{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Екатерина Рудых Директор Института развития интернета 17 сентября 2015г.
Екатерина Рудых
Говорим об эволюции форм обучения, проблемах дистанционного образования и соответствии образовательных программ компетенциям 21 века

Дмитрий Баронов

– Добрый вечер, дорогие радиослушатели. В эфире программа «Экспертный совет»  на радио «МедиаМетрикс». С вами я, Дмитрий Баронов. И сегодня у нас в гостях Екатерина Рудых - ведущий эксперт «Института развития интернета», руководитель кластера «Детский Интернет» Российской Ассоциации электронных коммуникаций и директор образовательных программ «Indigos.ru» группы компаний «Ланит». Здравствуйте, Екатерина.

Екатерина Рудых

– Добрый вечер.

Дмитрий Баронов

– Вы профессионально занимаетесь образованием школьным или вузовским тоже?

Екатерина Рудых

– В большей степени, конечно, школьным, но мы затрагиваем, в том числе и вузы.

Дмитрий Баронов

– Чудесно. Школьное образование. Скажите, что в настоящий момент изменилось в школьном образовании с тех времен, когда вы сами были школьницей?

Екатерина Рудых

– О, я хочу сказать, что изменилось практически все. Сейчас современное школьное образование совсем не то, каким оно было в мои времена. Хочу сказать, что мой любимый фильм, наверное, как и у многих школьников…

Дмитрий Баронов

– «Доживем до понедельника?»

Екатерина Рудых

– Нет. «Электроник».

Дмитрий Баронов

– «Электроник»!

Екатерина Рудых

– Конечно. Когда был прекрасный мальчик, искусственный интеллект, который помогал детям, действительно, в такой веселой форме приобщаться к знаниям, и детям было интересно. Так вот. Сегодня, наверное, задача школы как раз и заключается в том, чтобы сделать образование интересным для детей. Для этого делается достаточно много, в большей степени благодаря современным IT-технологиям, которые приходят в школу. Ни для кого не секрет, что сейчас на уровне Министерства образования реализуется достаточно много федеральных программ по модернизации школ и по внедрению доступной среды, когда затрагиваются, в том числе, интересы детей с ограниченными возможностями, их социализация в школах, которая до этого была бы невозможна. Говоря про современную школу, надо говорить о том, что, действительно, сейчас уже без современных IT-технологий практически этого образования нет. Да, в школу пришла робототехника, в школу пришло 3D-моделирование, прототипирование, в школу пришли интерактивные классы. И всё это делает, конечно же, образование интересным. Я, честно сказать, очень завидую современным детям.

Дмитрий Баронов

– Мы, похоже, говорим с вами сейчас про какие-то единичные случаи, наверное, на нашем образовательном поле. А если взять школу массовую, обычную, рядовую школу, не элитную, может быть, даже не московскую, может быть, даже сельскую? как там дела обстоят?

Екатерина Рудых

– Вы знаете, дела везде обстоят от региона в регион абсолютно по-разному. Но я хочу сказать, что, если брать даже региональные школы, то такие школы тоже есть. И, конечно, в массовые школы технологии приходят медленно. Точно так же как, интернацинализация страны, с точки зрения интернета, тоже…

Дмитрий Баронов

– Интернетизация. Так скажем.

Екатерина Рудых

– Интернетизация страны тоже была не быстрой, скажем так. Конечно, все зависит еще, в том числе, от инфраструктуры региона, и от доступа, то есть интернет и скорость интернета, и многих других вещей. Но вот есть 500 хороших школ Москвы, которые входят в «Школу новых технологий» - это проект Департамента образования Москвы и Департамента информационных технологий города Москвы. Вначале их было 20, в прошлом году было 200, в этом году уже 500. Что это за школы? Это школы, которые заинтересованы в этом. Они заинтересованы, они подают заявки на модернизацию, на проекты конкретные, им выделяются государственные, бюджетные деньги для того, чтобы эти технологии к ним пришли. Ничто и никто не запрещает школам участвовать в таких проектах.

Дмитрий Баронов

– Смотрите, вот первый класс. Пришел маленький человечек семилетний в первый класс. И что, на него зразу же навалились эти IT-технологии?

Екатерина Рудых

– Нет, конечно. Существуют определенные стандарты по использованию технологий. Но, тем не менее, процесс образования становится действительно интересным, интерактивным, есть электронные помощники. Ведь именно когда приходит молодой человек в школу, на него наваливается большая куча информации. Мы живем в век колоссального потока информации. Соответственно, для того, чтобы справиться с этим, ему нужно развивать память, внимание, чтобы себя комфортно чувствовать в новой образовательной среде. И здесь без интерактивных помощников никак не обойтись. То есть хотя бы на таком моменте. Тем более, что сейчас, как бы не ругали использование планшетов, но без этого уже дети… Я не представляю ребенка без планшета.

