{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Сергей Марданов 24 сентября 2015г.
ВУЗ, как фабрика бизнеса
Поговорим о предпринимательстве в студенческий среде

Диана Гуц

– Здравствуйте, дамы и господа. В эфире передача «Про дело» и я, её сегодняшняя ведущая, Диана Гуц. Девиз этого радиопроекта: «От слова к делу». Наши гости – активные предприниматели и общественные деятели, которые создают и реализуют прорывные проекты. Тема нашей передачи: «вуз как фабрика бизнеса». А говорить мы будем на злободневные для учащейся молодёжи темы, а именно:

Как открыть бизнес, будучи ещё студентом?

Как применить знания и возможности вуза для коммерциализации своей идеи или проекта?

Какие инструменты поддержки предпринимательства наиболее эффективны?

Наши гости: Мария Сиротинина – руководитель комиссии по молодёжному предпринимательству Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по делам молодёжи, и Сергей Марданов – менеджер по развитию трансфера технологий Российской венчурной компании. Добрый вечер, Мария, добрый вечер, Сергей.

Сиротинина Мария Владимировна

– Добрый.

Марданов Сергей Александрович

– Добрый вечер.

Диана Гуц

– Мария, хотелось бы адресовать первый вопрос вам. Сегодня идёт большая реформа всей образовательной системы. И вузы не исключение. Можно ли рассматривать вуз как фабрику бизнеса в студенческой среде?

Сиротинина Мария Владимировна

– Да, конечно. На данный момент мы понимаем, что вуз – это площадка, где студент, молодой человек получает образование. Но вместе с этим он должен приобрести знания, навыки, компетенции финансовой грамотности, умение вести определённые проекты. Все эти знания даются на данный момент в вузе. Создано много инструментов, программ, проектов, которые помогают студенту построить свой бизнес. Если мы говорим о технологических вузах, то здесь в качестве бизнеса, скорее всего, будет выступать проект, образованный на стыке собственной научной/учебной разработки и какой-то коммерческой идеи. Также может быть социальный бизнес. Но в рамках вуза любой студент сможет создать свой проект, обратиться за помощью к старшим преподавателям или компетентным тьюторам (как это принято во многих вузах) и реализовать себя как индивидуальный предприниматель, ведь уже с 18 лет разрешено организовывать своё дело.

Диана Гуц

– Мария, смотрите, статистика такова на сегодняшний день, что большое количество именно активных молодых людей стараются либо пойти на государственную службу, либо в какие-то госкорпорации, либо уехать за границу, где и планируют себя реализовать. Как вы думаете, с чем это связано?

Сиротинина Мария Владимировна

– Вероятно, это связано с тем, что такой подход  даёт стабильность. Каждый человек ищет стабильность. Ему нужна уверенность в завтрашнем дне. И понимание, что если ты работаешь на государство или работаешь на крупную госкорпорацию, ты завтра получишь зарплату, и у тебя будут твои деньги. Если мы говорим о предпринимательстве, то в нашей стране малый и средний бизнес относятся к более рискованным сферам деятельности для молодого человека (так он считает, когда открывает его). Потому что нужно найти инвестиции, нужно построить, нужно нести ответственность. И очень важно, чтобы в рамках образования, именно в рамках вузов появилось обучение финансовой грамотности, где объясняли бы молодым людям, студентам, как всё это складывается, откуда можно взять финансирование на своё дело, как можно зарабатывать. Ведь именно знания дают человеку уверенность.

Марданов Сергей Александрович

– Ещё хочу добавить, что очень важно, какие у человека есть ресурсы, какие инструменты, какую поддержку и где он может получить. В США есть та же Силиконовая долина, в которую все стартапы стремятся, а почему? Там ресурсов больше, и то количество сделок, которое заключается там, в сотни раз превышает российские объёмы. Из-за этого туда приедет больше людей из разных стран. И там же инвесторов больше: они знают, что именно в Силиконовой долине скапливается масса интересных идей и проектов. Хотя уже есть достаточно примеров, когда американские акселераторы, инвесторы приезжают и в Россию, чтобы проинвестировать российские стартапы. Но почему это происходит? Потому что в России постепенно растёт поддержка как со стороны как государства, так и со стороны частных ресурсов. Таким образом, всё больше возможностей появляется у молодёжи благодаря вузовским программам, различным инструментам, акселераторам, инкубаторам. Теперь инициатива в руках молодого человека: поехать куда-нибудь за рубеж или пробовать свои силы в России. Многие уже скорее склоняются к тому, чтобы реализовывать свои идеи в нашей стране.

Диана Гуц

– То есть, экосистема, основа для развития предпринимательства в студенческой среде у нас есть?

Марданов Сергей Александрович

– На данном этапе она существует. Но, безусловно, ей есть куда расти, развиваться, потому что ещё существует очень много внутренних проблем. И, даже если сравнивать с экосистемами других стран, станет очевидно, что мы пока отстаём.

