Андрей Кашуба
– Добрый день, дорогие друзья. С вами радио «МедиаМетрикс». И мы сегодня представляем новую программу «Гейм-парк». Говорить будем про игры, про развлечения. В студии Андрей Кашуба, моя соведущая – Яна Карташева; и в гостях у нас создатель крупнейшей и самой популярной в России выставки «Игромир» – Максим Маслов. Максим, Яна, здравствуйте.
Татьяна Карташева
– Добрый день.
Максим Маслов
– Привет.
Андрей Кашуба
– Ну, что, с чего начнем? В этом году «Игромиру» десять лет.
Максим Маслов
– Десять лет, совершенно верно.
Андрей Кашуба
–Как удалось-то тогда все эти десять лет прожить? Я честно могу сказать, я не очень хорошо понимаю в играх и геймерском бизнесе вообще, но благодаря моей хорошей подруге Даше Новоторцевой, я на прошлом «Игромире» был. И, честно говоря, я очень впечатлился, это если мягко сказать, количеству людей, которые вообще во все это вовлечены. Ну, вот кто они, эти люди? Как их удалось собрать? Как на протяжении десяти лет удалось всё это держать?
Максим Маслов
– В первую очередь, это энтузиасты развлечений, в принципе, не только игр. Те есть у нас достаточно давно и в «Игромире» принимают участие не только игровые компании. Из прошлого года мы запустили отдельное направление «Comic Con Russia». Это фестиваль поп-культуры в целом. То есть не только игра, а еще и фильмы, и сериалы, артисты, концерты, и, вообще, всё, что с этим связано. Вот. Ну, за десять лет людям, которым нравится такой вот экспириенс, когда они приходят, то погружаются в нечто грандиозное, где и показывают новейшие премьеры, где они участвуют в конкурсах и т. д. То есть количество, конечно, увеличилось. Если начинали мы там с двадцати с чем-то тысяч, то в прошлом году – сто пятьдесят семь; в этом году, наверно, сто семьдесят будет.
Андрей Кашуба
– Сто семьдесят тысяч человек за сколько?
Максим Маслов
– За четыре дня.
Андрей Кашуба
– Четыре дня. Это я даже в стадионах не могу так посчитать. Да? Это же очень много людей.
Максим Маслов
– Да. Как это сказать, полтора стадиона «Лужники». Ну, почти два.
Андрей Кашуба
– Какой кошмар.
Максим Маслов
– Да, нет. Не кошмар. Кошмар, на самом деле, только в одном. В том, что поскольку они энтузиасты… Ну, для нас кошмар, не для них. Поскольку они энтузиасты, и им очень хочется, естественно, прийти первыми и первыми все потрогать, поэтому очень большая нагрузка на вход с утра. То есть, если вы приходите с утра, вы видите огромные очереди там, да. Ну, не потому что мы плохие или они плохие. Просто вот так людям хочется. Мы, соответственно, предпринимаем все усилия, чтобы как можно быстрее их запустить, и дальше бы они уже спокойно приходили. Но вот кошмар, он только утром. А так нормально всё.
Андрей Кашуба
– Хорошо. Десять лет назад, да, я так отмотал. Вспомнил 2005 год.
Максим Маслов
– Угу. Там шестой, если быть точным.
Андрей Кашуба
– Шестой. Хорошо. С чего идея-то возникла, вообще, собирать?
Максим Маслов
– С конференции. Мы делали с третьего года конференцию разработчиков игр, она же КРИ. И в какой-то момент, в две тысячи, по-моему, четвертом, нет, в две тысячи пятом году мы обнаружили интересный момент. Мы приходим на конференцию, которая выглядит, как деловое мероприятие, да. Там издатели игр, разработчики. Они там встречаются, обсуждают что-то там по бизнесу, опытом обмениваются. Мы заходим, а у нас одна компания, которая участвовала, это была компания «Гелиос». В общем, прекрасная компания, выпускала игру «Lada Racing Club» и многие другие хорошие игры. Мы заходим на конференцию. Они нам давали, конечно, планы стендов. Мы видели там что-то такое кругленькое и точка так. Мы такие: «Это что?». Они: «Конструкция, там будет нормально всё. Мы там кое-что делаем». И мы заходим, видим, что там стриптиз происходит на стенде компании «Гелиос».
Андрей Кашуба
– Но IT-компании всегда этим грешили. Да?
Максим Маслов, Андрей Кашуба
– Ха-ха.
Максим Маслов
– Ну, то есть смысл в том, что мы не ожидали совершенно точно. Мы думали, деловое мероприятие, не до стриптиза. Выяснилось, что наоборот. Именно это им и нужно. И самое что смешное, там часа через три после начала примерно по всему интернету разлетелась, значит, новость о том, что вот там шоу крутое в гостинице «Космос» на конференции. Там, на самом деле, не конференция: там классно, там стриптиз, наливают и, вообще, всё супер. И через три часа нам донесли, что у метро «ВДНХ», там по три или четыре тысячи рублей, значит, там кто-то какие-то фальшивые бейджи продает, и там собралась толпа детей, которая хочет попасть и все это увидеть. В общем, мы так подумали, что, в принципе, вот, рынок-то готовый. Можно выйти…
Андрей Кашуба
– Ну, да. Если стриптиз неизбежен, его нужно возглавить.
Максим Маслов
– Да, да, да. И, соответственно, решили, что пора делать шоу отдельно, потому к этому времени, ну, там не только «Гелиос». Там, например, у нас были другие стенды, на которых только диджеи выступали. А казалось бы конференция. То есть, ну, не совсем шоу-мероприятие. И мы поняли, что есть запрос, в основном, у самой индустрии, в первую очередь. И надо делать. Сделали. Через год.
Андрей Кашуба
– Хорошо. Яна, вот к тебе вопрос. Ты же у нас представитель вендора фактически. Да?
Татьяна Карташева
– Да
Андрей Кашуба
– Который в игровой индустрии задействован. Да? Вот эта выставка на продажи влияет? Напрямую? Или это чисто посмотреть? То есть собирается толпа тинейджеров, да, безумных…
Татьяна Карташева
– Это выставка, прежде всего, конечно, важна для того, чтобы показать все свои продукты. Показать им, юзерам, показать всей этой аудитории. Они видят, они трогают эти мышки, эти клавиатуры, гарнитуры. Это вызывает у них восторг. Они потом возвращаются, хотят это купить. И даже более того. Вот, например, в прошлом году мы участвовали тоже и наблюдали: когда мы подарили одному из геймеров эту мышку во время конкурса, ее другие пытались у него купить за любые деньги, эту мышку перекупить, каким-то образом ее получить. То есть это совершенно такая, очень активная аудитория, живая. Если говорить про продажи, то, конечно, влияет, потому что они узнают продукт, они его трогают, они его хотят, они потом его пытаются везде найти. Конечно, это сказывается на продажах тоже. Более того, есть такой опыт – можно продавать на выставке. Да. И если мы продаем на выставке, то это колоссальные продажи. Выстраиваются очереди у стенда, которые хотят купить эту продукцию. Вожделеют и потом по сарафанному радио тоже передают информацию об этой продукции и о том, что есть какие-то специальные тайные скидки, с помощью которых можно приобрести эту продукцию лучше и дешевле. Поэтому это очень хороший инструмент для общения с нашими геймерами. Они хотят, они приходят, и мы собираем их всех вместе в одном месте.
