{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Дмитрий Рыбальченко Директор по маркетингу Autospot.ru 03 июня 2016г.
В гостях Дмитрий Рыбальченко
Говорим о настоящем и будущем проникновения информационных технологий в классические отрасли рынка, как зарабатывать на этом сегодня и как создать глобальный бизнес завтра

Альбина Пылаева

- Добрый вечер! В эфире «Интернет-экономика» на радио «МедиаМетрикс». Сегодня наш гость – Дмитрий Рыбальченко, директор по маркетингу проекта, сервиса, агрегатора «Autospot».

Дмитрий Рыбальченко

- Добрый вечер!

Альбина Пылаева

- В двух словах: это человек, который управляет тем, что любой покупатель автомашины может зайти на этот сервис, и он ему окажет такую услугу, как подбор автомобилей у дилеров со всевозможными скидками. Правильно я поняла? То есть нет головной боли на поиск автомобиля, беготни по каждому салону и договорённости с каждым из салонов о возможных скидках.

Дмитрий Рыбальченко

- Не совсем. Не хотелось бы обнадёживать. Наш сервис – это возможность найти нужный автомобиль по максимально низкой цене, из честных. На рынке большая путаница, в том числе и с рекламными формулировками. Мы недавно публиковали как раз для российской газеты небольшое наше исследование, сколько нужно денег с собой иметь дополнительно, чтобы, придя в салон, купить машину по цене, которую ты увидел по телевизору или в интернете. Там разбежка была и по 80 тысяч, и 150. Мы брали массмаркет – машины по цене до миллиона рублей. Вы не водите автомобиль?

Альбина Пылаева

- Я не вожу автомобиль и не интересуюсь ими. Вокруг меня есть люди, в том числе в семье, которые этим интересуются, пользуются.

Дмитрий Рыбальченко

- Однажды вы захотите купить, вы будете действовать как с любой своей покупкой. Вы посмотрели, увидели по телевизору – машина от такой-то цены. Вы рассчитываете на эту цену, заходите в интернет, вбиваете в «Яндексе» «купить «Кia Rio»», получаете сразу десяток очень специфических предложений от мошенников, идёте туда, получаете там негативный опит. Потом идёте в официальный салон, там тоже оказывается, что это цена не окончательная: на самом деле за наличные цена выше, а такая цена при дополнительных условиях.

Альбина Пылаева

- Наверное, было бы очень просто, если бы вы предлагали услугу только по такому сравнительному элементу, как цена. Что еще? В двух словах. Просто я хочу перейти к главному. Вы сейчас рассказываете о том, чем вы занимаетесь.

Дмитрий Рыбальченко

- Некоторых моделей по количеству – полтысячи автомобилей, пресловутых «Кia Rio». Они разных цветов, они с разными комплектациями и так далее. У каждого дилера нет такого количества машин. Если вам понадобится красная с тёмным салоном определённой комплектации, сколько салонов вам придётся обзвонить? В данном случае ни одного. Вы заходите и видите у нас, где конкретная машина в Москве находится, у какого из салонов.

Альбина Пылаева

- То есть это интернет-магазин. Только что вы продаёте? Возможность купить?

Дмитрий Рыбальченко

- Фактически, да. Мы упрощаем выбор. Например, как «Яндекс.Маркет», очень похожий аналог, как «Delivery Club», как сервис доставки заказа еды, как любой агрегатор, будь то «Яндекс.Такси». То есть мы собрали на одной площадке предложения от большого количества поставщиков. И что важно: от выше перечисленных проектов нас отличает то, что у нас свой клиентский сервис, который не бросает вас наедине с интерфейсами. Вы всегда можете позвонить и по телефону решить такую же проблему.

Альбина Пылаева

- Замечательно! Про своё дело любимое вы рас сказали, рассказали про то, чем вы сегодня занимаетесь. Но основной интерес именно в нашей передаче к тому, как интернет меняет традиционный вид деятельности, традиционный вид бизнеса, традиционный рынок. И вы нам интересны как эксперт, у которого было несколько стартапов в своей жизни, который участвовал в стартапах, достигал определённого успеха. Я вас назвала успехом, потому что для меня это мерило интересного собеседника. А как вы измеряете свой успех? Чего вы достигли в интернете и в том роде деятельности, который вы выбрали. Вы маркетолог, как я понимаю?

Дмитрий Рыбальченко

- Да. На самом деле, если так посмотреть, наверное, это те люди, с которыми ты на проектах соприкасаешься. Если проследить ретроспективу некоторую, даже брать методологию Фоксворд, то это, безусловно, Максим Дривай, очень профессиональный человек, управленец. Еще Максим Спиридонов, достаточно известный.

Альбина Пылаева

- Это ваши коллеги?

Дмитрий Рыбальченко

- Да, бывшие.

Альбина Пылаева

- Как долго вы с ними работаете?

Дмитрий Рыбальченко

- Пару лет, на предыдущих проектах. Сейчас у меня Женя Южаков, например, директор текущего проекта.