Диана Гуц

– Мы на правильном пути. Есть куда расти.

Сиротинина Мария Владимировна

– Но сейчас это очень актуально.

– Диана Гуц

– Хорошо. Тогда следующий вопрос будет адресован вам обоим. Какие существуют инструменты поддержки и популяризации предпринимательства в вузах?

Сиротинина Мария Владимировна

– К инструментам развития предпринимательства в вузах можно отнести создание центров развития молодёжного предпринимательства, бизнес-инкубаторов, центров продвижения предпринимательской идеи. В каждом вузе своя система. На законодательном уровне такие проекты не закреплены, в вузах это проходит как доп.образование или как воспитательная работа, или как развитие науки, инновация. Каждый вуз отличается своей системой. Но уже создано очень много общих проектов, которые выходят за рамки вузов. Например, есть программа «Ты предприниматель» – самая известная из ныне существующих, которая реализуется практически на всей территории России и куда может пойти любой студент. Попробовать, поучаствовать, открыть своё дело.

В течение года также проходят конкурсы по молодёжному предпринимательству, конкурсы бизнес-планов в рамках вузов или при поддержке подведомственных организаций Министерства образования/Минэкомразвития или даже общественных организаций. Есть очень много форумов, которые тоже сейчас привлекают молодёжный бизнес, в том числе для реализации. Инструментов много, но студенту нужно, конечно, искать, смотреть, хотя бы сайт своего вуза, где есть раздел — «Хочу открыть свой бизнес», или раздел «Чем заняться студенту в свободное время». Самое главное, конечно, искать информацию.

Марданов Сергей Александрович

– Ну и плюс ещё появилось большое количество образовательных программ по предпринимательству, которые уже включаются в основную образовательную программу, будучи либо отдельной специальностью, либо частью общего курса. Допустим, несколько лет назад делали совместно с вузами Москвы (и не только) программу под названием «инновационная экономика и технологическое предпринимательство», которую внедряли  в основной блок курса по экономике. То есть, преподаватель рассказывал не только теоретическую часть, но ещё и добавлял практическую составляющую, скажем, про инновационное или технологическое предпринимательство, давал представление о том, какие игроки на рынке существуют, как с ними работать. Понятно, что невелика вероятность того, что кто-то из этих ребят сразу примет решение стать предпринимателем, но самое важное то, что они знают, что это такое, как с этим работать и как функционирует эта система. Это уже является первый шаг на пути к тому, чтобы у них появилась какая-то идея, и тогда они будут знать, куда идти, что делать дальше.

Диана Гуц

– Смотрите, при таком количестве мероприятий, при таком количестве программ, при такой крупной, можно сказать, массовой информационной поддержке этого направления, опросы все равно показывают, что всего лишь 10-15% студентов-выпускников хотят открыть свой собственный бизнес. Чего тогда не хватает?

Марданов Сергей Александрович

– Ну, это нормально. Это достаточно, даже много, я бы сказал. Потому что мировая статистика, по-моему, около 5%. И если у нас 10%, то это достаточно высокий процент заинтересованных. Безусловно, есть барьеры, которые не позволяют им создавать эти бизнесы. Например, в СМИ много негативной информации. Все боятся так называемых больших рисков при создании своего дела, или, скажем, кредиты дорогие. То есть, много нюансов, которые не дающих сделать первые шаги. Но заинтересованности у студентов действительно немало. Она растёт вместе с популяризацией этой темы. Чему, в свою очередь, способствует большое количество конкурсов, фестивалей, форумов; вот этих мероприятий, которые с одной стороны, тусовочные, а с другой — позволяют попробовать что-то своими руками первый раз поделать, какие-то посовершать ошибки,  и потом понять, что да, ты действительно что-то можешь.

Сиротинина Мария Владимировна

– Но также статистика показывает, что очень много молодых людей после вуза идут именно наёмными работниками в какие-то корпорации, фирмы, по своей специальности. В течение двух-трёх лет набираются опыта и после этого открывают собственный бизнес. Нужно предварительно понять, что именно ты хочешь создать, и для этого стоит поработать в системе, посмотреть, как эта система развивается, какую услугу ты готов оказывать или какое производство открывать. Тогда можно узнать систему изнутри, заметить существующие ошибки. Таким образом, средний возраст, когда открывают свой бизнес – 27–28 лет. Довольно часто этим занимаются молодые люди, которые, например, продолжают обучение в аспирантуре, если мы говорим про технологическое предпринимательство или научное, связанное с разработками, с прототипами. Это те предприниматели, которые учатся параллельно, работают над своим изобретением и ищут при этом финансирование для развития и реализации своей идеи. Поэтому хорошо, что сразу после вуза они не идут открывать свои ИП, ООО, не берут большие кредиты, пока не поймут, не увидят на реальном примере, как и что зарабатывается. Ведь легко взять кредит, набрать людей и сказать: «Я предприниматель». А потом, через два-три месяца нужно нести ответственность, сдавать первые налоги и закрывать отчётность, что не так просто.

