой-то большой, глобальной. То есть подрезали бы чуть-чуть европейский и американский рынки, - Китай зацвел бы еще с более новыми силами. Опять же, в процессе всех этих количества заказов, как уже сказали, в несколько раз выросла логистика. То есть мы не научили «Почту Россия» обрабатывать наши письма, бандероли и прочее, а китайцы пришли и научили. По большому счету, спасибо им. Что делать 100 тысячам человек, которые работают в салонах? Последние полгода я размышляю о том, что же на самом деле происходит. То есть финансовый кризис, не финансовый - это все электронную торговлю, мне кажется, меньше всего затронуло, потому что то, что сейчас творится с электронной торговлей, я называю кризис менеджмента: люди не умеют выстраивать процессы, оптимизировать как-то, привыкли работать на старых каких-то, я не знаю, механизмах. И сейчас эта петля спроса, которая немножко сузилась, заставила всех включать голову. И те, кто не экономил ресурсы, сразу, с первых прибылей покупал себе крузаки и прочее, им резко погрустнело. И то, что людей начинает смывать на рынок, и закрываться большие проекты, - это как раз следствие именно кризиса менеджмента. Потому что во все кризисы, и в 2008 году, у меня был самая яркая карьерная история. Интернет забирал у оффлайна, заметно забирал, потому что был миф, что в интернете дешевле.
Александр Иванов
– В 2008 это не было мифом.
Сергей Егорушкин
– Скажем, уже было. Я тогда прямо руками, работал в маркете, ставки менял. По поводу того, как мы потеряли, про 2013 год, про Китай. Да, действительно, мы не хотели в 2013, 2012 году продавать в регионы. Пока мы не хотели туда продавать, потому что у нас логистика ограничивала, еще что-то, туда продавал Китай, и страна за Уралом резко научилась покупать там, несмотря на то, что были серьезные языковые барьеры. Для людей это стресс. Страна научилась покупать по предоплате. В Москве кто покупает по предоплате? Какие-то доли процентов. Вот и всё. То есть мы сами всё потеряли.
Дмитрий Баронов
– Ну, что ж. Вы говорили, я обращаюсь к Александру Иванову, что на той встрече, которая проходила с экспертами ИРИ, с Феликсом Мучником и Иваном Кургузовым, то понимание рынка, которое изложили эти уважаемые эксперты, не соответствует пониманию вашему. Скажите, в чем?
Александр Иванов
– Знаете, я написал в «Facebook» эту историю. Я тут встретил директора австрийской почты, который мне стал рассказывать, что они ставят почтоматы в подъездах. Я переспросил, он подтвердил. Да, именно в подъездах, подъездах многоэтажек (наше Ясенево, условно говоря). А экономика такая: в Австрии, в среднем, на душу населения приходится в год 22 покупки. То есть 22 посылочки, которые они получают. Понятно, что если у тебя в подъезде стоит почтомат 24/7, никакие другие способы доставки тебе больше не интересны: «Принесите в подъезд, я зайду когда-нибудь в свободное время». В подъезде, где живет 200–250 человек, - там все понятно. Притом, что в городе несколько выше покупают, чем, так сказать, в более отдаленных районах по интернету, то есть там не 22. А 22 покупки - это был 2013 год. И у них такая сумасшедшая логистика, где доставка строго на следующий день в любую точку, да еще можно в почтомате у себя в подъезде получить. Чтобы ситуация стала понятна, знаете сколько у нас посылок на душу населения? Пока 1,5 посылки на душу населения мы перебороли, наконец, в 2014 году. Полторы! Это не 22. Это не 16, как в Китае. Это не, тем более, 42 или 43 (разные оценки есть), как лидеры - это Великобритания и Южная Корея. То есть у нас несколько поскромнее результаты. У нас меньше, чем в Украине. У нас меньше почти в десять раз, чем в Польше. То есть надо понимать свое место в этом мире. Когда мы говорим о том, что онлайн-торговля у нас очень сильно развивается, - да нет, особо у нас она не развивается, несмотря на бешеные темпы прироста. Знаете, как бы сегодня я продал одну авторучку, а через год у меня уже две за год, то есть у меня 100% рост. Отлично, но это все-таки только две авторучки. Поэтому подход тут очень простой: будет много посылок, значит, будет шикарная логистика.