Альбина Пылаева

- А кто кого нашел? Вы искали команду, или вас искали в команду? Как вы шли?

Дмитрий Рыбальченко

- Я всегда с улицы заходил, то есть это было не по рекомендации, а просто через всем известные рекрутинговые сервисы, как «hh.ru». Я случайно попал в Фоксворд, на тот момент он по-другому назывался. Это была комнатка размером со студию, было энное количество разработчиков и всё. Точно также на каком-то этапе через резюме я попал в текущий проект, более того, со второго раза. Я был на замене, так сказать.

Альбина Пылаева

- Я так понимаю, что есть интересные команды с опытом, с идеей, которые также привлекают инвестиции (об этом чуть позже) в проект. А вы – тот самый талантливый исполнитель, который даёт проекту наполнение с точки зрения интернет-технологий, придумывает некие фишки. И проект даёт какую-то идею, чем определённые бизнес отличается от другого на том же рынке, на конкурентном. Скажем так, рынок агрегаторов – это конкурентный рынок. Поправьте, если я не права. Вы придумываете нечто новое или воплощаете в жизнь идеи тех людей, которые позвали вас в команду для отличного стартапа?

Дмитрий Рыбальченко

- На самом деле очень тяжело. Вы романтизируете достаточно сильно, а я в этом плане достаточно брюзгливый человек, который говорит: «Боже мой, мы делаем элементарные вещи. Это же так просто, ничего сверхъестественного мы не делаем». И в этом плане, я считаю, немножко перегреты совсем юные специалисты, которые считают, что они делают фантастические вещи. Сказать по секрету, я неоднократно на мероприятиях спорил, что я готов из любой девочки-бухгалтера сделать очень крепкого маркетингового специалиста или управленца за месяц, наверное, то есть это будет достаточно конкурирующий человек. Но будем считать, что этого никто не слышал. У нас очень высокотехнологичная, сложная работа. Что я делаю? На самом деле, задача – найти нашего клиента и сделать так, чтобы он доверился, попробовал и с нами дальше оставался. Это, в принципе, для всех проектов, как правило, ключевая задача. Если мы не будем в какую-то девиацию уходить из разряда, что у нас цель – просто рост для того, чтобы поднять очередной инвестраун, потом соскочить или же для других каких-то целей проект существует. В основном моя задача – связать нас и клиента и сделать так, чтобы он от нас не ушел.

Альбина Пылаева

- Понятно. А скажите, если это такой простой бизнес, почему тогда на старте или (я даже хотела бы уточнить, как развивался этот бизнес) на каком моменте пришли в него инвестиции. Почему в него поверили? Например, была информация, что именно сервис подбора автомобилей (речь идёт об «Autospot» и Дмитрие Рыбальченко, директоре по маркетингу) привлёк 500 тысяч долларов от своих акционеров. Для чего, если всё так просто?

Дмитрий Рыбальченко

- Смотрите, пока проект не приносит прибыли, он должен на чём-то развиваться. Все инвесторы, они кладут яйца в несколько корзин. По идее это портфельщики, они берут двадцать проектов, запускают. Один «выстреливает», покрывает все риски на других проектах, которые потонули. Мы тоже в этой корзине были. На что эти деньги потрачены?

Альбина Пылаева

- Да, на что конкретно, на разработку продукта, на маркетинг, на заключение каких-то договоров?

Дмитрий Рыбальченко

- В данном случае было немало денег потрачено и на маркетинг, и непосредственно на продукт. На моей практике, эти деньги всегда на ускорение брались.

Альбина Пылаева

- Продукт, что имеется ввиду?

Дмитрий Рыбальченко

- Смотрите, снаружи для потребителя простой интерфейс: три кнопочки внутри, и достаточно серьёзная система находится. Если брать тот же «Autospot», мы каждый день общаемся со 130 базами дилеров. Мы получаем от них наличие машин. Каждая машина – это целый талмуд с комплектацией, цветом и прочим, это куча данных. Мы интегрируемся к дилерам. Дилеры ничего под нас не будут делать, потому что мы сравнительно маленькие, а они большие. Поэтому под каждого дилера нам нужно написать так называемый парсер – систему, которая позволит нам с ними обмениваться данными, чтобы у нас всегда были актуальная информация. Это одна сторона. Другая сторона сервиса находится в рамках самого сайта, это тот же новый конфигуратор машин. Что у нас со свежего? Сейчас мы контентную часть, автомобильный блог делаем. И делаем его не на готовых ресурсах, а сами пишем и админку (внутреннюю часть), и дизайн. Это всё стоит денег. Квалифицированные специалисты стоят дорого. В «Фоксворде» мы тоже привлекали такие инвестиции на определённом моменте. Как правило, понятно, куда любой проект двигается, каких он высот достигнет. Но и инвесторы, и сама продуктовая команда заинтересованы этот процесс сильно ускорить. И если можно ускориться за счет денег, то, конечно же, все предпочтут это сделать. Элементарно, мы сейчас в точке А, нужно в точку Б, мы достигнем её через три года. А если положить нам сюда условный миллион, мы достигнем её, возможно, за полгода или за год.