Диана Гуц

– Итак, для тех, кто только что присоединился к эфиру, хочу напомнить: в эфире передача «Про дело», и я, её сегодняшняя ведущая, Диана Гуц. Девиз этого проекта «От слова к делу». Наши гости — активные предприниматели, общественные деятели, которые создают и реализуют прорывные проекты. Сегодняшняя тема нашей передачи: «вуз как фабрика бизнеса». А говорить мы будем на злободневные для учащейся молодёжи темы, а именно:

Как открыть бизнес, будучи ещё студентом?

Как применить знания и возможности вуза для коммерциализации своей идеи или проекта?

Какие инструменты поддержки предпринимательства наиболее эффективны?

Напомню, сегодня у нас в гостях Мария Сиротинина – руководитель комиссии по молодёжному предпринимательству Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по делам молодёжи, и Сергей Морданов – менеджер по развитию трансфера технологий Российской венчурной компании.

Мария, вы являетесь руководителем комиссии по молодежному предпринимательству Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по делам молодёжи. В чем заключается суть этой комиссии? Для чего она создана? Как она может помочь молодёжи?

Сиротинина Мария Владимировна

– Ну, на самом деле, комиссия – это совещательный орган, созданный при министерстве. Первая наша задача – формирование экспертного мнения. Мы работаем напрямую с молодыми людьми, которые приносят нам проекты, связанные с предпринимательством, с популяризацией предпринимательства, сайты, разработки. Мы их консультируем, они проходят внутреннюю экспертизу. Если это интересный проект, то мы ищем партнёров по данному направлению и соединяем их между собой. По сути мы являемся точкой входа для молодых людей, у которых есть какие-то многообещающие идеи. Второе направление, в котором мы работаем, это разработка системы реализации молодёжного предпринимательства в вузе. Причём разработка происходит совместно с вузами и другими организациями, которые занимаются молодёжным предпринимательством.

– Как она должна все-таки реализовываться?

– Какая должна быть инфраструктура, какие должны быть образовательные программы?

– Должны ли быть, например, обязательные факультативы финансовой грамотности для всех студентов?

– Должен ли быть обучающий блок по развитию своего дела и открытию ИП?

– Должны ли быть какие-то внутренние конкурсы, внешние?

Комиссии всего полтора года. Сейчас мы активно разрабатываем «Дорожную карту по развитию науки, инноваций и молодёжного предпринимательства в вузах». В этом году в рамках форума в Ростове (Всероссийский студенческий форум) было собрано порядка 150 человек со всей страны. Вместе с ними в течение трёх дней велась работа по созданию дорожной карты по развитию предпринимательства в вузах. Сейчас в течение двух месяцев мы всех приглашаем в книжные эксперты дорожной карты, чтобы вместе с нами разработать и донести эту дорожную карту. Нужно объяснить, как мы видим развитие молодёжного предпринимательства в вузах, какой должна быть инфраструктура, какими должны быть программы. Главная для нас задача сейчас: упростить доступ молодых людей, студентов к знаниям, к навыкам, к инфраструктуре, которая есть в вузах. Это технопарки, бизнес-инкубаторы, коворкинги, просто лекционные занятия. Показать, какие есть ресурсы, и объединить их, чтобы студенты могли параллельно с учёбой получить какие-то прикладные навыки. Потому что сейчас очень важно учить самозанятости. Мы не можем дать 100% занятость всем выпускникам. Ни государство, ни госкорпорации. Мы должны увеличивать самозанятость и учить этому.

Диана Гуц

– Мария, а такой вопрос. Студенты или молодые люди, которые нас сейчас слушают и ничего не знают о предпринимательстве… Они могут зайти на сайт, посмотреть контакты. И с какими вопросами они могут обращаться в комиссию?

Диана Гуц

– Ну, они могут посетить сайт Всероссийского студенческого форума. Там есть информация о Совете, есть контакты. С любыми вопросами, которые касаются молодёжного предпринимательства, можно обращаться к нам, потому что мы готовы оказать как индивидуальную поддержку, так и общую. А если у них есть своё видение развития экосистемы в вузах, мы готовы её рассмотреть.

Марданов Сергей Александрович

– Можно зайти в «Facebook» и написать Маше.

Сиротинина Мария Владимировна

– Можно зайти в «Facebook» и написать мне.

Диана Гуц

– Да, это, по-моему, сейчас самый простой вариант. Сергей, вопрос к вам. Насколько я знаю, вы долгое время были руководителем Центра развития молодёжного предпринимательства "МИСиС".

Сиротинина Мария Владимировна

– Да.

Диана Гуц

– Расскажите о своём положительном опыте реализации именно студенческих проектов. Какой направленности были эти проекты? Что с этими проектами становится через год, через два? Они продолжают жить, или проект живёт ровно столько, сколько студент учится?