Дмитрий Баронов

– Несколько лет назад озвучивали идею эталонного школьного планшета как раз для школьника, чтобы их централизовано производить, централизованно их начинять необходимыми программами и выдавать школьникам. Эта идея до какой-то реализации дошла?

Екатерина Рудых

– Не могу сказать. Я не мониторила, чтобы был такой планшет, потому что сейчас в школах многообразие планшетов, это абсолютно разные производители (не буду их озвучивать в эфире). Поэтому, видимо, нет. Но идея создания единой образовательной среды действительно есть. Если говорить именно об идее единой образовательной среды, то, наверное, использование определенных платформ для таких планшетов должно быть, чтобы была преемственность, чтобы те образовательные учебники, тренажеры, лаборатории, которые используются на уроках, могли устанавливаться на эти планшеты. Тем более, если говорить в целом про единую образовательную среду, то здесь достаточно много - это и управление школой, и электронные дневники, и всё, всё, всё в одной среде.

Дмитрий Баронов

– Вот эти электронные дневники уже внедрены во всех школах московских, по крайней мере, я так понимаю, да?

Екатерина Рудых

– Да. Но не только в московских школах. На самом деле, электронные дневники внедрены и во многих регионах.

Дмитрий Баронов

– А учителя этих технологий не боятся?

Екатерина Рудых

– Конечно, с учителями вопрос не простой, потому что та ситуация, в которой оказался учитель в современном обществе, когда, в принципе, школы стали модернизироваться, стали приходить компьютеры, планшеты, смарт-доски и много-много всего остального, встал вопрос, что учитель какое-то время был без методического сопровождения (сам себе, что называется), когда он сам образовывался. Сейчас достаточно много образовательных курсов по повышению квалификации, именно обучение этим технологиям. Сейчас уровень IT-компетенции учителей… Даже последний обзор, который делала Галина Солдатова, показывает, что он сравним со школьниками. А вот родители очень сильно отстают по этому показателю.

Дмитрий Баронов

– То есть родители тоже должны как-то приобщаться к школьным информационным технологиям, я правильно понимаю, да?

Екатерина Рудых

– Вообще-то, да. На самом деле, как же домашнее задание? Родитель же должен выполнять его с ребенком.

Дмитрий Баронов

– Давайте начнем этот образовательный процесс. Вообще, он начинается когда? Он должен начинаться, наверное, еще в детском саду?

Екатерина Рудых

– Все верно. То, что сейчас происходит, во всяком случае, в московских школах и Московской области, – это объединение детского сада со школой. Этот процесс начался, то есть сейчас очень многие детские сады стали частью этих комплексов образовательных. И, конечно же, сейчас детские сады тоже очень активно начинают наращивать эту технологическую базу, но там, конечно же, уже этот процесс интерактива немножечко другой, естественно, с учетом возраста тех детей, которые приходят в детский сад.

Дмитрий Баронов

– А как изменились, на ваш взгляд, первоклассники? Ведь, по идее, они должны приходить, уже умея читать и писать, разве не так? Есть еще дети, которые в семь лет этого не умеют?

Екатерина Рудых

– Я думаю, что, конечно, есть. Это все зависит, наверное, от родителя - насколько у него было много времени заниматься своим ребенком. Но в целом сегодня дети более подготовлены, наверное. У меня нет такой статистики, я не могу ответить. Но я хочу сказать, что дети часто приходят к нам на экскурсии. Мы проводим экскурсии, у нас достаточно интересный…

Дмитрий Баронов

– К вам - это куда?

Екатерина Рудых

– К нам, это в «ЛАНИТ Образование», потому что у нас достаточно много интересных различных лабораторий по 3D-моделированию, по робототехнике, цифровые и виртуальные реальности - всё, что сейчас идет в современные школы. Детей разных возрастов мы приглашаем. Конечно, начальные классы еще не приходили, но пятые классы приходили. И когда ты у детей спрашиваешь: «Давайте поговорим про школу будущего, знакомы ли вы с 3D-технологиями, с виртуальной реальностью, с дополненной реальностью?», - они это всё уже знают.

Дмитрий Баронов

– Они во всё в это уже играли.

Екатерина Рудых

– Они не только в это играли. Мы с ними проводим, например, образовательные лекции, где мы им даем возможность попробовать (на примере урока по биологии) поставить эксперимент, в том числе сделать некую дополненную реальность. И вот дети быстро осваивают - за 40 минут они этим уже начинают владеть. С учителями процесс немножечко по времени больше.

Дмитрий Баронов

– То есть, по сути, «ЛАНИТ Образование» – это такая лаборатория новых информационных технологий?

Екатерина Рудых

– Я бы сказала, образовательных системных решений, потому что за каждым нашим решением стоит серьезная методическая работа и сопровождение, то есть стоят эксперты, стоят методисты. Потому что технологии сами по себе, они ничего не значат. А вот методология, методические разработки – это уже то, с чем учитель начинает работать, основываясь на базе современных технологий.