Альбина Пылаева

- А давайте прямо с цифрами, что было на старте и что теперь.

Дмитрий Рыбальченко

- Если немножечко оглянуться назад, то до начала 2015 года всё было чуть ли ни на грани закрытия. То есть немножечко не легла модель, которую мы позаимствовали на Западе (ещё мои предшественники), на отечественный рынок, сильно разбилась о реалии. Несмотря на то, что достаточно профессиональная команда делала, там были очень крутые специалисты, им немножко не хватило времени. Соответственно, пришёл Евгений Южаков, товарищ из «Mail», потом из «Yota», потом и «Delivery Club».

Альбина Пылаева

- У него уже был какой-то опыт агрегатора?

Дмитрий Рыбальченко

- Да. «Delivery Club» сейчас – крупнейший агрегатор по доставке еды в России и, по-моему, не только в России. Этот человек стоял у истоков. В принципе, его и позвали в данный агрегатор «поднимать целину». Я появился в феврале 2015-го года. Мы переделали полностью сайт, мы поменяли каналы привлечения пользователей, поменяли принцип работе. В общем, все переделали: немножечко здесь подпилили, здесь подкрутили, и начали расти. На тот момент у нас было порядка трёх тысяч машин на сайте, порядка пятидесяти дилеров, и продавали мы, наверное, от двух до пяти машин в месяц. К декабрю минувшего года мы сильно перевалили. Порядка 150 машин мы продали за декабрь, при этом средняя стоимость у них поднялась от 700-800 тысяч до 1,3-1,4 миллионов. У нас появилось более сотни подключённых к нам дилеров, в том числе это «Рольф», это «Мейджер» – это крупные игроки. Я думаю, аудитория знает.

Альбина Пылаева

- Дмитрий, скажите мне такую важную вещь: этот сервис, кому он полезен как бизнес? Он полезен в большей степени покупателям или тем компаниям, которые продают?

Дмитрий Рыбальченко

- Тут как посмотреть. Кому мы не полезны, я бы мог сразу сказать. Мы не полезны: а) мошенникам на рынке; б) косоруким маркетологам в штате дилеров. Для меня лично был шок, насколько такой достаточно денежный бизнес, настолько порой технологичные бренды представлены, он очень деревянный в плане просчётов стоимости маркетинга. Подавляющее большинство дилеров не знает, сколько они тратят на привлечение одного клиента, на одну сделку.

Альбина Пылаева

- А вы всё это посчитали?

Дмитрий Рыбальченко

- Конечно. Мы на этом и заходим. Смотрите, в чём суть. За что нам платит дилер? Он платит не за заявку, не за контакт с клиентом. Дилер нам платит по факту того, как наш клиент к ним пришёл, купил машину, оплатил её полностью, после чего мы получаем свою комиссию – это 1% от сделки.

 Альбина Пылаева

- А как получается, что дешевле? За счёт чего бонусы денежные в виде скидок в этом бизнесе? В двух словах.

Дмитрий Рыбальченко

- Есть определённая маржа и рекомендуемая цена.

Альбина Пылаева

- А давайте не уходить от вопроса. Можно в двух словах?

Дмитрий Рыбальченко

- Есть какой-то задел у дилера, есть какие-то возможности, чтобы даже ниже рынка продать машину. Машина стоит дилеру денег. Она, как правило, под коротким кредитом. И пока она у него стоит и не продаётся, она «кушает» деньги.

Альбина Пылаева

- Ваш сервис помогает учесть некие обстоятельства. Поскольку охвачено много компаний, и у них в текущей работе бывают какие-то моменты за счёт множества ситуаций в компаниях, когда они готовы отдать по другой цене, нежели средняя цена по рынку, вы агрегируете эти состояния компаний и получаются скидки, так?

Дмитрий Рыбальченко

- В том числе. Но я очень против подобного рода скидок, на самом деле, потому что это действительно потребительский терроризм, который при потакании локальных менеджеров довёл наш автомобильный рынок до… Мы два года читаем новости про то, как он падает, он в два раза схлопнулся за два года. Это же с ума сойти. Почему? Потому что выжгли друг другу глаза скидками, демпингом.

Альбина Пылаева

- Со скидками упали продажи? Я что-то не понимаю, может быть?

Дмитрий Рыбальченко

- Срезали маржу свою скидками. И получилось, что почти все торгуют в ноль, на копеечки. И соответственно, любое изменение спроса на рынке ударяет, потому что у тебя нет люфта, в котором ты бы мог спрятаться, то есть сразу нужны сокращения.

Альбина Пылаева

- Я частично услышала ответ на свой предыдущий вопрос о том, кому это выгоднее. Всё-таки вы на стороне продавцов, получается?

Дмитрий Рыбальченко

- Нет. Конечно, мы стараемся, как агрегатор.

Альбина Пылаева

- Это не потому, чтобы не заходить на ваш сервис, потому что действительно вещь удобная: хочу – захожу, хочу – нет.