Марданов Сергей Александрович

– Ну, разный опыт есть. И это хорошо, что он разный. Потому что мы насоздавали, конечно, кучу всяких мипов. Это малые инновационные предприятия, которые создавались изначально по 219 Федеральному закону, а потом там поменялось немножко законодательство. Но смысл-то состоит в том, что часть из этих предприятий как работала, так и продолжает работать, а часть начинает изменяться. Или же студент понимает, что ему это не интересно. И он перестаёт этим заниматься.

Когда мы решили создавать другой тип предприятий (это уже не инновационные, а обыкновенные предприятия), то большей частью, конечно, мы рассматривали это не как ведение конкретных бизнесов, а как общий ликбез. Мы организовывали различные развлекательные мероприятия, близкие к предпринимательству, приглашали экспертов, далее – отбирали наиболее интересные проекты, создавали проектные команды... Большинство из этих проектов долго не просуществовало. Они либо перестраивались под какие-то конкурсные грантовые истории, выигрывали их и, соответственно, реализовывались. Либо они спустя некоторое время умирали, просто потому, что ребята начинали заниматься чем-то другим. Хотя несколько предприятий, которые были созданы, до сих пор существуют, и достаточно неплохие прибыли показывают. Там несколько десятков миллионов в год у них обороты… Но основная цель этого центра и той деятельности, которую мы организовывали, в том, чтобы как можно большее количество студентов могло приобщиться к данной тематике, поприсутствовать, пообщаться с уже существующими предпринимателями. Понять, интересно ли им это.

У нас были успехи немножко в другой тематике. Одна наша проектная команда участвовала во Всероссийском конкурсе Enactus и заняла первое место в Москве, затем попала на международный финал в Китае, который проходил в прошлом году. Наши предприятия или студенческие проектные команды зарабатывали на различных конкурсах места, получали призы, награды. Это тоже достаточно показательно для других студентов, в первую очередь, как пример того, что проекты можно развивать внутри университета. Кто-то добивается таких результатов просто со своей идеей. Но, наверное, ключевая задача, которая сейчас стоит в вузах – это перестроить существующие финансовые и инструментальные источники, популяризовать тематику студенческого предпринимательства, генерировать проекты, которые были бы интересны не только на текущий момент этим разработчикам, но и внешним партнёрам, инвесторам. Или каким-то компаниям, которые предоставят спрос на те разработки, которыми заняты молодые ребята. Есть для этого много институтов развития, в том числе «РВК», «Сколково», «Роснано» и «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере», который именуется как «фонд Бортника». Все его знают. И вот через эти инструменты нужно сделать так, чтобы ребята, начиная со своей студенческой скамьи, пытались свои идеи транслировать уже для экспертизы, получать за это первые деньги, а потом идею дорабатывать, и дальше получать финансирование. И так постепенно вырастить нормальную компанию.

Диана Гуц

– У меня тогда вопрос такой. Очень часто слышим от начинающих предпринимателей, у которых есть только идея и которые ищут потенциальных инвесторов под свой проект, следующие высказывания: «Нет, я свою идею не расскажу. Я боюсь, что её украдут». Вот как защищается интеллектуальная собственность, например, в тех предприятиях, в которых участвует вуз и студент? И когда студент выпускается из вуза, кому принадлежит интеллектуальная собственность на тот продукт, который он разработал?

Марданов Сергей Александрович

– Вопрос интеллектуальной собственности достаточно сложный на текущий момент в силу нескольких аспектов. Касательно нежелания распространять идею, чтобы не украли. Обычно на это очень простой ответ: если у тебя там 100% от нуля, то по сути там  ноль, красть нечего. А если у тебя 1% от миллиона, то, соответственно, у тебя хотя бы есть сто рублей. Да? Условно говоря. Тысяча рублей. Соответственно, ты совсем по-другому оцениваешь то, чем ты владеешь. На текущий момент твоя идея не стоит денег физических никаких. Да, она твоя, внутри тебя находится, но никто её ещё не оценивал. А если ты её переложишь в какую-нибудь интеллектуальную собственность, зафиксируешь на бумаге в виде ноу-хау, в виде патента или ещё каких-то инструментов, это уже станет чем-то более конкретным. Но, опять же, кто идею оценивает и как? Всё равно намного эффективнее продавать конечные продукты, в которых есть часть интеллектуальной собственности, нежели чем конкретно заниматься продажей интеллектуальной собственности.

Хотя большинство студентов и аспирантов считают, что у них есть свои идеи и технологии, и они будут продавать именно их. А как продавать технологии, они даже не знают. Когда они говорят: «Мы не будем раскрывать технологии», – они, скорее всего, не понимают даже, что такое раскрытие технологии, в чём конкретно происходит раскрытие информации.

Есть ещё такой аспект. Зачастую в базовых курсах у ребят то, что можно назвать их интеллектуальной собственностью. Защита интеллектуальной собственности в университете, прямо скажем, в основном делается просто для отчётности, для каких-то списков патентов, которые у них выложены на сайте.