Дмитрий Баронов

– Насколько школьная программа нынешняя, особенно в старших классах, где идет речь о ЕГЭ, и там надо из четырех вариантов… Раньше было так: «Кто убил Муму? Герасим, Пьер Безухов или Михаил Шолохов?». Раньше нужно было просто выбрать правильный ответ. Как сейчас изменился ЕГЭ, и как изменились технологии в старших классах?

Екатерина Рудых

– Смотрите, ситуация с ЕГЭ год от года меняется. В этом году внедрены новые нововведения по проведению ЕГЭ. Я бы не хотела это комментировать, потому что это государственные стандарты по его проведению. Я могу выражать свое личное мнение. Я считаю, что, конечно, мы можем брать у Запада какие-то нововведения, но у нас более прекрасные свои наработки, в том числе и в образовании. Не все в образовании было плохо. ЕГЭ, так ЕГЭ. Дети тестируются. Во всяком случае, они привыкают к современным западным системам тестирования, а это очень важно, потому что мы говорим про непрерывность образования. Мы же говорим еще дальше про онлайн-обучение. В принципе, сейчас в старших классах дети могут четко понимать (профориентация у них начинается), они могут понимать, где они хотят учиться. Онлайн-образование, дистанционное образование и, вообще, открытые курсы дают возможность, в принципе, обучаться и в западных ведущих университетах. И тогда эта система тестирования, приближенная к западной, как раз хороша.

Дмитрий Баронов

– Но, видимо, дискуссии о месте этой системы тестирования еще продолжаются?

Екатерина Рудых

– Конечно. Я думаю, еще будут продолжаться достаточно долго.

Дмитрий Баронов

– Вы упомянули профориентацию. Если говорить о профориентации, есть такое ощущение, что вся Москва поголовно, все ученики, выходящие из школы, идут прямиком в ВУЗы. Все 100%. А кто будет водить троллейбусы, кто будет чинить водопроводные краны, кто будет подметать дворы?

Екатерина Рудых

– Роботы.

Дмитрий Баронов

– Роботы? Пока еще этих роботов нет. Их иногда заменяют приезжие из среднеазиатских республик. Очень часто. Но сама идея поголовного высшего образования - не находите ли вы в ней каких-то недостатков?

Екатерина Рудых

– Мне кажется, если у детей есть способности к получению высшего образования, лучше пусть они ей воспользуются. Ведь на самом деле никто не запрещает получить высшее образование и прекрасно его использовать для того, чтобы создать робота-дворника или робота-уборщика леса. А, кстати, я хочу сказать, что есть такой проект «Школа реальных дел», где мы со школьниками, разрабатываем какой-то кейс в течение года. В этом году мы будем программировать роботов на Android-системе для того, чтобы они уже посмотрели, как программировать не просто конструкторы, а именно промышленных роботов. А на следующий год есть задумка создать робота-уборщика мусора в лесах. И уже изначально прививать детям такое экологическое воспитание.

Дмитрий Баронов

– Ну, что ж. Всё-таки идея образования профессионального (то, что раньше называлось ПТУ), на ваш взгляд, уже отмерла, да?

Екатерина Рудых

– Нет. Она имеет место быть. Если у ребенка есть склонность к технике, и ему хочется в этом себя развивать… Потому что то, как мы видели ПТУ, и то, что сейчас происходит именно с профессиональным образованием – это тоже разные вещи. Сейчас, например, профессиональное образование подняло планку. На самом деле, очень много интересных колледжей, которые дают интересные специальности уже, потому что ведь есть пограничная специальность. То есть уже недостаточно быть дворником - надо управлять каким-то там средством, уметь что-то там делать…

Дмитрий Баронов

– В Московском метро лет двадцать назад висели объявления: «Требуются операторы уборочных машин», но в скобках было написано: «Уборщицы».

Екатерина Рудых

– Ну, это формулировки.

Дмитрий Баронов

– Ну, что ж. Значит, дошкольное образование, школьное образование... Дети в школах же разные: есть дети, которые схватывают всё на лету, есть дети, которые математические задачи щелкают в уме, как орехи. А есть дети, которые сидят в том же классе, но они математику не воспринимают. И, наоборот, есть дети, которые заучивают наизусть стихи целыми поэмами, а есть такие, которые двух слов связать не могут. Вот как на одном уроке, в рамках одной 45-минутной сессии, работать с этими детьми одновременно?