Дмитрий Рыбальченко

- Я на стороне продавцов метафорических, на стороне очень абстрактного дилера, потому что он состоит из людей, и значительное количество этих людей делает не самое верное решение, усложняя жизнь потребителям. Я в первую очередь сам по себе потребитель, в том числе и в автомобильном бизнесе, поэтому я на своей стороне. Я хочу заходить в интернет, видеть цену. Если я сейчас захочу купить телефон, я зайду в интернет, я найду там нормальную цену почти сразу, я приеду и куплю этот телефон. Я хочу, чтобы так же было с машинами. Я уверен, что в перспективе будут нормальные, человеческие продажи машин через интернет.

Альбина Пылаева

- Я как раз и хотела спросить. Мы всегда думаем, что что-то уйдёт в прошлое. Интернет-торговля автомобилями через какое-то время может быть объёмнее и больше, чем традиционная торговля?

Дмитрий Рыбальченко

- Абсолютно, может!

Альбина Пылаева

- Как скоро это может произойти?

Дмитрий Рыбальченко

- Здесь это зависит в первую очередь от воли производителей. «ВМW» уже тестируют в Англии подобную схему. «Volvo» по предзаказу продали очень много тысяч своего нового джипа.

Альбина Пылаева

- Предзаказ – это то, что продано до того, как машина появилась на конвейере?

Дмитрий Рыбальченко

- Да, её даже никто не видел. Была онлайн-презентация нового джипа XC90, и несколько тысяч предзаказов они получили сразу. Пресловутая «ТESLA» распродаётся только в путь. Люди увидят машину через два года. Но, к слову, это не новшество. Как продает та же самая «Ferrary» люксовые, сверхлюксовые автомобили, суперкары? Привезли на выставку одну машину, всем показали и собрали со всех чуть ли не стопроцентную предоплату. И в течение трёх лет на эти деньги они производят машину и всем отвозят. То есть чисто технически в массмаркет это перевести не так уж и сложно, потому что единственное, что сейчас не даёт нам интернет, – это тактильные ощущения. Можно посмотреть, как внутри красиво, качественно, как всё выглядит, теоретически ощутить, как оно едет…

Альбина Пылаева

- Но есть же много технологий: одел 3D очки и по салону гуляешь.

Дмитрий Рыбальченко

- К слову, о «Volvo». Да, они уже тестируют такую историю.

Альбина Пылаева

- Когда у нас это появится? И появится ли именно благодаря вам?

Дмитрий Рыбальченко

- Я практически уверен, что это появится благодаря нам. Я думаю, через 3-5 лет. Понимаете, мы в такое время живём, когда каждый день ускоряется процесс изобретения, процесс обновления, поэтому очень опасно прогнозировать, потому что, если б мы с вами лет 15 назад обсуждали перспективы телефонии или интернета, я не уверен, что мы бы так точно в точечку попали на предмет того, какие технологии будут сегодня. А теперь и вообще страшно. Может, через три года.

Альбина Пылаева

- Мы как мечтатели, что будет. На самом деле реально, что может произойти: бизнес развивается, есть какие-то проекты, и они имеют свою жизнь.

Дмитрий Рыбальченко

- Я думаю, 5-8 лет.

Альбина Пылаева

- Что вы собираетесь делать в эти ближайшие 5-8 лет?

Дмитрий Рыбальченко

- Мы собираемся плотнее общаться с производителями. Мы собираемся текущий продукт развить до стопроцентного покрытия, как минимум, по Москве и области – это крупнейший репрезентативный регион. Мы собираемся нарастить нашу экспертность. Я вижу миссию того самого «Autospot» – первый шаг для всех, кто захотел машину. Я периодически в наш клиентский сервис сажусь сам, общаюсь с клиентами. На удивление, я себя самым нужным чувствую, потому что это женщины и девушки, и, как правило, это их первая машина. Они ничего не знают, им действительно нужна помощь. Все-таки мы, ребята, нам ничего не надо. Нам надо: «Алло. Цена? Все понятно. Я сам всё знаю. Я сам разберусь». Девушки готовы принять помощь, и им нужна эта помощь. Почти всем вышедшим из автошколы такая помощь нужна. Я думаю, что мы будем «окном» в мир, то есть нас начнут сначала читать, начнут доверять нашим прогнозам.

Альбина Пылаева

- Вы будете одни такие полезные на этом рынке?

Дмитрий Рыбальченко

- Я думаю, у нас пока достаточная фора, чтобы этот рынок никому не отдать.

Альбина Пылаева

- А нужно никому не отдавать? И возможно ли, если всё так быстро меняется, развивается?

Дмитрий Рыбальченко

- Как правило, зеркального проекта, я думаю, не будет.

Альбина Пылаева

- Вы, кстати, единственный сегодня?