 То есть как бы формальность об интеллектуальной собственности. Чтобы понимали, как правильно её создавать в современных условиях. Не по принципу: «А вот я хочу ноу-хау и вот именно с таким названием».

Для того, чтобы правильно зарегистрировать интеллектуальную собственность, нужно очень хорошо подумать, изучить рынок, посмотреть патентные базы, существующие в мире. Патентный ландшафт может дать много полезной информации. Видно, во-первых, какие компании заинтересованы в идее; во-вторых, кто на этом рынке работает, с кем конкурирует, в какой стране нужно регистрировать интеллектуальную собственность. Допустим, большинство патентов, вообще не нужно регистрировать в России. Почему? Потому что если ты их будешь создавать здесь, то:

а) они мало кому нужны будут за рубежом, российский патент;

b) как только ты его создашь, высока вероятность того, что в других странах просто переведут и скопируют наш патент, в том же Китае;

с) даже внутри страны будет довольно проблематично защитить себя. Патентных троллей и у нас достаточно, и патентная судебная практика не такая широкая. Всё зависит от того, какой юрист с той или  другой стороны.

И в результате получается так, что специалистов, способных определить, что защищать, где защищать и  каким образом управлять этим дальше, практически нет. В стране их очень мало. Они в основном сидят в крупных компаниях, потому что стоимость часа труда там выше. А для малых стартапов их точно не найдёшь. Но и тут уже есть возможность пользоваться сервисами, которые созданы в институтах развития. Допустим, у того же «фонда Сколково» есть классный центр интеллектуальной собственности, который помогает как раз этим заниматься. Он и патентные ландшафты делает, и рассказывает, как это правильно сделать, и даже помогает заявки оформлять на международный патент.

Диана Гуц

– Я поняла. Тема достаточно сложная, интересная и, возможно, что защита интеллектуальной собственности станет темой следующего эфира. Хорошо. Тогда ещё один уточняющий вопрос. Вы сказали, что иногда поступают заявки от коммерческих организаций либо от госкорпораций в какой-то конкретный вуз, или в проектную команду для разработки, скажем так, определенного товара или услуги. В этом случае кому принадлежит интеллектуальная собственность на созданный продукт? Заказчику или всё-таки разработчику, команде проектной?

Марданов Сергей Александрович

– По закону написано, что как договорятся. То есть что написано в договоре.

Сиротинина Мария Владимировна

– Зависит от документации по конкурсу. Если заказчик просто ставит задачу, а студенты решают, то тогда это решение студентов. И дальше они могут заключать контракт, сделку, после чего нанимать этих студентов. А если изначально в конкурсных документах прописано, что всё, что разработается, достаётся компании, оплачивающей конкурс, то тогда всё действительно принадлежит компании. Но это индивидуальная история. В каждом конкурсе по-своему.

Вопрос в другом: чтобы студенты решили какую-то интеллектуальную задачу для корпорации, требуется совместная работа. В процессе работы студент так или иначе создаёт стартап и ведёт его через все институты развития, внутривузовские конкурсы или даже какие-то международные конкурсы. На выходе он может зарегистрировать этот стартап. То есть, это либо проект, принадлежащий студенту, либо и студенту, и вузу, зависит от того, что в договоре указано. Но нужно не забывать о том, что очень часто первый бизнес, который регистрируется, в процессе развития приобретает какие-то новые функции, услуги, из-за чего в последствии проходит процедуру перерегистрации. Поэтому первые два-три года интеллектуальная собственность на такой бизнес может принадлежать разным людям.

Диана Гуц

– Мария, расскажите подробней о студенческом конкурсе «Мой первый бизнес-план». Для кого он, каковы критерии отбора, какие результаты вы ожидаете? Насколько мне известно, на сегодняшний день огромное количество компаний, общественных организаций, различных центров, как государственных, так и не государственных, проводят всевозможные конкурсы. Чем ваш конкурс будет отличаться от них? И кто вам нужен для этого конкурса?

Сиротинина Мария Владимировна

– «Мой первый бизнес» – это конкурс для студентов, для молодых людей от 18 до 30 лет. Мы его организовываем в рамках программы РДСО совместно с Московским государственным индустриальным университетом и МАМИ – Московским автомобильным институтом. В рамках конкурса собираются проекты бизнес-планов. Конечно, технологическое предпринимательство или создание какой-то технологии у нас в приоритете.

После первого тура будет второй отбор в «Инвестсити», где мы вместе с экспертной комиссией изучим проекты более детально. И затем все студенты, которые готовы продолжать работать над своей идеей, пойдут учиться в школы технологического предпринимательства. В течение двух месяцев им будут показывать и рассказывать, как их бизнес-идею описать в бизнес-плане, и ещё – как создать прототип. Их будут учить 3D моделированию на компьютере, сканированию и печати на 3D принтере.