Екатерина Рудых

– На самом деле, сейчас вводится такое понятие, как перевернутый класс и смешанное обучение. Что это значит? Это значит, что дети готовятся к занятию самостоятельно, а уже в рамках самого урока с учителем они обсуждают, дискутируют и ставят опыты, либо лабораторные делают, или еще что-то. И такое смешанное обучение как раз позволяет реализовывать вот этот индивидуальный подход к обучению. Помимо этого, конечно же, возрастает роль и дистанционного образования, потому что оно как раз позволяет подходить к ученику индивидуально. А вообще, сейчас очень популярно такое определение, как «индивидуальная образовательная траектория» именно в педагогическом сообществе. Потому что, действительно, современная школа старается выстроить (во всяком случае, я вижу эти тенденции, что они происходят) такой индивидуальный подход к детям. Есть внеурочная деятельность в рамках различных творческих кружков, не только творческих кружков, где как раз эти подходы реализуются.

Дмитрий Баронов

– Не так давно министр (заметьте, не министр образования, а министр культуры) Владимир Мединский сказал, что, по его мнению, школьники как-то мало заняты. Их бы больше еще занимать в школах.

Екатерина Рудых

– Ну, это его мнение. А мнение многих и педагогов, и директоров, и родителей, в первую очередь, что все-таки сейчас современный ребенок перегружен. Смотрите, что сейчас происходит? Помимо общих каких-то вещей, сейчас в школу вводится такая деятельность, как проектная деятельность - дети должны обучаться в рамках проекта, причём проекта, приближенного к реальной жизни. То есть получать образование не какое-то там абстрактное, не абстрактно изучать математику, не абстрактно изучать химию, а применимо к жизни. И сейчас именно так во многих школах (во всяком случае, с которыми общаюсь я) этот процесс происходит. Вот эта проектная деятельность ложится на детей как раз уже вне уроков, помимо домашних заданий и всего остального. Конечно, я считаю, не надо перегружать детей. У детей все-таки должно быть детство и возможность побегать на улице, поиграть в футбол и поскакать в скакалочку.

Дмитрий Баронов

– А разве дети еще скачут в скакалочки? Они, по-моему, сидят все у компьютеров в свободное от учебы время.

Екатерина Рудых

– Не сказала бы. Всё-таки сейчас начинает развиваться (во всяком случае, запущена) программа по ГТО подготовке - школы, детские сады оснащаются очень современными площадками спортивными. То есть спорт входит, набирает популярность опять в школах.

Дмитрий Баронов

– Что ж. Я вижу перед вами большой красивый лист бумаги с надписью «Проблемы». Я чувствую, что это проблемы нашего образования, которые должны быть озвучены прямо сейчас.

Екатерина Рудых

– Я бы не сказала, что это проблемы нашего образования. Я бы сказала, что это проблемы, наверное, электронного образования, потому что, когда мы говорим про образование в целом, можно говорить много, потому что эпоха реформ всегда имеет две стороны. Есть сторона, кто ругает реформы, и есть та сторона, кто поддерживает реформы. Это нормально для любого общества.

Если говорить именно про электронное образование (а мы как раз являемся разработчиками такой среды – мобильного электронного обучения), то здесь мы сталкиваемся с самым большим стереотипом, который мешает внедрять электронное образование в жизнь на уровне родителей, на уровне учителей, - это то, что планшеты, как вы уже до этого говорили, это зло; технологии никогда не заменят учителя. Действительно, технологии никогда не заменят учителя, но, владея технологиями, учитель может быть наравне с ребенком и уметь его заинтересовать.

Дмитрий Баронов

– «Планшеты – зло» - это чье мнение? Это мнение, надеюсь, не самих детей? Они так не думают.

Екатерина Рудых

– Нет, дети, конечно, так не думают. Это в большинстве случаев мнение многих родителей, особенно в начальной школе. Это мнение некоторых педагогов.

Дмитрий Баронов

– Тут мы плавно вместе с вами переходим в другую тему: «Дети и интернет». Совершенно точно, что ребенок, будучи выпущенным в обычный интернет, который мы с вами знаем, может попасть в совершенно некомфортную для себя обстановку и, при этом, он этого не поймет. Вот если ребенок общается в социальных сетях, то он плохо понимает, с кем он имеет дело, он не может критически относиться к той информации, которую там видит, он не может ее осмысливать, анализировать, он не может на нее правильно реагировать. Как от этого защитить ребенка?

Екатерина Рудых

– Мне кажется, там комплексная задача, как родителей, в первую очередь, так и учителей и, вообще, общества в целом. И для этого ведь делается достаточно много - есть специально выделенная зона для детских ресурсов .ДЕТИ.

Дмитрий Баронов

– Там же неинтересно им, наверное?

Екатерина Рудых

– Почему? Нет. .ДЕТИ – это те же самые ресурсы, которые прошли проверку в соответствии с контентом, который приемлем для детей или нет. То есть это специально созданная зона. И, на самом деле, компании, которые переводят свои ресурсы (как медийные, так и сервисные), которые могут увидеть дети, они существуют. Достаточно много фильтров для этого. Но, прежде всего, это ведь еще и информационная грамотность. То есть, в том числе, как родители работают с ребенком: что он рассказывает, как ему защитить. Элементарно ведь. Даже посмотрите такой простой пример, как электронные платежи. Сколько мошенничества. И здесь вопрос, как самих компаний, которые осуществляют такую деятельность, так и родителей, правильно довести эту информацию до ребенка. И очень многие компании работают над этим. То есть, образовывая как детей, так и учителей основам безопасного интернета.