Дмитрий Баронов
– Вы за почтоматы?
Александр Иванов
– Нет, я за увеличение объемов продаж. Вот хоть кто бы возразил, да? Что-то никто не возражает. Все тоже за увеличение объемов продаж.
Дмитрий Баронов
– А кто против-то?
Александр Иванов
– Да. Причем мне все равно, кто на самом деле продает: китаец, россиянин, американец. Мне важно, чтобы эта посылка пришла в Россию и пошла по какой-то сети. Логика очень простая. Вся логистика – очень простая наука. Я примитивизирую, конечно, умышленно несколько, но тут штука такая: если едет грузовик и везет одну посылку, значит стоимость доставки посылки по цене прогона грузовика. Если едет грузовик и везет 1000 посылок, значит, ровно та же самая цена делится на одну тысячу. Это значит, что в деревню Гадюкино, условно, мы сможем доставлять когда-то фуру каждый день, но для этого надо насытить трафик. Между прочим, знаете, интересная штука. Год назад мы проводили опрос, такой прямо хороший опрос, с call-центром, с огромным количеством звонков, и у нас получилось… Что самое дорогое в e-commerce? Самое дорогое – это покупатель: найти его и заставить купить. Знаете, откуда бралось в прошлом году 25%? Это те самые, кого подсадил на эту иглу онлайн-покупок «AliExpress». А в этом году знаете сколько? Вот только свежие, прямо перед эфиром получил циферки - в этом году таких людей 36%. То есть, так сказать, больше трети намного. То есть спасибо «AliExpress» - он дает новых покупателей, он открывает рынки. Теперь, чтобы была нормальная логистика, нам надо, чтобы посылок было много - тогда мы туда сможем доставлять, тогда мы проложим туда маршруты логистические. Пока это невыгодно.
Дмитрий Баронов
– Итак, напоминаю нашим радиослушателям. У нас в эфире программа «Экспертный совет». В гостях: Александр Иванов - президент Национальной ассоциации дистанционной торговли, Алексей Петровский - главный аналитик проектов Price.ru и Begun, и Сергей Егорушкин - основатель e-commerce-клуба, теперь скажу по-английски «100% Natural». Я не ошибся?
Сергей Егорушкин
– Можно и так.
Дмитрий Баронов
– Хорошо. Итак, давайте мы поговорим более конкретно о том, что мешает сейчас сделать так красиво для наших покупателей, как рассказывают нам об этом все наши эксперты. Вот такой пример. Как мы все с вами знаем, сейчас, я сам, как покупатель товара в интернет-магазинах, не очень понимаю, с кем я, вообще, имею дело. Заходишь на сайт агрегатора, смотришь - хороший товар, «купить» нажимаешь на кнопку. Не знаешь, купил или еще нет. Попадаю в другой какой-то интернет-магазин с красивым названием, нажимаю «Купить». Купил я или нет, тоже не понимаю. Мне потом кто-то позвонил, спросил: «Ты правда это хочешь купить?» Я говорю: «Хочу». И опять непонятно, в каком я статусе. Потом приезжает курьер, непонятно откуда, привозит мне товар и чек. Там написано: «ИП. Иван Иванович Петров». Скажите, как это всё можно законодательно ввести в какое-то единое регулирование?
Алексей Петровский
– Вопрос: «А зачем?».
Дмитрий Баронов
– Я совершаю сделку. Я покупаю товар. У кого я его покупаю?