Андрей Кашуба
– Слушайте, а вот сейчас мне мысль пришла. «Игромиру» десять лет. Соответственно, те люди, которым было двенадцать, тринадцать, четырнадцать, пятнадцать лет тогда, да, сейчас это уже взрослые совершенно люди, которым по 25 лет. А вот, в принципе, рынок всей этой геймерской истории, по возрасту, это молодежь в основном, да?
Максим Маслов
– Да, молодежь. Я на всякий случай хочу добавить по поводу предыдущего вопроса. С точки зрения железа, все сказала Яна. Я скажу, что по поводу игр мы, наверно, честно скажем, если рассматривать с точки зрения именно приобретения пользователя, удержания его в своей игре, наверно, выставка, даже «Игромир», даже такая большая – это не самая эффективная и не самая понятная штука. Потому что приходят к вам на стенд многие, десятки тысяч человек. Вот как вы отследите, кто из них. Корейцы вот только умеют. У них на их выставках выстраиваются все в определенном порядке, регистрируются, потом только заходят на стенд. У нас это нереально. Но вот мы предпочитаем всегда говорить, что у нас на мероприятии мы преследуем три цели. Первое – это, конечно, приобретение какого-то юзера, то есть будь-то игра или железо, это там ваш будущий клиент. Второе – это укрепление бренда с точки зрения: показать себя перед конкурентами и показать себя прессе, показать свой продукт прессе. И третье – это, конечно, повышение лояльности, потому что сейчас очень много онлайновых игр, где люди играют бесплатно и платят потом, если им нравится. Так вот, чтобы нравилось платить вам, то есть вот такой эксперимент. Вы приглашаетесь на выставку, разыгрывается там большое количество призов, делают хороший экспириенс, они уходят счастливые, довольные, потом всем рассказывают, что именно у вас было круто. Значит, тут нужно вашу игру играть и платить. Примерно так. Вот. Что касается людей, то я могу сказать, что с тех пор все поменялось в рынке и в головах у самих людей. То есть по-другому относятся к развлечению, очень сильно расширилась аудитория играющих людей. Если раньше играли только, скажем так, очень увлеченные люди, в основном как раз молодежь, у которой в силу возраста много времени. Сейчас с помощью мобильных устройств очень много возникло играющей аудитории. Им тоже интересно, что там дальше. То есть что там за мобильным приложением. Да? Там, где довольно простой геймплей. Есть ли там жизнь дальше? Может быть, копнуть в сторону консоли или компьютера, или онлайн-игры, может, там интересней. Естественно, они тоже приходят. То есть у нас, в целом, тенденция медленного, но увеличения среднего возраста посетителя есть.
Андрей Кашуба
– Угу. Хорошо. А если брать сами игры. То есть, я помню, это всегда было на дисках. Да? Вот эти все истории. Сейчас она полностью в онлайн переехала? Или еще что-то есть?
Максим Маслов
– Я думаю, что, увы, остается все меньше и меньше, чем дальше, тем меньше. Почти все перейдет в онлайн, потому что при любом размере игры текущая мощность интернета позволяет достаточно быстро скачать и начать играть. Вот. Скорее всего, сейчас вот там тенденция такая, что в оффлайне в магазинах остаются коллекционные издания всякие. То есть коллекционная коробка красивая. В ней сувениры, не знаю, конкретно к этой вещи из этой игры плакат, не знаю, шапка с автографами разработчиков, такое. Я в одну игру играл в последнее время, я еду покупать последнюю версию в коллекционном издании издании. А вот в основном все игры, да, уже в онлайне.
Андрей Кашуба
– То есть это, как виниловые пластинки, да?
Максим Маслов
– Ну да. То есть представь себе, что вот там, не знаю, с точки зрения музыки, да, это было бы так, что вот были диски, а теперь все диски исчезли, появились там «Яндекс.Музыка» и «Apple Music», «iTunes». А вот люди в магазин ходят не шоу-диск купить, а купить большую коробку, в которой диск, значит, там не знаю, перчатка музыканта, который на ней играл, значит, в записи такой-то песни. То есть, такие вещи. То есть в эту сторону идет.
Андрей Кашуба
– Да, грешен. Да. На концерте AC/DC тогда я купил диск и медиатор. Да. Хорошо. Можно еще раз уточнить. Я не очень понял про вторую выставку. Они же две в одной, получается, все равно. Чего их не разнести-то в разные: одну весной, вторую осенью? Нет?
Максим Маслов
– Мы бы с удовольствием, позволила бы экономическая ситуация в индустрии сделать это. С одной стороны, мы обеспечили сами себе безопасный старт, нашим вторым мероприятием, когда пристыковали его к «Игромиру». То есть есть «Игромир», большой, клевый, успешный, и мы к нему пристыковали, значит, в соседнем зале в это же время по этим же билетам наш новый проект. И вроде как сами себе обеспечили безопасный старт. То есть у нас есть аудитория, мы там радуемся, что к нам пришли люди, привезли там артистов, всё, как положено. С другой стороны, есть тонкий такой момент, что если мы теперь их разделим, получится у нас: вместо одного большого мероприятия будет два маленьких. И вот я прихожу, например, в потенциальную компанию-участник, говорю: «Ребята, давайте у нас участвовать». Они говорят: «Ну, как, что-то неинтересно. Тут раньше у вас было 150-170 тысяч, большое мероприятие, а сейчас у вас по 70, 80, 100 и маленькое. Это не очень…» Вот мы в этом плане сами стали заложниками своего решения. Мы, безусловно, хотим разделить. Тем более что с нашей точки зрения это по тематике прямо просится. Может быть, не весна, может быть, все-таки лето. На «Comic Con» на лето – это бы было, вообще, очень, на мой взгляд, очень круто. Но пока, пока не позволяет… То есть, чтобы нам разделиться, нужно четко понимать, что это будет по-прежнему два больших мероприятия, а не одно большое, разделенное на два маленьких. Вот так.
Андрей Кашуба
– То есть здесь все завязано на экономику?
Максим Маслов
– Угу.
Андрей Кашуба
– Понятно. Понятно. А что происходит за рубежом в этой теме? Есть ли выставки такие же большие за рубежом и…
Максим Маслов
– Да. Да, есть.
Андрей Кашуба
– Что коллеги делают?