После обучения у студента появляется готовый прототип или уже полный бизнес-план, который он будет презентовать инвестиционной комиссии. Мы будем поддерживать в рамках комиссии эти проекты, отправлять их на другие всероссийские студенческие конкурсы, рекомендовать. Также будут ценные призы. Сделано это для апробирования определенной системы, которую мы хотим запустить в бизнес-инкубаторах. Мы хотим сделать её круглогодичной, чтобы все студенты первого, второго, третьего курса могли разрабатывать свои идеи, затем – обучаться по определенной программе школы, после чего демонстрировать свои результаты инвестиционной комиссии. Здесь есть ещё одна задача. Мы хотим соединить эту деятельность с их обучением. Чтобы тот бизнес-план, который они делают, был профильным, относился именно к тому направлению, в котором они учатся. Чтобы они уже понимали, что полученная специальность может пригодиться для развития своего предпринимательского дела.

Диана Гуц

– Это очень глобальный проект. Кто его финансирует? Как всегда, вечный вопрос. Где деньги, кто даёт?

Сиротинина Мария Владимировна

– Университет получил эти деньги по программе РДСО в том году. Они подавали заявку вместе с комиссией по молодёжному предпринимательству Совета Министерства образования и науки РФ.

Диана Гуц

– То есть для студента и победителя этого конкурса предоставляется абсолютно бесплатное обучение?

Сиротинина Мария Владимировна

– Да, это абсолютно бесплатный конкурс, абсолютно бесплатное обучение, абсолютно бесплатное дальнейшее консультирование и привлечение инвестиций и других ресурсов.

Диана Гуц

– И абсолютно бесплатная и неподкупная комиссия. Правильно?

Сиротинина Мария Владимировна

– Да.

Диана Гуц

– Хорошо. Сергей, у вас на визитке написана такая интересная должность: менеджер по развитию трансфера технологий. Что такое «трансфер технологий»?

Марданов Сергей Александрович

– За этими двумя словами скрывается на самом деле простая вещь. Она достаточно давно известна. Это просто передача технологий из университета в промышленность. Трансфер, конечно, происходит не только из университетов в промышленность, из научных организаций в промышленность; из одной организации в другую также происходит передача технологии. Она происходит несколькими вариациями. И в виде конкретной интеллектуальной собственности, и в виде компетенций, –  в различных форматах, одним словом. И всё это может называться трансфером. Также это может быть консалтинг. Но самое важное, чтобы университетская технологическая разработка была в итоге имплементирована в промышленное предприятие. Чтобы это было осуществимо, необходимо достаточно большое количество институций внутри университета: программ, инструментов, сервисов. Должна быть развита инновационная экосистема университета. То есть, как экосистема есть биологическая, со всей пищевой цепочкой от бактерий до волка. Просто это нужно всё создать сразу. Нельзя частично сделать одно или другое. Хотя есть примеры интересные, в том числе и в биологических системах. Когда-то Йеллоустонский парк, по-моему, просто-напросто заселили волками. И, соответственно, после этого там…

Диана Гуц

– Кто-то выпал из пищевой цепочки.

Марданов Сергей Александрович

– Нет, нет. Наоборот.

Диана Гуц

– А, наоборот.

Марданов Сергей Александрович

– Их не было фактически,  и тут вдруг появились. В результате получилось так, что из-за этого снизилось поголовье зайцев, из-за чего трава стала выше расти, деревья по-другому стали расти, бобры перестали запруды устраивать на реке. В реку вернулась рыба, за рыбой пришли медведи, лоси. То есть, система абсолютно изменилась просто благодаря тому, что туда внедрили группу волков.

Но вот тоже интересный момент. Допустим, вверху системы, которую мы рассматриваем, находится менеджмент. Получается, если изменить менеджмент, то теоретически может измениться вся система целиком. Да? Но вуз у нас – достаточно консервативная система, и изменить весь менеджмент вуза непросто. Но, тем не менее, процесс запущен. И мы способствуем тому, чтобы появлялись методики набора персонала, чтобы это не было по принципу сват - брат. Или тот, кто выпустился, тут же и остался работать. Понятное дело, что эффективней специалист, который занимается вопросами трансфера, который видел, как промышленность работает. На этом принципе основано большинство эффективных систем за рубежом. Мы проводим достаточно часто всякие стажировки, берём специалистов из вузов, тащим туда и показываем: «Вот, посмотрите, как работает». Просто посмотрите и пообщайтесь. Вот у них работает, почему вы не можете так же сделать? Вот и получается, что они выходят из своей коробочки, из своих границ, которые они знают. Они начинают со стороны смотреть на это и понимать, что можно что-то изменить. Начинают внедрять новые какие-то вещи внутри себя.