Дмитрий Баронов

– Как раз электронным платежам-то детей, наверное, и надо в школе учить: как правильно их производить, кому и чему доверять?

Екатерина Рудых

– Поэтому ведь ежегодно проходит урок безопасного интернета. В прошлом году, я знаю, что такой марафон проведения урока безопасного интернета затронул 82% школ. Разработана определенная методология по его проведению. Конечно, этого недостаточно, но ведь сейчас ведутся переговоры о том, чтобы сделать такой урок постоянным.

Дмитрий Баронов

– В принципе, ребенок в интернете - это о каком возрасте мы говорим? С какого возраста мы считаем, что человек уже понимает, откуда берутся дети и кто такие наркоманы и т. д., и т. п.?

Екатерина Рудых

– Сложно говорить. Мы считаем, что дети в интернете, это все, что до +12, а дальше уже все-таки идут подростки. Вообще, вы затронули очень серьезную проблему. И проблема связана не только, что видит ребенок, а что есть для ребенка, потому что хорошего, качественного контента для этой аудитории сейчас не очень много. Это действительно так. И ресурсов для детей не очень много, но каждый из этих ресурсов ведет свою интересную историю именно по обеспечению такой информационной грамотности. Я помню очень прекрасную кампанию, которую проводил ресурс «Твиди.ру» вместе с «QIWI», где они в игровой форме детишкам… «Твиди» - это как раз такой ресурс, где только дети сидят. И они сделали такую игровую штуку – виртуальные деньги, и моделировали различные ситуации. Уже в рамках такой игровой формы детям понятно доносится, что безопасно, что небезопасно. То есть это еще вопрос контента. Контента не так уж много.

Дмитрий Баронов

– «Ребенок в социальной сети». Можно ли пускать, вообще, ребенка в наши социальные сети, в такие как «ВКонтакте», «Однокласники»?

Екатерина Рудых

– Есть социальная сеть «Дневник.ру» - пожалуйста.

Дмитрий Баронов

– Это сеть для школьников?

Екатерина Рудых

– Да. На самом деле, чтобы зарегистрироваться в сети, ребенок должен иметь электронный адрес. Сейчас даже школьники регистрируют свои аккаунты на электронные адреса родителей. На самом деле, мне кажется, что ребенку до семи лет войти в эту сеть – это достаточно сложная задача.

Дмитрий Баронов

– И, войдя в эту сеть, что они видят там?

Екатерина Рудых

– Что они видят там?

Дмитрий Баронов

– В сети «Дневник.ру» какой-то специальный контент или просто дети общаются там друг с другом на свободные какие-то темы?

Екатерина Рудых

– Там достаточно много интересного образовательного контента. В принципе, ведь еще задача в чём? Понятно, что мы не можем отгородить современного ребенка от контента, от игр, например. Возьмем такое, в кавычках называя, «зло», как игры, к которым дети проявляют интерес уже с раннего возраста. Но игры играм тоже рознь. Есть игры умные, которые как раз в игровой форме обучают ребенка и прививают ему интерес к знаниям - различные интересные головоломки, в том числе с акцентом на математику, на русский язык, на логику, на историю. Такого контента достаточно много уже разработано и российскими, и западными поставщиками. Так вот пусть они смотрят. Такой контент есть на «Дневнике.ру», например.

Дмитрий Баронов

– То есть получилось собрать такой контент для детей до 12 лет в одном месте, и централизовано его предлагать?

Екатерина Рудых

– Там не только это. Там дети общаются друг с другом, они обсуждают какие-то свои проблемы школьные, только это все происходит в безопасной социальной среде.

Дмитрий Баронов

– Что ж, этот ответ мне понятен. Как я заметил, в рамках кластера «Детский интернет» вы разрабатываете стандарты рекламы для детей в интернете. Скажите, а это, вообще, можно?

Екатерина Рудых

– Давайте мы не будем говорить про стандарты. У нас в кластере «Детский интернет» есть три рабочих группы. Первый – это «Образовательный интернет» (мы поговорили немножечко). Второй – это «Безопасный интернет». А третий – это «Детский маркетинг». Здесь мы стараемся найти общий язык с ведущими брендами, которые рекламируют себя на эту аудиторию (на детскую аудиторию) для того, чтобы с ними разрабатывать такие образовательные рекламные кампании, прививать к ним социальную ответственность перед теми детьми, на которых их реклама рассчитана.

Дмитрий Баронов

– А что, можно рекламировать, обращаясь к детям? Скажите.

Екатерина Рудых

– Вот смотрите. Обращаясь к детям, вы же знаете, вы обращаетесь к детям, а они обращаются к маме и папе. Кто у нас основной такой манипулятор маленький?