Максим Маслов
– Есть и в Германии. В Германии, соответственно, «Gamescom». В Америке, если по формату брать близкий, это «PAX». Потому что «E3», там тоже есть «Е3». Она, собственно, крупнейшая и самая центральная, но она про бизнес. А «PAX» – как раз наш формат, то есть B2C и для потребителей. В среднем идет тенденция к уменьшению формата участия, когда приезжает компания, условно, «Activision», показывает свою новейшую игру и на огромном дорогом стенде ставит миллион консолей. И там можно придти, поиграть. То, что собственно в последние годы было на «Игромире». Во всем мире сейчас идет тенденция к уменьшению такого формата и к смещению, точнее, его. Они смещаются в сторону так называемого парка развлечений. Когда вы, например, приходите на мероприятие, на ту же самую выставку, и вместо того, чтобы вам показывали огромную картинку с монстром из новой игры и восемь тысяч консолей, где можно поиграть. Вам предлагают погрузить вас в некую сценку из этой игры. То есть, например, если это речь идет… Вот я видел последнее: такой вот формат, как раз на выставке «Comic Con», которая в Сан-Диего проходила. Компания «Ubisoft» показывала игру «Assassin’s Creed». Он сделан из этой игры. То есть там есть башня, с которой можно прыгнуть прямо вживую. То есть подняться на башню, там обвязывают, там страховка, прямо в стог сена, оп, сверху прыгаешь, потому что есть такой же момент в игре. И они предлагают это испытать в реальной жизни. За счет этого они считают, видимо, поскольку они впереди нас, наверно, все-таки там есть на то какие-то основания считать, что человек больше запоминает. То есть поиграть в консоли в компьютере можно на любом стенде, можно дома это сделать. Да? То есть можно скачать демо-версию дома, и ради этого на выставку ходить не совсем правильно. А вот они сейчас идут в сторону того, что предлагают людям такой некий вот формат парка развлечений, как выездной фестиваль. Он тут присутствует в этом городе, потом в следующем и так далее. И сейчас, приходя на это мероприятие, он получает вот экспириенс, скажем так, более физический, более осязаемый. И потом, уже закрепив у себя в голове, что я ходил туда, прыгнул с башни и классно там упал, меня там красивая девушка подняла и подарила подарок, лук какой-то, пошёл, купил именно эту игру. Вот у них в эту сторону идет. То есть в сторону такого передвижного парка развлечений.
Татьяна Карташева
– Мне кажется, в прошлом году на «Comic Con» я видела элементы такие.
Максим Маслов
– Да, да, да. Ну, «Comic Con» просто он к этому как раз наибольше склонен, потому что там аудитория не совсем как бы хардкорных игроков. Там все-таки больше, более такая casual-аудитория, которой просто нравится кино, сериалы и так далее. То есть там это быстрее появляется. Ну, вот мы видим, что в этом году на выставках «PAX», c которых как раз формат «Игромира» скопирован. Или наоборот. Я не помню, кто первый был. То есть, я думаю, уже пошло и в сторону хардкорной территории такое же движение. То есть, вместо того, чтобы городить какой-то там огромный колоссальный стенд с кучей техники, делается хороший бирг с хорошей идеей и на основе такого-то парка развлечений, аттракциона. По сути, аттракцион. И туда запускаются люди, которые это испытывают, а потом со всеми делятся: «О, я ходил на аттракцион посвященный этой игре и, представляешь, это так круто, вот эта игра и вот фотка, и вот там логотип этой игры». Все это идет как продвижение продукта.
Андрей Кашуба
– Я вот как раз и хотел спросить в эту сторону. По поводу других городов. То есть, ну, Москва понятно. Но если мероприятие настолько большое, можно же делать и где-нибудь еще. Питер, не знаю, Екатеринбург, Новосибирск. Или там маньяков меньше?
Максим Маслов
– Мы-то только «за», и я думаю, что аудитория там есть. Просто участие в таком мероприятии для компании-участника, во-первых, настолько затратное, даже не потому, что мы какие-то жадные люди
Андрей Кашуба
– Вот Яна сейчас сидит и улыбается. Да?
Татьяна Карташева
– Да.
Максим Маслов
– Да, но дело в том, мы достаточно гуманные в том плане, что за участие мы там берем достаточно скромные деньги. Но это ж нужно построить стенд, это нужно привезти персонал, нужно купить подарок.
Андрей Кашуба
– Ну, да. Построить башню и столько сил затратить.
Максим Маслов
– Да, да. Построить башню, и всё это должно быть, естественно, какие-то специальные люди, с допуском, с лицензиями и всем прочим, чтобы вас не закрыл Роспотребнадзор в первый же день. И это всё в комплексе участия компании в этом мероприятии настолько большое, что, по сути, сейчас только участие на московском рынке, который там самый большой, самый денежный в России, можно это оправдать. И, наверно, если бы мы говорили о том, что в каком-то ближайшем будущем индустрия, железо, игры внезапно станут в несколько раз богаче, то будут уже какие-то предпосылки к созданию «Игромира» или такого же какого-то формата мероприятия в других городах. Но пока, к сожалению, так. То есть один раз в год компании могут так вот сжаться и выстрелить с хорошим продуктом, хорошим шоу. А много раз в год просто бюджет не позволит.
Андрей Кашуба
– Хорошо. А если уйти в детали. Я же сразу сказал, что я буду много глупых вопросов задавать. Как вообще вот эта стройка происходит? Потому что, ну, вот то, что я видел в прошлом году, да, я не знаю, сколько месяцев нужно на все на это, чтобы это построить.
Максим Маслов
– Ну, четыре дня. За четыре дня все строится. Ну, там выставочная история. То есть это строится, то, что вы видите, оно не рассчитано на, скажем так, много…
Андрей Кашуба
– На долгосрочную…
Максим Маслов
– На многолетнее существование. То есть это же на четыре дня строится. Соответственно, используются конструкции, которые выдержат эти четыре дня. Ну, с каким-то запасом. Но не больше. Потом они разбираются, и всё. Ну, это четыре дня. Все прибежали и с матюгами бросились срочно пилить, строгать, ставить, подвешивать, тянуть за тросы. Поматерились три дня, построили. Нормально.
Татьяна Карташева
– Но при этом конструкция должна быть достаточно прочной, потому что геймеры – аудитория такая, динамичная достаточно. И даже у нас была в прошлом году история, когда геймеры так воодушевились конкурсами, которые мы проводили, что чуть не уронили стенд вместе с ведущим.
Максим Маслов
– Бывает.
Татьяна Карташева
– Да, бывают такие ситуации.
Максим Маслов
– Мы по этому поводу в прошлом году использовали… Причем совершенно случайно родилась эта идея. К нам приезжал Миша Колинз – актер из сериала «Сверхъестественное». И как потом выяснилось, у сериала «Сверхъестественное» очень активная аудитория, которая сильно очень вожделеет артиста, скажем так. Это я мягко очень сказал.
Андрей Кашуба
– Угу.
Максим Маслов
– Вот. И мы совершенно случайно, причем мы понимали, что, видимо, там будет аудитория, которая его очень любит и хочет и т. д. Но как-то думали обойтись стандартными конструкциями. И в какой-то момент сценическая наша компания-подрядчик, которая нам строила сцену, говорит: «Слушайте, что-то нет у нас этих, то, что вы там просили…» Мы там какую-то хотели поставить штангу, значит, на упорах. То есть, чтобы люди не подходили близко к сцене. Они говорят: «У нас этого нету, просто кончилось все. Сейчас много фестивалей. Возьмите силовые барьеры». И это было, конечно, самое мудрое решение, потому что силовые барьеры у нас, в принципе, невозможно свалить. То есть он на такой платформе, на которой стоят сами люди. То когда человек пытается его свалить, он сам стоит на платформе и поэтому его не свалит. А там именно, скажем так, степень вожделения артиста была такая, что прямо это было лучше решение.