Дмитрий Рыбальченко

- Нет, на самом деле, нет. Но ирония в чём? Если навскидку, то мы единственные, потому что замучаетесь искать наших конкурентов. Они где-то на десятых строчках «Яндекса», можно найти что-то в социальных сетях. По ним можно учить историю чужих ошибок. Опять же, возвращаясь к инвестициям, порой инвестиции дают тебе право на ошибку, и ты можешь зайти в тупик, понять, что ты в тупике, выйти из него и пойти другим путём, дальше растить продукт, продвигать. Как правило, в отсутствие денег идёшь как по минному полю. Если у тебя неправильная бизнес-модель, ты уже не успеешь её изменить, потому что ты закроешься, тебе будет нечем финансировать продукт. Поэтому есть подобные приложения с нашим функционалом, есть сайты, которые себя так же позиционируют. Я могу рассказать, какие у них были ошибки. Есть «Автоофер» – хороший проект, который генерирует клиентов, но у них одна из ошибок – они предлагают дилеру, менеджеру-дилеру, купить контакты клиента. То есть клиент на сайте оставляет, что он хочет купить, и свой номер телефона. Я в качестве дилера вижу эту информацию, но не вижу номера телефона. И я могу купить за тысячу рублей эту информацию. В чём ошибка «Автоофера»? Ошибка в том, что менеджерам в салоне делать больше нечего, кроме как сидеть на каком-то сайте и ждать, пока раз в три часа придёт заявка. По идее, «Автоофер» генерирует клиентов, это неплохой поток. Но работать дилер с ним не будет. Вот и всё.

Альбина Пылаева

- Смотрите, поведенческая модель потребления россиян такова, что услуги – это самое тяжёлое, что покупается. Покупаются продукты, но услуги – в последнюю очередь. А вы продаёте именно услугу. Или эта услуга бесплатная?

Дмитрий Рыбальченко

- Тут нюанс. Эта услуга бесплатная. Мы продаёмся дилерам. Для клиента мы бесплатные полностью. И более того, предвосхищая вопрос, в стоимость купленной машины не закладываются никакие наши комиссионные. Клиенту без разницы: сам он молодец – объездил десяток салонов, поторговался или же купил через нас.

Альбина Пылаева

- И всё-таки хотелось вот о чем завести с вами разговор. Вы разрабатывали модель для покупателя, по сути дела, агрегатор для покупателя, но есть множество течений, есть так называемая поведенческая экономика, которая объясняет, как работают эмоции человека при покупке той или иной вещи. Есть ли что-то такое человеческое, чисто человеческие нюансы, психологические, которые вы учитывали, создавая эту систему? Вы просто думали о своей целевой аудитории, не просто как ЦА, а просто о людях с их эмоциями, с их настроениями, с тем, что они живут в 2016 году и так далее.

Дмитрий Рыбальченко

- Был случай. Когда мы «выкатили» новый сайт, нам, по-моему, кто-то из инвесторов говорит: «Как-то не доверяю я. Как-то всё слишком красиво».

Альбина Пылаева

- Это есть.

Дмитрий Рыбальченко

- Но, к сожалению, принципиально уродовать не хотелось бы продукт.

Альбина Пылаева

- Это есть, потому что зашла на ваш сайт и увидела, что он очень эффектный, простой и очень привлекательный. Кажется, что всё очень просто и даже подозрительно, действительно.

Дмитрий Рыбальченко

- Такого рода вещи мы не можем учитывать. Конечно, мы доставляем наших партнёров на видные места, чтобы было видно, с кем мы работаем, повышать доверие к ресурсу. Но, к сожалению, мы не настолько узкий продукт, как мне кажется, чтобы сильно адаптироваться под аудиторию. У меня от месяца к месяцу самая активная аудитория – то девочки от 18 до 24, то мужики от 40 до 50. Это же машина. Сейчас это уже не роскошь, а средство передвижения. У нас ассортимент – от 500 до 6-7 миллионов. Есть у нас пара «ВМW». Это показывает, насколько широкий пласт аудитории мы к себе загребаем. Поэтому мы стараемся делать понятнее. Например, у нас вы не найдёте сложных фильтров, потому что они рядовому пользователю не нужны. Рядовой пользователь знает, что ему нужен кондиционер, автоматическая коробка переключения передач и всё. Он не разбирается в комплектациях, он не разбирается в нюансах, какая коробка передач, с двумя сцеплениями или автомат, или вариатор. Запросы гораздо проще, поэтому мы не стали усложнять. Если зайти на «avto.ru», там, наверное, порядка тридцати параметров точно можно настраивать. Но мы пошли другим путём, мы в этом случае действительно для человека. Мы сейчас только по мере необходимости добавляем, то есть мы слушаем, что происходило в клиентском сервисе, что просят люди, и потихонечку добавляем самые популярные запросы, добавляем новые фильтры, новые функции.

Альбина Пылаева

- Я хочу напомнить, что с нами Дмитрий Рыбальченко, директор по маркетингу проекта «Avtospot.ru», который помогает найти машину, которую хочется купить за минимальные деньги, прекрасно скомплектованную, новую и качественную. Мы говорим о клиентском сервисе, к которому относится этот проект. Хотелось бы ещё от вас услышать, говоря о будущем вашего проекта, появится ли какая-то новая услуга? Может ли превратиться то же самое в некий аукцион?