Дмитрий Баронов

– Знаю, знаю. Не так давно видел: заходит ребенок с мамой в аптеку, и ребенок чуть не плачет: «Мама, купи мне…». И произносит название лекарства, которое в интернете активно рекламируется. Я бы, честно говоря, такую рекламу просто запретил. Рекламировать детям лекарства – это что-то такое запредельное.

Екатерина Рудых

– Да, да. Вот для этого мы и начали работу с рекламодателями по поводу того, чтобы делать какие-то интересные вещи, в том числе в игровой форме. Например, я знаю, что был интересный проект со студией «Барбоскины».

Дмитрий Баронов

– Мультики делают.

Екатерина Рудых

– Они делают не только мультики. У них достаточно серьезный онлайн-портал, где происходит дальнейшая история этих Барбоскиных. Дети их очень любят, потому что, действительно, интересный контент. И там достаточно умные компании. То есть туда приходят косметические бренды, которые «одень, обуй», что-то такое делается в ненавязчивой форме, игровой, но с неким обучающим элементом. И вот такие компании, я считаю, имеют место быть для этой аудитории. Потому что всё-таки дети - это очень ранимая аудитория: она не приемлет лжи, скажем так, какого-то обмана. Они же смотрят на все и во все верят.

Дмитрий Баронов

– То есть специалисты по детскому маркетингу зреют в рамках вашего кластера в РАЭК?

Екатерина Рудых

– Мы начали эту работу, потому что мы стараемся сделать рекламу социально-ответственной на эту аудиторию потихоньку.

Дмитрий Баронов

– Я напоминаю нашим радиослушателям, что у нас в гостях Екатерина Рудых. Я хочу, чтобы мы с вами поговорили о дистанционном образовании. Как вы знаете, «Институт развития интернета» готовит программу на ближайшие несколько лет по развитию интернета и связанных с ним отраслей экономики. В том числе, эта программа касается и образования. И одним из пожеланий к этой системе со стороны интернета была возможность как-то легализовать полностью дистанционное образование, то есть учащиеся и преподаватели не встречаются глаза в глаза вообще. Возможно ли такое, на ваш взгляд?

Екатерина Рудых

– На мой взгляд, возможно всё.

Дмитрий Баронов

– А что это за образование будет?

Екатерина Рудых

– Знаете, наверно, не готова сказать, не готова комментировать данную инициативу. Но я хочу сказать, что, если говорить в целом про рынок дистанционного образования, - это действительно, один из самых перспективных рынков сейчас. Наверное, ни для кого не секрет, что сейчас была запущена единая платформа образования для университетов, в которую государство выделило достаточно много денег для того, чтобы сделать такую национальную платформу и сделать наше высшее образование перспективным, интересным для Запада.

Дмитрий Баронов

– И какие технологии в рамках этих средств внедряются?

Екатерина Рудых

– Любой MOOC-овский проект развивается по своим сценариям.

Дмитрий Баронов

– MOOC – это что у нас такое?

Екатерина Рудых

– Это массовые открытые онлайн курсы. Соответственно, любой проект разрабатывается по своим сценариям - это могут быть видеокурсы, это могут быть какие-то видео с интерактивом, с дополнением. То есть у всех какие-то свои платформы. Но сейчас ребята из восьми ведущих ВУЗов страны объединились и разработали определенные стандарты к подготовке этих курсов открытых, которые лягут в эту платформу. Это уже хорошо. Это то, что отличает нашу национальную платформу от большинства других, потому что ведь подобные платформы запущенны во Франции и в Китае, и в Англии, и в Америке. Это, я уверена, повысит уровень такого онлайн-образования у нас, во всяком случае.

Дмитрий Баронов

– Но есть ВУЗ, и есть какая-то онлайн-платформа. Я где-то, сидя в каком-то райцентре, этот онлайн-курс прослушал. И что я получаю? Как повысился мой образовательный статус? Какой документ я получу?

Екатерина Рудых

– Для этого ВУЗы и объединились, чтобы по итогам прохождения этих программ вы могли получить определенный сертификат. То есть вы получаете виртуальные оценки, эти виртуальные оценки могут перезачитываться вам, как если бы вы были слушателем или абитуриентом данного ВУЗа. На самом деле, по этой системе пошел «Этекс», по-моему, и, в принципе, такая же система получения сертификатов есть на «Coursera». Кстати, я хочу сказать, что если говорить вообще про университеты будущего, очень многие межвузовские программы между различными университетами тоже есть. Когда команды из разных вузовских университетов проводят какую-то общую проектную деятельность. То есть это направление тоже сейчас развивается. Но, действительно, получение этих баллов и сертификация планируется в рамках этой платформы.