Андрей Кашуба
– Прекрасно. Яна, и к тебе тогда прямо следующий вопрос. А что потом с конструкциями происходит, которые отстояли на выставке? То есть они совсем прямо в хлам и на выброс. Или, может, вы их там распродаете как-нибудь, нет?
Татьяна Карташева
– Мы их, конечно, не распродаем. Но какие-то отдельные конструкции, которые носят характер мобильный на стенде можно использовать на других мероприятиях. Но, в принципе, основная суть этих конструкций – то, что их можно быстро собрать и разобрать. Это выставочный материал. Достаточно стандартный.
Андрей Кашуба
– Замечательно. Замечательно. Я предлагаю сделать коротенький перерыв на музыкальную паузу. И продолжим. Вопросов еще тьма. Очень интересная у нас история.
(музыкальная пауза)
Андрей Кашуба
– И снова, здравствуйте. Мы после коротенького музыкального перерыва возвращаемся на радио «МедиаМетрикс» с программой «Гейм-парк». Говорим сегодня об индустрии геймерской. В студии Андрей Кашуба, Татьяна Карташева и создатель выставки «Игромир» Максим Маслов. До перерыва, Максим, говорили о том, что звезды приезжают на выставку.
Максим Маслов
– Приезжают.
Андрей Кашуба
– Кого в этом году ждем?
Максим Маслов
– В этом году ждем Саммер Глау. Это девушка, которая играла в сериале «Светлячок», полнометражном фильме «Миссия «Серенити»», в сериале «Терминатор» по известной франшизе. Такая, в меру известная, но культовая фигура в области гик-тусовки и вот всех тех, кто любит…
Андрей Кашуба
– Вот, я только хотел сказать: я ничего из этого не смотрел.
Максим Маслов
– Это сериалы, которые были, скажем, ну, и были, и есть культовыми именно в гик-тусовке, то есть в тусовке тех людей, которые там сильно увлечены последними технологиями и т. д. Еще будут два артиста. По крайней мере, мы на это очень надеемся. Мы, к сожалению, подтвердить не можем, прямо сейчас, кто это. Ведем работу на протяжении там от трех до шести месяцев по каждому. Вот. Но пока вот финального «Да» нет. То есть они уже сходили, сделали себе визу. Ну, там, к сожалению, по целому ряду причин пока финально подтвердить не можем. Мы очень надеемся, что на следующей неделе уже все всё узнают.
Андрей Кашуба
– Здорово. Хорошо. Сколько будут билеты стоить?
Максим Маслов
– От 1100 и дальше. Там, по-моему, на субботу самый дорогой, 1500 сейчас стоит.
Андрей Кашуба
– Хорошо. Прямо следующий вопрос: аккредитация для радио «МедиаМетрикс». К кому обращаться?
Максим Маслов
– Конечно же, аккредитуем. С удовольствием. Мы прессу очень любим. У нас пресс-центр, аккредитация, всё, как положено.
Андрей Кашуба
– Вот я про это хотел сказать. Пресс-конференции ж, наверняка, какие-то будут, да? До или после?
Максим Маслов
– Они обычно все в бизнес-день. То есть у нас формат мероприятий такой, что у нас четверг – это бизнес-день для специалистов, для прессы и для очень ограниченного круга, скажем так, потребителей. Есть пятница, по воскресеньям уже для всех желающих. Соответственно, в бизнес день, как правило, все конференции проходят. Да, конечно будут. От «Wargaming» будет пресс конференция. От комиксных издательств будет пресс-конференция. И так далее. Много всего, приходите.
Татьяна Карташева
– А, вообще, уже известно, будут какие-то интересные, знаковые презентации продуктов, игр на «Игромире» в этом году?
Максим Маслов
– Да. Будет самая главная, наверно, презентация. Это новые шлемы от «PlayStation», которые выходят вот для их приставки. Он получил название – «PlayStation VR» называется. Это такая штука. Вот у вас есть дома «PlayStation 4», вы включаете этот шлем…
Андрей Кашуба
– А у меня нет. Должен быть, да?
Максим Маслов
– Должен, конечно, должен быть. Вот. Ну, то есть это шлем для игровой консоли, одев который, можно полностью погрузиться, так сказать, в мир игр. И этот шлем впервые будет представлен именно на нашей выставке.
Андрей Кашуба
– Вот у меня есть вопрос такой. Собственно, почему у меня нет дома ни «PlayStation», никаких вот этих вещей. Да? У меня растут прекрасные мальчишки, и я очень боюсь, что они огромное количество времени начнут тратить на эти прекрасные развлечения. Вот. Причем у меня у самого нет совсем-совсем никакой игровой зависимости. То есть я один раз был в казино, мне совершенно неинтересно и непонятно, зачем это. То есть, ну, вот не торкает никак. Да? Хотя, с другой стороны, я знаю людей, которые сходят с ума по всей этой истории. Вот. И как, ну, не то чтобы оградить детей, как контролировать вот эти вещи? Потому что на прошлом «Игромире» я видел огромное количество людей, и с глазами такими… Это страшно очень. Вот и меня, как отца, это немножко пугает. Или это они только вот четыре дня в год такие?
Максим Маслов
– Если дать волю, они всё время будут такие. Тут вопрос, мне кажется, скорее не про игры как таковые, а про родительский контроль. И даже не контроль, а скорее вовлечение родителей в воспитание детей. То есть, если вы нормально воспитываете нормального ребенка, то вы стараетесь его заинтересовать максимально всеми возможными, в том числе и полезными вещами: спорт, прогулки, книги. И игры – это всего лишь одна из форм развлечения. То есть развлечений-то полно. Есть телевизор, есть кино, есть можно пойти поиграть, погонять мяч. На мой взгляд, правильно было бы говорить о том, что вот есть правильное воспитание, когда вы не запрещаете там полностью игры. Это, скорее, даст обратный эффект. Потом он пойдет, там не знаю…
Андрей Кашуба
– Нет, это, естественно…
Максим Маслов
– Скачает «Minecraft» и будет сидеть там под забором, и играть с друзьями «Minecraft» там до поздней ночи, и придет домой грязный и голодный.
Андрей Кашуба
– И «Minecraft». Это, да, есть такое слово у меня в лексиконе.
Максим Маслов
– В лучшем случае, «Minecraft». Ну, мне кажется, что просто речь должна идти о том, что должно быть какое-то правильное, нормальное воспитание, когда вы стараетесь ребенка заинтересовать. То есть мне повезло. У меня были такие родители, которые видели, что я, значит, тоже в детстве, естественно, этим всем был очень увлечен. Ну, старались чем-то другим увлечь. Папа стимулировал меня учиться программировать. Я не научился, но я ему благодарен, что у меня такое, знаете, было, я этим занимался, там читал какие-то книги, ходил на какие-то курсы и т. д. Мама меня заинтересовала спортом и толкала меня все время, чтобы я шел плавать, в волейбол играть, в баскетбол и т. д. Ну, вот это правильно. А запрещать – это неправильно.