Алексей Петровский
– Скажите, Дмитрий, в последний раз, когда вы в жалобную книгу любого магазина оффлайнового обращались, просто брали с полки? Вот есть полка с номерами контролирующих органов, с жалобной книгой или «книгой жалоб и предложений». Я регулярно почитываю, смотрю в разных местах каков уровень претензий в единицу трафика, на трафик, который они пропускают через себя. То есть, каков ущерб. Он исчислен каким-либо образом? Известна ли его динамика, известны ли его последствия? Я понимаю, теоретическая некая история. Но есть история эксплуатации, когда вы этим пользуетесь, вас это удовлетворяет, и вы имеете возвратность в большом интернет-магазине с наработанной лояльностью 3, 4, 8 раз по году (бытовая техника и компьютеры, например). Или «AliExpress» с возвратностью по году 35? Если у вас выше средний чек в мебельной тематике, у вас будет возвратность по году 1-1,5-2 при среднем чеке 11–12 тысяч рублей. В какой момент у вас возникает эта проблема, насколько она велика? её кто-то оценивал?
Дмитрий Баронов
– Эта проблема всегда велика для покупателей, если он сталкивается… Если отказал телевизор, куда идти? А ты купил его у какого-то ИП, судя по чеку. Где это ИП? Давно его уже нет. Куда обращаться? А, скажем, тот же «Яндекс.Маркет», на котором я выбрал этот товар, он есть. И если я обращусь туда, мне скажут: «Извини, дорогой. Мы-то тут, вообще, ни при делах. Мы только разместили информацию». И ровно эти все коллизии и отталкивают покупателя. Уж лучше он заплатит китайцам, а там оно, авось, как-нибудь.
Александр Иванов
– Это же, на самом деле, не коллизия. Понимаете? Сейчас у нас есть некое условное понимание того, что якобы у нас эти агрегаторы - они враги народа. Я не понимаю, почему.
Дмитрий Баронов
– Они друзья народа.
Александр Иванов
– Они друзья народа. Да, безусловно. Я тоже думаю, что их надо всячески, так сказать, любить, поддерживать и надо им помогать. В интернет-торговле, что такое интернет? Это рекламная оболочка. Сейчас я это объясню. Есть люди, которые рекламируют себя в интернете - их называют онлайн, соответственно, продавцами. А есть люди – человек-бутерброд. Знаете, ходит такой, а у него спереди и сзади написано: «Заходите налево, там магазин. Вот поверните налево, там…».
Дмитрий Баронов
– Я зашел налево, а там нет магазина - там стоит мужик с битой бейсбольной и бьет тебя по голове.
Александр Иванов
– Отлично. Значит, на этом основании мы должны предъявлять претензии к человеку-бутерброду, верно?
Сергей Егорушкин
– Их запретить надо.
Александр Иванов
– Нет, подождите. И казнить, и запретить, и что-нибудь с ними делать. Давайте их отрегулируем, черт побери! А если там оказался магазин, кстати, говоря?
Дмитрий Баронов
– Тогда реклама магазина, видимо, была правдивой.
Александр Иванов
– Короче говоря, понимаете, есть общее понятие «реклама», и есть закон о рекламе, в который отлично вписывается, в том числе, и наши, так называемые, товарные агрегаторы. Это очень логично.
Дмитрий Баронов
– Сергей Егорушкин тянет руку.
Сергей Егорушкин
– Тут дело в чем. Поскольку e-commerce – это, в принципе, новое образование в истории человечества, вообще, буквально новейшая-новейшая, сверхновая история, поэтому идет часто подмена понятий, что такое электронная торговля. На самом деле, это просто способ продавать. Здесь ключевое слово «продавать» и «продажи». То есть ничто не мешало нам в оффлайне продавать последние 200 лет, выстраивать отношения в традиционных магазинах. Ценник появился тоже не совсем давно. Сколько там? Лет двести назад только люди начали писать цену на товар. Почему-то, когда появился интернет, всех это начало бесить и раздражать. Когда появились агрегаторы, с одной стороны, все радуются, приходят выбирать по цене, по характеристикам и безмерно им благодарны, что можно на «Яндекс.Маркете» что-то выбрать, но при этом начинают в него же тыкать, если сломался телевизор, непонятно почему. То есть у нас не накопилось достаточных знаний, как жить в этих современных условиях.