Дмитрий Баронов

– Слушая вас, Екатерина, я прихожу к такому выводу, что технологии есть сейчас любые. И если что-то и отстает, то, видимо, организация массового образовательного процесса, пожалуй, отстает от тех технологий, которые есть уже, которые могут быть предложены.

Дмитрий Баронов

– Да, всё верно, Дмитрий. Понимаете, ведь у нас большая страна, и для того, чтобы реформировать всю нашу систему образования… это такой поступательный процесс, но он начался, сейчас и современные технологии, и возможности, которые дает дистанционное образование, электронное, приходит в нашу жизнь и активно развивает саму образовательную систему.

Дмитрий Баронов

– Что будет с малокомплектными школами? Я расскажу, я читал новость: в одной из школ в Сибири в этом году был выпускной вечер для одной единственной выпускницы. Она одиннадцатый класс закончила в этой школе одна. Правильно ли ее одну было учить полноформатным составом учителей в этой школе? Можно ли было учить ее дистанционно так, чтобы ее не отрывать, не выдергивать ее из жизни, не отправлять куда-то в большой город?

Екатерина Рудых

– Можно, конечно. Сейчас современные системы дистанционные позволяют это реализовывать. Мало того, ведь есть прекрасные примеры более сложных моментов, как инклюзивное образование, когда дети с ограниченными возможностями получают на дому образование и дальше могут иметь возможность себя социализировать и реализовывать. И, конечно, это сейчас внедряется в определенных регионах, это дистанционное образование. Я думаю, что это вопрос, наверное, уже к региональному министру и администрации.

Дмитрий Баронов

– То есть сами эти технологии есть, они уже имеют какой-то официальный статус и…

Екатерина Рудых

– Конечно, эти технологии есть, и многие их уже применяют. Почему это было в данном случае так, я не знаю.

Дмитрий Баронов

– Если мы говорим о дистанционном обучении - мы продолжаем о нем говорить. Любят сейчас современные IT-шники слово «облачный», и если появляется какая-то новая технология, она обязательно почему-то облачная. Есть ли уже облачное образование?

Екатерина Рудых

– Что подразумевать именно под облачным образованием? Если мы говорим про облако, то, конечно, сейчас очень многие курсы выкладывается в это облако. Тогда можно сказать, что да.

Дмитрий Баронов

– Как раз на сайте «Ланита» я прочел термин «облачное персональное обучение».

Екатерина Рудых

– Но это, наверно, на сайте Сетевой Академии «Ланит». Оно действительно там есть. Вообще, Сетевая Академия «Ланит» – это отдельная история, рассчитанная именно на профессиональное образование. И применение этой технологии в образовании, конечно, есть и без этого никуда, потому что сама технология подразумевает. Но так, чтобы была именно какая-то именно отдельная…  Я просто не понимаю смысл вопроса, что вы хотите спросить.

Дмитрий Баронов

– Я говорю, что прочел на сайте «Ланиты» термин «облачное персональное обучение» и решил спросить, что же это такое.

Екатерина Рудых

– Облачное персональное обучение – это просто возможность использовать эту технологию в таком индивидуальном подходе к обучению, к своим ученикам. Ведь Академия «Ланит» обучает все-таки уже достаточно взрослых людей, у которых сжатый график, понятно, что все работают. Это повышение каких-то дополнительных качеств, навыков, и это, конечно, позволяет.

Дмитрий Баронов

– Ну, что ж, за образованием в облако. Хорошо. Скажите, Екатерина, будущее нашего образования? Вот пройдет пять, пройдет десять лет. Что, на ваш взгляд, изменится? Как далеко зайдет эволюция нашего образования?

Екатерина Рудых

– Я хочу сказать, что, скорее всего, в том виде, в котором сейчас существует роль педагога, она изменится достаточно существенно, потому что уже сейчас…

Дмитрий Баронов

– Педагогов не будет?

Екатерина Рудых

– Педагоги будут, но их роль будет, скорее всего, таких тьюторов. Мне так кажется, потому что тенденции таковы сейчас, что роль учителя, как учителя, сохраняется и будет, но в прекрасном будущем, я думаю, что учителя - это будут некие тьюторы, которые будут скорее помощниками, нежели в том виде учителями, которые они есть сейчас.

Дмитрий Баронов

– То есть в школе будет один завуч и десять роботов.

Екатерина Рудых

– Ну, не роботов. Хотя, я хочу сказать, что у нас есть робот Индиго - он участвует в разных мероприятиях и сейчас снимается в передаче «Проспект знаний». Этого робота мы часто используем для интерактива в обучении, и хочу сказать, что восприятие информации у детей сразу очень сильно повышается. Но, конечно, робот никогда не заменит учителя. Здесь я полностью на стороне педагогов.

Дмитрий Баронов

– Вы сказали: роль тьютора, то есть некоего наставника. Классический учитель-предметник, как его роль может поменяться?

Екатерина Рудых

– Точно так же: наставник, на самом деле. Дети проводят какие-то лаборатории, они просто у него консультируются. То есть учитель, как некий проектный менеджер.