Андрей Кашуба
– Нет, я как раз именно по поводу контроля.
Максим Маслов
– Ну, простой контроль. То есть человеку нужно давать, мне кажется, понять. То есть у меня дочка подрастает. И пока она совсем маленькая, но я ей всё время даю понять, что вот у тебя есть возможность потыкать прекрасный айфон, с которым она может залипать там часами, несмотря на свой там двухлетний возраст. Но есть еще прекрасная прогулка: детская площадка, есть собака, с которой можно погулять, можно пойти, покормить белочек в лесу, можно там то, то… Ну, то есть предлагаю ей много всего. И среди этого много всего есть и то, что нравится ей и неполезно, типа игр. Ну, объективно скажем, оно не самое полезное в мире занятие. И есть более полезные – прогулки и т. д.
Татьяна Карташева
– Ну, и более того, сейчас во всех планшетах, во всех смартфонах есть игры развивающие. То есть у меня самой маленькая дочка и, соответственно, есть программы, которые полезны. Они сделаны тоже в игровом режиме, да, можно изучать азбуку с совсем маленькими детьми, можно учиться рисовать, можно еще что-то делать. И, таким образом, мы не отнимаем у них эти устройства. Они тратят на это лимитированное количество времени, у них нет чувства запрещенного продукта, но при этом они чему-то учатся, они развиваются. И запретить это полностью невозможно, потому что сейчас совершенно другое время и это такой же обычный предмет, как когда-то для нас был телевизор.
Андрей Кашуба
– Такая полная геймификация. И счастливы программисты и окулисты.
Максим Маслов
– Ну, да. Ну, опять же, если есть, внимание со стороны родителей и правильное именно воспитание в том смысле, что людям, детям, но дети-то люди, только маленькие, им предлагается много всего. И среди этого много всего есть то, что нравится им, и не полезно; есть полезное, которое, может быть, меньше нравится, но тоже предлагается и не навязывается, не запрещается, не контролируется, а вот, просто, нужно дать человеку выбор, чтобы у него все время было чем заняться.
Андрей Кашуба
– Хорошо, Максим, а вот скажите, во что сами играете? Это такой, небольшой промоушен сейчас сделаю.
Максим Маслов
– Сейчас я играю, в «Destiny» играю. Это прямо потрясающая игра. У нас там целая тусовка людей. Причем один человек – это достаточно такой уже успешный состоявшийся мужчина, который тупо живет в Крыму, потому что у него в жизни всё хорошо. И вот, значит, по вечерам…
Андрей Кашуба
– Значит, он всегда хотел на море. Да?
Максим Маслов
– Да, да. У него в жизни всё прекрасно, у него есть там какой-то бизнес, который ведет, без него работает, дети, семя. И вот мы, так сказать, он в нашей тусовке. И вот мы, положив семью спать вечером, если есть силы… Сейчас сил немного, потому что «Игромир» скоро. Но так вот мы собираемся несколько человек и там играем в «Destiny». Прекрасная игра. Всем рекомендую.
Андрей Кашуба
– Хорошо. У нас вот есть вопросы от слушателей. «Крокус» сколько сможет максимально выдержать людей. И есть ли какие-то площадки в Москве для большего количества людей.
Максим Маслов
– «Крокус» в том формате, в котором мы там размещаемся и на той территории, на которой мы размещаемся – это, скорее всего, предел 170 тысяч. Мы просто больше билетов продавать в этом году не будем. Иначе будет давка. То есть мы просто ограничим, в какой-то момент они кончатся. Мы сейчас понимаем, что они точно кончатся. Вопрос, в какой момент, в первый день день или за два дня до начала – мы пока этого не знаем. Других площадок такого же уровня нет для «Игромира». Для «Comic Con» площадок великое множество. Другого формата. Если мы говорим о том, что делать его отдельно, это совсем другого формата мероприятие. Это фестиваль. Там к выставочным стендам и вообще к презентабельности этих стендов и вокруг, скажем так, инфраструктуры, отношение и требования меньше. И площадки для «Comic Con» есть и много. А для «Игромира» боюсь, что «Крокус», ну, и возможно новый павильон на ВДНХ, который семьдесят пятый. И он там, с ним все очень непросто. Но, в общем, вот это вот два варианта. То есть либо «Крокус», либо семьдесят пятый павильон на ВДНХ. Для «Comic Con» вариантов много, площадок, которые вместят количество большее, конечно, есть. Самый простой вариант, который есть, это Open Air.
Андрей Кашуба
– Ну, я тоже хотел сказать. Фестиваль «Нашествие» получается.
Максим Маслов
– Да, да, да, да. То есть, ну, вот, к сожалению, очень у нас страна такая, что у нас риски погодные колоссальные, и поэтому, наверно, на Open Air если решимся, решимся нескоро. Но это вполне может быть.
Андрей Кашуба
– Наоборот, будет очень весело, если дождь пойдет.
Татьяна Карташева
– Мне кажется, эту аудиторию ничего не может смутить.
Андрей Кашуба
– Да, да, да.
Татьяна Карташева
– Ни дождь, ни град, ни снег.
Максим Маслов
– Нам же хочется, чтобы у них был экспериенс положительный, и они потом вспоминали не то, как они там в грязи шли.
Андрей Кашуба
– А я не знаю, вот все, кто на «Нашествии» бывает, да, у них всегда всё очень положительное.
Максим Маслов
– Но это другой же опять формат. Люди другого ждут.
Андрей Кашуба
– Нет, понятно, конечно.
Максим Маслов
– Здесь все-таки мы опять же, если говорим про «Comic Con», как фестиваль отдельный, то есть очень casual-аудитория должна быть, которая пришла получить удовольствие, фаны, различные на аттракционах, посмотреть какие-то новый серии, встретиться с артистами. И, конечно, в грязи, под дождем это делать не очень хорошо.
Татьяна Карташева
– А, кстати, а как вы продвигаете этой аудитории «Comic Con» сейчас? Что наиболее эффективно?
Максим Маслов
– Пока что мы активно этим не занимаемся, потому что мы там без особого продвижения сейчас, ну, учитывая совмещение «Игромира» и «Comic Con», у нас там перебор с желающими попасть на мероприятие. Мы планируем начать, ну, не начать. Мы планируем продолжить, усилить и углубить движение в момент, когда мы сделаем отдельное мероприятие, с помощью соцсетей. Однозначно, это единственный, неповторимый и самый эффективный способ продвижения мероприятия. То есть это будут люди, которые будут сидеть и с помощью соцсетей доносить другим людям напрямую, прямо в головы, что вот это круто, тут будет это, а здесь будет то. И с точки зрения затрат, которые мы на это, денежный там ресурс тратим и результат, который получаем – это самое эффективное сейчас средство.