Дмитрий Баронов
– Так вот эти знания, наверное, и надо нести в массы?
Сергей Егорушкин
– Знания нести надо, но здесь вопрос: «С чем сравнивать?» Покупая на «AliExpress», ты, вообще, не понимаешь, у кого покупаешь. Если у нас ИП Иванов, который что-то конкретное производит, его можно найти в Москве по чеку: у него есть ИНН, у него есть ОГРН, его можно из-под земли достать. У ИП Ляо на «AliExpress» найти никого невозможно, при этом у него покупают по предоплате.
Александр Иванов
– Сергей, но там тоже есть формат получения претензии.
Сергей Егорушкин
– Есть получение претензии, но бесит-то не их формат, не китайский формат по претензии, а бесит именно наш.
Дмитрий Баронов
– Но, как говорят покупатели, китайский формат работает. Худо-бедно, но работает. Я слышал такие истории. А наш формат, чтобы сработал, надо пройти все круги ада.
Александр Иванов
– Давайте я. Есть у нас Закон «о защите прав потребителей» совершенно замечательный. Если не ошибаюсь, он в 2004 или 2003 году.
Алексей Петровский
– Один из сильнейших на планете, по большому счету.
Дмитрий Баронов
– И агрегатор кто в этом законе?
Александр Иванов
– Кто?
Дмитрий Баронов
– Агрегатор.
Александр Иванов
– Никаких там агрегаторов нет.
Дмитрий Баронов
– Агрегаторов нет.
Алексей Петровский
– Информационный посредник.
Александр Иванов
– Что это такое, вообще? Я не понимаю. И никто не понимает.
Дмитрий Баронов
– А должны ли мы это понять? Вот это одна из инициатив, насколько я понимаю, «Института развития интернета», чтобы информационного посредника попытаться куда-то ввести.
Сергей Егорушкин
– Я метод аналогий хочу продолжить. Раньше были бесплатные газеты в почтовые ящики. По сути, это такой же агрегатор. Почему никто не предъявлял претензии именно этим бесплатным газетам? Там заказал себе окна, поставили – сифонят.
Александр Иванов
– Совершенно верно. Да, я с этим согласен. Просто, когда этот закон принимался, он был переписан тщательно с этического Кодекса Европейской дистанционной торговли (у нас члены Ассоциации, вступая в Ассоциацию, подписывают этот этический Кодекс), он был более ужесточен по отношению к этому Кодексу. Это правильно, все согласны с этим и приняли. И потом мы свой этический Кодекс, планку еще повысили по отношению к закону. Это один из законов (я вам могу абсолютно точно сказать, поскольку я приложил руку к его созданию и очень тщательно за ним слежу), который реально работает. За всю мою, так сказать, некоторую жизнь, на моей памяти было два случая, когда досудебное решение не было принято. Во всех остальных случаях, всё время все вопросы решались досудебно. Это работающий закон. Я со всей ответственностью могу заявить. Вносить туда поправки, искать посредника, поставщика, кого-то еще, агрегатора и так далее, рекламщика (а дворник тоже участвует в процессе, давайте и его вставим туда) - это совершенно бессмысленное занятие. Потому что, что нужно, собственно говоря, потребителю? У него же нет, так сказать, адвокатского бюро, у него нет детективного агентства. Ему не надо разбираться, кто там поставщик. Ему надо получить деньги в случае его несогласия…
Дмитрий Баронов
– С кого?
Александр Иванов
– С того человека, который ему продал это все. Я удивлен, что такого человека нельзя найти, оказывается. Это бывает, безусловно, а таких случаев я знаю очень-очень немного. Это явный, очевидный криминал, он бывает в любом законе, как мы понимаем, в рамках любых отношений, которые регулируются этим законом, или навязшим в зубах «Правила дорожного движения». Это бывает всегда. Нам важно, чтобы в подавляющем большинстве случаев это работало. Усложнение закона – не в пользу потребителя, а решает все-таки, в конце концов, всегда он.