Дмитрий Рыбальченко    

- Да. И более того, мы пробовали подобные вещи. Я думаю, к ним регулярно можно будет возвращаться. Здесь мы утыкаемся в то, что нужно заинтересовать дилера. Вы представляете, сейчас к нему приходит человек, торгуется хотя бы вживую. А если сейчас ему сказать: «Готовься, тебя сейчас будут прогибать по цене в интернете», он на это не пойдёт.

Альбина Пылаева

- Может быть такое, что онлайн-аукцион с несколькими покупателями сразу?

 Дмитрий Рыбальченко

- Я думаю, да. Но нужно понимать чистоту покупки, всё-таки должно очень много одновременно совпасть. Я думаю, коммерческие элементы мы просто обязаны будем перенести. Мы это сделаем. В идеале, я хочу, чтоб через нас бронировали машины, то есть денежку уже перечисляли за конкретный автомобиль. Более того, на каком-то этапе мы и целиковую транзакцию на себя возьмём, то есть полная предоплата, а, может, и доставку автомобиля пользователю.

Альбина Пылаева

- Знаете, сервис очень похож на сервис по продаже авиабилетов. И как раз агрегаторы никогда не несут ответственности ни за срыв рейса, ни за какие-то вещи. За что несёте ответственность вы в этой цепочке между покупателем и продавцом?

Дмитрий Рыбальченко

- За предоставляемую информацию у нас на сайте. Мы, по хорошему, – на текущий момент самое удобное справочное при покупке нового автомобиля. Мы несём гарантию за то, что у нас только официальные дилеры. Это уже само по себе может обезопасить от большого количества проблем, о том, что у нас нет мошенников на сайте, о том, что автомобили, которые представлены, они не сферические в вакууме, а с конкретным номером и находятся в конкретных местах. К сожалению, бывают не самые удачные примеры взаимодействия наших клиентов с нашими партнёрами. Но в данном случае мы стараемся докопаться до конкретного менеджера, который в каком-нибудь салоне некорректно отработал с нашим клиентом, и принять соответствующие меры через его руководство. Мы ничего от клиента не требуем с нашей стороны и не получаем.

Альбина Пылаева

- То есть вы формально с ним не связаны?

Дмитрий Рыбальченко

- Да. Более того, я бы не рассматривал это как минус наш, это, наоборот, плюс. Клиент взаимодействует с официальным дилером, словно Вавилоном. Я ребятам рассказывал вчера. Тут же есть нюанс, если мы будем говорить о каких-то требованиях и претензиях. То есть ситуация в следующем: есть клиент, есть тот, кто оказал ему услугу, всё. И, пожалуйста, простой судебный процесс.

Альбина Пылаева

- Давайте не будем про процессы судебные. Мы говорим всегда в нашей передаче о том, как интернет меняет жизнь. В данном случае то, чем вы занимаетесь сейчас, требует от вас понимания ситуации на авторынке вообще, ситуации в сфере электронной коммерции, в сфере психологии покупателей. Что ещё я забыла упомянуть?

Дмитрий Рыбальченко

- Я думаю, этого достаточно. Обратите внимание на рынок недвижимости, где сейчас есть риелторы.

Альбина Пылаева

- Говоря про весь авторынок и не только авторынок, переходя на автомобильную промышленность, как вы думаете, в продажу пришли интернет-технологии, они что-то подвигают, что-то меняют, в том числе у покупателей в голове. Если смотреть шире, что меняется в самой промышленности с интернет-технологиями?

Дмитрий Рыбальченко

- Я думаю, что ключевой момент, который привнесли интернет-технологи для автомобильной промышленности и для любой – это возможность получить ту информацию о потребителях, которую раньше невозможно было получить. Мы знаем всё о тех, кто пользуется нашими услугами: пол, возраст, привычки, предпочтения в брендах и в еде, и в одежде. Соответственно, мне кажется, производители гораздо точнее могут отвечать на требования аудитории, гораздо быстрее получать обратную связь о своих продуктах, если мы говорим о бытовом интернете. Если уходить глубже в технологии, которые применяются, то это, безусловно, потенциально автопилотируемые машины, это все автомобили, связанные через интернет между собой. Это глобально приведёт к совершенно другому уровню безопасности на дорогах, даже к отсутствию пробок, которые мы видим сейчас. Логистика – это один из таких китов, на которых эволюционный пласт держится. Меняется она, и она за собой кучу всего потащит. И это будет уже другое поколение. Это всё равно, что, если бы мы сейчас каких-нибудь мушкетёров интервьюировали. Я думаю, на нас будущее поколение будет смотреть так же, и мы это более чем застанем.

Альбина Пылаева

- Будущее поколение для вас – на сколько младше вас?