Андрей Кашуба
– Согласен, да. Соцсети и «МедиаМетрикс». Мне кажется, достаточно. Да.
Татьяна Карташева
– А где в этом году можно купить билеты?
Максим Маслов
– У нас на сайте мы продаем. Мы с этого года научились сами это делать. Продаем на сайте электронные билеты. Можно купить у нашего генерального партнера «Концерт.Ру», точно так все магазины «Евросеть», все магазины «Связной». Кассы собственные у них есть. И магазины «1С Интерес» – тоже наш партнер.
Татьяна Карташева
– Угу.
Андрей Кашуба
– Хорошо. Хорошо. Хорошо. Так. У нас есть еще вопрос от слушателей. Так. «Чем в этом году выставка будет отличаться от прошлого года, и можно ли в этом году будет придти с ребенком четырех-пяти лет? С учетом такого большого количества людей».
Максим Маслов
– По ребенку, конечно – да. Мы, к сожалению, в этом году по целому ряду причин отменили семейные билеты. У нас был такой формат. Мы в этом году их отменили. Но с ребенком всех ждем. Мероприятия «0+» для всех семей с детьми, и особенно с маленькими. Слева, если подойдете к этой глобальной толпе, слева там есть специальный вход. На нем будет написано «Вход для семей с детьми». Чтобы вам не стоять, не толкаться. Дети, естественно, дошкольного возраста бесплатно, без билетов, при условии сопровождающего взрослого с билетом. Чем отличаться будет? Мы увеличиваем размер и площадь «Comic Con» в два раза. То есть это будет 10 000 метров полных всяких прикольных сувениров, телешоу, кинофильмов последних, там презентаций и т. д. Будет две сцены вместо одной. Мы просто растем. По «Comic Con» мы растем. То есть у нас две сцены вместо одной. Три артиста вместо одного. Десять тысяч метров вместо пяти.
Андрей Кашуба
– Хорошо. Какие, как это называется, релизы, да, для ближайшего года наиболее перспективные? Тоже вопрос у нас есть такой от слушателей.
Максим Маслов
– Если речь идет об игровых релизах по «Игромиру», ну, мне кажется, что большинство игр, которые сейчас… Опять же, индустрия сложилась так, что практически все игры, которые выходят за деньги, платные, да, которые можно купить в магазине, в интернете и т. д. уже достаточно прошли отбор самой жизнью. То есть всё, что плохое, оно все загнулось, все померло. Потому что есть формат игр «Free to play», когда человек сначала играет, а потом, если ему нравится, он тогда начинает платить и получать там какие-то дополнительные возможности. И этот формат, появившись, фактически убил все низкобюджетные плохие игры. То есть если вы, в среднем, приходите сейчас в магазин, там не знаю, и хотите купить игру для «PlayStation», для приставки или для компьютера, то количество плохих игр там радикально снизилось. Ну, они просто не выживают. То есть они там стоят настолько дорого, что не попадают даже на полки магазинов. Мне кажется, что все выходящие игры в ближайшем сезоне прямо крутые, и, конечно, отмечу «Star Wars: Battlefront». Это шутер, где можно бегать и стрелять прямо как в фильме «Звездные войны».
Андрей Кашуба
– Да, да, да.
Максим Маслов
– Прямо вот как вы помните, смотрели, прямо вот так только у вас вид из глаз, и вы так берете, значит, и там с вами 60 друзей, и там давай…
Андрей Кашуба
– Пиу-пиу.
Максим Маслов
– Так, пиу-пиу, Дарт Вейдер и всё прочее. Это, конечно, одна из самых крутых игр, все её с нетерпением ждут. И, естественно, один из самых больших релизов именно этого сезона. В будущем году большое количество игр выходит, приходите на «Игромир». Я думаю, что очень многие из них будут показаны в том или ином виде.
Андрей Кашуба
– А вот скажите, а вообще, разработчиков, их много, как таковых? Или как в киноиндустрии? То есть есть какие-то «Warner Brothers», да? Ну, то есть там пятьдесят компаний между собой подпилили весь мир и вперед.
Максим Маслов
– Ну, киноиндустрия тоже не такая простая. Там же есть помимо блокбастерного кино, есть еще фестивальное, авторское и т. д.
Андрей Кашуба
– Нет, ну, это естественно.
Максим Маслов
– Так и тут то же. Есть большие глобальные компании, корпорации. «Electronic Arts», «Activision» и т. д., у которых колоссальные многомиллиардные прибыли. Они там сами по себе реальные корпорации, захватили мир и все прочее. Есть компании поменьше, которые выпускают игры поменьше. Есть совсем крошечные компании. Там два-три человека, которые выпускают одну мобильную игру раз в три месяца, зарабатывают какие-то деньги, и люди на телефонах играют, и прекрасно радуются. То есть, ну, то же самое. То есть есть много секторов: мобильные игры, консольные, PC и т. д. И у них у всех есть свои лидеры и свои, скажем так, драйверы рынка.
Татьяна Карташева
– Насколько я помню, в прошлом году, по-моему, был отдельный зал – специально для разработчиков. Он в этом году будет?
Максим Маслов
– Да, был зал. Это была лебединая песня нашей, собственно, конференции разработчиков игр, с которой вырос «Игромир». То есть мы в прошлом году ее провели вместе с «Игромиром». Стало понятно, что, в общем-то, формат уже не очень живет, и не очень интересен участникам. Вот. И поэтому как конференция он получится пока что поставить на некий HOLD, возможно, бесконечный. Вот. Что касается самой бизнес-зоны, самого именно зала отдельно, где можно пообщаться, конечно, есть. Он просто будет чуть-чуть в другом павильоне, потому что здесь уже места не хватает. Он будет в старом павильоне. То есть нужно будет пройти чуть-чуть по межпавильонному проходу, и там можно будет общаться. Естественно, там пресс-центр, переговоры, всё, как обычно.
Андрей Кашуба
– Вот у меня есть еще один вопрос от слушателя. Я не знаю про что это. Но я спрошу. Как написано, да?
– А как в России обстоит дело с «indie-games»? Есть ли им место на выставке?
Максим Маслов
– Есть. Вот мы в этом году…
Андрей Кашуба
– Что это, вообще?
Максим Маслов
– «Indie games». Indie – это от сокращенного слова Independent – независимый.
Андрей Кашуба
– А я думал – это индийский разработчик.
Максим Маслов
– Не, не, не. Это от слова Independent, это независимый разработчик. То есть Indie – это те, кто буквально на коленке пытается сделать что-то, игру мечты, и, не знаю, выпустить ее и заработать…
Андрей Кашуба
– И продать ее кому-нибудь большому.