Дмитрий Баронов
– Ну, что ж. Пусть будет так. Давайте еще обсудим такой момент. Как у нас обстоят дела с гарантией, с гарантийным обслуживанием товаров, которые приходят к нам из разнообразных интернет-магазинов?
Сергей Егорушкин
– Вот это продолжение предыдущей истории, как раз, к чему хотел перейти. Зависит от товарной группы. Опять же, в законе «О защите прав потребителя» есть некоторые категории, которые, вообще, не возвращаемые.
Дмитрий Баронов
– Гаврила стул купил на рынке, стал у Гаврилы стул плохой. Что делать Гавриле?
Сергей Егорушкин
– Нижнее белье, носки, шерстяные изделия, какие-то индивидуальные - они просто не возвращаемые. Ничего с этим не сделаешь. Даже если не пользовался, магазин имеет право не взять. На большую часть товаров, особенно упомянутый уже выше телевизор, распространяется гарантия производителя. Есть сеть авторизованных сервисных центров, куда надо нести. Они там все решают быстро иногда, иногда традиционный месяц. И вот в чем проблема?
Дмитрий Баронов
– Гарантийный талон должен быть, или его не должно быть?
Сергей Егорушкин
– Всё, как положено. Должен быть гарантийный талон и все, даже черные, серые, даже самые убогие магазины и человеки-бутерброды, они их выдают.
Дмитрий Баронов
– Но есть такие товары, которые отлично обходятся без гарантийных талонов. Например, некоторые мониторы по серийному номеру производителя авторизованный сервис-центр…
Сергей Егорушкин
– Глобальная гарантия. Можно без всего прийти куда-то…
Алексей Петровский
– Или нет.
Сергей Егорушкин
– Или нет. Зависит от типа товаров, от категории.
Алексей Петровский
– То есть должен производитель информировать покупателя, может он обслуживать свой айфон, купленный в Штатах здесь, или не может…
Сергей Егорушкин
– Айфоны с глобальной гарантией, по-моему. Все остальное распространяется на условия товаров...
Александр Иванов
– Есть товары, которые подлежат сертификации, и есть товары, которые сертификации не подлежат. Товары, которые мы получаем из-за рубежа по международному соглашению о так называемой почтовой консигнации, о перемещении посылок из одного государства в другое в адрес частных лиц, они обязательной сертификации не подлежат. Дальше мы вступаем в некоторые взаимоотношения с государством, куда посылается, например, этот смартфон. А он государством (для нас это характерно; для подавляющего большинства стран – нет), а у нас он может быть не сертифицирован, не допущен к эксплуатации некий гаджет, любой смартфон. И в этом случае человека или посадят в тюрьму (примеров покупателей мы знаем много таких, а он об этом ничего не знал) или вернут товар. Вообще, на самом деле, положено возвращать в этом случае, не допускать в продажу. Вот такая история. Она есть.
Сергей Егорушкин
– Причем здесь электронная торговля, собственно, проникновение которой 2,7–3,3 по разным оценкам в традиционную розницу?
Дмитрий Баронов
– Приехал курьер. Что-то привез. Гарантийный талон не положил. Покупатель не понял. Что дальше?
Сергей Егорушкин
– Введение покупателя в заблуждение, получается, при покупке.
Александр Иванов
– У покупателя есть, на самом деле, две недели на то, чтобы это осознать и отказаться от покупки, от совершения сделки…
Сергей Егорушкин
– По закону «О защите прав…»
Александр Иванов
– … или обратиться, так сказать, в этот магазин, чтобы он исправил этот, откровенно говоря, косяк. Все просто. Это работает.
Дмитрий Баронов
– То есть все хорошо так, как оно сейчас с законодательством?