Дмитрий Рыбальченко

- В данном случае я дал маху. Я думаю, лет через 15, а даже и раньше, мы уже будем изрядно впечатляться . Может быть не в России, но где-нибудь в США, потому что Токио на меня экстраординарного впечатления не произвёл в этом году. Я ожидал совсем другого. А оказалось, что там очень скромно демонстрируются свои технологии. И в быту ты просто замечаешь, что что-то удобнее, но это не другой мир. Пожалуй, Токио крайне органично демонстрирует технологическое превосходство. И там нет кича в этом плане, то есть никто не выказывает, что у него гибрид, что у него электромобиль, что у них даже одноместная парковка, она двухместная. Это выглядит так, как будто: «Боже мой, да так было всегда».

Альбина Пылаева

- Сами автомобили могут измениться? Как скоро?

Дмитрий Рыбальченко

- К моему личному сожалению, да. Я думаю, лет 10-15. Сейчас же в Нидерландах (сегодня была новость) собираются к 2025 году запретить, если я не ошибаюсь, не бензиновые, а только дизельные двигатели. По всему миру все уходят от углеводородов, переходят к восполняемым источникам энергии. А это за собой влечёт многое. Если у нас будет автопилот, то уже такая мысль, как личный автомобиль, отойдёт на второй план. Это следующий виток эволюции общественного транспорта, когда за вами приедет ваша личная капсула, возможно, какого-то своего дизайна, то есть бренды останутся. Но так, как сейчас, когда он действительно был как личный конь, сейчас это личный автомобиль, это продолжение тебя. Я думаю, к сожалению, это уйдёт.

Альбина Пылаева

- А вы не хотите в будущем как раз этим вопросом заняться, именно транспортной логистикой?

Дмитрий Рыбальченко

- Это меня всё режет без ножа, потому что я ещё не купил себе «Porsсhе». Мне ещё очень нравятся бензиновые двигатели, я обожаю рулить, я не хочу в обезличенную технологическую эпоху. Но это лично мои переживания. А по-хорошему, я думаю, да. Я даже не готов предсказать сейчас, как это будет. Мы часто дискутируем на работе, мы совершенно полярно смотрим на будущее индустрии, но все сходятся в одном. Если брать известную «Тesla», то, как я говорю, это батарейка, это не машина. Мало кто следит за электромобилями, и не знает, что почти у каждого уважающего себя автопроизводителя уже есть аналоги. Если мы посмотрим в сторону «Google» и «Аpple», они тоже во всю делают самоуправляемые автомобили, они поселяются сейчас уже в личных машинах. Я думаю, они скоро будут основными логистами.

Альбина Пылаева

- Давайте не будем говорить теперь уже о машинах. Понятно, что это непредсказуемое будущее, такое завораживающее. И здесь понятно, до чего может дойти человеческая мысль, она все время меняется. Просто будут просто какие-то новые формы жизни, производства и так далее. А в человеческом плане вы и ваша команда сейчас – какая-то новая для России порция бизнесменов, связанных с интернетом. Вы продвинутые, вы отличаетесь и в повадках по ведению бизнеса, и манерах, и в этике бизнеса. Есть традиционный российский бизнес, он есть ещё и в глубинках. Это люди, которые думают совершенно иначе, чем вы, это люди, которые и машин-то не купили, которые не мечтают о каких-то совершенных машинах. Они смотрят на жизнь с точки зрения «а догоним ли мы процесс в ближайшее время». Будут две команды разных бизнесменов. Куда рванёт ваша команда? Будет ли разрыв тех, кто остался на месте и не использует интернет-технологии, хватается за прошлые какие-то вещи, которые работают в бизнесе, используя традиционные стереотипы ведения бизнеса, и людей, которые участвуют в бизнесе, что он для нашего населения, этот продвинутый бизнес с интернетом – это всё игрушки. Насколько отрыв одной категории бизнесменов от другой, бизнесменов девяностых от тех солнечных команд, в которых вы работаете?

Дмитрий Рыбальченко

- Вы прямо картину обрисовали, как у нас тут рынки и палатки сносили.

Альбина Пылаева

- Примерно так.

Дмитрий Рыбальченко

- Я сторонник более плавного перехода. Я не вижу, чем может помешать фермерскому хозяйству, например, интернет и возможность договариваться.

Альбина Пылаева

- Как видите наоборот, как он там поселится?

Дмитрий Рыбальченко

- Потихонечку дойдёт, никуда не деться! Это как водопровод в своё время: Боже мой, канализация, центральное отопление. Окей, есть интернет – это один из новых механизмов, как в своё время радио, телевидение, письменность. Всегда есть противники. Я сам порой очень брюзжащий. Я сам удивляюсь, вроде бы диджитал-маркетинг, стартапы, но при этом я очень вредный. Порой мне не нравятся новые вещи, я любил «Motorola» всегда. Они закрылись, продались. Я действительно расстроился. Я очень некомфортно переживаю такого рода изменения. Я прекрасно могу понять людей, которым это не нужно. Но никуда не денутся. Потихонечку, потихонечку, на этом языке говорит всё больше людей. А дети, товарищи, которые не хотят погружаться, потребители… Во многом получается, что меняйся или умри. Но если этот процесс не форсировать, то, мне кажется, всем будет комфортно. Сейчас очень мало узких кусков, но достаточно много денег, много потребителей, 7 млрд населения. Мне порой непонятно, что делить. Мы очень боялись, когда внезапно наоткрывалось веб-студий, когда внезапно каждый второй начал заниматься продвижением сайта в сети, потом в социальных сетях. Проходит время. Казалось бы, когда уже эти рынки настолько заполоняться, что невозможно будет на них зайти. Но нет, каждый день всё равно открываются новые, закрываются новые.