Максим Маслов
– Да, да. Заработать, естественно, миллион. Найти свою аудиторию, там жить долго и счастливо. То есть, некий такой вот, что в музыке, да, гаражная рок-группа. Когда собираются друзья в гараже, берут гитары и вперёд, понеслась с надеждой, что они станут следующими «Aerosmith». Ну, тут примерно то же самое с некоторыми изменениями. Indie, да, будут обязательно, приходите, потому что мы в этом году в таком рабочем режиме пока что, в таком, тестовом запускаем новый наш проект. Называется «Зона развлечений». Это в рамках выставки прямо будет отдельная зона небольших стендиков, очень приятно красиво оформленных, на которых будут, собственно, эти Indie-разработчики, которых мы там подбирали, предлагали им участие, помогали им участвовать. Они покажут свои проекты всем желающим не на больших огромных, тысячеметровых, на которых есть, но у них нет денег и бюджета. Там всё стоит миллионы долларов. А вот на небольших стендах у них будет игра. Они с удовольствием всем-всем ее покажут, пообщаются с вами и так далее. То есть те, кто через пару лет будут строить огромный, колоссальный звездолет, они вот сейчас будут в таком формате участвовать в этом году.
Андрей Кашуба
– Замечательно. Замечательно. И хотелось бы мне еще вернуться к железкам. Насколько я помню, так как раз вот десять лет назад и дальше самые мощные компьютеры всегда были игровые. Да, вот эти огромные видеокарты, прямо «GeForce» там всякие и «NVIDIA».
Максим Маслов
– Жидким азотом все еще поливали тогда.
Андрей Кашуба
– Да, да, да. А вот сейчас, вообще, индустрия именно вот этих безумных больших компьютеров, она живая или нет. Потому что мы все давно перешли на ноутбуки, да, на Mac и т. д. Нам производительности хватает всё равно. Вот. Продаются ли все эти вещи?
Татьяна Карташева
– Да, конечно, они продаются. И на том же «Игромире» вы увидите многих вендоров, которые привезут и покажут эти компьютеры. То есть эта индустрия, действительно, жива до сих пор. Потому что для геймеров все равно нужны совершенно другие технические требования. Если они постоянно играют, то им нужна совершенно другая производительность техники.
Андрей Кашуба
– Ну, чтобы было красиво, светилось всё, да?
Татьяна Карташева
– Ну, дело не только в красоте, я думаю, в данном случае, а в производительности как раз.
Максим Маслов
– Добавлю по поводу компьютеров и всего для геймеров. Техники для геймеров. Сектор рынка есть. Он живет, прекрасно себя чувствует. Просто он не растет глобальными темпами, как, например, растет игровая индустрия в целом. То есть раньше было как? Вот есть тут игры, не знаю, на компьютеры, на консоли, да? И других игр нет. Ну, и был рынок, он как-то рос. Потом появился целый огромный сектор, casual-игры на телефонах, на планшетах. Это реально огромная совершенно аудитория, которая раньше в это не играла. И если вы сравниваете вкупе всю эту индустрию, да, как она выросла за счет привлечения новой аудитории. Ну, конечно, можно говорить о том, что техника для геймеров, для всех тех, для энтузиастов своего дела, она, может быть, выросла не так сильно. Но она существует, она растет, там тихо, спокойно. Там более стабильный, более устоявшийся сектор просто. И он взрывными темпами не растет. Но он растет потихонечку. А вот именно индустрия в целом или же, в частности, для мобильных телефонов и планшетов, которые реально изменили мир сейчас, по сути. Потому что сейчас к бабушке можете прийти домой, а она будет сидеть и играть на планшете, для нее это будет норма. А представить, что бабушка сидит и играет в «Destiny», несмотря на всю мою любовь к этой игре, да, я не могу. Потому что это реальная игра, которая требует там погружения, там сидеть с наушниками, общаться, там надо координировать свои действия и т. д. Но вот если сравнивать в целом опять же, рост индустрии, то, наверно, для геймеров всё это выросло не так сильно, но растет, существует и живет.
Андрей Кашуба
– Вот здесь, мне кажется, обычные компьютеры, продажи, они же на спад идут. Ну, так по идее должно быть. Да?
Татьяна Карташева
– Конечно.
Андрей Кашуба
– А геймерские все равно растут. Да?
Максим Маслов
– Ну, они, скажем так, они где-то в какой-то момент, когда совсем становится плохо в экономике, они там замедляют свой рост до нуля. Потом там людям становится полегче, начинают дальше тратить, покупать. Нет такого, что это там как-то радикально падают и т. д.
Андрей Кашуба
– Опять Яна сидит улыбается.
Татьяна Карташева
– Ну, да. Нет, действительно, нет такого движения. Хотя то, что мы говорили выше, действительно этот сегмент один из немногих, который растет. Не случайно там появляются и новые производители, и новые бренды появляются. Потому что это динамично развивающаяся, в принципе, отрасль. И вовлеченность в нее все больше и больше. То, что мы говорили раньше, да, от маленьких детей, и маленькие дети уже начинают играть. И они постепенно подрастают, и им становится всё это интересно. Они потом выбирают все эти же устройства, эти же железки.
Максим Маслов
– Да. Ну, и плюс к этому, конечно, речь о том, что когда вы покупаете устройство для какой-то работы, там для общения, то вы можете выбрать планшет, вы там может выбрать планшет на Windows, на Apple iOS, там не знаю, на Android. Вы можете выбрать MacBook, компьютер, то есть ноутбук. И, в принципе, все эти устройства для вас они примерно одной производительности. Вы просто выбираете, что вам удобнее. А в случае, если вы геймер и хотите получить максимум экспириенс, то, конечно, вы вкладываетесь в максимально дорогой крутой корпус, видеокарту, процессор и т. д. И вот здесь уже выбор не такой. То есть там не такого, что еще параллельно с уважаемыми коллегами, которые этим занимаются, есть еще какой-то Apple, который тем же самым торгует за углом. Нет, конечно. Там вот есть достаточно узкий сектор, там есть узнаваемые имена, бренды, которым геймеры доверяют. И там выбор меньший, и поэтому сектор вот этот увереннее себя чувствует и растет.
Андрей Кашуба
– То есть, грубо говоря, вы все друг друга знаете, и вас очень немного.
Максим Маслов
– Конечно.
Татьяна Карташева
– Конечно.
Максим Маслов
– Да, нас, в принципе, немного и здесь, и на Западе. То есть нет такого, что существует многомиллионная армия сотрудников индустрии, которая всё это обслуживает. Конечно, нет. Ну, мало компаний работает в этом секторе. Просто, опять же, у нас экономика слабее, чем условно у США и поэтому меньше денег у индустрии. То есть будет больше денег у людей, будут больше денег тратить на развлечения, вырастет индустрия, появится больше людей. Ну, и т. д.
Татьяна Карташева
– А точки зрения того, что этот год достаточно сложный для бизнеса, были ли какие-то сложности с заполняемостью площадей в «Игромире»?
Максим Маслов
– Были, конечно. Они есть всегда, потому что у нас, опять же, там, к сожалению или счастью, мы стараемся вместе с нашими участниками что-то там планировать, решать какие-то вопросы по установке, обстановке. Естественно, были ситуации, когда компании хотят участвовать, но не могут.
Андрей Кашуба
– Что-то мне кажется, они сейчас торгуются в прямом эфире. Или нет?