Александр Иванов
– Вы знаете, мы же хотели об инициативах «ИРИ» поговорить. Да?
Дмитрий Баронов
– Да. Я пытаюсь их как-то обсуждать. В частности, наличные и безналичные расчеты. Сейчас почему-то китайцам платят спокойно с карточных счетов, ничего не боясь, а наш российский, московский интернет-магазин – это обязательно курьер и наличные деньги. Что надо сделать, чтобы перестали бояться платить безналом?
Александр Иванов
– У нас очень хорошая история с наложенным платежом, на самом деле. Я большой сторонник этого дела. Он резко увеличивает количество продаж. Я боюсь, если мы сейчас пустимся обсуждать эту тему, не хватит не только этой передачи, но и трех-четырех последующих. В принципе, если есть потенциал в наложенном платеже, а на сегодня «Почта России» предоставляет такую возможность и для китайских интернет-магазинов, им, продавцам, это надо. Вот тут я не вижу даже темы для обсуждения. Я не понимаю, чем это хорошо или плохо.
Сергей Егорушкин
– А почему обязательно наличными? Уже многие предлагают разные виды. То есть чем меньше магазин, тем больше он старается завернуть этих вариантов. Есть куча сервисов вокруг интернет-магазинов, которые предлагают всякие виды оплаты, всякие фишки и всё, что угодно.
Алексей Петровский
– Я хотел бы вернуться всё равно к нашим любимым китайским братьям и посмотреть проблему с их стороны, и в привязке к инициативе того же «ИРИ». Можем ли мы взять какой-то опыт от них непосредственно? По сути, из чего состоит маркет-плейсмент? Это работа с аудиторией, непосредственно, конвертация ее на неких площадях уже собственным процессингом. То есть это должна быть собственная платежная система, собственное логистическое плечо фьючерсной интеграции, плюс рекламный канал для работы с аудиторией. Это интегрируется все вместе. Это некое государство, это некий анклав внутри, так сказать. Некое свободное государство глобального масштаба, которое самостоятельно обрабатывает претензии. Так называемый, скролл-сервис. В случае, если мы берем ассоциацию «НОТА», в которой состоят товарные агрегаторы российские, то есть «Яндекс.Маркет», «torg.mail.ru», «eBay» российский, «Price.ru», «Wikimart», то мы агрегировали статистику по количеству обращений и претензиям пользователей. То есть это около 500 тысяч претензий или вопросов в сторону служб поддержки пользователей, в службу контроля качества. И если на площадках ФАС, на тех рабочих группах, в которых мы участвовали, стоит вопрос: «А давайте, товарные агрегаторы будут нести ответственность за всё: за рекламный канал по 38 ФЗ, за таможенные дела, за работу с дистрибьюторами, с платежными системами» - ради Бога! Экспертизы хватит, но к этим обязанностям должны прилагаться некие права. И за эти права бьются члены «АКИД», скажем, топ e-commerce, которые маскируются и красятся - то они онлайн-игроки, то они не онлайн-игроки. Но если мы подходим к вопросу, что думает потребитель, конечный покупатель, пользователь, не поставщик решения, а тот, кто требует от него это решение: «Дайте мне это решение», мы видим, что люди голосуют руками, ногами, рублями, чем угодно, уходят с западных площадок. Они угрозы почему-то уже не вызывают по трансграничной торговле. Они уходят на западные площадки - там происходит их обучение определенному формату общения. И то, на чем циклились последние восемь лет: есть не только количество денег, но есть и качество денег. И те вопросы экспертизы, которые говорил Сергей, - прямое следствие этого качества денег. «AliExpress» решает в одно лицо. Вопрос. Что проще государству: работать с людьми в наблюдательном совете ИРИ, с 500 топ-экспертами наблюдательного совета ИРИ, или с, условно, Марком Завадским, который, проведя небольшую встречу в лобби отеля на Белорусской с представителями органов гос.власти, решит эти вопросы самостоятельно?