Альбина Пылаева

- Вы занимаетесь деятельностью, которая регулируется государством. Какое присутствие государственного регулирования в вашей отрасли, ощущаете ли вы это?

Дмитрий Рыбальченко

- Именно в стартапах, в смысле?

Альбина Пылаева

- И в стартапах, и в вашем проекте.

Дмитрий Рыбальченко

- Могу сказать только хорошее, насколько мне известно. Я ни с налоговыми органами, ни с бухгалтерией особо не пересекаюсь, но знаю, что к нам более чем лояльно относятся, нас не мучают никакими проверками сверхнормы. Мы со своей стороны, безусловно, корректно сдаём и отчётность, и прочее. Сказать по правде, мы не особо интересны государству. Мы сравнительно маленькие, у нас нечего забрать. Но чего я боюсь очень в нашем государстве – то, что у текущей номенклатуры интересы сырьевые и понятные бизнесу (как раз таки о людях девяностых). То есть вот ларёк – круто, вот цистерна с нефтью – здорово. Что там ваши интернеты?! Я думаю, до сих пор с большим скепсисом относятся к оценке «Твиттера», сколько стоит «Facebook». Это же деньги из воздуха. Ещё покруче, чем всё, что было в девяностых. Но у этих людей растут дети. Я считаю, что есть определённая угроза в недалёком будущем такого серьёзного рейдерства, только уже на онлайн. Пока немножечко пугают поползновения отрезать наш интернет, то есть эта переноска хранения данных в Россию под свои же дата-центры, понятно, кем строящиеся, вот эта цензура, вот эти посадки за репосты. Я не говорю, что плохо регулировать, но мне кажется, что это как-то рваным и немножко гипертрофированным способом происходит. Нет ощущения, что в данном случае регулируют профессионалы, у которых цель – сделать лучше, прозрачнее, доступнее. Безусловно, есть ощущение, что это всё несколько наоборот, точнее, сильно наоборот. Но, тем не менее, пока всё очень хорошо. Мы можем посмотреть в Китае, где свой интернет. По-моему, аналогов этого в мире нет. Только у Китая свой «Facebook», действительно свой интернет. Мы сейчас можем посмотреть на Северную Корею. Но с другой стороны, у нас Европа, США, Япония. Я думаю, мы к ним гораздо ближе на данный момент, чем к Китаю, к Северной Корее, и это очень хорошо.

Альбина Пылаева

- Мы подходим к концу нашей встречи сегодняшней. Обычно мы предлагаем выступить нашему гостю в роли трибуна: повестка дня, лозунг дня. В заключение нашей беседы что-то родилось такое, с чем можно обратиться Дмитрию Рыбальченко, который очень молодой человек, но очень много лет работает в интернет-сфере, прекрасно знает своё дело, занимается интересным проектом «Autospot.ru». Слово Дмитрию Рыбальченко.

Дмитрий Рыбальченко

- Не знаю, надо как-то напутствовать. Не бойтесь, занимайтесь. Сейчас достаточно денег в отрасли, очень много денег, в хорошем смысле. Под хороший проект они всегда найдутся. Это очень азартно и весело – поднимать новые проекты.

 Альбина Пылаева

- Помощь нужна в этих проектах или играет роль только свой личный драйв?

Дмитрий Рыбальченко

- Ты всегда на каком-то моменте понимаешь, что все упирается в свои возможности. Я не программист, например, я вообще ничего в этом не понимаю, я ненавижу бухгалтерию. Конечно, если я начну что-то своё, мне потребуется помощь на этих этапах. Но, в общем, на моменте старта ничего этого не нужно. Нужен драйв, кураж, и заразить единомышленников с другими компетенциями.

Альбина Пылаева

- Дмитрий, спасибо огромное, что вы пришли к нам сегодня на передачу. Конечно, хотелось драйва, который идёт от вас, чтобы вы передали. Действительно, вы сказали очень важные слова тем, у кого начинаются в жизни дела, которые сегодня называются иностранным словом «стартапы», не знаю русского аналога. Может, вы подскажете людям, которые начинали дело, в котором ты очень самостоятельный, в котором используются все твои способности, все твои таланты, которое нужно организовать и желательно найти команду единомышленников, что это возможно, что в этом есть успех, и очень многие люди в России уже прошли по этой дороге. Толкаться локтями не будем.

Дмитрий Рыбальченко

- Думаю, места всем хватит.

Альбина Пылаева

- Еще раз спасибо, Дмитрий.

Дмитрий Рыбальченко

- Спасибо.

Альбина Пылаева

- Успехов вам в вашем деле и интересного будущего.

Дмитрий Рыбальченко

- Всего доброго!

Альбина Пылаева

- До свидания!