Максим Маслов
– Я рассказываю, что, на самом деле, проблемы есть всегда. Да, да. Мы стараемся из них уходить. Конечно, отразился кризис, отразился. Я бы сказал так: если бы не было этого падения курса, то такого прямо радикального, учитывая там этот же курс на прошлогодние показатели, то вот на сентябрь, я думаю, что выставка была бы еще больше. И причем сильно, процентов на 30 минимум. То есть мы потеряли, правда. В контенте мы потеряли. Надеюсь, что ситуация хотя бы не будет падать. Ну, вот я имею в виду в экономике. И на следующий год, мы как минимум останемся на тех же показателях, как в этом году, а, может быть, и подрастем. На это большие надежды.
Андрей Кашуба
– Хорошо. Возвращаясь к выставке. Есть еще вопросы от слушателей: «Не планируете ли какие-нибудь премии вводить и награждения? Типа выбора «Выбор Игромира-2015» и тому подобное?»
Максим Маслов
– Сами, наверно, нет. Пока. Для того, чтобы нам вводить эту премию, чтобы она была честной, и чтобы она не была очень забавной и такой, как шутка, да, нужно, чтобы индустрия была чуть более взрослой. То есть нужно, чтобы было больше участников. Потому что сейчас, например, ну, допустим, вы придете на выставку этого года, следующего. Мне кажется, что в ближайшие три года ситуация не изменится. И среди шутеров можно будет выбирать лучшего между шутером от «Electronic Arts» и от «Activision» – двух глобальных больших игроков на рынке. Да? И как-то странно, одному в один год отдавать, другому в другом. Ну, это получится какая-то очень странная премия. То есть такой междусобойчик. Этому дал, на следующий год этому дал. И выбирать все время из двоих. Потому что все остальные, ну, они объективно не будут дотягивать. Мы пока видим эту ситуацию. Мы пока не планируем свою премию вводить. Нам кажется пока неправильным. Но мы, в частности, сотрудничаем со многими другими нашими коллегами. Например, в этом году в рамках «Comic Con» на одной из сцен будет медиа, к примеру, на эту выдаваться. Мы сейчас с коллегами обсуждаем, как это лучше сделать и вот приглашаем всех коллег к участию в рамках нашего мероприятия, но свою пока премию, пока нет возможности выбрать, там не знаю, из десяти достойных, мы пока не хотим вводить.
Андрей Кашуба
– Хорошо. Вопрос сыпятся и сыпятся: «Турниры киберспортивные будут во время выставки?»
Максим Маслов
– Да, конечно. Конечно, будут. Наш глобальный партнер по киберспорту – это «Game Show League». Большая достаточно лига киберспорта. Они привозят несколько дисциплин. Вот. Будут турниры, будут турниры с призами, будут звезды киберспорта, и приходите, конечно, всё это будет.
Андрей Кашуба
– Турниры, они сколько по времени идут?
Максим Маслов
– А там прямо…
Андрей Кашуба
– Прямо с утра приходишь и начинаешь участвовать?
Максим Маслов
– Там по-разному. Ну, некоторые компании делают там отборочные с утра, финальные игры вечером. Некоторые, как, например, более раскрученные лиги делают заранее отборочный в интернете. То есть вы в интернете участвуете. Если прошли отбор, вас зовут непосредственно на мероприятие. И вы там уже на сцене, так сказать, боретесь за главный приз. Бывают такие моменты. По-разному. Бывает просто можно придти, пять минут поиграть. О, там выиграл приз или проиграл.
Андрей Кашуба
– Угу. А еще вопросы есть: «Как относитесь к «Linux» как к игровой платформе?»
Максим Маслов
– Никак. Ее как игровой платформы практически нет, к сожалению. Но я имею в виду, если брать именно как игровую платформу, как рынок, как сектор рынка, ее нет. То есть там продажи около нуля. Поэтому, к сожалению, никак. К идее «Linux'а» отношусь положительно, поскольку сам изучал программирование в глубоком детстве. Но как к платформе, как к сектору, как к рынку – никак.
Андрей Кашуба
– Угу. И еще есть вопрос: «Как относитесь к облачным сервисам по типу «Playkey»?»
Максим Маслов
– В плане приложения и к играм мы сейчас все очень сильно и очень внимательно смотрим на то, что делает «Sony» c «PlayStation Now». Потому что «Playkey» немножко не то, что мы хотим видеть.
Андрей Кашуба
– А что это? Что это вообще?
Максим Маслов
– А сейчас покажу. То есть, с моей точки зрения, я думаю, что многие коллеги со мной согласятся, любое нововведение должно вести за собой развитие индустрии, увеличение аудитории. То есть нам всем должно становиться лучше. То есть, если выпустила компания там такую-то штуку облачную, и тут внезапно появились новые клиенты у нашей индустрии, новые рабочие места, у нас, соответственно, новые посетители нашей выставки. Всем должно быть хорошо. Вот «PlayStation Now» – это такая штука, которая позволяет, когда она будет запущена, она будет позволять вам играть в любую игру, не скачивая и не покупая ее. То есть вы будете приходить домой, например, там раз в месяц, как вот вы сейчас платите за телевидение 300 рублей. Раз в месяц платите 300 рублей, и вам доступны все игры. Это потоковая будет, то есть потоковая игра. Вы приходите домой, у вас есть все игры мира за эти 300 рублей в месяц. И вот у меня: «Сегодня я хочу поиграть в это». Нажимаете кнопку на джойстике. У вас внезапно, откуда не возьмись, вы ничего не покупали, не скачивали, просто тут же появилась игра на телевизоре, и вы в нее играете. Надоело – отложили. Это то, что как раз с нашей точки зрения и с точки зрения всех, кто занимается этим, должно привлечь новую аудиторию, в первую очередь телевизоров к консольным играм. И мы этого все очень ждем. Вот в этом плане облачные технологии – большую ставку, конечно, мы делаем. По поводу «Playkey» я комментировать, поскольку не очень хорошо понимаю, не буду. Но вот это вот та самая облачная штука, которую мы очень, очень ждем.
Андрей Кашуба
– То есть, хотите отнять у людей телевизоры?
Максим Маслов
– Нет, нет. Почему? Опять же, как вот помните, про детей.
Андрей Кашуба
– Да, да.
Максим Маслов
– То есть должно быть все нормально. И телевизор должны смотреть, и кино, и в игры поиграть. Все должно быть в меру.
Андрей Кашуба
– Ну, что ж. Замечательно. Я предлагаю на этом заканчивать. Мы и так перебрали аж семь минут. Очень интересно. Очень интересно. Я думаю, что не в последний раз мы встречаемся. Аккредитацию для радио «МедиаМетрикс» мы ждем. Вот. И, соответственно, всех радиослушателей мы приглашаем через неделю в это же время слушать очередную программу «Гейм-парк». В студии были Андрей Кашуба, Яна Карташева и наш замечательный гость Максим Маслов – создатель и руководитель выставки «Игромир», которая пройдет…
Максим Маслов
– С первого по четвертое октября в «Крокус-Экспо».
Андрей Кашуба
– Приходите все. Пока, пока.