Дмитрий Баронов
– В чью пользу он их решит?
Алексей Петровский
– В пользу потребителя.
Дмитрий Баронов
– Хочется в это верить.
Алексей Петровский
– А в чью же?
Александр Иванов
– Нет, понимаете, мы забываем, что все решает-то потребитель. Потому что у нас очень много всяких историй, связанных с тем, что «а давайте...» Понимаете, тут некий принципиальный момент, очень важный. Я боюсь, что не успею сказать то, что хотел сказать и для чего приходил, но, тем не менее, надо сказать и это тоже. Мы как-то забываем, что решает потребитель. У нас все как-то строится на том, что «а давайте запретим, а давайте обяжем, а давайте заставим». Вот, ребята, где «запретим, обяжем и заставим», - там меня точно нет.
Дмитрий Баронов
– А если отрегулируем?
Алексей Петровский
– Зачем?
Александр Иванов
– А что такое «отрегулируем»? Понимаете, вопрос «Зачем?» – ключевой.
Сергей Егорушкин
– Деньги есть только у покупателя. Покупатель голосует собственным рублем. То есть, если мы начнем регулировать, условно, маркетплейсы, - давайте. Если они должны разруливать эти вещи, давайте дадим им такие же права, как не знаю… Взяли в Москве, наконец-то, выделили службу такси, дали шашечки, возможность парковаться в нужных местах и ездить по транспортной полосе. Отлично. Это для покупателя всё.
Дмитрий Баронов
– Время, отпущенное нам в эфире, стремительно тает. И, я чувствую, что главного приглашенные эксперты еще не сказали. Давайте мы поступим следующим образом. У каждого есть по три минуты. Я так понял, что все вы сходитесь в одном: какое-то жесткое регулирование e-commerce, на ваш взгляд, неэффективно. Тогда скажите, а что именно должно попасть в программу развития интернета, что должно туда войти, чтобы ваши чаяния сбылись? Сергей Егорушкин – первый.
Сергей Егорушкин
– Я коротко просто, потому что после меня все дольше будут. Здесь нужно принимать какую-то стержневую стратегию, которая должна прийти снизу, то есть от этих работников электронной торговли - «Зачем все это?» Потому что инициатив ИРИ предложил много: то запретить наличные, оставить безнал.
Алексей Петровский
– Это не ИРИ, справедливости для.
Сергей Егорушкин
– Ну, не важно. Русский рынок не готов переходить полностью на безнал, просто мы не готовы. Китай уже работает. То есть мы подтолкнем, опять же, к ним на предоплаты за безнал. Регулировать какие-то другие вещи - такая же история с шашечками. Когда сотовые операторы перекрывали у себя Skype в трафике, население вдруг резко поняло, что Skype – это бесплатно, и все начали звонить по Skype друг другу, потому что халява. У меня малолетняя дочь с бабушкой общается ежедневно теперь. И любые какие-то запреты приводят к тому, что люди узнают, что «вот так тоже можно», и в итоге какая-то обратная тяга наступает. Поэтому, в первую очередь - глобальная генеральная цель, какой-то стержень, и уже выстраивать от этого, а не просто собирать инициативы все-все в кучу, которые противоречить друг другу могут.
Дмитрий Баронов
– Все самое главное от Александра Иванова.
Александр Иванов
– Летом, уезжая в отпуск, я в какой-то очень неудачный день (лето, никого в Москве нет) написал, как я себе вижу на самом деле основные пункты того, что надо изменить. У меня этих пунктов получилось три. Да, я забыл только, что у нас интернет-торговля, слова «интернет» совсем нет в программе, а это жаль, потому что мы писали, когда как бы сдавали сочинение все в «ИРИ» о том, что неплохо было бы предусмотреть компенсации интернет-провайдерам за доставку этого самого широкополосного доступа в медвежьи углы нашей Родины. Это мировая практика. Так делается. Из программы как-то я не услышал (потому что только на слух воспринимал). Почему-то этого не было. Все остальное – это же не онлайн-истории, которые мы обсуждаем. На этом заканчивается интернет и начинается торговля. Мы плавно переходим к торговле. Как я уже говорил, три пункта. Первый не вызывает ни у кого никаких сомнений - нам нужен экспорт посылок. Мы очень много, несколько лет, вообще, этим занимались. У нас есть реальный шанс сейчас всем сообществом, так сказать, наконец, решить эту проблему. Мы многого добились. Это в программу ИРИ вошло. Всё остальное не вошло, к сожалению. Жаль.