Дмитрий Баронов

– А информационную базу они откуда-то из интернета будут…

Екатерина Рудых

– Информационную… Почему? Информационная база будет в той образовательной экосистеме, про которую уже сейчас мы начинаем говорить, которая сейчас начинает формироваться. Если взять классический интернет-бизнес, то есть мы говорим сейчас про рынок больших данных, основываясь на которых те же самые рекламодатели (и, в принципе, это используется и в разных других бизнесах), разрабатывают определенные, уже конкретные персонализированные решения. Та же самая технология, основанная на больших данных, имеет место использоваться и в образовании.

Дмитрий Баронов

– Это будет распределяющая шляпа.

Екатерина Рудых

– Это будет интересная история, когда, действительно, заработает цифровой профиль ученика: когда все данные по поводу его успеваемости, по поводу его предрасположенности к тем или иным предметам будут учитываться и позволять как раз этому учителю (я его назову проектным менеджером) выдавать ему некую траекторию, по которой он будет уже сам идти, а дети другие ему будут помогать. Потому что ведь задача школы – это не только дать знания, это еще, в том числе, и социализация. Посмотрите, самые ведущие школы на Западе - у них есть такое направление, как нетворкинг. То есть дети уже в школе обучаются взаимодействовать друг с другом и выстраиванию вот этих партнерских отношений.

Дмитрий Баронов

– Тимбилдинг.

Екатерина Рудых

– Да, тимбилдинг. И это очень важно, особенно в век информационных технологий, чтобы эта социализация не пропадала. Потому что эти дети дальше куда идут? Идут в ВУЗы. А дальше они куда идут? Идут работать. И умение выстраивать, взаимодействовать на уровне проекта – это очень важное умение, которое как раз сейчас и формируется в школе, и будет дальше одним из таких ключевых, я считаю.

Дмитрий Баронов

– Скажите, Екатерина. На ваш взгляд, в программе «Развитие интернета», которая сейчас готовится, какой пункт в образовательном разделе должен быть обязательно? Что государство может сделать для вас срочно, быстро и прямо в ближайшее время?

Екатерина Рудых

– Я считаю, что на данный момент, так как рынок еще не охвачен, то мне бы хотелось, чтобы было больше олимпиад, причем олимпиад интересных, которые бы способствовали развитию именно тех индивидуальных творческих наклонностей и навыков у детей, которые и позволяли бы нам растить инженеров, ученых, IT-шников. Именно здесь же у нас большая нехватка и дефицит кадров, а это наш потенциал страны, это потенциал экономики.

Дмитрий Баронов

– То есть олимпиады по техническим специальностям?

Екатерина Рудых

– Не только по техническим. Это математика, потому что без математики сейчас практически уже ничто не существует, программирование, которое уже основа основ. То есть, если посмотреть западные школы, то программирование стало одним из рядовых предметов.

Дмитрий Баронов

– Ну, что ж, передача наша потихонечку подходит к концу. У нас в гостях Екатерина Рудых - руководитель кластера «Детский интернет» Российской Ассоциации электронных коммуникаций и директор образовательных программ «Indigos.ru» компании «Ланит», и, конечно же, ведущий эксперт «Института развития интернета». Я бы напоследок хотел сказать, что, чему меня научили в школе, за что я безмерно школе благодарен, - меня научили учиться. Я учусь до сих пор, в свои уже достаточно немолодые годы, и я рад тому, что я учиться умею, и что я до сих пор делаю это с удовольствием. Что вы можете, Екатерина, пожелать нашим радиослушателям напоследок?

Екатерина Рудых

– Хотела бы пожелать оптимизма и больше вкладывать в своих детей именно интереса к знаниям. Потому что уверена, что вы, например, учитесь потому, что вам это нравится. Я считаю, что нельзя ребенка из-под палки заставлять учиться. Он должен сам этого хотеть. И я хочу пожелать всем слушателям, у которых есть дети, чтобы этот интерес у их детей был, и чтобы они способствовали его развитию.

Дмитрий Баронов

– И главное, чтобы этот интерес не пропадал у родителей.

Екатерина Рудых

– В том числе.

Дмитрий Баронов

– Итак, у нас в гостях была Екатерина Рудых. Меня зовут Дмитрий Баронов. Спасибо вам, Екатерина, что пришли.

Екатерина Рудых

– Спасибо вам. Было очень интересно.

Дмитрий Баронов

– Я вас пытал достаточно заинтересовано, скажем так. Но далеко не обо всем спросил, к сожалению, о чем хотел - рамки нашего эфира не очень это позволяют. Но, надеюсь, что мы с вами не в последний раз в этой студии встречались.

Екатерина Рудых

– Спасибо большое.

Дмитрий Баронов

– До свидания. Всего хорошего.

Екатерина Рудых

– До свидания.