Самое важное во всех этих вузах то, что все проректора, директора центров развития трансфера технологий или коммерциализации технологий или там ещё каких-то центров имели опыт работы в промышленных предприятиях. Они видели, как работает реальный бизнес, и понимают, какие требования он предъявляет к технологиям, в каком формате они должны быть представлены, как должна быть организована интеллектуальная собственность. Таким образом, они могут общаться на одном языке с бизнесом, а не на том языке, на котором привык учёный рассказывать о своей технологии. То есть, когда учёный рассказывает про свою технологию, он употребит…

Сиротинина Мария Владимировна

– Да, ему нужен отдельный переводчик, перевести с научного языка на человеческий.

Марданов Сергей Александрович

– Когда ты его спросишь про бизнес, он скажет: «Подожди, подожди, подожди. Это будет потом».

Сиротинина Мария Владимировна

– Да, да, у меня тут мотыльки.

Марданов Сергей Александрович

– Вот. И мы решили в прошлом году запустить такой большой проект по созданию центров трансфера технологий в вузах. В ведущих вузах они есть. В большинстве же вузов их нет, никто не знает, что такое  «трансфер технологий» и как этим заниматься. А даже в тех, в которых есть, оно недостаточно эффективно. И мы решили помочь, предложить какую-то методику внедрения. Начали анализировать.

В результате мы предлагаем три варианта. Первая стратегия базируется как раз на стартапах и внутреннем предпринимательстве. Вторая связана с интеллектуальной собственностью и передачей лицензии: вуз получает роялти за свою интеллектуальную собственность. Третья больше связана с консалтингом, когда профессор часы проводит на предприятии или, наоборот, предприятие приходит и общается в круге профессоров, то есть, своего рода двухсторонние система. Этим, естественно, варианты трансфера технологий не ограничиваются, но это наиболее распространённая практика. И поэтому такие проекты могут быть реализованы и в России. Уже есть примеры российских вузов, где система стартапства очень хорошо развита. Тот же питерский ИТМО, тот же сейчас Томский государственный университет очень активен в этом отношении. Есть очень много хороших. Белгородский технологический университет, Уральский федеральный университет, Нижегородский университет Лобачевского, московские вузы, естественно. Та же «Вышка», МИСИ с МИФИ, МФТИ, Бауманка, МГУ.

Причём в основном это происходит где? Где есть какие-то как раз локации в виде бизнес-инкубаторов, где есть технопарки, коворкинги и прочие инструменты.

Диана Гуц

– У меня возник вопрос. Может быть, тогда нет смысла учить учёных, скажем так, заниматься бизнесом. Может, есть смысл, наоборот, обучить тех, кто хочет бизнес и как-то их соединить, чтобы поставить это на поток. Да?

Марданов Сергей Александрович

– Хорошая мысль.

Диана Гуц

– То есть, ученые изобретают, а предприниматели приходят к ученым, смотрят: «О, так эта разработка интересная. Это сможем продать сюда, это сможем запустить». И таким образом, у нас получается серийный предприниматель, который отбирает у разработчиков проекты и просто их продвигает. То есть каждый занимается своим делом.

Марданов Сергей Александрович

– Есть такой опыт в международной практике, когда так работают университеты. Я общаюсь с университетом Эйндховена в Голландии, там принцип такой: «Вот технология создана, разработчик – иди, гуляй, твоё дело – получать процент от роялти, которые придут». Всё. А саму технологию они передают в компанию.

Примечательно ещё распределение процентов. Если у нас в МИПах доля вуза от 5 до 25% (в пределах 35% точно), то у них наоборот - 75% берёт университет и лишь часть отдаёт внешнему наёмному предпринимателю. Университет его нанимает фактически заниматься бизнесом, как директора наёмного. Если он не работает эффективно, его выгоняют, меняют на другого. Университет вступает в холдинг, в котором много маленьких бизнесов, дочерних предприятий, в которых он курирует основную деятельность, принимает управленческие решения. А дальше, когда речь идёт о развитии реального бизнеса, процессом руководят профессиональные, нанятые предприниматели.

И есть ещё опыт, когда пытались, грубо говоря, просто скрестить бизнес и науку. У нас тоже был такой проект, пытались взять физтеховцев и вышкинцев. И мы хотели выступить акселератором и вместе сделать что-то. Но развития этот проект не получил. Нет сильного желания соединяться. Но это проблемы, наверно, на уровне менталитета: у нас такие проектные команды очень тяжело появляются. Хотя, я помню примеры, когда вышкинские бизнес-кураторы здорово всё организовали. У них хороший курс по созданию бизнеса. «Лаборатория предпринимательства» – так называлось. «Лаборатория бизнеса», вот, Молчанова Дмитрия. Они делали, как раз когда проектные команды соединялись сами. Вот типа, случайно пришли, и вдруг им захотелось что-то вместе делать.

Сиротинина Мария Владимировна

– Не существует единого решения в данном этапе, каждый случай индивидуален.