Дмитрий Баронов
– А что не вошло?
Александр Иванов
– Второй пункт, который я тоже экспертам ИРИ (ребятам, которые сводили это все в программу) это я всё описал, обосновал. Обещаю нашим слушателям сегодня вытащить. Где-то в августе была публикация в «Facebook», я ее вытащу и сегодня повешу еще раз. Значит, второй пункт – это разрешение на торговлю лекарствами и продуктами внутри страны.
Сергей Егорушкин
– Ювелирные изделия.
Александр Иванов
– Да, ювелирные изделия. Согласен.
Алексей Петровский
– Алкоголь.
Александр Иванов
– Алкоголь. Да, возможно. Я не вижу причин. Потому что сегодня алкоголь, лекарства – все это можно купить, но все это криминальная сфера. Если вам плацебо какое-то в хорошем случае подкинули вместо таблетки, вы не знаете к кому обратиться. И это все работает на то самое увеличение оборота, о котором я говорил, оборота в штуках, на увеличение трафика. И третий, очень важный пункт, который я назвал «Чтобы все от нас…». А нас не запикают, да?
Дмитрий Баронов
– Желательно как-то в рамках.
Александр Иванов
– Значит, третий пункт мы интеллигентно назовем тогда «Мораторий на изменения в законодательстве», потому что бизнес любой, абсолютно любой работает в ситуации стабильности.
Алексей Петровский
– Предсказуемости.
Александр Иванов
– Предсказуемости, да. Когда мы можем просчитывать шаги на несколько лет. Законы, которые есть, они могут чуть-чуть получше быть, а, может быть, сейчас эти изменения, которые точечные вносят, они чуть-чуть похуже могут быть. Но это лучше не трогать. Это все уже работает.
Дмитрий Баронов
– Хорошо. И завершает Алексей Петровский.
Алексей Петровский
– Все достаточно просто. Центральные банки начинают контролировать или интересоваться сущностями десяти миллиардов долларов капитализации. «Bitcoin», «Яндексы» и так далее, когда они появляются на рынке, они начинают вводить регуляторные механизмы, наблюдать за рынком. Рынок электронной коммерции – это, говорят, перепрыгнул, но может сейчас отпрыгнет вниз. Что он представляет в пределах страны, насколько он важен и интересен? Это 2,5% от всего ритейла. В «non-food» - 5-6%. Ради 5-6% весь этот кипиш. Вопрос. Эту историю надо прижимать или эту историю надо понимать, что ее нельзя укротить, но можно ее возглавить, работая активней с теми же китайскими маркет-плейсами, и принимать этот опыт сюда. Все достаточно просто.
Дмитрий Баронов
– Что ж, мы сегодня услышали самые разные мнения о том, как нам усовершенствовать интернет-торговлю. У нас в эфире были: Александр Иванов - президент Национальной ассоциации дистанционной торговли, Алексей Петровский - главный аналитик проектов «Price.ru» и «Бегун», и Сергей Егорушкин - основатель e-commerce-клуба. Теперь вы сами назовите, как он называется, Сергей.
Сергей Егорушкин
– «100% Natural e-commerce».
Дмитрий Баронов
– Вот! Итак, всем хорошего настроения и здоровья. До свидания. А у нас следующая передача в эфире сегодня – это «Женский клуб». Встречаем. Всего доброго. До свидания.