У нас очень много молодых учёных на самом деле, которые занимаются научными разработками и успешно их коммерциализуют. И сейчас мы готовим совместно с несколькими институтами такую программу, чтобы показать молодых учёных 30–35 лет, которые свои научные разработки уже коммерциализировали, и это является хорошим бизнесом. Именно показать молодых людей, не тех предпринимателей, которых мы привыкли показывать, когда мы привозим директоров крупных компаний, а те случаи когда именно научная разработка была коммерциализирована. Сейчас в этом направлении тоже идёт работа. Скоро этот проект будет запущен. На самом деле, самое главное, конечно, это желание. Если у студента есть желание и он готов работать, развиваться, то он найдёт и команду, и инвестиции, и экосистему, и дойдёт до бизнес-инкубатора, и ещё войдёт в региональный технопарк.

Диана Гуц

– Сергей, вопрос к вам. Скажем так, инструкция по применению работы с Российской венчурной компанией. Что необходимо сделать вот прямо пошагово студенту, чтобы получить поддержку своего проекта в РВК?

Марданов Сергей Александрович

– Ну, для начала. Чтобы не было недопонимания.

Диана Гуц

– Да, пункт один, два, три.

Марданов Сергей Александрович

– Российская венчурная компания – это фонд фондов, который в основном не работает со студентами. То есть, это не его ключевая задача. И даже не его ключевая…

Диана Гуц

– Но сегодня мы рассматриваем эту целевую аудиторию.

Марданов Сергей Александрович

– Да, да, да. Я просто хочу, чтобы понимали, что основная цель наша была, когда создавалась компания, создавать фонды, которые бы уже инвестировали в компании, в том числе, может быть, и студенческие, аспирантские. Но на текущий момент есть достаточно хороший инструмент для всех тех, у кого есть какая-то идея. Называется он Всероссийский (как он там правильно) корпоративный акселератор GenerationS. Смысл его состоит в чём? Есть 8 треков: Aerospace, Robotics, Oil&Gas, Energy, и так далее. Нужно выбрать своё направление и подать заявку через сайт http://generation-startup.ru. Наборная компания начнётся уже совсем скоро. То есть сейчас уже идут акселераторы.

В целом процесс таков: подаётся заявка, после этой заявки соискатель проходит предакселератор в виде образовательной программы. Там проект дорабатывается и отправляется на экспертизу. На экспертизе проект проверяют, ставят определённые баллы. И лучшие проекты, примерно по 10 проектов в каждом треке, отбираются и попадают на акселерационную программу. Акселерационная программа делается совместно с корпоративным партнёром. В каждом направлении есть свой корпоративный партнер. Допустим, в IT это МТС, в Energy это «РусГидро», по-моему, в Aerospace это «Сатурн», и так далее. И они вместе с операторами делают определённый трек, несколько недель занимаются тем, что усиленно дорабатывают свой проект. Дальше они свои идеи презентуют в полуфинале, там отбирается пятёрка лучших с каждого трека, и эта пятёрка уже выступает финале. Побеждает кто-то один: он получает деньги, получает доступ к инвесторам.

Диана Гуц

– Славу.

Марданов Сергей Александрович

– Славу, естественно. Потому что очень много PR. Возможны стажировки, ещё какие-то продвижения, потому что одна из задач РВК – продвижение инновационной продукции. И мы стараемся наши стартапы, которые прошли через GS, провести и в другие страны, чтобы они могли там попытаться выйти на рынок. Также нам сейчас удалось договориться с «фондом Бортника» о том, чтобы все, кто попадает в акселератор, получали ещё миллион рублей в качестве поддержки для создания компании.

Диана Гуц

– За идею.

Марданов Сергей Александрович

– Ну, на этом этапе уже, конечно, не идеи приходят. Там уже какие-то прототипы. Просто им нужно доработать бизнес-часть. У них есть технологичная часть, но нет бизнеса. Вот они в акселераторе этим и занимаются, получают первый старт. И это очень большие возможности. То есть они получают навыки, получают доступ к экспертам, к инноваторам и всем-всем-всем.

Диана Гуц

– Наш эфир подходит к концу. Мне хотелось в завершение задать ещё такой вот коротенький вопрос каждому из вас. Мария, скажите, кому следует идти в предприниматели?

Сиротинина Мария Владимировна

– Нужно идти всем тем, кто не боится брать ответственность и не боится работать круглые сутки.

Диана Гуц

– Сергей, а вы скажите нам, кому не нужно быть предпринимателем.

Марданов Сергей Александрович

– Я думаю, что не нужно всем стремиться в предприниматели. Ну а те, у кого это в крови, всё равно выберут данное поприще.

Диана Гуц

– Спасибо за участие в эфире. Напомню, это была передача «Про дело» и я, ее сегодняшняя ведущая, Диана Гуц. А в гостях у нас была Мария Сиротинина – руководитель комиссии по молодежному предпринимательству Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по делам молодежи, и Сергей Марданов – менеджер по развитию трансфера технологий Российской венчурной компании. Спасибо.

Марданов Сергей Александрович

– Спасибо.

Сиротинина Мария Владимировна

– Спасибо.